Правовой статус затонувших военных объектов. Традиции военных похорон Что говорят на похоронах моряка

27.11.2020

На фото австрийская подводная лодка U-20,потопленная 4 июля 1918 года около Венеции итальянской лодкой F-12, с гибелью всего экипажа. Она была обнаружена и поднята итальянцами в 1962 году.

Мне стало интересно, а как юридически был обоснован подъём и судя по всему итальянцы действовали таким образом, который был кодифицирован только спустя 20 лет. К моему удивлению общий статус всех военно-морских захоронений железно и безусловно на международном уровне не регламентирован до сих пор. Всё зависит от государства флага или его правопреемника, которое должно официально объявить о том, что затонувший корабль является захоронением. Это касается кораблей у которых официально "установлена судьба", а не пропавших без вести. При этом есть один нюанс: Находясь на дне, вне зависимости от статуса района затопления, затонувший военный корабль (летательный аппарат) является собственностью государства флага или регистрации и остается под его суверенитетом, пока это государство формально от него не откажется. Вместе с тем затонувший корабль (судно) не может признаваться военным кораблем, так как в затонувшем состоянии лишен признаков военного корабля, предусмотренных международным морским правом
В случае с U-20 итальянцы поступили так: боевая рубка и часть корпуса погибшей субмарины были переданы в Венский военный музей

Боевая рубка U-20 в Венском военном музее .
Останки экипажа были переданы австрийцам и захоронены на территории Терезианской военной академии в Винер-Нойштадте. Подъём лодки судя по всему был произведён из-за того, что она находилась очень близко от Венеции и представляла собой потенциально опасный объект. Примечательно, что на тот момент действовала впервые (!!!) принятая конвенция морского права 1958 года, в которой все эти моменты не оговаривались. Спустя 20 лет в 1982 году была принята новая конвенция морского права в которой появилась статья 149:Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества, причем особое внимание уделяется преференциальным правам государства или страны происхождения, или государства культурного происхождения, или государства исторического и археологического происхождения. Можно сказать, что итальянцы поступили в 1962 году в соответствии с данной статьёй - объект находился в её территориальных внутренних водах, представлял опасность, но преференциальное право Австрии было соблюдено, при чём очевидно на основании двусторонних договорённостей. За 2 года до подписания конвенции 1982 года был ещё один прецедент, в 1980 г. при попытке подъема крейсера «Адмирал Нахимов», затонувшего в Корейском проливе во время русско-японской войны 1904-1905 гг., японской частной фирмой советская сторона заявила решительный протест, объявляя район гибели «Адмирала Нахимова» «военно-морским захоронением». В 1974 году из-за отсутствия такого объявления американцами была поднята носовая часть советской подводной лодки К-129, при этом американцы "подстраховались" торжественно захоронив в море останки советских моряков и засняв это на киноплёнку.
В 2001 году была принята "Конвенция об охране подводного наследия" в которой к военно-морским захоронениям относится одни пункт - 9. Государства-участники обеспечивают должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах.
С большим удивлением я узнал, что первое официальное объявление военно-морского захоронения в нейтральных водах Российской Федерацией состоялось только в мае 2012 года и было применено к останкам подводной лодки П-1 "Правда", обнаруженной в южном секторе внутренней акватории Финского залива в рамках выполнения проекта "Северный поток" в июле 2008 года в точке с координатами 59 градусов 52 минуты северной широты и 025 градусов 36 минут восточной долготы на глубине 75 метров.
На следующий день в кают-компании судна состоялся сбор участников мемориального похода. Открыл сбор заместитель начальника Управления МО РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрей Таранов, рассказавший всем присутствующим о целях похода и его особенностях.
"Данное мероприятие, - сказал Андрей Леонидович, - отличается от всех предыдущих, проводимых Министерством обороны. Это первое захоронение павших моряков на морском дне в нейтральных [международных] водах, которому будет придан официальный статус. Захоронение будет поставлено на учет в нашем Управлении, то есть попадет под защиту государства. Мы оформим паспорт воинского захоронения и планируем опустить на лодку и закрепить на ней памятную доску со списком погибших подводников...Сейчас на учете в Минобороны числятся почти 50000 захоронений павших воинов, на которые оформлены паспорта, из них 20000 находятся за пределами Российской Федерации. Впервые мы обозначим сегодня воинское захоронение под водой, на профессиональном языке это называется "установление судьбы". До сегодняшнего дня все погибшие моряки числились как пропавшие без вести, теперь же место их гибели установлено. Была даже мысль поднять лодку со дна, но ее состояние не позволяет это сделать.
Министерство обороны в рамках проекта "Обобщенный банк данных "Мемориал" начинает новый проект - "Некрополь". Это - возможность виртуально посетить любое воинское захоронение. Первой съемкой в этом списке будет П-1".

https://flot.com/news/navy/?ELEMENT_ID=111578
Таким образом только такая процедура может гарантировать 100% защиту военно-морского захоронения в наши дни, так как в конвенциях всё это довольно расплывчато и неопределённо, а трактовать в "интересах всего человечества" и "относиться с уважением" можно слишком широко в зависимости от конкретной ситуации.

У Американских индейцев, многих народов Африки, древних народностей, населяющих Сибирь, существовал обычай отправлять умершего в ладье вниз по реке, которая несла свои воды в море или океан. Люди верили, а в некоторых уголках света и по сей день верят, что такой способ отправки близкого в последнее далекое земное путешествие поможет душе быстрее вознестись к богам. А родной дом, в котором жил усопший и где остались жить его близкие, таким образом будет защищен от злых духов.

Отражение этих верований мы находим и в египетской культуре, и в мифологиях других культур в виде концепции изначальности моря, появления земли из моря, отделения неба от земли. По религиозным представлениям египтян, под землей находился иной мир, который назывался Дуат. Он изобиловал ужасными огненными озерами, ядовитыми змеями и чудовищами. Чтобы усопший смог преодолеть препятствие, строились специальный погребальные лодки. По образу ладьи, на которой бог Солнца совершал плаванье. Под навесом устанавливали саркофаг с мумией. Ладью окрашивали в зеленый цвет - цвет прорастающих колосьев, символ воскресения из мертвых в загробном мире.

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II

Ритуалы похорон восходят, прежде всего, к этнокультурной традиции определенного региона. Но в ходе развития цивилизации возникли обряды, связанные не с национальной, географической или религиозной принадлежностью, а с родом деятельности умершего. Таковы, скажем, похороны моряков или военных. Веками людей хоронили вдали от родных берегов. Вот описание погребения в 1528 году в водах Молуккского моря капитана Элькано из флотилии Магеллана: "Матросы несут к корме продолговатый сверток с привязанными к нему камнями и кладут на смазанную жиром доску. Прочитаны молитвы, монах-штурман в последний раз осеняет крестом воздух, и матросы поднимают доску. Раздается всплеск". По традиционному обряду морских похорон был погребен знаменитый английский мореплаватель Френсис Дрейк. Его свинцовый гроб под грохот корабельных пушек был опущен в океан у берегов Номбре-де-Диоса. в знак особого уважения к Дрейку в том же месте затопили несколько захваченных испанских судов (Англия в то время воевала с Испанией). С большими почестями опустили в море неподалеку от берегов Новой Бретани капитана Брюни д"Антркасто, умершего во время поисков пропавшей экспедиции Лаперуза. В средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишить умершего "христианской земли", необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом державы, под которым плавает корабль.

Сегодня захоронение тела в море используется не столь часто. Если смерть случается на пассажирском судне, то тело сохраняется в специальном холодильнике, которым оборудуются все современные пассажирские лайнеры. На военных кораблях и подводных лодках, находящихся в длительном плавании, может использоваться кремация. Для этого устанавливаются специальные печи, работающие на солярке. И все же ритуал захоронения в море продолжает существовать во многих частях света. Хотя есть страны, где такое погребение запрещено, например в Нидерландах. Но даже в этой стране немало людей, которые выбирают для себя именно этот способ погребения. Как правило это те, чья жизнь так или иначе была связана с морем. Тела голландцев, выбирающих морское захоронение, доставляют в Великобританию английским судном, поскольку на голландском корабле, буровой платформе или воздушном судне вступают в силу законодательные предписания этой страны.

В Великобритании морское захоронение узаконено. Ежегодно таким образом прощаются с 15-20 умершими европейцами. Здесь можно "предать тело морю" в местечке Newhaven или близ острова Wight. Перед погружением в гробу делаются отверстия для проникновения в них морской воды. Затем с помощью стальных канатов к днищу гроба прикрепляют бетонную плиту.

В Англии существует ряд ограничений: тело умершего не может быть бальзамировано из-за опасности выделения ядовитых веществ, пагубно влияющих на морских обитателей, в частности мидий. Английские инструкции по погребению в море предусматривают также предоставление в обязательном порядке справки об отсутствии у умершего СПИДа или вируса гепатита.

В России погребение в воде тоже разрешено законом. Вот что сказано в законе "О погребении и похоронном деле": погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В США законом разрешается прямое захоронение тела на морской глубине. При этом тело покойного может быть захоронено минимум за 150 миль от ближайшего берега, за пределами государственных границ. Но у такого способа захоронения есть свои недостатки. Нередки случаи, когда тела выносились на берег морскими течениями или рыболовные траулеры поднимали со дна моря гробы. Поэтому в качестве альтернативы прямому захоронению тела в морских водах существуют другие способы. Например, развеивание праха после кремации над морской гладью или захоронение урны с прахом на морском дне. Предлагается в Соединенных Штатах и еще один способ захоронения праха усопшего, который, кроме всего прочего, используется для восстановления природных рифов. Прах смешивается с цементом и отливается в форму диаметром около одного метра. Он представляет собой пустотелую полусферу с отверстиями. К полусфере крепится бронзовая табличка с именем усопшего, датами рождения и смерти, эпитафией. Похоронное бюро передает искусственный риф природоохранной организации, которая погружает подводный памятник на глубину около 100 метром на расстоянии 12 миль от берега. Искусственные рифы в течение нескольких дней населяются мелкими обитателями морских глубин, в течение трех месяцев на них поселяются колонии полипов. Таким образом, искусственные рифы используются для создания новой среды обитания морских организмов и помогают восстановлению экосистемы морского дна.

Современные похоронные традиции могут показаться странными человеку, живущему в другом месте или в другое время. Мы используем химические вещества и грим для создания иллюзии живого тела, чтобы родственники, друзья и знакомые смогли последний раз прийти проститься и выразить своё уважение. Но для представителей других культур наши попытки провести это мероприятие стерильно и с «как живым» покойником вступают в противоречие с самой сущностью смерти.

Смерть является неизбежным явлением в нашей жизни, и содержание похоронных традиций зависит от общества, религии, географического положения, а также от социального статуса умершего, а во многих случаях и от его материального положения. Очень богатые могут построить Тадж Махал или Пирамиды. Но большинство традиционных процедур похорон в мире достаточно простые, священные и не публичные.

Индийские похороны

Жители Индии полагают, что после смерти тело удерживает душу, и огонь является единственным способом освобождения души для следующей жизни. После смерти порядочного индуса во время подготовительных процедур около его тела горит лампа, символизирующая путеводный огонь, который будет присматривать за душой человека во время перехода в следующую жизнь. Тело очищают, одевают в новую одежду, украшают травами, драгоценностями или цветами. Затем доставляют на место проведения ритуала кремирования – погребальный костёр.

Главный плакальщик, обычно старший сын умершего, совершает священный обряд, а затем разжигает погребальный костёр. Пока тело горит, главный плакальщик проводит ритуал, называемый kapal kriya : бамбуковой палкой он раскалывает череп покойника, что символизирует освобождение души из тела. Через несколько дней после кремации он возвращается на место костра и собирает пепел, остатки костей в урну, чтобы похоронить её в святых водах Ганга.

Похороны в море

Хотя этот ритуал уже тысячелетиями совершают по всему миру, тем не менее морские похороны ассоциируется обычно с моряками. Жители побережий и островов (для которых земля – слишком ценный ресурс, чтобы применять его как кладбище) использовали море для пропитания и торговли, а также для погребения умерших. Это позволяло телам быстро разлагаться в воде и завершать полный цикл жизни. Египтяне и викинги сплавляли тела в море на плотах или лодках. В наши дни морские похороны означают распыление пепла в море, но существуют организации, которые специализируются на проведении древнего ритуала.

Так как транспортировка на судне мертвого тела считалась не практичным, моряки стали проводить достаточно простой ритуал похорон своих товарищей в океан. Обычно, тело помещали в мешок, который утяжеляли камнем, чтобы груз быстро опустился на дно.

Еврейские похороны

В иудаизме тело умершего заслуживает самого большого уважения и почитания. С телом обращаются бережно и с достоинством, но при этом стараются избежать суеты и показухи. Еврейские законы запрещают бальзамирование и грим, которые считаются оскорблением. Также не одобряются аутопсия (патолого-анатомическое или судебно-медицинское вскрытие трупа – прим. mixednews) и использование органов для донорских целей. Тело заворачивают в простую белую ткань и помещают в обычный деревянный гроб без процедуры визуального прощания.

До похорон, которые стараются провести как можно быстрее после смерти человека, рядом с телом умершего сидит «сторож» или Shomer, который охраняет его и читает псалмы. На кладбище пришедшие проститься бросают горсть земли в могилу, тем самым, совершая благодеяние для умершего.

Небесные похороны

Этот странный ритуал проводят высоко в Гималаях, где земля слишком твёрдая для традиционных похорон и нет деревьев, чтобы проводить кремацию. Тибетские буддисты верят, что после смерти душа отделяется от тела, которое после этого остается пустым и бесполезным. Похоронный ритуал проводят вдали от поселений. Лама читает несколько молитв над телом, а затем rogyapa, используя нож, расчленяет тело и разбрасывает органы и куски плоти. Слетаются стервятники и падальщики, а работа rogyapa помогает им быстро уничтожить тело. После того как остался один скелет, rogyapa ломает и измельчает кости, смешивает их с мукой и маслом. Эта масса затем полностью съедается ястребами и мелкими птицами. Буддисты рассматривают похороны как идеальный акт жертвоприношения: он дает пищу птицам и поддерживает круговорот веществ. Небесные похороны проводятся по всему миру в различных вариациях; некоторые просто оставляют тело в лесу или высоко в горах для поедания животными.

Традиционные китайские похороны

Суеверные китайцы очень серьёзно относятся к похоронным ритуалам. Чем старше и уважаемей был умерший, тем более сложной является процедура похорон. Покойника омывают и одевают в лучшие одежды, как правило, синего, чёрного или коричневого цвета, но только не красного. Красный цвет, символизирующий счастье, запрещён на похоронах, если только покойник не был старше восьмидесяти лет. На похоронах долгожителей обычно присутствуют детали красного цвета, чтобы отметить их долгую жизнь. Перед тем как поместить тело в гроб, его покрывают светло-голубой тканью, а лицо накрывают жёлтой. Гроб ставят в доме, где родственники и все пришедшие оставляют подношения в виде еды или бумажных денег, которые умерший может использовать в загробном мире, также как ладан и свечи.

После всех обрядов тело хоронят в наиболее благоприятном месте по фен-шую. Лучшим считается место на холме. Семьи стараются как можно тщательней соблюсти все традиции, чтобы не привлечь неудачу и несчастье. В апреле на День поминовения усопших родственники посещают кладбище, где они ухаживают за могилой и оставляют подношения в виде еды и денег.

Существуют разные способы погребения умерших, и, проанализировав их, можно сделать некоторые выводы об отношении к жизни и смерти у представителей данной культуры.

Место последнего упокоения беспокоит многих еще при жизни. Для нашего курорта, и не только, эта тема очень актуальна. Земли становится всё меньше, места на кладбищах - всё дороже. Да и сам внешний вид многих кладбищ вызывает дрожь. Кто был на сочинских кладбищах, не понаслышке знает, что они переполнены - сплошь и рядом подзахоронения, гроб на гробе, у нас реально нет мест для расширений погостов. К тому же очень много заброшенных могил, а оградки делают у кого как финансы позволяют. В некоторых местах трава в человеческий рост и непролазная грязь. Да что говорить, это видеть надо...

Одно время муссировалась идея с крематорием, но так до сих пор и не прошла. Хоронить на луне, в космосе, поближе к Богу, как сейчас придумали международные миллионеры, тоже не по карману. К нам в редакцию обратились читатели с предложением - а почему бы не организовать морское кладбище? "Народная газета" попыталась рассмотреть идею, которую предложили наши читатели.

Прах в море

Высокий уровень смертности и все меньшее количество земли для захоронений заставляют крепко задуматься. Для города Сочи с его высокой концентрацией населения и отсутствием земли – это вообще проблема. Одним из выходов было бы организовать крематорий, эта тема до сих пор муссируется на градостроительных советах. Но здесь все, по большому счету, упирается в экономический вопрос и ментальность граждан. Опросы показали, что на первоначальном этапе процент кремаций (дело все же новое, непривычное) будет составлять максимум 15% от умерших, в число которых будут входить невостребованные, безродные тела.

А содержание крематория между тем дело затратное. Также чиновники говорят, что уже построен крематорий в Новороссийске, в планах работы которого обслуживание всего Краснодарского края. И при грамотном подходе, в случае предсмертной воли и желания родственников, поездку туда можно будет организовать буквально в течение одного дня. Поэтому с крематорием скорее всего вопрос у нас решен не будет. Тем не менее проблему с захоронениями решать нужно как можно скорее, кладбища в Сочи переполнены, и хоронить уже скоро станет просто негде.

Выход из ситуации наши читатели видят в организации морского кладбища

Просторы Черного моря позволят реализовать подобную идею, как известно, оно является огромным резервуаром сероводорода. Ниже глубины 150 -200 метров у нас в море залегает сероводород, так называемая "мертвая зона", где отсутствуют живые существа и разлагается вся органика. В том числе и за счет этого фактора экосистема моря имеет свойство самоочищаться. Кто-то может сказать, зачем нам вторая река Ганг? А не выйдет ли вся затея боком? Здесь хочется уточнить, что сероводород – это газ, который без остатка растворяет все, что попадает на глубину его залегания. Получается, как бы это странно ни звучало, экономичное хозяйствование, да и экологические бы нормы были соблюдены. Да и все мы разумные люди, и никто не стал бы делать морские кладбища в местах туристического скопления и с моральной точки зрения.

Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил оборудовать пустующие прибрежные территории от Сочи в сторону Геленджика. Там, где невозможно создать туристическую инфраструктуру, в промежутках можно было бы организовать морские кладбища. И местное население могло бы зарабатывать на оказании ритуальных услуг.

А как у них?

Кстати, в Китае всерьез заинтересовались темой захоронений в море. В центральном городе китайской провинции Гуандун место на кладбище обойдётся в 1200 долларов за квадратный метр. Это даже дороже, чем элитные квартиры. Но в Шанхае, Шаосине или Вэньчжоу власти заплатят вам 320, 800 или 1290 долларов за рассеивание праха умерших в море. Включена даже стоимость поездки на лодке и лепестков цветов, с которыми смешивают прах. По традиции военно-морских сил США, самых отличившихся тоже хоронят в море.

Устав ВМС допускает предание воде как тела в гробу, так и развеивание праха. Прощальная церемония сопровождается религиозным ритуалом (если человек исповедовал ту или иную религию) и завершается тремя выстрелами траурного взвода из семи человек. В Великобритании и Ирландии захоронение тела в море разрешено в определенных частях Северного моря, для чего требуется специальное разрешение. На Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и практикуются до сих пор. Получается, тема морских захоронений не нова и могла бы стать для Сочи выходом из ситуации с перенасыщенностью местных кладбищ.

Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов.
Все это имело свою подоплеку - верования, что путь на тот свет ведет по воде или о прибытии прародичей по морю. У викингов бытовало погребение человека в особой погребальной ладье, которая перед отплытием поджигалась. На Руси, где жило много варягов, тело вождя клали на корабль, который поджигал ближайший родственник покойного.

Упокоиться с шиком

Морские похороны сейчас набирают популярность и в научной сфере. Быть похороненным в море становится еще и очень модно. В противовес теории Чарльза Дарвина о происхождении людей от обезьяноподобных предков есть другая – человечество вышло из воды. Последняя в настоящее время очень популярна. Если человек не слез с дерева, а вышел из воды, получается, гармоничнее было бы и найти в ней свое последнее пристанище. Эту идею поддерживают и многие психологи. Похороны в море морально переносить проще, чем похороны в землю.

– Опускание гроба в землю, медленное кидание земли – это очень тяжело, так же, как и кремация, этого многие боятся. А морское захоронение – более мягко действует на психику, – уточнил для "Народной газеты Сочи" один из психологов курорта.

Действительно – огражденная акватория, катер, торжественная музыка, красивый гроб в виде ракушки-жемчужницы, который опускают в море, плавающие кругом лепестки цветов – все это может выглядеть для нас непривычно, но красиво. Если развивать эту тему дальше, то можно еще организовать установку плавучего памятника и получить специальное свидетельство, где будут определенные координаты захоронения. Можно оборудовать подходящим образом для поминок прибрежную зону с поминальными столиками и беседками, где можно предаваться скорби по ушедшим с красивым видом на море и проплывающими рядом дельфинами...

Есть мысль, что особенно это бы заинтересовало иностранцев (быть похороненным в Черном море, и вообще в море, для многих из них – статусно, красиво и необычно). И это, кроме решения проблемы с кладбищами вообще, был бы и дополнительный заработок сочинцам. Ведь родственники усопших будут приезжать к ним на морские могилы, что-то покупать, где-то селиться. Похоронили, а потом еще и платный выезд на лодке для поминок и посещений – это целая индустрия необычных похорон.

Подводные камни

Однако с организацией морских кладбищ у нас не все так просто. В этом деле есть свои подводные камни. Директор МБУ г. Сочи "Управление по организации похоронного дела" Александр Мамлай, согласившись, что в идее морских захоронений есть рациональное зерно, объяснял, что реализовать такой проект будет непросто.

Есть действующее законодательство, а оно ни слова не говорит по поводу захоронений в море , – пояснил Александр Мамлай , – поэтому мы можем много обсуждать, но пока на законодательном, федеральном уровне это не будет прописано, все это бесполезно.

Получается, чтобы запустить проект с морскими кладбищами, надо перекраивать законодательство на уровне Федерации. Пойдут ли на это парламентарии – вопрос. Между тем проблема с нашими сочинскими погостами, где уже негде хоронить, требует решения. Хотелось бы, чтобы наша власть побыстрее обратила на нее внимание и нашла выход.


Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года был смертельно ранен и через несколько часов скончался адмирал Горацио Нельсон. Тело его было забальзамировано и доставлено в Англию на флагманском линейном корабле «Виктори». Знаменитый флото­водец со всеми почестями был похоронен в Лондоне. На 27 английских линейных кораб­лях, участвовавших в этом сражении, кроме Нельсона, погибли сотни офицеров и матро­сов, но все они в отличие от своего адмирала были похоронены в море.

Обычай погребения в море берет свое начало с самых первых дней возникновения мореплавания и сопровождается различными церемониями, связанными с умиротворе­нием богов. Например, у римлян и греков в рот умершего, опускаемого в море, клали монеты для уплаты Харону за провоз погребенного через подземную реку Стикс до врат Аида (Плутона) - бога подземного мира и царства мертвых.

У англичан существует обычай оплачивать работу служителя - парусника, зашиваю­щего парусиной тело умершего, - одной гинеей . Коммодор Беккет в своем труде «Customs and Supcrstitions» (Обычаи и предрассудки) пишет, что в силу этого обычая 23 гинеи были уплачены паруснику одного из английских линейных кораблей за зашива­ние 23 убитых в Ютландском морском сражении.

Согласно старому обычаю, доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенно­му начальнику о всех случаях смерти, когда бы она ни наступила, будь то ночью или днем. Последний заносит этот факт в вахтенный журнал и докладывает командиру.

В Российском императорском флоте тело умершего или погибшего моряка зашивали в парусину, к ногам прикрепляли груз, после чего покойника помещали на специальной чисто оструганной доске, выносили на шканцы, ставили на небольшое, специально соору­женное для этого случая деревянное возвышение и покрывали Андреевским флагом. Иногда судовыми средствами делали гроб. При наличии на корабле священника произво­дился обряд отпевания, а в его отсутствие отпевание совершалось под руководством командира корабля. С началом отпевания флаг приспускался до половины. По окон­чании этого церковного обряда, под пение «Со святыми упокой», тело вместе с дос­кой подносили к борту ногами вперед и конец доски клался на планшир. Два спе­циально назначенных матроса станови­лись у изголовья и брали края флага в руки. По сигналу горниста (специальный напут­ственный сигнал умершему) доска при­поднималась, и тело соскальзывало за борт из-под флага; одновременно судовой кара­ул производил троекратный залп. Флаг поднимался до места. На церемонии обя­заны были присутствовать все офицеры и матросы, не занятые службой. Такие по­чести отдавали всем служащим на воен­ном корабле, погребаемым в море, без раз­личия в служебном положении и ранге. Эта особенность церемонии символизиро­вала признание того, что перед Богом и смертью все равны. Покрытие тела флагом указывало на то, что покойник служил го­сударству и что государство ответственно за него. Три холостых залпа в воздух, по преданию, делаются для того, чтобы ото­гнать дьявола, ибо сердце человека в этот момент открыто, и дьявол может легко проникнуть в него. Еще задолго до изоб­ретения огнестрельного оружия, которое стали затем использовать при погребаль­ных церемониях, число «три» у многих народов имело мистический смысл и упот­реблялось, например в Древнем Риме, при похоронных ритуалах. Так, до закапыва­ния покойника в могилу сначала бросали три горсти земли, и родственники умер­шего при этом произносили три раза имя погребаемого. Покидая кладбище, они три раза произносили слово vale, то есть « про­щай». Числа 3, 5 и 7 имели таинственный смысл еще до возникновения римской империи, и даже теперь мы имеем доста­точно много примеров употребления числа «три» именно в этом смысле. Например, три грации , три ведьмы в трагедии у. Шекспира «Макбет», «три» карты в «Пиковой даме» А.С. Пушкина, частое употребление числа три в масонских ри­туалах, троекратное ура и, наконец, чисто военная традиция, существовавшая до ре­волюции, вызывать перед строем на вечер­ней поверке давно погибшего или умер­шего, но честно исполнившего свой долг перед Родиной солдата тоже три раза. Этот обычай неукоснительно соблюдался во многих полках русской армии и на кораб­лях. А впервые он был введен во француз­ской армии императором Наполеоном. Существовала эта традиция и в Советской армии, но вызов фамилии покойного про­изводился только единожды. Число «три» широко употребляется в христианстве: триединый Бог (Отец, Сын и Дух Святой), праздник Троицы, икона Андрея Рублева «Троица», троекратное осенение себя кре­стом, три дня, по прошествии которых душа отлетает на небо, и так далее.

Что же касается специального сигна­ла, исполняемого горнистом при погребе­нии, то он как бы означает последнее: «Прости-прощай», обращенное к покой­ному, символизирует собой трубные зву­ки, которые издает архангел Гавриил в момент Страшного суда и воскресения из мертвых.

Корабельный устав ВМФ (КУ-78) оп­ределяет, что тела умерших или погибших в бою на корабле должны быть погребены на берегу. Только при невозможности со­блюсти это правило тела предают морю. В этом случае тело покойного зашивают в парусину, а к ногам прикрепляют груз. Тело умершего или погибшего моряка прикрывается Военно-морским флагом, поверх которого кладется фуражка умер­шего, а на гроб офицера, кроме того, кор­тик, сложенный с ножнами крестообразно под острым углом. Ордена и медали умершего, прикрепленные к подушечка­ми, располагаются у гроба на подставке. К гробу наряжается почетный караул.

Перед опусканием тела в море или отходом катера (шлюпки) с гробом от борта личный состав корабля по сигналу «Большой сбор» выстраивается на верх­ней палубе. Проводится траурный ми­тинг. Оркестр исполняет траурный марш. Перед преданием тела земле (морю) флаг, ордена, медали, фуражка и кортик уби­раются, производится траурный салют тремя ружейными залпами холостыми патронами. С первым залпом салюта оркестр исполняет Государственный гимн, доска, на которой находится тело умер­шего (погибшего), переносится к план­ширю, наклоняется, и покойник предает­ся морю.

Корабль, на котором находится тело умершего, приспускает до половины кор­мовой флаг и поднимает его до места, ког­да тело будет предано морю или когда ка­тер (шлюпка), отвозящий тело на берег, отойдет от борта не менее чем на 2 кабель­това. О погребении в море, широте и дол­готе места погребения делается запись в вахтенном журнале и сообщается род­ственникам погребенного.

Похожие статьи