Перевернутый класс селезневой елены: почва. Занятие по экологии на тему «Почва» Все о почве для детей

04.03.2020

Конспект занятия на тему «Почва»

Программное содержание:

Уточнить знания детей о почве, как о среде обитания организмов и необходимом условии жизни растений.

Закрепить знания детей о видах почв: песчаная, глинистая, чернозем и ее основном свойстве – плодородие.

Дать детям понятие о том, что почва явилась результатом превращения тепла и света, формировать основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее обитателям.

Развивать познавательный интерес у детей, смысловую деятельность, рассуждать, делать выводы.

Словарная работа: песчаная, глинистая, чернозем, плодородие, лаборатория.

Предшествующая работа: Игры с песком, лепка из глины, чтение сказки “Лежач-Камень”; “Волшебная кладовая”. Посев овса в разные виды почв, наблюдения. Уход за комнатными растениями. Опыт на выявление воздуха в почве.

Оборудование: фартуки, клеенка, совки воронки, лейки, лупы.

Ход занятий

Сегодня мы с вами поиграем в игру, научных сотрудников (ученых). Мы проведем научный совет (это когда ученые люди собираются и все вместе обсуждают одну тему), по итогам, проведенной работы, т.е. о почве.

Что такое почва? Почва – это вертикальный слой земной коры, главное свойство –плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений, снабжать водой и минеральными слоями.

У нас с вами три лаборатории, мы уже в них работали.

Лаборатория – занималась с песчаной почвой, (больше песка в почве).

Лаборатория – с глинистой (глины).

Лаборатория – с черноземом (больше перегноя). Попросим 1 лабораторию рассказать о своих наблюдениях, о результатах посева овса.

2 лаб. и 3 лаб.

На какой день пророс овес?

Как ухаживали?

Почему результат ростков не одинаков?

От чего это зависит? (от почвы)

Сделаем небольшой перерыв. Физкультминутка.

Возвращаемся в лабораторию и переходим к практической работе. Теперь необходимо выяснить, почему в почвах в разное время взошли ростки.

Что необходимо для роста растения? (тепло, влага, свет). Давайте проведем опыт.

Три стеклянные банки в каждой одинаковое количество почвы. Налить одинаковое количество воды и засечь время (песочные часы). Сделать вывод: почему вода быстро прошла через песчаную почву и не прошла через глиненную и медленно через чернозем. Чернозем – это комочки земли (больше перегноя). Песок – мелкие песчинки. Глина – плотная, пластичная. Взять комочки почв и бросить в воду, в какой баночке больше пузырьков. Что это?

Воздух. А сейчас с помощью волшебной палочки мы превращаемся в гномов, и посмотрим каких обитателей можно встретить.

Загадка: Он носит поясок,

Хотя без рук, без ног.

В земле живет

Когда ползет

Рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает.

(дождевой червяк).

Красивый темный жук -

Помощник он и друг.

(жужелица).

Дождевые червяки они рыхлят и обогащают почву кислородом.

Жужелица – рыхлит почву.

Бактерии – это маленькие организмы, которых можно рассмотреть под микроскопом, они делают почву плодородной. Как передвигаются – показать.

А теперь снова становимся большими и возвращаемся в нашу лабораторию.

Все растения приспосабливаются к разным почвам. Например: Сосна, ель – растут в песочной почве, потому что у них длинный корень, уходящий глубоко в землю, что бы добывать влагу и минеральные вещества и что бы удерживаться в этой песочной почве.

На огороде сажаем овощи в черноземную почву – так как у этих растений корни небольшие и все питание находится рядом.

В глинистой почве растут растения, но очень плохо, они чахлые, долго прорастают и такого урожая, как на черноземе не дают.

Черноземная почва – самая плодородная, но она истощается. А что нужно для того, чтобы она была плодородной? Удобрять. Чем удобряют почву? (навозом)

Нужно беречь и ценить чистоту земли – матушки, которая без всяких химических добавок веками отзывалась на труд крестьянина и кормила людей.

Вспомним народные изречения.

Земля – заботу любит.

Без хозяина земля – сирота.

Возвращая земле долг – будет толк.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Накорми землю – она покормит тебя.

В поле свез навоз – с поля хлеба воз.

Посмотрите, вы узнали это дерево! (плакат)

Береза. Она сейчас одинокая. Давайте совершим небольшое волшебство.

У меня есть листочки каждый, кто возьмет их в руки сразу придумает доброе слово и пожелает березке (полить, окопать, обрезать сухие ветки…)

Сухое деревце (береза) от заботы и доброты стало “счастливым” зазеленело, повеселело.

Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем о них заботиться и проявлять доброту.

Дата публикации: 06.01.18

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» г. Белоярский»

Познавательно-исследовательский проект

«Почва – живая земля»

Выполнили: воспитатели, дети подготовительной группы «Брусничка», родители

г. Белоярский, 2017 года

Модельно - информационная карта проекта.

«Почва - живая Земля»

Руководитель проекта. Костарева Марина Вячеславовна

Место проведения : МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»

Адрес: г. Белоярский, улица Строителей,20.

Телефон: 2-17-51

Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Брусничка»,

родители, воспитатели, социальные партнеры.

Возраст детей: 6 лет.

Проблемы. При посадке саженцев кедра и лиственницы на территории детского сада мы обратили внимание, что почва разная по цвету. Почему?

Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, почему почва имеет разные слои

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.

Развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности и использования информационных технологий (тематическое слайд - шоу);

Обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;

Воспитывать бережное отношение к природе (почве).

Коммуникативные:

Развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

Развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

Речевые и игровые:

Учить общаться в процессе экологической игры;

Побуждать развитие фантазии;

Формировать умение выражать свои мысли;

Прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

Продукт проекта.

Публичная защита проекта «Почва – живая Земля»

Лэпбук «Почва», «Капельная поливочная станция»

Материально – техническая база для реализации проекта:

1.Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.) и подборка предметов, выполненных из этих материалов;

2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

3.Тематическая подборка слайд-шоу;

4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

5. Колбы и емкости с водой для проведения опытов;

6. Семена: овёс, пшеница для посадки.

7. Коллективная работа «Подземное царство»

8.Конструктор «LEJO WeDo» для поливочной станции

9.Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)

10.Фартуки-халаты;

11.Микраскоп.

Информационная часть.

Почва–это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней и имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. Чем больше в почве перегноя, тем он плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие–основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв разрабатываю правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля–наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100летвсегоодин сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля–это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1,5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной – это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землёй, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы небело застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но задерживаете, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

Актуальность темы:

  • сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли;
  • обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы , песка, глины
  • учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;
  • учить фиксировать результаты исследований;
  • учить формулировать выводы;
  • формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Деятельность педагога:

Определение проблемы, постановка цели и задач;

Определение методов работы;

Подбор методической, научно - популярный и художественной литературы;

Оформление информационной копилки по данной тематике;

Составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы.

Совместная деятельность с детьми:

Вести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.

Совместная деятельность с родителями воспитанников:

Введение родителей в проблемную ситуацию;

определение круга актуальных и посильных задач.

II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.

Работа с детьми

Раздел программы

Формы, методы и приемы работы

Познавательная

деятельность

НОД «Что такое почва?»

Эксперименты:

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

1.Воздух в почве.

2.Есть ли в почве вода?

3.Есть ли в почве перегной?

4.Есть ли в почве соли?

5.Узнаемсвойствапескаиглины

6.Почва – поземное царство

«Влажная почва. Ее свойства»

«Что содержится в почве?»

«Песок и глина».

Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы»

«Свойства песка и глины».

Наблюдения в природе.

Художественная

литература

Чтение Сказка «Дюймовка».

Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).

деятельность

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

«д/и Да-Нет».

Конструирование поливочной станции

Работа с родителями

Форма

взаимодействия

Тематика

Информационно –

наглядная

Коллективная

Тематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».

Анкетирование родителей

Индивидуальная

«Как вести познавательную беседу».

«Как смотреть познавательное видео и программы».

Познавательная Творческая

Творческая мастерская» Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», «Капельная поливочная станция»

3 этап

Задачи этапа:

Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

Анкетирование родителей (приложение 2)

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы.

Результаты работы над проектом дети узнают, что почва - верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

Дети научатся : определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Взаимодействие с родителями.

Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничествах участниками.

Диагностирование результативности реализации проекта .

Для педагога:

Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий, удовлетворённость собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.


Приложение

Схема реализации проекта


Приложение 1

Область «Речевое развитие»

Центр литературы:

Беседы:

«Влажная почва. Ее свойства»

«Что содержится в почве?»

«Песок и глина»

Выставка научно – познавательных книг.

Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).

Чтение отрывков из книги С.Сахарного «По морям вокруг Земли».

Чтение сказок и стихов, загадок о почве (Рыжова Н.).

Область «Познавательное развитие»

Центр экспериментирования:

Эксперименты:

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

1. Сухая и влажная почва.

2. Воздух в почве.

3. Состав почвы.

4.Нужно ли растению почва.

Занятие НОД Приложение.4

«Знакомство со свойствами и составом почвы»

«Свойства песка и глины».

Наблюдения в природе

«Что такое почва?»

НОД «Подземные жители».

Область «Физическое развитие»

Центр Физической культуры:

Подвижные игры» Деревья и червячки» Приложение 7.

Продукт проекта Публичная защита проекта, лэпбук, капельная поливочная станция

Область «Художественно-эстетическое развитие»

Центр искусства:

Рисование на тему: «Подземные жители»

Рисование на тему: «Растения и почва»

Выставка рисунков «Почва в природе»

Рисование экологических знаков,

Область «Социально-коммуникативное развитие»

Центр игр.

Сюжетно-ролевая игра «Экологи»

Игра – моделирование «Слои земли»

Игра - викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

«Д/и Да-Нет».

Приложение 5.

Центр конструирования:

Макет«Поливочная станция»из конструктора«LEJO WeDo»

Приложение 2

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников »

Уважаемые родители !

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации экологи – Проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников . Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей

1. Считаете ели Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников ?

2. Как вы понимаете слово Экология, что она изучает?

3.Как высчитаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающий среды.

4.В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье ?

Беседы с ребенком о природе

Подкормка птиц

Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами.

Чтение художественной литературы.

Другие способы.

5.Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребёнка?

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

7.Какую информацию вы бы хотели получить тот дошкольного учреждения по экологическому воспитанию.

Благодарим Вас за участие!

Приложение 3

Познавательно - игровая программа

ТЕМА: Почва - живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «Почва - взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты – Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва - это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года (а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1:

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Вывод:

ОПЫТ 3.

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко»

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» -ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы, наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша.

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Теперь нам пора возвращаться в группу.

Приложение 4

Дидактическая игра «Да - нет»

Цель : развивать экологическое сознание детей, формировать ценностные ориентиры, закрепление грамотного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Руководство к проведению игры

Материал : карточки иллюстрации о правилах поведения в природе.

Ход игры:

Воспитатель сообщает, в лес пришел Незнайка он ничего не знает о правилах поведения в лису. Я буду вам сообщать о действиях, которые он совершал в лесу, а вы оцените его поступки. Если Незнайка поступает правильно вы говорите «Да» . Если поступает неправильно отвечайте «Нет» .

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (да)

Если ветку подвяжу

Колышек подставлю (да)

Если разведу костер

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убирать забуду? (нет)

Если мусор уберу

Банку закопаю (да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю (да)

Приложение 5

Картотека опытов

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

ОПЫТ 4.

Несколько капель раствора, где была земля, поместили на стеклянную пластинку. Поставим в тёплое место.

Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: В почве содержится соль.

Приложение 6

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Приложение 7

НОД «Подземные жители»

Цель : Дать детям занятие о кроте - диком зверьке (где живет, чем питается, каковы характерные особенности его внешнего вида, познакомить с дождевым червяком (его внешним видом объяснить, почему червей называют дождевыми) .

Воспитывать интерес к подземным жителям (кроту, дождевому червяку) . Бережно относиться к ним.

Ребята сегодня на занятии мы с вами отправляемся в путешествие в подземное царство . Мы знаем, что животные живут не только в лесу, ходят по земле, но живут и в земле.

Мы спускаемся все ниже, ниже становиться темнее и темнее солнышко совсем не попадает сюда.

А вот и первый подземный житель .

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдите вы (червяк)

А сейчас послушайте отрывок из сказки Павловой «Большое чудо»

Дождевой червяк родился не земле, под гнилушкой и целой год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю, он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда. Но однажды, после сильного летнего ливня дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу. Земля была мокрой и мягкой. Солнце светило сквозь облачко и не жгло, а ласкало нежную кожу дождевого червяка. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось будто это он сам нарочно вылез посмотреть на белый свет. Он так и сказал : «Я пришел посмотреть как вы все тут живете» . «Ну что ж, посмотри» - приветливо ответили ему травы, и деревья Они не знали его, и любили ведь он жил в большой дружбе с корнями. Поползай по земле, и ты увидишь много разных чудес.

Ребята, а как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Правильно под землей нет света, поэтому червяку, как и другим подземным жителям , хорошее зрение ни к чему.

Ребята, почему червей называют дождевыми? (из-за того, что черви после дождя выползают на поверхность) Но оказывается, в названии таится настоящая трагедия этих полезных существ. Они тысячами не возвращается под землю. Может быть их заливает водой в норках, и они гибнут от недостатка кислорода. Но в опытах они выживают в банках с водой целый год. Какая таинственная сила гонит червей из нор во время дождя и губит их? На это пока нет ответа. Долго находится без почвы червяк не может, он житель подземного царства .

Сейчас мы встретимся с одним подземным жителям (загадка) .

Сделал дыру, вырвал нору,

Солнце сияет, а он и не знает (крот)

Ребята, сейчас мы посмотрим фильм о кроте.

Ребята, а какую вы знаете сказку, в которой жил крот. (Дюймовочка)

А как в сказке старая мышь говорила о кроте : У него самый большой дом под землей и он носит чудесную бархатную шубу. Одна беда он совсем слепой и не увидит тебя. Дом у крота был в 20 раз больше чем у полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. Крот не любил о том, что скоро лету конец будет солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой.

Вопросы :

1. Почему крот был слепым и не любил солнце? (крот подземное животное , под землей нет света, там всегда темно и кроту не нужно зрение, потому что все равно ничего не увидишь)

2. Почему крот был толстым? (под землей холодно и толстый слой жира согревает крота, помогает ему спастись от холода и теплая бархатная шубка).

3. Почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова станет мягкой и рыхлой? (тогда кроту будет удобно копать землю, рыть в ней ходы) .

Ребята, крот действительно трудяга. Длинной всего 10-15 см и весом 100 гр. он выносит на поверхность за год до 10 тонн земли. Настоящая миниатюрная землеройная машина. Кошку можно гладить только от головы до хвоста, если гладить в любом направлении шерстка будет ложиться гладко, крот ползает в любом направлении, и она не мешает ему, потому что если бы она топорщилась, как у кошки крот застрял бы при движении назад. Волоски у крота плотно прижаты к телу. Крот прекрасно слышит, различает запахи. Помогает ему ориентироваться хоботок. Крот любит пить, он прорывает ходы к лужам и ручьям. Ест крот много, без пищи быстро погибает. Питается он личинками жуков, дождевыми червями. А на них самих охотятся лисы, вороны, куницы, ежи. Но самый большой их враг - человек. Из их бархатных шубок люди шьют для себя шубы. Но кротам шубы гораздо нужнее, чем людям.

О чем бы крот попросил людей, если бы умел разговаривать?

А сейчас ребята, нам пора возвращается из подземного царства . Как хорошо на земле. Ярко светит солнце. Давайте поиграем с вами в игру «Зверолов» .

Приложение 8

Литература:

1. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.

2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

3. Кованько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

4. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.

5. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

6. Дубина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

8. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

9. Рыжова Н.А. Не просто сказки. М., 2002 г.

10. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

11. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.,2005 г.

12. Нищева. Н.В. Познавательно - исследовательская деятельность опыты, эксперименты.2013г.

Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».

Занятие по экологии

«Путешествие в подземном царстве»

Цель : Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой .

Задачи :

Образовательная : Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений , рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.

Развивающие : развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательная : воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.

Предварительная работа : Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки) . Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.

Ход занятия .

В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.

Обратите внимание на емкость с почвой . Что такое почва ?

Всезнайка : Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие . Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)

Ответы детей :

Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу ?

Ответы детей : Да они рыхлят почву .

Всезнайка : Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода. Давайте проверим : бросаем в банку с водой комок почвы . Что увидели? (Пузырьки воздуха.)

Всезнайка : Из чего состоит почва ?

Ответы детей :

В состав почвы входят : перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет .

(Показ макета со слоями состава почвы .)

Всезнайка : Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной

Ответ : детей : глина - твердая, плотная песок - сыпучий перегной - рыхлый

Практическая деятельность детей : воспроизвести макет слоев почвы

Всезнайка : В какой почве лучше расти растениям?

Ответы детей : (рыхлой мягкой)

Всезнайка : В плотной почве не хватает воздуха , воды чтобы в ней росли растения.

Всезнайка : А есть ли вода в почве ? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне , образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы , когда греет солнце.

Всезнайка : Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.

Физминутка :

Всезнайка : Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.

Помните! Юный эколог тот , кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

(Собрать мусор)

Худ слово : Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг

И дует свежий ветер

Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.

Возможна ли жизнь на Земле без почвы ?

Ответы детей : Нет

Всезнайка : Как почва нас кормит ?

Ответы детей :

Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят :

Дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)

Представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)

Без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях - газообразном, твердом, жидком (вода)

Плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва )

Всезнайка : Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления) . Давайте устроим огород на подоконнике.

Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.

Конспект НОД "Знакомство со свойствами почвы" для детей подготовительного к школе возраста

Богдан Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Золотая рыбка"
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство со свойствами почвы"для детей 6-7 лет.Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва".

"Знакомство со свойствами почвы"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить с процессом образования почвы.
Дать представление о почве и ее составе.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивающие задачи:
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадыва-ние загадок о почве, подземных жителях.
Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, пло-дородная, перегной, минеральные соли.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, под-носы.

Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.
Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в помещение, здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.
Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва). Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
- Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.
Основная часть.
Воспитатель.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1.
- Какого цвета почва? (ответы детей)
Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и дру-гих мелких животных)
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2
Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3
Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы замети-ли? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.
Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной
Опыт № 4 проводит педагог.
С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Опыт № 5 проводит педагог .
Положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву стеклянным стаканом. затем нагрею ее над пламенем свечи. Что вы наблюдаете? Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялись капельки воды?
Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднима-ется вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчай-шие капельки воды.
Опыт № 6
Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впи-тывается). Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось сво-бодного места, весь воздух вытеснен водой)
Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.
Опыт № 7
Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. По-ставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).
Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
- Что же получают растения из почвы? (ответы детей)
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших рас-тений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.
Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения.
- Мне понравилось как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу. Прислушивались к мнению товарища.
Спасибо всем за работу.

Литература:
Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005

Ежедневно мы потребляем в пищу различные продукты питания, носим одежду и пользуемся необходимыми нам предметами и средствами, при этом, вовсе не задумываясь, откуда и как все это появилось и стало возможным. А ведь наша жизнь во многом зависит от земельного покрова под ногами, который создавался природой даже не веками, а целыми тысячелетиями.


Почва, это богатство, подаренное нам природой, именно благодаря ей человек и животный мир обеспечены пропитанием, а все более развивающаяся в различных областях промышленность, сырьем. Поэтому очень важно знать свойства почвы и правильно использовать этот ресурс, дабы будущие поколения всего живого на Земле не погибли.

Знаете ли вы как она появилась?

Одним из интересных фактов об этой уникальной субстанции под названием почва, является само ее происхождение. Изначально поверхность Земли была лишь голой каменной пустыней. Но со временем ветры разрушали твердые породы, превращая их в мельчайшие частицы, которые и стали основой для появления почвы. Из-за изменений температур в горных породах образовывались трещины, и происходило их разрушение, а вода и ветер разносили остатки. Затем появились прямо на скалах первые растения, которые из поколения в поколение росли и погибали. Остатки этих растений перемешивались с минеральными частицами, образовывая новое живое вещество, которое в итоге называется почвой.

Ее свойства и функции далеко не банальны!

Вряд ли ступая по земле, кто-либо из нас задумывается о процессах, происходящих внутри этого колоссального организма. Почва, по сути является природной лабораторией по переработке остатков животного и растительного миров. При этом ее плодородность только усиливается, а образующиеся минеральные вещества питают другие растения. Именно в этом и состоит основное назначение грунта, перерабатывать и передавать в себе все необходимые и полезные элементы для развития флоры и фауны.

Основой почвы являются глина, песок и ил . Поэтому ее свойства напрямую зависят от содержащегося того или иного, в большем или меньшем количестве. Например, если в грунте много ила, то он более плодороден, если это песчаный грунт, то нестрашны застои воды, чего не скажешь о глинистой почве, зато песчаный грунт быстро промерзает в минусовую температуру. Возможно, зная эти факты о почве, вы сможете более бережно и рационально использовать ее.


Как вы думаете, отчего напрямую зависит качество почвы? Так вот, деревья играют важную роль в структуре и формировании полезного грунта, причем именно лиственной породы. Деревья лиственные, обогащают почву азотом, золой, перегноем создавая нужную среду для микрофлоры. А вот хвойные породы наоборот имеют отрицательное воздействие, т.к. способствуют формированию подзолистых грунтов.

Почва, порой как природный капкан

Вероятнее всего, многие слышали о таком явлении как зыбучие пески , которые достаточно опасны для человека. Получаются они в результате того, что верхний слой песка абсолютно высушен солнцем, образовавшаяся на поверхности твердая корка крайне тонка, а трава и вовсе делает ее незаметной.


Человек, ступивший на такой участок грунта, тут же проваливается и его засасывает своего рода песчаный капкан. Правда полностью не засосет, но и самостоятельно вылезти все же не удастся. Интересен тот факт, что это довольно опасное природное явление образуется из-за свойств сухого и влажного песка. Влажный песок отлично слипается, так как вода покрывает песчинки тонкой плевой, но главное при этом присутствие кислорода. Если же вытеснить кислород водой, то сцепление исчезнет. Под толстым слоем песка обязательно есть мощный водяной источник, этим и объясняется появление зыбучих песков.

В почве заключен гарант нашего существования

Еще одним невероятно важным моментом является то, что почва также служит хранилищем углерода , около 75% и находится на втором месте после океанов. Эта без сомнения необходимая способность почвы хранить углерод, препятствует его попаданию в атмосферу, смягчаются климатические изменения, повышается устойчивость к засухе и наводнениям.

Здоровая земля, гарантирует нам продовольственную безопасность на планете. В связи с тем, что именно почва дает растениям все самое необходимое, наша задача относится к ней бережно, дабы не прервать пищевую цепь и не погибнуть от голода. Здоровая почва, основа здоровых продуктов питания.

Возможно вы удивитесь, но самым крупным фильтром для воды, также служит почва. Каждый год через нее фильтруются тысячи кубических километров воды. Почва задерживает токсины, и вода возвращается в океан менее загрязненной. В то время как, воды, падающие на асфальтированные дороги несут с собой весь мусор и грязь окружающей среды, лишь усугубляя проблему экологической безопасности океанов и морей. Почвенный покров поглощает из попадающей в него воды магний, калий, кальций и другие питательные вещества, и отдает их растениям.


Известно ли вам, что микроорганизмы, живущие в почве используют в медицине, например, для изготовления антибиотиков? Благодаря ей, мы имеем лекарства такие как стрептомицин, первый активный антибиотик для борьбы с туберкулезом и чумой. К примеру, лекарственное средство циклоспорин, назначается больному, дабы предотвратить отторжение при пересадке тканей или органов.

Похожие статьи