Рядовой флота. Морские звания и погоны, что носят на плечах в вмф

20.10.2019

С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.

Корабельные звания так же как и в сухопутных войсках присваиваются согласно тому, на сколько у военнослужащего есть способность и желание взять на себя руководство вверенным ему участком. Все звания ВМФ значительно отличаются от аналогичных, сухопутных. Это связано с рядом событий, произошедших в истории России.

Основные изменения произошли:

Все современные флотские ранги можно разделить на 4 общие категории: военнослужащие по призыву, состав младших офицеров, старшие офицеры, высшие офицерские чины.

Морские погоны были введены в 1802 году. В это время появились погоны на плечах моряков Балтийского и Черноморского флота.

В 1917 году погоны были упразднены, когда советская власть отказывалась от старой императорской системы. Они были заменены нарукавными нашивками. Морякам предстояло длительная борьба за право носить погоны на своих плечах, но в 1943 году погоны ВМФ вновь стали украшать мундиры личного состава этих видов войск.

Сейчас погоны всех военнослужащих морского флота имеют черный цвет. Разница в корабельных рангах в расположении и количестве отличительных знаков на них.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Однако в связи с тем, что в 2017 году вышло постановление в отношении срочной службы в рядах ВМФ , призывники не будут больше проходить ее на кораблях и подводных лодках. Это связано с тем, что ВМФ переходит на контрактную основу.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос , которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос , которое идентично ефрейтору в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

  • радиотехниками;
  • мотористами;
  • рулевыми.

Старшему матросу уже разрешено командовать группой или временно замещать командира отделения. Погоны у матросов, как и у рядовых чистые. Имеется только обозначение в виде буквы «Ф», на погоне. У старшего матроса на погоне имеется одна лычка в виде уголка.

Дальше в рядах ВМФ идут старшинские ранги, которые идентичны сержантским званиям, в других войсках. Их обязанности так же соответствуют сержантским и старшинским званиям в сухопутных войсках.

Распределение ответственности начинается со старшины 2 статьи. Следующим идет старшина 1 статьи , этим морякам доверяется командование отделением, а главный старшина может взять ответственность за командование взводом. Главный старшина на корабле несет ответственность за роту.

Погоны старшинского состава морского флота отличаются количеством лычек на них. У старшины второй статьи имеется 2 треугольные лычки на погонах. Старшина 1 статьи имеет три лычки на своих погонах, а главный старшина носит одну, но широкую лычку. На погонах главного старшины корабля расположена широкая лычка и еще одна узкая рядом с ней.

Следующем уровнем в карьерной лестнице идет « мичман ». Это звание имеют только те моряки, которые закончили специальную школу. В наземных и авиационных войсках оно соответствует званию « прапорщик ». На них возлагаются в основном организационные вопросы. Звание « старший мичман », имеет больше полномочий и позволяет командовать военнослужащими младших званий.

Погоны ВМФ России у моряков в таком звании отличаются количеством звезд. У мичмана на плечах должно быть две звезды, а у старшего мичмана три маленькие звезды на погонах.
Максимальное звание для призывников в рядах ВМФ , при условии срочной службы, это старшина 2 статьи . Такое ограничение связано с тем, что для получения этого повышения нужно отслужить 1 год.

Младший состав офицеров

Самым первым чином в этом офицерском составе является младший лейтенант . Его присваивают командующему каким-либо участком на корабле или взводом, оно имеется и в других родах войск. Соответственно звание лейтенанта может быть присвоено по истечении срока службы в прежнем ранге. Возлагаемая ответственность выше, чем в прежнем звании.

Старший лейтенант имеет ответственность выше чем у лейтенанта, что позволяет ему быть первым помощником капитана корабля. Следующая ступень в карьере моряка, получение ранга капитан-лейтенанта, которое является завершающим в этом офицерском составе. В других войсках оно аналогично званию капитана армии. Моряк с таким званием может иметь в своем распоряжении сотню подчиненных.

На погонах лейтенантского состава кроме звезд имеется узкая полоса, которая проходит вдоль всего погона. Количество звезд зависит от звания. Самое меньшее количество, одна звезда у младшего лейтенанта, а дальше с каждым званием растет их количество. У капитана-лейтенанта четыре звезды на погонах.

Старший состав офицеров

К старшему офицерскому составу также относятся капитанские звания.

На погонах капитана расположены две продольные полосы. Что говорит о принадлежности к капитанскому званию. Но различие в рангах можно определить по количеству звезд. Самое большое количество, три звезды, расположено на погонах капитана 1 ранга.

Высший офицерский состав

В военном флоте все ранги входящие в этот состав соответствуют высшим чинам сухопутных войск. К этим званиям относятся адмиральские чины.

Морские звания и положенные к ним погоны высших чинов ВМФ РФ имеют определенные отличия. На них нет никаких дополнительных элементов кроме звезд. Но на таких погонах расположены звезды самого крупного размера. Одна звезда расположена на погонах контр-адмирала, две звезды имеются у вице-адмирала, три у адмирала и четыре у адмирала флота.

В каких еще подразделениях присваиваются морские звания

В военно-морском флоте существуют береговые подразделения, в которых присваиваются соответствующие звания. К ним относятся:

Морская пехота предназначена для ведения боя на береговой линии и в воде. Их задача охранять морские объекты ВМФ . В морской пехоте идут флотские звания только у матроса и старшего матроса, а дальше присваиваются звания, как в сухопутных войсках.

Береговая охрана относится к сравнительно новым подразделениям ВМФ России, которое относится к пограничной службе ФСБ России. Задача береговой охраны сводится к обеспечению безопасности морских границ и сохранность прилагающей акватории. В этом подразделении звания присваиваются так же как и в военно-морском флоте. После окончания института береговой охраны, выпускникам присваивается звание мичман . Погоны всех моряков имеют соответствующие знаки отличия. В данном случае на погонах выпускников расположены две мичманские звезды.

Морская авиация предназначена для отражения нападения противника и обеспечения прикрытия с воздуха во время ведения боевых действий. Эти подразделения базируется на авианосцах и других военных кораблях, а также на аэродромах вблизи береговой линии. На кораблях базируются палубные истребители, учебно-тренировочные самолеты и вертолеты. Звания в морской авиации и погоны присваиваются также как морские звания у пехотинцев ВМФ . Сначала идет матрос , затем старший матрос , а дальше как в других наземных войсках.

Как присваиваются звания в ВМФ России

Все звания присваиваются согласно установленным срокам. Но в случае проявленного усердия или рвения к службе, могут досрочно присвоить очередное повышение. Морские воинские звания и положенные им знаки отличия и погоны присваиваются через следующие сроки:

ВМФ России состоит из множества подразделений и каждое из них выполняет свои боевые задачи, но храбрость и отвага, всегда были отличительной чертой всех моряков от матроса до адмирала.

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

Читайте также

Военно-Морской Флот, сокращённо ВМФ, название военно-морского флота России. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи. Цели и задачи сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном

Военно-Морской Флот название военно-морского флота России. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи. Код номерных знаков транспортных средств ВМФ -45. Название Есть два варианта написания названия флота Военно-Морской Флот Российской Федерации все слова с заглавной буквы Военно-морской флот Российской Федерации. Первый вариант рекомендуется специалистами интернет-портала Грамота.ру,

Матрос Старший матрос Старшина 2 статьи Старшина 1 статьи Главный старшина Главный корабельный старшина Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант Капитан 3 ранга Капитан 2 ранга Капитан 1 ранга Контр-адмирал Вице-адмирал

Независимо от количества уклонистов, которое ежегодно фиксируется после завершения призывных кампаний, во все времена хватало тех парней, кто желал бы посвятить свою жизнь армейскому ремеслу. Обычно здесь имеется две тенденции карьерного роста. Первая заключается в том, чтобы после срочной службы остаться в армии по контракту. Однако при подобном стечении обстоятельств рассчитывать на офицерское звание не приходится. Альтернативой является поступление в высшее военное учебное заведение.

Одежда военнослужащих устанавливается указами,приказами,правилами или специальными нормативными актами. Ношение военно-морской формы флотской формы одежды является обязательным для военнослужащих вооружённых сил государства и других формирований, где предусмотрена военная служба. В вооружённых силах России существует целый ряд принадлежностей, которые были в военно-морской форме одежды времен Российской империи. К ним относятся погоны, сапоги, длинные шинели с петлицами

Черные береты, черная смерть Прозвища этих бойцов выглядят довольно мрачно и неприветливо действительно, при встрече с такими солдатами у неприятеля сразу отпадут мысли о легкой наживе. Морская пехота России сегодня разговор об этих отважных и мужественных воинах. Заглянем в историю, узнаем, каково быть морпехом и какая это честь, а также коснемся современных военных событий. История создания Морская пехота РФ ведет свою историю уже более трех

Морские шевроны и нашивки востребованы как в армейской, так и в гражданской жизни. Моряки носят нашивки с символикой кораблей и организаций, а военные - шевроны ВМФ. У каждой морской и речной службы есть своя эмблема, её размещают на одежде персонала. Нашивки ВМФ Отдельная тема, связанная с морем, - это военные шевроны флота. Нашивки морской пехоты и других подразделений подчиняются строгому регламенту.

Эмблема Военно-морских сил ВМС России Гербовая эмблема Военно-Морского флота РФ Флаги Военно-морских сил ВМС России Дата принятия 21.07.1992 Флаги ВМС России утверждены Указом Президента РФ 798 О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации от 21 июля 1992 г. Кормовые флаги, гюйс и вымпел ВМС России Военно-Морской флаг России Андреевский флаг

Морская пехота России существует уже больше 300 лет. Впервые такие упоминания о подобных подразделениях относятся к Северной войне в 1705 году. Вплоть до 1917 года они именовались морскими солдатами. К настоящему времени это по-прежнему важная часть армии, имеющая свои отличительные знаки и гимн. Немного истории Первое подразделение ВМФ было предназначено для нанесения быстрых ударов с моря во время войны со Швецией. Изначально это было относительно небольшое подразделение,

Повседневная униформа Офицеры СВ и ВВС Военнослужащие женского пола ВМФ Адмиралы и генералы ВМФ Высшие офицеры СВ Курсанты и солдаты ВМФ Офицеры ВМФ Солдаты СВ ВВС Военнослужащие женского пола СВ ВВС Парадная форма Адмиралы ВМФ Высшие офицеры СВ ВВС Курсанты и

Форма военнослужащих ВМФ России имеет свою достаточно длинную историю. На протяжении десятилетий она претерпевала и претерпевает множество изменений и появлений новых различных ее версий. В статье мы рассмотрим краткую историю формы, различные ее варианты и принципы ношения. История флотского платья История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято

Многие элементы формы морской пехоты, утвержденной в современной российской армии, перекочевали из времен СССР, но и в те далекие времена не все было так однозначно. За весь период своего существования войска морской пехоты облачались в разную одежду, поэтому за преобразованием формы удобно следить параллельно с историей войск. Как обособленный и самостоятельный род войск, морская пехота СССР была создана согласно приказу командующего ВМФ в 1940 году. Причем первоначально

ВОЕННО-МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО СОЮЗА ССР ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ФЛОТСКОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ, ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ. ВОЕННО-МОРСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ВОЕННО-МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА СОЮЗА ССР. Москва-1952 Приказ Военно-Морского Министра Союза ССР Глава I Общие положения Глава II Виды флотской формы одежды и ее применение Глава III О ношении предметов флотской формы одежды Глава IV Ношение спортивной одежды и штатского

Все товары, по тегам

Связанные товары

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой. Форменный матросский воротник также носит сленговое наименование Гюйс (гюйс - носовой флаг корабля) Изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины на рубахе две пуговицы для пристегивания воротника

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Зимняя куртка для сухопутных войск, ВМФ и ВВС надежно защищает от ветра и снега. Утеплитель отлично сохраняет тепло, мало весит, не деформируется, не впитывает влагу. Сочетание мембранной ткани и утеплителя обеспечивает защиту от сильных морозов. ХАРАКТЕРИСТИКИ Защита от холода Уставной крой Для военных операций Только ручная стирка МАТЕРИАЛЫ Рип-стоп Мембрана Утеплитель "Файберсофт"

Штабной костюм состоит из брюк и рубашки с короткими рукавами, выполнен из облегченной ткани, которая не мнется, не выгорает и не теряет свою форму даже после многочисленных стирок.

Повседневный костюм военнослужащих МО РФ. Куртка мужская: на поясе застегивается на «молнию», с длинными рукавами, без подкладки. Воротник отложной со стойкой и фиксацией углов пуговицами. Карманы застегиваются на контактную ленту. Ниже располагаются прорезные карманы «рамка», застегивающиеся на молнию. Внутренний карман для документов застегивается на пуговицу. Брюки с притачным поясом, застегивающимся на пуговицу. Цвет: Синий, зеленый, черный. Размер: 88-132 Размер: 84-100 Рост: 158-200 Ткань: Рип–стоп Фурнитура: Усиленная Цвет: синий, зеленый, черный. Материал: рип–стоп.

Стандартный (135х90) сувенирный настольный (на стойке) автомобильный (на небольшой стойке со скотчем)

Тельняшка со свойствами термобелья Обеспечивает эффективное выведение влаги от тела при больших физических нагрузках Анатомический крой Плоские швы Ткань не раздражает кожу Быстро высыхает Материал: 90% CoolPass - уникальное профилированное волокно из полиэстера с повышенными капиллярными свойствами, быстро отводит влагу с поверхности тела 10% Elastane - искусственное волокно, обеспечивающее высокую эластичность изделия Вес изделия: 44-46/170-176 р-р -213 г 52-54/182-188 р-р -239 г 56-58/182-188 р-р -244 г ОБЗОРЫ: Обзор на сайте "Russel-а" Все, кому приходилось носить тельняшку по роду службы, относятся к ней очень нежно. Тельняшка Тельняшка (просторечное тельник) флотская нательная фуфайка (отсюда название). Изготавливается из вязаной трикотажной ткани с чередующимися горизонтальными синими и белыми полосками. В российском… Узнать о Тельняшка из Энциклопедии всегда была не только формой, но своеобразным символом причастности к тому или иному братству. Туристы и путешественники, команды парусных и сплавных катамаранов тоже всегда любили эту одежду. Тельняшка Тельняшка (просторечное тельник) флотская нательная фуфайка (отсюда название). Изготавливается из вязаной трикотажной ткани с чередующимися горизонтальными синими и белыми полосками. В российском… Узнать о Тельняшка из Энциклопедии "Active" – подарок романтикам, которым не дают покоя шорох волн, запах соленого ветра и крики чаек. Она выполнена из ткани сочетающей в себе высокую эластичность, благодаря которой термобелье термобелье (англ. thermal underwear) это функциональное нижнее белье, основным назначением которого является сохранение тепла и/или отвод влаги с поверхности тела, используется как для повседневной носки,… Узнать о Термобелье из Энциклопедии плотно облегает тело, и влагоотводящие качества. Это позволяет оставаться сухим даже при очень активном движении. Анатомический крой, плоские швы и приятная ткань направлены на то, чтобы ваша кожа как можно легче переносила ваши увлечения.

МПА-78 Легкая куртка отлично защищает от продувания, благодаря притачной подкладке, съемному капюшону и ветрозащитной планке. На правой и левой полочках расположены накладные карманы, застегивающиеся на текстильные застежки. Также имеются передние боковые прорезные карманы на «молнию». Рукава регулируются по ширине при помощи ленты и пластиковых пат (липучек). По линии плеча расположены фальш-погоны, застегивающиеся на кнопки. На левой части подкладки куртки расположен горизонтальный карман на «молнии». Демисезонная куртка Министерства обороны отлично защищает от продувания благодаря притачной подкладке, съемному капюшону и ветрозащитной планке. На правой и левой полочках расположены накладные карманы, застегивающиеся на текстильные застежки. Внешний вид. Куртка прямого силуэта на утепленной притачной подкладке, с центральной бортовой застёжкой на «молнию», с внешней ветрозащитной планкой, с кулиской по линии талии. Перед с притачной кокеткой переходящей на спинку, с верхними прорезными карманами с клапанами,застегивающимися на текстильные застежки, боковыми прорезными карманами, застегивающимися на «молнию». Рукава втачные двухшовные с притачными манжетами на эластичной ленте и пластиковыми патами (липучками) по низу, для регулировки ширины. По линии плеча расположены погоны с фальш-погонами, застегивающиеся на кнопки. Воротник -стойка. Капюшон пристегивается на тесьму «молнию», состоящий из трех частей. Капюшон по лицевому вырезу регулируется эластичным шнуром и фиксаторами. На левой части подкладки куртки расположен горизонтальный карман на «молнии». Характеристики защита от холода защита от дождя и ветра уставной крой Материалы рип-стоп мембрана

Юбка форменная м. 7122 Цвет: синий, зеленый, черный. Материал: рип–стоп. РАЗМЕРЫ ЮБОК И ЖЕНСКИХ БРЮК РАЗМЕР Рост Обхват талии Обхват бедер 40 152,158 60,2 84 164,170 57,8 176 55,4 42 152,158 64,4 88 164,170 62 176 59,6 44 152,158 68,6 92 164,170 66,2 176 63,8 46 152,158 72,8 96 164,170 70,4 176 68 48 152,158 77 100 164,170 74,6 176 72,2 50 152,158 81,2 104 164,170 78,8 176 76,4 52 152,158 85,4 108 164,170 83 176 80,6 54 152,158 89,6 112 164,170 87,2 176 84,8 56 152,158 93,8 116 164,170 91,4 176 89 58 152,158 98 120 164,170 95,6 176 93,2 60 152,158 102,2 124 164,170 99,8 176 97,4 62 152,158 106,4 128 164,170 104 176 101,6

Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов ВМФ ВМФ Военно Морской Флот Российской Федерации, сокращённо ВМФ России, название военно морского флотаРоссии. Является преемником ВМФ СССР и ВМФ Российской империи. Код номерных знаков… Посмотреть все товары принадлежащие ведомству ВМФ Советского (Российского) флота. С тех пор бескозырка практически не изменялась. Первоначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа, где служил матрос. В советское время (1949 г.) ради сохранения секретности названия кораблей заменили на названия флотов (исключение было сделано только для крейсера «Аврора» и названий военно-морских училищ). Затем вообще оставили лишь надпись « Военно-морской флот ». В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается.

Штабной костюм состоит из брюк и кителя с длинными рукавами из полушерстяной ткани.

Офисная форма ВМФ предназначена для длительного повседневного ношения в условиях офиса. Ткань рип-стоп идеально подходит для длительного использования, офисная форма военнослужащих ВМФ рассчитана на зимний период. В состав костюма офисной формы входит куртка и брюки, все элементы оборудованы уплотнительными резинками. Сама куртка и боковые карманы застегиваются на молнию, на рукавах куртки и клапанах нагрудных карманов нашита липучка для быстрого крепления шевронов и особых знаков отличия. Фасон офисной формы одежды позволяет быстро одевать и снимать этот костюм, он не стесняет движений, удобен и практичен в использовании. Цвет черный Основные особенности: офисный костюм военно-морского флота и гражданских служащих МО липучки на кителе ткань рип-стоп ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: рип-стоп Состав: 70/30 Плотность: 220 гр. Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: зимний вариант Дополнительно: уставная офисная форма ВМФ Дополнительно вы можете приобрести.

Чтобы точно знать, как по уставу положено обращаться к военнослужащему, необходимо разбираться в званиях. Звания в армии России и погоны обеспечивают ясность во взаимоотношениях и позволяют разобраться в субординации. В Российской Федерации есть как горизонтальная структура — войсковые и корабельные звания, так и вертикальная иерархия — от рядового состава — до высшего офицерского.

Рядовой состав

Рядовой — это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.

Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии» . Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции» , либо«рядовой медицинской службы» . Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.

В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос .

Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор . Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.

Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос .

Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант . В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»

С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного составасержант . Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант , который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.

В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина .

Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина .



После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина . В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина .

Следом идут прапорщики и мичманы . Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман .

Младший офицерский состав

Ряд званий младшего офицерского состава армии России начинается со звания младший лейтенант . Звание это присваивается учащимся последних курсов и выпускникам высших военных учебных заведений. Однако, в случае нехватки офицеров, звание младшего лейтенанта может так же получить выпускник гражданского ВУЗа.

Лейтенантом может стать только младший лейтенант, отслуживший определенное количество времени и получивший положительный документ об образовании. Далее – старший лейтенант .

И замыкает группу младшего офицерского состава – Капитан . Это звание звучит одинаково, как для сухопутных, так и для корабельный войск.

Кстати, новая полевая форма от Юдашкина обязала наших военнослужащих дублировать знаки отличия на груди. Бытует мнение, что «недомерки» из руководства, не видят званий у наших офицеров на плечах и это сделано для их удобства.

Старший офицерский состав

Старший офицерский состав начинается со звания Майор . На флоте, этому званию соответствует Капитан 3 ранга . Следующие звания ВМФ будут только повышать ранг капитана, то есть званию сухопутного Подполковника будет соответствовать Капитан 2 ранга , а званию Полковника Капитан 1 ранга .


Высший офицерский состав

И завершает иерархию воинских званий в армии России высший офицерский состав.

Генерал майор или Контр-адмирал (на флоте) – такое гордое звание носят военнослужащие, которые командуют дивизией — до 10 тысяч человек.

Выше Генерал–майора стоит Генерал-лейтенант . (Генерал-лейтенант выше Генерала-майора потому, что у генерала-лейтенанта на погонах две звезды а у Генерала-майора одна).

Изначально в советской армии, это было скорее не звание, а должность, ибо Генерал-лейтенант являлся помощником генерала и брал на себя часть его функций в отличии, от Генерала-полковника , который может лично замещать старшие должности, как в Генеральном штабе, так и в министерстве обороны. К тому же, в вооруженных силах России, Генерал-полковник может являться заместителем командующего военным округом.

И, наконец, самый главные военнослужащий, имеющий высшее воинское звание в армии России – это Генерал армии . Все предыдущие звенья обязаны подчиняться именно ему.

О воинских званиях в видео формате:

Ну что салага, теперь разобрался?)

Служащим в ВМС Российской Федерации, которые способны взять ответственность за командование воинским составом, присваиваются звания на флоте. Каждое из них имеет характерные знаки отличия. Чтобы получить конкретное звание, человек, находящийся на службе, должен доказать свою значимость и показать рвение к дальнейшему повышению.

Морские звания в военно-морском флоте делятся на несколько категорий:

  • Призывники контрактной и срочной службы;
  • Младшие офицеры;
  • Старшие офицеры;
  • Высшие офицеры.

За каждым военнослужащим, который входит в одну из вышеуказанных категорий, закреплены определенные обязанности. Он должен четко следовать уставу и не пренебрегать задачами, выполнение которых является его первостепенной целью.

Звания

Воинские звания делятся на корабельные или же морские и войсковые. Первые могут быть присвоены служащим надводных и подводных сил. Войсковые относятся к лицам, которые проходят службу в воздушно-десантных, сухопутных и космических войсках.

Закон «О воинской обязанности и военной службе» РФ (Российская Федерация) устанавливает воинское звание для военных МВС.

Матросы


В морфлоте самое низшее звание – матрос

Младшее звание в ВМС – это матрос. В ВМФ оно соответствует рядовому, которое дают военнослужащему сухопутных войск. Его получает призывник срочной службы. Также звание дается контрактникам, которые только начинают знакомиться с военным делом.

Далее следует старший матрос. По значимости он равен ефрейтору в армии. Такое звание получает военнослужащий, который ни разу не нарушил дисциплину и ответственно относится к собственным обязанностям. Нередко старший матрос становится помощником или даже заместителем старшины второй статьи.

Старшины

Самым младшим званием в старшинском составе является старшина второй статьи. Военнослужащий такой категории может рассчитывать на разрешение командовать отделением.

Старшиной первой статьи становится моряк, который по рангу располагается выше, чем старшина первой статьи. Он является командиром отделения. Такого звания удосуживаются военнослужащие, которые сумели показать хорошие результаты в процессе выполнения боевых задач. Также их характеризуют высокие организаторские способности.

Мичманы


Погоны мичмана

Звание мичмана получает моряк, который успел пройти ряд обучающих курсов и программ. Ему соответствует ранг прапорщика в сухопутных войсках. Мичман считается ответственным за выполнение боевых обязанностей и организационных дел.

Выше его по рангу идет старший мичман. Это звание является аналогичным старшему прапорщику в армии. За ним закреплены те же обязанности.

Младшие офицеры

Младший лейтенант занимает начальную ступень в офицерском составе. Это правило распространяется как на морские, так и на сухопутные войска. Военнослужащему с таким званием могут быть поручены обязанности командира поста или целого взвода. Все зависит от его профессиональных навыков и дисциплины.

Флотское звание старший лейтенант дается моряку, который с хорошей стороны проявил себя во время службы обычным лейтенантом. Если военнослужащий продолжит давать отличные показатели, то он сможет стать помощником капитана морского судна.

Завершает младший офицерский состав капитан-лейтенант. Это высшее звание, которое в Российской Федерации соответствует рангу капитана роты в армии. Моряк имеет право стать заместителем капитана корабля. Также ему открывается перспектива стать командиром роты, в расположение которого попадает несколько сотен подчиненных.

Старшие офицеры


Капитан в морфлоте имеет право занимать командные должности на военных судах

Капитан третьей категории является аналогом майора в армии Российской Федерации. В число обязанностей входит командование кораблем, который соответствует его рангу. К нему относятся противолодочные, десантные, торпедные суда, а также тральщики.

Капитаны второго ранга по значимости являются такими же, как и подполковники в сухопутных войсках. Такое звание получают командиры ракетных и десантных кораблей, а также миноносцев.

Капитан первой категории морского флота имеет право командовать кораблями, которые отличаются сложным управлением и большой военной мощью. Речь идет об атомных подводных лодках, крейсерах и авианосцах.

Высшие офицеры

Начинает ранг высших офицеров контр-адмирал. В его распоряжении находится корабельная эскадра. Также военнослужащий с таким званием может временно занимать место командира флотилии. Контр-адмирал по своей значимости и обязанностям соответствует генерал-майору в сухопутной армии.

В России предусмотрено звание вице-адмирал. Этот военнослужащий может замещать адмирала. По значимости он находится на уровне с генерал-лейтенантом в сухопутных войсках. В подчинении у вице-адмирала находятся флотилии.

Адмирал, которому в сухопутной армии соответствует генерал-полковник, на ранг выше вице-адмирала. Он контролирует и руководит действиями флота.

Адмиралом флота может стать военнослужащий, которому удалось положительно проявить себя в процессе выполнения стратегических, боевых и организационных задач.

Знаки различия


Адмирал флота – высшее звание в военно-морских силах

У флота России имеются две категории погон. Одни из них предназначены для офицеров, а другие – для младшего состава.

У матросов, мичманов и старшин повседневная одежда имеет синий цвет. Иногда она украшена окантовкой серебристого тона. На погоне присутствует вышитая буква «Ф». У мичманов парадная рубашка окрашена в бежевый цвет. Парадную форму дополняют серо-черные нашивные погоны, китель и пальто.

Офицеры носят белую парадную рубашку, которая дополнена съемными погонами без окантовки. Они имеют золотистый цвет. Также представлена бежевая парадная рубашка с погонами, которые соответствуют тону одежды. К ней идет повседневное пальто и китель. Последний вариант формы дополнен погонами черного цвета, которые украшены желтой окантовкой. По важному случаю офицеры надевают парадный китель, на котором присутствуют золотистые погоны с окантовкой в черных тонах.

Согласно законам и порядкам Российской Федерации военнослужащие ВМФ имеют знаки отличия, представленные в таблице. Эти данные касаются только РФ.

Звание Знаки отличия
Матросы Погоны без отличительных знаков. У старших матросов на них присутствует поперечная полоса, она же галун.
Старшины Желтые галуны и лычки. Количество галунов зависит от категории старшины. У главного военнослужащего этого звания присутствует широкий продольный галун.
Мичманы Погоны с вертикальными нашитыми полосами без просветов. Иногда присутствуют канты. Имеются небольшие звездочки в количестве 2 или 3 штук.
Младшие офицеры Погоны с желтой полосой вертикального типа и одним просветом. Присутствуют звезды размером 13 мм. Количество звезд зависит от звания.
Старшие офицеры Погоны с двумя просветами. Они дополнены звездами, размер которых достигает 20 мм. Количество звездочек зависит от звания старшего офицера.
Высшие офицеры Погоны без просветов. Они украшены звездами, которые в размере достигают 22 мм. Самая большая звезда присутствует на погонах адмирала флора. Она равняется 40 мм.

У речников и моряков погоны выглядят именно таким образом. Военнослужащие речного и морского флота имеют еще одни знаки отличия – нарукавные. Они обязательно должны присутствовать на форме, а именно на кителях. Нарукавными знаками отличия принято считать звезды и полосы желтого цвета. Их представляют в таких вариантах:

  1. Младшие и старшие офицеры – сплошная нашивка.
  2. Высший состав – внутри звезды находится якорь.

Количество полос и их ширина зависит от звания военнослужащего.

В каких еще подразделениях присваиваются флотские звания


Морская авиация имеет аналогичные звания, как и военно-морские силы

В порядке (с определенной последовательностью) присуждения знаков отличия и званий ВМФ участвуют несколько частей:

  1. Береговая охрана.
  2. Морская пехота.
  3. Морская авиация.

Каждое из этих подразделений военнослужащих отвечает за конкретный спектр задач. Например, пехота ответственна за оборону военных объектов, авиация занимается обнаружением и уничтожением вражеских воздушных конструкций, а береговая охрана обороняет базы флотов страны.

Как присваиваются звания

Звания присваиваются военнослужащим в соответствии с установленными сроками.

Важно! Моряку могут дать новое звание досрочно, если он проявит особое усердие к службе.

Военнослужащим ВМФ присваиваются звания через такие сроки:

  • Старший матрос – через 5 месяцев;
  • Старшина второй статьи – через 1 год;
  • Главный старшина – через 3 года;
  • Мичман – через 3 года;
  • Младший лейтенант – через 2 года;
  • Лейтенант и старший лейтенант – через 3 года;
  • Капитан 3 категории – через 4 года;
  • Капитан 2 и 1 категории – через 5 лет.

Высшие чины присваиваются через год службы в прежнем звании. Чтобы добиться повышения, моряк должен проявлять себя как хороший специалист, который готов браться за ответственные задачи и грамотно их выполнять.

Звания моряков несколько отличаются от званий сухопутных, ракетных, космических войск, ВДВ, ВВС. Разберемся подробнее в этой классификации, начав с представления о том, какие звания существуют в Вооруженных силах России.

Состав Вооруженных сил РФ

Всего в нашем государстве действует два типа званий для военных - войсковые и корабельные (морские) звания. Их перечень установлен в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Морские звания присваиваются морякам:

  • подводных и надводных подразделений Военно-морского флота (ВМФ) ;
  • береговой охраны пограничных подразделений ФСБ РФ;
  • воинских морских частей внутренних войск МВД РФ.

Составные части ВМФ:

  • береговые войска;
  • морская пехота;
  • морская авиация.

Подразделения ВМФ

Вкратце разберем каждое:

  1. Морская пехота (звания рассмотрим далее). Род войск был создан 14 февраля 1992 года. Он предназначен для боевых операций морского десанта, обороны важных стратегических объектов на побережье, а также защиты военно-морских баз. Цвет отличия - черный (черный берет), девиз: "Там, где мы, там - победа!". Численность: 12,5-35 тыс. военнослужащих. Соединения морской пехоты присутствуют в Тихоокеанском, Северном, Черноморском, Балтийском флоте, Каспийской флотилии.
  2. Морская авиация. Уничтожение боевого флота врага, а также его десантов, конвоев, одиночных судов как в море, так и на базах, прикрытие своих кораблей от атаки с воздуха, воздушная разведка, уничтожение крылатых ракет, самолетов и вертолетов, воздушные перевозки, десантирование отрядов, поисковые и спасательные работы. Пункты базирования: Тихоокеанский, Северный, Балтийский, Черноморский флот.
  3. Береговая оборона и охрана. Войска защищают военные базы флота РФ, стратегически важные участки прибрежной зоны. Они располагают береговой артиллерией и ракетными комплексами, в т.ч. и зенитными, торпедным, минным оружием, спецсудами береговой обороны.

Морские звания и погоны: тип, расцветка

В морском флоте две основные категории погон: для офицеров и для младшего состава.

Мичманы, старшины и матросы:

  • повседневное обмундирование: синий (в некоторых вариациях с серебристой окантовкой) погон с вышитыми согласно званию желтыми полосами и буквой "Ф";
  • парадная бежевая рубашка (только для мичманов) - съемные погоны, идентичные тем, что присутствуют на парадном кителе;
  • парадное пальто, китель - серо-черные нашивные погоны с шахматным рисунком.

Офицерские морские звания и погоны:

  • белая парадная рубашка - золотистые съемные без окантовки погоны;
  • бежевая парадная рубашка - погоны без окантовки в тон одежде;
  • повседневное пальто и китель - черные погоны с желтой окантовкой;
  • парадный офицерский китель - шитые золотистые погоны с черными окантовочными нашивками.

Младшие морские звания и знаки различия

Матросы носят погоны без знаков различия, только у старших матросов есть одна поперечная полоска (галун).

У старшин присутствуют знаки различия - лычки, матерчатые галуны желтого цвета (и для повседневной, и для праздничной формы). Морские звания:

  • старшина второй статьи (2 галуна);
  • старшина первой статьи (3 галуна);
  • главный старшина (одна широкая лычка);
  • главный корабельный старшина (один широкий, продольный галун).

У мичманов погоны чем-то схожи с офицерскими, но выполнены без просветов (вертикальных нашитых полос), могут быть добавлены канты. Знаки различия - маленькие вертикально расположенные звездочки. Морские звания:

  • мичман (две звездочки);
  • старший мичман (три звездочки).

Морской офицерский состав

Младшие офицерские морские звания России носят на погонах один просвет (желтая вертикально расположенная нашитая полоса). Стандартный размер металлических звездочек - 13 мм. Различия:

  • младший лейтенант (одна звезда на просвете);
  • лейтенант (две звезды по обеим сторонам просвета);
  • старший лейтенант (три звезды - одна на просвете, две другие - по сторонам от него);
  • капитан-лейтенант (четыре звезды - две на просвете, две - по бокам от линии).

Старшие офицерские звания военно-морского флота имеют уже два просвета и звезды на погонах крупнее - 20 мм. Различия:

  • капитан третьего ранга (одна звезда между просветами);
  • капитан второго ранга (две звезды на просветах);
  • капитан первого ранга (три звезды - две на просветах, одна - между полосами)

Высший состав офицеров носит погоны без просветов с большими вышитыми звездами (22 мм):

  • контр-адмирал (одна звезда);
  • вице-адмирал (две звезды);
  • адмирал (три звезды);
  • адмирал флота (одна большая вышитая звезда - 40 мм).

Нарукавные знаки различия

На флоте, помимо погон, у офицерского состава имеют место быть и знаки различия на рукавах кителей - желтые полосы и звезды. Последние у младших и старших офицеров заполнены сплошной желтой нашивкой, а у высшего состава внутри контура звезды вышит якорь. Ширина и количество полос различаются по званиям:

  • младший лейтенант - средняя полоса;
  • лейтенант - средняя и узкая полосы;
  • старший лейтенант - две средние;
  • капитан-лейтенант - две средние, одна узкая;
  • капитан 3 ранга - три средние;
  • капитан 2 ранга - четыре средние;
  • капитан 1 ранга - одна широкая;
  • контр-адмирал - широкая и средняя;
  • вице-адмирал - широкая и две средних;
  • адмирал - широкая и три средних;
  • адмирал флота - широкая и четыре средних.

Соответствие морских и воинских званий

Воинские и морские звания соответствуют таким образом:

Маршал РФ
Адмирал флота Генерал армии
Адмиралы Генерал-полковники
Вице-адмиралы Генерал-майоры
Контр-адмиралы Генерал-лейтенанты
Капитаны 1 ранга Полковники
Капитаны 2 ранга Подполковники
Капитаны 3 ранга Майоры
Капитан-лейтенанты Капитаны
Лейтенанты
Младшие лейтенанты
Старшие мичманы Старшие прапорщики
Мичманы Прапорщики
Главные старшины корабля Старшины
Старшины 1 статьи Сержанты
Старшины 2 статьи Младшие сержанты
Старшие матросы Ефрейторы
Матросы Рядовые

Морские звания и знаки различия на погонах в Российской армии четко структурированы, поэтому в них достаточно просто разобраться даже при поверхностном ознакомлении.

Похожие статьи