Деепричастный оборот без запятых примеры. Когда деепричастные обороты не обособляются

11.10.2019

РУССКИЙ ЯЗЫК, 7 КЛАСС

Тема урока:

«Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме».

Цели урока:

Активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;

формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

Формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество;

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Технологии : дифференцированного обучения , эвристического мышления,

информационно-коммуникационные технологии , здоровьесберегающие технологии, технология концентрированного обучения «Погружение».

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА:

I .Организационный момент. Слайд 1.

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.

Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.

II. Фронтальный опрос. Слайд 2.

– Что обозначает деепричастие?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?

– Каким членом предложения является деепричастие?

– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?

III . Презентация «Деепричастный оборот». Кластер. Задания на слайдах. ВЫВОД о значении деепричастий в речи.

IV . Запись в тетрадях.

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

V . Работа с текстом.

Задания.

    Найти деепричастия.

– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.

– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова. Что представляет собой причастие с зависимыми словами?

– А деепричастие с зависимыми словами?

– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?

– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?

– Определите место деепричастного оборота в предложениях.

– Когда обособляется причастный оборот?

– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.

V I. НАБЛЮДЕНИЕ по учебнику: Правило на стр.173.

Не выделяются на письме запятыми слова

молча, сидя, лежа, шутя, нехотя, не глядя ,

которые по значению сближены с наречиями.

Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.

– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

VII . Карточка №1

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Карточка №2

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Запереть

Работать

VIII . Орфоэпический диктант

Как говорит пословица:

«Хорошие речи приятно и слушать»

(Пословица)

Ребята, а теперь давайте посмотрим, какими особенностями обладают деепричастия при произношении.

Задание: Образуйте от данных глаголов деепричастия и расставьте в них ударения.

Созда ть- созд а в

Зан я ть- зан я в

Подн я ть- подн я в

Какую закономерность вы заметили? А теперь продолжите самостоятельно.

Начать-начав

Понять-поняв

Принять-приняв

Закупорить-закупорив

Облегчить-облегчив

Черпать-черпая (Слай6-проверка)

Ребята, я думаю, вы будете правильно употреблять эти слова в речи, и от этого она будет ещё красивее.

IX . Работа с текстом.

Деепричастия очень дружелюбны. Они очень часто появляются со своими слугами- зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот)

Что мы знаем о постановке знаков препинания при причастном обороте?

К.Паустовский сказал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»

Задание:

X . Роль деепричастий в речи.

Деепричастия, деепричастия…. Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим стихотворением «Лодорский водопад» (Слайд9) (Учитель читает стихотворение)

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Ребята, что помогает поэту передать дополнительное действие падающей воды? Благодаря чему мы слышим шум воды? В чём особенность расположения слов в тексте и строк? (Напоминает срывающийся с высоты и нарастающий поток воды.)

Таким образом, для чего же нужны деепричастия в речи? (Чтобы делать её более красочной и выразительной).

2) Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

3. Выборочный диктант.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

2) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

3) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

4) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

5. Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой.

4. Цифровой диктант .(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы,шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

XI . Редактирование предложений.

А теперь, ребята, немножко усложним задания. В тексте, над которым вы сейчас работали, знаки препинания были расставлены. А сейчас вам нужно будет в предложениях расставить недостающие знаки препинания.

1.Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром.

2.Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с ветром.

3.Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с ветром.

ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

XII . Работа по восстановлению текста (1 ученик работает у доски) (Слайд 13)

Цель: распространить деепричастия, пользуясь словами для справок; расставить знаки препинания.

Слова для справок:

А в это время 2 человека работают по карточкам

Карточка№1

Задание:

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай,подожди, пока они сами этого на сделают.

Карточка №2

XIII .Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастный оборот фразеологизмом.

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан.

2.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на минуту.

3.Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.

4.Просители ушли, ничего не добившись.

Слова для справок: сломя голову; не солоно хлебавши; не смыкая глаз; раскрыв рот; не помня себя; затаив дыхание; не переводя дыхание.

Ребята, надо ли в предложениях с устойчивыми сочетаниями ставить запятые? (Нет, они не обособляются, так как деепричастие, которое входит в состав фразеологического оборота теряет свою силу как часть речи. Смысл фразеологического оборота не выводится из значения отдельных слов, которые его составляют.)

XIV . Игра «Подскажи словечко»

Задание: восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие из слов для справок.

1.Дружба как стекло,…. не сложишь.

2.Не …броду, не суйся в воду.

3.Не…. несчастья, счастья не увидишь.

4. …. человека, уважаешь себя.

Слова для справок: уважая, узнав, зная, разбив, посеяв.

XV . Итог урока.

Чем занимались?

Что запомнили?

Что понравилось на уроке?

А сейчас, ребята я хочу закончить наш урок таким стихотворением:

Вот закончен наш урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Все трудились, не ленясь,

Не спеша, не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо деепричастию.

XVI . Домашнее задание:

Правило на стр.173, упр.293.

Приложение.

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

V I. Работа с текстом. . Закрепление изученного материала.

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания.

    Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

    Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.

    Найти деепричастия.

Карточка №1 Найдите и подчеркните деепричастие с зависимым словом.

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Карточка №2 Образуйте от глаголов деепричастия

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Запереть

Работать

Дополнить текст.

1 Свернув(с чего? куда?)_______________________ мы направились по утоптанной тропинке.

2.Мы остановились на большой высоте и глядя (куда?)___________________любовались водной поверхностью.

3.Корабль накренившись (как? куда?)_________________ не повиновался воле людей.

4.Извиваясь (как? где?)__________________быстро текла река.

Слова для справок: между деревьями и кустарниками; быстро влево; с дороги в лес; вверх.

Карточка№1

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Встречаться) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым.

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого на сделают.

Карточка №2

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти вперёд старших.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Преображенская средняя школа»

Открытый урок

русского языка в 7 «А» классе

Каждый грамотный человек должен знать, как подчеркивается деепричастный оборот, что он означает. Необходимо научиться находить его в предложении, поскольку от этого зависит правильное определение синтаксической роли слов, а значит, и расстановка знаков препинания. Начать изучение такой конструкции лучше всего с самых азов - с определения как самого деепричастия, так и его сочетания с зависимыми словами.

Общие понятия

Деепричастием в русском языке называют особую форму глагола, которая обозначает дополнительное (вторичное) действие, выполняемое вместе с основным. У деепричастия имеются признаки глагола (возвратность, переходность), а также наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства в предложении). Вопросы, часто задаваемые к деепричастиям : «Что делая?», «Что сделав?», «Как?».

В русском языке эта часть речи появилась в связи с тем, что причастие в одном из падежей стало употребляться в краткой форме. В древнерусском языке когда-то многочисленные виды причастий перестали склонять и они превратились в самостоятельную часть речи - деепричастие, которое имело временные признаки глагола. В настоящий момент такие слова заканчиваются на «- вшись», а возникли они от возвратной формы глаголов.

Деепричастный оборот состоит из словарной связки: деепричастия и зависимых слов. Место второго элемента может занимать произвольная часть речи, играющая второстепенную роль. Пример: Рядом сел на ветку воробей, но, увидев кошку, сразу улетел. Из этого предложения можно увидеть добавочное действие в отношении основного действия сказуемого: воробей сел, увидел кошку и улетел. Воробей улетел почему? Увидев кошку.

Связка деепричастия и зависимого слова «увидев кошку» разъясняет сказуемое, которое выражается глаголом. Она означает причину его действия, вызванную обстоятельством. То есть, конструкция деепричастия служит в предложении второстепенным членом с синтаксической функцией обстоятельства причины действия. Она не раскладывается при этом на составные части: деепричастие и зависимое слово.

Вопросы к ней аналогичны вопросам деепричастия. А также по отношению к такому обороту уместно задать вопросы: «Почему?», «Когда?», «Каким образом?», «С какой целью?»

Как употреблять оборот

В предложении действия основное и дополнительное, выраженное через конструкцию с деепричастием, имеют отношение к одним и тем же лицам, предметам, явлениям. Неправильное употребление: Возвратившись домой, у нее началась депрессия. Правильно употребить: Возвратившись домой, она погрустнела.

Его можно употреблять в безличном предложении с инфинитивом . Пример: Даже устроившись у камина, она не могла согреться. Ошибочное употребление: Даже устроившись у камина, ей было холодно.

Такая конструкция может обозначаться, как часть определенно-личного однословного предложения. Пример: Приехав в столицу, обязательно посетим Кремль. Имеется в виду: Мы приедем, мы посетим.

В неопределенно-личном предложении деепричастие нужно относить к тому лицу, которое подразумевается. В противном случае произойдет ошибка: Закончив обучение, студентов направили на практику. Правильный вариант: Закончив обучение, студенты отправились на практику.

Дееприч. оборот неуместен, если отсутствует в предложении глагол, который он дополняет. Нельзя говорить: «Она умница, отвечая урок, поэтому получила высокую оценку». Правильное применение оборота: «Она сосредоточилась, отвечая урок, поэтому получила отличную оценку».

В ряде случаев такую конструкцию употреблять нельзя:

  • Когда действие, выражаемое оборотом, не относится к лицу, связанному с главным сказуемым в предложении. Пример неправильного употребления: Спрыгнув с подножки троллейбуса, у нее слетела шляпка. Это ошибка, поскольку шляпка не прыгает с троллейбуса.
  • Когда субъекты сказуемого и деепричастия различны. Ошибка: Задача решена правильно, усвоив материал урока.
  • Если безличное предложение содержит сказуемое вместе с существительным или местоимением, но в нем отсутствует инфинитив, к которому бы мог относиться оборот с деепричастием. Ошибка: Возвратившись домой, мне захотелось прилечь. В этом случае лишнее дополнение «мне».

Расположение и обособление конструкции

Его обособление является способом уточнения, выделения определенной связки слов при написании. Обособляются только второстепенные члены предложения, чтобы лучше осознать описываемые действия. В тексте дееприч. оборот может стоять до сказуемого или после него. И стоит обратить внимание на то, как выделить деепричастный оборот в предложении. В любом месте расположения он обособляется запятыми с одной или двух сторон .

Пример: «Миша, открыв коробку с соком, налил его в стакан». В этом случае деепричастная конструкция - открыв коробку с соком - стоит до сказуемого и обособляется с обеих сторон запятыми. Когда оборот в начале предложения, запятая ставится после него, в конце - перед ним. Иногда подобные сочетания слов располагаются после подчинительного, сочинительного союза или союзного слова.

Они также в этом случае выделяются запятой. Союзы, союзные слова в обороты не включаются. Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужи, побежала к дому. Саму деепричастную конструкцию при этом можно поместить в другую часть предложения без потери его смысла. К примеру: «Судьба часто так жестока к человеку, что, не умея тосковать, нельзя испытать любовь». В этом тексте слова можно поменять: «Судьба часто так жестока к человеку, что нельзя испытать любовь, не умея тосковать». Порядок слов изменился, а смысл остался тем же.

Иногда выражения с деепричастиями не отделяют запятыми. Это происходит, когда некоторые из них близко соединены со сказуемым, образуя с ним одно целое. Так, не обособляются обороты, когда они входят в состав фразеологизмов: «Он работал не покладая рук». Подобные словосочетания не выражают не добавочное действие, а признак действия. Их можно заменить другими словами, чаще наречиями. В приведенном примере вместо «не покладая рук» можно использовать слово «усердно».

Когда в предложении содержится два оборота с деепричастием, которые объединяет союз «и», запятая в этом случае между ними не ставится, как и при перечислении однородных членов предложения. Пример: Кошка, сладко потягиваясь и громко урча, улеглась на диване.

Когда деепричастные конструкции относятся к различным сказуемым, каждая из них обособляется запятыми. Пример: Открыв ногой калитку, мальчик выскочил на дорогу и, не видя никого перед собой, понесся дальше.

Многие не знают, как отмечается деепричастный оборот, что бывают исключения, и при письме допускают ошибки. Часто такое случается, если в предложении он стоит после противительного союза «а». В этой ситуации нельзя переставить выражение с деепричастием на другое место, так как структура предложения нарушится полностью.

Когда зависимое слово с деепричастием находится между предложениями, противостоящими одно другому и разделенными противительным союзом «а», ее выделяют запятыми с обеих сторон. Пример: «Старое не пропадает совсем, а, приспосабливаясь к новым условиям, продолжает существовать в современной жизни».

Когда деепричастие в предложении выступает вместо глагола сложным предлогом, оборот не выделяют запятыми. В таких случаях часто встречается употребление слов: смотря, начиная, на основании, в соответствии, с такого-то времени. К примеру: «Я буду на рабочем месте начиная с восьми часов утра», «Решили действовать смотря по обстановке». В этих предложениях можно легко удалить слова «смотря», «начиная». Смысл высказывания останется прежним. Когда же из предложения слово нельзя убрать, поскольку оно является уточняющим к действию, оборот обособляют.

Роль в предложении

Если задаться вопросом, чем является деепричастный оборот в предложении, то с уверенностью следует говорить, что он выполняет функцию обстоятельства и обособляется с двух сторон. В отличие от него одиночные деепричастия, близкие к наречиям, обозначают образ действия. Они тоже в предложении играют роль обстоятельства, но при этом не обособляются.

Подчеркивание оборота

Если проводить синтаксический разбор предложения, то относительно того, как подчеркивается деепричастный оборот, можно сказать, что при графическом изображении его необходимо подчеркнуть пунктирной линией, состоящей из чередующихся штрихов и точек (_._,_). Такой линией подчеркиваются все слова, входящие в оборот.

Примеры деепричастий с зависимыми словами

При употреблении подобных сочетаний слов всегда нужно помнить, что их всегда следует обособлять, в каком бы месте по отношению к глаголу (сказуемому) они не стояли.

Примеры:

Чтобы не забывать правила русского языка, нужно периодически обновлять свои знания, в том числе и в отношении деепричастных конструкций; знать, как подчеркивать деепричастный оборот, правильно находить, применять и обособлять его.

Эта конструкция чаще встречается в письменной речи при написании научных трудов, деловых писем, литературных произведений. В устной речи такие обороты не используются, поскольку они неуместны и неудобны.

как выделяется деепричастный оборот?

  1. всегда выделяется запятыми
    даже одно деепричастие выделяется запятыми
  2. в начале и в конце запятыми
  3. Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми от него словами. Деепричастный оборот может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.
  4. _._._._._._._._ пунктир точкой он подчеркивается, а выделяется всегда запятыми
  5. Я сегодня сделала всю работу не напрягаясь (без запятой) .
    Сегодня вышла я на улицу, одевшись в теплое пальто, но вс равно замрзла.
    (Выделяется двумя запятыми) . Это вам два примера.
  6. Вот так _._._._._._.
  7. Запятыми выделяются:

    1.Деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, которые примыкают непосредственно к сказуемому и по своему значению приближаются к наречию, например:

    Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу (Лермонтов) .

    Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана (Лермонтов) .

    Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер (Лермонтов) .

    Степан Аркадьевич постоял несколько секунд один, отр глаза, вздохнул и, выпрямив грудь, вышел из комнаты (Л. Толстой)

    Он наклонился вперд и, упираясь руками в землю, попробовал ползти (М. Горький) .

    Каждый думает, что, умея говорить, он может учить и советовать, указывать и упрекать (М. Горький) .

    Из мртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала (Пушкин) .

    Вы и в залу входите танцуя (Л. Толстой) .

    До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Толстой) .

    Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь (Грибоедов) .

    Можно прожить и не хвастая умом, без этих разговоров (М. Горький) .

    Он сидит наклонившись и слушает.

    Он пишет и не переставая курит.

    Примечание 1. Не выделяются запятыми деепричастия с пояснительными словами, представляющие собой цельные выражения, как-то: сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание и т. п.

    Примечание 2. Между союзом а и деепричастием или деепричастным оборотом запятая не ставится, если при опущении деепричастия или деепричастного оборота требуется перестройка предложения, например:

    Он усмехнулся, снова подмигнул, а ведя меня сквозь народ, поучительно сказал:

    Грехи учат (М. Горький) .

    2. Существительные в косвенных падежах с предлогами и, реже, без предлогов, имеющие обстоятельственное (преимущественно причинное, условное и уступительное) значение, особенно если такие существительные имеют при себе пояснительные слова и стоят перед сказуемым, например:

    В противоположность своей жене, доктор принадлежал к числу натур, которые во время душевной боли чувствуют потребность в движении (Чехов) .

    С женитьбой на Книппер, сближение Чехова с театром стало, конечно, ещ полнее (Вл. И. Немирович-Данченко) .

    3. Неопределнная форма глагола со всеми относящимися к ней словами, присоединяемая к сказуемому посредством союзов чтобы (чтоб) , для того чтобы (чтоб) , с тем чтобы (чтоб) и т. п. , например:

    Я вышел на крыльцо, чтобы освежиться (Лермонтов) .

    Я, чтобы не мешать человеку работать, сидел в стороне (Чехов) .

    Я уселся в самый угол машины, с тем чтобы хоть капельку вздремнуть.

  8. Запятыми, разумеется.
  9. легко и просто! например: учу уроки.
    или же учу, эти очень не понятные, уроки
    есть разница??? ну вот!!!
  10. Выделяется с двух сторон запятыми после определяемого слова. например:
    Маша, сделав уроки, пошла гулять.
    СДЕЛАВ УРОКИ - ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ИЛИ ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.
  11. Запятыми, наверно
  12. Запятыми)
  13. Запятыми.
  14. деепричастный оборот на письме выделяется запятыми
  15. запятыми с 2 сторон

В речевой конструкции деепричастный оборот может находиться в начале, в середине или в конце. При этом он обязательно должен выделяться знаками препинания. Однако из этого правила есть исключения, которые подробно описаны в этой статье.

Как выделяется деепричастный оборот на письме?

Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми словами. В предложении обычно обособляется с двух сторон, может употребляться в начале, в середине или в конце речевой конструкции. Запятыми выделяют деепричастный оборот не зависимо от того, в какой позиции по отношению к сказуемому он находится.

Примеры: Перепрыгнув через лужу , мальчик пошел дальше. Школьники, решив задачу , сдали тетрадки. Мы обсуждали планы, гуляя по парку .

Когда деепричастный оборот не выделяется запятыми?

Существуют случаи, когда деепричастный оборот не обособляется (не выделяется запятыми):

  • Если деепричастный оборот является фразеологическим выражением.

    Примеры: Мужчины сделали работу спустя рукава . Они согласились помочь скрепя сердце .

  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения с другим необособленным обстоятельством (выраженным наречием) и употребляется после наречия и союза и .

    Примеры: Он быстро и иногда глотая окончания слов рассказывал эту историю. Женщина аккуратно и придерживая рукой несла цветок.

  • Если перед деепричастным оборотом употребляется частица и .

    Примеры: Можно работать и не уставая так сильно . Можно пересказать сюжет и не вдаваясь в детали.

  • Если деепричастие имеет зависимое слово который (которая, которое, которые) .

    Примеры: Учительница дала задание, сделав которое мы могли уйти раньше . Ваня задал другу вопрос, отвечая на который мальчик задумался .

  • Если деепричастие перешло в наречие.

    Примеры: Он справлялся с поставленными задачами шутя (шутя = в шутку). Автобус проехал весь путь не останавливаясь (не останавливаясь = беспрестанно).

Исключения . Если фразеологизм, в составе которого есть деепричастный оборот, является вводной конструкцией, то он выделяется запятыми. Пример: Они, по совести говоря , знали, что делали.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Добрый день! Скажите, в каких случаях в бессоюзном сложном предложении перед тире ставится запятая. Ниже примеры: нужно ли ставить запятые, чтобы закрыть деепричастный оборот и определительные придаточные? От каких условий зависит постановка знаков в подобных случаях? Буду очень признательна за ссылку на подробный справочный материал. Обсуждайте дела, поддерживайте связь с семьёй, поздравляйте друзей с важными событиями. Вы можете переписываться в беседах, не отрываясь от разговора(,) - достаточно просто свернуть звонок. Безопасность вызовов обеспечивает сквозное шифрование, которое происходит на Вашем устройстве(,) - поэтому никто не может узнать содержание разговоров. Пересчитали комментарии с учётом только уникальных пользователей, которые оставляют меньше 11 комментариев в сутки (чтобы исключить ботов)(,) - всё равно рост от года к году.

Правило таково. При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а после нее тире. То есть тире не поглощает запятую. В справочнике Д. Э. Розенталя это глава "Сочетание знаков препинания".

Верно: Вы можете переписываться в беседах, не отрываясь от разговора, - достаточно просто свернуть звонок. Пересчитали комментарии с учетом только уникальных пользователей, которые оставляют меньше 11 комментариев в сутки (чтобы исключить ботов), - всё равно рост от года к году.

Второе приведенное Вами предложение сложноподчиненное, тире в нем лучше не ставить.

Вопрос № 299327

"Пишется хорошо, только живя в русской деревне." (И. Тургенев) Есть ли ошибка в этом предложении, и можно ли его использовать в качестве эпиграфа? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

По современным правилам деепричастный оборот использован неверно, но в XIX веке это считалось допустимым. Это точная цитата, и ее вполне можно использовать в качестве эпиграфа.

Вопрос № 299173

Уважаемая Грамота! Ответьте, пожалуйста (пишу третий раз), а то сразу после новогодних выходных надо сдать рукопись на верстку. Уточните, надо ли выделять запятыми словосочетание «недолго думая». В ответе на вопрос № 294847 Вы пишите: «Сочетание недолго думая запятыми выделяется, но не как вводное, а как деепричастный оборот», аналогичный ответ Вы даете и на вопрос № 288830. Ответ же на вопрос № 202641 звучит так: «_Недолго думая_ не обособляется. Этот оборот тесно связан со сказуемым и образует вместе с ним смысловой центр высказывания». Спасибо за Вашу работу.

Ответ справочной службы русского языка

Слова недолго думая чаще всего обособляются как деепричастный оборот, но в некоторых случаях, действительно, приобретают значение образа действия, непосредственно примыкая к глаголу, например: На его просьбу она ответила недолго думая.

Вопрос 202641 исправлен.

Вопрос № 298861

Наверное, здесь есть ошибка в употреблении деепричастного оборота. Если да, то посоветуйте, пожалуйста, как сказать правильно, не меняя смысл. (Это перевод.) "Образцы были осторожно измельчены с помощью пестика и ступки, избегая перемалывающего действия."

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастный оборот употреблен некорректно. Возможный вариант: Образцы осторожно измельчили с помощью пестика и ступки без перемалывания.

Вопрос № 298492

Добрый день! Нужно ли выделять запятыми название товара для интернет-магазина, если присутствует деепричастный оборот? Пример: "розовая блуза декорированная жемчугом"

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед причастным оборотом нужна: розовая блуза, декорированная жемчугом.

Вопрос № 297938

Добрый день! Очень нужна ваша помощь! Как быть с запятой после слова "сама" в предложении: Сидя на спектаклях, сама, будучи актрисой, она с ужасом представляла, каково это – выходить на сцену в отсутствии публики.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после сама не требуется, так как это слово входит в деепричастный оборот сама будучи актрисой .

Вопрос № 297889

Добрый день. В предложении "Узнать подробности вы можете[,] перейдя по ссылке" требуется запятая в указанном в квадратных скобках месте? Фраза "перейдя по ссылке" является деепричастным оборотом? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая нужна. Да, перейдя по ссылке – это деепричастный оборот.

Вопрос № 297804

И вот ещё вопрос в продолжение. "Он рассмеялся, но, заметив мое уныние, сразу осекся". Нужна ли запятая перед "заметив"? Или правильнее будет "но заметив мое уныние, сразу осекся"? Ведь "заметив" и "осекся" связаны между собой по смыслу, то есть он осекся, потому что заметил. Но я не знаю правило, которым следует руководствоваться в данном случае.

Ответ справочной службы русского языка

Все запятые нужны: Он рассмеялся, но, заметив мое уныние, сразу осекся . Деепричастный оборот обособляется, т. к. его легко можно отделить от союза и переставить в другое место предложения, ср.: Он рассмеялся, но сразу осекся, заметив мое уныние.

Вопрос № 297619

Правильная ли пунктуация, а то режет глаз: "Я стал предельно аккуратно и, стараясь не поднимать шума, рыться в шкафчиках"?

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны. Если деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена предложения с необособленным обстоятельством, то такой оборот не обособляется. Ср.: Алёша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Дост.)

Вопрос № 297540

Нужна ли запятая в предложении: И не будет ли лучше тренировать все это играя и получая удовольствие. Если да, то почему. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Обособляется деепричастный оборот: И не будет ли лучше тренировать все это, играя и получая удовольствие.

Вопрос № 296238

Подскажите, верно ли запятые: Парень не обгоняет и не мешается, а являясь будто помощником или даже слугой, следует по пятам.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно обособить деепричастный оборот: Парень не обгоняет и не мешается, а, являясь будто помощником или даже слугой, следует по пятам.

Вопрос № 296068

Дорогая справочная служба, в ответе на вопрос № 284941 вы написали, что правильно «Пользуясь случаем...» Здесь же ошибка не только в знаках препинания: неправильно употреблён деепричастный оборот. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастный оборот, не выражающий действие подлежащего, может использоваться в безличном предложении при инфинитиве. В предложении из вопроса 284941 есть инфинитив поблагодарить, поэтому деепричастный оборот употреблен верно.

Вопрос № 295890

Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая или нет и почему в предложении: Это было красивое место, увидев которое, ты чувствуешь, как в душе рождаются, словно смутные стихи, самые неистовые грезы и где испытываешь настоящую тоску, почему-то не видя их вокруг.

Ответ справочной службы русского языка

Если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который , то деепричастный оборот не обособляется.

Также обратите внимание, что в предложении не хватает запятой после слова грезы (после придаточного).

Верно: Это было красивое место, увидев которое ты чувствуешь, как в душе рождаются, словно смутные стихи, самые неистовые грезы, и где испытываешь настоящую тоску, почему-то не видя их вокруг.

Вопрос № 295567

Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, может ли употребляться деепричастный оборот в страдательных конструкциях (сказуемое был казнён)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Приведите, пожалуйста, пример интересующей Вас конструкции.

Вопрос № 294847

Здравствуйте! выделяется ли запятыми как вводное "недолго думая"? Они с Эммануэлем, недолго думая, решили поселиться в Елисейском дворце.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание недолго думая запятыми выделяется, но не как вводное, а как деепричастный оборот.

Похожие статьи