Многонациональный состав населения России: источник силы или слабости? Перспективы многонационального российского государства в условиях глобализации Итоги существования многонационального государства

02.07.2020

Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайно­му положению (ГКЧП). Формально его возглавил вице-президент СССР Г.И. Янаев, который издал указ о временном испол­нении обязанностей Президента СССР в связи с невозможностью выполнять Горбачевым обязанности главы государства «по состо­янию здоровья». В состав Комитета вошли также премьер-ми­нистр B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внут­ренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, замести­тель председателя Совета обороны при Президенте СССР,

О.Д. Бакланов, президент Ассоциации государственных предпри­ятий промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, генеральный директор научно-производственного объединения «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» А.И. Тизяков, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев.

В «Заявлении советского руководства», подписанном Янаевым, Павловым и Баклановым и переданном по Центральному телевидению утром 19 августа, сообщалось, что в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 19 августа вводится чрез­вычайное положение с целью положить конец «конфронтации, хаосу, анархии». На этот период высшая власть в стране перехо­дит в руки ГКЧП, решения которого обязательны для неукосни­тельного исполнения всеми органами власти на всей территории СССР. ГКЧП обещал установить на всей территории Союза безус­ловное верховенство Конституции СССР и законов Союза ССР.

ГКЧП еще до официального объявления о своем сущест­вовании в ночь на 19 августа дал указание арестовать Прези­дента РСФСР, который находился на своей даче под Москвой. Спецгруппа КГБ по борьбе с терроризмом «Альфа», оцепив да­чу, ожидала решающего приказа на завершение операции. Он не поступил, ГКЧП дал отбой. В дни августовского путча руко­водство России выступило сплоченно, энергично, наступатель­но. ГКЧП, напротив, действовал нерешительно и пассивно.

По распоряжению ГКЧП в Москву были введены войска и бронетехника. Уже утром 19 августа здание Верховного Совета России стали окружать москвичи, опасавшиеся разгона россий­ского парламента и готовые защищать его. В обращении «К гражданам России» Б.Н. Ельцин, председатель правительства России И.С. Силаев и и.о. председателя Верховного Совета Рос­сии Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реак­ционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны и объявили «так называемый комитет» и все его решения незакон­ными. Б.Н. Ельцин издал указ: все решения ГКЧП не имеют си­лы на территории России. Символично, что Президент России выступил перед своими сторонниками и огласил этот историчес­кий указ, взобравшись на один из танков, прибывших в столицу по приказу ГКЧП. Вокруг Белого дома развернулось строитель­ство баррикад. Даже ночью у здания Верховного Совета остава­лось около 10 тыс. человек, образовавших живое кольцо. Граждане России были готовы защищать Белый дом. Перед лицом этой решимости ГКЧП так и не осмелился отдать приказ на штурм. После того как под боевые машины пехоты, которые дви­гались по Садовому кольцу, попали трое защитников Белого до­ма (Д. Комарь, И. Кричевский и В. Усов), начался вывод броне­техники и войск из Москвы.

Утром 22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР вы­слал к Горбачеву в Форос делегацию во главе с вице-прези­дентом РСФСР А.В. Руцким, чтобы привезти Президента СССР в Москву. Одновременно с Руцким в Крым летели Язов и Крюч­ков с целью получить аудиенцию у Горбачева, объясниться и получить прощение, но Горбачев не принял их.

Члены ГКЧП были арестованы (Пуго покончил с собой). В этот же день Президент РСФСР выразил признательность гражданам России за поддержку российского руководства в от­поре «реакционной кучке высокопоставленных путчистов». Вер­нувшись из Фороса, Президент СССР по Центральному телеви­дению отметил «выдающуюся роль Президента России, который стал в центре сопротивления заговору и диктатуре».

23 августа на чрезвычайной сессии ВС РСФСР в присут­ствии Горбачева и вопреки его возражениям Президент России подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистичес­кой партии РСФСР» на том основании, что она поддержала по­пытку государственного переворота. Фактически это был запрет КПСС. Указ от 23 августа был подкреплен захватом в Москве зда­ний ЦК и МГК КПСС. 24 августа Горбачев объявил о своей от­ставке с поста генерального секретаря ЦК КПСС и призвал партию самораспуститься. 6 ноября 1991 г. Ельцин издал указ о запрете деятельности КПСС на территории РСФСР и Компартии РСФСР.

По настоянию российского руководства 25 августа Горба­чев ликвидировал Кабинет Министров СССР. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяй­ством во главе с премьер-министром РСФСР И.С. Силаевым.

2 сентября Президент СССР и высшие руководители 10 союзных республик выступили с заявлением, в котором факти­чески приостановили действие Конституции СССР, объявили пе­реходный период для принятия новой Конституции и констатировали создание Государственного совета в составе Президента СССР и высших должностных лиц 10 республик. V (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР (2-5 сентября 1991 г.) принял два акта: закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» и постановление «О мерах, вы­текающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сес­сии Верховного Совета СССР». Под давлением Президента СССР и его сторонников Съезд постановил прекратить деятельность Съез­да народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, т.е. фак­тически распустил высшие органы государственной власти СССР.

6 сентября на первом заседании Госсовета была признана независимость Латвии, Литвы, Эстонии. В том же месяце депута­ты от России и других республик были отозваны из Верховного Совета СССР, председатель которого А.И. Лукьянов также был арестован за поддержку ГКЧП. Союзные структуры власти и уп­равления фактически перестали существовать. На территории России власть была сконцентрирована в руках Президента РСФСР и Съезда народных депутатов России. Попытка Президента СССР возродить новоогаревский процесс по доработке и подписанию Со­юзного договора блокировалась как Россией, так и Украиной.

Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом «перестройка».

Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руковод­ству России выступить в роли защитника законности.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) ру­ководители трех республик (Президент России Б. Ельцин, прези­дент Украины JI. Кравчук, председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР как геополитической ре­альности и субъекта международного права и о создании Содру­жества Независимых Государств (СНГ) без единых органов влас­ти и управления. 12 декабря 1991 г. после часового обсуждения Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение (188 - «за», 93% от присутствовавших). 12 декабря 1991 г. в ин­тервью газете «Комсомольская правда» М.С. Горбачев заявил: «Это ненормально, но пусть идет процесс, главное, чтобы в конституционных, нормальных формах... Я уйду в отставку... Я сделал все, что мог». 21 декабря в Алма-Ате 11 республик СССР подписали соглашение о ликвидации СССР и создании СНГ. 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия. В тот же день ВС России установил вместо РСФСР новое офи­циальное наименование государства - Российская Федерация. Над Кремлем был поднят трехцветный российский флаг.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Составьте хронологическую таблицу этапов кризиса централь­ной власти СССР.

2. Почему по мере ослабления власти Центра происходило на­растание межнациональных конфликтов в СССР?

3. Какие меры принимались руководством страны для решения проблемы межнациональных конфликтов? Оцените эффективность этих мер.

4. Как связано ухудшение экономической ситуации в СССР с ростом межнациональных конфликтов? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Какое положение «Декларации о государственном суверени­тете России» «запустило» центробежные процессы?

7. Попытайтесь объяснить, почему во время референдума о сохранении СССР большинство проголосовавших высказались за это сохранение. Как это соотносится с проходящим в это же время разва­лом Союза?

8. Каковы были результаты национальных конфликтов в СССР периода перестройки? Оформите анализ в виде таблицы.

9. Кто и почему создал ГКЧП? Возможна ли была победа ГКЧП?

10. На основании дополнительной статистической информации оцените, был ли неизбежен распад СССР. Свою точку зрения обоснуй­те. Аргументируйте выбранные критерии оценки.

11. Найдите в современной научной и публицистической литера­туре примеры, иллюстрирующие конфликты на межнациональной поч­ве в СССР до 90-х гг. Сделайте презентацию.

13. Какие личные и политические качества М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина сыграли роль в развитии событий 1990 - 1991 гг.?

14. Рассмотрите историческую ситуацию. Закончите статью. Сде­лайте вывод.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советс­кого строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение...

15. Заполните таблицу.

Итоги существования многонационального СССР

Позитивные моменты

Противоречия, трудности, негатив

16. Опровергните или подтвердите предложенную точку зрения. Аргументируйте ответ. Выскажите свое мнение.

На рубеже 80-90-х гг. начался фактически распад СССР. Союз­ный Центр во главе с Горбачевым не имел четкой программы действий и терял рычаги управления. Во многих союзных республиках взяли верх сепаратисты. Последней попыткой спасти Союз была подготовка ново­го Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа.

1. Предложите свой вариант проекта Союзного договора.

Из телевизионного выступления М.С. Горбачева об итогах работы над проектом нового Союзного договора 2 августа 1991 г.

Сохраняется союзная государственность, в которой воплощен труд многих поколений людей, всех народов нашего Отечества.

И вместе с тем создается новое, действительно добровольное объ­единение суверенных государств, в котором все народы самостоя­тельно управляют своими делами, свободно развивают свои культуру, язык, традиции. Конечно, не следует упрощать дело. Договор предус­матривает значительную реконструкцию органов власти и управления. Потребуется разработать и принять новую конституцию, обновить из­бирательный закон, провести выборы, перестроить судебную систему. Пока этот процесс будет разворачиваться, должны активно действо­вать Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР, правитель­ство, другие союзные органы. Мы встали на путь реформ, нужных всей стране. И новый Союзный договор поможет быстрее преодолеть кризис, ввести жизнь в нормальную колею.

Российское государство исторически формировалось как многонациональное. Охватывая в момент возникновения небольшую территорию на северо-востоке русской равнины (в XIV – первой половине XVI в. южная граница с монголо-татарами проходила в 80-100 км от Москвы, на западе Смоленск и Курск являлись территорией Литвы), российское государство постоянно расширялось. Объединение земель восточнее Москвы происходило в процессе борьбы против монголо-татарского господства. Московская Русь, освобождаясь сама, освобождала от завоевателей и другие земли, издревле заселенные различными этносами. В результате освободительной борьбы в состав Русского государства вошли многие народы, давно связанные с русским народом общностью исторического развития: народы Севера и Поволжья – часть мари, мещера, югра, коми (в конце XIV в.), печоры, карелы, саами, ненцы, удмурты (в конце XV в.).

В XVI в. к России были присоединены башкиры . Произошло это после взятия Казани Иваном Грозным. Он обратился к порабощенным монголо-татарами народам с предложением принять русское подданство. На это предложение в 1552 г. откликнулись башкиры, обратившись к царю с челобитной. В 1557 г. после повторной просьбы они вошли в состав России.

В середине XVI в. сохранившиеся после распада Золотой Орды Сибирское, Казанское, Астраханское ханства беспокоили Россию грабежами, не прекращались вторжения, сопровождавшиеся убийствами и поджогами. В 1556 г. Астраханское ханство без сопротивления признало вассальную зависимость от российского государства. В результате упорной борьбы Казанское ханство также было присоединено к России. Таким образом, Волга на всем протяжении – от истоков до устья – была включена в состав России.

В XVI в. сферой интересов Московского государства стала Сибирь. Ее территория была населена народами, которые вели кочевой или полукочевой образ жизни, исповедовали язычество. Там существовали огромные по территории, но слабые в военном отношении осколки монгольской державы. В 1581 г. казачья дружина Ермака Тимофеевича (по современным меркам отряд выглядел весьма скромно: около 500 казаков и примерно 300 так называемых ратных людей) начала движение в Сибирь. Досаждавший своими разорительными набегами хан Кучум был наконец, разбит в 1598 г. Народы и племена Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить их от кочевников Южной Сибири. В первой половине XVII в. в состав России вошли народы, населявшие Восточную Сибирь: якуты, буряты, хакасы и др. Окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке Сибири вошли в состав России во второй половине XVII в., Камчатка и прилегающие к ней острова – в самом конце XVII – первой половине XVIII в.

Всего лишь за один век русские землепроходцы преодолели расстояние от Урала до Тихого океана и Россия весьма быстро и прочно закрепилась на новом огромном пространстве. Землепроходцы, а затем и русская администрация в большинстве своем без труда устанавливали необходимые контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. Именно поэтому сопротивление русской миграции было незначительным, а если на первых порах и возникали конфликты, то они улаживались быстро и не имели далеко идущих последствий. Так что известное выражение «покорение Сибири» – это, скорее, эмоциональный образ, запечатлевший освоение бескрайних просторов и нелегкой природной среды, а не подчинение этносов, живших на этих территориях.

В первые годы XVII в. начался мирный процесс перехода калмыков в русское подданство . Русское государство было заинтересовано в охране своих границ от крымских татар и турок. В 1655 г. представители калмыков приняли присягу на подданство русскому правительству. В 1657 г. эта присяга была подтверждена. В 1661 г. подданство было закреплено подписями. Вхождение калмыков в Россию, таким образом, было основано на письменном соглашении, заключенном добровольно, с учетом взаимных интересов.

В XVII в. в состав России входили небольшая часть Северного Кавказа и области Донского и Яицкого казацких войск.

Образование Русского централизованного государства имело важное значение для народов Украины, Белоруссии, Молдавии, ориентировавшихся на Россию в борьбе против иноземных поработителей. В 1654 г. в Переяславле состоялась Великая Рада (совет), которая приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Правобережье воссоединилось позднее – в конце XVIII в. Но и после этого часть украинских земель (Восточная Галичина, Северная Буковина, Закарпатье) оставалась в составе соседних с Россией государств.

Помощи у России искала и порабощенная Турцией Молдавия. В XVII в. молдавские господари несколько раз обращались к российскому правительству с просьбой о принятии Молдавии «под царскую руку», в русское подданство. В 1711 г. Петр I заключил договор с молдавским господарем Кантемиром, зафиксировавший протекторат России над Молдавией.

Во второй половине XVII в. началась изнурительная борьба России с литовско-польским государством – Речью Посполи- той, а также Крымом и Турцией в поддержку стремления белорусских земель и Правобережной Украины к воссоединению с Россией. Литовско-польские войска отчаянно боролись за белорусские и украинские земли. По наущению Турции на территорию Украины вторгались крымские войска. Россия более века боролась за безопасность и прочность своих границ, защищая одновременно белорусские и украинские земли. В результате этой борьбы только 3 июля 1700 г. была отменена унизительная для России дань крымскому хану.

На протяжении XVIII в. правительство России активизирует свою политику на Северном Кавказе . За влияние на Северном Кавказе боролись крымские ханы, Турция, Иран, Россия. В XVII-XVIII вв. некоторые горские народы принимали русское подданство. В состав России вошли Кабарда, Карачаево-Черкессия и Осетия. Однако в целом процесс присоединения Северного Кавказа проходил сложно и противоречиво, главным образом военными методами, и был продолжительным.

Казахский народ, постоянно испытывая набеги восточных и южных соседей, искал покровительства России. Избранный вождем на собрании трех жузов Абдулжаир, отбив очередное нашествие со стороны Джунгарии, обратился к русскому правительству с просьбой о принятии казахов в подданство России. 10 октября 1731 г. Абдулжаир и старшины Младшего жуза принесли присягу русскому правительству. В декабре того же года русское подданство принял хан Среднего жуза Семеке. В 1740 г. присягу принесли хан Абдулмамбет и султан Аблай. Старший жуз, находившийся долгое время под господством Джунгарии, присоединился к России в первой половине XIX в.

Территория восточной Прибалтики переходила из рук в руки Германии, Польши, Литвы, Швеции, Дании. Северная война 1700-1721 гг. открыла доступ к Балтийскому морю для России и обеспечила ее экономические морские связи с другими странами мира. В результате побед в Северной войне под власть России перешли Эстония, части Латвии и Карелии с Выборгом. В ходе российско-шведской войны 1808-1809 гг. было присоединено Великое княжество Финляндское, которое раньше было частью Швеции.

В результате трех разделов Польши (1772,1793, 1795 гг.), осуществленных тремя державами – Россией, Австрией и Пруссией – в состав русского государства были включены Белоруссия, Правобережная и Западная Украина (без Львова), большая часть Литвы и Курляндия. Таким образом, произошло воссоединение украинских и белорусских земель. Заседавший в 1814-1815 гг. Венский конгресс передал в состав России Герцогство Варшавское (Царство Польское).

Во второй половине XVIII в. в результате войн с Турцией (1774,1783,1791 гг.) к России отошли Крым и Северные берега Черного и Азовского морей. По договору 1791 г. России и Турции территория между Бугом и Днестром вошла в состав России, а в результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. по Бухарестскому мирному договору была освобождена от турецкого господства и Бессарабия. Присоединение Бессарабии к России способствовало более быстрому развитию экономики этого края, культуры молдавского народа.

На протяжении веков Закавказье подвергалось разрушительным войнам, захватам и разделам территории. Так, феодальная Армения бывала неоднократно разделена Ираном, Византией и Турцией, завоевана Арабским Халифатом, монголо-татарскими ордами. Потеряв надежду на достижение независимости собственными силами, армянское общество решило просить помощи извне. Исходя из этого, посланец Армении Ори в середине 1701 г. решил обратиться к России. Петр I не отрицал необходимости помощи Армении, но у России были связаны руки войной со Швецией. Только после русско-иранской войны 1828-1829 гг. Восточная Армения присоединилась к России.

Ареной многочисленных кровопролитных войн была и территория Азербайджана. Он также в разное время был под властью Арабского Халифата, Турции, монголо-татар, Ирана. В XVIII в. в Петербург неоднократно направлялись послы с просьбой принять Азербайджанское ханство в состав России. Вхождение азербайджанских земель в состав России началось в 1801 г. К концу 1806 г. было присоединено большинство азербайджанских ханств.

В 1783 г. на основе Георгиевского трактата Восточная Грузия формально вступила под покровительство России. Этот трактат вызвал недовольство Турции, а Персия опустошила Восточную Грузию и активизировала свою политику в Закавказье. Агрессия Персии заставляла христианские народы искать защиты у России. В 1799 г. Восточная Грузия вновь обратилась к России за помощью. К 1810 г. большая часть Закавказья была включена в состав России. У Турции остались Ереванское и Нахичеванское ханства, а также Западная Грузия.

В 1809 г. ряд обществ Дагестана добровольно приняли подданство России. Повторно была принята присяга России в Осетии, Ингушетии. Северный Кавказ к югу от рек Кубань и Терек оказался независимым островом, окруженным территорией российского государства. В 1816 г. наместником Кавказа был назначен генерал А. П. Ермолов, который проводил политику укрепления позиций России на Кавказе. В ходе Кавказской войны (1817-1864 гг.) Северный Кавказ был поставлен под контроль царской власти. В результате войн с Персией и Турцией были присоединены Западная Грузия, Нахичеванское и Ереванское ханства.

С середины 60-х гг. XIX в. началось активное продвижение России в среднеазиатском направлении. Здесь на базе оседлого населения существовали 3 государственных образования, основанные на принципах подданства – Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Присоединение к России казахских земель в 1846-1854 гг. (Старший жуз) вызвало военное столкновение с кокандским ханом, армия которого была разбита войсками В. А. Перовского. В 1865 г. наступление русских войск завершилось взятием Ташкента, который стал центром вновь образованного Туркестантского генерал-губернаторства. В 1868 г. зависимость от России признали Кокандское ханство и Бухарский эмират, а в 1873 г. – Хивинское ханство. В 1876 г. Кокандское ханство вошло в состав России, а Хива и Бухара сохранили свою автономию. Присоединение Средней Азии завершилось в 1885 г. взятием самой южной крепости – Кушки.

Таким образом, на протяжении трех веков – с XVI по XIX вв. – Россия формировалась как многонациональное государство. В 1721 г. Петру I был присвоен титул императора, а Российское государство стало Российской империей. Однако она не стала колониальной империей: в ней не было деления на метрополию и колонии. Колониальный этап экспансии, свойственный западноевропейским колониям, направленный на порабощение и эксплуатацию других народов, в России не сложился. Новые земли включались в состав единого государства, а народы, проживающие на этих территориях, сохраняли свою самобытность, этнические и религиозные черты.

1. Укажите годы правления Александра III

А) 1881-1894 Б) 1881-1917 В) 1881-1896 Г) 1881-1895

2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?

А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России

Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене

В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии

3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?

А) Россия, Англия и Франция Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия

В) Россия, Франция и Турция

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

5. Кто такие земские начальники?

А) представители земских собраний Б) председатели земских управ

В) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль

6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов:

А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

Б) разрешались только в Татьянин день В) строго воспрещались

7. Строительство Транссибирской магистрали началось в:

А) 1856г. Б) 1904г. В) 1914г. Г) 1891г.

7. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте

8. Основной причиной медленного развития сельского хозяйства во второй половине XIX в. является:

А) сохранение глубоких феодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, отрезки, община)

Б) примитивная агротехника

В) недостаток капитальных вложений, выделяемых правительством для нужд деревни

Г) нехватка химических удобрений для сельского хозяйства

9. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя?

10. На каких условиях было осуществлено присоединение Средней Азии к России?

11. Назовите государства, объединившиеся в Тройственный союз?

12. Дайте определение понятиям

Коалиция Реформа Контрреформа ЦензураПротекционизм Коалиция Реформа Контрреформа Цензура Протекционизм

13. Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 80-е гг. XIXв.?

А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии

Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

В) оформление австро-германского союза

14.Какие государства объединил Тройственный союз?

А) Австро-Венгрию, Германию и Италию

Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию

В) Германию, Италию, Турцию

15. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:

А) Д.Толстой Б) М.Катков В) С.Витте Г) П.Шувалов

16. В годы правления Александра III крестьянам:

А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу

Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей

В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины

Г) сумма выкупных платежей была понижена, учреждены Крестьянский банк и должность земских начальников

Задание 5 заполните таблицу

Представитель

Область деятельности

Политические взгляды

Роль в истории

К.П. Победоносцев

М.Н. Катков

Г.В. Плеханов

А.М. Горчаков

Генерал Скобелев

О. Бисмарк

Серафим Саровский

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Аграрно-промышленный техникум».

«Толерантность – важнейшее условие существования многонационального государства»

Разработчик:

Преподаватель истории и обществознания

Молодцова Л.В.

Коломна

2011

В современном обществе – наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, то есть, время возникновения государственности.

Не будем останавливаться на причинах, приведших к возникновению государственности, так как они общеизвестны, а попробуем взглянуть на данное историческое событие с точки зрения изменения мировоззрения человека и общества в целом.

Одной из ключевых тем, подтолкнувших русичей к созданию примитивной тогда государственной машины была идея единства. Внимательно изучая историю нашей страны нетрудно заметить, что все катаклизмы случались в те эпохи, когда единство нации по разным причинам нарушалось. В свою очередь это непременно сказывалось на морально-нравственном состоянии общества.

Чтобы духовный потенциал нашего общества был высок, и Россия была свободной, процветающей и уж тем более великой, она должна как минимум сохраниться.

Не распасться как в 1917 и 1991 годах, хоть и проживает в России более 160 народов. За века совместной жизни эти народы проросли множеством общих систем: промышленными и торговыми связями, железными и шоссейными дорогами. Любой разрыв бьет по государству, как если бы у живого человека отрезали, например, руку или ногу.

Вероятно, уже стоит всерьез задуматься, не дожидаясь грома, вспомнить былые ошибки и постараться избежать державных катастроф, которые неизбежно порождают катастрофы нравственного характера в обществе. Шаткость государственной власти в недалекие 90е годы ХХ века привела к кризису культуры, нравственности, семьи, здоровья, человека, то есть, к социальным стрессам в обществе.

Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально- государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных во время сталинского произвола, требуют восстановления.

По существу, нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности многочисленных народов, а также народностей, не имеющих своих национально-территориальных образований, или проживающих вне их границ.

Воссоздание российской государственности, былой гордости за страну невозможно без признания идеи толерантности, которая безусловно должна быть принята руководителями государства как основополагающая по формированию нравственных ориентиров современной молодежи.

Только при активном применении методов убеждения и личного примера всеми субъектами, оказывающими педагогического воздействие на молодежь, возможна реализация принципа толерантности.

На мой взгляд, не раз и не два повторение простой мысли, что мир многомерен и разнообразен, что в нем живут разные люди – представители разных рас, конфессий и национальностей (или этносов), с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками. Человек, живущий по принципам толерантности, нормально воспринимает все это многообразие, уважая в рамках закона права и свободу других людей. Это – нормальная модель взаимоотношений людей, народов и стран, которая в конечном итоге ведет к единству нации, а, следовательно, и к сильному государству.

Таким образом, связь между крепкой государственной властью и толерантностью как одним из ориентиров нравственного воспитания современной молодежи – налицо.

Теперь перейдем к более сложной ступени – это способы реализации этой идеи на практике. Поделюсь своими размышлениями по этому поводу, основываясь на собственных наблюдениях. Когда какой-либо народ долго и спокойно живет на своей Родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения, то есть, все то, что ныне именуется «стереотипом поведения» единственно возможны и правильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя.

Чтобы избегать лишних ссор, целесообразно изучать культуру и быт других народов, и язык и религию молодежи. Лучше это делать под руководством опытных наставников не только в дополнительном образовании, но и на основных уроках, лекциях, совместных мероприятиях как можно чаще, а лучше ежедневно и планомерно.

Вся история российского государства с начала его становления до наших дней свидетельствует, что многонациональность России – это не слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это осталось красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа – именно богатство самых разных традиций и культур позволит России стать по –настоящему великой державой.

Зато культура, замкнутая в себе, умирает. Так что призыв «Россия – для русских» представляется самоубийством. И наоборот, расширение этнического сознания, понимание и принятие других народов, изначально входивших в Российское государство – это путь к сильной государственной власти.

Казалось бы, и проблемы никакой нет: всего-то объяснять подросткам, в моем случае на уроках, как важно жить в мире и согласии с другими нардами и людьми. Но как часто приходится наблюдать у, казалось бы, опытных педагогов, попытки решать воспитательные задачи путем декларирования «правильных» истин, которые не находили желаемого отклика в сердцах детей и особенно подростков. Почему? Потому что не учитывались ментальные особенности подростков, их психологические особенности возраста, когда скептическое отношение к воспринимаемому становится порой ведущим, когда все подвергается сомнению. Особенно характерно это для нашего времени – времени переоценки прежних ценностей, их девальвации и отсутствия эквивалентной замены. Из вышеизложенного следует, что задачей учителя, преподающего историю, мировую художественную культуру, литературу, искусство, состоит в том, чтобы через содержание своих предметов раскрыть перед учащимися возможности и необходимость устанавливать свое общение с миром через позитивный диалог, помогающим сформировать толерантные отношения с другими людьми, с иной культурой, с тем, чтобы сделать ее своим достоянием, «присвоить» ее достижения, тем самым обогатив свой внутренний мир, расширив границы познания для себя.

В условиях новой государственности ХХI века сложилась неоднозначная политическая ситуация в России, и сами собой напрашиваются вопросы: «Многие ли из нас чувствуют себя в безопасности? Снизилась ли преступность, коррупция? Все ли удовлетворены оплатой труда? Наши дети получают качественное лечение, образование?». Ответы, к сожалению, неутешительны. Да, появилось много хорошего во взаимоотношениях личности и государства, и, в первую очередь, это возможность выбора, не на словах, как было раньше, а на деле.

Мы можем выбирать школу, университет, работу, одежду, образ и стиль жизни, страну для отпуска и проживания. Но в рамках своего благосостояния и системы. То, что не порицаемо системой, то дозволено и приемлемо, поэтому все, выходящее за рамки господствующей парадигмы мышления, считается деструктивным и отклоняющимся от нормы – отшельничество, маргинальность, сознательный уход от комфорта. Творческим людям для личностного развития необходима эта свобода выбора. Поэтому, это важное достижение современного государства для роста духовно-нравственного потенциала личности. Но в силу того, что в нашей стране, по сути, это не подкреплено никакими социальными гарантиями, это скорее минус, чем плюс. Вот где необходимо решать задачи государственным деятелям, чтобы в России наконец-то были сформированы условия для развития и становления творческой личности, а отсюда – для развития науки, самобытной культуры и образования.

Школьного курса достаточно, чтобы понять, что государство в России всю свою историю умело лишь распределять ресурсы из одного сектора в другой. В случае физической угрозы или угрозы опасного технологического отставания государство приходило и просто отбирало у одних для других. Но современное общество – это чрезвычайно сложная система с взаимодействующими между собой элементами, миллионы малых компаний, для которых надо создавать условия взаимодействия с общественными организациями, поддержка инноваций и прочее, прочее.

К сожалению, государство не может повторить свой перераспределительный трюк снова как раз по причине чрезвычайной сложности современного общества. (на прошлом технологическом витке можно еще было забрать зерно и купить станки, сейчас это просто невозможно сделать). Сегодня государство находится в поиске новой для себя роли, которой еще никогда не приходилось ему играть. Наша нация учится и со скрипом, но все-таки начинает выучивать нужные уроки, активно привлекая в этот процесс современную молодежь.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Составьте хронологическую таблицу этапов кризиса централь­ной власти СССР.

2. Почему по мере ослабления власти Центра происходило на­растание межнациональных конфликтов в СССР?

3. Какие меры принимались руководством страны для решения проблемы межнациональных конфликтов? Оцените эффективность этих мер.

4. Как связано ухудшение экономической ситуации в СССР с ростом межнациональных конфликтов? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Какое положение «Декларации о государственном суверени­тете России» «запустило» центробежные процессы?

7. Попытайтесь объяснить, почему во время референдума о сохранении СССР большинство проголосовавших высказались за это сохранение. Как это соотносится с проходящим в это же время разва­лом Союза?

8. Каковы были результаты национальных конфликтов в СССР периода перестройки? Оформите анализ в виде таблицы.

9. Кто и почему создал ГКЧП? Возможна ли была победа ГКЧП?

10. На основании дополнительной статистической информации оцените, был ли неизбежен распад СССР. Свою точку зрения обоснуй­те. Аргументируйте выбранные критерии оценки. Напишите резюме.

11. Найдите в современной научной и публицистической литера­туре примеры, иллюстрирующие конфликты на межнациональной поч­ве в СССР до 90-х гг. Сделайте презентацию.

14. Сделайте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей по проблеме противостояния М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина.

15. Какие личные и политические качества М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина сыграли роль в развитии событий 1990 - 1991 гг.?

16. Рассмотрите историческую ситуацию. Закончите статью. Сде­лайте вывод.

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советс­кого строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение...

17. Заполните таблицу.

Позитивные моменты Противоречия, трудности, негатив

18. Поработайте с прессой указанного периода. Составьте хрони­ку событий межнациональных столкновений.

19. Опровергните или подтвердите предложенную точку зрения. Аргументируйте ответ. Выскажите свое мнение.

На рубеже 80-90-х гг. начался фактически распад СССР. Союз­ный Центр во главе с Горбачевым не имел четкой программы действий и терял рычаги управления. Во многих союзных республиках взяли верх сепаратисты. Последней попыткой спасти Союз была подготовка ново­го Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа.

20. Предложите свой вариант проекта Союзного договора.

Похожие статьи