Составление предложений по сюжетным картинкам. Как помочь ребенку освоить понятие «предложение»

10.10.2019

Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Цель : рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста .

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер , а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение , не осознавая существенных признаков слова.

Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение , записывать предложения графически .

Воспитатель пользуется терминами «предложение » , «слово» , развивает у детей представление о предложении .

I этап. Вычленение предложений из потока речи .

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения ) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч» . Воспитатель спрашивает детей : «О ком был рассказ?» , задает конкретные вопросы : что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения : первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения . Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений . Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение , второе и третье.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение . Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения . Дети считают предложения , загибая пальчики.

«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».

Воспитатель спрашивает : сколько предложений в нашем рассказе ? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке .

Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении , Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения , как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам , картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение , что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения .

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл , педагог все время спрашивает, о ком это предложение . Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение , показать детям, как можно «написать» его - длинной чертой; начало предложения отмечается уголком , а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте . Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах . Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как :

1. Придумывание предложений с заданным словом ;

2. Придумывание предложения , которое начиналось бы с определенного слова ; составление предложения по двум картинкам ;

3. Придумывание «веселого» предложения ;

4. Составление предложений по «живым сценкам» .

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений , их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений , что о каждом предмете можно сказать предложение . Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение » .

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений .

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов .

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов , состоящих из 2 - 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик) . Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы :

Рассматривание игрушек,

Демонстрация действий с игрушками,

Рассматривание картин,

Пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений . В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски) . Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает) . Предложения повторяются детьми . Затем они сами составляют предложения про игрушки . Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 - 3 слов . В результате у детей формируются представления о том , что про каждый предмет можно сказать предложения , что предложения состоят из слов . Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения . С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит : «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова . Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку ». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений . Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений . Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения .

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова» . Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении , и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения . При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение . Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть , что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов . В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?» ).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В другом варианте игры - «Путаница» - нарушается последовательность слов в предложении , а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы :

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,

2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми , всей группой) ; последовательное называние слов в предложении ;

3. перепрыгивание через скакалку,

4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько

5. подсчет слов в предложении на пальцах , с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;

6. разные варианты игры «Живые слова» ;

7. произнесение слов вразбивку;

8. произнесение слов по рядам;

9. шепотный анализ предложения ;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания :

1. Определение количества слов в предложении . Сколько слов в предложении ?

1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. Название первого и последнего слова в предложении .

4. Которое по счету слово…

5. Назовите третье слово.

6. Называние слов в разбивку : назови второе, первое, третье, слово.

7. «Путаница» . Составление предложений по деформированной фразе.

8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения . Правильно ли я записала предложение ? Согласны ли вы со мной?

9. Подбор предложений к заданной схеме . Какая схема правильная?

10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.

11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

12. Придумывание предложений с определенным количеством слов .

13. Придумывание предложений с предложенным словом .

14. Придумать предложение по двум или трем словам.

15. Распространение предложений , путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте . Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений , а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.

Урок по русскому языку УМК ОС «Школа 2100»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Ардона

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Тема: Составление предложений по схемам.

Цель: развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам; развитие умения составлять из слов предложения.

Оборудование:

    Компьютер.

    Региональный компонент. Фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева

    Учебник русского языка (Р .Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ) 2 класс

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность ).

Почему сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новое знание.)

Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

Пожелайте друг - другу удачи!

(Звучит фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева)

I . Актуализация знаний.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова.

После дождя засветило … (солнце ).

На небе появилась … (радуга ).

Какая хорошая … (погода )!

Вопросы и задания:

Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)

Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)

2. Словарная работа.

Подчеркните словарное слово в последнем предложении.

Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.

3. Проверка домашнего задания .

Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)

Как называются такие предложения? (Это пословицы.)

Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)

П. – Выписал ли кто-то самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?

Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.

П. – Какие ещё пословицы вы нашли?

Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа .)

Запишите его и подчеркните опасное место.

II .Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

На доске изображены схемы:

Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)

Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)

К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)

Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь. )

Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)

Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам» .)

Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.)

Составим план урока.

План (примерный ).

    Повторить схемы слов, предложений.

    Учиться составлять предложения по схемам.

    Учиться правильно записывать предложение.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙ I . Развитие умений – применение нового знания.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

    Работа по учебнику.

Упр. 16 (развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений)

Составьте на основе схем предложения с опорой на рисунки.

Упр. 17(развиваются умения читать схемы предложений и определять количество слов в них)

Самостоятельно составьте по схемам предложения.

Вопросы после выполнения задания.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Сослан, что нужно было сделать?

Удалось ли тебе составить предложение?

Ты составил интересные предложения?

Составил всё сам или с помощью товарища?

Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.

Упр. 18 (развиваются речевые и коммуникативные умения)

Соотнесите рисунки, изобразительную информацию со словами и предложениями, аргументируйте свою позицию, составьте предложения из слов.

Текст на доске:

Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк .

2. Слуховой диктант.

Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.

Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на родину Коста Хетагурова? Экскурсия была замечательная!

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему учились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогало справиться?

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Ι V . Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте пункты плана урока.

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Чему научились? - Довольны ли вы своей работой? - Опираясь на таблицу, закончи предложения . Сегодня я узнал, … как читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам. Теперь я умею … составлять предложение из слов. V . Домашнее задание.Подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.

Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения, которые составили в классе) и составить к ним схемы.

ББК 74.3

Яцель О.С.
Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты
занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной
группах / О.С. Яцель. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.

ISBN 5-296-00531-7

Вниманию логопедов предлагаются конспекты 24 занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах), по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи.
На занятиях у детей уточняется значение предлогов, проводится их дифференциация и формируется умение правильно употреблять предложно -падежные конструкции в речи, т е. правильное употребление некоторых предлогов с именами существительными косвенных падежей.
Данное пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.

О.с. ЯЦЕЛЬ

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ
ПРЕДЛОГИ В РЕЧИ

Конспекты занятий

по обучению детей с ОНР в старшей
и подготовительной группах


Москва

ВВЕДЕНИЕ

Вниманию логопедов предлагается система работы по обучению детей сОНР умению правильно употреблять предлоги в речи. В нее входят конспекты 24-х занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий.
На занятиях у детей уточняется значение предлогов, проводится их дифференциации и формируется умение правильно употреблять предложно-надежные конструкции в речи (т.е. правильное употребление некоторых предлогов с именами существительными косвенных падежей).
Контрольно-проверочные занятия, но изученному материалу проводятся в конце года.
В старшей группе детей учат:
на, в, за, под, к, от, по, около;
правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
- дифференцировать предлоги: на - в, на - под, к- от;
составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.
На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» логопед использует термин «маленькое слово».
В подготовительной группе проводятся более сложные занятия,
на которых детей обучают:
- понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;
- правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
дифференцировать предлоги: из-с, над-под, из-под-из, из-за-из;
анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т.д.);
- составлять схему предложения с предлогом в схеме.
На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с
термином «предлог». Большое внимание на всех занятиях уделяется демонстрации действий, прослушиванию детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.
Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости от усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее закрепление материала проводится на индивидуальных занятиях.



1 ГОД ОБУЧЕНИЯ. Старшая группа
Тематический план
1. Вводное занятие
2. Тема: Предлог «НА»
3. Тема: Предлог «ПОД»
4. Тема: Дифференциация предлогов «НА», «ПОД»
5. Тема: Предлог «В»
6. Тема: Дифференциация предлогов «В», «НА»
7. Тема: Предлог «ЗА»
8. Тема: Предлог «К»
9. Тема: Предлог «ОТ»
10. Тема: Дифференциация предлогов «К», «ОТ»
11. Тема: Предлог «ПО»
12. Итоговое контрольно-проверочное занятие
Занятие 1. ВВОДНОЕ
ЦЕЛИ:
учить детей: определять пространственное расположение предметов, конструировать из кубиков по заданию педагога; развивать внимание, память, фонематический слух.
ОБОРУДОВАНИЕ: фуражка, коробки, карандаши, кубики, столики, матрёшки, чашечки, ложечки.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Я сегодня командир и даю вам задания. Вы внимательно слушаете и выполняете быстро то, что я прикажу. Положите руки на стол, под стол. Поднимите руки вверх, опустите вниз. Поднимите правую руку, левую руку. Повернитесь назад, влево, вправо, прямо.
2. Основная часть занятия Упражнение «Стройся!»
Логопед, (поочерёдно обращаясь к детям): «Лена, выйди вперёд. Света, встань позади Лены. Наташа, встань между Леной и Светой. Петя, встань впереди Лены. Толя, встань около Светы. Скажите, кто стоит впереди Наташи? И т.д.
Работа с предметами
Логопед вызывает к доске кого-то из детей и предлагает ребенку выполнить задания.
Логопед: Возьми, пожалуйста, карандаш, который лежит в коробке (под коробкой, около коробки, за коробкой).
Дети следят за правильностью выполнения задания, если оно выполнено неправильно, топают ножками или хлопают в ладоши.
Игра «Стройка > (индивидуальная работа)
Логопед : Поставьте кубик на кубик. Это стена. За стеной ставим стол. У стола стоит матрёшка. На столе стоят чашки. Под столом лежит мяч. Посадите матрёшку за стол и покормите её (обыгрывание).
3. Итог занятия
Логопед: Молодцы, ребята! Вы внимательно слушали своего командира и правильно выполняли команды.



Занятие 2. ПРЕДЛОГ «НА»
ЦЕЛИ: 1.
Познакомить детей с предлогом «НА», его схемой.
2. Научить слышать этот предлог в разговорной речи.
3. Научить составлять предложения с предлогом «НА» .

ОБОРУДОВАНИЕ: снежинка (из бумаги с заданиями на обороте), кубики (красный и синий), игрушечные стол и стул, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки для фланелеграфа (ворона, галка, воробей, кот, ёлка, крыша дома, забор), зеркало, сюжетные картинки.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Посмотрите в окно. На чём лежит снег? На земле, на крыше и т.д. И к нам прилетела красивая снежинка. На ней что-то написано. Это задания. Послушайте их:
«Возьми красный кубик, Толя. Положи его на стол. Возьми синий кубик, положи на стул». На чём лежит красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)

2. Основная часть занятия
Логопед: Кубики лежат наверху или внизу предмета? (Наверху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле.
Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу... стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Д а, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.)
Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «НА». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Игра «Солнечный зайчик» (показывать зеркалом)
Логопед: Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он спрятался в кроватке -

С нами он играет в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идём его искать!
Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (На окне, на полу, на шкафу и т.д.)
Работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом картинок)
Логопед: П ослушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА».
На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет... Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей - на крышу дома, а ворона - на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.
Где птички клевали зёрнышки?
Куда сели птички, когда их вспугнул кот?
Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?

Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «НА».

Итог занятия

Занятие 3. ПРЕДЛОГ «ПОД»

ЦЕЛИ : 1. Познакомить детей с маленьким словом «ПОД».

2. Учить детей слышать его в предложениях.
3. Упражнять детей в правильном употреблении предлога «ПОД» в речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема предлога, карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки, фланелеграф, мяч, игрушечные стол, стул, шкаф, кровать, телевизор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент
Логопед (показывает детям схему предлога «НА»: Какоемаленькое слово обозначает эта схема? (На)
На этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь, посмотрите, где мяч? Внизу или вверху кубика? Кто может сказать, где лежит мяч? (Внизу)
2. Основная часть занятия
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «ПОД». Это тоже важное слово, и без него мы не поймём, о чем говорится в предложении.
Послушайте: положите кубик... стул. Понятно? (Нет). А теперь, положите кубик под стул. Понятно? Запомните маленькое слово «ПОД»!
Демонстрируется карточка со схемой предлога.

Дети рассматривают и запоминают изображение.

Упражнение «Куда закатился мяч?»
На фланелеграфе логопед перемещает мяч под разные предметы, а дети называют, подо что закатился мяч. (Подстул, под стол, под шкаф, под кровать и т.д.)
Упражнение «Подними карточку»
Детям раздаются схемы маленького слова «ПОД». Логопед по ходу рассказа выставляет карточки на фланелеграф.
Логопед: Сейчас я расскажу вам историю про зайчика. Как только вы услышите маленькое слово «ПОД», сразу же поднимайте карточку.
Жил был в лесу Зайчик. Как-то раз гнался за ним Серый Волн. Но наш Зайка был умный и шустрый. Как только Волк начнёт его догонять, Зайка раз, и спрячется под кустик, а Волк мимо пробежит. Выскочит Зайка и в другую сторону побежит. Опять нагоняет Волк Зайчишку. А тот шасть, и под берёзку присядет, а потом под елочку, под холмик заляжет. Так и не догнал Волк нашего Зайку.
Вспомните, куда прятался заяц от волка?
Упражнение «Незнайкины ошибки»
Логопед: Незнайка опять получил двойку. Он неправильно подобрал маленькое слово в предложении. Давайте исправим ошибки Незнайки.
Яблоки упали на яблоню.
Подберёзовики растут в берёзах (под березами).
Мышка спряталась в грибок (под грибок).
Лисичка вырыла нору на ёлке (под елкой).

Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «ПОД».
3. Итог занятия


Занятие 4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ «НА» И «ПОД»
ЦЕЛИ:
1. Учить детей различать значение предлогов «НА» и «ПОД» и правильно употреблять их в речи.
2. Учить детей составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки (кровать, кот, белка, дерево, салфетка, тарелка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Детям раздаются карточки со схемами предлогов «НА» и >ПОД..
Логопед: «Кто скажет, на чём катаются дети зимой?» (На санках, на коньках и т.п.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Какое маленькое слово (предлог) вы услышали во всех ваших ответах? Покажите схему. (На)
Какое маленькое слово мы ещё знаем? Покажите схему. (Под) Молодцы!
Сегодня мы с Вами будем учиться различать эти маленькие слова.
Упражнение «Будьте внимательны»
Логопед: «Послушайте меня и поднимите нужную схему».
Кот залез под шкаф.
Подушка лежит на кровати.
Я намазала масло на хлеб.
Водитель лежит п
од машиной и ремонтирует её.
Упражнение «Маша-растеряша»
Логопед: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она растеряла все свои вещи. Послушайте внимательно, где она

их искала.

Ищет вещи Маша, Маша-растеряша,
И под стулом нет, и на стуле нет,
На кровати нет, под кроватью нет,
Вот какая Маша, Маша-растеряша. Где Маша искала свои вещи?

Итог занятия

Занятие 5. ПРЕДЛОГ «В»

ЦЕЛИ: <В> и его схемой.
2. Упражнять в правильном употреблении предлога «В» с существительными в винительном и предложном падежах.
3. Обогащать словарный запас детей, рассказать о правильном употреблении глагола «класть».
4. Воспитывать аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета, карандаши, коробки, тетради, кукла Буратино, стол, конфеты, конфетница, предметные картинки, изображающие зверей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: У меня на столе кассета. Давайте включим магнитофон и прослушаем ее.

На кассете записан следующий текст: «Слушайте внимательно и делайте то, что я скажу. Возьмите карандаш. Положите его в коробку. Где лежит карандаш? коробке.) Возьмите карандаш в руку. Где сейчас карандаш? руке.) Положите карандаш в тетрадь. Где карандаш? тетради.) Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах (в коробке, в руке, в тетради)? (В.)
Молодцы! Сегодня вы познакомитесь с маленьким словом «В». Это слово важное, его нельзя забывать!» (Запись выключается.)
2. Основная часть
Логопед: Какое маленькое слово вы услышали на магнитофонной записи?» (В.) А теперь слушайте внимательно. Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В».
Демонстрируется карточка со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение.


Упражнение «Во что завернём игрушку?»
Логопед:
Посмотрите на стол и назовите, что вы видите? (Салфетку, часы, книгу, полотенце, стакан, газету, платок.) У меня есть игрушка. Как вы думаете, во что из этих предметов её можно завернуть? (В салфетку, в газету, в платок, в полотенце.)
(В.)
Игра «Где был Буратино»
Логопед: давайте посмотрим, кого же мы заворачивали? (Буратино.) Здравствуй Буратино! Как ты к нам попал? «Я гулял по вашему детскому саду и много интересного увидел. Вот угадайте, где я был:
Там пляшут, поют, кружатся, кланяются. музыкальном зале.)
Там, засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно, вытирают полотенцем. ванной.)
Там маршируют, приседают, прыгают, строятся. (В физкультурном зале.) И т.д.

Молодцы ребята, угадали где побывал Буратино и маленькое слово «В» называли правильно.
Дидактическая игра «Накрой стол для Буратино»
Логопед:
Ребята, давайте угостим Буратино. Сначала красиво накроем стол. У нас есть салфетки, конфеты, хлеб, масло, молоко, сахар. Составьте предложение о том, куда мы положим эти предметы.
Конфеты кладём... (в конфетницу).
Салфетки кладём... (в салфетницу).
Хлеб кладём... (в хлебницу).
Масло кладём... (в маслёнку).
Молоко наливаем... (в молочник).
Сахар кладём... (в сахарницу).
Вот стол и накрыт. Пожалуйста, Буратино, угощайся! (Обыгрывание.)
Буратино очень понравилось ваше угощение! Скажем ему: «До свидания!»
Индивидуальная работа
Детям раздаются предметные картинки, изображающие животных.
Логопед : Посмотрите, кто нарисован на ваших картинках? Подумайте, где это животное спит и составьте предложение с маленьким словом «В».
3. Итог занятия

Занятие 6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ «В» И «НА»
ЦЕЛИ: 1.
Учить детей различать предлоги < В> и <НА>, правильно употреблять их с существительными в предложном падеже.
2. Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.
ОБОРУДОВАниЕ: сюжетные картинки, карточки со схемами предлогов во количеству детей, схемы, тетрадь Незнайки, макет леса.

ХОД ЗАНЯТиЯ

1. Организационный момент
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, кто на чём играет. (Заяц на дудке, медведь на гармошке и т.д.)
Какое маленькое слово вы называли? (На.) А теперь посмотрите на картинки и скажите, куда идёт мальчик? (В школу, в магазин, в цирк.) Какое маленькое слово вы говорили? (В.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы с Вами будем учиться различать маленькие слова «В» и «НА». Найдите схемы маленьких слов «В» и «НА».
Упражнение «Подними нужную схему»
Детям раздаются карточки со схемами предлогов «НА» и «В».
Логопед: Я буду говорить предложение, а вы поднимите нужную схему. (Логопед читает, выделяя предлоги «В» и «НА» голосом.)
Яблоки лежат в корзине.
Птичка сидит в гнезде.
Кошка залезла на дерево.
Лягушка живёт в болоте.
Мама поставила кастрюлю на печку.
Упражнение «Тетрадь Незнайки»
Логопед: Незнайка опять плохую отметку получил. Что же он написал неправильно? Слушайте внимательно!
Я люблю кататься ... санках.
Незнайка пропустил маленькое слово «НА». Как нужно было написать?
Я люблю кататься на санках.
Слушайте следующее предложение.
Лена пришла сегодня... красивом платье. (В)
Собака сидит... будке. (В)
Цветы растут ... полянке. (НА)
Работа с макетом леса
Логопед Мы пришли с вами в лес. Посмотрите внимательно на макет леса и составьте предложения с маленьким словом «НА».

На ветке гнездо. Бабочка села на цветок.
А теперь составьте предложения с маленьким словом «В».

Лиса спряталась в норе. В дупле - белочка.
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки.
Логопед: Составьте предложение по вашей картинке и выберите нужную схему маленького слова.

Итог занятия

ЗАНЯТИЕ 7. ПРЕДДОГ «ЗА»

ЦЕЛИ: 1. Учить детей правильно употреблять предлог «ЗА» с существительными в творительном и винительном падежах.
2. Упражнять детей в составлении предложений с предлогом «ЗА» по картинке.
3. Развивать фонематический слух.

ОБОРУДОВАНИЕ: фланелеграф, фигурки (дерево, пень, кустик и звери), сюжетные картинки, кубик, персонажи сказки «Репка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Выполнение инструкций логопеда. Повторение пройденного.
Дидактическое упражнение <Волшебный кубик>

Логопед: У меня на столе кубик, но он не простой, а волшебный -с заданиями. (Логопед читает задания детям.)
Лена, выйди и встань перед ребятами. (Девочка выходи т.)
Логопед (переворачивает кубик и читает новое задание):
Петя, подойди и встань за Леной. Снова переворачивает: Наташа, встань за Петей. Оля, встань за Наташей.
Вот так кубик, всех ребят построил друг за другом! А теперь расскажите, кто за кем стоит. Где стоит Петя? (За Леной.) Ит.д.

Правильно ли я скажу о Наташе?

Наташа стоит... Петей. (Нет.)
Какое слово я не сказала? («За».) Я пропустила маленькое, но очень важное слово «ЗА». Без него вам непонятно, где стоит Наташа.
Как правильно надо сказать предложение? (Наташа стоит за Петей.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы с Вами познакомимся с маленьким словом «ЗА».
давайте разберёмся, когда нужно говорить маленькое слово «ЗА».
Петя встал позади или впереди Лены? (Дети: Позади). Значит за Леной. Поэтому маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего-то.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ЗА». Дети рассматривают и запоминают изображение.


Логопед: Посмотрите на карточку, здесь шарик находится позади кубика.

Мы скажем, что шарик за кубиком. Это, ребята, схема маленького слова «ЗА».
Упражнение «Репка»
На фланелеграф выставляются персонажи сказки «Репка».
Логопед: Из какой сказки эти герои? (Репка.)
Правильно ли стоят они? (Нет.) Расскажите кто за кем должен стоять, а Толя (слабый ребенок) будет вас слушать и расставлять фигурки правильно.
Игра «Прятки» (на фланелеграфе - лес)
Логопед: Зверюшки решили поиграть с Вами в прятки. Они спрячутся, а вы должны их найти и сказать, кто за чем спрятался.
Закройте глаза. (Фигурки зверей прячутся так, чтобы было видно, кто где спрятался.) Откройте глаза и скажите, кто где спрятался? (Дети составляют предложения: Лисичка спряталась за деревом и т. п. ). Какое маленькое слово нам помогло рассказать, куда спрятались звери? ( За.)
Затем логопед может поменять зверюшек местами.
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям составить по ним предложения с маленьким словом «ЗА».

Итог занятия

Занятие 8. Предлог «К»

ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с предлогом <К>и его схемой.
2. Учитьдетей правильно употреблять предлог <К> с существительными в дательном падеже.
3. Обогащать словарный запас детей путём образования существительных с помощью различных суффиксов.
4. Развивать воображение детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема, карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки, фланелеграф, фигурки животных, бабочка на нитке, предметная картинка с изображением сороки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Логопед: Наши ушки внимательно слушают, наши глазки внимательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают.
Толя, подойди к Юле. К кому подошёл Толя? Вася, подойди к доске. К чему подошёл Вася? Лена подойди... столу.
Правильно ли я дала задание Лене или что-то пропустила? да, я не сказала маленького слова < К>.
Как нужно было сказать? (Лена подойди к столу.) К чему подошла Лена?
Сегодня мы будем учиться правильно говорить маленькое слово «К».
2. Основная часть занятия

Логопед: давайте выясним, когда мы говорим маленькое слово

«К». Слушайте внимательно. Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, мы говорим маленькое слово «К».

Демонстрируется карточка со схемой предлога ((К)). Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Посмотрите на карточку. Стрелка направлена к палочке.

Логопед: Это схема маленького слова «К».

Работа с фланелеграфом
По ходу рассказа логопед выставляет на фланелеграф фигурки животных.
Логопед: Играли как-то на полянке в лесу лисёнок, медвежонок, волчонок, зайчонок и бельчонок. Вдруг послышалось. Тра-та-та-тах! (2 раза).
Испугались малыши и побежали к своим мамам.

Лисёнок к лисице,
медвежонок к... (дети называют),
волчонок к …,
зайчонок к …,
бельчонок к… .
Успокоили мамы своих малышей. И вдруг снова:
«Тра-та-та-тах!» «Кто это так страшно трещит?» - в один голос спросили все. Смотрят, метнулась к лесу птица. Сама чёрная, бока белые, хвост длинный и опять затрещала: «Тра-та-тах!» и скрылась из глаз.
Кто же это напугал малышей? (Логопед показывает детям предметную картинку, изображающую сорок у.)
Правильно, сорока.
А скажите, действительно ли страшна сорока? (Нет.)
Упражнение «Представлялки»
Логопед: Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. К чему можно подойти в лесу? (К дереву, пеньку и т.д.)

А в доме, во дворе?
Индивидуальная работа.
Детям раздаются сюжетные картинки.

Логопед: Выберите картинку, по которой можно составить предложение с маленьким словом «К».

Итог занятия

Занятие 9. ПРЕДЛОГ «ОТ»

ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «ОТ» и его схемой.
2. Упражнять в правильном употреблении предлога «ОТ» с существительными в родительном падеже.
З. Учить детей составлять предложения по схеме и предметным картинкам.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема, сюжетные и предметные картинки, пластинка «Колобок», мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Повторение пройденного.

2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы пришли в переулок маленьких слов и по дороге нам встретилась вот такая схема. Знакома она вам? (Нет.)


Логопед: Я подскажу. Эта схема обозначает маленькое слово «ОТ». Посмотрите, стрелка идёт от палочки, как бы отскакивает от неё, как мячик. Стрелка отходит от палочки. Слышите маленькое слово? Назовите его. (От.)
А сейчас слушайте внимательно: маленькое слово «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то.
Тренировочные упражнения
Логопед: Скажите, от чего отскакивает мяч? (Бросает в стену.) От стены и т.д.
Составление предложений по сюжетным картинкам детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить но ним предложения с маленьким словом «К».

Кто кого боится?
Логопед парами выставляет на доску предметные картинки: мышка - кошка, заяц - волк, червяк - птица, лиса - охотник.
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убегает. (Мышка убегает от кошки и т.д.)
Прослушивание песенки Колобка
Логопед: Как вы думаете, кто это поёт? (Колобок.) Правильно! Вспомните сказку. От кого убегает Колобок?
А от кого ему не удалось убежать? (От лисы.) Почему?
Игра «Я- Колобок, Колобок»
Логопед дает фигурку Колобка кому-то из детей, а сам выставляет на дос ку фигурку героя сказки - дедушку.
Тот у кого Колобок, поёт: »Я Колобок, Колобок, я от дедушки ушёл» (передает Колобка следующему ребенку, а логопед выставлят на доску фигурку Бабушки).
Следующий поёт: «Я Колобок, Колобок, я от Бабушки ушёл». Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не пропоют песенку.
Индивидуальная работа
Составление предложений по схеме и предметным картинкам.

Машина отъехала от дома.

Итог занятия

Занятие 10. ДИФФЕРЕНЦИАЦиЯ ПРЕДЛОГОВ «ОТ» и «К»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать предлоги «ОТ» и «К».

2. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах.

ОБОРУДОВАНИЕ: 2 птички, карточки со схемами предлогов по количеству детей, звёздочки, тетрадь Незнайки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед : Кнам прилетели птички, а в клювиках у них что-то есть. Посмотрите, что это, ребята? (Схемы маленьких слов.)
Что обозначает эта схема? (Маленькое слово «К».) А это? («От».)
Птички принесли нам в своих клювиках схемы маленьких слов « К» и «ОТ».
2. Основная часть занятия
Логопед: Птички спрашивают, умеете ли вы различать эти маленькие слова? На каждой схеме есть полоски и стрелки. Чем же отличаются схемы? да, на одной схеме стрелка движется к палочке и обозначает маленькое слово, а на другой стрелка движется от палочки и обозначает маленькое слово «ОТ».
Игра «Хлопки»
Логопед: Если услышите маленькое слово «К», хлопните один раз, «ОТ» - два раза.
Упражнение «Скажи наоборот»
Логопед: Я говорю: «К двери», а вы: «От двери» (от стены - к стене и т.д.).
Игра-соревнование «Кто больше»
Логопед делит детей на две группы.
Логопед: Одной группе нужно придумать как можно больше предложений с маленьким словом «К», а другой - е маленьким словом «ОТ». За каждое составленное предложение награда - звёздочка.
Упражнение «Исправьте ошибки Незнайки»
Логопед читает из тетради Незнайки предложения, а дети исправляют их.

Логопед: Мама подошла от дерева. (К дереву.)
Петя отбежал к дому. (От дома.)
Заяц ускакал к лисе. (От лисы.)
Индивидуальная работа
Детям раздаются картинки. Дети составляют по ним предложения и выбирают нужную схему маленького слова.

Итог занятия

Занятие 11. Предлог «ПО»

ЦЕЛИ: 1.Познакомить со значением предлога <ПО> и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «ПО»с существительными в дательном падеже.
3. Развиватьвнимание, мышление и тактильные ощущения у детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: разрезанные картинки, карточки со схемой предлога по количеству детей, игрушки (легковая и грузовая машинки, лодка, корабль, вертолёт, самолёт, поезд, мотоцикл, мяч), «волшебный мешочек»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед раздает детям разрезанные на часта картинки.
Логопед: Кто правильно составит из частей картинку, получит такую же игрушку.
Поднимите свои игрушки. Как одним словом можно их назвать? (Транспорт.)
Игра Путешествие
Логопед: А сейчас мы попутешествуем.
Подойдите и встаньте вокруг меня. (На полу изображена железная дорога.) Ребята, что едет по железной дороге? (Поезд.)
Ребенок, у которого в руках поезд, ставит его на рельсы.
Логопед: Вот поехал поезд. Ту-ту-у-у.
По чему едетпоезд? (По рельсам.)

Логопед: Путешествуем дальше. Встретилось нам море. Как вы думаете, что плавает по морю? (Корабль, лодка.)
Дети, у которых в руках корабль, а лодка, ставят их на море.
Логопед: Вотплывут корабль и лодка. По чему они плывут? (По морю.)
Логопед: Путешествуем дальше. Смотрите, что это? (Дорога.) Что едет по дороге? (Мотоцикл, автомобили.)
Дети ставят соответствующие игрушки на дорогу.
По чему едут машины и мотоцикл? (По дороге.)
Логопед: Какие игрушки у вас остались? (Самолёт, вертолёт.) Покажите, как они летят. Где летят вертолёт и самолёт?(По небу.)
Логопед Вот мы с вами и попутешествовали. А теперь садитесь. Я вам расскажу про все игрушки, а вы потом мне скажете, какое маленькое слово услышали.
Машины едут по дороге.
Корабли и лодка плавают по морю.
Самолёты и вертолёты летают
по небу.
Поезда едут
по железной дороге.
Какое маленькое слово вы услышали? (По.)
Логопед: Маленькое слово «ПО» мы говорим тогда, когда предмет движется по поверхности. Положите руку на стол. Где рука? (На столе.) А теперь двигайте её. По чемудвижется рука? (По столу.)
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ПО». Дети рассматривают и запоминают изображение.


Тренировочные упражнения
а) Игра «По чему катится мяч?» (По столу, по доске и т.д.).
б) Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним предложений с предлогом «ПО».
в) Упражнение «Волшебный мешочек».
Упражнение <Волшебный мешочек>
Детям предлагается наощупь угадать, что в мешке. Дети ощупывают рукой предмет и отгадывают. Например, это гусеница.
Логопед: Придумайте предложение про гусеницу с маленьким словом « ПО», каждый своё. (Гусеница ползёт по траве и т. д.)
3. Итог занятия


КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»
ЦЕЛИ:
1. Уточнить понимание детьми предлогов: «НА», «ПОД», «ЗА», «ОТ», «ПО», «ОКОЛО», «ПЕРЕД», «К», «У».
2. Закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах.
3. Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки, карточки со схемами предлогов по количеству детей, предметные и сюжетные картинки, сюжетная картинка с изображением дерева с дуплом, кустика, снеговика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Игра «Прятки
Логопед заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты.
Логопед: Мне сказали, что у нас в группе поселились непрошенные гости.
Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем ящике стола. Кто пойдёт на поиски? Нашёл, Петя? Кто же там спрятался?
А кто спрятался за шкафом? Под кукольной кроватью? На столе? и т.д. Вот они - непрошенные гости.
Какие маленькие слова помогли нам найти их? (В, НА, ЗА и т. д.) А если бы в предложениях следопыта не было этих маленьких слов, нашли бы мы гостей? (Нет.)
Вот, ребята, какие это важные слова!
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня на занятии мы посмотрим, как вы научились правильно говорить маленькие слова.

Упражнение «Послушай и покажи»
Детям раздаются карточки со схемами предлогов.
Логопед: Я говорю предложение, а вы показываете схему того маленького слова, которое услышите.
Лена пошла в Детский сад. (Дети показывают схему предлога «В») и т.д.
Игра «Заколдованный принц»
Логопед читает сказку, по ходу выставляя на доску фигурки.
Логопед: Было лето. Стояла страшная жара. Как-то ехал мужичок на лошадке, видит в лесу стоит Снеговик. Удивился мужичок. Лето же. Снеговиков летом не бывает. Спрашивает мужичок Снеговика: «Откуда ты взялся и почему не растаял?» А Снеговик и говорит: «Я не Снеговик. Я - Принц. Меня злая колдунья заколдовала. Сказала расколдует, если догадаюсь, куда она спрятала снежинку. А я не могу отыскать, вот стою здесь и горюю».
Ребята, давайте поможем Снеговику, поищем снежинку. Как вы думаете, куда её могла спрятать колдунья? (На ёлку? В дупло? За Снеговика?)
Колдунья спрятала снежинку под шляпой у Снеговика. Смотрите, Снеговик и снежинка исчезли, а стоит живой Принц и улыбается: «Спасибо вам, ребята, спасли вы меня, а то остался бы я на всю жизнь Снеговиком. Прощайте!»
Дидактическое упражнение «Вставь предлог»
Логопед : Подул сильный ветер и все маленькие слова из предложенийулетели. Давайте вставим их.
Снег лежал... крыше. (Дети называют всё предложение с предлогом.)
Упражнение «Подбери схему» (индивидуальная работа)
У каждого на столе сюжетные картинки и карточки со схемами предлогов.
Логопед: Посмотрите внимательно на картинку и составьте предложения с маленькими словами. Подберите нужную схему.

Итог занятия

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ. Подготовительная группа
Тематический план
13. Тема: «Предлог «ИЗ».
14. Тема: «Предлог «С» («СО»)».
15. Тема: «Дифференциация предлогов «ИЗ» и «С».
16. Тема: «Предлог «НАД».
17. Тема: «Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД».
18. Тема: «Предлог «ИЗ-ПОД».
19. Тема: «Дифференциации предлогов «ИЗ-ПОД» и «ИЗ».
20. Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА».
21. Тема: «Дифференциация предлогов «ИЗ-ЗА» и «ИЗ».
22. Тема: «Предлог «МЕЖДУ».
23. Тема: «Предлог «ЧЕРЕЗ».
24. Итоговое контрольно-проверочное занятие.

Занятие 13. ПРЕДЛОГ «ИЗ
ЦЕЛИ: 1.
Познакомить детей со значением предлога «ИЗ» и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «ИЗ» с существительными в родительном падеже.
3. Развивать внимание, память, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, карточки со схемой предлога по количеству детей, игрушки (лиса, медведь, белка, птичка, мяч), карандаши, конфеты в вазе, загадки, ромашка с заданиями на каждом лепестке, посылка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Логопед выставляет на доску сюжетную картинку.
Логопед: Посмотрите на картинку. Ночь. Все спят. Где спит белочка? (Вдупле.) Где спит медведь? (В берлоге.) Птичка? (В гнезде.) Лиса? (В норе.) Но вот посмотрите! Что это? (Логопед выставляет на доску сюжетную картинку, на которой изображён пожар.)

Это пожар! Зверюшки,

§ 1 Составление схем предложений и предложений по схемам

На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения - одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

Грамматическая основа предложения - роса покрывает. Однородные второстепенные члены - покрывает (что?) землю, траву, кусты.

Грамматическая основа предложения - Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот - составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

Схема - это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.:Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301 с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.-78с.

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение : обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Предложения с вводными словами : можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

В схеме с причастным оборотом , кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения : его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Составляя схему предложения с разными видами связи , легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными . Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Параллельное подчинение:

Однородное подчинение:

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Похожие статьи