Крупнейшие морские сражения в истории россии. Пять морских сражений, закончившихся полным разгромом противника

10.10.2019

Морские сражения второй мировой войны: Пирл Харбор.

В 1939 г. важнейшим нововведением морских сражений стала авиация, которая использовалась не только в разведывательных целях, как в 1916 г., но и в качестве бомбардировщиков и самолетов-торпедоносцев - другими словами, в качестве носителей оружия, использовавшегося для уничтожения про­тивника. В первой мировой войне радиус боевых действий определялся дальнобойностью орудий (18-20 км). Но во время морских сражений второй мировой войны все зависело от дальности полета самолетов, т.е. кораб­ли могли вести бои, не видя друг друга.

Классические примеры новых методов ведения морских боев - британская атака в Таранто 12 ноября 1940 года и японское нападение на Пирл Харбор, где в годы второй мировой войны бази­ровались главные силы Тихоокеанского флота США. Нападением 7 декабря 1941 г. на Пирл Харбор Япония развязала войну на Тихом океа­не. Причинив огромный ущерб флоту США, унич­тожив 8 линкоров, 6 крейсеров, 1 эсминец (3400 человек убито и ранено). Таким образом Япония в первый же день военных действий завоевала господство на море, разгромив главную ВМБ Тихоо­кеанского флота США в центральной части Тихого океана на острове Оаху (Гавайские острова).

Англичане нанесли удар в Таранто с помощью самолетов, которые взлетали с авианосца «Илластриес», находившегося в Адриатическом море в 170 милях от Таранто и 40 милях от Кефали- нии (остров в Ионическом море, самый крупный

из Ионических островов). Японские самолеты, атаковавшие Пирл-Харбор, стартовали с авианос­цев «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Сокаку», и «Дзуйкаку», находившихся в 230 милях от острова Оаху в Тихом океане.

Атаку кораблей с воздуха предпочтительнее производить с наземных баз, чем с авианосцев. Наиболее поразительным и убедительным приме­ ром этого может служить потопление британско­го линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсе­ра «Рипалс» 10 декаб, 1941 г. близ Малайи в результате японской бомбардировки с аэродромов Индокитая. Другим примером может служить на­лет немецкой авиации Люфтваффе с сицилийских аэродромов, в результате которого направлявшиеся на Мальту конвои британских ВМС понесли тяже­лые потери. Особо памятна операция 12-15 ав­густа 1942 г., когда направлявшийся в Мальту конвой сопровождали авианосцы «Викториес», «Индомитебл» и «Игл». «Игл» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-73» 11 августа, а вечером 12 августа самолет сицилийской базы разрушил взлет­но-посадочную палубу «Индомитебл».

Наиболее крупные воздушные и морские сражения второй мировой войны происходили в водах Тихого океана между аме­риканскими и японскими отрядами особого на­значения, состав которых все еще определялся большим количеством авианосцев.

Первым морским боем, где корабли не видели друг друга и не вели артобстрела, было сражение в Коралловом море 6-8 мая 1942 г., и во время которого были потоплены американский и японс­кий авианосцы «Лексингтон» и «Сохо». В этом сражении приняли участие японские авианосцы «Сохо», «Сокаку», и «Дзуйкаку» и американские «Иорктаун» и «Лексингтон». Расстояние между враждебными флотами составляло около 200 миль. Наверное самым значительным военно-морским сра­жением в Тихом океане было так называемое Ми- дуэйское сражение 4-5 июня 1942 г. (Мидуэй - атолл в Тихом океане, в северо-западной группе Гавайских островов. Захвачен США в 1867 г., с 1959 г. входит в штат Гавайские острова, занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана). Были потоплены японские авианосцы «Сорю», «Кага», «Акаги» и «Хирю» и

американский «Йорктаун». Японцы также потеряли крейсер «Могами», 4 авианосца, 250 морских само­летов и огромное количество персонала техничес­ких и воздушных групп, что повлекло за собой проблемы с его дополнением. В ходе этого морского сражения второй мировой войны японские авианосцы посылали свои самолеты с расстояния 240 миль от целей на островах Мидуэй, а американские самолеты атаковали япон­ские корабли с расстояния свыше 200 миль.

Война 1939-1945 гг. явилась, главным обра­зом, войной воздушно-морских сил. Но в некото­рых ситуациях корабли действовали самостоятель­но, правда, их действия не имели такого значе­ния, как столкновение целых флотилий (как на­пример возле Ютландии в 1916 г.). Типичным примером может служить преследование герман­ских кораблей «Бисмарк» и «Принц Ойген» бри­танским флотом. Эти суда покинули Гдыню 18 мая 1941 г. Обогнув с севера Исландию, они направлялись в Атлантику. Англичане выслали из Скапа Флоу линейный крейсер «Худ» и лин­кор «Принс оф Уэлс», плюс целый Внутренний флот, включая линейный крейсер «Рипалс». При первом столкновении, произошедшем на одной широте с Исландией, «Бисмарк» потопил «Худ» (6.00 24 мая 1941 г.), ведя огонь с расстояния 18 километров. Вторая орудийная дуэль между «Бисмарком» и линкорами «Кинг Джордж V» и «Родни» состоялась 27 мая в 8.30 с дистанции 15 километров. «Бисмарк», уже имевший повреж­дения в результате атаки самолетов-торпедонос- цев с авианосца «Арк Ройял» вечером 26 мая, был превращен практически в плавучую развали­ну и спустя два часа потоплен торпедами крей­сера «Дорсетшир» (10.36 27 мая 1941 г.). Нес­мотря на то что самолеты использовались в во­енно-морских сражениях лишь для промежуточ­ных атак, опыт войны 1939-1945 гг. доказал бесполезность огромных линкоров и крайнюю не­обходимость в авианосцах. Помимо использова­ния авиации во второй мировой войне стало возможным определять местонахождение против­ника при самой плохой видимости днем и ночью. Использование радара британским флотом пов­лекло за собой гибель трех итальянских крейсе­ров: «Пола», «Зара» и «Фьюме» в ночь на 28 марта 1941 г. «Зара» и «Фьюме» были посланы в помощь «Пола», который пострадал от двух тор­пед во время воздушного налета. Итальянские крейсера оказались неподготовленными к бою, потому что не были оборудованы для ведения огня ночью. Без колебаний они вошли в зону орудийного огня британских линкоров, которые, определив с помощью радара их местонахожде­ние, спокойно поджидали, пока противник достиг­нет позиции, наиболее подходящей для артобстре­ла. Использование радара противниками немцев было одной из причин того, что немецкие под­водные лодки проиграли войну за торговые пути в Атлантике. Между прочим, до введения радара подводные лодки оставались практически невиди­мыми. В течение дня они находились в подвод­ном положении и всплывали только ночью, (что­бы перезарядить электробатареи,) когда челове­ческий глаз был не в состоянии их разглядеть. Напротив, радар мог устанавливать местонахож­дение подводных лодок, что позволяло атаковать их с воздуха, особенно по возвращении - на коротком расстоянии между Атлантикой и побе­режьями Франции и Германии.

Один день - одна правда" url="http://diletant.media/one-day/26639312/">

Российские школьники знают Вторую мировую войну прежде всего по таким ключевым событиям, как Сталинградская битва или танковое сражение на Курской дуге. Однако не менее масштабными стали морские битвы, рассказ о которых мы и представляем.

В результате поражения в кампании 1940 года Франция заключила соглашение с нацистами и стала частью оккупированных территорий Германии с самостоятельным формально, но подконтрольным Берлину вишистским правительством.


В 1940 году правительство Франции стало подконтрольно Берлину


Союзники стали опасаться, что французский флот мог перейти Германии и уже через 11 дней после французской капитуляции провели операцию, которая надолго станет проблемой в союзных отношениях Великобритании и той Франции, которая сопротивлялась нацистам. Она получила название «Катапульта». Британцы захватили корабли, стоявшие в британских портах, силой выставив с них французские команды, что не обошлось без столкновений. Разумеется, союзники восприняли это как предательство. Еще страшнее картины разворачивались в Оране, командованию кораблей, стоявших там, был направлен ультиматум — передать их в управление британцам или потопить. В итоге их потопили британцы. Все новейшие линкоры Франции были выведены из строя, погибли более 1000 французов. Правительство Франции порвало с Великобританией дипломатические отношения.

Морские сражения Второй мировой войны отличаются от предыдущих тем, что они уже не являлись чисто морской битвой.


Морские сражения Второй мировой войны не являлись чисто морской битвой

Каждое из них было комбинированным — при серьезной поддержке авиации. Частью кораблей были авианосцы, позволявшие обеспечить такую поддержку. Нападение на Перл-Харбор на Гавайских островах было совершено с помощью палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Ранним утром 152 самолета атаковали базу ВМС США, застав врасплох ничего не подозревавших военных. В нападении приняли участие и подлодки Японского императорского флота. Потери американцев были колоссальными: около 2,5 тысяч погибших, потеряны 4 линкора, 4 миноносца, уничтожено 188 самолетов. Расчет при столь яростной атаке был на то, что американцы падут духом, а большая часть флота США будет уничтожена. Не случилось ни того, ни другого. Нападение привело к тому, что сомнений для американцев насчет участия во второй мировой не осталось: в этот же день Вашингтон объявил войну Японии, а в ответ Германия, находящаяся с Японией в союзе, объявила войну США.

Переломный момент для американского флота на Тихом океане. Серьезная победа на фоне страшного бедствия начала войны — Перл-Харбора.


Битва у атолла Мидуэй — п ереломный момент для американского флота

Мидуэй находится в тысяче милей от Гавайских островов. Благодаря перехваченным переговорам японцев и разведданным, полученным в результате полетов американской авиации, командование США заранее получило информацию о готовящемся нападении. 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей. Эскадренный миноносец американцев поднял сигнал об атаке противника и, выпустив облако черного дыма, атаковал самолеты из зенитных орудий. Битва началась. Авиация США тем временем взяла курс на японские авианосцы, в итоге 4 из них были потоплены. Япония потеряла также 248 самолетов и около 2,5 тысяч человек. Потери американцев скромнее — 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов и около 300 человек. Приказ о прекращении операции поступил уже в ночь на 5 июня.

Лейте — филиппинский остров, вокруг которого развернулась одна из самых тяжелых и масштабных морских битв.


Сражение в Лейте — одна из самых тяжелых и масштабных морских битв

Американские и австралийские корабли начали бой против японского флота, который находясь в патовой ситуации провел атаку с четырех сторон, используя в своей тактике камикадзе — японские военные шли на самоубийство с целью нанести как можно больший урон противнику. Это последняя крупная операция для японцев, к моменту ее начала уже потерявших стратегическое преимущество. Однако силы союзников все равно одержали победу. Со стороны Японии погибли 10 тысяч человек, однако из-за работы камикадзе серьезные потери понесли и союзники — 3500. Кроме того, Япония потеряла легендарный линкор Musashi и едва не потеряла другой — Yamato. При этом шансы на победу у японцев были. Однако из-за использования плотной дымовой завесы, японские командиры не могли адекватно оценить силы противника и не решились бороться «до последнего бойца», а ретировались.

Операция Catechism гибель немецкого линкора «Тирпиц» 12 ноября 1944 года

«Тирпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», один из мощнейших и самых устрашающих военных кораблей немецких сил.


«Тирпиц» — один из самых устрашающих военных кораблей немецких сил


С момента его принятия на вооружение британские ВМС начали за ним настоящую охоту. Первый раз линкор был обнаружен в сентябре и в результате атаки британских самолетов превратился в плавучую батарею, лишившись возможности участвовать в морских операциях. 12 ноября скрыть корабль уже не удалось, в корабль попали три бомбы Tallboy, одна из которых привела к взрыву на его пороховом складе. Тирпиц затонул у Тромсё буквально через несколько минут после этой атаки, погибли около тысячи человек. Ликвидация этого линкора означала фактически полную морскую победу союзников над Германией, что позволило высвободить военно-морские силы для использования в Индийском и Тихом океанах. Первый же линкор этого типа «Бисмарк» наделал куда больше бед — в 1941 году он потопил британский флагман и линейный крейсер «Hood» в Датском проливе. В результате трехдневной охоты за новейшим кораблем он также был потоплен.

Вторая мировая война стала крупнейшей в истории человечества. Из 73 государств, которые существовали на тот момент, в ней принимали участие 61, т.е. порядка 83% стран. Сражения происходили в воздухе и на земле, на воде и под водой. Задействовано было 4 океана и 3 континента. Это единственная война, во время которой было применено ядерное оружие. Людские потери исчисляются десятками миллионов человек (60-65 млн. чел); убытки – триллионами долларов.

Преимущественно битвы происходили на суше и в воздухе. И хотя морские сражения Второй мировой войны были явлением сравнительно более редким, однако потери, которые терпели стороны, подчас, превосходили потери на материке.

Бой ведет зенитная артиллерия

Окинава, Перл-Харбор, Коралловое море и Мидвей – эти морские сражения стоят в ряду наиболее запомнившихся в ходе Второй мировой войны. И в каждом из них главнейшую роль сыграли авианосцы – особый вид кораблей, главной ударной силой которых является авиация, расположенная на палубе. В конце Второй мировой войны они безраздельно правили на море.

Именно в исторических битвах между США и Японией на тихоокеанском театре боевых действий, самых крупномасштабных и сложных в истории войны на море, авианосцы показали свои возможности, хотя в начале 20 века самыми боеспособными военными кораблями были линкоры.

Страшной трагедией обернулось нападение Японии на базу тихоокеанского флота США 7 декабря 1941 года. Маленькая и бедная на природные ресурсы страна, которая ценой неимоверных усилий вырвалась к началу Второй мировой войны в лидеры, смогла относительно небольшими силами практически полностью разгромить втрое превосходящие силы противника. Битва произошла в гавани Перл-Харбор, что на острове Оаху. Япония готовилась к операции долго и тщательно, что привело к достижению полной внезапности для противника. Воскресным утром, без пяти минут восемь, 183 самолета и 5 подводных лодок осуществили атаку на военную базу США. Человеческие жертвы со стороны американских военнослужащих составили более 2200 человек. Было уничтожено 247 самолета (все преимущественно на земле), 14 военных кораблей. Так благодаря эффекту внезапности Японии удалось почти на 100% разгромить базу в Перл-Харбор, потеряв при этом всего 29 самолетов (не более 15% техники).


Вторая мировая: Сражение на море

Итак, потеряв практически все линейные корабли, правительство США вынуждено было в Кораловом море 4-8 мая 1942 года сражаться силами авианосцев. Операция МО разработанная японскими военнослужащими заключалась в усилении позиций страны в Тихом океане. Это подразумевало захват Порта-Мосби (Новая Гвинея) и острова Тулаги (Соломоновы острова). Однако в этот раз США были осведомлены о планах императорского флота. И хотя план захвата острова Тулаги оказался успешным, и Япония по факту победила в сражении в Кораловом море, стратегический перевес оказался на стороне США и их союзников из Австралии. Обе стороны потеряли по несколько военных кораблей, а Америка еще и один танкер. Однако это сражение оказало значительное влияние на дальнейшие события в битве за Мидуэй в июне 1942 года.

В этом крупном морском сражении Второй мировой войны за атолл в северной части Тихого океана Япония потеряла 4 авианосца и 248 самолетов. Эта битва лишила японский флот инициативы на море и практически предрешила проигрыш страны в войне.

Последнее наиболее значительное морская битва времен Второй мировой войны длилось 82 дня. Историки часто называют операцию по захвату японского острова Окинава наиболее абсурдной за всю войну. Тяжесть сражения, огромное количество кораблей союзников, артиллерийские атаки послужило причиной для таких суждений. Убито в результате захвата острова более трети местного населения, погибло 100000 военнослужащих японской армии и 12000 человек армии США. И всего через несколько недель после окончания сражения (июнь 1945 года), Япония капитулировала в результате ядерных бомбардировок по Хиросиме и Нагасаки. А попытка захвата острова Окинава оказалась бессмысленной.

Черноморский Морской Флот был одним из самых подготовленных соединений нашей армии к началу войны. В состав флота входило порядка трехсот кораблей и катеров разных классов. Среди них 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок. В состав ВВС Черноморского флота входило 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми и главной в Севастополе.

Черноморцы одними из первых вступили в Великую Отечественную войну. Полагаясь на внезапность, около 3 часов ночи 22 июня 1941 года вражеская авиация нанесла массированный авиаудар по главной базе флота — Севастополю. Надежды немцев застать врасплох наших моряков не оправдались. Флот был готов, а корабли стояли в полной боевой готовности. Атаку удалось отбить.

25 июня 1941 года советские силы флота совместно с авиацией совершили набеговую операцию по обстрелу Констанцы, главной базы Румынского флота, который являлся союзником немцев. Всего же за время сражений на Черном море было проведено три таких рейда. Второй и третий были совершены в декабре 1942 и октябре 1943 года соответственно.

Героически флот проявил себя в обороне Одессы, Севастополя и Новороссийска. Черноморский флот и Азовская флотилия обеспечивали огневую поддержку обороняющимся городам, осуществляли снабжение, переброску подкреплений, эвакуацию раненых. Моряки-черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За свою форму и ярость в бою, немцы называли их «Черной Смертью». Одесса выдержала 73 дня осады. Севастополь оборонялся почти 10 месяцев, забирая на себя значительные силы противника, которые враг не смог использовать под Сталинградом. Для сравнения, на захват Франции, Бельгии и Голландии немцам потребовалось чуть больше месяца.


В составе Черноморского флота находился уникальный корабль - Зенитная Плавбатарея № 3. Стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами.
Придумал этот необычный корабль капитан 1 ранга Григорий Александрович Бутаков. За основу был взят стальной корпус недостроенного линкора, который моряки использовали как мишень для учебных пусков торпед и стрельбы.

Стальную коробку очистили от ржавчины, задраили пробоины, покрасили для маскировки в цвет моря. На палубе площадью 600 квадратных метров оборудовали наблюдательный пункт, поставили прожекторы и разместили батарею. На вооружении «железного острова „состояло три 76мм зенитных орудия, четыре 37 мм орудия, один счетверённый пулемёт и два зенитных пулемёта. В отсеках под палубой оборудовали кубрик, оружейную и автономную электростанцию. Экипаж состоял из 120 человек. „Железный остров“ буксиром был выведен на внешний рейд перед Севастополем на расстоянии 300 метров от берега.

3 августа 1941 года плавбатарея заступила на первое дежурство. Командовал батареей капитан-лейтенант Мошенский С. Я.

Наши моряки называли корабль „Каламбиной“ или по первым строчкам песенки, придуманной в батарее - „Не тронь меня“. Немцы называли батарею „квадратом смерти“, „Пронеси Господи“ или „чёрный квадрат“.

За 9 месяцев боевых действий батареи только документально подтверждено более 20 сбитых самолетов. Командир батареи лишь раз за все это время покинул ее, для того что бы получить “ Орден Красной звезды». Конец июня 1942 года был самым тяжелым. К 26 числу в живых оставалось только половина экипажа, а стрелять могло меньше половины стволов. Но батарея держалась, моряки погибали прямо у орудий, ведя бой до последних секунд жизни .

27 июня погиб командир батареи. Бомба попала точно в командный пункт. К тому моменту снарядов уже не было, оставались лишь патроны для пулеметов. На следующий день батарею расформировали, а спустя еще две недели пал и Севастополь, который она так мужественно защищала.

В этот сложный, начальный период войны Черноморский флот героически выполнял возложенные на него обязанности. Планы по быстрому захвату Кавказа и Закавказья были сорваны: до бакинской нефти враг не добрался, важные объекты промышленности эвакуированы, были созданы новые базы флота в Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе, куда позже и отошел флот. Были утеряны основные базы, флот лишился многих кораблей, но уничтожить (как планировал Гитлер) Черноморский флот врагу не удалось.

Сохранение боеспособного Черноморского флота имело исключительно важное военное значение. Потеря флота означала бы потерю всего Кавказа и Закавказья, а возможно, и поражение в войне. В результате на начало 1943 года большая часть черноморского побережья оказалась у немецкой армии, а с противоположного берега Черного моря советским войскам угрожала румынская армия , союзница Германии.

Но не только в военном аспекте были важны Черноморский флот и наше военное присутствие на Черном море. Огромную роль сыграл флот в геополитическом вопросе. В Черноморском регионе имелась еще одна сила - Турция. Имея серьезный флот и миллионную армию прямо на нашей границе, позиция Турции могла сыграть решающую роль . Она готова была выступить на стороне стран оси. Но разгром немцев под Сталинградом и активное наступление наших войск на Кавказском фронте вынудили Турцию сохранять нейтралитет.

Неоценимую помощь оказали подлодки Черноморского флота. Действуя на коммуникациях противника с первых дней войны, они серьезно осложнили доставку грузов, топлива и солдат. Попытка наладить поставки нефти и нефтепродуктов итальянскими и румынскими танкерами через Босфор была пресечена нашими подводниками. 29 сентября 1941 года отличился экипаж подлодки «Щ-211» (командир - капитан-лейтенант Девятко А. Д.): им удалось потопить танкер «Superga». А субмарина под командованием Евгения Петровича Полякова потопила целых четыре вражеских транспорта. Подводную лодку С-33 долгое время преследовали неудачи. Она имела на Черном море больше всех контактов с кораблями противника, но числилась одной из отстающих на флоте. Однако 20 апреля 1943 года экипажу под командованием Бориса Александровича Алексеева наконец-то улыбнулась удача. Подлодка атаковала румынский транспорт «Сучава» водоизмещением около 7000 тонн, который быстро затонул.

Одним из самых известных на Черном море подводников был капитан 3-го ранга Грешилов Михаил Васильевич. На подлодке М-35, он вместе с командой потопил 4 транспорта противника. А в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи. 16 мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Наши подлодки до самого конца боевых действий на Черном море патрулировали морские пути, доставляя серьезные трудности снабжению сухопутной группировки немцев.

Конец 1942 года - начало 1943 года стали переломными как для Черноморского театра боевых действий, так и для всего советско-германского фронта. Высадка десанта на «Малую Землю» стала первой наступательной операцией Черноморского флота за 2 года боев в этом регионе.

Сильнее брони

Катер старшины Моравина должен был забросить в тыл врагу группу разведчиков.

Место высадки было уже недалеко, когда немцы заметили катер. Враг открыл сильный пулеметный и минометный огонь. Огненные трассы понеслись к берегу. Замолк один вражеский пулемет, другой, но остальные продолжали стрелять. Катер получил уже с десяток пулевых пробоин. Через них струилась вода. В жилом кубрике от зажигательных пуль вспыхнули матрацы. Несколько краснофлотцев получили ранения. Пулеметчику Жукову пуля попала в ногу, моториста Меньшикова ранило в голову.

Краснофлотцы быстро потушили пожар, заделали наиболее крупные пробоины, откачали в кубриках воду. Раненые не покинули боевых постов. Истекая кровью, Жуков продолжал вести стрельбу и подавил еще одну огневую точку. Пулеметчик Шлыков заставил умолкнуть три огневых точки врага. Моторист Меньшиков перевязал свою рану и продолжал нести вахту.

Сломив сопротивление немцев, катер подошел к берегу, высадил первую партию разведчиков, затем вернулся, взял вторую группу и точно так же, под огнем, перебросил ее в тыл врагу.

Экипаж катера под командованием Моравина боевой приказ выполнил блестяще.

Враг продолжал атаки, несмотря на огромные потери в людях и технике. Уже сотни трупов фашистских солдат и офицеров, десятки сожженных танков и сбитых самолетов валялись кругом, но немцы снова и снова шли вперед, подгоняемые офицерами.

Рота старшего лейтенанта Мартынова ночью незаметно передвинулась и заняла самый ответственный участок обороны.

Поздравим фрицев с восходом солнца по-черноморски! - передал по цепи старший лейтенант.

Морские пехотинцы подождали, пока враг подойдет поближе, и смело вступили в бой. Дружным огнем они отсекли немецкую пехоту от танков, а потом залпами стали уничтожать ее. Несколько десятков фашистов уже распластались на земле. Но танки продолжали двигаться к нашим позициям.

Краснофлотец Штейнберг, до этого уничтоживший из автомата несколько немцев, ползком выдвинулся вперед и стал корректировать огонь по танкам. Немцы открыли ураганную стрельбу из минометов. Осколком мины Штейнберг был убит. Его место тотчас занял старший сержант Вершинин. Артиллеристы и бронебойщики по указаниям корректировщика подбили один танк. Разрывы стали вырастать перед другими немецкими машинами. Танки повернули назад. Вражеская пехота, лишенная прикрытия, тоже отошла.

В этом бою подразделение старшего лейтенанта Мартынова истребило половину вражеской роты. Немцы предприняли еще несколько яростных контратак, но и они были успешно отбиты с большими для врага потерями.

Капитан В. Вакулин.
Район Новороссийска.

Единственным путем снабжения плацдарма было море. Под шквальным огнем артиллерии и непрерывными авианалетами наши корабли с честью выполняли поставленные задачи: подвозили подкрепления и оружие, эвакуировали раненых.

Успех наступательных операций советских войск на Северо-Кавказском фронте в апреле-мае 1943 года привел к тому, что на южном фланге советско-германского фронта немецкие войска лишились большей части сухопутных коммуникаций. В этих условиях осуществление сообщения с группой немецких войск, изолированной на Таманском полуострове, стало возможно только морским путем. Поэтому немцы значительно усилили активность на море, увеличилась интенсивность движения транспортов, были переброшены дополнительные военные катера для сопровождения грузов и войск. Основными направлениями, по которым двигались немецкие корабли, были маршруты: Одесса - Севастополь, Констанца - Севастополь, Севастополь - Керчь, Феодосия - Анапа, Керчь - Анапа, Керчь - Тамань. В мае-июне 1943 года по этим маршрутам в среднем проходило около 200 конвоев в месяц.

Дневной налет торпедных катеров

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. 17 мая. (По телеграфу от наш. корр.). Воздушная разведка донесла, что в порту противника сосредоточены самоходные десантные баржи, торпедные катера и другие мелкие суда. Наши торпедные катера получили приказ произвести набег.

В отличие от большинства аналогичных операций, в данном случае предстояло действовать в светлое время суток.

Тщательно проработав задание и подготовив материальную часть, катера вышли из базы. Погода обещала быть благоприятной: стоял штиль, над морем висел густой туман. Но вскоре он рассеялся.

Катера шли вдоль берега, занятого противником. Вскоре туман снова большими полосами, как дымовыми завесами, лёг над водой. Командир головного катера старший лейтенант Смирнов использовал это для скрытного движения.

По времени корабли уже приближались к намеченной цели. Об этом свидетельствовало и обнаруженное противокатерное заграждение. Выйдя из полосы тумана, командиры определились по береговому ориентиру и взяли курс на порт. Вскоре они оказались на вражеском рейде. Показалась большая баржа. Несколько дальше у мола стояло много мелких судов. С короткой дистанции Смирнов выпустил торпеду по барже. Под её оглушительный взрыв следующая торпеда, выпущенная лейтенантом Степаненко, поразила сосредоточенные там плавсредства.

Сделав поворот, катера легли на курс отхода. Только теперь противник опомнился и открыл огонь, но катера ушли без повреждений. На обратном переходе они дважды безуспешно были обстреляны береговой артиллерией.

На следующий день катерников посетил командующий флотом. Он высоко оценил итоги операции и наградил экипажи катеров, участвовавших в дерзком набеге, орденами и медалями Советского Союза. Старший лейтенант Смирнов награжден орденом Красного Знамени, лейтенант Степаненко - орденом Красной Звезды.

Капитан И. Власов.

В создавшихся условиях одной из основных задач Черноморского флота был срыв морских перевозок противника . В тоже время немцы всячески стремились обезопасить свои коммуникации от вторжения наших сил, для чего использовались батареи береговой артиллерии, средства радиолокации, минировались подходы к портам. Движение транспортных судов происходило в конвоях под прикрытием авиации и надводных кораблей. Кроме того, существовала широкая сеть прибрежных аэродромов, поэтому вражеская авиация имела возможность оперативно совершать вылеты на цель. Один из таких аэродромов располагался у села Су-Псех недалеко от Анапы. На аэродроме, по данным разведки, базировалось до 60 легких истребителей эскадры «Зеленое Сердце» и группа самолетов 52 эскадры. Перед группой ракетных катеров была поставлена задача - нанести удар по аэродрому. Эти катера, построенные на деньги сотрудников ремесленных училищ, впервые получили гражданские названия - «Московский ремесленник» и «Трудовые резервы» (полное наименование «Молодой патриот трудовых резервов»). В конце мая - начале июня вооружение торпедных катеров усовершенствовали реактивной установкой. Новые катера имели вытянутые рубки, на которых была укреплена реактивная установка «катюша».


Звено, в состав которого входили катер «Московский ремесленник» под командованием В. Пилипенко и «Трудовые резервы», капитаном которого был В. Кварцов, должно было нанести с моря ракетный удар по наземному аэродрому, находящемуся на высоте 30 метров. 29 мая 1943 года катера под прикрытием ночи подошли к берегу Анапы и обрушили ураганный огонь своих «катюш» на вражеский аэродром. Противник совершенно не был готов к такому обороту событий: мало того, что удар по аэродрому наносился с моря, так еще и с использованием реактивных установок. В результате аэродром и десятки самолетов противника надолго были выведены из строя, многие машины уничтожены.

Позже экипаж под командованием Владимира Степановича Пилипенко доказал, что использовать огонь реактивных установок можно не только по наземным целям, но и для поражения самолетов и надводных кораблей противника. Экипаж катера неоднократно был награжден, а командиру было присвоено звание Героя Советского Союза.

Другой задачей Черноморского флота в это время было обеспечение морских перевозок для снабжения наших войск техникой, продовольствием, боеприпасами и живой силой. Эти перевозки осуществлялись из портов Батуми, Поти, Сухуми, Туапсе и имели исключительное значение для обеспечения жизнедеятельности приморской группировки наших войск.

Военные конвои не всегда заканчивались удачно. 22 мая 1943 года утром в 9 часов 45 минут советский транспорт «Интернационал» вышел из Туапсе в направлении порта Геленджик. Его охраняли два базовых тральщика «Гарпун» и «Мина» и морской охотник «СКА-041». В пути конвой был атакован группой из 17 вражеских бомбардировщиков и 7 истребителей. В «Интернационал» попали две бомбы , в результате чего была повреждена ходовая часть и возник пожар. Экипаж справился с пожаром, но потерял 3-их моряков. Тральщик «Мина» был насквозь пробит бомбой весом в пол центнера, которая взорвалась уже в воде. Возникла огромная пробоина размером 2×2,3 метра, начался пожар, перестал функционировать телеграф и пулемет на правом борту, а пулемет левого борта смыло за борт вместе с его расчетом. Тем не менее, экипажу «Мины», лишившись двоих, удалось устранить пожар и поддержать судно на плаву, восстановив работу пожарных насосов и заделав пробоину. Благодаря их героическим усилиям, искалеченное судно все-таки смогло своим ходом вернуться в порт Туапсе двум часам по полудню. Морской охотник «СКА-041» постигла самая печальная участь. На судно спикировал Ю-87 и сбросил три бомбы, которые его потопили. Вместе с судном погибли 18 членов экипажа, шестерым удалось спастись. Как выяснилось позднее, морской охотник уже выходя на задание имел проблемы с двигательной установкой: два его мотора не работали, что лишило его возможности быстро маневрировать и избегать смертоносных ударов авиации.

Для спасения транспорта из Туапсе на помощь вышли сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», морской охотник «СКА-105» и буксир «Петраш». Десять наших самолетов «Як-1» отбивали воздушные атаки на конвой. Совместными усилиями в 18 часов 50 минут транспорт «Интернационал» был доставлен в порт Туапсе.

21 октября 1805 года произошло Трафальгарское сражение, в ходе которого британский флот одержал верх над франко-испанскими морскими силами. Морские сражения - это одни из самых интересных эпизодов в войнах между разными странами мира. Многие из морских боев решали исход войны, а также доказывали статус победителя как великой морской державы. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти морских сражений, закончившихся полным разгромом противника.

День Трафальгарского сражения в Британи отмечается как день празднования победы Королевского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона над объединенным флотом Франции и Испании. Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года. Флот 47-летнего Нельсона дал решительный отпор французско-испанскому флоту, не допустив вторжения Франции в Британию. Сам лорд Нельсон сложил в сражении свою голову.

Трафальгарское сражение

Одно из самых великих морских сражений в мировой истории. Трафальгарское сражение произошло между британскими и франко-испанскими морскими силами 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Эта морская битва исторически была решающей между объединенным флотом Франции и Испании и Великобритании. Самое поразительное, что Франция и Испания потеряли в Трафальгарском сражении двадцать два корабля, а Великобритания - ни одного. Однако англичане потеряли командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. На вражеской стороне сражались французский адмирал Пьер Вильнёв, командующий всем объединенным флотом, и испанский адмирал Федерико Гравина, который руководил испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции, она стала главным морским противостоянием XIX века и величайшим морским сражением в истории. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

Гравелинское сражение

Это грандиозное морское сражение произошло 27 июля 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось Гравелинское ссражение полным разгромом испанской Великой Армады, которую многие считали непобедимой. Сама Великая Армада состояла из 130 кораблей, основную часть которых составляли галеоны. Всё сражение и исход боя определили действия вице-адмирала Дрейка, адмирала Хокинса. Когда сражение подходило к победному концу, британцы не остановились - они ещё целых два дня преследовали Армаду.

Цусимское сражение

Ещё одна колоссальная морская битва произошла 14-15 мая 1905 в Русско-японской войне, ей дали название - Цусимское морское сражение, так как битва произошла в Японском море, в районе острова Цусима. В этой битве российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Цусимское сражение - это было последняя битва в войне, в которой полностью разгромили русскую эскадру - практически все корабли были потоплены, часть успела капитулироваться, но только четыре корабля дошли до русских портов. В самом начале битвы японские корабли имели куда большее преимущество, чем русские, во-первых, по мощности артиллерийского огня, также по скорострельности орудий, а ещё в броне и скорости. Цусимское сражение повлияло на исход Русско-японской войны и вынужденное подписание Россией мирного договора.

Синопское сражение

Синопское сражение - это великий морской бой в истории мировых морских сражений. Русский Черноморский флот, под командованием адмирала Нахимова, сражался против турецкой эскадры, полностью разгромил противника. Само сражение произошло 18 ноября 1853 года. Сражение было масштабным, но очень быстрым - турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Потери турок составили свыше трёх тысяч человек, а раненый Осман-паша и другие пленники были взяты в плен. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море, но эта победа стоила России дорого, так как разгром турецкого флота стал поводом для Великобритании и Франции для вступления в войну на стороне Османской империи.

Похожие статьи