Вопросы о детском оркестре. Ноты и мелодии на ксилофоне

21.09.2019

Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе) имеет инструктивный и художественный материал. Предназначен для учащихся старших классов детских музыкальных школ, училищ, начальных курсов консерваторий.
Инструктивный материал Школы включает упражнения и этюды на различные технические приемы, а также оркестровые соло из произведений русских, советских и зарубежных композиторов.
Музыкальный материал расположен по степени возрастающей трудности и отличается стилистическим разнообразием.
Учащийся, приступающий к" работе над Школой, дблжен знать основы музыкальной грамоты и владеть элементарной техникой звукоизвлечения на ксилофоне; правильным ударом палочкой, точностью движения руки при переходе с пластинки на пластинку, умением пользоваться приемом тремоло (tremolo сокр. — trem.) и др.
Изучение Школы, рассчитанной на 5—6 лет обучения, следует начинать не ранее 10-летнего возраста и периодически дополнять материалом из других пособий, рекомендованных программой курса.

Введение
I часть МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Раздел первый. Начальные упражнения
1. Удар, амплитуда взмаха
2. Чередование рук (координация движений)
3. Дубль-штрих
Раздел второй. Тремоло
1. Подготовительные упражнения
2. Тремоло в сочетании с одиночными ударами
3. Исполнение интервалов
4. Мелодические упражнения
5. Постепенное увеличение интервала скачка.
6. Примеры использования тремоло.
Раздел третий. Гаммы и арпеджио
1. Позиция и постановка корпуса исполнителя
2. Гаммы
3. Арпеджио до мажора
4. Гармонический и мелодический минор.
5. Арпеджио -ля минора
6. Движение по звукоряду через ноту.
7. Хроматическая гамма.
8. Гамма тон-полутон
9. Целотонная гамма
Раздел четвертый. Особенности аппликатуры при исполнении гамм и арпеджио
1. Секвенции.
2. Перекрестное положение рук при игре «двойкой»
3. Метроритмические сложности
4. Минимальная амплитуда движения палочек.
Раздел1 пятый. Техника исполнения арпеджио
1. Перекрестные положения рук
2. Развитие технической подвижности.
Раздел шестой. Тремоло в сочетании с различными штрихами, исполнение малых и больших скачков
1. Легато, теиуто
2. Легато, стаккато
3. Исполнение больших скачков
4. Тремоло в сочетании с одиночными ударами
5. Фрагменты из произведений
Раздел седьмой. Техника исполнения пассажей, секвенций. Перекрестные и встречные движения рук
Раздел восьмой. Техника исполнения больших интервальных скачков, перекрестные положения рук
Фрагменты из произведений
Раздел девятый. Хроматические секвенции
1. Двойные йоты
2. Фрагменты из произведений
Раздел десятый. Двойные ноты
Раздел одиннадцатый. Приемы игры и аппликатурные особенности исполнения на маримбе
II часть ЭТЮДЫ
№ 1—3 (М. Голденберг)
№-4 (В. Снегирев)
№ 5—7 (М. Голденберг)
№ 8 (В. Снегирев)
№ 9 (М. Голденберг)
№ 10, 11 (В. Снегирев)
№ 12, 13 (М Голденберг)
№ 14, 15 (В. Снегирев)
№16 (М. Голденберг)
№ 17 (В. Снегирев)
№ 18 (М. Голденберг)
№ 19—21 (В. Снегирев)
№ 22, 2^ (М Голденберг)
№ 24 (Л. Торребруно)
№ 25, 26 (Б. Бейли)
№ 27-33 (В. Вейгль)
III часть ПЬЕСЫ ДЛЯ КСИЛОФОНА СОЛО
Г. Телеман. Аллегро из Сонатины для скрипки и клавесина
И. С. Бах. Скерцо из Партиты № 3 для фортепиано И. С. Бах. Престо из Сонаты № 1 для скрипки соло И. С. Бах. Жига из Партиты № 2 для скрипки соло.

IV часть
ПЬЕСЫ ДЛЯ КСИЛОФОНА И ФОРТЕПИАНО
Г. Телеман. Сонатина № 6 для -скрипки и клавесина (ч. I)
Г. Гендель. Соната Ко 3 для скрипки и клавесина (ч. 1)
Д. Шостакович. Испанский танец из музыки к кинофильму «Овод»
Ю. Чичков. Песня-юмореска

V часть
ОРКЕСТРОВЫЕ ТРУДНОСТИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ, СОВЕТСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ)
А. Лядов. Симфоническая картина «Бага-яга»
Я. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»
Д. Пуччини. Опера «Турандот»
Б. Бриттен. Путеводитель по оркестру
A. Бабаджанян. Героическая баллада для фортепиано с оркестром
И. Дунаевский. Ярмарка из сюиты к кинофильму «Кубанские казаки»
К. Дебюсси. Жиги из симфонической сюиты «Образы»
С. Рахманинов. Симфония лА 3 (ч. I)
Симфонические танцы
М. Равель. Сюита «Матушка Гусыня»
Д. Шостакович. Симфония № 4 (ч. I)
Симфония № 6 (ч. И)
Симфония № 7 (ч. II, IV)
Симфония № 14 (ч. Ш, V)
Симфония № 15 (ч. I, II, III)
Концерт № \ для скрипки с оркестром (ч. II) Концерт № 2 для виолончели с оркестром (ч. III)
B. Светланов. Симфоническая поэма «Даугава»
М. Скорик. Концерт для оркестра
А. Николаев. Симфония № 5 (ч. IV)
М. Жора. Балет «Возвращение из глубин».
А. Петров. Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда
Т. Хренников. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
(ч. I, III)
А. Хачатурян. Симфония № 1 (ч. I, II)
Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон»
Б. Тищенко. Симфония №5
И. Стравинский. Свадебка
Балет «Жар-птица»
Балет «Петрушка»
C. Прокофьев. Скифская сюита
Кантата «Александр Невский»
Дж. Гершвин. Увертюра к опере «Порги и Бесс»
Симфоническая сюита «Американец в Париже»
Л. Даллапиккола. Балет «Марсий»
А. Томази. Азиатский концерт (Финал)
Б. Барток. Соната для двух фортепиано и ударных
Музыка для струнных, ударных и челесты
А. Берг. Опера «Воцек»

Наталья Замковая
Обучение игре на металлофоне по цветовой гамме

г. Дальнегорск 2012 год

№ страницы :

1. Пояснительная записка 2 – 3

2. Перспективный план 4 - 5

3. Демонстрационные пособия : 6 - 11

Музыкальная лесенка 7

Нотный стан 8

Фланелеграф и нотки 9

Альбом «Мы играем по нотам» 10

«Где живёт нотка?» 11

4. Музыкально – дидактические игры : 12 - 21

«Ритмические цепочки» 1, 2, 3 13 - 15

«Весёлые нотки» 16

«Узнай песню и сыграй» 17

«Катаем цилиндр» 18

«Надень платье нотке» 19

«Немая клавиатура» 20

«Музыкальное лото» 21

5. Музыкальная сказка «День рождения нотки» 22 - 24

Система музыкального воспитания в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучение их пению , движению в музыкаль-ных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир му-зыкальных звуков, различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучша-ются качество пения (чище поют, музыкально – ритмичных движений (чётче воспроиз-водят ритм) .

Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей на музыкальных заня-тиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Это, в основном, ударно - шумо-вые музыкальные инструменты : бубны, погремушки, палочки, колокольчики, трещотки, ложки и т. п.

Начиная с младшей группы, учу играть на металлофоне отдельные звуки , неболь-шие попевки на одном звуке. Это не вызывает затруднение у детей, так как провожу ра-боту последовательно, систематически. Но когда дети подрастают, усложняется задача : надо их научить играть на металлофоне более развёрнутые мелодии. Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии (слышать, куда она движется : вверх, вниз, через звук, или же повторяются одни и те же звуки). Они должны различать долгие и короткие звуки, различать по высоте зву-чания, чувствовать законченность мелодии – тонику. Этот подготовительный период, при определённой системе, дети усваивают легко, но, когда надо было непосредственно сыграть мелодию на металлофоне , дети испытывают затруднение.

За долгие годы работы музыкальным руководителем, я, обучая детей играть на металлофоне , использовала много приёмов : определяли сколько раз какое слово надо сыграть на той или иной трубочке металлофона , выучивали с детьми расположение нот на металлофоне и учили песню нотами, т. е. сольфеджировали песню. Разнообразие приёмов не давали желаемого результата, и приходилось заниматься с каждым ребёнком индивидуально. На эту работу уходило много времени. Всё это привело к мысли : надо знакомить детей с элементами нотной грамотой, чтобы они смогли самостоятельно чи-тать нотную запись и играть на металлофоне .

Для этой цели я предлагаю использовать цветовую гамму . Каждая трубочка (пла-стинка) должна иметь определённый цвет . Например : ДО – белый, РЕ – синий, МИ - зе-лёный, ФА – фиолетовый, СОЛЬ – красный, ЛЯ – жёлтый, СИ – оранжевый. Можно ис-пользовать и другую цветовую гамму . Главное условие - каждая нота должна иметь толь-ко свой цвет . Я не ставлю цель научить детей писать ноты, важно, чтобы они знали их название и расположение на нотном стане, и смогли найти их на металлофоне . В альбо-ме «Мы играем по нотам» все песенки написаны тоже цветными нотками .

В запоминании цвета определённой ноты и её написания на нотном стане у детей не вызывает затруднений. Практика показала, что дети, знающие цветовую гамму нот , самостоятельно играют по нотам несложные песенки. Это исключило необходимость за-ниматься с каждым ребёнком индивидуально. Дети за 2-3 занятия полностью усваивают игру заданной мелодии индивидуально. Больше времени требуется научиться играть в ансамбле.

Для обучения игре на металлофоне по моей системе я организовала кружок «Ве-сёлые нотки» . Занятие провожу один раз в неделю, не противореча требованиям сан пи-на, не в ущерб прогулки. Кружок посещают 9 детей, которые захотели научиться играть на металлофоне . Чтобы занятие было эффективным и чтобы дети с интересом воспри-нимали трудный материал, я изготовила демонстрационные пособия :

Нотные станы для педагога, и для каждого ребёнка.

Музыкальную лесенку со звучащими пластинками.

Фланелеграф с нотным станом и нотками длительностями восьмые и чет-вертные.

Альбом «Мы играем по нотам»

Складные карточки «Где живёт нотка?» .

Помогали усваивать и ряд музыкально – дидактические игры :

«Весёлые нотки»

«Узнай песню»

«Кубик»

«Надень платье нотке»

«Ритмические цепочки» 1, 2, 3.

«Немая клавиатура»

«Музыкальное лото»

Процесс разучивания для детей стал осознанным. Цветовая гамма нот в альбоме «Мы играем по нотам» и на металлофоне сыграли важную роль , соединив зрительное восприятие с звуковысотным представлением. В процессе обучения игры на металлофо -не хорошо формируются слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность. Уровень музыкального развития, занимающихся в кружке «Весёлые нотки» , значительно повысился. У детей активизировались внимание, творческая инициатива, улучшилась память, а также чище стало пение, улучшился ритмический слух, все научились играть по нотам.

кружка «Весёлые нотки» группы «Гномики»

(подготовительная группа 2011 - 2012 учебный год)

теория Развитие интонацион-ного, ритмического, звуковысотного слуха. Игра на металлофо-не

Музицирование, творчество де-тей

1. Написание долгих, коротких звуков. Д/игра «Весёлые нотки»

2. Нота «соль» (напи-сание, цвет ) 1. Выкладывание ритм. рис. заданного педагогом.

2. Песня «Мы идём с флажка-ми» Е. Тиличеевой - выложить ритм. рис. нотами «соль» , пение словами и сольфеджио 1. Игра нотой «соль» за-данный ритмический рису-нок.

2. Игра нотой «соль» песни «Мы идём с флажками» Е. Тиличеевой.

1. Петь и играть своё имя. (сверху вниз, снизу вверх, на одном звуке)

Ноябрь 1. Ноты «фа» , «ми» (написание, цвет )

2. Сравнить по высоте ноты «соль» , «фа» и «ми» 1. Песня «Смелый пилот» Е. Тиличеевой – выложить ритм. рис. нотами «фа» («ми» ) пение словами и сольфеджио.

2. «Дождик» р. н. п. - пение словами и сольфеджио нот-ками «соль» и «фа» 1. «Смелый пилот» Е. Тили-чеева – игра с пением и сольфеджио нотой «фа» («ми» )

2. «Дождик» р. н. п. - игра с пением словами и соль-феджио нотами «соль» и «фа» по альбому «Мы играем по нотам» 1. Сочинить мелодию марша на слова :

«У меня есть шапка со звездой, я солдат отважный, молодой» и сыграть ритм марша.

Декабрь 1. Ноты «ре» , «до» 1 (написание, цвет )

1. «Лесенка» Е. Тиличеевой – из 5 нот – выложить нотами на нотном стане, петь со словами, сольфеджио.

2. «Маленькая ёлочка» М. Красева- выкладывание ме-лодической линии 1 фразы. 1. Играть в ансамбле «Лесенка» , называя нотами и со словами.

2. Играть первую фразу песни «Маленькая ёлочка» по аль-бому «Мы играем по нотам» . 1.«Маленькой ёлочке» - игра на металлофонах и др . шумовых инструментов.

1. Нота «ля» , «си» -(написание, цвет )

2. Сравнить по высоте звучания выученные ноты. 1. Д/игра «Волшебный моло-точек»

2. Д/игра «Ритмическая це-почка» 1. Повторение всех выучен-ных песен 1. Сочинить колыбель-ную и плясовую на слова. Сыграть на металлофоне и про-петь .

1. Нота «до» 2 – (напи-сание)

2. Звукоряд – гамма

3. Муз. сказка «День рождения нотки»

1. Выложить звукоряд нотами и пропеть сольфеджио

2.»Где был, Иванушка?» р. н. п. выкладывание мело-дической линии 1-ой фразы 1. Играть гамму , называя ноты.

2. Играть 1 фразу песни «Где был, Иванушка?» по альбому «Мы играем по нотам» , петь сольфеджио и со словами. 1. Песня «Гаммы для мамы » - играет ан-самбль металлофо-нов .

2. Песня «Где был, Иванушка?» металло-фоны и ложки , инсце-нирование.

Март 1. Д/игра «Одень пла-тье нотке» .

2. Д/игра «Кубик» 1. «Лесенка» Е. Тиличеева из 8 нот – пропеть словами, сольфеджио 1. Играть свою партию под фонограмму

1. Самостоятельно играть по альбому «Мы играем по нотам»

1. Д/игра «Музыкаль-ное лото» Повторение

ЦЕЛЬ :

Развивать у детей звуковысотный слух, умение соотносить звуки зрительно и на слух.

ОПИСАНИЕ :

Лесенка сделана из оргалита (размер 20 * 27,5 * 8,5 см.) Ступеньки на песенке –пластинки от металлофона . Они висят свободно на леске и не касаются стенок лесенки. Звучание ступенек соответствует звукоряду. Ударом молоточка извлекается звук.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Ребёнок играет два звука, разных по высоте, и поёт своё имя. Проговарива-ет как он спел : сверху вниз, снизу вверх, на месте.

При знакомстве с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой, педагог проигрывает её на музыкальной лесенке

Сравнивать по высоте звучания ноты.

ЦЕЛЬ :

Знакомить детей с расположением нот на нотном стане.

Петь по нотам попевки.

ОПИСАНИЕ :

На прямоугольной доске (размер 25 – 100 см.) нарисован краской нотный стан и скрипичный ключ. Поперёк доски, по всей её длине на одинаковом расстоянии на-тянута леска с двухцветными пуговицами – нотами . (одна сторона тёмная – долгий звук, а другая сторона светлая – короткий звук). Пуговицы свободно двигаются по леске, и если нужно можно повернуть тёмной, или светлой стороной. Такое же на-глядное пособие сделано для каждого ребёнка (размер 20 см. - ширина, 30 см. – длина) . Ниже нарисованного нотного стана нарисована полоска красного цвета . Она определяет низ дощечки, и на этой полоске живёт нотка «до» 1.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Выкладывать ритмический рисунок, прохлопанный педагогом

Закреплять знание детей о расположение нот на нотном стане

Выкладывать мелодическую линию песни, пропетую педагогом с названием нот, то есть – сольфеджио.

ЦЕЛЬ :

Знакомство с расположением нот на нотном стане.

Уметь нотами выложить ритмический рисунок и мелодическую линию песни

ОПИСАНИЕ :

Фанера (размер 35 см. - ширина и 100 см. - длина) обтянута материалом - флане-лью. На нём нарисованы два нотных стана. Отдельно вырезаны из бархатной бумаги долгие и короткие звуки (четвертные и восьмые) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Ребёнок прикладывает ноты на фланелеграф с целью получения ритмического рисунка песни.

Педагог называет ноту. Вызванный ребёнок прикладывает ноту на нотный стан в нужное место.

ЦЕЛЬ :

Учить петь сольфеджио несложные песенки и находить по цвету нужную трубоч-ку на металлофоне .

ОПИСАНИЕ :

В альбоме на весь разворот листа записаны цветными нотками мелодические линии несложных песенок, попевок.

ЦЕЛЬ :

Познакомить с названием и расположением нот на нотном стане в цветовой гам-ме .

ОПИСАНИЕ :

Для каждой нотки сделана карточка в виде книжки. Она сделана из двух картонок (размер 12 * 12 см., которые соединены скотчем. На одной карточке нарисована картин-ка. Первый слог соответствует названию ноты. На другой карточке в цветовой гамме на нотном стане изображена нота.

ПРИМЕНЕНИЕ :

При знакомстве с названием, цветовой гаммы и написания ноты на нотном стане.

Для закрепления названия, цвета и расположение ноты на нотном стане. Педагог заворачивает одну половинки карточки с картинкой и просит назвать ноту. Для проверки ответа карточку педагог разворачивает карточку.

Использование карточек для рассказа педагогом сказки про нотки «День рождения нотки» .

ОПИСАНИЕ :

Карточки с изображением животных. (размер 8 * 24 см.) Под каждым животным нарисованы кружочки разного диаметра. большой кружок – длинный звук, а ма-ленький кружочек – короткий звук. Источник «Этот удивительный ритм» И. Кап-лунова, И. Новоскольцева

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает карточку. Проговаривает название животных и хлопает.

Проговаривая название животных, играет ритмический рисунок на одном зву-ке металлофона .

ЦЕЛЬ :

ОПИСАНИЕ :

В двух экземплярах сделаны карточки с различными ритмическими рисунками. Длинная палочка – длинный звук, а короткая – короткий звук.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает одну карточку. По команде все ищут себе половинку. Найдя половинку, вдвоём проговаривают ритмический рисунок на слоги ТА и ТИ.

ЦЕЛЬ :

Закрепить название нот и где она живёт. Пропеть цепочку нотами, играть на металлофоне , соблюдая ритмический рисунок.

ОПИСАНИЕ :

Каждому ребёнку даётся карточка (размер 6*24см.) . На ней изображены не-сколько нот разной длительностью. Для запоминания названия нот нарисованы картинки первый слог которого соответствует ноте. Источник «Музыкальный букварь» Е. Тиличкква

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает карточку. Пропевает свою цепочку нотами в задан-ном ритме.

Проигрывает свою цепочку на металлофоне .

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей о написания долгих и коротких звуков (четвертная и восьмая) . Формировать умение в составлении ритмических рисунков песенок.

ОПИСАНИЕ :

Прямоугольные карточки из картона (размер 9 * 5 см.) Количество неограниченно. На них изображены четвертная (длинный звук) или восьмая (короткий звук) ноты. Две демонстрационные карточки (размер 11 * 13 см.) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Карточки лежат на полу по всему залу. Дети двигаются под музыку. По окон-чании музыки ведущий поднимают карточку (говорит длинный звук или ко-роткий звук) . Дети должны быстро поднять соответствующую карточку.

Дети делятся на группы. Педагог поёт попевку, и ребята, с помощью карто-чек, выкладывают ритмический рисунок. Если группа выполнила задание быстро и правильно, то она победила.

ЦЕЛЬ :

Учить детей, слушая песню нотами, находить нужную карточку. Сыграть её на металлофоне , пропевая нотами и со словами.

ОПИСАНИЕ :

На карточке написана фраза нотами. Фон карточки подсказывает название пес-ни. Источник «Музыкальный букварь» Е. Тиличкква

ПРИМЕНЕНИЕ :

Педагог показывает все карточки, пропевает нотами (или словами) фразу песни. Дети должны узнать песню и найти карточку. Затем все вместе играем эту песенку на металлофоне .

Педагог прохлопывает ритмический рисунок песни, а дети узнают и находят карточку. Все прохлопывают ритмический рисунок.

ЦЕЛЬ :

Закрепить название и написание нот на нотном стане

ОПИСАНИЕ :

Из картона сделан восьмигранный цилиндр (размер одной грани 17 * 4,5 см.) . На каждой грани расположена одна нота в цветовой гамме . Также нарисован нотный стан и красная линия. Красная линия обозначает низ цилиндра и на ней пишется нотка ДО1.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Дети сидят по кругу и перекатывают друг другу цилиндр. Около ребёнка оста-навливается цилиндр и он называет нотку, расположенную на верхней гране.

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей цветовую гамму и написания нот .

ОПИСАНИЕ :

Два комплекта карточек по количеству нот (размер 10 * 9 см.) . Они сделаны так, чтобы можно было бы вставить цветной вкладыш - платье нотке (размер 12 * 5 см.) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый получает карточку с ноткой чёрного цвета . Надо вспомнить, какой цвет любит эта нотка , взять цветной вкладыш и вставить в карточку. Таким образом, ребёнок одевает нотке «платье» . Можно ввести элемент соревнования : разделиться на две ко-манды. Какая из команд быстро и правильно оденет в платье нотку, та и выигрывает со-ревнование.

ЦЕЛЬ :

Развивать интонационный и звуковысотный слух, ладовое ощущение.

ОПИСАНИЕ :

Немая клавиатура нарисована на альбомном листе (размер 10 * 29 см) и зала-минирована для жёсткости. На клавишах клавиатуры написаны название нот и порядко-вый счёт звукоряда. Каждый ребёнок работает индивидуально со своей карточкой.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Учить петь цепочку нот, заданную педагогом, при этом пальцем касаться немой клавиатуры.

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей написания бесцветных и цветных нот на нотном стане , а также внешний вид долгих и коротких звуков.

ОПИСАНИЕ :

Десять карточек (размер 30 * 10 см.) . Каждая карточка разделена на пять клето-чек. В клетке изображена определённая нота на нотном стане четвертная или восьмая, в цветовой гамме . А если перевернуть карточку, ноты изображены все одним цветом . Для каждой клеточки имеется отдельная крышечка, которая прикреплена к карточке скотчем. На 16 маленьких карточек (размер 10 * 6 см.) на нотном стане даётся цветное изображе-ние ноты определённой длительностью.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок берёт одну карточку. Ведущий поочерёдно показывает ма-ленькие карточки. Дети на своих карточках закрывают крышечками показанную ноту. Выигрывает тот, кто первый закроет все ноты на своей карточке.

Ведущий не показывает карточку, а только озвучивает её. Дети должны найти ноту на своих карточках и закрыть её крышечкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все ноты на своей карточке.

… Как - то раз гуляла девочка и набрела на красивый домик. Постучалась и ей открыла дверь нотка ДО. Это она жила в таком красивом домике. Нотка ДО была опеча-лена. Девочка спросила её:

Ты почему такая грустная? Может я смогу чем - нибудь помочь тебе?

Мне не с кем пойти в гости к моей младшей сестрёнке. А одна идти я боюсь. Она живёт высоко в горах и дорога к ней дальняя и трудная. У моей сестрёнки сегодня день рождения и я хотела собрать все нотки в гости, чтобы она смогла спеть все свои лю-бимые песенки – ответила грустно нотка.

Девочка решила, что нужно помочь нотке ДО, поэтому сказала :

Я пойду с тобой в гости и помогу пригласить все нотки на день рождения твоей сест-рёнки.

Обрадовалась нотка ДО, надела своё праздничное белое платье, и они пустились в путь - дорожку …

Только они отошли от домика, увидели синюю речку. Речка бежала и журчала. Прислушались девочка с ноткой к журчанию и услышали, как речка поёт :

Я ре-ре-ре-ре- реченька, плыву куда хочу.

Вот где, оказывается жила нотка РЕ. Пригласили они её на день рождения, и она с радо-стью согласилась. Нотка РЕ умылась в речке, надела своё любимое синее платье и от-правилась вместе с девочкой и ноткой До в гости.

Вскоре они попали в лесок и увидели там под деревом мишутку. Сам весь корич-невый, а жилетку одел зелёную. Сидит он под деревом и поёт свою любимую песенку%

Я ми-ми-ми-ми мишенька, люблю я петь, играть.

Очень обрадовалась девочка, что нашлась нотка МИ. А Мишутка с радостью отпустил свою любимую нотку в гости, нарядив её в зелёное платье.

Из лесочка девочка с нотками попали на полянку. Призадумалась девочка : где ей можно найти нотку ФА? Но тут она заметила, что на кустике висит фиолетовый фарту-чек. Надела она его и сразу же захотелось ей запеть :

Я фа-фа-фа-фа фартучек, красивый и простой.

Девочка поняла, что в этом фартучке живёт нотка ФА. С радостью согласилась нотка ФА пойти со всеми на день рождения и одела свой любимое фиолетовое платье.

Было тихо на полянке, в траве кузнечики стрекотали, ласково пригревало солныш-ко и откуда – то доносилась тихая песенка :

Я соль-соль-соль-соль, я в солнышке живу.

Взяла тогда девочка красное стёклышко и посмотрела через него на солнышко. Объяс-нила девочка, зачем ей понадобилась нотка СОЛЬ. Солнышко, нарядив свою любимую нотку в красное платьице, отпустило её в гости.

Пошла девочка дальше искать недостающие нотки, а чтобы было нетрудно идти, пела она нотки, которые шли с ней рядом. Получилась лесенка, которая вела вверх : ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ… Так они добрались до болота и увидели жёлтый большой цветок .

Цветок был необычный – он пел. Оказывается в нём сидела зелёная лягушка и пела пе-сенку :

Я ля-ля-ля- лягушечка, люблю я жёлтый цвет .

Вот по этой песенке девочка догадалась, что нашла нотку ЛЯ. Попросила она лягушечку отпустить свою любимую нотку на день рождения. Лягушка нарядила нотку в жёлтое платье и с радостью отпустила.

Ещё выше поднялась девочка с нотками на гору. Устала, села отдохнуть под кус-том. Шелестят листочки, цветы благоухают , качаются… Хорошо, тепло и светло. А лис-точки не просто шелестят, они песенку напевают :

Я си-си-си-си сирень, красивые цветы .

Подняла девочка голову и увидела, что сидит под сиренью, той самой, где живёт нотка СИ. Конечно, сирень отпустила нотку СИ на день рождения, нарядив её в оранжевое платье.

Довольная девочка с нотками пошли дальше, и на вершине горы все увидели кра-сивый домик. Постучалась в дверь девочка. Из домика вышла в праздничном белом платье нотка ДО. Обнялась она с родной сестрой, которая от всей души поздравила её с днём рождения и познакомила с гостями - разноцветными нотками .

Нотки выстроились в ряд и получился з в у к о р я д. Всем стало весело и нотки запели свою весёлую песенку ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО…

Как играть на металлофоне?

У Вас дома давно пылится металлофон. Ребенок периодически к нему подходит, ударит несколько раз и теряет интерес. Либо долбит так, что у Вас начинает болеть голова. Музыкой это тоже не назовешь. И Вам бы хотелось, чтобы металлофон приносил большую пользу Вашему ребенку. В этой статье ответы на наиболее распространенные вопросы мам, связанных с металлофоном.

Расскажите о происхождении металлофона. Прародитель современного металлофона – инструмент под названием глокеншпиль (еще его называют “колокольчики”). В Европу его привезли голландцы с островов в Юго-Восточной Азии в XVII веке. В XIX веке колокольчики заменили металлическими пластинами. Новая конструкция оказалась удобнее в обращении и обеспечила лучшее управление звуком. Современные глокеншпили сейчас называют металлофонами. В английском языке глокеншпиль. Этот инструмент и сейчас называется металлофон и относится к разряду ударных музыкальных инструментов. Если Вы будете искать его в музыкальных магазинах, то смотрите в категории либо ударных инструментов, либо ударной перкуссии.

Почему все пластинки разноцветные? Это что-то обозначает?

Разноцветные пластины привлекают внимание ребенка. Если количество пластин в металлофоне больше 7 (больше одной октавы), то дублирующие один и тот же звук в разных октавах, окрашены одинаковым цветом. Бывают металлофоны и однотонные.

По какой части пластины нужно ударять?

Удар должен приходиться по центру пластины.

Как держать палочки и извлекать звук? Дети играют на металлофоне одной правой рукой. Инструмент кладется на стул или стол таким образом, чтобы он был у ребенка на уровне пояса. Слева у металлофона должны быть длинные пластины (низкие звуки), справа – короткие (высокие звуки).
Палочка должна лежать на указательном пальце, а сверху придерживаться большим. Держать ее нужно свободно, не зажимая в кулак. Тогда звук будет звонкий.
Удар должен быть легкий, палочки не должны задерживаться на пластине, а должны отскакивать, как подпрыгивающий мячик.

Почему у некоторых металлофонов пластины расположены в один ряд, а у некоторых – в два? Бывают разные виды металлофона – диатонический и хроматический. Диатонический означает, что пластины металлофона располагаются в один ряд и повторяют тона белых клавиш пианино. Пластины хроматического металлофона расположены в два ряда и повторяет и белые, и черные клавиши пианино. На таком металлофоне пластины, как правило, белого и черного цвета. Хроматический металлофон имеет больше возможностей, на нем можно сыграть больше мелодий. Зато диатонический проще освоить.

Чем металлофон отличается от ксилофона? Металлофон является разновидностью ксилофона. У металлофона пластины металлические, а у ксилофона – деревянные брусочки .

Какой металлофон выбрать для ребенка? Все зависит от ваших требований. Самый главный критерий – это звучание инструмента.

Стоит помнить, что металлофон – это музыкальный инструмент, а не просто погремушка. Если Вы хотите развивать музыкальный слух ребенка, а не портить его – стоит обратить самое пристальное внимание на качество звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

"БОЛЕЗНИ ДЕТОК КАК РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС и КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ (Игры - Практики с детьми). (Светлана Ройз, врач-педиатр).

"БОЛЕЗНИ ДЕТОК КАК РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС и КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ (Игры - Практики с детьми). (Светлана Ройз, врач-педиатр) Мы много раз говорили, что дети реагируют на любые события эмоциями и с...

Развитие навыков игры на металлофоне у детей 4-5 лет на музыкальных занятиях

Гриднева Ирина Владимировна, музыкальный руководитель детского сада "Лучик"

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности

В процессе игры на музыкальных инструментах дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Актуальность вопроса развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях состоит в необходимости накопления детьми опыта исполнительства. В процессе развития навыков игры на металлофоне у детей происходит знакомство и освоение навыков игры на музыкальном инструменте, развивается целостное восприятие пьес, развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. В свою очередь занятия по развитию навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет приобретают дидактический характер, что помогает целенаправленному развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Цель – поиск эффективных педагогических условий развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях.

Задачи педагогической деятельности:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях.

2. Выявить особенности развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях.

3. Определить педагогические условия развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия включают чередование различных видов музыкальной деятельности: восприятие, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии по развитию навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет, – вызвать у детей интерес к данному виду деятельности, сформировать необходимые умения и навыки игры на металлофоне и других детских музыкальных инструментах. Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятия.

При обучении детей игре на детских музыкальных инструментах широко применяются игровые приемы (узнать музыкальный инструмент по звучанию, повторить направление мелодии и т.д.) На таких занятиях решается одна из важнейших задач – развитие навыков игры на музыкальных инструментах. При обучении детей четырех-пяти лет игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, чувство ритма.

Уровень развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет не одинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Есть дети способные, но стеснительные. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях по развитию навыков игры на музыкальных инструментах.

Для освоения навыков игры на металлофоне музыкальный руководитель подбирает соответствующие возрасту детей методы и приемы. Очень важно научить детей четырех-пяти лет правильному звукоизвлечению. На музыкальном занятии педагог показывает, как следует при игре на металлофоне держать молоточек, а именно так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть руки, при этом, должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится “грязным”, неприятным.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, музыкальный руководитель сам несколько раз грамотно исполняет мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями. Можно чередовать игру музыкального руководителя с детским исполнением. Желательно, чтобы усвоив навыки игры на металлофоне, ребенок исполнил музыкальное произведение полностью с взрослым на двух металлофонах.

Для развития навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет на музыкальных занятиях вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае навык игры на металлофоне не механический, а дети все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку и старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведение – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы, для развития навыков игры на металлофоне, детям четырех-пяти лет трудны.

Постоянное исполнение мелодии, построенной на одном звуке, нецелесообразно, так как не развивает у детей навыков игры на металлофоне.

Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоятельно, помогают в обучении других детей, тем самым помогая педагогу.

Желательно привлекать всех детей к игре на металлофоне. Некоторые из них боятся играть. Это происходит от неуверенности в своих силах, а иногда от отсутствия трудолюбия, усидчивости, внимания. Но постепенно дети четырех-пяти лет овладевают навыками игры на металлофоне и становятся участниками детского оркестра.

Результатом сформированности навыков игры на металлофоне у детей четырех-пяти лет является проявление умений и желания играть в оркестре. Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно исполняют ее вдвоем на двух-трех металлофонах в часы, свободные от занятий. Музыкальный руководитель собирает всех играющих, дает металлофоны, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, затем в темпе, какого требует произведении.

Индивидуальные и подгрупповые занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах (начиная со средней группы. При обучении игре на музыкальных инструментах педагог находится рядом, занимается индивидуально с ребенком, чтобы он мог освоить приемы игры, проконтролировать себя без посторонней помощи.

Развивать навыки игры на металлофоне можно группой только тогда, когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях и их готовят к обучению игре в ансамбле, оркестре.

Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, уровень развития которой положительно влияет на развитие речи, памяти и т. д.

Чувство ритма, музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах, петь – это не самые главные результаты занятий музыкой. Умение переживать характер и настроение музыкальных образов, эмоционально воспринимать высокохудожественные произведения искусства, как эталоны красоты – вот те качества, которые воспитатели и родители смогут привить ребенку в процессе музыкальной деятельности.

Музыкальный ксилофон: что это и как он звучит?

Ксилофон - это инструмент, что относится к музыкальным. Его особенностью является высокая тональность воспроизведения звуков. Сам инструмент состоит из длинного ряда прямоугольных полосок из дерева (металла). Строение музыкальной полосы начинается от самой большой и заканчивается маленькой с самым высоким звучанием. К инструменту прилагается закругленная палочка с металлической головкой. Ударяя ею по брусочкам, можно издавать разные мелодичные звуки.

Как звучит ксилофон?

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте музыку .

Схемы детских песен для ксилофона

Также на нашем портале есть ноты и схемы игры детских песен для пианино . Некоторые схемы игры на пианино практически ничем не отличается от схем игры на ксилофоне, поэтому вы можете смело брать схемы из этого раздела и играть в своё удовольствие. Единственное, нужно выбирать песни, в которых задействуется одинаковое количество "белых клавиш для пианино и пластин для ксилофона". Но, к сожалению, аналогов черных клавиш для ксилофона нет, поэтому лучше выбирать песни, в которых задействованы только белые клавиши.

Примеры схемы песни:

Здесь, белые клавиши соответствуют пластинам ксилофона, а черных на ксилофоне и вовсе нет. Чем длиннее ксилофон, тем больше мелодий можно сыграть из этого раздела .

Виды инструмента

Ксилофон бывает двухрядный и четырехрядный. Можно научиться играть на ксилофоне двумя металлическими палочками, соблюдая расстояние в 5 см от пластины. Двухрядный ксилофон подразумевает игру несколькими палочками, которые имеют разный диаметр. Такое воспроизведение требует в чередовании их между пальцами.

Игра на ксилофоне требует быстроты действия, так как звук инструмента быстро затихает. Инструмент больше применим для создания таких музыкальных мелодий, как пассаж, арпеджио. Ксилофонные ноты состоят из скрипичного ключа, где партия записывается по низкой октаве, что в разы ниже истинного звучания. Партитура нотируется под партией колокольчиков.

Преимуществом инструмента является его мобильность в сочетании с необыкновенно красивым звучанием. Благодаря такому свойству инструмент приобрел популярность и востребованность во всех уголках мира.

Как играть на ксилофоне?

Для создания мелодичных звуков возьмите молоточек. Край ударника должен касаться указательного пальца так, чтобы подушечка пальца лежала сверху. Такое положение рук поможет фиксации кончика музыкальной палочки без особого прижима. Запястье музыканта должно быть в расслабленном состоянии. Если на молоточек подавать силу, звук приобретет неправильную тональность. В начале обучения требуется проиграть ноты одной рукой и одной палочкой. По мере запоминания мелодии или нотного порядка нужно повторить то же действие второй рукой, и в дальнейшем пробовать проигрывать их двумя руками. Чтобы лучше запомнить материал, требуется заучить такое положение: в мажоре нота «до» берется левой рукой, «ре» – правой, «ми» – левой.

Нотный стан ксилофона можно приобрести в готовом виде, также для обучения подойдет музыкальная хрестоматия для новичков, используемая в школе музыкальных искусств. Цель обучающего курса - научиться распознавать ноты для ксилофона, их расположение и длительность звучания. Целое нотное звучание значится белым кружком, половина - кружком с палочкой, четверть - темный кружок и палочка, 8-я нота отмечается галочкой,16-я - двумя галочками.

Долевая степень каждого такта должна быть идентичной размеру нотного стана. Для практического занятия следует разучить и исполнить несложную композицию. Для этой цели нужно брать звуковые рифмы той рукой, которой удобно. В нотах можно использовать специальные значения. Игра должна начинаться с медленного звучания, в ходе которого важно точно ударять молоточком по центру дощечки. По мере запоминания нот, темп нужно увеличить.

В дальнейшем следует научиться проигрывать любые ноты, обязательно попадая без промаха на середину дощечки инструмента. Действия должны быть скользящими, без напряжения рук и пальцев. Эти навыки пригодятся в произведениях со сложной постановкой, в которых присутствует высокое нотное звучание.

Как выбрать правильный инструмент?

В процессе подбора инструмента следует обратить внимание на его внешний вид. Все дощечки, если они однотонные, должны быть цельными с гладкой поверхностью. Если они имеют разный цвет, стоит посмотреть, как легла краска: если она нанесена равномерно, ксилофон пригоден к использованию.

Для обучения детей лучше приобрести ксилофон, на котором прописаны ноты. Если такого не имеется, ноты определяются на слух. Детский ксилофон имеет конструкцию, настроенную на звучание в «до-мажоре», а вот «ля-минор» на таком инструменте взять не удастся.

Профессиональный ксилофон настроен хроматически, где каждая из дощечек проигрывается в полтона. Начинать играть на детском ксилофоне можно с 5-6 лет. В дальнейшем этот музыкальный инструмент используется для сольного выступления, игры в оркестре или на эстраде.

Похожие статьи