Успенский собор калита. Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура

11.10.2019
Традиция возведения Успенских храмов на Руси началась еще в древнем Киеве: тогда наряду с храмом Святой Софии был построен и первый в новообращенной стране Успенский собор, в Киево-Печерском монастыре. По преданию, Сама Пресвятая Богородица прислала из Константинополя зодчих, дала им золото на строительство и пообещала прийти и жить в новоустроенном храме. Стольному Киеву стали подражать другие русские города. Успенские соборы появились во Владимире, Ростове, Смоленске и других княжеских центрах.

В Москве до правления Ивана Калиты главным храмом был Дмитровский собор, посвященный святому воину Димитрию Солунскому, покровителю защитников Отечества и небесному патрону владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Возможно, этот храм был репликой Дмитровского собора в стольном Владимире, хотя эту версию разделяют не все ученые.

В начале XIV века русские митрополиты предпочитали проживать уже не в Киеве, а во Владимире. Однако владимирский князь невзлюбил тогдашнего митрополита - святителя Петра. С князем же московским Иваном Калитой у святителя, напротив, сложились добрые отношения. И когда митрополит Петр приехал в Москву на похороны старшего брата Ивана Калиты, убитого в Орде, князь пригласил его остаться в Москве навсегда. Святитель принял приглашение в 1325 году. А его преемники уже сразу приезжали на жительство в Москву, которая таким образом и стала de facto церковной столицей Руси.

Митрополит Петр тогда же уговорил московского князя построить Успенский собор по образцу владимирского, желая, чтобы главным храмом Москвы стал собор, посвященный Богоматери. В августе 1326 года святитель заложил в Кремле Успенский собор. Тогда это был скромный одноглавый храм, но с ним Москва предстала наследницей древнего Владимира. На следующий год после закладки собора Иван Калита получил от монгольского хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей.

Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, которые уже осмыслялись в связи с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой Софии - Премудрости Божией (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»), Бог, сотворяя человека, уже знал о его предстоящем грехопадении. По Божественному замыслу в мир для совершения искупительной жертвы должен был прийти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос - Слово Божие. Пресвятая Богородица - Мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви - мистического тела Христова. В праздник Успения Пресвятой Богородицы чествуется начало Ее прославления как Царицы Небесной, когда Божественный замысел о спасении человека совершается полностью.

Византийская традиция отождествляла Софию не с Богоматерью, а с Самим Иисусом Христом. И Софийский собор в Константинополе был посвящен Христу. Поскольку главный христианский храм и прообраз всех христианских храмов - храм Воскресения Господня в Иерусалиме был воздвигнут на месте исторических событий земной жизни Спасителя, его нельзя было повторить. Оттого обращались к богословскому истолкованию. Так в VI веке появился первый в мире храм Святой Софии в Константинополе как символ иерусалимского храма Воскресения Господня.

В России сложилась иная, Богородичная, трактовка Святой Софии. Если византийская традиция отождествляла Святую Софию с Логосом-Христом, то в России образ Софии начал восприниматься в связи с Богоматерью, через Которую осуществился Божественный замысел о Спасителе. На Руси существовало два престольных праздника Святой Софии: в Киеве - 15/28 августа, в праздник Успения Богоматери, а в Новгороде - 8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая со временем стала Матерью Иисуса Христа. Празднование же Святой Софии в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная и как Заступница рода человеческого перед небесным престолом Ее Божественного Сына.

Строительство собственно Софийных храмов было характерно только для раннего периода древнерусского зодчества X-XIII столетий. Стольные грады Киев и Новгород подражали в этом Византии. А затем укоренилась традиция строительства соборов, посвященных Пресвятой Богородицы как русскому образу Святой Софии. Так Успенский собор в Кремле стал московской Софией. В то же время он был богословским и градостроительным символом Софии константинопольской, переосмысленным в русской традиции, поскольку Москва - Третий Рим - ориентировалась и на символику Второго Рима. Москва осознавала себя домом Пречистой Богоматери с главным чертогом Ее - Успенским собором.

«Мы видим небеса!»

4 августа 1327 года Успенский собор был освящен, но святитель Петр не дожил до этого торжества. Он был похоронен в новоустроенном соборе, где еще при жизни своими руками вытесал себе гроб.

В 1329 году его преемник митрополит Феогност устроил в Успенском соборе придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра - по тезоименитству почившего святителя. В 1459 году святитель Иона устроил в Успенском соборе придел в честь Похвалы Богородицы - в благодарность за победу над татарским ханом Седи-Ахматом. Так у главного храма России появился престол в честь праздника, с которого началась история Москвы, ибо легендарная встреча князей-союзников Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича 4 апреля 1147 года состоялась в канун праздника Похвалы. А в память прежнего соборного храма Москвы в Успенском соборе освятили Дмитровский придел. (Все эти приделы были перенесены в новый храм, построенный Аристотелем Фиораванти.)

До конца XIV века главной святыней Успенского собора была Петровская икона Богоматери, написанная самим святителем Петром (ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее). А в 1395 году в Успенский собор была перенесена Владимирская икона Божией Матери, спасшая Москву от Тамерлана и ставшая на века главной святыней Русского государства.

В 1453 году пал Константинополь, и Москва стала исторической и духовной наследницей Византии. Близилось к концу татаро-монгольское иго. Иван III, объединив под властью Москвы удельные русские княжества в единое государство, решил возвести новый Успенский собор по образцу владимирского, что должно было символизировать победу Москвы.

Поначалу никто не собирался обращаться к итальянским мастерам. Строить собор предложили архитектору Василию Ермолину, первому русскому зодчему, чье имя сохранила история. Но тот отказался из-за «обидного» условия - работать вместе с другим мастером, Иваном Головой-Ховриным, и работы поручили псковским архитекторам Кривцову и Мышкину, поскольку Псков наименее пострадал от ордынского ига и в нем сохранялись опытные мастера.

Пока возводили новый храм, рядом с ним поставили деревянную церквушку, чтобы не прекращать богослужений. Именно в ней 12 ноября 1472 года Иван III обвенчался с византийской царевной Софьей Палеолог. Вскоре после этой свадьбы грянула катастрофа: в мае 1474 года почти возведенный Успенский собор рухнул. По совету жены, проживавшей до свадьбы в Италии, Иван III отправил туда своего посла Семена Толбузина с поручением подыскать знающего мастера, ибо итальянцы были лучшими в Европе строителями. Толбузин пригласил Аристотеля Фиораванти.

Уроженец Болонии, он, как говорили, получил свое прозвище за мудрость и искусность. Он умел передвигать здания, выпрямлять колокольни, и его считали архитектором, «равного которому нет во всем мире», что не помешало обвинить его (как оказалось, напрасно) в сбыте фальшивых монет. Обиженный на соотечественников, Фиораванти согласился на предложение русского посла ехать в Московию. Есть версия, что архитектор сразу предложил московскому князю уже составленный проект Успенского собора, но по настоянию митрополита все же отправился во Владимир изучать русские образцы. Ему поставили условия - создать собор исключительно в русских храмовых традициях и с применением самой передовой технологии, а главное, решить задачу, с которой не справились псковские мастера - в несколько раз увеличить внутреннее пространство Успенского собора по сравнению с прежним храмом времен Ивана Калиты.

Новый Успенский собор был заложен в 1475 году. По легенде, под ним архитектор устроил глубокий склеп, куда сложили знаменитую либерию, привезенную в Москву Софьей Палеолог (она войдет в историю как библиотека Ивана Грозного). Три храмовых придела расположились в алтарной части, сохранив свои посвящения (лишь при Петре I Петроверигский придел был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла). В Дмитровском приделе русские цари переоблачались во время венчания на престол. А в приделе Похвалы Богородицы избирали русских митрополитов и патриархов. Во второй половине XVII века Похвальский придел перенесли на самый верх, в юго-восточную главу Успенского собора, провели к нему винтовую лестницу из алтаря и служили там только на престольный праздник.

Торжественное освящение Успенского собора состоялось в августе 1479 года. На следующий год Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Эта эпоха отчасти отразилась в архитектуре Успенского собора, который стал символом Третьего Рима. Его пять мощных глав, символизирующих Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, примечательны своей шлемовидной формой. Маковица, то есть верхушка храмовой главы, символизирует пламя - горящую свечу и огненные небесные силы. В период татарского ига маковица становится похожей на воинский шлем. Это лишь несколько иной образ огня, поскольку русские воины почитали своими покровителями воинство небесное - ангельские силы под предводительством архистратига Михаила. Шлем воина, на котором часто помещался образ архистратига Михаила, и шлем-маковица русского храма сливались в единый образ.

В древности на православных храмах устанавливали греческие четырехконечные кресты: соединение четырех концов в едином центре символизировало, что высота, глубина, долгота и широта мира содержатся Божией силой. Затем появился русский восьмиконечный крест, имевший прообразом Крест Господень. По легенде, первый восьмиконечный крест Иван Грозный водрузил на центральной главе Успенского собора. С тех пор этот вид креста был принят Церковью повсеместно для установления на храмовых главах.

Идея Софии запечатлена в росписи восточного фасада, обращенного к звоннице, с фресками в нишах. На центральном месте изображена Новозаветная Троица, а в правой нише - Святая София в виде восседающего на престоле огненного Ангела с царскими регалиями и свитком. По версии современного исследователя кремлевских храмов И.Л. Бусевой-Давыдовой, так собирательно представлен образ Премудрости Божией: огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток - Божественные тайны. Семь столпов трона иллюстрируют строфу из Священного Писания: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов семь» (Притч. 9: 1). По сторонам Софии изображены крылатые Богоматерь и Иоанн Предтеча, их крылья символизируют непорочность и ангельское житие. Вопреки канонической традиции, в Успенском соборе главенствует южный фасад, обращенный к Соборной площади, тоже прославляющий Святую Софию. Над его вратами - огромный Владимирской образ Божией Матери - в честь Владимирской иконы, пребывавшей в стенах собора.

В южном портале собора установлены знаменитые Корсунские врата. Существовало предание, что их привез из Корсуни (Севастополя) святой князь Владимир. На самом же деле врата изготовлены в XVI веке, а сюжеты, вытисненные на них, посвящены рождению в мир Спасителя как воплощению Божественной Премудрости. Оттого среди изображенных персонажей - Богоматерь, библейские пророки, древние сивиллы и языческие мудрецы, предсказывавшие Рождество Спасителя от Девы. Врата осеняет Спас Нерукотворный, почитаемый защитником города.

Южный портал был царским входом в Успенский собор, он назывался «красными дверями». После коронации государей традиционно осыпали здесь золотыми монетами - в знак пожелания благополучия и богатства его державе. Западный же фасад служил для торжественных шествий при коронациях и крестных ходах. Прежде его осенял образ Успения Богоматери в соответствии с храмовым посвящением. А врата северного фасада, обращенного к патриаршим палатам, служили входом для высшего духовенства, поскольку он был ближайшим к митрополичьему двору. В северо-западном углу - небольшой белокаменный крест: так отмечено место внутри собора, где захоронен святитель Иона - первый русский митрополит, поставленный в Москве собором русских епископов без Константинопольского патриарха.

Интерьер собора вторит общей идее. Первая роспись была исполнена, как только подсохли стены, в 1481 году великим иконописцем Дионисием. Она была столь красивой, что, когда государь с митрополитом и боярами осматривали собор, они воскликнули «Мы видим небеса!». Однако собор долго не имел отопления, резкие перемены температуры вредили росписи, и в 1642 его расписали заново: считается, что старые фрески были переведены на бумагу, и по ним роспись была создана заново. Интересно, что вместе с боярином Репниным работами руководил стольник Григорий Гаврилович Пушкин, предок поэта. Роспись собора отчасти запечатлела свою эпоху. В юго-западном куполе изображен Бог Саваоф в восьмиконечном нимбе, при этом видны только семь концов нимба. Ведь земная история человечества продлится семь условных тысячелетий от сотворения мира. Тысячелетие символически отождествлялось с «веком». И семь видимых концов означают, что Бог есть повелитель всех «семи веков» земной истории, а невидимый восьмой конец символизирует «восьмой век» - «жизнь будущего века» в вечном Царствии Божием. Эта тема была очень важной на Руси в конце XV века, когда ожидалось истечение роковой седьмой тысячи лет и конец света в 1492 году.

Большую часть южной и северной стен занимают Богородичные циклы - изображения, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы и образы на тему акафиста Богоматери, где Царица Небесная прославляется как Заступница рода человеческого. В нижнем ярусе стен изображены семь Вселенских соборов. Западная стена канонически отдана образу Страшного суда, причем в виде грешников изображены и иноземцы-еретики в европейских костюмах с белыми круглыми воротничками.

Успенский собор был символом единства Руси, сплоченной вокруг стольной Москвы. В местном чине иконостаса стояли иконы, привезенные из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образа.

Тот иконостас, что сейчас находится в соборе, был создан в 1653 году по велению патриарха Никона и запечатлел в себе новшества его эпохи. На самом почетном месте, справа от царских врат, где всегда находится образ Господа Иисуса Христа - древняя икона «Спас Златая риза», известная также как «Спас императора Мануила». Возможно, еще Иван III взял его из новгородского храма Святой Софии, но более вероятно, что икону в Москву привез Иван Грозный после похода на Новгород в 1570 году. Название «Златая риза» произошло от огромного позолоченного оклада, который прежде покрывал образ Спасителя. В XVII веке царский мастер Кирилл Уланов, реставрируя образ, тщательно расписал золотом одеяние Христа, пытаясь восстановить древнюю иконографию. По преданию, этот образ написал византийский император Мануил. Спаситель был изображен согласно канону - благословляющим, с воздетой правой рукой. Но однажды император обрушил свой гнев на священника. И тогда во сне ему явился Господь, указующий перстами вниз, в назидание о смирении гордыни. Проснувшись, потрясенный император увидел, что Спаситель на его иконе действительно опустил вниз правую руку. Потом император будто бы подарил образ новгородцам. Патриарх Никон намеренно поместил именно эту икону на самое почетное место, чтобы утвердить свое учение о превосходстве духовной власти над светской.

Храмовый образ Успения написан Дионисием, хотя раньше его авторство приписывали святителю Петру. Это иконографический тип «облачного Успения»: здесь апостолы изображены чудесным образом переносимыми на облаках к одру Пресвятой Богородицы, когда Она пожелала всех их видеть перед отшествием из мира. За южной дверью - икона «Предста Царица», тоже вывезенная из Новгорода. По преданию, ее написал Алипий, первый известный русский иконописец, инок Киево-Печерского монастыря. Господь изображен в облачении священника, в то же время напоминающем одеяния императора, что символизирует слияние во Христе духовной и светской власти и симфонию Церкви и государства. Над крайней правой дверью, ведущей в Похвальский придел, - знаменитый «Спас Ярое око», написанный греческим художником в 1340-х годах еще для старого Успенского собора времен Ивана Калиты.

Образ слева от царских врат - второе почетное место в иконостасе, где традиционно ставится образ Богоматери. Именно здесь с 1395 года и до Октябрьской революции стояла чудотворная Владимирская икона Богоматери, которая всегда сама избирала себе место пребывания. В страшном московском пожаре 1547 года лишь Успенский собор, в котором пребывала святыня, остался невредимым. Митрополит Макарий, отслужив, задыхаясь в дыму, молебен, хотел было вынести икону из огня, но ее не смогли сдвинуть с места. Ныне она находится в замосквореченском храме Николая Чудотворца в Толмачах - домовом храме Третьяковской галереи, а в Успенском соборе ее место занял список (копия), исполненный учеником Дионисия в 1514 году. Над северными дверями иконостаса - еще один образ Успения Богоматери, написанный, по одному преданию, на доске от купели, где крестили Пресвятую Богородицу, а по другому - на доске от гроба святителя Алексия Московского. От времени доска рассохлась и выгнулась, оттого икона называется «Согбенная».

Ведущий в иконостасе ряд - деисусный чин. Здесь предстоящими Господу, согласно традиции, введенной патриархом Никоном, изображены все 12 апостолов - так называемый «апостольский деисус». Раньше же в деисусном чине изображали только двух первоверховных апостолов, Петра и Павла, а за ними следовали образы отцов Церкви. Необычна и центральная икона - «Спас в силах». На ней серебряными нимбами обозначены символические образы четырех апостолов-евангелистов: человек (Матфей), орел (Иоанн Богослов), лев (Марк) и телец (Лука). Символы были заимствованы из Откровения Иоанна Богослова: «И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6-7). Согласно церковному толкованию, эти апокалиптические животные олицетворяют собой «тварный мир» - вселенную с четырьмя сторонами света. В христианской иконографии их символически отождествляли с четырьмя апостолами-евангелистами, проповедовавшими Благую весть на четыре стороны света, то есть по всему миру.

Вдоль стен и в застекленных витринах собора представлены не менее символичные образы.

На южной стене - огромная икона митрополита Петра с житием, написанная Дионисием. Московский святитель изображен в белом клобуке, который носили только новгородские епископы, тогда как все остальные архиереи должны были носить черный клобук. По преданию, византийский император Константин Великий послал белый клобук папе Римскому Сильвестру в те времена, когда Рим еще не отпал от Православия. После же разделения 1054 года ангел велел папе Римскому вернуть белый клобук в Константинополь, столицу Православия, а оттуда он будто бы был передан в Новгород, в храм Святой Софии. После того как Москва покорила Новгород, белой клобук стал знаменовать собой величие Третьего Рима.

У южной стены в витрине находится знаменитый образ «Спас Золотые власы» начала XIII века: волосы Спасителя написаны золотом как символ Божественного света. Здесь же можно увидеть старинную икону «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», по преданию, написанную для князя Михаила Хоробрита, брата святого Александра Невского, который, вероятно, и основал в Кремле Архангельский собор в честь своих именин. На северной стене Успенского собора находится необычная икона Ветхозаветной Троицы. На столе изображены не только хлеб и виноград - символы святого причастия, но и редька, вероятно символизирующая аскетический, постнический образ жизни. Самая замечательная икона в северной витрине - «Спас Недреманное око». Юный Христос изображен возлежащим на ложе с открытым оком - как знак неусыпного попечения Господа о людях. На западной стене находится запасная Владимирская икона Божией Матери начала XV века: ее носили в крестные ходы в непогоду, чтобы уберечь подлинник. Она необычна тем, что взор Богоматери не обращен к молящемуся.

В Успенском соборе хранились самые великие святыни, которые были в России: риза Господня - частица одежды Иисуса Христа и подлинный гвоздь Господень, один из тех, которыми были пробиты руки и ноги Спасителя на кресте. Обе святыни были принесены в Москву из Грузии в XVII веке. По преданию, ризу Господню привез в Грузию один воин, присутствовавший при распятии Христа. Там она хранилась до 1625 года, когда персидский шах Абасс, завоевавший Грузию, послал ризу в дар царю Михаилу Федоровичу, причем с предупреждением: если немощный коснется святыни с верою, его Бог милует, а если без веры - ослепнет. Ризу Господню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и «проверили» ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. И тогда ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена.

В конце XVII века в алтаре Успенского собора был возложен гвоздь Господень, один из тех, что обрела византийская царица Елена на горе Голгофе. Ее сын император Константин подарил этот гвоздь грузинскому царю Мириаму, принявшему крещение. А когда в 1688 году грузинский царь Арчил переселился в Москву, он взял святыню с собой. После его кончины гвоздь отправили в Грузию, но Петр I приказал остановить шествие со святыней и передать ее в Успенский собор. По преданию, гвоздь Господень хранит место, где пребывает.

И еще были в Успенском соборе реликвии со Святой Земли. Боярин Татищев, предок знаменитого историка, передал в собор частицу камня с Голгофы, обагренного кровью Господней, и камень от гроба Богоматери. Князь Василий Голицын преподнес часть ризы Пресвятой Богородицы, которую привез из Крымского похода. Михаилу Федоровичу прислали в дар десницу апостола Андрея Первозванного. Его персты были сложены в троеперстное крестное знамение, что потом позволило обличать раскольников-старообрядцев.

В ризнице хранилась «Августова крабия» - сосуд из яшмы, по легенде, принадлежавший римскому императору Августу Октавиану. Согласно другому преданию, эту крабию византийский император Алексей Комнин прислал киевскому князю Владимиру Мономаху вместе с царскими регалиями, венцом и бармами. Из крабии русских монархов помазывали святым миром в таинстве венчания на престол. До 1812 года здесь хранился и нательный Константинов крест, присланный с Афона царю Феодору Иоанновичу. По преданию, он принадлежал императору Константину Великому. В Москве по традиции этот крест отпускали с государем в военные походы, и он спас жизнь Петру I в Полтавской битве: на нем остался след от пули, которая должна была пробить царскую грудь, но ударилась в крест. Реликвией была и ложка из «рыбьей кости» - моржового клыка, принадлежавшая святителю Петру. Еще в соборе хранились финиковые ветви, оплетенные бархатом и парчой. Их привезли в Москву со Святой Земли, чтобы венценосные особы праздновали с ними Вербное воскресение.

Под сенью Успенского собора

Традиция погребения в Успенском соборе русских архипастырей началась с его основателя - святого митрополита Петра. Когда его мощи переносили в новый собор, святитель совершил свое первое посмертное чудо: приподнялся во гробе и благословил москвичей. Ныне он покоится в алтарной части за иконостасом. Ученые полагают, что его гробница оставалась закрытой до нашествия хана Тохтамыша в 1382 году, когда тот вскрыл захоронение святителя в поисках золота, и с тех пор мощи святителя долго почивали открыто. У гроба митрополита Петра удельные князья, бояре и все чины присягали на верность государю. Однако в правление Ивана Грозного гробницу снова запечатали. По преданию, святитель Петр явился во сне царице Анастасии и повелел, чтобы она запретила раскрывать его гроб и наложила бы на него свою печать. Анастасия, исполняя явленную волю, запечатала мощи святителя Петра, и гроб стоял под спудом до 1812 года. По обычаю перед ним возжигали пудовые восковые свечи.

В юго-восточном углу, тоже под спудом, почивают мощи святителя Филиппа (Колычева), мученика времен Ивана Грозного, захороненного при Алексее Михайловиче точно в том месте, где он был схвачен опричниками. У западной стены похоронен последний патриарх петровской эпохи Адриан, «наперсник царя», которого молодой Петр почитал. Современники говорили, что неслучайно царь основал новую русскую столицу после смерти патриарха. Тот непременно уговорил бы государя не создавать главный город России без московских святынь.

О мессианской идее богоизбранной Москвы напоминает царское место - знаменитый «Мономахов трон», поставленный по приказу Ивана Грозного у южных дверей близ царского входа в собор. Это миниатюрный символ идеи Москва - Третий Рим. По преданию, этот трон сделан еще во времена Владимира Мономаха, и на нем он находился во время богослужений в киевском храме Святой Софии. Андрей Боголюбский якобы забрал трон с собой во Владимир, а Иван Калита приказал перенести его в Москву. Ученые же установили, что трон был сделан в 1551 году новгородскими мастерами в прославление первого русского царя, только что венчавшегося на престол. На его стенах и дверцах вырезаны 12 барельефов, передающих сюжеты из «Сказания о князьях Владимирских» - литературного памятника рубежа XIV-XV столетий, где утверждалось, что династия Рюриковичей происходит из рода римского императора Августа Октавиана, в правление которого в Палестине родился Спаситель. Центральное же место занимает повествование, как на Русь из Византии были принесены царские регалии - венец и бармы, будто бы присланные императором Константином Мономахом своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху. (На самом деле Константин Мономах умер, когда его внуку было около двух лет, и предание, утверждавшее, что регалии выслал на Русь другой византийский император Алексей Комнин, ближе к действительности.) В любом случае, все это свидетельствовало о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима. Шатровая сень трона, возведенная в знак священности осеняемого места, напоминает по форме шапку Мономаха. А сам трон стоит на четырех опорах в виде фантастических хищных зверей, символизирующих государственную власть и ее силу. В 1724 году Мономахов трон хотели вынести из Успенского собора, но Петр I не позволил: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древности, да и потому что все державные предки - российские государи на нем стояли».

Место для цариц у левого столба было перенесено при Алексее Михайловиче из дворцовой церкви Рождества Богородицы на Сенях. Тогда над ним поместили иконы Рождества Богоматери, Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, в ознаменование моления о продолжении царского рода. А у правого юго-восточного столба находится патриаршее место. Около патриаршего места стоял посох святителя Петра. Его вручали всем архипастырям, поставляемым на митрополичью, а затем патриаршую кафедру. В 1722 году, когда патриаршество было отменено, посох убрали. Из-за своего почтенного возраста он нуждается в музейных условиях хранения и ныне находится в Оружейной палате.

Главным торжеством, совершавшимся под сводами Успенского собора, было венчание русских государей на царство. «Посажение» на трон первых московских князей и самого Ивана Калиты проходило в Успенском соборе города Владимира. Есть свидетельства, что эту традицию первым изменил Василий II еще во времена татаро-монгольского ига. В 1432 году он был торжественно «посажен на трон» у дверей кремлевского Успенского собора ордынским царевичем Мансырь-Уланом, а затем вошел в собор, где московское духовенство вознесло за него молитвы. Иван Грозный первым венчался на престол церковным таинством, и святой митрополит Макарий вручил ему крест и венец как знаки царского сана.

Здесь же, в Успенском соборе, в феврале 1613 года был всенародно провозглашен царем первый Романов. По преданию, юноша, придя в Успенский собор на венчание, остановился на паперти, обливаясь слезами перед тем, как принять бремя власти, а народ целовал полы его одежды, умоляя взойти на престол. В 1724 году Петр короновал здесь свою вторую жену Марту Скавронскую, будущую императрицу Екатерину I. Теперь ученые считают, что именно ей он собирался передать престол, для чего и устроил эту коронацию. Ведь прежний порядок престолонаследия государь отменил, а завещания составить не успел, но, по всей видимости, избрал своей преемницей жену.

Иногда монархи вмешивались в чин коронации. Анна Иоанновна, например, потребовала себе европейскую корону и горностаеву мантию. Екатерина II сама возложила на себя венец. Павел I короновался в военном мундире. Для государей на коронацию ставили в Успенском соборе тронное место, однако все они по традиции обязательно восходили на Мономахов трон.

Последние коронационные торжества в Успенском соборе состоялись 14 мая 1896 года. Государь Николай II был в форме лейб-гвардии Преображенского полка, государыня Александра Федоровна - в парчовом платье, расшитом монахинями московского Иоанновского монастыря. Поразительно, что последний Романов пожелал короноваться на троне Михаила Федоровича - первого Романова, а для императрицы приказал поставить трон, принадлежавший, по преданию, Ивану III - тот самый, что привезла в подарок мужу Софья Палеолог.

В Успенском соборе совершались и бракосочетания государей. Василий III обвенчался здесь с Еленой Глинской, Иван Грозный - с Анастасией Романовой. Благочестивый Алексей Михайлович стал крестить здесь своих детей. (Наследника престола впервые объявляли тоже в Успенском соборе, когда ему исполнялось 10 лет.) А императрица Екатерина II приняла в Успенском соборе Православие в июне 1744 года: юная принцесса Фике была наречена Екатериной Алексеевной и на следующий день обручилась здесь с будущим государем Петром III.

Под сводами собора праздновались многие великие торжества: падение ордынского ига, покорение Казани, победы в Северной войне и над Турцией.

В грозном июле 1812 года император Александр I, приложившись к мощам святителей в Успенском соборе, дал здесь обет отразить Наполеона. Враг ненадолго вошел в стены Кремля. Тогда в поисках сокровищ и вскрыли раку святителя Петра, запечатанную царицей Анастасией. С тех пор ее больше не закрывали до самой революции - «во славу святыни, нетронутой нечестием». Вскрыли и раку святителя Филиппа. Так исполнилось предсказание митрополита Платона, занимавшего кафедру во времена Екатерины II, что мощи святого Филиппа явятся, когда враги возьмут Москву. Лишь серебряная рака с мощами святителя Ионы осталась нетронута. По преданию, французы несколько раз пытались ее вскрыть, но каждый раз впадали в неописуемый страх. О том будто бы узнал Наполеон и лично отправился в собор, но им овладел такой ужас, что он, содрогнувшись, выбежал из собора, приказал его запереть и поставить часового охранять двери. Другое предание гласит, что, вскрыв раку митрополита Ионы, захватчики увидели грозящий им перст святителя. Это испугало Наполеона, и он приказал не трогать эту гробницу. Покидая Кремль, Наполеон все же повелел взорвать Успенский собор, но подожженные фитили погасил чудесно хлынувший дождь. В том же октябре, вернувшись в Москву со святынями, архиепископ Августин вошел в собор через «архиерейские» северные двери. Тогда опасались последней вражеской козни, не заложена ли в этих дверях мина, которая должна взорваться при открытии дверей. Но архиепископ запел псалом «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» и спокойно вошел в храм.

После победы Успенский собор украсило гигантское паникадило «Урожай», отлитое из трофейного серебра, захваченного в Москве наполеоновскими полчищами и отбитого казаками. Его светское название преисполнено религиозного смысла: сноп пшеничных колосьев увивают гирлянды винограда - это символы святого причастия. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе была воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.

А далее под сводами Успенского собора произошло еще одно знаменательное историческое событие. Светлейший князь Потемкин некогда преподнес в этот храм ковчег-дарохранительницу в виде священной горы Синай. У подножия ковчега в алтаре хранились важнейшие государственные документы, такие как грамота об избрании на престол Михаила Романова, наказ Екатерины II для Уложенной комиссии и акт Павла I о престолонаследии. Одним из документов был акт об отречении от престола великого князя Константина Павловича, брата Александра I. В 1822 году он отказался от престола ради брака по любви. Александр I завещал престол своему младшему брату Николаю, о чем тоже составил соответствующий акт и положил его в Успенском соборе. Все это хранилось в строгой тайне. Оттого после скоропостижной кончины государя Александра I в ноябре 1825 года была дана присяга Константину Павловичу. Когда тот вторично отказался, потребовалось снова присягать другому государю - Николаю I. Это, как известно, и послужило поводом для восстания декабристов. А 18 декабря того же года в Успенском соборе в присутствии членов Сената, военных чиновников и простых москвичей архиепископ Филарет, будущий митрополит Московский, вынес из алтаря завещание Александра I о передаче престола великому князю Николаю Павловичу и огласил его. После прочтения документа началась присяга москвичей законному государю Николаю I.

Здесь же в Успенском соборе в феврале 1903 года был прочитан акт об отлучении Льва Толстого от Церкви. Именно поэтому Ленин хотел поставить памятник писателю не где-нибудь, а в Кремле.

После переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, но по особому разрешению Ленина на Пасху в Успенском соборе все-таки прошла служба. Ее возглавил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), а момент окончания этой пасхальной литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая». Ленин сам вышел посмотреть на крестный ход и обронил кому-то из соратников: «Последний раз ходят!». Это было отнюдь не демонстрацией веротерпимости советской власти, а довольно циничным шагом. Ленин дал разрешение на последнюю пасхальную службу в Кремле, чтобы прекратить распространение слухов, будто бы большевики оскверняют, уничтожают и продают за границу православные русские святыни. А это как раз было не за горами. Ризницей собора платили контрибуцию за Брестский мир, причем стоимость вещи определялась не по ее ценности, а по весу. В 1922 году из Успенского собора изъяли 65 пудов серебра. Многие иконы попали в Государственную Третьяковскую галерею и Оружейную палату.

Существует легенда, что зимой 1941 года, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.

Современный статус

Архитектура

Интерьер

Некрополь Успенского собора

Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I:4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В1642-1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович.

В 1625 году в собор была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю). Драгоценный ковчег с ризой был помещен в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895-1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в1911-1915 годах - архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года - 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Архитектура

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью лопаток. На гладких стенах - узкие окна и аркатурный пояс. Апсиды собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Выполняя сложнейшую задачу увеличения внутреннего объема храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, Аристотель Фиораванти впервые в русской архитектуре применил и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Но главной его инженерной идеей было то, что благодаря возведению позади иконостаса дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение легкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

Интерьер

Святыни

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Некрополь Успенского собора

«В первом каменном храме Кремля - Успения Богоматери - формирование некрополя началось в 1326 году. Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в этом храме были погребены двадцать человек. Могилы митрополитов XIV - сер. XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены храма. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Большая часть погребений находится под полом храма и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками (в конце XIX века они были заключены в металлические чехлы). Надгробия патриархов в отличие от митрополичьих сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями, хорошо видные сквозь застеклённые рамы чехлов. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора - митрополитов: св. Петра, Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёва) и свмч. патриарха Гермогена - совершены в раках».

Митрополиты Киевские

  • Пётр (ум. 1326),
  • Феогност (ум. 1353),
  • Киприан (ум. 1406),
  • Фотий (ум. 1431),
  • Иона (ум. 1461).

Митрополиты Московские

  • Филипп I (ум. 1473),
  • Геронтий (ум. 1489),
  • Симон (ум. 1511),
  • Макарий (ум. 1563),
  • Филипп II (ум. 1569).

Патриархи Московские

  • Иов (ум. 1607),
  • Гермоген (ум. 1612),
  • Филарет (ум. 1633),
  • Иоасаф I (ум. 1640),
  • Иосиф (ум. 1652),
  • Иоасаф II (ум. 1672),
  • Питирим (ум. 1673),
  • Иоаким (ум. 1690),
  • Адриан (ум.1700).

Правители Москвы

  • Юрий Данилович (ум. 1325), Московский князь в 1303-1325 годах, великий князь Владимирский в 1319-1322 годах, князь Новгородский в 1322-1325 годах - могила утрачена

перезахоронены

  • Алексий (Бяконт) - мощи были в соборе с 1929 по 1948 гг., ныне - в Елоховской церкви.

Сооружён в 1475–79 годах под руководством итальянского зодчего .

Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV в., в княжение : 4 августа 1326 г. на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

бота загрузки с Flickr , CC BY-SA 3.0

Успенский собор 1326–27 гг. был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собор а в Юрьеве-Польском .

Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях.


Chris , CC BY 2.0

Летом 1471 г. «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 г. строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 г.

Летописец свидетельствует:

«бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире . Храм был освящён 12 августа 1479 г. митрополитом Геронтием.


Другие города , CC BY-SA 3.0

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642–44 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.


Другие города , CC BY-SA 3.0

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 г. Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 г. угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.


Другие города , CC BY-SA 3.0

В 1625 г. в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 г. собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 г. епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895–97 гг. архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитектором С. У. Соловьёвым, в 1911-1915 годах - архитектором И. П. Машковым.

15 августа 1917 г., в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 г., после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 г. - 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Современный статус

Открыт как музей в 1955 г. В феврале 1960 г. передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 г. в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Великолепный архитектурный ансамбль, являющийся памятником российской истории, культуры и архитектуры - это, конечно же, Московский Кремль. Его храмы и соборы вызывают интерес ученых и исследователей со всего мира. Миллионы туристов съезжаются в нашу столицу, чтобы своими глазами увидеть бесценные творения русских зодчих.

Соборная площадь

В центре ансамбля Кремля располагается Соборная площадь. С древности к ней сходились все центральные улицы знаменитого города-крепости. На этой площади проходили торжественные празднования русской столицы - встречи иностранных послов, православные службы, шествия во время венчания и коронации царей.

Величественный и гармоничный ансамбль Соборной площади создавался талантом и трудом русских зодчих, а также итальянских мастеров. Его нынешний облик сформировался в конце XV века. Архангельский и Благовещенский соборы, Успенский собор Московского Кремля, а также другие церкви и храмы, расположенные на этой территории - это величайшие памятники самобытного русского зодчества и истории. Они дали название площади. Она с древности является колыбелью русской культуры и символом могучей русской империи.

Успенский собор Московского Кремля

В течение более чем 500 лет это главный собор России. Он является ее первым и главным престолом, давшим столице ее главную характеристику - Первопрестольная.

Успенский собор Московского Кремля, по задумке его создателей, по размерам должен был превышать Владимирский собор. Но, к сожалению, первая попытка русских строителей окончилась неудачно - почти полностью построенный храм неожиданно рухнул. После этого трагического события Иван III вынужден был обратиться за помощью к специалистам из Италии, которые в то время считались лучшими зодчими Европы.

За возведение храма взялся итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, прибывший в Москву в 1475 году. Именно ему и принадлежит это великое творение, дошедшее до нас и сыгравшее неоценимую роль в дальнейшем развитии великой русской архитектуры. Строительство нового собора было завершено в 1479 году. Русские православные стали называть его "Свято-Успенский собор".

В 1955 году храм стал музеем, а в 1960 года он перешел в ведение Министерства культуры страны. С 1990 года после благословения Великого Патриарха в соборе стали совершать богослужения.

Особенности архитектуры

Московский Успенский собор, высота которого достигает 45 метров (вместе с крестом) представляет собой четырехугольник. Его стены выполнены из белого камня, своды - из кирпича. Четыре колонны диаметром более двух метров удерживают свод.

Итальянский архитектор Фиорованти был плохо знаком с конструкцией древнерусских храмов, строившихся по крестово-купольной системе, потому строение получилось особенным. Внешне Успенский собор Кремля выдержан в традициях русского церковного зодчества, но конструктивно он построен иначе. Внутри строения различие становится очевидным - больше ни в одном храме России нет такого огромного пространства. Своды храма равновысотные, которых до этого русские мастера возводить не могли. Венчают строение пять куполов, которые символизируют Иисуса Христа с четырьмя апостолами.

Южный вход венчает икона Божьей Матери Владимирской.

Роль собора в жизни страны

Успенский кафедральный собор с момента своего появления на московской земле стал центром идейно-политической жизни не только города, но и всей России. После его освящения, через несколько лет, он стал постоянным и единственным местом коронации русских правителей. Здесь же происходило и рукоположение российских митрополитов.

Московский Успенский собор - место захоронения патриархов и митрополитов. Здесь покоятся великие и заслуженные люди России.

Иконостас

Успенский собор Московского Кремля, фото которого вы можете посмотреть в нашей статье, имеет уникальный иконостас, состоящий из 69 работ великих русских мастеров. Все они иллюстрируют историю человечества по Библии. В Верхнем ряду находится ветхозаветный период, который предшествовал воплощению Христа. Следующий ряд - пророческий. В нем находятся изображения пророков перед Богоматерью. В третьем ряду находятся иконы, которые освещают главные события из жизни Христа.

Дальнейшая судьба собора

Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты вели себя варварски. Они превратили Успенский собор Московского Кремля в конюшню. В кремлевских соборах они грабили и рушили все, что попадалось под руку. По подсчетам ученых, они вывезли из России более 280 кг золота и 5000 кг серебра.

В советское время служба в храмах Кремля была запрещена. Лишь в 1990 году они вновь стали принадлежать Русской Православной церкви. Сейчас соборы Московского Кремля являются музеями, в большие церковные праздники здесь проходят богослужения. Интересно, что перед новой службой соборы освящаются заново.

Успенский собор Московского Кремля, фото которого часто используется как визитная карточка столицы, не единственный на Соборной площади. Здесь есть не менее прекрасные храмы, достойные вашего внимания.

Благовещенский собор

Храм построен в 1489 году зодчими из Пскова. Расположен он на юго-западе Соборной площади. Был построен как домовая церковь московского князя, где проводились крещения детей и бракосочетания. Храм построен в лучших традициях русского, а точнее, московского зодчества, с некоторыми деталями, заимствованными из псковской архитектуры. Два входа ведут в собор с площади. Здесь сохранился древнейший в нашей стране пятиярусный иконостас. В храме собраны иконы, относящиеся к XIV-XVI векам, среди которых бесценные работы Андрея Рублева, Прохора Горобца, Феофана Грека.

Архангельский собор

Строительство этого храма началось при Иване III и было завершено при князе Василии Ивановиче (1505-1509 гг.). Сооружение является работой архитектора Алевиза Нового и снаружи выполнено в традициях русского зодчества. Однако его отличает очень богатая внутренняя отделка, носящая элементы итальянского Возрождения.

По размерам этот храм значительно меньше, чем Успенский собор Московского Кремля. Он увенчан пятью главами, которые несколько смещены на восток. Центральный купол позолочен, остальные покрашены серебряной краской.

Этот храм до конца XVII века являлся усыпальницей московских правителей. Здесь находятся 54 захоронения, в которых покоятся останки Алексея Михайловича, Ивана Грозного, Ивана Калиты и многих других.

Собор Василия Блаженного

Его строительство началось в 1555 году, в честь Покрова Богородицы. Согласно летописям, авторами этого удивительного сооружения были русские зодчие Барма и Постник. Вокруг центральной церкви группируются еще восемь не похожих одна на другую церквей. Все они, несмотря на явные отличия, выполнены по единому художественному замыслу и отлично гармонируют, дополняя друг друга. В 1558 году к собору добавили десятую церковь - святого Василия. Так десятиглавый храм получил свое нынешнее название.

В 1812 году его постигла печальная участь всех кремлевских храмов. Французы варварски его разграбили. Они планировали взорвать святыню, но, к счастью не успели. Через сто лет (1918 г) собор был разграблен еще раз, а его последнего настоятеля Иоанна Восторгова расстреляли. С 1923 года часть собора стала музеем, колокола были сняты и переплавлены. Сегодня в обновленном и отреставрированном соборе проводятся службы в честь Покрова Богородицы.

Собор Двенадцати апостолов

В 1656 году на территории Московского Кремля появился новый собор, авторами которого стали прекрасные русские мастера А. Константинов и Б. Огурцов. Он был построен на месте старого храма. Кровля и кресты храма покрывались медными листами и позолотой. В 1680 году собор был перестроен и получил название, которое мы знаем сегодня. В 1929 году из разрушенного Вознесенского собора сюда перевезли уникальный иконостас XVII века.

Мы не смогли рассказать вам обо всех соборах и церквях Московского Кремля, поэтому если у вас появится возможность побывать в Москве, не упустите ее - посетите эти великолепные соборы. Уверены, что вы получите массу ярких впечатлений.

Введение

Тема моего реферата актуальна тем, что на современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Кремль, сердце России, Успенский собор, как сердце Кремля, в свою очередь, является немым свидетелем множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, кремлёвский ансамбль - отличный образец искусства своего времени. Эстетика современного Кремля располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Хотя до меня многие затрагивали тему моего реферата, я рассматриваю эту проблему с целью обобщить и систематизировать разрозненные сведения и источники. Мне, как будущему строителю, очень важно изучить все тонкости и нюансы в строительстве такого шедевра отечественной культуры, как Успенский Собор в Кремле. Реферат написан несложным, доступным языком, специально для широкого круга интересующихся данным вопросом; может с успехом использоваться как дополнительный материал для самостоятельного изучения. По моему мнению, современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему культурному развитию, истории создания и строительства памятников архитектуры, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании в молодежи чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории. Своей работой я также хочу внести посильный вклад в историю развития и перспективы строительной отрасли. Сначала немного о памятнике архитектуры…

Строительство Успенского собора

"СердцеМосквы"

В центре Москвы, за древними крепостными стенами расположился островок истории, сохранивший свою самобытность на протяжении времени. Редко можно встретить на Земле место, где бы минувшие века оставили столь яркие и неизгладимые следы. Только здесь вы без труда совершите путешествие из века XXI в средневековье.

Во второй половине XV века Московская Русь, после присоединения Новгорода, Твери, Ярославля, Перми, других городов и земель, превращается в единое, мощное государство. Значительную роль в укреплении международного авторитета Москвы сыграла женитьба великого князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Столица государства, сбросившего татаро-монгольское иго и окрепшего в политическом отношении, становится одним из центров притяжения международной политики. Все это, в свою очередь, привело к необходимости перестройки и украшения княжеской резиденции - Московского Кремля.

В 1326 году митрополит Петр перенес из Владимира митрополичью кафедру в Москву, которая тем самым становится центром православной Руси. Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. В конце следующего столетия (1472г.) на месте старого, обветшавшего собора был заложен новый храм. Его строительством руководили московские зодчие Кривцов и Мышкин. Однако через два года почти завершенное здание рухнуло. Иван III предлагает псковским мастерам начать новое строительство, но те отказываются.

Великий князь дает поручение русскому послу в Италии, Семену Толбузину, для строительства первопрестольного храма Русского государства - Успенского собора - подыскать архитектора-итальянца. Выбор был не случаен, ведь претендующий на почетное место среди европейских государей Иван III следовал их примеру. Итальянцы, лучшие строители в Европе этого времени, работали в Париже, Варшаве, Вене и Амстердаме. Теперь им была открыта дорога в Москву. Следует отметить, что в это время начинает оформляться концепция "Москва - третий Рим", согласно которой славу первого Рима, столицы Римской империи, унаследовал второй Рим - Константинополь, а наследницей Константинополя стала Москва. Поэтому приглашение именно итальянских зодчих было делом политическим.

Семен Толбузин нанимает за огромную по тому времени сумму - 10 рублей в месяц - болонского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти.

Строительство московского Успенского собора в Московском Кремле начинается в апреле 1475 года по образцу Успенского собора г. Владимира, второй после Киева столицы Руси, и завершается в 1479 году. Теперь в северной части Соборной площади на традиционном месте, где изначально находился один из древнейших в Кремле культовых центров, высится каменное чудо, совершенное творение архитектурной мысли. Торжественное освящение Успенского собора проходит в 1479 году в присутствии великого князя и русских иерархов. Во внешнем облике собора повторены наиболее характерные формы древнерусской архитектуры в содружестве с необычной для русских храмов совершенной симметрией конструкции. Построенный из белого камня Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый крестово-купольный храм. Грандиозное и величественное здание собора необычайно торжественно. Его фасад ровно посередине делит аркатурно-колончатый пояс из колонок, заимствованный из арсенала владимиро-суздальской архитектуры. Порталы, служившие парадными входами в храм со стороны Соборной площади и митрополичьего двора, оформлены арками и украшены росписью. Мастер оригинально решает обязательные для русских церквей выступающие полуцилиндры апсид. Он их делает глубокими, как пеналы, но слабо выступающими из тела здания, и прикрывает боковыми пилонами. Благодаря этому создается впечатление редкой цельности постройки. "Яко един камень!", - так говорили летописцы. Интерьер Успенского собора не менее интересен и необычен. Он поражает необычной для русского средневековья просторностью и обилием света. Подобный огромному парадному залу, с высоко вознесенными сводами, интерьер при отсутствии традиционных храмовых хоров и выделения центрального пространства имеет сходство со светским залом. Собор, игравший важную роль в жизни государства, украшается с особым великолепием. Стенопись, в основном XVII в., сохранившаяся до наших дней, отличается полнотой живописных циклов и полемической заостренностью тематики композиций "Семи вселенских соборов", расположенных в нижнем регистре. Ансамбль росписей объединяет 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных изображений святых.

Сохранившийся до наших дней величественный иконостас уникален. В 1653 году он был создан по заказу патриарха Никона, проводившего реформу церкви с целью преобразования ее по греческому образцу. Для собора был выполнен новый шестнадцатиметровый иконостас в серебряном с позолотой басменном окладе.

Икона "Спас Ярое Око" из иконостаса Успенского Собора

В наши дни Успенский собор - сокровищница древнерусских икон. С XVI века здесь собирались лучшие иконы со всей Руси. Здесь находятся уникальные произведения русского искусства - икона "Святой Георгий" XII века, "Спас ярое око" - середина XIV века и др. В интерьере собора были моленные места митрополитов. В середине XVI века было установлено царское моленное место Ивана Грозного - "Мономахов трон". Царицыно моленное место установлено перед иконостасом в конце XVII века.

В юго-западной части собора находится шатер из бронзы, отлитый мастером Дмитрием Сверчковым и предназначенный для хранения церковных реликвий. Ныне здесь хранится рака патриарха Гермогена.

Одной из достопримечательностей собора является массивное паникадило (люстра) весом 328 кг, отлитое из русского серебра, отбитого у отступающей наполеоновской армии в 1812 году.


Успенский собор. Вид с юга.Май 2001 г.

На протяжении многих столетий в ризнице Успенского собора хранились русские святыни, многие из них теперь можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.

Строившийся для проведения парадных церемоний и обрядов общегосударственного значения, Успенский собор в течение ряда столетий остается главным храмом и общественным зданием России. Здесь происходили избрания на великое княжение, венчания на царство, позднее - коронации императоров. В соборе совершался ритуал "поставления" (избрания) главы русской православной церкви. Многие русские митрополиты и патриархи похоронены здесь.

Таким образом, Успенский собор - сокровищница древнерусского искусства, один из великолепнейших памятников музея "Московский Кремль", где в дни церковных праздников проводятся торжественные богослужения.

Похожие статьи