Игорь Смирнов. Морские десанты на южные Курилы. Мезенцев е. в. военный флот играл важную роль морские силы россии на дальнем востоке и в русской америке в начале xix века Военно морской флот дальний восток

02.07.2020

Сегодня Тихоокеанский флот служит обеспечению безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для выполнения этой задачи в его состав входят современные атомные стратегические и многоцелевые субмарины, надводные корабли для ведения боевых действий в открытом океане и в прибрежной морской зоне, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, морская пехота, береговые войска.
История Тихоокеанского флота имеет глубокие корни. Хотя (10) 21 мая 1731 года считается днем его создания, но существует и другая дата. В этот день указом Сената была учреждена Охотская военная флотилия и определено место ее базирования - вновь создаваемый Охотский военный порт. Эта дата была установлена приказом главкома ВМФ России от 15 апреля 1999 года в качестве дня рождения ТОФ. По иронии судьбы тот приказ практически совпал с другой, неформальной датой основания Тихоокеанского флота - 21 апреля: в этот день в 1932 году был издан приказ №1 по Морским силам Дальнего Востока. В 18-19 веках царское правительство так и не сумело сохранить свое влияние на Дальнем Востоке – была продана Аляска с островами, Россия уступила Японии Курилы, свободный выход в Тихий океан был утрачен. Военно-морская база, перемещенная во Владивосток, до начала 20 века имела немногочисленный корабельный состав.
В 1931 году после ввода японских войск в Манчжурию возникла угроза их вторжения на территорию СССР. В связи с этим было принято решение об усилении Краснознаменной Дальневосточной армии. Причем укреплялись не только сухопутные, но и морские границы.
21 апреля 1932 года решением Советского правительства был создан новый флот – Морские силы Дальнего Востока. 11 января 1935 года они были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ), создание которого было сопряжено с большими трудностями, и велось в сложных экономических и политических условиях.
Из исторической литературы известно , что первое русское поселение на побережье Тихого океана (Охотское море) было основано в 1639 году участниками первой русской экспедиции к Тихому океану, возглавляемой Иваном Московитиным. В 1643 году вторая русская экспедиция под командой казака Василия Пояркова достигла Амурского лимана. Следующая экспедиция на Амур в 1649-1650 гг. была организована промышленником Ерофеем Павловичем Хабаровым.
В 1651 году Е.П. Хабаровым был основан город Албазин, ставший вскоре центром всех русских поселений на Амуре.
Освоение Приморья сопровождалось непрекращающимися столкновениями между казаками с одной стороны и маньчжурами и китайцами с другой. Царская Россия была вынуждена утвердить границы с Китаем, и с этой целью 27 августа (по н.с. 6 сентября) 1689 года был заключен между Россией и Китаем Нерчинский трактат - первый дипломатический акт в отношениях России с Китаем. Вследствие этого договора осенью 1689 года и весной 1690 года все русские люди из Албазина и с Амура перешли в Нерчинск, а Албазин был сожжен маньчжурами.
С меньшими потерями проходило освоение русскими Камчатки, Чукотки, Курильских островов и других географических мест побережья Тихого океана. Следует назвать имена Михаила Стадухина (1641-1656 гг.).
Семена Дежнева (1646-1656 гг.), открывшего проход из Ледовитого океана в Тихий океан, Володимира Атласова (1695-1700 гг.), имевшего после окончания экспедиции встречу с
Петром I, Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1728-1746 гг.) и многих других исследователей и открывателей новых земель.
Алексей Чириков Первым командиром созданной в 1731 году Сибирской, или как еще ее называют Охотской военной флотилии был Г.Г. Скорняков-Писарев. Наряду с дозорной службой флотилия осуществляла и охрану рыбных промыслов. Военная сила, могущество Сибирской (Охотской) флотилии росли очень медленно.
Г.Г.Скорняков-Писарев Лишь в 1799 году в Охотск были направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под командованием контр-адмирала И.К. Фомина для формирования постоянно действующей военной флотилии. В 1849 году главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Корабли флотилии отличились в Петропавловской обороне 1854 года. Как известно, англо-французской эскадре, бесславно штурмовавшей Петропавловск, пришлось покинуть Камчатку несолоно хлебавши. С 1855 года базой Охотской флотилии стал Николаевск-на-Амуре.
Сразу после окончания Крымской войны на Дальнем Востоке, как и по всей России, начались значительные перемены. Новый император России Александр II уже в 1856 году повелел создать на Тихом океане мощную военную флотилию, которая стала называться Сибирской.
Однако царское правительство так и не сумело организовать охрану и оборону тихоокеанских русских владений, не смогло добиться экономического роста Дальнего Востока. В 1867 году были проданы русские владения в Северной Америке (Аляска) и на близлежащих островах, а в 1875 году Россия уступила Японии Курилы. Свободный выход из Охотского моря в Тихий океан был утрачен. Это было одной из причин того, что еще в 1871-1872 гг. военно-морская база была перенесена во Владивосток. До конца XIX века флотилия имела немногочисленный корабельный состав. В связи с обострением русско-японских противоречий в 1898 году была принята специальная судостроительная программа «Для нужд Дальнего Востока». Но она выполнялась медленно. Поэтому на Дальний Восток пришлось перевести корабли с Балтики.
К началу русско-японской войны 1904-1905 гг. Военно-Морские Силы России на Дальнем Востоке состояли из 1-й Тихоокеанской эскадры (7 эскадренных броненосцев, 8 крейсеров, 13 миноносцев, 2 канонерские лодки), базировавшейся, в основном, в Порт-Артуре, и Сибирской военной флотилии (7 эскадренных броненосцев, 12 крейсеров, 37 миноносцев, 12 канонерских лодок), базировавшейся, в основном, во Владивостоке. Следует отметить, что известный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», входившие в состав Сибирской военной флотилии, находились в порту Чемульпо (Корея).
Канонерская лодка "Кореец. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. моряки-тихоокеанцы проявили высокий героизм и самоотверженность, однако основные силы русского флота на Тихом океане погибли. Во время революции 1905-1907 гг. многие из моряков-тихоокеанцев участвовали в революционном движении во Владивостоке. Во время Октябрьской революции 1917 года матросы Сибирской и Амурской военных флотилий боролись за установление Советской власти на Дальнем Востоке. Во время гражданской войны почти все корабли были уведены белогвардейцами и японскими интервентами.
И.К.Кожанов В 1922 году после изгнания интервентов были созданы Морские Силы Дальнего Востока (командующий И.К. Кожанов) в составе Владивостокского отряда и Амурской военной флотилии. В 1925 году Владивостокский отряд был передан в оперативное подчинение органам пограничных войск на Дальнем Востоке и в 1926 году Морские Силы Дальнего Востока были упразднены и лишь спустя пять лет Москва вновь вернулась к идее восстановить военный флот на Тихом океане. Но на сей раз это было реальное стратегическое решение, которое привело в итоге к созданию одного из самых сильных флотов мира. Амурская военная флотилия стала самостоятельной.
Окончательное решение о том, что на Тихом океане военно-морской флот не просто необходим, а требуется немедленно, чтобы не допустить оккупации советского Дальнего Востока, было принято в конце лета 1931 года. Основанием для этого стал визит военной комиссии во главе с наркомом обороны Климентом Ворошиловым во Владивосток, из которого первый красный маршал привез однозначный и неутешительный вывод: «Захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу».
Когда 18 сентября 1931-го японская Квантунская армия вторглась в Китай и на восточных границах СССР появилось контролируемое из Токио государство Манчжоу-Го, слова наркома стали восприниматься как пророческие. И 25 февраля 1932 года Реввоенсовет принял «План мероприятий по сформированию МСДВ», то есть Морских сил Дальнего Востока под командованием флагмана флота 1 ранга М.В. Викторова, а 21 апреля 1932 года приняли решение. Это наименование соответствовало принятой системе наименования флотов в СССР того периода: точно так же именовались морские силы на Балтике и Черном море.
День 21 апреля 1932 года считается днем создания Советского Тихоокеанского флота, хотя название «Тихоокеанский флот» появилось только в 1935 году, после того как в январе 1935 года Морские Силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот. М.В. Викторов командовал Тихоокеанским флотом с апреля 1932-го по август 1937 года.
Командующего новым формированием назначили 15 марта 1932 года. Им стал действующий начальник Морских сил Балтийского моря, выпускник Морского кадетского корпуса (окончил в 1913 году с отличием), участник Первой мировой и Гражданской войн Михаил Викторов. Назначение закономерное: в кратчайшее время подготовить достаточное число моряков, прежде всего командиров, способных сформировать практически с нуля новый флот, было невозможно, и требовалось откомандировать на Дальний Восток специалистов из Кронштадта и Севастополя. А делать это было удобнее всего, когда их зовет за собой авторитетный командир - ну, если не считать, конечно, возможностей политических (а компартия и комсомол немедленно объявили призыв коммунистов и комсомольцев на новый флот).

Первым приказом нового командующего Морскими силами Дальнего Востока, изданным 21 апреля 1932 года, были объявлены соединения, части, корабли и учреждения нового флота. Согласно документу, подписанному Викторовым, в состав МСДВ были включены: бригада заграждения и траления (состоявшая из минных заградителей «Ставрополь», «Томск» и «Эривань»), сторожевой корабль «Красный вымпел», подразделения береговой обороны - 9-я артиллерийская бригада и 12-й полк ПВО и военно-воздушных сил - 19-я тяжелая авиабригада и 111-я эскадрилья дальних разведчиков. Кроме них, в состав нового формирования вошел Владивостокский военный порт, а местами базирования стали остров Русский и владивостокские бухты Золотой Рог и Улисс.

На бумаге все выглядело грозно и солидно , но «в металле» все было куда более плачевно. Минзаг «Ставрополь» (позднее переименованный в «Ворошиловск») был бывшим транспортным пароходом «Котик», некогда купленным для полярной экспедиции Григория Седова. «Томск» и «Эривань» представляли собой торговые транспорты, которые к моменту выхода приказа еще даже не были переданы в ведение Рабоче-крестьянского красного флота и только заходили на переоборудование. А сторожевик «Красный вымпел» построили в 1910 году как яхту для нужд камчатского губернатора и только в 1922 году по большой бедности переклассифицировали в боевой корабль.

Все это означало одно: чтобы создать полноценный флот на Тихом океане, нужны особые, ранее не предпринимавшиеся усилия и совершенно новые решения. И в Москве их сумели найти. Прежде всего, решено было сделать ставку на маломерный и подводный флот, причем для ускорения процесса корабли закладывали на судостроительных заводах в Ленинграде и Николаеве, а оттуда по железной дороге перебрасывали во Владивосток. Именно так 11 мая 1932 года в распоряжение МСДВ прибыли первые 12 торпедных катеров типа Ш-4, построенных ленинградскими корабелами. Это были первые корабли специальной военной постройки, вошедшие в состав нового флота. А менее чем через месяц торпедные катера уже вышли в море на рекогносцировку и слаживание экипажей. Кстати, личный состав для новых кораблей прибывал зачастую вместе с ними: это были офицеры и моряки из Кронштадта и Севастополя.

Следующим крупным прибавлением в составе Морских сил Дальнего Востока стали 12 подводных лодок типа «Щ» V серии. Их заложили на Балтийском заводе еще в декабре 1931 года, то есть даже до того, как решение о создании флота на Тихом океане было оформлено документально. Строили лодки с колоссальным напряжением всех сил и средств и потому справились с задачей достаточно быстро: уже 1 июня 1932 года первый эшелон с секциями подводной лодки типа «Щ» отправился из Ленинграда во Владивосток. Технологически вопрос достройки лодок решался просто: на владивостокском Дальзаводе (в дальнейшем завод №202) и на Хабаровском судомеханическом заводе (№368) из доставленных по железной дороге секций и набора оборудования субмарины собирали заново и спускали на воду. Справиться со сдачей флоту всех 12 лодок типа «Щ» удалось всего за пять месяцев, с 1 июня по 7 октября. 23 сентября 1933 года на первых двух тихоокеанских лодках Щ-11 «Карась» и Щ-12 «Лещ» (позднее переименованы в Щ-101 и Щ-102) подняли военно-морские флаги, а к концу сентября 1934-го вступила в строй вся дюжина лодок этого типа.
К этому времени во Владивостоке уже вовсю шла работа по подготовке к сдаче флоту второй серии подводных лодок - типа «М». На Дальний Восток отправилось 28 субмарин этого типа - практически вся серия VI, с которой началась история «Малюток». Первые лодки типа «М», которые можно было перевозить по железной дороге почти целиком, сняв только рубку и оборудование, отправились из Николаева во Владивосток 1 декабря 1933 года и прибыли на месте 6 января 1934-го. Через три с небольшим месяца, 28 апреля в состав МСДВ вошли две первые «Малютки» - М-1 и М-2, а последняя, 28-я лодка этой серии - М-28 - в августе 1935 года вошла в состав уже Тихоокеанского флота, в который Морские силы Дальнего Востока были переименованы 11 января 1935 года.

Прирастали дальневосточные военно-морские силы и новыми надводными кораблями. В 1931–1935 годах в Ленинграде и Николаеве для Дальнего Востока было заложено шесть сторожевиков типа «Ураган», получивших имена «Метель», «Вьюга», «Гром», «Бурун», «Молния» и «Зарница». Как и подлодки, их после строительства разбирали на секции, которые отправляли во Владивосток по железной дороге, затем вновь собирали и спускали на воду. В 1936 году Северным морским путем во Владивосток перешли несколько кораблей Балтийского и Черноморского флотов. И к этому же времени начали работать на полную мощность дальневосточные судостроительные заводы.

К началу второй мировой войны 1939-1945 гг. в состав Тихоокеанского флота входили 2 бригады надводных кораблей, 4 бригады подводных лодок, 1 бригада торпедных катеров, авиационные части, силы и средства береговой обороны, морская пехота. В составе ТОФ насчитывалось более 100 кораблей и подводных лодок, в том числе и 13 новейших субмарин типа «С». Кстати, именно на Тихом океане подлодки впервые в истории отечественного ВМФ стали основной ударной силой отдельно взятого флота.
Короткое время (1937 год) командующим Тихоокеанским флотом был флагман 1 ранга Г.П. Киреев. Вместе с ним 15 августа 1937 года на должность заместителя командующего ТОФ был назначен капитан 1 ранга Н.Г. Кузнецов. 10 января 1938 года последовало его назначение на должность командующего Тихоокеанским флотом и присвоение ему звания флагман 2 ранга. Н.Г. Кузнецов делал все для того, чтобы достойно оберегать наши дальневосточные морские границы, для защиты которых и был создан Тихоокеанский флот.
Н.Г. Кузнецов
Очень хорошо, ярко проявил себя Тихоокеанский флот в период вооруженного конфликта на озере Хасан летом 1938 года. Николай Герасимович командовал ТОФ до 22 марта 1939 года, до назначения его заместителем наркома Военно-Морского Флота СССР. После Н.Г. Кузнецова Тихоокеанским флотом в течение многих лет (с января 1938 года по январь 1947 года) командовал флагман 2 ранга (впоследствии адмирал) И.С. Юмашев. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тихоокеанский флот находился в постоянной боевой готовности. В то же время из состава ТОФ на Северный флот были переведены 1 лидер, 2 эсминца, 5 подводных лодок; свыше 140 тыс. моряков-тихоокеанцев сражались на фронтах в составе морских стрелковых бригад и других частей.
А к началу войны с Японией в 1945 году Тихоокеанский флот был уже вполне грозной силой: в его составе ходили два крейсера, лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 78 подводных лодок и свыше 300 более мелких боевых кораблей. Причем командные кадры для них готовили уже не только в Ленинграде и Севастополе, но и на месте: с 1937 года этим занималось Тихоокеанское военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова во Владивостоке.Кадры эти потом ярко проявляли себя не только на дальневосточном, но и на всех других морских театрах военных действий. Так, например, будущий адмирал, главком ВМФ Сергей Горшков после перевода в состав МСДВ стал штурманом минзага «Томск», а затем и флагманским штурманом всей бригады заграждения и траления. В той же бригаде на должности флагманского минера служил будущий главком Северного флота в годы Великой Отечественной войны и послевоенный командующий Балтфлотом Арсений Головко. А адмирал Николай Кузнецов, ставший самым молодым наркомом ВМФ в Советском Союзе, был переведен в Москву из Владивостока в марте 1939 года, после того как побыл сначала заместителем, а потом и командующим Тихоокеанским флотом.
И.С. Юмашев Велика роль Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в разгроме империалистической Японии и успешном завершении второй мировой войны. Во время Маньчжурской военной операции 1945 года силы Тихоокеанского флота участвовали в освобождении Северной Кореи. 12-16 августа 1945 года десанты с кораблей ТОФ овладели портами Юки, Расин и Сейсин. Авиация ТОФ высадила воздушные десанты в Порт-Артуре и Дальнем. Корабли ТОФ принимали также активное участие в Южно-Сахалинской операции 1945 года и Курильской десантной операции 1945 года. За героизм и мужество, проявленные в советско-японской войне 1945 года, 52 моряка Тихоокеанского флота были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 18 частям и кораблям флота было присвоено звание гвардейских, 15-награждены орденом Красного Знамени.
В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделен на 5-й и 7-й флоты, которыми командовали:
5-м адмирал А.С. Фролов, контр-адмирал Н.Г. Кузнецов, адмирал Ю.А. Пантелеев; 7-м адмирал И.И. Байков, адмирал Г.Н. Холостяков.
В апреле 1953 года флоты были снова объединены в Тихоокеанский флот, которым командовали адмирал Ю.А. Пантелеев, адмирал В.А. Чекуров, адмирал В.А. Фокин (февраль 1958 - июнь 1962 гг.), адмирал Н.Н. Амелько (июнь 1962 март 1969 гг.), адмирал Н.И. Смирнов (март 1969 - сентябрь 1974 гг.), адмирал Э.Н. Спиридонов (1979-1981 гг.), адмирал В.В. Сидоров (1981-1986 гг.), адмирал Г.А. Хватов (1986-1993 гг.), адмирал Г.Н. Гуринов (1993-1994 гг.), адмирал И.Н. Хмельнов (1994-1996 гг.), адмирал В.И. Куроедов (1996 -1997 гг.).
Современный Тихоокеанский флот России , как и ТОФ СССР, является океанским флотом, имеет в своем составе современные корабли, в т.ч. ракетоносцы и атомные подводные лодки, ракетоносную и противолодочную авиацию, береговые ракетно-артиллерийские войска, морскую пехоту. Ныне Тихоокеанским флотом России командует адмирал Виктор Дмитриевич Федоров.
Тихоокеанский флот России, как другие российские флоты, имеет свою богатую историю, успехи и достижения в ратных делах, победы в боевых сражениях. Тихоокеанский флот находится далеко от Москвы - столицы нашей Родины, от Санкт-Петербурга - морской столицы России, но это наш флот, он близок нашему сердцу.

В 4 часа 19 августа 1945 года, за два часа пятьдесят минут до того, как из Советской Гавани корабли с десантом взяли курс на порт Маока (ныне - Холмск), находящийся на Южном Сахалине, в штабе Тихоокеанского флота (ТОФ) была получена шифрограмма Главнокомандующего Советскими войсками на Дальнем Востоке № 10, текст которой уже был приведен в предыдущей статье.

В 17 часов 5 минут 22 августа в штабе ТОФ была получена шифрограмма Главнокомандующего Советскими войсками на Дальнем Востоке № 677, приведенная там же. Она существенно меняла планы командования.

В соответствии с решениями командующего ТОФ адмирала И.С.Юмашева, принятыми на основании раздумий по последнему документу, появились две шифрограммы командующему Северной Тихоокеанской флотилией (СТОФ) - № 12146 от 28 августа и № 12600 от 1 сентября 1945 года.

В первой из них командующему СТОФ приказывалось:

“Совместно с командующим 16 армией 2 ДВФ оккупировать острова Итурупп и Кунасири, создав на них плацдарм для оккупации островов Малой Курильской гряды. На острова перевезти 355 стрелковую дивизию 87 СК 1 ДВФ, 113 Сбр и пушечный полк. Погрузку частей произвести в порту Отомари (ныне - Корсаков, И.С.). Из состава 355 СД два полка высадить на остров Итурупп, один полк - на остров Кунасири, После оккупации этих островов частями 113 Сбр осмотреть и оккупировать острова Малой Курильской гряды: Сусио-Сима, Акиюри-Сима, Юру-Сима, Харакару-Сима, Сибоцу-Сима, Тараку-Сима и Тодо-Сима. Для проведения операции дополнительно выделяются: СКР типа “Ф” № 6, ТЩ типа “АМ” №№ 273, 274, два ДС для пехоты, три ТДС, транспорты “Всеволод Сибирцев”, “Сталинград”, “Находка” и “Новосибирск”.

Командование операцией командующим ТОФ возлагалось на командующего СТОФ, которому предписывалось:

Установить связь с командиром 87 СК и решить все вопросы;
перевезти выделенный отряд из Маока в Отомари, обеспечив надёжную проводку за тралами;
закончить операцию к 3 сентября 1945 года.

Подавляющему большинству участников десантных операций эти документы не были известны, хотя, как и всегда, слухи ходили разные. Несомненно, что в период между поступлением этих двух документов в штаб ТОФ в ставке Верховного Главнокомандующего произошли определённые события, о которых можно только предполагать. В военном архиве никаких конкретных документов по этому вопросу нет.

В 21 час 55 минут 18 августа, т.е. за шесть часов до поступления первого из цитируемых документов, в штабе ТОФ была получена шифрограмма Ставки Верховного Главнокомандования:

“Главнокомандующему Советскими войсками на Дальнем Востоке, командующим войсками 1, 2 ДВФ и ЗБФ, командующему ТОФ.

Ставка Верховного Главнокомандования

ПРИКАЗЫВАЕТ:

На тех участках фронта, где японские войска складывают оружие и сдаются в плен, боевые действия прекращать. С пленными японцами обращаться хорошо...

№ 11126 СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ, СТАЛИН, АНТОНОВ”.

Северная Тихоокеанская флотилия (командующий вице-адмирал В.А.Андреев, член Военного совета генерал-майор береговой службы Г.Ф.Зайцев, начальник штаба контр-адмирал И.И.Байков) была оперативно подчинена 2-му Дальневосточному фронту. В главной базе флотилии, которая располагалась в Советской Гавани и оборонялась 113-й стрелковой бригадой и 365-м отдельным батальоном морской пехоты, дислоцировались 9 подводных лодок, СКР “Зарница”, 5 тральщиков, 24 торпедных катера, несколько отрядов сторожевых катеров и катеров-тральщиков. Авиация флотилии насчитывала 44 истребителя, 15 бомбардировщиков, 12 штурмовиков и 9 самолётов-разведчиков.

После взятия Южного Сахалина началось формирование десантов на южные Курилы, т.е. на острова южной части Курильской гряды и на острова Малой Курильской гряды: Шикотан, Сусио-Сима (Танфильева), Акиюри-Сима (Анучина), Юри-Сима (Юрий), Харакару-Сима (Дёмина), Сибоцу-Сима (Зелёный), Тараку-Сима (Полонского) и Тодо-Сима (Тодо). Командиром десантной операции по оккупации южнокурильских островов был назначен капитан 1 ранга И.С.Леонов.

Десант на остров Уруппу-То (Урупу) вышел из порта Отомари в 13 часов 50 минут 27 августа. Десант состоял из двух тральщиков типа УМС (589 и 590). На ТЩ-589 (капитан-лейтенант В.А.Марухин) размещалась одна рота 3-го батальона в количестве 178 человек, а на ТЩ-590 (капитан-лейтенант И.И.Моисеенко) - вторая рота в количестве 166 человек. Командиром десантного отряда был назначен капитан-лейтенант Г.И.Брунштейн, командир 7 отдельного дивизиона тральщиков ОВР ВМБ Советская Гавань (СГВМБ) СТОФ, а командиром десанта - капитан В.И.Овсянников, командир 53-го отдельного пулемётного батальона Владимиро-Ольгинской ВМБ (ВОВМБ) ТОФ. Переход проходил в очень неблагоприятных условиях: туман, волна, дождь.

В 11 часов 20 минут 28 августа командир ВОВМБ выслал воздушный десант в количестве 34 человек из состава 364 ОБМП на двух самолётах типа “Каталина” с задачей захватить аэродром на острове Итурупп (Итуруп) и удерживаться до подхода корабельного десанта. В 13 часов 30 минут 28 августа самолёты из-за тумана аэродром не нашли, один из самолётов обнаружил перебои в работе мотора и резко пошёл на снижение, Оба самолёта произвели посадку в районе мыса Така-Саки (остров Урупу). И только 1 сентября автоматчики воздушного десанта были взяты на борт ТЩ-589, а 2 сентября влились в состав морского десанта, высаженного на остров Итуруп...

В 13 часов 15 минут 28 августа ТЩ-589 и ТЩ-590, благодаря усилиям дивизионного штурмана старшего лейтенанта Н.Д.Туманова, а также штурманов ТЩ-589 лейтенанта Ю.И.Макеева и ТЩ-590 Л.М.Бернадкина, в сплошном тумане вошли в бухту Рубецу (остров Итуруп) и встали на якорь на расстоянии 4 каб. от берега. Корабельными шлюпками был высажен первый бросок из состава экипажей тральщиков с задачей разведать места высадки и захватить плавсредства. Через 20 минут к борту уже были подведены пять самоходных японских барж и несколько шлюпок, которые начали использоваться как высадочные средства. К месту высадки десанта от начальника гарнизона острова Итуруп прибыли японские офицеры с заявлением о готовности капитуляции войск гарнизона. Из переговоров с парламентариями было установлено, что на острове Итуруп дислоцируется 89-я пехотная дивизия общей численностью 13.500 человек солдат и офицеров. Гарнизоном командует генерал-лейтенант Кейно-Угава.

К 14 часам 10 минутам ТЩ-590 закончил высадку десанта. ТЩ-589 осуществлял высадку до 16 часов 30 минут. В резерве на нём остался один взвод, который высадили на следующее утро, т.е. в 5 часов 29 августа.

В процессе переговоров с парламентариями, в качестве которых выступали штабс-капитан Танна - начальник гарнизона укреплённого района Рубецу - и комендант города, произошёл любопытный инцидент. Капитан-лейтенант Г.И.Брунштейн предложил японцам немедленную капитуляцию, поскольку, как сказал он, японские войска на острове Сахалин и в Манчжурии уже капитулировали, и на этот счёт имеется чёткий приказ Императора. Штабс-капитан Танна заявил, что это ему известно, но приказа о капитуляции на Курильских островах нет, и он не может самостоятельно принять решение до выяснения этого вопроса с командующим войсками на Курильских островах, а потому и не может дать команду о сдаче оружия и о капитуляции; он просит отсрочки до завтрашнего утра. Капитан-лейтенант Брунштейн считал, что промедление с капитуляцией немыслимо и дал на размышления и связь с командованием два часа. В противном случае, - сказал он твёрдо, - будет вызвано большое количество авиации и подойдут основные силы. Это возымело действие. Штабс-капитан Танна согласился на предъявленные условия, и в 15 часов парламентёры удалились. Так что, не всё проходило гладко.

Убедившись в успешном ходе капитуляции гарнизона на острове Итуруп, командующий ТОФ адмирал И.С.Юмашев приказал одну роту перебросить на остров Кунасири (Кунашир), поставив перед ней задачу разоружения и принятия пленных на острове. Во исполнение этого приказания капитан-лейтенанту Г.И.Брунштейну было приказано принять одну роту, направлявшуюся на Итуруп, на ТЩ-590 и следовать на остров Кунашир. С этой целью ТЩ-590 в 5 часов утра 31 августа вышел из бухты Рубецу в бухту Хитокапу, находящуюся на острове Итуруп, куда и прибыл в 14 часов 55 минут, встав на якорь на рейде селения Факка-Ива. С помощью захваченной японской шхуны с берега приняли на борт 147 десантников под командованием командира батальона капитана В.И.Овсянникова. В 20 часов 5 минут вышли из бухты Хитокапу, ведя на буксире шхуну для высадки десанта. На шхуне было оставлено 5 автоматчиков и один моторист, которые контролировали действия японцев, управляющих шхуной. Перед ТЩ-590 стояла задача: прибыть в бухту Фурукомапу на острове Кунасири-Сима (Кунашир), высадить десант и, при необходимости, поддержать его своим огнём. Несмотря на свежий ветер, туман не расходился: видимость не превышала 5-7 каб. В 6 часов 15 минут тральщик прибыл в бухту Фурукомапу, встал на якорь и через сорок минут с помощью шхуны закончил высадку десанта. Однако, уже утром следующего дня этот десант был вновь погружен на тральщик и в 19 часов 55 минут 2 сентября высажен в бухте Рубецу. В этот же день, поздно вечером, в 23 часа 5 минут ТЩ-589 и ТЩ-590 вышли из бухты Рубецу в порт Отомари, куда и прибыли в 22 часа 3 сентября.

Десант на остров Кунасири-Сима (Кунашир) включал в себя три самостоятельных отряда, которые последовательно выходили из порта Отомари 31 августа, 1 и 2 сентября.

В 5 часов 15 минут 31 августа в порту Отомари закончил погрузку частей 113 Сбр десантный отряд под командованием капитана 3 ранга Б.И.Виниченко, который официально состоял в должности начальника отделения 2 отдела штаба ТОФ. Этот отряд состоял из десантных судов ДС-31 (капитан-лейтенант П.Г.Святенко), ДС-34 (ст. пом. ст.1ст. П.А.Абраменко) и сторожевого корабля типа “фрегат” СКР-4 (капитан-лейтенант М.Л.Звягин), предназначенного для навигационного и боевого обеспечения десанта. Всего было погружено: на ДС-31 - один батальон автоматчиков, разведрота (общая численность - 216 человек), два 45-мм. орудия; на ДС-34 - санитарная рота, батарея ИОПТД, рота ПТР (общая численность - 186 человек).

В 5 часов 30 минут отряд вышел из порта Отомари на остров Кунашир. В 5 часов 40 минут 1 сентября, на подходе к бухте Фурукомапу, этот отряд соединился с ТЩ-590, который следовал (выйдя, как говорилось выше, из бухты Рубецу) с задачей высадки десанта на этот же остров. В 6 часов 40 минут отряд капитана 3 ранга Б.И.Виниченко и ТЩ-590 совместно вошли в бухту Фурукомапу и приступили к высадке десанта. После высадки на берег первого броска прибыли японские офицеры-парламентёры, которые сообщили, что гарнизон острова Кунашир численностью в 1250 человек солдат и офицеров готов сложить оружие.

В 10 часов 5 минут 1 сентября десантный отряд капитана 3 ранга Б.И.Виниченко закончил высадку десанта на берег острова Кунашир, организовал круговую оборону и приступил к приёму военнопленных, вооружения и техники.

В 11 часов 10 минут 1 сентября из Отомари на Кунашир вышел второй десантный отряд под командованием капитана 3 ранга П.А.Чичерина (официально занимающего должность начальника орг-планового отделения отдела боевой подготовки штаба ТОФ), включающий транспорты “Вс.Сибирцев” и “Новосибирск”, на которые были погружены части 113 Сбр. На “Вс.Сибирцеве” находилось: 632 человека личного состава, 100 лошадей, 7 орудий, 30 автомашин, 65 тонн боезапаса и продовольствия; на “Новосибирске” : 1847 человек личного состава, 90 лошадей, 20 орудий, 26 автомашин, 280 тонн боезапаса и продовольствия. Для боевого обеспечения и навигационного лидирования в состав отряда были включены: сторожевой корабль типа “фрегат” СКР-6 (капитан 3 ранга В.К.Кулешов) и два тральщика типа “АМ” № 273 (старший лейтенант Т.А.Колов) и № 274 (старший лейтенант Н.П.Роговенко). Эти тральщики входили во 2-ю бригаду траления ТОФ (капитан 1 ранга С.А.Капанадзе) и были выделены в распоряжение капитана 3 ранга П.А.Чичерина для несения конвойной службы по приказанию командующего ВМОР ТОФ ещё 12 августа. С тех пор они проделали с ним путь более 1000 миль, из них с тралами - около 120 миль.

Наконец, в 12 часов 50 минут 2 сентября закончил погрузку и вышел на остров Кунашир третий десантный отряд под командованием капитана 3 ранга Н.А.Успенского, флагманского артиллериста СТОФ, несколько позднее занявшего должность заместителя оперативного отдела штаба Сахалинской флотилии. Он состоял из транспорта “Находка” и тральщика типа “УМС” № 591 (капитан-лейтенант А.А.Волынский), приданного для охранения. На транспорте находились части 113 Сбр: 1300 человек личного состава, 410 лошадей, 14 орудий, 54 автомашины, 400 тонн боезапаса и продовольствия.

В 4 часа 3 сентября десантный отряд капитана 3 ранга П.А.Чичерина прибыл в бухту Фурукомапу на острове Кунашир. В связи с отсутствием оборудованных мест для высадки десанта с транспортов (отсутствием приглубого пирса, наличием отмели у берега, большого наката), пришлось приступить к разгрузке с рейда с использованием корабельных шлюпок. Высаженному на берег личному составу была поставлена задача: разобрать прибрежные деревянные строения и удлинить пирс, чтобы дать возможность подойти транспортам. Эта задача, хотя и не сразу, но была выполнена.

Для усиления гарнизона на острове Урупу в 8 часов 30 минут 3 сентября из порта Отомари вышел десантный отряд под командованием капитан-лейтенанта Ляшенко. Он состоял из транспорта “Сталинград” и двух тральщиков типа “УМС”, № 522 (лейтенант В.Н.Коротков) и № 524 (капитан-лейтенант М.Д.Фурутин). На транспорте “Сталинград” находились части 484 СП, 2/83 АП, 355 СД 87 СК, всего: 2300 человек личного состава, 180 лошадей, 16 орудий, 47 автомашин, 4 трактора, 1100 тонн боезапаса и продовольствия. К острову отряд подошёл в 18 часов 30 минут 5 сентября, но вследствие шторма высадку на берег произвести не смог и в полном составе в 18 часов 11 сентября возвратился в Отомари.

Так осуществлялись десанты на острова южной части Курильской гряды.

Параллельно с осуществлением этих десантов был организован десант на самый большой из островов Малой Курильской гряды - на остров Шикотан. Этим отрядом командовал капитан 3 ранга А.И.Востриков. В него входили: минный заградитель “Гижига” (старший лейтенант А.А.Прохоров) и два тральщика типа “УМС” - № 594 (старший лейтенант Н.И.Афиногенов) и № 596 (старший лейтенант Б.А.Кукушкин). На корабли был погружен 2-й батальон 113 Сбр., в частности: на зм “Гижига” - одна стрелковая рота, миномётная рота, рота ПТР, тылы батальона, взвод ПТО - всего 430 человек личного состава, 59 лошадей, два 45 мм. орудия, две 3-тонных автомашины, 31 повозка, 50 тонн боезапаса и продовольствия; на ТЩ-594 - одна стрелковая рота и управление батальона, всего 200 человек; на ТЩ-596 - одна стрелковая рота, рота автоматчиков и санитарный взвод, всего 200 человек.

В 2 часа 30 минут 31 августа десантный отряд вышел из порта Отомари. В 9 часов 1 сентября он вошёл в бухту Сякотан на северо-восточной части острова. Сопротивление японцев отсутствовало. Корабли ошвартовались у пирса и приступили к выгрузке десанта. После высадки первого броска прибыли японские офицеры-парламентёры, которые сообщили, что на острове Шикотан дислоцируется 4 ПБр и полевой артдивизион, численностью 4 800 человек солдат и офицеров под командованием генерал-майора Дзио-Дой и что гарнизон готов сложить оружие. К 11 часам 42 минутам была закончена высадка десанта, организована круговая оборона, выставлен корабельный дозор и начат приём военнопленных, вооружения и техники. Интересно отметить одну деталь: боезапас на острове полностью отсутствовал, имелось только оружие; очевидно боезапас был заблаговременно уничтожен.

В 8 часов 20 минут 2 сентября десантный отряд капитана 3 ранга А.И.Вострикова, погрузив технику и часть вооружения, в полном составе вышел с острова Шикотан в порт Отомари и прибыл туда в 16 часов 12 минут 3 сентября.

Сложную эпопею высадки десантов на южные Курилы завершает десант на группу атолловых островов Малой Курильской гряды, которые теперь часто называют грядой Хабомаи. В литературе сведения об этом десанте практически отсутствуют. Всё дело в том, что он проводился уже после официально объявленного дня победы над Японией (3 сентября), который фактически являлся и днём окончания Второй мировой войны, с 3 по 5 сентября. Именно это обстоятельство привело к замалчиванию важных событий на протяжении нескольких десятков лет.

В начале статьи уже говорилось, что оккупация всех островов Малой Курильской гряды была предусмотрена решением командующего ТОФ адмирала И.С.Юмашева, о чём в шифрограммах № 12146 от 28 августа и № 12600 от 1 сентября давались конкретные указания командующему СТОФ вице-адмиралу В.А.Андрееву. Утром 2 сентября командующий СТОФ телеграммой № 7071 передал командиру высадки десантов на южные Курильские острова капитану 1 ранга И.С.Леонову, совмещавшему тогда функции командира военно-морской базы (ВМБ) Отомари, директиву: подготовиться к оккупации атолловых островов Малой Курильской гряды и доложить ему план действий 3 сентября. Учитывая наличие сил и средств на острове Кунашир, где в это время шла высадка людей и техники с транспортов, входивших в десантный отряд, возглавляемый капитаном 3 ранга П.А.Чичериным (который исполнял обязанности командира конвоя), Леонов передал директиву Чичерину, приказав при возможности занять острова.

В статье Б.Славинского “Советский десант на Хоккайдо и Южные Курилы. Мифы и действительность” (“Известия”, № 110 от 13 мая 1992 года) отмечалось, что, якобы, как свидетельствуют очевидцы (которые не назывались), “радиосвязь была очень плохая и последний (т.е. П.А.Чичерин, И.С.) воспринял переданное сообщение (о необходимости подготовить лишь план действий) как приказ начать 3 сентября возложенную на него ранее десантную операцию”.

В отчёте штаба ТОФ по оккупации южной части островов Курильской гряды и островов Малой Курильской гряды и в других документах того периода никаких сведений о плохой радиосвязи пока не обнаружено (хотя таковая, конечно, могла быть). В отчёте дословно указывается, что “ К 5.30 3.09 острова Кунашир, Итурупп и Шикотан были оккупированы, Командир ВМБ Отомари принял решение приступить к оккупации атолльных островов Малой Курильской гряды. Учитывая наличие сил и средств на острове Кунашир, командир ВМБ Отомари отдал приказание капитану 3 ранга П.А.Чичерину имеемыми кораблями и личным составом 113 Сбр оккупировать атолльные острова Малой Курильской гряды”. Из всех документов ясно следует, что действия капитана 3 ранга Чичерина были полностью одобрены и командующим СТОФ, и штабом ТОФ.

После высадки на Кунашир десанта с первого десантного отряда, СКР-4 ушёл в Отомари, Это произошло в 5 часов 30 минут 2 сентября. Десантные суда остались в бухте Фурукамапу, куда в 4 часа 3 сентября прибыл десантный отряд под командованием П.А.Чичерина. С получением приказания от капитана 1 ранга И.С.Леонова, в 6 часов 3 сентября, т.е. через полчаса после окончания высадки основных сил десанта, капитан 3 ранга Чичерин приступил к формированию десантного отряда, разработке документов и изучению района островов Малой Курильской гряды. Для обеспечения продолжающейся высадки войск на остров Кунашир он оставил СКР-6, командиру которого, капитану 3 ранга В.К.Кулешову, приказал: “До прихода отряда капитана 3 ранга Н.А.Успенского руководить высадкой, после чего поступить в его распоряжение, ознакомив его с обстановкой”. Отряд Успенского прибыл в бухту Фурукомапу в 8 часов 25 минут 4 сентября.

В итоге недолгих размышлений П.А.Чичерин решил сформировать две десантные группы. Командование первой группой, куда вошли ТЩ-274 и ДС-34 он возложил на командира ТЩ-274 старшего лейтенанта Н.П.Роговенко. Командование второй группой, куда вошли ТЩ-273 и ДС-31, возложил на командира ТЩ-273 старшего лейтенанта Т.А.Колова. На каждый из десантных судов было погружено по одной стрелковой роте 113 Сбр, которая высаживалась на южные Курилы. Десантному отряду в целом была поставлена задача: произвести разведку, выявить систему обороны островов и навигационную безопасность; в случае отсутствия организованного сопротивления противника произвести высадку десанта и занять острова.

В 9 часов 3 сентября командиры десантных групп получили боевой приказ капитана 3 ранга П.А.Чичерина:

“ТЩ-273 и ДС-31 следуют от острова Кунашир в 11.00 и производят очищение островов Суисио-Сима, Акиюри-Сима и Юру-Сима. Очищение островов закончить к 18.00. ТЩ-274 и ДС-34 снимаются в 11.00, следуют к островам: Сибоцу-Сима, Тараку-Сима и Харакару-Сима. К 18.00 закончить их очищение, после чего возвратиться к острову Кунашир для охраны транспортов.

Фрегату № 6 остаться на рейде и охранять транспорты.

Командир конвоя находится на ТЩ-274. Связь с ним и с ДС ДС - по УКВ. Связь с фрегатом на КВ в полмощности - работать ключём, но открытым текстом”.

В 11 часов 19 минут 3 сентября все корабли снялись с якорей и в 11 часов 35 минут построились в ордер. Штурманом отряда, детально проработавшим маршрут, был капитан-лейтенант Г.В.Григорьев. Совместно шли недолго. В 13 часов 40 минут первая группа направилась к острову Сибоцу-Сима, а вторая самостоятельно пошла к острову Суисио-Сима. В 14 часов 55 минут ДС-31, входивший в эту группу, подошёл к берегу и начал высаживать десант. В это время с ТЩ-273 был замечен японский кавасаки, идущий от острова Акиюри-Сима к острову Хоккайдо. Тральщик пошёл на пересечку курса, пытаясь сигналами его остановить. Это было непросто, Кавасаки пытался уйти за остров Акиюри-Сима на мелкое место. Пришлось дать очередь по корме и по носу с выносом 5-6 метров прежде, чем он остановился. Спустили бот и направили команду для осмотра. На борту оказались 5 мужчин, 12 женщин и 5 детей - пытались бежать в Японию. Посадили на кавасаки 6 автоматчиков под командованием боцмана, главного старшины И.И.Боброва, и 8 человек краснофлотцев на своём боте под командованием старшего лейтенанта Свинарёва (старший инструктор политотдела) с задачей: семьи японцев высадить на берег острова Акию.ри-Сима, разведать место подхода ДС-31 для высадки десанта и занять остров.

В 16 часов ДС-31 закончило высадку десанта на остров Суисио-Сима и направилось к острову Юру-Сима. С берега донесли: гарнизон на острове Акиюри-Сима в составе 10 солдат сдался в плен без сопротивления. На четырёх зданиях подняты наши государственные флаги. Японские флаги спущены.

В 17 часов 40 минут ДС-31 высадило десант на остров Юру-Сима и донесло, что гарнизон в составе 40 солдат, одного ефрейтора и одного офицера сдался в плен без сопротивления. В 17 часов 58 минут ДС-31 подошло к уже занятому острову Акиюри-Сима для высадки корабельного десанта с ТЩ-273. Прежний десант, во главе со старшим лейтенантом Свинарёвым, покинул остров и перешёл на ТЩ-273, передав остающимся десантникам пленных, 8 лошадей и население острова, всего 35-40 человек, а также один исправный кавасаки. К 19 часам 45 минутам вторая группа завершила очищение трёх островов Малой Курильской гряды и проследовала к острову Кунашир.

При подходе первой группы к острову Сибоцу-Сима противник не оказал сопротивления и сложил оружие. Было пленено 420 солдат и офицеров. Всё это заняло довольно много времени. На острове была оставлена стрелковая рота 113 Сбр. На острове Харакару-Сима войск и населения не оказалось, однако там были оставлены 20 краснофлотцев из корабельного десанта с ТЩ-274. 4 сентября был высажен десант на остров Тараку-Сима, где было пленено 92 японских солдата и офицера. В тот же день, погрузив пленных на ДС-34, корабли группы самостоятельно вернулись на рейд бухты Фурукомапу, где несли охранение транспортов до 4 часов 8 сентября. В этот день они продолжили и закончили снятие военнопленных и вооружения с островов Сибоцу-Сима и Тараку-Сима. Было снято солдат и офицеров 221 человек и взято 700 винтовок.

Таким образом закончить очищение островов к 18 часам 3 сентября, как планировалось П.А.Чичериным вначале, не удалось. За всё время выполнения боевого задания по занятию атолловых островов Малой Курильской гряды материальная часть на кораблях работала хорошо, а личный состав проявлял выдержку, мужество и находчивость. Особенно затрудняло выполнение задания плохое обеспечение картами. На кораблях практически отсутствовали сколько-нибудь подробные карты и, тем более, планы. Была только генеральная карта № 1035. И в этих условиях, в навигационном отношении, плавание прошло без аварий, что, безусловно, говорит о высокой выучке и прекрасной сплаванности экипажей.

В этот же период, но отдельно, выполнялись действия по овладению островом Тодо-Сима, на котором находился мощный маяк. Задача по овладению этим островом была поставлена минному заградителю “Океан” (капитан-лейтенант Н.И.Алфёров), который должен был, высадив корабельный десант, разоружить находившийся на острове гарнизон и обрезать подводный кабель, идущий от острова Тодо-Сима к острову Хоккайдо и в Маока (ныне - Холмск), на Сахалин. Вечером 3 сентября “Океан” подошёл к острову Тодо-сима и встал на якорь в избранной точке. Утром, на рассвете, 4 сентября, на корабельном катере был высажен десант в количестве 25 человек. Катер вошёл прямо в ковш. Японцы вооружённого сопротивления не оказывали. К вечеру весь остров находился в руках десантников, в том числе маяк, радио- и метеостанции и сигнальный пост. Подводные кабели были найдены и обрезаны. У гарнизона было изъято 125 винтовок, 4 ящика патронов, гранатомёт, несколько ящиков гранат и другое военное снаряжение. Маяк был тщательно обследован и 5 сентября введён в строй действующих маяков. Для охраны маяка и радиостанции на острове были оставлены 8 краснофлотцев с оружием. Им одновременно вменялось в обязанности обслуживать маяк и нести вахту на посту СНиС. 5 сентября вечером “Океан” снялся с якоря от острова Тодо-Сима и направился в Советскую Гавань для прохождения планово-предупредительного ремонта. Десантная операция на южные Курилы в основном была закончена 4 сентября. В дальнейшем, как уже отмечалось, производилась плановая перевозка войск 87 СК и эвакуация военнопленных и техники. По состоянию на 20 сентября 1945 года на южнокурильских островах находились следующие гарнизоны:

1. На острове Итуруп - 442, 387 СП; 1/83 АП; сапёрный батальон, батальон связи, самоходный артдивизион 355 СД.
2. На острове Кунашир - части 113 Сбр.
3. На острове Шикотан - второй батальон 113 Сбр.
4. На острове Суисио-Сима (Танфильева) - взвод автоматчиков 113 Сбр.
5. На острове Юру-Сима (Юрий) - взвод автоматчиков 113 Сбр.
6. На острове Акиюри-Сима (Анучина) - 20 человек корабельного десанта с ТЩ-273 (впоследствии заменён частями 2 ДВФ).
7. На острове Харукару-Сима (Дёмина) - 20 человек корабельного десанта с ТЩ-274 (впоследствии заменён частями 2 ДВФ).
8. На острове Сибоцу-Сима (Зелёный) - стрелковая рота 113 Сбр.
9. На острове Тараку-Сима (Полонского) - взвод автоматчиков 113 Сбр.

К этому времени на южных Курилах было пленено около 20 000 человек японских солдат и офицеров, тогда как общая численность пленённых гарнизонов на островах Курильской гряды достигала 50442 человек.

Нельзя не отметить чёткой работы штаба командира высадки десантов капитана 1 ранга И.С.Леонова и слаженности экипажей кораблей, которые в условиях неблагоприятной погоды и плохого навигационного обеспечения сумели в очень короткий срок осуществить погрузку, перевозку и выгрузку большого количества людей и техники. Воинские перевозки такого масштаба силами Тихоокеанского флота тогда осуществлялись впервые. Сложность обстановки усугублялась тем, что высадка войск производилась на необорудованное побережье ограниченными (как количественно, так и качественно) высадочными средствами в осеннее время, когда преобладали туманы и штормовые ветры, с открытых рейдов при значительном числе тяжеловесов (артиллерия, автомашины, лошади и пр.).

Конечно, японские гарнизоны уже не оказывали сопротивления, но заранее десантники об этом не знали и были готовы ко всяким неожиданностям. В свою очередь, ни один из них не дал никакого повода к оказанию такого сопротивления: со стороны десантников не прозвучало ни единого выстрела, и это позволило провести всю операцию без потерь . Иным это может лёгким делом, мы больше привыкли к кровавым операциям. Но на самом деле достичь военного успеха без потерь гораздо сложнее. И это заслуга всех участников.

К сожалению, их не перечислить. За фамилиями командиров соединений и кораблей стоит множество опытных моряков и воинов, прошедших через многие фронты Великой Отечественной войны. В основном команды кораблей состояли из черноморцев, но не только.

Вот, например, помощник командира ТЩ-274 старший лейтенант А.Ф.Горелов, ленинградец, родившийся в 1910 году, в 1942-43 годах участвовал в десантных операциях на Онежской военной флотилии, за что получил орден “Красного Знамени”, и в обороне Сталинграда, за что был награждён медалями “За боевые заслуги” и “За оборону Сталинграда”. После высадки десанта на южные Курилы он был представлен к ордену “Отечественная война” І-й степени и получил этот орден, хотя и ІІ-й степени. Таких примеров можно привести множество.

Именно выучка личного состава и высокая дисциплина дала возможность слаженно действовать и транспортам, и кораблям, выделенным из различных соединений и сгруппированным для решения оперативных задач.

Тральщики №№ 591, 522, 524, 589 и 590 входили в 7 ОДТЩ ОВР СГВМБ СТОФ (капитан-лейтенант Г.И.Брунштейн). тральщики №№ 594 и 596 были из состава 12 ДТЩ ОВР ВОВМБ ТОФ (которым временно командовал командир ТЩ-592 капитан-лейтенант В.Ф.Свитов). тральщики №№ 273 и 274 относились ко второй бригаде траления ВМОР ТОФ (капитан 1 ранга С.А.Капанадзе); сторожевые корабли СКР-4 и СКР-6 входили в первую бригаду СКР ТОФ (капитан 3 ранга Беспалов), а ДС-31 и ДС-34 относились к первому отряду десантных судов ТОФ (старший лейтенант Бережной).

Командирами десантных отрядов назначались очень опытные офицеры. Так, капитан 3 ранга А.И.Востриков, находившийся в должности начальника отдела оперативной и боевой подготовки штаба ВОВМБ ТОФ, до этого прошёл нелёгкий боевой путь на Черноморском флоте. Подстать ему были капитаны 3 ранга Б.И.Виниченко и П.А.Чичерин, уже длительное время служившие на Тихоокеанском флоте и хорошо знавшие театр.

Всё это, в своей совокупности, и обеспечило успех операции, в результате которой Россия вновь обрела Южные Курилы.

Русско-японская война, флот после поражения в русско-японской войне, российский флот во время Первой Мировой войны, российский флот во время Гражданской войны в России.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА.

К началу 1904 года военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли из 1-й Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была создана главная база российской Тихоокеанской эскадры.

Русский плакат начала русско-японской войны

В результате столкновения интересов Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии 27 января 1904 года началась русско-японская война. Первые военные действия начались 8 февраля, когда японский флот внезапно атаковал российскую крепость Порт-Артур. В результате этой атаки два российских броненосца были серьезно повреждены. Эта атака вылилась в полномасштабную битву на утро следующего дня. Несколько попыток японцев атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море.

Порт-Артур под обстрелом

После неудачных атак на Порт-Артур японцы попытались закрыть к нему доступ — в ночь на 13—14 февраля они затопили несколько кораблей, груженных цементом, у входа в гавань. Как оказалось, эти корабли затонули слишком глубоко, чтобы помешать судоходству. Попытка блокады боевыми кораблями 3—4 мая также провалилась.

Нужно заметить, что обе стороны начали широко использовать тактику минирования морских путей сообщения около портов. Первый раз в истории мины пользовались нападающей стороной — до этого мины использовались только в оборонительных целях для закрытия доступа в гавань вражеским кораблям.

Такая деятельность сильно ограничила маневренность русских кораблей. Так, например, 13 апреля 1904 года два российских броненосца — флагман «Петропавловск» и «Победа» — подорвались на минах на выходе из гавани. В течение минуты «Петропавловск» затонул, «Победа» вернулась в Порт-Артур для ремонта.

Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и стали использовать её в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских броненосца «Ясима» и «Хацусэ» наткнулись на свежее минное поле и пошли на дно.

Российский флот сделал попытку прорвать блокаду и уйти во Владивосток, однако был перехвачен и и понёс тяжёлые потери в Жёлтом море. Остатки российской эскадры в Порт-Артуре были постепенно затоплены огнём осаждающей Порт-Артур японской артиллерии. Попытки прорвать блокаду Порт-Артура с суши также не удались, и после сражения при Ляояне в конце августа русские силы отступили к Мукдену.

Порт-Артур, обороняемый в том числе и отрядами моряков, сформированных из экипажей затопленных кораблей, пал 2 января 1905 года после нескольких кровопролитных штурмов.
Российское командование послало эскадру Балтийского флота под командой адмирала З. П. Рожественского в помощь осаждённому Порт-Артуру вокруг мыса Доброй Надежды через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. 21 октября 1904 года они едва не спровоцировали войну с Великобританией (союзник Японии, но нейтральное государство во время этой войны) во время Гулльского инцидента, когда российский флот обстрелял британские рыболовные суда, приняв их за японские миноносцы, в результате чего Россия согласилась выплатить британским рыбакам 65 000 фунтов стерлингов.

Продолжительность плавания эскадры Балтийского флота дала японцам достаточное время, чтобы подготовиться к встрече ещё до того, как эскадра имела бы возможность дойти до российских военно-морских баз на Дальнем Востоке. Эскадра Балтийского флота была встречена японскими силами в Корейском проливе около острова Цусима. В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года более подготовленная японская эскадра, превосходящая российскую эскадру количественно и качественно, вывела из строя главные корабли русской эскадры. Вторая Тихоокеанская эскадра была полностью разгромлена — практически все боевые корабли погибли или были затоплены экипажами, остальные сдались, и лишь несколько из них ушли или в нейтральные порты, или во Владивосток.

В результате череды неудач в море и на суше, а также роста революционных настроений война была закончена 23 августа 1805 года подписанием Российской империей невыгодного Портсмутского мира.

ФЛОТ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ.

После фиаско в Русско-японской войне потери флота Российской империи были таковы, что с третьего места в мире он переместился на шестое, уступая уже не только Великобритании и Франции, но также Германии, Японии и США. Балтийский флот практически погиб. Первое время морское ведомство блуждало, не находя курса для новой работы. Его аппарат был явно неудовлетворителен, требовал обновления и коренных реформ. Средства государства были расстроены, началось мощное внутреннее брожение, разразившееся в протесте масс против господствовавшего режима, потрясшее его основы и выразившееся революционным движением 1905-1906 годов. Сказанное создавало неблагоприятную обстановку для восстановления флота.

Как Балтийский, так и Черноморский флот, участвовали в революционных движениях в России 1905-1907 годов (восстание на крейсере «Память Азова»; восстания в Кронштадте, в Либаве и Свеаборге; беспорядки на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» и крейсере «Очаков»).

Крейсер «Очаков»

Тем не менее, 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род сил — подводные, имевших на вооружении подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин, которые до этого числились как миноносцы.
[На фото первая российская подлодка «Дельфин»]

Только в 1909 году было положено начало восстановлению судового состава. Почти три года занял переходный период, в течение которого морское ведомство реорганизовывалось, устанавливались задачи флота и прокладывалось направление, по которому пошло его дальнейшее развитие.
Для Балтийского флота были заказаны новые линкоры, крейсера, и миноносцы (теперь в основном эсминцы).

Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало перевооружение и расширение Черноморского флота новыми линкорами типа «Императрица Мария».

Крейсер «Императрица Мария»

Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер «Рюрик» и оборудование для других кораблей было заказано на иностранных судоверфях.

В 1909 году капитан Корпуса корабельных инженеров Л. М. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев. Проект был отвергнут. Первые авианосцы в России появились только в начале Первой мировой войны.

Приобретение американских подводных лодок конструкции фирмы «Холланд» вместо строительства отечественных образцов позволило ускоренно создать новый род сил, но сказалось отрицательно на возможностях его модернизации. В эпоху стремительного развития подводного флота Россия была вынуждена содержать морально устаревшие подводные лодки, не имея ни базы для их обеспечения (всё необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на их замену. Когда сборка подлодок по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения подводных лодок. В результате подводные лодки образца 1911 года продолжали служить в России до середины XX века.

Также к началу первой мировой войны на всех флотах России насчитывалось 75 эсминцев разных типов и достраивалось 11. Кроме того, флоты имели 45 миноносцев более ранней постройки.

«Holland 602»

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

В Первой мировой войне российский флот действовал как на Балтийском, так и на Черном море. В Балтийском море главным противником Российского императорского флота был Флот Открытого Моря Германии. Но довольно сильную поддержку российскому флоту оказывали английские подводные лодки, постоянно проходившие через пролив Каттегат в акваторию Балтийского моря. Германский флот превосходил российский по качеству и количеству, а также был очень мобилен (немцы могли при появлении необходимости быстро перебрасывать корабли Флота Открытого Моря из Северного моря в Балтийское и обратно через Кильский канал). Поэтому российские корабли заняли оборонительные позиции. Наступательные операции ограничивались перехватами конвойных перевозок между Швецией и Германией русскими и британскими подлодками, а также использованием осадных минных заграждений в атакующих целях, что позволило серьезно ограничить манёвренность вражеских судов.

Затопленный немецкий эсминец «V-99»

Напав на российский флот в августе 1915 года в Рижском заливе с целью уничтожить находящиеся там российские военные корабли и тем самым облегчить захват Риги, германский флот потерпел фиаско, потеряв 2 эсминца и 3 тральщика, и был вынужден вернуться на свои базы.

Однако, повторив попытку в октябре 1917 года, немцы одержали победу и захватили острова в заливе, а также повредили русские корабли, которые пытались покинуть Ригу, захваченную германскими войсками.

Лежащий на грунте броненосец «Слава»

На Черном же море ситуация складывалась в пользу российского флота. Основным противником России была Османская империя. Действиями Черноморского флота командовал адмирал Эбергард, а с 1916 года — адмирал Александр Васильевич Колчак.

Начало войны на Черном море ознаменовалось обстрелом турецким флотом нескольких русских городов.

Примечательно то, что турецкий флот в Черном море имел в своем составе два самых современных на тот момент корабля (германские крейсеры, переданные Османской империи «Гёбен» и «Бреслау»).

Также примечательным является момент истории, который принято называть «прорывом «Гёбена» и «Бреслау»».
В июле-августе 1914 года германские корабли «Гёбен» и «Бреслау», отправленные в Константинополь для перехода в состав турецкого флота, смогли избежать столкновения с высланной на их перехват эскадрой английского и французского флотов и прибыть в пункт назначения. Это событие стало одним из факторов, подтолкнувших Османскую империю к вступлению в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза.

Наличие этих кораблей первое время сильно сковывало действия российского флота: командование опасалось выходить в море отдельными кораблями или группами - без опаски можно было действовать только в полном составе.

Однако силы Черноморского флота постепенно пополнились кораблями аналогичного типа (линкоры «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Екатерина Великая»). Такой расклад вынудил турок отступить в Босфор, что позволило закрепить почти полный контроль над Черным морем за русским флотом.

Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехип-Паши сделала попытку отбить город Трабзон. Турки начали продвижение по побережью в июле, однако Черноморский флот своими действиями сумел существенно затормозить их продвижение с помощью обстрела колонн пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и разбила наступавшие турецкие сухопутные силы.

После того как адмирал Колчак принял командование в августе 1916 года, началось плановое минирование выхода из Босфора и подходов к некоторым портам. Это способствовало установлению контроля над Чёрным морем. После этого флот начал подготовку к Босфорской десантной операции.

Вступление в строй новых линейных кораблей позволило флоту установить блокаду угольного района в Анатолии. Из-за чего подвоз угля с октября 1916 года в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в том числе прекращению тральных работ в устье Босфора. Так, из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен» ни разу не вышел в море.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года в Петрограде и наступившей вследствие этого анархии Черноморский флот потерял боеспособность. По Брестскому мирному договору между правительством Ленина и Германией, главная база флота в Севастополе перешла под контроль немцев. Также заключенный мир позволил Германии получить полный контроль над Балтийским морем.

РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ВО ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ.

После заключения позорного для России Брестского мира корабли и суда Балтийского флота, в то время находящиеся в Финляндии, должны были там и оставаться до начала периода навигации, из-за чего возникла угроза потери этой части военно-морских сил.

Вследствие этого советским руководством было принято решение о переводе всех этих кораблей в Кронштадт, несмотря на то, что Финский залив практически покрылся льдом.

Так в марте-апреле 1918 года состоялся легендарный Ледовый поход Балтийского флота, в результате которого были спасены почти 230 кораблей и судов, в их числе были 6 линкоров, 5 крейсеров, почти 60 эсминцев и миноносцев и 12 подлодок. Также были спасены две авиационные бригады и различная военная техника.

Ледовый поход кораблей Балтийского флота

Угрожая сорвать заключение мира, немецкие войска приближались к Севастополю, оккупация становилась неизбежной, и немецкое правительство потребовало от России сдать корабли Черноморского флота Германии. Дабы не допустить этого, в июне 1918 года по приказу Ленина «ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно» в районах Новороссийска и Туапсе. 18 июня Черноморский флот фактически перестал существовать.

С началом гражданской войны и иностранной интервенции флот поделился на две части: одна часть революционно настроенных моряков стала поддерживать советскую власть, а другая часть — прежде всего, адмиралы и офицеры — поддержали идеи белого движения став противниками советской власти.

Так, бывший командующий Черноморским флотом адмирал А. В. Колчак, получив подержу стран-интервентов, в ноябре 1918 года провозгласил себя Верховным правителем России, а большинство портов и баз флота стали подконтрольными интервентам и белогвардейцам.

Нетронутым остались только Каспийская флотилия и Балтийский флот, остальные военно-морские силы перестали существовать или не были подконтрольны советской власти.

В гражданской войне активно практиковалось обоими противоборствующими сторонами создание речных и озерных флотилий, содействующих сухопутным войскам своими активными боевыми действиями. В состав таких флотилий обычно входили переоборудованные гражданские пароходы, ворожённые разнокалиберными орудиями канонерские лодки, а также другие переоборудованные и вооружённые вспомогательные суда. Редко такие флотилии пополнялись более мощными военными кораблями, которые было очень сложно доставить с флотов по внутренним водным путям.

После разгрома армии генерала-лейтенанта П.М. Врангеля в Крыму, основная часть кораблей белого движения из Черного моря ушла на французскую военно-морскую базу в городе Тунис.
После признания правительством Франции СССР, русские моряки на этих кораблях были переведены на положение беженцев. С этих кораблей были сняты Андреевские флаги.

В руках советской власти осталось очень небольшое количество кораблей, однако они стали фундаментом для создания Военно-морского флота СССР.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ПРОЕКТ В PDF

Это статья из проекта "История Российского флота". |

Охотская Военная Флотилия находилась на Дальнем Востоке в Охотске и являлась главным военно-морским отделением . 21 мая 1731 г. из него появился Тихоокеанский Флот в целях охраны восточных пограничных линий и торговых путей.

1787-1790 г. на судне «Ясачная», была осуществлена 1-ая научно-исследовательская экспедиция, которая установила допустимость морского прохода вдоль Тихого океана и Сибири.
1799 г. Посланы корабли для создания неизменно действующей боевой флотилии . Командование вел контр-адмирал И.К.Фомин.

1803-1806 г. на судне «Надежда», под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна и капитана 1 ранга Ю.Ф. Лисянского, был осуществлен 1-й Российский кругосветный поход с целью исследования Дальневосточных рубежей Российской империи. В итоге были тщательно исследованы берега острова Сахалин.

Судно Надежда

1806-1814 г. провели исследования, изучили и внесли колоссальный вклад моряки Балтийского флота, которые были направлены для помощи в Российско-американской компании.

1849-1855 г. корабль «Байкал», под управлением адмирала Г.И. Невельского, исследовал юго-западный берег Охотского моря и низовье Амура.

1849 г. Петропавловск-Камчатский становится основной стратегической военной базой

1854 г. с 18 по 24 августа, под управлением генерал-майора Василия Завойко, судно «Аврора» (командир -капитан-лейтенант И.Н. Изыльметьев) конфронтировал англо-французской эскадре вместе с гарнизоном Петропавловска и боевым транспортом «Диана». Количество англо-французов составляло 218 орудий и примерно 2000 чел. против 67 наших орудий и примерно 1000 чел. В последствии 2-ух атак число соперников сократилась на 450 человек, наши утраты составили 100 человек. 27 августа противник отошел в Охотское море, однако и там его ожидало поражение.

1855 г. основной дислокацией было решено сделать наиболее безопасный Николаевск-на-Амуре. Активно исследовались Курильские острова, Охотское море и Камчатка. Тем не менее военная сила сохранилась на низком уровне.

1856 г. Флотилия начала называться Сибирской.

1871 г. дислокационная база передвинута во Владивосток.

1898 г. арендован у Китая Порт-Артуре, куда и перенеслась основная дислокация. В этом же году приняли проект кораблестроения «Для потребностей дальнего Востока», только работал он крайне не результативно.


Порт-Артур. Вход в гавань, и вид на Большой рейд

1904 г. К Порт-Артуру для нападения на Российскую эскадру вышел Японский флот . Два наиболее мощных судна мгновенно были лишены боеспособности. В знаменитом на весь мир неравном поединке, был сражен корабль «Варяг».

1905 г. 15 мая погибли ключевые силы, невзирая на героизм и отвагу русских моряков. Эта война выявила потребность умножения мореходных сил в этом районе.

1905-1907 г. Флотилия содействовала при противостоянии в восстаниях и революционных движениях.

1914 г. и вплоть до 1918 г. началось перемещение кораблей из Сибирской флотилии в состав прочих флотов на Севере и Средиземноморье для участия в военных операциях.

1917-1991 годы

1917 г. - матросы сражались против белогвардейцев и интервентов.

1918 г. в июле интервенты захватили флотилию и мореплаватели вели битву на суше.

1922 г. Из Амурской военной флотилии и отряда кораблей Владивостока были созданы Морские силы Дальнего Востока.

1926 г. Принято решение о расформировании Мореходных сил Дальнего Востока, а оставшиеся не многочисленные корабли и суда были отданы морской пограничной охране.

1932 г. Основаны заново Морские силы Дальнего Востока. Началось формирование береговой защиты, морская авиация, и построение новых кораблей и подводных лодок которые обладали наиболее мощным снаряжением.

1935 г. Новое название ТОФ, Морские силы получили одиннадцатого января.

1936 г. На вооружении стали появляться тральщики и эскадренные миноносцы.

1939 г. Сформировалась Северная Тихоокеанская Военная Флотилия, которая держала защиту Татарского пролива и Охотского моря. В Советской гавани находилась ее центральная стратегическая база.

1941-1945 г. Часть сил была перекинута на Полярный флот где принимала участие в боях.

1945 г. Северный Тихоокеанский ВМФ России расформирован

1947 г. Имелось 2 центральные дислокации: во Владивостоке-пятый ВМФ, а в Советской Гавани-седьмой ВМФ.

1953 г. Обе ранее существующие базы были объединены в единый Тихоокеанский флот.

В послевоенный период Тихоокеанский ВМФ понес грандиозные перемены. Для выхода в Мировой Океан он был оборудован более свершенными типами вооружения - подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с высокой независимостью, безграничной мореходностью и результативной силой.


Эсминец Северного флота

1961 г. Появилась и вошла в состав 1-ая автономная подводное судно ПЛ «К-45», на борту которого имелись крылатые ракеты.

1965 г. ТОФ удостоен Орденом Красного Знамени, за выдающиеся отличия пред Родиной.

1966 г. Осуществили кругосветное путешествие подводная лодка «K-163» и «K-116».

1972 г. Расчистка порта Читтагонг в Бангладеше. В Суэцком заливе произведено боевое обезвреживание.

1974 г. Охрана Персидского залива и Ормузского пролива.

1991-2010 годы.

После 1991 г. Флотилия с успехом разрешает установленные перед ней задачи.

1998 г. Объединены военные мощи ТОФ и Дальневосточного округа, а так же часть сил сосредоточенных на Камчатском полуострове. С судами военно-морских сил иных держав, в том числе Америки и Японии, велись тактические учения по маневрированию, совершенствовались навыки по оказанию помощи в море и на суше.

2008 г. судна ТОФ гарантировали защищенность судоходства в зоне Аденского залива.
Современное состояние.

На текущий момент первостепенными задачами представлены

-сохранение морских стратегических ядерных комплексов в непрерывной готовности в интересах ядерного сдерживания;
-гарантировать защиту экономической области и хозяйственных участков, остановка нелегальных действий;
-охрана новигации;
-осуществление политических мероприятий.

Состояние на настоящий период ТОФ-это 22 подводные лодки и 50 судов.

Похожие статьи