Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками. Правила этикета в школе для учащихся. Правила поведения учащегося в школе

25.09.2019

Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.

Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.

Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.

Почему ребенок одинок

Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.

Чаще причинами школьного одиночества выделяют:

  • неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
  • неопрятная или нестандартная внешность;
  • агрессивность или авторитарный стиль поведения;
  • иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
  • отсутствие навыков общения;
  • неблагополучная семья;
  • чувство превосходства над другими одноклассниками.

Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.

Как обрести друзей

Правило 1: полюби себя сам

Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.

Когда ваш ребенок страдает от своей индивидуальности, поможет ему только уверенность в себе. «Где ж ее взять, если малыш вбил себе в голову, что он некрасивый, толстый и т.д.», - спросите вы. Черпать уверенность будем в вашей любви к сыну (дочери). Если с рождения он чувствует всеобщее семейное обожание, то ему и в голову не придет стесняться высокого роста или торчащих ушей. Ребенок будет чувствовать себя тем, кем вы его видите. Ну а если все-таки в классе начнут обидно дразнить, приведите ему пример знаменитостей, которые свою неординарную внешность превратили в преимущество.

Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам

По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.

Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.

Действовать лучше по следующему алгоритму:

  • день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
  • выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
  • в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
  • обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
  • далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.

Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.

Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться

Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.

Правило 4: развиваем навыки ведения беседы

Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.

Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.

Правило 5: учимся управлять своими эмоциями

Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.

В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.

Что делать в таких случаях

Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.

Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника - проверено, действует!

Правило 6: развиваем лидерские навыки

Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.

Первый навык - уметь первым выдвигать новые идеи и затеи . Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей - предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.

Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.

Второй навык - умение говорить «нет» . Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.

И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.

Подростковый возраст - не самый простой период как для детей, так и для мам и пап. Мы уже рассказывали, . Но у детей бывают трудности в общении не только со взрослыми, но и с одноклассниками. Мы выбрали 13 советов, которые помогут подросткам в общении со сверстниками. Эти психологические хитрости будут полезны и родителям.

1. Если вы понимаете, что собеседник соврал или скрыл информацию, не задавайте дополнительные вопросы и не переспрашивайте - просто внимательно посмотрите ему в глаза. Такой прием вынудит визави рассказать недосказанное.

3. Родителям важно . Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда каждое замечание может восприниматься очень близко. Научите подростка, как смягчить критику. Если он знает, что нелестных отзывов не избежать, пусть станет как можно ближе к тому, кто будет критиковать. Так человек смягчится и будет давать меньше негативной информации, нежели если бы подросток стоял дальше от него.

4 . Важная контрольная, выступление перед большой аудиторией и даже просто первое признание в любви - все это может быть волнительно для подростка. Как справиться с волнением? Пожуйте жвачку. Жевание ассоциируется с приемом пищи. А едим мы в основном дома, то есть в родном и безопасном месте. С помощью жвачки можно обмануть мозг и создать ему «домашнюю» атмосферу.

5. Даже при сильнейшем волнении на экзаменах и в других подростковых ситуациях поможет проверенный способ - представьте, что оппонент ваш близкий друг. Так вы будете чувствовать себя спокойнее и легче наладите контакт с собеседником.

6. Еще один актуальный вопрос подросткового возраста - первая любовь. Есть проверенный способ выявить симпатию того или иного человека: когда в компании смеются все, обратите внимание, кто на кого смотрит. В такой ситуации каждый человек подсознательно смотрит на того, кто ему наиболее симпатичен. Так что следите за взглядами, возможно, вы поймете, кому стоит отправить .

7. Если вам кто-то не очень приятен, но общение прекратить никак нельзя, попробуйте при встрече с этим человеком выражать больше радости: улыбайтесь, произносите его имя с особой теплотой. С такой практикой отношение к человеку действительно изменится в лучшую сторону.

8. Подростковый возраст - время конфликтов. Но если напряженная ситуация возникла в помещении с зеркалами, станьте так, чтобы зеркало находилось за вашей спиной, а собеседники - напротив вас. Так они будут видеть свое отражение. А кому хочется выглядеть злым и недовольным? Никому. Так что ваши визави будут стараться вести себя спокойнее.

9. Проверенный способ привлечь внимание понравившегося человека: внимательно смотрите на предмет, находящийся прямо за его плечами. Как только объект симпатии обратит на вас внимание, посмотрите ему в глаза и слегка улыбнитесь.

10 . Еще один способ расположить к себе человека - смотреть ему в глаза. При встрече просто определяйте его цвет глаз. Зрительный контакт располагает к себе, и вы сможете заполучить симпатию понравившегося человека.

Правила этикета распространяются на все основные стороны жизни человека. Начиная с внешнего вида и стиля одежды, он включает даже правила пользования личным компьютером.

Так что тем для обсуждения у нас множество. А начнем мы с культуры общения. Ведь встречают, возможно, и по одежке, да только провожают по уму.

А умным человеком обычно считают не того, кто прочитал больше книжек, а того, кто умеет правильно и красиво излагать свои мысли, да еще при этом никого не обидев и не рассердив.

Мы расскажем тебе об основных правилах, которые стоит усвоить каждому человеку, чтобы без труда находить общий язык с окружающими его людьми.

Как правильно вести беседу

А давай-ка с тобой проверим: умеешь ли ты общаться в том самом смысле, который подразумевал классик, говоря, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения? Как думаешь, для чего люди вообще разговаривают друг с другом? Знаешь ли ты, чтобы два человека обменивались связными звуками, называемыми нами разговором, существует масса причин.

Во-первых, посредством разговора мы, как и животные, передаем друг другу информацию, обмениваемся сведениями как из нашей, частной жизни, так и из жизни всего общества.

Во-вторых, существует такая разновидность разговора, как просто приятная беседа. Приятно беседуя, люди, в сущности, не стремятся сообщить или узнать какие-то важные сведения.

Предметом беседы могут служить какие-нибудь малозначительные факты, например, прогноз погоды. В этом случае собеседники просто выражают свое расположение друг к другу и некоторую заинтересованность. Существует также так называемая милая болтовня ни о чем.

В этом случае разговор имеет своей целью своеобразное «убивание времени». Так вот, уважаемая юная леди, мы советуем тебе задаться вопросом: для чего ты чаще всего вступаешь в разговор?

Для того, чтобы сообщить другим что-то важное и интересное, или для того, чтобы было просто не скучно в компании или с кем-нибудь наедине? Если преобладает второй вариант, думаем, тебе нелишне будет прочитать эту главу.

Начнем с самого распространенного — с твоего общения с подружками, одноклассницами и просто девочками одного с тобой возраста.

Несомненно, болтая и шушукаясь с подружками на уроках, на переменке и в свободное от школы время, ты, сама того не подозревая, используешь все три основных типа разговора, определенные нами.

Но именно в том, как вовремя перейти на какую- нибудь нейтральную тему или, наоборот, почувствовать момент, когда можно без труда узнать у задушевной подруги какую-либо тайну, например про ее новое знакомство с интересным мальчиком, т. е. в том, что, в сущности, и называется искусством разговора, некоторые люди не очень-то хорошо разбираются.

Поэтому и случаются казусы и недоразумения.

Как же добиться, чтобы тебя всегда понимали правильно и ты получала ту информацию, которая тебе интересна?

Прежде всего надо быть очень внимательной. Ведь не зря же часто можно услышать «Она хорошо умеет слушать», и редко услышишь такой комплимент, как «Она умеет говорить».

Знаешь, во все времена от девушки требовали скромности, сдержанности, молчаливости. Тебе, конечно, трудно это себе представить, ведь ты живешь в современном мире, в XXI в., когда в молодежной среде ценится умение «тусоваться», быть раскованной и общительной, уметь говорить обо всем и в то же время ни о чем.

Нет-нет, мы совсем не собираемся тебе давать советы, которые читали еще наши бабушки, это было бы глупо и бесполезно! Но тем не менее кое-чем можно заинтересоваться и взять на вооружение.

Чтобы прослыть девушкой, с которой интересно общаться, совсем необязательно говорить, не закрывая рта и не давая собеседнику вставить ни слова.

Даже если ты вполне грамотная, образованная и эрудированная личность, неплохо разбирающаяся во многих вопросах, например в музыке, искусстве, живописи, спорте, все равно не стоит обрушивать на собеседника всю информацию, которой ты располагаешь.

Возможно, такое положение дел вызовет у тебя некоторое недоумение, но все так необычно и сложно только на первый взгляд.

Действительно, это очень интересно, когда собеседник сообщает много новой и полезной информации, но, подумай, как ты будешь чувствовать себя с подружкой, которая говорит и говорит, не давая тебе, что называется, и рта открыть?

Без сомнения, тебе будет неловко, неудобно, и ты почувствуешь себя, вероятно, глупее, не интереснее и чем-то хуже, чем она.

А как будет выглядеть ситуация, если взглянуть на нее с другой стороны? Вероятно, у тебя есть пара-тройка знакомых девчонок, которые ведут себя подобным образом.

Нет, не стоит сейчас вспоминать их имена, давай лучше попробуем разобраться, не поступаешь ли частенько и ты подобным же образом?

Случаются, конечно, ситуации, когда такое поведение оправданно.

Например, часами может говорить лектор, учитель, проповедник, т. е. тот, кто по долгу своей профессии обязан учить, просвещать других.

Но если в обычном разговоре поведешь себя подобным образом ты, будь уверена, это самый лучший способ с течением времени потерять всех подружек. Ты же этого не хочешь?

Значит, усвой первое и главное правило разговора: ты должна уметь и хотеть слушать собеседника. Ведь разговор — это диалог, т. е. люди по очереди говорят и потом по очереди слушают друг друга, так, чтобы каждый имел возможность высказаться.

Тот же, кто только слушает, подавленный словесным потоком собеседника, может почувствовать себя обиженным, ненужным и уж вряд ли в дальнейшем захочет общаться с чересчур говорливым субъектом.

А что значит «уметь» и «хотеть»? Чтобы вести беседу, интересную для обоих, нужно всерьез интересоваться человеком, который перед тобой стоит.

Ведь ты же далека от того, чтобы воспринимать его как одушевленный магнитофон, который записывает твои переживания, или как «контейнер» для твоих чувств и эмоций?

Нет, твой собеседник — живой человек со своими радостями и горестями, и следует помнить об этом всегда. «Доброе слово и кошке приятно», — гласит пословица.

А это значит, что каждый из нас нуждается в ласке и внимании со стороны окружающих.

Все мы любим, когда нас гладят «по шерстке», интересуются нами, нашей жизнью, сочувствуют, сопереживают или радуются вместе с нами.

Поэтому, прежде чем «излить» на собеседника свои проблемы, поинтересуйся для начала, как дела у него самого: быть может, его одолевают заботы серьезнее твоих, и непорядочно сваливать на его голову лишние проблемы.

Кстати, ты не замечала, что существуют девчонки, которые всегда и везде говорят только о себе, и есть такие, которые только слушают, не решаясь вставить и слова? Так вот, чтобы прослыть девочкой, с которой приятно вести разговор, надо выбрать золотую середину между этими двумя крайностями.

Научись тонко разбираться, когда надо вставить свое слово, а когда лучше и помолчать. Откровенно рассказывать о своих переживаниях, вдаваясь во все подробности и детали, можно только самой близкой подруге, в крайнем случае двум.

Когда число лиц, знающих твои личные секреты, превышает двоих, будь готова к тому, что узнают и все остальные.

И совсем глупо поступает девочка, рассказывающая подробности своей личной жизни (о ссоре с мальчиком, отношениях с родителями) большому кругу подружек во весь голос.

Некоторые ведут себя подобным образом, думая, что так они выглядят раскованными, современными, «своими в доску». Часто, кстати, так поступают и внутренне весьма скованные девочки, стремящиеся таким образом изменить свой имидж.

Право же, не стоит так поступать, уважаемая наша читательница, иначе ты можешь прослыть чересчур легкомысленной и даже недалекой. Так вот, способна ли ты искренне и всерьез заинтересоваться человеком, с которым намерена вести разговор?

Имей в виду, это не праздный вопрос. Многие люди считают, что они умеют разговаривать, на самом деле обманываясь по этому поводу.

Часто такой собеседник (или собеседница), делая вид, что слушают внимательно, лишь пережидают момент, когда возникнет пауза, чтобы тут же ворваться в разговор с восклицанием «Это что, а вот у меня...». И рассказчик, оборвав свою мысль на полуслове, уже не сможет вставить ни слова в «общую» беседу.

Так ведут себя люди с некоторой долей эгоизма в характере. Это не такая уж большая редкость, как ты, вероятно, думаешь.

Возможно, ты, общаясь с другими, вполне уверена, что твой внутренний мир богаче и разностороннее, чем у собеседников. Но, даже если это действительно так, не показывай этого. Вот тебе второе правило искусства ведения беседы.

В любом случае, разговаривая с человеком, далеким от твоего привычного круга собеседников, постарайся вывести его на тему, в которой он себя чувствовал бы как рыба в воде. Тогда он раскрепостится и, может быть, сообщит много полезной информации, ранее тебе неизвестной.

Возможно, кстати, что после этого у тебя изменится мнение о нем, и весьма значительно. В любом случае вы расстанетесь, довольные друг другом.

Правило третье. Постарайся избегать бессмысленного спора. Спор сам по себе никогда не несет в себе положительного заряда.

То, что в споре рождается истина, если подумать, весьма сомнительно. Вступая в спор, два человека имеют противоположные мнения, и их цель — убедить «противника» в том, что он неправ.

Это напоминает перетягивание каната: кто сильнее, тот и победил. Если ты вступила в спор с единствен

ной целью — переубедить собеседника, знай, что время, потраченное на разговор, можешь смело вычеркивать из своей жизни. Если тебе даже удастся настоять на своем, в лучшем случае ты получишь в награду лишь испорченное настроение.

Что же касается худшего... Нередко началом настоящей вражды между людьми становился какой-нибудь спор по пустяковому поводу.

В «Путешествии Гулливера в страну лилипутов» приводится пример, как два племени лилипутов враждовали друг с другом многие годы, но при этом никто толком не помнил, что же послужило предметом войны.

На вопрос Гулливера жители страны припомнили спор о том, с какого конца чистить вареное яйцо — с тупого или острого, и с этого все и началось.

Не правда ли, достаточно бессмысленный предмет для спора? Поверь, что не так много найдется тем, о которых действительно нужно спорить, и не так часты ситуации, когда это нужно делать.

В конечном счете оба спорящих по-своему правы. Мысль, неожиданная для тебя, не так ли? Но, тем не менее, если тебя втянули в спор, попытайся первым делом вспомнить это утверждение и повторить его мысленно.

Вместо того чтобы в словах оппонента (так называется человек, имеющий противоположную точку зрения) искать слабые места и в своей ответной речи пытаться их опровергнуть, поступай иначе.

Прежде всего отметь, в чем собеседник действительно не грешит против истины, и в разговоре скажи об этом ему. Пользуйся фразами типа «Да, конечно, ты права в том-то и том-то, и в этом я с тобой полностью согласна, но если взглянуть на вопрос с другой точки зрения...» или: «Возможно, я в чем-то не права, может, я в чем-то заблуждаюсь...»

Только не думай, что мы тебе предлагаем обязательно пользоваться такой «старомодной» на твой взгляд речью. Нет, говори так, как ты привыкла, пользуйся сленгом, принятым в твоей среде, главное, чтобы мысль ч и доброжелательное отношение к собеседнику оставались по сути теми же.

Теперь давай разберемся, что ты выигрываешь, пользуясь этими несложными правилами ведения разговора. Умея слушать собеседника, ты никогда не прослывешь ни занудой, ни пустой болтушкой, ни несерьезным человеком.

Люди потянутся к тебе, чтобы рассказать о своих проблемах, и ты всегда будешь окружена друзьями.

Даже те, кто раньше мог показаться неинтересными, скучными, вдруг блеснут перед тобой совершенно неожиданной гранью своей личности. Теперь давай конкретно остановимся на так называемых девчачьих разговорах.

О чем говорят девчонки, когда, собравшись в тесный кружок, шепчутся, восклицают «Да ты что!», «Да не может быть!» и хихикают? Ну, конечно, сплетничают друг о дружке и обсуждают противоположный пол, т. е. мальчиков.

Все это вполне естественно. Без так называемой болтовни женщина не женщина, это сейчас признают даже ученые. Генетическая предрасположенность, что поделаешь!

Конечно, немножко посплетничать с любимой, преданной подружкой о безвкусном «прикиде» новенькой и приятно, и безопасно.

Но если то же самое ты станешь делать в большой компании, это уже будет первая степень «риска» нажить неприятности, т. е. в большой компании всегда найдется «самая умная», которая обязательно передаст твои слова той, для чьих ушей они не предназначались.

А если будешь обсуждать учительницу или, например, директора школы, степень риска возрастает в геометрической прогрессии.

Гак вот, об этом и стоит подумать, прежде чем открывать рот для парочки колкостей в чей-либо адрес.

Часто беседа, на первый взгляд безобидная (о природе, о погоде), имеет своей целью получить или сообщить какую-либо информацию, и не стоит об этом забывать.

Если твоей целью является получение какой-либо информации от собеседника, то для начала постарайся повести разговор так, чтобы собеседник внутренне расслабился, т. е. не начинай разговор с того вопроса, который тебя интересует.

Как это применить на практике?

Например, тебе жутко интересно, был ли мальчик, которым ты увлечена, на вечеринке и чем он там занимался.

Ты же не начнешь разговор приблизительно так: «Скажи-ка мне, был ли N вчера вечером; интересно, что он там делал?» Глупо звучит, не правда ли? Напоминает допрос свидетеля. Каждый щекотливый разговор требует предварительной «раскачки».

Например, для начала поинтересуйся делами своей собеседницы, проявляя как можно больше участия. Чем больше искренности она почувствует, тем больше расположится к тебе.

Затем, если подруга близкая, можно переводить разговор на вчерашний день в целом или после предварительной болтовни об общих знакомых как будто бы невзначай поинтересоваться вчерашней вечеринкой.

Обсуждая тех, кто присутствовал, следует начать с личностей, отдаленных от предмета твоего интереса, но не слишком отвлекаясь от основной для тебя темы, иначе нужную информацию получишь нескоро.

Потом, когда дело дойдет непосредственно до объекта твоего интереса, не следует показывать, как тебе важна эта информация. Наоборот, лучший способ «разогреть» собеседника — слушать его с несколько рассеянным и невнимательным видом.

Тогда он подсознательно попытается овладеть твоим вниманием, выдавая всё новые и новые подробности (а тебе-то этого и надо!).

Еще хороший способ — это чуть-чуть сыграть, притворяясь немного непонимающей или не верящей в подлинность того, что тебе рассказывают.

Стоит только недоверчиво протянуть «Да неужели? Да ну, ты, наверное, как всегда, все перепутала (не расслышала, не рассмотрела, ошиблась)», и подружка, обидевшись, начнет с жаром отстаивать свою правоту, приводя все новые и новые доказательства.

Получив нужную информацию, следует замести следы (на случай, если подружка не задушевная).

Следует с тем же интересом выспросить и выслушать подробности вечеринки, которые тебе неинтересны (не делая при этом скучающего лица и внутренне не отстраняясь от собеседницы).

Хорошо бы еще и пустить подружку по ложному следу, проявив неподдельный интерес к другому моменту вечеринки или к подробностям других взаимоотношений.

Можно также «заинтересоваться» совсем другим мальчиком и выспрашивать о нем все так подробно, как если бы это действительно было тебе нужно позарез.

Все эти ухищрения не очень-то понадобятся в беседе с близкой, любимой подругой, но в ином варианте надо учесть эти рекомендации.

Итак, повторим урок и вспомним правила вежливого общения

1. Надо не только уметь красиво говорить, важно научиться внимательно слушать собеседника — тем самым ты даешь человеку понять, что он тебе действительно неберзразличен.

2. Попробуй всерьез заинтересоваться собеседником — это сделает общение приятным и интересным для вас обоих.

3. Умей употреблять слова и фразы уместно. Если ты не специалист в обсуждаемом вопросе и твоя реплика может поставить тебя в неловкое положение, лучше промолчать.

4. В общении не пытайся в первую очередь показать себя в чем-то лучше, чем твой собеседник. Ты скорее всего обидишь его и оттолкнешь от себя хорошего человека.

5. Разговор лучше начинать с темы, интересной каждому из собеседников. Это раскрепостит партнеров по беседе, а ловко меняя темы для общения, ты сможешь узнать много нового и полезного лично для тебя. Только не следует прыгать с темы на тему без плавных переходов — ты рискуешь запутать своего собеседника и показаться непоследовательной.

Большинство родителей сталкивается с нарушением правил поведения в школе их детьми. При этом в некоторых случаях вина ребенка не столь очевидна, особенно если он тихий и ссылается на необоснованные нападки со стороны одноклассников и учителей в свой адрес.

Иногда ребенок даже при положительном поведении по той или иной причине сильно выделяется из толпы, что может провоцировать его отторжение коллективом. Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям следует знать современные правила поведения учащихся в школе.


Особенности

Многие проблемы в школе появляются из-за того, что дети здесь чувствуют себя некомфортно. Причиной тому может быть как недоброжелательное окружение, так и банальное неприятие того, что малышу постоянно навязывают какие-то задания посторонние люди, пусть даже родители сказали их слушаться. Восприятие школы в качестве места, где у обучающихся есть только обязанности, приводит к потере мотивации и снижению интереса к изучению нового.

Следует объяснить ребенку, что у него есть не только обязанности, но и определенные права.


Правила поведения в любой современной школе должны соответствовать новому закону об образовании, который определяет для ученика следующие права.

  • Школьный курс должен быть вычитан ребенку максимально полно. Он имеет на это право согласно Конституции. Это означает, что не существует ни одного законного основания, чтобы удалить ребенка с занятия, даже если он явно нарушает дисциплину. Ни в одном учебном заведении также недопустимо отказать ученику в посещении урока, если он пришел на него уже после звонка.
  • Школа создана для обучения, а не для работ по ее обслуживанию . Никто не имеет права силой привлечь ребенка к работам на улице или в помещении. Историческая эпоха обязательных субботников давно осталась в прошлом. То же самое касается и уборки классных помещений. При этом подобные мероприятия могут проводиться при условии привлечения участников на добровольной основе. Отказ от участия не должен становиться причиной для предвзятого отношения.


  • Существует общеобразовательная программа, обязательная для изучения для всех без исключения , однако все, что в нее не входит, обязательным априори быть не может. Можно только поприветствовать стремление педагогов организовать дополнительные факультативы, творческие кружки или художественную самодеятельность, но нельзя заставлять ребенка посещать такие занятия, если ему это неинтересно. Даже завуалированные задания по типу проведения минимального времени в библиотеке, репетиций в актовом зале, материалов, самостоятельно изучаемых дома, могут быть отклонены ребенком как необоснованные, если в программе их нет. Даже условная викторина особо педантичным учеником может быть отклонена как неправильный метод обучения.
  • Согласно Конституции, в нашей стране каждый имеет право на бесплатное образование . Это, пожалуй, наиболее спорный момент, который не соблюдается. Если говорить теоретически, педагоги не имеют права собирать деньги даже для какого-либо условного фонда класса, не говоря уже об уборке или охране школы. Законное исключение – интернат, где дети живут постоянно во время обучения, но там и нужды принципиально другие.

Следует заметить, что школа – это все-таки не армия, так что не все нормы регламентированы на общегосударственном уровне. Педсовет учреждения может определять собственные правила поведения в некоторых частях школы, например в гардеробе или столовой.


Как правильно одеваться?

Человека, как известно, «встречают по одежке», а по внешнему виду ученика судят не только о нем, но и о его родителях. Следует заметить, что дети, с одной стороны, стремятся к самовыражению любым путем и не всегда правильно оценивают собственный внешний вид, с другой – довольно жестоки к своим сверстникам. Они нередко выступают категорически против взглядов, которые отличаются от их собственных.

Законодательство не вводит единого понятия школьной формы, поэтому во всех учреждениях страны руководство самостоятельно принимает решение об обязательности того или иного дресс-кода. Многие учебные заведения буквально заставляют своих учеников приобретать одинаковую одежду, что имеет свои преимущества и недостатки.

Многими критикуется такой подход за чрезмерную унификацию и обезличивание детей, которые теряют собственную индивидуальность, а также за повышенные растраты, поскольку школьную форму приходится специально заказывать или покупать, а больше никуда, кроме школы, такой костюм не наденешь.


Тем не менее преимущества в строгом соблюдении нормы тоже есть, поскольку в таких условиях снижается вероятность появления учеников вызывающего внешнего вида, идущих против правил, одинаковых для всех.

В условиях многонационального государства, в котором проживают носители разных религий и традиций, такой подход выглядит обоснованным. Кроме того, внешний вид детей из семей разного достатка не отличается.



При этом многие школы все же оставляют выбор дресс-кода родителям или самим школьникам. Это позволяет ученикам оставаться собой, а родителям не тратить ресурсы на поиски оптимального костюма, ведь достаточно одевать ребенка в повседневную одежду.

Чистота и опрятность без вызывающих деталей в таких условиях представляют собой залог успеха, однако остается риск гипертрофированного самовыражения, которое не будет воспринято коллективом, что повлечет за собой напряженность внутри школы.

Впрочем, даже в школах со свободным стилем одежды никто не запрещает родителям одевать ребенка в форму. Общим и никого не раздражающим стандартом принято считать белый верх (рубашку – для мальчиков, блузку – для девочек) и черный низ (брюки – для обоих полов, а для девочек – еще и юбки). Сверху можно добавить также пиджак или жилет.


Даже учреждения со свободной формой одежды требуют от учеников опрятного вида. Недопустимо носить даже классически правильный костюм, если он грязный, помятый или разорванный.

Относительно обуви выдвигаются особые требования к чистоте. Многие школы считают нужным обязать учеников носить с собой сменную пару обуви, чтобы переобуваться при входе в школу.

Отдельный момент – это прическа школьника.

Предпочтение следует отдавать прическам классического фасона, тогда как современные способы «самовыражения» (неестественные оттенки волос, вызывающие формы по типу ирокезов или стриженной «под ноль» головы) считаются нежелательными.


Как вести себя на уроке?

Основные проблемы с дисциплиной учащихся в школе возникают на почве того, что они чрезмерно отвлекаются от проводимого занятия или, что еще хуже, мешают нормальному проведению урока в классе своими выходками.

Привить ребенку правила этикета в условиях общеобразовательной школы не может ни один учитель, если этого не сделали родители дома.

Правильные манеры чаще всего бывают не у тех детей, которые исправно посещают добровольный для посещения классный час, а у тех, кому родители еще до похода в первый класс доходчиво объяснили основные правила поведения со старшими. Главное, на что указывают психологи – не выдать список аксиом, а доходчиво объяснить малышу, почему нельзя делать тех или иных вещей.


Выглядеть это могло бы так:

  • Приходи в класс раньше на 5-10 минут. Это позволит не бежать и лишний раз не просить прощения за опоздание, мешая одноклассникам.
  • Всегда садись на свое место. Это позволит не обидеть кого-либо из одноклассников, а также уменьшит риск, что обидят тебя самого, в том числе и замечанием в дневнике.
  • Посторонние предметы на столе во время урока не нужны. Они отвлекают от занятия, что повлечет за собой более долгое освоение материала и выполнение домашних заданий. Сократится выделенное время на отдых.
  • Не нужно шуметь на уроке. Возможно, кому-то из одноклассников интересно то, что сейчас рассказывает учитель. Взаимное уважение в коллективе заставит их не шуметь тогда, когда будут рассказывать что-то, что будет интересно тебе.


  • Если очень нужно выйти из класса во время урока, следует поднять руку и попросить разрешения. Это признак уважения к учителю, который тяжело трудится для того, чтобы сделать каждого из детей умным и успешным взрослым человеком.
  • Если нужно что-то спросить или хочется ответить на вопрос учителя, нужно также поднять руку и дождаться, пока тебя вызовут. Это позволяет проводить урок в тишине, не пропустить информацию, которая могла бы оказаться полезной.
  • Не следует выкрикивать и подсказывать правильные ответы, если спрашивают другого ученика. Это невежливо, а одноклассника, который, возможно, знает правильный ответ, ты поставишь в неловкое положение.


Поведение на перемене

Перемена – наиболее любимая большинством учеников часть рабочего дня, ведь в эти моменты они фактически предоставлены самим себе. Важно научить ребенка правилам хорошего поведения. Тогда у малыша не будет проблем с администрацией учреждения и, скорее всего, с другими школьниками.

Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение. Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные правила поведения пригодятся ребенку даже после окончания школы.

Донести до малыша нужно следующее:

  • Звонок на перемену – исключительно для учителя. Он не имеет права отнять у детей перемену совсем, однако хотя бы из уважения следует дать ему пару минут, чтобы закончить мысль.
  • Сидеть на подоконниках или открывать окна не стоит, даже если очень хочется. Подоконник может не выдержать веса своих «пассажиров» и обрушиться, а открытое окно станет причиной сквозняка и возникших в результате заболеваний. Даже маленькому ребенку должно быть понятно, почему это плохо.


  • В коридоре на перемене возникает огромная вероятность столкновения, поэтому здесь, как и на автомобильной дороге, следует придерживаться правил дорожного движения. Ходить лучше всегда по правой стороне, уровень речевой активности свести до негромкого, чтобы не оглушать окружающих. Не стоит толкать и тем более бить других детей. Для младших школьников актуально и правило, касающееся девочек: невежливо дергать их за волосы.
  • В местах общего пользования - таких, как столовая или туалет, следует придерживаться очереди. Ни в коем случае нельзя выводить из нее стоящих впереди малышей.
  • Недопустимо также мусорить или портить имущество школы, рисовать несанкционированные граффити на стенах.



Как общаться с учителем и другими школьниками?

В школе учат не только общеобразовательные предметы, но и жизнь, в частности особенности поведения в коллективе. Во взаимоотношениях между детьми наиболее часто возникают проблемы, потому что дети по природе своей жестоки, они любят обижать друг друга по причине незрелого возраста. Родители должны объяснить ребенку общие принципы общения: рассказать, что такое этика, как ведется уважительная беседа.

Даже если данный малыш воспитан хорошо, поблизости всегда найдется хулиган, так что ученик должен уметь дать словесный отпор атакующему. Однако и здесь приоритетной должна оставаться культура.

Простые правила включают также уважение собственности других детей. Недопустимо брать их вещи без разрешения. В чужие конфликты влезать не следует, разве что с целью их прекращения.



К учителю нужно относиться с должным уважением. К этому пункту относятся не только своевременно выполненные домашние задания, но и должный этикет. Так поступать следует даже не потому, что преподаватель старше, но в большей степени из-за его более высокого уровня интеллекта, а также в виде благодарности за то, что он делится своими знаниями, делая каждого из своих учеников умнее.

Хотя многие современные компании переходят на обращение друг к другу без отчества, пусть и в уважительной форме, к учителю всегда нужно обращаться на «вы» по имени и отчеству. Более умного человека всегда нужно слушать не перебивая.

Для ребенка учитель должен быть непререкаемым авторитетом, а его задания, имеющие непосредственное отношение к обучению, необходимо выполнять без споров. В качестве дополнительного признака вежливости рекомендуется также вставать, когда учитель входит в класс перед началом урока.


Использование мобильного телефона в школе

Относительно новым явлением в школьном процессе является массовое использование мобильных телефонов, ведь еще полтора десятка лет назад учеников, обладающих такой техникой, можно было пересчитать по пальцам рук. Сегодня даже среди первоклассников сложно найти такого ученика, у которого не было бы гаджета, и это с одной стороны хорошо, поскольку родители имеют полное право знать, где их ребенок, все ли с ним в порядке.

Именно из-за необходимости связи родителей с ребенком школы не могут запретить использование мобильных телефонов вовсе, однако родители должны научить малыша, что в школе гаджет нельзя использовать так же, как дома. Учителя на уроке нужно слушать хотя бы из вежливости, даже если рассказываемая им тема совершенно не интересна, даже если кажется, что она никогда не пригодится в жизни.

Пользоваться телефоном можно только на переменах, а в качестве исключения – и на уроке с разрешения учителя, например, для поиска в сети интернет учебной информации.

Однако даже на перемене не стоит погружаться в цифровые миры с головой, ведь для развития куда более полезным может оказаться опыт живого общения с настоящими людьми.


Основные правила поведения раскрыты в следующем видео.

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь­ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про­звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Похожие статьи