Игры и упражнения для интеллектуального развития младших школьников. Игры для начальной школы

25.09.2019

Развивающие игры

для младших школьников

Проведение игр требует от педагога знания и четкого выполнения определенных правил:

    Добровольность участия в игре.

    П едаг ог должен сам стать непосредственным участником игры.

    Многократное повторение игр является необходимым условием развивающего эффекта.

    Не оценивать действия ребенка: «Неверно, не так», «Молодец, правильно». Дайте ему проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки.

    Успех проведения игры зависит во многом от настроения п едаг ога.

Упражнение «Приветствие»

Прикоснитесь:

Ладонями, но только их тыльной стороной.

Стопами ног (внутренней частью).

Коленями.

Плечами.

Лбами.

Локтями.

Спинами.

Упражнение «Подари движение»

Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняется какое- то однотипное движение в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют это движение. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения, в такт музыке, и так продолжается по кругу.

Упражнение «Хочу подарить тебе…»

Каждому ребенку предлагается подумать, что бы он хотел подарить соседу (всем остальным), начиная со следующей фразы «Я хочу подарить тебе, имя, ….»

Упражнение «Тень».

Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения, Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения

Упражнение «Ассоциация».

Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:

- На какой цветок он похож?
- На какой вкус?
- На какую песню?
- На какую книгу? и т.д.

При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадает более двух раз – выбывает из игры.

Обсуждение:

Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого угадали, или кто-нибудь другой?

С чем это связано?

Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими – другим людям.

Упражнение «Мусорное ведро».

Оборудование: листы бумаги, ручки, корзина для мусора.

Зачем человеку мусорное ведро? Зачем необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами: накапливаются ненужные, бесполезные. Запишите на листочках чувства, от которых хотите избавиться. “Я обижаюсь на …”, “Я злюсь на …”, “Я боюсь …”.

Сверните листы в комочек, выбросите корзину.

Упражнение « Дерево ». (Под музыку).

Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться, все чаще идут дожди … наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.

Опадают последние листья с деревьев … без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга, а семена продолжают спать, им тепло. Идет время… приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.

Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок, затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли.

Проходит время… и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви – руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю.

Оно продолжает расти и теперь ему не страшны ни дождь, ни ветер”.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее, что ребенок знает о себе. Сделать импровизированную выставку, угадать: кому принадлежит рука.

Упражнение «Открытая свеча».

Оборудование: свеча.

Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева.

Упражнение « Дракон »

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Упражнение «Европейцы, эфиопы, африканцы»

Как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю участникам мастер-класса поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как эфиопы.

Упражнение «Радостная встреча»

Инструкция: (тихо звучит музыка, все встают в круг) - Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая сердечко (свечу и т.п.) по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.

Упражнение «Волшебный рисунок»

Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Игра «Дождь в лесу»

Инструкция: - Встаньте, пожалуйста, по кругу друг за другом. Вы - в деревья в лесу, слушайте текст и выполняйте действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине).

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение « Поварята »

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

Упражнение «Дотронься до...»

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Упражнение « Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Упражнение « На что похоже настроение? »

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает , какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Упражнение « Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

    Есть ли в поле светлячки?

    Есть ли в море рыбки?

    Есть ли крылья у теленка?

    Есть ли клюв у поросенка?

    Есть ли гребень у горы?

    Есть ли двери у норы?

    Есть ли хвост у петуха?

    Есть ли ключ у скрипки?

    Есть ли рифма у стиха?

    Есть ли в нем ошибки?

Упражнение “Я люблю…”

Для того чтобы мы смогли узнать друг друга лучше, я предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю…”. Тот, у кого окажется мячик, должен бросить его любому участнику, но при этом сказать, что он любит. Например, я бросаю мячик Оле и говорю: “Я люблю кататься на велосипеде”.

Упражнение “Слушаем тишину”

Детям предлагается 15 секунд помолчать и послушать тишину. После этого каждый сообщает о том, что он смог услышать.

Упражнение “Зеркало”

Все дети встают в круг или в одну линию, напротив ведущего и становятся "зеркалами". Ведущий показывает движение, а они повторяют его.

ИГРЫ

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

«Снежный ком». Игра проводится по колонкам. Начинает игру ведущий. В руках – игрушка. Ведущий называет свое имя и передает игрушку дальше. Второй называет имя ведущего и свое имя. Третий – имя ведущего, имя предыдущего и свое имя и т.д. В конце игры можно всех поздравить со знакомствои и поапплодировать друг другу .

«Эстафета имен ».Для игры понадобятся 3 мяча (для трех колонок). Дети стоя передают мяч с первой парты первого ряда колонки над головами, произнеся свое имя. Доведя мяч до последней парты, он передается соседу и возвращается с последней парты на первую. Игра проводится на скорость.

«Узнай меня ». Водящий стоит спиной к классу. К нему подходит один игрок и становится спиной к водящему и лицом к классу. Водящий должен угадать, кто стоит у него за спиной, задавая наводящие вопросы игроку (девочка-мальчик, цвет волос, глаз, одежда, первая буква имени). Если водящему никак не удается угадать игрока, он может попросить его произнести фразу «Узнай меня!». Если и это не помогает, поворачивается и смотрит на игрока

« Союзы тезок ». Дети объединяются в «союзы тезок» - людей с одинаковыми именами. Если таких немного, можно предложить объединиться по принципу «имя начинается на одну букву». Тех участников, кто не попал ни в одну группу можно объединить в союз людей с редким именем. После того, как «союзы» образовались, необходимо представить свой союз в целом и каждого в отдельности.

«Паровоз ». Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу». Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя новенькогО

«Карусель ». Игроки образуют два равных круга – внешний и внутренний. По команде ведущего, внутренний круг начинает движение. Задача игроков – поздороваться за руку со всеми, назвав свое имя. Так же проводится игра «Комплимент». Задача игроков в данном случае – обменяться комплиментами.

ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

«Счет» . Игра похожа на игру «Дюжина». Участники сидят в кругу. Ведующий называет число, и именно столько игроков должно одновременно поднятся с места. Договариваться нельзя. После успешного выполнения задания, можно обсудить с ребятами, от чего зависит успех в этой игре.

«Дюжина». Игра проходит в классе. Ведущий поясняет, что слово «Дюжина» означает число 12 и предлагает ребятам сосчитать от 1 до 12 по порядку. Считать нужно особым способом. Каждое следующее число может назвать только один участник и он не может назвать два и более чисел подряд. Если число называется несколькими игроками, то игра начинается сначала.

«Прыжки ». Дети хором считают до трех, на счет «три» хлопают в ладоши и в прыжке поворачиваются в любую сторону. Задача игры – повернуться всем в одном направлении не договариваясь. После игры идет обсуждение, от чего зависит успех в этой игре.

«Молекула-хаос» . Ведущий объясняет правила игры: надо образовать соединение «молекул», количество которых соответствует числу, названному им. По команде «молекула-хаос» все игроки хаотично двигаются по комнате. Далее идет команда «Молекула – 2 (3, 4,5 и т.д.)». Игроки должны быстро встать в пары (тройки, четверки и т.д.). По команде «молекула-группа» нужно быстро встать в круг.

«Оп-паньки». Игроки образуют круг. Участники игры расчитываются по порядку до 4-х. Каждый запоминает свой номер. Ведущий называет два любых номера. Ребята, номера которых назвали, говорят «Оп-паньки!» и быстро меняются местами друг с другом. Ведущий пытается занять место одного из них. Если ему удается это сделать, ведущим становится опоздавший.

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(выполняем действия по тексту; в конце здороваемся за руку,прыгаем).

Арам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все бегут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим, Арамия-гусия,

А рам-шим-шим. Покажи-ка на меня.

На последних словах круг останавливается. Тот на кого покажет рука водящего и встает спиной к нему. Все хором произносят «И раз, и два, и три». На счет три стоящие в центе одновременно поворачивают головы. Если они повернули в одну сторону, то выполняют задание. Если в разные, то первый водящий уходит, остается второй.

СТИХОТВОРНЫЕ ПРАВИЛА

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы с тобой идем гулять.

Будем весело играть,

Никого не обижать

( произносится, как речевка, можно маршировать)

На прогулку собираюсь

(можно: На физ-ру я собираюсь)

Быстро очень одеваюсь,

Не звеваю, ведь меня

Ждут давно уже друзья

Полюбуйтеся на нас,

Мы самый дружный в школе класс!

Колокольчик звенит (похожее движение руки),

Быть внимательным велит (руки к груди, потом ладошками вверх вперед )

Мы в столовой не шумим (указательный палец у губ)

Аккуратно мы едим, (движения ложкой )

Все тарелки ( руки «держат тарелку »)

и стаканы ( ладошки сближаются )

Чисто убираем сами (ладошки вверх )

В нашем классе тишина (руки наверх, через стороны вниз ) –

Прозвенел звонок (руки к ушам – прислушиваемся).

Перестали мы шуметь (сесть),

Начался урок ( руки сложить на парте).

физкультминутки

Утром бабочка проснулась, (трем глаза)
Улыбнулась, потянулась, (потягиваемся)
Раз - росой она умылась, («умываем» лицо)
Два - изящно покружилась, (кружимся)
Три - нагнулась и присела, (нагибаемся, приседаем)
На четыре - улетела. (взмахи руками)

Буратино потянулся, (потягиваемся)
Раз - нагнулся, два нагнулся, (нагибаемся)
Руки в стороны развел, (руки в стороны)
Ключик, видно, не нашёл. (повороты головой)
Чтобы ключик нам достать, (руки вверх)
Нужно на носочки встать. (встаем на носочки)

Шёл по берегу петух, (шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной)
Поскользнулся, в речку бух! (круговые движения руками)
Будет знать петух, что впредь (грозим пальцем)
Надо под ноги смотреть. (наклоны вперед)

Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)
Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)
Ветерок все тише, тише. (руки медленно вниз)
Деревцо все выше, выше. (руки вверх, на носочки)

Прибежали, прибежали («бежим»)

Ежики-ежики. (пальцы в стороны)

Наточили, наточили («точим ножи»)

Ножики, ножики,

Берегите, берегите (указат.пальцами друг о друга)

Пальчики, пальчики

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Девочки! Мальчики! (кричим)

Мы капусту рубим - рубим,
(ударяем ребрами долоней об стол)
Мы капусту солим - солим,
("солим" щепотками обеих рук)
Мы капусту трем - трем,
(потираем ладошки)
Мы капусту жмем - жмем.
(сжимаем и разжимаем кулачки)

У оленя дом большой, (руки домиком)

Он глядит в свое окошко, (одна рука горизонтально, другая вертикально)

Мимо заинька бежит, (руками «бежим»)

В дверь к нему стучит.(стучим)

Эй-эй, скорей открой, (стучим)

Там в лесу охотник злой! (большим пальцем назад показываем)

Зайка-зайка, забегай, (ладонью приглашаем)

Лапу мне давай! (одна рука на другую).

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит,

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

(летит- махи, по небу – указать на небо,

Шар – круг в воздухе, знаем – указать на голову, мы – на себя. На мотив «В лесу родилась елочка». Сначала вместо одного слова добавляется движение. Потом прибавляются другие слова. В итоги остаются только предлоги, а все остальное – жесты.

СЧИТАЛОЧКИ

Эне, бене, рики, таки,

Турба, урба, сентябряки,

Дэу,дэу, краснадэу,

Бац!

На золотом крыльце сидели:

Царь-царевич, король-королевич,

Сапожник, портной. - Кто ты будешь такой?

За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Начинай игру скорей.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела

И Г Р Ы НА ПЕРЕМЕНЕ

Золотые ворота

Ручеек

Комический футбол

Мигалки

Оп-паньки

Прыжки

Молекула-хаос

Летели дракончики

Съедобное-несъедобное

Слова

Колечко

Море волнуется раз

И Г Р Ы НА УЛИЦЕ

Штандер-штандер

Выбивала

Казаки-рабойники

Чай-чай-выручай

Электрическая цепь

Кошки-мышки

Инвалид

Собачка

Горячая картошка

Гуси-лебеди

Краски

ИГРЫ-КРИЧАЛКИ

"БАРЫНЯ"

Зал делится на четыре части. Каждая группа разучивает свои слова:

Первая группа – В бане веники мочены

Вторая группа – Веретена не точены

Третья группа – А мочало не сушено

Все вместе разучивают - Барыня - барыня, сударыня - барыня.

По команде ведущего, та группа, на которую он показывает рукой говорит свои слова. Если ведущий поднимает вверх обе руки все поют последнюю строчку.

«Скороговорка»

Ведущий : «Ребята, для этой игры нам нужно разделиться на три группы.»

1 группа говорит : «Расскажите про покупки»,

2 группа: «Про какие про покупки?»,

3 группа: «Про такие про покупки».

Все: « Про покупки, про покупки, про покупочки мои»,

постепенно темп увеличивать.

СЛОН

Ведущий спрашивает у детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать?

Зал делится на три равные части, и каждая группа разучивает свое слово:

Первая группа - ящики.

Вторая группа - хрящики.

Третья группа - потащили.

И затем по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно - но каждая группа свое слово.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТБОЛ

Все играющие делятся на две команды. Первая команда подчиняется правой руке, вторая – левой. Когда ведущий машет правой рукой, первая команда кричит: «Гол!», когда машет левой – вторая команда кричит: «Мимо!». Когда ведущий поднимает обе руки на уровне плеч, обе команды кричат: «Штанга!», а когда обе руки поднимает вверх, обе команды кричат: «Ура!». Если какая-то команда закричала не то, им засчитывается штрафное очко. Побеждает команда с наименьшим количеством штрафных очков.

ИППОДРОМ Все сидят в кругу. Ведущий сидит так, чтобы его было всем хорошо видно, его стул как бы отделен от остальных. Можно посадить ребят полукругом. Ведущий:" Есть ли у нас ладони?(Ребята показывают) А колени? (Кто-то неизбежно хлопнет ладошкой по коленке) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленям. -Кони вышли на старт, - одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю Старт! Побежали! - быстрое похлопывание. - Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно (Кинг-Конг) - По песочку, - быстро тереть ладонями друг о друга. - По болоту - быстро захватить пятернями колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем. - Барьер! - руки зависли чуть дальше на уровне груди". И так далее. Можно придумать свои варианты "пересечения местности". Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал: Скоро финал! - быстро хлопаем - приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим. А вот трибуна мальчиков! Ребята давай! - Возгласы. - Вот финиш. Ура! Мы победили.

ШУМ ДОЖДЯ

Ребята, хотите послушать шум дождя?
Делаем все как я. (Ведущий говорит и показывает)
С неба упала капелька
(пальцем правой руки ударяем о ладонь левой)

Затем с неба упало две капельки. (два раза)

Затем с неба упало три капельки. (три раза)

Затем с неба упало четыре капельки. (четыре раза)

Затем с неба упало пять капелек. (пять раз)
(ударяем пальцем, изображая ливень).

И пошел ливень сильный, сильный, как из ведра.

День льет, два льет...

И вот начинает стихать.

С неба стало падать четыре капельки. (четыре раза)

Затем с неба упало три капельки. (три раза).

Затем с неба упало две капельки.

Затем с неба стала падать одна капелька. (одиночные удары пальцем).

Но одна капелька упорно падает. Слышите?

Дождик кончился. Выглянуло солнышко, улыбается всем радуга и у всех хорошее настроение.

ОБСЕРВАТОРИЯ

Для того, чтолы наблюдать за звездами, астроном должен открыть купол обсерватории.

Вжик-вжик (разводят руки, согнутые в локтях)

Выдвигаем телескоп

У-у-у (шею вперед, руки разведены)

Протираем объектив мягкой тряпочкой

Ших-ших-ших (вращательные движения раскрытой ладонью перед лицом)

Наводим на цель

З-з-з (правой рукой вращение моховика)

Смотрим в окуляр

О-о-о (смотрят в кольцо пальцев)

А там звезды загораются

Чпок-чпок-чпок (растопырить пальцы то левой, то правой руки)

Летают астероиды и кометы

Бж-ж-ж (взмахивают руками)

Летит Буран

Ш-ш-ш (руки в стороны)

Космонавты из люка выпал!

А-а-а (валятся на бок)

Летающие тарелки так и летают косяками

Улю-лю-лю (указательными пальцами вращательные движения)

Падают метеориты. Пошел метеоритный дождь

Дети апплодируют.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Шашки

Шахматы

Домино

Конструктор

Игры с кубиками и карточками:

Животный мир

Дорожная азбука

Эрудит

Морской бой

Математическое лото

Угадай-ка

Правила дорожного движения

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОГУЛКИ

Скакалки

Мячи: футбольный, резиновый, мягкий

Бадминтон

Летающие тарелки

Кегельбан

Цветные мелки

Лопатки

Мини-лыжи

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Блеф-клуб

Эстафета

В игре должны присутствовать элементы эстафеты:Старт, этапы, финиш, эстафетная палочка. На каждом этапе команда зарабатывает баллы, которые позволяют ей продвигаться быстрее к финишу.

Эрудит

В игре участвуют неограниченное число комнд. Каждая команда выбирает «гонца»(кто умеет быстро и четко написать ответ) . Вопросы для команд – общие. Ведущий, задав вопрос, засекает время и дает «гонг», когда оно закончилось. Команды должны успеть правильно и четко ответить на вопрос и вовремя сдать его жюри. Система подведения итогов – жетоны.

Умники и умницы

Игровое поле – доска, на которой представлены вопросы. Каждый вопрос закрыт и имеет определенное количество баллов. Команда имеет право открыть любой вопрос и заработать балллы. Зеленая дорожка – легкие вопросы, желтая – более сложные, красная – самые трудные.

Турнир-викторина

Участвуют несколько команд. Каждая команда готовит вопросы и ответы по одной заданной или нескольким темам, которые другой команде.

Способы проведения ТУ-ВИ:

По цепочке или по кругу,

По одному вопросу на различные темы

«Веером», когда все вопросы задаются сначала одной команде, а потом другим.

Оценки фиксируются в турнирной таблице. Игра проходит в несколько турниров .

Счастливый случай

Каждой команде дается по вопросу.
Ученик, правльно ответивший первым на вопрос становится капитаном команды.

За одну минуту команда должна ответить на максимальное чило вопросов. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. 1 гейм – разминка (каверзные вопросы), 2 гейм – «темная лошадка»(вопросы на знание) , 3 гейм – «ты мне – я тебе» (обобщение знаний), 4 гейм «заморочки из бочки»

(каверзные вопросы) и т.д.

Поле чудес

В игре используется барабан- поле, стрелочка. Задания даются по количеству букв, Например: «6 букв. Модель земного шара с очертаниями суши и водных простнанств» (Глобус). Упрощенный вариант – на доске нарисованы клетки каждого слова. Отгадавший букву получаепт 2 очка, правильно назвавший слово – 4 очков.

Крестики=нолики

Конкурс проходит в виде викторины. Участвуют 2 команды. Команда, правильно ответившая на вопрос получает право поставить свой значок (Х или О) в игровом поле, которое рисуется на доске. Побеждает команда, первая заполнившая напрямую игровое поле.

Интеллектуальный футбол

Соревнуются 2 команды (или более, которые меняют друг друга). В каждой команде выбираются; вратарь – 1 чел, защита – 3 чел, нападающие – 4 – 5 чел. (Стульчики располагаются аналогичным образом). Команды обмениваются вопросами-ударами. Гол защитывается команде, которая не сумела ответить на вопрос (турнирная таблица). Сначала на вопрос отвечают «нападающие», потом право ответа переходит «защите», и последним отвечает «вратарь» (итого – 3 попытки). Итоги фиксируются на «табло».

Аукцион.

Каждая команда получает начальный капитал – жетоны 10-15 шт. Каждая команда имеет свой номер. Ведущий разыгрывает команду, которая делает ставку на вопрос. Команда делает ставку на вопрос – 1 или более жетонов.

1 жетон– леггий вопрос, 2 – сложнее, 3 – наиболее сложный. Ведущие выставляют против команды такое же количество жетонов и задают вопрос. Команде дается15 сек на ответ. При правильном ответе команда ззабирает все жетоны.

При неправильном – жетоны забирает ведущий и право хода переходит следующий команде.

(игра повторяется 3-5 раз).

Блеф-клуб

Команде зачитываются вопросы, ответы на которые должны быть однозначны: «да» или «нет». Очки засчитываются, как в одноименной телепередаче.

Игра-путешествие

Игра проводится в одном помещении – команды передвигаются по «карте», или в нескольких – команды передвигаются по маршрутному листу, в котором отмечаются баллы.

Брейн-ринг

Команды по-очереди выходят на «ринг» и соревнуются с противником. Засчитывается «нокаут», если на вопрос ответили полно, «ноктдаун» – если противник ответил, но не полно, и «фол», если ответ не дан. Игра проводится в несколько рауднов. Итоги отражаются в таблице.

КВН

В конкурсе участвует несколько команд. Конкурсы – различные, обязательные – приветсвие, разминка, конкурс капитанов.Пятибальная система оценки.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т.п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

У тебя есть сестра?

А у твоей сестры есть сестра?

Нет, - ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?

Задания на выделение существенных признаков понятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?

Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?

1 1,2,3,5,12 8,16,24,35,48
2 1,2,3,5,8,16 12,24,35,48
3 1,2,3,5,8 12,16,24,35,48
4 2,3,5,8 12,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Задание 2. “Зашифрованное слово”

КАША
РЕКА
ТАРЕЛКА
Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО
НЕВОД
ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –
ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _
_ А _ _ _ _
_ _ А _ _ _
_ _ _ А _ _
_ _ _ _ А _
_ _ _ _ _ А
_ _ _ _ А _
_ _ _ А _ _
_ _ А _ _ _
_ А _ _ _ _
А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.

Игра 6. “Определим игрушку”.

Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.

Игры на развитие памяти, внимания у младших школьников

«Зрительная память»

Ключ, ведро, птица, игрушка,

чашка, дерево, пуговица, азбука

1. Сколько букв в последнем слове?

2. Какие два слова начинались с гласной буквы?

3. Напишите два слова, заканчивающихся на «о».

4. Назовите третье с начала слово.

5. Напишите два слова, заканчивающихся на согласную.

6. Сколько слов заканчивалось на «а»?

7. Встретилась ли в словах буква «ц»?

8. Было ли среди слов название ягоды?

«Запрещенная буква»

Участники игры садятся по кругу. Ведущий объявляет, какая буква считается запрещенной, например «м». Нужно отвечать на вопросы так, чтобы не встретилась запрещенная буква.

— Что ты сегодня ел? (Игроки по очереди отвечают, кто ошибся, выходит из игры.)

— Как тебя зовут?

— Кем работает твоя мама?

— Что лежит в портфеле? И т. д.

Незатейливые групповые игры в помещении школы

Русская народная игра «Колечко-колечко»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («колечко»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «колечко». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «колечко».

Конкурс актерского мастерства

Количество конкурсов определяется вашей фантазией, количеством участников (отрядов) и отпущенным на игру временем.

Конкурсная программа.

1. Представьте ситуации.

1) Вокзал, неразбериха, поезда приходят и уходят. Сейчас вам по моему сигналу нужно показать действия человека, который, опаздывая, запрыгнул в отправляющийся поезд и через некоторое время узнает, что поезд идет в обратную сторону.

2) Вот уже пятый час вы ищите свободное место в зале ожидания. Наконец вы его нашли.

3) Вы спешите в школу. В руках ранец, сумка со сменной обувью, пакет со спортивной формой. Вдруг пакет рвется, все вещи падают.

4) Вы пришли домой и вдруг обнаружили, что ранец не ваш.

5) Вы вышли из дома, сели в маршрутку. Доехали до места. Вдруг выясняется, что это не ваша остановка, а маршрутка уехала, и в кармане вашей куртки нет ни копейки денег.

Ваши действия.

2. Нужно показать звуками, мимикой, жестами:

Кипящий чайник;

Вентилятор;

Звенящий будильник;

Кипящий чайник со свистком;

Листание книги;

Как жарится котлета;

Как лыжник идет по снегу;

Как бьется стекло.

3. Нужно сесть так, как садится:

Обезьяна;

Пчела на цветок;

Космонавт в скафандре;

Наказанный Буратино;

Один из трех толстяков;

Наседка на яйца;

Очень непоседливый человек.

4. Дается фраза, которую надо произнести как:

а) командир роты в армии;

б) диктор телевидения;

в) одноклассники. Фразы:

Прекратите улыбаться, за вами следят;

Спокойно, вас снимают скрытой камерой;

В субботу ожидается новый циклон;

Приходите сниматься в киножурнале «Ералаш»;

Люся, у тебя пропала домашняя работа;

Ваша мама в кабинете завуча отчитывается за ваши двойки по пению.

5. Представьте себе, что вы крепко спите. Вдруг звонит телефон, вы поднимаете трубку и слышите:

Это зоопарк?

Это библиотека?

Скажите, что мне делать с зубом?

Почему не пришла машина на базу?

Говорят, вы хорошо танцуете? Как вы ответите на вопросы?

6. Придумайте рассказ про:

Собаку, которая жила в холодильнике;

Ворону, любящую кататься на велосипеде;

Щуку, играющую на гитаре;

Березу, которая хотела научиться плавать;

Майского жука, который боялся высоты.

7. Изобразите скульптуры — «жертвы спорта»:

Штангиста, не успевшего вовремя отпрыгнуть от штанги;

Вратаря, поймавшего шайбу зубами;

Парашютиста, забывшего, за что нужно дернуть;

Горнолыжника, не убежавшего от лавины.

8. Создайте прическу:

. «чудо-хвостики»;

. «у меня пропала расческа»;

. «графиня Вишенка»;

. «фонтан косичек воображалы»;

. «на перемене мы играли».

Незатейливые игры «эрудитов»

Игра «На опушке леса»

Придумайте рассказ «На опушке леса», ведя повествование от имени дерева, пенечка, травинки, муравья, белки.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Зашита фантастических проектов»

Выявлению среди ребят организаторов и исполнителей способствуют также коллективно-творческие дела, например: «Защита фантастических проектов», «Конкурс актерского мастерства» и т. д. Класс делится на творческие группы, которые получают интересные задания.

Каждой группе дается задание подготовить и защитить проект на определенную тему, например: «Школа будущего», «Наш город через 100 лет», «Звездолет XXI века», «Игровая площадка для младших школьников». На подготовку проектов дается 20—30 мин. Выбирается жюри, которое определяет лучший проект.

Выступление на кафедре по теме самообразования "Развивающие игры на уроках в начальной школе".(актуальность данной темы,как добиться, чтобы ученик с удовольствием изучал тот или иной предмет,примеры игровых мрментов на уроках в начальной школе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры на уроках в начальной школе.

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению.

Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у младших школьников накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием и интересом изучал тот или иной предмет?

Тот, кто работает с учащимися начальной школы, хорошо знает, как это нелегко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с дисциплиной.

Что делать? Какой подход к ним искать? При помощи каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Мы знаем ответ –ИГРАТЬ!

Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, труд, серьёзная форма воспитания.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ : воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

РАЗВИВАЮЩИЕ : развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами.

Учителя начальных классов нашего лицея стараются активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, предметные рисунки, уроки-конкурсы, уроки-представления, уроки-путешествия).

Уроки – путешествия: в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

Например. 1 На уроке окружающий мир при изучении темы «Лесные опасности» совершаем путешествие в лес на грибную поляну вместе с Мудрой Совой, отгадываем загадки про грибы, выясняем какие грибы съедобные, какие ядовитые, слушаем советы Мудрой Совы и помогаем разобрать грибы в лукошко.

На разных этапах урока учителя применяют разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре « Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Пример На уроке русского языка при изучении темы «Изменение имён существительных по числам» на этапе закрепления материала предлагается ребятам от имён существительных единственного числа образовать имена существительные множественного числа, а слова такие:

Переход, пешеход, улица, дорога, автобус, трамвай, машина, светофор.

Как вы заметили эти слова связаны с ПДД. Во время выполнения задания дети вспоминают как надо правильно переходить улицу, что обозначает каждый цвет светофора.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяются следующие игры: кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы.


Учителя стараются применять интерактивные методы в виде: ролевой игры (инсценирование: отрывков из сказок, произведений, ситуаций, ассоциации)

Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.

Пример:

В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки – перевёртыши, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развивающие игры на уроках в начальной школе.

Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!

перегрузка однообразным учебным материалом Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса ограниченные возможности для творческого самопроявления

развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы являются

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

игра учёба труд форма воспитания

цели ДИДАКТИЧЕСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:

Примеры развивающих игр на уроках в начальной школе

Дидактическая игра Найди ошибку Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примерный материал: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

Дидактическая игра Найди пару. Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.

«Конструктор». С большим интересом дети играют в конструктор. Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. - Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема) .

По теме «Предложение» с интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв слова». Например, слово «КОТ». Предложение: К атя о тмерила т кань».

Кроссворд 7. 1. 3. 4. 5. 6. 2. с в е т о ф о р п е р е х о д т а к с и м о т о ц и к л г р у з о в и к а в т о б у с т р о л л е й у б с т р а м в а й

24.04.17 http://aida.ucoz.ru

4 + 5 = 9 – 7 = 8 – 7 = 6 + 4 = 10 – 6 = 5 – 5 = 6 + 3 = 1 + 7 = 8 4 0 9 10 2 1 9 7 Незадачливый математик

Спасибо за внимание!


Похожие статьи