Егэ по русскому 13 вариант

29.06.2020

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения _______ изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.

2. Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.

3. У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.

4. Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя.

5. На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. как только

3. потому что

4. лишь бы

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено 
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы

2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.

3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...

4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.

5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднялся БОЛЕЕ ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Ватикан - единственное государство в мире, не имеющем своего народа.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Дети должны чувствовать себя детьми, что бы вокруг них ни происходило.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Стая скворцов вмиг рассеялась и разместилась на ветках яблонь, только освободившихся от снега.
Г) нарушение построения предложения с причастным оборотом 4) Читателя завораживает романтическая история встречи и первой любви героя.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Прочитав новый роман известного писателя, я захотел прочитать и его повести.
6) До появления романа «Белой гвардии» М. Булгакова воспринимали только как сатирика.
7) Музыка А. Моцарта не только благотворно воздействует на людей, но и на растения.
8) Никто, кроме родителей, не поддержали меня.
9) Долго петляя по извилистым улочкам, старый город открылся нам с новой стороны.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рикатура

инц..дент

разг..реться

кор..бельный

инт..ресный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...морский, пр...остановить

и...целить, ра...долье

пр...бабка, пр...молчать

бе...донный, во...певающий

пр...обладать, пр...школьный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

(токарь) точ..т

неприемл..мые (условия)

(рука) сгиба..тся

омыва..мые

несгора..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.

2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.

3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.

4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.

5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам помешал дождь.

2. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и оправленные в зелень зеркала.

3. И тотчас (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.

4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.

5. Сегодня ТАК(ЖЕ), как вчера, у меня ничто не клеилось, за ЧТО(БЫ) я ни брался.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта 
и запечатлевается в его лирических строках.

2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

16

Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы решили (1) что нам уже нельзя больше оставаться в городе (2) и (3) что (4) когда я добуду немного денег (5) то мы переедем в другое место.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35)- Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.

(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)- Сейчас приедет неотложка.

(40)- Спасибо.

(41)- Как вы себя чувствуете?

(42)-Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.


ВАРИАНТ 13 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на Земле птиц и летающих насекомых. (3)Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Основную роль в появлении у человека желания летать сыграли летающие насекомые.

2) Давняя мечта человека о передвижении в воздушном пространстве казалась осуществимой только при условии овладения теми же приспособлениями для полёта, что есть у птицы.

3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.

4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.

5) Человек мечтал о возможности летать и считал это возможным, если он овладеет теми же приспособлениями для полёта, что есть у птиц.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

именно конечно во-первых, хотя даже

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОСТРАНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРОСТРАНСТВО , -а, ср.

1) Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяжённостью и объёмом. Вне времени и пространства нет движения материи.

2) Протяжённость, место, не ограниченное видимыми пределами. Небесное п. Воздушное п. Степные пространства. На всём пространстве пустыни. Смотреть в п. (о невидящем, отсутствующем взгляде).

3) Промежуток между чем-н., место, где что-н. вмещается. Свободное п. между окном и дверью.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намерЕние прибЫв красИвейший мозаИчный бАнты

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.

К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.

В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.

После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.

Этот ВЕЛИКИЙ роман пришёлся по душе читателям.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОПРОБОВАЕМ СЛОЖНЕЙШИЙ килограмм ЯБЛОК

ИХ строения пара ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Прочитав пьесу А.В. Вампилова, мне захотелось посмотреть eё постановку в театре.

Б) Фёдор Михайлович Достоевский в своей книге «Дневниках писателя» писал, что высшая и самая характерная черта российского народа – это чувство справедливости.

В) Те, кто читал критическую статью Н.А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

Г) А.П. Чехов вспоминал о том, что «я и мои сёстры знали французский, немецкий и английский языки».

Д) Благодаря творчества писателя Е.В. Носова люди становятся добрее, щедрее душой.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

альм..нах распол..гаться д..ректива соприк..снувшись обог..щение

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..солнечник, о..бросить пр..обрёл, пр..морье

бе..культурье, ра..бросать пред..стория, пост..мпрессионизм

пр..вращаться, пр..городный

Ответ:_______________________________________

10. Е .

засушл..вый корн..вой солом..нка осва..вать настойч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

провоз..шься выкидыва..шь шифру..мый

подбадрива..мый приоткрыва..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Алёша был человеком тихим, деликатным: за всю жизнь (НЕ)СКАЗАЛ людям обидного слова.

Николаю (НЕ)ХВАТАЛО терпения, чтобы выполнить задуманное до конца.

(НЕ)КТО прошёл через калитку и свернул к дому брата.

Писатель размышлял над ещё (НЕ)ЗАКОНЧЕННОЙ повестью.

Явление затмения Луны отмечали (НЕ)РАЗ.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТО(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

Мы дошли до цели (ЗА)СВЕТЛО, (ПРИ)ЭТОМ потратив всего два часа.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

5) И рожь и овёс занимают в нашей стране большие площади.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания:

Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию. (3)Мы не сможем говорить на нём об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

(8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9)Да-же если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера – на трендсеттерах, сегодня – на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать). (18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «круэеры»; в репортажах о футболе – «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).

(21)Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»? (26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.

(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).

(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.

(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.

(По М.А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1058 г.) – доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Современный язык перестал выполнять свою основную функцию.

2) Восприятие высказываний на родном языке не должно быть затруднено из-за обилия заимствованных слов.

3) Важно, чтобы язык успевал осваивать иноязычные заимствования.

4) Написание и произношение ещё не освоенных языком иноязычных заимствований сегодня не всегда регулируется строгой нормой.

5) К заимствованным словам привыкнуть невозможно.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 содержится рассуждение.

2) В предложениях 8-10 представлено повествование.

3) Предложения 15-17 содержат рассуждение.

4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.

5) В предложениях 31-32 содержится повествование.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 4-5 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений, лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Неравнодушие автора к поставленной проблеме, а также его стремление разобраться в своих чувствах, вызванных сложившейся в обществе языковой ситуацией, обнаруживают использованные в тексте синтаксические средства: (А)___________ (предложение 19) и (Б) ___________(предложения 22, 23). В то же время М. Кронгауз стремится к объективности своих оценок, используя с этой целью ещё одно синтаксическое средство – (В) ___________(предложение 25). Анализируя языковую ситуацию, сложившуюся в обществе, в качестве иллюстрации своих высказываний лингвист употребляет лексическое средство – (Г) ___________ (например, «стритрейсер», «трендсеттер», «дауншифтер» в предложении 10)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) вводные слова

3) фразеологизм

4) метафора

5) вопросительное предложение

6) противопоставление

7) заимствованные слова

8) вопросно-ответная форма изложения

9) восклицательное предложение

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 13 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

За правильное выполнение четырнадцатого задания ЕГЭ по русскому языку выпускники могут получить один первичный балл. Для этого нужно выписать из предложения два слова, удовлетворяющих условию. В задании приводятся только такие части речи, как союзы, частицы, предлоги, местоимения, наречия и союзные сочетания. Важно уметь различать значения омонимичных слов, в чем поможет приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №14 ЕГЭ по русскому языку

Правописание разных частей речи

Слитно Раздельно Через дефис
Союзы Потому, потому что, поскольку, оттого что, зато, отчего, также, тоже, притом, причём, будто, как будто, чтобы, затем чтобы, коли Как будто, то есть, так как, если бы, как бы, то ли, в связи с тем что, то... то,
Союзные сочетания Ввиду того что, вследствие того что, не то… не то
несмотря на то что
Местоимения Никто´, ничему´, Кое у кого, кое от чего Кто-то (-то, -либо, -нибудь, кое-)
Не´кто, не´что, не´чему ни с кем, не с кем,
то же, что; то же самое, одно и то же, всё то же
Наречия Отовсюду, отныне, отчасти, вообще, Без устали, бок о бок, с глазу на глаз, в общем, до сих пор, за границу, за границей, всё так же, точно так же Как-то (-то, -либо, -нибудь, кое-),
вскоре, вполголоса, наедине, наперёд, сначала, вначале, поначалу, понемногу, совсем, зачем, затем, сразу, тотчас по-русски, по-моему,
по-заячьи, во-первых,
еле-еле, едва-едва, чуть-чуть, сегодня-завтра,
де-юре, де-факто
Предлоги Вследствие, ввиду, В течение, в продолжение, в заключение, в отличие, в целях, в силу, в меру, в виде, в области, Из-за, из-под, по-над
навстречу, насчёт, на протяжении, в отношении, за исключением,
вроде, вслед, за счёт,
сверх, вместо, не считая
внутри, ввиду,
наподобие,
несмотря на,
невзирая на
Частицы Даже, разве, неужели Ли, бы, же, Всё-таки, дай-ка
как раз, что за

Производные предлоги/существительные с предлогом

Производный предлог Существительное с предлогом
В течение В течении
-в течение зимы -в течении реки = в быстром течении реки
-в течение двух часов
В продолжение В продолжении
Отвечает на вопросы «Как долго? Когда?» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или причастие
-в продолжение целой недели -в продолжении фильма = в долгожданном продолжении фильма
-в продолжение двух месяцев
Вследствие В следствии, в следствие
Можно заменить предлогом «из-за»; отвечает на вопрос «Почему?» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или причастие
-вследствие болезни -в следствии по делу = в долгом следствии по делу
-в следствие по делу = в нашумевшее следствие по делу
Навстречу На встречу
Можно заменить предлогом «к»; отвечает на вопрос «Куда?»
-навстречу ему -на встречу с другом = на долгожданную встречу с другом
Ввиду Иметь в виду
Можно заменить предлогами «из-за» и «по причине»; отвечает на вопрос «Почему? Отчего?» Устойчивое выражение
-ввиду плохой погоды
Насчет На счет
Можно заменить предлогом «о(об)» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное
-договорились насчет поездки -на счет фонда = на банковский счет фонда
Наподобие На подобие
Можно заменить предлогом «вроде» Имеется в виду геометрический термин
-наподобие обеда
В заключение В заключении
Можно заменить словами «завершая, в итоге, под конец» Между предлогом и существительным можно поставить прилагательное
-в заключении = в строгом заключении
Вслед След в след
Имеет значение «куда» Имеет значение «за»
-мы смотрели вслед уходящему поезду -дети шли след в след друг за другом

Важно запомнить правописание следующих слов: в связи с, в отличие от, вслед (=за), посередине, вблизи, вместо, на протяжении

Производные предлоги/деепричастия

Союзы/местоимения с частицей

Союз Местоимение с частицей
Чтобы Что бы
Можно заменить союзами «для того чтобы, с тем чтобы»; «бы» нельзя убрать из фразы Можно заменить существительным; «бы» можно переставить
-я пришел, чтобы сказать тебе = я пришел для того чтобы сказать тебе -я спросил, что бы еще мне почитать = я спросил, какую книгу мне почитать = я спросил, что еще мне бы почитать
Тоже, также То же, так же
Можно заменить союзом «и», поставив его в начало предложения; «же» нельзя убрать из фразы «же» можно переставить
-я тоже видел этот фильм = и я видел этот фильм -я тоже читал эту книгу = я читал такую же книгу
Зато За то
Можно заменить союзом «но» «то» можно заменить существительным, прилагательным или наречием
-мы редко видимся, зато часто звоним друг другу = мы редко видимся, но часто звоним друг другу -не нужно браться за то, что не нравится = не нужно браться за дело, что не нравится
Итак И так
Можно заменить словами «подводя итог, следовательно» Имеет значение «очень»
-итак, можно сказать, что = подводя итог, можно сказать, что -мы устали и так проголодались, что решили остановиться в отеле
Оттого От того
Имеет значение «так как» Можно заменить существительным с предлогом
-это произошло оттого = это произошло, так как -от того, что он сделает = от поступка, что он сделает
Притом, причем При том, при чем
Можно заменить словами «к тому же», «вместе с тем» «том» можно заменить прилагательным
-он работает быстро, причем еще и качественно = он работает быстро, к тому же еще и качественно -при том здании есть красивый сад = при высоком здании есть красивый сад

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №14 ЕГЭ по русскому языку

Тринадцатое задание демонстрационного варианта 2018

  1. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
  2. С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
  3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.
  4. Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ) ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
    • (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.- ПО ТОМУ пишем раздельно, так как это предлог с указательным местоимением; НАСКОЛЬКО пишем слитно, так как его можно заменить местоимением КАК.
    • (В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников. — ВПОСЛЕДСТВИИ пишем слитно, так как это наречие, которое можно заменить наречием ПОТОМ; ТАКЖЕ пишем слитно, так как нельзя опустить частицу ЖЕ без утраты смысла.
    • С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.- БУДТО БЫ пишем раздельно, так как частицу можно опустить без утраты смысла; ТОТЧАС пишем слитно, так как можно заменить В ТОТ ЖЕ МИГ.
    • (В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.- ВПОСЛЕДСТВИИ пишем слитно, так как можно заменить ПОТОМ; ТО ЖЕ пишем раздельно, так как можно опустить частицу без утраты смысла.
    • Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ) ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.- ОТ ТОГО пишем раздельно, так как это предлог и указательное местоимение, которое можно заменить именем существительным; НАОБОРОТ пишем слитно, так как можно заменить наречием НАПРОТИВ.
  2. Записываем правильный ответ: впоследствии, также.

Первый вариант задания

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • Мы решили пойти (ПО)ЭТОМУ переулку, ПОТОМУ(ЧТО) он тихий: здесь совсем нет транспорта. — оба слова пишутся раздельно; «потому что» — союз, а «по этому» пишется раздельно, так как это не выражение следствия и есть слово «переулку».
    • (В)ЗАВИСИМОСТИ от ситуации общения люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ. — «в зависимости от» всегда пишется раздельно, а «по-разному» — через дефис.
    • (НЕ)ВСЕГДА мы понимаем значение топонимов, (ЗА)ЧАСТУЮ звучащих странно для уха современного человека. — «не всегда» никогда не пишется слитно; слитно пишется «зачастую», но в задании сказано, что оба слова в предложении должны писаться слитно.
    • (СЕЙ)ЧАС он стремится добиться своего во ЧТО(БЫ)ТО ни стало. — слитно пишется «сейчас», заменяющееся сочетанием «на данный момент»; а вот «во что бы то ни стало» всегда пишется раздельно.
    • Заведи будильник, (ЧТО)БЫ не проспать и встать (ПО)РАНЬШЕ. — «чтобы» пишется вместе, так как заменяется сочетанием «для того чтобы». «Пораньше» — наречие, всегда пишущееся слитно.
  3. Записываем правильный ответ: чтобы, пораньше (не забудьте, что на экзамене нужно писать ответы без пробелов и знаков препинания).

Второй вариант задания

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • ПО(ЭТОМУ) пути никто не ездит, ПОТОМУ(ЧТО) дорога здесь в аварийном состоянии.- «По этому пути» — раздельно; можно заменить, например, сочетанием «по старому пути». «Потому что» — опять же раздельно.
    • (НА)ВСТРЕЧУ мы опоздали, хотя (ИЗ)ЗА снегопада выехали из дома на час раньше.- «На встречу» — раздельно, так как можно заменить «на деловую встречу», или «на важную встречу», а «из-за» пишется через дефис, так как указывает на причину.
    • И(ТАК), (В)ЗАВЕРШЕНИЕ разрешите поблагодарить вас за сотрудничество. — «Итак» пишется слитно, а вот «в завершение» — раздельно.
    • (В)ВИДУ нестабильной политической обстановки поездку в Египет, запланированную нами (НА)СПЕХ, пришлось отложить. — «Ввиду» пишется слитно – заменяется словом «из-за»; «наспех» — наречие, пишется слитно.
    • (В)ДАЛИ от цивилизации ты КАК(БУДТО) осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира. — «вдали» пишется слитно (заменяется «далеко»), а вот «как будто» — всегда раздельно.
  3. Записываем правильный ответ: ввиду, наспех.

Третий вариант задания

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с правилами правописания русского языка:
    • ЧТО(БЫ) ни говорили о России за рубежом, но страна уже давно (НЕ)ТА, что была в 90-е годы. — «Что бы» и «не та» пишется раздельно: в первом случае «бы» можно переставить – «что ни говорили бы о России», а во втором слитно написать просто нельзя.
    • Я говорю тебе ТО(ЖЕ) самое, что Андрею, ЧТО(БЫ) вы располагали одинаковой информацией. — «То же самое» пишется раздельно, а вот «чтобы» — слитно, заменяем на «для того чтобы».
    • (ПО)ВИДИМОМУ, Алексей не расслышал того, что я ему ответила, (ПО)ТОМУ что он повторил свой вопрос. — «По-видимому» — наречие, которое пишем через дефис; «потому» — слитно как часть союза «потому что».
    • Пушкин (ТОТ)ЧАС пристрастился к бильярду, хотя серьёзным игроком (ТАК)И не стал. — «Тотчас» — наречие, пишущееся слитно; «так и» пишем раздельно.
    • Сестра пела (В)ПОЛГОЛОСА, я ТО(ЖЕ) начала тихонько подпевать. — Осталось последнее предложение; «вполголоса» пишется всегда слитно; «тоже» также пишем слитно – заменяем союзом «и».
  3. Записываем правильный ответ: вполголоса, тоже.

Вариант 13

Часть 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был бешено мчащийся конь, поэтому изобретение колесницы не могло не тешить (скорости-то до 40 километров в час!) самолюбие наших предков. (2)….сейчас, когда космонавты облетают Землю со скоростью30 тысяч километров в час, огромностью скоростей уже никого не удивишь. (3)Достойно удивления другое: не физическая быстрота перемещения вещей и людей, а темп происходящих на планете перемен, темп, уже явно несоизмеримый с природой человека, с привычными для него мерками.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Многие тысячелетия эталоном быстроты для человека был конь, поэтому изобретение колесницы тешило самолюбие наших предков.

2. Темп происходящих на планете перемен, а не огромность скоростей, эталоны которых сильно изменились, достоин удивления.

3. Огромностью скоростей никого не удивишь, потому что космонавты облетают Землю со скоростью 30 тысяч километров в час.

4. Физическая быстрота перемещения вещей и людей достойна удивления.

5. Достоин удивления темп происходящих на планете перемен, а не огромность скоростей, эталоны которых сильно изменились.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

А также К счастью, Иными словами, Разве Однако

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обеспЕчение сорИт отключЁнный озлОбить добрАлась

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы

2. Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.

3. Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь...

4. Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.

5. Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ШОФЁРЫ серьёзных РАЗДУМЬЕВ благодаря ПРОГНОЗУ САМЫЙ ДОБРЫЙ человек с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, что вы делаете доброе дело.

2) В журнале «Огонёк» по- прежнему можно найти много интересного материала.

3) Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы.

4) Байкал - глубочайшее озеро нашей планеты и самый крупный резервуар пресной воды.

5) Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

6) Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

7) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

8) Герб с изображением льва, держащий в лапах щит, символизирует доблесть.

9) Он прислушивался к тишине городка, застывшей без единого звука.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков 7

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

запр...щающий б...зироваться м...муары возг...рание к..силка

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...морский, пр...остановить

и...целить, ра...долье

пр...бабка, пр...молчать

бе...донный, во...певающий

пр...обладать, пр...школьный

10.

усидч...вый подмиг...вать переговар...ваться недоум...вать заботл...вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

скос...шь перенима...мый независ...мый поджар...шь прав...м

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Н(1)кто сейчас уже н(2) обращал внимания н(3) на слова, н(4) на н(5)кому н(6) известного лейтенанта. 12

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Дамы (НА)ПЕРЕБОЙ восхищались КАКИМ(ТО) поручиком.

2. (НА)ВСТРЕЧУ попался трактор, обдав велосипедиста клубами пыли, и (С)НОВА стало пустынно.

3. Обидно прожить жизнь, не узнав себя - человека, который был тебе (В)РОДЕ ближе всех и которого ты так (ПО)НАСТОЯЩЕМУ любил.

4. Теперь мне кажется, что он был КАК(ТО) (С)ВЕРХ меры весел и беспечен.

5. (НЕ)СМОТРЯ на то, что мы чувствовали приближение вечера, ВСЁ(ТАКИ) темнота застала нас врасплох.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В одно тума(1)ое утро задрожала земля под копытами татарской ко(2)ицы, и, не потеряв ни одного человека убитым или ране(3)ым, степняки унеслись в пустоту своей никому уже не интересной судьбы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

2. Он лёг в постель и забылся свинцовым и безотрадным сном.

3. В этом деле есть и свои преимущества и свои недостатки.

4. Цветущую ромашку встретишь и на лесных опушках и на полях и вдоль дорог и по берегам рек.

5. С первым морозом кусты и деревья даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем.

16.

Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Лес тянется на много вёрст, много в нём хвои и (1) верно (2) достаточно зверья. Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок (3) однако (4) её возможности ограничены самой природой.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не знаю (1) хорошо ли играли актёры (2) не знаю (3) какова была режиссура (4) не знаю (5) удачной ли оказалась инсценировка (6) ничего не знаю (7) потому что подобного спектакля я более не видел.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Однажды я прочитал удивительную книгу. (2)В ней рассказывалось, как мальчик и девочка, Карик и Валя, забрались в лабораторию знакомого профессора и выпили какую-то вкусную розовую жидкость, которая пахла персиками. (З)Потом мальчик и девочка сели на подоконник, болтая ногами, и тут... (4)Всё вокруг них начало неудержимо расти, а сами Карик и Валя стали такими маленькими, что запросто уместились на спине стрекозы, которая как раз опустилась на подоконник. (5)Стрекоза унесла их в дремучие заросли на берегу ручья. (6)И началось путешествие двух человечков в зелёной стране, населённой удивительными «зверями» - муравьями, осами, бабочками, жуками. (7)Книга называлась «Приключения Карика и Вали». (8)Написал её прекрасный писатель Ян Ларри.

(9)Помню потом свои увлекательные мысленные странствия где-нибудь на лесной поляне. (10)Я лежал на животе прямо в чаще зелёных трав - травинки кололись, муравьи забирались под майку, отчаянно щекотали, кусали, в носу свербило от острого аромата цветов, трав, земли, а пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов, похожих на тропический бамбук.

(11)Я карабкался по толстым изогнутым лианам стеблей, пытаясь добраться до соблазнительных этих плодов, повисал на прохладных розоватых лопастях чашелистиков и наконец погружался в восхитительную, пахучую мякоть ягод, пачкаясь в алом липком соке...

(12)Потом, омывшись каплей росы, вскакивал на спину жука-жужелицы и, держась за острые края его ребристого, мутно блестящего панциря, мчался по неизвестным дорогам дремучих джунглей быстрее самого быстрого автомобиля...

(13)Я жил в дебрях какого-нибудь куста или в цветке, как Дюймовочка, летал на спине приручённой стрекозы над бескрайним океаном трав, как Карик и Валя...

(14)Ах, как жаль, что всё это только в воображении, как жаль! (15)«Счастливая, невозвратимая пора - детство!» (16)Почему так быстро проходит оно? (17)Почему сами мы так легко и как будто даже охотно расстаёмся с ним? (18)3ачем? (19)Разве детская восторженность, внимательность, живость помешали бы нам заниматься «взрослыми» своими делами? (20)Не детской ли восторженностью, внимательностью, умением видеть и удивляться отличались многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники? (21)Они были выше удручающей, однообразной рутины так называемой взрослой жизни - это и помогло им совершать открытия, создавать художественные произведения, отправляться на исследования новых земель. (22) Стремление к сугубой материальности, беспрестанная оценка всего на свете с точки зрения утилитарной, сиюминутной, сплошь да рядом лишь экономической пользы не привели ли иных из нас к самой, может быть, страшной болезни двадцатого века - вещизму? (23)Вещизму со всеми вытекающими из этого печального явления последствиями: холодностью в отношениях друг с другом, неискренностью, бесчувствием, эгоизмом, забвением той необходимой истины, что люди всё- таки братья, что человек часть природы и что обращаться нам друг с другом, да и с природой, необходимо по-человечески...

(По Ю. Аракчееву *)

* Юрий Сергеевич Аракчеев (род. в 1939 г.) член Союза писателей и Союза фотохудожников России. Его статьи, рассказы, очерки и фотографии публиковались во многих газетах, журналах, книгах. Самыми известными из них являются: «Луна над пустыней», «Джунгли во дворе», «В Стране Синих Махаонов», «Путешествие в удивительный мир». Ю. Аракчеев является также автором около десятка книжек для самых маленьких в издательстве

«Малыш»: «Часы», «Чудеса из глины», «Синеокая Ока» и др.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

1. Стрекоза унесла Карика и Валю в дремучие заросли на берегу ручья.

2. Детская восторженность, внимательность, живость помешали заниматься взрослым своими делами.

3. Стремление к сугубой материальности привели иных из нас к самой страшной болезни двадцатого века - вещизму.

4. Многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники не отличались восторженностью и внимательностью.

5. Пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?

1. Предложения 10-11 содержат элементы описания.

2. В предложениях 1-6 представлено повествование.

3. В предложении 9 содержится вывод из содержания предложений 1-8.

4. Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 22.

5. В предложениях 15-20 представлено рассуждение.

22. Из предложений 21-23 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Счастливая пора - детство. Сколько открытий дарует она человеку! И как замечательно было бы подольше сохранить детскую восторженность, внимательность, живость. Этой проблеме посвящён текст Ю. Аракчеева. Рассказывая о своих детских впечатлениях, полученных после прочтения книги Яна Ларри «Приключения Карика и Вали», автор широко использует такой троп, как (А) (дремучие заросли, удивительными «зверями», увлекательные мысленные странствия, в восхитительную, пахучую мякоть и др.), предложения этой части текста изобилуют (Б) (предложения 10, 11, 12).Рассуждения о том, что даёт сохранение «детскости» и во взрослой жизни, начинаются с (В)(предложения 14, 15) и целого ряда (Г) (предложения 16, 17, 18, 19, 20)».

Список терминов:

1) эпитеты

2) сравнение

3) риторические вопросы

4) парцелляция

5) восклицательные предложения

6) ряды однородных членов

7) гипербола

8) синтаксический параллелизм

9) разговорная лексика и фразеология

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту 13

1 25

2 однако

3 4

4 добралась

5 этическим или этический

6 раздумий

7 57681

8 возгорание

9 приморскийприостановить

10 недоумевать

11 перенимаемый

12 1345

13 навстречуснова

14 12

15 35

16 12345

17 123

18 1234567

19 13

20 24

21 34

22 сплошьдарядом

23 3

24 1653

1. Проблема детского восприятия мира. (Чем отличается детское восприятие мира от взрослого?)1. Детское восприятие мира отличается непосредственностью, умением удивляться.

2. Проблема сохранения непосредственности детского восприятия взрослыми людьми. (Чем может помочь детское восприятие мира человеку?) 2. Сохранение детской остроты восприятия мира помогает людям совершать научные открытия, создавать художественные произведения, исследовать новые земли.

3. Проблема вещизма. (В чем опасность болезни 20 века - вещизма?) 3. Последствия вещизма с его сугубо материальным, утилитарным взглядом на мир - это эгоизм, неискренность, разобщенность людей.

Обо всех неточностях пишите на почту (с указанием номера варианта и задания): [email protected]

Похожие статьи