Акционерные общества со 100 государственным участием. Вопрос. Акционерные общества с участием государственного капитала. Золотая акция. Институт государственных представителей

15.12.2021

Наряду с юридическими и физическими лицами акционером российских акционерных обществ может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:

· при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

· при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);

· при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами. Общим правилом является то, что законом РФ «Об акционерных обществах» не разрешено государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также деятельность таких акционерных обществ, в которых более 25% закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых закреплено специальное право государства в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), регулируются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:

· акционерные общества, в которых до 100% капитала принадлежит государству;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит «золотая акция»;

· акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

· акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

Создание акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом призвано решить задачу полной зависимости юридического лица от структур государственного управления, недопущения влияния и утечки информации вне его при одновременной достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности для достижения коммерческих и иных целей. Основные причины образования акционерных обществ с тем или иным процентным участием государства в его капитале:

· акционерная форма дает возможность в перспективе без каких-либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для полной или частичной приватизации таких акционерных обществ и привлечения дополнительных инвестиций с рынка, а не из государственного бюджета;

· форма акционерных обществ по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. В акционерном обществе с любым процентом участия государства в его капитале, даже со 100%-ным, формальным собственником имущества выступает само акционерное общество, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием высокой коммерциализации его деятельности;

· акционирование предполагает преобразование ранее существовавших организационных структур и компетенции органов управления юридическим лицом.

Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются положением «О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими («золотой акции»)». Данное положение регламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или «золотая акция». Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.

В соответствии с положением представителями государства в акционерных обществах могут быть: государственные служащие; сотрудники Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; иные граждане РФ (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) на основании договоров, заключаемых в установленном порядке.

В акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права государства («золотой акции») согласно положению, представителями государства могут быть исключительно государственные служащие.

Разработка эффективной системы управления государственными пакетами акций является частью общей проблемы организации управления государственной собственностью, одной из самых актуальных для России в сложившихся условиях перехода к новой социально-экономической системе.

Одна из основных функций АО с государственным пакетом акций - устойчивое получение доходов государством в форме дивидендов. От большинства АО государство получает дивиденды в мизерных размерах. Такую дивидендную политику нельзя признать удовлетворительной.

В настоящее время управление государственной собственностью в хозяйственных обществах и товариществах осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Минимущество России, Российский Фонд федерального имущества (РФФИ), а также отраслевые министерства и ведомства. Функции управления каждого из отмеченных органов определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Анализ функций управления государственным имуществом показывает, что они являются лишь фрагментами подлинного менеджмента управления государственной собственностью. Процесс управления государственной собственностью в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом требует четкой координации между высшими органами власти, они же выполняют в основном функции по управлению процессом приватизации.

Для управления собственностью в ОАО с государственным капиталом государство использует институт своих представителей. Представители из числа государственных служащих назначаются по решению Президента, Правительства Российской Федерации или представительных государственных органов. В настоящее время в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом занято около 2000 государственных представителей, в том числе 99% из них - государственные служащие. Это работники отраслевых министерств и ведомств, их территориальных органов, сотрудники Минимущества РФ, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ), Минфина РФ и РФФИ. Существующий порядок назначения государственных представителей из числа служащих не предусматривает эффективных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом управления конкретного объекта собственности, ответственности за результаты управления, мотивации их труда. Действующей системой не предусмотрена обязательная практика постановки четких задач перед государственными представителями, закрепленная в договорах программы мероприятий по реализации этих задач.

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • "Золотая акция";
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует "золотую акцию" или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или "золотая акция". Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно - управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о "Об акционерных обществах", ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с "Законом о приватизации", использование государством "золотой акции" обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, "золотая акция" применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия "золотой акции", то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или "золотая акция". Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

6. Акционерное общество

Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества
1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
2. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 98. Образование акционерного общества

1. Учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме.
2. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
3. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.
Устав акционерного общества помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.

4. Порядок совершения иных действий по созданию акционерного общества, в том числе компетенция учредительного собрания, определяется законом об акционерных обществах.
5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
6. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.
Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Статья 99. Уставный капитал акционерного общества
1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.
2. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу.
3. Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей.
4. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (пункт 1 настоящей статьи), общество подлежит ликвидации.
5. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.

Статья 100. Увеличение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
2. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
3. В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций.

Статья 101. Уменьшение уставного капитала акционерного общества
1. Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества.
Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
2. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.

Статья 102. Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
1. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов.
2. Акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
3. Акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:
до полной оплаты всего уставного капитала;
если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Статья 103. Управление в акционерном обществе

1. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
1) изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала;
2) избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
5) решение о реорганизации или ликвидации общества.
Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

2. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет).

В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.
3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
4. Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об акционерных обществах и уставом общества.
5. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 статьи 97 настоящего Кодекса, должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества
1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

---
Гражданский кодекс Российской Федерации
(части первая, вторая и третья)
(с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)

Являемся непубличным акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит муниципальному образованию. Согласно ч. 3. ст.77 Федерального закона №208-ФЗ "Об акционерных обществах", в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. Уполномоченным органом является ФАУГИ Росимущество. На сегодняшний день у нас возник спор с собственником имущества общества, т.е. с муниципальным образованием в лице местной администрации, представители которой утверждают, что Росимущество распоряжается только федеральным имуществом и мы, как муниципалы, не обязаны направлять им решение совета директоров об определении цены (денежной оценки) имущества общества. Кто прав, должны ли направлять сведения в Росимущество или данный вопрос решается только на местном уровне.

Ответ

Муниципальное образование, при наличии оснований предусмотренных ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, также обязано уведомлять Росимущество о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.

Таким образом, муниципальное образование, при наличии оснований предусмотренных ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, также обязано уведомлять Росимущество о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов. Данный вывод подтверждает и судебная практика - см. Постановление ФАС ПО от 21.09.2010 № , Постановление 18 ААС от 21.10.2013 № , Постановление 7 ААС от 08.06.2009 № А67-6773/2008 .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«Если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций АО является государство (муниципальное образование), необходимо соблюдать ряд дополнительных требований.

В частности, когда совет директоров принимает решение об определении цены имущества, он должен уведомить об этом уполномоченный государственный орган.

Уполномоченным государственным органом выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ( «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).

Ему нужно предоставить следующие документы ( «Об акционерных обществах»; далее - Закон об АО):*

  • копию решения совета директоров об определении цены имущества;
  • копию отчета оценщика об оценке в случае, если привлекался оценщик;
  • иные документы (или их копии), содержащие информацию об определении цены имущества, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентом общества, в случае, если оценщик не привлекался.

Документы лучше направлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это позволит подтвердить (при необходимости) тот факт, что общество направило именно эти документы, и они были доставлены адресату.

ФАУГИ в течение 20 дней с даты получения документов рассматривает их и проверяет ():

  • решение совета директоров об определении цены имущества - на соответствие сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты;
  • отчет об оценке, подготовленный оценщиком (если оценщик все же привлекался), - на соответствие стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.

По результату проверки ФАУГИ может вынести мотивированное заключение, которое фактически означает неодобрение цены.

Мотивированное заключение будет направлено в общество, если оценку имущества произвел совет директоров без привлечения оценщика и ФАУГИ приняло решение о том, что эта цена не соответствует сложившимся рыночным ценам на аналогичное имущество. В таком случае совет директоров должен принять решение об отказе от совершения сделки или решение о привлечении оценщика для определения цены имущества.

Мотивированное заключение будет направлено в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО), если при оценке имущества общество все же привлекало оценщика, но ФАУГИ приняло решение о несоответствии отчета оценщика стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Мотивированное заключение направляется в соответствующее СРО для того, чтобы она провела экспертизу отчета оценщика. В общество направляется уведомление об этом, а также предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров на срок проведения экспертизы и копия мотивированного заключения. В таком случае СРО в течение 20 дней с даты получения заключения должно провести экспертизу и по ее итогам направить заключение в ФАУГИ и общество. Если по итогам экспертизы СРО направит отрицательное заключение, цена объектов, определенная советом директоров, признается недостоверной. ФАУГИ вправе оспорить результаты экспертизы в суде.

Мотивированное заключение ФАУГИ можно оспорить в суде.

Если ФАУГИ в течение 20 дней не направит мотивированное заключение, цена имущества признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки.

Таким образом, совершать сделку до истечения указанного срока (с учетом срока доставки письма в общество) рискованно, так как если после этого придет мотивированное заключение, ФАУГИ сможет оспорить сделку в суде.

Право оспорить сделку ФАУГИ будет иметь также в том случае, когда общество вообще не направит уведомление ().

Это не значит, что ФАУГИ так и сделает, но нужно иметь в виду, что это может произойти».

<…>

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07-03-2000 195 О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В... Актуально в 2018 году

Порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций закреплено в федеральной собственности

12. В случае если 100 процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций данного общества закреплено в федеральной собственности, решением общего собрания акционеров является решение (распоряжение) министерства, а в случае передачи 100 процентов этих акций Российскому фонду федерального имущества для продажи - решение (распоряжение) Российского фонда федерального имущества, согласованное с министерством.

13. Формирование совета директоров осуществляется министерством на основании предложений федерального органа исполнительной власти. Позиция министерства по иным вопросам, в том числе по вопросу формирования ревизионной комиссии, определяется на основании предложений федерального органа исполнительной власти.

14. Не позднее чем за 15 дней (а если акции переданы для продажи в Российский фонд федерального имущества - не позднее чем за 20 дней) до даты проведения заседания совета директоров, а в случае если уведомление о проведении заседания получено представителями Российской Федерации после указанного срока - в течение одного дня, представители Российской Федерации направляют в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и совместно выработанные ими предложения по голосованию с отражением при необходимости позиции каждого из них.

Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16 и 17 статьи Федерального закона "Об акционерных обществах", отнесенным к исключительной компетенции совета директоров.

На основании полученных от представителей Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителям Российской Федерации письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров.

15. В случае если находящиеся в федеральной собственности акции переданы в установленном порядке для продажи в Российский фонд федерального имущества, последний осуществляет по согласованию с министерством полномочия акционера в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства. Порядок согласования определяется министерством и Российским фондом федерального имущества. Федеральный орган исполнительной власти, представители Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии акционерного общества взаимодействуют с Российским фондом федерального имущества в порядке, установленном пунктами 13 и 14 настоящего Положения для министерства.

Похожие статьи