Планировка дома пятистенка. Изба - от глагола "топить". Отношение к русской избе в народной культуре

08.03.2020

Типы жилых построек Русского Севера

«В XVII-XIX веках на Русском Севере сформировалась высокая строительная культура, технические и художественные способы обработки дерева. Строительные традиции в крестьянском домостроительстве достигли своего рассвета к середине XIX века. Именно к этому времени сложился тип северного дома с характерным архитектурно-конструктивным и планировочным решением, декоративным убранством. Народные мастера тонко учитывали и отражали в архитектуре жилища особенности природного окружения и планировку северных деревень. При общности типовых архитектурно-композиционных приемов каждая изба несла печать индивидуальности и отражала внутренний мир ее владельца». 2

Простейшим типом крестьянского жилья является изба, состоящая из утепленной клети (собственно избы) и небольших сеней, защищающих вход от непогоды. Подобные постройки характерны для беднейшей части русского крестьянства. Часто такие постройки обходились без двора, так как в таком хозяйстве отсутствовала лошадь и крупно рогатый скот. Владельцы такого жилья занимались в основном отхожими промыслами или работали на более зажиточных крестьян.

Примером такой избы может послужить изба начала XIX в. потомственных крестьян-сплавщиков леса по Сухоне, принадлежавшая Е.А. Ершовой в селе Ястреблево Великоустюжского района Архангельской области.

Дом Е.А. Ершовой в селе Ястреблево. Великоустюжский район. Вологодская область

Квадратная в плане изба на невысоком подклете срублена из бревен толщиной 25-30 см. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок представляет собой бревенчатый накат, смазанный глиной и засыпанный сверху землей. Пол сделан из колотых пластин, тщательно пригнанных друг к другу. Большая глинобитная печь на деревянном помосте (опечке) поставлена в углу около входной двери, устье печи обращено к передним окнам. Около печи устроен «голбец»- дощатый короб, прикрывающий лестницу в подполье. От печи к стенам идут полки из брусьев (воронцы). Между печкой и боковой стенкой настланы полати, вдоль стен тянуться лавки. В переднем углу расположен обеденный стол и божница. Напротив устья печи в «бабьем куту» прикреплен к стене стол-шкафчик, для приготовления еды и хранения посуды.

Примером дальнейшего развития крестьянской избы может послужить дом из Вологодской области построенный в 60-е г. XIX в.

Дом А.И. Соколовой в деревне Скребино. Чарозерский район. Вологодская область

Дом принадлежал семье крестьянина средняка, которая занималась земледелием и скотоводством. В доме значительно увеличена дворовая часть, где устроены хлева, омшаники и стойла для лошадей, коров и мелкого скота.

Сам дом относится к простейшему типу четырехстенных изб, но в отличии от дома в селе Ястреблево, в нем увеличено количество и размеры окон. Пространство у печи отгорожено дощатой перегородкой, в интерьере применена художественная обработка деталей внутренней обстановки.

Примыкающий к сеням двор расположен на одной линией с избой и находится под одной крышей. В нижней части двора находятся помещения для домашних животных, верхней части хранится зимний запас кормов для скота.

Подобный комплекс дома и двора позволял крестьянину вести хозяйственный работы в ненастную погоду не выходя на улицу.

Наиболее древней постройкой (1812 г.) в Новгородской области является дом П.И. Лепина в селении Сытинка Валдайского района.

Дом П.И Лепина в селе Сытинка. Валдайский район. Новгородская область

Сруб дома состоит из двух одинаковых по высоте частей: верхней избы и нижней - подзыбицы, в которой хранили хлеб, овощи, имущество. Каждое из помещений имело самостоятельный вход. Из избы двери вели в сени, соединенные внутренней лестницей с небольшим крыльцом. Из подзыбицы, вход был расположен прямо на улицу в центре главного фасада.

Деление дома на два этажа подчеркивалось небольшим навесом - прикроем. Это своеобразный элемент в новгородском жилом деревянном зодчестве. Прикрой прикрывал нижнею часть сруба от дождей, оставляя сухим помост перед входом в подзыбицу и дрова для растопки печи, здесь же ставили скамейку для отдыха хозяев. Прикрой состоял из дощатого навеса, опиравшегося на кронштейн или вертикальные стойки. Он мог опоясывать избу с трех сторон, только по фасаду или прикрывать участок от двери избы до подзыбицы.

Наиболее развитую форму прикрой получил при опоре на стойки, что позволяло увеличить вынос крыши, устроить галерею с парапетом и украсить опорные столбы резьбой, что обогащало композиционный облик построек.

Подобные галереи прослеживаются археологами в Новгороде в слоях XIII века.

Особенность изб Волдайского района является большое количество окон и размер оконных проемов. Высота окна доходила до 1,15 м при ширине 76-80 см, что значительно превышало размеры окон в других областях Росси. Это связано с близостью Новгорода, где стекло раньше всего вошло в употребление и потребность увеличения естественного освещения в связи с господствующей здесь пасмурной погодой.

Примером более сложной, трехчастной планировки избы может служить дом Н.И. Бибина в селении Село Каргопольского района Архангельской области. Здесь за сенями появляется дополнительное помещение - горница.

Дом Н.И. Бибина в селе Село. Каргапольский район. Архангельская область

Дом построенный в 1860 году, состоит из избы, сеней и горницы, поставленных на высокий подклет. Большой двухэтажный двор охватывает жилые помещения с двух сторон. Первый этаж используется для содержания скота, второй для хранения запасов сена, куда вел бревенчатый помост - «взвоз».

Примыкающая к сеням горница предназначалась для жилья в летнее время. Подклет имел самостоятельный вход, но не с улицы, как в Новгородской области, а из подсенья. Изба делилась на две половины массивными, соединенными между собой шкафами. В одной половине находилась русская печь, полавник (стол для приготовления еды) и был сосредоточен весь хозяйственный инвентарь - это была половина хозяйки. Во второй половине стоял стол для еды, лавки, кровать, это была чистая половина избы. Здесь ели, выполняли домашние работы: ткали, пряли, ремонтировали упряжь, принимали гостей.

Пятистенок

Развитие другого типа крестьянского жилища избы-пятистенка обуславливалось необходимость увеличения для крестьянской семьи количества жилых помещений. Часто в одном крестьянском дворе проживало от 10 до 20 человек, поэтому для расширения жилой площади к основному срубу избы присоединяли дополнительные помещения.

В наиболее благоприятном положении оказались черносошные крестьяне северных областей, избежавшие крепостного закабаления, обладавшие более крепким хозяйством и наличием лесоматериала. Именно поэтому Русский Север явился родиной наиболее развитых типов крестьянских домов и местом их широкого распространения.

Первые пятистенки датируемые второй половиной XVIII в. представлены на рисунке.

Развитее избы-пятистенка в северных селениях

1-дом. В селе Верховье Прионежского района Архангельской области. Жилой комплекс состоял из избы, двух горниц, сеней с чуланом и двора расположенных на одной оси под общей двухскатной кровлей.

Изба построена в 1765 г. в конструкцию сруба введены две поперечные стенки. Одна из них находится в центре постройки и служит опорой для пола и печи. Вторая значительно смещена в сторону и отделяет от жилого помещения - заулок, предназначенный для хранения и помола муки, заготовки пищи. Прием смещения печи из угла к средней части задней стены, характерный для Прионежья, способствует выделению заулка в хозяйственную комнату, освещенную самостоятельным окном.

2-дом. Из села Брусенец Тотемского района Вологодской области. Изба построена во второй половине XVIII в. и представляет собой уже завершенный в своем становлении новый тип крестьянского дома - пятистенок. Вместо одного помещения в передней части дома образовались два - изба и горница, изолированные друг от друга.

Свет в избу проникал через одно косящатое и два волоковых окна, горница освещалось одни косящатым окном на фасаде и двумя с боковой стороны.

Печь в отличии от Прионежских изб в домах бассейна Северной Двины, ставилась в угол, а между печью и дверью располагали голбец с лестницей в подполье.

Для конструктивной прочности значительно увеличившегося фронтона были ведены две поперечные бревенчатые стенки. Они образуют дополнительное помещение для жилья в летний период - «вышку». Появление вышки вызвало к жизни балконы с ограждением в виде фигурных балясин и резных колонн.

3-дом. Дом Деревцова в селе Кодима Верхнее-Тоемского района Архангельской области (1816 г.). Жилая часть избы состоит из двух помещений, расположенных по переднему фасаду: черной избы с горницей (теперь там поставлена русская печь) и зимней избы с окнами по боковому фасаду. Большой двухэтажный двор примыкает к избе сзади и находится под одной крышей с жилой частью.

Характерным типом окончательно сформировавшегося дома-двора с пятистенком может послужить дом А.В. Попова в селе Кузьминское Тарногского района Вологодской области и дом С.А. Уваева в селе Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области.

Дом-двор А.В. Попова в селе Кузьминское. Тарногский район.

Вологодская область

Дом был возведен на рубеже XVIII-XIX веков Кузьмой Панфиловичем Поповым.

Дом Попова представляет собой развитый жилой комплекс, состоящий из пятистенной избы, избы-зимовки, трех холодных клетей «на повите» (втором этаже двора) и светелки на чердаке.

Пятистенок С. А. Уваева в селении Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области отличается функциональной целесообразностью системы планировки, цельность композиционного замысла, богатством архитектурных форм.

В основе планировки дома лежит традиционная схема расположения жилых и хозяйственных срубов. Впереди - изба, затем подсобные помещения (клети, чуланы) и скотный двор. Все постройки связаны между собой сенями, переходами, лестницами и находятся друг за другом на одной продольной оси и укрыты общей двухскатной кровлей. Из внутреннего убранства можно отметить отделение части избы напротив устья печи.

Дом Уваева имеет богатый резной декор, как внутри дома, так и снаружи. Строил и украшал дом мастер Емельян Степанов со своей артелью.

Дом-двор С. А. Уваева в селе Мытищи. Юрьевецкий район. Ивановская область

Расположение пятистенка длиной стороной на улицу когда три стенки выходят на фасад дома характерно для районов Севера и Верхнего Поволжья.

В Новгородской области пятистенные избы ставились к улице узкой стороной. Например дом П.П. Ковалева в селении Чистово Мстинского района Новгородской области.

Дом-двор П.П. Ковалева в селе Чистово. Мстинский район. Новгородская область

Двойня и шестистенок

Кроме четырех стенной и пятистенной избы в русском народном зодчестве получил широкое распространение третий тип крестьянского жилища - шестистенок. Конструктивную основу этой постройки составляет связь шести капитальных стен (две расположены параллельно улицы и четыре перпендикулярно). Особенность планировки шестистенка заключается в наличии трех изолированных помещений по передней линии застройки дома. Двор расположен позади дома, на одной продольной оси с жильем.

Шестистенная изба была преимущественно распространена в северных районах. Однако ее разновидности можно встретить в Новгородской, Костромской и Ярославских областях.

Путь развития шестистенка можно проследить при сопоставлении ряда построек. Прежде всего, это изба-двойня сложившаяся еще в древнерусском зодчестве.

Изба-двойня представляет собой два самостоятельных сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общие сени и крышу В одном помещении располагалась изба, с тремя окнами по фасаду и двумя на боковой стороне. Печь в избе стояла у входной двери и была отодвинута от боковой стены. Здесь находился ручной жернов для помола муки и крупы, отсюда и название «жернов угол». Остальная планировка традиционна: вдоль стен лавки, над дверь полати, в красном углу иконы. Подобная планировка избы характерна для всех мезенских и пинежских построек. Вторе помещение холодная клеть - летняя горница.

Наличие двух смежных бревенчатых стен в избе-двойне плотники объясняли стремлением сделать жилище более долговечным. Они полагали, что одна бревенчатая стена, разделяющая теплое и холодное помещение, скорее загнивает, так как конденсирует в себе влагу, которая не может испариться из-за отсутствия движения воздуха в соседнем помещении. Две стены с промежутком между собой обеспечивали естественное проветривание. Не случайно между этими стенами со временем стали устраивать волоковое окошко, а впоследствии и косящатое. Увеличивающиеся расстояние между срубами позволяло создать дополнительное помещение в доме. Вначале это был холодный чулан, а затем теплая изолированная комната. Продольные бревна стен при этом удлинялись и конструктивно связывались между собой.

Со временем горница получила одинаковые размеры с избой и то же количество окон по главному фасаду. Главный фасад четко членился поперечными стенами по всей высоте на три части. Центральную ось подчеркивали балконы, дверные проемы, спаренные окна и высокие крыльца с длинными маршами лестниц. Так постепенно формировался новый тип крестьянского жилища - шестистенок.

Изба-двойня в северных селениях

Формирование из избы-двойни дома с заулком

Избы шестистенки в северных селениях

Шестистенная изба Севера при общей конструктивной системе имеет две основных разновидности. Первый тип шестистенка имеет три жилых помещения расположенных в передней части дома, сенями, идущими в поперечном направлении и отделяющими жилье от двора, и крыльцами, устроенными с боковой стороны. Во втором типе изба и горница расположены также, но между ними вместо заулка сделаны сени. Перемещение сеней на продольную ось здания существенно изменило его облик за счет устройства на фасаде парадного крыльца.

Перемещение главного входа и высокого крыльца с парадной лестницей с боковой стороны на уличный фасад здания значительно обогащало пластическую выразительность постройки, позволяло зодчему создать сильный объемно пространственный центр всей композиции дома.

Шестистенки с крыльцом на центральном фасаде

Дома с подобными планировками расположены в районах Северной Двины, Костромской области и в Коми АССР

Дом кошелем

Изба кошелем характеризует новый, отличный от других тип крестьянской застройки. «Кошел» («кошевник», «кошма») - термин, широк распространенный в народном быту. Этим словом обозначают и крупный плоты из бревен и дров, и длинные телеги, и широкие сани-розвальни, и вместительные корзины, и мешки. В крестьянском зодчестве он представляет жилые постройки с огромной площадью двора, превышающего габариты обычной избы в два-три раза и примыкающего к избе с боковой стороны.

Изба и двор составили единую и неразрывную плоскость переднего фасада. Один из скатов кровли делался длиннее другого, что делало ассиметричным композицию фасада. Жилая часть дома могла состоять из избы-клети, избы-двойни, избы пятистенка или шестистенка.

Дома кошелем встречаются в низовьях Печоры и Верхнем Прикамье, на побережье Белого моря, но наибольшее распространение дом кошелем получил на островах Онежского озера.

Дома Печеры и Прикамья имеют конструктивно монолитный сруб, покрытый равными скатами кровли, придающими симметрию всему объему. Жилые срубы имеют незначительные габариты и стоят на низких подклетах. Количество окон на главном фасаде колеблется от двух до трех. Дома не имеют балконов, обходных галерей, высоких крылец и богатых резных наличников.

Дом М.С. Чупровой в селе Усть-Цильма. Коми

Развитие дома кошелем в Печерских селениях

Тяжелые условия жизни Печерских крестьян, неурожаи, объясняют простоту и суровость местной крестьянской архитектуры.

На берегах Белого моря и Северной Двины наряду с земледелием, велась добыча соли, руды, смолы, ловля рыбы, развивалось судостроение, различные ремесла и промыслы. Поэтому местные жители могли себе позволить построить шикарные дома и богато их украсить.

Бурный экономический подъем Заонежья приходится на начало XVIII в. и связан с деятельность Петра I, который организовал здесь добычу руды и основал металлургические заводы.

Заонежские деревни, возникшие вокруг погостов, состояли из небольших групп построек. Многочисленные лагуны и проливы отделяли их друг от друга, а иногда от полей, лугов и лесов. Лодка в этих местах была единственным средством сообщения, на ней возили хлеб, сено, ловили рыбу, перевозили скот, ездили в церковь.

Большое количество изб этих деревень, несмотря на разнообразия внутренних планировок, и декоративного оформления относятся к домам кошелем.

Развитие дома кошелем в Заонежье

Жилые помещения заонежских домов не имеют перегородок, полатей и голбцев у печи, поэтому они кажутся необычайно большими и свободными.

Дома кошелем наиболее архаичный тип дома в Карелии, дома более позднего времени состоят из четырехстенной избы или пятистенка с расположением двора позади жилья, такая постройка называется дом-брусом.

Такая планировка жилья облегчала ремонт крыши и увеличивала высоту второго этажа хозяйственной части.

Двухэтажные здания

Двухэтажные избы не представляют собой самостоятельного типа жилых построек. В большинстве случаев в обоих этажах повторяется планировка одноэтажного крестьянского жилища.

Двухэтажные дома возводила в основном зажиточная часть крестьянства. Они требовали больше материала и были значительно дороже в строительстве и эксплуатации.

По свидетельству путешественников трех-четырех этажные постройки были в Москве в XVI-XVII вв., а жилые срубы дворца в Коломенском достигали шести этажей.

Среди жилого крестьянского двухэтажного жилья можно выделить узкие срубы-башни, которые являлись дополнительным жильем и ставились рядом с основным домом.

Дом А.И. Ореца в городе Печеры. Псковская область

Вторым типом является обычный крестьянский дом (четырехстенок, пятистенок, шестистенок), с двумя этажами.

Дом Н.А. Зуева в селе Опалиха. Чкаловский район. Нижегородская область

Обычно на первом этаже располагали избу с тяжелой глинобитной печью, а на втором этаже устраивали холодные горницы, иногда с белой печью или с легкой «голландского» типа.

Дом в селе Едома. Лешукунский район. Архангельская область

Дом М.И. Бурмагиной в селе Бредовицы. Виноградовский район. Архангельская область

На Русском Севере существовало два способа рубки домов: в первом случае дом строил сам хозяин при помощи родственников и соседей, это так называемее - «помочи». Или приглашали специальные плотничьи артели. Стоимость дома колебалась в зависимости от сложности от 30-500 руб.

Усадьбы

На севере преобладали усадьбы с закрытыми дворами - дом-двор, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором. Первый этаж хозяйственного двора занимал скотный двор, второй этаж поветь - сеновал. Срубы конюшен не были связаны со вторым этажом, который опирался на специальные столбы, что позволяло своевременно менять загнившие срубы конюшен.

В зависимости от расположения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы.

«Брус» - это дом с однорядной связью, покрытый двухскатной симметричной крышей. Дом и хозяйственная часть имеют одинаковую ширину и расположены по одной оси.

Дом - двор «брусом» Юрова из деревни Криуля. Вологодская область.

Разновидностью данной постройки является «брус с уширенным сараем», в данном случае хозяйственная часть шире жилой, в образовавшемся углу устраивают взвоз на поветь. Такие усадьбы были характерны для Каргопольского района.

Дом-двор с уширенным двором Попова из деревни Погост. Каргопольский район. Архангельская область

«Глаголь» - хозяйственная часть в таких домах расположена с боку и позади жилой, в плане напоминает букву «Г».

Дом-двор «глаголем» Царевой Е.И. из деревни Пырищи. Новгородская область

«Кошель»- в этом случае жилая часть и двор стоят рядом и покрыты общей ассиметричной двухскатной крышей. Один скат крыши над жилой частью более крутой, над хозяйственной более пологий. В плане кошель образует почти правильный квадрат. Название «кошель» пошло от большого берестяного короба (дом Ошевнева).

Дом - двор «кошелем» Ошевнева из деревни Ошевнева. Карелия

«Т - образная связь» - представляет собой жилой дом, состоящий из двух срубов соединенных сенями. Длинной стороной дом выходит на улицу, а хозяйственный двор примыкает к противоположной стене к сеням. Такой дом имеет в плане букву «Т». Распространены были подобные дома в Каргополье.

Дом- двор с «Т»- образной связью Пухова из деревни Большые Халуи. Каргопольский район.

Архангельская область

«Двухрядная связь» - дом и двор в этом случае стоят параллельно друг другу.

Дом-двор двухрядная связь Кириллова из деревни Киселево. Каргопольский район. Архангельская область

К дому-двору сбоку иногда пристраивался невысокий сруб «зимней» или «скотной» избы. Здесь готовили еду для скотины и держали ее в сильные холода.

Дом с зимней избой Болотовой из деревни Королевская. Вологодская область

Кроме дома-двора в крестьянскую усадьбу входили амбары для хранения зерна и одежды (обычно от 1 до 3-х) и ледник для хранения различных продуктов питания. Амбары ставили «на глазах» перед домом или за деревней где они создавали «амбарные городки». Кроме амбаров в состав усадеб входили гумно, овин, баня, располагались они в стороне от жилья. В коллективном пользовании крестьян были мельницы, кузницы, общественные амбары - магазеи. Границы между усадьбами не выделялись, обычно обносили изгородью все поселения для защиты от скота.

Эпилог

Крестьянский деревянный дом как бы всем своим видом указывает, что человек, вмешиваясь в природу, вносит нечто новое, не похожее на природную первозданность и вместе с тем не порывает с ней окончательно.

Русская деревня своей рукотворностью резко контрастирует с нерукотворным ландшафтом, но в тоже время неотделима от него.

В доме построенном в соответствии с вековыми традициями, эргономика и эстетика не противостоят друг другу, а естественно сочетаются.

Наши предки всегда увязывали свой дом с окружающей средой, отсюда и кажется, что изба будто бы выросла из земли, так хорошо она вписывается во всеобщий ансамбль, который никто не планировал, просто каждый строитель с уважением относился ко всему созданному до него, это необходимое условие культуры строительства, от которого нельзя отступать.

Строители призвав свой собственный опыт и опыт многих предыдущих поколений, всегда стремились к тому, чтобы людям было удобно жить в построенном ими доме. Учитывалось все. Например, большое значение предавалось тому, как будет падать свет из окна, когда женщины сядут ткать и прясть. В зависимости от этого были избы - «пряхи» и избы - «непряхи».

Красивой считалась та изба, где планировка и обстановка давали возможность удобно работать и отдыхать.

Все предметы домашнего обихода являются всего лишь фоном для раскрытия самого человека. Взять хоть гладкие поверхности бревенчатых стен: теплая, светлая текстура сосновых бревен, красивый, но нейтральный фон который не поглощает человека, а выделяет его.

Человек оживляет собой постройку, вносит в нее смысл и содержание он ее душа.

Сейчас старые традиционные формы уходят или даже ушли в безвозвратное прошлое, но не стоит полностью отрекаться от традиций которые проверенны вековой народной мудростью (опытом). Однако «традиция это процесс, она должна все время находится в развитии в условиях постоянно меняющейся жизни». Не стоит держаться за старину там где она окончательно изжила, но нужно все же прислушиваться к ее отголоскам.

«Любое соприкосновение с традиционным народным искусством учит вкусу и такту-мере и соразмерности, гармонии в жизни и обществе». (В.Г. Смолицкий).

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

2. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX- начало XX века). - Архангельск: Правда Севера, 2005.- 312 с.: 290 ил.

ТИПЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

При определении типологии крестьянской срубной архитектуры Алтайского края за основу берется принцип вертикальной и горизонтальной планировки традиционного восточнославянского жилища с внесением изменений в планировку и распределение хозяйственной и бытовой площади, отражающих региональные особенности, обусловленные как адаптацией к новым природно-климатическим условиям, так и смешением традиций разных колонизационных потоков и аборигенной культуры. Крестьянская каркасная, глинобитная, литая архитектура имела только горизонтальную наземную планировку, которая практически совпадает с срубной архитектурой.

По вертикальному типу крестьянская срубная архитектура делится на два типа. Первый тип — жилые постройки с нижним срубным или обшитым помещением, используемым под хозяйственно-бытовые нужды (мшанник, мастерская, торговая лавка) или, по необходимости, легко превращаемые в жилые помещения. Нижнее помещение, называемое «подклет» (более позднее — «подполье») устраивается с углублением в землю на 1,5 — 2 метра, имеет низкие земляные окна, часто не окасяченные или не обналиченные и самостоятельный вход через низкую дверь со двора и обязательно вход изнутри жилого помещения. Обычно нижнее помещение повторяет планировку верхнего жилого помещения и делится на камеры продолжением стен внутреннего переруба вглубь. В случае многокамерного подклета, каждая верхняя камера имеет самостоятельный вход через люк в полу. Второй тип с вертикальной планировкой является срубный двухэтажный дом. Третий тип — наземная постановка сруба без нижнего помещения.

По горизонтальному типу крестьянская срубная архитектура представлена четырьмя основными типами жилищ: изба, связи, крестовые и пятистенные. Каждый тип имеет несколько вариантов, отражавших эволюцию того или иного типа с целью расширения жилой или хозяйственной площади.

Наиболее древний тип — срубная однокамерная изба, известная по археологическим памятникам IX — X веков. В период колонизации юга Западной Сибири являлась доминирующей конструкцией. До сих пор распространена повсеместно в сельской местности. Бытует на Алтае под названиями — «изба» , «стопа» (генетическая память о корнях происхождения слова «изба» от слова «истопа», «истопить», т.е. отапливаемое помещение с печью), «курушка» (сохранилось как отголосок названия «курная изба», т.е. отапливаемая по-черному).

Первый тип представлен На Алтае срубная изба по конструкции крыши представлена двумя видами — изба с самцовой конструкцией двухскатной крыши и изба с стропильной конструкцией двухскатной крыши. По наличию дополнительной пристройки, избы делятся:

    1) срубное однокамерное жилище без дополнительного прируба, 2) изба со срубным прирубом вдоль длинной стены, в котором расположен входной узел, 3) изба со срубным прирубом к торцевой стене и входным узлом через него.

В отдельных случаях прируб может быть из полубревен (горбыля) или дощатых плах. Типичные размеры избы на Алтае -«3 на 4» или «4 на 5» метров. Характерной особенностью является расположение декоративных украшений: на причелинах (досках, закрывающих выходы слег) фигурно обрабатывается край доски, на наличниках декоративную нагрузку несет лобовая (верхняя) доска наличника, подкарнизный свес чаще всего имеет форму треугольных зубцов или «плетенки» (декоративная лента из полукруглых вырезов со сквозным отверстием). В целом в резьбе изб используется простейший геометрический орнамент с архаичной древнеславянской символикой.

Второй тип крестьянской архитектуры на Алтае представлен также древним, который является логическим развитием срубной однокамерной избы. На территории России он сформировался в X — XI веках. На Алтае появился в XVIII веке, но уже с конца XIX века сохранлся в основном в крестьянском строительстве и постепенно вытеснялся более совершенной конструкцией крестового дома. В настоящее время изб — связью осталось мало. В современном сельском строительстве такой тип совершенно не используется.

Существующие избы связью можно разделить:

  1. трехкамерная изба связь без прируба на подклете,
  2. трехкамерная изба связь с прирубом по длинной стороне на подклете,
  3. наземная трехкамерная изба-связь,
  4. наземная трехкамерная изба связь с прирубом.

Для такого типа архитектуры характерна вытянутая форма дома и деление его двумя паралельными внутренними стенами на три камеры: две крайних — больших размеров и между ними — маленького размера. сохранилось традиционное название камер: большое помещение с печью — «изба» , второе большое — «горница» , среднее помещение между ними «сени» или «сенцы» . Во всех обследованных вариантах трехкамерное здание установлено перпендикулярно улице, что в целом совпадало с господствующим направлением холодного северного («сивер» ) ветра.

Изба-связью на подклете отличается большими размерами. Высота подклета у старожилов, представленных выходцами из Поморья, Урала и севера Европейской России, от 1 м 80 см до 2 м. Срубы в описанных вариантах установлены на «стулья» из лиственницы. Во всех сохранившихся памятниках первых двух типов форма крыши — двухскатная со стропильной либо самцовой конструкцией. Конструкция крыши зависела от объема здания. При большом объеме использовалась стропильная форма крыши, при меньшем объеме — самцовая. Отличительной особенностью данного типа являются небольшие размеры оконных и дверных проемов. Входной узел расположен посредине дворового фасада через среднюю камеру. Чаще избы-связью на Алтае строили представители этнографической группы «кержаки», реже «поморцы». Географически избы-связью не локализуются, а распространены повсеместно.

У наземного типа изб-связью здание не имеет фундамента. Нижний ряд бревен уложен на землю, что характерно для степных и южных губерний Европейской России. На Алтае обычно подкладывались небольшие каменные плиты под углы или по всему периметру. Поэтому вход в избу (среднюю камеру связи) осуществляется через низкий дверной проем, обналиченный плахами, чаще без крыльца или с одной ступенькой. На дворовой стене с входом окна отсутствуют. Крыша в последних двух типах обычно стропильной конструкции с четырьмя скатами, имеет небольшую высоту. Для изб-связью характерно ограниченное применение резьбы, обычно на верхней доске наличника, либо ее отсутствие.

Третий тип — хронологически более молодой. По данным этнографов появился в XIV веке. Но на Алтае распространился с началом освоения территории русским населением. Пятистенный дом представлен на Алтае различными вариантами, которые можно классифицировать по ряду признаков: по форме крыши, по наличию подклета, по постановке здания относительно улицы, по форме основного здания, по наличию и форме прируба. Первая группа представлена пятистенными домами небольших размеров с двухскатной крышей:

  1. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба и подклета,
  2. Пятистенный дом с прирубом без подклета,
  3. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба на подклете,
  4. Пятистенный дом с двухскатной крышей с прирубом и подклетом.

Сруб имеет прямоугольную форму, разделен поперечной стеной на две камеры: «избу» и «горницу» . Традиционно прируб расположен вдоль длинной дворовой стены. В пятистенном доме на подклете через прируб осуществляется вход двумя способами. При первом — половой настил дома и прируба находится на одной высоте, поэтому к входной двери ведет крытое высокое крыльцо или открытое крыльцо с рундуком и одно- двухскатным козырьком. При втором, прируб имеет низкий половой настил, поэтому уличное крыльцо невысокое (обычно две — три ступеньки), но в прирубе расположены крутые ступеньки в виде приступок для входа в жилое помещение. В пятистенных домах без подклета крыльцо бывает только уличное. В отличие от предыдущих двух типов крестьянской архитектуры, пятистенный дом с двухскатной крышей обычно имеет обильную резьбу на наличниках, причелине, подкарнизном фризе и свесе.

Другая группа пятистенных домов отличается четырехскатной крышей, близкой по форме к квадратной, похожа на крестовые дома:

  1. Наземный пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или дощатым прирубом под самостоятельной односкатной крышей,
  2. Наземный пятистенный дом со срубным прирубом под единой с жилым помещением четырехскатной крышей и подшитым потолком в прирубе,
  3. Пятистенный дом со срубным прирубом под одной четырехскатной крышей и подшитым потолком на подклете,
  4. Пятистенный дом со срубным или из полубревен прирубом, в котором потолок не подшит,
  5. Пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или из полубревен прирубом под самостоятельной односкатной крышей на подклете,
  6. Двухэтажный пятистенный дом под четырехскатной крышей и срубным или из полубревен, или дощатым срубом под самостоятельной односкатной крышей,
  7. Двухэтажный пятистенный дом со срубным или полубревен прирубом под единой четырехскатной крышей.

Четвертый тип — появился на Алтае в конце XIX века, отражал рост экономического благосостояния сельского населения и отличается большими объемами. Представлен следующими вариантами:

Для крестовых домов характерны разные типы входных узлов и крыльца. Оконные проемы в крестовых и пятистенных домах обычно больших размеров, часто лучковой полуциркульной формы. Широко применяются такие виды декоративного оформления как резьба на наличниках, карнизе, фризе, огибающих лопатках, а также жестяные порезки на организованных водостоках, дымниках, парапетах. Деревянная резьба представлена разными видами как по технологии изготовления — порезки, глухая долбленная, пропильная накладная и пропильная ажурная резьба, так и по орнаменту — геометрический, орнитоморфный, преобладает растительный орнамент по характеру — крупные детали резьбы, мелкие, насыщенный или разряженный орнамент. Географически заметно преобладание поволжского стиля резьбы в северо-восточной части края, северорусского стиля в юго-восточной части края, в остальных районах — смешанные типы резьбы.

Пятый тип архитектуры — . Его называют на Алтае «крестовая связь» . Появление связывают с ростом материального положения сельского населения Алтая не ранее конца XIX века, в отличие от городского населения, строившие, по архивным данным, дома крестовой связью на рубеже XVIII — XIX веков в Бийске и Барнауле. По видовым признакам большинство сохранившихся памятников соответствуют северорусскому типу домов, прежде всего высокой постановкой дома:

  1. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей на высоком подклете.
  2. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей, с шипцом без устройства карниза на высоком подклете,
  3. Крестовая связь с четырехскатной стропильной крышей на высоком подклете,
  4. Крестовая связь с четырезскатной стропильной крышей на среднем подклете,
  5. Крестовая связь с двухскатной крышей на среднем подклете,
  6. Двухэтажная крестовая связь.

Последний вариант появился в деревне по мере развития торгово-промышленного предпринимательства и выделения из сельской среды торговцев и промышленников. Наличие первого этажа с шестью помещениями позволяло использовать их как производственные — мастерские, лавки и т.д.

К северорусским признакам относятся типы резных украшений: использование порезок, преобладание геометрических линий, мелких деталей, висячих конусообразных сережек (городков) на боковых досках наличников, а также наличие массивного конька на двухскатных крышах и полотенца в виде усеченного четырехконечного креста с ромбовидными украшениями в местах пересечения и соприкосновениями с причелиной. Ряд домов крестовой связи имеют типичные для северорусской этнокультурной зоны размеры окон, наличники с прямоугольной высокой лобанью и одностворчатыми ставнями. Наиболее ярким представителем является памятник в с.Алтайское, с обильной мелкой резьбой в виде порезок, накладной пропильной, рельефной и глухой на наличниках. Пропильная ажурная резьба расположнна на карнизе, фризе, фронтонах слуховых окон.

В зависимости от количества стен, комнат и их расположения, а также от способа отопления можно выделить несколько типов планировок деревянных домов.

Обычно, четырехстенную избу возводили в качестве временного жилища охотники или рыбаки, вынужденные находится на промысле в течение нескольких месяцев. Деревянные дома из четырех стенок также строились и для постоянного проживания. В этом случае, для сохранения тепла (это было особенно актуально для северных районов с суровым климатом) к ним пристраивались холодные сени. Для защиты от дождя и снега крышу дома делали большой, далеко выступающей за стены.

Пятистенок

Деревянный дом пятистенок — это прямоугольное строение, в котором вся жилая площадь была разделена поперечной стенкой на две неравные части: горницу и сени. В случае если к дому пристраивались сени, то она делилась на горницу и жилую комнату. В жилой комнате обычно ставили печь, которая обогревала все помещение, и здесь же готовили еду.

Внутренняя стенка начиналась от самого основания и доходила до потолка. Поперечные срезы ее бревен выходили наружу, разделяя фасад помещения на 2-е части. Сначала избы были разделены не одинаково, но с течением времени стали делать пятистенки с разделением фасада на 2-е равные части.

По давнему обычаю, после того как дети вырастали и обзаводились своими семьями, они все равно продолжали жить совместно с родителями. Помещение на обе семьи представляло собой уже две смежные избы, каждая из которых имела свой вход, сени (их пристраивали позади изб) и печку.

Крестовик

Крестовый деревянный дом — это квадратное строение, в котором внутренняя поперечная стена пересекалась под прямым углом с продольной. В результате образовывались четыре отдельных помещения. Поперечная стена из бревен (переруб) возводилась одновременно с жилищем. Ее торцы виднелись на фасаде. Крыша такого строения делалась четырехскатной (вальмовой). Крыльцо было в более низкой части срубного здания.

Изба — от глагола «топить»

Иногда его располагали перпендикулярно стене. В такой избе уже можно было делать второй этаж.

Шестистенок

Шестистенок представлял собой деревянный дом с двумя поперечными стенками и одной продольной, покрытый одной кровлей. Поскольку помещений было много, их использовали и для жилья, и для хозяйственных нужд.

Комментировать

comments powered by HyperComments

Пятистенок — №32 проект дома из бруса

Четырехстенок, пятистенок и шестистенок

Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» – самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырехстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.

Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырехстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где и ранее, четырехстенок стал уступать более сложным решениям.

Пятистенок – эта конструкция представляла собой логичное развитие четырехстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.

Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками (гипсокартона тогда не было)), и, как правило, горница выходила на улицу.

Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.

Прирубка домов с «прирубом» – довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового.

Впрочем, новое появлялось. Русская изба – пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.

Шестистенок следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.

Когда на Урале началось строительство изб – шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом».

Что такое сруб пятистенок, чем он отличается от обычного?

Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.

Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением – таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» – «изба с заулком» – «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.

Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.

Традиционный пятистенок

Ленточный фундамент

Стоимость строительства фундамента для дома из бруса

Размер фундамента Цена, руб.
Стоимость работ Стоимость материалов
6х6 35 000 90 000
6х7 пятистенок 45 000 110 000
6х8 пятистенок 50 000 115 000
6х9 пятистенок 55 000 120 000
7×7 пятистенок 50 000 110 000
7×8 пятистенок 65 000 125 000
7×9 пятистенок 65 000 130 000
8х8 пятистенок 65 000 130 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
9×10 пятистенок 75 000 155 000
10х10 пятистенок 85 000 165 000

Характеристика фундамента

Фундамент - Ленточный, монолитный армированный — глубина траншеи 70 см из них 20 см. песчаная подушка, цоколь 50 см, ширина ленты 40 см, армирование - 2 стержня в 3 ряда, диаметр арматуры 12 мм. Бетон М300

При строительстве дома на ленточный фундамент, обязательно необходима гидроизоляция, древесина не должна соприкасаться с бетоном, наша компания использует гидроизол.

Внимание! Цена на изготовление ленточного фундамента не фиксирована, поэтому может меняться, при наличии уклона на местности!

Материал, необходимый для изготовление ленточного фундамента:

  1. Пиломатериал (доска обрезная 40х150 мм)
  2. Арматура, диаметр 12 мм.
  3. Канализационные трубы для продухов, диаметром не менее 150 мм.
  4. Проволока вязальная (для вязки арматуры)
  5. Саморезы, гвозди
  6. Песок, для изготовления песчаной подушки
  7. Ведра, лопаты
  8. Количество материала на каждый фундамент рассчитывается отдельно.

Перечень работ по изготовлению ленточного фундамента

  • Разметка фундамента;
  • Копка траншеи по периметру фундамента;
  • Засыпка и трамбовка песчаной подушки;
  • Изготовление опалубки;
  • Установка продухов в цоколе фундамента и канализационных труб;
  • Армирование фундамента;
  • Заливка готового бетона;
  • Разгонка и выравнивание бетона по горизонтальному уровню.

Сруб 6х9 пятистенок – классический вариант русского деревянного строительства. Он представляет собой классический 4х-угольник с врубленной посередине пятой стеной, за что он и получил своё название. Она делит дом на 2 части, что приходится учитывать при планировке внутренних помещений.

Пятистенок используется и в строительстве загородных домов для капитального проживания, и для банных срубов. В чём преимущества и недостатки такого типа здания?

Преимущества сруба-пятистенка

Сруб из бруса 6х9 м требует дополнительной стены, так как стандартная длина бруса составляет 6 метров, и чтобы соединить материал с сохранением максимальной прочности, требуется дополнительная стена. Такой тип деревянного сооружения используется очень давно, сегодня он остаётся одним из базовых вариантов сруба, который в дальнейшем используется для различной планировки домов. Его использование имеет ряд преимуществ, которые оценили ещё зодчие прошедших столетий:

  1. Дополнительная бревенчатая стена позволяет укрепить сруб большого размера, что обеспечивает его долговечность. К тому же, такое решение очень удобно для планировки бани: внутренняя стена отделяет моечное отделение от парильного, и это позволяет обеспечить максимально удобное расположение комнат.
  2. Такое решение выгодно с точки зрения энергоэффективности: пятая стена помогает удерживать в доме тепло, что особенно важно для банного помещения. Это преимущество по достоинству оценили наши предки: пятистенок долгое время оставался самым тёплым и удобным вариантом сруба.
  3. Сам по себе такой сруб будет стоить несколько дороже, зато он позволяет экономить материал при внутренней отделке. Стена не потребует дополнительных покрытий, достаточно обработать древесину защитными средствами. Рубленые стены смотрятся красиво, они позволяют создать интересный интерьер, который будет уместен и в бане, и в обычном доме. Сруб 6х9 пятистенок станет одним из хороших вариантов для отделки здания в русском или украинском стиле.

Вместе с тем такая конструкция будет иметь немало недостатков, которые нужно предусмотреть заранее. В некоторых случаях пятистенок в декоративных целях используют и для дома из цельного бревна небольшой площади, однако в этом случае пятая стена может принести больше вреда, чем пользы.

Дополнительная составляющая сруба – это дополнительные щели, которые будет обязательно нужно конопатить. Кроме того, потребуется больше межвенцового утеплителя, так как им нужно будет прокладывать все наружные замки.

Ещё один минус пятистенка – ограниченность планировки. Такой сруб очень удобен для классической бани, так как позволяет аккуратно разделить помещения, но он не оставляет простора для размещения дополнительных комнат: помещения с бассейном, комнаты отдыха и т. д. Кроме того, если планируется постройка двухэтажной бани, неизбежно возникает проблема с расположением лестницы.

Интересное решение - сруб 6х9 с мансардой. В этом случае пятая стена делит только нижнее помещение пополам, а верхнее пространство можно использовать по своему усмотрению. Это позволит расположить наверху просторную комнату, которая может использоваться как спальня, помещение для гостей, место для хобби и т. д.

Таким образом, сруб-пятистенок остаётся распространённым решением, который, хотя и не лишён определённых минусов, ещё долго не потеряет своей популярности в деревянном строительстве.

Особенности возведения сруба-пятистенка

Для строительства дома 6х9 из сруба используют брус или круглое бревно, диаметр которого должен составлять не менее 22-26 см. Толщина материала должна выбираться с учётом климатических условий региона. При этом разница в стоимости окажется не такой значительной, так как толстых брёвен для строительства стены потребуется меньше. Ручная рубка пятистенка – сложный процесс, требующий отработанного плотницкого мастерства, поэтому иногда выгоднее приобрести готовый домокомплект.

Классическим материалом для строительства является ошкуренное бревно. Многие не советуют приобретать оцилиндрованный материал, так как с него снимаются защитные слои древесины, что несколько уменьшает долговечность бревна. Однако оцилиндрованный ствол значительно проще в укладке, поэтому его можно выбрать, если требуется возведение совершенно ровных стен. Брёвна для срубов домов 6х9 нумеруются ещё при обработке, после чего комплект собирается на участке по заранее разработанной схеме.

Внутренняя стена называется перерубом, её возводят одновременно с основным строением с остатком – это значит, что торцы бревна будут выступать за пределы стен дома. Такая конструкция позволяет беречь тепло, так как углы будут защищёнными от воздействия холода.

Ключевые этапы строительства:

  • На подготовленный и полностью застывший ленточный фундамент укладывается гидроизоляция, после чего на неё помещают первый венец. Для него используют прочные толстые брёвна, стёсанные снизу до плоской поверхности, чтобы соединение было ровным.
  • Последующие брёвна укладываются на первый венец, соединяясь традиционным способом «в чашу» или «в охлоп». В первом случае полукруглая выемка делается в нижнем бревне, во втором – в верхнем. Рубка «в охлоп» считается более надёжной, так как она совершенно не допускает попадание дождевой влаги внутрь соединений.
  • Между собой брёвна соединяют с помощью деревянных нагелей, которые устанавливаются в специальные отверстия. Между венцами прокладывается утеплитель. Когда сруб собран до конца, ему необходимо дать время для окончательной усадки, только после этого сооружают постоянную кровлю и приступают к отделке.

Сруб бани 6х9, построенный в виде пятистенка – это возможность создать надёжное и прочное сооружение, которое будет и тёплым, и вполне уютным. Срубы этого типа позволяют использовать самые разные варианты отделки, это отличное решение для классического русского бревенчатого дома.

Пятистенок - деревянный том в виде прямоугольника, жилая площадь которого разделена поперечной стенкой на две части. В старину это были горница и сени, где горница - чистые помещения избы, а сени - пространство между крыльцом и жилыми комнатами. В жилом помещении устанавливали печь, которая обогревала дом. Здесь же готовили еду.

Характеристика пятистенка

Внутренняя пятая стена или переруб выполняется одновременно с главным срубом и врубается с остатком. Стена начинается от основания строения и идет до потолка. А поперечные срезы при этом выходят наружу и разделяют фасад на две части. Изначально избу делили на разные части, однако затем разделение стало одинаковым.

Такой сруб выглядит оригинально и эстетично. При этом внутренняя стена дольше сохраняет тепло в жилых комнатах, защищает от холода и ветра. Поэтому сруб-пятистенок прекрасно подходит для круглогодичного проживания. Отметим что внутреннюю пятую капитальную стену можно двигать, а две части строения делать любых параметров.

На сегодняшний день пятистенок - самый востребованный вид сруба, несмотря на дороговизну и сложность монтажа. Ведь в результате получается прочный и надежный, крепкий и теплый дом. Он равномерно распределяет вес кровли и не дает сильной нагрузки на фундамент.

Преимущества сруба-пятистенка

  • Повышает теплоэффективность строения;
  • Подходит для строительства в северных холодных регионах страны и для проживания в доме круглый год;
  • Пятая стена - дополнительное ребро жесткости, которое усиливает и укрепляет конструкцию, делает дом прочным и надежным;
  • Долговечность. При соблюдении норм и правил строительства пятистенок легко простоит 100 лет;
  • Сруб с пяти стенами может иметь любые размеры и предоставляет возможность применять разные дизайнерские решения и варианты внутренней планировки;
  • Высокие звукоизоляционные свойства. Полноценная деревянная стена задерживает звуки и не пропускает в дом посторонний шум;
  • Пятистенок удобен для строительства и планировки . Он позволяет эффективно разделить моечную и парную от комнаты отдыха;
  • Переруб или пятая стена является капитальной, за счет чего она предотвращает деформацию длинных стен сруба, которая возможна из-за усадки сруба;
  • Эстетичный и привлекательный внешний вид строения.

Планировка сруба-пятистенка

В современных домах сенями называют холл, прихожую, коридор или тамбур. Кроме того, здесь можно обустроить террасу или пристроить веранду. Дополнительные помещения увеличат полезную площадь, сделают отдых комфортным. Они увеличат теплоизоляционные свойства сруба, утеплят дом и украсят фасад. В результате вы получите не старую деревянную избу, а уютный изысканный и элегантный коттедж.

Горницей в современной избе являются жилые помещения. Здесь может располагаться гостиная или зал, кухня и столовая, кабинет, спальня, гардероб и другие комнаты. Если это двухэтажный дом, эксперты все равно рекомендуют делать одну спальню на первом этаже. Она подойдет для пожилых людей, которым тяжело постоянно подниматься и спускаться по лестнице. Кроме того, эта спальня может стать комнатой для гостей.

В компании “МариСруб” вы можете заказать деревянный дом любого дизайна и планировки. Выбирайте понравившийся проект в , и архитектор внесет необходимые изменения. При проектировании учитывают не только пожелания заказчика к функциональности, но и к интерьеру, внешнему виду и планировке дома.

Для создания качественного и надежного проекта важно правильно рассчитать фундамент и кровлю, важно учитывать специфику почвы и грунтовых вод на земельном участке, расположение инженерных сетей. Эксперт “МариСруб” учитывает каждый фактор и составляет качественные проекты. При заказе строительства “под ключ” выполняем проектирование бесплатно!

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Похожие статьи