Успенский собор кремля святыни. Успенский собор - историко-архитектурный шедевр московского кремля

11.10.2019

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

История

Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.

Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.

Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Паникадило «Урожай». 1817 год.

После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».

Внутреннее убранство

Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены. В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана. Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.


В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Красивые фрески XVII-XVII веков , наглядный пример православного монументального искусства.
  • Очень ценные иконы XIII-XIV веков .
  • Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько : «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Великолепный архитектурный ансамбль, являющийся памятником российской истории, культуры и архитектуры - это, конечно же, Московский Кремль. Его храмы и соборы вызывают интерес ученых и исследователей со всего мира. Миллионы туристов съезжаются в нашу столицу, чтобы своими глазами увидеть бесценные творения русских зодчих.

Соборная площадь

В центре ансамбля Кремля располагается Соборная площадь. С древности к ней сходились все центральные улицы знаменитого города-крепости. На этой площади проходили торжественные празднования русской столицы - встречи иностранных послов, православные службы, шествия во время венчания и коронации царей.

Величественный и гармоничный ансамбль Соборной площади создавался талантом и трудом русских зодчих, а также итальянских мастеров. Его нынешний облик сформировался в конце XV века. Архангельский и Благовещенский соборы, Успенский собор Московского Кремля, а также другие церкви и храмы, расположенные на этой территории - это величайшие памятники самобытного русского зодчества и истории. Они дали название площади. Она с древности является колыбелью русской культуры и символом могучей русской империи.

Успенский собор Московского Кремля

В течение более чем 500 лет это главный собор России. Он является ее первым и главным престолом, давшим столице ее главную характеристику - Первопрестольная.

Успенский собор Московского Кремля, по задумке его создателей, по размерам должен был превышать Владимирский собор. Но, к сожалению, первая попытка русских строителей окончилась неудачно - почти полностью построенный храм неожиданно рухнул. После этого трагического события Иван III вынужден был обратиться за помощью к специалистам из Италии, которые в то время считались лучшими зодчими Европы.

За возведение храма взялся итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, прибывший в Москву в 1475 году. Именно ему и принадлежит это великое творение, дошедшее до нас и сыгравшее неоценимую роль в дальнейшем развитии великой русской архитектуры. Строительство нового собора было завершено в 1479 году. Русские православные стали называть его "Свято-Успенский собор".

В 1955 году храм стал музеем, а в 1960 года он перешел в ведение Министерства культуры страны. С 1990 года после благословения Великого Патриарха в соборе стали совершать богослужения.

Особенности архитектуры

Московский Успенский собор, высота которого достигает 45 метров (вместе с крестом) представляет собой четырехугольник. Его стены выполнены из белого камня, своды - из кирпича. Четыре колонны диаметром более двух метров удерживают свод.

Итальянский архитектор Фиорованти был плохо знаком с конструкцией древнерусских храмов, строившихся по крестово-купольной системе, потому строение получилось особенным. Внешне Успенский собор Кремля выдержан в традициях русского церковного зодчества, но конструктивно он построен иначе. Внутри строения различие становится очевидным - больше ни в одном храме России нет такого огромного пространства. Своды храма равновысотные, которых до этого русские мастера возводить не могли. Венчают строение пять куполов, которые символизируют Иисуса Христа с четырьмя апостолами.

Южный вход венчает икона Божьей Матери Владимирской.

Роль собора в жизни страны

Успенский кафедральный собор с момента своего появления на московской земле стал центром идейно-политической жизни не только города, но и всей России. После его освящения, через несколько лет, он стал постоянным и единственным местом коронации русских правителей. Здесь же происходило и рукоположение российских митрополитов.

Московский Успенский собор - место захоронения патриархов и митрополитов. Здесь покоятся великие и заслуженные люди России.

Иконостас

Успенский собор Московского Кремля, фото которого вы можете посмотреть в нашей статье, имеет уникальный иконостас, состоящий из 69 работ великих русских мастеров. Все они иллюстрируют историю человечества по Библии. В Верхнем ряду находится ветхозаветный период, который предшествовал воплощению Христа. Следующий ряд - пророческий. В нем находятся изображения пророков перед Богоматерью. В третьем ряду находятся иконы, которые освещают главные события из жизни Христа.

Дальнейшая судьба собора

Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты вели себя варварски. Они превратили Успенский собор Московского Кремля в конюшню. В кремлевских соборах они грабили и рушили все, что попадалось под руку. По подсчетам ученых, они вывезли из России более 280 кг золота и 5000 кг серебра.

В советское время служба в храмах Кремля была запрещена. Лишь в 1990 году они вновь стали принадлежать Русской Православной церкви. Сейчас соборы Московского Кремля являются музеями, в большие церковные праздники здесь проходят богослужения. Интересно, что перед новой службой соборы освящаются заново.

Успенский собор Московского Кремля, фото которого часто используется как визитная карточка столицы, не единственный на Соборной площади. Здесь есть не менее прекрасные храмы, достойные вашего внимания.

Благовещенский собор

Храм построен в 1489 году зодчими из Пскова. Расположен он на юго-западе Соборной площади. Был построен как домовая церковь московского князя, где проводились крещения детей и бракосочетания. Храм построен в лучших традициях русского, а точнее, московского зодчества, с некоторыми деталями, заимствованными из псковской архитектуры. Два входа ведут в собор с площади. Здесь сохранился древнейший в нашей стране пятиярусный иконостас. В храме собраны иконы, относящиеся к XIV-XVI векам, среди которых бесценные работы Андрея Рублева, Прохора Горобца, Феофана Грека.

Архангельский собор

Строительство этого храма началось при Иване III и было завершено при князе Василии Ивановиче (1505-1509 гг.). Сооружение является работой архитектора Алевиза Нового и снаружи выполнено в традициях русского зодчества. Однако его отличает очень богатая внутренняя отделка, носящая элементы итальянского Возрождения.

По размерам этот храм значительно меньше, чем Успенский собор Московского Кремля. Он увенчан пятью главами, которые несколько смещены на восток. Центральный купол позолочен, остальные покрашены серебряной краской.

Этот храм до конца XVII века являлся усыпальницей московских правителей. Здесь находятся 54 захоронения, в которых покоятся останки Алексея Михайловича, Ивана Грозного, Ивана Калиты и многих других.

Собор Василия Блаженного

Его строительство началось в 1555 году, в честь Покрова Богородицы. Согласно летописям, авторами этого удивительного сооружения были русские зодчие Барма и Постник. Вокруг центральной церкви группируются еще восемь не похожих одна на другую церквей. Все они, несмотря на явные отличия, выполнены по единому художественному замыслу и отлично гармонируют, дополняя друг друга. В 1558 году к собору добавили десятую церковь - святого Василия. Так десятиглавый храм получил свое нынешнее название.

В 1812 году его постигла печальная участь всех кремлевских храмов. Французы варварски его разграбили. Они планировали взорвать святыню, но, к счастью не успели. Через сто лет (1918 г) собор был разграблен еще раз, а его последнего настоятеля Иоанна Восторгова расстреляли. С 1923 года часть собора стала музеем, колокола были сняты и переплавлены. Сегодня в обновленном и отреставрированном соборе проводятся службы в честь Покрова Богородицы.

Собор Двенадцати апостолов

В 1656 году на территории Московского Кремля появился новый собор, авторами которого стали прекрасные русские мастера А. Константинов и Б. Огурцов. Он был построен на месте старого храма. Кровля и кресты храма покрывались медными листами и позолотой. В 1680 году собор был перестроен и получил название, которое мы знаем сегодня. В 1929 году из разрушенного Вознесенского собора сюда перевезли уникальный иконостас XVII века.

Мы не смогли рассказать вам обо всех соборах и церквях Московского Кремля, поэтому если у вас появится возможность побывать в Москве, не упустите ее - посетите эти великолепные соборы. Уверены, что вы получите массу ярких впечатлений.

(рус. Успенский собор; англ. Dormition Cathedral)

Часы работы: каждый день с 10.00 - 17.00, выходной – четверг.

Успенский собор Московского Кремля – одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Это старейшее, полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор, на месте нынешнего, был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I. 4 августа 1326 года, на месте прежнего деревянного храма, был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы, во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси –Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. В северной части собора Петр собственноручно устроил себе гробницу.

Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, от древности и от многих пожаров, грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми». Строительство нового собора, огромных для того времени размеров, было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Филипп распорядился строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Мастера довольно точно повторили форму Владимирского собора, он должен был иметь пять нефов, пять глав и хоры. Длина собора, с требуемой прибавкой в 1,5 сажени, составляла примерно 40 м, ширина – 34 м и высота – около 35 м. Когда стены нового собора поднялись на высоту человеческого роста, в них были сделаны ниши, и туда были помещены мощи московских святителей – Петра, Киприана, Фотия и Ионы. 20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Собор часто страдал от пожаров. Уже в 1493 г. собор дважды зажгла молния. И в конце XV века великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Семен Толбузин, за приличную для того времени сумму в 10 рублей в месяц, уговорил приехать в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти. В Москву Фиораванти прибыл в апреле 1475 года и сразу же по прибытии взялся за дело. Надо сказать, что в русских летописях сохранилось очень подробное описание строительства Успенского собора. Так, сообщается, что итальянский мастер велел «изнова рвы копати», глубже, чем русские мастера, забил в них дубовые сваи. В летописях также есть упоминание о том, что Аристотель применял при постройке «колеса» (блоки), в результате чего «вверх камение не ношаше, но ужищем цепляше и възвлекаше, и верху цепляше малые колесца, еже плотники векшою зовут, еже им на избы землю волочать, и чюдно видети». Здесь, в 1498 году, Иван III короновал великим князем внука Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки), в обход своего старшего сына Василия, от Софьи Палеолог. Хотя впоследствии, в самом начале XVI века, Иван III и отстранил Дмитрия от политической жизни, склонившись в пользу Василия, однако разработанный в 1498 году, по византийскому образцу пышный ритуал коронации продолжал существовать, а в дальнейшем лег в основу коронации Ивана IV, в 1547 году, царским венцом.

Первые земельные вклады в Успенский собор восходят к концу XV века, когда его земли начали отделяться от земель митрополичьей кафедры. В 1486 году, накануне своей смерти, верейский князь Михаил Андреевич дал «к Пречистой соборной церкви на Москву, протопопу и священником, в Ерославском уезде, свое село Татаренки в Заечкове со всем, что к тому селу исъстарины потягло по своей души, после своего живота». Интересно, что этот вклад был условным – оговаривалось, что если бы Великому Князю потребовалось это сельцо, то он мог забрать его себе, дав протопопу и священникам Успенского собора за него 60 рублей. Помимо прямых земельных вкладов собору жертвовали и деньги, с условием покупки на них земли.

В начале XVII века продолжился рост вотчин Успенского собора, и в 1630-х годах размер достиг максимума. Земельные владения собора были наделены значительными льготами. Первая жалованная грамота была дана еще в 1575 году Иваном Грозным. Борис Годунов, в 1598 году, дал новую жалованную грамоту.

В 1605 году восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца Лжедмитрия I, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор «со оружием и дреколием», как вспоминал впоследствии патриарх Иов, прервали богослужение и «извлекши его из алтаря, по церкви и по площади таская позорища многими позоры». Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство, 21 июля 1605 года, патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку.

После избрания в 1606 году, на Красной площади, Василия Шуйского его сторонниками царем, он отправился в Успенский собор, где дал «крестоцеловальную запись» в том, что при нем не будет нарушений феодальной законности, совершавшихся при Грозном и Годунове. Другое шумное церковное выступление было организовано в Успенском соборе в связи с затянувшейся осадой Калуги, где укрылся после отступления от Москвы, с остатками своего войска, Болотников. Исход борьбы был еще неясен, и в Успенском соборе, в присутствии царя, патриарха Гермогена, царского двора, и московских жителей специально привезенный из Старицы, бывший патриарх Иов освободил москвичей от прежних клятв, в том числе «царю Дмитрию», под лозунгом которого развивалось восстание. Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 годах.

В 1624 году, угрожавшие падением своды собора были разобраны «до единого кирпича» и вновь сложены, с учетом образовавшихся в верхнем ярусе деформаций по измененному рисунку («вспарушенной» конфигурации), с армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

Начиная с XVII века точно известен состав причта собора. Так, в 1627 году причт составляли: протопоп, протодьякон, два ключаря, 5 попов, 5 дьяконов и 2 пономаря. (Для сравнения: причт Архангельского собора состоял из 14 священников, Благовещенского – из 11-ти). Из патриаршего казенного приказа выдавались свечи и церковное вино. Причем до 1675 года свечные огарки поступали в пользу причта, но после стали отдаваться назад, в патриарший казенный приказ, где их перетапливали на свечи.

В 1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим, дошедшим до нас, образцом фресковой живописи на территории Кремля. Кроме того, в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами. В 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века западная стена собора находилась в аварийном состоянии. Собор из противоаварийных соображений был связан в уровне пять сводов дополнительными связями.


В XVII веке (а вероятно и ранее), дворы Успенских соборян были расположены в Кремле около Тайницких ворот. Земля, на которой были расположены дворы богородицких священнослужителей, принадлежала Успенскому собору, но сами строения, дворы, составляли частную собственность, принадлежали тем, кто там жил. С 1654 году дворы Успенских соборян были «обелены» (освобождены от налогов), но в начале XVIII века Петр I, несмотря на свою жалованною грамоту, взимал с дворов «банные» деньги, в размере 1 рубля с каждой бани.

В 1721 году вместо единого патриарха во главе русской церкви была поставлена коллегия духовных сановников. Ближайшее заведование Успенским собором и его духовенством принадлежало московской Синодальной Конторе, начало которой, как самостоятельного учреждения, было положено указом Петра I от 19 января 1722 года. 24 мая 1721 года Синод издал указ о том, чтобы «в Москве к соборным и знатным приходским церквам» рукополагать в священники и дьяконы учеников московских «Славено-Латинска диалекта школ». От духовного лица, которое хотело сделаться протодьяконом Успенского собора, кроме того требовалось «громогласие». Для того чтобы избрать вполне достойного протодьякона, отличающегося «громогласием» иногда устраивали состязание между несколькими кандидатами в церкви двенадцати апостолов.


Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября 1812 года, в самый день вступления французов в Москву, и продолжавшийся до 8 сентября, истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что поселившийся в нем, со своей гвардией, Наполеон должен был на время оставить его. Раки святителей московских – Петра, Ионы и Филиппа были покрыты серебряными досками. Все это было похищено, осталась только рака святого митрополита Ионы и часть риз на иконах, находящихся на третьем ярусе иконостаса, с правой стороны. Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так, они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчовые облачения. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчовых облачений. Насколько было велико опустошение собора видно из того, что на его возобновление издержано было 192 135 рублей 54 копейки.

Собор был отреставрирован и заново освящён 30 августа 1813 года, епископом Дмитровским Августином (Виноградским). 2-го февраля 1818 года для Успенского собора были установлены новые штаты, по которым священно- и церковно-служители стали получать следующее содержание: протопресвитер – 2000 рублей, сакелларии по 950 рублей, четыре пресвитера по 850 рублей, протодьякон 1000 рублей, 4 дьякона по 750 рублей, псаломщики и пономари по 150 рублей. В 1822 году император Александр I даровал некоторым служителям дополнительное содержание: сакеллариям «как хранителям Ризы Господней и святыни собора вообще» и двум пресвитерам, приставленным к мощам святого Петра митрополита – по 250 рублей, псаломщикам и пономарям по 150 рублей.


Первым старостой Успенского собора 29 января 1817 года, стал московский, 2-й гильдии, купец Сергей Федорович Болдырев. В обязанности старост входило заведование церковным хозяйством собора совместно с сакеллариями, под высшим наблюдением протопресвитера.

Коронация Николая II 14 мая 1896 года оказалась последней коронацией в Успенском соборе.

В конце XIX - начале XX века была произведена реставрация Успенского собора. Новые откосы, чтобы меньше повредить роспись стен, делались не каменными, а алебастровыми по проволочной сетке. По найденным остаткам восстановлены валики окон второго яруса, а по аналогии – и окон абсид. Восстановлены и валики окон малых барабанов, но здесь, из-за малой толщины стенок, не перелицовывали кладку, а сделали профиль только из штукатурки. Много споров вызвал вопрос о покрытиях собора. Открылись замки сводов в виде больших каменных плит с углублением посередине для установки креста, а на расстоянии около 3 аршинов от вершины, в кладке обнаружены железные ушки, для растяжек к нему. Другие возражали, что должны были быть деревянные журавцы, поскольку в летописях есть упоминания о пожарах, начинавшихся с глав. 15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви.


Новая эпоха в жизни памятника началась с революционных событий в Кремле произошедших второго ноября 1917 года. Успенский собор, как и некоторые другие кремлевские здания, был поврежден при артобстреле: пострадали центральная, юго-западная и юго-восточная главы. 20 ноября 1918 года собор был обследован архитектором Московского дворцового управления, академиком И.В. Рыльским, а сметы на реставрацию составлены архитектором В. Марковниковым. Одна из пояснительных записок, относящихся к реставрационным работам в Кремле, сообщает, что «работами 1917- 1918 годов было почти все исправлено, и сейчас трудно уловить уже, что Кремль обстреливался».

Успенский собор был закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР. Последняя, перед закрытием храма, служба была совершена на Пасху 1918 года – 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии – епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. В период конца 10-х - начала 20-х годов XX века были произведены реставрации и раскрытия многих древних икон.

На протяжении 1930 -1940-х годов, из Успенского собора и других памятников Кремля, прежде всего, упраздненных, продолжалась выдача предметов, главным образом, из драгоценных и цветных металлов, в Госфонд, Рудметаллторг, Антиквариат (только за 1930 год было сдано 1219 предметов). Состояние собора резко ухудшилось, протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи. Лишь в 1946 году начались систематические работы по укреплению икон и фресок в соборе. Обследование стенописи в интерьере собора показало, что в центральном барабане пробоина (1917 г) не была оштукатурена, часть росписей была расчищена и вновь записана в 1914-1917 годах (северный неф). В южном нефе закончены главы и своды, а на стене и столбах живопись была лишь расчищена. Комиссия приняла решение провести только консервационные работы, при которых вся поверхность настенной живописи была укреплена, промыта и приведена в экспозиционный вид. Одновременно был поставлен вопрос о необходимости восстановить отопление и электроосвещение в соборе, что было сделано лишь в 1949-1950 годах.

В 1954 году, после долгого перерыва, организуются экскурсии в только что отреставрированные Успенский (экскурсовод Н.В. Гордеев) и Благовещенский (экскурсовод Е.И. Сергеева) соборы, а с 20 июня 1955 года Кремль открывается для свободного доступа посетителей. В феврале 1960 года он был передан в ведение Министерства культуры СССР.

В 70-х годах начинается комплексное исследование памятника на основе программы, утвержденной Ученым советом Музеев Кремля еще в сентябре 1964 года. Оно предусматривало выяснение технического состояния ограждающих конструкций здания, его фундаментов, сводов, подпружных арок и связей, а также причин, вызывающих повышенную влажность и засоленность кладки, что вызывает повреждение и разрушение стенописи в соборе. В течение 1974-1976 годов, была проведена цементация фундамента по периметру здания и у восточных пилонов, для предотвращения его осадки. Новая система кондиционирования воздуха обеспечила поддержание стабильных параметров температуры и влажности в соборе, необходимых для создания оптимальных условий сохранения памятников в его интерьере.

Успенский собор сегодня - величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники поражаются величеством и высотою, светлостью и пространством собора.

Фасады собора делятся лопатками на равные части: северный и южный – на четыре, западный и восточный – на три. Верхний ряд окон сильно поднят и частично захватывает поле закомар. Наиболее ответственные элементы здания – подпружные арки, своды и барабаны сложены из кирпича (карнизы белокаменные). Размер фиоравантиевского кирпича (28х16х7 см). Стены и своды над западной папертью сложены из другого, большемерного кирпича (30х14,5х8 см, а также 22х11х5 см). Возможно, они сложены позднее. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Нижний свет Успенского собора состоит сейчас из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий. Новым, в композиции Успенского собора, было, также, применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи, а со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом.


Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод. Своды Успенского собора представляют особый интерес – двенадцать равновеликих частей были перекрыты: пять – барабанами, семь – крестовыми сводами. В архитектуре великокняжеской Москвы, крестовые своды были применены Аристотелем, по-видимому, впервые, хотя домонгольская Русь их знала. Как средний, так и угловые барабаны, в соборе, расположены над одинаковыми по размерам ячейками и поставлены на одной высоте, причем восточные отчленены иконостасом. Прием взят из композиции крестово-купольного храма. Диаметр же центрального барабана, приблизительно на метр, превышает диаметр отверстия, на котором высится глава. Несмотря на все проблемы, здание удалось построить так, что в нем преобладает ощущение цельности внутреннего пространства, не разгороженного, а лишь архитектурно расчлененного, широко расставленными стройными круглыми столбами.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля - изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 годов (над ними работала группа из 150 художников, во главе с царскими изографами – Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым), и грандиозный иконостас 1653 года, созданный по инициативе Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII веков, в Успенском соборе, является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов, в период собирания русских земель. Особенно интересна огромная композиция «Страшный суд», помещенная на западной стене собора.

Царское моленное место – Мономахов трон, было создано в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. Квадратное в плане сооружение, со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчано затейливым шатром, с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах, на стенках, иллюстрировано «Сказание о Князьях Владимирских», повествующее о привозе, на Русь, царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен святой Петр, и до 1700 года, собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви – митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках - мощехранительницах. Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон – является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Успенский собор возведен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти на месте двух более древних храмов.

Все этапы строительства главного храма государства с большой полнотой отражены в летописях. За образец итальянскому зодчему было предложено взять Успенский собор города Владимира - пятиглавый крестово-купольный храм XII века. Выполняя заказ, Аристотель Фиораванти повторил в своей постройке наиболее существенные черты прославленного образца, но при этом сумел творчески соединить их с ренессансным пониманием архитектурного пространства.

Московский Успенский собор - огромное шестистолпное здание с пятью абсидами и пятью куполами. Оно стоит на высоком мощном цоколе, значительная часть которого скрыта сейчас под насыпью Соборной площади. Здание перекрыто системой арок и крестовых сводов, опирающихся в одном уровне на столбы и внутренние лопатки. Выстроен собор из хорошо отесанных блоков белого камня с забутовкой внутри кладки. Своды, барабаны, столбы и алтарная преграда выполнены из кирпича.

План собора представляет собой 12 одинаковых квадратов по четыре в каждом нефе. Это обусловило главную типологическую особенность храма, о которой в летописи сказано: “ обложи же церковь продолговату полатным образом”. Равномерная расстановка столбов, членящих пространство на одинаковые ячейки, является едва ли не основной его характеристикой. Отсутствие хор, нивелировка центрального подкупольного пространства усиливают впечатление обширности, “зальности” интерьера. Диаметр центрального барабана на 3 метра больше угловых. Его тонкие, выложенные в два кирпича стены поставлены на внешние периметры столбов. Все вертикальные членения фасада одинаковы по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты.

Новым в композиции Успенского собора было также применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи и со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом. Здание не имеет венчающего карниза, а фасады членятся аркатурным поясом.

В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения. Фиораванти создал произведение, близкое ему по духу своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм. При этом традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях.

На протяжении четырех столетий собор был главным храмом России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Сегодня собор, в котором сохраняется усыпальница глав русской церкви, древняя стенопись, уникальное собрание икон, является одним из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Два древних храма - предшественника Успенского собора

Еще в 1327 году во времена Ивана Калиты и митрополита Петра на месте Успенского собора был построен первый белокаменный храм Успения Богоматери. По мнению исследователей, это был одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами, тремя притворами и тремя приделами. Придел Дмитрия Солунского был, вероятно, изначальным и находился у южной алтарной стены. Второй придел, носивший название “Поклонение веригам апостола Петра”, был построен в 1329 году. Третий - основан митрополитом Ионой в 1459 году и посвящен празднику “Похвалы Богородицы” в благодарность за избавление Руси от нашествия татарского хана Седи-Ахмета. Простоял собор почти сто сорок пять лет и был неразрывно связан с жизнью Москвы. В соборе венчались на престол великие князья, поставлялись митрополиты, провозглашались главные государственные акты. В нем торжественным молебном было отмечено триумфальное возвращение Дмитрия Донского и русского войска с поля Куликова.

К концу XV века ветхий и тесный собор уже не отвечал возросшему значению Москвы - столицы государства. В 1472 году с возведения нового Успенского собора была начата коренная перестройка Кремля. Строительство возглавили московские мастера Кривцов и Мышкин. К маю 1474 года здание, возводимое по образцу Успенского собора города Владимира, поднялось до уровня сводов, но неожиданно рухнуло. Причиной тому было землетрясение, плохое качество раствора, просчеты в конструкции стен и сводов.

После этого великий московский князь Иван III для осуществления своего грандиозного замысла по перестройке Московского Кремля решил пригласить известных всей Европе итальянских зодчих. 26 марта 1475 года в Москву прибыл Аристотель Фиораванти и возглавил строительство главного храма Русского государства.

Этапы строительства главного храма государства

Аристотель Фиораванти прежде всего разобрал собор 1472-1474 годов. Для сноса стен были сделаны специальные стенобитные машины. Чтобы облегчить разборку, остатки стен обложили поленьями и подожгли. Обожженный известняк потерял прочность и стал крошиться. Быстрота расчистки поразила москвичей: “еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили”. Наблюдательный автор летописи отметил также, что рвы под фундамент Аристотель указал копать глубже, да еще забил во рвы дубовые сваи, засыпал камнем и залил известью. Такой фундамент должен был стать надежной основой для грандиозного храма.

Уже в первое лето Фиораванти вывел новую постройку из земли и заложил внутри храма четыре круглых столба, а в алтаре два крадратных. В сентябре Аристотель был послан во Владимир для изучения образца - Успенского собора XII века. По всей вероятности, он увидел что-то близкое: ведь у истоков зодчества Владимирской земли стояли романские мастера, артели которых строили и на Западе, и на Руси.

Внимательно следя за ходом работ по возведению нового храма, летопись отмечает и густую известь, и смешанную технику постройки, и то, что своды церкви были выложены в один кирпич, и железные связи вместо дубовых балок. Не упустил летописец и того, что иностранный архитектор делал все “в кружало да в правило”, то есть циркулем и линейкой проверял правильность выстроенных частей здания. В 1479 году строительство было окончено, и новый храм торжественно освятили.

Похожие статьи