Закон фигуры и фона в психологии. Что такое гештальт-психология

01.10.2019

Гештальтпсихология является направлением в психологии, которые возникло в Германии. Она позволяет изучить и понять психику с точки зрения целостных структур, которые первичны по отношению к определенным компонентам.

Данная статья позволит понять, что такое теория гештальтпсихологии и кто является ее представителями. Далее будут рассмотрены такие моменты, как история возникновения этого направления психологии, а также какие принципы заложены в его основу.

Определения и понятия

Прежде чем рассмотреть идеи и принципы, необходимо дать определение основным понятиям гештальтпсихологии. Это психологическое направление, которое нацелено на объяснение восприятия, мышления и личности в целом.

Данное направление построено на гештальтах - формах организации, которая создает целостность психологических явлений. Другими словами, гештальт - это некая структура, обладающая целостными качествами, в отличие от суммы своих составляющих. К примеру, портрет или фотография определенного человека включает в себя набор определенных элементов, однако другие люди воспринимают образ в совокупности (при этом в каждом отдельном случае он воспринимается по-разному).

История возникновения данного психологического направления

История развития направления гештальтпсихологии берет свое начало в 1912 году, когда Макс Вертгеймер выпустил свою первую научную работу на данную тематику. Этот труд основывался на том, что Вертгеймер поставил под сомнение общепринятое представление о наличии отдельно существующих элементов в процессе восприятия чего-либо. Благодаря этому 20-е годы вошли в историю как период развития школы гештальтпсихологии. Основные личности, которые фигурировали в зарождении данного направления:

  1. Макс Вертгеймер.
  2. Курт Коффка.
  3. Вольфганг Келер.
  4. Курт Левин.

Эти ученые внесли неоценимый вклад в развитие данного направления. Однако подробнее об этих представителях гештальтпсихологии будет рассказано немного позже. Эти люди ставили перед собой сложную задачу. Первые и основные представители гештальтпсихологии являлись теми, кто хотел перенести физические законы на психологические явления.

Принципы данного психологического направления

Представители гештальтпсихологии установили, что единство восприятия, а также его упорядоченность достигаются на основании следующих принципов:

  1. Близость (стимулы, которые имеют близкое расположение, имеют тенденцию восприниматься не в отдельности, а совокупно).
  2. Схожесть (стимулы, имеющие похожий размер, форму цвет или же очертание, восприниматься совокупно).
  3. Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности).
  4. Замкнутость (описывает тенденцию завершать какую-либо фигуру так, что она приобретает целостную форму).
  5. Смежность (близкое положение стимулов во времени и пространстве).
  6. Общая зона (принципы гештальта формируют повседневное восприятие так же, как и прошлый опыт).
  7. Принцип фигуры и фона (все, что наделяется смыслом, выступает в роли фигуры, которая имеет менее структурированный фон).

Руководствуясь данными принципами, представители гештальтпсихологии смогли определить основные положения данного направления психологии.

Основные положения

Исходя из принципов можно описать основные положения следующим образом:

  1. Все процессы психологии - это целостные процессы, имеющие свою структуру, имеющую свой набор конкретных элементов, которые всегда будут вторичными по отношению к ней. Исходя из этого предмет гештальтпсихологии - это сознание, которое имеет структуру, наполненную тесно связанными элементами.
  2. Восприятие имеет такую особенность, как константность. Это говорит о том, что константность восприятия - это относительная неизменность определенных свойств, которыми обладают предметы (при наличии изменений условия восприятия). К примеру, это может быть константность освещения или же цвета.

Основополагающие идеи гештальтпсихологии

Представители данной школы определили такие основные идеи данного направления психологии:

  1. Сознание - это целостное и динамическое поле, в котором все его точки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
  2. Создание анализируется при помощи гештальтов.
  3. Гештальт - целостная структура.
  4. Гештальты исследуются путем объективного наблюдения и описания содержаний восприятия.
  5. Ощущения не являются основой восприятия, так как первое не может существовать физически.
  6. Основной психический процесс - это зрительное восприятие, которое определяет развитость психики и подчинено своим закономерностям.
  7. Мышление - это процесс, который не формируется на основании опыта.
  8. Мышление является процессом решения определенных задач, который осуществляется через «инсайт».

Определив, что это за направление в психологии, а также разобравшись в его основах, следует более подробнее описать, кто является представителями гештальтпсихологии, а также какой вклад они внесли в развитие этой научной области.

Макс Вертгеймер

Как уже отмечалось ранее, является основоположником гештальтпсихологии. Родился ученый в Чехии, однако свою научную деятельность он вел в Германии.

Согласно историческим данным, Макса Вертгеймера во время отдыха посетила мысль провести эксперимент для того чтобы понять, почему человек может видеть движение определенного предмета в тот момент, когда в действительности оно отсутствует. Сойдя на перроне Франкфурта, Вертгеймер приобрел самый обычный игрушечный стробоскоп с целью провести эксперимент прямо в отеле. Уже спустя некоторое время ученый продолжил свои наблюдения в более официальной обстановке во Франкфуртском университете.

В целом данные исследования были направлены на изучение восприятия движения предметов, которого не происходит на самом деле. В ходе эксперимента ученый использовал термин «впечатление движения». При помощи такого прибора, как тахистоскоп, Макс Вертгеймер пропускал луч света через небольшие отверстия игрушки (одна прорезь игрушки располагалась вертикально, а вторая имела отклонения от первой на двадцать - тридцать градусов).

В процессе исследования луч света пропускали через первую прорезь, а потом через вторую. Когда свет проходил через вторую щель, то интервал времени увеличивали до двухсот миллисекунд. В этом случае участники эксперимента наблюдали, как свет появляется сначала в первой, а в последующем и во второй щели. Однако если временной промежуток освещения второй прорези сокращали, то создавалось впечатление, что обе щелочки освещены постоянно. А при освещении второй прорези на протяжении 60 миллисекунд казалось, что свет постоянно перемещается от одной прорези ко второй, а затем возвращается обратно.

Ученый убедился, что такое явление по-своему является элементарным, но в то же время представляет нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. В последующем Макс Вертгеймер дал этому явлению название «фи-феномен».

Многие пытались опровергнуть результаты этого эксперимента. В частности, теория Вундта подтверждала, что должно было создаваться восприятие двух световых полосок, находящихся по соседству, но при этом ничего более. Однако насколько бы строго ни проводилась интроспекция в эксперименте Вертхеймера, полоска продолжала двигаться, и объяснить это явление при помощи имеющихся теоретических позиций никак не удавалось. В данном эксперименте целым являлось движение световой линии, а суммой составляющих элементов - две неподвижные линии света.

Опыт Вертхеймера бросил вызов привычной атомистической ассоцианистской психологии. Результаты эксперимента были опубликованы в 1912 году. Так было положено начало гештальтпсихологии.

Курт Коффка

Еще одним представителем гештальтпсихологии является Курт Коффка. Он был немецко-американским психологом, который вел свою научную деятельность вместе с Вертхеймером.

Он посвятил достаточное время тому, чтобы понять, как устроено восприятие и из чего оно формируется. В процессе своей научной деятельности он установил, что появляющийся на свет ребенок еще не имеет сформированных гештальтов. К примеру, маленький ребенок может и не узнать даже близкого человека, если тот изменит некоторые детали своей внешности. Однако в процессе жизнедеятельности у любого человека происходит формирование гештальтов. Со временем ребенок уже становится способным узнать маму или бабушку, даже если они сменят цвет волос, стрижку или любой другой элемент внешности, отличающий их от других, посторонних женщин.

Вольфганг Келер (Келлер)

Гештальтпсихология как научная область многим обязана этому ученому, так как он написал множество книг, которые стали основой теории, и провел несколько удивительных экспериментов. Келер был уверен, что физика как наука должна иметь определенную связь с психологией.

В 1913 году Келер отправился на Канарские острова, где он изучал поведение шимпанзе. В одном из экспериментов ученый помещал банан для животных за пределы клетки. Фрукт был обвязан веревкой, и шимпанзе легко решал эту задачу - животное просто тянуло за веревку и приближало к себе угощение. Келер сделал вывод, что это простая задача для животного, и усложнил ее. Ученый протянул к банану несколько веревок, и шимпанзе не знал, какая из них ведет к угощению, поэтому чаще ошибался. Келер сделал вывод, что решение животного в этой ситуации является неосознанным.

Ход другого эксперимента был немного другим. Банан помещали все так же за пределами клетки, а между ними клали палку (напротив банана). В этом случае животное воспринимало все предметы как элементы одной ситуации и с легкостью пододвигало к себе лакомство. Однако когда палка лежала в другом конце клетки, шимпанзе не воспринимало предметы как элементы одной ситуации.

Третий эксперимент проводился в похожих условиях. Точно так же банан помещался вне клетки на недоступном расстоянии, а обезьяне давали в руки две палки, которые были слишком короткими, чтобы достать фрукт. Для решения задачи животному было необходимо вставить одну палку в другую и достать угощение.

Суть всех этих экспериментов сводилась к одному - сравнить результаты восприятия объектов в различных ситуациях. Все эти примеры, точно так же, как и эксперимент Макса Вертгеймера со светом, доказали, что перцептивный опыт имеет качество целостности (законченности), чего не имеют его составляющие. Другими словами, перцепция - это гештальт, а попытка разложить его на составляющие оканчивается неудачей.

Исследования дали понять Келеру, что животные решали поставленные задачи либо путем проб и ошибок, либо при помощи внезапного осознания. Таким образом был сформирован вывод - объекты, лежащие в поле одного восприятия и не связанные между собой, при решении задач соединяются в общую структуру, осознание которой помогает решить проблему.

Курт Левин

Этот ученый выдвинул теорию, сравнивающую давления социума, определяющее поведение человека с различными физическими силами (внутренние - чувства, внешние - восприятие чужих желаний или ожиданий). Данная теория имеет название «теория поля».

Левин утверждал, что личность - это система, в которой есть субсистемы, находящиеся во взаимодействии. Проводя свои эксперименты, Левин отмечал, что когда особенность активна, состояние субсистемы напряжено, а при прерывании деятельности оно все равно будет в напряжении до момента возвращения к выполнению действия. В случае если логическое завершение действия отсутствует, то напряжение субституируется или дренажируется.

Говоря простыми словами, Левин пытался доказать взаимосвязь поведения человека и окружения. Данный ученый ушел от идей влияния опыта на структуру личности. Теория поля гласит, что человеческое поведение абсолютно не зависит от будущего или прошлого, но при этом оно зависит от настоящего.

Гештальтпсихология и гештальт-терапия: определение и отличия

В последнее время гештальт-терапия стала очень популярным направлением психотерапии. Методы гештальтпсихологии и гештальт-терапии различны, а также вторая чаще поддается критике со стороны приверженцев первой.

Как утверждают одни источники, Фриц Перлз - ученый, который считается основателем гештальт-терапии, не имеющей отношения к научной школе гештальтпсихологии. Он синтезировал психоанализ, идеи биоэнергетики и гештальтпсихологии. Однако от школы, которую основал Макс Вертгеймер, в данном направлении терапии нет ничего. Некоторые источники утверждают, что на самом деле привязка к гештальтпсихологии являлась всего лишь рекламным ходом, для привлечения внимания к синтезированному направлению психотерапии.

При этом другие источники отмечают, что такая терапия все-таки связана со школой гештальтпсихологии. Однако это связь не прямая, но она все же есть.

Заключение

Разобравшись подробным образом в том, кто является представителями гештальтпсихологии, а также что представляет собой это направление научной деятельности, можно сделать вывод, что оно направлено на изучение восприятия, которое является целостной структурой.

Гештальт-подходы со временем проникли во многие научные области. К примеру, в патопсихологии или теории личности, а также такие подходы встречаются в социальной психологии, психологии научения и восприятия. На сегодняшний день тяжело представить такие научные области, как необихевиормзм или когнитивную психологию, без гештальтпсихологии.

Как уже было отмечено ранее, основными представителями гештальтпсихологии являются Вертгеймер, Коффка, Левин и Келер. Узнав о деятельности этих людей, можно понять, что данное направление сыграло огромную роль в развитии мировой психологии.

Определение «гештальт» в психологии произошло от немецкого слова «образ», «форма», «структура». Оно означает цельность восприятия или равновесие сил, влияющих на элементы окружающего мира. Гештальт психология исходит из принципа: незавершенные дела и непроизошедшие события мешают человеку получать удовольствие от жизни.

Понятие гештальтпсихологии появилось приблизительно в 1912 году, когда Макс Вертхаймер описал феномен несводимости восприятия целого к совокупности отдельно взятых элементов.

Что же такое - гештальт? Под этим термином подразумевается понятие единого целого, представляющего собой нечто отличное от суммы его отдельных частей. Общего между двумя терминами - только слово гештальт. Основатель терапии Перлз имел о гештальтпсихологии поверхностное представление, освоив лишь часть фундаментальных трудов, посвященных этому вопросу. Он использовал некоторые идеи, но не более того.

Гештальт - это , а терапия содержит в себе лишь малую часть его элементов. Она представляет собой смесь психодрамы, аналитики и биоэнергетики.

Гештальт психология - что это такое простыми словами? Это научное направление, нацеленное на изучение особенностей человеческого восприятия. Экспериментальным путем было найдено несколько любопытных особенностей психики, таких как законы соотношения и группировки объектов.

Основной принцип психологии гештальт: целое не просто сумма его частей, а нечто более значительное. Человек воспринимает окружающее целостно, то есть он видит не совокупность отдельных линий и точек (дерево, а не набор из листьев, веток и ствола).

Защитные механизмы

Основной гештальт подход в психологии - это понимание и уважение защитных механизмов человека, необходимых для комфортного взаимодействия с окружающим миром. Они требуются индивидууму для прерывания психотравмирующего контакта и сохранения своей целостности.

Еще в бессознательно создает защитные механизмы, рассматриваемые в гештальт психологии. Они позволяют выйти из травмирующей ситуации, прервать контакт с окружающей средой. С другой стороны, их появление ведет к тому, что ситуация не имеет своего завершения, поскольку дискомфорт слабо осознается и психотравмирующие события повторяются вновь.

Что такое в гельштат психологии защитные механизмы? Это невротические процессы и особенности поведения, неосознанно используемые человеком для прерывания болезненного контакта. Переживания и болезненные чувства являются сигналом о насущной потребности. Однако особенности человеческой психики таковы, что он часто неосознанно прибегает к самоманипуляции и саморегуляции.

Самоманипуляция - что это в гештальт психологии? Метод прекратить выявление чувств и удовлетворение определенной нужды. Часто человек не способен ориентироваться в своих переживаниях и делает вывод, что его потребность должна удовлетворяться окружающими, или же, напротив, направляет негативные чувства на себя, а не во внешнюю среду. Так выглядит защитный механизм: происходит избегание, прерывание контакта со средой.

Основные защитные механизмы в гештальт психологии это:

  • интроекция представляет собой состояние, при котором человек без внутренней оценки впускает внутрь себя какие-либо установки или моральные принципы других людей, слепо принимая их на веру;
  • конфлюенция (слияние с кем-либо) проявляется в том, что человеку сложно разграничить себя с другими или выделить свое основное переживание. В этом случае в речи субъекта будет постоянно прорываться местоимение «мы»;
  • эготизм представляет собой преувеличение эго, когда субъект закрывается в себе и не может позволить полностью раствориться в происходящем (человек в футляре);
  • проекция - это когда человек приписывает другим объектам что-то, свойственное его внутреннему миру;
  • ретрофлексия - это когда человек адресует себе то, что предназначалось окружающей среде (проекция наоборот).

Гештальт терапия проводится длительно и осторожно, под руководством Человек с психологическими проблемами еще в детстве привыкает существовать в определенных эмоциональных рамках (тоннеле защитных механизмов) и форсированный вывод за пределы этого ограничения может осложниться психосоматическими заболеваниями или даже декомпенсаций. Лучше будет, если насыщенные переживания и «страсти» войдут в жизнь клиента постепенно.

Гештальт психолог поможет человеку обрести осознанность, для этого в арсенале терапии имеются специальные техники и приемы, позволяющие постепенно адаптироваться и выйти из сложного состояния и добиться полноценного контакта с окружающей средой.

Гештальт-терапия: техники, чему учит гештальт-терапия

Ведущими методами терапии являются ролевые игры. Эти практики помогают клиенту найти решение проблемы, найти выход из тупиковой ситуации. Ф. Перлз нашел эффективную технику, которая позволяет освободиться от негатива и найти решение проблемы. Она называется «пустой стул». Человеку предлагают представить, что на нем сидит конкретный человек. Воображаемому собеседнику легче «высказать» претензии и освободиться от психологического груза.

Часто применяемой техникой гештальт-терапии является анализ сновидений. Считается, что методика позволяет определить индивидуальные особенности клиента, а также восстановить в памяти любые психотравмирующие Человеку предлагают в течение 2 недель вести дневник, в котором записывать сновидения. После чего надо выбрать самый яркий из них и разыграть его в присутствии специалиста. Предполагается, что это поможет воссоединиться с эпизодами прошлого, которые до этого клиент отказывался признавать.

Известным гештальт-методом является битье подушек, освобождающее от невысказанного гнева. Клиент представляет объект, который вызывает у него агрессию и избивает его, избавляясь от сдерживаемого гнева.

Повысить осознанность помогает следующая гештальт-техника:

Клиент вслух произносит фразу, четко определяющую его самость, например:

  • я осознаю, что я нахожусь в этой комнате и сижу на стуле;
  • я осознаю, что я в данный момент ощущаю грусть.

Этим способом субъект отделяет свои внутренние ощущения от субъективных оценок и интерпретаций. Эта простая и очень распространенная методика помогает создать представление о том, как пациент осознает себя.

Незавершенный гештальт

Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз определил главную причину внутреннего ощущения неудовлетворенности жизнью (иначе говоря, отсутствие счастья). По его мнению, фактором, создающим невроз, является не закрытый гештальт. Для его завершения необходимо добиться индифферентного отношения к нему. Чем больше негатива клиент ощущает к ситуации, тем сложнее добиться закрытия гештальта.

Что такое незавершенный гештальт в психологии? Это не достигнутая цель, провоцирующая повторение жизненных ситуаций и связывающая клиента с определенными людьми. Иначе говоря, это:

  • невоплощенные желания;
  • незавершенные дела и планы;
  • непредвиденный и болезненный разрыв личных отношений.

Любой эпизод из жизни, который периодически всплывает в памяти и при этом вызывает сильные негативные переживания, представляет собой незавершенный гештальт.

Избавиться от него следует по двум причинам:

  1. Ситуация вызывает внутреннее напряжение, Создает неудовлетворенность жизнью и снижение самооценки.
  2. Становится серьезной преградой на пути к достижению остальных целей. Человек чувствует неуверенность в своих силах.

Часто такие люди не могут налаживать контакты с окружающими, изматывая их постоянными экскурсами в прошлое и жалобами на неудовлетворенность жизнью. В этом случае помогут сознательные действия по завершении гештальта. Психологи рекомендуют реализовать самую незамысловатую и даже нелепую мечту, на достижение которой не уйдет много сил и времени. Например, можно научиться готовить какое-нибудь экзотическое блюдо, танцевать вальс или плавать брасом. Замечено, что после этого начнут закрываться остальные, более важные гештальты.

Проекция и интроекция в гештальт-терапии

Для повышения осознанности психологи учат клиентов работать с двумя основными защитными механизмами - проекцией и интроекцией:

  • Проекция - это особенность психики, когда человек склонен приписывать живым и неживым объектам свойства, присущие собственному внутреннему миру. Человек по своей природе склонен предвосхищать события, опираясь при этом на свой негативный опыт. В речи клиента это проявляется изобилием местоимений «они», «ты». Человек не в состоянии признать в себе злость или неприязнь, жалуется на других, проецируя на них свои эмоции: «я не нравлюсь им», «ты меня не ценишь».
  • Состояние, когда человек переносит на других качества или эмоции, которыми он обладает сам или хотел бы иметь, называется зеркальная проекция. Нередко эта ситуация не позволяет индивидууму признать свои ценные черты или качества, приписывая их посторонним людям, а себя считая недостойным обладания.
  • Ситуация, когда человек переносит на других свойства или эмоции, которые не желает признать в себе, именуется проекцией катарсиса.
  • Также существует дополнительная проекция, когда индивидуум придает другим надуманные свойства, установки, эмоции, которые каким-нибудь образом оправдывают его собственные неприглядные качества.
  • Механизм, при помощи которого человек усваивает чужие идеи или принципы без критической оценки и осмысления, называется интроекция. Такие вещи носитель транслирует безапелляционным тоном. Например: «старших нужно уважать», «опаздывать некрасиво», «недопустимо причинять человеку боль».

В процессе развития дети усваивают поведенческие паттерны, установки, представления об окружающих, верования и способы . Они воспринимают их без понимания ответственности и проецируют в свою жизнь, получая обратную связь. Здоровая позиция взрослого человека заключается в ясном видении мира, осознании своих проекций, проявлении ответственности и сочувствия к другим. В процессе терапии специалист помогает клиенту обрести осознанность и взять на себя ответственность за жизненные события.

Кому может быть полезна гештальт психология и терапия?

Гештальт-терапия обладает широчайшим радиусом применения, который значительно больше, чем у других направлений психологии. Возможна индивидуальная, семейная и групповая терапия, работа с клиентами детского возраста, семинары и др. Этот вид терапии используется в частных и государственных медицинских учреждениях, а также центрах личностного роста.

Что такое гештальт психология и кому она рекомендуется? Это направление психологии представляет интерес для клиентов, работающих над расширением самосознания, развитием ответственности и самосовершенствованием. Гипнолог и гипнотерапевт Никита Валерьевич Батурин проводит очные и заочные консультации, тренинги и сеансы. Его деятельность направлена на помощь людям, страдающим депрессиями, фобиями, повышенной тревожностью, пониженной самооценкой.

Гештальт терапия применима для работы с разновозрастными группами людей, клиентами с тяжелыми психологическими нарушениями. Наилучшую эффективность метод проявляет в терапии клиентов с фобиями и депрессиями, нарушением внутренних ограничений, повышенной тревожностью и склонностью к перфекционизму.

Также терапия с успехом применяется в устранении психосоматических заболеваний, например, нарушений функций ЖКТ, мигренозных головных болей, спазмов мышц спины и шеи. Гештальт-терапевты также работают с семейными парами, разрешая психологические конфликты. Сеансы способны помочь при некоторых психических отклонениях и тяжелых эмоциональных нарушениях.

Когда вы смотрите, скажем, на собаку, что вы видите? Скорее всего, ваш ответ будет «собака» или «животное». Вы воспринимаете её как единое целое, а не лапы, голову и хвост отдельно. Фредерик (Фриц) Перлз первым увидел важность рассмотрения человека в целом, наподобие того, как мы воспринимаем все окружающие нас предметы. Направление психологии, которое рассматривает человека в контексте его окружающей среды и его отношений с ней, получило название гештальтпсихология.

Основываясь на законах, принципах и понятиях гештальтпсихологии Перлз разработал новую форму терапии, которую он назвал гештальттерапией. Это направление психотерапии фокусируется на том, что происходит в конкретный момент, на основе понимания существования личности в рамках текущей среды. Взаимодействуя с клиентом, гештальттерапевт всегда работает с тем, что происходит «здесь и теперь», а не с прошлым либо с будущим человека.

Описание

Если попытаться дать общую характеристику, то гештальтпсихология является одним из направлений гуманистической психотерапии, которое возникло в 1940 году. Её основатель, Фридерик (Фриц) Перлз первоначально пытался создать альтернативу традиционному психоанализу. Но сегодня гештальттерапия является одним из самых популярных методов работы с людьми, которым требуется психологическая помощь.

Гештальтпсихология считает своими основными целями расширение осознанного мышления клиента, следствием чего является его понимание и принятие себя. Таким образом человек достигает внутриличностной целостности, а его жизнь наполняется смыслом. Кроме того, эта психотерапия способна значительно улучшить контакт человека с внешним миром, а также с окружающими.

Основоположниками гештальтпсихологии считаются Фридерик Перлз, его супруга — Лаура Перлз, а также Пол Гудмен. Однако у истоков этого направления также стояли такие представители разных психологических школ, как Курт Коффка, Макс Вертгеймер и Вольфганг Келлер. Коффка, в частности, известен тем, что первым применил методы и идеи гештальтпсихологии для исследования психического развития ребёнка.

Первоначально гештальтпсихология формировалась как отдельная теория школы фрейдистских аналитиков под влиянием принципов экзистенциальной философии. Кроме того, на неё сильно повлияли различные идеи и положения таких наук, как медицина и психиатрия. Позднее гештальттерапия стала частью гуманистического подхода, поскольку взаимодействие между терапевтом и клиентом здесь всегда происходит в форме диалога. Современные гештальттерапевты и их клиенты используют творческие и экспериментальные методы, чтобы повысить свою осведомлённость, свободу и уверенность в себе.

Слово «гештальт» происходит от немецкого слова, которое переводится как «форма», «образ» или «структура». Это слово предполагает целостность или сущность чего-либо. Под гештальтом психотерапевты подразумевают особую организацию частей в виде единого целого. Гештальтпсихология рассматривает человека как целостность, которую нельзя делить на части (нет души и тела отдельно, есть личность). В своё время гештальтпсихолог К. Левин разработал теорию о психологическом поле. Он считал, что поведение человека определяется целостностью всего жизненного пространства, достижением равновесия между влиянием окружающей среды и потребностями человека.

Основной целью гештальттерапии является осознавание клиентом потребностей, желаний, чувств, мышления, восприятия, телесных проявлений, внешнего мира и предпочитаемых межличностных взаимоотношений. Гештальтпсихология никогда не была рассчитана на моментальное изменение поведенческих реакций или быстрое устранение негативной симптоматики. Предметом её изучения является нечто большее, чем простое решение отдельных проблем. Работа с представителем этой школы психотерапии способна полностью изменить способ жизни клиента. Гештальттерапевт способен научить клиента брать ответственность за все свои чувства, поступки и мысли, полностью погрузиться в настоящее, установить осознанный контакт с реальным миром.

Понятия

Теория гештальттерапии заключается в таких понятиях:

  • Гештальты. Человек и среда объединяются в гештальт, или же в структурное целое, которое называется полем. Среда всегда воздействует на организм, а организм преобразует среду. Если попробовать применить это к межличностным взаимодействиям, то становится понятно, что хотя на человека сильно влияет поведение и реакция окружающих, однако если человек меняет своё поведение, то и окружающие его люди изменятся;
  • Целостность. Человек — единое социо-био-психологическое создание. Любые попытки поделить человека на составные части, к примеру, на тело, разум и душу, являются неестественными;
  • Фигура на фоне. Взаимодействие фона и фигуры — одно из ведущих понятий этого направления психологии. Поведением любого человека управляет принцип формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм управляется посредством саморегуляции. Она зависит от того, насколько человек осознаёт настоящее, а также от того, способен ли он находиться «здесь и сейчас». Возникающая потребность активно привлекает к себе внимание – подобно фигуре, которая появляется на фоне. Адекватное взаимодействие с объектом желаний приводит к удовлетворению потребности, вследствие чего гештальт благополучно завершается. А вот незавершённые гештальты приводят к невротическим расстройствам.

Проще всего понять, что же представляет собой гештальтпсихология, ознакомившись с 9 заповедями аутентичной личности:

  1. Живите теперь. Будьте в настоящем;
  2. Живите здесь. Взаимодействуйте с теми вещами, которые есть на самом деле;
  3. Никогда не фантазируйте о своей жизни. Ваш опыт всегда является реальностью;
  4. Перестаньте слишком много размышлять. Пробуйте и наблюдайте;
  5. Выражайте испытываемые чувства, а не занимайтесь манипулированием. Перестаньте рассуждать, объяснять и искать оправданий;
  6. Примите боль и проблемы наравне с удовольствием;
  7. Поступайте так, как вы считаете нужным, а не как «должны» кому-то. Не создавайте кумиров;
  8. Несите ответственность за все реакции;
  9. Всегда оставайтесь собой.

Осознавание

Сосредоточенность человека на какой-либо потребности и осознавание её является главнейшим принципом гештальттерапии. Он называется «здесь и сейчас» и указывает, что всё актуальное и важное происходит лишь в настоящем. Это относится ко всему: к мыслям, чувствам, восприятию, фантазиям и действиям. Этот принцип активирует процесс осознавания.

Обязательным условием для формирования и завершения гештальта является способность клиента к осознаванию себя и главенствующих потребностей.

Для своевременного удовлетворения желаний люди постоянно контактируют с границами своего мира (внутренними и внешними). У невротиков же саморегуляция этих границ нарушена, поэтому невротичная личность сталкивается в зоне фантазий с множеством несформированных либо незаконченных гештальтов. Ф. Перлз утверждал, что невротические расстройства возникают у людей, склонных фантазировать или заниматься интеллектуализацией там, где достаточно всего лишь осознавать происходящее.

Аутентичная личность и ответственность

С осознаванием всегда тесно связана такая способность как ответственность. Под этим понятием Перлз понимал способность человека делать выбор, а также отвечать за происходящее. Чем больше клиент осознаёт реальность, тем больше он может опираться на себя.

Гештальтпсихолог ожидает от клиента ответственного поведения. Клиент должен нести ответственность за свои поступки, реакции, мысли, а также чувства. Ответственный человек постепенно развивается в аутентичную личность. Он чётко понимает, чем его фантазии отличаются от реальных ощущений, не навязывает никому свои представления, никогда не требует от людей соответствовать его ожиданиям. Аутентичная личность самостоятельно отвечает за свой внутренний мир, она осознаёт свои потребности и чувства, действует в соответствии с ними, всегда доверяет своей интуиции. Поступки и реакции такой личности всегда соответствуют окружающей среде. Такой человек осознает границы своих желаний и возможностей, не склонен преувеличивать или преуменьшать их. Он способен найти способ удовлетворения потребностей, всегда свободно делает свой выбор.

Как работает гештальтерапевт

Перлз полагал, что развитие ответственности и осведомленности в своих чувствах, реакциях и мыслях «здесь и теперь» способно решать личные проблемы. Другими словами, люди могут регулировать свои действия, когда они осознают, что происходит. Гештальттерапевт работает не только с самой проблемой, но и со способами, мешающими налаживанию контакта. Психотерапия происходит посредством эмоций и ощущений.

Гештальтпсихология полагает, что для любых изменений клиент должен принять то, чем он является. Чем больше человек работает, чтобы стать чем-то отличаться от окружающих, тем больше шансов, что он будет оставаться подобным им. Такова теория изменений: мы меняемся, когда мы осознаем, что мы пытаемся стать тем, чем мы не являемся. Парадокс!

Гештальттерапия фокусируется на том, что происходит между психотерапевтом и клиентом в конкретный момент. Гештальттерапевт не пытается изменить поведение либо устранить нежелательные симптомы клиента, а рассматривает его проблемы как существенные элементы терапии как отдельных лиц, так и при групповой работе.

Лекарство от прошлого находится в настоящем времени. Когда мы зацикливаемся на прошлом либо фантазируем о будущем, то живём не полной жизнью. После того, как клиент полностью научится находиться «здесь и сейчас», он берёт на себя ответственность за реакции и действия, что позволяет ему жить более непосредственной жизнью. Хотя гештальтпсихология не ставит главной целью развитие духовности, в результате такой психотерапии у человека усиливаются способности к состраданию, смирению и уважению других людей.

Способы воздействия и методики

Гештальттерапия практикуется в виде индивидуальных и групповых упражнений и экспериментов. Такие упражнения были специально разработаны для пробуждения у клиента действий, эмоций или мотивации. Гештальттерапевт помогает своему клиенту повысить своё осознавание, научиться быть «здесь и сейчас».

К главным процедурам гештальттерапии относят: взятие ответственности, усиление чувств, расширение своего осознавания, интеграцию противоположностей, работу с фантазиями и мечтами, преодолевание сопротивления.

В отличие от упражнений, применяемых с начала психотерапии, эксперименты возникают в ходе продвижения терапевтических отношений. Они являются главным компонентом гештальттерапии, позволяя человеку понять различные аспекты конфликта, жизненного опыта или же то, что касается его психического здоровья. Двумя самыми известными методами в гештальттерапии считаются техника «Пустого стула» и техника преувеличения.

Техника «Пустого стула» — это своеобразная квинтэссенция гештальттерапии. Это особое упражнение, где терапевт ставит клиента напротив пустого стула. Клиента просят представить, что кто-то из его знакомых (к примеру, супруг, начальник либо друг), либо даже его отдельная часть сидит на этом стуле. Терапевт инициирует диалог между стулом и клиентом, наблюдая за мыслями, эмоциями и поведением человека. Иногда терапевт и клиент меняются ролями, и тогда уже клиент может наблюдать за действиями и реакциями терапевта относительно метафорического лица, сидящего на стуле. Эта техника особенно полезна тем людям, которые хотят вспомнить о какой-либо ситуации или восстановить утраченные части своей личности.

Другим распространенным упражнением в гештальттерапии является техника преувеличения. В рамках этой техники клиента просят многократно повторять и преувеличивать какое-либо конкретное движение или выражение, например, сильно хмуриться или раскачивать ногой. Это делается для того, чтобы человек осознал взаимосвязь своих эмоций и поведения.

Это всего лишь два из множества методов гештальттерапии, помогающих клиентам повышать осведомленность о своих непосредственных переживаниях. Посредством упражнений и спонтанных экспериментов гештальттерапия также позволяет людям восстановить связь со своими частями, которые они игнорируют или отрицают.

Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.

Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.

Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».

Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.

Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943) , Вольфганг Келер (1887-1967) , Курт Коффка (1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Гештальт-терапия Ф. Перлза .

Направление в психотерапии, разработанное в рамках гештальтпсихологической теории, автор Ф. Перлс. Считается, что человек, выступая актером в межчеловеческих взаимоотношениях, сам определяет свои действия, согласуя с возможностями самоактуализации. Цель гештальттерапии - достижение психической организацией индивида "хорошей фигуры". Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм - среда, граница контакта, концепция Я, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). Происходит отреагирование заторможенных эмоциональных реакций, за счет чего достигается "завершение гештальта". Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы Я и аффективно проигрываются.

Гештальттерапия Ф.Перлза. Основные теоретические положения

Центральное понятие – понятие о целостности организма и о его взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности. Нет принципиальной разницы между ментальной и физической деятельностью. Ментальная деятельность – деятельность целостного организма, осуществляемая на более низком энергетическом уровне по сравнению с физической. Любой аспект поведения человека может рассматриваться как проявление целого – его бытия. В терапии то, что человек делает – как он движется, говорит – дает также много информации о нем, как и то, что он говорит. Отвергается разделение внутреннего и внешнего, как разделение ума и тела; внешние и внутренние силы, движущие человеком, неотделимы друг от друга. Между индивидом и средой существует “контактная граница”, которая и определяет отношения человека и среды; контакт – формирование гештальта, уход – завершение. Ключ к ритму контакта и ухода – иерархия потребностей. Доминирующая потребность проявляется как фигура на фоне все целостности личности. Эффективное действие направляется к удовлетворению доминирующей потребности. Невроз – искажение процессов контакта и ухода, что нарушает существование человека как единого организма.


“Здесь и теперь”. Наиболее важно, как человек непосредственно и в настоящем воспринимает себя и свою среду. Невротик несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Гештальттерапевт помогает пациенту сосредоточиться на сознавании того, что он переживает здесь и теперь; пациент вновь проигрывает незавершенные ситуации, переживает их, чтобы завершить и ассимилировать эти гештальты. Тревога – разрыв, напряжение между “сейчас” и “тогда”. Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее. Это не только отвлекает энергию от настоящего (постоянно создавая тем самым незаконченные ситуации), но и разрушает открытость к будущему, которая необходима для спонтанности и роста. К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты от жизни, состоит “в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего”.

“Как” важнее, чем “почему” . Структура и функции тождественны: если человек понимает, как он делает нечто, он в состоянии понять само действие. “Почему” не дает полного понимания: каждое действие имеет множество причин, объяснение всех этих причин уводит все дальше от понимания самого действия. Каждый элемент в жизни человека – фрагмент одного или нескольких целостных гештальтов, элемент не может быть понять как “следствие” какой-то “причины” вне целостной системы причин, которые в это вовлечены. Акцент делается на постоянно возрастающем сознавании человеком собственного поведения, а не на исследовании того, почему он ведет себя таким образом.

“Сознавание”. Процесс развития – процесс расширения зон самосознавания; основной фактор, препятствующий в этом (в психологическом росте) – избегание сознавания. В качестве упражнения предлагается попробовать поддерживать континуум сознавания: просто сознавать, от секунды к секунде, какой опыт в данный момент переживается. Обычно это упражнение сразу прерывают – сознается что-либо неприятное. В качестве избегания сознавания появляются мысли, ожидания, воспоминания, ассоциации одних переживаний с другими. Эти ассоциативные представления не переживаются актуально; они мелькают, оставляя материал неассимилированным. Неассимилированным остается первое, прервавшее континуум неприятное переживание. Это избегание непрерывного сознавания, прерывание себя, не дает человеку встретить лицом к лицу и проработать неприятные переживания. Человек застревает в незаконченной ситуации. Сознавать – уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственном восприятии. Избегать сознавания – фиксировать какую-либо фигуру, прервать естественный свободный поток смены фигур и фона.

У человека есть три зоны сознавания: сознавание себя, сознавание мира, сознавание того, что лежит между тем и другим – своего рода промежуточные зоны фантазии. Исследование этой промежуточной зоны (мешающей сознаванию первых двух) Перлз считал большой заслугой Фрейда.

Психологическое здоровье и зрелость – переход от состояния, когда организм опирается на среду и регулируется средой, к опоре на себя и само-регуляции. Терапевтический процесс, в частности, направлен на осуществление этого перехода, важнейшим элементом которого является достижение равновесия. Одна из основных предпосылок гештальттерапии состоит в том, что каждый организм обладает способностью достигать оптимального внутреннего равновесия, а также равновесия между собой и средой. Условием этого является сознавание иерархии потребностей. Полное установление иерархии потребностей может быть осуществлено только посредством сознавания, включающего весь организм, так как потребности касаются различных его частей. Решающей является возможность выбирать, как сам человек соотносится со средой, опора на себя и саморегуляция – признание способности определять, как человек поддерживает и регулирует себя в поле, которое включает многое, кроме людей. Человек, опирающийся на себя, способен выбирать средства удовлетворения потребностей, когда они возникают; он сознает границы между собой и другими, в особенности внимателен к различению своих фантазий от других (и вообще о среде) и от того, что воспринимается в непосредственном контакте.

Пути психологического развития .

1. Первый – завершение незавершенных ситуаций – это уровень клише, уровень знакового существования. Здесь обозначения контакта: “Хелло”, “Доброе утро”, “Прекрасная погода, не правда ли” и т.д.

2. Второй – уровень ролей или берновских игр. Это уровень “как будто”, здесь люди притворяются такими, какими они хотели бы быть.

3. Реорганизовав эти два уровня – достигаем уровня тупика (анти-экзистенциональный) или уровень фобического избегания. Здесь переживается пустота, ничто. Именно отсюда, избегая этого ничто, человек обрывает сознавание и возвращается на уровень ролей. Если же поддерживает сознавание себя – внутренний взрыв. Этот уровень – смерть, страх смерти, состоит в парализованности противоположных сил.

4. Если оставаться в соприкосновении, контакте с этим умиранием, достигается последний уровень – эксплозивный, уровень внешнего взрыва. Сознавание этого уровня составляет проявление подлинной личности, истинной самости человека, способного переживать и выражать свои эмоции.

Взрывы, которые человек переживает, проявляясь из уровня смерти:

· Взрыв горя, содержащий проработку потери или смерти, которые ранее не были ассимилированы;

· Взрыв оргазма у сексуально заблокированного человека;

· Взрыв гнева, если гнев ранее подавлялся;

· Взрыв радости и смеха.

Основные невротические механизмы – типы нарушения контактной границы.

1. Интроекция – присвоение человеком стандартов, норм, способов, мышления, установок и способов действия, которые не становятся его собственными, не перевариваются им. Одно из следствий – человек теряет способность различать, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал другие или просто чувствуют другие. И. Является определяющей для борьбы “собаки сверху и собаки снизу”, то есть “собака сверху” - набор интроецированных правил и норм, пока эти нормы не ассимилированы, их требования будут восприниматься как незаконные и навязываемые со стороны.

2. Проекция – тенденция человека переложить на других ответственность за то, что исходит от него самого – импульсов, желаний, поведения, - стремление поместить вовне то, что принадлежит человеку. Все сновидения – проецированные фрагменты психики самого человека.

3. Слияние – человек не может принять ощущения границы, не может дифференцировать себя от других. Следствие – невозможен здоровый ритм контакта и ухода, невозможно принятия отличия между людьми.

4. Ретрофлексия – “обращение назад на себя” - энергия направляется на себя (а не на изменение среды и действий в ней), человек разделяет себя на субъект и объект собственных действий.

Один из аспектов контакта и ухода – отношение с другими людьми. Чувство принадлежности к группе – первичный психологический импульс выживания. Неврозы возникают из ригидности в определении контактной границы по отношению к другим людям и неспособности найти и поддерживать надлежащее равновесие в отношениях с ними.

Терапевт – экран проекций, на котором пациент видит свои недостающие возможности; задача терапии – чтобы пациент вернул себе эти возможности. Терапевт – искусный фрустратор. Предлагая пациенту удовлетворение в виде внимания и принятия, терапевт одновременно фрустрирует его, отказываясь давать ему поддержку, которой ему внутренне не достает; терапевт помогает пройти клиенту через свои точки избегания и тупики. Первое – помочь пациенту увидеть, как он постоянно прерывает себя, избегает сознавания, играет роли и т.д. наиболее эффективна работа в группе, чем индивидуальная терапия. В группе люди могут исследовать свое положение, свои отношения и свое поведение по отношению друг к другу. Очень полезной может быть поддержка группы в “безопасном проявлении”, отождествление с конфликтами других членов группы и их проработка.

1. Настоящее определяет поведение человека. Прошлое же действует через потребности и желания настоящего. Гештальт - результат интеграции факторов, действующих в данный момент. Фигурой становиться наиболее важная часть текущего опыта: эмоция или потребность, актуальная в данный момент. Организм взаимодействует со средой в ритме контакт-уход. Насущная потребность создает контакт со частицами поля, наделенных катексисом. Формирование гештальта сопровождается осознаванием. Человек осуществляет действия по удовлетворению потребности, ассимилирует их результат, завершает гештальт и выходит из поля. Затем это цикл повторяется с образованием нового гештальта. Если человек осознает свои потребности в данный момент, то из них выстраивается четкая фигура, на которой потребности будущего и прошлого являются фоном. Понимание своих потребностей в данный момент дает возможность проявиться наиболее настоятельной из них и направить активность на ее удовлетворение. На этом пути может возникнуть препятствие в виде отрицания или подавления потребности и тогда равновесие нарушается и гештальт не является завершенным и тогда останавливается переход фигуры в фон = > они постоянно мешают пониманию потребностей настоящего и т.о. саморегуляция заменятся контролем и подавлением части потребностей и эмоций. Он также нарушает контакт между внешними и внутренними зонами, который необходим для удовлетворения потребности.

2. Человеческий организм - это единое целое. Основная цель гештальт-терапии - поиск всеобъемлющей модели, а не ложных дихотомий.

3. Из 2 следует, что нет различия между самостью и внешним миром, а они постоянно взаимодействуют. Граница контакта - граница между организмом и окружающей средой - именно здесь и происходят психологические события. Контакт - сенсорное сознание и совершенное действие. Установление контакта с окруж. средой или его аннулирование - есть принятие или неп. ее.

4. Самость - система контактов, имевших место на границе контакта. Одно из ее проявлений - образование фигур и фонов. Она всегда объединяет чувства, моторную р-цию и органич. потребности. Она состоит из идентификаций и отчуждений, имевших место на границе контакта. Самоактуализация может рассматриваться как выражение соответствующих идентификаций и отчуждений. Нормальное функционирование подразумевает идентификацию с формирующейся организмической самостью человека при отсутствии подавления его творческого потенциала.

5. Основная причина возникновения неврозов - столкновение потребностей организма со средой. Их фрустрация приводит к подавлению желаний, разрушению контакта и человек начинает пользоваться только безопасным, с его точки зрения, способом взаимодействия с миром (контакт - изоляция - уход).

6. Целью гештальттерапии является изменение стиля жизни, принятие ответственности за свои поступки, мысли, чувства,; погрузиться в бытие, в текущий момент. Три принципа гештальттерапии: Я и Ты, что и как, здесь и теперь.

Граница контакта и защитные механизмы как нарушение на границе контакта

Граница контакта - граница между организмом и окружающей средой - именно здесь и происходят психологические события. Контакт - сенсорное сознание и совершенное действие. Установление контакта с окруж. средой или его аннулирование - есть принятие или неп. ее (здесь гештальт прерывается). Здоровая личность осознает границы Я и не-Я. Если же он осознает ее как плохую, то он создает равновесие теряя границы или захватывая границы другого. Человек вынужден больше учиться при получении образования, чем ориентируясь на свойственные ему биол. инстинкты. Т.о. многие интуитивные представления о том, что правильно блокируются у людей и на их место приходят процедуры, главным образом ориентированные на поддержание соц. контактов. => это приводит к нарушению контактов, возникающих на основе естественных процессов («мальчики не плачут»). Невротики сами себя прерывают. 4 механизма невроза: Это можно увидеть в 4-х видах невротических механизмов: 1. слияние - способ ухода от контакта. когда объект не становиться четкой фигурой, не воспринимается отдельно; 2. интроекция - заимствование чужого опыта без понимание того, что именно нужно этому человеку (метафора всеядности, при которой «пища» даже не пережевывается). При этом он ведет себя так, как этого ожидают от него окружающие; 3. проекция; 4. ретрофлексия возникает если внутренний импульс, встретив препятствие, изменяет направление. И тогда человек делает для других то, что он ожидает от других.

Виды защитных механизмов и их интерпретация в терминах гештальттерапии

4 вида невротических механизмов: 1. слияние - способ ухода от контакта. когда объект не становиться четкой фигурой, не воспринимается отдельно. При этом они требуют сходства и отказываются терпимо относиться к различия; 2. интроекция - заимствование чужого опыта без понимание того, что именно нужно этому человеку (метафора всеядности, при которой «пища» даже не пережевывается). При этом он ведет себя так, как этого ожидают от него окружающие. Это препятствует вступлению индивидов в контакт с их собственной действительностью т.к. они должны бороться с чуждыми комплексами. Эти индивиды также не совместимы друг с другом => распад личности; 3. проекция - тенденция рассматривать как элемент внешнего мира то, что фактически является частью Я; 4. ретрофлексия возникает если внутренний импульс, встретив препятствие, изменяет направление. Здесь человек не может провести четкую границу между собой и другими, при этом он обращается с собой так, как он первоначально хотел бы что бы с ним обращались другие.

Экзистенциальный принцип существования «здесь и теперь»; понимание психопатологии в терминах гештальттерапии

Для того, чтобы быть способным формировать и завершать гештальт, человек должен полностью осознавать себя в данный момент. Для удовлетворения своих потребностей нужно постоянно быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Есть еще и средняя зона (майя) - фантазий, которую составляют также и верования, отношения, мыслительные процессы. Неврозы возникают из-за сосредоточения на этой зоне, т.к. она вступает в конфликт при исключении из сознания двух других зон. Когда человек находится в этой зоне он находится в прошлом или будущем. «Нет ничего кроме того, что есть здесь и сейчас». Люди, которые находятся «здесь-и-сейчас» и имеют доступ к своим чувствам вряд ли будут тревожится, т.к. их возбуждение будет преобразовано в творческую контролируемую сознанием активность, что приводит в завершению гештальта. Катастрофические (влекут за собой большие предосторожности) и анастрофические фантазии (vv). Поддержание баланса между ними - способ перспективного и рационального дерзания. При психозе люди не способны на соприкосновение с действительностью и входят в контакт с майя; при неврозе - борьба между майя и действительностью.

Целью гештальттерапии является изменение стиля жизни, принятие ответственности за свои поступки, мысли, чувства; погрузиться в бытие, в текущий момент. Три принципа гештальтерапии: Я и Ты, что и как, здесь и теперь. Под осознаванием понимается не интеллектуальное постижение, а чувствование при котором человек погружен в процессы внутренней и внешней реальности, а не рассуждения. Работа идет не столько с содержанием проблемы, сколько со способами, препятствующими установлению контакта. Цель - добиться осознания. Процесс самоактуализации подразумевает эффективный баланс контакта и его изъятия и способность использовать энергию для удовлетворения реальных, а не фиктивных потребностей. Кроме того, самоактуализация предполагает наличие способности противостоять фрустрации, до тех пор пока не появиться решение. Самостоятельные люди берут на себя ответственность за свое существование и имеют свободу выбора.

Гельштат-психология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат-психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гельштат-психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гельштат-терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гельштат-терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.

Гельштат-психология (англ. Gestalt psychology ) - психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М . Вертгеймер , В . Кёлер , К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют Берлинской школой. В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой , при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.

Философской основой Г.-п. является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. называли в разных контекстах «объективным» или «субъективным». Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения . Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения , формы (в т. ч. отношений «фигуры-фона» ),оптико-геометрических иллюзий . Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты : «фактор близости» , «фактор сходства» , «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в 1 гештальт , напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля - закон прегнантности , т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С т. зр. Г.-п., данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.). В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. зр. «антилокализационизма» (см. Локализация высших психических функций ), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.

При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача ), инсайт , а также новый метод эмпирического исследования мышления - метод «рассуждения вслух» ,который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

В 1920-е гг. К . Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее «личностное измерение» (см. Временная перспектива , Топологическая и векторная психология ).

После прихода к власти нацистов Г.-п. как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма , психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии , системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии ), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики Г.-п. (среди которых были Л . С . Выготский , Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.

С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. «Общества гештальт-теории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.)

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм ) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Она выступила против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них - по законам ассоциации или творческого синтеза - сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементов была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов; в связи с этим часто подчеркивается роль гештальт-психологии в становлении системного подхода - не только в психологии, но и науке в целом. По мнению ее теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, кои должны интегрироваться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обусловливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованно: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения - это предположение подтверждается наблюдениями. Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Изучение деятельности мозга головного и самонаблюдение феноменологическое, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в мозге головном. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальт-психологии понимается как динамическое целое - поле, в коем каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для исследования экспериментального этого поля вводится единица анализа, в качестве коей выступает гештальт. Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности - как стремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, - такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор судьбы общей. Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия - преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры - от его окружения - фона, и пр. Понятия фигуры и фона (-> фигура фон) - важнейшие в гештальт-психологии. Психологи пытались обнаружить законы, по коим фигура выделяется из фона - как структурированная целостность менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относятся такие, как закон близости элементов, Симметричность, сходство, замкнутость и пр. Явления фигуры и фона отчетливо выступают в так называемых двойственных изображениях, где фигура и фон как бы произвольно меняются местами - происходит внезапное «реструктурирование». Понятия фигуры и фона и явление реструктурирования - внезапного усмотрения новых отношений между элементами - распространяется и за пределы психологии восприятия; они важны и при рассмотрении творческого мышления, внезапного обнаружения нового способа решения задачи. В гештальт-психологии это явление названо ага-решением, применяется также термин «озарение» («инсайт»). Оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных. Усмотрение новых, отношений - центральный момент мышления творческого. При этом появление некоего решения в продуктивном мышлении животных и человека трактуется как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В области психологии мышления в гештальт-психологи применялся метод экспериментального исследования мышления - метод рассуждения вслух. При этом было внесено понятие ситуации проблемной (М. Вертхаймер, К. Дункер). При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации реакций двигательных. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения были противопоставлены бихевиоризму, объяснявшему поведение в ситуации проблемной перебором двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов мышления основной упор делался на преобразование структур познавательных, благодаря коему эти процессы становятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций, алгоритмов и пр. В 20-х гг. XX в. К. Левин расширил сферу применения гештальт-психологии путем введения личностного измерения. Хотя гештальт-психология как таковая уступила место другим направлениям, ее вкладом не стоит пренебрегать. Многие концепции, выдвинутые в ней, вошли в различные разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп. Она оказала существенное влияние на необихевиоризм, психологию когнитивную, школу «Нового Взгляда» (New Look). Ее идеи оказались весьма эвристичными - по сути, был открыт новый способ психологического мышления. Хотя в «чистом» виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего значением в культуре и практике конкретного человека), многие идеи оказали глубокое влияние на появление и развитие ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальт-психологии во многом определили идею обучения проблемного. Однако свойственная гештальт-психологии методология, восходящая к феноменологии, препятствовала детерминистскому анализу этих процессов психических. Психические гештальты и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость коего от предметного мира и деятельности системы нервной представлялась организованной по типу изоморфизма - структурного подобия, варианта параллелизма психофизического. Выделенные как законы гештальта положения отразили общую методологическую ориентацию, порой придавшую характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, и склонную толковать само восприятие как чистый феномен сознания, а не как психический образ реальности. Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучные позиции занимали: 1) К. Левин и его школа, распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических образований на мотивацию человеческого поведения; 2) К. Гольдштейн - сторонник холизма в патопсихологии; 3) Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения восприятия межличностного.

Похожие статьи