Конфликты в школе. Конфликтные ситуации в школе: сценарии старые и новые

25.09.2019

Сценки показывают разное поведение мамы и дочери в одном и том же конфликте, что позволяет ребятам увидеть как можно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не обострились отношения и как можно предотвратить конфликт

Просмотр содержимого документа
«Сценки начала и окончания урока обществознания в 6 классе "Учимся вести себя в ситуации конфликта"»

Начало урока (сценка)

Мать:

Дочь: Прекрасно! Ты опять на меня наброси­лась, не дав ничего объяснить!

Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не думаешь ни о ком, кроме себя!

Дочь: Хочешь сказать, что ты заботишься обо мне?! Ты всё время орёшь! Ты никогда не даешь мне высказаться

Мать: Не смей так со мной разговаривать!

_________________________________________

Конец урока (сценка).

Мать: И где, интересно, ты была? Время уже час ночи. Тебе просто нельзя доверять!

Дочь: Можно я всё объясню?

Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не думаешь ни о ком, кроме себя!

Дочь (оставаясь спокойной): У меня есть объяснение, но я не могу ничего сказать, пока ты не выслушаешь меня. Я расстроена.

Мать: Ну хорошо, расскажи, что случилось!

Дочь : Автобус сломался, я ждала другой.

Я знала, что ты будешь беспокоиться. Хотела позвонить, но телефон разрядился...

Мать: Прости, что накричала на тебя, но я так беспокоилась!

Дочь: Прости меня.

Мать: И ты меня тоже.

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 1

Игра «Скажи другому комплимент»

Цель : раскрепощение, объединение, активизация участников группы ; создание хорошего настроения.

Описание : Участник сидят в кругу . Педагог бросает мяч тому, кто хочет сказать комплимент. Затем комплимент тот ребенок, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут комплимент

Беседа о конфликтах с детьми

Цель : разъяснить детям понятие «Конфликт » ; способность формированию позитивного отношения к людям.

Задачи :

Дать характеристику понятия «Конфликт »

Рассмотреть природу конфликта , определить его положительные и отрицательные стороны

Познакомиться с методом выхода из конфликтных ситуаций

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта , разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу

Оборудование :

Классическая музыка

Цветы на клеевой основе

План беседы :

1. Чтение притчи. Вступительное слово

2. Что такое конфликт ?

3. Причины конфликтов

4. Как разрешить конфликт ?

5. Правила поведения для конфликтных людей

6. Рефлексия. Итоги.

Ход беседы (беседу ведёт педагог)

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое , идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый , он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.

Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Могут ли быть у всех людей интересы, убеждения, взгляды? (Дети – нет)

Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными? (Дети – да)

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт » ? (Ссора, драка, слезы, спор, крик)

Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликт , их причинах и путях решения или выхода из конфликта .

Так что такое конфликт ?

Конфликт – это спор , ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

У на с в группе тоже иногда возникают конфликтные ситуации . Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске – «У меня причиной конфликта было то , что …» (Дети называют свои предложения)

Как мы видим возникновение конфликта необходимы участники спора , предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.

Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов ?

Причины конфликтов :

Несовпадение целей и желаний

Неуважение к другим людям

Неумение общаться

Разница чувств и состояний

Давайте познакомимся с некоторыми правилами во время конфликта

Методы выхода из конфликта :

Найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию , выйти из конфликта первым

Найти компромисс спорного вопроса

Подчиниться, принять правила или точку зрения противника

Понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры

Правила поведения для конфликтных людей

Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало

Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда

Критикуя, чаще улыбайтесь

Будьте справедливы и терпимы к людям

Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других

Умейте вовремя остановиться!

Дети! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Рефлексия

Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.

Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос : «считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»

1- Интересно полезно

2- Сложно, но интересно

3- Бесполезно, безразлично

Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый . Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова «Гляжу с высока на обиду, теряю обиду из виду»

Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением

Цель : актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта ; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации

Описание игры : детям предлагается несколько конфликтных ситуаций , развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.

Примеры конфликтных ситуаций :

1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт

2. Вы решили поиграть в игру «Магазин» , но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта , обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон .

Рефлексия

Прощание

Игра «Король»

Цель : предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая

Инструкция : Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?

Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.

Как та чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в роли?

Легко ли отдавать приказы?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?

Проигрывание ситуации

Цель : помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни

Инструкция : Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться

Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Инструкция : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

Рефлексия

Прощание

Игра «Паровозик»

Цель : сплочение группы

Ход игры : Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Упражнение «Что и когда я чувствую»

Цель : профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Описание : ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…» , «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

Игра «Ссора»

Цель : учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта ; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания : дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций , а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек

Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами : Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Поссорились

Мы поссорились с подругой

И уселись по угла.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения :

Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)

А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?

А что чувствуют те, кто ссорится?

А можно обойтись без ссор?

Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю :

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу : «Играй, давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину

Рефлексия

Практическая часть

План

1. Что такое конфликт?

2. Особенности педагогических конфликтов

3. Причины возникновения конфликтных ситуаций

4. Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися

1. Что такое конфликт?

Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам.

При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.д.

Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение)-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников.Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

2.Особенности педагогических конфликтов.

Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, -модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

Участники конфликтов имеют различный социальный статус(учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

Различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику-справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика.

Ошибка учителя порождает новую конфликтную ситуацию.

3.Причины конфликтов.

Сегодняшние ученики не такие, какими они были десять лет назад.Некоторые учителя хотят видеть их прежними.

Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учениками, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников.

Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность.

Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

Личностные качества учителя(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство), настроение учителя, жизненное неблагополучие.

Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

4.Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должно быть тактически проработана.Ведь многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К.У.Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлимые стратегии поведения в конфликтной ситуации.Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество(конкуренция) И я постаралась отобразить основные их мысли в виде таблицы: (на экране появляется таблица)

Стиль поведения Возможные ситуации

Приспособления Предмет разногласия не важен для вас;

Осознаете, что правда не на вашей стороне;

Чувствуете, что у вас мало шансов победить

Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

Вас может устроить временное решение

Сотрудничества -Необходимо найти общее решение;

У Вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

Основной целью является приобретение

совместного опыта работы;

Стороны способны выслушивать друг друга

и изложить суть своих интересов

Игнорирования -вы не хотите тратить времени на решение проблемы;

Не хотите решить проблему в свою пользу;

У вас мало власти;

Вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию

и получить дополнительную информацию,

прежде чем принять решение;

Соперничества исход конфликта очень важен для вас;

и считаете, что предлагаемое вами решение- наилучшее;

Чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять

Практическая часть

1.Организационный момент.(10 минут)

Разминка(игра "Механизмы”) Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Вопросы для обсуждения:

1.Как Вы себя чувствовали, изображая механизм?

2.Что вам понравилось больше: самим изображать механизм или смотреть за действиями других?

3.Как протекал процесс "строительства” механизма? Трудно ли было договариваться друг с другом в процессе подготовки?

4.Были ли конфликты по поводу "места” в механизме?

5.Ощущали ли Вы включенность в группу?

2.Актуализация, постановка проблемы.(7 минут)

Объявление результатов и интерпретация предварительного анкетирования учителей и учеников

Анкета для учителей

1.За годы работы в школе часто возникали конфликты?

А)да б)нет

2.У Вас часто возникают конфликты с учениками?

А)да б)нет

3.При конфликте Вы помните о психолого-возрастных особенностях ученика?

А)да б)нет

4.При конфликте Вы боитесь унизить достоинство ученика, коллеги?

А)да б)нет

5)Часто выходите из конфликта победителем?

А)да б)нет в)никогда

6)После конфликта я заряжаюсь новой энергией

А)да б)нет В) очень плохо себя чувствую

7)Я люблю создавать конфликтные ситуации

А) да б) нет

8.При конфликте я прибегаю к помощи психолога

А) да б) нет

9.При конфликте я скорее всего пойду на компромисс

А)да б)нет

10.Я с удовольствием поучаствую на занятии по решению конфликтов

А) да б)нет

Результаты(ведущий знакомит с реальными результатами анкетирования)

Анкета для учеников

1.Я конфликтую с учителем

А)часто б)редко в)никогда

2.При возникшем конфликте я всегда выхожу победителем

А)да б)нет в)никогда

3.Я могу унизить достоинство другого человека при конфликте

А)да б)никогда

4.Меня не понимают учителя

А) часто б)редко в)никогда не пытаются понять

5.Я всего лишь ученик, если даже прав, лучше сдамся, иначе мне учителя

А)выставят двойку б)вызовут родителей в)испортят аттестат

Результаты: (ведущий готовит с реальными результатами анкетирования)

3. Решение проблемы.(25 минут)

1 этап.Проведение анализа реальных конфликтных ситуаций, назревших в гимназии. (работа в группах)

1 ситуация (ученики-ученики)

Учащиеся 5а.5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

2 ситуация(учитель-родитель)

Вопросы для обсуждения:

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

2 этап.На основе полученных знаний, постарайтесь составить перечень возможных действий, для предотвращения конфликта,при конфликте.

Перечень может выглядеть так:

Не принимайте поспешных решений, это приведет к ошибкам;

Будь справедливым по отношению к ученику;

Не стремись утвердить свою позицию, будьте мудрее;

Если произошел конфликт, не уходи от нее, постарайся найти правильное решение;

На первое место ставь интересы ученика;

Не унижай достоинство других;

Будь гуманным по отношению к тому, с кем конфликт

4.Рефлексия (3 минуты) "Соберем в дорогу чемодан”

Каждый учитель кратко говорит о том, что заберет с собой и положит в свой "чемодан”

Использованная литература:

1.Богуславская И.Г.Все для заместителя директора по воспитательной работе.Казань, 2007, стр.94-95

2. Воспитание школьников.№3, 1996г., Егидес А.,Психотехника общения. стр.24-26,Щуркова Н.,Диалогичность воспитания,стр.8-10

3.Кравченко А.И.,Певцова А.Е.,Обществознание,7 класс, Русское слово,2007г.

4.Ольшанская Р.А.,Техника педагогического общения, Волгоград, Учитель,2005г.

5.Ромашкина Г.А.Педсоветы в школе,Волгоград,2004г.,стр.10-31

Приложение №1

1 ситуация (ученики-ученики)

Учащиеся 5а, 5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

2 ситуация(учитель-родитель)

Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера.Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение.Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа.Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

3 ситуация (родитель-учитель-родитель)

Учащиеся 1-го класса поссорились,подрались, обзывались некрасивыми выражениями.Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый защищал своего ребенка.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

Приложение №2

Игра "Механизмы”

Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Цель-развитие групповой сплоченности, взаимопонимания, готовность к контакту,сотрудничеству.

Каждая группа отдельно от других получает задание, используя мимику и жесты без слов(невербально) изобразить некоторый действующий механизм.Каждый участник при этом становится деталью механизма(частью целого).Название механизма для группы определяется посредством жребия из предложенного списка, который может включать автомобиль, телефон, пылесос, самолет и др.Группам даются 2-3 минуты на подготовку.Затем каждая группа показывает свой механизм, остальные должны назвать его.

Тема:«Эти вредные конфликты»

Эпиграф на доске: «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».

Цели:

    корригировать речь учащихся.

Форма проведения: Ток-шоу.

Оборудование: ЗУА, речевой материал, иллюстрации, компьютер, фрагмент мультфильма, конфликт, цветная бумага.

Словарная работа: конфликт – столкновение, спор; внутриличностный, межличностный, социальный; компромисс – согласие, на основе взаимных уступок.

План занятия:

    Организационный момент.

    Упражнение «Снежинка».

    Типология конфликтов.

    Сценка.

    Задание с картинкой.

    Игра «Армрестлинг».

    Итог занятия.

Ход занятия

Организационный момент.

Сели все красиво. Как меня слышишь?

Как мы будем говорить на занятии?

Психологический тренинг.

«Дорогие ребята! Перед вами стоит шкатулка мудрости. И с каждым из вас она поделится своей мудростью. Загляните в нее».

(Дети достают из шкатулки цветные карточки с поговорками и зачитывают вслух.)

Любовью и уступками достигается всё.

Где лад, там и клад.

Дракою прав не будешь.

Ссора до добра не доведет.

Лучше худой мир, чем добрая ссора.

В мире жить - с миром жить.

Много бранился, а добра не добился.

Мир вам, и я к вам.

«Молодцы, ребята, хорошо прочитали».

Речевая пятиминутка.

Ребята, прочитайте эпиграф на доске.

Как вы объясните его значение?

(Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.)

«Правильно, если в коллективе не могут жить и работать дружно, то постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходит столкновения.

Итак, тема нашего занятия «Эти вредные конфликты».

Давайте еще раз повторим, как мы будем говорить на занятии?

Словарная работа.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт»?

(Ссора, спор, драка, война, столкновение)

«Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Итак, конфликт – это столкновение разных желаний. В жизни всегда возникают конфликтные ситуации».

Упражнение «Снежинка».

«А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги, сложите его пополам. оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разложите листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите вверх)».

Обсуждение. «Почему все снежинки получились разными?»

(Каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.)

Типология конфликтов.

Посмотрите, какие бывают виды конфликтов. Давайте прочитаем.

(Внутриличностный, межличностный, социальный.)

Ситуации.

Сейчас я вам раздам ситуации. Вы должны проанализировать и сказать, к какому виду они относятся.

(Работа на «голое ухо»)

Ситуации.

    Внутриличностный.

    Межличностный.

    Социальный или межгрупповой.

«Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь мы перейдем к интерактивной части: посмотрим мультфильм под названием «Конфликт». (Просмотр)

О чем данный мультфильм? (О возникновении конфликта и его пагубном воздействии)

Какой вид конфликта здесь показан? (Социальный конфликт)

«Вы наглядно могли увидеть, к чему порой приводят конфликты между людьми, и в истории немало подобных случаев».

Решение конфликта было? (Не было и все пострадали)

«Чтобы такого не было, мы должны подумать над тем, как же можно остановить конфликт, как его решить.

Теперь сами разыграем конфликтную ситуацию и попробуем вместе решить ее».

Сценка.

Мальчики класса готовят праздничную стенгазету к 8 марта для девочек. У них прекрасное настроение. Ерсин предложил нарисовать в центре газеты яркий букет, а Айдос цифру 8.

Е.: давай не будем рисовать в центре газеты цифру 8, она здесь не смотрится.

А.: Все тебе не так, не вредничай, пусть будет цифра 8.

Е.: Какой же ты упрямый, как осел. Давай рисовать букет.

А.: Почему ты командуешь? Почему все должны тебя слушать?

Е.: Ты ничего не понимаешь! Ты и рисовать то не умеешь!

А.: Ну, тогда и рисуй один!

Мальчики обижены и не разговаривают друг с другом.

Как вы думаете, как можно решить их спор?

(Одни говорят, что надо нарисовать цифру 8, другие говорят, что лучше будет смотреться букет).

«Мы не ищем, кто прав, а кто нет, чья идея лучше, это может быть бесконечно. Мы ищем решение конфликта. Дружба меду вами важнее, чем этот рисунок на стенгазете, не стоит обижаться по мелочам. Давайте поместим в центре газеты цифру 8, а вокруг цифры нарисуем много красивых цветов».

Правильно? (Да)

Из-за чего возник конфликт? (Ерсин: «Мы хотели добиться своей цели») Сделайте первый шаг навстречу друг другу.

Что нужно сделать, чтобы погасить конфликт? (Айдос: «Нужно уважать друг друга и идти на компромисс»)

Правильно, сделайте теперь второй шаг. Молодцы, остался один шаг.

Ответьте на последний вопрос, с чего начать наше перемирие?

(Ерсин и Айдос: «Нужно пожать друг другу руки». Мальчики жмут руки и обнимаются).

«Вот мы и погасили ваш конфликт – перемирие состоялось. Но, помните, что не всегда рядом с вами будет учитель или взрослый. Нужно уметь самим быть миротворцем».

Задание с картинкой.

«Ребята, у вас на столах лежат картинки с осликами. Внимательно посмотрите и подумайте».

Какой здесь был конфликт, и как он был решен? (межличностный конфликт, решен путем согласования)

Игра «Армрестлинг».

«Давайте мы с вами сыграем в игру «Армрестлинг». Играют двое учащихся. Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!»

Молодцы, ребята! Хорошо сыграли! А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

Совершенно верно!

Скажите, пожалуйста:

В нашей жизни бывают конфликты? (Да)

«В нашей школе произошел конфликт между Айдосом и Асланом. И он был решен педагогическим составом школы. Сами знаете, чем он закончился. Чтобы такое не произошло, вы должны не прибегать к насилию и дракам, а решать все мирным путем».

Итог занятия.

«Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет правильно уладить споры и разногласия и найдет компромисс. Для этого нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, вы получили их в ходе сегодняшнего занятия.

Я хочу предложить вам одну простую формулу успешного решения школьных конфликтов».

1) Доброжелательность;

2) Тактичность;

3) Поиск компромисса;

4) Способность признать свою ошибку;

5) Умение слушать друг друга;

6) Справедливость.

Какие выводы вы сделали для себя? (Жить без конфликтов)

Молодцы!

Самоанализ

воспитательного занятия «Эти вредные конфликты », проведенного с учащимися 10 класса.

Цели занятия:

    способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

    способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

    побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;

    способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

    корригировать речь учащихся.

Занятие провела как ток шоу. Учащиеся ознакомились с типами конфликтов, определили, что означает термин «конфликт».

В ходе занятия провела с учащимися тренинговое упражнение «Снежинка», которая позволила ребятам сделать вывод: каждый из нас – индивидуальность. У вас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Учащиеся уверенно участвовали в разборе конфликтных ситуациях, которые предлагались во время игры «Армрестлинг», в работе с сюжетными картинками. Для закрепления темы занятия обыграли мини сценки, в которых учащиеся сами создавали конфликтные ситуации из жизни группы и предлагали выход и решение ситуаций, затем сделали общий вывод: надо быть доброжелательным, тактичным, искать компромиссы, иметь способность признавать свою ошибку, уметь слушать друг друга, быть справедливым.

Во время занятий применила таблички с пословицами и поговорками, требовала слитного, внятного произношения. Учащиеся слушали, исправляли речь друг друга.

Цели занятия были достигнуты, учащиеся активно высказывались по теме, выражали свои отношения к предложенным ситуациям, показали умение вступать в обсуждение темы, отстаивать свое мнение.

Хакимова К.А._________________________________________

Похожие статьи