Гражданин – это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин рассматривает свои права как обязанности и наоборот.
Гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству или устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно Конституции РФ гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ нельзя лишать гражданства или права изменить его. Отношения гражданства регулируются законом «О гражданстве в Российской Федерации».
Гражданин РФ имеет возможность принимать участие в общественных и государственных делах, в решении жизненно важных для себя проблем, используя политические права и свободы, закрепленные в Конституции России. К ним относятся право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право равного доступа к государственной службе. Реализуя эти права, гражданин РФ, достигший определённого возраста, может стать членом законодательных органов как местного, так и федерального значения, может стать служащим государственного аппарата и т. д.
Каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может подавать индивидуально или коллективно обращения или петиции в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по усовершенствованию законодательства.
Важнейшими политическими правами граждан РФ являются: право на свободу мысли и слова; право объединяться в общественные организации; право собираться мирно, без оружия; проводить митинги и демонстрации.
Осуществляя свои политические права и свободы, российский гражданин имеет возможность оказывать реальное влияние на принятие решений властью, активно участвовать в политической жизни страны
Выборы, референдум.
Термин "избирательное право” обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет. Избиратель имеет активное избирательное право, т.е. имеет право избирать. А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в Гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет. Ценз – условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав. При выборах в Гос. думу и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют законность, подсчитывают голоса - избирательные комиссии. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании . Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе периодические, т.е. выбираются лица на 2-4 года. Демократические выборы представительные и окончательные, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону.
Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношен ия на основе правоспособности и дееспособности гражданина
- Правоспособность - возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.
- Дееспособность - способность приобретать и осуществлять гражданские права. До 18 лет человек обладает неполной (частичной) дееспособностью. С 18 лет наступает полная реализация дееспособности.
Каждый гражданин имеет права:
Политические,
Гражданские,
Социальные,
Экономические
Культурные.
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод личности, создает условия для их реального воплощения в жизнь.
Наряду с правами, каждый гражданин имеет своиобязанности
Он должен:
Исполнять законы и нормы, установленные государством,
Не нарушать интересы субъектов права и законов,
Не причинять вред здоровью других людей, окружающей природной среде,
Стоять на защите общества и государства
В свою очередь, государство обязуется быть ответственным перед гражданином в лице своих органов и должностных лиц, защищать права и свободы граждан на территории государства и вне его пределов.
Типы участия личности в политике :
- полностью бессознательное - напр. поведение человека в толпе;
- полусознательное - политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном
подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения во мнениях с ней;
- сознательное участие - способность изменить свою роль и свое положение в соответствии со своим
сознанием и волей.
Мотивы и факторы участия в политике :
Стремление защитить интересы др. граждан;
Обеспечение справедливости для всех;
Содействовать решению проблем государства и общества;
Эгоистические цели (личные: престиж, карьера и т.п.);
Неосознанные мотивы.
Причины пассивности или неучастия в политике :
Отсутствие вознаграждения (нет выгоды, не окупаемость затрат и т.п.);
Слабая теоретическая подготовка (не знание законодательства, теории государства и права);
Распространенное мнение: «Один в поле не воин», «А что я могу сделать?» и т.п.;
Факторы, влияющие на уровень политической деятельности :
Состояние экономики страны (подъем экономики ведет к спаду политической активности);
Тип политического режима в стране;
Существующая идеология в стране;
Уровень культуры общества и самой личности;
Личные взгляды, убеждения и ценности человека; Закон "О гражданстве Российской Федерации" (извлечение)
№3
Билет № 12
1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.
Социальная сфера - совокупность социальной связи, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.
Социальная связь - факты, обусловливающие совместную деятельность в определенных условиях.
Социальное взаимодействие - взаимодействие людей в процессе общения.
Социальные отношения - установление связи между людьми, социальными группами.
Социальная группа по численности может быть большой и малой, по характеру взаимоотношений - первичной и вторичной, по способу организации - формальной и неформальной, по количеству ценностей - односторонней и многосторонней.
Социальные нормы - общие правила регулирования отношений людей в обществе. Среди них выделяют:
- обычаи (традиции, обряды) - исторически сложившиеся образцы и правила поведения;
- правовые нормы - нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, где четко описаны границы поведения и наказания;
- моральные нормы - духовно-нравственные ценности;
- политические нормы - нормы, регулирующие отношения между личностью и властью, между социальными группами;
- религиозные нормы - нормы морали, поддерживаемые сознанием верующих и религиозной верой;
- эстетические нормы - представления о прекрасном и безобразном;
- правила этикета - образцы правильного поведения и общения;
Социальная политика - это регулирование государством социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.
Субъекты социальной политики :
Государство
Гражданское общество
Основные направления социальной политики :
Предоставление трудоспособным гражданам возможностей для труда или занятия предпринимательской деятельностью;
Обеспечение соц. гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных слоев населения (гос. пенсии и социальные пособия)
Гос. поддержка семьи, материнства, детства
Охрана труда и здоровья людей
Установление гарантированного минимума заработной платы
Улучшение демографической ситуации в стране
Развитие социальной структуры.
В Конституции РФ указано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В России программа социальных реформ.
Основными задачами провозглашены:
Улучшение материального положения и условий жизни людей;
Обеспечение эффективной занятости населения;
Реализация прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры;
Улучшение демографической ситуации в стране; - развитие социальной инфраструктуры.
Закон "О государственной социальной помощи" (извлечение)
Политическое участие - совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства. В демократических странах возможности политического участия шире. В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.
Можно выделить формы (уровни) политического участия:
- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример - недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
- деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности - в дни выборов;
- участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
- выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
- профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.
Можно выделить основные способы политического участия:
- митинг - собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
- пикетирование - собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
- шествие - передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
- обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
- участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны.
В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм - проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс.
Каждый гражданин может оказывать влияние на политический процесс в своей стране. Для этого необходимы такие факторы как культура демократии и политическая сознательность личности.
Участие граждан в политической жизни
Именно непосредственное участие граждан в политической жизни государства является важной основой формирования политических процессов.
Зачастую гражданская политическая жизнь неустойчива, в разные периоды она обладает разной динамикой. Это обусловлено тем, что в ней принимают участия самые разные слои населения.
Подобная социальная дифференциация порождает деятельность различных социально - политических сил, в частности политических партий и организаций.
Политический процесс
Политический процесс – это система политических состояний и событий, изменения в которой происходят ха счет деятельности и взаимодействия отдельных субъектов политической жизни.
Ярким примером является смена политических партий и лидеров, которые поочередно приходят к власти. По масштабам действия, политические процессы делятся на два основных вида: внешнеполитические и внутриполитические.
Внутриполитические процессы могут происходить как на общегосударственном, так и на региональном уровне.
Политическое участие
Политическое участие является действиями гражданина, главной целью которых является получение возможности влияния на реализацию и принятие государственных решений, а также на выбор представителей в государственных институтах власти. Это понятие характеризует степень вовлеченности граждан в политический процесс.
В правовом государстве политическое участие представляет собой право гражданина избирать и быть избранным в органы власти, право объединения в общественные организации, право на демонстрации и митинги, право доступа к государственным службам и должностным лицам, право свободного обращения в государственные органы.
Политическая культура
Политическая культура – это понятие, которое состоит из трех составляющих: разносторонние политические взгляды гражданина, ориентация на духовные ценности демократичного общества, владение обществом права на политическое воздействие.
Политические знания представляют собой систему знаний о политических идеологиях, формах государства, о институтах власти, а также о методах реализации их функций. Политическая культура не может существовать без определенных политических знаний.
Политические знания порождают следующую ступень правовой культуры – духовную ориентацию общества. Каждый член социума решает, какой вид государственного управления или политическая идеология подходит его мировоззрению.
Гражданин, имеющий духовную ориентацию, основанную на политических знаниях, может активно и беспрепятственно участвовать в политическом процессе.
Политическое участие в общем смысле - это групповые или частные действия, имеющие целью повлиять на власть, какого бы уровня она ни была. На современном этапе это явление рассматривают как сложное и многомерное. Оно включает в себя большое количество приемов, помогающих оказывать влияние на власть. Участие граждан в степень активности зависят от факторов социального, психологического, культурно-исторического, экономического и другого характера. Индивид реализует его, когда вступает в формальные, упорядоченные отношения с разными группами или с другими людьми.
Политическое участие бывает трех видов:
- неосознанное (несвободное), то есть то, которое основывается на принуждении, на обычае или на спонтанном действии;
- сознательное, но тоже несвободное, когда человек вынужден осмысленно следовать каким-то регламентам, нормам;
- сознательное и одновременно свободное, то есть индивид способен сделать выбор самостоятельно, расширяя тем самым пределы собственных возможностей в мире политики.
Сидней Верба и создали свою теоретическую модель участие первого типа они называют парокиальным, то есть таким, которое ограничено элементарными интересами; второго типа - подданническим, а третьего - партиципаторным. Также эти ученые выделили переходные формы активности, в которых сочетаются черты двух граничащих типов.
Политическое участие и его формы постоянно эволюционируют. Совершенствуются его старые виды и возникают новые в ходе любого социально-исторического процесса, имеющего значения. Особенно это касается переходных моментов, например, к республике от монархии, к многопартийности от отсутствия подобных организаций, к независимости от положения колонии, к демократии от авторитаризма и т. д. В 18-19 веках на фоне всеобщей модернизации происходило и расширение политического участия разными группами и категориями населения.
Так как активность людей определяется многими факторами, то и единой классификации ее форм не существует. Одна из них предлагает рассматривать политическое участие по следующим показателям:
- легитимное (выборы, петиции, демонстрации и митинги, согласованные с властями) и нелегитимное (терроризм, переворот, восстание или другие формы неповиновения граждан);
- институционализированное (участие в работе партии, голосование) и неинституционализированное (группировки, которые имеют политические цели и не признаны законом, массовые волнения);
- имеющие местный характер и общенациональный.
Типологизация может иметь и иные варианты. Но в любом случае она должна соответствовать следующим критериям:
Политическое участие должно проявиться в виде конкретного акта, а не просто на уровне эмоций;
Оно должно быть добровольным (исключение составляют служба в армии, уплата налогов или праздничная демонстрация при тоталитаризме);
Также оно должно завершиться реальным выбором, то есть быть не фиктивным, а действительным.
Некоторые ученые, в том числе Липсет и Хантингтон, считают, что на тип участия непосредственное влияние оказывает тип политического режима. Например, при демократическом устройстве оно происходит добровольно и автономно. А при участие мобилизованное, принудительное, когда массы привлекаются только символически, для имитации поддержки власти. Некоторые формы активности могут даже искажать психологию групп и индивидов. Ярким свидетельством этого служит фашизм и разновидности тоталитаризма.