Адам смит краткая биография. Адам Смит: основные идеи, теории и труды экономиста

14.10.2019

1.2 Философия «экономического человека» и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты

1.4 Учение о капитале и о деньгах

Заключение

Список литературы

Введение

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формиро­вание экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723 – 1790) – величайшего английско­го ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естествен­ных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что именно Смит, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

Целью данной работы является изучение учения Адама Смита.

Исследование данной работы предопределило ряд задач:

1. Рассмотреть «исследование о природе и причинах богатства народов».

2. Проанализировать учение Смита о стоимости, о капитале и о деньгах.

В качестве теоретической базы были использованы работы В. Круглова, Я. Ядгарова и других авторов.

1 Учение Адама Смита

1.1 «Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура

«Адам Смит – отец экономики». Наверняка, всем знакомо это выражение .

Большинство исследователей экономической мысли связывают формирование экономики как науки с творчеством этого английского мыслителя. По словам признанного теоретика современности Марка Блауга (1927), Адам Смит (1723-1790) создал «первый... полноцен­ный труд, излагающий общую основу экономической науки». Это «Ис­следование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Оно состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные систе­мы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообра­зовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Тре­тья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В чет­вертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиокра­тов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспек­ты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», кото­рое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий .

1.2 Философия «экономического человека»

и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

Особое значение для Смита имело знакомство с французским философом Клодом Адрианом Гельвецием (1715-1771), считавшим эго­изм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. С этим увязывалась еще одна базовая идея французской философии эпохи Просвещения идея природного равенства людей, в соответствии с которой каждому должно быть предоставлено право преследовать свою выгоду, в результате чего выиграет все общество. Ограничение свободы человека допустимо лишь постольку, поскольку этого требует обеспечение свободы других людей, государство долж­но основываться на свободном общественном договоре граждан. Смит развил эти идеи и применил их к политэкономии; созданные им пред­ставление о природе человека, а также соотношении человека и обще­ства легли в основу взглядов классической школы. Понятие «экономи­ческий человек» возникло несколько позже, но его создатели опирались на идеи Смита.

Главным мотивом хозяйственной деятельности человека Смит счи­тал корыстный интерес: каждый стремится наиболее выгодно исполь­зовать свой капитал, при этом зачастую не думая об общественной пользе. В одиночку человек не может удовлетворить все свои потреб­ности, поэтому люди вынуждены взаимодействовать, обмениваясь продуктами своего труда. Так развивается разделение труда. Помогая друг другу, люди способствуют развитию общества, преследуя част­ные интересы, они «невидимой рукой» направляются к общественно полезной цели. «Невидимая рука» это стихийное действие объек­тивных экономических законов, действующих помимо, а часто и про­тив воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осу­ществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным поряд­ком. Разделение труда ученый считал важнейшим фактором экономического прогресса. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации от­дельных рабочих на выполнении одной операции. Мастерская это иллюстрация, все общество работает как такая мануфактура, от разде­ления труда выигрывают не только владельцы средств производства, но и все остальные.

Смит не первым обратился к проблеме разделения труда (об этом писали еще древнегреческие философы). Но он выделил ряд новых моментов: увидел универсальный характер разделения труда от про­стых операций до профессий (затем до классов и деления страны на город и село); показал, что разделение труда может иметь различные степени и чем их больше, тем труд производительнее; связал разде­ление труда со снижением издержек. Он увязывал разделение труда и с размерами рынка, то есть с распространенностью обмена. Если ры­нок невелик, специализация занятий мало распространена. В глухой деревушке крестьянин должен быть и плотником, и пекарем, поскольку одним ремеслом ему не прокормиться. В деревенской лавке продается многое: от гвоздей и веревок до продуктов питания и тканей, поскольку если она будет специализироваться, как городские магазины, на про­даже какого-то товара, то скоро прекратит торговлю из-за недостатка покупателей, то есть ограниченности рынка. Расширение рынков дает все больше предпосылок для разделения труда и специализации про­изводства, что, в свою очередь, повышает производительность труда .

Одна из основных идей Смита состоит в том, что богатство обще­ства создается трудом в процессе производства и зависит от уровня производительности труда и доли населения, занятого производи­тельным трудом. Ученым сформулирована теория производительного и непроизводительного труда. Согласно ей производительный труд, занятый в сфере материального производства, увеличивающий сто­имость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляет­ся; а непроизводительный труд по оказанию услуг, ничего не добав­ляющий к стоимости и не закрепляющийся в предмете, к которому он прилагается. Производительный работник оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю, а непроизводительный работ­ник оплачивается из дохода и не создает прибыли нанимателю. Не­одинакова и степень производительности разных видов экономической деятельности, которая как раз и определяется количеством привле­ченного производительного труда. Исходя из этого, наиболее производительными являются сельское хозяйство и промышленность, за ними идут внутренняя и внешняя торговля, а также транспорт.

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты.

Большое внимание Смит уделял категории «стоимость». Он утверж­дал, что труд это единственное мерило стоимости. В примитивном обществе ее определение возможно трудом, затраченным на производ­ство товара, и трудом, покупаемым в процессе обмена. Использование обоих способов допустимо, так как при простом товарном производ­стве нет принципиальной разницы между количеством первого и вто­рого видов труда. В цивилизованном (капиталистическом) обществе в производстве существуют капитал и наемный труд, предпринима­тель получает большую стоимость, чем платит за труд наемных рабо­чих, следовательно, количество второго вида труда меньше количе­ства первого, значит, нарушается принцип эквивалентности - основа трудовой теории стоимости. Решая возникшую проблему, ученый го­ворит, что в условиях капитализма определение стоимости возможно суммой трех видов дохода (зарплаты, прибыли и ренты). Здесь мы пе­реходим к теории доходов Смита.

Ученый безоговорочно поддержал новый промышленный строй, благотворность развития обмена и крупного производства для всех слоев общества казалась ему очевидной. Новые формы хозяйства выше в техническом отношении, они увеличивают народное богатство, и Смит без колебаний встает на их сторону. Распадение общества на три ос­новных класса: рабочих, капиталистов, землевладельцев ученый счи­тал естественным, хотя и признавал, что на более низких ступенях раз­вития общество не делится на классы, а продукт труда принадлежит производителю, владеющему землей и орудиями производства. Упо­мянутые классы различаются как по своим доходам, так и по отноше­нию их интересов к интересам всего общества .

Заработная плата доход наемных рабочих. Они заинтересованы в общем преуспеянии, ибо с ускорением накопления капиталов увели­чиваются спрос на труд и зарплата. На исторических примерах Смит показал, что уровень зарплаты напрямую зависит от роста народного богатства: не его абсолютной величины, а именно темпа роста. Цены на труд наиболее высоки не в самых богатых странах, а в тех, где про­цветают промышленность и торговля, где богатство растет быстрее всего. Чрезвычайная высота зарплаты в США объяснялась именно быстрым ростом богатства этого государства. В стране же, богатство которой велико, но не растет, зарплата не может быть высока, потому что рост численности населения при неподвижном состоянии богат­ства быстро ведет к превышению предложения труда над спросом на него и, следовательно, к падению зарплаты. В еще худшем положении находятся рабочие стран, богатство которых сокращается: их уделом становятся нищета и голод, поскольку спрос на труд падает значитель­но ниже его предложения. Итак, для Смита, очевидно, что главный интерес рабочих в быстром росте народного богатства, то есть инте­ресы рабочего класса совпадают с интересами общества в целом. Эти рассуждения объясняют, как ученый мог одновременно поддерживать новый промышленный строй и сочувствовать рабочему классу. Ничто не вызывало у него такого негодования, как ограничение свободы ра­бочего искать себе заработок: «Самое священное и неприкосновенное право собственности есть право на свой собственный труд, потому что из этого права вытекают все прочие права собственности. Все имуще­ство бедного состоит в его силе и ловкости его рук; мешать ему упо­требить эту силу и ловкость так, как он заблагорассудит, если он никому не причиняет этим вреда, есть явное насилие над этой первоначаль­ной собственностью».

Адам Смит (Smith), основатель классической школы политической экономии, называемый нередко творцом науки о народном хозяйстве, родился в городе Керколди (Киркельдей), в Шотландии, 5 июня 1723, спустя несколько месяцев после смерти своего отца, скромного таможенного чиновника. В детстве Адам Смит отличался робостью и молчаливостью, рано обнаружил охоту к чтению и умственным занятиям, Окончив первоначальное обучение в местной школе, Смит на 14-м году поступил в университет в Глазго, откуда спустя три года перешел в Оксфорд. Главным предметом его занятий была философские и математические науки. Дальнейшая биография Адама Смита, по окончании образования, крайне бедна внешними событиями: она всецело посвящена была науке и преподавательской деятельности. Возвратившись в Шотландию, он в течение 2 лет (1748–50) читал в Эдинбурге с большим успехом лекции по риторике и эстетике; затем его приглашают в Глазго на кафедру логики, но, вследствие смерти профессора Крэги, Смит вскоре открывает курс нравственной философии и делается преемником своего учителя, прославленного профессора Хатчесона. Не будучи от природы искусным оратором, Смит, однако, силою своего меткого и исчерпывающего анализа, богатством мысли, блестяще освещенной удачным подбором фактов, и необыкновенною ясностью изложения приобрел, в качестве профессора, необычайную популярность, и к нему стекались слушатели отовсюду из Шотландии и Англии.

Портрет Адама Смита

В 1759 г. Адам Смит выпустил книгу, которую считал главным трудом своей жизни, – «Теорию нравственных чувств», – сразу поставившую его имя наряду с первоклассными учеными того времени. В 1762 г. университет Глазго дал ему звание доктора прав. В 1764 г. Смит покидает кафедру и отправляется в путешествие, во Францию, вместе со своим воспитанником, герцогом Бакли (Buccleugh); там он большую часть 1765 г. проводит в Париже, где устанавливается его близкое знакомство с физиократами Кенэ и Тюрго и другими учеными, По возвращении на родину, Адам Смит до середины 70-х годов живет безвыездно в Керколди, лишь изредка отлучаясь для посещения живших по соседству друзей; в 1775 г. он отдает в печать, а в следующем году выпускает в свет свое бессмертное сочинение « » («Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations»). Это был важнейший и последний труд в биографии Адама Смита, навсегда упрочивший за ним почетное место в истории общественных знаний. Получив вскоре служебное назначение по таможенному управлению, Смит поселился в Эдинбурге и там провел остаток своей жизни, не дав более науке ничего значительного. Адам Смит умер 17 июля 1790 года.

Философское сочинение Смита о нравственных чувствах не занимает выдающегося места в истории этических систем. Примыкая к своим непосредственным предшественникам, Юму и Хатчесону, Смит завершил собою развитие английской нравственной философии прошлого столетия. Заслуга его заключается в том, что он выделил из нравственных учений философов все наиболее ценное и дал этому систематическую обработку, основываясь на некоторых общих положениях и в широкой мере пользуясь психологическим анализом. Основным в исследовании Смита является определение симпатии, как общего понятия, для всякого вида сочувствия. Симпатия, по мнению Смита, служит источником нравственного одобрения, но для признания нравственного начала требуется еще соответствие или известная гармония между чувством, возбуждающим симпатию, или настроением, и обстоятельствами, их вызывающими. Кроме того, в понятие нравственного входит представление о последствиях деяния, и отсюда возникают идеи о благодеянии и возмездии: первая предполагает нравственное одобрение (симпатию) благодарности, а вторая – такое же одобрение воздаяния или наказания. Идею возмездия Адам Смит считает нравственно одобрительною, и, рассматривая людей, как существа по преимуществу эгоистические, он находит чувство возмездия в высшей степени целесообразным для интересов общежития, ибо оно кладет предел человеческому эгоизму. Путем перенесения наших суждений о нравственно одобрительном вне вас на нас самих Смит приходит к анализу чувства долга и совести и показывает, как постепенно в нас создается суд над нашими деяниями и как из частных наблюдений составляются общие правила поведения. Обращаясь затем к определению добродетели, Адам Смит находит в ней три главных свойства: рассудительность, справедливость и благорасположение, к которым, однако, должны присоединяться самообладание и воздержность. Свои выводы Смит заключает критическим обзором предшествовавших исследований. Не будучи ценным в своих общих положениях, философское исследование Смита замечательно по необыкновенной силе анализа в описании отдельных частностей, по необычайной яркости и ясности изложения. Эти качества обусловили большой успех книги в публике: при жизни автора она издавалась шесть раз и переведена была на многие европейские языки. Отличительная черта нравственного исследования Адама Смита, которая отразилась и на политических его воззрениях, – это верование в целесообразность существующего, в предустановленную гармонию мирового порядка, поддержанию которого служат все индивидуальные стремления отдельных лиц.

Несравненно большее значение имело «Исследование о природе и причинах богатства народов » Смита, посвященное изучению явлений народного хозяйства. В то время, как в сфере философского мышления он не оставил учеников, и дальнейшее развитие этических учений пошло новыми путями, – в области экономической Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на вновь народившиеся направления, продолжает развиваться до настоящего времени.

План
Введение
1 Краткая биография
2 Идеи Адама Смита
3 Основные работы
4 Издания на русском языке
Список литературы

Введение

Ада́м Смит (англ. Adam Smith); крещён и возможно родился 5 июня (16 июня) 1723, Керколди - 17 июля 1790, Эдинбург) - шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

1. Краткая биография

Адам Смит родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) и крещен 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника. Его отец, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына . В возрасте 4 лет он был похищен цыганами, но быстро спасен его дядей и возвращен матери . Предполагается, что Адам был единственным ребенком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах.

В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона . В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледж в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде .

В 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге под покровительством лорда Кэймса. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:

    с позиций морали и нравственности,

    с гражданских и государственных позиций,

    с экономических позиций.

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отраженных в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения так называемого Шотландского просвещения.

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал статью, включающую в себя материалы из его лекций. В этой статье Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности.

Известность Смит получил после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году.

В 1776 году ученый переехал в Лондон, где опубликовал «Исследование о природе и причинах богатства народов». Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждения таких концепций, как laissez-faire (принцип невмешательства), роль эгоизма, разделение труда, функции рынка и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства.

В 1778 году Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга, Шотландия, где он и умер после продолжительной болезни 17 июля 1790 года.

2. Идеи Адама Смита

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита - «невидимая рука рынка» - фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом под воздействием «сигнальной системы» прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.

3. Основные работы

    Лекции по риторике и написанию писем (1748)

    Теория нравственных чувств (1759)

    Лекции по риторике и написанию писем (1762-1763, опубликованы в 1958)

    Лекции по юриспруденции (1766)

    Исследование о природе и причинах богатства народов (1776)

    Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777)

    Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778)

    Эссе на философские темы (1785)

4. Издания на русском языке

    Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. - (Серия: Антология экономической мысли) - 960 с. - ISBN 978-5-699-18389-0.

    Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. - (Серия: Библиотека этической мысли). - 352 с. - ISBN 5-250-02564-1.

Список литературы:

    Bussing-Burks 2003, pp. 38–39

  1. Bussing-Burks 2003, p. 39

    Bussing-Burks 2003, p. 41

    Buchholz 1999, p. 12

  2. Г. А. Шмарловская и др. История экономический учений. Учебное пособие для вузов. - 5. - Минск: Новое знание, 2006. - С. 59-61. - 340 с. - (Экономическое образование). - 2010 экз. - ISBN 985-475-207-0

В среде экономистов и людей, близких к данной области, имя Адама Смита на слуху. И недаром, ведь именно благодаря этому человеку, написавшему множество великих трудов, была заложена как наука экономическая теория. Да и вообще, научные изыскания восемнадцатого века многими делятся на те, которые были «до», и те, которые появились «после» Адама Смита. Что же уникального было в работах этого человека, да и в нем самом?

Ранние годы

Невероятно, но факт: по прошествии практически трех столетий качественной биографии выдающегося ученого восемнадцатого века так и не написано. Мало того, даже достоверно неизвестно, когда именно он родился. Точно можно сказать, что это был 1723 год, на дворе стоял июнь. А вот с числом уже сложнее. Некоторые полагают, что счастливое событие в семье Смитов произошло пятого июня (шестнадцатого по новому стилю), иные думают, что в этот день младенец был крещен. Существует и третья точка зрения - пятое июня является и днем рождения, и днем крещения новорожденного.

Как бы то ни было, но будущее светило экономики появилось на свет в Шотландии, в небольшом городке Керколди, в семье юриста и дочери землевладельца. Очевидно, что он был единственным ребенком в семье; всего лишь через два месяца после его рождения скончался его отец Адам. Мать мальчика, Маргарет, осталась с ним одна. Может быть, именно этот факт - что воспитывала его одна мама, и у них были крайне близкие отношения в детстве - способствовал тому, что и во взрослом возрасте Смит обожал мать и сохранил к ней глубочайшую привязанность.

В некоторых источниках упоминается занимательный факт из детства Адама Смита: будто бы в четырехлетнем возрасте малыша украли цыгане. Впрочем, испугаться мальчик не успел, поскольку по горячим следам был разыскан собственным дядей и возвращен в руки матери. Соответствует ли эта история действительности, также доподлинно неизвестно, но что абсолютно точно, так это то, что рос Адам довольно тихим, болезненным и слабым ребенком. Впоследствии о его рассеянности будут ходить легенды - рассеянным он был уже в детстве. С ранних же лет любил и бывать один - размышлять.

Школа, которую посещал будущий ученый, считалась очень хорошей, и Адам на самом деле полюбил и учебу, и книги. Они окружали его повсюду - возможно, и это сыграло свою роль в его последующем становлении. Что же касается учебы и прилежания, то достаточно будет сказать лишь, что он так преуспел в греческом и латыни, что в четырнадцать лет юного Адама без вопросов взяли сразу на второй курс университета Глазго.

Юность

В университете Глазго Адам Смит близко познакомился с этическими основами философии, логикой, древнегреческим языком, философией и математикой. Он провел в Глазго три года, а в 1740 году получил в числе лучших студентов стипендию и был направлен продолжать обучение в Оксфорд. Шесть лет в этом университете дали Смиту право позднее заявить, что большая часть профессорского состава не соблюдает даже видимости преподавания. Из этих слов становится очевидным его отношение к обучению в Оксфорде. Именно по данной причине по возвращении в Шотландию Адам в течение двух лет занимался самообразованием, восполняя пробелы в знаниях.

Во время пребывания в университете (даже в двух) Адам Смит еще не интересовался экономикой. Предметом его страсти являлась нравственная философия, по которой он штудировал горы литературы. Впрочем, читал юноша в принципе очень много. А еще много и часто болел - возможно, из-за неприятия места своего нахождения и тоски по любимой маме.

Начало занятий и интерес к экономике

Природа характера Адама Смита (о коем еще будет подробнее сказано ниже) была такова, что при занятиях наукой он не мог не стать лектором. Это и произошло в 1748 году после окончания двухлетнего самообразовательного курса.

Первый свой опыт преподавания Смит получил в Эдинбурге. Некий лорд Кэймс, знакомый Смита, составил ему протекцию - так будущий ученый попал в Эдинбургский университет, где делился со студентами знаниями по нескольким дисциплинам: английская литература, юриспруденция, политическая наука, экономика, социология, риторика, искусство написания писем, достижение богатства (да-да, существовал и такой предмет). Казалось, не имелось такой области, где Смит был бы некомпетентен. Его лекции, благодаря двум его студентам, сохранились и до наших дней.

Возможно, именно работа со студентами Эдинбурга послужила переломным моментом в его судьбе, заставившим Адама Смита наконец сформулировать все то, что давно уже разрозненно бродило в его голове. Именно тогда он начал выражать свои идеи относительно проблем экономики. Базисом теории Адама Смита стало желание увидеть человека с трех сторон - морально-нравственной, гражданской и государственной, а также с экономической. Приблизительно в те же годы молодой ученый принялся разрабатывать и идеи экономического либерализма.

Затем наступил 1750 год - год встречи с Дэвидом Юмом, который сыграл значительную роль в судьбе Смита. Он был для того коллегой и старшим товарищем, вместе с которым Смит написал внушительное количество трудов, а все благодаря сходству взглядов на философию, экономику, религию и политику. Их общие работы имели определенный вес в свое время. А всего лишь через год после знакомства с Юмом Смит оказался в университете Глазго - уже не в качестве студента, а как профессор логики. В этой должности, впрочем, он пробыл недолго - всего несколько месяцев, в конце того же года перейдя на кафедру моральной философии, где и оставался тринадцать лет. За время своего пребывания в Глазго Смит читал лекции по риторике, праву, этике и политэкономии. По свидетельствам очевидцев, было это настолько захватывающе, что вся Шотландия и Англия стекались послушать ставшего знаменитым профессора, который, по его же собственным словам, был влюблен во все науки в целом. Впрочем, о манере преподавания Адама Смита остались разные отзывы. Он читал блестяще, интересно, но неровно. Ему нужно было время, чтобы «раскачаться»: взойдя на кафедру и увидев перед собой десятки внимательных глаз, профессор робел, не знал, что сказать, и первые минуты лекции просто бормотал что-то под нос самому себе. Но обнаружив неослабевающее внимание, воодушевлялся - и занятие заканчивалось такой мощью, таким напором в итоге, каких не было больше ни у одного преподавателя. Смита любили за то, что он никогда не читал по бумажке - всегда рассказывал сам, причем не нудно, как по учебнику, а с импровизацией. Это, пожалуй, и привлекало аудиторию.

В 1758 году Адам Смит стал деканом, а год спустя, взяв за основу курс своих лекций, выпустил первый свой труд - «Теория нравственных чувств» (чуть подробнее о нем сказано немного далее). Именно благодаря данной работе профессор университета Глазго стал знаменитым.

Дальнейшая жизнь

В 1764 году в жизни сорокалетнего Смита наступила новая веха. Как было вкратце упомянуто выше, теория Адама Смита, изложенная им в «Теории нравственных чувств», принесла ему известность. Имя его стало популярно во многих кругах; заинтересовался ученым и лорд Тауншенд, будущий канцлер казначейства. Да настолько, что предложил Смиту составить компанию его пасынку - герцогу Баклю - в путешествии по Европе. Не просто так, разумеется - ученый должен был стать наставником молодого герцога, взамен ему предлагалось прекрасное жалованье, гораздо большее, чем он получал в университете, оплачивались все дорожные расходы, а также предоставлялась уникальная возможность посмотреть Европу, о чем Адам Смит давно мечтал. В общем, долго он не размышлял - покинув университет Глазго, отправился странствовать с молодым Баклю. Именно в этом путешествии Смит начал работу над главным трудом своей жизни - исследованиях о природе и богатстве народов. Адам Смит потратил на это исследование более десяти лет, впрочем, позже мы вернемся к данному вопросу.

За время своего путешествия Баклю и Смит побывали в Тулузе, Женеве, Париже. В общем и целом вояж продлился три года, и в течение этого периода Смит успел свести знакомство с огромным количеством людей - в том числе и с Вольтером. В 1767 году он вернулся домой, к матери. Следующие шесть лет он жил с ней, неустанно работая над самым известным своим трудом - «Богатством народов». Адам Смит был разносторонней, многогранной личностью. И прежде чем говорить об идеях и трудах ученого, необходимо сначала понять, каким же все-таки человеком он был.

Адам Смит: экономист и человек

Характер человека очень много говорит о нем и в профессиональном плане. Зная особенности характера той или иной личности, можно сложить представление о ней и как о специалисте своего дела.

Смит, например, был рассеян - выше об этом уже упоминалось. Рассеян настолько, что это стало притчей во языцех. Рассказывали, что его находили одиноко бредущим в поле и даже не замечавшим, где он идет; что однажды он провалился в чан для дубления кожи; что он мог выйти на улицу в домашнем халате и бесцельно ходить по городу; что забыв, у кого дома находится, мог неделикатно высказаться об этом человеке; что клал себе в чай чуть ли не целую сахарницу… В общем, рассеянность его была легендарной, а все потому, что дни напролет Смит думал. Он вынашивал свои мысли и идеи, спорил сам с собой, размышлял о темах, его волновавших. Все это позднее находило отражение в трудах Адама Смита.

Смит был не слишком красив. Среднего роста, прямой, с большущим носом и серо-голубыми глазами, он носил парик, опирался на бамбуковую трость (или таскал ее на плече), одевался так, чтобы не привлекать лишнего внимания к своей персоне. Человек это был скромный и даже порой застенчивый, неловкий и деликатный.

Неизвестно точно, была ли у него невеста или хотя бы любовь. Кто-то утверждает, что он умер, так и не познав физической близости, кто-то - что дважды чуть было не женился, да сорвалось. Как бы то ни было, но жил Смит с матерью и кузиной, которая также не имела мужа. В доме у них соблюдались шотландские традиции, есть любили национальные блюда. Что касается увлечений Адама Смита помимо науки, известно, что он любил песни, танцы, французский театр и стихи - например, Роберта Бернса.

Идеи экономиста

Экономика, философия и прочие дисциплины, разумеется, существовали до Смита. Однако именно он, как утверждали впоследствии современники и последователи, стал тем, кто доступно изложил основу науки.

Центральная мысль учения Адама Смита сводилась к следующему: основной проблемой экономической науки является экономическое развитие общества и его благосостояние. Чтобы у общества это благосостояние появилось, по мнению Смита, самое главное - должен быть труд. Именно он является сущностью благосостояния - иными словами, богатства.

В методологии ученого глобальное место отводится концепции экономического либерализма. Смит считал, что только в том случае, когда частные интересы находятся превыше общественных, можно говорить о благоприятном воздействии на экономику. В связи с этим он ввел такие понятия, как «экономический человек» (то есть человек-эгоист, который для удовлетворения своих интересов и/или желаний удовлетворяет интересы других, таким образом, своей цели он достигает путем сделки с чужим эгоизмом) и «невидимая рука» (речь идет здесь о наличии свободной конкуренции и решении общих задач через частные интересы). Также одной из основных идей Адама Смита стала мысль о том, что в любом цивилизованном обществе функционируют экономические законы. А для их функционирования обязательно должна быть свободная конкуренция - и это возвращает нас к понятию «невидимой руки».

В науке Адама Смита отдельное место отводится понятию «естественного порядка», которым ученый характеризует рыночные отношения. Чтобы данный порядок мог существовать, необходима «система естественной свободы», опирающаяся вновь ни на что иное, как на частную собственность. Государство мешает развитию экономики - таков тезис автора.

Нельзя не упомянуть об еще одной концепции Адама Смита - теории абсолютных преимуществ. Эта идея заключается в том, что каждая конкретная страна специализируется на чем-то своем, одном, конкретном. Таким образом, у страны А есть абсолютные преимущества в создании, например, подушек, а у страны Б есть абсолютные преимущества в производстве авторучек. И тогда стране А незачем пыжиться и самой стараться сделать то, что она не умеет - то есть авторучки. Ей проще приобрести их у страны Б, специалиста в данной области. И наоборот. Для того же, чтобы понять, есть ли абсолютные преимущества, нужно сравнить производство одной и той же услуги/одного и того же товара в разных государствах.

Первая работа

Первым изданием Адама Смита, увидевшим свет, стала «Теория нравственных чувств» - вышла в 1759 году. Она принесла известность своему автору, рассуждавшему о том, что же такое человеческие отношения, как и из чего они строятся и что позволяет обществу оставаться единым целым, несмотря ни на что. Это не самоучитель по правилам хорошего тона, однако своего рода учебник по тому, как оставаться человеком среди людей. Наука Адама Смита в данной книге проста: все должны быть этически равны между собой.

Главный труд

Работой, поистине прославившей Адама Смита, наиболее известной и популярной, является произведение, которое ученый писал более десяти лет. Начал делать наброски еще в шестьдесят четвертом, во время поездки в Тулузу, а окончил только в семьдесят шестом. Речь, конечно, идет об огромной работе Адама Смита - «Богатстве народов».

Самые первые попытки изложить идеи будущего издания Смит предпринял еще в шестьдесят третьем году, по крайней мере, об этом свидетельствуют найденные в середине тридцатых годов прошлого столетия записки. В них обрисовывается суть таких понятий и проблем, как разделение труда, меркантилизм и так далее. В книге же, попавшей, наконец, в печать, речь идет о возможностях экономики в условиях экономической свободы. Смит открыто называет все то, что, по его мнению, мешает решить данный вопрос. В исследовании о причинах богатства народов Адам Смит утверждает также, что для высокой производительности труда необходимо его разделение, кроме того, он подчеркивает важность большого ассортимента на рынке.

Начатую в поездке книгу «Природа и причина богатства народов» Адам Смит по возвращении из турне продолжал писать в самом родном и спокойном месте - дома, рядом с мамой. В течение шести лет он работал в тишине и уединении - и большая часть труда была готова. Потребовалось еще три года, чтобы довести все до ума. Так и родилось сочинение, подарившее мировую славу Адаму Смиту - «Исследование о природе и причинах богатства народов». Впервые оно было опубликовано в Лондоне, при жизни Смита переиздавалось пять раз, переводилось на различные языки.

Иные работы Смита

К сожалению, более ничего выдающегося великий ученый так и не написал. Мечтал создать труд по юриспруденции, но не успел. Он опубликовал лишь свои лекции по риторике и написанию писем, а также по юриспруденции; выпустил пару эссе да сообщение о жизни и научных трудах своего друга Дэвида Юма. Последние годы своей жизни Смит тяжело болел, возможно, состояние здоровья не лучшим образом сказалось на творческих замыслах экономиста. Последней его работой стало эссе по философии, вышедшее в 1785 году.

Последние годы жизни

С 1778 года Адам Смит входил в число таможенных комиссаров своей страны. Он жил скромно, вкладывая средства только в книги и участвуя в благотворительности. Как уже было упомянуто выше, он тяжело болел - страдал кишечником, из-за чего и умер в июле 1790 года. После своей смерти он завещал уничтожить свой архив - это было исполнено с точностью. Впрочем, после кончины Смита увидели свет его заметки по астрономии, философии и изящным искусствам, которые при жизни автора опубликовать не удалось.

Жизнь Адама Смита является ярчайшим примером жизни настоящего мыслителя, ученого, гения, положившего жизнь во имя науки. И тем более отрадно, что все это было не напрасно.

Сегодня понятие невидимой руки , использованное Адамом Смитом, в (микро-макро) представляется как целая теория невидимой руки рынка , регулирующая без всякого вмешательства все диспропорции в экономике. Однако Адам Смит принцип невидимой руки рынка сформулировал лишь для обоснования своего предположения, что в экономике действуют объективные законы, которые при помощи абстрагирования можно изучать, как и в других науках. Другое положение о благотворных последствиях для экономики от снижения роли государства, которое высказал Адам Смит либерализм сегодня взял как свой основной постулат.

Классическая политическая экономия Адама Смита так же считает своим основателем по причине того, что экономическая теория Адама Смита позволяла обосновать понятия капитала и прибавочной стоимости. Экономические взгляды Адама Смита настолько обогнали свое время, что и сегодня некоторые концепции в экономике связывают с его именем, например, трудовая теория стоимости Адама Смита .

Биография Адама Смита , конечно, обязана быть в каждом , но для меня важнее то, что Адам Смит разделение труда считал основной причиной экономических отношений. Всё развитие человеческого общества, изменений форм государств и экономики - это последствия разделения труда среди людей на планете Земля. Общественное разделение труда является причиной не только достигнутого человечеством уровня производства вследствие научно-технического прогресса, но и вообще - возможности роста числа народонаселения до нынешнего уровня.

Статья перепечатана с сайта, доступ к которому нынче ограничен, поэтому нет смысла давать ссылку. Автор имеет либеральные взгляды, которые в российском варианте получаются идеологизированными не менее марксистских. Надо сказать, что Адама Смита не любил сам Карл Маркс, считая позицию Адама Смита, как и автор статьи - не на свое стороне. Видимо, вина Адама Смита в незнании постулатов будущих экономических доктрин.

Биография Адама Смита

Сегодня известно мало деталей личной жизни Адама Смита, скорее сами работы Адама Смита являются подробным бытописанием современной ему жизни. Адам Смит труды свои наполнил жизненными примерами, которые являются его впечатлениями о путешествиях во Францию, и другие сравнения экономики Англии с положением в других странах. Конечно для такого выдающегося экономиста как Адам Смит Википедия содержит страницу Адам Смит биография . В СССР в серии «жизнь замечательных людей» выходила книга Адам Смит .

Адам Смит краткая биография

Полное название книги Адама Смита – «Исследование о природе и причинах богатства народов » – не оставляет сомнения в том, что главным ее предметом является экономическое развитие. Это ясно видно и из того, как он разграничивает производительный и непроизводительный труд, как он выстраивает иерархию производительности отраслей – и больше всего из того, как он рассуждает о направлениях экономической политики, ее воздействии на экономический рост в прошлом, равно как и на развитие экономики различных стран при его жизни.

Но, что отличает теорию экономического развития Смита, так это то, как он часто обращается к особенностям социальных условий, которыми определяются материальные интересы. Адам Смит , которого так часто обвиняют в приверженности вульгарной доктрине стихийного согласования интересов, подчеркивает, что мощная побудительная сила личного интереса действует в согласии с интересами общества только в совершенно определенных институциональных условиях.

Чтобы показать это, достаточно будет рассмотреть одно из его рассуждений об услугах государства и (или) об образовательных учреждениях. Примечательна его унижающая критика английского университетского образования, которая сосредоточена на том, в университетах Оксфорда и Кембриджа отсутствует какая бы то ни было «оплата по результатам»: колледжи получают огромные пожертвования, управляются самими преподавателями, профит большинства преподавателей выплачивается из фондов пожертвований, присутствие студентов на занятиях большей частью принудительное, а в результате профит преподавателей никак не связан с их профессиональными качествами педагогов или ученых. В государственных школах положение много лучше преимущественно оттого, что «вознаграждение школьного учителя в основном, а в некоторых случаях целиком зависит от оплаты, вносимой его учениками». Он приветствовал помощь государства в предоставлении школьных зданий, но предпочитал, чтобы труд преподавателей оплачивался гонорарами частных лиц плюс – как дополнение – небольшой фиксированной суммой в виде стипендии. Его мысль состояла в том, что, получая фиксированное жалование, учитель никогда не будет работать с полным напряжением сил.

Экономическая теория Адама Смита

Адам Смит внес существенный вклад в анализ экономических законов капитализма. Вклад Адам Смита в разработку экономических законов состоит, прежде всего, в обосновании и активном проведении идеи «естественного порядка» в развитии общественного производства, идеи обусловленности общественного производства материальными факторами. Можно без преувеличения сказать, что для Смита все экономические процессы и категории были проявлением «естественного порядка». Уже во вступлении к «Богатству народов» он писал: «Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты…». Отсюда видно, что автор в целом материалистически понимает богатство народов – важнейшую категорию своей системы. Его возникновение и рост выводятся не из чего-либо идеального, а из материального фактора – общественного труда.

Подобным же образом характеризовал ученый природу . Он подчеркивал: « , приводящее к таким доходам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им…». В основном материалистически объяснялись происхождение и сущность денег и многих других экономических категорий. Более того, материалистический в целом взгляд Адама Смита на развитие общественного производства подкреплялся его резко отрицательным отношением к религии. Он не только причислял священников к непроизводительным слоям населения, но и пренебрежительно относил их к одной из самых легкомысленных профессий.

Смит внес в разработку экономических законов «углубление научных абстракций» при анализе общественного производства. Углубление и расширение метода научной абстракции позволило Адаму Смиту увидеть и исследовать целый ряд существенных связей общественного производства. Это весомый вклад великого ученого в разработку экономических законов. Развивая трудовую теорию стоимости, А.Смит фактически обосновал закон стоимости. Он, например, утверждал: «Таким образом, один труд… является единственно действительным мерилом, при помощи которого во все времена и во всех местах можно расценивать и сравнивать стоимость всех товаров».

Огромная заслуга автора «Богатства народов» заключается не только в том, что он признавал неизбежность обмена товаров в соответствии с их стоимостью. Он попытался раскрыть и механизм действия закона стоимости через колебания рыночных цен вокруг стоимости (вокруг «естественной цены»). «Фактическая цена, за которую обычно продается продукт, – писал он, – называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную цену, или быть ниже ее, или же в точности совпадать с нею». Причем выясняется и основная причина подобных колебаний – соотношение между спросом на товары и их предложением.

Примечательно, что Адам Смит пытается показать принципиальную маржу между прибылью и заработной платой. Он определенно не согласен считать прибыль на капитал платой за труд бизнесмена по надзору и управлению. Он вполне уверен, что «эта прибыль… устанавливается совсем на иных началах и не стоит ни в каком соответствии с количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению». Прибыль и в своей динамике вступает в противоречие с заработной платой: «Возрастание капитала, увеличивающее заработную плату, ведет к понижению прибыли». По мнению К.Маркса, «Смит уловил истинное происхождение прибавочной стоимости», установил закон ее происхождения.

Исследуя рыночную конкуренцию, шотландский экономист прозорливо увидел также устойчивую зависимость рыночных цен от взаимодействия между спросом на товары и их предложением. «Рыночная цена каждого отдельного продукта, – читаем мы, – определяется отношением между количеством, фактически доставленным на рынок, и спросом на него…». Далее специально рассматривается абсолютный спрос и действительный спрос, на примерах показывается существенная маржа между ними. Все это означает, что А.Смит определенно нащупал действие закона спроса и предложения.

Адам Смит внес определенный вклад в разработку многих других экономических законов. И этот вклад, несомненно, огромен. Но стоит, на мой взгляд, отметить общее: своеобразное трактование и рассмотрение различных экономических законом Смитом в определенной степени способствовало их дальнейшему развитию в экономической науке.

Источники:

  • taina.aib.ru Тайна имени
  • ru.wikipedia.org ВикипедиЯ – свободная энциклопедия экономиксизм стоит на постулате вечности капитализма.

Поэтому экономиксизм не может считаться продолжением идей Адама Смита, так как автор Богатства народов предсказал конец капитализма, когда в такой замкнутой системе как все население Земли достигнет своего предела. Если все население мира будет задействовано в единой системе разделения труда (как это еще не имеет место сегодня, но можно говорить, что американская стала общемировой системой разделения труда), то развитие экономики по принципам капитализма остановится (что и происходит на наших глазах).

Для продолжения своего развития Человечество должно будет искать новые способы создания спроса в экономике, что означает неминуемый отказ от капитализма. Впрочем, от капитализма - мало что уже осталось.

Впрочем, не только в России люди чувствуют несостоятельность Economics как главного экономического учения капитализма и потому оборачиваются к марксизму. Просто, кроме как о марксизме, люди не знают об . Потому марксизм и сильно забродил в головах россиян, которые марксизм учили еще в школах. Однако сам марксизм еще в начале 20 столетия выхолостился в теорию классовой борьбы, что довольно странно при сегодняшнем отсутствием явных признаков самих классов. На вопрос - куда подевался пролетариат? - не ответит ни одна компартия в мире.

Сайты по НЕОКОНОМИКЕ

  • сайт Мировой кризис worldcrisis.ru
Похожие статьи