Что такое тамагочи? Описание и характеристики игры. Тамагочи Как узнать, что требуется виртуальному животному в данный момент

18.08.2021

23 ноября миловидный киберпришелец тамагочи отмечает день рождения. В 1996 году японская компания "Бандай" выпустила первые электронные игрушки, которые требуют реальной заботы от своих владельцев. После этого в течение нескольких лет все дети мира буквально "сходили с ума" от этих игрушек. Вспоминаем интересные факты о тамагочи.

Что такое тамагочи?

Тамагочи — это небольшая пластиковая игрушка в форме яйца с небольшим экранчиком и тремя кнопками. По легенде, на Землю прилетел пришелец, чтобы изучить условия жизни на ней. Ученые построили для инопланетян защитные оболочки в форме яиц, которые позволяют им выживать в земных условиях. Но этого мало: игрокам нужно постоянно удовлетворять потребности своего питомца, иначе он может погибнуть.

Кто придумал тамагочи?

Виртуального питомца придумала сотрудница компании "Бандай" Маите Аки. Она обожала животных и мечтала о питомце, которого можно носить всегда с собой. Затем Маите увидела рекламный ролик про мальчика и черепаху, которую он пытался пронести в детский сад, и придумала, как можно сделать электронного питомца. Свою разработку она показала владельцам компании, и ее одобрили. Уже к концу 1996 года в Японии продали 350 тысяч экземпляров игрушки. А к 1999 году в мире было продано уже 40 миллионов тамагочи, и спрос только рос.

Что значит слово "тамагочи"?

Название игры получилось в результате синтеза японского слова "тамаго", что означает яйцо, и английского "уотч" - часы, смотреть. Дело в том, что жизнь этих электронных питомцев была расписана буквально по минутам. Кормить их необходимо было дважды в час, вовремя убирать за ними, и минута промедления грозила гибелью зверька.

Почему игрушка стала популярной?

Она не просто стала популярной. Она буквально свела с ума весь мир. Дети жаждали иметь своего питомца. Учителя вводили запреты. Родители хватались за голову. В общем, почти массовая истерия.

А популярность объясняется довольно просто: очень многим детям родители запрещают иметь живых питомцев. Причины разные: у кого-то аллергия, кому-то не позволяют жилищные условия, кому-то не хочется иметь дополнительную головную боль, связанную с кормежкой и уборкой. Электронный же питомец оказался выходом для всех: дети могли изливать свою любовь и заботу, а с родителей никаких дополнительных вливаний не требовалось.

А правда ли, что в некоторых странах тамагочи запретили?

На самом деле официально эту игрушку нигде не запрещали. Но если так выразиться, гонениям тамагочи подвергся в Израиле, где его запрещали иудейские общины. Причин якобы было две: дело в том, что иудеям нельзя работать в субботу. А нажимать кнопки, чтобы кормить зверька, тоже сочли работой. По другой причине в субботу иудеям нельзя разжигать огонь, а любое замыкание контактов высекает микроскопическую искру.

Правда ли, что из-за тамагочи происходили трагедии?

Ходили слухи, что дети настолько остро реагировали на гибель электронного питомца, что были попытки совершения суицидов. Возможно, такое происходило в Японии. В России же, как утверждается, такого не было зафиксировано. Но истерики у детей случались. И многие родители под разными предлогами изымали у детей "опасную игрушку". Кстати, в интернете даже появились "кладбища" тамагочи, где можно было похоронить со всеми почестями любимого персонажа.

Что сегодня происходит с тамагочи?

Как и все в этом мире, тамагочи меняется и совершенствуется. Если первые модели тамагочи нельзя было поставить даже "на паузу" и даже при самом замечательном уходе они умирали через 31 день, то сегодня "киберпришельцы" живут десятилетиями, ходят друг к другу в гости, женятся, приносят потомство и даже меняют внешность. И да, с 2008 года они стали цветными. С современного устройства можно скачивать игры и дополнения.

В 2010 году вышел мультфильм, рассказывающий о девочке, попавшей на планету Тамагочи, и несколько аниме-сериалов. А весной 2017 года Bandai выпустила обновленную версию тамагочи, которая стала в два раза меньше оригинальной и позволяет выбрать из шести различных персонажей.

Интересный факт:

Автор игрушки Аки Маита не разбогатела за счет своего изобретения. Более того, она не получила ни прибавки к заработной плате, ни повышения по службе. Но в 1997 году её номинировали на издевательскую Шнобелевскую премию мира по экономике за "отвлечение миллионов человеко-часов на уход за виртуальным питомцем".

Третьему по величине игрушечному гиганту планеты.

Слово произошло от двух слов: японского тамаго (яп. たまご , «яйцо») и англицизма уотти (яп. ウォッチ , от «Watch» - часы) . Русское слово «тамагочи» может означать не только собственно тамагочи, но также любую компьютерную игру или программу на ПК или портативном устройстве, которая сделана по принципу тамагочи; также это может быть вещь или предмет, которая требует к себе внимания, подобно «тамагочи» (см. ниже).

История

Появились тамагочи 23 ноября 1996 года . Изначально это была игра для портативной консоли Game Boy от Nintendo. Картридж был оборудован EEPROM -памятью, маломощным процессором, динамиком и часами. Фактически виртуальный питомец жил сам по себе в это время внутри картриджа. Пока хозяин не подключал его к консоли на протяжении какого-то времени, питомец мог успеть обкакаться, заболеть или умереть, о чём сигнализировал встроенный динамик. Само собой, чтобы проявить необходимый уход, нужно иметь при себе Game Boy для взаимодействия с игрой.

Позже был налажен выпуск дешёвых в производстве отдельных модулей, которые сами по себе являлись самодостаточной игрой. Именно такое решение стало особо популярным. Только в первые годы после появления и только официально воспроизведено более сорока миллионов «тамагочи».

Смысл игры заключается в интерактивном наблюдении за жизнью питомца, от вылупления из яйца и до смерти . В первых версиях можно было играть только за одного питомца, но в последующих версиях были добавлены многие персонажи: морская серия, болотная, лесная, мальчик и девочка, дьявол и ангел.

Питомца можно было кормить, играть с ним, следить за здоровьем, убирать за ним, то есть электронная игрушка практически заменяла настоящее существо, отсюда такая привязанность детей к «электронному другу».

Существуют подделки и аналоги от прочих фирм с тремя, четырьмя, пятью и семью кнопками управления, хотя оригинальным считается Bandai - управление тремя кнопками.

Первоначальный вариант игры не предусматривал возможности начать игру заново, поэтому смерть электронного питомца переживалась особенно сильно. В Японии были зафиксированы случаи самоубийства подростков, не сумевших пережить смерть тамагочи . С этого момента все выпускаемые игры обязательно имели клавишу сброса игры, нажать которую можно было только заострённым предметом.

Tamagotchi ID

В ноябре 2009 года компания производитель Bandai выпустила модель - Tamagotchi ID. Tamagotchi ID отличался цветным жидкокристаллическим дисплеем и инфракрасным портом для связи с мобильным телефоном. Это даст возможность загружать в тамагочи игры и приобретать в онлайн-магазинах всё необходимое для своего питомца. В 2011 году , в честь 15-летнего юбилея, была выпущена версия ID L.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Кипарисов, Василий Фёдорович
  • Кипиани, Дмитрий Иванович

Смотреть что такое "Тамагочи" в других словарях:

    ТАМАГОЧИ - [яп.] торговое наименование карманной электронной игрушки, изображающей с помощью уникальной программы на экране жизнь зверька. Зверек осуществляет весь жизненный цикл: растет, меняется, ест, выражает сигналами разные желания и даже умирает.… … Словарь иностранных слов русского языка

23 ноября 2016 года небезызвестная игрушка тамагочи будет отмечать свой двадцатилетний юбилей - да, прошло уже двадцать лет с тех пор, как на рынке появились первые яйцеобразные устройства, позволяющие ухаживать за виртуальным питомцем. В девяностые годы эти игрушки были повсеместно - они появились в Японии, но очень быстро распространились по всему миру. Вероятнее всего, все взрослые люди знают, что такое тамагочи, однако современные дети уже вряд ли имеют представление о том, что когда-то такая вещь была популярна. У них есть смартфоны и планшеты, которые содержат в себе сотни разнообразных игр, поэтому для них тамагочи представляется очень странной вещью. Но тогда, когда эта игра была создана, не было ни смартфонов, ни планшетов, поэтому она очень быстро набрала популярность. Создателем ее официально является японская компания Bandai, однако на деле ответственной является Аки Маита, которая самостоятельно выносила эту идею. Она очень любила домашних животных, однако ей хотелось при этом всегда носить их с собой, а не держать исключительно дома. Именно тогда она начала обдумывать возможность создания виртуального переносного питомца. В течение года она размышляла о том, как это можно воплотить в жизнь, а финальное решение она приняла тогда, когда увидела по телевизору рекламный ролик. В нем маленький мальчик очень хотел взять с собой в школу свою домашнюю черепашку, и именно тогда окончательно сформировалась мысль о том, что такое тамагочи.

Выпуск тамагочи

Естественно, сама Маита не смогла бы создать такую игрушку - она была творцом идеи, а в реализации этой идеи ей помогал Акихиро Йокой, инженер из компании WiZ, которая разрабатывала и производила различные игрушки и товары для детей. В результате появилась тестовая версия тамагочи, которая была еще далека от совершенства. В октябре 1996 года Маита вооружилась набором из тестовых игрушек и заглянула в местную школу, где обратилась к школьницам с просьбой опробовать новую игрушку и сообщить, нравится ли им. В течение нескольких недель она наблюдала за тем, как дети пытаются разобраться, что такое тамагочи, играют с виртуальным питомцем, она анализировала их реакцию, и на основании этого оформлялись поправки. Тестовая группа составила целых 200 девочек, так что поправки были довольно масштабными, однако к концу ноября работы были завершены, и 23 ноября случилось то, что позже в течение многих лет будет съедать время людей всех возрастов в огромных количествах.

Форма и название

Игрушка тамагочи представляла собой пластмассовое яйцо, на котором был монохромный экран и три кнопки, а также спрятанная кнопка для перезагрузки. И эта крошечная вещица стала настоящим хитом продаж. Однако многие до сих пор задаются вопросом о том, что такое тамагочи, то есть что означает это название. Существуют различные версии, однако в официальной версии производителя утверждается, что название является производным от двух слов - японского tamago, что переводится на русский как «яйцо», и английского watch, то есть «смотреть». Так что можно смело сказать, что тамагочи - это яйцо, за которым вам нужно присматривать крайне внимательно.

В чем смысл?

Итак, сейчас вы узнаете все подробности данной игры. Тамагочи являлся настоящей сенсацией в первые годы после выхода в свет - дети тратили огромное количество времени, чтобы ухаживать за своими питомцами, потому что те без должной заботы очень быстро умирали, шокируя своих хозяев. В итоге практически все дети ходили в школу с пластиковыми яйцами, так как им нужно было не только учиться, но и заботиться о маленьких монстрах. Да, хоть персонажи, которые присутствовали в тамагочи, выглядели как различные звери, на самом деле они являлись пришельцами из далекого мира. По истории, придуманной компанией, они прилетели на Землю, чтобы изучать ее, однако здешняя атмосфера и климат им не подходят, поэтому они были заключены в яйцеобразную оболочку, чтобы не погибнуть. Естественно, у них имеются различные потребности, и владельцу тамагочи как раз и нужно их удовлетворять. И на первых порах это было очень актуально - когда вы только запускали игру, вашему маленькому питомцу постоянно чего-то хотелось, так что в течение часа нужно было неотрывно следить за ним. В противном случае вы рисковали заморить его голодом, убить нахлынувшей депрессией или даже утопить в горах его собственных экскрементов. Каждая потребность обозначалась характерным писком, чтобы владелец не мог ее не заметить, и от того, насколько хорошо вы заботились о своем питомце, зависело его развитие, его характер и многие другие элементы. Игры тамагочи только начинали набирать популярность - с ходом лет они становились все более распространенными.

Развитие питомца

Со временем начинали появляться различные питомцы, такие как драконы, единороги и пони. Тамагочи изначально же предполагал только несколько различных видов существ, которые могли у вас получиться. С самого начала вам предстояло выбрать между двумя различными типами существ, а по мере взросления они могли преобразиться в шесть различных видов взрослых особей. Причем все зависело от того, как вы себя ведете с питомцем. Самые лучшие взрослые варианты, естественно, требовали особого ухода, полного контроля не только в течение дня, но и в конкретный момент, когда начиналась трансформация. Кроме того, стоит отметить, что с течением времени ваш питомец начинал вызывать вас по самым различным причинам, то есть не только если ему что-то необходимо, но и «просто так», потому что ему стало скучно. В общем, вам приходилось платить большую цену за то, чтобы выращивать своего маленького пони. Тамагочи тем не менее оставались одними из самых популярных игрушек в мире.

Невероятный успех

Сейчас вы можете скачать даже тамагочи на "Андроид", однако эти игрушки уже не имеют такой популярности, какая у них была в конце девяностых и в начале нулевых. Чтобы вы имели представление о масштабах успеха проекта, стоит привести некоторые цифры. Итак, все помнят, что тамагочи появились на рынке в конце ноября 1996 года, но уже к концу этого года, то есть чуть больше чем за месяц, на территории Японии было продано 350 тысяч штук - это был поразительный результат, который, конечно же, привлек внимание и зарубежных рынков. В итоге весной 1997 года тамагочи появились уже и в США, а затем начали распространяться по всему миру. В 1999 году был достигнут невероятный показатель - сорок миллионов копий тамагочи было продано по всему миру. Это была сенсация, которая втянула в процесс весь мир. Производители просто не могли удовлетворить спрос на игрушки, полки в магазинах пустовали, потому что все новые поступления сметались моментально. Одна игрушка стоила 16 долларов, но учитывая дефицит, с рук ее можно было купить как минимум в двадцать раз дороже - существуют данные о том, что были случаи продажи тамагочи даже за тысячу долларов. Люди перестали брать с собой игрушки, а если и брали их, то пользовались ими втайне от других, потому что все чаще стали происходить нападения и ограбления, причем грабителей интересовали не деньги, а только тамагочи. Так что, в принципе, можно и порадоваться тому, что теперь вы можете свободно скачать тамагочи на "Андроид" и не бояться за свое здоровье.

Смертность

Итак, в первую очередь стоит сказать о том, что персонажи, которых вы так заботливо воспитывали, были смертными. Даже если вы создавали для них идеальные условия жизни, они не могли прожить дольше месяца. Однако мало кому удавалось добиться того, чтобы его питомец смогу выжить в течение 31 дня - чаще всего питомцы жили примерно на десять дней меньше, даже если о них хорошо заботились. Что уж говорить о том, что питомец мог умереть даже в младенчестве. Позже это перестало быть серьезной проблемой, так как тамагочи обзавелся функцией перезагрузки, и после смерти персонажа можно было начать заново. Но первая версия игры, выпускавшаяся вплоть до 2004 года, была одноразовой, что приводит к другому показателю смертности касательно тамагочи. Онлайн можно найти много статей, которые рассказывают о том, что дети в свое время совершали самоубийства из-за того, что их питомцы преждевременно умирали. Неизвестно, какова доля правды в этих новостях, однако факт остается фактом - подобных сообщений было крайне много, и огромное количество детей испытывали стресс из-за этой игрушки. Виртуальный кот (тамагочи) мог вызывать нервные срывы, истерики, попытки навредить себе и многое другое. Однако при этом популярность игры все равно оставалась на высоте.

Connection

Восемь лет выходили игрушки тамагочи, когда производитель решил, что не стоит упускать такую внушительную прибыль, которую он получал от продаж, начавших потихоньку спадать. Поэтому в 2004 году была выпущена новая версия, которая получила невероятную функцию - возможность играть вместе с другими людьми. У тамагочи теперь появился который можно было использовать для соединения с другой игрушкой. И таким образом можно было знакомить, играть в разнообразные игры между собой, обмениваться подарками и сюрпризами, а самое главное - была введена тематика взаимоотношений. Теперь вы могли завести семью между двумя питомцами из разных игрушек и даже «родить» детей. Прогресс шел дальше, и в итоге появилась необычная возможность загрузки тамагочи на компьютер.

TamaTown и цвет

TamaTown - это своеобразный тамагочи-онлайн, виртуальный город, в который вы можете зайти своим персонажем с компьютера. Там вы можете играть в различные игры, общаться с другими персонажами, посещать разные заведения и так далее. Это внесло в игру еще больше разнообразия, но самым выдающимся моментом стало обретение игрой цвета в модели Connection Plus Color.

Дальнейшие улучшения

Тамагочи бесплатно, естественно, получить у вас не выйдет, хоть популярность игрушки уже в десятки раз меньшая, чем двадцать лет назад. Однако производитель продолжает попытки реанимировать бренд, вводя новые функции. Три года назад была выпущена последняя обновленная модель тамагочи Friends.

Всё более популярными становятся виртуальные игрушки, которые символизируют собой начало новой эры производства товаров для детей - от приставок до продвинутых онлайн-приложений. Особого внимания заслуживают старые-добрые тамагочи - маленькие брелоки в виде плоского яйца с несколькими кнопками и небольшим жидкокристаллическим экраном посредине.

Сегодня мы попробуем разобраться в том, как в лице оных получить бочку мёда без ложки дёгтя. Иными словами, как выжать из популярной игрушки всю педагогическую пользу (а она действительно немаленькая), и при этом не наступить на грабли, по которым маршировали первые поколения юзеров тамагочи.

Краткая история игрушки

Идея родилась в Японии, где завести настоящего зверька в условиях маленьких квартир довольно проблематично. Название «тамагочи» образовано от слова «tamago» («яйцо») и слога «chi», выражающего близость). Первая партия была выпущена в ноябре 1996 года компанией «Bandai» - третьим по величине игрушечным гигантом планеты.

Изначально это была игра для портативной консоли «Game Boy» от «Nintendo», но затем был налажен выпуск отдельных модулей современного формата. И тут началось! Только за первый год после выхода на рынок было раскуплено более сорока миллионов тамагочи. Электронное чудо, которое захватило внимание детей во всем мире, широко обсуждалась в прессе.

Сперва новинка стоила больших денег, но постепенно цена становилась всё более демократичной и тамагочи стали доступными любому ребёнку. Да что там - писк карманных питомцев раздавался даже из деловых портфелей бизнесменов. Их нужно было кормить, играть с ними, следить за здоровьем, водить на горшок… Если же игнорировать потребности игрушки, она демонстративно «сыграет в ящик».

Первоначальный вариант игры не предусматривал возможности выбирать персонаж или начать игру заново, поэтому смерть электронного питомца переживалась особенно сильно. В последующих - уже многоразовых - версиях тамагочи появился целый набор виртуальных животных. Это могут быть дракончики, цыплята, щенки, котята, рыбки, лягушата, инопланетяне и т. д.

Современные тамагочи с более широким экраном отличаются многофункциональностью: по инфракрасному порту или блютусу они могут общаться с себе подобными, жениться и заводить виртуальное потомство, устраиваться на работу и многое другое. В общем, игрушка во всех смыслах «растёт» - а потому никогда не устаревает, и с оптимизмом смотрит в будущее.

О пользе тамагочи

С помощью «карманного яйца» ребёнок учится простейшему уходу за виртуальным питомцем, приучается к пунктуальности и ответственности за «приручённую» электронику. Кроме того, в современных версиях игрушки он ещё и получает возможность воспитывать тамагочи - в этом теперь и заключается смысл забавы. Дети управляют игровым персонажем, словно родители: например, наказывают питомца за плохое поведение или покупают ему подарки за хорошую учёбу в школе.

Игра может рассказать кое-что и о характере самого ребёнка - в зависимости от того, какой персонаж для игры он предпочитает. В Tamagotchi Connection их предусмотрено более 50, и каждый по-своему индивидуален. Одни из них вежливы, любят читать, склонны к науке и искусствам, другие ленивы и избалованны, но романтичны… Самое интересное, что в начале игры неизвестно, в кого «вырастет» тамагочи. Всё зависит только от того, как ребёнок будет воспитывать своего электронного друга.

Будни современных тамагочи весьма реалистичны. В процессе игры дети следят за всесторонним развитием своего питомца: он должен заниматься спортом, следить за собой и правильно питаться. Он также должен общаться с друзьями и ходить в гости, хорошо учиться в школе, чтобы затем устроиться на работу и найти себе хорошую пару. И если, как утверждают все детские психологи, ребёнок как губка впитывает игру, а затем переносят усвоенные моменты в реальную жизнь, - подобные игры прививают ребёнку навыки общения, а также чувство дисциплины и понимание того «что правильно».

Как избежать зависимости и других проблем?

Не даром говорят: «всё есть яд, и всё есть лекарство - результат зависит только от дозы». Тамагочи в этом смысле не исключение: чрезмерное увлечение игрой (как и вообще чем-либо) отделяет человека от нормального течения жизни. Одно дело - развлечься немного на каникулах или во время болезни, когда чадо проводит дома дни напролёт. Друге дело, когда брелок пищит в рюкзаке во время контрольной или постоянно будит вас посреди ночи, требуя покормить…

Некоторые дети очень расстраиваются, если забывают вовремя покормить игрушку. А если электронная зверюшка ненароком сдохнет, ребёнок может испытывать сильное и совершенно неуместное чувство вины - ведь для него граница между вымыслом и реальностью ещё размыта. Поэтому, вручая своему чаду тамагочи, убедительно объясните, что «геймовер» - это всего лишь перезагрузка. Или, если угодно, реинкарнация:)

Да и не всё в буквальном смысле зависит от игрока - даже при систематическом уходе результат не всегда предсказуем (собственно, как и в реальной жизни). И если купить сразу двух одинаковых тамагочи и абсолютно одинаково кормить, обучать и развлекать их, результаты всё равно будут разные. По-видимому, в программе используется случайный выбор одной из комбинаций черт характера, сочетание которых и создает неповторимую индивидуальность. Поэтому никаких конкретных рекомендаций по уходу за виртуальными животными не существует.

Как и в случае с зависимостью от компьютерных игр, излишняя привязанность к тамагочи - вовсе не вина игрушки. Мы же не обвиняем градусник в том, что у ребёнка высокая температура? К зависимости от «электронных суррогатов» детей и подростков приводит одиночество и неутоленная жажда общения. Это показатель того, что родителям пора уделять чаду больше внимания, учителям - чаще отмечать успехи и достижения (а не критиковать, как у нас часто принято). Кроме того, взрослые должны постараться создать комфортные и творческие условия для живого взаимодействия детей.

Стоит принять во внимание и тот факт, что ребёнок, взрослея, начинает чувствовать потребность заботы о ком-то - даже если не испытывает дефицита общения. Поэтому если чадо мечтает о настоящем щенке, котёнке и попугае, обсудите такую возможность на семейном совете. Тамагочи же может стать своего рода «испытательным сроком» для ребёнка - ведь живого питомца тоже нужно по часам выгуливать (или убирать за ним), кормить и играть с ним. Забавно, что примерно таким же образом американских школьников приучают к идее отцовства и материнства: пары учеников должны в течении нескольких дней присматривать за сырым куриный яйцом, не раздавив хрупкую скорлупу.

Идея создания принадлежала компании Bandai - третьему по величине игрушечному гиганту планеты.

Слово произошло от двух слов: японского тамаго (яп. たまご , «яйцо») и англицизма уотти (яп. ウォッチ , от «Watch» - часы) .

История

Tamagotchi 4U 2014 год

Tamagotchi 4U plus 2015 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Тамагочи"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тамагочи

Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно.
«Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою.
«Потом, что же я буду спрашивать государя об его приказаниях на правый фланг, когда уже теперь 4 й час вечера, и сражение проиграно? Нет, решительно я не должен подъезжать к нему. Не должен нарушать его задумчивость. Лучше умереть тысячу раз, чем получить от него дурной взгляд, дурное мнение», решил Ростов и с грустью и с отчаянием в сердце поехал прочь, беспрестанно оглядываясь на всё еще стоявшего в том же положении нерешительности государя.
В то время как Ростов делал эти соображения и печально отъезжал от государя, капитан фон Толь случайно наехал на то же место и, увидав государя, прямо подъехал к нему, предложил ему свои услуги и помог перейти пешком через канаву. Государь, желая отдохнуть и чувствуя себя нездоровым, сел под яблочное дерево, и Толь остановился подле него. Ростов издалека с завистью и раскаянием видел, как фон Толь что то долго и с жаром говорил государю, как государь, видимо, заплакав, закрыл глаза рукой и пожал руку Толю.
«И это я мог бы быть на его месте?» подумал про себя Ростов и, едва удерживая слезы сожаления об участи государя, в совершенном отчаянии поехал дальше, не зная, куда и зачем он теперь едет.
Его отчаяние было тем сильнее, что он чувствовал, что его собственная слабость была причиной его горя.
Он мог бы… не только мог бы, но он должен был подъехать к государю. И это был единственный случай показать государю свою преданность. И он не воспользовался им… «Что я наделал?» подумал он. И он повернул лошадь и поскакал назад к тому месту, где видел императора; но никого уже не было за канавой. Только ехали повозки и экипажи. От одного фурмана Ростов узнал, что Кутузовский штаб находится неподалеку в деревне, куда шли обозы. Ростов поехал за ними.
Впереди его шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.
– Тит, а Тит! – сказал берейтор.
– Чего? – рассеянно отвечал старик.
– Тит! Ступай молотить.
– Э, дурак, тьфу! – сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторилась опять та же шутка.
В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. Более ста орудий находилось уже во власти французов.
Пржебышевский с своим корпусом положил оружие. Другие колонны, растеряв около половины людей, отступали расстроенными, перемешанными толпами.
Похожие статьи