Пять морских сражений, закончившихся полным разгромом противника. Величайшее сражение на море (50 фото)

10.10.2019

Автор Харламов Виталий Борисович г. Волгоград. Коротенько так, но буковок не просто много, а очень много.
Когда 31 мая 1916 года капитан английского легкого крейсера (*) "Галатея" приказал открыть огонь по немецким эскадренным миноносцам (2*), то он не догадывался, что именно эти залпы станут первыми в самом крупнейшем морском сражение в истории человечества. В этот день, в Северном море, встретились два мощнейших флота своего времени британский Гранд Флит и немецкий Флот Открытого Моря. Встретились, чтобы поставить точку в споре: чей флот главенствует на море. A в результате разгорелось:

К весне 1916 года сухопутный фронт окончательно стабилизировался. Превратив сухопутные сражения в "гигантские мясорубки", которые не оправдывали возлагавшиеся на них надежды. А развязанная Германией подводная война не могла принести ей быструю победу. Война все больше превращалась в войну ресурсов. В войну на истощение. Которая не могла принести победу Германии, с ее ограниченными возможностями. И тогда германское командование решило использовать последний оставшийся у Германии "козырь". Ее второй в мире линейный флот. С помощью, которого, немецкий Генеральный штаб надеялся одержать долгожданную победу на море. И тем самым вывести из войны Англию. Самую сильную стран противостоявшей Германии коалиции.

Флот Открытого Моря в походе.

Для чего требовалось выманить из баз часть английского флота и ударом главных сил постараться уничтожить его. Для этого германские крейсера были направлены, в набег, к берегам Англии. В надежде, что после этого, часть сил Гранд Флита перебазируется из Скапа-Флоу на юг. Это им удалось. Под воздействием общественного мнения Гранд Флит был разделён на 4 эскадры. Базирующиеся на различные базы вдоль восточного побережья Англии. Но активизация действий главных сил немецкого флота насторожила англичан. После набега немецких линейных крейсеров на Лоустон они ожидали повторной вылазки. Намериваясь, используя сценарий подобный немецкому, заманить часть германского флота под жерла тяжелых орудий Гранд Флита. И тем самым окончательно утвердить свое господство на море. Таким образом, два огромных флота вышли в море. А их адмиралы даже не догадывались, с какими силами им предстоит встретиться. А в результате столкновение флотов оказалось чисто случайным. Не предусмотренным ни одним планом противоборствующих сторон.

Гранд Флит в море.

Прелюдия к сражению.

Немецкий флот покинул главную базу флота в 1 час ночи 31 мая. И взял курс на север, к проливу Скагеррак. В авангарде флота шли 5 линейных крейсеров (3*) вице-адмирала Хиппера потдерживаемые 5 легкими крейсерами и 33 эсминцами. С задачей навести часть сил Гранд Флита на весь Флот Открытого Моря. Легкие крейсера и эсминцы шли полукругом впереди линейных крейсеров на дистанции 7- 10 миль. За кораблями эскадры адмирала Хиппера, через 50 миль, шли главные силы немецкого флота.

Флот Открытого Моря с борта цеппелина.

Но ещё ранее в море были высланы 16 подводных лодок. Которые должны были занять позиции возле английских баз. И находиться на них с 24 мая, по 1 июня. Что и предопределило выход немцев, в море, 31 мая. Не смотря на погоду. Причём большая часть подводных лодок, 7 единиц, были развёрнуты против Ферт-оф-Форт, где базировался флот линейных крейсеров. Одна находилась на выходе из залива Кромари, где располагалась 2 эскадра линкоров. Две подлодки развернули против Скапа-Флоу, где находились главные силы английского флота. Остальные подводные лодки были развёрнуты вдоль восточного побережья Англии. Основной задачей этих подводных лодок была разведка. Однако они должны были выставить минные поля, на предполагаемых маршрутах движения английских кораблей. А в последующем и атаковать выходившие из баз корабли. Непосредственную разведку на поле боя должны были осуществлять дирижабли. Но вылетевшие в полдень 31 мая 5 немецких дирижаблей, из-за неудачно назначенных маршрутов, ничего не нашли. Их не было даже над местом сражения.

Торпедный отсек германской подводной лодки.

Гранд Флит вышел в море раньше германского флота. Как только агентурная разведка и радиоперехват сообщили о приготовлении к выходу в море крупных кораблей Флота Открытого Моря. Благополучно избежав завесу из немецких подводных лодок. Хотя, с некоторых кораблей, и поступали ошибочные сигналы об обнаружении немецких подводных лодок.

4-я эскадра дредноутов Гранд-Флита («"Айрон Дюк", "Ройал Оук", "Сьюперб", "Канада") в Северном море

Однако чтобы собрать в единый кулак, вышедшие из разных баз, корабли было нужно время. Так 2 эскадра линкоров (4*) смогла, присоединится к главным силам британского флота лишь в 11 часов. А эскадра адмирала Битти все еще находилась южнее кораблей адмирала Джеллико. Лишь около 14 часов адмирал Битти приказал повернуть на север. Намериваясь идти на соединение со своим флотом. Ловушка, поставленная адмиралом Джеллико, для немецкого флота, была готова захлопнутся. Как вдруг случилось непредвиденное.

2 эскадра линкоров германского Флота Открытого Моря.

Случайная встреча.

Незадолго до поворота кораблей адмирала Битти на север, с немецкого легкого крейсера "Эльбинг" заметили дым. И 2 из сопроваждавших крейсер эсминца были направлены осмотреть замеченное судно. Им оказался нейтральный датский пароход "Эн. Джи. Фьорд". Но судьбе было угодно чтобы одновременно с немцами датский пароход был обнаружен английским легким крейсером "Галатея". Находившемся в охранении эскадры адмирала Битти. А в результате, в 14 часов 28 минут, "Галатея" вместе с подошедшим, к ней, легким крейсером "Фаэтон" открыли огнь по немецким эсминцам. Которые поспешили ретироваться с места боя. Однако вскоре к эсминцам присоединился "Элибинг" и бой вспыхнул с новой силой. В 14 часов 45 минут с авиатранспорта "Энгадайн" подняли гидросамолёт. Который в 15 часов 08 минут обнаружил 5 линейных крейсеров противника. Пилот трижды пытался выйти на связь со своим командование и сообщить информацию. Которая так и не достигла адмирала Битти.

Английский линейный крейсер "Лайон".

В это время обе эскадры легли на новый курс. И на полной скорости, разрезая волны форштевнями, помчались на встречу друг другу. Таким образом, по случайности, английские линейные крейсера встретили противника в отрыве от своих главных сил. Им оставалось лишь действовать по ранее намеченному плану. И постараться вывести корабли противника на главные силы своего флота.

Развёртывание эскадры адмирала Битти перед сражением.

В 15 часов 30 минут обе эскадры вошли в визуальный контакт. И видя преимущество англичан в силах, адмирал Хиппер повернул свои корабли на соединение с главными силами Флота Открытого Моря. Однако линейные крейсера адмирала Битте пользуясь своим преимуществом в скорости хода стали постепенно нагонять немецкие корабли. Но англичане, имевшие более дальнобойную артиллерию, огонь не открывали. Из-за ошибки в определении дистанции до цели. Немцы же молчали, дожидаясь, когда англичане подойдут поближе, чтобы вести более действенный огонь из своих менее крупных орудий. К тому же 5 британская эскадра линкоров все еще находилась вне видимости с немецких кораблей. И не получив приказа адмирала Битти на изменение курса какое-то время продолжала идти на восток. Удаляясь от места боя.

Развитие сражения с 15-40, до 17-00.

Бесплатный сыр без мышеловки.

Лишь в 15 часов 50 минут, находясь на дистанции в 80 кабельтов (5*), линейные крейсера обоих эскадр открыли огонь. По приказу адмиралов корабли обоих сторон вели огонь по соответствующему ему в строю кораблю противника. Но у англичан произошла ошибка и немецкий линейный крейсер "Дерфлингер" в начале боя вообще никем не обстреливался. Расстояние между эскадрами продолжало сокращаться и к 15 часам 54 минутам достигло 65 кабельтовых. В бой вступила противоминная артиллерия. Корабли шли окруженные столбами воды от непрерывно падающих снарядов. К тому времени эскадры перестроились и помчались на юг.

"Дерфлингер".

Около 16 часов флагманский крейсер адмирала Битти "Лайон" получил попадание снаряда, едва не ставшим для него роковым. Снаряд попал в третью башню, пробил броню и разорвался под левым орудием. Вся прислуга орудий погибла. И только мужество смертельно раненого башенного командира майора Харвея спасло корабль от гибели. Однако крейсер был вынужден выйти из строя. Что позволило его противнику немецкому линейному крейсеру "Дерфленгер" перенести огонь на линейный крейсер "Куин Мери". По которому вёл огонь и “Зейдлиц”.

Линейный крейсер "Куин Мери".

В 16 часов 02 минуты шедший концевым в колонне англичан линейный крейсер "Индефатигейбл" попал по залп, с обстреливающего его линейного крейсера "Фон дер Танн". И скрылся в дыму и пламени. Вероятнее всего снаряд пробил палубу и попал в артиллерийский погреб кормовой башни. "Индефатигейбл" погружаясь кормой, выкатился из строя. Но следующий залп тоже накрыл погибающий корабль. Страшный взрыв потряс воздух. Крейсер лег на левый борт, перевернулся и исчез. Агония "Индефатигейбла" длилась всего около 2 минут. Из огромного экипажа удалось спастись только четверым.

Линейный крейсер "Инвинсибл".

Но бой прожался. Видя тяжелое положение своих линейных сил адмирал Битти в 16 часов 10 минут бросил в атаку на немцев 13 флотилию эсминцев. Навстречу им, пересекая курс линейных крейсеров, выдвинулось 11 немецких эскадренных миноносцев возглавляемых легким крейсером "Регенсбург". И вступили в бой, прикрывая свои корабли. Когда соединения эсминцев разошли, то недосчитались по 2 эсминца. Немцы "V-27" и "V-29", а англичане "Номат" и "Нестор". И если “немцы” погибли непосредственно в ходе боя. Причём “V-27”был потоплен торпедой с эсминца “Петард”, а “V- 29” погиб от артиллерийского огня. То “англичане” потеряли ход, но остались на плаву. И были добиты линкорами немцев. Успев перед гибелью, выпустить торпеды по линкорам Флота Открытого Моря. Правда безрезультатно, торпеды в цель не попали.

Английский эсминец "Абдиел" у борта легкого крейсера.

В это время линейный крейсер "Лайон" снова занял свое место в строю. Но "Дерфлингер" продолжал обстреливать "Куин Мери". Пока в 16 часов 26 минут не разыгралась вторая трагедия. 11 залп "Дефленгера" поразил "Куин Мери" (6*). Взрыв боезапаса так разнес корабль на части, что следующий в строю "Тайгер" был засыпан обломками. Но когда через несколько минут "Тайгер" прошел через место гибели "Куин Мери", то ни обнаружил никаких следов погибшего линейного крейсера. А столб дыма от взрыва "Куин Мери" взметнулся ввысь на пол километра. В течение 38 секунд погибло 1266 английских моряков (7*). Но, не смотря на столь тяжелые потери англичане, продолжали бой. И даже увеличили свои силы. К английским линейным крейсерам присоедининилась 5 эскадра линейных кораблей.

Между тем торпедные атаки с обеих сторон следовали одна за другой. В 16 часов 50 минут 6 немецких эсминцев безрезультатно атаковали, на развороте английские корабли. Из 7 выпущенных торпед в цель не попала ни одна. С другой стороны 4 английских эсминца атаковали линейный крейсер "Зейдлиц". Из торпед выпушенных эсминцами одна все же попала в носовую часть немецкого корабля.
В тоже время на горизонте показались главные силы германского флот. Адмирал Битти повернул на север. Немецкие корабли, отражая атаки английских эсминцев, пошли в след врагу строем фронта. Германский флот имел подавляющее превосходство во всем, кроме скорости хода. Воспользовавшись этим адмирал Битти вывел свои линейные крейсера из-под огня противника.

Линейный крейсер "Индефатигейбл"

А линкоры 5 эскадры стали выводить противника на эскадру адмирала Джиллико, ведя огонь по головным кораблям немецкого флота. В которые попало от 5 до 10 381 миллиметровых снарядов. Но и английские корабли получили значительные повреждения. Линкор "Уорепайт" получил 13 попаданий, и имея поврежденный рулевой привод, был вынужден покинуть поле боя. Линейный корабль "Малайя" получил 8 снарядов. При этом один из них пробил броню каземата противоминной артиллерии, вызвал пожар кордита, пламя от которого взметнулось до уровня мачт, вывел из строя всю артиллерию правого борта и 102 человека из экипажа. Линкор "Бархэм" получил 6 снарядов.

Линкор "Малайя".

Продолжались бои и между легкими силами флотов. В 17 часов 36 минут произошел 19 минутный бой между крейсерами обоих сторон. Причем, из-за уменьшившийся видимости, немецкие легкие крейсера попали под огонь английских броненосных крейсеров (8*). Входивших в состав авангарда главных сил Гранд Флита. В результате получили повреждения немецкие легкие крейсера "Висбаден" и "Пиллау". Причём получивший повреждения машин “Висбаден” потерял ход. А показавшиеся из-за дымки корабли английской 3 эскадры линейных крейсеров превратили "Висбаден" в пылающий костер. В это время последовала атака 23 немецких эсминцев на английские 4 эсминца и легкий крейсер "Кантербур". В результате этого боя был потоплен английский эсминец "Шарк", а остальные британские корабли получили значительные повреждения. Английские эсминцы в ответ удачно атаковали торпедами линейный крейсер "Лютцов". Этот немецкий крейсер отстреливался, от окруживших его кораблей противника, до 19 часов. Пока, торпеда английского эсминца "Дефенгер" не добила "Висбаден". И над ним не сомкнулись волны Северного моря. Экипаж "Висбадена" погиб вмести со своим кораблем. Спастись удалось лишь одному человеку.

Линейный крейсер "Лютцов".

В тоже время, увлекшись расстрелом немецких легких крейсеров британские броненосные крейсера слишком близко подошли к немецким линейным крейсерам. В результате, получив 2 залпа с "Лютцова" взорвался броненосный крейсер "Дефенс". И через 4 минуты морская пучина поглотила корабль вмести с 903 членами экипажа и командующим 1 эскадрой броненосных крейсеров адмиралом Арбутнот.

Английский броненосный крейсер "Дефенс"

Крейсеру "Уорриор" грозила та же учесть. Но его заслонил линейный корабль "Уорспайт". В результате полученного, в бою с немецкими линкорами, повреждения рулей он выкатился из строя. И случайно оказался между "Уорриором" и немецкими крейсерами. И принял удар на себя. Правда, в результате взаимных маневров и "Уорриор" и "Уоспайт" несколько раз столкнулись и, из-за полученных повреждений, были вынуждены покинуть поле боя.

Легкий крейсер "Висбаден"

Так и не захлопнувшаяся "мышеловка".

В 18 часов 14 минут из дымки величественно показались главные силы британского флота. "Флот Открытого Моря" все же оказался в ловушке. На головных немецких кораблях сосредоточили огонь по 4 английских корабля. Попадания следовали один за другим. Но и немецкие комендоры не оставались в долгу. Залп с линейного крейсера "Дерфленгер" оказался роковым для английского линейного крейсера "Инвинсибл". В 18 часов 31 минуту снаряды распороли борт в районе средних башен. "Инвинсибл" раскололся пополам. Унеся с собой в морскую пучину почти весь экипаж, и адмирала Худа, командующего 3 эскадрой линейных крейсеров. Спасти удалось всего 6 человек. Но это был крупный последний успех немецкого флота. Англичане приступили к методичному расстрелу своих противников.

Развитие сражения с 17-00 до 18-00.

Постепенно замолчал "Лютцов". Нос линейного крейсера был охвачен пламенем, надстройки разрушены, мачты сбиты. Адмирал Хиппер покинул потерявший боевое значение "Лютцов" и перешел на эсминец "G-39". Намериваясь пересесть на другой линейный крейсер. Но в течение дня это ему не удалось и линейными крейсерами командовал капитан "Дерфлингера". Но сам "Дерфлингер" представлял собой жалкое зрелище. 3 башни из 4 были уничтожены. Столбы огня от горевшего в башнях пороха поднимались выше мачт. В носовой части крейсера, у ватерлинии, английские снаряды разворотили пробоину размером 5 на 6 метров. Корабль принял 3359 тонн воды. Экипаж потерял 154 человека убитыми и 26 ранеными (9*). Не менее ужасный вид имел и "Зейдлиц".

Все, что осталось от линейною крейсера "Инвинсибл".

Видя столь плачевное состояние, своего флота, адмирал Шеер приказал повернуть "все вдруг" всем флотом и лечь на обратный курс. И послал 3-ю флотилию эскадренных миноносцев атаковать неприятеля. Надеясь таким образом выйти из-под огня. Атака эсминцев увенчалась успехом. В 18 часов 45 минут был торпедирован линкор "Мальборо". Но корабль сохранил 17 узловой ход и не покинул поле боя. Правда, сутки спустя осев почти на 12 метров, с креном на правый борт линкор едва дошел до базы. Торпеду выпустил эсминец "V-48". Добившийся успеха ценой своей гибели. Этот эсминец записали на свой счёт комендоры "Мальборо".

Британский броненосный крейсер "Уорриор".

К этому моменту сражения относятся два интересных момента. Первый момент заключается с том, что немцы уверяют о попадании в главный бронепояс "Дерфлингера" 381-миллиметрового снаряда. Якобы снаряд вскольз ударил о броню и срикошетировал. Но на противостоящих немцам в этот момент английских линкорах были только 305-миллиметровые и 343-миллиметровые орудия. А корабли с 381-миллиметровыми орудиями находились на флангах английской колонны. И огонь по линейным крейсерам немцев не вели. Второй момент, относиться к единственному, за всю историю корабля, полном бортовом залпе, единственного в мире, семибашенного линкора "Эджинкорт". От этого залпа корабль опасно накренился и возникла опасность опрокидывания корабля. Из-за чего такие залпы больше ни когда не производились. А на соседних кораблях увидев столбы пламени и дым окутавшие "Эджинкорт" решили что взорвался ещё один английский корабль. И английским офицерам с трудом удалось предотвратить зарождавшуюся на кораблях Гранд Флита панику.

И "Эрин" тоже. Но на заднем плане, а так "Эджикорт"

Огонь англичан ослаб, но продолжал тревожить немецкие корабли. Поэтому около 19 часов адмирал Шеер повернул свой флот на обратный курс, опять отдав приказ поднять сигнал "все вдруг". Адмирал Шеер намеривался атаковать концевые британские корабли и проскочить под кормой Гранд Флита. Но немецкие корабли опять оказались под сосредоточенным огнем английских линкоров. Сгустившаяся дымка все больше мешала ведению прицельного огня. К тому же английские корабли находились на темной стороне горизонта. И имели преимущество перед немецкими кораблями. Силуэты которых четко выделялись на фоне заходящего солнца.

Английский линейный корабль «"Айрон Дюк"

В этот критический момент боя, видя, что его пытаются от баз, адмирал Шеер послал в атаку все оставшиеся эсминцы. Атаку, которых возглавили сильно поврежденные линейные крейсера. Линейные крейсера сблизились с противником до 8000 метров, а эсминцы на 6000- 7000 метров. В 19 часов 15 минут была выпущена 31 торпеда. И хотя ни одна из торпед не попала в цель. А англичанами был потоплен эсминец "S-35". Эта атака достигла своей цели. Заставив английские корабли изменить курс. Что спасло Флот Открытого моря. Который с началом атаки эсминцев снова повернул "все вдруг" и стал быстро уходить с места боя. И в 19 часов 45 минут, вырвавшись из кольца британских кораблей, немецкий флот взял курс на юг.

Дирижабль L-31 над линейным кораблём "Остфрисланд"

Но бой еще не закончился. В 20 часов 23 минуты из дымки внезапно вынырнули английские линейные крейсера. И открыли огонь по сильно насолившим им немецким линейным крейсерам. Явно намериваясь расчитатся с ними. Но в этот трудный, для кораблей адмирала Хиппера, момент к нему пришла помощь. Оказавшиеся, после поворота впереди всей эскадры, явно взятые в сражение, для числа, устаревшие линкоры (10*) 2 эскадры, как раз выполняли перестроение. Чтобы занять более подобающее им место, в конце колонны.
В результате эти линкоры оказались восточнее других немецких линкоров. И изменив курс, смогли заслонить собой свои линейные крейсера, переняв удар на себя. Эта смелая атака, потдержаная эсминцами, заставила английские корабли повернуть и скрыться в сумерках. В свои права все больше и больше вступала ночь. Ночь, которая позволила англичанам несколько скрасить, безрадостный для них, результат боя.

Развитие сражения с 18-15 до 21-00

Пламя среди ночи.

Солнце скрылось за горизонтом. Небо становилось все темнее. Но в 20 часов 58 минут горизонт опять осветился огнем выстрелов. В лучах прожекторов можно было рассмотреть ведущие между собой огневую дуэль немецкие и английские легкие крейсера. В результате этого боя несколько крейсеров с обоих сторон были повреждены, а поврежденный в дневном сражении немецкий легкий крейсер "Фраэнлоб" был потоплен.

Германский линейный корабль "Принц-регент Луитпольд"

Немного позднее английская 4 флотилия эсминцев вышла в атаку на немецкие линейные корабли. При этом эсминец "Тюпперер" был потоплен, а эсминец "Спидфайр" поврежден. Атака оказалась неудачной, но выполняя противоторпедный маневр линкор "Позен" протаранил легкий крейсер "Эльбинг". Англичанам удалось лишь повредить эсминец "S-32". Который потерял ход, но был взят на буксир и приведен на базу.
В 22 часа 40 минут торпеда с британского эсминца "Контест" попала в тяжело поврежденный, в предыдущих боях, легкий крейсер "Росток". Во время этой атаки английской 4 флотилии эсминцев были повреждены английские эсминцы "Спарроухеви" и "Брук". В 23 часа 4 флотилия в третий раз, правда, безуспешно, атаковала немецкие корабли. При этом эсминец "Фортуна" был потоплен, а эсминец "Ропроид" поврежден. В 23 часа 40 минут последовала очередная торпедная атака англичан. 13 эсминцев, из разных флотилий, безрезультатно атаковали немецкие линейные корабли. А список потерь Гранд Флита пополнил эсминец "Турбулент".

"Дойчланд" из 2 эскадры

Приблизительно в это время Флот Открытого Моря пересёк курс Гранд Флита. Находясь на расстоянии около двух миль от последнего линкора Гранд Флита. И с линкоров 5 эскадры видели атаки эсминцев. А на одном из линкоров даже опознали противника. Но в ходе сражения командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико так и не узнал, ни об боях лёгких сил флота с немецкими линкорами, ни о том что эти самые линкоры прошли мимо орудий вверенного ему линкора. Причём буквально на дистанции прямого выстрела. Бессмысленно продолжая поиски немецкого флота. С этого момента только удаляясь от Флота Открытого Моря.

Немецкий легкий крейсер "Ариадна" однотипная с крейсером "Фраэнлоб"

В 0 часов 07 минут с немецкими линейными кораблями, на расстояние 1000 метров сблизились и были обстреляны английские броненосный крейсер "Блек Принц" и эсминец "Адент". Через несколько минут охваченные огнем корабли потеряли ход. Огромный костер, бушевавший на палубе крейсера, освещал борта проходивших мимо немецких линкоров и крейсеров. Пока не раздался взрыв и "Блек Принц" не погрузился в море. Несколько раньше крейсера затонул "Адент".
Но англичане быстро расквитались за эту потерю. В 0 часов 45 минут в атаку вышла 12 флотилия эсминцев, возглавляемая скаутом (11*) "Итурлинг". Через 20 минут одна из выпущенных торпед попала в устаревший линкор "Померн". От взрыва сдетонировал боезапас и корабль почти мгновенно исчез в огромном облаке дыма. Вместе с кораблем погиб и его экипаж - 840 человек. Это была самая тяжелая потеря Военно-Морского Флота Германии в Ютланском сражении. Кроме линкора, в этом последнем столкновении флотов, погиб, со всем экипажем, немецкий эсминец "V-4".

Взрыв линкора "Померн"

Гибель эсминца "V-4" стала одной из загадок Ютландского сражения. Корабль находился в охранении немецкого флота с противоположной от места боестолкновения стороны. Не было в этом месте и подводных лодок или минных заграждений. Эсминец просто взорвался.
Немецкие эсминцы на протяжении всей ночи искали английские корабли. Но был обнаружен и безрезультатно атакован лишь крейсер "Чемпион". Немецкие торпеды прошли мимо.
По плану быстроходный минный заградитель "Абдиел" в ночь с 31 мая, на 1 июня подновил минные заграждения, на подходе к немецким базам. Выставленные им же несколько ранее. На одной из этих мин, в 5 часов 30 минут, подорвался линкор "Остфрисланд". Но корабль сохранил боеспособность и вернулся на базу.

Повреждения легкого крейсера "Пиллау" после Ютландского боя

Англичане по плану прикрыли подходы к базам противника и подводными лодками. 31 мая 3 английские подводные лодки Е-26, Е-55 и D-1 заняли позиции. Но они имели приказ атаковывать корабли противника лишь со 2 июня. По этому, когда немецкие корабли возвращались на базы, проходя над головами английских подводников, те спокойно лежали на морском дне. Выжидая время.

Линкор "Позен"

Немецкие подводники тоже не отличились. Атаке 2 подводных лодок, в 10 часов, подвёргся повреждённый "Мальборо". Шедший на базу. Но атаки оказались безрезультатными. Атаке одиночной немецкой подводной лодке подвёргся и "Варспайт". Но корабль, имевший ход в 22 узла не только увернулся от торпед. Но и даже сделал попытку таранить противника

Германская подводная лодка UС-5

Но корабли продолжали гибнуть. В 1 час 45 минут был оставлен экипажем и потоплен торпедой эсминца "G-38" линейный крейсер "Лютцов". В дневном бою он получил 24, только крупнокалиберных, снаряда и торпеду. Носовая часть крейсера была почти полностью разрушена, внутрь корпуса поступило около 8000 тонн воды. Насосы не справлялись с таким количеством воды и от все возрастающего дифферента на нос оголились винты. Продолжать путь было невозможно. И командование Флота Открытого Моря решило пожертвовать кораблем. Оставшиеся в живых 960 членов экипажа перешли на эсминцы.

В 2 часа 1 июня затонул легкий крейсер "Эльбинг". Причиной гибели крейсера стал эсминец “Спарроухэви”. Повреждённый в ходе ночного боя и лишившейся кормовой части. В 2 часа ночи моряки “Спарроухэви” увидели выплывающий из тумана немецкий лёгкий крейсер и приготовились к последнему бою. Но немецкий корабль не сделав ни одного выстрела стал внезапно оседать и скрылся под водой. Это и был “Эльбинг”. После столкновения крейсер потерял ход и был оставлен большей частью экипажа. Но капитан крейсера и несколько десятков добровольцев остались на корабле. Стремясь с помощью ветра и течений уйти в нейтральные воды. Но с рассветом они увидев английский эсминец поспешили затопить корабль. Вслед за “Эльбингом”, в 4 часа 45 минут на дно Северного моря последовал немецкий лёгкий крейсер “Росток”. Экипаж, которого вел борьбу за жизнь корабля до последней минуты. У англичан в 7 часов затонул броненосный крейсер “ Уорирор ”, получивший в дневном бою 15 тяжёлых и 6 средних снарядов. А в 8 часов 45 минут огнём своих кораблей был добит “Спарроухэви”, после того как с него был снят экипаж.
Лично командующий Гранд Флита так и не смог найти немецкий флот. И в 4 часа 30 минут английские корабли взяли курс на базу. Не зная что его флот был обнаружен одним из пяти, вылетевших на смену первой пятёрки, немецких цеппелинов. И немецкий командующий обладал всей полученной подчинёнными информацией.

Развитие ситуации с 21-00 и до окончания сражения.

Последний подвиг Ютланда.

Отгремели орудийные залпы, но сражение еще не закончилось, в море еще оставался линейный крейсер "Зейдлиц". В бою корабль получил 21 снаряд калибром 305- 381 миллиметр, не считая более мелких снарядов и торпеду в носовую часть. Разрушения на корабле были ужасны. 3 башни из 5 были уничтожены, вышли из строя носовые генераторы, электричество погасло, вентиляция не работала, была перебита главная паровая магистраль. От сильного удара лопнул корпус одной турбины, заклинило рулевую машину. Экипаж потерял 148 человек убитыми и ранеными. Все носовые отсеки залило водой. Форштевень почти полностью скрылся под водой. Для выравнивания дифферента пришлось затопить кормовые отсеки. Вес попавшей во внутрь корпуса воды достиг 5329 тонн. Уже в сумерках вышли из строя нефтяные фильтры, погасли последние котлы. Корабль полностью потерял боевое значение и беспомощно закачался на волнах. Вышли из строя все механические средства борьбы за живучесть корабля. Адмирал Шеер уже включил "Зейдлиц" в список жертв сражения. И оставив потерявший ход корабль, германский флот ушел на юг. Отстреливаясь от английских эсминцев. Которые, увлекшись преследованием, не заметили остановившегося "Зейдлица".

"Зейдлиц"

Но экипаж продолжил борьбу. В ход пошли ведра, вето, одеяла. Механики, в полной темноте смогли забраться под фундамент котлов, заменить фильтры и запустить часть котлов. Крейсер ожил и кормой вперед пополз к родным берегам. Но в довершение всех бед, во время боя на корабле были уничтожены все морские карты, вышел из строя гирокомпас. Поэтому в 1 час 40 минут "Зейдлиц" налетел на мель. Правда, не надолго. Экипаж сумел вывести корабль на чистую воду. С расветом на помощь к линейному крейсеру, подошли легкий крейсер "Пиллау" и эсминцы. Но в 8 часов неуправляемый "Зейдлиц" снова оказался на мели. А когда через несколько часов, неимоверными усилиями экипажа, крейсер сняли с мели, разыгрался шторм. Попытки "Пиллау" взять "Зейдлица" на буксир не увенчались успехом. И "Зейдлиц" в который раз оказался на краю гибели. Но своенравная Фортуна осталась благосклонна к экипажу корабля. И поздним вечером 2 июня корабль бросил якорь в устье реки Яде. Тем самым, поставив точку в Ютланском сражении.

Пиррова победа.

Историки до сих пор спорят. Выясняя победителя в Ютланском сражении. Благо оба командующих доложили о победе в свои адмиралтейства. И на первый взгляд адмирал Шеер был прав, в своем докладе. Гранд Флит потерял 6784 человека убитыми, ранеными и попавшими в плен. Из его состава погибли 3 линейных, 3 броненосных крейсера и 8 эсминцев (всего 111980 тонн водоизмещения). А Флот Открытого Моря потерял 3029 человек и лишился устаревшего линкора, линейного, 4 легких крейсеров и 5 эсминцев (62233 тонны водоизмещения). И это, не смотря на полуторократное превосходство англичан. Так что если смотреть с тактической стороны, то победа осталась за немцами. Одержали немцы и моральную победу. Они смогли посеять страх в сердцах английских моряков (12*). Смогли немцы продемонстрировать и превосходство своей техники над английской (13*). Но тогда почему после Ютланда германский флот вышел в Северное море лишь в конце 1918 года? Когда, по условиям перемирия, шел сдаваться в главную базу Гранд Флита.

"Вестфален"

Ответ прост. Флот Открытого Моря не выполнил поставленную перед ним задачу. Он не смог нанести английскому флоту поражение, завоевать господство на море и вывести Англию из войны. А Гранд Флит в свою очередь удержал свое превосходство на море. Даже не смотря на весьма тяжелые потери. И еще четверть века английский флот считался величайшем флотом мира. Но Ютланд был "пирровой победой", победой на гране поражения. И именно по этому в составе ВМС Англии нет корабля с названием "Ютланд". Да и понятно, почему и в составе ВМС Германии нет корабля с таким же названием. В честь поражения корабли не называют.

Список используемой литературы.
1. Г. Шеер "Гибель крейсера "Блюхер". С-Петербург, 1995 г. Серия "Корабли и сражения".
2. Г. Хааде "На "Дерфлингере" в Ютланском бою". С-Петербург, 1995 г. Серия "Корабли и сражения".
3. Шершов А. П. "История военного кораблестроения". С-Петербург, 1995 г. "Полигон".
4. Пузыревский К. П. "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютланском бою". Спб. 1995 г.
5. "Valecne lode", "Druni svetova" "Nase vojsko pnaha".
6. Моделист конструктор 12"94. Балакин С. "Сверхдредноуты". Ст. 28-30.
7. Моделист конструктор 1"95. Кофман В. "Новая ипостась линкора". ст. 27-28.
8. Моделист конструктор 2"95. Балакин С. "Невероятное возвращение "Зейдлица". Ст. 25-26.
Кроме того, использованы материалы из номеров 11"79, 12"79, 1"80, 4"94, 7"94, 6"95, 8"95 "Моделиста конструктора".

"Тюринген"

Организация флотов:

1. Английский флот:

1.1 Главные силы:
2 эскадра линкоров: "Кинг Джордж 5", "Аякс", "Центурион", "Эрин", "Орион", "Монарх", Конкерор", "Тюндерер".
4 эскадра линкоров: "Айрон Дюк", "Роял Оук", Суперб", "Канада", "Беллерофон", "Темерейр", "Вэнгард".
1 эскадра линкоров: "Мальборо", "Ривендж", "Геркулес", "Эджикорт", "Колоссус", "Сент Винсент", "Коллингвуд", "Нептун".
3 эскадра линейных крейсеров: "Инвинсибл", "Инфлексибл", "Идомитейбл".
1.2 Эскадра вице-адмирала Битти: флагманский корабль - "Лайон".
1 эскадра линейных крейсеров: "Принцес Роял", "Куин Мери", "Тайгер".
2 эскадра линейных крейсеров: "Нью Зиленд", "Индефатигейбл".
5 эскадра линкоров: "Бэрхем", "Вэлиант", "Уорспайт", "Малайя".
1.3 Легкие силы:
1, 2 эскадры броненосных крейсеров: "Дефенс", "Уорриор", "Дюк оф Эдинбург", "Блек Принц", "Минотавр","Хемпшир", "Кохрен", "Шэнон".
1, 2, 3, 4 эскадры легких крейсеров (всего 23).
1, 4, часть 9 и 10, 11, 12, 13 флотилии эсминцев (всего 3 легких крейсера и 75 эсминцев).

"Эджикорт"

Немецкий флот
2.1 Главные силы:
3 эскадра линкоров: "Кениг", "Гросер Курфюст", "Маркграф", "Кронпринц", "Кайзер", "Принцрегент Леопольд", "Кайзерин", "Фридерик дер. Гроссе".
1 эскадра линкоров: "Остфрисланд", "Тюринген", "Гельголанд", "Ольдинбург", "Позен", "Рейнланд", "Нассау", "Вестфален".
2 эскадра линкоров: "Дойчланд", "Померн", "Шлезиен", "Гановер", "Шлейзвинг-Гольштейн", "Гессен".
2.2 Разведывательный отряд адмирала Хиппера:
линейные крейсера: "Лютцов", "Дерфлингер", "Зейдлиц", "Мольтке", "Фон дер Танн".
2.3 Легкие силы:
2, 4 отряды легких крейсеров (всего 9).
1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 флотилии эсминцев (всего 2 легких крейсера, 61 эскадренный миноносец).

"Фон дер Танн"

Примечания.

* Корабль водоизмещением 2500-5400 тонн, имеющий скорость до 29 узлов (до 54 км/ч.) и 6-10 орудий калибром 102- 152 мм. Предназначенный для разведки, набеговых и рейдерских операций, защиты линейных кораблей от эсминцев противника.
2* Корабль водоизмещением 600-1200 тонн, имеющий скорость до 32 узлов (до 60 км/ч.), 2-4 мелкокалиберных орудия и до 4 торпедных аппаратов. Предназначенный для торпедных атак на корабли противника.
3* Корабль водоизмещением 17000-28400 тонны, имеющие скорость в 25 - 28,5 узлов (46- 53 км/ч.) и 8-10 орудий калибром 280- 343 мм. предназначенных для борьбы с рейдерами, поддержки легких сил, сковывания в эскадренном сражении линейных кораблей противника.
4* Корабль водоизмещением 18000-28000 тонн, имеющий скорость в 19,5 - 23 узла (36- 42,5 км/ч.) и 8-14 орудий калибром 280- 381 мм. Составлявшие главные силы флотов и предназначенные для захвата и удержания господства на море.
5* Кабельтов- 185,2 метра (80 кабельтовых- 14816 метра, 65 кабельтовых - 12038 метров).
6* Предполагается что в "Куин Мери" попало 15 305-милиметpовых снаряда.
7* С "Куин Мери" спаслось 17 человек.
8* Корабль устаревшего типа водоизмещением до 14000 тонн, со скоростью до 23 узлов (до 42,5 км/ч.), имевший до 20 орудий калибром 152- 234 мм. Выполнявший до появления линейных крейсеров те же функции.
9* За бой в "Дерфлингер" попал 21 тяжелый снаряд.
11* Корабль устаревшего типа водоизмещением до 14000 тонн, со скоростью до 18 узлов (33 км/ч.), имевшие 4 орудия калибром 280 мм. И до появления "дредноутов" выполнявших те же функции.
12* Легкий крейсер малого водоизмещения.
13* Немцы смогли поселить страх в сердцах английских моряков. И поэтому адмирал Джеллико не рискнул преследовать Флот Открытого Моря. Что бы навязать немцам 1 июня дневной бой. Хотя и мог противопоставить 1 оставшийся у немцев боеспособной эскадре линкоров 3 своих. И это не считая легких сил.
14* Так сражение показало что 305-мм. немецкий снаряд пробивал бортовую броню английских линейных крейсеров уже с 11700 метров, а английский 343-мм. снаряд пробивал более толстую броню немецких линейных крейсеров всего с 7880 метров. К тому же живучесть английских кораблей, в отличие от немецких, и их важнейших устройств желало гораздо лучшего. Немцы, выпустив 3491 снаряд калибром 280- 305 мм., против 4538 английских калибром 305- 381 мм., добились 121 попадания в английские корабли, против 112 английских снарядов попавших в немецкие корабли.

Приключенческие, исторические, документальные фильмы, в которых показывают морские сражения, всегда захватывают дух. Неважно, фрегаты ли это с белоснежными парусами возле Гаити или громадные авианосцы на траверзе Перл Харбора.

Дух странствий не дает покоя человеческой фантазии. Читайте далее, и вы вкратце познакомитесь с наиболее масштабными и грандиозными морскими баталиями в новой истории мира.

Флот в военной истории

Давайте подробнее разберемся, что же происходило в Чесменской бухте с пятого по седьмое июля 1770 года.

В Черное море из Балтики были отправлены две эскадры, которые на месте объединились в одну. Командование новым флотом было поручено графу Алексею, брату Григория Орлова, фаворита Екатерины II.

В эскадру входило тринадцать крупных кораблей (девять линкоров, один бомбардир и три фрегата), а также девятнадцать малых судов поддержки. В общей сложности на них было около шести с половиной тысяч человек экипажа.

Во время перехода была обнаружена стоящая на рейде часть турецкого флота. Среди кораблей присутствовали достаточно крупные суда. Например, у «Бурдж у Зафер» было восемьдесят четыре пушки на борту, а у «Родоса» - шестьдесят. В общей сложности насчитывалось семьдесят три корабля (из них шестнадцать линкоров и шесть фрегатов) и более пятнадцати тысяч матросов.

С помощью умелых действий русских моряков эскадре удалось одержать победу. Среди трофеев был и турецкий «Родос». Турки потеряли убитыми более одиннадцати тысяч человек, а русские - около семиста матросов.

Второе Роченсальмское сражение

Морские сражения в восемнадцатом веке не всегда были победоносными. Это объясняется плачевным состоянием флота. Ведь после смерти императора Петра I, о нем никто не пекся должным образом.

Через двадцать лет после ошеломительной победы над турками российский флот потерпел оглушительное поражение от шведов.

В 1790 году возле финского городка Котка (ранее назывался Роченсальм) встретились шведский и русский флоты. Первым командовал лично король Густав III, а адмиралом в последнем был француз Ниссау-Зинген.

В Финском заливе встретились 176 шведских суден с 12500 экипажа и 145 русских кораблей с 18500 матросами.

Поспешные действия со стороны молодого француза привели к разгромному поражению. Русские потеряли более 7500 человек, в отличие от 300 шведских матросов.

Ученые говорят, что это вторая битва по количеству кораблей в новой и новейшей истории. О самом грандиозном сражении мы поговорим в конце статьи.

Цусима

Причиной поражений зачастую служили различные недоработки и излишнее усердие. Например, если говорить о Цусимской битве, она произошла именно тогда, когда японский флот имел перевес по всем характеристикам.

Русские моряки были предельно уставшими после многомесячного перехода из Балтики в А корабли уступали японским в мощности огня, бронированности и скорости.

Как результат необдуманного поступка адмирала Российская империя потеряла флот и какую-либо значимость в этом регионе. В обмен на сотню раненых японцев и три утопленных миноносца русские потеряли убитыми более пяти тысяч человек, а в плену оказались более шести тысяч. Кроме этого, из тридцати восьми суден девятнадцать оказались потопленными.

Ютландское сражение

Ютландское морское сражение считается крупнейшей баталией на море во время В ходе битвы сошлись 149 британских и 99 немецких кораблей. Кроме этого, использовались несколько дирижаблей.

Но вся прелесть событий заключалась не в громадном водоизмещении техники или количестве раненых и убитых. Даже не в последствиях боя. Главной особенностью, которой может похвастаться только Ютландское морское сражение, была неожиданность.

Оба флота случайно столкнулись в Скагерракском проливе, возле Вследствие ошибки разведданных британцы шли очень растянуто и неспешно к Норвегии. В противоположном направлении двигались немцы.

Встреча оказалась совершенно неожиданной. Когда английский крейсер «Галатея» решил досмотреть датское судно, случайно оказавшееся в этих водах, от «У Фиорда» как раз отходил немецкий корабль, уже проверивший его.

Британцы открыли по противнику огонь. После подтянулись остальные суда. Ютландское сражение увенчалось тактической победой немцев, но стратегическим поражением Германии.

Перл-Харбор

Перечисляя морские сражения Второй мировой войны, следует особо остановиться на битве возле Жемчужной гавани. Американцы назвали ее «Атака на Перл Харбор», а японцы - Гавайской операцией.

Целью данной кампании японцы ставили упреждающее обретение превосходства в Тихоокеанском регионе. США ожидали вступления в войну с Империей Восходящего солнца, поэтому создавались военные базы на Филиппинах.

Ошибка американского правительства оказалась в том, что они серьезно не рассматривали Перл Харбор как мишень для японцев. Они ожидали нападения на Манилу и базировавшиеся там войска.

Японцы же хотели разрушить флот противника и с помощью этого одновременно завоевать воздушное пространство над Тихим океаном.

Американцев спас только случай. Новые авианосцы во время атаки находились в другом месте. Пострадало около трехсот самолетов и только восемь старых линкоров.

Таким образом, успешная японская операция сыграла злую шутку в будущем для этой страны. О ее разгромном поражении мы поговорим далее.

Атолл Мидуэй

Как вы уже убедились, многие великие морские сражения отличаются внезапностью начала битвы. Обычно одна или обе стороны не ожидают никакого подвоха в ближайшее время.

Если говорить про атолл Мидуэй, то японцы хотели повторить через полгода Перл Харбор еще раз. Но нацелились на вторую мощную американскую базу. Все могло произойти по плану, и империя стала бы единственной силой в тихоокеанском регионе, но разведчики США перехватили сообщение.

Атака японцев провалилась. Они смогли потопить один авианосец и уничтожить около полутора сотен самолетов. Сами же потеряли более двухсот пятидесяти летательных аппаратов, две с половиной тысячи человек и пять крупных кораблей.

Запланированное превосходство в одночасье обернулось разгромным поражением.

Залив Лейте

Теперь давайте поговорим про крупнейшее морское сражение войны. Если не считать античных баталий возле острова Саламанка, это самый грандиозный бой в море за всю историю человечества.

Он длился четыре дня. Здесь вновь столкнулись американцы и японцы. Ожидаемое в 1941 году нападение на Филиппины (вместо Перл Харбора), все-таки произошло через три года. В ходе этого сражения японцы впервые применили тактику «камикадзе».

Потеря крупнейшего в мире линкора «Мусаси» и повреждение «Ямато» поставило крест на возможности империи главенствовать в этом регионе.

Итак, в ходе битвы американцы потеряли около трех с половиной тысяч человек и шесть кораблей. Японцы же лишились двадцати семи судов и более десяти тысяч экипажа.

Таким образом, мы с вами в этой статье вкратце познакомились с самыми масштабными морскими сражениями в российской и мировой истории.

21 октября 1805 года произошло Трафальгарское сражение, в ходе которого британский флот одержал верх над франко-испанскими морскими силами. Морские сражения - это одни из самых интересных эпизодов в войнах между разными странами мира. Многие из морских боев решали исход войны, а также доказывали статус победителя как великой морской державы. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти морских сражений, закончившихся полным разгромом противника.

День Трафальгарского сражения в Британи отмечается как день празднования победы Королевского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона над объединенным флотом Франции и Испании. Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года. Флот 47-летнего Нельсона дал решительный отпор французско-испанскому флоту, не допустив вторжения Франции в Британию. Сам лорд Нельсон сложил в сражении свою голову.

Трафальгарское сражение

Одно из самых великих морских сражений в мировой истории. Трафальгарское сражение произошло между британскими и франко-испанскими морскими силами 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Эта морская битва исторически была решающей между объединенным флотом Франции и Испании и Великобритании. Самое поразительное, что Франция и Испания потеряли в Трафальгарском сражении двадцать два корабля, а Великобритания - ни одного. Однако англичане потеряли командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. На вражеской стороне сражались французский адмирал Пьер Вильнёв, командующий всем объединенным флотом, и испанский адмирал Федерико Гравина, который руководил испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции, она стала главным морским противостоянием XIX века и величайшим морским сражением в истории. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

Гравелинское сражение

Это грандиозное морское сражение произошло 27 июля 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось Гравелинское ссражение полным разгромом испанской Великой Армады, которую многие считали непобедимой. Сама Великая Армада состояла из 130 кораблей, основную часть которых составляли галеоны. Всё сражение и исход боя определили действия вице-адмирала Дрейка, адмирала Хокинса. Когда сражение подходило к победному концу, британцы не остановились - они ещё целых два дня преследовали Армаду.

Цусимское сражение

Ещё одна колоссальная морская битва произошла 14-15 мая 1905 в Русско-японской войне, ей дали название - Цусимское морское сражение, так как битва произошла в Японском море, в районе острова Цусима. В этой битве российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Цусимское сражение - это было последняя битва в войне, в которой полностью разгромили русскую эскадру - практически все корабли были потоплены, часть успела капитулироваться, но только четыре корабля дошли до русских портов. В самом начале битвы японские корабли имели куда большее преимущество, чем русские, во-первых, по мощности артиллерийского огня, также по скорострельности орудий, а ещё в броне и скорости. Цусимское сражение повлияло на исход Русско-японской войны и вынужденное подписание Россией мирного договора.

Синопское сражение

Синопское сражение - это великий морской бой в истории мировых морских сражений. Русский Черноморский флот, под командованием адмирала Нахимова, сражался против турецкой эскадры, полностью разгромил противника. Само сражение произошло 18 ноября 1853 года. Сражение было масштабным, но очень быстрым - турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Потери турок составили свыше трёх тысяч человек, а раненый Осман-паша и другие пленники были взяты в плен. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море, но эта победа стоила России дорого, так как разгром турецкого флота стал поводом для Великобритании и Франции для вступления в войну на стороне Османской империи.

Вторая мировая война стала крупнейшей в истории человечества. Из 73 государств, которые существовали на тот момент, в ней принимали участие 61, т.е. порядка 83% стран. Сражения происходили в воздухе и на земле, на воде и под водой. Задействовано было 4 океана и 3 континента. Это единственная война, во время которой было применено ядерное оружие. Людские потери исчисляются десятками миллионов человек (60-65 млн. чел); убытки – триллионами долларов.

Преимущественно битвы происходили на суше и в воздухе. И хотя морские сражения Второй мировой войны были явлением сравнительно более редким, однако потери, которые терпели стороны, подчас, превосходили потери на материке.

Бой ведет зенитная артиллерия

Окинава, Перл-Харбор, Коралловое море и Мидвей – эти морские сражения стоят в ряду наиболее запомнившихся в ходе Второй мировой войны. И в каждом из них главнейшую роль сыграли авианосцы – особый вид кораблей, главной ударной силой которых является авиация, расположенная на палубе. В конце Второй мировой войны они безраздельно правили на море.

Именно в исторических битвах между США и Японией на тихоокеанском театре боевых действий, самых крупномасштабных и сложных в истории войны на море, авианосцы показали свои возможности, хотя в начале 20 века самыми боеспособными военными кораблями были линкоры.

Страшной трагедией обернулось нападение Японии на базу тихоокеанского флота США 7 декабря 1941 года. Маленькая и бедная на природные ресурсы страна, которая ценой неимоверных усилий вырвалась к началу Второй мировой войны в лидеры, смогла относительно небольшими силами практически полностью разгромить втрое превосходящие силы противника. Битва произошла в гавани Перл-Харбор, что на острове Оаху. Япония готовилась к операции долго и тщательно, что привело к достижению полной внезапности для противника. Воскресным утром, без пяти минут восемь, 183 самолета и 5 подводных лодок осуществили атаку на военную базу США. Человеческие жертвы со стороны американских военнослужащих составили более 2200 человек. Было уничтожено 247 самолета (все преимущественно на земле), 14 военных кораблей. Так благодаря эффекту внезапности Японии удалось почти на 100% разгромить базу в Перл-Харбор, потеряв при этом всего 29 самолетов (не более 15% техники).


Вторая мировая: Сражение на море

Итак, потеряв практически все линейные корабли, правительство США вынуждено было в Кораловом море 4-8 мая 1942 года сражаться силами авианосцев. Операция МО разработанная японскими военнослужащими заключалась в усилении позиций страны в Тихом океане. Это подразумевало захват Порта-Мосби (Новая Гвинея) и острова Тулаги (Соломоновы острова). Однако в этот раз США были осведомлены о планах императорского флота. И хотя план захвата острова Тулаги оказался успешным, и Япония по факту победила в сражении в Кораловом море, стратегический перевес оказался на стороне США и их союзников из Австралии. Обе стороны потеряли по несколько военных кораблей, а Америка еще и один танкер. Однако это сражение оказало значительное влияние на дальнейшие события в битве за Мидуэй в июне 1942 года.

В этом крупном морском сражении Второй мировой войны за атолл в северной части Тихого океана Япония потеряла 4 авианосца и 248 самолетов. Эта битва лишила японский флот инициативы на море и практически предрешила проигрыш страны в войне.

Последнее наиболее значительное морская битва времен Второй мировой войны длилось 82 дня. Историки часто называют операцию по захвату японского острова Окинава наиболее абсурдной за всю войну. Тяжесть сражения, огромное количество кораблей союзников, артиллерийские атаки послужило причиной для таких суждений. Убито в результате захвата острова более трети местного населения, погибло 100000 военнослужащих японской армии и 12000 человек армии США. И всего через несколько недель после окончания сражения (июнь 1945 года), Япония капитулировала в результате ядерных бомбардировок по Хиросиме и Нагасаки. А попытка захвата острова Окинава оказалась бессмысленной.

«Адмирал граф Шпее» стал третьим немецким «карманным линкором», построенным после крейсеров «Дойчланд» («Лютцов») и «Адмирал Шеер» . В первые месяцы Второй мировой он безнаказанно топил британские торговые суда, став самым знаменитым кораблём своего типа. А итоги его первого и последнего боя дают богатый материал для анализа эффективности артиллерийского вооружения и броневой защиты немецких тяжёлых крейсеров. Почему же бой при Ла-Плате и его результаты до сих пор вызывают столь жаркие споры?

На момент начала Второй мировой войны тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» под командованием капитана-цур-зее Ганса Лангсдорфа находился в Центральной Атлантике. Приказ на открытие крейсерской войны он получил только 25 сентября 1939 года – до этого момента Гитлер ещё рассчитывал мирно уладить конфликт с Великобританией. Война должна была вестись строго по призовым правилам, поэтому о неожиданных артиллерийских или торпедных атаках речи не шло.

Почти два с половиной месяца «Шпее» и «Дойчланд» вместе с несколькими судами снабжения безнаказанно действовали в Атлантическом и Индийском океанах. Для их поиска англичанам и французам пришлось выделить 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров. В конце концов, группа «G» коммодора Генри Хэрвуда (тяжёлый крейсер «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес») перехватила «Шпее» у берегов Южной Америки, недалеко от устья реки Ла-Плата.

Этот бой стал одним из немногих классических артиллерийских морских сражений Второй мировой войны, дав наглядную иллюстрацию к старому спору о том, что эффективнее – калибр орудий или вес залпа?

«Адмирал граф Шпее» проходит через Кильский канал, 1939 год
Источник – johannes-heyen.de

По суммарному водоизмещению три британских крейсера превосходили «Шпее» примерно вдвое, по весу минутного залпа – более чем в полтора раза. Чтобы превознести достижения своей стороны, некоторые британские исследователи сравнивали вес разового залпа кораблей без учёта темпа стрельбы – эти цифры дошли до советской печати и некоторое время дезориентировали любителей военно-морской истории. Согласно этим данным, корабль стандартным водоизмещением 12 540 т оказывался вдвое мощнее трёх крейсеров общим стандартным водоизмещением 22 400 т.


Схема тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее», 1939 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

«Шпее» нёс всего шесть орудий, зато 283-мм калибра, выпускавших в минуту 4500 кг металла. Кроме того, у него имелось восемь 150-мм орудий в лёгких установках, размещённых по четыре на борт (ещё 2540 кг металла в минуту, по 1270 кг на борт).


Кормовая башня «Адмирала графа Шпее»
Источник – commons.wikimedia.org

«Эксетер» также нёс шесть орудий, но лишь 203-мм, так как первоначально считался скаутом класса «B», а не «А». Вес его минутного залпа составлял всего 2780 кг – в два с лишним раза меньше, чем у противника. Однотипные «Аякс» (флаг Хэрвуда) и «Ахиллес» имели по восемь 152-мм орудий в двухорудийных башнях и при максимальной скорострельности (8 выстрелов в минуту) могли выпускать в минуту по 3260 кг металла (больше, чем флагман). Таким образом, суммарный бортовой залп британской эскадры составлял 9300 кг, то есть, превосходил залп «Шпее» если не в два, то минимум в полтора раза (с учётом того, что средний калибр «немца» мог вести огонь на борт лишь половиной орудий). Несомненно, «Шпее» был гораздо лучше защищён, зато имел на 5 узлов меньшую скорость. Таким образом, имел место классический пример «несимметричного» боя, в котором каждая сторона имела свои преимущества.

Один против трёх

Противники обнаружили друг друга утром 13 декабря 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по Гринвичу), однако немцы быстрее поняли, что перед ними – боевые корабли. Правда, лёгкие крейсера они приняли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулся на сближение. В первые минуты огня никто не открывал, хотя дистанция составляла чуть больше сотни кабельтовых.

В 6:14 коммодор Хэрвуд отдал приказ разделиться, чтобы взять противника в «клещи». Тяжёлый «Эксетер» двинулся прямо на «немца», заходя слева от него, в то время как оба лёгких крейсера пошли по широкой дуге, обходя противника справа и держась на большом расстоянии от него. Этот манёвр выглядит странно: держась на расстоянии в сотню кабельтовых, англичане имели мало шансов попасть в противника, в то время как вражеские 283-мм пушки оставались для них весьма опасными. Напротив, наиболее эффективной тактикой для них было быстро сократить дистанцию и приблизиться на такое расстояние, когда 152-мм снаряды смогут пробить борт «Шпее». К тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты – немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому является поведение «Лютцова» и «Хиппера» в «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года). «Эксетер» действительно стрелял торпедами в начале боя, а вот «Аякс» использовал их только в конце боя (около 7:30), когда дистанция сократилась до 50 каб; чуть ранее одну торпеду выпустил «Шпее». Даже если бы торпеды не попали в немецкий крейсер, уклонение от них, так или иначе, понизило бы точность его стрельбы.


Английские крейсера «Аякс» и «Эксетер» (на заднем плане). Монтевидео, ноябрь 1939 года

В свою очередь, «Эксетер», с его более дальнобойными орудиями, не имел никакой необходимости сокращать дистанцию. Единственное объяснение его манёвра состоит в том, что англичане преувеличивали защиту «Адмирала графа Шпее» и постарались подойти к нему поближе. Однако это никак не оправдывает разделения сил: в одиночку тяжёлый крейсер существенно уступал «карманному линкору». Вдобавок, заходя с разных сторон, англичане позволил противнику ввести в действие все восемь 150-мм орудий вместо четырёх.

Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»

В 6:18 «Шпее» открыл огонь по «Эксетеру» из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. «Эксетер» ответил в 6:20 – сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввёл в действие кормовую башню. В 6:21 начал стрельбу «Аякс», в 6:23 – «Ахиллес». Все британские корабли вели огонь полубронебойными снарядами («коммон») – для 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снаряды не имели шанса пробить броню «немца». Логичнее было бы использовать фугасные снаряды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.

Немцы стреляли «лесенкой» – давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего – но для большей точности сначала вели огонь из башен поочерёдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрытия. Сначала «Шпее» стрелял полубронебойными снарядами, но после первых накрытий перешёл на фугасные мгновенного действия: главный артиллерист немецкого крейсера Пауль Ашер рассчитывал добиться максимального поражения, считая защиту «Эксетера» слабой и неполной.


Тяжёлый крейсер «Эксетер» в 1941 году

«Эксетер» был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждения незащищённого оборудования (в частности, был уничтожен самолёт на катапульте). Четвёртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снаряд пронизал корпус насквозь, не успев взорваться. Следующее попадание было столь же малорезультативным – возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снарядами.

Первый же попавший в «Эксетер» 283-мм фугасный снаряд (в 6:25) взорвался, ударившись о вторую башню – её лёгкая 25-мм броня пробита не была, но башня всё равно вышла из строя до конца боя. Осколки выкосили людей на мостике (командир корабля кэптен Фредерик Белл чудом уцелел), и крейсер на некоторое время лишился управления, а главное – вышла из строя система управления артиллерийским огнём. Вряд ли даже бронебойный снаряд мог нанести больший ущерб.

После этого «Шпее» разделил огонь, перенацелив носовую башню на лёгкие крейсера – тем более что после 6:30 «Эксетер» укрылся дымовой завесой. Расстояние до новой цели в этот момент составляло около 65 каб. В 6:40 283-мм снаряд взорвался у форштевня «Ахиллеса», повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабля Эдварда Перри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также выведя из строя радиостанцию, что нарушило связь с самолётом-корректировщиком. Вскоре после этого в «Эксетер» попало ещё два снаряда: один из них вывел из строя первую башню (причём в прибойнике загорелся заряд, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить её погреба), а второй пронизал корпус над поясом, уничтожил радиорубку и взорвался под палубой у левого борта. Второе попадание вывело из строя 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.


Бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967

В 6:42 в «Эксетер» попал последний снаряд – место попадания неизвестно, но, судя по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу боя крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хотя машины остались неповреждёнными. Наконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитания кормовой башни и вывела её из строя – крейсер лишился всей своей артиллерии.

В ответ «Шпее» получил с «Эксетера» только два 203-мм снаряда. Один из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвался. Зато второй с дистанции примерно 65 каб вошёл в борт почти под прямым углом (в этот момент «Шпее» резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90°), прошил 100 мм брони верхней части пояса над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулся с 20-мм броневой палубой, где и взорвался в продуктовой кладовой. Была перебита главная пожарная магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждения оказались незначительными. Сработала «разнесённая» система бронирования – можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снарядов на дистанции как минимум в 65 каб и при попаданиях под углами, близкими к 90°.

Вторая фаза боя: «Шпее» против лёгких крейсеров

Примерно в 6:45 «Шпее» перенёс весь свой огонь на лёгкие крейсера, которые уже давно стреляли по нему и добились нескольких попаданий (правда, практически не нанеся повреждений). До них в этот момент было около 90 каб, и эта дистанция увеличивалась, так как «Шпее» уходил от англичан точно на траверз. Видя это, Хэрвуд, находившийся на «Аяксе», приказал своим кораблям разворачиваться и догонять противника, всё ещё держась правее него.

В 6:55 корабли Хэрвуда отклонились на 30° левее, чтобы ввести в действие все свои башни. На этот момент дистанция между противниками составляла 85–90 каб. По заверениям англичан, после этого уже второй залп дал попадания, но немецкий корабль начал маневрировать, сбивая прицел. После 7:10 «Шпее» некоторое время опять стрелял по появившемуся из дыма «Эксетеру» с дистанции в 70 каб, однако попаданий не добился.

Действия немецкого командира были крайне неудачными – маневрируя, Лангсдорф мешал стрелять не только противнику, но и собственным комендорам. В то же время Хэрвуд, пользуясь преимуществом в скорости, неуклонно сокращал дистанцию, а это приносило больше выгоды лёгким крейсерам, все 152-мм орудия которых сейчас были введены в действие.


Лёгкий крейсер «Аякс» в 1939 году
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Благодаря высокой скорости стрельбы и наличию самолёта-корректировщика англичане уже с дистанции в 80 каб начали добиваться всё большего количества попаданий. К 7:10 в «Шпее» попало от 4 до 6 снарядов. Один угодил в 150-мм установку №3, уничтожив её вместе с расчётом, другой попал в корму за броневой цитаделью, убил двух человек, но не разорвался (по английским данным, это была учебная болванка). Ещё два снаряда попали в башенноподобную надстройку: один взорвался над верхним директором главного калибра (погибло три человека, но повреждения опять оказались минимальными), другой уничтожил правый дальномер и нанёс повреждения директорам зенитного и главного калибров (на некоторое время была нарушена связь последнего с башнями). Взрывом была выведена из строя слабо защищённая система подачи снарядов к носовой группе 150-мм орудий.

Чтобы сблизиться с противником, после 7:10 Хэрвуд изменил курс, и теперь у его крейсеров могли стрелять только носовые башни. В это время немецкий корабль также находился к англичанам строго кормой. В результате, несмотря на сокращение дистанции, попадания прекратились. Однако в 7:16 «Шпее» начал маневрировать, введя в действие обе башни и добившись накрытия. Расстояние между противниками стало быстро сокращаться.

Англичане снова пристрелялись: один их снаряд попал в кормовую часть «Шпее» и вывел из строя аппаратуру дистанционного управления торпедными аппаратами, ещё один вывел из строя 105-мм универсальную установку, а третий взорвался у основания катапульты, уничтожив стоявший на ней самолёт. Ещё два снаряда попали в кормовую башню, не причинив ей вреда. Наконец, известно, что один из 152-мм снарядов попал в надводную часть броневого пояса (толщина – 100 мм) в районе кормовой башни, но не пробил её.

В 7:25 немецкий 283-мм снаряд с дистанции около 50 каб насквозь пробил барбет третьей башни «Аякса» и ударился в барбет четвёртой башни, выведя из строя обе (при этом непонятно, произошёл ли взрыв). Одновременно вышла из строя подача к одному из орудий во второй башне. На крейсере осталось всего три целых орудия, но Хэрвуд не вышел из боя.

Взаимные манёвры опять на некоторое время сбили наводку обеим сторонам, но в 7:34 с дистанции в 40 каб «Шпее» опять добился накрытия: осколки от близкого разрыва снесли на «Аяксе» верхушку мачты вместе с антеннами (С. Роскилл описывает это как попадание и относит на 7:38).


«Адмирал граф Шпее» входит на рейд Монтевидео после боя
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В этот период боя «Шпее» получил сразу три попадания в надстройку, уничтожившие камбуз, но опять не нанёсшие серьёзных повреждений. Ещё один снаряд попал в носовую башню, не пробив её брони, но, по некоторым данным, заклинив среднее орудие – возможно, временно.

На кораблях обеих сторон стали подходить к концу боеприпасы, стреляли они медленнее и осторожнее, поэтому попаданий больше никто не добился. На «Аяксе» имелось 7 убитых и 5 раненых, на «Ахиллесе» – 4 убитых и 7 раненых. В 7:42 Хэрвуд поставил дымовую завесу, и под её прикрытием британские корабли описали зигзаг, чтобы резко увеличить расстояние до противника. Англичане постарались не выпускать немецкий корабль из вида, но при этом держаться от него на дистанции в полтораста кабельтовых, и в итоге «проводили» противника почти до самого Монтевидео.

Итоги сражения

За всё время боя в «Шпее» попало два 203-мм и до восемнадцати 152-мм снарядов. Последнее объясняется большим количеством и высокой скорострельностью шестидюймовых орудий: за минуту британские крейсера могли выпустить свыше сотни снарядов и к концу боя почти исчерпали боезапас. А вот 203-мм снарядов «Эксетер» мог выпустить лишь два десятка в минуту, да и в огневом бою он участвовал не до конца столкновения.

Далеко не все 152-мм снаряды оказали на «Шпее» хоть какое-то воздействие. Часть их не взорвалась, а некоторые просто прошли через высокую надстройку без особого вреда для корабля.


Повреждения, полученные «Адмиралом графом Шпее» во время боя у Ла-Платы
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Известны места и последствия попаданий 14 снарядов из 18 (они описаны выше). Как минимум один снаряд (возможно, больше) попал в главный пояс, не пробив его. Три снаряда попали в башни главного калибра, имевшие 140-мм лоб (один – в носовую, два – в кормовую), также не пробив брони и лишь временно выведя из строя одно 283-мм орудие. Более-менее серьёзный эффект произвело попадание только двух 152-мм снарядов: один из них уничтожил 150-мм орудие, другой вывел из строя подачу 150-мм снарядов и на некоторое время нарушил управление огнём главного калибра. Известно, что «Шпее» имел две пробоины площадью около 0,5 м2 каждая (над ватерлинией и на уровне неё), вполне устранимых в море. Таким образом, основное воздействие шестидюймовых снарядов сказалось лишь на палубе и надстройках немецкого корабля.

Воздействие 203-м снарядов оказалось ещё менее существенным. Один из них также прошёл навылет через надстройку, поскольку англичане использовали полубронебойные снаряды. Другой (скорее всего, не «коммон», а чисто бронебойный) попал в «Шпее» под очень удачным углом, пробил пояс и внутреннюю переборку, но взорвался на 20-мм броневой палубе.

На попадания 152-мм снарядов пришлась и большая часть немецких потерь в людях: 36 человек убиты (в том числе, один офицер), ещё 58 – ранены (правда, в большинстве своём легко). Однако повреждения самого корабля практически не снизили его живучесть и очень слабо повлияли на его боеспособность. В то же время факт почти полного пробития брони говорит о том, что реальную опасность для живучести «карманного линкора» (хотя бы в теории) представляли лишь 203-мм снаряды.

Воздействие немецких 283-мм снарядов на британские корабли было куда более ощутимым. Хотя «Шпее», даже ведя огонь всем бортом, мог выпускать в минуту не более двенадцати снарядов главного калибра, в «Эксетер» попало шесть таких снарядов (правда, два из них прошили оконечности и не взорвались). В итоге британский тяжёлый крейсер лишился всей артиллерии, снизил ход и принял значительное количество воды, причём её поступление не удавалось остановить довольно долго. На корабле погиб 61 человек (включая 5 офицеров), а ещё 34 моряка были ранены. Если бы Лангсдорф действовал решительнее, не «дёргал» свой корабль из стороны в сторону и постоянно не менял цели, ему бы не составило особого труда настичь и потопить «подранка» (в крайнем случае, торпедами).


Взорванный и горящий «Шпее»
Источник – Illustrated London News, Dec. 30, 1939

Стрельба «Шпее» по лёгким крейсерам оказалась куда менее удачной – фактически, немцы добились лишь одного попадания главным калибром в «Аякс» и двух очень близких падений, в основном, причинивших ущерб системам управления и связи обоих крейсеров (в частности, на некоторое время нарушилась связь с корректировщиком). Зато всего один удачно попавший 283-мм снаряд вывел из строя половину артиллерии флагманского «Аякса», вынудив Хэрвуда фактически прекратить артиллерийский бой. Примечательно, что 150-мм орудия «Шпее» не произвели ни одного попадания – отчасти потому, что система управления их огнём действовала гораздо хуже (во многом, из-за того, что они имели ограниченные углы наводки и при маневрировании корабля были вынуждены постоянно менять цели).

В целом, вторую половину сражения (бой с лёгкими крейсерами) «Шпее» провёл заметно хуже, чем первую. Англичане добились вдвое большего процента прямых попаданий – и это притом, что на дистанции в 70–80 каб немецкие 283-мм орудия должны были значительно превосходить в точности 152-мм орудия противника. Столь плохая стрельба отчасти объясняется неудачным и непродуманным маневрированием. С другой стороны, единственный попавший прямо в цель немецкий 283-мм снаряд нанёс противнику больше ущерба, чем два десятка английских 152-мм снарядов – самому «Шпее».


Затопленный «Шпее». Фото, сделанное англичанами в 1940 году
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Ошибочное решение Лангсдорфа идти в Монтевидео, ставшее заведомой ловушкой, было принято не из-за потерь и повреждений, а после того, как командир «Шпее» получил сообщение о том, что израсходовано 60% снарядов. Возможно, сыграл свою роль и психологический эффект от неудачного хода второй фазы боя, начинавшегося столь многообещающе для немцев. Вечером 17 декабря 1939 года «Шпее» был взорван и затоплен его же командой в нейтральных водах в четырёх километрах от уругвайского берега. Командир корабля Лангсдорф застрелился. Это также свидетельствует об эмоциональной неустойчивости немецкого командира, помешавшей ему адекватно руководить боем и добиться победы.

Список литературы:

  1. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
  2. С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
  3. http://www.navweaps.com
Похожие статьи