Тренировочные занятия как элементы структуры микроциклов. Учебное пособие «Сборник заданий для практических занятий по дисциплине «Русский язык Прямой и обратный период в русском языке

25.12.2020

Период

(от греч. periodos – обход, круг, круговращение) – стилистическая фигура, представляющая собой семантико-структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две интонационно противопоставленные части – протазис , характеризующийся повышением, восходящим движением тона, и аподозис , характеризующийся понижением, нисходящим движением тона, и, с точки зрения содержания, представляющий вывод или следствие из того, о чем говорилось в протазисе. Протазис и аподозис отделяются друг от друга длительной (явно выраженной) паузой. Со стороны содержания П. характеризуется смысловой законченностью.

Таким образом, выделяют следующие признаки периодических построений: 1) структурная замкнутость; 2) бинарность (двучленность) структуры; 3) семантико-структурная взаимосвязь и взаимообусловленность частей; 4) контрастная интонационная оформленность частей: повышение тона в протазисе и понижение в аподозисе; 5) длительная пауза между протазисом и аподозисом; 6) структурно-семантический параллелизм членов частей периода.

1. Когда я вижу, что исчезает нравственность, то есть люди действуют не по совести, когда любовь стала элементом физическим, то есть превратилась в удовлетворение физических потребностей и переродилась в механическую любовь на обочине любви, когда сексуальные аномалии узаконены в странах Европы, в том числе и в России, когда омертвляют несравнимую русскую культуру, а школьникам вместо любви к гениям своего Отечества прививают умение раскавычивать и запоминать цитаты из пособий и руководств по порнографии, когда в разбитые окна России дуют ледяные сквозняки, несущие могильные запахи тлена, голода и вымирания недавно самой здоровой и самой сильной нации, – то я в невеселые минуты спрашиваю себя: наступит ли наконец пробуждение России, кончатся ли оцепеняющий сон моих современников, их сказочное долготерпение, их как бы усталое безразличие собственному позору, малодушию, бессилию, кончится ли наше душное погружение во тьму блаженного рабства? Где же предел унижения? (Правда, 17 янв. 2000 г.).

Графически период часто совпадает с абзацем, но может быть и не тождествен ему.

В отношении лингвистической природы и границ П. в лингвистической литературе нет единого мнения. При широком подходе под П. понимают всякое сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, ), т.е. два и более самостоятельных предложения, объединенных тождеством темы в смысловые блоки (Г.Я. Солганик , 1997; В.Я. Шевякова , 1999, с. 435; Л.Е. Тумина , 1998, с. 214). В узком смысле слова термин П. закрепляют за особым кругом построений экспрессивного синтаксиса и относят к синтактико-стилистическим выразительным средствам языка. При этом утверждается, что П. выходит за рамки сложного синтаксического целого, т.к. может представлять простое предложение, весьма распространенное, сложное многокомпонентное предложение, а также сложное синтаксическое целое. Т. о., не исключается и возможность трансформации П. в сложное синтаксическое целое, равно как и сложного синтаксического целого в П. (Л.И. Байкова , 2000).

В отношении стилистического статуса П. также нет единства мнений. Так, некоторые словари и справочники содержат определения П. без указания на его стилистический статус (А.П. Квятковский , 1964, с. 209; В.Я. Шевякова , 1990, с. 435; Л.Е. Тумина , 1998, с. 214). Иногда П. рассматривают как выразительный прием синтаксической организации речи (М.Ю. Скребнев , 1968, с. 74–76); как гибридную фигуру, сочетающую в себе свойства разнотипных изобразительных средств (Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина , 1999, с. 252–257), как один из типов выдвижения – средство усиления выразительности (И.В. Пекарская , 2000, с. 179).

Наиболее распространенные типы П. выделяют на основе смысловой связи между протазисом и аподозисом: временной П. (в протазисе которого указывается время действий, событий, явлений, составляющих предмет речи в аподозисе), причинно-следственный П. (между частями П. – причинно-следственные отношения), определительный П. (в протазисе которого определяется лицо, явление, представляющее предмет речи в аподозисе), предикативный П. (в протазисе П. содержится подлежащее, а в аподозисе – сказуемое), соединительный П. (в аподозисе которого имеется дополнение, добавление к сказанному в протазисе), сопоставительный П. (период, между частями которого устанавливаются сопоставительные отношения), сравнительный П. (П., содержащий сравнение), условный П. (в протазисе которого указывается на условия, при которых происходит то, что описано в аподозисе), уступительный П. (в протазисе П. данного типа дается описание обстоятельств, препятствующих совершению того, о чем говорится в аподозисе). Несколько примеров:

2. Когда душе моей

Сойдет успокоенье

С высоких после гроз

Немеркнущих небес,

Когда душе моей,

Внушая поклоненье,

Идут стада дремать

Под ивовый навес,

Когда душе моей

Земная веет святость,

И полная река

Несет небесный свет, –

Мне грустно оттого,

Что знаю эту радость

Лишь только я один:

Друзей со мною нет…

(Н. Рубцов)

3. Но когда на полотне экрана перед вами бьется благородное человеческое сердце, когда мужество, честность, благородство и любовь к человечеству разворачиваются, как широкая сюита, когда у зрителя закипают слезы благодарности к этому высокому, юному душой старику ученому, – уверяю вас, никакие штыковые атаки и военные марши, никакая самая горячая перестрелка между гангстерами и полицейскими сыщиками не увлекут и не захватят вашу душу, как фильм, подобный "Депутату Балтики" (А.Н. Толстой).

4. Но ни в том, ни в другом случае, как бы мы ни изменяли нашу точку зрения, как бы ни уясняли себе ту связь, в которой находится человек с внешним миром, или как бы ни удлиняли или укорачивали период времени, как бы понятны или непостижимы ни были для нас причины – мы никогда не можем себе представить ни полной свободы, ни полной необходимости (Л. Толстой).

Данный пример показывает уступительный П., т.к. в протазисе указанного П. описываются обстоятельства, недостаточные для того, чтобы изменить то, что отражено в аподозисе.

5. Мечта превращалась в навязчивую идею: если нельзя того, что хочется, если невозможно изменить, сломать вокруг себя эту раму несчастливо скленной жизни, если так и не удается преобразить жизнь, – то стоит ли жить (Н. Берберова).

В указанном примере демонстрируется условный П., так как в протазисе П. указаны условия, при которых совершается то, о чем говорится в аподозисе.

Периодические построения располагают широкими стилистическими возможностями. Основными функциями П. являются текстообразующая и экспрессивная.

Текстообразующая функция периода проявляется в автосемантии (известной самостоятельности и независимости от контекста). В силу этого П. может быть использован в различных композиционно важных частях текста. Но стремление П. к автосемантии в то же время не исключает его тесную соотнесенность с окружающим его контекстом (т.е. носит относительный характер).

Экспрессивная функция П. состоит в том, что периодические построения используются с целью создания торжественности, взволнованности, приподнятости, лирического пафоса (могут приобретать патетическое звучание).

П. – сравнительно малочастотная стилистическая фигура. Она употребляется преимущественно в худож. прозе и поэзии, в публицистике. При этом в худож. текстах основное значение приобретает эмоционально-образная функция П. (илл. 2, 4), тогда как в публиц. текстах П. выступает в целях логико-эмоционального убеждения, а также первостепенное значение приобретает оценочно-образная функция (илл. 1, 3, 5).

Лит. : Акишина А.А. Периодическая форма речи в современном русском языке: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Львов, 1958; Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966; Скребнев М.Ю. Синтактико-стилистические средства языка (Функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная характеристика). – М., 1968; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976; Шевякова В.Е. Сверхфразовое единство // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990; Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997; Тумина Л.Е. Сложное синтаксическое целое // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – М., 1998; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов. – Ростов н/Д., 1999; Байкова Л.И. Период – синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка: Дисс. … д-ра филол. наук. – Краснодар, 2000; Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. – Абакан, 2000.

А.А.Кузнецова


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Период" в других словарях:

    Период - (греч. periodos «обход», «окружность») термин, введенный Аристотелем для обозначения «речи, имеющей в себе самой начало и конец и легко обнимаемой умом». Под П. следует понимать так. обр. большую синтаксическую единицу, сложное предложение или… … Литературная энциклопедия

    ПЕРИОД - периода, м. [греч. periodos] (книжн.). 1. Промежуток времени, в течение к–рого заканчивается какой–н. повторяющийся процесс (науч.). Синодический период обращения планеты (время, в течение к–рого планета совершает один полный оборот вокруг… … Толковый словарь Ушакова

    Период - ПЕРИОД (Περιοδος обход, окружность). Этим словом в древней Греции называлась та замкнутая, кольцевая дорога, на которой происходили игры и состязания во время олимпийских празднеств. Этим термином Аристотель стал обозначать особый вид… … Словарь литературных терминов

    ПЕРИОД - (греч. periodos путь кругом). 1) промежуток времени между двумя важными историческими событиями. 2) в астрономии то же, что цикл; в арифметике: число цифр, повторяющихся, в том же порядке, бесчисленное множество раз. 3) особенно развитое сложное… … Словарь иностранных слов русского языка

    период - а, м. période f. <лат. periodus<гр. periodos обход, круговращение, орбита небесного тела. 1. Промежуток времени, в который протекает та или иная часть общего процесса. БАС 1. Бывают в жизни его периоды во время которых выступает он из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПЕРИОД - муж. срок или промежуток времени, продолжительность; время от одного события до другого. История делится на периоды, сроки. Период первозданный период осадочный, сроки образованья земной толщи. | Длительность самого события, действия, состоянья;… … Толковый словарь Даля

    ПЕРИОД - (1) промежуток времени, в течение которого начинается, развивается и заканчивается какой либо процесс; наименьший интервал времени, по истечении которого произвольно выбранные мгновенные значения периодической величины повторяются; (2) П. в… … Большая политехническая энциклопедия

    Период С - Студийный а … Википедия

    ПЕРИОД - срок протекания экономического процесса, действия, плана, договора, гарантии, уплаты долгов, внесения налогов, выполнения работ (гарантийный период, плановый период, период обложения, период окупаемости). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

    период - См … Словарь синонимов

    ПЕРИОД - колебаний, наименьший промежуток времени, через который совершающая колебания система возвращается в то же состояние, в котором она находилась в начальный момент, выбранный произвольно. Период величина, обратная частоте колебаний. Понятие период… … Современная энциклопедия

  • III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  • А) Расходы, произведенные в настоящее время и подлежащие списанию в последующие периоды;
  • Адаптивные биологические ритмы. Циркадный и цирканный ритмы. Фотопериодизм.
  • Период в классическом понимании - это краткая одночастная форма, объединяющая в архитектоническое целое на основе симметрии (диссимметрии) несколько самостоятельных ритмо-синтаксических построений, находящихся в смысловой связи. Период носит выраженный экспозиционный характер, обнаруживает способность выступить в значении самостоятельной формы произведения. Важнейшее свойство периода – его полная или относительная завершённость. Для музыки тональной это означает окончание на тонике каденцией, совершенной либо несовершенной, а также очевидную согласованность конечной и срединной каденций. Со стороны структуры это выражается в стремлении к определённой нормативности, архитектонической упорядоченности. Период может быть однотональным и замкнутым (если оканчивается в основной тональности) либо модулирующим (если оканчивается в новой тональности).

    Наиболее распространённой формой изложения темы в произведении является период повторного строения , или период основного вида , в котором предложения тематически подобны, а окончания разнятся (по типу вопроса и ответа). Однако второе предложение может и не повторять первое, а продолжать его. В этом случае образуется период неповторного строения .

    В классицистских формах встречаются структуры типа периода, занимающие срединное или заключительное положение. Такие построения отличаются от экспозиционных периодов тем, что они чаще всего разомкнуты в продолжение (но бывают и замкнутые), синтаксис в них формируется более свободно. Поэтому в современной теории наряду с периодом используется понятие периодической структуры . Периодическая структура подчиняется метрическим принципам формообразования периода, но не несёт в себе акцента на экспозиционность. В отдельных случаях целые разделы (например, сонатные экспозиции) строятся на чередовании структур, стоящих ближе именно к периоду, чем к свободной периодической структуре. Подобная композиция всегда содержит следование разных типов периода, и это одно из важнейших технических условий формообразования. Так, экспозиция второй части Седьмой сонаты Бетховена (Largo e mesto) включает четыре периода, следующих друг за другом и соответствующих главной, связующей, побочной и заключительной партиям. Их границы такие: такты 1-9, 9-17, 17-26, 26-29. Во всех случаях действует принцип вторгающихся каденций, то есть все периоды сцеплены друг с другом. Каждый из периодов имеет свои особенности. В этой форме периодические структуры появляются лишь после экспозиции. Весь раздел, соответствующий разработке (такты 30-43), вмещается в периодическую структуру следующего строения: 5 (1 вст. + 4) + 2 (1 + 1) + 2 (1 + 10 + 5 (развитие). Симметрия очевидна, но форма соответствует понятию именно периодической структуры. В пользу этого говорят не свойственные собственно периоду уровень контраста, в том числе фактурного, модуляционная направленность формы из фа мажора в ре минор через зону активной неустойчивости, отклонения в соль минор и ля минор, структурная дробность (начиная с шестого такта). Второй раз в этой форме периодическая структура возникает уже в коде, так как реприза вновь опирается на период. Но природа построения (такты 65-75) здесь иная: 7 т. + 4 т. Асимметричные части соответствуют предложениям и прочно объединены, хотя и контрастны по материалу. Асимметрии целой структуры противостоит строжайшая симметрия мотивного секвенцирования.



    В качестве примера может быть представлено построение из первой части фортепианной сонаты Es-dur Й. Гайдна, расположенное сразу за экспозиционным периодом главной партии.



    Пример 16:

    В тактах 1-12 представлена главная тема. Затем появляется новый материал, в изложении которого ощущаются черты неустойчивости. Масштабно построение равняется первому периоду, однако в нём, помимо гармонических изменений, присутствует дробность структуры. Это периодическая структура, срединное положение которой обусловило и срединный тип изложения.

    К числу синтаксических элементов, составляющих период, относятся мотивы , фразы , предложения . Мотивы объединяются во фразы, фразы – в предложения, предложения – в период.

    Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи. В структуре мотива три компонента: икт – акцент, пред-икт – предварение акцента (арзис ), пост-икт – погашение энергии акцента (также арзис ). Иногда пред- и пост-икт отсутствуют.

    Существуют различные разновидности мотивов. Мотив È- принято называть ямбическим, -È - хореическим, È-È - амфибрахическим, ÈÈ- - анапестом, -ÈÈ - дактилем.

    В музыке существуют мотивы, совпадающие с понятием ямба, хорея, амфибрахия, а также анапеста и дактиля, которые являются производными от ямба и хорея. Это позволяет проводить параллели между поэтической стопой и музыкальным мотивом.

    При обращении к сонорике мотивная структура эмансипируется, мотив воспринимается как звукосмысловой «квант». В результате рождаются «квантовые формы», в которых используется техника комбинирования сонорными мотивами. Действие формулы i-m-t выражается в динамической пульсации звука или звукокомплекса кластерного типа. При этом путь к икту может быть организован не только с помощью динамики, но и через пространственное наполнение объёма сонора , то есть через звукоколичественный рост. Возможные схемы представлены ниже.

    Пример 17:

    Фраза – это законченная музыкальная мысль. Именно фраза является носительницей симметрии в классической теории. Стремление к метроритмической симметрии порождает стремление к квадратности. Вместе с тем квадратность нередко преодолевается путём расширения одного из предложений (чаще – второго), нередко она обогащается за счёт использования приёмов суммирования и дробления . Их выражение возможно на уровне структуры фразы (см. начало «Aveu» из «Карнавала» Р. Шумана, где структура выражается через следующее отношение: 0,5 т. + 0,5 т. + 1 т.), но чаще суммирование (сопоставление двух или нескольких построений со следующим за ним большим построением, часто равным их сумме) и дробление (сопоставление построения со следующими за ним более короткими построениями, часто равными ему в сумме) даются на уровне предложения, то есть в системе соотношения фраз. Примером суммирования может служить начальное изложение темы во второй части «Большой сонаты» Й. Гайдна Es-dur.

    Пример 18:

    Предложения в этом простом периоде повторного строения имеют одинаковую синтаксическую структуру: 1+1+2.

    Период становится своеобразной строительной основой для форм, порождённых эпохой гомофонии и вошедших в классический фонд музыкальных форм. Период обычно выступает средством оформления тематизма в крупной композиции. Именно на базе периода путём сложения структур типа периода образуются так называемые малые формы с контрастом (простые двух- и трёхчастные формы, а также сложные двух- и трёхчастные).

    Условно нормативным считается квадратный период, он состоит из предложений по 4, 8 (16) тактов. В музыкальной практике встречается огромное многообразие видов периода и периодических структур. Среди них можно выделить следующие основные типы:

    Простой период – из 2 предложений, квадратный, симметричный;

    из 2 предложений, диссимметричный на основе квадратности;

    из 2 предложений, неквадратный, симметричный;

    из 2 предложений, неквадратный, с расширением второго предложения;

    из 3 (4) предложений, с симметрично-квадратным отношением частей;

    из 3 (4) предложений, с диссимметричным сдвигом структуры.

    Кроме того, период может быть с дополнением , а также со вступлением и заключением . По типу материала в предложениях период может быть классифицирован как период повторного строения с точным повтором, либо повторного строения с варьированным повтором и производным контрастом. Если же начала предложений разнятся, то перед нами может быть период неповторного строения с однородным материалом, либо неповторного строения с контрастным материалом. Начиная с музыки романтиков, в литературе встречается период со свободным развитием второго предложения (типа развёртывания).

    Помимо простого периода, можно встретить и сложный период, который состоит не из обычных предложений, а из более свободно складывающихся частей - двух или трёх.

    В связи с отношением периода к форме произведения его классифицируют как

    · самостоятельную форму,

    · период экспозиционного положения,

    · период срединного положения,

    · период заключительного положения.

    В форме периода часто излагаются темы произведений, то есть период в этом случае входит как обособленная часть в более крупное целое. Существуют короткие произведения в форме периода. Особенно характерно использование периода в жанре прелюдии. В вокальной музыке период употребляется в куплетной (строфической) песне.

    Задания:

    1. Найдите по одному примеру на периоды повторного и неповторного строения, периоды симметричные и диссимметричные, периоды квадратные и неквадратные, период сложного строения.

    2. Определите виды и особенности начального периода в менуэтах и медленных частях клавирных сонат Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена по выбору.

    период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь). Особая организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре.

    Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание голоса вначале, затем пауза и понижение голоса. В соответствии с этим период делится на две основные части, которые называются повышением и понижением . В больших по объему периодах повышение и понижение может в свою очередь подразделяться на части посредством пауз меньшей длительности, это члены периода. Части периода построены по принципу параллелизма: в них обычно повторяются и порядок слов, и видо-временные формы глаголов.

    В периоде обычно главной части (или главным) предшествует перечисление однородных придаточных. Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир, волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, - к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать (Л.).

    Однако придаточные (или придаточная) могут и закрывать период, т.е. помещаться во второй части. Например: До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают; когда почка на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет, когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал (Акс.).

    Части периода (как перечисляющиеся придаточные, так и главные) могут быть осложнены внутренним подчинением (см. предыдущий пример).

    Смысловые отношения между частями периода (повышением и понижением) те же, что и между частями сложноподчиненного предложения (временны е, причинно-следственные, условные и т.д.).

    Сложные предложения сопоставительные также могут строиться по принципу периода: Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину, - тем робче старый круг друзей в семью стесняется едину, тем реже он; тем праздник наш в своем веселии мрачнее, тем глуше звон заздравных чаш и песни наши тем грустнее (П.).

    Построение сложного предложения в виде периода - явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая.

    Например: Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной - серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники - а без нее не бывает летних вечеров на шахте, - словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! (Горб.). Или:

    Когда идешь по снежным гребням ты,

    Когда по грудь ты входишь

    в облака, -

    Умей глядеть на землю с высоты!

    Не смей глядеть на землю свысока!

    Это простейшая музыкальная форма гомофонной музыки. Период – относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

    Периоды различны по структуре. Для классического стиля характерен нормальный период, в котором отчетливо выражен экспозиционный тип изложения (8-16т.). Основные крупные части периода – предложения. Предложения имеют как правило по две фразы, которые состоят из мотивов. Первое предложение – начальное, второе – ответное. Предложения расчленяются и связываются между собой серединной каденцией на Доминанте. В конце – каденция на Тонике. Возникает согласованность, перекличка кадансов – первому вопросительному отвечает второй утвердительный (T – D – D - T). Образуется автентический каданс, придающий ладогармоническую устойчивость, цельность.

    Пример: Моцарт, Соната №11, ч.1.

    Типичное строение периода сложилось в песенно-танцевальных жанрах гомофонной музыки и закрепилось благодаря четкости и запоминаемости музыкальной мысли.

    Для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно выражается в:

    1. Почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний (при этом знак репризы не образует формы).

    2. В частичном повторе материала.

    Пример: Бетховен, Соната №1, ч.2

    Бетховен, Соната №7, ч.2.

    3. В повторе измененном посредством орнаментации.

    Бетховен, Соната №15, ч.1.

    Существенную роль играет местоположение кульминации. Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковую кульминацию. Чаще повторяется меньшая часть первого предложения и это способствует наличию кульминации во втором предложении.

    Шуман. «Грезы».

    Метнер. Соната-воспоминание.

    Есть исключения: кульминация в начале предложения:

    Шопен. Мазурка, ор. 67 №4.

    По тематическому развитию периоды бывают – повторного и неповторного строения. Также периоды делятся на квадратные и неквадратные.

    Неквадратность бывает органическая (Глинка. Вальс-фантазия, 3+3т.), за счет расширения и дополнения.

    Период может быть однотональным и модулирующим (Бетховен. Тема радости, ч.1, 9 симфония). В периоде, которые в целом однотонален, возможны отклонения в другие тональности. Такой период называют модуляционным.

    Бетховен. Симфония №5, ч.2.

    Модулирующий период заканчивается в новой тональности: для мажора, как правило, в Доминантовой, для минора – в параллельной.

    Вагнер. «Тангейзер», марш пиллигримов.

    Период бывает:

    · Замкнутый – заканчивается на Тонике основной тональности;

    · Разомкнутый – заканчивается на Доминанте (Бетховен, соната №8, ч.1, гл.т.); заканчивается в новой тональности.

    Иногда встречаются периоды из 4-х предложений, как правило, в сложных размерах.

    Шуман. Новеллетта, ор.21 №1.

    Есть периоды из трех предложений.

    Григ. Норвежский танец.

    Наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.

    1. Расширение – повторное проведение какого-либо построения с увеличением его длины – внутреннее расширение, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной каденцией. Расширение связано с эмоциональным нарастанием кульминации.

    Приемы расширения:

    · Повтор какого-либо элемента – простое варьирование, секвенциобразное, имитационное (Чайковский, «Баркаролла», «Январь»).

    · Более сложные приемы развития с введением новых тональностей.

    · Растяжение каденционных гармоний (ария Лизы из «Пиковой дамы»).

    Внутреннее расширение возникает до появление Тоники.

    2. Дополнение – дополнительное построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция. Это ряд добавочных построений, утверждающий основную мысль. Дополнение возникает после Тоники. Это внешнее дополнение (Бетховен. Соната №1, Менуэт).

    СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРИОДА:

    1. Тональность.

    2. границы периода.

    3. повторный или неповторный.

    4. квадратный или неквадратный.

    5. замкнутый или разомкнутый.

    6. однотональный, модулирующий, модуляционный.

    7. анализ кадансов.

    8. определить кульминацию.

    9. выяснить причину неквадратности.

    10. особенности стиля, фактуры.

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ:

    Бетховен. Соната №3,ч.2, 3, 4.

    Соната №4, ч.2 и 3.

    Соната №7, ч.2

    Соната №5, ч.1.

    Соната №27, ч.1 и 2.

    СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД .

    Состоит из двух мелодически сходных предложений с разными кадансами, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом.

    Чайковский. Ноктюрн до диез минор . Здесь два предложения (D - T), где каждое как явный период. Четыре одинаковых начала – отличительный признак сложного периода.

    В форме периода часто излагаются темы произведений и тем самым период входит, как обособленная часть, в более крупное целое.

    Существуют короткие произведения, представляющие собой период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой (это, как правило, миниатюры, прелюдии – небольшие самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение).

    Шопен широко развил эту форму.

    Самостоятельный период редко имеет четкую структуру. Но есть исключения: Шопен. Прелюдия №7.

    Более типичны для таких пьес структурные контрасты (наличие расширения во втором предложении, что создает движение и кульминацию, эмоциональное нарастание).

    Шопен. Прелюдии ми минор, си минор.

    Период из трех предложений: Шопен. Прелюдия №9.

    Сложный период: Шопен. Прелюдия №10.

    Такие формы характерны для прелюдий Скрябина, пьес Лядова, романсов Римского – Корсакова, Рахманинова. В вокальной музыке сложный период, как самостоятельная форма, употребляется в песенно-куплетной структуре.

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

    Григ. «Люблю тебя».

    Бородин. «Фальшивая нота».

    Шопен. Прелюдия №6, Вальс №7, р.1.

    Чайковский. «Утреннее размышление».

    Построение подготовки в годичном цикле

    Теоретико-методологические основы построения годичной подготовки

    Теоретико-методологической основой построения годичной подготовки является так называемая теория периодизации , обобщенная в фундаментальных работах Л.П.Матвеева (1964; 1977; 1999; 2001), развитая в работах других специалистов (Н.Г. Озолин, 1970; Д. Харре, 1971; В.Н. Платонов, 1980, 1997, 2004 и др.).

    Современная теория периодизации ориентирована на формирование системы знаний и путей их практической реализации, обеспечивающих формирование такой структуры процесса подготовки (продолжительность и содержание макроциклов, периодов, этапов и более мелких структурных образований – мезо- и макроциклов), которая позволяла бы решить две относительно взаимосвязанные и одновременно достаточно независимые задачи:

    Непрерывное, планомерное и всестороннее повышение возможностей спортсменов во всех направлениях технико-тактической, физической и психологической подготовки, обусловленных спецификой вида спорта и требованиями высокоэффективной соревновательной деятельности;

    Достижение состояния наивысшей готовности к стартам в главных соревнованиях макроцикла и демонстрация в этих соревнованиях наивысшего индивидуального результата.

    В настоящее время наиболее распространенными являются многоцикловые системы построения годичной подготовки. Однако в период формирования теории периодизации считалось, что подготовка спортсмена к достижению высокого спортивного результата является длительным процессом и может быть обеспечена только в годичных или полугодичных циклах, а сроки, меньшие чем полугодичные, слишком коротки для больших циклов тренировки (Л.П. Матвеев, 1977). Однако со временем, с учетом интенсификации соревновательной практики, теория периодизации годичной подготовки была существенно пересмотрена. Этому во многом способствовало осознание необходимости совершенствовать учебно-тренировочный процесс с позиций системного подхода, который стал широко внедряться в спорт в качестве специального методологического направления. В конечном итоге это позволило сформулировать принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, в основу которого были положены закономерности, отражающие взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности (В.Н. Платонов, 1997).

    При рассмотрении новых подходов, развивающих теорию периодизации, следует учитывать, что формирование состояния подготовленности спортсмена и его готовности к высшим достижениям в конкретных соревнованиях протекает в результате хотя и взаимосвязанных, но в то же время различным образом протекающих процессов. В основе одного из них длительное формирование базовых и специальных компонентов подготовленности, а в основе другого – относительно быстрое достижение на этой основе состояния наивысшей готовности к конкретному соревнованию. Понимание этого, как указывает В.Н. Платонов (2004), позволяет в определенной мере обойти противоречия, вызванные необходимостью планомерной подготовки к главным соревнованиям года и участия в большом количестве соревнований, что характерно для современного этапа развития спорта.

    В практическом плане это привело к формированию такой системы подготовки, при которой на фоне планомерного формирования базовых и специальных компонентов подготовленности, ориентированного на достижение наивысших результатов в главных соревнованиях года, эпизодически (несколько раз в течение года) планируются специфические структурные образования, построенные по принципу непосредственной подготовки к соревнованиям и придающие соответствующему этапу годичной подготовки черты отдельного макроцикла. При такой модели годичной подготовки включение «изолированных» макроциклов не нарушает общий процесс планомерного становления спортивного мастерства, реализуемый в системе традиционной периодизации на основе одно или двухциклового планирования. Как указывает В.Н. Платонов (2009), нарушение этих закономерностей, стремление к предельным специфическим нагрузкам в первых макроциклах года неизбежно приводит к снижению эффективности подготовки с позиций достижения наивысших результатов в главных соревнованиях и создает впечатление о нецелесообразности многоциклового планирования.

    Многоцикловая периодизации годичной подготовки требует соблюдения ряда принципиальных положений, существенно отличающих эту модель от традиционных схем одно- и двухциклового построения годичной подготовки. Применительно к системе подготовки спортсменов высокого класса выделяют следующие (В.Н. Платонов, 2009):

    Устранение из системы подготовки спортсменов высокой квалификации работы, носящей общеподготовительный (в традиционном понимании - не связанный со спецификой вида спорта) характер;

    Планирование в структурных элементах базового характера (периоды, этапы, мезоциклы) работы, прямо или опосредовано способствующей развитию качеств и способностей, органично связанных со структурой соревновательной деятельности;

    Стратегической линией всего процесса годичной подготовки, за исключением отдельных мезоциклов базового характера, в которых создается фундамент для последующей специальной подготовки, является интеграция процесса совершенствования различных сторон подготовленности (технической, тактической, физической, психологической) с совершенствованием основных компонентов соревновательной деятельности;

    Концентрация однонаправленных нагрузок в отдельных структурах макроцикла (периодах, этапах, мезоциклах) как стимула к обеспечению очередного адаптационного скачка в отношении отдельных значимых компонентов подготовленности должна органически увязываться с эффективностью подготовки интегрального характера;

    Продолжительность и содержание структур восстановительно-рекреационного характера (восстановительные микроциклы, переходный период) не должны допускать существенного развития процессов деадаптации в отношении всей совокупности компонентов, обусловливающих достигнутый уровень подготовленности (явная деадаптация допустима лишь в отношении относительно быстро формируемых характеристик, определяющих готовность к высшим достижениям).

    Учет указанных положениями позволяет реализовать различные варианты построения годичной подготовки, обусловленные спецификой вида спорта, особенностями календаря соревнований или избранной стратегией подготовки. Однако вне зависимости от того, какая система годичной подготовки используется (одноцикловая, двухцикловая или многоцикловая), должна быть обеспечена динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность и органическую взаимосвязь формирования долговременной адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности спортсмена во время его участия в главных соревнованиях года.

    Структура и особенности построения годичной подготовки

    Принципиальной особенностью годичной подготовки является то, что она строится на основе относительно самостоятельных структурных образований, все элементы которых объединены общей педагогической задачей – достижения состояния наивысшей готовности спортсмена, обеспечивающего успешное выступление в главных соревнованиях.

    Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, двух – двухцикловым, трех – трехцикловым и т.д. (в последние годы апробированы и другие варианты вплоть до семициклового). В каждом макроцикле выделяют три периода – подготовительный (он в свою очередь делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный), соревновательный и переходный. При применении многоциклового построения тренировочного процесса в течение года часто используются варианты, получившие названия «сдвоенного», «строенного» и т.д. циклов (Л.П. Матвеев, 1977; В.Н. Платонов, 1986, 1997). В этих случаях переходные периоды между первым и вторым, вторым и третьим и т.д. макроциклами не планируются, а соревновательный период одного макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. При многоцикловом построении годичной подготовки могут в определенной мере нивелироваться различия между содержанием тренировочного процесса в отдельных подготовительных и соревновательных периодах.

    Продолжительность периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяется большим количеством различных факторов. Они определяются спецификой соревновательной деятельности, этапом многолетней подготовки, закономерностями процесса совершенствования различных качеств и способностей, индивидуальными морфофункциональными особенностями спортсменов, особенностями тренировки в предшествующих макроциклах и т.п. (Л.П. Матвеев, 1977; Н.Г. Озолин, 1984; В.Н. Платонов, 1986). Эти факторы обусловливают как направленность тренировочного процесса, так и его структуру (деление макроциклов, периодов и этапов на мезо- и микроциклы). Подобное деление достаточно условно, но оно позволяет планировать и контролировать процесс подготовки более эффективно.

    Современная практика многих видов спорта характеризуется отказом от одно- и двухцикловых систем периодизации годичной подготовки и переходом на многоцикловое. Во многих видах спортивных единоборств одним из наиболее распространенных вариантов является трехцикловое планирование. В этом случае первый макроцикл носит в основном базовый характер и предполагает в основном комплексную подготовку. Заканчивается макроцикл выступлением в соревнованиях, на которых решаются локальные задачи. Во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфичным и предусматривает целенаправленную подготовку к ответственным соревнованиям. В третьем макроцикле объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин, при этом предпринимаются все необходимые шаги для непосредственной подготовки к главным соревнованиям.

    При использовании многоциклового планирования либо вариантов, предусматривающих интенсивную соревновательную практику в периоды, когда должна проводиться напряженная тренировочная деятельность, зачастую нарушаются принципиальные закономерности теории и методики спортивной подготовки. Это объясняется тем, что в период выступления на соревнованиях (особенно серии соревнований) происходит неизбежное снижение тренировочных нагрузок, в результате вместо планомерно протекающей адаптации важнейших функциональных систем организма отмечаются признаки деадаптации.

    Стремление органически увязать систему подготовки к главным соревнованиям года с подготовкой и участием в большом количестве соревнований менее высокого уровня привело к появлению 4-5 – цикловых систем построения годичной подготовки со стандартной структурой макроциклов. Такие системы с большим или меньшим успехом использовались в 80 – 90 –х годах прошедшего столетия в циклических видах спорта. Однако, как показала практика, у этой системы проявился один принципиальный недостаток: уже к концу третьего (реже второго и четвертого) макроцикла спортсмены зачастую достигали наивысшего уровня готовности, что не позволяло удерживать высокий уровень набранной спортивной формы до главных соревнований года (В.Н. Платонов, 2004).

    Более перспективной зарекомендовала себя система многоциклового планирования годичной подготовки, основанная на применении макроциклов, различающихся между собой как по основным задачам, так и по содержанию подготовки, и в то же время ориентированных на достижение спортивных результатов определенного уровня к концу каждого макроцикла. Концепция этой системы заключается в том, что в течение тренировочного года независимо от системы построения годичной подготовки отмечается различная динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность формирования различных компонентов подготовленности спортсменов на основе использования закономерностей формирования адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности к моменту главных соревнований года. Эта система была успешно апробирована в циклических видах спорта, а также в спортивных играх и единоборствах в 80-е годы прошлого столетия. Ее структура предусматривает наличие четырех относительно самостоятельных макроциклов и представляет собой как бы промежуточный вариант между традиционным одноцикловым планированием годичной подготовки, в котором вся подготовка подчинена планомерному формированию готовности спортсмена к главным соревнованиям, и описанным ранее пятицикловым вариантом планирования, со стандартными макроциклами, завершающимися главными соревнованиями.

    Ряд специалистов находят противоречия в теории периодизации спортивной тренировки квалифицированных спортсменов (Ю.В. Верхошанский, 1985; А.Н. Воробьев, 1989; А.П. Бондарчук, 2005; В.Б. Иссурин, 2010). Наиболее полно альтернативная теория раскрыта в монографии Ю.В. Верхошанского «Программирование и организация тренировочного процесса» (1985). Суть подхода Ю.В. Верхошанского (1985) состоит в том, что подготовку в течение года и макроцикла следует строить на основе последовательного применения блоков однонаправленной напряженной тренировочной работы («многонедельных (4 – 12 недель) однонаправленных нагрузок», объединенных в этапы и «блоки»), чередующихся с блоками тренировки с невысокой нагрузкой, обеспечивающей создание условий для проявления скачкообразного отставленного адаптационного эффекта. В частности для сложно-технических и скоростно-силовых видов спорта предлагается следующая преимущественная направленность этапов: 1 – общеразвивающая работа; 2 – концентрированная силовая нагрузка; 3 – совершенствование технического мастерства; 4 – дальнейшее совершенствование технического мастерства в условиях силовых нагрузок. Для видов спорта, предъявляющих высокие требования к скоростной выносливости, рекомендуется следующая направленность нагрузок в макроцикле: 1 – аэробные, 2 – смешанные, 3 – алактатные анаэробные, 4 - гликолитические. Блок специализированной силовой нагрузки сосредоточен на этапе 2, скоростной – на этапе 3, скоростной выносливости – на этапе 4. По мнению Ю.В. Верхошанского (2004) такая форма не только сохраняет преимущества комплексной организации тренировки, но и обеспечивает более выраженный специфический тренировочный эффект нагрузок той или иной направленности.

    Критически анализируя подобные подходы В.Н. Платонов (2009) указывает, что они, во-первых, отвергают запросы современной спортивной практики в отношении участия в большом количестве соревнований, распределенных в течение большей части года, а, во-вторых, связаны с грубым нарушением базовых положений теории и методики спортивной тренировки и теории адаптации организма к напряженной мышечной деятельности.

    В частности, одним из основных положений современной спортивной тренировки является параллельное сбалансированное совершенствование различных сторон подготовленности с планомерным увеличением доли средств специальной направленности по мере приближения к главным соревнованиям. Реализация этого положения исключает продолжительную однонаправленную тренировку даже в течение 2 – 3 недель, не говоря уже о 8 – 10 недельном концентрированном периоде концентрированной силовой нагрузки, как рекомендует Ю.В. Верхошанский (2004).

    Также, необходимо учитывать, что любое нарушающее сложившуюся структуру подготовленности спортсмена узконаправленное изменение, даже в положительную сторону, требует параллельной сбалансированной работы по увязке с этим изменением всех остальных составляющих подготовленности. Лишь в этом случае можно утверждать, что функциональная система, ориентированная на эффективную соревновательную деятельность, будет постоянно сбалансировано совершенствоваться, а не разрушаться. Поэтому, все современные подходы по чередованию и сочетанию работы различной направленности в течение тренировочного года (отдельного микроцикла) предполагают не последовательное планирование этапов однонаправленной нагрузки, а сложнейшее сочетание работы различной направленности при периодическом изменении соотношения в сторону увеличения объема работы определенной направленности в соответствии со спецификой вида спорта, периодом подготовки и индивидуальными особенностями спортсмена. Изменение соотношения должно определяться закономерностями протекания адаптационных реакций и формирования различных сторон подготовленности в интересах планомерного повышения готовности к соревнованиям в течение значительной части года и выхода на наивысший уровень готовности к моменту главных соревнований.

    Однонаправленные концентрированные нагрузки с большим объемом работы, характерной для современного спорта, таят в себе и другие опасности: 1) возможность функционального истощения (переадаптации) доминирующей системы; 2) снижение структурного и функционального резерва других систем (деадаптация), которые не вовлекаются в должной мере в выполнение работы.

    Многие специалисты логично полагают, что можно рационально построить однонаправленную работу в течение длительного периода, строго контролируя протекание процессов утомления и восстановления. В конечном итоге такая работа приведет к желаемому тренировочному эффекту соответствующих однонаправленных нагрузок. Однако в этом случае, в силу постоянной эксплуатации возможностей лишь одной функциональной системы, суммарный объем нагрузки будет в 1,5 – 1,7 раза меньше, чем в случае построения тренировки на основе рационального чередования разнонаправленных нагрузок (соответственно спортсмен понесет потери в отношении развития различных двигательных качеств, технического и тактического совершенствования в случае вынужденного уменьшения суммарного объема работы).

    Вторым негативным следствием длительных однонаправленных нагрузок является деадаптация систем, которые активно участвуют в выполнении работы. Например, показано, что после окончания этапа напряженной тренировки аэробного или анаэробного характера уже через 1 – 2 недели резко снижается активность оксидативных и гликолитических ферментов (Харгривс, 1995), а через несколько недель их уровень может не отличаться от дотренировочного эффекта (Н.И. Волков, 2000; Р. Мохан, М. Глессон, П. Гринхафф, 2001). После прекращения напряженной аэробной тренировки уже через 2 – 4 недели систолический объем и сердечный выброс снижаются на 10 – 15 %, что приводит к увеличению доли анаэробного энергообеспечения при выполнении стандартной работы (Уилмор, Костил, 2004). Примерно через такое же время снижается и локальная выносливость мышц, опирающаяся на их митохондриальную способность (Мохан, Глессон, Гринхафф, 2001). Чем быстрее достигается адаптация, что характерно для однонаправленной тренировки, тем быстрее протекают процессы деадаптации (А. Дж. Мак-Комас, 2001) и тем более объемные и интенсивные раздражители требуются для ее сохранения (Фокс, 1983), что является дополнительным свидетельством неэффективности такой тренировки.

    Неизбежная деадаптация важнейших компонентов подготовки, наступающая в условиях реализации блочной системы однонаправленных нагрузок (по Ю.В. Верхошанскому, 1985, 2004) требует включения дополнительных нагрузок, способствующих восстановлению утрачиваемых возможностей. Однако здесь следует учитывать, что процесс реадаптации требует больших временных затрат, а также крайне невыгоден в связи с бессмысленной многократной мобилизацией генетически детерминированного адаптационного ресурса. В многочиленных исследованиях показано, что сохранение достигнутого уровня адаптации для организма является значительно более экономичным и целесообразным с точки зрения профилактики локального изнашивания органов, входящих в систему, по сравнению со скачкообразным чередованием процессов деадаптации и реадаптации.

    Периодизация подготовки в отдельном макроцикле. При классическим планировании в каждом макроцикле подготовки выделяют три периода – подготовительный, соревновательный и переходный.

    Подготовительный период . В подготовительном периоде закладывается функциональная и технико-тактическая основа для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности.

    В специальной литературе (преимущественно датированной 1950 -1980 гг.) рекомендации по организации тренировочного процесса сводились к установке о том, что первая часть подготовительного периода должна быть направлена на повышение общей физической подготовленности и совершенствование базовой техники, а вторая – на специальную подготовку. Данное представление в настоящее время представляется ошибочным и не находит научно-практического подтверждения. Современная подготовка спортсменов независимо от возраста и квалификации с первых дней подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. При этом применяемые упражнения по характеру и структуре могут отличаться от соревновательных (рекомендуется использовать разнообразные специально-подготовительные упражнения, в значительной мере приближенные к общеподготовительным). В дальнейшем, по мере перехода подготовительного периода в следующие стадии, состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.

    Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Соотношение продолжительности указанных этапов в большей степени зависит от типа макроцикла и квалификации спортсмена.

    Общеподготовительный этап. Основными задачами этапа являются – повышение уровня общей и вспомогательной физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается основа для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Специальная часть подготовки заключается в избирательном повышении отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы относительно невелика. Более важной задачей специальной подготовки на этом этапе является способность спортсмена переносить большие нагрузки.

    Специально-подготовительный этап. На этом этапе планируется специальная целенаправленная подготовка, обеспечивающая высокий уровень готовности к эффективной соревновательной деятельности.

    Содержание тренировки должно быть направлено на развитие комплексных качеств (скоростно-силовых возможностей, специальной выносливости) на базе предпосылок, созданных на первом этапе подготовительного периода. Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению возможностей отдельных слагаемых высокой специальной работоспособности. Параллельно с развитием физических качеств большое внимание должно уделяться совершенствованию соревновательной техники и тактической подготовке (В.Н.Платонов, 2004).

    Соревновательный период. Основными задачами соревновательного периодаявляются сохранение и дальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полное использование его в главных соревнованиях. В процессе подготовки важно учитывать все особенности главных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсменом в том или ином соревновании, и заканчивая составом предполагаемых участников. Все остальные соревнования должны иметь тренировочную направленность и специальная подготовка к ним, как правило, не проводится, так как они сами являются важными звеньями подготовки к главным соревнованиям.

    В последние 2-4 недели перед ответственными соревнованиями рекомендуется значительно снизить общий объем тренировочной работы. Особое внимание в соревновательном периоде уделяется построению подготовки в дни, непосредственно предшествующие наиболее ответственным соревнованиям (обычно 7-14 дни до старта). Тренировка в этот временной период строится с учетом уровня тренированности спортсмена и его индивидуальной реакцией на определенные тренировочные и соревновательные нагрузки.

    С целью достижения наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях года в структуре годичной подготовке в некоторых видах спорта стали выделять относительно самостоятельное структурное образование – этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям. В отдельных случаях этот этап строится в виде специфического 3-5 недельного мезоцикла, в других приобретает черты отдельного непродолжительного (5-8 недель) макроцикла.

    Переходный период. Основными задачами переходного периода являются: отдых и восстановление после соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 3 - 4 до 6 - 8 недель и зависит от специфики вида спорта, этапа многолетней подготовки на котором находится спортсмен, от системы планирования тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена.

    Тренировочный процесс в переходном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. В конце переходного периода нагрузку постепенно увеличивают, уменьшают объем средств активного отдыха, увеличивают количество общеподготовительных и вспомогательных упражнений. Это позволяет сгладить переход к более высоким нагрузкам, которые спортсмену предстоит выполнять уже в первом макроцикле подготовительного периода.

    Литература к разделу 6.1

    1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 26–70; 103–108.

    2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С.
    31–62; 140–172.

    3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. ‑ 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – С. 103–153.

    4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.

    5. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2010. – С. 61–72; 89–94; 159–222.

    6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – С. 167‑203; 422–440; 576–590.

    7. Учение о тренировке / под общ. ред. Д. Харре. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 174–194.

    Похожие статьи