Профессиональное образование в беларуси. Образование в белоруссии

20.09.2019

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное я физи-ческое становление личности, подготовку молодого поколения к полно-ценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Бе-ларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

В Республике Беларусь функционирует развитая система общего сред-него образования, основы которой были заложены в советский период. Такие достижения советской школы как доступность и бесплатность на-чального, базового и среднего образования, высокие требования к содер-жанию образования и квалификации педагогических работников стали базовыми принципами развития национальной системы общего сред-него образования.

В первые годы после обретения Республикой Беларусь независимости система общего среднего образования оказалась в трудном положении. Школа остро нуждалась в отечественной учебной и методической лите-ратуре. До 1992 г. практически вся учебная литература поставлялась из России, своими были только учебники по белорусскому языку и литера-туре, истории и географии Беларуси. В связи с этим правительством страны было принято решение о создании системы национального учеб-ного книгоиздания для общеобразовательной школы. Начался поэтапный переход школы на отечественные программы, учебники и учебные пособия.

За эти годы общеобразовательные учреждения страны полностью обеспечены учебными программами нового поколения, отечественной учебной литературой, действуют системы стандартизации, экспертизы и подготовки к изданию учебников и учебных пособий. Всего с 1993 г. выпу-щено более 3,5 тыс. учебных изданий, в том числе более 1,5 тыс. наиме-нований отечественных школьных учебников, свыше 400 учебно-методи-ческих пособий для учителей, более 80 наименований отечественных контурных (настенных) карт по истории и географии, свыше 350 наиме-нований программных художественных произведений из серии «Школь-ная библиотека». Новые учебники и учебные пособия стали более до-ступными по содержанию, практико-ориентированными (при сохране-нии фундаментальности и системности построения учебного материала), значительно улучшилось их полиграфическое исполнение.

Со 2-й половины 1990-х годов в стране началась реформа общеоб-разовательной школы. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554 утверждена Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь, а также принята Программа реализации реформы общеобразовательной школы в Рес-публике Беларусь. В дополнение к указанным документам по решению Первого съезда учителей Республики Беларусь, прошедшего в Минске в октябре 1997 г., и указаниям Президента Республики Беларусь в 1998 г. были разработаны и одобрены постановлениями Совета Министров го-сударственные республиканские программы: «Учитель», «Сельская школа», «Иностранные языки», «Информатизация системы образования», «Комп-лексный капитальный ремонт зданий школ и других учреждений образо-вания на 1998-2005 гг.» и др.

В результате проводимых преобразований будут обеспечены выход государственной системы общего среднего образования на уровень, отве-чающий передовым мировым образцам, соответствующим запросам лич-ности, общества и государства, повышение престижа образования, создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравствен-ного воспитания. Одновременно происходит переход на 10-летнее обя-зательное общее базовое образование при начале обучения детей с шести-летнего возраста, увеличение до 12 лет срока получения общего среднего образования, осуществление профильной дифференциации на завер-шающем этапе общеобразовательной школы и др.

В период с 1998 по 2002 г. был осуществлен переход начальной шко-лы на обучение с шести лет. За 1998-2004 гг. прошли апробирование новые учебные программы для базовой школы, определен порядок и условия перехода старшей ступени общеобразовательной школы с 12-лет-ним сроком обучения на новую структуру и содержание образования. С 2002 г. начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который будет завершен к 2008 г. С 2004 г. ведется апробация новых учебных программ 11-12 классов 12-летней школы. Первый выпуск 12-лет-ней школы состоится в 2010 г.

С 2002 г. в школах введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся, позволяющая объективно оценить знания и способности учеников. В учебные планы внесены принципиальные из-менения, направленные на расширение свободы выбора содержания обра-зования и обеспечение разноуровневого обучения с учетом индивидуаль-ных особенностей и возможностей учащихся. В общеобразовательных школах проводится активное внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для физического раз-вития и охраны здоровья учащихся.

Одним из направлений повышения качества образования является создание дифференцированной образовательной среды. В 2004 г. утверж-дена Концепция профильного обучения, на которое перейдет старшая ступень 12-летней школы, и на базе 18 экспериментальных школ рес-публики уже началась ее апробация.

В последние годы сделаны значительные шаги в нормативном обес-печении общеобразовательной школы. Наиболее важными документами являются Положение об учреждении, обеспечивающем получение обще-го среднего образования, утвержденное Министерством образования Рес-публики Беларусь 7 июля 2004 г., № 44 и Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», принятый Палатой представителей На-ционального собрания Современная модель общеобразовательной школы включает:

общее начальное образование (период обучения - 4 года, I-IV классы);

общее базовое образование (период обучения с учетом начального образования - 10 лет, I-IV, V-X классы);

общее среднее образование (срок обучения с учетом базового обра-зования - 12 и более лет, I-I V, V-X, XI—XII (ХШ) классы).

Начальная школа призвана развивать у ребенка устойчивый интерес к обучению, знанию, освоению базовых навыков учебной деятельности; формировать основы первоначальной грамотности, позволяющей продолжать даль-нейшее обучение. Обучение детей по программе первого класса может проводить как в учреждении, обеспечивающем получение общего сред-него образования, так и в дошкольном учреждении.

Базовая школа несет основную нагрузку по реализации задач обще-образовательной школы, подготовке детей к жизни и труду в обществе. Программа базовой школы характеризуется логичной завершенностью и полнотой знаний, которые предоставляются в рамках государственного учреждения.

Успешное завершение базовой школы предоставляет возможность продолжить образование в лицейских или гимназических классах обще-образовательной школы с целью получения общего среднего образования либо получения общеобразовательного и профессионального образова-ния в профессионально-технических учреждениях и средних специальных учебных заведениях.

В Беларуси создана широкая сеть общеобразовательных учреждений. К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образова-ния, относятся начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа (общеобразовательная), гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат (общеобразовательные учебные заведения), а также учебно-педагогический комплекс, в том числе детский сад-школа, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств, лингвисти-ческая гимназия-колледж и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

В системе общего среднего образования на начало 2005/2006 учеб-ного года функционировало 4,2 тыс. учебных заведений различного типа, в которых обучалось 1,2 млн. учащихся. Отмечается постоянное сокраще-ние школ традиционного типа, особенно это касается начальных и базо-вых школ, количество которых к началу 2005/2006 учебного года соста-вило 348 и 841 соответственно. Это связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, особенно на селе, где вследствие сниже-ния рождаемости сокращается численность детей школьного возраста. В результате активно идет процесс реорганизации начальных и базовых школ в более крупные школы, включающие все ступени среднего образо-вания. Одновременно значительно выросла сеть учреждений нового типа. В 2005/2006 учебном году в республике функционировало 160 гимназий (12 гимназий в 1990/1991 учебном году), 35 лицеев (5 в 1990/1991 учебном году), 7 учебно-педагогических комплексов. На начало 2005/2006 учебно-го года в Беларуси было 12 частых общеобразовательных учреждений (650 учащихся).

За последние годы заметно вырос образовательный уровень учитель-ского персонала государственных дневных общеобразовательных школ. В 2000 г. численность учителей системы Министерства образования с высшим образованием составляла 82,9%, на начало 2005/2006 учебного года - 88,1%. За 1990-2005 гг. улучшилось соотношение между числен-ностью учителей и учащихся (в начале 1990-х годов на одного учителя приходилось 12 учащихся, а в 2005/2006 учебном году - 8,5). Такая си-туация в системе общеобразовательной школы позволяет индивидуали-зировать образовательный процесс и улучшить качество образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является повышение качества и доступности обра-зования в сельской местности. Для сельской молодежи к началу 2005/2006 учебного года создано 4 гимназии, 3 лицея, более 1000 школ с классами углубленного изучения предметов. При активной поддержке государства продолжается разработка и внедрение различных моделей организации

учебно-воспитательного процесса в сельской школе, расширяется сеть гимназических, лицейских классов, совершенствуется материально-тех-ническая база общеобразовательных учреждений, внедряются современные технологии обучения и воспитания. Реализуются меры, направленные на закрепление педагогических кадров на селе, повышение уровня квалифи-кации учителей сельских школ. Совершенствование учебно-воспитатель-ного процесса в сельских школах происходит и за счет развития про-фильного обучения, которым уже охвачена четверть всех учеников. В со-ответствии с утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 Государственной программой возрождения и раз-вития села на 2005-2010 гг. к 2010 году планируется увеличить охват уча-щихся сельских школ профильным обучением до 80%.

В сентябре около 1 миллиона учеников пойдут в учебные заведения Беларуси, причем многие из них не являются гражданами этой страны. Официальными для изучения в этих учреждениях Беларуси приняты два языка – это белорусский и русский. Связи России и Беларуси всегда были крепки.

Дошкольная система образования призвана подготовить детей к обучению в школе, дать им старт в мир знаний. Примерно за год до школы в группах детских садов проводятся подготовительные занятия для малышей, с целью безболезненного перехода их на следующий год в школу. К 6-ти годам дети начинают получать школьный курс, который, в зависимости от уровня (базовый и средний) продлиться 9 либо 11 лет.

После 9-ти лет обучения можно выбрать несколько путей развития своего будущего: среднее образование в школе, ПТУ или колледж, где можно получить достаточно престижное образование. В ПТУ дается не только профессия, но и среднее образование по типовой школьной программе. Главным документом, подтверждающим обучение, является аттестат о среднем, средне специальном или средне профессиональном образовании. Любой из этих документов является основным для поступления в ВУЗ. Высшее образование является крайней ступенькой в образовательной системе страны. Именно из ВУЗов выходят самые лучшие специалисты. Качество подготовки и обучения в Беларуси очень высокое, так как государство уделяет ему немало внимания.

Высшее образование в Беларуси находится на очень высоком уровне и охватывает в процентном отношении к выпускникам школ очень значительную часть. Данные показатели стали возможными благодаря доступности учебных заведений в стране. Получать научные знания студенты приходят как в государственные высшие заведения, так и частные. Всего в Беларуси насчитывается 50 ВУЗов. Частные учебные заведения подразделяются на классическую систему, академии, институты и колледжи, выпускающие специалистов уровня высшего образования. Также частный ВУЗ может быть узко профильной направленности. В Беларуси частных высших учреждений не боятся, так как обучение в них контролируется и на всех этапах поддерживается государственными структурами.

Форма обучения может быть выбрана студентом при поступлении. Существует полная дневная форма обучения, вечерняя, удобная для студентов, которые имеют работу и заочная для студентов, например, из другого города. Дневная форма обучения, как правило, длиться в течение 5-ти лет. Студенты, выбравшие эту систему обучения, при успешной учебе могут рассчитывать на государственную поддержку в виде стипендии. Во всех ВУЗах, не зависимо от принадлежности государству или частным лицам, выдается государственный образец диплома. Подчинение всех ВУЗов страны идет Министерству образования Беларуси.

В высших учебных заведениях обучаются также и иностранные граждане, но в основном, на платной основе. Плата в различных заведениях не одинакова и зависит от специальности и формы обучения. Поступить в ВУЗ Беларуси иностранному гражданину не сложно. Главное надо обратиться в понравившийся и предоставить определенный пакет документов, а именно:

  • анкета по образцу ВУЗа;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о рождении, заверенная нотариусом;
  • аттестат, с вкладышем оценок по изученным предметам или их заверенные копии;
  • медицинские документы, направленные на удостоверение возможности, проживания студента на территории Беларуси (подходит ли климат). Документы должны быть выданы медицинским учреждением страны постоянного проживания абитуриента.

При приеме в ВУЗ студент все копии предоставленных документов должен заменить подледниками и предоставить стандартные фото для документов. Конечно же, обучение на территории страны невозможно без получения визы Беларуси. Еще одним требованием ВУЗов при поступлении, является предоставление медицинской справки о том, что студент не болеет ВИЧ инфекцией.

Документы на прием в институт студент отдает лично. Белорусские законы в системе образования достаточно лояльны и позволяют подавать документы в ВУЗ даже на иностранных языках, например: немецкий, испанский или английский, правда в таких случаях может потребоваться перевод, заверенный нотариусом.

Если студент, приехавший учится в страну, не владеет русским и белорусским языками, ему, скорее всего, придется дополнительно пройти курс обучения, примерно в течение года. Обычно такой работой занимаются сами ВУЗы в рамках общей подготовки к поступлению абитуриентов. Конечно, проходить обучение языкам не обязательно в Беларуси. Русским студентам проще всего поступить в ВУЗы в этой стране.

Программы обучения предусматривают многие нюансы. К примеру, обеспечение иногородних студентов жильем происходит в каждом учебном заведении с помощью специального отдела. Иностранным студентам этот же отдел помогает найти жилье и получить разрешение на проживание на территории страны. Чаще всего за высшими учебными заведениями закреплены студенческие общежития. Такой вид жилплощади достаточно дешево обходиться студентам, хотя проживание там достаточно уютно и комфортно.

На сегодня Беларусь – это высокоразвитое государство, которое не отстает от европейских стран. Уровень грамотности людей довольно высок и сейчас составляет 99%. Процент населения со средним, средним профессиональным образованием - 98%. Сейчас образование в Беларуси хорошо финансируется. В этом плане страна не уступает европейским державам. В этом развитом государстве есть больше 8 тысяч средних, высших и специальных учебных учреждений, в которых обучается около 3 миллионов людей.

Система образования Республики Беларусь

Министерство образования республики Беларусь позволило людям бесплатно получать основное, дополнительное и специальное образование. Это соответствует всем международным стандартам.

По уровню образования Беларусь заняло 21 место, после европейских высокоразвитых стран. Рейтинг составила международная Программа развития ООН.

Образование в Беларуси сейчас имеет довольно высокий уровень, об этом свидетельствует то, что это государство в 2015 году приняли в Европейское пространство высшего образования.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Министерство образования республики Беларусь позаботилось о профессионально-техническом и среднем специальном обучении, которое отлично функционирует еще со времен СССР, чего нельзя сказать о странах СНГ. Белорусский опыт использует множество стран, в которые входит даже Россия. В республике функционирует около 200 колледжей, которые ежегодно выпускают 35 тысяч человек по различным специальностям. Среднее специальное образование в Беларуси дают возможность получить 130 учреждений, которые ежегодно готовят 40 тысяч человек. Колледжи в Беларуси имеют отличную техническую базу, благодаря которой через пару лет оттуда выходят квалифицированные специалисты.

На сегодняшний день очень много человек уходит из школы после 9 класса и идет получить специальное среднее образование. Лучшие заведения, в которых это возможно сделать, - колледжи.

Колледжи

В Беларуси в колледжи можно поступить гражданам этой страны, иностранцам и людям без гражданства с 17 лет, если они имеют среднее образование.

Разрешено совмещать обучение в колледжи с обучением в другом заведении.

Принимают в колледжи Беларуси по результатам вступительных экзаменов, которые содержат тесты по нескольким предметам. Их должны определить и составить преподаватели этого заведения.

В колледжи Беларуси зачисляют по конкурсу, лучших определят вступительные экзамены или результаты собеседования.

Вступительные экзамены будут осуществлять по указу ректора, то есть он должен решить, где будет это проводиться, в какое время и когда необходимо нести документы на зачисление.

Прием абитуриентов

Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.

Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:

  • Победители международных олимпиад.
  • Победители различных региональных конкурсов.
  • Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
  • Дети-сироты.
  • Люди, которые окончили кадетское училище.

Популярные колледжи Беларуси

На сегодняшний день самыми популярными являются Минский колледж предпринимательства, Минский архитектурно-строительный колледж и Минский колледж бизнеса и права. Именно они занимают лидирующие места по рейтингу из 300 учреждений по всей Беларуси. Конечно, поступить туда будет довольно сложно, но если вы нацелены на это, учитесь, старайтесь, и у вас обязательно все получится.

Высшее образование

Высшее образование в Беларуси дает возможность получить 52 учреждения, из которых 9 находятся в частной собственности. Ежегодно они готовят около 70 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Специалистов готовят по 16 профилям, которые включают 350 специальностей как первой, так и второй степеней. В республике высшее образование можно получить на очной и заочной формах обучения.

Высшие учебные заведения дают возможность выбрать язык, на котором будет проходить образовательный процесс. Это может быть белорусский, русский или английский для иностранцев. В стране есть 120 организаций, которые имеют аспирантуру, и 60 заведений, в которых присутствует докторантура, где и готовят научных работников.

Высшие учебные заведения в Беларуси сотрудничают со предприятиями страны и с международными компаниями. Таким, например, является Белорусский государственный университет. После его окончания студентам должны предложить работу, это огромный плюс, если учесть высокий уровень безработицы. Стоит отметить педагогические вузы в Беларуси, благодаря которым ежегодно появляется около 10 тысяч талантливых педагогов, а государство помогает им в трудоустройстве.

Высшее образование для иностранных граждан

Для иностранцев, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, но не имеют гражданства, в Беларуси существуют отдельные правила. Получить образование иностранцы могут:

  • За счет государства или платно – это соответствует всем международным договорам.
  • На платную основу – иностранные граждане могут поступить в вуз после итоговой аттестации, когда освоят образовательную программу.
  • Еще один вариант поступления на платную основу состоит в том, что будет проведено собеседование, где иностранец должен показать уровень владения белорусским или русским языком.

Стоимость высшего образования

Во время вступительной компании каждый абитуриент хочет поступить на бюджет. Но мест гораздо меньше, чем желающих их занять. Те люди, которые не смогли пройти на бюджет, могут воспользоваться платной формой обучения. Как правило, в разных вузахразная стоимость образования.

На сегодня самым дорогим высшим учебным заведениям в Беларуси считается Белорусский государственный университет. Студентам, которые обучаются в нем, необходимо заплатить в среднем 63 000 рублей в год. А самые высокие цены на факультете международных отношений. Как ни странно, в Беларуси сейчас это считается самой популярной специальностью.

Второе место занимает Белорусский государственный экономический университет. Стоимость обучения в данном заведении обойдется в среднем в 47 000 рублей в год.

Замыкает тройку лидеров Гомельский государственный университет. За год обучения в этом престижном вузе необходимо заплатить около 46 000 рублей.

Самое дешевое образование можно встретить, как правило, в непрестижных вузах, один из которых - Частный институт управления и предпринимательства, где цена на всех специальностях почти одинаковая и составляет 16 000 рублей за год обучения. Рядом с ним идет Институт предпринимательской деятельности, в котором за год обучения необходимо будет заплатить около 16 500 рублей. В этом высшем учебном заведении стоимость обучения на всех специальностях одинаковая.

Если рассмотреть все белорусские вузы, то в среднем оплата за обучение составляет 28 000-37 000 рублей. К примеру, педагогические вузы Беларуси принимают студентов на платной основе, если они готовы заплатить 35 000 рублей. За все время обучения студенту, который учится на платно, необходимо заплатить более 140 000 рублей.

Учеба в Белоруссии может быть интересна тем россиянам, которые по каким-либо причинам не хотят или не могут учиться на родине, но не располагают средствами для учебы в Европе или в Америке. Образование в Белоруссии не столь престижно, но качественно и бесплатно.

По данным Минобразования Белоруссии, сегодня в 55 белорусских вузах обучается более 2 тысяч россиян. В основном, это, конечно, вузы Минска: в столице много университетов, предлагающих полный спектр специальностей. При этом проживание в Минске обойдется россиянину куда дешевле, чем жизнь в Москве или Санкт-Петербурге – это еще один фактор в пользу белорусского образования.

Опять же, как уже отмечал BusinessTimesв предыдущих материалах о Белоруссии, наше Союзное государство все-таки существует на практике: по договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25 декабря 1998 года граждане обеих стран имеют равные права на получение высшего образования. Иными словами, россияне имеют право поступать в белорусские вузы на бюджетное отделение на общих основаниях, получать стипендию и претендовать на общежитие, либо, если не вы не прошли по конкурсу – учиться на платном отделении. Стоимость платного образования в Белорусском государственном университете – ведущем вузе страны – 1000 – 1300 долларов за семестр на дневной форме обучения, в зависимости от выбранного факультета. Вечерняя, заочная формы, равно как и обучение в других университетах, обойдутся вам значительно дешевле. Белорусский диплом признается в России без необходимости какого-либо заверения.

Тем не менее, в белорусском образовании есть некоторые нюансы, о которых лучше знать заранее. К примеру, с 2003 года и среднее, и высшее образование в Белоруссии оценивается по 10-бальной шкале. Оценка «10» — это не традиционная «5», а «5+», и её практически не используют. «9» — это «5», «6» — это классическая четверка, ниже белорусских «5» баллов – это неудовлетворительная отметка, ниже российской тройки. Вам потребуется какое-то время, чтобы привыкнуть к 10-бальной шкалой – а главное, при приеме в белорусские вузы вам необходимо будет перевести ваш школьный аттестат в эту систему по специальной шкале перевода: средний балл аттестата приплюсовывается к результатам вступительных экзаменов.

Сами вступительные экзамены – централизованное тестирование (ЦТ) – аналог российского ЕГЭ, но не совсем. К примеру, в ЦТ по русскому языку больше теории, но нет сочинения, а в ЦТ по математике достаточно только вписать в бланк ответов результаты и расставить галочки, без решения. Основная же трудность при сдаче ЦТ для россиян – необходимость во время зарегистрироваться и приехать на экзамены, которые стандартно проводятся во второй половине июня. Регистрация обычно проходит за месяц, точные даты меняются из года в год и поступающим лучше следить за этой информацией на сайтах самих университетов.

Первый шаг при поступлении в любую страну миру – выбор вуза. В Белоруссии система высшего образования представлена следующими типами учебных заведений:

Классический университет;
- профильный университет или академия;
- институт;
- высший колледж.

Учеба в большинстве вузов длится 4-5 лет. Ведущими считаются следующие университеты страны:

— Белорусский государственный университет, открытый в 1921 году;

— Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Белорусский национальный технический университет
— Белорусский государственный экономический университет

— Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка
— Белорусский государственный медицинский университет
— Белорусский государственный аграрный технический университет
— Белорусский государственный университет культуры и искусств
— Белорусский государственный университет физической культуры

— Белорусская государственная академия искусств
— Белорусская государственная академия музыки
— Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Для поступления в один из этих университетов, вам, помимо результатов ЦТ, необходимо подать следующие документы:

— заявление-анкета, заполняется при подаче документов;

— оригиналы документов о среднем образовании;

— оригинал медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей возможность учиться;

— копия свидетельства о рождении и копия паспорта;

— 6 или 8 фотографий 4х6 см.

После того, как вы определитесь с университетом, сдадите ЦТ и подадите документы, наконец, узнаете о своем поступлении, встанет вопрос, где жить. Общежития в белорусских вузах есть, но надеяться на них лучше не стоит – мест катастрофически не хватает даже в общежитии БГУ. Выход – аренда комнаты или квартиры, что в Белоруссии достаточно дешево. Даже в Минске снять однокомнатную квартиру вы сможете от 200 долларов, комнату – за 80. В областных городах цены будут еще ниже.

Распределение по окончанию учебы – этот осколок советской системы образования все еще существует в Белоруссии – для россиян является добровольным.

В Беларуси более 4000 дошкольных учреждений (ясли, детские сады, подготовительные школьные группы, детские учреждения семейного типа), которые посещают почти полмиллиона детей (67%).

Программа обучения детей включает родной язык, культуру, народные традиции. Расходы на пребывание детей в дошкольных учреждениях на 88% дотируются государством.

Общее среднее образование является базовым и включает уровни:

· начальная школа (1-4 класс),

· второй уровень (5-9 класс),

· третий уровень (10-11 класс).

Второй и третий уровень завершаются сдачей экзаменов и выдачей сертификатов об общем среднем образовании. Школьное образование начинается с 6-летнего возраста. В Беларуси более 4,5 тысяч общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В настоящее время система школьного образования подвергается реформе, устанавливающей12-летний полный курс общеобразовательной школы (с возможностью выпуска после 10 класса). Для детей с особенностями физического и психического развития действуют вспомогательные и специальные школы. Выпускники второго и третьего уровня имеют возможность продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях (колледжи, техникумы). Поступление в высшие учебные заведения проводится только после окончания полного общеобразовательного курса на основе экзаменов.

В Беларуси 42 государственных и 13 негосударственных высших учебных заведения - Университеты, Академии, институты, в которых обучаются более 260 тысяч студентов по 230 специальностям.

Старейшими образовательными центрами являются Белорусская Сельскохозяйственная Академия, Белорусский, Могилевский и Витебский Государственные Университеты, Белорусская Политехническая Академия, Витебская Ветеринарно-Медицинская Академия. Высшее образование можно получить как на платной, так и на бесплатной основе.

Беларусь приняла мировые стандарты высшего образования, первой ступенью которого является бакалавриат, второй - магистратура. Наиболее одаренные студенты имеют возможность заниматься наукой, поступая в аспирантуру или являясь соискателями.

Принцип непрерывного образования предполагает повышение квалификации после завершения высшего образования; в Беларуси 130 учебных заведений занимаются постдипломным образованием, которым ежегодно охвачены 450 тысяч человек.

Наука

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией республики, при государственной поддержке созданы и функционируют Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), Фонд информатизации Республики Беларусь.

В настоящее время в Беларуси функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тысяч человек, в их числе более 830 докторов наук и 3690 кандидатов наук.

В республике традиционно преобладают исследования и разработки в области технических наук. Приоритетными направлениями научно-технического развития являются также машиностроение, информатизация, лекарства и медицина, экология, сельское хозяйство, развитие перспективных научных исследований и разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологий, способов обработки информации, специальной вычислительной техники.

В республике создана национальная патентная система. В 2002 году зарегистрировано 688 патентов на изобретения и 86 патентов на промышленные образцы. Ежегодно белорусские организации патентуют за рубежом 100 - 120 изобретений, при этом более 90% из них в России.

Углубляется взаимодействие с такими международными организациями, как Международная ассоциация по сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международным научно-техническим центром (МНТЦ), Международным центром научно-технической информации (МЦНТИ), Объединенным институтом ядерных исследований, Европейской организации ядерных исследований (Швейцария), Научным комитетом НАТО, SCOPES и другими.

Приоритетным в сфере науки является сотрудничество с Россией в рамках Союза Беларуси и России и странами СНГ.

Экономика

Валюта – белорусский рубль

Беларусь считается одним из самых экономически развитых государств СНГ (бывшего СССР).

По промышленным запасам калийных солей Беларусь занимает одно из первых мест в Европе. Сегодня добываемые в шахтах Солигорска удобрения остаются важнейшей стратегической продукцией страны - они приносят значительную часть экспортной прибыли.

Разведанные запасы нефти невелики: республика сейчас добывает около 2 миллионов тонн в год.

В экономике доминируют несколько холдингов-монстров - производственные объединения «Белнефтехим», «Белэнерго», «Белтрансгаз» и т. д. Доля частного сектора в ВВП не превышает 25%, а на один «Белнефтехим» приходится 45% всей экспортной выручки Белоруссии. Структура промышленности особенных изменений не претерпела - с белорусских конвейеров по-прежнему сходят трактора и самосвалы, но революционных технологий в их производство не внедрено. Рост производительности труда отстает от темпов роста зарплаты, а иностранные инвестиции (главным образом российские) практически не играют роли - 1% ВВП. Единственный скачок в 2002 г. ($450 млн) был связан со строительством ветки газопровода Ямал - Европа. Есть новые производства, работающие на экспорт, но стране без больших природных ресурсов для модернизации этого явно недостаточно. По показателю ВВП на душу населения (по паритетам покупательной способности) страна уступает России, Литве и Польше, но превосходит Украину и - едва ли не вдвое - соседнюю Смоленскую область. Так что же определяет рост белорусской экономики? Белоруссия, несмотря на практически полную зависимость от внешних поставок энергии, стала одной из немногих европейских стран, выигравших от роста мировых цен на нефть. В наследство от СССР Белоруссия получила два современных нефтеперерабатывающих завода - Мозырский и Новополоцкий. Белоруссия сумела быстро отреагировать на возрастающий спрос рынка на нефтепродукты - мощности были частично модернизированы (при участии российской «Славнефти»), а объем перерабатываемой нефти стал ежегодно возрастать. В физическом выражении этот объем вырос с 11,9 млн т в 2001 г. до порядка 20 млн т в 2006 г. Нефтепродукты стали и основной статьей экспорта Белоруссии. В долларовом выражении экспорт нефтепродуктов с 2002 по 2006 г. вырос в 4,7 раза и составил $7,5 млрд. Доля нефтепродуктов в общем товарном экспорте страны в 2006 г. составит 40%. Здесь стоит отметить, что экспорт всех товаров за вычетом нефтепродуктов в 2004-2005 гг. не изменился. По предварительным данным на 2006 г., общий объем белорусского экспорта вновь возрастет, но в значительной мере прирост опять будет базироваться на увеличении экспорта нефтепродуктов.

Похожие статьи