Штабелирование грузов. Способы формирования штабелей различных грузов, габаритыштабелей,величины проездов Максимальная ширина штабеля при складировании навалом

04.03.2020

При размещении штабелей грузов в складах и на площад­ках необходимо предусмотреть:

Проходы между штабелями грузов еысотой до 1,2 м, шириной I м, а между штабелями большей высоты -2м;

Проходы между штабелями и стеной или иной преградой шири­ной 0,7 м;

Проходы между штабелями, совмещенные с переходами через крановые и железнодорожные пути, шириной не менее 2 м;

Проезды для погрузчиков шириной не менее 3,5 м;

Магистральные проезды между группами штабелей шириной не менее б м, а для крупнотоннажных контейнеров.

Грузы следует укладывать не ближе 2 м от наружной гра­ни головки крайнего рельса железнодорожного пути при высоте скла­дирования до 1,2 м и не ближе 2,5 м - при складировании на боль­шую высоту.

Расстояние от выступающих частей портала крана до штабеля груза должно быть не менее 0,7 м.

Способы формирования штабелей должны гарантировать безопасность работ, обеспечивать сохранность грузов и исключать возможность их развала.

Технология укладки грузов в штабель, применяемые машины и вспомогательные средства должны быть указаны в РТК и ПОР.

Высота штабелей грузов при их формировании с помощью машин ограничивается физико-механическими свойствами груза, проч­ностью тары, техническими характеристиками машин, с помощью кото­рых формируется штабель, габаритами складов и допускаемыми нагруз­ками на покрытие склада, а также требованиями действующих норма­тивных документов по проектированию и размещению грузов на скла­дах.

Высота штабеля каждого конкретного груза должн4 быть обосно­вана и указана в Технических условиях, а также в РТК и ПОР.

Высота штабелей грузов при нахождении рабочих на шта­беле не должна превышать 6 м.

Укладка грузов на большую высоту допускается при условии разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих на штабеле, и их согласования с технической инспекцией труда.

Укладывать (разбирать) груз в штабеля с использовани­ем крана при нахождении рабочих на штабеле следует слоями. Высо­та слоя при ручной укладке с расформированием (формированием) подъема не должна превышать 1,5 м, без расформирования (формиро­вания) подъема - высоте груза в одном подъеме.

Запрещается разбирать штабель путем выборки нижних грузовых мест в слое.

Размер верхней площадки штабеля, а также ширина усту­па в ярусах (слоях) груза должны быть достаточными для безопасно­го производства работ. Рабочий должен иметь возможность отойти

на расстояние не менее 5 м от места укладки груза (если нет дру­гих указаний по месту его нахождения), а расстояние от места его нахождения до края штабеля (яруса) не должно быть менее I м.

При выполнении работ на штабеле на расстоянии менее I м от края штабеля на высоте более 3 м от грунта, площадки или уступа штабеля рабочие должны снабжаться и пользоваться предохра­нительными поясами со страховочным канатом и карабином. Места закрепления карабина предохранительного пояса должен указывать производитель работ.

Если пользоваться предохранительными поясами невозможно, то необходимо разработать другой безопасный способ производства ра­бот, исключающий падение рабочих с высоты (применение эстакад, вышек, телескопических подъемников и других видов оборудования, обеспечивающих безопасные условия труда).

При формировании штабеля в крытом складском помещении способом, предусматривающим нахождение рабочих на штабеле, рас­стояние между верхней площадкой штабеля, на которой находятся ра­бочие, и наиболее низкими частями перекрытия склада, а также то- коведущими проводами должно быть не менее 2 м.

Для безопасного подъема на штабель (ярус штабеля) или отдельное грузовое место высотой более I м необходимо пользовать­ся передвижными механизированными трапами или иными устройствами, отвечающими требованиям безопасности, а при их отсутствии приме­нять переносные инвентарные лестницы. Длина переносных лестниц зависит от высоты штабеля или слоя груза (h) и должна быть не менее h /0,96+1,0 м, но не более 5 м.

В целях распределения нагрузки на покрытие склада, предупреждения деформации и разрушения грузовых мест, деформации строповочных петель и безопасности производства работ при стро­повке (отстроповке) грузов стропами, тарно-штучные грузы следует укладывать на подкладки прямоугольного поперечного сечения.

Размеры и количество подкладок и прокладок, а также места их установки должны быть обоснованы и указаны в Технических услови­ях, а также в РТК и ПОР.

Подкладки и прокладки под груз должны быть уложены до подачи груза к месту складирования. Концы прокладок и подкла­док не должны выходить за габариты уложенного груза более чем на 0,1 м.

Запрещается изменять положение подкладок и прокладок под ви­сящим над ними грузом.

Для закрытия штабелей нужно применять исправные бре­зенты с устройствами для их увязки и крепления. Подавать брезен­ты на штабель высотой более 1,5 м следует с помощью грузоподъем­ных средств. Закрывать штабели брезентами следует методом раска­тывания, а раскрывать - методом скатывания. Выполнять эту работу следует не менее чем двум рабочим. При силе ветра более четырех баллов укрывать штабели необходимо под руководством производителя работ.

Крепление брезентов на штабеле следует производить в соот­ветствии с РТК и ПОР.

Способы складирования и хранения опасных грузов долж ны соответствовать требованиям действующих Правил перевозок опас­ных грузов речным транспортом и других документов, регламентирую­щих перевозку и хранение указанных грузов.

Хранить грузы животного происхождения необходимо в соответствии с Правилами перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения.

Грузы в неисправной таре и упаковке следует склади­ровать в специально отведенных местах отдельными штабелями.

Работы по перегрузке грузов в неисправной таре и упаковке не обходимо производить под руководством производителя работ.

403. Складирование веществ, материалов, деталей и изделий (далее – материальные ценности) осуществляется в специально оборудованных помещениях (на площадках).

404. Места складирования материальных ценностей оснащаются специальными устройствами и приспособлениями, исключающими произвольное смещение и падение веществ, материалов и изделий при их хранении, средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Для складов разрабатывается план размещения веществ и материалов с указанием их наиболее характерных свойств (взрывопожароопасные, токсичные, химически активные и тому подобные).

Места и способы складирования веществ и материалов, конструкция тары, режим хранения определяются с учетом их агрегатного состояния, совместимости и однородности выбора средств их тушения.

Хранение, укладка, расфасовка материальных ценностей осуществляются с обеспечением свободного доступа для контроля их состояния.

При этом должны соблюдаться проходы: против ворот – не менее ширины ворот; против дверных проемов – шириной, равной ширине дверей, но не менее 1 м; между стеной и стеллажом, а также между стеллажами (штабелями) – не менее 0,8 м.

405. Конструкция стеллажей для хранения материальных ценностей должна быть рассчитана на соответствующие нагрузки, обеспечивать устойчивое положение складируемых веществ, материалов и изделий и исключать их выпадение при хранении.

406. Стеллажи надежно закрепляются. Каждый стеллаж должен иметь инвентарный номер и надписи о предельно допустимой нагрузке на каждой полке. Полки стеллажей должны иметь бортики. Деревянные стеллажи в складских помещениях обрабатываются огнезащитными составами.

407. Устройство и эксплуатация стеллажных кранов-штабелеров должны соответствовать требованиям ГОСТ 28433-90 «Краны-штабелеры стеллажные. Общие технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартизации от 29 января 1990 г. № 99, ГОСТ 12.2.053-91 «Система стандартов безопасности труда. Краны-штабелеры. Требования безопасности», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартизации от 11 марта 1991 г. № 225 (далее – ГОСТ 12.2.053).

408. К каждому стеллажному крану-штабелеру и элеваторному стеллажу прикрепляется табличка с указанием их грузоподъемности, максимальных габаритов перемещаемого (хранящегося) груза, срока очередного технического освидетельствования и инвентарного номера.

409. В конструкции элеваторного стеллажа предусматривается блокировочное устройство, исключающее возможность включения привода конвейера при открытых загрузочных или разгрузочных окнах или других проемах шахты.

Опасные зоны элеваторных стеллажей окрашиваются в сигнальные цвета и обозначаются знаками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.

410. Перед укладкой материальных ценностей в стеллажи их ячейки очищаются от грязи, остатков упаковки и консервации.

Укладывать материальные ценности на неисправные стеллажи и перегружать стеллажи не допускается.

411. Стеклянные бутыли, стекло, другие крупногабаритные и тяжелые материальные ценности укладываются на нижние ярусы.

412. Шины транспортных средств укладывают на полки стеллажей только в вертикальном положении.

413. Штабельное хранение применяют при складировании материальных ценностей в мешках, кипах, рулонах, тюках, ящиках и другой таре, труб больших диаметров, прокатной стали, длинномерного металла, лесоматериалов и пиломатериалов, крупногабаритных железобетонных плит, панелей и тому подобных изделий.

414. Конструкция и эксплуатация мостовых кранов-штабелеров, применяемых при штабелировании тарно-штучных и длинномерных грузов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 28434-90 «Краны-штабелеры мостовые. Общие технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартизации от 29 января 1990 г. № 99, ГОСТ 12.2.053.

415. Складирование материальных ценностей в штабель производится на полу склада или на открытой площадке в один или несколько рядов.

В многорядные штабели не допускается складировать материальные ценности, имеющие слабую упаковку, которая не может выдержать давление верхних рядов, упаковку и конфигурацию неправильной формы, не позволяющую обеспечить устойчивость штабеля.

416. Максимально допустимая высота штабелей определяется в зависимости от вида упаковки материалов и изделий, их веса и условий механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Высота однорядного штабеля при ширине не менее 1 м не должна превышать 1,5 м.

417. Для обеспечения устойчивости штабеля мешки, кипы, рулоны, тюки, ящики и тому подобное складируются на горизонтальную площадку таким образом, чтобы их грани образовывали прямые линии. При формировании штабеля в нижние ряды складируют более тяжелые грузы.

Не допускается выступление из штабеля частей, краев материальных ценностей и упаковки.

418. Расстояние между штабелями должно превышать ширину транспортных средств не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения – двойную ширину транспорта плюс 1,5 м.

419. Во избежание просадок и нарушения вертикального положения штабеля открытые площадки в зимнее время предварительно очищаются от мусора, льда и снега.

420. Изделия с выступающими острыми краями складируют в штабель или пакеты так, чтобы исключить возможность травмирования работников во время работы.

421. При складировании в штабель длинномерных и тяжеловесных материальных ценностей используют деревянные прокладки или стеллажи-подставки.

422. При формировании штабелей из ящиков оставляют между ящиками зазоры. Пакеты из ящиков различных размеров складируют в штабель только в тех случаях, если штабель получается устойчивым и ровным.

Складирование в штабели загруженных плоских поддонов допускается до высоты, при которой гарантируется сохранность тары нижних поддонов.

423. Укладку круглых лесоматериалов в штабели для хранения производят в соответствии с требованиями ГОСТ 9014.0-75 «Общие требования к правилам хранения круглых лесоматериалов хвойных и лиственных пород», утвержденного постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 14 ноября 1975 г. № 2911.

424. Формирование штабелей пиломатериалов производят в соответствии с требованиями ГОСТ 3808.1-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Атмосферная сушка и хранение», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 марта 1980 г. № 1136, межгосударственного стандарта ГОСТ 7319-80 «Пиломатериалы и заготовки лиственных пород. Атмосферная сушка и хранение», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 марта 1980 г. № 1137.

425. При формировании и разборке штабелей круглых лесоматериалов и пиломатериалов выполняют требования ГОСТ 12.3.042-88 «Система стандартов безопасности труда. Деревообрабатывающее производство. Общие требования безопасности», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 декабря 1988 г. № 4391 (далее – ГОСТ 12.3.042).

426. Складирование проката производят так, чтобы концы торцовых сторон штабелей, расположенных у проходов, были выложены ровно независимо от длины укладываемых прутков, труб и тому подобного. При укладке металла в складах между торцом штабеля и стенкой устраивается проход шириной не менее 0,7 м.

427. При складировании материальных ценностей в штабели не допускается:

производить укладку и разборку штабелей на площадке при сильном ветре (6 баллов), ливневом дожде, снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м);

выполнять работы на двух смежных штабелях одновременно;

становиться на край штабеля или на концы межпакетных прокладок, пользоваться грузоподъемными машинами для подъема на штабель или спуска с него.

428. Покосившиеся штабели на площадке разрешается разбирать только в дневное время в соответствии с предварительно разработанным способом ведения работ под руководством лица, ответственного за безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Разборку штабелей производят только сверху и равномерно по всей длине.

429. Горячекатаную и холоднотянутую ленты в бухтах при штабельном хранении складируют на деревянные поддоны и устанавливают в штабели высотой не более 2 м.

430. Провода, кабели, катаная проволока в бухтах (мотках) укладываются на деревянные настилы в следующем порядке:

430.1. первая бухта (первый моток) укладывается плашмя, вторая бухта (второй моток) захватывает наполовину первую бухту (первый моток) и принимает наклонное положение и так далее;

430.2. после укладки одного ряда на него укладывается второй ряд с расположением бухт (мотков) в обратном направлении в таком же порядке. Ширина такого штабеля должна быть не менее 1,5 м.

431. Мешки для хранения складируют на специальные поддоны секциями по три или пять мешков (тройками или пятерками) с соблюдением порядка увязки укладываемых мешков и перпендикулярности штабеля.

432. При формировании пакетов на плоских поддонах с целью обеспечения устойчивости пакета вес груза распределяется симметрично относительно продольной и поперечной осей поддона. Верхняя плоскость пакета должна быть ровной.

433. Материалы в ящиках и мешках, не сформированных в пакеты, складируют в штабели вперевязку. Для устойчивости штабеля через каждые 2–3 ряда ящиков прокладывают рейки и через каждые 5–6 рядов мешков по высоте – доски.

434. Бумагу в рулонах складируют на высоту не более трех рядов с прокладками из досок между рядами. Крайние рулоны фиксируют упорами.

435. Для хранения на складе листовая сталь одного сорта складируется в штабели высотой не более 1 м. При этом размер листа должен быть не менее 1 м, а общая масса штабеля не должна превышать предельно допустимую нагрузку на пол или перекрытие.

Большие партии листовой стали одного сорта и размера складируются в пакетах под навесом или в закрытых складах на деревянных брусьях с деревянными или металлическими прокладками между пакетами для пропускания между ними стропов и специальных захватов для подъема пакета.

436. Баллоны со сжатыми и сжиженными газами закрепляются и размещаются так, чтобы они не подвергались механическим воздействиям. Для предупреждения утечек газа на боковом штуцере вентиля баллона ставится заглушка, а на баллоны объемом 40 л и более, кроме того, устанавливают предохранительные колпаки.

437. Баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном положении, во избежание падения устанавливаются в специально оборудованных гнездах или ограждаются барьерами. Баллоны с газами, не имеющие башмаков, допускается складировать и хранить в горизонтальном положении на рамах или стеллажах, выполненных из негорючего материала.

438. Листовое стекло хранится в ящиках в один ряд ребром на настилах.

439. Сыпучие и пылевидные материалы хранят в бункерах, закромах, ларях, контейнерах, силосах, ящиках и других закрытых емкостях, изготовленных из механически прочных материалов, защищенных от воздействия коррозии, исключающих пыление, обеспечивающих сохранность материалов и возможность применения средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Бункера, закрома, лари, контейнеры, силосы, ящики и другие емкости для хранения сыпучих и пылевидных материалов оборудуются плотно закрывающимися крышками.

Бункера, силосы и другие емкости должны иметь устройства для механического обрушения сводов (зависаний) материалов.

На бункера, закрома, лари и другие емкости для хранения сыпучих и пылевидных материалов наносится маркировка с указанием их назначения и предельно допустимой нагрузки.

440. При складировании сыпучих и пылевидных материалов принимаются меры против их распыления в процессе погрузки и выгрузки.

Загрузочные воронки закрываются защитными решетками, а люки в защитных решетках запираются на замок.

441. Ремонтные и другие работы внутри силосов и бункеров выполняются по наряду-допуску бригадой в составе не менее трех работников с соблюдением требований Правил охраны труда при работе на высоте.

Работники, находящиеся внутри бункера (силоса), должны быть обеспечены лямочными предохранительными поясами, страховочными канатами (веревками), один конец которых привязывается к предохранительному поясу, а второй – снаружи бункера (силоса), защитными касками и респираторами.

При выполнении работ два работника находятся на перекрытии силоса или бункера и осуществляют надзор за работниками, выполняющими работы в бункере, и в случае необходимости оказывают им помощь.

442. Временное складирование материальных ценностей допускается высотой не более 1,5 м в специально отведенных местах, оборудованных стеллажами, стойками, емкостями с возможностью механизированного перемещения материалов и изделий.

При укладке материальных ценностей устанавливают боковые стойки, прокладки, подкладки, подпорки и тому подобные специальные приспособления и устройства, предотвращающие их самопроизвольное перемещение.

443. При хранении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на площадках:

443.1. бочки, барабаны и бутыли устанавливают группами не более 100 штук в каждой, с разрывами между группами не менее 1 м. Бутыли защищают оплеткой, корзинами, деревянными обрешетками и тому подобным;

443.2. барабаны с кабелем, тросом и другие крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при укладке укрепляют удерживающими приспособлениями (клиньями, рейками, досками и тому подобным).

444. Складирование стальных и чугунных труб, соединительных частей к трубам для хранения производится в соответствии с требованиями ГОСТ 10692-80 «Трубы стальные, чугунные и соединительные части к ним. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 28 декабря 1990 г. № 3464.

445. Складирование и хранение лакокрасочных материалов осуществляются в соответствии с требованиями ГОСТ 9980.5-86 «Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 июня 1986 г. № 1618.

446. В зданиях складов все операции, связанные с вскрытием и мелким ремонтом тары, расфасовкой продукции, приготовлением рабочих смесей, производятся в специально оборудованных помещениях, изолированных от мест хранения.

447. Складирование и хранение материальных ценностей, а также хранение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ на рампах складов не допускаются.

Вещества, материалы и изделия, разгруженные на рампу, к концу работы должны быть складированы в предназначенные для их хранения места.

448. Складирование и хранение порожней тары осуществляются на специально отведенных площадках вне складских и производственных помещений.

Тару перед размещением на хранение очищают от сгораемых остатков.

8.2.24. На открытых площадках, оборудованных козловыми кранами, расстояние между стеллажами в ряду должно быть от 1 до 1,5 м в зависимости от высоты штабелей, а расстояние между рядами штабелей не менее 1 м.

8.2.25. Укладку металлов в штабеля следует производить так, чтобы торцы штабелей, расположенных у проходов в закрытых складах и железнодорожных путей или у проходов на открытых площадках, были выложены ровно в одну линию, независимо от длины прутков, труб и т.д.

8.2.26. Стальные и чугунные трубы больших диаметров, если они имеют муфты и раструбы, укладывают на хранение на открытых площадках горизонтальными рядами. При этом ряды труб следует укладывать раструбами в противоположные стороны.

8.2.27. Мотки катанной проволоки, поступающие на склад в связках, следует укладывать на деревянный настил навалом высотой не более 1,6 м.

8.2.28. Горячекатанную и холоднокатанную ленту в бухтах

при штабельном хранении следует укладывать на деревянные поддоны и устанавливать в штабеля высотой не более 2 м.

8.2.29. Строительные материалы, оборудование, приборы при их хранении укладываются следующим образом:

Кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и прокладках;

Стеновые панели - в кассеты или пирамиды;

Панели перегородок - в кассеты вертикально;

Стеновые блоки - в штабель в два яруса на подкладках и прокладках;

Плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м;

Блоки мусоропроводов - в штабель высотой не более 2,5 м;

Ригели и колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и прокладках;

Плиточные материалы (асбестоцементные плитки, листы асбестоцементные волокнистые и плиты асбестоцементные плоские) - в стопы высотой до 1 м;

Плиты асбестоцементные полые - в штабель до 15 рядов;

Черепица (цементно-песчаная и глиняная) - в штабель высотой до 1 м, уложенная на ребро с прокладками;

Мелкосортовой металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;

Санитарно-технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках;

Нагревательные приборы (радиаторы и т.д.) в виде отдельных секций или в собранном виде - в штабель высотой не более 1м;

Крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ряд на подкладках;

Стекло в ящиках и рулонный материал - вертикально в один ряд на подкладках;

Битум - в плотную тару, исключающую его растекание, или в специальные ямы с ограждением;

Черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м с подкладками и прокладками;

Теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1,2 м с хранением в закрытом сухом помещении;

Трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках;

Трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок.

Нижний ряд труб должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках.

8.2.30. Работы по укладке и разборке штабелей должны быть механизированы. При выполнении работ вручную на штабеле высотой более 1,5 м необходимо применять переносные инвентарные лестницы.

Применение прокладок круглого сечения при складировании строительных материалов в штабеля не допускается.

8.2.31. Электродвигатели при хранении следует устанавливать на плоские поддоны с последующим размещением их в ячейки стеллажей. Допускается напольное хранение электродвигателей на поддонах в штабеле высотой не более 1,5 м.

8.2.32. Катушки с обмоточными проводами следует устанавливать на полках стеллажа на ребро щеки, причем каждый ряд катушек для устойчивости необходимо проложить листом фанеры или досками толщиной 10-15 мм.

8.2.33. Перематывать и отматывать кабель и провод следует специальным отмоточным механизмом.

8.2.34. Барабаны с кабелем, тросом и другие крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при укладке необходимо укреплять удерживающими приспособлениями (досками и т.д.).

8.2.35. Детали машин и орудий с выступающими острыми рабочими органами укладываются в штабеля или пакеты так, чтобы исключить возможность травмирования людей, (соприкасающихся с ними во время работы). Бороны следует укладывать в штабеля зубъями внутрь, лемехи плугов - лезвиями внутрь или в ящичные поддоны.

8.2.36. Во время разборки штабелей, состоящих из рабочих органов сельскохозяйственных машин, имеющих острые кромки (пружинные зубъя культиваторов, подборщиков и т.п.) необходимо принять меры предосторожности, исключающие обвалы штабелей.

8.2.37. Шины автомобилей укладываются на полки стеллажей в вертикальном положении.

8.2.38. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, необходимо укладывать в штабеля вперевязку. Для устойчивости штабелей следует через каждые два-три ряда ящиков прокладывать рейки, а через каждые пять-шесть рядов мешков - доски.

8.2.39. При формировании штабелей из ящиков необходимо оставлять зазоры между ящиками по вертикали.

8.2.40. При складировании ящиков с плодами на поддонах длина штабелей должна быть не более 10 м, высота - не более 4 м.

8.2.41. Ящики с бутылочной продукцией должны укладываться в штабеля высотой не более 2 м, а при складировании на поддонах - в два яруса.

8.2.42. Разборка штабелей независимо от хранимого груза производится сверху и равномерно по всей длине.

8.2.43. Для безопасного перемещения грузоподъемных механизмов при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину груженого транспорта (погрузчиков, тележек и т.д.) не менее чем на 1 м, а при необходимости обеспечения встречного движения - ширину транспортных средств плюс 1,5 м.

Для маневрирования напольного электротранспорта за грузовой дверью следует оставлять свободную от груза площадку размером 3,5 х 3,5 м.

8.2.45. Грузы в бочках допускается укладывать в штабель лежа или на торец.

При укладке лежа под крайние бочки штабеля следует подкладывать упоры.

При укладке на торец между рядами бочек должны прокладываться доски.

8.2.46. Бумагу в рулонах следует укладывать на высоту не более трех рядов с прокладками из досок между рядами. Крайние рулоны следует подклинивать упорами.

8.2.47. Пылевидные материалы (мука, сахар и др.) надлежит хранить в бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе погрузки и выгрузки, загруженные материалы должны быть заперты на замок.

Бункера и другие емкости должны быть оборудованы устройствами для механического обрушения зависаний материалов. В случае необходимости спуск рабочих в бункера может осуществляться в специальной люльке при помощи лебедки.

8.2.48. Грузы в мешках, кулях и кипах укладываются в устойчивые штабеля:

Вручную - на высоту не более 2 м;

При помощи механизмов - до 6 м;

Для образования устойчивых стенок штабелей мешки следует укладывать по ширине и длине “вперевязку”.

8.2.49. При складировании соли должны быть исключены образования “навесов” и скатывание глыб.

Соль на площадках укладывается в бугры в виде конуса, усеченной пирамиды или в другой форме, удобной для хранения и обмера.

8.2.50. Соль, упакованная в бумажные пакеты, деревянные и картонные ящики, транспортные пакеты (на поддонах и без поддонов), контейнеры и мешки, должна храниться в складских помещениях, уложенной штабелями.

Высота штабеля при укладке вручную не должна превышать 2 м при помощи погрузчиков - 4 м.

8.2.51. Мешки с мукой для хранения на складе должны укладываться на специальные стеллажи секциями по три или пять мешков, при этом должен строго соблюдаться порядок увязки укладываемых мешков и вертикальность штабеля.

8.2.52. Высота штабеля не должна превышать при укладке мешков вручную 8 рядов, механизированным способом - 12.

8.2.53. Ширина основных проходов в мучных складах должна быть не менее 1,5 м при транспортировке муки на ручных тележках; 2,5 м - на тележках с подъемными платформами; 3 м - на электропогрузчиках.

Проходы между штабелями муки должны быть не реже чем через каждые 12 м.

8.2.54. Места пересыпания крахмала, декстрина и других сыпучих продуктов должны быть оборудованы местными отсосами с последующей очисткой запыленного воздуха.

8.2.55. Запрещается производить укладку и разборку штабелей высотой более 2 м при сильном ветре (более 6 баллов), ливневом дожде, снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м).

8.2.56. Покосившиеся штабеля разрешается разбирать только в дневное время в соответствии с предварительно разработанными способами ведения работ, под личным наблюдением руководителя погрузочно-разгрузочных работ.

8.2.57. Деревянные ящики с грузом, масса которых превышает 20 кг, перед отправкой необходимо усиливать путем обтяжки по торцам стальной лентой или проволокой.

8.2.58. Двери контейнера должны свободно закрываться, для этого при укладке груза в контейнер между грузом и дверью оставляется свободное пространство от 3 до 5 см.

После окончания загрузки контейнера необходимо проверить плотность закрытия дверок.

8.2.59. Складскую переработку минеральных удобрений следует производить в соответствии с Санитарными правилами хранения, транспортировки и применения минеральных удобрений в сельском хозяйстве, Санитарными правилами хранения, транспортировки и применения пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве.

8.2.60. При грузопереработке минеральных удобрений следует использовать спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, в частности: фартук прорезиненный с нагрудником, сапоги резиновые, перчатки резиновые, рукавицы комбинированные и респиратор.

8.2.61. Затаренные в мешки минеральные удобрения хранят на поддонах штабелями в 3-4 яруса и без поддонов - в 10-12 рядов.

8.2.62. Пестициды, упакованные в бочки, металлические барабаны вместимостью более 50 л и ящики, укладываются в штабеля на плоских поддонах, а упакованные в мелкую и мягкую тару - в штабеля на плоских поддонах, а упакованные в мелкую тару - в штабеля на решетчато-стоечных поддонах или в спакетированном виде - на стеллажах.

8.2.63. Водный аммиак и жидкие комплексные удобрения должны храниться в сварных стальных резервуарах, оснащенных полным комплектом оборудования и арматуры, обеспечивающих герметичность и безопасность работы.

При хранении каждый резервуар должен быть наполнен не более чем на 95% общей емкости.

8.2.64. Хранение тары должно осуществляться на специально отведенных для этой цели площадках.

8.2.65. Дощатые ящики и другую тару допускается вскрывать только с помощью предназначенных для этой цели инструментов (гвоздодеров, клещей и др.). Концы металлической обивки после вскрытия ящиков необходимо загнуть вниз.

8.2.66. Доски от разобранных деревянных ящиков и других видов упаковки должны быть освобождены от металлических пластинок, проволоки и гвоздей.

8.2.67. Деревянные бочки следует вскрывать путем снятия обручей с одной стороны бочки, ударяя молотком по клепкам вверх, для этого необходимо освободить дно и вынуть его с помощью стального клина. Не допускается извлекать дно бочки ударами молотка или топора.

8.2.68. При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки, следует применять специальный гаечный ключ. Отвинчивать пробки ударами молотка не допускается.

8.2.69. Загрузку ящичных поддонов следует производить таким образом, чтобы детали находились ниже верхней кромки поддона на 5 - 10 см.

8.3. Отборка товаров, требующих комплектования заказов покупателей

8.3.1. Отборка товаров и комплектование заказов покупателей - наиболее трудоемкий процесс на оптовом предприятии:

Требует от исполнителя напряжения внимания - поиск ассортимента товаров с многочисленными характеристиками, наличие движущихся механизмов;

Сопровождается физическими нагрузками и монотонностью труда - снятие товаров и поддонов со стеллажей и штабелей, перемещение в зону комплектования, комплектование заказов, возврат остатков товаров на места хранения, упаковка отобранных товаров в инвентарную тару (контейнеры), перемещение контейнеров в экспедицию и др.;

Возможно воздействие на организм работающих вредных веществ при работе с химикатами, аэрозолями, лаками, красками, растворителями, синтетическими моющими средствами, минеральными удобрениями, кислотами;

Выполняется при недостатке естественного освещения;

Требует скоординированного участия в труде всех работников конкретного склада.

8.3.2. Для обеспечения безопасной организации труда при отборке и комплектовании заказов покупателей необходимо выполнять эти работы по разработанной и утвержденной руководителем предприятия технологической карте склада, в которой должны содержаться:

Способы отборки - индивидуальная ручная, индивидуальная механизированная, комплексная механизированная, смешанная;

Графики отборок по дням недели;

Виды применяемых механизмов по операциям технологического процесса;

Ответственные за выполнение работ.

8.3.3. Выполнение работ регламентируется должностными и производственными инструкциями, которые разрабатываются заведующими складами на основании настоящих Правил и утверждаются руководителем предприятия.

8.3.4. Устройство зон комплектования в товарных складах должно производиться с учетом объема отбираемых товаров, количества отправляемых тарных мест и определяется площадью до 5% от площади склада.

8.3.5. Максимальная скорость движения транспортных средств в производственных помещениях не должна превышать 5 км в час.

Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным путем. Механизированный способ работ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также при подъеме груза на высоту более 3 м. На работах, связанных с переносом тяжести, должны соблюдаться следующие требования: подростки до 16 лет не допускаются к работам по переноске тяжестей; предельная норма переноски тяжестей по ровной горизонтальной поверхности на каждого человека не должна превышать для подростков женского пола от 16 до 18 лет—10 кг, старше 18 лет—
15 кг при чередовании с другой работой, а при постоянном перемещении —10 кг, при подъеме на высоту более 1,5 м—10 кг; для подростков мужского пола от 16 до 18 лет—16 кг, старше 18 лет —50 кг. Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены, для женщин не должна превышать 3000 кг, для мужчин — 7000 кг (включая массу тары).
Грузчикам-мужчинам разрешается переносить груз массой до 80 кг только с помощью приспособлений; при массе груза 50 кг и выше подъем его на спину и спуск должен производиться с помощью других рабочих.
При расстоянии транспортирования свыше 15 м груз массой 50 кг и более перемещают при помощи механизмов. Груз массой более 80 кг независимо от расстояния перемещают только с помощью механизмов и специальных приспособлений, допуская к обслуживанию их специально обученных рабочих.
При ведении погрузочпо-разгрузочных работ с тарными и штучными грузами необходимо строго соблюдать правила складирования, не допуская загромождения и уменьшения ширины проходов между штабелями, превышение их высоты, неправильной укладки отдельных грузовых мест. Предельная высота штабелей при укладке грузов приведена в табл. 11.

Предельное число рядов но высоте штабеля при складировании бочек приведено в табл, 12.

Ящичные грузы и грузы, затаренные в мешки, при складировании в штабеля должны укладываться только в перевязку. Например, мешки с мукой следует укладывать на специальные стеллажи по 3—5 шт., строго соблюдая порядок увязки укладываемых мешков и вертикальность штабеля. Мешки укладывают в штабель высотой до 14 рядов. Для устойчивости штабеля между каждыми 6 рядами делают прокладки из досок. Нижний ряд мешков укладывают с зазорами между мешками, уменьшая их в последующих рядах, что создает небольшой уклон основных граней внутрь и большую устойчивость штабеля. Для устранения обвала штабеля и связанных с этим несчастных случаев необходимо, чтобы мешки и зашивка их были прочными. При формировании штабеля следят за тем, чтобы зашивку мешков расположить внутрь штабеля.

Масса груза в бочках, кг

Размещение бочек

Горизонтально

Вертикально

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

ИНСТРУКЦИИ ПО ТИПОВЫМ СПОСОБАМ
И ПРИЕМАМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ
РАБОТ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ
КОМПЛЕКСАХ МОРСКИХ ПОРТОВ

1983

РАЗРАБОТАНЫ

Ленинградским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроекта) - Ленморниипроектом

Одесским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроекта) - Черноморниипроектом

Главный инженер

В.М. ТАРАН

Зав. лабораторией технологии и эксплуатации портов - канд. техн. наук

А.И. БРЮМ

Руководитель разработки

М.Г. ГРИНШПУН

Ответственные исполнители разработки:

Н.К. РОВНЕР

В.П. НАВРОЦКИЙ

В.А. СОТНИКОВА

В.Д. ГАЖЕВ

В.С. ТОЛКУНОВ

Н.К. РОВНЕР

В.П. НАВРОЦКИЙ

первый пакет устанавливается длинной стороной у ограничительной (габаритной) линии;

вплотную к нему боковой стороной ставятся второй и третий пакеты, образуя поперечный ряд первого яруса штабеля (1n );

на него ставятся без смещения по отношению к нижним пакетам пакеты второго и третьего ярусов (, ), образуя поперечный ряд штабеля;

затем вплотную к пакетам первого поперечного ряда первого яруса ставятся пакеты второго поперечного ряда (2n ) первого, второго и третьего ярусов (, , );

на пакеты третьего яруса со смещением в полпакета ставятся пакеты четвертого яруса, а на них - пакеты пятого яруса ( и ), образуя второй поперечный ряд (2n );

вплотную к сформированной части штабеля ставятся пакеты третьего поперечного ряда (3n ) на полную высоту штабеля (пять ярусов) и четвертого поперечного ряда (4n );

пакеты пятого (последнего) поперечного ряда (5n ) укладываются в три яруса, создавая тем самым устойчивый штабель грузов.

2.1.4. Однорядные штабели формируются путем установки пакетов в три яруса по высоте без уступов.

2.1.5. Параметры штабелей из неустойчивых пакетов определяются портом в каждом конкретном случае.

2.1.6. Расформирование штабеля производится в обратном порядке.

2.2. Складирование грузов в пакетах на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах

2.2.1. Грузы в пакетах на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах штабелируются высотой в два - три яруса и шириной не менее чем в два пакета (в зависимости от характеристики грузами устойчивости его в пакете).

Высота складирования конкретного груза, сформированного в пакеты, устанавливается портом и указывается в РТК.

2.2.2. Штабели грузов в пакетах на одноразовых поддонах формируются погрузчиками с вилочными ГЗ, а грузов в пакетирующих стропах - погрузчиками с различными ГЗ или со стрелой и крюковой подвеской таким образом, чтобы через два пакета по высоте делать уступы шириной в один пакет со сторон направления штабелирования и ъ полпакета с двух других его сторон.

2.2.3. Последовательность формирования штабелей приведена на примере складирования грузов в четырехрядный штабель (рис. ):

по способу формирования штабеля из пакетов на поддонах 1200×1600 мм вначале устанавливаются последовательно вплотную друг к другу четыре пакета первого поперечного ряда (1n );

на него устанавливаются пакеты второго яруса ();

вплотную к пакетам первого поперечного ряда ( и ) устанавливаются пакеты второго поперечного ряда (2n ):

первый и второй ярус по четыре пакета, третий ярус - по три пакета со смещением на полпакета;

так же устанавливаются пакеты третьего и четвертого поперечных рядов;

последний поперечный ряд пакетов (5n ) формируется так же, как и первый ряд (1n ), в два яруса по высоте.

2.2.4. При формировании штабелей из неустойчивых пакетов между ярусами укладывается сепарация (прокладки). В этом случае предусматривается следующая последовательность формирования штабеля:

после укладки пакетов первого поперечного ряда первого яруса (1n - ) на верхнюю плоскость пакетов укладывается прокладка для создания устойчивости первого и последующего ярусов. Длина прокладки должна быть равной всей длине поперечного ряда (из четырех пакетов) либо быть больше, чем длина двух пакетов; в первом случае на прокладку укладывается второй ярус пакетов, а во втором укладывается прокладка (вплотную к торцам уже уложенных) так, чтобы она перекрыла оставшуюся длину двух других пакетов, а затем укладываются пакеты второго яруса;

аналогично укладывается сепарация между пакетами первого и второго ярусов во всех поперечных рядах;

при необходимости на верхнюю плоскость второго яруса укладывается сепарация под третий ярус.

Примечания . 1. Пакеты верхних ярусов должны устанавливаться не менее чем на две доски, уложенные симметрично на пакеты нижнего яруса параллельно поперечным рядам.

2. В ряде случаев сепарация также укладывается под пакеты нижнего яруса (последовательно под каждый поперечный ряд).

3. Вопрос о необходимости укладки сепарации (прокладок), способе их размещения, количестве и длине решается портом в каждом конкретном случае.

2.2.5. В соответствии с изложенным формируются двух-, трех-, пятирядные и т.д. штабели.

2.2.6. Расформирование штабеля из пакетов на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах производится в обратной последовательности.

2.3. Складирование грузов в кипах

сначала формируется первый ярус, состоящий по высоте из трех - четырех горизонтальных рядов кип общей высотой не более 1,5 м; кипы укладываются «подъемами» в одном направлении;

перед формированием второго яруса на верхний горизонтальный ряд кип первого яруса укладывается сепарация, на которую затем укладываются «подъемы» грузов второго яруса;

по периметру штабеля первого яруса оставляется уступ шириной полторы кипы и так же, как и первый ярус, укладывается второй ярус кип;

высота второго яруса должна быть равной высоте первого яруса;

третий ярус формируется соответственно второму с уступом в полторы кипы.

2.3.2. Грузы в твердопрессованных кипах штабелируются погрузчиками с боковыми ГЗ (при условии последующего расформирования штабеля погрузчиками с такими же ГЗ) следующим образом (рис. , б ):

вначале устанавливается первый «подъем» первого вертикального ряда (стопки), на него без смещения второй (третий) «подъем» с учетом высоты ряда в шесть кип;

рядом с ним (на одной линии) устанавливаются «подъемы второго и последующего вертикальных рядов (стопок) до требуемой ширины (длины) штабеля, при этом расстояние между стопками зависит от толщины захватных органов и не должно превышать 500 мм;

затем вплотную к уже установленным кипам в такой же последовательности на высоту до восьми кип устанавливается второй поперечный ряд стопок;

точно так же устанавливаются все последующие поперечные ряды штабеля, за исключением последнего, высота которого должна быть равной высоте первого - шесть кип.

вначале вплотную друг к другу укладываются кипы нижнего горизонтального ряда по всей площади основания штабеля;

на первый ряд укладываются одна на другую без смещения кипы второго горизонтального ряда (см. рис. , в ) либо второй ряд укладывается «клеткой» (вперевязку) (рис. , г );

на верхнюю плоскость первого яруса укладывается сепарация, на которой аналогично формируется второй, а затем и третий ярус штабеля;

кипы второго и третьего ярусов устанавливаются таким образом, чтобы по периметру штабеля был уступ шириной в полкипы, высота ярусов - две кипы.

2.3.4. Расформирование штабелей грузов в кипах выполняется в порядке, обратном описанному в пп. - .

2.4. Складирование катно-бочковых грузов

вначале вплотную друг к другу ставятся бочки нижнего яруса;

на бочки нижнего яруса с уступами в одну бочку по периметру штабеля устанавливается второй ярус бочек без смещения по отношению к нижележащему слою (при отсутствии сепарации);

точно так же формируются все последующие ярусы.

Примечание . При необходимости между ярусами бочек укладывается сепарация, при этом каждая из бочек верхнего яруса должна опираться не менее чем на две доски.

вначале укладывается первый «подъем», от которого формируется штабель как по длине, так и по ширине;

перед подачей второго «подъема» две крайние со стороны проезда либо границы склада бочки надежно подклиниваются;

вплотную к первому укладывается второй «подъем» таким образом, чтобы бочки стыковались по образующей либо торцами;

при стыковке по образующей «подъемы» укладываются по всей длине или ширине штабеля и в последнем «подъеме» предпоследние и последние к проезду бочки надежно подклиниваются по образующей;

при стыковке торцами крайние бочки, а также вторые от края бочки в каждом «подъеме» подклиниваются по всей длине либо ширине склада, а в дальнейшем укладка «подъемов» производится в том же порядке без подклинивания бочек до последнего ряда «подъемов», в котором крайние бочки со стороны проезда и предпоследние бочки также подклиниваются;

на первый ярус бочек укладывается сепарация (прокладки) и на ней так же, как и первый ярус, формируется второй ярус, но с уступом в одну бочку с двух противоположных боковых сторон штабеля; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

б) Складирование без прокладок производится следующим образом (рис. , в ):

порядок укладывания бочек первого яруса аналогичен указанному в п. , а;

бочки второго яруса укладываются в углубления между соседними бочками первого яруса;

как и второй ярус, формируются последующие ярусы бочек; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

2.4.3. Грузы в бочках, перегружаемые в положении «на образующую», укладываются в штабели погрузчиками, оснащенными многовилочными (штыревыми) захватами, следующим образом (см. рис. , в ):

первый «подъем» укладывается на покрытие склада (либо на сепарацию); крайние и предпоследние бочки (со стороны границы склада) подклиниваются;

на нижний ярус «подъемов» по всей ширине (длине) штабеля и в углубления между бочками нижележащего яруса укладываются «подъемы» следующего яруса по высоте;

вплотную к первому вертикальному ряду бочек в том же порядке укладываются бочки второго и последующих вертикальных рядов; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

на подготовленное покрытие склада (застеленное листами бумаги, картона либо другими сепарационными материалами) ставится первый «подъем» из нескольких рулонов (в зависимости от типа ГЗ); на него без смещения устанавливаются следующие «подъемы» до требуемой высоты;

рядом в направлении, перпендикулярном движению погрузчика, устанавливается следующая стопка «подъемов»; расстояние между стопками зависит от толщины захватных органов погрузчика и, как правило, не превышает 500 мм;

второй и следующие поперечные ряды штабеля формируются, как и первый ряд; высота крайних с торцов стопок штабеля на один рулон ниже.

2.4.5. Расформирование штабелей катно-бочковых грузов производится в обратной последовательности (пп. - ).

2.5. Складирование грузов в ящиках

2.5.1. Грузы в ящиках массой свыше 100 кг без пакетов формируются в штабели краном способом прямой кладки или «клеткой».

Складирование краном способом прямой кладки производится следующим образом (рис. , а ):

послойно либо стопками устанавливаются ящики первого яруса на высоту до 2 м;

второй ярус штабеля устанавливается так же, как и первый, с таким расчетом, чтобы по периметру штабеля был уступ не менее 1,5 м;

третий ярус устанавливается, как и второй; при формировании штабеля после каждого яруса под ящики укладываются прокладки.

Формирование «клеткой» (рис. , б ) производится следующим образом:

укладываются ящики первого ряда;

на них вперевязку укладывается второй ряд ящиков;

соответственно первому и второму укладываются все последующие ряды во всех ярусах;

после каждого яруса под ящики укладываются прокладки.

Высота каждого яруса 2 м, а по периметру должен быть оставлен уступ шириной 1,5 м.

2.5.2. Грузы в ящиках массой свыше 100 кг штабелируются погрузчиками с вилочными ГЗ ровными рядами, шириной не менее двух ящиков, высотой в один-четыре яруса (рис. , в );

при необходимости на покрытие склада укладывается сепарация, а также прокладки (для ящиков без салазок);

каждый последующий ярус устанавливается на нижележащий с уступом с двух боковых сторон на половину ширины ящика;

при складировании ящиков без салазок между ярусами и под нижний ярус укладываются прокладки.

2.5.3. Расформирование штабелей производится в обратном порядке.

2.6. Складирование металлов

2.6.1. Штабели грузов из цветных металлов в пакетах без поддонов формируются с помощью погрузчиков с боковыми и вилочными ГЗ ровными рядами, не менее чем в два пакета по ширине, три - четыре по высоте, следующим образом (рис. , а и б ):

устанавливается первая стопка «подъема» на высоту в два - четыре пакета;

рядом с этой стопкой устанавливается вторая с минимально возможным разрывом (при работе погрузчиков с боковыми ГЗ) либо вплотную (при работе погрузчиков с вилочными ГЗ) и т.д. на всю ширину первого поперечного ряда штабеля;

вплотную к первому ряду также на высоту в два - четыре пакета устанавливается второй поперечный ряд;

так же формируются последующие поперечные ряды.

При формировании штабелей грузов из цветных металлов в пакетах без поддонов в ряде случаев для выравнивания штабеля и создания ему большей устойчивости между «подъемами» каждого яруса укладываются прокладки, по возможности по всей ширине штабеля, в поперечном направлении.

устанавливаются специальные упоры либо создаются упоры из того же груза, уложенного на поддоны (рис. , г );

вплотную к упорам (с некоторым уклоном) ставится первый «подъем» на образующую; с наружной стороны этот «подъем» подклинивается;

вплотную к первому «подъему» и к упору ставятся следующие «подъемы»; бухты (круги) последнего «подъема» с внешней стороны также подклиниваются;

на нижний ряд «подъемов» устанавливается второй вертикальный ряд таким образом, чтобы бухты (круги) попали в углубление между соседними бухтами (кругами) нижележащего яруса;

вплотную к сформированной части штабеля в такой же последовательности устанавливается следующая группа «подъемов» и т.д. на полную длину штабеля.

2.6.3. Штабели грузов из проволоки в бухтах (кругах) формируются с помощью кранов, оснащенных вилочными ГЗ либо стропами, в порядке, указанном в п. , но не поперечными вертикальными рядами, а поярусно.

2.6.4. Металл в пачках штабелируется краном способом прямой кладки и «клеткой».

Складирование металла в пачках с салазками способом прямой кладки (рис. , а ) производится следующим образом:

первый «подъем» укладывается на покрытие склада;

на первый «подъем» без смещения укладывается следующий и т.д.;

к сформированной стопке пачек на всю ширину штабеля укладываются следующие стопки таким образом, чтобы при дальнейшем расформировании штабеля было возможно завести между грузом стропы либо ГЗ;

к первому поперечному ряду точно так же укладываются «подъемы» следующих рядов.

Примечание . При формировании штабеля из металла в пачках без салазок под нижний ярус и между ярусами «подъема» укладываются прокладки.

Складирование грузов «клеткой» (пачки без салазок) (рис. , б ) производится следующим образом:

первый «подъем» укладывается на прокладки, уложенные на покрытие;

второй «подъем» укладывается перпендикулярно первому так, чтобы концы пачек выходили за пределы нижнего «подъема» симметрично;

третий «подъем» укладывается так же, как и первый (исключая прокладки), и т.д.;

после укладки первой стопки «подъемов» формируется вторая стопка и последующие.

2.6.5. Металл в пачках штабелируется погрузчиками с вилочными ГЗ аналогично формированию штабеля краном способом прямой кладки (см. рис. , а ).

Примечание . В случае, если в дальнейшем штабель может быть расформирован краном, стопки «подъема» должны быть уложены таким образом, чтобы между ними можно было завести стропы либо ГЗ.

формируется первая стопка «подъемов», между которыми укладываются прокладки, количество и размещение которых зависит от длины листов и их характеристики;

затем формируются следующие стопки «подъемов», при этом расстояние между соседними стопками определяется исходя из условия возможности строповки грузов при расформировании штабелей.

б) При складировании «клеткой» (рис. , г ):

на прокладки укладываются рядом несколько «подъемов»;

на них в поперечном направлении укладываются следующие «подъемы» и т.д. до полной высоты штабеля.

на прокладки укладываются в поперечном направлении «подъемы» первого яруса на таком расстоянии друг от друга, чтобы была обеспечена возможность их строповки при расформировании штабеля;

вдоль «подъемов» первого яруса укладываются прокладки, на которые укладываются «подъемы» второго яруса, и т.д.;

при высоте штабеля более 3 м с двух сторон штабеля предусматривается уступ шириной 1,3 м;

Складирование без прокладок «клеткой» производится способом, изложенным в п. , б (рис. , е ).

формируется первый ярус труб и крайние трубы с одной и другой стороны штабеля вдоль образующей надежно подклиниваются;

на нижний ярус в углубления между соседними трубами укладываются трубы следующего яруса и т.д. до требуемой высоты штабеля.

б) При складировании способом прямой кладки с прокладками (рис. , б ):

на прокладки укладывается, как при способе прямой кладки без прокладок, первый ярус труб;

на него укладываются прокладки и на них - следующий ярус с уступом на одну трубу с двух сторон штабеля; крайние трубы второго яруса вдоль образующих надежно подклиниваются;

следующие ярусы труб укладываются, как второй.

вначале на месте складирования труб (в границах штабеля) устанавливаются надежные упоры;

первый «подъем» труб укладывается на прокладки вплотную к упорам и три крайние трубы скрепляются между собой проволокой, тросами или струбцинами;

точно так же укладывается последний «подъем» нижнего яруса, три трубы которого, ближайшие к упорам, скрепляются;

трубы всех верхних ярусов укладываются в углубления между соседними трубами нижележащих ярусов.

устанавливают надежные упоры по три с каждой стороны штабеля: один в средней части трубы, два на расстоянии 1 м от торцов трубы;

на месте складирования на покрытие укладываются подкладки из досок толщиной 40 мм из расчета не менее трех по длине трубы; на подкладки предварительно прибиваются клинья, между которыми должно быть расстояние:

количество (шаг) клиньев по ширине штабеля зависит от характеристики труб и высоты штабеля, но в любом случае каждые три трубы нижнего яруса должны подклиниваться;

вплотную к упорам укладывается первая труба, а рядом устанавливаются все трубы нижнего яруса (при необходимости упоры, установленные со стороны штабеля, противоположной направлению укладки, должны быть сдвинуты до момента плотного прилегания к крайней трубе);

перед складированием труб второго и последующих ярусов-по пять труб нижнего яруса с каждой стороны штабеля должны быть увязаны: первые три трубы крепятся между собой тросами диаметром до 24 мм в 2 нити; третья и пятая - тросами в 3 нити; натяжение троса производится талрепом;

формирование второго и последующих ярусов штабелей осуществляется последовательно начиная с середины к упорам;

трубы второго яруса укладываются в углубления между трубами нижнего яруса начиная с седловины между первой и второй трубами;

трубы третьего яруса укладываются со смещением в одну трубу к центру штабеля;

в дальнейшем четные ряды укладываются так же, как и второй, нечетные - как третий.

Примечание . Тип и диаметр тросов для крепления труб выбираются портом в зависимости от размера труб, высоты штабелирования и конструкции упоров.

2.6.12. Толстолистовая сталь, связки проката черных металлов и труб, трубы и другие изделия штабелируются кранами с электромагнитами следующим способом:

толстолистовая сталь укладывается вертикальными стопками без прокладок (при условии расформирования штабеля кранами с электромагнитами) и «клеткой» (при условии дальнейшего расформирования кранами с захватами либо стропами) в соответствии с п. ;

сортовой металл и трубы в связках укладываются поярусно и «клеткой» способом, указанным в п. ;

трубы диаметром до 1420 мм укладываются поярусно в соответствии с пп. - .

Примечание . Кран, перегружающий магнитами толстолистовую сталь, связки, трубы и другие металлогрузы, должен быть оборудован страхующим устройством и разворотным механизмом, ориентирующим в нужном направлении «подъем» (при формировании штабеля) и магниты (при его расформировании).

2.6.13. Чугун в чушках, металлолом, металлические шары складируются при помощи кранов с магнитами, при этом штабель должен формироваться в направлении от подпорных стенок к середине штабеля.

2.6.14. Расформирование штабелей производится в обратной последовательности.

2.7. Складирование лесных грузов

на прокладки укладываются вплотную друг к другу пакеты леса по всей площади штабеля (высота яруса - один пакет);

на первый ярус пакетов укладываются прокладки и устанавливается второй ярус пакетов с учетом образования уступа по периметру шириной 1,3 м;

последующие ярусы устанавливаются, как второй.

б) При складировании в углубления между пакетами (рис. , б ):

на покрытие склада либо на прокладки укладываются пакеты первого яруса вплотную друг к другу;

на первый ярус в углубления между пакетами первого яруса укладываются пакеты второго яруса, при этом по всему периметру должен быть предусмотрен уступ шириной не менее 1,3 м; так же как второй, укладываются пакеты последующих ярусов.

2.7.2. Лес круглый длиной более 3 м в пакетах штабелируется с укладкой их в углубления между нижними пакетами и «клеткой».

а) При складировании в углубления между пакетами штабели формируются способом, указанным в п. б, но по периметру после укладки каждого яруса должен предусматриваться уступ шириной 1,5 м (рис. , в ).

б) При складировании «клеткой» с высотой яруса 1 м (рис. , г ):

по всей площади штабеля укладываются пакеты первого яруса;

пакеты каждого последующего яруса располагаются перпендикулярно пакетам каждого нижележащего яруса, при этом через каждые два яруса по всему периметру штабеля выполняется уступ не менее 1,5 м.

2.7.3. Пиломатериалы в пакетах штабелируются следующим образом (рис. , д ):

по всей площади штабеля укладываются «подъемы» первого яруса, состоящего из трех (по высоте) горизонтальных рядов; высота яруса - до 3 м;

второй ярус «подъемов» укладывается с уступом по периметру в 1,5 м.

2.7.4. Лес круглый длиной более 3 м без пакетов. Штабель из круглого леса беспакетным способом формируется кранами, оснащенными лесными грейферами либо стропами.

Штабели располагаются с направлением «подъемов» перпендикулярно линии причала, а размеры их должны соответствовать Нормам технического проектирования морских портов (ВНТП 01-78).

Предварительно в пределах ширины штабеля устанавливаются упоры (стойки), рассчитанные на навал груза. Число упорных стоек должно быть не менее двух по длине «подъема».

Штабели формируются ярусами высотой в один «подъем» начиная от упоров к центру штабеля по всей ширине штабеля.

Высота штабеля не должна превышать высоту стоек упоров, но в любом случае должна быть не более 6 м при подаче груза кранами со стропами и не более 10 м при работе грейфером (при условии последующего расформирования штабеля краном с грейфером).

Штабели должны формироваться таким образом, чтобы отдельные бревна не выступали за габариты, установленные п. .

2.7.5. Расформирование штабелей лесных грузов производится в обратной последовательности.

2.8. Складирование навалочных грузов

2.8.1. Навалочные грузы штабелируются на открытых складских площадках, ограждаемых подпорными стенками. Формирование штабеля должно идти в направлении от подпорных стенок к середине. Высота груза у подпорной стенки должна быть ниже стенки на 20 - 30 см.

3. ТИПОВЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРР ПРИ СКЛАДИРОВАНИИ ГРУЗОВ

3.1. Подготовка мест для формирования штабеля

3.1.1. Производитель работ определяет место, размеры штабеля и способ его формирования.

3.1.2. Место складирования груза, проходы и проезды очищаются от мусора, льда и снега.

3.1.3. В отведенном месте (зоне) концентрируется необходимый сепарационный, подпорный и крепежный материал (доски, брусья, подтоварники и др.), обеспечивающий устойчивое положение штабеля и исключающий порчу груза.

3.1.4. Основание под штабель должно быть горизонтальным. Как исключение допускается небольшой уклон (1 - 2°) площадки.

3.1.5. При необходимости на площадке заранее раскладываются подкладки либо прокладки, укладываются подтоварники, прибиваются либо устанавливаются упоры и т.д.

При формировании штабелей грузов погрузчиками и необходимости установки под груз прокладок они укладываются перед подачей «подъема» только в местах формирования штабеля таким образом, чтобы прокладки не мешали подъезду.

3.1.6. При складировании на открытых площадях грузов крытого хранения высота прокладок (подтоварников) должна исключить возможность подноски груза.

Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля более чем на 10 см.

3.1.7. При формировании штабелей грузов из труб, проволоки в бухтах и ряда других грузов в местах формирования штабелей должны быть заранее установлены необходимые упоры, рассчитанные на удержание соответствующего груза.

3.1.8. При установке прокладок между отдельными «подъемами» толщина их должна обеспечивать беспрепятственный вывод ГЗ из-под груза. Количество прокладок под грузом выбирается исходя из характеристики груза, его длины и устойчивости штабеля.

3.1.9. Прокладки под отдельные грузы должны быть одной высоты и располагаться симметрично по отношению основания груза, ближе к его краям.

3.2. Укрытие (раскрытие) штабелей брезентами

3.2.1. Закрывать штабель брезентом следует путем раскатывания, а открывать - методом скатывания. Эти операции должны производить двое рабочих.

3.2.2. Штабель закрывается брезентом следующим образом:

скатанные в рулоны брезенты, уложенные на плоском поддоне, краном с подвеской для поддонов подаются на верхнее основание штабеля ближе к его середине:

двое рабочих, убедившись в устойчивости штабеля и отдельных его мест, по приставным лестницам поднимаются на штабель, отстрапливают поддон и снимают с него брезент;

порожний поддон краном убирается со штабеля;

рулоны брезента на верхнем основании штабеля рабочие раскатывают, не подходя к краям штабеля ближе 1 м;

вначале раскатываются брезенты, укрывающие стороны штабеля, для чего рулоны устанавливаются у мест раскатки параллельно стороне штабеля и концы их связываются между собой растительным тросом;

после этого при помощи багров рулоны сталкиваются вниз (рабочие должны находиться в положении, исключающем при этом возможность их падения);

затем раскатывается брезент, закрывающий среднюю часть штабеля, при этом он должен перекрывать каждый из уже уложенных брезентов не менее чем на 0,5 м;

рабочие по приставным лестницам опускаются со штабеля вниз и крепят брезент к нижнему основанию штабеля растительным тросом, один конец которого закрепляется в петлях на кромках брезентов.

3.2.3. Раскрытие штабеля выполняется следующим образом:

рабочие освобождают брезенты от креплений у основания штабеля;

по приставным лестницам поднимаются на верхнее основание штабеля;

один полог среднего брезента с помощью растительного троса поднимается на штабель;

часть брезента, находящаяся на штабеле, скатывается в рулон и при помощи багров брезент сбрасывается со штабеля;

снимаются крепления, связывающие два других брезента, и рабочие, находясь на штабеле, с помощью багров сбрасывают брезенты вниз;

после этого рабочие спускаются по приставным лестницам со штабеля и на покрытии склада скатывают брезенты в рулоны и укладывают их на поддоны (при необходимости с помощью крана либо погрузчика).

3.2.4. Размеры брезентов, используемых для закрытия штабелей, должны соответствовать размерам штабелей.

3.3. Подача сепарации на штабель

3.3.1. Мелкая сепарация длиной до 1 м (клинья, бруски, подкладки и др.) транспортируется в металлических ковшах погрузчиками с вилочными ГЗ либо в кузовах автомобилей с закрытыми бортами.

3.3.2. Сепарация длиной более 1 м формируется в прочно увязанные пакеты высотой не более 1,2 м.

3.3.3. Пакеты сепарации длиной до 3 м допускается перевозить на вилах погрузчика, свыше 3 м - только в кузовах автомобилей либо на прицепах с надежным креплением.

3.3.4. Крепежные материалы (талрепы, зажимы, укрутки и т.п.) перевозятся в металлических ковшах либо укладываются на поддоны, надежно увязываются и транспортируются погрузчиками с вилочными ГЗ.

3.3.5. Подача сепарации и крепежных материалов осуществляется на штабели кранами, оснащенными соответствующими ГЗ, либо погрузчиками с вилочными ГЗ с соблюдением всех требований безопасности.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Наряду с требованиями настоящего РД при производстве работ по формированию и расформированию штабелей следует руководствоваться правилами безопасности труда, правилами технической эксплуатации, правилами морской перевозки опасных грузов, изложенными в действующих нормативных документах.

4.2. Типовые способы и приемы работ, с применением перегрузочных машин, оснащенных ГЗ, выполняются с учетом требований РД 31.41.06-82 .

4.3. Любая сторона основания штабеля должна быть не меньше его высоты.

4.4. Производство работ по укрытию-раскрытию штабелей при обледенении брезентов запрещается.

Похожие статьи