Краткое содержание олеся куприн. А.И. Куприн "Олеся": описание, герои, анализ произведения. Тринадцатая глава: Последняя встреча

07.06.2021

Одним из первых крупных произведений Александра Куприна стала повесть «Олеся». Повесть была написана в 1898 году и в том же году опубликована. Сам автор считал это произведение одной из лучших своих работ. «Олеся» 3 раза экранизировалась: в 1915, в 1956 (фильм назывался «Колдунья») и в 1971 годах.

Молодой барин Иван Тимофеевич, от лица которого ведётся повествование, приезжает в небольшой населённый пункт на окраине Волынского Полесья. Барину скучно в глухой деревне после городской жизни. Он пытается подружиться с местными жителями: обучает грамоте своего слугу, занимается лечением. Однако ни одно из этих занятий не сближает «чужака» с населением деревни. Иван Тимофеевич начинает заниматься охотой. Слуга барина Ярмола рассказывает своему хозяину о том, что в местном лесу живёт колдунья Мануйлиха со своей внучкой, а неожиданно поднявшийся ветер приписывает чёрной магии старой ведьмы. Через несколько дней барин случайно сбивается с пути на охоте. Пытаясь найти обратную дорогу, он выходит на избушку Мануйлихи. Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой колдуньи. Девушка помогает барину выйти из леса.

Главный герой долго не мог забыть свою новую знакомую. Через некоторое время он возвращается в лес, чтобы найти Олесю. Барин хочет, чтобы девушка погадала ему. Колдунья предвещает главному герою одиночество, желание свести счёты с жизнью и большую любовь с темноволосой женщиной. Однако даже любовь не сможет дать счастья. Та, которую полюбит Иван Тимофеевич, будет страдать и примет позор. Олеся утверждает, что у барина слишком ленивое сердце, а значит, любить по-настоящему, самоотверженно он не умеет. Главный герой не верит ни в гадания, ни в сверхъестественные силы, которые приписывают Мануйлихе и её внучке. Единственная цель его прихода в лесную избушку – вновь увидеть юную колдунью.

Иван Тимофеевич и Олеся начинают тайно встречаться, несмотря на протесты Мануйлихи. Главный герой спасает возлюбленную и её бабушку от урядника Евпсихия Африкановича, который пытается выселить «ведьм» из их дома. Иван Тимофеевич подкупает урядника и уговаривает его оставить женщин в покое. Узнав об этом, гордая Олеся обиделась. Между влюблёнными происходит размолвка. Затем главный герой заболевает. В течение недели он не видится с Олесей. После выздоровления Иван Тимофеевич продолжает встречаться с колдуньей. Молодой барин знает, что ему скоро предстоит возвращение в город и предлагает Олесе обвенчаться и уехать с ним. Девушка не согласна. Ни одна женщина в её роду не венчалась, ведь душа колдуньи принадлежит Сатане.

Главный герой на некоторое время вынужден уехать в соседнюю деревню. Вернувшись, он узнаёт о том, что возле церкви местные жители избили колдунью. Ей удалось вырваться и убежать в лес. Иван Тимофеевич спешит в лесную избушку, понимая, что крестьяне напали именно на Олесю. Придя домой к любимой, он находит девушку избитой. Олеся решила пойти в церковь, чтобы порадовать Ивана Тимофеевича. Крестьяне же приняли поступок ведьмы как вызов. Колдунья не должна осквернять своим присутствием святое место. После службы на Олесю напали и избили. Иван Тимофеевич предлагает привести доктора, но девушка отказывается. Молодая колдунья сообщает главному герою, что они с бабушкой скоро переедут, чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев крестьян. Олеся хочет расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы их роман не навлёк беду на обоих. Девушка сожалеет только об одном: у неё не будет ребёнка от любимого человека.

Той же ночью в деревне была гроза с градом, из-за которой погиб весь урожай. Ярмола предлагает барину немедленно уехать. Крестьяне уверены, что грозу устроила старая колдунья, чтобы отмстить за внучку. В деревне уже известно о романе Олеси и приезжего барина. Ивану Тимофеевичу тоже могут устроить расправу. Главный герой решил послушать доброго совета. Перед отъездом Иван Тимофеевич решил навестить Олесю ещё раз. Однако Мануйлиха и её внучка уже успели уехать. Словно посылая любимому прощальный привет, Олеся оставила в избушке свои красные бусы.

Характеристика персонажей

Характеристику главному герою даёт сама Олеся. Иван Тимофеевич не проявляет заносчивости по отношению к простым людям, пытаясь стать им другом. Он способен на добро и сочувствие. Тем не менее, как отмечает лесная ведьма, у барина «ленивое сердце». Будучи человеком порядочным, он предлагает Олесе официальный брак. Но при первом же её отказе отступает, не стремясь отстоять свою любовь.

Ко многим действиям Ивана Тимофеевича побуждает скука. Не имея возможности жить той жизнью, которую он вёл в городе, главный герой пытается чем-то себя развлечь. В конце концов, главным развлечением барина становится колдунья. Иван Тимофеевич отдаёт предпочтение именно этой девушки из-за её непохожести на других деревенских женщин. Она отличается от обычных крестьянок и в то же время не принадлежит тому обществу, к которому привык главный герой. Роман с ведьмой для Ивана Тимофеевича окутан мистикой, несмотря на то, что он не верит в сверхспособности девушки.

Предложение, которое главный герой делает Олесе, носит чисто символический характер. Вступив в близкие отношения с девушкой, Иван Тимофеевич считает себя обязанным на ней жениться. Однако барин знает заранее: честная бескорыстная Олеся ни за что не согласится стать его женой.

Знакомы ли вы с биографией Александра Куприна – уникального русского писателя первой половины ХХ века, автора таких известных произведений как “Олеся”, “Гранатовый браслет” и “Кадеты”?

Обратите внимание на известное произведение Александра Куприна “Яма” , изображающее тайные и порочные стороны высшего общества, людей, оказавшихся в ловушке собственных страстей и слабостей.

Иван Тимофеевич описывает главную героиню, как красивую и сильную девушку. Несмотря на свою малограмотность, Олеся очень умна. Главный герой отмечает, что молодая колдунья обладала гибким умом и деликатностью, благодаря чему их отношения складывались весьма гармонично.

Барин не верит в сверхъестественные способности своей любимой, приписывая веру в потустороннее неграмотности колдуньи. Олеся уверена, что умеет останавливать кровь заклинанием. Иван Тимофеевич объясняет девушке, что кровь останавливается естественным путём, а не из-за колдовства. По мнению автора, в Олесе действительно есть что-то необычное, однако с магией он это никак не связывает.

В отличие от Ивана Тимофеевича, Олеся не эгоистична в любви. Лесная ведьма прекрасно понимает, что такой девушке, как она, не место в высшем обществе. Барин должен жениться на равной. Олеся, не задумываясь, отказывается от своей любви ради блага её возлюбленного.

Жители деревни ненавидят ведьму за силу, красоту и независимость, которые ей присущи. Любое несчастье (метель, гроза и т. д.) приписывается действиям колдуньи. Девушка не скована религиозными запретами, так как считает, что её душа с самого рождения принадлежит дьяволу, и это нельзя никак исправить. Отсутствие запретов помогает ей быть свободной в любви.

Символы в повести

Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.

Красный цвет как символ
Красный цвет – символ страстной любви, которая захватывает Олесю, делает её ещё смелее и прекраснее. Однако есть у красного цвета и другие значения: кровь, самопожертвование. Любовь заставляет девушку бросить вызов окружающим и пойти в церковь, куда она раньше зайти не решалась, опасаясь «расплаты». Дерзкий поступок привёл к несчастью (крови).

Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.

В школьной программе особенное место занимает повесть Александра Куприна «Олеся». Краткое содержание произведения поможет старшеклассникам воссоздать основные сюжетные ходы. Это основа для анализа повести на уроках литературы.

Повести Куприна всегда пользовались успехом у публики. Они отличаются чувственностью и романтическим восприятием действительности. Одно из произведений писателя, с которым знакомятся школьники, - повесть «Олеся».

Куприн опубликовал это произведение в журнале «Киевлянин» в 1898 году. Основа сюжета - реальная история любви помещика Ивана Тимофеевича Порошина и молодой колдуньи. Ее автору рассказал непосредственный участник трагических событий. Куприн дополнил ее художественным вымыслом, превратив в захватывающую трагическую историю любви.

Краткий пересказ поможет воспроизвести основные сюжетные ходы произведения и составить целостную картину художественного мира повести «Олеся». Кратко расскажем об основных событиях по главам:

Глава 1

События происходят в деревне Переброд Волынской губернии. Судьба забрасывает молодого барина Ивана Тимофеевича на окраину Полесья.

На протяжении шести месяцев его единственное развлечение - охота. Он пытался наладить общение с крестьянами (лечил их, приобщал к грамоте), но они сторонились паныча.

В середине января погода испортилась настолько, что охотиться стало невозможно. Поэтому Иван Тимофеевич стал обучать своего слугу Ярмолу письму.

Глава 2

Однажды январским вечером, когда на улице разгулялась сильная метель, барин завел разговор с Ярмолой о погоде. Слуга ответил, что вьюга предвещает рождение ведьмы или свадьбу ведьмака. Иван Тимофеевич, который и ранее проявлял интерес к народным поверьям и легендам, заинтересовался этой историей.

Несловоохотливый Ярмола рассказал, что в селе жила колдунья (кацапка или цыганка) Мануйлиха, которая враждовала с крестьянами, поэтому они выгнали ее из деревни. Теперь же она живет на Бисовом Куте в нескольких верстах от помещичьей усадьбы. Иван Тимофеевич решил познакомиться с ведьмой.

Глава 3

Через три дня после этого Ярмола сообщил барину, что можно идти на охоту, поскольку возле поселка появилось множество заячьих следов. Выслеживая зайца, Иван Тимофеевич вышел на Ирининский шлях. Его вел собачий лай.

Вскоре он заметил, что заблудился и попал на болото, где находилась белая избушка. Думая, что это жилище ирининского лесника, барин решил зайти и попросить помощь. Но оказалось, что это и есть то место, где осела Мануйлиха.

Ведьма соответствовала сказочному образу: сухощавое лицо, крючковатый нос, впалые щеки. Она сидела на глиняном полу и перебирала перья. Мануйлиха встретила паныча неприветливо, но угостила его водой и согласилась за золотую монету погадать. В разгар предсказаний возле хаты раздался девичий голосок, который пел красивую украинскую песню. Двери распахнулись, и в дом вошла девушка, держа перед собой в переднике ручных птенцов зяблика. Она принесла их, чтобы накормить.

Девушка лет двадцати - красивая брюнетка: у нее были огромные темные глаза и переломленные посередине брови, которые придавали облику властности и лукавства. Она была стройная и грациозная. Девушка оказалась гордячкой и строгого нрава. Она указала панычу дорогу, сказала, что зовут ее Аленой, а по-здешнему - Олесей.

Глава 4

Весенней порой, как только сошел снег, Иван Трофимович снова отправился к избушке на болоте. Ему хотелось увидеться и поговорить с Олесей. Та встретила барина приветливо и рассказала, что по картам многое узнала о нем и его судьбе.

Она описала характер молодого человека: он добрый, но слабовольный, не держит слово, властный человек, охоч до женского пола. Суждено ему в этом году встретить большую любовь. Страсть ему подарит брюнетка. Однако это чувство принесет мужчине печаль и позор. Олеся призналась, что обладает наследственным даром видеть близкую кончину человека.

Глава 5

Провожая гостя через болото, Олеся рассказала ему о тайных знаниях и умениях, которыми когда-то владела Мануйлиха: она лечила людей, заговаривала зубы и руду (кровь), находила клады, вычитывала сглазы.

Барин попросил показать чары, которыми владеет Олеся. Она разрезала его руку финским ножом так, что на землю стали падать крупные капли крови, зажала место выше раны и начала шептать что-то. Кровь остановилась, а глубокий порез превратился в небольшую царапину.

Второе чудо ждало героя на тропинке. Олеся попросила идти его впереди. Барин неожиданно начал спотыкаться на ровном месте. Все это - чары, которые наслала на него девушка.

Она продемонстрировала молодому человеку, как можно вселить в человека страх. Когда Олеся пристально посмотрела на героя, то ему показалось, что напротив него голова Медузы, которую он видел в Третьяковской галерее. На прощанье барин впервые назвал свое имя.

Глава 6

Частенько гостил у Мануйлихи. Его привлекала целостная натура Олеси, ее свобода и самобытность, ясный и невинный ум, ее кокетливое лукавство, которое свойственно красивым женщинам. Олесю интересовали истории о разных народах и странах.

Однажды, общаясь с Олесей, он сказал, что если она пожелает выйти когда-нибудь замуж, то ей придется обвенчаться. Девушка призналась, что в храм не может зайти, потому что ее душа с самого рождения была отдана нечистому.

Глава 7

Во время очередного визита на болото Иван Тимофеевич узнает, что Мануйлихе и Олесе угрожал урядник. Он поставил им условие, чтобы женщины покинули это место в ближайшее время, иначе отправятся на каторгу. Старая ведьма хотела откупиться, но это не удалось.

Глава 8

Молодой барин во время следующего посещения урядником Евпсихием Африкановичем деревни пригласил его в гости. Иван Тимофеевич заступился за Олесю и ее бабку, попросил чиновника оставить их в покое. Свою просьбу он подкрепил щедрым подарком - своим охотничьим ружьем.

Глава 9

Евпсихий Африканович сдержал обещание и оставил Мануйлиху и ее внучку в покое. Однако именно эта ситуация кардинально изменила характер общения Ивана Тимофеевича и Олеси: они больше не гуляли и не беседовали на «живые» темы. Общение стало принужденным: барин чувствовал какую-то неловкость и робость в присутствии девушки. Она же постоянно занимала себя какой-то срочной работой.

Барин чувствовал, что его сердце привязано незримыми нитями к Олесе. Однажды, вернувшись с болот, Иван Тимофеевич заболел лихорадкой. В бреду он пролежал шесть дней. Оправившись, ощутил непреодолимое желание посетить избушку Мануйлихи.

Глава 10

Через пять дней, окончательно оправившись от болезни, барин отправился навестить Олесю. Увидев ее, герой понял, насколько она ему дорога и мила. Лицо Олеси также озарила улыбка, в которой выразилась вся глубина и сила любви к Ивану Тимофеевичу.

Девушку взволновало состояние исхудавшего из-за болезни возлюбленного. Она вызвалась проводить его до тропинки. По дороге у них состоялся откровенный разговор, и Олеся призналась ему в любви. Она рассказала, что прежняя ее холодность и отчуждение были мотивированы желанием бросить вызов судьбе и отказаться от глубокого чувства, которое зародилось в ней к Ивану Тимофеевичу.

Эта ночь в лесу была моментом их единения. Ивану Тимофеевичу пришло на ум сравнение с шекспировскими героями «Сна в летнюю ночь» - Титанией и Обероном. Он сказал Олесе, что их разлука еще больше распалила пожар любви. Вглядываясь в глаза любимой, герой замирает от предчувствия беды.

Глава 11

Целый месяц длилось их счастье, однако барину пришло время покидать деревню и возвращаться в город. Иван Тимофеевич просит Олесю выйти за него замуж, однако она не соглашается, поскольку стыдится того, что не имеет образования и незаконнорожденная. Герой понимает, что этими доводами она прикрывает свой страх перед венчанием: ей, ведьме, запрещено появляться на пороге церкви. Под его уговорами девушка отступает и соглашается прийти завтра в храм.

Глава 12

На следующий день был большой церковный праздник - Троица. Барин задержался в городе и не успел на службу в деревенской церкви. Возвратившись, от конторщика Мищенко он узнал, что Олеся приходила на службу.

Деревенские девки после того, как она вышла из церкви, хотели обмазать ведьму дегтем и побить камнями. Девушка увернулась и, отбежав на безопасное расстояние, пригрозила, что им всем не поздоровится. Иван Тимофеевич отправился в лес, чтобы разыскать невесту.

Глава 13

В избушке старухи он застает Олесю в бессознательном состоянии. Мануйлиха винит его в болезненном состоянии внучки. Придя в себя, девушка сообщает герою о том, что им нужно расстаться. Она очень хотела родить от него ребенка, но этого не случится. Ей и бабушке вскоре придется покинуть пристанище на болоте.

Глава 14

Ночью над селом прошел ливень с градом. Крестьяне практически лишились урожая жита и во всем винили ведьму и заодно Ивана Тимофеевича. Он отправился к избушке Мануйлихи, но не застал там женщин: они спешно покинули дом. На память герою остались кораллы, которые носила Олеся.

Александр Иванович Куприн создал красочную романтическую историю любви дворянина Ивана Тимофеевича и лесной нимфы Олеси - чистой и непорочной души, девушки, которая жила в гармонии с собой и природой, отличалась искренностью и невинностью чувств, поступков.

Тонкий и проницательный психолог Александр Куприн обладал блестящим писательским дарованием - умело передал тонкие душевные порывы человека. Его повесть «Олеся» исполнена любви и печали, трагизма восприятия несовершенства мира.

Год написания:

1898

Время прочтения:

Описание произведения:

Повесть Олеся написал Александр Куприн в 1898 году. Если говорить о цикле "Полесских рассказов", то надо отметить, что повесть Олеся - лучшее произведение Куприна.

Весь 1897 год Куприн прожил в Полесье Ровенского уезда. Там он занимал должность управляющего имением. У Куприна была возможность много наблюдать за тем, как живут крестьяне, а также впитывать ощущения от величавой природы. Все это дало Куприну прекрасную основу для будущего произведения.

Читайте ниже краткое содержание повести Олеся.

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает. Единственные его развлечения - охота со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнаёт от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния.

Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает там старуху «со всеми чертами бабы-яги, как её изображает народный эпос». Мануйлиха встречает героя неприветливо, но заметно оживляется, когда тот достаёт серебряный четвертак и просит старуху погадать. В самый разгар гадания в дом заходит внучка ведьмы, Олеся, темноволосая красавица «лет двадцати - двадцати пяти». Она относится к рассказчику приветливо и показывает ему дорогу домой.

Все первые весенние дни образ Олеси не покидает мысли рассказчика.

Когда лесные дороги просыхают, рассказчик отправляется в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встречает гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость просит Олесю погадать ему, та признаётся, что уже однажды раскинула на него карты и нагадала, что в этом году выпадает ему «большая любовь со стороны трефовой дамы с тёмными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесёте». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесёт позор, который хуже смерти...

Провожая рассказчика, Олеся попытается доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и проводит над ним несколько опытов - Заживляет ему глубокий порез и заставляет его спотыкаться вслед за ней. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся отвечает уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же рассказчик впервые представляется - его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой становится частым гостем в избушке. Олеся всегда рада его видеть, хоть и встречает сдержанно. А вот старуха не особенно довольна, но Ивану удаётся задобрить её подарками, помогает и заступничество Олеси.

Ивана очаровывает не только красота Олеси. Его привлекает и её самобытный ум. Между ними разгорается множество споров, когда Иван пытается научно обосновать Олесино «чёрное искусство». Несмотря на разногласия, между ними возникает глубокая привязанность. Тем временем у Ивана портятся отношения с Ярмолой, который не одобряет его знакомства с колдуньей. Не нравится слуге и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз приходит в избу, он застаёт колдунью и её внучку расстроенными: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван упрашивает урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает и называет старуху с внучкой «язвой здешних мест». Задобрив урядника угощениями и дорогими подарками, Иван всё же добивается своего. Урядник обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

С этого времени Олеся начинает избегать Ивана и любых объяснений с ним.

Тут Иван неожиданно и серьёзно заболевает - шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся объясниться с Олесей. Девушка избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Поняв, что это невозможно, она признаётся ему в любви. Иван отвечает ей взаимностью, но Олеся всё не может забыть про своё гадание. Однако, несмотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, их любовь расцветает.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде заканчиваются, и всё чаще приходит к нему мысль жениться на Олесе и забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается - она не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. Девушка даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы.

У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это суеверие. Она назначает ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватывает ужасное предчувствие.

На следующий день Иван задерживается по служебным делам и не успевает вовремя попасть в церковь. Вернувшись домой, он застаёт у себя местного конторщика, который рассказывает ему о сегодняшней «потехе» - деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на неё накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшись, Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта.

Все эти подробности Иван узнаёт позже. А пока же он мчится в лес, и застаёт в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Олеся приходит в себя и объясняет Ивану, что им с бабкой нельзя больше здесь оставаться, поэтому ей и Ивану придётся расстаться. На прощание Олеся признаётся, что хотела бы иметь ребёнка от Ивана и жалеет, что его нет.

Этой же ночью на Переброд обрушивается сильный град. Утром Ярмола будит Ивана и советует ему убираться из деревни - град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести, и озлобленный народ уже начинает «кричать недоброе» про Ивана. Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной памятью об Олесе и её нежной, великодушной любви...

Вы прочитали краткое содержание повести Олеся. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния. Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой с Яромолой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает самую настоящую бабу-ягу, которой, конечно же, оказывается Мануйлиха. Она встретила героя неприветливо, но, когда он достал серебряный четвертак и попросил старуху погадать, та заметно оживилась. А в самый разгар гадания опять стала выпроваживать незваного гостя - в дом зашла внучка ведьмы, темноволосая красавица «лет двадцати-двадцати пяти», которая показала герою дорогу домой и назвалась Олесей.

Все первые весенние дни мысли героя не покидал образ Олеси. И, как только просохли лесные тропинки, он отправился в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встретила гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость попросил Олесю погадать ему, та призналась, что уже однажды раскинула на него карты, и главное, что она ему нагадала - что в этом году «падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы с темными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесете». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесет позор, такой, который хуже смерти… Когда Олеся отправилась провожать гостя, она попыталась доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и провела над ним несколько опытов. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся ответила уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же герой впервые представляется - его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой стал частым гостем в избушке. Олеся всегда была рада его видеть, хоть и встречала сдержанно. А вот старуха была не особенно довольна, но Ивану удалось задобрить её подарками, сыграло свою роль и заступничество Олеси.

Ивана очаровывала не только красота Олеси. Его привлёк также её самобытный ум. Множество споров между ними разгоралось, когда Иван пытался научно обосновать Олесино «черное искусство». И, несмотря на разногласия, между ними возникла глубокая привязанность. Тем временем у персонажа испортились отношения с Ярмолой, который изначально не одобрил желания познакомиться с колдуньей. Не нравится ему и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз явился в избу, он застал колдунью и её внучку в расстроенных чувствах: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван пытается упросить урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает со словами о том, что они - «язва здешних мест». Но, задобрив его угощениями и дорогими подарками, Иван добивается своего. Урядник Евпсихий Африканович обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

Но вот отношения Олеси и Ивана с этого времени изменились в худшую сторону, а любых объяснений Олеся старательно избегает. Тут Иван неожиданно и серьезно заболевает - шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся выяснить отношения с Олесей. Которая честно призналась, что избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Но, поняв, что это невозможно, призналась ему в любви. Иван ответил ей взаимностью. Но Олеся все не могла забыть про своё гадание. Но все-таки их любовь, не смотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, развивалась.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде были закончены, и все чаще приходила к нему мысль жениться на Олесе, забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается, мотивируя отказ тем, что не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. В итоге она даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы. У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это своё суеверие. Она назначила ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватило ужасное предчувствие.

На следующий день герой не успел вовремя попасть в церковь, задержавшись по служебным делам, а когда вернулся, застал у себя местного конторщика, который рассказал ему о сегодняшней «потехе» - деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на нее накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшаяся Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта. Но все это подробности Иван смог узнать позже. А пока же он помчался в лес, и застал в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Когда Олеся пришла в себя, она рассказала Ивану о том, что нельзя им больше здесь оставаться, поэтому нужно им проститься. На прощание Олеся призналась, что жалеет, что нет у нее ребенка от Ивана.

Этой же ночью жуткий град обрушился на Переброд. А утром Ярмола, разбудивший Ивана, посоветовал ему убираться из деревни - град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести. И озлобленный народ начал уже было про Ивана «кричать недоброе». Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной вещью на память об Олесе и её нежной, великодушной любви…

Действие повести «Олеся» в кратком содержании развивается в маленькой, забытой украинской деревушке Переброд на окраине Волынского Полесья. Главный герой, оказавшийся здесь, не имеет никаких развлечений, кроме охоты со своим верным слугой Ярмолой и попыток обучить его же грамоте, скучает и совершенно не рад, что ему придётся провести здесь целых полгода. Один раз, Ярмола удивляет своего хозяина разговорчивостью и рассказывает о ведьме Мануйлихе, что живёт неподалёку. У неё непростая судьба – она была настоящей колдуньей, и именно за такую деятельность её выселили.
Была метель, и герой не мог ходить на охоту. Но сразу после того как погода наладилась, он идёт в лес. Ситуация оборачивается неожиданно – он заблудился и в попытках найти кого-то для оказания помощи, натыкается на чей-то дом. С уверенностью, что там проживает лесник, он заходит в помещение и видит старуху. Её вид пугает героя: она точь-в-точь настоящая Баба Яга, что описывается в детских народных сказках. Несмотря на то, что Майнулиха была не особа рада гостю, она соглашается ему погадать на серебряный четвертак, который даёт ей герой. В разгар этого таинственного деяния, в дом заходит очаровательная девушка, как позже оказалось, это внучка колдуньи Олеся. У неё длинные чёрные волосы, а на вид девушке примерно 20 лет. Она оказывается довольно любезной по отношению к гостю и не упускает возможности проводить его.
Рассказчик понимает, что влюбляется в девушку. Он испытывает воодушевление, понимает, что его сердце уже крепко привязано к этой особе.
С ярым желанием, после просыхания всех дорог в лесу, рассказчик снова отправляется в избу к Майнулихе. Его встречает Олеся, которая снова явно намного больше рада гостю, чем сама колдунья. В этот раз герой просит погадать саму девушку, а та в ответ признаётся, что уже раскидывала карты на него. Она рассказывает, что карты сулят ему большую любовь со стороны какой-то женщины с тёмными волосами, а тем, кто будет любить его безмерно, он принесёт лишь боль и страдания. Темноволосую девушку же ожидает позор хуже погибели, виной которого будет сам рассказчик.
После гадания, Олеся снова идёт провожать гостя. У них завязывается разговор, где Олеся признаётся, что у неё и её бабушки большой дар. В подтверждение она показывает ему то, на что способна – заживляет ему глубочайшую рану, и заставляет спотыкаться, когда убегает от него. На все попытки рассказчика разузнать, откуда прибыла её бабушка-колдунья, она лишь отвечает: «Бабушка не любит об этом говорить». В этот день рассказчик впервые раскрывает своё имя – героя зовут Иван Тимофеевич.
Между героями явно проскользнула искра, и Иван Тимофеевич становится постояльцем в доме ведьмы. Поначалу, Майнулиху раздражало частое присутствие героя, но заступничество Олеси и презенты героя смогли растопить её сердце.
Иван влюблён в Олесю не только за её красоту, невероятный ум привлекает мужчину в девушке. Они много спорят насчёт дара Олеси, герой же пытается обосновать её увлечение с точки зрения науки. Но, несмотря на ссоры, между ними возникает любовное чувство, привязанность. Единственный, кто не поддерживает пару, это Ярмола – он против связи своего хозяина с семьёй ведьм, а также его настораживает их боязнь церкви. Из-за этого между Ярмолой и Иваном складываются напряжённые отношения.
В очередной свой приход Иван застаёт Майнулиху и Олесю в дурном расположении. Оказывается, виной их плохо настроения является местный урядник. Он считает, что колдунья с внучкой – «язвы здешних мест» и просит их немедленно покинуть дом. В случае непослушания их ожидает жестокое наказание. Узнав об этом, герой предлагает свою помощь. Старуха, несмотря на недовольство внучки, соглашается. Иван уговаривает урядника, но тот соглашается оставить старуху и внучку в покое лишь после того, как герой дарит ему дорогие подарки и угощения.
После этого случая Олеся предпочла избегать любого общения с Иваном.
Разлука для любви огромное испытание, большие чувства она лишь усиливает, а маленькую способна убить.
Тут Ивана поражает серьёзный недуг – полесская лихорадка, очень серьёзная и беспощадная болезнь. И только после выздоровления Иван смог решить проблему с Олесей. Он узнаёт, что девушка лишь хотела убежать от судьбы. Однако, чувства сильны – они признаются друг другу в любви и счастливы, что она взаимна. Несмотря на то, что Олеся не может забыть предсказания, у Ивана дурные мысли на этот счёт, а Майнулиха испытывает ярость, возлюбленные находятся в воодушевлённом состоянии.
Тем временем Ивану нужно уезжать из Переброда, так как срок его работы здесь заканчивается. Он намерен взять Олесю в жёны и увести с собой. Сделав предложение любимой, он получает отказ. Олеся ответила, что не хочет испортить ему судьбу и готова исчезнуть, без женитьбы.
Иван понимает, что отказ жениться прямо связан с боязнью церкви его возлюбленной. Но отчаянная Олеся говорит, что готова перебороть свой страх ради того, кого любит, и назначает ему свидание в церкви на завта, в праздник Святой Троицы.
Ивана охватывает дурное предчувствие.
На следующий день Иван не успевает к любимой из-за задержки на службе. По приходу домой он разговаривает с местным помещиком, который рассказывает о сегодняшней «забаве». Оказывается, сегодня в церкви местные девки поймали ведьму, избили и хотели измазать в дёгте, но та убежала. Это Олеся пришла в церковь, отстояла службу, после чего на неё накинулись бабы и избили. Когда девушка убегала, она пообещала, что за их поступок все ещё должное наказание.
Иван, который узнаёт обо всех этих подробностях позже, сразу же бежит в дом колдуньи и застаёт там избитую и лихорадочную Олесю и проклинающую Ивана Майнулиху. Позже, когда Олеся приходит в себя, она объясняет, что ей и её бабушке нельзя больше оставаться в этом селе и им стоит расстаться. Также она говорит, что очень жалеет о том, что у них с Иваном нет детей.
Ночью того же дня на Переград обрушивается страшное стихийное бедствие – град. Поутру, Ярмола советует хозяину быстрее уезжать из деревни, так как град, который,по мнению местных, наслали те самые ведьмы, принёс большие разрушения и сейчас люди начали говорить гадости про Ивана. Герой бежит в дом колдуньи с предупреждением об опасности, но никого там не застаёт – лишь ярко-красные остались в этом доме. Это украшение всегда будет служить воспоминанием Ивану о чистой и сильной любви Олеси.

Похожие статьи