Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- смене вида деятельности;
- предупреждении утомляемости;
- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- активизации кровообращения;
- активизации мышления;
- повышении интереса детей к ходу занятия;
- создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
- проведение психофизической разрядки;
- развитие познавательных психических процессов;
- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
- этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
- восполнение «двигательного дефицита»;
- развитие двигательной сферы детей;
- укрепление мышечного корсета;
- совершенствование познавательных процессов;
- формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыразиться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
- улучшение самочувствия и настроения детей;
- профилактика простудных заболеваний;
- решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
- фитотерапию;
- цветотерапию;
- музыкотерапию;
- витаминотерапию;
- физиотерапию;
- гелиотерапию;
- песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Добрый день, уважаемые, коллеги!
Тема нашего семинара: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»/слайд 1,2/
Наш детский сад является одним из самых больших детских садов дошкольного образования г. Липецка. В д/с функционирует 16 групп, из них 13 групп дошкольных и 3 группы раннего возраста. Ежегодно наш детский сад в среднем посещают 440 воспитанников./слайд 3/
Так как направление физическая культура и оздоровление является приоритетным нашего д/с, основной задачей работы коллектива на данном этапе является:
Осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей;
Оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительных технологий, через становления у детей позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания через использование инновационных здоровьесберегающих технологий;/слайд 4/
Работу по здоровьесохранению детей дошкольного возраста коллектив строит на следующих принципах:
Системность и последовательность реализации здоровьесберегающих технологий;
Сознательность и активность каждого субъекта образовательного процесса (дети, педагоги, родители);
Непрерывность здоровьесберегающего процесса;
Доступность технологии детям;
Учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка; / слайд 5/
Мы выработали такие правила здоровьесбережения:
Соблюдение режима, больше движения, правильное питание, как можно больше положительных эмоций, прочь уныние и тоску, пожелание себе и окружающим только добра !//слайд 6/
Все здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании можно разделить на следующие виды:
Медико – профилактические;
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;
Здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов;
Физкультурно – оздоровительные технологии;
Валеологическое просвещение родителей; /слайд 7/
Предлагаю Вам рассмотреть каждый вид здоровьесберегающих
технологий.
Медико – профилактические технологии или как их еще называют лечебно - профилактические - это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
Организация мониторинга здоровья дошкольников;
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Организация и контроль питания детей;
Организация и контроль физического развития и закаливания дошкольников;
Организация профилактических мероприятий;
Организация контроля и помощь в обеспечении требований СаНПиНа;
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ./ слайд 8/
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и воспитания. Построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью./слайд 9/
Технологии обеспечения социально – психологического
благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника. В нашем детском саду основной задачей является обеспечение эмоциональной комфортности и позитивное психологическое самочувствие ребенка, в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально – эмоциональному благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог посредством специально организованных занятий с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. /слайд 10/
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения
педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности педагогов и родителей./слайд 11/
Технологии валеологического просвещения родителей – папки – передвижки, стендовая информация, беседы, совместные мероприятия и пр. / слайд 12/
И самый основной и важный вид всех здоровьесберегающих технологий - это
5. Физкультурно – оздоровительные технологии , которые непосредственно направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
Развитие физических качеств;
Двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
Закаливание;
Оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);
Воспитание привычки к повседневной физической активности и забота о здоровье и др./ слайд 13/
Реализацию данных технологий осуществляет инструктор по ф/к и воспитатели в условиях специально организованных форм оздоровительной работы в детском саду. Отдельные приемы данных технологий широко используются воспитателями в разных формах организации образовательного процесса: в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.
Всю работу по реализации здоровьесберегающих технологий мы строим на основе:
Медицинских показаний и распределения детей по группам здоровья. В 2011/12 учебном году дети распределены по группам здоровья следующим образом /слайд 14/:
Количество детей |
||||
Анализа основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия) детей старшего дошкольного возраста (176 детей) по данным диагностического обследования педагога – психолога ДОУ /слайд 15/
Уровень |
Развитие психических процессов |
|||||||
Память |
Восприятие |
Внимание |
Мышление |
|||||
слухо-вая |
зритель-ная |
целостное |
устойчивое |
Не устойчивое |
Наглядно -образное |
логическое |
||
Уровня физической подготовленности детей по данным мониторинга инструктора по ф/к / слайд 16/
Количество детей |
|||
На основании этих показаний возникает необходимость внедрения в систему работу д/с здоровьесберегающих технологий разной направленности.
Вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей постоянно держится на контроле и организовано таким образом, чтобы оно
Обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие
Помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья.
Приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни. /слайд 17/
Все инновационные физкультурно – оздоровительные технологии условно можно разделить на три категории:
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Коррекционные технологии / слайд 18/
Технологии обучения здоровому образу жизни
Я перечислю те здоровьесберегающие технологии, которые уже внедрены в практику работы каждого детского сада. К ним относятся:
Непосредственно образовательная деятельность в области «Физическая культура» - организованная форма физического развития. Проводится инструктором по физической культуре во всех группах в соответствии с требованиями программы, в разных формах: игровые, подгрупповые, индивидуальные, тренировочные, соревновательные и пр.
Непосредственно образовательная деятельность в области «Здоровье» - деятельность по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится воспитателем, инструктором по физической культуре. Здоровье является интегрированной формой работы с такими видами деятельности, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, валеология.
Спортивные развлечения, праздники.
Утренняя гимнастика. /слайд 19,20/
Оздоровительная работа в бассейне - занятия плаванием занимают особое место в физическом развитии, развитии и укреплении здоровья дошкольников. Плавание помогает сформировать физические качества и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде. Вода дает сильный оздоравливающий эффект. В своей работе мы используем элементы аквааэробики, синхронного плавания, гендерный подход в обучении плаванию детей. Работает секция «Танцы на воде». /слайд 21,22,23/
Так же в практике работы мы используем и другие технологии, на которых остановимся более подробно
Гимнастика ДО-ИНЬ – комплексы движений для мышц и суставов с элементами самомассажа с ярко выраженным тонизирующим эффектом. Используется инструктором по ФК в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре со старшими дошкольниками./слайд 24,25/
Оздоровительная технология «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся» - данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.
На примере оздоровительной технологии «БОС – здоровье» мы расскажем об этапах внедрения всех инновационных здоровьесберегающих технологий в нашем д/с. / слайд 26/
Занятия здоровья, так мы их назвали, - наиболее современная технология оздоровления (с использованием компьютеров), которая применяется для обучения детей навыкам здоровья. Цель таких занятий – формирование у детей навыка правильного дыхания./слайд 27/
Данная технология в нашем детском саду используются частично, в коррекционных (логопедических) группах, т.к в них маленькое количество детей, на занятиях с учителем- логопедом для развития речевого дыхания и на занятиях по физической культуре. Приобретение дорогостоящего оборудования для полноценного использования данной технологии в настоящее время не считается возможным.
В 2010 году на основе экспериментальной деятельности в педагогический процесс, нашего дошкольного учреждения внедрена данная оздоровительная технология.
Идея эксперимента состоит в том, что в результате использования в практике работы ДОУ здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) происходит формирование у детей положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, оздоровление организма и снижение заболеваемости, улучшение психоэмоционального состояния./слайд 28/
В процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как диафрагмальное дыхание, т.е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека. / слайд 29/
Исходя из диагностических показателей психофизического состояния
детей в начале учебного года мы сформировали группу детей старшего дошкольного возраста, имеющих 2 и 1 медицинскую группу здоровья в количестве 12 человек. 1 группа - здоровые дети, 2 группа – дети, имеющие незначительные отклонения здоровья, например кариес, ЛОР – заболевания, желудочно – кишечного тракта и др., т.е. дети, не имеющие серьезных отклонений, но наблюдающиеся у врача;
Целостный процесс обучения мы разделили на 4 этапа.
Ольга Сотникова
Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ
Введение
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья .
Здоровье - это счастье ! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов : биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов , всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью .
«Береги здоровье смолоду » - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми , сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность , другие - смекалку, третьи - воображение и творчество , но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действий, сюжетов, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Представление педагогического опыта воспитателя
С 2015 года я работаю над темой : «Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ ».
Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность , при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся , для профилактики заболеваний и оздоровления детей , для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни ». (глава 4, статья 41)
В Уставе Всемирной организации здравоохранения : здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
На данном этапе введения ФГОС необходима разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции пяти ключевых направлений : социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития и физического развития.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника , пропаганды и обучению здорового образа жизни .
Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования .
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника, педагога и родителя.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование я пришла к выводу , что необходимо отойти от традиционной модели, найти новые формы образовательного процесса и изменить его содержание.
Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка , используя здоровьесберегающие технологии , стало для меня профессиональным интересом. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни , применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные оздоровительные и народные игры , бодрящая гимнастика, оздоровительный массаж .
Задачи :
Формировать основы личной гигиены;
Формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии ;
Углубление воздействия на детей с отклонением в состоянии здоровья .
Образовательные :
Сформировать в сознании ребенка чувство неразрывности с природой;
Включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний , умений, навыков;
Дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека.
Воспитательные :
Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье ;
Воспитание культуры здоровья ;
Формирование нравственных качеств : забота об окружающих, родителях, умения во время прийти на помощь и оказать ее.
Основное направление моей работы это :
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ, привитие детям интереса к занятиям по физической культуре, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья ;
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность;
Внедрение современных форм работы с семьей и социумом по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни .
Ожидаемый результат :
Сформированность гигиенической культуры.
Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Индивидуализация физического развития.
Овладение навыками самообслуживания в соответствующих ситуациях.
Повышение педагогической компетентности родителей о факторах здорового образа жизни .
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослых, так и детей.
В течение всего времени в дошкольном учреждении с детьми проводятся мероприятия, направленные на укрепление и расширение знаний о собственном теле, представлений о здоровом образе жизни .
Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением (ежедневно) . Цель : Укрепление работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, систем желез внутренней секреции и других).
Игровые упражнения с целью профилактики нарушения зрения «В лесу» , «Глазки» , «Утренние часы» , «Качели» (ежедневно) .
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук – лепка из пластилина, перекатывание карандаша между ладонями, «движение и речь» , игры с рисованием, игры с предметами домашнего обихода.
Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок» , «Ежики» , «Воздушный шарик» , «Водолаз» , «Розочка и одуванчик» , «Хомячок» , «Дракон» - это, прежде всего, укрепление здоровья детей . Основа гимнастики – носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.
Организованная образовательная деятельность по физической культуре (3 раза в неделю) .
Неотъемлемой частью укрепления здоровья детей являются прогулки, проводимые ежедневно с включением подвижных игр.
- Оздоровительный бег (ежедневно) .
Физкультминутки (в малоподвижной ООД) .
Ежедневной гимнастикой после дневного сна укрепляем здоровье детей , создаем условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков.
Психогимнастика.
Пропаганда ЗОЖ – беседы с детьми на темы :
- «Мы стремимся иметь здоровые глаза » . Цель : Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.
- «Дорога к доброму здоровью » . Цель : Формировать представление о здоровье , как одной из главных ценностей жизни. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни .
- «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью ». Цель : Формировать представление детей о нитратах, рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью . Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.
- «Витамины укрепляют организм» . Цель : Сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать культуру питания.
Уличная акция «Мы за здоровый образ жизни » , с целью пропаганды здорового образа жизни среди местного населения.
Экскурсия на центральный стадион «Союз» с. Красногвардейского, где дети выступили в роли болельщиков за районную команду по мини-футболу МКОУ ДО ДЮСШ с. Красногвардейского, участвовавших в краевых соревнованиях по мини-футболу.
С целью формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи проводятся как традиционные, так и нетрадиционные формы работы на повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность :
Дни открытых дверей : родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ .
Родительское собрание «Семья – здоровый образ жизни » . Цель : Формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье , мотивации на здоровый образ жизни .
Домашние задания «Игры для здоровья » , «Закаливание – шаг к здоровью » , «Правила гигиены» , «Волшебная еда» , «Готовим вместе» .
Папки-передвижки «Здоровый образ жизни в семье » , наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.
Совместные походы и туристические прогулки на природу.
Выпуск газеты для любознательных, любящих своих детей - родителей «Здоровый образ жизни дошкольника » с полезными советами по формированию .
Анкетирование родителей.
Индивидуальные беседы по формированию здорового образа жизни у детей .
Консультации «Движение основа здоровья » , «Здоровый образ жизни в семье » , «Мы за здоровый образ жизни » , «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» , «Чтобы олимпийцем стать нужно сердце укреплять» .
Советы родителям в Газете Красногвардейского района Ставропольского края «Сельская новь» , от 16 сентября 2017 года, № 70, по проведению совместной утренней гимнастики в выходные дни, чтобы не прерывался процесс укрепления физического здоровья детей .
Физкультурный праздник, посвященный 23 февраля «Как Баба-Яга внука в армию провожала» .
Спортивный праздник «Здоровым быть здорово !» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, с участием работников ДК «Комсомолец» , тренера-преподавателя МКОУ ДО ДЮСШ по футболу Горяйнова Д. И., учеников МКОУ СОШ №11. Цель данного мероприятия - привлечение родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, развитие интереса к спортивно – массовым мероприятиям, приобщение семьи к здоровому образу жизни , формирование у детей, любви и уважения к родителям.
Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям - это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
В современной России особую актуальность приобрела проблема организации здоровьесберегающего обучения и воспитания.
Всемирная организация здравоохранения соотносит здоровье как «состояние телесного, душевного и социального благополучия» . Таким образом, понятие «здоровье» имеет элементы физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного аспекта.
Рисунок 1. Модель формирования здоровья обучающихся
Абитуриенту, ставшему студентом, нелегко привыкнуть и подстроиться под новый режим жизнедеятельности в учебном заведении. Новый режим учебной деятельности, изменения в питании и двигательной активности, необходимость изучать больший объем учебного материала – все это отрицательно сказывается на здоровье студента.
В связи с этим возникает необходимость в применении основ здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающая педагогика – это, прежде всего, готовность и определенная способность образовательного учреждения к обеспечению высокого уровня образовательной деятельности без серьезного ущерба для здоровья участников образовательного процесса . Здоровьесберегающие технологии в образовании - организованная системно совокупность программ, приемов, методов организации образовательных процессов, не наносящих ущерба здоровью его субъектов .
Здоровьесберегающие образовательные технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность приемов, принципов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения .
Исходя из стоящих задач здоровьесбережения все педагогические технологии в данном направлении делятся на 3 группы:
1) технологии, наиболее серьезно наносящие вред здоровью обучающихся и педагогов. К данной категории относят традиционную, классно-урочную технологию обучения, разработанную Я. А. Коменским, сюда же подходят технологии, для которых характерны преувеличенная перегрузка образовательного процесса, активное использование авторитарной педагогики.
2) технологии, в которых приоритетным является процесс сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Именно эти технологии и называются здоровьесберегающими.
3) все остальные педагогические технологии, являющиеся самой многочисленной группой технологий, невозможно четко квалифицировать и судить об их воздействии на здоровье субъектов образовательного процесса. Для обнесения их к двум другим группам необходимо проводить их анализ и изучение, а также проводить оценку их результатов с точки зрения воздействия на здоровье обучающихся и педагогов .
Цель любой образовательной технологии – достижение определенного педагогического результата в процессах обучения, воспитания, развития. Здоровьесбережение же в современной педагогике не может выступать в качестве единственной, главной цели образовательного процесса. Здоровьесбережение является только условием, одной из задач достижения главной образовательной цели.
Можно выделить следующие типы образовательных технологий:
– оздоравливающие (правильная физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, фитотерапия, аромотерапия арттерапия, массаж);
– здоровьесберегающие (установление режима здорового питания, развитие двигательной активности, прививки в качестве профилактики)
– технологии обучения и развития здоровья (включение соответствующих тем о физическом развитии в предметы общепрофессионального и профессионального циклов);
– воспитание правильной культуры здоровья (дополнительные занятия по формированию и развитию личности обучающихся, различные воспитательные мероприятия, конкурсы и фестивали и т.д.).
Здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечивать постоянное развитие личности, ее природных способностей: ума, потребности в деятельности, нравственных и эстетических чувств, овладении опытом общения с людьми, природой и искусством.
Цель образовательных здоровьесберегающих технологий - это предоставление возможности студентам осуществлять процессы сохранения здоровья за время обучения в вузе, возможности формировать нужные знания, умения и навыки здорового образа жизни, а также обеспечение возможностей активного участия в превентивных мероприятиях, использования полученных знаний и компетенций в повседневной жизни.
Основными компонентами инновационных и здоровьесберегающих технологий выступают:
1. Компонент аксиологический, проявляющийся в осознании обучающимися особой ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести такой образ жизни, который позволяет полно осуществлять стоящие перед ними цели, использовать свои физические и умственные возможности.
2. Компонент здоровьесберегающий, включающий в себя систему общих установок и ценностей, которые создают систему навыков и умений в сфере гигиены, необходимых для естественного функционирования организма, а также систему методик и упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.
3. Компонент гносеологический, связанный с повседневным приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, изучением себя, своих способностей и возможностей, интересом к вопросам своего здоровья, к изучению необходимой литературы, различных направлений по оздоровлению и укреплению своего организма.
4. Компонент эмоционально-волевой, который включает в себя проявление механизмов механизмов психологических – волевых и эмоциональных. Необходимым условием сохранения здоровья и хорошего самочувствия являются положительные, благоприятные эмоции и переживания, благодаря которым у человека формируется и закрепляется желание вести здоровый образ жизни.
5. Компонент экологический, учитывающий окружающую среду, то, что человек как биологический вид существует в совокупности с природной средой, которая обеспечивает личность конкретными биологическими, производственными и экономическими ресурсами. Рассмотрение природной среды как одной из предпосылок здоровья человека как личности, позволяет внести в содержание здоровьесберегающего воспитания формирование умений и навыков адаптации к окружающим экологическим факторам.
6. И наконец, компонент физкультурно-оздоровительный, предполагающий владение определенными способами деятельности, направленными на развитие и повышение двигательной активности, предупреждение признаков гиподинамии. Кроме того, этот компонент обеспечивает закаливание организма, возрастание адаптивных возможностей. Данный компонент направлен на освоение важных жизненных качеств личности, повышающих общую и субъективную работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Один из авторов (Зимина О. Е.) предлагает к рассмотрению основополагающую базовую модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в высших учебных заведениях . Данная модель состоит из шести блоков.
Блок первый – инфраструктура образовательных учреждений, создающая здоровьесберегающую среду. В блок входят следующие составляющие:
Материально-техническая оснащенность спортивных залов необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с образовательными стандартами ВПО;
Наличие и должное оснащение медицинского кабинета, обеспечение медицинским персоналом;
Наличие студенческой столовой, работающей в удобном режиме в соответствии со всеми требованиями ГОСТов;
Организация качественного питания;
Квалифицированный педагогический состав в необходимом количестве.
Общая ответственность и контроль за реализацией этого блока лежит на администрации вуза.
Блок второй – организация учебного процесса. В блок входят следующие составляющие:
Соблюдение гигиенических норм и требований при организации и контроле объема аудиторной и самостоятельной нагрузки на всех этапах обучения;
Использование методов обучения, прошедших апробацию, соответствующих возрастным возможностям и особенностям студентов;
Введение любых инновационных методик только под контролем соответствующих специалистов и контролирующих органов;
Непременное соблюдение всех требований к применению технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
Рациональная организация занятий физической культурой и мероприятий активно-двигательного характера;
Учет индивидуальных особенностей организма обучающегося, работа по адаптированным к индивидууму программам.
Реализация этого блока создаст условия для повышения эффективности учебного процесса.
Блок третий – организация физкультурно-оздоровительной работы. В блок входят следующие составляющие:
Полноценная и эффективная работа на занятиях физической культуры, секциях,
Создание условий для работы спортивных секций;
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа станет основой организации двигательного режима студентов, способствовать эффективному физкультурному развитию студентов, позволит повысить адаптивные возможности организма.
Блок четвертый – организация системной предупредительной, методической и просветительской работы с преподавательским составом для повышения квалификации работников вуза. В блок входят следующие составляющие:
Занятия (лекции, семинары, консультации, курсы) по вопросам здоровьесбережения;
Распространение научно-методической литературы по здоровому образу жизни;
Блок пятый – динамическое наблюдение за состоянием здоровья студента. В блок входят следующие составляющие:
Регулярный анализ в соответствующих структурах учебного заведения состояния здоровья студентов;
Создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи студентам;
Привлечение квалифицированных медицинских работников к реализации всех этапов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в вузе студентов.
При реализации данных блоков могут возникнуть следующие возможные риски:
1. Полное отсутствие или несформированность у отдельных педагогических кадров стремления к совершенствованию профессиональной культуры по вопросам здоровьесбережения.
2. Заниженная самооценка личности педагога, включающая в себя личностную тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие.
3. Некомпетентность представителей администрации в вопросах применения здоровьесберегающих педагогических технологий.
Большую часть своего времени студент проводит в стенах образовательного учреждения, поэтому именно в этих стенах ему необходимо создать благоприятную здоровьесберегающую среду. В течении всего периода обучения у студентов следует формировать установку на правильный, здоровый образ и стиль жизни, физическое самосовершенствование и потребность в регулярных и стабильных занятиях физической культурой и спортом.
Список литературы:
- Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст]: учебное пособие / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. –М.: Владос-Пресс, 2010. – 389 c.
- Гонсалес, С. Е. Вариативность содержания занятий студентов по дисциплине «Физическая культура» [Текст]: монография/ С. Е. Гонсалес – М.: РУДН, 2013. – 196 c.
- Зараева, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Текст]: учебное пособие / Е. А. Гараева –Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 175 c.
- Захарова, Е. В. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / Е. В. Сахарова, Р. А. Дерина, О. И. Харитонова. – Волгоград, Саратов: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013. – 94 c.
- Инновационные аспекты физической культуры и спорта. Выпуск 6 [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции МГСУ (20-21 июня 2013 г., Москва)/ О. В. Борисова [и др.]. –Электрон. текстовые данные. –М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 272 c.
- Кузьменко, Г. А. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Организационная культура личности юного спортсмена [Текст]: программа элективного курса для основного общего образования / Г. А. Кузьменко, К. М. Эссеббар – М.: Прометей, 2013. – 140 c.
- Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст]: материалы Регионального научно-методического семинара «Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» (25 марта 2015 года)/ Р. Р. Абдуллин [и др.]. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2015. – 164 c.
зволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы, в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия», национальной инициативой «Наша новая школа».
В процессе организации информационно-образовательной среды лицея осуществлялась деятельность по информатизации образовательного процесса, а именно:
Создание необходимых информационных условий для осуществления всех видов образовательной деятельности;
Осуществление интенсификации информационного кругооборота между всеми структурами;
Расширение средств информации за счет использования ПК и новых информационных технологий с последующей переориентацией содержания учебных дисциплин;
Формирование компьютерной грамотности и другое.
Были проведены социологические исследования с целью выявления потребностей всех субъектов образовательного процесса, которые показали, что:
Потребности педагогов, прежде всего, связаны с развитием самостоятельной деятельности их учеников; с внедрением в образовательный процесс инфор-мационно-коммуникационных технологий; получением информации из различных ресурсов и т.п.
Для учащихся лицея характерны потребности, связанные с учебной деятельностью, интересами и склонностями: просмотр и прослушивание видео- и аудио- материалов; извлечение информации из Интернета; фиксирование в электронном виде материалов, полученных из фондов медиатеки; взаимодействие с другими учащимися; участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней; организация условий для творческой деятельности; участие в дистанционных всероссийских научно-практических конференциях; дистанционное обучение; подготовка к ЕГЭ.
Потребности администрации связаны, прежде всего, с оптимизацией образовательного процесса, компьютеризацией управленческой деятельности.
Потребности родителей связаны с возможностью оперативно знакомиться с нормативно-правовой документацией, с результатами образования учащихся и участвовать в образовательном процессе с целью создания условий для качественного образования детей.
После выявления потребностей субъектов образовательного процесса, был проведен анализ материально-технических, организационно-содержательных, научно-методических, нормативно-правовых, кадровых условий и разработан плана мероприятий по организации информационно-образовательной среды.
В течение нескольких лет образовательное учреждение оснащалось компьютерной техникой, накапливались электронные информационно-образовательные ресурсы. Возникла необходимость систематизировать ресурсы, определить оптимальные пути использования компьютерной техники в образовательном процессе и в управленческой деятельности. Развитие материально-технических условий напрямую связано с процессами информатиза-
ции образовательного процесса. В лицее работают два кабинета информатики, создан медиацентр. В 2006, 2008 гг. лицей участвовал в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» и выиграл гранты по 1 млн рублей. Эти средства были использованы на оборудование видео-пресс-центра, информационно-методического центра по физике и математике, приобретения копиров, принтеров, интерактивных досок. Оборудован компьютерный класс для начальной ступени. Оснащены кабинеты администрации и психологической службы компьютерами, объединенными в единую локальную сеть.
Необходимо было развивать и нормативно-право-вую базу с учетом санитарных правил и норм, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий, нормативов оплаты труда и амортизации техники. Было утверждено Положение об информационно-аналитическом центре, определены должностные инструкции сотрудников данной структуры, сотрудников видео-пресс-центра.
Были решены следующие организационные задачи:
Создан и постоянно обновляется единый банк данных, ориентированный на информационные потребности субъектов образовательного процесса;
Создана единая компьютерная сеть лицея;
Налажены контакты с различными организациями сферы образования и информационных услуг (Муниципальный информационно-методический центр, Институт развития регионального образования г. Екатеринбурга, НП «Интеграция» г. Москва, Центр «Эй-дос», вузами, библиотеками и т.д.);
Организовано более тесное взаимодействие с педагогами города через проблемные семинары, конференции;
Организован выход в глобальную сеть Internet из каждого учебного кабинета, зарегистрированы E-mail и сайт лицея.
Был решен ряд задач содержательного блока:
Определены эффективные пути совершенствования образовательного процесса; совершенствования инновационного поля лицея;
Внедрена управленческая компьютерная программа «Директор»;
Установлены 24 учебные программы, 20 электронных учебников, электронный психологический мониторинг;
Организовано дополнительное образование одаренных детей.
Обновление научно-методических условий позволило внедрить в образовательный процесс современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса, организовать использование электронных учебных материалов «Московской циф-ротеки школьного наукограда», авторских электронных учебных материалов Матроса Д.Ш., доктора педагогических наук, профессора, декана факультета информатики ЧГУ, других электронных образовательных ресурсов и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения; применять в образовательном процессе информационные технологии.1
1 Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий, развитие информационно - коммуникационной компетентности учителя и ученика, совершенствование профессионального мастерства педагогов - вот некоторые факторы, которые способствовали развитию образовательного сообщества, создали условия для адаптации учащихся в информационном обществе.
Технологические достижения не могут принести результата, если педагоги не знают, как их эффективно использовать. Поэтому необходимо было развивать кадровые условия так, чтобы компьютерная техника, компьютерные и Интернет-технологии стали потребностью для педагогов лицея с целью осуществления значимой для учащихся и самих педагогов деятельности. В лицее были проведены курсы повышения квалификации для всех педагогов по теме «Информатизация среднего общего образования». Педагоги лицея прошли курс «Создание электронного учебника» на базе Муниципального информационно - методического центра, курсы «1п1е1».
В заключение отметим, что создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения связано с рядом организационных, технологических и содержательных нововведений, В целом их можно обозначить как инновации, способствующие совершенствованию образовательного процесса: изменение методики обучения, организация доступа к качественным образовательным ресурсам, консульта-
ционная поддержка учащихся, изменение роли учителя, формирование индивидуальных образовательных траекторий обучения.
Литература
1. Вишнякова А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно- коммуникационной компетентности учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2006.
2. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12 .
3. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия ин-новационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010.-№ 1
4. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. - Волгоград: Перемена, 2005.
5. Роберт И.В. Информационное взаимодействие в ин-формационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки: Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Вып. 5. - М.: ИИО РАО, 2001.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М., Школа-Пресс, 2007.
7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 г.г.)». - М., 2002.
В статье рассматривается здороеъесберегающая организация обучения и воспитания обучающихся, и применение новых инновационных методов оздоровления обучающихся в образовательных учреждениях.
Тараканова Валентина Викторовна
кандидат педагогических наук доцент Егорьевского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия, валеологическая грамотность.
Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий образовательного процесса в ситуации нарастающей экологической опасности, информационных перегрузок и социальных напряжений являются необходимой предпосылкой сохранения
здоровья педагогов и обучающихся. Целостный подход к оценке состояния здоровья и средствам его сбережения наметился еще в античной медицине.
Основоположником разработки здоровьесберегающих технологий в теории и практике медицины, по-
Он исходил из мысли об определяющем влиянии на формирование телесных и душевных свойств человека таких факторов внешней среды как состояние воды, почвы, растительных покровов, воздуха, состава продуктов питания.
Имя Галена, римского врача, может быть поставлено в один ряд с Гиппократом . По мнению Галена, который занимался изучением психического состояния людей, влияние на организм человека неблагоприятной окружающей среды приводит к переутомлению, психическим расстройствам, заболеванию. Поэтому в настоящее время мы находим основания для разработки педагогических технологий здоровьесбережения, т.е. обеспечение здорового образа жизни путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья учащихся, разработка тактики оздоровительных и профилактических мероприятий, соблюдение гигиенических норм и учебной нагрузки.
Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания студентов, предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального, сенсорного и физического благополучия обучающихся ,
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса в современном образовательном учреждении в условиях повседневного быта молодежи стали предметом специальных исследований, с одной стороны, постоянно увеличивающимися интеллектуальными нагрузками современного образования, с другой - четко выраженной тенденцией снижения здоровья обучающихся.
Анализ данных о состоянии здоровья подростков в различных регионах страны показывает, что количество относительно здоровых юношей и девушек резко снижается уже к окончанию средней школы. Это свидетельствует не только о неблагоприятных условиях жизни и ухудшении экологических условий, но также о совершенно недостаточном внимании руководителей, педагогов учебных заведений к проблеме здоровьесберегающего обучения.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей выпускных классам составляет 18 %, нервно-пси-хические расстройства - 2,8%, нарушение осанки - 46%. Одна из частых патологий школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде классов до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети - это будущее поколение нашей страны. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании»
здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики .
Разработка здоровьесберегающих технологий прямо связана с привитием навыков и умений здорового образа жизни, расширением теоретических сведений о здоровье, составляющих его элементах, о жизнедеятельности здорового организма, его отдельных органов и систем, а также мерами профилактики.
Рассмотрим типы технологий:
> Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
> Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттера-пия).
> Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла: такие как «Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркомании), «Приключение в стране здоровья» и т.д.).
> Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в порядке по критерию субъектной включенности обучаемого в образовательный процесс .
Рассмотрим классификацию здоровьесберегающих технологий (табл. 1).
Разработка здоровьесберсгающих технологий должна предусматривать создание условий для обеспечения физического благополучия (обеспечение нормального физического развития и совершенствования телесных функций), духовного благополучия (обеспечение нормальной психической деятельности) и социального благополучия (нормальные условия жизни, исключение социальных стрессов).
Здоровьесберегающие образовательные технологии - можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.
Что же необходимо сделать администрации образовательного учреждения и педагогу, чтобы внедрить здоровьесберегающие технологии в учебный процесс?
2003 г. Приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образова-
Таблица 1
А) по разным подходам к охране здоровья
Название технологии Характеристика технологии
1 Медико-гигиенические. Проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и педагогического коллектива.
2 Физкультурно-оздоровительные. Физическое развитие обучающихся.
3 Экологические здоровьесберегающие. Воспитание у учащихся любви к природе, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии.
4 Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности. Сохранение жизни (охрана труда, защита в ЧС).
5 Здо ровьесберегающие-образо вател ь н ы е. Использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Б) по характеру действия
1 Защитно-профилактические. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2 Ком пенсаторно-нейтрализу ющие. Йодирование питьевой воды и соли, витаминизация, физкультминутки, физкультпаузы.
3 Стимулирующие. Температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии.
4 Психол о го-педагоги чес кие технологии. Психол о го-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
5 Социально адаптирующие и личностно-развивающие. Социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т.д.
6 Организационно-педагогические. Структура учебного процесса.
7 Учебно-воспи тател ь н ы е Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
тельных учреждений, в которой содержатся основные принципы ее внедрения:
О 1) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
О 2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
О 3) применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
О 4) реализация мероприятий по повышению двигательной активности, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания .
Приведу пример здоровьесберегающей технологии в учебном процессе школы №12 г. Егорьевска где обучение в начальных классах проводят по методике физиолога В,Ф. Базарного.
При обследовании школьников 1 класса (27 человек) средней школы №12 г. Егорьевск на конец учебного года 2008-2009г. медицинским работником (которые не занимались по методике Базарного), оказалось, что за период обучения у 25% детей ухудшилось состоя-
ние здоровья. У 12,5% школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 12,5% ухудшилось зрение. 19% детей болели в течение года 4 раза, у 11% - обострились хронические заболевания, 17% детей переутомление и 3% детей с врожденной патологией.
Для сохранения и восстановления здоровья детей этого же класса, но в следующем учебном году была выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф, Базарным.
Цель эксперимента апробировать здоровьесберегающую технологию и проанализировать динамику развития учащихся в школе.
Учебные занятия в классе проводились в режиме смены динамических поз, для чего использовали специальную мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.
Для разминок и упражнений на мышечно-теле-сную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используют схемы зрительных траекторий, расположенных на потолке, и специальные офтальмо-
тренажер «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результат упражнений - это развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, зрительно-моторной реакции, в частности ориентации в пространстве, в том числе реакции в экстремальной ситуации. Все эти упражнения занимают не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета. При использовании в учебном процессе технологии раскрепощенного развития детей, оказалось, что показатели здоровья за период обучения у детей улучшились и составили: у 12% - ухудшение состояния здоровья, у 9 % школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 8% ухудшилось зрение, 16% детей болели в течение года 2 раза, 10% детей переутомление и 3% детей с врожденной патологией. Экспериментальные исследования показывают снижение показателей заболеваемости и обострения хронических заболеваний в 2 раза. Незначительно улучшились творческие способности учащихся. Улучшился и психологический климат в детском коллективе. Я считаю, что все эти результаты позволяют рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.
Для профилактики острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической патологии органов дыхания, в образовательных учреждениях рекомендуется ультрафиолетовое излучение - для облучения помещений (классы, спортивный зал, столовая и т.д.); с целью охраны психического здоровья и профилактики психосоматической патологии целесообразна организация кабинета психологической разгрузки (видео-аудиоаппаратура, специальная мебель и т.д.). Для повышения резистентности организма обучаемых к бактериальным воздействиям, снижения частоты острых и хронических заболеваний рекомендуется применение фитотерапии (фиточай, травяные сборы и отвары); для общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение профилактической витаминизации в течение учебного года, использование витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения (женьшень и др.);для организации рационального питания учащихся, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта внедрение в образовательных учреждениях принципа щадящего питания . Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности; 3) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. норма - не менее трех;4) наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучаемых;5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами) и т.д.
В настоящее время ведется постоянный поиск новых инновационных методов оздоровления учащихся и студентов в образовательных учреждениях. Одним из инновационных направлений здоровьесбережения является использование натуральных биологически активных препаратов растительного происхождения в качестве средств предупреждения сезонных заболеваний, относящихся к классу так называемых галеновых.
Наиболее важной составляющей здоровьесберегающей деятельности является спортивно-оздоровительная активность.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения, Особые надежды возлагаются на здоровьесберегающую организацию процесса обучения, овладение педагогами эколого-медицинской культурой.
Основное значение в концепции здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды имеет высокий уровень валеологической грамотности педагогических работников .
Утверждение здорового образа жизни, формирование ценностных ориентации на здоровьесбережение в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и в повседневной бытовой практике возможно в результате применения педагогически обоснованных методов и средств оздоровления, а также медицинской поддержки, включающей мониторинг состояния здоровья, организацию рационального питания, двигательной активности, закаливания, очищения и защиты организма, использования санитарно-гигие-нических и медикаментозных средств здоровьесбережения.
Литература
1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынее-ва. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -100 с. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
2. Наумкин Б.И. Валеология. - Брянск, 2004. - 112 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
4. Яковлева Т.В. О проблемах сохранения и укрепления здоровья школьников. / Здоровьесберегающее образование. - М., 2009. - № 2. -17 с.
Мастер-класс
Русина Елена Владимировна
учитель русского языка ГОУСОШ №1000 г.Москва [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ
Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя?
Ключевые слова: проектная деятельность на уроке литературы, проект по творчеству Н.В.Гоголя, этапы проведение проекта, дидактические материалы в поддержку проектной деятельности
Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.
Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.
Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.
Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.
Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.
Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.
В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сло-
житься представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.
Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:
Развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
Формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
Формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
Воспитание интереса к родной культуре.
Среди методических задач проекта назовем такие,
Активизация познавательного интереса учащихся;
Формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
Формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
Формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
Формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
Формировать умение классифицировать литературные явления.
На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.
Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»