Экономическая игра для школьников город бизнеса. Экономическая игра «предпринимайка

25.09.2019

Ав торы: Ширяева В.В., зам. директора по УР, Смирнова В.Н., преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО МКМП

Методическая разработка

по профессиональной ориентации школьников

Экономическая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка»

Пояснительная записка

«Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец»

И.А. Крылов

Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. В современном мире насчитывается более 10 тысяч профессий.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знаний, практических навыков, компетенций). Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Однако на этом пути школьники сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Это связано с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые предъявляются к работающим.

На сегодняшний день в профориентационной работе актуально взаимодействие старшей ступени школы с образовательными учреждениями системы СПО. Целью этого взаимодействия является оказание профориентационной поддержки учащимся школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение студентов в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом потенциальных работодателей.

Новизна представленной разработки заключается в том, что она отличается от традиционных, наиболее часто используемых форм проведения профориентационной работы (профтестирование, экскурсии на производство, ярмарки профессий и т.п.). Проведение профориентационной работы в форме деловой игры:

1. усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком понимании мира профессий;

2. является весьма продуктивной и эффективной;

3. активизирует творческую, познавательную деятельность школьников в области выбора профессии;

4. способствует закреплению уже приобретенных знаний о профессиях в рамках школьных уроков по профессиональному самоопределению.

Представленная деловая экономическая игра имеет практическую значимость не только для совершенствования профориентационной работы. Также она может завершать учебный школьный курс «Основы предпринимательской деятельности». Игра может проводиться автономно или включаться в серию тематических игр.

Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление и развитие предпринимательской деятельности.

Одним из направлений деятельности ГБОУ СПО МКМП является подготовка выпускников по специальностям экономического цикла. Для освоения этих специальностей необходимы знания основ предпринимательской деятельности.

Экономическая деловая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка» проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с такими популярными и востребованными профессиями как менеджер, коммерсант, экономист и др. Знакомство участников с игрой происходит непосредственно перед ее началом. Форма игры – командная. Место проведения – большая аудитория или актовый зал. Подготовительная работа к проведению игры заключается в подготовке раздаточного материала к конкурсным заданиям. Рабочая группа и ведущие – студенты Колледжа. Привлечение студентов к проведению игры обусловлено лучшим восприятием школьниками материала, в следствие небольшой возрастной разницы между участниками игры и ведущими.

Деловая игра способствует проявлению таких качеств личности участников, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение работать в коллективе и создает условия для большой эмоциональной включенности игроков в процесс.

Подведение итогов игры сопровождается вручением призов, специально учрежденных наград за отдельные этапы игры и служит фактором мотивации для дальнейшего знакомства с профессиями экономической направленности и выбора учебного заведения СПО.

Рефлексия:

· выделяется общий положительный результат работы;

· освещаются позиции, занятые командами;

· анализируются правильные и ошибочные решения;

· обосновываются оптимальные подходы к решению заданий;

· очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для изучения профессий экономической направленности.

Сценарий проведения деловой игры

«ПРЕДПРИНИМАЙка»

Цель игры – познакомить участников игры с основными понятиями предпринимательской деятельности.

1. формирование навыков работы в группе;

2. оценить свою готовность к профессиональной деятельности области предпринимательства;

3. профессиональное ориентирование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»

Материально-техническое обеспечение:

1. мультимедийный комплекс;

2. раздаточный материал: карточки-задания, ребусы, кроссворды;

3. канцтовары

Ход мероприятия

1.Организационный момент (5-8 мин.)

Участники знакомятся с конкурсной программой, составом жюри.

Формирование двух команд по 7-10 человек, выбор капитанов.

Каждая команда придумывает название и девиз.

Представление команд.

Команды получают конкурсное задание.

2. Выполнение конкурсных заданий.

1. Конкурс «Найди пару» Время выполнения задания 10 мин.

Задание: каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов (название некоторых профессий и экономических понятий).

Пример: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ = ПРОГНОЗ

Побеждает та команда, участники которой за определенное время найдут пару из двух частей разных слов, составят новое слово.

Задание для 1 команд Задание для 2 команды:

ЦЕ – МЕНТ ИМ – ПУЛЬС

НА – РЕЗ БЕ – ДА

КОН – ТАКТ РЕБЕ – НОК

АН – ТРАКТ САМО – ВАР

БАР – ЖА ОБ – МЕР

БИР – КА ФЕР – МЕНТ

ЛЕС – КА РЫ – БА

ПРЯ – НИК ПОРТ – РЕТ

БРО – НЯ ТО – ПАЗ

АН – КЕР АРЕН – А

ХА – ЛИФ ПО – ТОК

ТЕР – КА ВАР - ВАР

ЛИФТЕР, ЛЕСНИК, ПОВАР, ФЕРМЕР

БРОКЕР, БИРЖА АРЕНДА. РЫНОК,

КОНТРАКТ, ЦЕНА ТОВАР, ИМПОРТ

2.Ребусы. Примерное время выполнения задания 6-8мин.

Задание: каждой команде выдается равное количество карточек-ребусов, в которых зашифрованы некоторые понятия профориентации. Расшифруйте их. Побеждает команда, которая быстрее расшифрует все ребусы.

3.Конкурс капитанов. Метаграммы.

Примерное время выполнения задания 3-5 мин.

Метаграмма – это загадка, в которой из слова путем замены одной буквы на другую слово получает новое значение.

Пример: БаРЖА – БиРЖА, чЕСТЬ – лЕСТЬ.

Задание: капитаны получают по две карточки-задания с метаграммами. Побеждает команда, чей капитан быстрее выполнит задание.

Задание для 1 команды:

С буквой «Т» со сцены звучат стихи,

песни и музыкальной исполнение.

С «Н» - предприятий формы объединения.

(концерТ - концерН)

С «А» - я полосатый и мягкий,

Удобный для отдыха взрослых и детей.

С «О» - у меня на лентах золотые якоря.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой я.

(матрАс – матрОс)

Задание для 2 команды:

В магазине и рынке

Ты легко найдешь меня.

Если сменишь «Т» на «П»,

То профессией стану я,

И на кухне увидишь ты меня.

(Товар – Повар)

С буквой «О» товары вывозят из страны.

А с «Е» - специалист по разрешению

Спорных и трудных вопросов между людьми.

(экспОрт – экспЕрт)

4. Пять «Я»

В мире слов есть много слово,

Которые в конце содержат «Я».

Ты эти слова не раз встречал,

Пусть они заговорят.

Задание для 1 команды:

1. приспосабливает нас к окружающей жизни и труду (адаптация)

2. приносит владельцу постоянный дивиденд (акция)

3. объединяет людей (ассоциация)

4. вложение деньг в дело (инвестиция)

5. снижает количество бумажных денег у людей (дефляция)

Задание для 2 команды:

1.соперничество между деловыми людьми (конкуренция)

2. помогает выбрать профессию (профориентация)

1. создает малое предприятие (кооперация)

4.приносит владельцу ежегодный процентный доход (облигация)

5.Передает человеку часть государственного имущества (приватизация)

5. А ну-ка, собери!

Задание: каждая команда получает комплект с равным количеством карточек. В каждом комплекте есть карточки с буквами, пустые карточки обозначают пробелы между словами. У 1-ой команды первая часть пословицы о труде, у второй – вторая часть той же пословицы.

Подсказка: в первой части пословицы есть частица отрицания и глагол, вторая часть пословицы начинается с тире и тоже содержит глагол.

Ответ: Не спеши языком – торопись делом.

Список литературы

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998

2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 1998

3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998

Сценарий деловой игры «Занимательная экономика»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: разработка будет полезна вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-7 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра.
Оборудование:
карточки с заданиями;
6 бумажных кошельков;
игрушечные бумажные деньги;
плакат с надписью игры;
листы бумаги, ручки;
костюм для инсценировки.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей команды.
2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
Участники: учащиеся 5-7 классов. На сцену выходит Знайка
Знайка:
Хочу сегодня я, друзья
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами…
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Детишки! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться Вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя? Кто это? Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Итак, мы начинаем игру «Занимательная экономика». Давайте поприветствуем наши команды.
Представление команд и жюри.
Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.

Конкурс «Разминка»
Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы для разминки команд
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля)
8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО»)
11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
Жюри подводит итоги разминки.

Конкурс «Экономика в литературе»
Ведущий: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).
Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.
Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги любят счет», и т.д.
Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Экономическая задача»
Ведущий: Каждая хозяйка знает, как много времени уходит на приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать и экономить рабочее время. Попробуем?
Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-чистку картофель - 10 мин.
-варку картофеля - 30 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин.
-жарка котлет - 30 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 120 мин.
Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут. Решение есть.
Ответ:
-чистку картофель - 10 мин. - варку картофеля - 30 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин. - жарка котлет - 30 мин.
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 60 мин.

Конкурс «Логика»
Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
Вопросы:
1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
Ответ: 4 минуты.
2.Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
Ответ: 2 землекопа.
3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
Ответ: по земле.
4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.
Ответ: две ноги.
5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
Ответ: всего летело три утки, одна за другой.
6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: всадник на лошади.
7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?
Ответ: это были дедушка, его сын и внук.

Конкурс «В супермаркете»
Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты.
Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник.
Например: М ясО короК олбасА брикоС метана...

Конкурс «Геометрический бег»
Ведущий: Ребята, многие, из вас став взрослым, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Геометрический бег».
Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
Задания конкурса «Геометрический бег»
1.Бежать треугольником
2.Бежать пунктиром
3.Бежать кругом
4.Бежать косой линейкой
5.Бежать овалом
6.Бежать прямоугольником и т.п.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.

Конкурс «Назови профессию»
Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и удовлетворение от неё.
Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель, астроном, садовник, водитель, повар, дворник, артист, спортсмен.
Ведущий: А какие качества отличают людей экономических профессий?
Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.

Конкурс «Реклама»
Ведущий: как вы думаете, отчего зависит коммерческий успех?
Ответы учащихся.
Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства нацелена на изучение запросов людей и создания нового товара.
Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что такое реклама?
Ответы учащихся.
Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.
Ведущий: Какие вы знаете виды реклам?
Ответ: телереклама, объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-продажи, упаковка товара.
И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
Команды показывают домашнее задание «Реклама».
Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
Награждение победителей.

Экономическое казино

Крупье. Здравствуйте, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем экономическом казино! Наше казино - это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только чур - деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством в один «эк-ум» - «экономический ум». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше... А их, «эк-умов», у вас, дорогие игроки, сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое «эк-умственное состояние», так и стать банкротом. В игре вас ждут вопросы из разных областей экономики. Я называю область экономики и вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны сделать ставку в один «эк-ум», поднимая руку или специальную табличку. В случае удачи ваша ставка удваивается, и вы зарабатываете еще один «эк-ум». Если же вы ошибаетесь, и тогда не отчаивайтесь - ваши «эк-умы» пополнят кассу нашего экономического казино. Как видите, условия игры просты: я даю вопрос и 3 варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей буквой: А, Б или В.

Раздаются таблички.

Крупье. Первый раунд. Я объявляю область экономики, вопрос с вариантами ответов, после чего слежу за первой поднятой рукой игрока.

1. Вопрос из области рынка ценных бумаг.

Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право ее владельцу на получение доли прибыли, называется...

а) акция (+);

б) облигация;

в) вексель.

Кто смелый? Делаем ставки!

2. Следующий вопрос из области банковского дела. Слушаем.

Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог, называется...

а) инвестиционный;

б) ипотечный (+);

в) инновационный.

Делаем ставки, господа!

3. Вопрос из области экономической теории.

Последователи экономической теории, считающие, что богатство страны увеличивается только благодаря внешней торговле, называется...

а) монетаристы;

б) меркантилисты (+);

в) утописты.

Итак, ваши ставки!

4. А вот этот вопрос о специалистах в экономических вопросах.

Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи квартир, называется...

а) дистрибьютер;

б) риэлтер (+);

в) аудитор.

5. Вновь вопрос о ценных бумагах.

Акция, дающая право владельцу на гарантированный дивиденд, но без права голоса на собрании акционеров, называется...

а) обыкновенной;

б) именной;

в) привилегированной (+).

Делаем ставки!

6. Кто из вас в ладу с историей экономики?

Первую биржу в России основал...

а) Петр 1 (+);

б) Павел 1;

в) Александр I.

Ваши ставки!

7. Знаете ли денежные единицы зарубежных государств?

Денежная единица Вьетнама называется...

б) донг (+);

в) гуарени.

Делаем ставки!

8. Вопрос о денежных финансовых документах.

Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется...

б) сертификат;

9. Вновь история экономической теории.

Наиболее известный труд Карла Маркса в области экономической науки, называется...

а) «Капитал» (+);

б) «Благосостояние для всех»;

в) «Теория несовершенной конкуренции».

Делайте ставки!

10. Вопрос о современных руководителях финансово-экономического аппарата страны.

Министерство, которое возглавляет господин Кудрин, называется...

а) Министерство по налогам и сборам;

б) Министерство финансов (+);

в) Министерство экономики и продовольствия.

Ваши ставки, господа!

Крупье. Второй раунд усложнится. Я буду называть только область экономики. Узнать формулировку вопроса вы сможете только после того, как кем-то (по первой поднятой руке) будет сделана ставка.

1. Формы собственности. Ваши ставки!

Собственность, правом на которую обладает конкретный человек, называется...

а) государственная;

б) частная (+);

в) муниципальная.

2. Вопрос из области международных экономических отношений. Делаем ставки, господа!

Ввоз товаров и услуг из-за границы, называется...

а) импорт (+);

б) экспорт;

в) лизинг.

3. Вопрос знатокам экономических санкций. Ставки!

Денежное взыскание с виновных в нарушении условий договора, сделки, называется...

б) гонорар;

в) штраф (+).

4. Вопрос из области торговли. Делайте ставки:

Форма торговли, когда продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию многих покупателей, присутствующих на торгах, называется...

а) аукционная (+);

б) розничная;

в) оптовая.

5. Вопрос тем, кто является добросовестным налогоплательщиком.

Делайте ставки!

Налог, взимаемый у каждого работающего и составляющий определенный процент от заработной платы, называется...

а) на имущество;

б) на добавленную стоимость;

в) подоходный (+).

6. Вопрос, связанный с рыночной конкуренцией. Кто сделает ставки?

Рынок одного продавца, вытеснившего других, называется...

а) конкуренция;

б) олигополия;

в) монополия (+).

7. Вновь формы собственности. Ставки!

Процесс перехода государственной собственности в другие формы собственности называется...

в) индексация.

8. Вопрос из области биржевой деятельности. Ожидаю ваши ставки!

Торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке купли -продажи, а только обеспечивает установление контакта между возможными продавцом и покупателем, называется...

б) брокер (+);

а) «Биттнерр, просто Биттнерр» (+);

б) «Просто майский чай»;

в) «Иммодиум».

10. Вопрос из области рыночной экономики. Ставки!

Деятельность по изучению рынка, разработке товаров, установлению на них цен и сбыту называется...

а) анализ;

б) менеджмент;

в) маркетинг (+).

Крупье . Третий раунд. Вы будете делать ставки вслепую, не зная ни область экономики, ни самого вопроса.

1. Кто делает ставку? Итак, есть ставка! Вам и достается этот вопрос!

Если бюджет государства показывает, что расходы равны доходам, то он называется...

а) равновесным;

б) сбалансированным (+);

в) дефицитным.

2. Ваши ставки!

Самую большую часть семейного бюджета составляют расходы на...

а) одежду;

б) оплату квартиры;

в) питание (+).

3. Принимаю ставки!

Источником дополнительных доходов не могут быть...

а) незаконные операции (+);

б) приусадебный участок;

в) сдача в аренду гаража.

4. Кто сделает ставку?

Коля получил двойку. За это мама не разрешила ему пойти в кино. Как бы это событие назвал знаток экономики?

а) санкция (+);

в) неустойка.

5. Играет ставка!..

Что относится к непредвиденным расходам в семье?

а) ремонт телевизора (+);

б) покупка дивана;

в) покупка гаража.

6. Жду ставки!

Индивидуальную трудовую деятельность школьник может осуществлять...

а) во время учебных занятий;

б) в каникулярное время (+);

в) уходя с уроков.

7. Принимаю ставки на следующий вопрос!

К ресурсам семьи не относятся...

а) технологии;

б) деньги на сберкнижке;

в) деньги, взятые в долг (+).

8. Ставки!

Техническое средство, обеспечивающее защиту, а иногда и рекламу изделий...

а) упаковка (+);

б) этикетка;

в) товарный знак.

9. Принимаю еще ставки!

а) значки (+);

б)витрины;

в) проспекты.

10. Последняя ставка!

Большим спросом на рынке пользуются товары...

б) высокого качества, но с высокой ценой;

в) низкого качества, но в красивой упаковке.

Крупье. Четвертый раунд называется «Черный ящик». На раздумье дается 30 секунд, после чего следуют ставки, выбор права ответа. Если ответ правильный, участник получает соответствующее количество «эк-умов». Внимание, «Черный ящик»!

1. В черном ящике лежит документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки. (Контракт.)

2. Здесь находится ваше денежное поощрение за особые успехи в деятельности. (Премия.)

3. В этом черном ящике лежит документ - свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности фирмы. (Устав.)

4. А здесь - допускаемый законом символ, который помещается на товаре (или упаковке) для их индивидуализации у покупателя. (Товарный знак.)

5. В этом черном ящике - денежная единица иностранного государства, столицей которого является Тель-Авив. (Шекель.)

Казино закрывается. Определяется победитель.

Экономическая дюжина

Название игры соответствует количеству участников - 13. После каждого тура выбывает один участник.

1-й тур «Что это?»

Играют 13 человек. Первый ответивший на вопрос, переходит в следующий тур. По окончании 1 тура остается 12 игроков, 1 выбывает.

Вопросы:

1. Финансовое учреждение, выдающее ссуды. (Банк.)

2. Тайное похищение ценностей, не связанное с насилием. (Кража.)

3. Распродажа, на которой покупка достается тому, кто предложил максимальную цену. (Аукцион.)

4. Греческий полубог, научивший людей ремеслам. (Прометей.)

5. Торговец предметами старины. (Антиквар.)

6. Часть одежды, куда кладут деньги. (Карман.)

7. Зарытые в землю ценности. (Клад.)

8. Взятые взаймы деньги. (Долг.)

9. Денежное выражение стоимости. (Цена.)

10. Официальная отметка на документе. (Виза.)

11. Должник по-другому. (Дебитор.)

12. Залог недвижимости. (Ипотека.)

2-й тур «Экономические загадки»

Игрок, угадавший ответ, переходит в следующий тур. В конце 2-го тура останется лишь 11 участников.

Загадки:

1. Возьми первую из нот

И к ней добавь ты слово «ход».

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает. (Доход.)

2. Тимофей носки вязал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоят нитки;

Получил одни... (Убытки.)

3. Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо все это... (Купить.)

4. Судно по морю плывет

И тяжелый фуз везет.

Но стоит букву заменить,

Там сможешь акции купить. (Биржа.)

5. Корень мой находится в «цене».

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречаем,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

6. Догадайся без труда:

Банка и без буквы «А» (Банк.)

7. К первому слову, где деньги хранишь,

Слово второе добавь и получишь

Третье слово, легкое для запоминанья -

Бумажных денежек названье. (Банкнота.)

8. Угадай-ка, как зовется,

Что за деньги продается. (Товар.)

9. Найди ты слово, наконец,

Антоним слову «продавец». (Покупатель.)

10. Ни доллар, ни рубль, ни фунты,

А как называлась немецкая валюта? (Марка.)

11. Так повелось с начала века

Их очень много у человека.

Охота и есть, и пить, отдыхать.

Вам предстоит это слово узнать. (Потребности)

3-й тур «Экономические пословицы»

Игрок, называющий пословицу на тему «Деньги», переходит в 4-й тур. Останется всего 10 человек.

Варианты пословиц:

Деньги не в деньгах, а в делах.

Брат братом, сват сватом, а денежки не родня.

Деньга деньгу достает.

Деньги - навоз: сегодня нет, а завтра - воз.

Деньги без глаз.

Деньги не грибы, можно и зимой найти.

Где денежкам счет - там добро не утечет.

Кто не бережет копейки, рубля не стоит.

Лишние деньги - лишняя забота.

4-й тур «Экономические подсчеты»

Примеры:

5-й тур «Орудия труда»

Отгадавший ответ - орудие труда - переходит в 6-й тур, остается 8 человек.

Вопросы:

1. Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата)

2. Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок. (Рубанок.)

3. У дядюшки у Никона

Вся лысина истыкана. (Наперсток.)

4. Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

5. Зубы есть,

А хлеб не ест. (Пила.)

6. Сам худ,

А голова с пуд. (Молоток.)

7. Зубы имеют,

А зубной боли не знают. (Грабли.)

8. Два конца, два кольца,

Посередине - гвоздик. (Ножницы.)

6-й тур «Экономические ребусы»

Ведущий показывает по одной карточке с экономическими ребусами. Первый разгадавший игрок переходит в 7-й тур. В 7-м туре будут играть только 7 участников.

Ребусы:

Ребусы по экономике

7-й тур «Экономические термины»

Участникам за 1 минуту нужно написать наибольшее количество экономических терминов, начинающихся с одной и той же буквы, например «Р». Игрок, составивший меньшее число терминов, выбывает, только 6 человек переходят в 8-й тур.

8-й тур «Вербальная информация»

Участникам даются карточки с 15 парами слов и словосочетаний из области экономики и бизнеса. Нужно в течение 30 секунд посмотреть их и отметить пары, состоящие из одинаковых слов или словосочетаний. Выбывает тот игрок, кто отметит меньшее число пар. В следующий тур переходят 5 игроков.

1. АО «ИТК Олдинг» - АО «ИПК Олдинг».

2. Компания «Малти-Миксер» - Компания «Малти-Миксер» +.

3. Уставный капитал - Уставный фонд.

4. Идеология «Паблик рилейшнз» - Идеология «Паблик рилейшнз» +.

5. Абсолютная олигополия - Абсолютная олигопсония.

6. Современный маркетинг-Современный менеджмент.

7. Техническая реконструкция - Технологическая реконструкция.

8. Лайонз клуб «Москва - Север» - Лайонз клуб «Москва - Север» +.

9. Беспроцентная ссуда - Беспроцентный кредит.

10. Консультативный бизнес - Консультативный бизнес +.

11. Сервисное обслуживание - Сервисное обслуживание +.

12. Станкомехнромтехбанк - Станкомехпромтехбанк +.

14. Компьютеры фирмы ЭППЛ - Компьютеры центра ЭППЛ.

15. Эффективный мониторинг - Эффективный контролинг.

9-й тур «Объедини общим термином»

Игрокам нужно объединить общим термином слова, перечисляемые ведущим. В 10-м туре будут играть только 4 игрока.

1. Исландия, Словакия, Эстония, Швеция, Дания, Чехия, Норвегия. У них одна и та же валюта. (Крона.)

2. Товар, ввоз. (Импорт.)

4. Управление, искусство, психолог, организатор. (Менеджер.)

10-й тур «Экономический кроссворд»

Каждому из 4 игроков выдается кроссворд, который они должны разгадать. Последний из группы выбывает из борьбы.

Кроссворд: «Пирамида»

Разгадав все слова, расположенные по горизонтали, и поднявшись к самой вершине пирамиды, вы сможете прочитать новый экономический термин, расположенный в центре пирамиды по вертикали (сверху вниз).

Вопросы.

1. Метод оперативного контроля экономической деятельности.

2. Специфическое свойство, объективно присущее кредиту.

3. Передаточная подпись на ценной бумаге, векселе, чеке, удостоверяющая переход прав по этому документу к другому лицу.

4. Документ о залоге должником недвижимого имущества (земли, строения), дающий кредитору права продажи заложенного имущества.

5. Ссуды в денежной форме, выданные на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

6. Вид платежей в бюджет.

7. Документ, которым оформляются результаты работы или обследования предприятий, фирм и т. п.

Ответы.

1. Регулирование. 2. Возвратность. 3. Индоссамент. 4. Закладная. 5. Кредиты. 6. Плата. 7. Акт.

Слово, расположенное вертикально, - КАДАСТР.

Кадастр - это: 1) реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности экономических объектов; 2) список лиц, подлежащих обложению подоходным налогом.

11-й тур «Составь диаграмму»

Представить в виде столбиковой диаграммы «Грузооборот железнодорожного транспорта за период 1997-1999 гг.», если указаны следующие данные:

В 1998 году фузооборот составил - 126 млн тонн

В 1997 году - 118,3

В 1999 году - 135,1

Ответ:

Грузооборот ж/д транспорта, млн т

12-й тур «Цепочка слов»

Два игрока по очереди произносят слова- экономические термины. Первый произносит экономический термин, следующий игрок должен назвать слово, которое будет начинаться с последней буквы первого слова. Получается цепочка. Называть только существительные в единственном числе.

Победит в туре тот и тогда, когда у другого игрока больше нет вариантов в течение 15 секунд.

Пример цепочки:

Экономика - АкциЯ - ЯрмаркА - АукциоН - НалоГ - т. д.

Оставшийся участник становится победителем «Экономической дюжины».

Деловая экономическая игра «Конкурент»

Игра формирует установку на активные самостоятельные действия в условиях рынка, умение выдвигать и отстаивать идею, которая могла бы быть конкурентоспособной; знакомит участников с основами рыночной психологии (инициативностью, самостоятельностью, предприимчивостью, ответственностью, разумным риском и т. д.); формирует у участников адекватное представление о взаимоотношениях в условиях рынка (о выгодах частного предпринимательства, взаимных обязательствах, ориентации на потребителя и т. д.).

В начале игры ребята инсценируют сказку «Муха-цокотуха - предпринимательница!».

Ведущий. Гляньте, Муха там идет.

Громко песенку поет.

Появляется Муха.

Муха.

Как-то раз по полю шла,

Там я денежку нашла.

А раз денежку нашла,

В дом доход я принесла.

Значит, бизнесом займусь -

Широко я развернусь!

Подсчитаю свой доход,

Не забуду и расход.

Чтоб работать без изъяна,

Я составлю бизнес-план.

Только чем же мне заняться?

Как бы прибыль получить?

Может, мне кафе открыть?

Еще нужен капитал,

А не то - крутой провал!

Деньги в банк свои вложу,

Депозит я «отворю»,

Накоплением займусь.

Ну а там уж развернусь!

Чтобы мне кафе открыть,

Лицензию надо получить,

Помещение арендовать,

Его оборудовать и бизнес начать.

Дело я свое начну,

Ряд работников найму.

Чтобы в кафе приходили к нам:

«Приходите, дорогие,

Я вас чаем угощу!»

Ведущий.

Посетители прибегали,

Все стаканы выпивали.

А пенсионеры - по три чашки

С молоком и крендельком.

Нынче Муха-Цокотуха -

Предпринимательница!

Ход игры

Подготовительный этап

В течение 5 минут все присутствующие на игре участники работают самостоятельно. Перед ними ставится задача: подумать и предложить залу идею молодежной фирмы, которая отвечала бы требованиям времени, была интересна молодым и, самое главное, была конкурентоспособной с другими идеями.

По истечении времени - заслушиваются все идеи и фиксируются на специальном стенде.

Самостоятельно участники выбирают фирму, идея которой им наиболее симпатична. При устройстве на работу они должны обосновать, почему именно эта фирма привлекла их, чем они могут быть полезны и пр. Директор фирмы вправе принять или отказать.

По истечении 15 минут проверяется степень комплектации фирм. В игру вступают только участники, набравшие 10 человек, остальные, вместе с теми, кто не успел устроиться на работу, обретают статус безработных (уже на начальном этапе они не смогли стать конкурентоспособными - привлечь внимание). На специальном стенде фиксируются названия фирм.

Начало игры - регистрация фирм

Каждой зарегистрированной фирме выдается первоначальный капитал в размере 2 вита. На каждом этапе ставится конкретная задача. Фирмы, спустя определенное время, предоставляют решение.

Все, кто остался вне игры, могут вступить в нее на любом этапе в качестве частного предпринимателя или сотрудников вновь созданной фирмы, но уже без начального капитала.

После каждого этапа осуществляется оценка деятельности фирмы путем голосования всех присутствующих в зале за наиболее понравившуюся идею. На каждом этапе можно голосовать только за одну команду, причем фирмы, чья идея оценивается в данный момент, в голосовании не участвуют.

Фирма, у которой не осталось ни одного вита, объявляется банкротом и выбывает из игры. Она не выдержала конкуренцию, не смогла представить свой товар, найти покупателя своей идеи.

1-й этап - решение организационных вопросов фирмы. Где в городе (конкретно) можно найти помещение, к кому обратиться за поддержкой, где взять первоначальный капитал;

2-й этап - наиболее действенная и доступная реклама фирмы;

3-й этап - конкретная программа деятельности фирмы. Бизнес-план;

4-й этап - изюминка, шарм, особенность фирмы;

5-й этап - проводится в случае, если к финалу игры подошли 2 или несколько фирм с одинаковым количеством витов;

6-й этап - дуэль. Представьте, что серьезная солидная фирма выделила п-сумму для осуществления только одного из заявленных проектов. Ваша задача доказать, что именно ваша фирма может рассчитывать на эти деньги в первую очередь.

Финал игры

После подведения итогов и награждения победителей слово предоставляется консультанту игры, который делает краткий анализ всех заявленных идей, определяет новизну и оригинальность, осуществимость в ближайшее время и в далеком будущем, степень удовлетворения интересов молодежи и т. д.

Деловая игра «Экономические карты»

Цели : способствует приобретению опыта коллективного обсуждения, расширению кругозора в области экономики, активизирует память, сплачивает коллектив.

Участники: 2, 3, 4, 6, 9, 12 или 13 команд (отрядов) средних и старших классов; количество в команде определяется общим числом присутствующих.

Оборудование : 3 карточные колоды по 36 карт в каждой; карточки с денежными единицами «кукареками»

Подготовительный этап игры, правила

1. Одна карточная колода остается у крупье-ведущего, а 2 колоды, вперемешку, раздаются отрядам (поровну между собой).

2. Вопросы игры подобраны по следующему принципу: каждая масть - конкретное направление в экономике:

ПИКИ - «Деньги. Валюта».

КРЕСТИ - «Банки. Ценные бумаги».

БУБНИ - «Разные экономические вопросы».

3. Крупье достает из своей колоды карту и объявляет ее, например, семерка червей. Те команды, у которых оказывается семерка червей, играют на этом этапе. Всего в игре две семерки червей, следовательно, соревнуются только 2 команды, остальные пока зрители.

4. Стоимость одного вопроса - один кукарек.

5. Если команде повезло и у нее оказались обе семерки червей, то за правильный ответ ей дается уже 2 кукарека.

6. Игра идет до тех пор, пока у одной из присутствующих команд не кончатся карты. Побеждает команда, набравшая больше всех кукареков.

7. Есть в игре и своеобразный риск - это карта ДАМА ПИК. Если крупье вытянет ДАМУ ПИК, команда, у которой она оказалась, объявляется банкротом.

Вопросы по карточным мастям:

ПИКИ - «Деньги. Валюта»:

1. Сколько центов в одном долларе? (100.)

2. Денежные единицы иностранного государства. (Валюта)

3. Драгоценный металл, служивший международным стандартом для измерения стоимости валют. (Золото)

4. Металлический денежный знак. (Монета.)

5. Всеобщее средство расчета, платежа и накопления. (Деньги.)

6. Процесс повышения общего уровня цен в стране. (Инфляция)

7. Деньги, имущество, принадлежащие государству, организации. (Казна.)

8. Разговорное обозначение 1000000 денежных единиц. (Лимон)

9. Что было продано за 4 сольдо, которые продавец вложил в искусство? (Азбука.)

10. Латвийская денежная единица. (Лат.)

11. Как называется способность валюты свободно обмениваться на иностранные валюты в любой форме и во всех операциях без ограничения? (Конвертируемость.)

12. Какие монеты дороже: золотые или серебряные? (Золотые.)

13. Что общего между коровами, беличьими шкурками и ракушками кеори? (Это деньги.)

14. Что такое инвестиции? (Капиталовложения)

15. Что такое прибыль? (Это разница общей выручки и издержек.)

16. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

17. Как называется выпуск денег? (Эмиссия.)

18. Оборотная сторона монеты. (Реверс)

2. Обмен одного товара на другой. (Бартер.)

3. Продукт труда. (Товар.)

4. Разновидность косвенного налога. (Акциз.)

6. Греческий бог - покровитель торговли. (Гермес.)

7. Торговец предметами старины. (Антиквар.)

8. Количество выпущенных экземпляров какого-либо издания. (Тираж.)

9. Сообщение о выходе товаров на рынок, введение новых услуг. (Анонс.)

10. Деятельность на рынке под девизом «Найти потребность и удовлетворить ее». (Маркетинг.)

11. Требование на товары со стороны покупателя. (Спрос.)

13. Какой товар называется «черным золотом»? (Нефть.)

14. Как называется цена на товар, продаваемый крупными партиями? (Оптовая.)

15. Что производит фирма «Адидас»? (Спортивную одежду и обувь.)

16. Недостаток, нехватка товаров. (Дефицит.)

17. Денежное выражение стоимости товара. (Цена.)

18. Почему первые помидоры стоят очень дорого, потом дешевеют? (Их становится больше.)

КРЕСТИ - «Банки. Ценные бумаги»:

1. По каким из ценных бумаг получают дивиденды? (По акциям.)

2. Как называется выпуск банком денежных единиц и ценных бумаг? (Эмиссия.)

3. Разность между денежными доходами и расходами в бухгалтерском учете. (Сальдо.)

4. Финансовая несостоятельность банка. (Банкротство.)

5. Финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства и дающее их в долг. (Банк.)

6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемыми банком. (Процент.)

7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата. (Кредит.)

8. Документ, где отражены все затраты. (Смета.)

9. Левая сторона бухгалтерского баланса. (Актив.)

10. Как называются ценные бумаги и денежные средства, помещенные для хранения в банк? (Депозит.)

11. Как называется нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах, денежных знаках? (Номинал.)

12. Ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство. (Облигация.)

13. Откуда прибыль у банка? (Банковский процент.)

14. Что такое курс акций? (Цена, по которой акции продаются.)

15. Что происходит с ценой на рынке, если растет предложение товара? (Цена падает.)

16. Что продают на фондовой бирже? (Ценные бумаги, акции, облигации и др.)

17. В каком городе был подписан договор об образовании Европейского Экономического Сообщества? (В Риме.)

18. Что такое рентабельность? (Превышение доходов над расходами.)

БУБНИ - «Разные экономические вопросы»:

1. Кто основал первую биржу в России? (Петр I.)

2. Кто в России является лауреатом Нобелевской премии в области экономики? (Василий Леонтьев.)

3. Устройство для подключения компьютера к телефонной сети. (Модем.)

4. Сленговое обозначение деловой встречи. (Стрелка.)

5. Пользование чем-либо за деньги. (Аренда.)

6. Остров, известный как родина современной организованной преступности. (Сицилия.)

7. Официально зарегистрированная последняя воля человека. (Завещание.)

8. Форма организованной преступности. (Мафия)

9. Престижный аукцион произведений искусства. («Сотби».)

10. Получение предприятием официального статуса. (Регистрация.)

11. Документ о налогах, подаваемый в налоговую инспекцию. (Декларация.)

12. Мифологический хранитель подземных богатств. (Гном.)

13. Человек, имя которого стало нарицательным для обозначения воротил большого бизнеса. (Рокфеллер.)

14. Остров, являвшийся центральным местом сбора карибских пиратов. (Тортуга.)

15. Борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение доли на рынке. (Конкуренция.)

16. Основная часть экспорта Объединенных Арабских Эмиратов. (Нефть.)

17. На каком языке написан «Капитал» Карла Маркса? (На немецком.)

18. Назовите самую крупную авиакомпанию России. (Аэрофлот.)

Экономический звездный час «Валюта»

Игра смоделирована по телевизионной программе ОРТ, в ней участвуют шесть ифоков из средних и старших отрядов. Аудитория украшена иллюстрациями существующих валют, а также валют, придуманных детьми.

Первый тур

У каждого из участников игры есть таблички с номерами от 1 до 10. Перед ними находится табло с десятью графами, где даются варианты ответов. Ведущий читает вопрос, дает ребятам 15 секунд на обдумывание ответа, после чего они поднимают табличку с номером ответа, который выбрали. За правильные ответы участникам вручаются звездочки.

Ответы на табло

Вопросы:

Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. Сейчас будут звучать названия книг, знакомых с детства. На табло - названия валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упомянуты:

«Малыш и Карлсон» (9)

«Три мушкетера» (7)

«ТиК| Талер, или Проданный смех» (1)

«Приключения Пинноккио» (2)

«Остров сокровищ» (3)

«Али-Баба и 40 разбойников» (6)

«Незнайка на Луне» (8).

После первого тура остаются четыре игрока, набравшие большее количество звезд, они переходят во второй тур. Если осталось 5 человек, ведущий должен сориентироваться и задать дополнительный вопрос.

Второй тур

Перед участниками табло с четырьмя графами, где даются варианты ответов. Вопросы этого тура имеют ответы с перечислениями. Участники должны обнаружить закономерность, логику в ответе и поднять номер по требованию ведущего. За правильный ответ - звезда. Время на обдумывание - 15 секунд.

Ответы на табло

Вопрос:

Все ли в приведенной схеме страны имели одинаковую валюту - франк? (Правильный ответ: 4 - валюта Эстонии - крона.)

Ответы на табло

Вопрос:

На банкнотах долларов разных достоинств в 1, 2, 5, 10$ изображены портреты известных личностей Америки. Нарушено ли соответствие купюр с номиналом в 1, 2, 5, 10 $ перечисленным портретам? (Правильный ответ: 3 и 4. На купюре с номиналом в 1 $ изображен Дж. Вашингтон, в 2 $ - Т. Джефферсон, в 5 $ - А. Линкольн, в 10 $ - А. Гамильтон).

Ответы на табло

Вопрос:

Какая из приведенных валют не принадлежит прибалтийским государствам? (Правильный о т в е т: 3 - Лей - денежная единица Молдавии).

По результатам тура выбывает один участник с наименьшим количеством звездочек.

Третий тур

Участники должны из набора букв НФРКЛИАН составить фамилию известного деятеля, которому принадлежат следующие строки: «Время - деньги». (Франклин)

Кто быстрее ответит, получает звездочку и выходит в финал.

Финал

Двум оставшимся финалистам за минуту нужно составить как можно большее количество слов из слова «СВОБОДНОКОНВЕРТИРУЕМЫЙ». (Примерные слова: тир, кон, дно, ритм, бидон и мн. др.)

По истечении установленного времени участники по очереди называют составленные слова. У кого их составлено больше, - тот победитель.

СЦЕНАРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИГРЫ

«В мире экономических знаний»

1-ый ведущий: Добрый день, дорогие гости!

Добрый день, уважаемое жюри!

Добрый день участникам нашей экономической игры «В мире экономических знаний»

Девиз сегодняшней игры: «Удача сопутствует образованным!»

2-ой ведущий:

  • Скажите, можно ли быть неграмотным?

1-ый ведущий:

  • Можно, но очень не удобно. Точно так же можно попробовать прожить и не зная о законах и механизмах мира экономики. Это не смертельно.

2-ой ведущий:

  • Вот только жизнь будет поворачиваться к вам все время острыми углами, и вы будете о них больно расшибаться.

1-ый ведущий:

  • Конечно же мы все войдем в этот удивительный мир - мир экономики! Кто-то в качестве предпринимателя, кто-то в качестве наемного рабочего, кто-то станет профессиональным экономистом.

2-ой ведущий:

  • И мы очень надеемся, что спустя годы, вы с улыбкой будете вспоминать свои первые шаги по городу деловых людей.

1-ый ведущий:

  • У кого-то эта игра получится лучше, кого-то постигнет неудача.

2-ой ведущий:

  • Но лучше неудача в игре, чем в жизни!

1-ый ведущий:

Итак, приветствуем участников!

(Представление команд-участников конкурса).

2-ой ведущий:

  • Итак, наших игроков, рискнувших вступить в борьбу, вы уже знаете, а теперь представляю тех, кто будет оценивать их выступление.

(Представление членов жюри, объявляются условия конкурсов).

1-ый ведущий:

  • А теперь перед началом игры исполним «Гимн экономике».

(На сцену выходит исполнитель и поет песню на мелодию «Очарована, околдована…». Участники команд подпевают).

Гимн экономике

Не веселая, не печальная

К нам в Россию недавно пришедшая

Ты то с прибылью, то летальная,

Ну а чаще всего – сумасшедшая.

Все, что спросится, то предложится

По цене, что зовут равновесная.

Помнят все, что «Маршалловы ножницы»

Кейнс считал и стихами, и песнею.

Преклонюсь пред твоими законами,

Выбирая принятье решения.

И о том, что ресурсами скован я,

Расскажу остальным поколениям.

Очарована, околдована,

Наконец-то и с нами повенчана.

В упражненья и тесты закована

Экономика – словно как женщина.

2-ой ведущий:

  • Итак, мы приступаем к конкурсу.

Первый конкурс «Разминка».

1-ый ведущий:

Для того, чтобы заниматься бизнесом и вращаться в деловом мире необходимо обладать суммой экономических знаний, разбираться в специальных терминах. Сейчас в качестве разминки участникам предлагается ответить на вопросы. Максимальная оценка конкурса – 5 баллов.

(Прохождение 1 этапа конкурса. На экране появляются вопросы этапа. Ведущий озвучивает их).

(Объявляются результаты конкурса)

1-ый ведущий:

Знания не имеют конца, потому что предмет их познания бесконечен.

Второй конкурс: «Плавание по морям знаний»

Экономические вопросы из разных областей знаний: литературы, истории, общих знаний.

За верный ответ – 20 баллов.

(Идет 2 этап конкурса).

2 – ой ведущий: (к зрителям)

  • Пока жюри проводит итоги 2 тура, давайте вспомним какие поговорки вы знаете о деньгах.

(Жюри объявляет итоги конкурса. Определяется сумма денег на счету участников игры.)

1-ый ведущий:

Третий конкурс «Деньги любят счет»

Ах, деньги, деньги! Они любят счет. Так называется наш третий конкурс. Он состоит из двух частей. В первой части конкурса наши будущие бухгалтеры должны ответить на вопросы о деньгах. Каждый ответ оценивается в 50 баллов. Во второй части конкурса каждая команда должна составить текст делового письма, адресованного директору банка с просьбой о предоставлении кредита. В текст письма должны быть включены слова из банковской лексики. Время выполнения 3 мин. (на экране появляется банковская лексика). 200 баллов будут перечислены той команде, которая составит лучший вариант текста письма. Эти баллы пригодятся команде для следующего конкурса.

2 – ой ведущий: Пока игроки выполняют задание, предлагаю немного поиграть и зрителям.

Подтвердите пословицей, что…

Один опытный бухгалтер стоит двух неопытных;

Сразу не становятся опытным бухгалтером, на все нужно время;

И опытный бухгалтер может ошибаться;

Бухгалтер не добьется результата, если возьмется за несколько дел сразу.

(После конкурса болельщиков оглашаются результаты конкурса «Деньги любят счет»)

Слово предоставляется жюри.

Четвертый конкурс «Ва-банк»

1-ый ведущий:

Знаете ли вы, что означает выражение «ва-банк» и каково его происхождение?

В переводе с французского – банк идет, так игроки оповещали партнеров, что они готовы играть на весь банк. Выражение «ва-банк» давно уже значит – идти на большой риск, действовать с отчаянной смелостью.

И четвертый конкурс для наших игроков будет связан с риском.

В этом конкурсе участники должны будут купить право ответа на вопрос. Стоимость вопроса 100 баллов. Если он правильно отвечает, эта сумма возвращается в двойном размере. Если же терпит поражение, то сумма остается в банке.

(Идет 4 этап конкурса).

2 – ой ведущий: Спасибо всем участникам, которые сегодня в полный голос заявил о себе как о претендентах на бизнесменские кресла.

Сейчас мы услышим жюри, его решение, кто же из игроков признан победителем.

(Оценка жюри. Объявление и награждение победителей)

1-ый ведущий:

Поздравляем победителей сегодняшней конкурсной игры. Все участники конкурса получают памятные призы. При этом участники, занявшие 1 место, награждаются денежной премией.

ПЛАН

Проведения интеллектуальной экономической игры «В мире экономических знаний»

для студентов I-II курсов спец. 080110 «Экономика и бухгалтерский учет на автомобильном транспорте»

(в рамках проведения недели специальности)

Цели:

  • воспитательная – формирование познавательной потребности; оценка своих возможностей в конкурентной борьбе.
  • развивающая – развитие творческого и логического мышления.
  1. Оформление

1. Плакаты

2. Мультимедийный проектор

3. Маркеры, листы бумаги

  1. Участники

В конкурсной программе участвуют три команды численностью 4-5 человек каждая.

  1. Ход мероприятия

1. Вступительное слово ведущих о значимости экономических знаний в жизни человека.

2. Представление команд-участников, жюри.

3. Первый этап конкурса «Разминка».

Выясняется знание экономических терминов участниками.

4. Второй этап конкурса «Плавание по морям знаний».

Участники должны ответить на вопросы, связанные с экономикой, из разных областей знаний.

5. Третий этап конкурса «Деньги любят счет»:

А) проверка знаний из истории возникновения денег.

Б) составление документа «Деловое письмо» (письменно).

6. Четвертый этап «Ва-банк».

На этом этапе участники могут приумножить заработанные баллы или потерять их.

7. Подведение итогов конкурса.

8. Заключительное слово ведущих. Награждение.


Экономическая подготовка современных школьников является одной из наиболее важных для нормального развития рыночных отношений в стране.

Сейчас недостаток экономических знаний остро ощущается большинством населения страны, и дать эти знания учащимся - вот наиболее перспективное направление формирования экономической культуры всего населения.

Переход страны к рынку поставил перед школой, детскими объединениями задачи социальной значимости - осуществлять эффективную подготовку подростков к жизни в обществе, основанном на рыночной экономике. Это предполагает внесение существенных корректив во всю систему образования. Сегодняшней школе необходимо помочь им приспособиться и выжить в условиях рыночной экономики.

Наиболее эффективными методами обучения экономике являются игровые формы обучения. Их использование активизирует познавательную активность детей. Игры облегчают усвоение ребятами разных возрастов сложных экономических понятий.

Образовательной целью игр является углубление, закрепление и обобщение знаний, кроме того, развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление, умение действовать коллективно.

Возрастающий интерес к деловым играм объясняется рядом факторов:

– при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности, к жизни, имитирующих реальную жизнь, позволяют детям включиться в практическую деятельность организаций и фирм, испробовать себя в роли менеджера, бухгалтера, экономиста и т. д.

– игра является коллективным методом обучения, способствующим развитию коммуникативных способностей учащихся. И нельзя не отметить особый эмоциональный настрой, формирующийся во время игры, который способствует активизации процесса обучения. Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, а во время деловой игры – около 90 %.

– всякая деловая игра является имитационным методом, способствующим подготовке учащихся к жизни. Во время игры участники выполняют какую-либо роль, принимают решения, исходя из интересов данной роли.

Предлагаемая игра является вариантом игры “Шоу–биржа – V, VI”,проводимой в ДЮЦе и адаптированной к условиям проведения в помещении общеобразовательной школы.

Цель игры: Познакомить учащихся с работой фондовой биржи.

1. Создать активное игровое поле, атмосферу делового взаимодействия между участниками игры.

2. Обучить подростков – участников игры основным навыкам в области менеджмента.

3. Организовать и провести серию конкурсов и торговых сессий.

4. Продолжить развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей учащихся в ходе игры.

Назначение игры

Игра проводится с учащимися, которые изучили тему “Финансовый рынок. Ценные бумаги”.

Число участников не ограничено одним классом. В игре могут принимать участие несколько параллельных классов из (9-11 классов) одной школы или нескольких школ.

Участники.

Из учащихся 10-11 классов создаются команды, именуемые компаниями (фирмами) до начала игры. Выбирают название, менеджера, распределяют остальные роли (заместитель, присяжный и др.)

Каждый участник игры носит бейдж (табличку) с именем, названием команды, с литером класса.

Общие положения по игре.

Проводимая игра будет представлять собой не просто деловую игру, а деловую игру с

элементами шоу. Это введено из-за необходимости создать среди учащихся - участников игры - атмосферу взаимодоверия и раскованности, т. к. возможны другие варианты игры. Это позволит добиться больших результатов в задачах, поставленных перед компаниями (фирмами).

Игра проводится как комплексное испытание для фирм-компаний.

Все фирмы являются равноправными игроками на бирже. Их основная цель - “заработать” как можно большее количество игровой валюты.

Игру проводят учащиеся 11-х классов, под руководством педагога (педагогов).

Отношения во время игры регулируются документами, выпущенными Организацией (Приложение 1). Основной документ - Судебный кодекс (Приложение 7).

Игра реализуется поэтапно.

1 этап. Подготовка к игре.

Цель; оформление рабочей среды (создание компаний, жетонов, игрового пакета).

2 этап. Адаптация учащихся в игровой ситуации.

Цель: Создание благоприятной психологической и деятельностной атмосферы в ходе развития игры.

3 этап. Реализация игры.

Цель: отслеживание развития сюжета в рамках сценария.

4 этап: Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: анализ деятельности компаний и отдельных участников в игровых ситуациях.

Рефлексия участников и организаторов игры (анкетирование, круглый стол) с целью выявления полученных навыков управленческой и игровой деятельности; закрепление полученных знаний, формирования коммуникативных умений.

Требования к компаниям

Общее количество 10-11 человек.

До начала необходимо приготовить:

  • акции компании (количество акций устанавливается по формуле: 100*n, где n-
  • количество членов команды.).
  • творческое представление “Визитка”
  • жетоны для шоу “Здравствуйте!” количеством 50-80 шт.

Первый день (подготовительный) - дата, пятница, вечер.

Шоу “Здравствуйте!”

Проводится конкурс “Визитка”. Каждая команда должна приготовить выступление не более чем на 10 минут, в форме приветствия. Команда изготавливает жетоны, которыми оценивает выступление конкурсантов, жетоны можно дарить, менять. По результатам конкурса каждая компания получает стартовую сумму игровых денег, в зависимости от того, на сколько больше, чем у других набрано жетонов.

Начало - 16. 00 до 18. 00 (не более 2-х часов).

Второй день (начало первого игрового дня) - дата, суббота, вечер.

Каждая компания до начала игры должна зарегистрироваться и сдать все свои акции на биржу. В результате торгов и участия в конкурсах курс акций каждой команды будет меняться (стартовый курс всех акций - 1:100).

Цель компании - заработать как можно больше игровых денег.

Начало в 16. 00 до 19. 30. (не более 4-х часов).

Третий день (второй игровой день) - воскресенье, весь день.

Конкурсы и торги на бирже. “Аренда” помещений. Работа суда. В конце игрового дня музыкальный марафон (дискотека). Итоги игры подводят сами компании под наблюдением Организаторов игры. Побеждает та компания, которая заработает наибольшее количество “живых денег”. Победители будут определены в нескольких номинациях.

Начало - 10. 00 до 18. 00 (19. 00).

Подведение итогов.

Итоги подводятся после каждого из 3-х дней:

После первого дня подсчитываютсяколичество жетонов у каждой компании и определяется ставка акций команды на второй день (первый игровой).

После второго дня определяется прибыль компании (разница между доходами и расходами компании определяется по формул (П=Д-Р) и сумму налога, выплаченного компанией.

После третьего дня подводятся итоги по сумме “живых деньг”. Все оставшиеся акции после окончания последней торговой сессии в расчет не берутся.

Награждение команд грамотами и призами.

Экономические игры являются обязательной составляющей в экономическом образовании и воспитании старшеклассников.

Деловая игра - это совместное творчество, совместный поиск, которые могут обеспечить высокий эффект изучения азов экономики. Отличием деловых игр от традиционного обучения заключается в том, что участники проигрывают практическую ситуацию в ускоренном режиме ее развития. Учащиеся включаются в анализ, обсуждение, выработку решений и в результате сами находят нужные практические действия в смоделированной ситуации. При деловых играх новые знания не передаются от учителя к учащимся, а вырабатываются самими участниками процесса .

Первую школьную игру мы провели 28-30 января 2000г . В ней участвовали ученики 11 х классов, а в ходе подготовки пришли к выводу, что следует пригласить и 10-классников, т. о. общее количество участников составило 96 человек! (7 команд) и 2 учителя.

Организаторами стали учащиеся, которые участвовали в 2х городских играх, прошедших в ДЮЦе в 1999г

Результаты, интерес и необычность игр вызвало такую бурную активность учеников, что они начали подготовку к школьной игре самостоятельно: разрабатывали документ, Положение по игре, придумывали игровые деньги, делали расчеты по затратам, распределяли обязанности и фактически поставили меня перед фактом, что игру можно провести и здании школы.

Вторая игра была проведена 30 января -1 февраля 2004 году. Школьная молва разнесла рассказы выпускников о предыдущей игре и народ “тоже хотел поиграть”. На этот раз кроме 11-классников принял участие только 1 десятый класс и тогда мы решили пригласить учащихся школы № 3, которые с большим энтузиазмом не только восприняли наше предложение, но и очень быстро включились в подготовку. Вариант межшкольной игры очень понравился всем участникам, так как внес новые нюансы, которые надо было продумывать, решать и это было здорово. В игре приняли участие 6 команд (106 человек) и 4 учителя.

Анкетирование участников игры показало , что пришли на игру большинство - добровольно, получить навыки и умения, проверить себя в конкретном деле, хотя 29 человек пришли просто “потусоваться”.

Оценили игру “просто класс” и “хорошо” -60 % участников

Из-за длительного временного пространства игру лучше проводить во внеурочное время и приурочивать к воскресным дням, что привлечет еще больше желающих для участия в игре. Жесткие правила не предполагают присутствие болельщиков, но это в свою очередь помогает учителю не волноваться за дисциплину и порядок на протяжении всей игры. Команды сами контролируют свою деятельность, поведение участников, выполняют правила игры, чтобы не терять игровые деньги на штрафы. Если в первой игре были замечены нарушения виде курения в туалете, подделка денег Организации и фальшивые акции, то во второй игре этих отрицательных моментов уже не было. Школа была оставлена в идеальном порядке, что очень удивило технических работников школы.

Большую роль в более четкой организации и проведении игры, а главное в быстром подведении итогов сыграло техническое оснащение - вся работа банка и биржи проводилась на компьютере, за что мы были очень благодарны преподавателю информатики.

Данная игра может использоваться учителями, классными руководителями и педагогами дополнительного образования как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Она может быть отдельным мероприятием, так и составной частью интерактивного учебного блока.

Считаю, что высокий интерес вызывает эта игра еще и потому, что учащиеся на уроках экономики участвовали в следующих деловых и ролевых играх:

Книжная фабрика,

Рынок кофе,

Овощной рынок,

Предприниматели и безработные,

Рынок природных ресурсов,

Доходное производство,

Совещание менеджеров “Как заставить людей работать лучше?”,

Семья. Рациональное потребление. Бюджет социально-зрелой семьи”.

Список литературы

  1. Бабурин В. Л. “Деловые игры по экономической и социальной географии”, М, “Просвещение”, АО “Учебная книга”,1995 г.
  2. Гудкова Н. Ф. (составитель), “Деловые игры по экономике”, С-Петербург, Лаборатория социально-экономического образования,1995 г.
  3. Мерзляков В. Ф. “Задачи и вопросы по экономике”, М, “Просвещение”,1997г.
  4. Прудченков А. С. , Райзберг Б. А. , Шемякин Б. П. “Рынок? Рынок…Ура! Рынок!”, М, “Новая школа”, 1994 г.
  5. Прудченков А. С. “Школа деловой игры Фондовая биржа”, журнал “Школьные технологии”, №5,1998г.
  6. Селевко Г. К. “Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП”, М, НИИ школьных технологий, 2005 г.
  7. Стребулаев И. “Фондовый рынок, или кое-что о летних впечатлениях”, “Школьный экономический журнал”, №5,1997 г.
  8. Трайнев В. А. “Учебные деловые игры”, М, гуманитарный издательский центр “Владос”, 2005г.
  9. Фирсов Е. Т “Экономика. Интеллектуальные игры для школьников”, Ярославль, “Академия развития”, 1998 г.
Похожие статьи