Интерактивная деятельность в детском саду. Интерактивные технологии образования в дошкольных учреждениях. Зачем использовать в детсадах интерактивные технологии

21.12.2023

Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.


Основные задачи обучения и воспитания -Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; -Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию; -Интегрированное содержание работы с детьми; -Партнерские взаимоотношения детей и взрослых; -Активное вовлечение ребенка в социум и др.


Преимущества интерактивного обучения - решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; - развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению; - релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и т. д.




Технологии развивающего обучения - технологии проблемного обучения, проектная деятельность - кейс-технологии - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - технологии разноуровнего обучения - игровые технологии - интегрированное занятие - ИКТ-технологии - вариативность среды, наличие различных пространств, обеспечение свободного выбора детей и другие Интерактивные технологии - инструмент профессиональной деятельности педагога




Результаты интерактивного обучения активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; повышается интерес и желание участвовать в работе; умение высказать свое мнение и отстоять его; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха); формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.


«Кластер» Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. 1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа. 2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. 3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи. 4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время. Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.


«Кластер» На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними. ЗИМА елка каток Новый год лыжи праздник Дед Мороз снеговик санки подарки


Синквейн 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы) МАМА Добрая, любимая Заботится, любит, кормит Я люблю свою маму! ДОБРОТА в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.




Баскет-метод баскет- (корзина) метод обучения на основе имитации ситуаций.корзина Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации. Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.


Броуновское движение Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Цель: развитие умений перевоплощаться и входить в необычную роль. Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных (слон, обезьяна, заяц и т.д.) Все участники по команде ведущего, начинают передвигаться в хаотичном порядке, имитируя животных (слон, обезьяна, заяц и т.д.)


Анализ практических ситуаций метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.




Интерактивная доска Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.


Интерактивный стол Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями. Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально. Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсором, то есть создается атмосфера для работы в коллективе.


Проекторы Использование проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера. Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно. Интерактивная песочница это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки.


Конструкторы LEGO. Робототехника. Освоение навыков работа–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов: 1. знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. 2. На втором этапе учимся собирать простые конструкции по образцу. 3. Сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.

Мошкова Светлана Владимировна,

воспитатель

МАУДО "Детский сад № 9" города Ялуторовска

а технологии образования – это Бог»

В.П. Тихомиров

Цель: рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога;

Задачи:

  • мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;
  • способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, столы, мольберт;

Ход практикума:

Слайд № 1 (название практикума)

1. Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Игра «Импульс», Игра «Пожелания».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на практикуме в рамках стажировочной площадки. Сейчас я вам предлагаю встать в круг, взять друг друга за руки и передать своим пожатием импульс по кругу. Ну, а для того чтобы удержать полученную энергию и усилить её, давайте подарим друг другу комплименты с добрыми пожеланиями.

2. Вступление. Тема нашего практикума - «Играя, познаем мир!» (использование интерактивных технологий в образовательном процессе)

Слайд № 2

Счастливый случай нас собрал

Вот в эти стены, в этот зал.

Интерактивные технологии обучения

Не дадут скучать и унывать,

Затеют спор веселый, шумный,

Помогут новое узнать.

В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. Дошкольное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.

Слайд № 3

3. Теория

Давайте же, определим понятия.

Интерактивный – inter (взаимный), act (действовать) – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, воспитанников друг с другом.

Слайд № 4

Интерактивные технологии используемые в работе
с детьми 3-7 лет.

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

4. Практическая часть

Форма проведения: путешествие е в страну Знаний. Количество 12 человек.

Демонстрационный материал:

1. Поднос, пучок соломы, лапоть, воздушный шарик;
2. Схема поезда с тремя вагонами;
3. Макет реки (таз наполненный водой)
4. Тарелка с очищенными дольками чеснока;
5. Дерево;
6. Детский микрофон;

Раздаточный материал:

1. Символы на грудь - воздушные шарики: 2 красных, 2 синих, 2 зеленых, 2 желтых, 2 оранжевых, 2 фиолетовых с восклицательным и вопросительным знаком;
2. Картинки с изображением транспорта, передвигающегося с помощью по воздуху и с помощью воздуха и бензина;
3. Флажок красного цвета для станции «Воздушная»
4. Плоские воздушные шарики: красного – 12 штук, зеленого – 12 штук, синего – 12 штук

Предметы для проведения опытов:

1. Трубочки для коктейлей – 12 штук;
2. Прозрачные одноразовые стаканы – 12 штук;
3. Воздушные шары – 12 штук;
4. Полиэтиленовые пакеты – 12 штук;
5. Кораблики – деревянная щепка с бумажным парусом);
6. 6 тазов с водой;
7. Пол листа бумаги;

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам побыть в роли детей и принять участие в путешествии в страну Знаний по теме «Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем», где будут использованы некоторые интерактивные технологии в работе с детьми, представленные на слайде

Методические указания

1 часть. Вхождение в тему. Раздача символов (желающие 12 человек)

Игровая технология

Воспитатель: Обратите внимание на схему (на мольберте едет паровоз с прицепными вагонами). Я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на этом поезде, но сначала мы должны украсить наш поезд, чем мы узнаем позже.

  1. Игровая мотивация

Воспитатель: посмотрите на предметы, лежащие на подносе на столе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар), догадайтесь к какой сказке эти предметы имеют отношение. (Ответы детей)

Информационно-коммуникативная технология

Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран, давайте проверим правильность ваших ответов (на экране демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Пузырь, соломинка и Лапоть») Дети называют героев сказок и выбирают нужную, объясняя почему.

Воспитатель: Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?

Дети: Пошли однажды они в лес дрова рубить. Дошли до речки и не знают, как перейти через реку. Лапоть сказал Пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» - «Нет, Лапоть! Пусть лучше соломинка протянется с берега на другой берег». Лапоть пошел по соломинке, она переломилась, он и упал в воду, а Пузырь хохотал-хохотал, да и лопнул.

Слайд № 5

Воспитатель: воспитатель выступает в роли корреспондента, берет интервью у детей по цепочке (с ярким игрушечным микрофоном)

На что был похож Пузырь?

Как вы думаете, что было у него внутри?

Что могло бы случиться, если Пузырь бы согласился перевезти Соломинку и Лапоть?

Почему лопнул Пузырь?

Обобщение : Пузырь исчез, потому, что из него вышел весь воздух.

  1. Игровое упражнение «Едем на поезде в страну Знаний»

Воспитатель: я в начале нашего путешествия говорила, что нам нужно украсить наш поезд. Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах.

Кто знает, как доказать что воздух существует? (с помощью опытов)

Возьмите воздушные шары и обозначьте:

Красными воздушными шарами – уверенность в своих знаниях;

Зелеными – свои колебания, сомнения в умении провести опыты.

2 часть. Экспериментальная деятельность

1. Серия опытов

Интерактивная технология «Работа в парах»

Слайд № 6

Воспитатель: я предлагаю вам разделиться в пары, чтобы пара состояла из шаров одинакового цвета, но разного знака (садятся за столы парами)

Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите и скажите про него?

Дети : воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим.

Воспитатель: а можно нам увидеть этого «невидимку»? Может быть кто-нибудь из вас с ним уже встречался?

Дети: пузыри на поверхности воды и др.

Воспитатель : как же можно обнаружить воздух?

Дети: пары выдвигают гипотезу – с помощью опытов.

Обобщение: воздух можно обнаружить с помощью опытов, для проведения которых нужны различные предметы.

ЗАДАНИЕ 1. Создать поток воздуха у лица

Опыт № 1 – взять листок бумаги, сделать веер и помахать им около лица

Вопрос : что ощущаете? (легкий ветерок, прохладу – ответы в парах). Какой можно сделать вывод? – ответы в парах

Вывод: воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем)

ЗАДАНИЕ 2. Увидеть воздух, которым мы выдыхаем

Опыт № 2 – взять трубочку для коктейлей и подуть через неё в стакан с водой

Опыт № 3 – надуть воздушный шарик (2-3 вдоха)

Вопрос : Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться? Вспомните строение человека, где расположен воздух, как дышит человек. Какой можно сделать вывод – ответы в парах

Вывод: воздух находится внутри тела в легких, его объем можно измерить

ЗАДАНИЕ 3. Доказать, что воздух прозрачный

Опыт № 4 – взять прозрачный полиэтиленовый пакет, открыть его, «набрать» воздух и скрутить края

Вопрос : можно ли увидеть через воздух-невидимку все, что находится вокруг нас? Какой можно, сделать вывод – ответы в парах

Вывод : воздух прозрачный, невидимый, через него можно видеть, все, что нас окружает

2. Игровые упражнения

Интерактивная технология «Хоровод»

Слайд № 7

Воспитатель: давайте встанем в круг и я буду вам бросать шарик, а вы будете отвечать на заданный вопрос.

Нужен ли воздух людям и животным? (без воздуха они не смогут дышать, а значит и жить)

- Как вы думаете, чем дышат морские обитатели? Если купить в магазине рыбок для аквариума, поместить их в банку, которую плотно закрыть крышкой, что может произойти? (в воде есть воздух, которым дышат все обитатели рек, морей, озер)

А человек может долго находиться под водой без маски водолаза? Почему? (нет не может, т.к. ему не хватает воздуха) Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать. Что вы чувствовали?

Воспитатель: мы с вами выяснили, что нос нужен для дыхания и не только. Что еще умеет определять нос? (определять запахи)

Здоровьесберегающая технология. Игровое упражнении «Угадай запах?»

Воспитатель: закройте глаза, зажмите нос (в это время перед детьми проносят тарелку с дольками свеженарезанного чеснока)

Вдохните воздух, чем пахнет? Как вы узнали, что это запах чеснока? Какой можно сделать вывод?

Вывод: запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их чувствуем, когда вдыхаем его.

3 часть. Физкультурная пауза

Воспитатель: я приглашаю вас на морской берег, здесь всегда свежо, часто дует ветер. Как вы думаете, чем может пахнуть море?

(включается запись морского шума, дети представляют волны, плавающих в воде рыб. Проводится игра «Морская фигура – на месте замри»)

4 часть. «Воздух и транспорт»

Интерактивная технология «Дерево знаний», игра «Подбери нужную картинку»

Слайд № 8

Воспитатель: можно ли назвать воздух помощником человека? (ответы)

Дети делятся на 2 группы по принципу: 1 группа - воздушные шары с восклицательными знаками, вторая группа – с вопросительными.

Воспитатель: я сейчас вам раздам картинки транспорта в конвертах

1 группа (с вопросительными знаками) – выберите картинки транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и в воздухе и поместите их на дерево с синим символом.

2 группа (с восклицательными знаками) – с помощью бензина и тоже поместите на дерево с коричневым символом.

Воспитатель: посмотрите внимательно, все ли сделали правильный выбор. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся картинки транспорта? (ответы в группах)

5 часть. Технология проблемного обучения. Проблемная ситуация «Переправа»

Воспитатель: а сейчас будем работать снова в парах по цвету воздушных шаров на груди. Мы сегодня с вами разговаривали про сказку «Лапоть, Соломинка и Пузырь» и узнали, что сказочные герои не смогли перебраться на другой берег реки. Как мы можем помочь им перебраться? (ответы детей)

Как вы думаете, из чего можно сделать кораблик, парус? (ответы детей)

1. Опыт «Воздух может двигать предметы»

Воспитатель В таз с водой нужно запустить кораблики с парусом, подуть на парус, создавая поток воздуха.

(дети работают в парах, дуют на парус по очереди, договариваясь о совместным действиях, чтобы кораблик двигался быстрее, нужно дуть в одном направлении)

Воспитатель : объясните, почему плывет кораблик? Какой можно сделать вывод? (ответы в парах).

Вывод: поток воздуха помогает предметам передвигаться.

Технология Кейс»

Слайд № 9

1 этап:

Воспитатель: послушайте пословицу «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Что означает эта пословица? (ответы детей)

Вывод: в любом деле нужно трудолюбие.

Воспитатель: послушайте, я расскажу вам историю.

Дети на уроке труда в школе делали кораблики-оригами. У всех работа получилась аккуратная. Только Вовин кораблик учительница не смогла представить на выставке.

Воспитатель: объясните, почему? (ответы детей)

2 этап:

Воспитатель: подумайте и скажите, что нужно было сделать Вове, чтобы его кораблик взяли на выставку? (ответы детей)

3 этап: давайте выберем правильный вариант ответа. (делать кораблик того же цвета, что все остальные дети, края не обрывать, а стричь ножницами, сгибать аккуратно, не мять, и т.д)

4 этап: вспомните пословицу и сделайте вывод: что вспоминая эту пословицу дети будут трудиться, и выполнять свою работу только на хорошо.

6 часть. Проработка содержания темы.

Интерактивная технология «Интервью»

Воспитатель: я уду задавать вопросы, а вы отвечайте полным ответом.

Расскажите нашим гостям – сказочным героям – Лаптю, Соломинке и Пузырю, что вы узнали нового о воздухе?

Посмотрите на нашу схему поезда, что вы видите? Давайте отметим флажком первую остановку в стране Знаний.

Что вы узнали на этой остановке? (воздух невидимый, легкий, он всюду вокруг нас и в воде, воздух необходим для человека, животных, рыб, воздух помогает двигаться транспорту)

- Как можно назвать остановку в стране Знаний? (воздушная)

- Давайте обозначим станцию «Воздушная» красным флажком.

7 часть. Рефлексия деятельности детей

Воспитатель: я хочу вас поблагодарить за активное участие, любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.

Воспитатель: Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия о воздухе? Если да, то украсьте вагоны синими воздушными шарами. Кто смог самостоятельно провести опыт, рассказать о свойствах воздуха, прикрепите к вагонам синие шары. Посмотрите, как много синих воздушных шаров. Наше путешествие в страну Знаний получилось интересным, увлекательным и познавательным. Спасибо

Литература:

  1. Журнал «Методист дошкольного образования», выпуск 16, стр.61
  2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Энциклопедия «Почемучка». М., 1997
  3. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи: Учеб.метод.пособие/Под ред. О.В.Дыбиной. М., 2014

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы и взгляды ученых на проблематику методов обучения. Функции и цели интерактивных методов обучения. Характеристика приемов и методов активного обучения. Анализ интерактивных игровых технологий в преподавании социологических дисциплин.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Интерактивные методы обучения. Актуализация познавательной деятельности учащихся. Ролевые игры, дискуссии, моделирование. Новые подходы в обучении. Внедрение интерактивных методов обучения на уроке истории. Практические применение игр на уроках истории.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Сущность и классификация интерактивных методов обучения. Применение на уроках методов, предназначенных для организации индивидуальной и групповой мыследеятельности. Исследование влияния активных методов обучения на уровень профессиональных знаний.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Интерактивные формы и методы обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в седьмых классах на уроках алгебры. Групповые формы обучения на занятиях по математике. Разработка, проведение интерактивных занятий по теме "Функция".

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Понятие интерактивных методов обучения, их использование в учебном процессе. Повышение эффективности уроков с помощью интерактивных методов обучения при преподавании права в школе. Перенос знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

    реферат , добавлен 26.03.2014

    Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе; формы, методы, приемы и средства. Применение интерактивных методов обучения, задачи и риски. Особенности кейс-метода, классификация кейсов. Понятие технологий синквейн, инсерт, аквариум.

    презентация , добавлен 14.02.2012

    Особенности интерактивных форм и методов обучения в современной начальной школе. Развитие практических навыков и творческой активности младших школьников при использовании интерактивных методов на уроках технологии. Основные модели обучения в педагогике.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Особенности интерактивных досок и мультимедийных проекторов. Использование методов проектов, мозгового штурма и дебатов в процессе обучения информатике. Интерактивные технологии как средство повышения эффективности и качества урока, их целевые ориентации.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

Полурезова Татьяна Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ№75
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интерактивные методы обучения в ДОУ
Дата публикации: 09.11.2016
Раздел: дошкольное образование

«Интерактивные технологии в дошкольном образовании»
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Что же такое интерактивная технология обучения? Само определение связано с понятием «интерактивный».
Понятие

«интерактивный»
происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»).
Интерактивное обучение -
это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ребёнок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Задания в таком виде обучения – нестандартные. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие
признаки:
 самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);  необычные условия работы;  активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. В педагогике различают несколько моделей обучения: 1. пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2. активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3. интерактивная - взаимодействие.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:  активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;  развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;  формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. 
II младшая группа
– работа в парах, «рефлексивный круг»; 
средняя группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель; 
старшая группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум; 
подготовительная к школе группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель, психолог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Например: «Это необычный камень, он волшебный. У кого он в руках, тот отвечает на вопрос(показывает движение, эмоцию, выполняет задание) » Интерактивная технология
«Рефлексивный круг»
способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый- ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум»
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку
Кейс-технологии
К кейс-технологиям относятся:  метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения;  метод инцидента;  метод ситуационно-ролевых игр;  тренинг  игровое проектирование;  метод дискуссии.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети:  учатся получать необходимую информацию в общении;  умение соотносить свои устремления с интересами других;  учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;  учатся отстаивать свою точку зрения;  умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия

детей:
 происходит формирование у детей навыков работы в команде;  умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;  развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;  обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;  учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.  Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений
Необходимо помнить
:
Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс

познания всех детей группы без исключения.

Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы

идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная, групповая работа;

проектная работа, ролевые игры; работа со сказкой; тренинг.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия,

активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной

обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется

открытостью, взаимодействием участников, равенством их

аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной

оценки и контроля.

Горбачева Марина Витальевна Воспитатель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова"

Аннотация: данная статья отражает опыт использования интерактивных технологий в ДОУ на разных возрастных этапах развития ребенка.

Ключевые слова: интерактивные технологии, цепочка, карусель, аквариум, интервью.

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

(Э. Хаббард)

Весь процесс в дошкольного воспитания направлен на создание всесторонне развитой личности. С приходом небывалого развития информационно-коммуникационных технологий в структуре всех сфер образования пришла и необходимость к модернизации в том числе и воспитательного процесса в ДОУ. Свое отражение данный процесс нашел в новых образовательных Стандартах. Само интерактивное обучение представляет процесс построенный на взаимодействии учащихся с другими субъектами учебного процесса и учебной средой. Обучение основано на диалогах и совместного процесса познания детьми чего-то нового. Самое важное достижение данного процесса в том что педагог уступает место активности учащихся, обучение где дети находят знания через самостоятельный поиск. Все исследования интерактивного обучения строятся вокруг понятий общение, диалог, взаимодействие.

Основой такого вида образовательного процесса заключается в том что все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, у каждого ребенка появляется возможность рефлектировать отталкиваясь от своих личных знаний и размышлений. Во время совместной деятельности каждый ребенок вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен идеями, знаниями и что очень важно способами деятельности. Такой подход обеспечивает позитивной, доброжелательной, взаимной атмосферой обмена знаниями и переводит к более продуктивным формам кооперации и сотрудничества. Интерактивное обучение применяется во всех сферах образования.

Мотивацией для создания данной статьи на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

  • активная работа по изучению современных подходов интерактивного обучения в ДОУ;
  • опыт в применении технологий интерактивного обучения в ДОУ;
  • практическое наблюдение за эффективностью внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Актуальность выбора темы статьи обусловлена:

  • требованиями ФГОС по развитию УУД, определяющих эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений и основных видов компетенции учащихся, в том числе социальной и личностной;
  • необходимостью формирования УУД, у детей старшего дошкольного возраста.

Я использую в своей работе разнонаправленные интерактивные методы для получения вышеуказанных результатов в образовательной деятельности дошкольников. Для удобства рассмотрим применение разных интерактивных форм работы по группам возрастного развития детей в ДОУ.

  • II Младшая группа
  • хоровод
  • работа в парах

Средняя группа

  • работа в парах
  • цепочка
  • карусель

Старшая группа

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • интервью
  • аквариум (работа в малых группах «тройках» )

Подготовительная группа

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • интервью
  • аквариум (работа в подгруппах от 3х и более)
  • дерево знаний

Разберем каждый метод на примерах в работе

«Работа в парах»

Дети развивают свои коммуникативные навыки, выбирают пару и договариваются кто будет отвечать на задание (выполнение совместно) В таком подходе к игре ребята учатся договариваться между собой, последовательности выполнения общего задания.

Например: Ребята у каждой пары на столе карточки с буквами

Вам надо собрать слова и рассказать значение каждого.

«Хоровод»

Техника «Хоровод» отличается тем что в самом начале роль воспитателя как ведущего необходима для того чтобы дети выполняли задания по очереди т.к чаще всего дети дошкольного возраста этого сделать не могут, для начала алгоритм игры вырабатывается с помощью предмета. Ребенок у которого находится предмет отвечает на поставленную задачу а остаьные стараются его выслушать. Интерактивная технология «Хоровод» эффективна тем что помогает выработать навыки произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Например: Игра «Слова» дети называют слова на последний звук слова предыдущего участника.

«Цепочка»

Последовательное решение одной задачи главная цель интерактивной технологии «Цепочка» . Детей объединяет цель и появляется желание поддержать друг, друга. Такая обстановка располагает к принятию общего решения к поставленной задаче.

Например: Ребята у каждого из вас есть карточка с буквой на которой написана цифра, вам надо построить цепочку по мере возрастания цифр.

Какое же слово получилось? (Радуга)

«Карусель»

Внедрение данной техники активно формирует у детей навыки сотрудничества, нравственности, взаимовыручки. Активная работа в парах.

Например: Дети выбирают себе пару и договариваются кто будет в внутреннем круге а кто во внешнем. Дети во внутреннем круге отвечают какое количество единиц в двухзначном числе на карточке. А дети стоящие во внешнем круге отвечают какое количество десятков. При выполнении ребята сами выбирают между собой кто именно будет отвечать, так же исправляют ошибки друг друга.

«Интервью»

«Интервью» помогает ребенку обобщить все знания по теме или подвести итог чего либо. Активно развивается диалогическая речь которая приводит к взаимодействию «взрослый-ребѐнок» ,

«ребѐнок-ребѐнок» .

«Аквариум»

Данная технология. Интерактивная технология

«Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Похожие статьи