Конспект урока по информационным технологиям. Конспект урока на тему «Информационные технологии. этап. Организационный момент

25.07.2020

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«БУТУРЛИНОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

по предмету: «Информатика и ИКТ»

на тему: «Информационные технологии»

(итоговое занятие по разделу)

Разработали: Вечеркина А.И., Авилкина Т.П.

Бутурлиновка, 2013

11 класс

II четверть

Информатика и ИКТ.

Тема: «Информационные технологии»

Цели:

    образовательная: углубление теоретической и научно-практической подготовки учащихся в сфере Информационных технологий; привлечение учащихся к ведению научных и практических исследовании;

    развивающая: развивать навыки публичного выступления, умение работать в команде; создание условий для реализации творческих способностей учащихся и стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

    воспитательная: воспитывать информационную культуру, целеустремлённость, ответственность за порученное дело, уважительное отношения друг к другу.

Оборудование:

    Мультимедийный проектор, проекционный экран, колонки;

    Презентации, подготовленные участниками конференции.

Раздаточный материал:

    Раздаточный бланк для определения победителя в номинации «Приз зрительских симпатий» (Приложение 1)

    Экспертный лист оценки качества докладов участников конференции «Информационные технологии» (Приложение 2)

    ПРОТОКОЛ заседания жюри конференция «Информационные технологии» (Приложение 3)

Тип урока: урок-конференция, итоговое занятие по разделу «Информационные технологии».

Участники конференции : учащиеся 11 класса, учителя, гости (учащиеся 10 класса).

Примечание:

Учащимся в начале изучения раздела «Информационные технологии» раздаются темы исследовательских работ:

    «Люди, повлиявшие на развитие мира IT»

    «Интернет-зависимость»

    «Способы заработка в Интернете»

    «Достижения в области робототехники»

    «Достижения в области Искусственного Интеллекта»

    «Облачные технологии»

    «Спам и защита от него»

    «Обзор компьютерных игр и их вредоносное влияние на здоровье школьника»

Ход конференции:

Ведущая:

О! Сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – просвещенья друг!

Ведущий:

Дорогие гости и участники! Мы рады Вас приветствовать на научно-исследовательской конференции, которая является итоговым мероприятием в изучении раздела «Информационные технологии». Мир науки – это мир, который позволяет нам узнавать тот мир, в котором мы существуем. Делать открытия для себя и других! Каждое знание, полученное или добытое человеком продвигает его вперёд и открывает перспективу для получения нового, так человек познаёт всё… в том числе и себя.

Ведущая:

По воле рока так случилось,

И мы спешим заверит Вас –

Что конференцию удачно

Мы открываем в этот час!

И на судьбу не стоит дуться

И скажем это, на тая,

Что звёзды и у нас найдутся –

Их зажигаем мы, друзья!

В делах учёбы нам порою –

Так ясно истина видна

Ведь мы сегодня открываем

Как звёзды, чьи-то имена!

Пусть каждый все дела отложит,

Вас ждёт успех, смотри бодрей!

Пусть конференция поможет

Вам стать мудрее и взрослей!

Ведущий:

Сегодня мы подводим итоги научно-исследовательской деятельности учащихся 11 класса по предмету "Информатика и ИКТ", результатом которой являются интереснейшие доклады, и в ближайшее время вы станете их свидетелями.

Ну что ж, пора бы нам познакомиться с участниками нашей научно-исследовательской конференции. Вашему вниманию будут представлены следующие научно-исследовательские работы:

(слайд со списком участников и темами их работ)

Ведущая:

Ну а оценивать работы участников конференции будут наши эксперты:

(представление жюри)

Ведущий:

Зрители тоже могут принять участие, задавая вопросы выступающим. Ведь именно вы, уважаемые зрители, в конце встречи определите, кто станет лучшим докладчиком нашей конференции и получит приз «Зрительских симпатий».

Ведущая: А начать выступления участников конференции, мы хотели бы с рассказа о тех людях, которые внесли огромный в клад в развитие мира IT. И для этого мы приглашаем первых докладчиков имена докладчиков .


на тему «Люди, повлиявшие на развитие мира IT»)

Ведущий:

Имя ведущей , вот скажи мне, сколько часов в день ты проводишь в Интернете?

Ведущая:

Ну, где-то часов пять.

Ведущий:

Так и знал, у тебя Интернет-зависимость!

Ведущая:

Это я зависима?
Не болтайте глупости!
Я хоть раз из Интернета выйти не смогла?
Пропадаю сутками
С мышкой на компьютере?
О, не лезьте в душу мне, это лишь мечта…

Что глаза? Ну, красные,
Узкие, уставшие,
Так ведь возраст виноват, а не Интернет…
Просьбы игнорирую?
Надо будет, выполню!
Только дело важное предъявите мне.

Если что? Не может быть…
Связь нарушит кто-нибудь?
Ну, наверно, два часа как-то проживу…
Только гада этого,
Если где-то встречу я,
То его по косточкам точно разберу!

Что такое Интернет-зависимость и кому уже действительно пора бить тревогу, нам расскажут имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Интернет-зависимость»)

Ведущий:

Я считаю, что если уж сидеть в Интернете сутки на пролёт, то с пользой, например, деньги зарабатывать.

Ведущая:

А разве это возможно?

Ведущий:

Конечно! Существует множество способов, о которых нам сейчас расскажут имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Способы заработка в Интернете»)

Ведущий:

Жизненные ценности все изменились
Теперь машина – творенья венец
Своей цели наконец-то добились
Создали роботов без души и сердец
Роботы в миг просчитали
Слабые места у людей
И без промедления напали…
Искусственный интеллект!

Здесь свой Бог, свои законы
Человек не пройдет!
Они плодят себе подобных
Царствие машин грядет.
Что же будет с нами дальше?!
Вне закона человек!
Людской век уже пропащий
Грядет машинный век!

Ведущая:

Знаешь, имя ведущего , по-моему мнению, это только в фильме «Терминатор» роботы созданы, чтобы захватить человечество, а в реальности всё совсем не так. Есть масса тому примеров и именно об этом нам расскажут имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Достижения в области робототехники»)

Ведущий:

А если искусственный интеллект со временем научится мыслить лучше людей? Люди же и научат его. Зачем ему нужны будут тогда глупые человечки?

Пока машина стоит по лестнице иерархии развития ниже человека, последний решает, нужен ли ему будет компьютер. Но как только человек сделает искусственный интеллект умнее себя, - всё! Решать будет он – разбить нас или же разобрать, сейчас или позже, ну, и все остальное…

А ведь этого – не избежать. Вот в чем ужас!

Поэтому, единственный выход – развивать собственные человеческие возможности, может быть, даже создавать искусственный интеллект на базе человека, а не компьютера. Т.е. с врагом – слиться…

А тем, кто этого не желают, придется однажды подчиниться компьютеру. Или разбить свой компьютер, если успеют. Чтобы не опоздать, лучше это сделать заранее, прямо сейчас.

Ведущая:

Т.е. ты предлагаешь на этом закончить нашу конференцию? Бежать домой сломя голову, чтобы разобрать компьютер, чтобы тот не захватил весь мир? Но зачем же так всё омрачать? Ведь искусственный интеллект создан служить во благо человечества и это нам докажут имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Достижения в области Искусственного Интеллекта»)

Ведущий:

Имя ведущей , что с тобой, ты будто в облаках летаешь?

Ведущая:

Да нет, это я с мыслями собираюсь, ведь сейчас моя очередь представлять свою исследовательскую работу.

Ведущий:

А ну тогда всё понятно! Имя докладчицы с исследовательской работой на тему «Облачные технологии».

(выступление докладчика с исследовательской работой
на тему «Облачные технологии»)

Ведущая:

Можно смайликом удачным

Очень многое сказать!

Он бывает очень смачным,

Так что слов не подобрать!

Метким смайлом можно снова

Настроение поднять,

И, не вымолвив не слова,

Про себя всё рассказать!

Удивиться, улыбнуться,

С добрым утром пожелать,

Или предложить играть.

Смайлик дарит нам подарок,

Море радости, цветов.

Он бывает очень ярок,

С ним не нужно лишних слов!

С ним легко в любви признаться

Или что-то предложить,

И при том не растеряться,

Все стесненья отложить!

Какой молодец всё-таки Харви Болл, который еще в 1963 году придумал первый смайлик! Но об этом нам уже более подробно расскажет имя докладчика .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Язык сети Интернет (смайлы)»)

Ведущий:

Ведущая:

В основном ВКонтакте и Одноклассники.

Ведущий:

А следующие наши участницы, имена докладчиков провели исследование на данную тему и теперь знают практически всё об этих сервисах.

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Социальные сети и их роль в жизни учащихся 10-11 классов»)

Ведущий:

У меня зазвонил телефон:

«Посетите массажный салон!»

А потом позвонил ICQ:

«Проверьте своё IQ!»

А потом позвонила Мозилла,

И со слезами просила:

«Мой милый, хороший,

Купите галоши,

Покуда не стали дороже!»

А потом позвонил ОгнеЛис,

Ничего не сказал, завис.

А потом позвонил Outlook,

Тоже выдал какой-то глюк.

А потом позвонил IE,

Попросил 50 y.e.

Я три ночи не спал, я устал!

Меня этот спам достал!

Ох, нелёгкая это работа-

В Интернете отлавливать бота!

Ведущая:

«Спам и борьба с ним», имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Спам и борьба с ним»)

Ведущий:

У меня приятель Юрка
Очень любит поиграть
От компьютерных баталий
Просто так не оторвать

Он герой полей сражений,
Трижды ветеран подряд
Сто побед без поражений
Всех военных передряг

Он прославленный спортсмен,
Виртуоз мяча и клюшки
И любой его удар,
Словно выстрел из Царь-пушки

Юрка сильный эрудит
На любой вопрос ответит
Голова уже болит
А вот он подвох заметит

И подраться он любитель
Без ущерба для себя
Лупит нечисть как креститель
И пугает всех и вся

Ведущая:

Он бы в школе вот так
Приложил свои умения
Виртуальный наш мостак
Стал бы гений без сомнения.

Но на столько ли полезны компьютерные игры? На этот вопрос нам ответят имена докладчиков .

(выступление докладчиков с исследовательской работой
на тему «Обзор компьютерных игр и их вредоносное влияние на здоровье школьника»)

Ведущая:

Ну что же… вот и подошёл к своему логическому завершению наш праздник науки. Подведём итоги. И мы просим жюри оценить каждого участника и выявить победителей нашей сегодняшней конференции.

(жюри подводит итоги)

Ведущий:

Пока жюри совещается и определяет номинации для победителей, мы с вами выберем лучшего докладчика.

(зрителям раздаются бланки с именами участников и темами их исследовательских работ)

Ведущая:

Вам раздали бланки с именами участников и темами их работ. Поставьте звёздочку напротив понравившегося вам доклада.

Ведущий:

Участники, набравшие больше всего звёздочек, получат приз зрительских симпатий.

Ведущая:

Все участники нашей конференции молодцы, все старались и у них всё получилось или же, если они вначале пути, то обязательно получится. Ибо преодолеет тяжёлую дорогу всяк по ней идущий и не сворачивающий с пути своего.

Ведущий:

Для церемонии награждения приглашается....

(объявление имён победителей и вручение почётных грамот)

Ведущий:

Конференция подошла к концу. Определены победители и номинанты. Но мы с вами не прощаемся и надеемся, что данное мероприятие станет традицией и на следующий год в нём примут участие наши сегодняшние гости - учащиеся 10 класса, который на тот момент уже будут 11-м классом.

Ведущая и ведущий: До новых встреч!!!

Приложение 1

Раздаточный бланк для определения победителя
в номинации «Приз зрительских симпатий»

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

Приложение 2

Экспертный лист
оценки качества докладов участников конференции «Информационные технологии»

Ф.И.О. эксперта _____________________________________________

(0 – невыраженный признак 0,5 – средне выраженный признак 1 – ярко выраженный признак)

Подпись: ______________

Приложение 3

ПРОТОКОЛ

заседания жюри

Конференция «Информационные технологии»

Присутствовали:

Председатель жюри

Члены жюри:

Решили: по итогам проведения научно-исследовательской конференции по предмету «Информатика и ИКТ» на тему «Информационные технологии» представить к награждению следующих участников:

Место

Замечания и предложения _________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Председатель жюри:

Члены жюри:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Современный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий

1.2 Модель проведения урока с использованием мультимедийных курсов на CD-ROм

1.3 Модель проведения урока с применением ресурсов сети Интернет

1.4 Информационные технологии и проблема здоровья

Заключение

Библиографический список

Введение

Исходным условием рассмотрения темы является социальный заказ общества на обеспечение качества естественнонаучного образования.

Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, владеющей развитыми навыками самообразования, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Третьим условием представления работы можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом.

Вхождение отечественной школы и педагогики в мировое культурное и образовательное пространство, формирование личности специалиста инновационного типа обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации информационных технологий педагогической деятельности. Этому, по моему мнению, в полной мере способствует проведение уроков с применением информационных технологий, что и легло в основу проекта.

Актуальность темы определяется противоречиями:

1. Между социальным заказом общества на глубокие, прочные, системные, действенные знания учащихся по химии и несоответствием в достаточной степени качества подготовки обучающихся по этим предметам.

2. Между возрастающей потребностью продуктивного сотрудничества субъектов процесса обучения и низким уровнем обратной связи в системе учитель-ученик и ученик-учитель.

3. Между слабой материальной базой современного образования и требованиями компьютеризации обучения и внедрения активных педагогических технологий.

4. Между необходимостью увеличения учебной информации и возможностями усвоения этой информации учащимися.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые информационные средства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.

1. Т еоретическая часть

1. 1 Современный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе значительно расширяет учебно-информационное пространство изучаемого предмета; совершенствует в процессе подготовки к занятиям навыки информационной культуры; позволяет активно пользоваться ресурсами Internet.

Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. Образование ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей школьников, обеспечивая максимальную свободу исходного выбора и последующую мобильность личности, такое образование должно предоставлять каждому свою возможную траекторию движения.

Форма обучения - организационная сторона обучения, предусматривающая состав и группировку школьников, структуру занятий, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. К традиционным формам обучения относятся: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар и т.п. При ИТО формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. Им становятся присущи такие свойства как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие.

Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений школьников, большая роль отводится их активности и самостоятельности.

Метод обучения представляет собой систему регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности преподавателя и учащихся, реализующихся через сочетание методических приемов решения определенных дидактических задач.

Среди известных в дидактике методов обучения, в данной технологии особое место занимают продуктивные методы: дискуссионные группы, форум проектных групп и т.д. Эти методы могут эффективно применяться для распределенных во времени и пространстве групп обучающихся (в так называемых виртуальных классах). Основой этих методов является телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения. В таблице 1 представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.

Таким образом, согласно этой модели, урок представляется как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию (таблица 1). Такие уроки должны конструироваться самими учителями для отдельного предмета, для данной школы, для конкретного состава учеников, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс об учения

Таблица 1 Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств

Традиционные методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

1. 2 Модель проведения урока с использованием мультимедийных курсов на CD-ROм

Медиаурок может проходить в компьютерном классе или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором и помогает решать следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать усвоенные знания, сформировать навыки самоконтроля, оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. В арсенале современной методики различные цели и способы использования мультимедийных курсов на CD-ROМ: создание текстов, создание моделей уроков, итоговая аттестация учащихся в различных формах, создание самостоятельных учебных сайтов, создание учебных презентаций. компьютерный мультимедийный коммуникационный

На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса:

1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Программные средства содержат в себе чётко структуированную учебную информацию в текстовом виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых звуковыми и анимационными эффектами, дополняют технологию обучения предмета.

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

повышение эффективности образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.;

возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счёт практической обработки учебной информации на компьютере;

организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

повышение мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных уроков;

развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), формирование информационной культуры школьника.

Работа в классе может быть организованна:

Фронтально (просмотр видеофрагментов, наблюдения за изменениями объектов);

Индивидуально (выполнение практических работ, решение задач);

Малыми группами (выполнение учебного проекта, постановка эксперимента и др.)

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него. Несомненно, что выбор оптимальных организационных форм и методов остаётся за учителем.

1.3 Модель проведения урока с при менением ресурсов сети Интернет

Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приёмы:

1. Использование ресурсов Сети учителем: исследование сайтов по интересующей тематике, совместная деятельность с другими классами и учителями-предметниками; публикация собственных материалов в Сети; использование.

2. Использование ресурсов Сети учениками: при изучении текстового материала и поисковых материалов online.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, сетевые конкурсы, олимпиады, викторины.

Особенно интересно применять материалы Интернет при работе над проектом. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные образовательные серверы. Необходимость живого общения с реальными партнёрами обращает его участников к возможностям электронной почты и телеконференций. Необходимость подготовки совместного продукта или проекта, представляемого каждым участником в своей аудитории или на Web -страницах Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию. Таким образом, проект становится междисциплинарным.

Помимо совместных проектов во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над изучением в Сети разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования, осмысливать полученную информацию, публиковать свои авторские материалы в Сети.

Методика организации урока с применением сети Интернет.

1. Педагог планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Выбирает курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

2. Учитель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет список сайтов, с которыми учащимся нужно познакомиться, выполняя задание учителя.

3. Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом этапе видится помощь педагога в оценке информации.

4. Школьники публично представляют выполненные задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объём и форму рассказа учитель определяет индивидуально.

5. Мониторинг эффективности результатов обучения с привлечением ресурсов Интернет.

При таком подходе к обучению с использованием средств информационных технологий сознание школьника постепенно переходит в состояние, при котором ученик старается проявить свои способности на конструктивном уровне. Учащиеся демонстрируют умения самостоятельно выстраивать алгоритм решения, что невозможно без активизации творческого уровня. Использование интерактивной среды позволяет обеспечить углубление деятельностного подхода в преподавании предмета, реализовать на практике вариант развивающего обучения.

Возможности дистанционного обучения

Умение образовываться самостоятельно является очень важным показателем качества образования. И данный мотив нужно формировать. Сегодня десятки тысяч школ России работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах с помощью e-mail, chat, web-конференций. Давайте разберемся: что же мы имеем? С одной стороны, ученика, вышедшего в сеть решить какие-то свои информационные задачи. С другой, среди огромного массива ресурсов, образовательные Центры, предлагающие дистанционные образовательные услуги. С какой целью пользователь выходит в сеть? Цели могут быть разные. В основном это развлекательные, учебные, познавательные, общение. А вот чтобы ученик зашел на учебные ресурсы, у него должен быть мотив учиться. Согласитесь, сам по себе он не возникнет, особенно когда рядом большие возможности для развлечений, во многом бесплатных. А учение - это труд. Значит, наша задача состоит в том, чтобы сориентировать ученика на использование Интернет для получения знаний.

С 2006-2007 учебного года вовлекая своих ребят в дистанционные виды деятельности: эвристические олимпиады, проекты, курсы я убедилась, что продуктивность образования может существенно возрастать за счет дистанционного обучения. Вместе с тем обозначились и некоторые проблемы. Оказалось не просто вовлечь учащихся в дистанционное образование. Тому несколько причин. Во-первых, за данный вид обучения необходимо платить. Для наших родителей это пока весомый аргумент. Узнав об этом, практически 70% учащихся первоначально желающих принять участие в дистанционных олимпиадах, проектах, не говоря уже о курсах, отсеиваются. И еще один фактор: подобный вид образования основан на творческой составляющей. Задания, представленные особенно на эвристических олимпиадах ставят многих ребят в тупик. Нет, задания, на мой взгляд, просто замечательные. Вот только не сформирован пока у основной массы ребят навык творчества. В силу этого приходит разочарование и что самое неприятное, разочарование у ученика в собственных возможностях.

В нашей школе действует творческая группа по внедрению дистанционного обучения. Основы дистанционной педагогики, особенности разработки и проведения дистанционных курсов мы изучали на опыте отечественных школ, осуществляющих дистанционную деятельность совместно с Центром дистанционного образования "Эйдос", руководит которым доктор педагогических наук, академик Андрей Викторович Хуторской. Именно его работы по проблемам дистанционного образования, эвристическим технологиям и методикам обучения легли в основу нашего теоретического фундамента. Надеемся, что в следующем учебном году мы сможем предложить ребятам курс по обучению на дистанционном уровне.

Содержание школьного образования обладает немалой инертностью. Этому есть свои объяснения, и в целом это - во многом позитивная тенденция. Но даже самое лучшее образование не может не модернизироваться, с тем, чтобы отвечать новым потребностям общества. Учителю, чтобы быть интересным учащимся, востребованным в профессиональном сообществе, необходимо учитывая все положительное в традиционной педагогике, смело внедрять педагогические инновации в учебный процесс.

1.4 Информационные технологии и проблема здоровья

Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО используется очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.

Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся.

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.

Использование ТСО в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты позже обычного. Использование ТСО в интервалах 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость.

При монотонном использовании одного средства нового материала у учащихся уже к 30 минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.

Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам еще и электромагнитное излучение.

Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным "нормам", составляет: для учащихся начальной школы - 10-15 минут, средней ступени - 20 - 25 минут, старшей ступени - 30 минут.

Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120, 200 минут.

Поэтому, чтобы исключить переутомляемость учащихся на уроках с использованием информационных технологий, следует обязательно включать в план урока различные упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером или мультимедиапроектором.

Например:

Упражнения для глаз:

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 -6. Повторить 4 - 5 раз.

Упражнения для снятия общего напряжения:

1. Исходное положение - ноги врозь, руки согнуты, кисти сжаты. На счет "раз" - "удар" правой рукой вперед с поворотом туловища налево, "два" - и.п. затем то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

2. И.П. - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. Руки вверх, завести за голову и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Для снятия утомления плечевого пояса и рук.

1)На счет "раз" - руки вперед, ладони внизу, на счет "два" - "четыре" - зигзагообразные движения руками в стороны. На счет "пять" - "шесть" - руки вперед, на "семь" - "восемь" - руки расслабленно вниз. Повторить 4 -6 раз. Темп средний.

Заключение

Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, содержащие всевозможные презентации, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении. Они ориентируют учащихся на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания. Контроль знаний производится немедленно.

На уроке творческого применения знаний безусловным достоинством использования информационных технологий является возможность организации самостоятельного проектирования учащимися учебных задач. Они легко овладевают программой Power Point, под руководством учителя занимаясь сотворчеством: составляют учебные задачи, тексты, создают анимации, уроки - презентации, что, несомненно, повышает качество урока и их заинтересованность в предмете.

Казалось бы, цель этих программ достигнута: обучаемый может обойтись и без учителя, но, по моему мнению, на самом деле, внедрение информационных технологий в массовую школу показывает, что роль педагога по- прежнему очень важна.

Итак, использование компьютерных технологий позволяет:

свободно оперировать огромным объемом фактического материала, который равнодоступен и ученику;

· быстро изменять содержание урока, адаптируя его под конкретную задачу;

· успешно организовывать разностороннюю деятельность, используя много вариантность представления материала;

· активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и повысить их мотивацию к обучению;

· осуществлять дифференцированный подход к образовательному процессу учащихся.

Хочу оговориться, что получаемые преимущества не решают всех проблем учения. Как и любая востребованная технология, компьютерная эффективна потому, что в данный период времени более адекватна.

Библиографический список

1. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока, Учитель №2,2004.

2. Ваграменко Я.А., Информационные технологии в учебном процессе, журнал Образование и общество №5, 2005.

3. Вильямс Р.,Маклин К. Компьютеры в школе. М., 1998.

4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.

5. Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль, ИРО, 2003.

6. Селеменев С., Мультимедийный учебник, Учитель №2, 2004.

7. Чехонина С.А., Применение информационных технологий в учебном процессе, журнал Среднее профессиональное образование №10, 2003.

8. Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль, ИРО, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Появление и развитие информационно-мультимедийных технологий. Области их применения. Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий. Анализ методов использования мультимедийных презентаций в обучении.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2013

    Роль мультимедийных презентаций на уроках. Проблемы внедрения информационных технологий в процесс обучения младших школьников. Разработка конспектов уроков по математике с использованием информационных технологий при изучении алгебраического материала.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Возможности и методика использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках информатики. Особенности методов решения логических задач. Методика обучения школьников решению логических задач на уроках информатики с использование ИКТ.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Обоснование необходимости применения информационных компьютерных технологий на школьных уроках, так как они усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся. Анализ использования мультимедийных презентаций.

    доклад , добавлен 09.04.2010

    Понятие и сущность познавательной активности. Информационно-коммуникационные технологии и их классификация. Практика использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности школьников на уроках математики.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Использование мультимедийных технологий в учебном процессе. Особенности применения и виды программных средств мультимедиа на уроках информатики. Разработка урока с использованием презентаций, направленных на развитие познавательной активности учеников.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2015

    Технологическая карта планирования урока с использованием средств информационных и коммуникационных технологий по теме "Биография" в 8 классе. Формирование навыков восприятия устной иностранной речи на слух. Развитие коммуникативных способностей у детей.
    Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на примере изучения раздела "Технология обработки ткани 5 класс"

    Понятие электронные средства учебного назначения. Классификация компьютерных средств обучения. Основные требования к применению образовательных электронных изданий. Методическая разработка урока с применением информационных и коммуникационных технологий.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЛАН

урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

для специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

Барнаул 2015

Согласовано

Председатель ПЦК учетно-экономических дисциплин

Л. В. Беседина

«____»_______________2015г.

Согласовано

Замдиректора по УР

О.Ю. Говорова «____»_______________2015г.

Преподаватель: Чернышова Т.В.

Тема: Технология обработки числовой информации

Тема урока : Проектирование и заполнение табличного документа. Создание и копирование формул. Использование абсолютных ссылок. Деловая графика в табличном процессоре

Группа: 9Б141

Дата проведения урока :

Тип урока : Комбинированный урок

Вид урока: Практическое занятие

Цели урока:

Учебная:

Развивающая:

Воспитательная

Задачи урока:

Информационно – методическое обеспечение:

Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор; программное обеспечение: ОС Windows , программа MS Excel ; дидактический материал: презентация к уроку, методические указания к практической работе, тестовые задания по теме урока.

Список использованных источников:

1 Жуменко, В.Н. Компьютер для бухгалтера и аудитора: практическое пособие / В.Н. Жуменко. - Ростов-н/Д: Феникс, 2011. – 509 с.

2 Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский цент «Академия», 2010. – 256 с.

3 Абсолютные и относительные адреса ячеек в MS Excel 2010 [электронный ресурс]//режим доступа -

Алгоритм проведения урока

Таблица 1

п/п

Время

Этапы проведения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

5 мин

Организационный момент, подготовка оборудования к работе

Проводит перекличку группы, выявляет отсутствующих, включает ПК, загружает презентацию

Подготавливаются к занятию: включают ПК, загружают программу

5 мин

Целеполагание

Сообщает тему и план занятия, активизирует к постановке цели и задач занятия

Обсуждают цели и задачи занятия

30 мин

Изложение нового материала

Объясняет новый материал

Слушают преподавателя, записывают основные определения, применяют теоретические знания на практике

5 мин

Физкультминутка

Проводит фоизкульт минутку

Повторяют упражнения за преподавателем

5 мин

Знакомство с заданием на практическую работу

Выдает задание на практическую работу, отвечает на вопросы студентов

Знакомятся с заданием для выполнения, задают интересующие вопросы

20 мин

Закрепление изученного материала при выполнении практической работы

Индивидуально консультирует обучающихся по ходу выполнения работы

Выполняют практическую работу

10 мин

Проверка усвоения материала в ходе тестирования

Проводит инструктаж по выполнению тестового задания

Знакомятся с содержанием задания, выполняют его

5 мин

Выдача домашнего задания

Выдает домашнее задание

Записывают домашнее задание

5 мин

Подведение итогов урока

Подводит мини-итоги занятия, выставляет оценки

Завершают работу ПК, наводят порядок на рабочих местах

Преподаватель _____________ Чернышова Т.В.

План-конспект урока:

1 Организационный момент, подготовка оборудования к работе (5 мин)

Приветствие, выявление отсутствующих путем проведения переклички. Проверка готовности к уроку.

2 Целеполагание(5 мин)

MS Excel – сегодня одна из самых популярных электронных таблиц. Ею пользуются ученые и деловые люди, бухгалтеры и журналисты, с ее помощью ведутся разнообразные таблицы, списки и каталоги, составляются финансовые и статистические отчеты, подсчитывают состояние торгового предприятия, обрабатывают результаты научного эксперимента, ведут учет, готовят презентационные материалы. Возможности Excel очень высоки. В связи с этим мы начинаем тему: Проектирование и заполнение табличного документа. Создание и копирование формул. Использование абсолютных ссылок. Деловая графика в табличном процессоре.

План работы:

1 Назначение и основные возможности табличного процессора Excel ;

2 Основные объекты и типы данных;

3 Редактирование данных таблицы, создание и копирование формул;

4 Абсолютные и относительные ссылки;

5 Построение диаграмм и графиков.

На сегодняшнем занятии будут поставлены следующие цели и задачи:

Учебная: закрепить знания о табличном процессоре MS Excel , сформировать представления о вычислениях в электронных таблицах как важной и широко применяемой на практике структуре;

Развивающая: создать условия для развития умений применять знания для решения задач с помощью электронных таблиц, развить навыки индивидуальной практической работы;

Воспитательная : создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением персонального компьютера.

Задачи урока:

1 Показать назначение и основные возможности табличного процессора Excel ;

2 Познакомить с его объектами и типами данных;

3 Научить редактировать данные таблицы, создавать и копировать формулы;

4 Объяснить отличия абсолютных и относительных ссылок;

5 Научить построению диаграмм и графиков.

3 Изложение нового материала (30 мин)

1 Назначение и основные возможности табличного процессора.

Что такое Excel? Excel – это табличный процессор. Табличный процессор - это прикладная программа, которая предназначена для создания электронных таблиц и автоматизированной обработки табличных данных.

Электронная таблица –это обычная таблица, состоящей из строк и столбцов, на пересечении которых располагаются клетки, содержащие числовую информацию, формулы, текст.

Приложение 1. Слайд 2

В основные возможности электронных таблиц входит:

    автоматизация всех итоговых вычислений;

    над большими наборами данных можно производить однотипные расчёты;

    можно разрешать задачи с помощью подбора значений с различными параметрами;

    можно обрабатывать результаты экспериментов;

    производить табулирование функций и формул;

    подготавливать табличные документы;

    проводить поиск наиболее оптимальных значений для выбранных параметров;

    строить графики и диаграммы по уже введённым данным.

Обучение работе с Excel необходимо начинать с изучения окна приложения Excel. При запуске Excel открывается окно приложения, в котором отображается новая рабочая книга – Книга 1.

2 Основные объекты и типы данных

При работе на компьютере электронная таблица существует в форме рабочего листа , который имеет имя (например, Лист1). Листы книги можно переименовывать. Для этого необходимо на лист книги нажать правой клавишей мыши, выбрать пункт меню переименовать и вписать новое имя. Рабочие листы объединяются в книги, которые можно добавлять (контекстное меню / добавить), удалять (контекстное меню / удалить) и менять местами (контекстное меню / переместить).

Окно приложения Excel имеет пять основных областей:

Строка меню;

Панели инструментов;

Строка состояния;

Строка ввода;

Область окна рабочей книги.

Приложение 1. Слайд 3

Рассмотрим основные элементы электронных таблиц по подробней.

Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении столбца и строки.

Строка – все ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне.

Столбец – все ячейки, расположенные в одном вертикальном ряду таблицы.

Диапазон ячеек – группа смежных ячеек, которая может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также из совокупности ячеек, охватывающих прямоугольную область таблицы.

Приложение 1. Слайд 4

Основные элементы электронных таблиц имеют имена.

Строка: заголовки строк представлены в виде целых чисел, начиная с 1.

Столбец: заголовки столбцов задаются буквами латинского алфавита сначала от A до Z , затем от АА до AZ , от ВА до ВZ и т.д.

Ячейка: адрес ячейки определяется ее местоположением в таблице, и образуется из заголовков столбца и строки, на пересечении которых она находится. Сначала записывается заголовок столбца, а затем номер строки. Например: А3, D 6, АВ46 и т.д.

Диапазон ячеек: задается указанием адресов первой и последней его ячеек, разделенных двоеточием. Например: адрес диапазона, образованного частью строки 3 – X 3: Z 3 ; адрес диапазона, имеющего вид прямоугольника с начальной ячейкой
F 5 и конечной ячейкой G 8 – H 5: L 8 .

Приложение 1. Слайд 5

3. Редактирование данных таблицы, создание и копирование формул

Кроме имени основным элементам электронных таблиц присуще такое свойство как тип данных.

Приложение 1. Слайды 6-9

Создание формул

Начнем рассмотрение данного вопроса с построения простейшей числовой таблицы и сформулируем задание.

Задача. Пусть необходимо подсчитать итоги строк и итоги столбцов в таблице

Таблица 2

Итог

Итог

Итоги строк подсчитаем вручную. Для этого в строку Е3 введем следующую формулу =B 3+C 3+D 3 клавиша Enter . Затем растянем формулу по столбцам. Итоги по столбцам рассчитает с помощью формулы. Нажимает клавишу f (x ), выбираем формул СУММ, и в соответствующем окне выбираем диапазон данных (В3:В5) и аналогичным образом растягиваем формулу по строке.

Указывая адрес ячейки в формуле, мы даем компьютеру ссылку на ячейку, которую нужно прибавить, умножить и т.д. Автоматически при написании формулы используются относительные ссылки.

4 Абсолютные и относительные ссылки

Приложение 1. Слайд 11

Но, иногда нужно, чтобы ссылки в ячейках оставались неизменными, т.е. адрес ячейки не менялся. Тогда приходится использовать абсолютные ссылки. Абсолютная ссылка – не изменяющаяся при копировании формулы ссылка.

Абсолютная ссылка записывается в формуле в том случае, если при ее копировании не должны изменяться обе части: буква столбца и номер строки. Это указывается с помощью символа $, который ставится и перед буквой столбца и перед номером строки.

Приложение 1. Слайд 13

Смешанная ссылка используется, когда при копировании формулы может изменяться только какая-то одна часть ссылки – либо буква столбца, либо номер строки. При этом символ $ ставится перед той частью ссылки, которая должна остаться неизменной.

Приложение 1. Слайд 15

5 Построение диаграмм и графиков

Диаграммы используются для представления рядов числовых данных в графическом формате, который упрощает понимание большого объема информации и отношений между различными рядами данных.

Чтобы создать диаграмму в Excel, сначала введите числовые данные на лист. Затем можно построить на их основе диаграмму, выбрав нужный тип диаграммы на вкладке Вставить в группе Диаграммы .

Приложение 2. Слайд 1-12

4 Физкультминутка (5 мин)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую и статическую нагрузки на отдельные органы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультминутки для снятия локального утомления .

Проведение физкультминутки общего назначения.

Приложение 3

Проведение комплекса упражнений гимнастики для глаз.

Приложение 4

Знакомство с заданием на практическую работу (5 мин)

Инструкция обучающимся для выполнения практической работы.

(приложение 5)

Закрепление изученного материала при выполнении практической работы (20 мин)

После выполнения практической работы, каждый обучающийся должен предоставить готовый продукт (приложение 6) на мониторе своего рабочего компьютера.

Проверка усвоения материала в ходе тестирования (10 мин)

Выдача тестового задания (приложение 7). Внимательно ознакомьтесь с вопросами тестового задания. В каждом из десяти вопросов выберите один правильный ответ.

Критерии оценки:

Оценка «2» выставляется за один - четыре правильных ответа.

Оценка «3» выставляется за пять - шесть правильных ответов.

Оценка «4» выставляется за семь - восемь правильных ответов.

Оценка «5» выставляется за девять - десять правильных ответов.

Выдача домашнего задания (5 мин)

Выучить материал лекции. Составить кроссворд по понятиям табличного процессора в программе MS Excel .

Подведение итогов занятия (5 мин)

Обобщающий момент – формулируются выводы по достижению целей занятия. Выставляются оценки.

Тема урока . Информационные технологии и эволюция их развития

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока : дать понятия технология, информационная технология, информационная революция; изучить средства, виды, этапы развития информационных технологий.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Дайте определение понятия информация.

    Какие процессы называются информационными?

    Назовите основные этапы развития ЭВМ.

    Новая тема.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Термин « информационные технологии » связан с двумя понятиями: информация и технология. С понятием «информация» вы познакомились в первой главе. «Технология» означает последовательность действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс осуществляется различными средствами и методами.

Рассматривая в совокупности понятия технологии и информации, можно сказать, что информационные технологии - это последовательность действий, применяемых для сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации с использованием средств вычислительной техники.

Целью информационных технологий является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Технические средства - персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей.

Информационные средства – совокуп-ность данных, предста-вленных в определенной форме для компьютер-ной обработки

Программные средства осуществляют функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Развитие вычислительной техники не стоит на месте. Становясь более мощными, компьютеры оснащаются встроенными коммуникационными возможностями, скоростными модемами, большими объемами памяти, сканерами, устройствами распознавания голоса и рукописного текста.

В качестве инструментария информационных технологий используются распространенные виды программных продуктов. К ним, например, относятся текстовые редакторы, электронные таблицы, графические редакторы.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Типы обрабатывае-мых данных

Текстовые

Графические

Числовые

Мультимедийные

Методы и средства обработки данных

Глобальные

Базовые

Конкретные

Применение в конкретных областях деятельности

Предметные приложения

Прикладные приложения

Глобальная информационная технология включает методы и средства, позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение и т. д.).

Конкретная информационная технология осуществляет обработку данных при решении повседневных задач пользователей (например, задачи подготовки документов, обмена сообщениями, учета выпускаемой продукции, анализа результатов своей деятельности и др.).

По типу обрабатываемых данных различают информационные технологии обработки текстовых, числовых, графических и мультимедийных данных.

Текстовые данные обрабатываются текстовыми редакторами.

Числовые данные - электронными таблицами.

Графические данные - графическими редакторами.

Все типы данных, включая объекты реального времени - звук и видео, обрабатываются мультимедийными технологиями.

По применению в конкретных областях деятельности информационные технологии делятся на предметные и прикладные приложения.

Предметные приложения представляют собой типовые программы, предназначенные для решения разнообразных конкретных задач в различных сферах профессиональной деятельности. Их назначение - автоматизация рутинной работы. Например, для работников производственных предприятий - это программы бухгалтерского учета, управления складом, ассортиментом выпускаемой продукции, закупки сырья; для работников аэропорта – система бронирования и продажи билетов и др.

Прикладные приложения имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах человеческой деятельности. Например, текстовые, табличные процессоры, электронная почта, Интернет.

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрим наиболее важные исторические вехи становления информационных технологий. При этом необходимо иметь в виду, что данное нами определение информационных технологий - это современное определение, появившееся в связи с использованием в обработке информации средств вычислительной техники. К информационным технологиям также относятся и создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения.

Информационные революции

За всю историю человечества произошли четыре информационные революции. Информационная революция - это преобразование в общественной жизни, вызванное кардинальными изменениями в сфере обработки информации . Всякий раз в таких случаях человеческое общество поднималось на качественно новую ступень своего развития.

Первая информационная революция связана с возникновением письменности. Появилась возможность передавать знания новому поколению. Изобретение алфавитов, папируса, пергамента привело к созданию античных библиотек - хранилищ знаний. Это был огромный скачок в развитии человека. Начался усиленный поиск Технических носителей информации, надежных способов хранения и передачи знаний, поиск наилучших способов передачи информации потомкам.

В середине XVI века происходит новая информационная революция, связанная с появлением книгопечатания, с изобретением печатного станка . Это радикально изменило человека, его уровень мышления, культуру и всю деятельность.

С появлением бумаги, книгопечатания модернизировались лишь процессы хранения информации, а самими процессами обработки информации по-прежнему управлял человек.

Третья информационная революция происходит в конце XIX века. В это время было открыто электричество. Это Открытие привело к появлению таких средств приема и передачи данных, как телеграф, телефон, радио. Все эти изобретения значительно повлияли на скорость передачи информации, позволили оперативно передавать и накапливать данные в неограниченном объеме практически в любой точке земли и, что самое главное, оперативно их использовать.

Четвертая информационная революция началась в 70-е годы XX века. В этот период появляются персональный компьютер, компьютерные сети, спутниковые системы передачи данных, информационные телекоммуникации. Происходит переход от механических и электрических средств передачи данных к электронным. Осуществляется миниатюризация всех устройств, приборов и узлов вычислительной техники. Одновременно создаются программно-управляемые устройства (роботы, беспилотные летательные аппараты и т. д.). Развивается информационная индустрия, связанная с производством новейших технических средств, информационных технологий и телекоммуникаций (смартфонов, планшетных компьютеров, искусственного зрения, технологий речевого ввода и вывода информации в компьютер и др.). Формируется научная дисциплина информатика. Все это привело к небывалому росту потребности в знаниях, к созданию новых средств и способов удовлетворения этой потребности, к становлению и развитию современного информационного общества.

Этапы развития информационных технологий

В развитии технологии обработки информации можно выделить ряд этапов. Каждый этап характеризуется определенным признаком.

Первый этап продлился до второй половины XIX века и подразумевает, главным образом, технологии, использующие инструментарий: перо, бумагу и передачу информации с помощью почты, посыльного. Основное назначение информационных технологий на этом этапе - зафиксировать информацию на бумажном носителе.

Второй этап (с конца XIX по 40-е годы XX века) характеризуется использованием инструментария в виде пишущих машинок, телефона, фонографа, более современных (механических) способов доставки почты. Технологии обеспечивают более быстрые и удобные способы представления информации.

Третий этап (с конца 40-х до 80-х годов XX века) - начало развития информационных технологий обработки информации. Его инструментарий составляют большие ЭВМ, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, магнитофоны . Появляются автоматизированные системы управления, базовые и специальные программно-технические комплексы для обработки информации в различных областях человеческой деятельности, автоматизированные рабочие места. Технологии начинают ориентироваться на формирование содержания информации путем разнообразия видов представления информации .

Четвертый этап (с 1980-х годов по настоящий день) определяется как «информационный». Широко применяются персональные компьютеры и разнообразное программное обеспечение к ним, факсимильная связь, электронная почта, компьютерные сети и Интернет. Осуществляется интерактивный режим взаимодействия пользователей с компьютером и между собой. Создаются базы знаний, экспертные системы. На данном этапе формируются интеллектуальные устройства, системы и комплексы, готовые не только предлагать варианты решений, но и активно решать теоретические и практические задачи в автоматическом режиме.

Компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные процессы - средством поддержки принятия его решений.

Эволюция всех поколений ЭВМ происходит с постоянным темпом - по 10 лет на поколение. Каждая смена поколений средств информационных технологий требует переобучения специалистов и пользователей, смены оборудования и создания более массовой вычислительной техники.

Информационные технологии как передовая область науки и техники определяют ритм технического развития всего общества.

    Рефлексия.

1. Что означает слово «технология»?

2. Дайте определение информационных технологий.

3. Какие виды информационных технологий вы знаете?

4. Приведите примеры различных видов классификации информационных технологий.

    Домашнее задание. 1) §21, конспект выучить.

2) составить тест или кроссворд по данной теме.

Гайнутдинова Ольга Евгеньевна, ГАОУ «Казанский энергетический колледж»

Технологическая карта урока

Информационные технологии в профессиональной деятельности, группа 14-11, 3 курс

Тема урока: «База данных. Системы управления базами данных»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: типами баз данных, системой управления базой данных, объекты СУБД; дать первоначальные знания по работе с базой данных Microsoft Access .
  2. Развивающая : развивать алгоритмическое мышление и творческие способности учащихся.
  3. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий; воспитывать у учащихся умение самостоятельно решать вопросы, а также работать в группе.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютеры, проектор, лекционный материал, презентация.

УМК :

  1. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2011.
  4. Базы данных: учебник / Л.И. Шустова, О.В. Тараканов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010485-0, 500 экз.
  5. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. - 400 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-098-8, 3000 экз.

Дидактическая структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

10 мин

Приветствие, проверка присутствующих, оформление журнала, рапортички, знакомство с целями и планом урока, постановка проблемных вопросов.

Погружение в тему, Постановка цели на урок, согласно цели.

Проблемные вопросы, на которые учащиеся могут ответить:

1) Что такое информационно-поисковая система ?

2) Что называется базой данных ?

3) Что такое система управления базой данных ?

Регулятивные: волевая саморегуляция; целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одногруппниками.

Актуализация знаний

5 мин

Преподаватель задаёт вопросы и задачи. Направляет ответы учащихся

Аналитическая. Отвечают на заданные вопросы

Сформировать понятие о системе управления базой данных как программе, позволяющей обрабатывать и хранить большой объем информации

Познавательные:

Изучение нового материала

30 мин

Контролирующая и направляющая

Поисково-исследовательская.

Научиться работать с теоретическим материалом

Регулятивные:

прогнозирование результатов.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Закрепление нового материала

40 мин

Преподаватель дает задания для практической работы

Аналитическая.

Задания из практической работы

Сформировать понимание о базе данных, основных понятиях

Познавательные:

умение структурировать знания, умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, построение логической цепи рассуждения

Итог

5 мин

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают преподавателя и записывают домашнее задание

Повтор основных определений из презентации.

Коммуникативные:

умение слушать учителя.

Познавательные:

выделение существенной информации из слов преподавателя

Похожие статьи