Ледокол "Илья Муромец" прибыл к месту базирования на Северный флот - bmpd. Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь

22.09.2019

Не так давно американцы заявили о своем праве использовать Северный морской путь, при том что современных ледоколов у них в наличии нет. А у России они есть. Один из них – новейшее многофункциональное судно «Илья Муромец».

Безоговорочный лидер

Россия обладает бесспорным преимуществом перед странами, претендующими на освоение Арктики. Все дело в ледокольном флоте и колоссальном опыте работы в полярных широтах. Наши конкуренты похвастаться этим не могут. К примеру, в распоряжении ВМФ США имеется лишь устаревший ледокол «Полярная звезда» 1976 года постройки, который нуждается в постоянном ремонте. По оценкам экспертов, новый ледокол в США может появиться не раньше 2023 года.

В состав нашего флота входят два атомных ледокола, оснащенные двухреакторной ядерной энергетической установкой («Ямал» и «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой («Таймыр» и «Вайгач»), атомный контейнеровоз «Севморпуть», а также пять судов технологического обслуживания.

В ближайшие годы к ним присоединяться три универсальных атомных ледокола проекта 22220 (Арктика» – в 2019 г., «Сибирь» – в 2020-м и «Урал» – в 2021-м). Их строительство ведется на верфях Санкт-Петербурга и они будут использоваться как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Еще одним судном, которое позволит укрепить позиции России в Арктике, стал головной военный ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Это первый многофункциональный корабль, построенный с учетом интересов российского ВМФ и министерства обороны. Ничего подобного у нас не было.

Арктический богатырь

Строительство «Ильи Муромца» было начато в 2015 году, а уже 29 ноября 2017 года корабль был зачислен в состав 566-го отряда судов Северного флота. Место базирования – Мурманск. Предназначение этого дизель-электрического судна - обеспечение деятельности Арктической группировки ВМФ России. Как отметил заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук, «Илья Муромец» превосходит по своим характеристикам все параметры судов такого класса.

По паспорту этот новый однопалубный ледокол обладает следующими данными:

водоизмещение – 6 тысяч тонн,

длина – 85 метров,

ширина – 20 метров,

скорость хода – 15 узлов,

осадка – 7 метров,

высота по бортам – 9,2 метра,

вместимость грузового трюма – 500 м3,

экипаж – 32 человека (но возможно увеличение до 50 человек).

В автономном плавании судно может находиться до 60 дней, дальность его хода – около 12 тысяч морских миль, что составляет примерно две длины Северного морского пути. Ледокол способен преодолевать лед толщиной 1,5 метра.

«Илья Муромец» оснащен двумя гребными электродвигателями типа Azipod мощностью 3,5 МВт каждый. Благодаря тому, что они вынесены за пределы корпуса, винты имеют возможность вращаться на 360 градусов, обеспечивая передвижение корабля в любом направлении, в том числе и боковом. А по словам специалистов, ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Инновационные винто-рулевые колонки позволяют моментально прокладывать необходимый курс и создают условия для высокой маневренности в ледовом поле.

Универсальный помощник

На «Илью Муромца» возложен широкий спектр задач: патрулирование Арктических широт; перевозка грузов; пожаротушение и ликвидация последствий аварий на надводных и береговых объектах; прокладывание путей для судов не ледового класса, а также их буксировка; снабжение необходимым баз и аэродромов, расположенных на островах Арктической зоны. Ледокол можно использовать при проведении разного рода гидрографических исследований.

Осуществление погрузочно-разгрузочных операций облегчает установленный на ледоколе 21-метровый кран грузоподъемностью 26 тонн, а также кран-манипулятор, способный поднимать до 2 тонн груза. Кроме этого, в носовой части корабля находится вертолетная площадка, готовая принять машины класса К-27, а на палубе размещен многоцелевой быстроходный катер БЛ-820, имеющий надувные борта.

В случае необходимости на «Илье Муромце» могут устанавливаться и артиллерийские орудия. Скорее всего, это будет АК-306 – 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Как средство самообороны корабля она может быть использована для поражения воздушных целей на дистанции до 4 км и легких надводных сил противника – до 5 км.

В апреле 2018 года «Илья Муромец» вышел на испытания в воды Баренцева моря, где в течение двух месяцев будет ходить среди льдов толщиной до 1 метра. Предположительно в этом же году ледокол отправится в арктический поход в составе группы боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ России по Северному морскому пути.

Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» 2 января 2018 года официально вступил в состав сил Северного флота России.

Как сообщила пресс-служба Северного флота, 2 января 2018 года на Военно-морскую базу Северного флота России прибыл новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, предназначенный для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях. Экипаж судна совершил свой первый переход с Балтийского моря в морской порт Североморск на восточном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря.

В ближайшее время экипаж судна сдаст экзамены в соответствии с курсом подготовки и приступит к выполнению работ по своему прямому предназначению. Ранее дизель-электроход успешно прошел полный комплекс госиспытаний на Балтийском море.

Церемония спуска на воду дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» >>

Судно такого класса впервые за 40 лет вошло в состав ВМФ РФ. Уникальной особенностью ледокола является применение принципиально новых двухвинтовых полноповоротных винто-рулевых колонок электрического типа , обеспечивающих продвижение судна не только вперед-назад, но и лагом (в боковом направлении).

Для простоты однопалубное многофункциональное судно проекта 21180 «Илья Муромец» именуют ледоколом. Действительно, способность преодолевать льды толщиной до 1 метра и проводить суда – главная задача судна, но далеко не единственная. На самом деле судно проекта 21180 – это и снабженец, способный заниматься обслуживанием Арктической группировки Военно-морского флота России, буксировкой других судов, перевозить контейнеры на открытой части верхней палубы; это и аварийно-спасательное судно, которое может проводить тушение пожаров, заниматься локализацией и сбором нефтепродуктов с поверхности моря.

Высокая маневренность ледокола обеспечивается движетельным комплексом, состоящим из 2-ух азимутальных винто-рулевых колонок с четырьмя гребными винтами приводимыми в движение электродвигателями мощностью по 3,5 МВт каждый и носовым подруливающим устройством, что повышает маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях. Он может двигаться непрерывным ходом со скоростью около 2 узлов в ровном сплошном однолетнем льду толщиной до 0,9 м. Возможно выполнение ледокольных операций набегами при толщине льда до 1,5 м. В итоге, у «Ильи Муромца» множество сильных сторон, как это и положено русскому богатырю . При этом хочется подчеркнуть, что экипаж военного ледокола всего 32 человека.

Система управления ледокола имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Судно оснащено современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой. Оно построено с соблюдением международных конвенций по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) и по незагрязнению окружающей среды (МАРПОЛ).

Напомним, что ключевым этапом заводских ходовых испытаний, проходивших в августе-сентябре 2017 года, стала проверка безвахтенного режима работы при управлении судна одним человеком. Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» построен на класс автоматизации Aut1, предполагающий возможность управления судном одним человеком – капитаном . В процессе испытания члены сдаточной команды, включая работников машинного отделения, были «изолированы» от работы в течение 24 часов, т.е. механизмы ледокола не обслуживались вахтами, а управление судном осуществлялось только с ходового мостика. «Богатырь» показал хорошие результаты управления в безвахтенном режиме, отклонений и поломок не зафиксировано.

В ходе испытаний также были проверены системы связи и радиолокации. Максимальная дальность осуществления связи между вертолетом и ледоколом зафиксирована на 150 км. Также проверен цвето-сигнальный комплекс «Тюльпан», включающий габаритные огни силуэта судна: вертолетная площадка, мачты, краны и т.д. Вертолеты корабельной авиации совершили 150 посадок и взлетов с палубы новейшего боевого ледокола. Главной конструктивной особенностью ледокола проекта 21180 является то, что вертолетная площадка у него расположена в носовой части судна. Это требует особых навыков от летного состава, в отличие от кораблей с традиционным расположением вертолетной площадки в кормовой части.

Для обеспечения высоких мореходных качеств ледокола были проведены модельные испытания на тихой воде и с имитацией волнения до 6 баллов в опытовом бассейне АО КБ «Вымпел», ледовые испытания проводились в ледовом бассейне ФГБУ «ААНИИ», г. Санкт-Петербург. Полученные в результате разработки проекта характеристики были успешно подтверждены во время проведения ходовых и государственных испытаний «Ильи Муромца».

Cо стапеля Балтийского завода сошел второй крупнейший в мире атомный ледокол >>

Кроме того, в рамках заводских ходовых испытаний были проведены замеры магнитного поля ледокола; проверка всего оборудования судна, в том числе палубного и швартовного; в штатном режиме испытано якорное устройство при максимальных порывах ветра 17 м/с; осуществлен запуск вертолета от электрической сети судна.

Арсенал дополнительного оборудования ледокола разнообразен. Помимо кранового устройства и арсенала техники для борьбы с пожарами на борту судна есть многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них .

Для транспортировки грузов используется грузовой трюм объёмом 500 м³, а также палубу на юте площадью 380 м², на которой будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Грузоподъемность ледокола равна 500 тоннам. Погрузочно-разгрузочные операции проводятся с помощью 21-метрового крана грузоподъемностью 26 тонн.

Кроме того по проекту в случае проведения военной мобилизации вспомогательных судов, между вертолетной площадкой и надстройкой ледокола можно установить 76-миллиметровую автоматическую пушку АК-176МА .

Ранее сообщалось, что всего ВМФ России планирует построить четыре ледокола этого проекта. Однако весной 2017 года появились сведения о том, что МО РФ по финансовым соображениям приняло решение отказаться от продолжения строительства серии проекта 21180 и предполагает выдать АО «Судостроительная фирма «Алмаз» госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола модифицированного проекта 21180М водоизмещением 4 000 тонн и стоимостью 6 млрд рублей, который должен стать уменьшенным и удешевленным вариантом вышеописанного ледокола.

Основные тактико-технические характеристики дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» проекта 21180 (заводской номер 02470):

водоизмещение – 6 000 тонн; длина – 85 метров; ширина - 20 метров; высота борта – 9,2 метра; осадка – 6,6 метров; скорость хода полная- 15 узлов; скорость хода экономическая- 11 узлов; автономность плавания – 2 месяца; дальность плаванья – 9 000 миль; ледопроходимость на переднем ходу – 0,9 метра; ледопроходимость на заднем ходу – 0,7 метра; тип движителя – дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая; экипаж – 32 человека; дополнительный экипаж – 50 человек.

Класс судна:

КМ (*) Icebreaker6 AUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK Special purpose ship Российского морского регистра судоходства

Технический проект судна разработан АО КБ «Вымпел», рабочая конструкторская, приемо-сдаточная и эксплуатационная документация разработаны совместно с АО «Адмиралтейские верфи» по Государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному с Министерством обороны России 21 марта 2014 года.

Начальник пресс-службы Северного флота капитан 1-го ранга Вадим Серга, новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», находящийся на вооружении флота, приступил к ледовым испытаниям. Они пройдут в восточной части Баренцева моря до конца апреля. Помимо испытаний ледокола, будет также проведена оценка возможности применения надводных сил флота в этом районе в текущее время года.Судно уже подошло к ледовой кромке, положение которой соответствует средним значениям многолетних наблюдений. Толщина льда в районе проведения испытаний варьируется от 50 до 100 сантиметров, сплоченность льда составляет девять-десять баллов. Это соответствуют техническим возможностям ледокола. Планируется, что испытания продлятся до конца апреля, после чего судно вернется в пункт постоянного базирования, Мурманск.Применение «Ильи Муромца» значительно увеличивает собственные возможности материально-технического обеспечения Северного флота при выполнении поставленных задач в Арктике. Первое участие ледокола в арктическом походе боевых кораблей и судов обеспечения по маршруту Северного морского пути планируется уже в нынешнем году.Благодаря своей многофункциональности ледокол может широко применяться для выполнения научно-исследовательских, транспортных, спасательных и других задач в Арктике. В арктических походах основной упор при проводке кораблей и судов СФ через ледяные поля будет сделан на «Илье Муромце».Россия своего не отдаст Зарубежные и российское экспертные сообщества предрекают Арктике судьбу Сирии и Ирака: за арктические льды непременно пойдет спор. Дело в том, что это, по сути, последняя на земном шаре нетронутая кладовая полезных ископаемых.

Во время прошлогодней поездки «на севера» президент Владимир Путин подчеркнул важность Арктики для России: «По оценкам Российской академии наук, в Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60 до 90%, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 100% и так далее, и так далее… Стоимость минерального сырья в регионе оценивается в 30 триллионов долларов».
Понятно, что желающих «приобщиться» к освоению Арктики становится все больше. Еще в начале XXI века заговорили о мифическом международном статусе Сибири, а недавно в США предложили дать Северному морскому пути статус международного. То ли еще будет...Россия не намерена никому отдавать отдавать богатства, которые принадлежат ей по праву. Поэтому сейчас в Арктике для защиты ее несметных богатств создается мощный военный кулак.Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сказал: «Мы сюда, в Арктику, пришли не на год и не на два, а надолго - на века». Сейчас для наших военных, охраняющих северные рубежи державы, создаются все новые высокотехнологичные образцы оружия и специальной техники.Корабль завтрашнего дня По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия сегодня находится в исключительном положении: у нее самая большая в мире арктическая береговая полоса, есть многолетний опыт работы в высоких широтах, есть ледокольный флот, в том числе атомный, которого в мире больше нет ни у кого. Однако все эти ледоколы служат исключительно для прокладки пути сквозь арктические льды другим судам и для проведения научных исследований. В случае необходимости защитить себя сами они не смогут. Да и поставить на них средства защиты от внешнего нападения вряд ли возможно. Конструкция «штатских» ледоколов такова, что на них просто нет места для установки артиллерийских и противовокорабельных установок.Новый, созданный специально для ВМФ России ледокол «Илья Муромец» предназначается в том числе и для выполнения боевых задач в Арктической зоне. По словам главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня.Уникальность «Ильи Муромца» заключается в принципиально новой главной энергетической установке (ГЭУ). Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3 500 киловатт каждый. Они установленны в отдельных винторулевых колонках и вынесены на внешнюю поверхность корпуса: вращаться могут на 360 градусов. Поэтому «Илья Муромец» может двигаться в любом направлении - хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок. Это позволяет ему быстро менять курс и маневрировать на ледовом поле.
В 2015 году Минобороны официально сообщило, что в Арктике к 2018 году будет создана «самодостаточная группировка» российских войск: на островах Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Котельный (архипелаг Новосибирские острова), Средний (архипелаг Северная Земля), в поселке Рогачево (Новая Земля), на островах Шмидта и Врангеля. На базах строятся аэродромы, военные городки замкнутого цикла и боевые позиции арктических частей и подразделений, радиолокационные станции.Эту группировку необходимо снабжать. «Илье Муромцу» придется справляться в том числе и с этой задачей. По задумке конструкторов, для решения задач перевозки грузов будет использоваться грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность составляет две тонны.Ледокол сможет перевозить и личный состав - до 50 человек. «Пассажирами» могут стать сопровождающие военные грузы морские пехотинцы, солдаты арктических баз, пограничники и участники военно-научных экспедиций.В носовой части ледокола - вертолетная площадка. Она может принимать вертолеты типа Ка-32 и Ка-27.
«Мастер на все руки» В основные задачи «Ильи Муромца» сегодня входит самостоятельное патрулирование территории Арктической зоны, осуществление буксировки других кораблей, транспортировка грузов, прокладка путей по поверхности льда кораблям, не имеющим ледового класса, снабжение береговых, островных баз и аэродромов, расположенных в Арктической зоне.Есть задачи и специфические. В случае возникновения чрезвычайных происшествий на судах ледовых караванов или аварийных объектах на побережье корабль можно задействовать для тушения огня: для этого на борту есть необходимое оборудование. Также ледокол сможет осуществлять локализацию и сбор нефтепродуктов в случае их утечки, для этого у него на борту имеются 400-метровые боновые заграждения.
Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в «мастера на все руки», способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. «Илья Муромец» характеризуется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью.

Н. А. Кузнецов (Москва)

С ИМЕНЕМ ИЛЬИ МУРОМЦА НА БОРТУ

Пожалуй, нет в нашей стране человека, которому не было бы известно имя Ильи Муромца – богатыря, одного из героев русских былин, канонизированного Русской православной церковью в 1643 г. Издревле Илья Муромец символизировал собой народный идеал героя-воина. Не удивительно, что в честь него не-однократно называли различные корабли и суда. О них-то мы и хотим рассказать читателю.

Первым в честь легендарного героя был назван 53-пушечный винтовой фрегат Балтийского флота, спущенный на воду 25 мая 1856 г. в Архангельске. По словам историка кораблестроения И. А. Быховского, «судно вполне оправдывало свое название: корабль водоизмещением 3200 тонн во много раз превосходил тоннаж строившихся здесь [на Соломбальской верфи] ранее даже самых крупных парусных линейных кораблей». 1 В военных кампаниях ему не довелось принять участия, однако в мирное время команде корабля довелось проявить качества, издавна свойственные русским морякам – смелость и готовность прийти на помощь. В августе1861 г. на рейде Гибралтара загорелась французская шхуна, перевозившая уголь. На этом же рейде стоял и фрегат «Илья Муромец», матросы с которого в течение нескольких часов боролись с огнем и смогли спасти иностранное судно. 2 Фрегат «Илья Муромец» окончил свои дни в 1863 г., будучи затопленным в Кронштадте. 3

Судно, названное в честь легендарного былинного героя, не могло не появиться и на его родине. В 1859 г. (по другим данным – в 1858 г.) вВыксе купец Д. Г. Зворыкин построил буксирный пароход с машиной мощностью 80 лошадиных сил. В ту же навигацию «Илья Муромец» отправился из Мурома в Нижний Новгород, куда шел в течение недели. В дальнейшем пароход ходил по Волге и Оке, буксируя баржи с грузом. 4

Следующим из известных нам кораблей, носивших имя Ильи Муромца, является каспийский буксирный пароход, спущенный на воду в 1910 г. В годы первой мировой войны он был мобилизован в состав Балтийского флота и переоборудован в тральщик. 5 23 августа 1917 г. корабль погиб в районе Штапельботена (близ острова Вормс) в результате подрыва на минах, установленных германской подводной лодкой «UC – 59».При этом погибло 11 человек. 6

Активное участие корабли и суда, названные в честь Ильи Муромца, приняли в гражданской войне, причем, как с белой, так и с красной стороны.

На стороне белых флотилий воевало два ледокола с именем «Илья Муромец», причем у обоих кораблей судьба сложилась весьма драматично – вместе со своими экипажами они были вынуждены покинуть Родину.

В период первой мировой войны Морское министерство заказало в Англии четыре ледокола, которые должны были использоваться на Белом море. Строила их фирма «Суон Хантер». 7 Одно из этих судов и получило имя Ильи Муромца. Ледокол был спущен на воду в 1915 г. 8 Интересен тот факт, что в проектировании «Ильи Муромца» и других ледоколов, строившихся в Англии в этот период, участвовал корабельный инженер Е. И. Замятин – будущий известный русский писатель. Он окончил Политехнический институт в Санкт-Петербургепо специальности «кораблестроение», затем преподавал там же, а весной 1916 г. был командирован в Англию в качестве старшего наблюдателя за постройкой ледоколов.

В период гражданской войны (по некоторым данным в это время он носил название «Ольга» 9) ледокол ушел на ремонт в Англию (как известно, тогда английские войска активно участвовали в интервенции на Русском Севере). Осенью 1919 г. «Илья Муромец» был передан англичанами французскому правительству. 10 Французы же решили передать судно русскому Черноморскому флоту, который вел борьбу с большевиками. Однако в белый Крым «Илья Муромец» пришел лишь в ноябре 1920 г., когда речь шла уже не о продолжении борьбы с большевиками, а об эвакуации частей русской армии и мирных жителей. Принял участие в ней и прибывший на Черное море ледокол. Он вышел из Севастополя в Константинополь 14 ноября 1920 г. имея на борту 300 пассажиров. 11 На нем же эвакуировался герой обороны Крыма генерал-лейтенант Я. А. Слащев-Крымский вместе с немногочисленными частями и знаменем лейб-гвардии Финляндского полка. 12 Сразу же после прихода в турецкую столицу «Илья Муромец» вновь вышел в море с целью помочь буксировать самый крупный корабль Черноморского флота – линкор «Генерал Алексеев». Однако ему это не удалось. Как вспоминал в эмиграции моряк и историк флота П. Варнек, живший в Бельгии, «была сделана попытка вести ”Генерала Алексеева” дальше на буксире уже возвращавшегося из Константинополя ледокола ”Илья Муромец”, но из этого ничего не получилось: несмотря на свои 3100 тонн, ”Илья Муромец” не мог удержать дредноут на курсе, и при разворачивании последний инерцией своей массы тащил ледокол вспять!» 13 В Константинополекомандиром ледокола был назначен капитан второго ранга И. С. Рыков. Черноморский флот, переименованный в Русскую эскадру, по решению французских властей был сосредоточен в североафриканском порту Бизерта, где корабли и стояли под Андреевским флагом вплоть до конца октября 1924 г. 10 декабря ледокол «Илья Муромец» пришел туда, ведя на буксире подвод­ные лодки «Тюлень» и «Буревестник». Наиболее новые корабли, к которым относился и ледокол, являлись «лакомым куском» для французского морского руководства, которое рассчитывало пополнить ими корабельный состав своего флота. Не избежал этой участи и «Илья Муромец». В 1923 г. он был реквизирован французами и впоследствии вошел в состав французского флота, правда, несколько поменяв «профессию» – он стал минным заградителем, получив новое имя – «Поллукс». Под французским флагом минзаг служил вплоть до1950 г. В период второй мировой войны часть французского флота была интернирована англичанами, не избежал этой участи и «Поллукс», в июле 1940 г. находившийся в Портсмуте 14 (Рис. 1).

Еще один ледокол «Илья Муромец» был по-строен в 1916 г. в Шанхае для обслуживания Владивостокского порта. Как и многие другие суда, в годы гражданской войны он был вооружен (по состоянию на 1922 г. – одним семидесятипятимиллиметровым и однимсорокамиллимитровым орудиями 15) и использовался в качестве канонерской лодки в составе Сибирской флотилии (такое название носили русские морские силы на Тихом океане). С 23 ноября 1918 г. по 31 января 1920 г. Сибирская флотилия входила в состав Морских сил на Дальнем Востоке, подчинявшихся Всероссийскому правительству адмирала А. В. Колчака. В 1920 – 1921 гг. корабли Сибирской флотилии входили в состав Народно-революционного флота Дальневосточной республики (просоветского «буржуазно-демократического» по форме государственного образования, призванного быть «буфером» между территориями, подконтрольными белым правительствам, и Советской Россией). 26 мая 1921 г. была сверг-нута власть Приморского областного управления Дальневосточной республики, и во Владивостоке было образовано антибольшевистское правительство во главе с С. Д. Меркуловым (его брат – Н. Д. Меркулов стал министром иностранных и военно-морских дел). На кораблях Сибирской флотилии вновь взвились Андреевские флаги.

К осени 1922 г., благодаря успешному весенне-летнему наступлению частей Народно-революционной армии под командованием В. К. Блюхера и партизанских отрядов, для белых сил в Приморье сложилось угрожающее положение. Владивосток покидали ино-странные войска и белые части. 23 октября 1922 г. командующий Сибирской военной флотилией контр-адмирал Г. К. Старк увел корабли в корейский порт Гензан. Сибирская флотилия была последним формированием, действовавшим в гражданской войне под Андреевским флагом и ушедшим в изгнание, не спустив его перед врагом. 23 января 1923 г. основная часть кораблей флотилии пришла в американский порт Манилу на Филиппинских островах. Впоследствии корабли и суда были проданы, а вырученные в результате этого деньги командующий флотилией разделил между матросами и офицерами. Продан был и «Илья Муромец». Он достался компании «Моллер лайн» и в дальнейшем ходил под названием «Маргарет Моллер». 16

Под красным флагом в период гражданской войны воевало три «Ильи Муромца». На Волге в числе кораблей Волжской военной флотилии числился штабной корабль «Илья Муромец». В «мирной» жизни он был обычным товаро-пассажирским пароходом, построенным в 1890 г. в Самаре. С декабря 1918 г. «Илья Муромец» использовался в качестве госпитального судна, а после того, как бои на Волге отгремели, его перебросили на Каспий, где вплоть до марта 1920 г. бывший буксир использовался в аналогичном варианте. 17

В состав Волжско-Каспийской флотилии с августа по декабрь 1919 г. входила канонерская лодка «Илья Муромец», переоборудованная из речного колесного теплохода, построенного в 1909 г. в Коломне. 18

С декабря 1918 г. по 17 мая 1919 г. в качестве тральщика в составе Северодвинской речной флотилии служил еще один «Илья Муромец» – колесный речной буксирный пароход, построенный в 1912 г. в Кузино. С мая1919 г. он использовался по своему прямому назначению как буксир, а 28 апреля следующего года был передан областному управлению водного транспорта. 19

Следующее судно, названное в честь легенды Муромской земли, появилось уже в советском флоте после окончания второй мировой войны. Это был также ледокол. Он был построен по заказу Германии в Швеции в1942 г. и первоначально назывался «Eisbar». 12 декабря1944 г. ледокол подорвался на мине и затонул близ Фленсбурга. В1945 г. он был поднят и в феврале следующего года передан СССР, где служил в составе Дальневосточного морского пароходства в период 1957 – 1981 гг. 20 (Рис. 2).

В 1966 – 1993 гг. на Дальнем Востоке трудился еще один ледокол под названием «Илья Муромец». Это был универсальный портовыйдизель-электриче-ский ледокол с носовым винтом. Новый «Илья Муромец» относился к большой серии ледоколов проекта 97, предназначенных как для гражданского, так и для военного флотов.Суда этой серии строились на ленинградском заводе им. А. Марти (в настоящее время – «Адмиралтейские верфи») 21 (Рис. 3).

Очень приятно отметить тот факт, что и в настоящее время имя Ильи Муромца несет одно из судов, плавающих по рекам России. Это теплоход проекта 588, построенный в Германии в 1958 г. Теплоходы данного проекта – средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов, ставшие одной из самых успешных и массовых серий судов подобного класса в советском речном флоте. Несмотря на немалый возраст, «Илья Муромец» пользуется большой популярностью среди отечественных и зарубежных туристов. В 2002 - 2003 гг. теплоход прошел частичную реконструкцию 22 (Рис. 4, 5).

Вкратце рассмотрев историю десяти кораблей и судов, названных в честь Ильи Муромца, мы видим, что в их судьбе отразилась история России и русского флота со всеми ее взлетами и падениями. Хочется верить, что пока существует отечественный флот, прос-торы океанов, морей, озер и рек всегда будут бороздить корабли и суда, носящие имя былинного героя.

1 Быховский И. А. Архангелогородские корабелы. - Архангельск, 1988. - С. 113 – 114.

2 Дукельский В. А. Не только воевали // Московский журнал. - 2003. - № 9.

3 Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов 1668 – 1860 гг. - СПб., 1872. - С. 112 – 113.

4 Чернышев В. Набережная // Губерния. - 1997. - № 39.

5 Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). - М., 1948. - С. 442.

6 Стрельбицкий К. Б. Потери Российского флота в период первой мировой войны 1914 – 1918. Справочник. - Львов, 1994. - С. 11.

7 Балакин С. На путях истории корабли-эмигранты // Памятники Отечества. - № 35. - М., 1996. - С. 169.

8 РГА ВМФ. - Ф. р-2239. - Оп. 9. - Д. 98. - Л. 12.

9 Добровольский С. Борьба за возрождение России в Северной области // Белый Север 1918 – 1920 гг. Мемуары и документы. - Архангельск, 1993. – Вып. 2. - С. 19.

10 Залесский Н. А. Флотилия Северного Ледовитого океана в гражданскую войну // Война на северном морском театре 1914 – 1918 годы. - СПб., 2003. -С. 81.

11 РГА ВМФ. - Ф. р-2239. - Оп. 9. - Д. 91. - Л. 20.

12 Егорчев И. Н. Из славного рода Рыковых // Записки Общества изучения Амурского края. - Владивосток, 1996. - Т. XXX. - С. 116.

13 Варнек П. Линейный корабль «Генерал Алексеев» и история его пушек // Флот в белой борьбе. - М., 2002. - С. 281.

14 Перегонцев А. С., Перегонцев В. С. Корабли второй мировой войны 1939 – 1945 гг. - Ч. 1. Корабли военно-морских флотов стран антигитлеровской коалиции. - С. 329.

15 РГА ВМФ. - Ф. р-2193. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 1.

16 Волков А. Исход. Судьба кораблей и судов, ушедших из Владивостока в октябре 1922 г. // Моряки в гражданской войне. - М., 2000. - С. 36.

17 Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917 – 1927 гг.). - М., 1981. - С. 334, 381, 387.

18 Там же. - С. 309.

19 Там же. - С. 410.

20 Трифонов Ю. Н. Суда торгового флота Германии, Финляндии и Румынии, переданные после второй мировой войны Советскому Союзу. - М., 2003. - С. 10.

21 Смирнов К. Д. Портовые дизель-электрические ледоколы мощностью 3,9 МВт и их модификации // Судостроение. - 1996. - № 4. - С. 6 – 10.

Похожие статьи