Сообщение о поэтах 19 века. Поэзия XIX века

01.10.2019

    Слайд 1

    Писатели и поэты 19 века 1. Аксаков С.Т. 2. Ершов П.П. 3. Жуковский В.А. 4. Кольцов А.В. 5. Крылов И.А. 6. Лермонтов М.Ю. 7. Маршак С.Я. 8. Некрасов Н.А. 9. Никитин И.С. 10.Пришвин М.М. 11.Пушкин А.С. 12.Толстой Л.Н. 13.Толстой А.К. 14.Тютчев Ф.И. 15.Ушинский К.Д. 16.Фет А.А. 17. Чехов А.П. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 2

    Сергей Трофимович Аксаков Знаменитый русский писатель. Родился в дворянской семье знаменитого рода Шимона. Любовь к природе - будущий писатель унаследовал от отца. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение. Его книга "Семейная хроника" получила свое продолжение в "Детских годах Багрова внука". Усадьба в Оренбурге музей Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 3

    Пётр Павлович Ершов Родился 6 марта 1815 г. в Тобольской губернии в семье чиновника. Русский поэт, писатель, драматург. Был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель». Известность Ершову принесла его сказка «Конёк- горбунок» Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 4

    Василий Андреевич Жуковский Родился 29 января в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных. В 14 лет отвезли в Москву и отдали в Благородный пансион. Там жил и учился 3 года. Изучал русскую и иностранную литературу. В 1812 году был в Бородино, написал о героях битвы. Его книги: Мальчик с пальчик, Родного неба нет милей, Жаворонок. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 5

    Алексей Васильевич Кольцов А.В. Кольцов – русский поэт. Родился 15 октября 1809 года в Воронеже, в купеческой семье. Отец был торговцем. Алексей Кольцов вникал изнутри в самые разные хозяйственные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одаренной, переимчивой натуре мальчика такая жизнь воспитала широту души и многосторонность интересов, непосредственное знание деревенского быта, крестьянского труда и народной культуры. С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя приходское. Стал писать в 16 лет. Много написал о труде, о земле, о природе: Косарь, Урожай, и др. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 6

    Иван Андреевич Крылов И.А. Крылов - великий баснописец. Родился 2 февраля 1769 г. в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. 10 лет было Крылову, когда умер отец и ему пришлось работать. Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В Петербурге в Летнем саду находится бронзовый памятник, где баснописец окружен зверьми. Его произведения: Лебедь, Щука и Рак. Чиж и Голубь. Ворона и Лисица. антикварная книга Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 7

    Михаил Юрьевич Лермонтов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Родился в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой. Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве. Затем семья переезжает в Москву и Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.

    Слайд 8

    Самуил Яковлевич Маршак С.Я. Маршак – русский поэт. Родился 22 октября 1887 г. в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. В 4 года сам сочинял стихи. Хороший переводчик с английского языка, русский поэт. Маршак был знаком с М. Горьким. Учился в Англии в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских произведений. , Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 9

    Николай Алексеевич Некрасов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Николай Алексеевич Некрасов - знаменитый русский поэт. Происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Подольской губернии. У Некрасова было 13 братьев и сестер. Все детство и юность поэта протекли в родовом имении Некрасова, деревне Грешнева Ярославской губернии, на берегу Волги. Он видел тяжелый труд людей. Они тянули баржи по воде. Много стихов посвятил жизни людей в царской России: Зеленый шум, Соловьи, Крестьянские дети, Дедушка Мазай и зайцы, Родина и др.

    Слайд 10

    Иван Саввич Никитин Русский поэт, родился в Воронеже в семье богатого торговца, владельца свечного завода. Никитин учился в духовном училище, в семинарии. Мечтал окончить университет, но семья разорилась. Иван Саввич продолжил образование сам. Сочинял стихи: Русь, Утро, Встреча зимы, Гнездо ласточки, Дедушка. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Памятник Никитину И. С.

    Слайд 11

    Михаил Михайлович Пришвин Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Отец Пришвина из коренного купеческого рода города Ельца. Михаил Михайловичполучает образование агроном, пишет научную книгу о картофеле. Позже уезжает на Север собирать фольклор из народной жизни. Очень любил природу. Хорошо знал жизнь леса, его обитателей. Умел передать свои чувства читателям. Он писал: Охранять природу – значит охранять Родину! Его книги: Ребята и утята, Кладовая солнца, Календарь природы, и др. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 12

    Александр Сергеевич Пушкин Родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович происходил из богатой семьи, но от имений предков (в Нижегородской губернии) до Пушкина дошло немного. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Маленький Саша рос под присмотром няни Арины Родионовны. Он очень любил природу, свою Родину. Написал много стихотворений, сказок. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 13

    Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич – великий русский писатель. Написал для детей первую Азбуку и четыре Русские книги для чтения. В Ясной поляне открыл школу и сам учил детей. Он много работал и любил труд. Сам пахал землю, косил траву, шил сапоги, строил избы. Его произведения: Рассказы о детях, Малышам, Филипок, Акула, Котенок, Лев и собачка, Лебеди, Старый дед и внучек. Дом в Ясной поляне Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 14

    Алексей Константинович Толстой Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область А.К.Толстой родился в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Германии и Италии. В 1834 году Толстого определили "студентом" в московский архив министерства иностранных дел. С 1837г. он служил в русской миссии в Германии, в 1840г. получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера. При жизни Толстого вышел единственный сборник его стихотворений (1867). Стихи: Вот уж снег последний тает, Журавли, Лесное озеро, осень и др.

    Слайд 15

    Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Иванович – русскийпоэт, дипломат.Родился 23 ноября 1803г.в Орловской губернии в деревне Овстуг. В детстве обучался дома. Его учителем был Семен Егорович Раич, который прививал любовь к природе. В 15 лет Фёдор Ивановичбыл студентом Московского университета. Много написал о русской природе: Весенние воды, Чародейкою зимою, Люблю грозу в начале мая, Листья, Есть в осени первоначальной. 15 июля 1873 г. в царском селе Тютчев скончался. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Музей-усадьбаФ. И. Тютчева в селе Овстуг.

    Слайд 16

    Константин Дмитриевич Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского- отставного офицера, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Константин Дмитриевичбыл педагогом, сам создавал книги. Он назвал их « Детский мир» и « Родное слово». Учил любить родной народ и природу. Его произведения: Учёный медведь, Четыре желания, Гуси и журавли, Орёл, Как рубашка в поле выросла. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 17

    Афанасий Афанасьевич Фет Афанасий Афанасьевич - русский поэт-лирик, переводчик. Родился в усадьбе НовосёлкиОрловской губернии. С детства любил стихи А.С. Пушкина. В 14 лет отвезли учиться в Петербург. Свои стихи показал Гоголю. В 1840 г. была напечатана первая книжка. Его стихи: Чудная картина, Ласточки пропали, Весенний дождь. Последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

    Слайд 18

    Антон Павлович Чехов Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область Антон Павлович Чехов - выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Родился 17 января 1860 в Таганроге Екатеринославской губернии. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы сторожил лавку отца, а в 5 утра каждый день вставал петь в церковном хоре. Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. Его произведения: Белолобый, Каштанка, Весной, Весенние воды, и др.

Посмотреть все слайды

В начале XIX века в русской поэзии продолжают творить и классицисты, и сентименталисты, уживаются на равных правах самые разнородные явления. К концу 10-х - началу 20-х годов на волне национально-патриотического подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года, складывается русский романтизм. Многие русские поэты-романтики были участниками Отечественной войны, они постигли душу народа, его высокую нравственность, патриотизм, самоотверженность и доблесть.

Прекрасное начало . Именно поэтому русский романтизм, зачинателями которого выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, выдвинул на первый план интересы свободной личности, не удовлетворенной действительностью.

Пафос поэзии Жуковского - суверенность внутренней, духовной жизни самостоятельной и независимой личности. Его герой не удовлетворен социальной, казенной моралью, разочарован в ней. Его отталкивают равнодушие, корысть, властолюбие, суетные земные заботы.

Велика заслуга Жуковского в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием.

Рядом с Жуковским в истории русской поэзии стоит К. Батюшков. Ведущими жанрами его поэзии были элегии, послания, а позже - исторические элегии. Девизом творчества К. Батюшкова стали слова: «И жил так точно, как писал...» А жил поэт мечтой о простом, скромном и вместе с тем изящном, грациозном и гармоническом мире, в котором обитал открытый природе, искусству, земным радостям и наслаждениям душевно здоровый человек. Силой поэтической фантазии К. Батюшков созидал идеальное бытие в зримых образах, в праздничных красках, в энергии движения, в ласкающих слух звуках. Но вымышленный гармонический мир у Батюшкова хрупок и непрочен, поэтому человек у него не обретает гармонии в реальной жизни.

И все-таки, отмечая высокие достижения ранних русских романтиков, нужно признать, что народная жизнь, дух народа не были постигнуты ими в достаточной полноте и к изображению народного характера они сделали лишь первые шаги.

Существенный сдвиг в понимании народа, его морали, особенностей характера в русской поэзии XIX века произошел благодаря могучему дарованию И. А. Крылова. В жанр басни, связанной с народной культурой, он вдохнул новую жизнь, возвел ее в ранг произведений высокого литературного достоинства. Басня под пером Крылова вместила большое философско-историческое и нравственное содержание, наполнилась глубоким и острым смыслом. В баснях Крылова обрели голос все сословия России. Вот почему Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа». Великий баснописец продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык. После Крылова все стили - «высокий», «средний» и «низкий» - еще не объединились в органическое целое, но уже склонялись к тому.

Гражданская страсть . П. А. Катенин - талантливый поэт-декабрист, драматург, критик. Он одним из первых почувствовал, что отражение национальной жизни в поэзии упирается в проблему языка. Его позиция была поддержана В. К. Кюхельбекером, для которого сущность романтической поэзии состояла в сильном, свободном и вдохновенном изложении чувств самого писателя.

Но поэт воспевает не всякое свое чувство, а такое, которое вызвано в нем «подвигами героев», судьбой Отечества. Ранние русские романтики гражданского течения, декабристы, распространили свои взгляды на все области духовной жизни тогдашнего общества, вплоть до частных и семейных отношений. К. Ф. Рылеев, виднейший поэт-декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, думы и поэмы. Поэт в представлении Рылеева считает поэзию делом своей жизни. Декабристы с небывалой до них остротой заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык, ратовали за идейную насыщенность русской словесности.

Солнце русской поэзии . Задача выражения национальной жизни, национального характера была решена А. С. Пушкиным. И это произошло вследствие принципиально нового отношения к слову. С этой точки зрения показательны его стихи:

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса -
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса...

«Багрец» и «золото» - точные, реальные, предметные краски осенней природы. Вместе с тем это не только осенние цвета, привычные краски, это и цвета царских одежд, торжественного убранства и облачения. Это и эмоциональные знаки «пышности», особенно яркой и впечатляющей на склоне лет своим внезапным и неотразимым блеском. Пафос поэзии Пушкина, по мнению Белинского, «лелеющая душу гуманность». Сосредоточенность на душевных переживаниях не мешает Пушкину включить в сферу личного чувства раздумья над реальной действительностью.

В «Борисе Годунове» Пушкин перешел на историческую точку зрения, послужившую основой его реалистического метода. Первоначально реалистический метод побеждает в драме, поэмах, балладе и лирике. Итоговым и вместе с тем открывающим новые горизонты творчества стал для Пушкина роман «Евгений Онегин», в котором торжествует реализм. Пушкин был не только великим поэтом, но и духовным вождем замечательной плеяды русских лириков... Ни один из них не повторял Пушкина, но все они так или иначе объединялись вокруг него. Их многое сближало. Все поэты плеяды испытывали глубокое разочарование в действительности, им был свойствен пафос свободы личности, они разделяли гуманные представления о жизни.

Звезды плеяды . Мечтая о совершенном человеке и совершенном обществе, А. А. Дельвиг обратился к античности, чтобы воплотить свой идеал гармонии человека с природой. Воссоздавая его, он думал о России, о том, как страдают и тоскуют по воле и счастливой любви простые молодцы и девушки, ставшие героями его песен.

Н. М. Языков, не находя душевного простора в казенной атмосфере российской жизни, выразил естественный протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах, прославляя вакхические удовольствия, богатырский размах сил, наслаждение молодостью и здоровьем. П. А. Вяземский по-своему способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами.

На новую ступень поднялась в пушкинскую эпоху и поэзия мысли. Ее успехи связаны с именем Е. А. Баратынского - крупнейшего поэта русского романтизма, автора элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий и «снов» поэт предпочитает спокойное и трезвое размышление. Стихотворения Баратынского в предельно заостренной форме запечатлели гибель благородных порывов человеческого сердца, увядание души, обреченной жить однообразными повторениями, и, как следствие, исчезновение искусства, несущего в мир разум и красоту.

Высокой думы власть . Поэтическая эпоха, выразителем которой выступил М. Ю. Лермонтов, отличается, по словам Белинского, «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Центральным образом ранней лермонтовской лирики становится образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. В зрелой лирике объективный, внешний по отношению к герою мир начинает занимать все более заметное место. В стихотворениях появляются точные бытовые реалии. В последние годы творчества Лермонтов задумывается над выходом из трагического положения, в котором оказался он сам и все его поколение.

Вещая душа . Для Лермонтова философская тема не была доминирующей. Но давняя в России традиция философской лирики, преимущественно поэзии мысли, не умерла. Ее продолжили не только Баратынский, но и поэты-«любомудры» Д.В.Веневитинов, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков. Их лирика страдала известной рассудочностью, поскольку поэзия лишалась самостоятельных задач и служила средством для передачи философских идей. Этот существенный недостаток был решительно преодолен гениальным русским лириком Ф. И. Тютчевым. Образность стихотворений Тютчева содержит философию. Его метод основывается на тождестве внешнего и внутреннего в природе и в человеке. Он воспринимает природу целостно: как организм, как нечто живое, пребывающее в вечном движении.

Сопряженность величественно-прекрасного и торжественно-трагического придает лирике Тютчева невиданную философскую масштабность, заключенную в предельно сжатую форму. Каждое стихотворение рисует мгновенное состояние, но обращено и ко всему бытию, бережно хранит его образ и смысл. Позднее, в 50-70-е годы, принципы тютчевской поэтики при всей устойчивости дополнились новыми качествами. Тютчев всегда чувствовал себя неуютно и одиноко в не удовлетворяющей его современности. Он мечтал о яркой и интенсивной духовной жизни. Всей душой сочувствуя страданиям Родины, Тютчев обобщает свои размышления («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Подлинный расцвет переживает тютчевская любовная лирика, в которой чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистические желания и высоко поднимается над ними...

Дары жизни . После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла, хотя в ней и появляются оригинальные дарования - А. Плещеев, П. Огарев, An. Григорьев, Я. Полонский, А. Толстой, И. Тургенев, А. Майков, Н. Некрасов. Постепенно в ответ на общественный подъем русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью 50-х годов стало углубление реализма. Причем точность и одновременно обобщенность выражения касались прежде всего внутреннего мира человека. Народное начало в русской поэзии также не угасает. Оно живет в поэзии Н. Некрасова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Григорьева, Я. Полонского, А. Майкова, А. Толстого.

Стремление выразить «невыразимое», навеять читателю охватившее поэта настроение - одно из коренных свойств поэзии А. Фета. Он обращается к чувственным, эмоциональным способностям человека («посмотри», «слышишь») и предельно активизирует их. Поэт ценит звук и краску, пластику и аромат. Но имитирует он не звуки, не мелодии, не ритмы, а музыкальную сущность мира. Центральной темой творчества поэта и видного критика An. Григорьева стал конфликт современного ему человека с прозаическим миром.

Подлинным гуманизмом проникнуто творчество замечательного и тонкого лирика Я. П. Полонского. Поэт сочувствует бедному человеку, внимательно всматривается в его переживания, умея передать их намеком, через случайные впечатления и отрывочные воспоминания. Герои Полонского мечтают о светлой любви, о простом счастье, в них живет порыв к чистой жизни, но они скованы условиями, средой...

Не видит гармонии в современной жизни и другой поэт - А. К. Толстой. Он идеализировал Древнюю Русь времен Киева и Новгорода. Главная его тема - природа и любовь. Лучшие стороны русского характера сливаются в его поэзии с бескрайним простором («Край ты мой, родимый край...»), истинная ценность национального характера проявляет себя, по его мнению, стихийно и вольно («Коль любить, так без рассудку...»), баллады его носят следы стилизации, но сохраняют легендарность сюжета, роковое стечение обстоятельств, непримиримость характеров, приводящие к кровавой развязке («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).

Основным лирическим героем поэзии А. Н. Плещеева, Н. П. Огарева, Н. А. Некрасова становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян. Вспомним стихотворения Плещеева «Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...», Огарева- «Кабак», «Арестант» и неизбывно грустные стихотворения и поэмы Н. Некрасова, И. Никитина.

После поэтической реформы М.Ломоносова (середина XVIII в.) русская лирика развивается в рамках силлабо-тонической системы. Постепенно реформируется и приближается к современному не только поэтический строй, но и стиль. Поэзия со временем избавляется от тяжеловесной архаичности, от обилия слов церковнославянского происхождения, от чрезмерной патетики (эти признаки были свойственны родоначальникам русской силлабо-тоники: М.Ломоносову, А.Тредиаковскому, В.Сумарокову, В.Капнисту и др.), от подражательности западным образцам. Наряду с гражданскими темами, лирика в большей степени отражает то, что и должна: внутренний мир человека, его чувства, переживания, отклики на окружающий его мир отношений. В этом огромная заслуга русских поэтов-романтиков , первым из которых называют В.А.Жуковского , познакомившего русскую читающую публику с образцами западно-европейской лирики в собственных переводах и поэтических переложениях ("Лесной царь" И.-В.Гете; "Кубок", "Перчатка", "Прощание Гектора с Андромахой", "Рыцарь Тогенбург" и др. Ф.Шиллера, "Сельское кладбище" Т.Грэя, "Эллизиум" Ф.фон Маттисона, "Замок Смальгольм" В.Скотта и мн.-мн. др.). Жуковский стал и первым оригинальным поэтом-романтиком, которого волновали тайны мира и природы ("Море", "Цветок"), героические подвиги русской армии в войне 1812 года, в которых он видел возвышенные проявления лучших качеств россиян - истинных патриотов Отечества ("Певец во стане русских войнов"), глубокий и непостижимый мир человеческих чувств ("Вечер", "Пловец", "Эолова арфа", "Весеннее чувство" и мн.др.), красота и очарование далекой старины ("Светлана").

Расцветом русской лирики стали первые три десятилетия XIX века, недаром названные "золотым веком" русской поэзии: творения А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Глинки, Е.Баратынского, Д.Веневитинова, И.Козлова, Ф.Тютчева, поэтов "пушкинской плеяды" (А.Дельвига, В.Кюхельбекера и др.) составили славу русской поэзии, открыли ей широкий путь в мировую литературу.

В совершенстве владея поэтическим мастерством, широко используя всю богатейшую палитру языковых возможностей, А.Пушкин вывел русскую поэзию на новый творческий уровень, охватив все существовавшие к тому времени поэтические жанры и формы, фактически все темы и мотивы, дав новое видение человека и природы, стихий и страстей, познания и поэтического творчества, свободы и покоя.

М.Лермонтов открыл читающему миру нового героя, романтика-борца: не только с окружающим миром и обществом, но с самим собой, с судьбой, с всевластными непостижимыми силами, управляющими человеческой жизнью. Именно поэтому так мощно звучат в его лирике богоборческие и тираноборческие мотивы, голос одинокого, но великого в стремленьях человека, идеалом которого для Лермонтова долгие годы оставался Наполеон ("Последнее новоселье", "Летучий корабль", "Нет, я не Байрон…", "Благодарность" и т.д.).

Важнейшей вехой развития русской поэзии середины XIX века стала философская лирика Ф.Тютчева . Философской она названа потому, что, изображая мир человеческих чувств и отношений, состояние человека и созвучное ему состояние окружающего мира, Тютчев обращался в первую очередь к высшим проблемам человеческого бытия, задавался вопросами вечными, небытовыми, неповседневными.

Посмотрите, как необычно звучит у Тютчева тема внутренней погруженности человека в мир в стихотворении "Silentium" (Молчание):

Задумайтесь над смыслом фразы "Мысль изреченная есть ложь". Сколь глубоко и противоречиво ее содержание!.. Это и есть философская поэзия - заставляющая человека задуматься над противоречивыми тайнами бытия.

Окружающий мир природы не был для Тютчева просто молчащим миром "естественной биологической жизни" или окружающей человека "средой". Это мир одушевленный, со своей, глубоко скрытой от человека жизнью, подчиненный великим законам космоса, познание которых и есть творческая задача художника:

Поэт умел слушать мир природы и разговаривать с ним:

Поэт изображал душевный мир человека соотнесенным со стихийными образами, увидев в нем вечность и изменчивость, множественность и единичность, непрерывность и ограниченность, величие и малость, но главное - вписанность в круговорот бытия вселенной, необходимость и смысловую обусловленность:

Рубеж XIX-ХХ веков стал серьезным этапом в развитии русской лирики: прежние поэтические законы и правила уже не могли удовлетворить художников, рамки жанровой системы стали тесны, сама система силлабо-тоники не давала возможности поэту выразить в полной мере свой внутренний мир (настолько он "разросся" и эмоционально углубился в силу исторических особенностей эпохи), поэтому требовались новые формы творчества. Перед поэтами обозначились новые, не известные ранее, пути творческого поиска в области стихотворной формы, поэтического языка, нового звучания поэзии, новых тем и образов.

Поэзия рубежа двух веков, в отличие от лирики XIX века, представляла собой не единую монолитную систему (этакое общее поэтическое "русло"), а множество направлений, течений, групп (сравним это с речной "дельтой"); иногда творчество одного поэта представляло собой целое течение (например, поэзия М.Цветаевой). В это время можно говорить о продуктивной творческой борьбе - за читателя, за нетрадиционные формы, за право считаться "первым" в художественных открытиях и т.д.

Молодых поэтов, например, В.Маяковского, не устраивало даже то, что делали уже их старшие современники-символисты, опиравшиеся во многом на прежнюю систему стиховых форм. В автобиографии "Я сам" он писал: "…было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое - нельзя".

Еще резче высказывался поэт А.Крученых в статье "Слово как таковое", 1913 (сохраним пунктуацию автора):

Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания: (кстати в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина) не безголосая томная сливочная тянучка поэзии... а грозная баячь (...) язык должен быть прежде всего языком и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря".

В это же время даже привычная графика, то есть запись стихов перестала устраивать поэтов - и появляются новые, нетрадиционные формы записи: "лесенка" В.Маяковского, "говорящие" знаки препинания А.Блока и М.Цветаевой:

Маяковский "разбивает" стих, перенося каждый его сегмент на новую строчку, делая его ритмически и по смыслу выделенным, чеканным, как поэтический "шаг", а у Цветаевой тире становится значимым, смысловым, противопоставляющим, словно разделяющим два мира - небесный, с его догмами и законами, и земной, с его страданиями и прекрасной трагедией женской судьбы.

Русские поэты все чаще обращаются к стилизациям древней поэзии; новое звучание приобретают древние, почти забытые размеры, например, гекзаметр (см. стихи М.Кузмина и О.Мандельштама), осваиваются совершенно непривычные традиции Востока ("танка" и подражания китайской поэзии Н.Гумилева); появляются настоящие мистификации: Е.Васильева "создала" загадочную Черубину де Габриак и целый год писала стихи от ее имени…

Рассмотрим разнообразие поэтических направлений в лирике рубежа XIX-ХХ веков.

СИМВОЛИЗМ : одно из первых и самых крупных новых, или как их можно назвать научно, модернистских, направлений русской лирики этого периода. В Россию символизм пришел из Западной Европы, где в поэзии ознаменовался произведениями А.Рембо, С.Малларме, П.Верлена, Ш. Бодлера и др. В отличие от большинства поэтов середины XIX века, которых волновали социальные и гражданские темы (Н.Некрасов, И.Никитин и др.), символистов интересовала философская система мироздания, пути интуитивного постижения мира в сложных и неистолкуемых художественных образах (символах); интересовал человек как уникальная, исключительная единица космоса, творящая собственный художественный мир, поэтому в творческой системе символизма особое место занимает идея индивидуализма художника, его избранности и внеморальности: художник для них - вне ценностей современного "мрачного", "скучного" ("страшного", говорил А.Блок) мира. Интуитивное ощущение необычности современной эпохи, ее бед и проблем как своих собственных, эмоциональное напряжение символистской лирики, преобладание настроений отчаяния, душевной усталости, пессимистических образных выводов определило отношение к поэзии символизма как к декадентской (декаданс (фр.) - упадок).

Но определять символизм как декадентство значит суживать его содержательные рамки.

Прочитайте стихотворение К.Бальмонта "Будем как солнце":


Стихотворение со столь мощной динамикой внутреннего чувства, взывающее к человеку как "любимому ребенку вселенной", заражающее верой в неукротимость человеческого духа, никак не назовешь декадентским.

Поскольку направление получило название символизма, главным для таких поэтов стал символ. Ученые называют символ основной "эстетической категорией" этого направления.

Что же такое символ? - Научного, однозначно признанного определения термина не существует.
СИМВОЛОМ принято считать предельно обобщенный многозначный образ, не имеющий конечного истолкования и выражающий глубокие философские представления художника. При этом символом является образ предметного плана, имеющий материальную фактуру.

В приведенном выше стихотворении К.Бальмонта таким символом становится образ Солнца - символ величия духовных свершений, неукротимости человеческого духа, вечного познания, горения жизни и т.д. Но при этом солнце - вполне материальный объект. Тот образ, которому в произведении автор придает особое философское значение, который определяет развитие чувств и мыслей лирического героя, и становится в символизме символом.

Различают два течения русского символизма: так называемых "старших символистов" (К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, Ф.Сологуб и др.) и "младосимволистов" (А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов и др.). "Старшие" символисты называли свое творчество "поэзией внутреннего", их стихи более созерцательны, окрашены внутренней динамикой чувства; в какой-то степени они тяготели к поэзии прошлого - к Тютчеву, к философской лирике Пушкина. В творчестве "младших символистов" сильно активное начало, это поэзия "действия", поднимающая вопросы истории, судеб России, ярко выражены романтические тенденции и настроение ожидания грядущих катаклизмов.

В это же время появляется группа художников, противопоставивших свое творчество символизму, но во многом как раз развивавших те же творческие принципы. Речь идет о поэзии акмеизма.
АКМЕИЗМ (греч. "радость, цветущая пора, высшая степень чего-либо") - созданное поэтом Н.Гумилевым поэтическое направление. Название также придумано Гумилевым. Девизом акмеистов стало слово "Радость!". Гумилев писал: "Нужно помнить о "непознаваемом", но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками - вот принцип акмеизма". Действительность "мудра и ясна", ее не надо домысливать, полагали акмеисты.

В круг поэтов-акмеистов входили Г.Иванов, О.Мандельштам, И.Одоевцева, М.Кузмин. Некоторое время среди акмеистов видела свое место и А.Ахматова.

Прочитаем стихотворение Н.Гумилева "Мои читатели", полно и образно выразившее творческие принципы этого направления:


Старый бродяга в Аддис-Абебе,
Покоривший многие племена,
Прислал ко мне черного копьеносца
С приветом, составленным из моих
стихов.
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над Южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошел пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.

Много их, сильных, злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, веселой и злой,
Возят мои стихи в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными
намеками
На содержание выеденного яйца.
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас, -
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти, и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелет
взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно его суда.

Новым шагом в русской поэзии стал футуризм.
ФУТУРИЗМ (лат. "будущее") - "искусство будущего". Футуризм как философско-эстетическое направление возник в Италии. Его родоначальнику и автору термина "футуризм" Филиппо Томмазо Маринетти принадлежит высказывание: "Рычащий автомобиль прекраснее Ники Самофракийской". Таковы были эстетические ценности новой индустриальной эпохи. В России футуризм стал прорывом в области экспериментов с различными формами в искусстве: с цветом, линией, композицией, строкой, рифмой, словосочетанием и т.д.

Русские футуристы видели свою поэтическую миссию как рождение сверхискусства, способного преобразить мир, при этом в своих эстетических экспериментах и проектах они опирались на новейшие научные и технические достижения, что отличало их от поэтов других направлений. При этом футуристам было свойственно и особое эпатирующее поведение, тяга к театрализации - не только на поэтических вечерах, но и в повседневной жизни - так выражались новые, передовые взгляды на мир и человека-обывателя, которые требуют немедленного преобразования.

В знаменитом манифесте "Пощечина общественному вкусу" (1912), который смело можно назвать произведением нового словесного искусства, его создатели Д.Бурлюк, А Крученых, В.Маяковский и В.Хлебников писали:


"Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
(…) Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. (…)"

Прочтем стихотворения В.Маяковского "А вы могли бы" и "Ничего не понимают":

Неприязнь к обывательской жизни, стремление "сломать", изменить образ жизни и мыслей людей и непреодолимое желание быть услышанным звучат в этих стихах.

Новая образная концепция мира и человека вошла в русскую поэзию через творчество С.Есенина, начинавшего свой путь рамках имажинизма - поэтического направления, ориентированного на образ-впечатление. Со временем Есенин не считал себя принадлежащим в какому бы то ни было направлению, так же как А.Блок - бывший младосимволист и бывший футурист В.Маяковский. Настоящий гений всегда вне рамок и систем. Образы неба и земли, вечной небесной избы, воплощенной в избе деревенской, мирового дерева, преобразованного в лирике Есенина, близкой русскому фольклорно-песенному творчеству, в образы клена, березы, рябины, образы луны (месяца) и солнца, главной кормилицы и подательницы жизни - коровы, образ пути и поэта как вечного странника - вот составляющие художественного мира Есенина.

Одной из главных тем поэзии конца XIX - начала ХХ веков стали тема разрушения, крушения старого мира и тема рождения в муках и пожарищах нового , еще не изведанного историей и человечеством мира. Она звучит в творчестве А.Блока (цикл "Страшный мир", поэма "Двенадцать"), В.Маяковского ("Вам", "Нате!", "Левый марш" и др.), С.Есенина ("Низкий дом с голубыми ставнями…", "Русь советская", "Сорокоуст" и т.д.) и многих других. Ведущий вопрос в рамках этой темы задавался всеми поэтами: каким будет этот мир и что он принесет человеку? Различия в ответах на этот вопрос определяли идейно-эстетические идеалы художников, их систему взглядов на человека, его возможности и его будущее.

Перед началом знакомства с темой и выполнением заданий обязательно познакомьтесь с теорией к темам №7 (Лирический род литературы: Жанры лирики) и №8 (Лирический род литературы: Начала стиховедения), так как вся сложная стиховедческая терминология объяснена там. Повторяться мы не будем.

При выполнении работы внимательно читайте план анализа стихотворения.

  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору; поэма "Двенадцать"
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"
Рекомендованная литература к работе 8:
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986.

Был освещен двумя литературными направлениями - классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль -

и слова В. Г. Белинского о том, что Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», - утверждал поэт.

Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека - в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:

Г. Державин. «Соловей»

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья...

В. Жуковский. «Вечер»

Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!..

В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.

К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:

О Константине Николаевиче Батюшкове - одном из основателей русского романтизма, авторе элегий , посланий («определенность и ясность - первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого - мечта о совершенном человеке;
- о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого - в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;
- о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах - Сусанин, Ермак);
- о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет и др.

Евгений Абрамович Баратынский - автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное - лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»:
Переменяют годы нас
И с нами вместе наши нравы;
От всей души люблю я вас,
Но ваши чужды мне забавы...

Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину , М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову.

Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?

Федор Иванович Тютчев .

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу.

Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...

Аполлон Николаевич Майков

- «это - поэт-художник, поэт-пластик, но не лирик ; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди - рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера - ненастье...».

Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).

Аполлон Александрович Григорьев

Поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета . Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром.

Яков Петрович Полонский

Поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»).

Алексей Константинович Толстой

Поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним - Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений - природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).

Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве - поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи.

Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания:

Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова?
- Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева?
- Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры.
- Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века.
- Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».

Бухштаб Б. Русские поэты. - Л., 1970.
Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. - Л., 1974.
Коровин В. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.
Коровин В. Русская поэзия XIX века. - М., 1987, 1997.
Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М., 1970.
Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. - М., 1990. - Ч. I.

В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в конце 1830-х - начале 1840-х гг. Это было время, весьма неблагоприятное для лириков и для поэзии. После смерти Пушкина и Лермонтова, утверждал А.И. Герцен, «русская поэзия онемела». Немота русской поэзии объяснялась разными причинами. Главной из них была та, о которой сказал еще В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1843 года»: «После Пушкина и Лермонтова трудно быть не только замечательным, но и каким-нибудь поэтом». Немаловажную роль играло и другое обстоятельство: проза завладевает умами читателей. Читатели ждали повестей и романов, и редакторы журналов, откликаясь на «веяние» эпохи, охотно предоставляли страницы прозе, почти не публикуя лирических стихотворений.

В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие читателей. Именно в это десятилетие выходит первый сборник Ф.И. Тютчева, привлекший всеобщее внимание: читатели наконец-то узнали гениального поэта, начавшего свой творческий путь еще в 1820-е гг. Два года спустя, в 1856 г. выходит сборник некрасовских стихотворений, почти мгновенно раскупленный. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и немногочисленных любителей поэзии.

А между тем русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого). Это - «гражданская поэзия», цель которой - «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели - утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов - глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.

Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных - «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники» Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.

Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», - это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция - его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.

Похожие статьи