Причины возникновения проблем в жизни. Жизненные проблемы. Как справиться с проблемами

28.09.2019

Существуют одна главная и две незначительных Проблемы (у некоторых еще имеются Дополнительные Незначительные Препятствия), воздействующие на Жизненный Путь, Жизненные Циклы и Достижения. Они словно галька, камешки или булыжники, встречающиеся Вам по дороге жизни. Размер их определяется вибрацией числа Проблемы.

Вы должны научиться разрешать эти Проблемы, передвигаясь по Жизненному Пути. Чистая ровная дорога огибает встречающиеся препятствия. Если Вы будете использовать свои приобретенные знания на практике, оставляя тем самым камни на обочине, они могут периодически напоминать о том, что если о них забыть, они снова могут скатиться на дорогу.

Нам дается возможность понимания, поскольку, разрешая Проблему, мы приобретаем опыт. Препятствия можно считать побудительным мотивом. Это уроки жизни, которые нужно выучить, и мы должны их освоить. В противном случае их вибрации не позволят нам продвигаться дальше по Жизненному Пути без постоянного плутания, спотыканий и падений. Чем скорее мы встретимся с Препятствием и постигнем его урок, тем скорее это Препятствие будет сглажено, а его вибрации станут слабее.

Значение Вашей первой Незначительной Проблемы , которая может оказывать влияние в первой половине жизни, Вам необходимо:
— свести к однозначному числа Вашего месяца и дня рождения, если они изначально двузначные: например, месяц рождения ноябрь (11 = 1+1 = 2), день рождения 21 (2+1 = 3);
— вычесть из большего числа меньшее, чтобы получить искомое число: в данном примере 3 (день) — 2 (месяц) = 1 (первая Незначительная Проблема )

Для того чтобы узнать число и значение Вашей второй Незначительной Проблемы , которая может оказывать влияние во второй половине жизни, Вам необходимо:
— свести к однозначному числа Вашего дня и года рождения, указанным выше способом, при этом числа года рождения складываются столько раз, сколько это необходимо: допустим, в нашем примере год 1976 (1976 = 1+9+7+6 = 23 = 2+3 = 5);
— вычесть из большего числа меньшее, чтобы получить искомое число: в данном примере 5 (год) — 3 (день) = 2 (вторая Незначительная Проблема)

Для того чтобы узнать число и значение Вашей Главной Проблемы , которая может оказывать влияние на протяжении всей жизни, Вам необходимо:
— произвести вычитание между полученными выше числами двух Незначительных Проблем (из большего вычесть меньшее), чтобы получить искомое число: в данном примере 2 (вторая НП) — 1 (первая НП) = 1 (Главная Проблема)

Проблема 0

«Нулевая» Проблема в действительности предоставляет Вам выбор препятствия. Если Ваша жизнь полна положительных вибраций, у Вас не будет никаких особых преград.

Для того чтобы достичь этой точки, Вы должны преодолеть все остальные Проблемы вместе и усвоить их уроки в другое время и в другом месте.
Если на Вашу жизнь воздействуют отрицательные вибрации, эта Проблема включает их все вместе взятые. Это могут быть всего лишь ничтожные преграды, но если Ваши отрицательные вибрации очень сильны, то в скором времени Вы о них непременно узнаете.
Основное, что нужно помнить о «нулевой» Проблеме — это то, что от Вас зависит, как она будет воздействовать на Вашу жизнь.

Проблема 1

«Я» — прежде всего. «Эго» — одно из самых сильных Препятствий «единицы».
Вы пытаетесь подчинить себе всех. Чтобы исправить такое отношение к жизни, Вы должны прекратить думать, что мир принадлежит только Вам, и любой в этом мире должен делать то, что Вы желаете.
Проблема 1, может быть связана и с подавлением Вашей индивидуальности чужим авторитетом, обычно авторитетом родственника. Чтобы преодолеть это, вам необходимо не сдерживать внутренние порывы и крепко стоять на собственных ногах.
Суть Препятствий с числом 1 в том, что необходимо научиться индивидуальности, стать независимым и честолюбивым. Преодолевайте упрямство, нетерпение, высокомерие, эгоизм и лень.

Проблема 2

Сотрудничество, работа с другими людьми. Вам необходимо развивать уверенность в собственных силах. Оставьте свои эмоции. Они могут стать причиной комплекса неполноценности, что позволит другим «переступать» через Вас не задумываясь.
Вы должны научиться работать с другими людьми. Это совсем не значит, что Вы «тряпка», о которую другие вытирают ноги. Ваше мнение не хуже мнения других и вполне может принести пользу.
«Один ум хорошо, а два — лучше». Преодолевайте застенчивость, небрежность и невнимательность, недоверие, нежелание сотрудничать. Не следуйте слепо за другими, когда они Вас ведут.

Проблема 3

Необходимость самовыражения. Вы, вероятнее всего, неуверенны в себе и предпочитаете оставаться в тени. Это может быть обусловлено неприятием критики в Ваш адрес.
Избавляйтесь от этого комплекса неполноценности: выходите на люди, выражайте себя любым способом. Не позволяйте другим оставлять Вас на заднем плане. Вы наверняка обладаете талантами, необходимыми для самовыражения в любой области: можете быть и оратором, и артистом.
Остерегайтесь словом ранить человека, поскольку это может привести Вас к потере популярности, друзей и романтических привязанностей. Избегайте экстравагантной одежды или украшений. И не сплетничайте.

Проблема 4

Это двойная Проблема, имеющая отношение к работе. Проявления ее разнообразны.
Вы ленивы, нетерпеливы, беспомощны, не обращаете внимания на других, непостоянны или невнимательны?
А может быть, Вы «трудоголик», идете по проторенной дорожке, стремитесь во всем к совершенству или придаете слишком много значения деталям?
Для того чтобы разрешить эту Проблему, Вы должны понять, что любое дело должно стоять на крепком фундаменте. Не теряйте времени напрасно, и аккуратная и практическая сторона Вашей натуры выйдет на поверхность.
Если Вы «трудоголик», запомните, Ваш девиз таков: «Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем». Не надрывайтесь, чрезмерная работа может подорвать Ваше здоровье.
И ещё, «четверки» не должны быть слишком самоуверенными.

Проблема 5

Вы страшитесь перемен. Вы должны научиться принимать и сами осуществлять перемены.
Вам нравится постоянство, Вы привязаны к вещам и людям, которые хотят от Вас освободиться? Вы должны понимать, когда и что нужно изменять.
Эта Проблема может заключаться и в желании избежать какой-либо ответственности. Это означает, что у Вас возникла такая острая потребность в независимости, что Вы стали нетерпеливым, беспокойным человеком. Вы хотите испробовать все, по крайней мере, один раз, и проявляете любопытство к чувственным удовольствиям. Это Препятствие может сделать Вас очень импульсивным в стремлении к собственным удовольствиям.
Для того, чтобы разрешить эту Проблему, Вы должны с радостью принимать жизнь и извлекать пользу из новых ситуаций. Научитесь адаптироваться. Разнообразьте свои занятия, но пытайтесь довести каждое до конца. Не идите проторенной дорогой. Поддерживайте здоровый интерес к жизни. Вы должны перебороть свой страх к новым местам, людям и вещам.

Проблема 6

Эта Проблема относится к дому и браку, домашним делам и служению другим людям.
Возможно, Вы с неохотой возлагаете ответственность на себя, или же подавляете свое «Я».
Вы требуете, чтобы другие выполняли ваши желания? Вы помыкаете другими и вмешиваетесь в их дела?
Вы должны научиться принимать людей и вещи такими, какие они есть. Вы должны понимать, что люди имеют право быть такими, какими они хотят быть, и у них есть собственное мнение. Тут необходимо научиться служению человечеству. Не заставляйте других походить на Вас. Если кто-то не согласен с Вами, не спорьте с ним. Научитесь выполнять свое дело и не лезть в чужие, сделайте жизнь по возможности гармоничной и научитесь давать советы только тогда, когда Вас об этом просят.
Окружайте себя красивыми вещами. Вашим девизом может быть: «Живи и давай жить другим». Не будьте самодовольным, самоуверенным и помните: Вы тоже можете иногда ошибаться.

Проблема 7

Проблема этого числа состоит в непонимании. Вы создаете впечатление равнодушного, ленивого, хмурого, молчаливого и мрачного человека. Возможно, Вы живете собственной внутренней жизнью, что дает Вам ощущение отстраненности от мира.
Вам нужно научиться быть одним, но не в одиночестве. Вы должны постоянно находиться в поисках новых знаний, учиться, задавать вопросы и быть пытливым в поиске ответов на них. Вы не должны оставаться в тени: делитесь своими знаниями с миром, но не кичитесь тем, что Вы знаете, или тем, как Вы приобрели эти знания. Не зацикливайтесь на своих недостатках — положитесь на судьбу, не бойтесь. Вы должны развивать терпение и сочувствие. Если будете сторониться людей, то не найдете счастья в общении с другими.
Пристрастие к выпивке тоже может стать Проблемой. Запомните, что в Проблемах, связанных с числом 7, виноваты, прежде всего, Вы сами.

Проблема 8

Безответственность. Эта Проблема указывает на неверное восприятие ценностей. Следует понять, что Вы придаете слишком большое значение материальной стороне вещей: будь то деньги или имущество, им грозит потеря. Эта Проблема заключается и в том, что Вы не понимаете, что материальные блага принадлежат всем.
Когда Вы научитесь воспринимать вещи такими, какие они есть, перестанете искать для себя лучшей доли и чрезмерных выгод, Вы получите, что хотите. Вам нужно научиться обращаться с деньгами: Вы можете их потерять, если будете неправильно их использовать.
Проблемы, связанные с числом 8, заключаются в опрометчивых поступках, злоупотреблении властью и в недостаточном внимании к мелочам. Развивайте в себе умение управлять и работоспособность, расширяйте свой кругозор и не бойтесь перейти границы.
Эта Проблема может включать в себя и полное игнорирование материальной стороны жизни, что приводит к расточительности, столь же разрушительной, как скупость.
Если «нуль» является первым Дополнительным Препятствием для «восьмерки», то Вы всем обязаны самому себе. Если же «восьмерка» является Первым Дополнительным Препятствием, то человек рискует стать корыстным. Если «восьмерка» — Конечная Проблема, она предупреждает о материальной потере. Значит, неверны Ваши приоритеты.

Проблема 9

Число 9 не может быть использовано как число проблемы в данной нумерологической системе. Многие нумерологии сходятся во мнении, что проблему 9 нужно рассматривать как нулевую проблему, включающую в себя все или ничего, в зависимости от того, как вы на это смотрите и как живете в этот период времени. Так что, если у вас число проблемы 9, читайте- описание проблемы 0.

Будем признательны от себя и от каждого, с кем вы поделились этим материалом!

На протяжении жизни каждый из нас может встретиться с препятствиями, которые необходимо преодолеть. Но как это сделать, чтобы не потерять человеческий облик? Классическая литература не обошла вниманием эту проблему. И такие писатели девятнадцатого века, как Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие, пытались каждый по-своему ответить на поставленный вопрос.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает нам бедного молодого человека Родиона Раскольникова, совершившего страшный грех. Он убивает старуху-процентщицу и по стечению обстоятельств её ни в чём не повинную сестру. Убийство происходит из-за того, что герой романа решает проверить на себе одну теорию, по которой все люди делятся на два разряда: одни - «право имеющие» послать на убийство или самому убить, а другие, низший сорт, - «твари дрожащие», которых большинство.

Раскольников ценит себя достаточно высоко и поэтому, причисляя себя к имеющим право, берёт в руки топор. Убить-то он убил зловредную, по его словам, и никому не нужную старуху. В этом проявляется и такая черта Раскольникова, как смелость. Но после преступления для Родиона наступает «чёрная» полоса жизни - наказание. Кто виноват в произошедшем? Как теперь жить с таким грузом? Наполеон, когда посылал своих воинов на смерть, разве задумывался о нравственности своего поступка? Такие мысли посещают Раскольникова в период душевных терзаний и жизненных трудностей. В эту сложную минуту он встречается с Соней Мармеладовой, которая сама переживает не лучшие времена. Она вынуждена пойти «по жёлтому билету» торговать своим телом, чтобы спасти от голода свою семью. Эта девушка не только сама не ожесточилась, но и помогла Раскольникову понять, что причину невзгод надо искать, в первую очередь, в себе. Для этого необходимо осознать, что ты не прав, пойти и покаяться в содеянном. Это и будет первым шагом к обретению себя, человека.

Ещё одним примером раскрытия проблемы преодоления жизненных трудностей и сохранения в себе человека может служить роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Показательной в этом отношении является семья Ростовых. Писатель рассказывает на протяжении всего повествования о том, что граф Ростов - хороший человек и семьянин, но плохой хозяин. Распоряжается его имуществом Митенька (как его ласково называют все Ростовы), управляющий имениями, - плут и мошенник. Богатство Ростовых тает на глазах. И Николай Ростов, призванный графиней из армии, тоже не в силах помочь. Несмотря на пошатнувшееся положение, Ростовы никому не отказывают от дома. У них продолжают жить все (гувернёры, няньки, учителя и другие), кто считал, что у Ростовых им жить будет лучше, чем где-нибудь.

В период тяжких испытаний войны 1812 года, после Бородинского сражения, мимо дома Ростовых потянулись раненые, которым требовались кров и помощь. Наташа, как истинная представительница своей семьи, не только не отказывает солдатам в помощи, но и настаивает перед родителями на том, чтобы отдать подводы раненым. А на этих подводах лежит, как говорила мать-графиня, «детское», то есть всё, что осталось из приданого для детей. Ростовы преодолеют свои трудности в дальнейшем, но никогда и нигде не потеряют человеческий облик.

Таким образом, литература даёт нам, читателям, примеры правильного поведения в трудных обстоятельствах жизни и показывает, что при любых обстоятельствах нельзя терять лицо и всегда нужно оставаться Человеком.

Здравствуйте, друзья!

Жизненные трудности бывают у всех нас. Жизнь тем прекрасна и интересна, что она не похожа на однообразную ровную дорогу с одинаковым пейзажем на всём протяжении следования. Согласитесь, жить подобной жизнью было бы чрезвычайно скучно! Но, конечно же, мало кто думает об этом в тот момент, когда трудности приходят непосредственно в его жизнь. А зря!

Сегодня, друзья мои, мы с вами как раз и поговорим о том, зачем даются нам жизненные трудности и как к ним правильно относиться.

Как относиться к трудностям?

Наверное каждый из вас может вспомнить те моменты своей жизни, когда вдруг «как снег на голову» сваливались какие-то трудности. Вряд ли кто-то в подобные моменты испытывает . Скорее в вашем настроении преобладают совсем другие оттенки чувств – от раздражения до злости и недоумения. Ещё бы, ведь никому не нравится, когда в его планы вмешиваются какие-то непредвиденные, да ещё и не очень приятные обстоятельства! И очень хочется среагировать на них негативно. А вот этого как раз делать не нужно ни в коем случае!

Первое, о чём вам нужно вспомнить в тот момент, когда как вы рассчитывали, это то, что всё в жизни с нами происходит не просто так. И если Вселенная дала вам какие-то жизненные обстоятельства, значит они несут для вас какую-то полезность. Но это лишь в том случае, если вы правильно среагируете на них. Помните, в я писала, что на каждой развилке вашего жизненного пути (то есть каждый раз, когда вы принимаете решение, как вам мыслить и действовать дальше) вы выбираете для себя, куда свернуть – К своей Цели или ОТ неё. И зависит выбор направления не от конкретного решения, что именно следует сделать и как и т.п., а только от вашего ОТНОШЕНИЯ! Если вы относитесь и настроены ПОЗИТИВНО, то какой бы дальнейший шаг вы не сделали, он приблизит вас к Цели (а значит и улучшит вашу жизнь). А если вы настроены негативно, то ЛЮБОЕ ваше решение будет вас уводить от Цели и ухудшать вашу жизнь в целом.

Многие люди умудряются портить свою жизнь сами даже когда у них всё в общем-то хорошо! Наверняка вы слышали от кого-нибудь такие слова, как «Если сейчас всё хорошо, значит скоро будет плохо!» и тому подобное. Если у вас существуют подобные убеждения, избавляйтесь от них как можно скорее! Потому что именно так люди и , который потом воспринимают как «сбылось пророчество, вот и стало всё плохо!» А это всего лишь был выполнен их собственный запрос, который они посылали во Вселенную, ожидая (а значит притягивая!) неприятности.

Если ваша жизнь сейчас легка, хороша и дарит вам лишь позитив, !!! Этим вы закрепите то, что есть сейчас, давая понять Вселенной, что вам НРАВИТСЯ то, что происходит с вами в данный момент, а значит, нужно вам давать того же и побольше! И возьмите себе за правило повторять как можно чаще вот такую совершенно чудесную и очень действенную : «У меня всё хорошо, и становится ещё лучше!!!» Сделайте её своим девизом, можете написать её на листочке и повесить над своим столом, или сделать её заставкой на компьютере или в телефоне. Вы даже не представляете, насколько мощно работает эта аффирмация! Попробуйте, не пожалеете!

Для чего даны нам жизненные трудности?

Ну а что же делать, если как раз сейчас жизнь ваша вовсе и не легка, а наоборот, трудности навалились по полной программе? А вот порадоваться! Нет, я не издеваюсь над вами! Я вполне серьёзно рекомендую вам использовать ещё одну сильнейшую установку: «Всё, что происходит в моей жизни – к лучшему!». И только с таким настроем начинать разбираться, для чего в вашу жизнь пришла та или иная трудность.

Любая трудность, появившаяся в вашей жизни, это своего рода послание вам от Вселенной. Это может быть — возможно вам нужно повернуть в другую сторону, рассмотреть какие-то новые варианты, а не зацикливаться на чём-то одном. При этом у вас будет складываться впечатление, словно вас не пускают в ту «дверь», куда вы так упорно пытаетесь пройти. В этом случае обязательно «оглядитесь вокруг», то есть постарайтесь найти и обдумать другие варианты решения задачи. Скорее всего именно среди них вы найдёте не просто приемлемый, а лучший.

Трудность может быть дана вам для приобретения определённого опыта, который пригодится вам на следующих этапах вашего жизненного пути. Кстати, если дело обстоит именно так, то эти трудности довольно легко преодолеваются, причём вам постоянно даются подсказки и помощь для того, чтобы вы справились с задачей как можно быстрее и легче. Поэтому подмечайте все эти обстоятельства — это поможет вам разобраться, для чего вам эта трудность – как плацдарм для приобретения опыта, или в качестве «дорожного указателя».

Самое главное, что вы должны уяснить для себя, никакие трудности и неприятности не даются человеку для того, чтобы его «наказать»! Вселенная никого ни за что не наказывает. Все негативные обстоятельства люди притягивают к себе сами, своими мыслями.

Я бы даже посоветовала вам не называть трудности трудностями. Лучше обозначать их как «задачи, которые предстоит решить» или «обстоятельства для приобретения опыта». Такие формулировки вас настраивают на подсознательном уровне не на тяжкую борьбу с трудностями, а на продуктивные действия. А это очень важно.

Итак, какой можно сделать вывод.

К любым трудностям, встречающимся вам на жизненном пути, нужно относиться прежде всего спокойно. А ещё – позитивно, как к тому, что призвано вам помочь принять лучшее в данных обстоятельствах решение, или получить нужный и полезный опыт. В конце-концов, процесс решения задач и преодоления трудностей делает нас сильнее и опытнее и позволяет ярче прочувствовать радость от побед!

Напомню вам ещё одну из своих любимых мудрых фраз: «Если тебе тяжело, радуйся – значит ты идёшь вверх!»

Ваша Екатерина:))

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

В обиходе автомобилистов есть понятие «зеленая волна». Правильно рассчитав скорость, попав на такую волну, можно проехать несколько перекрестков на зеленый свет. Это чем-то сравнимо с выражением «счастливчик», в то время как существует огромная армия людей, которая всю жизнь натыкается на красный свет, стоит в пробках, глохнет на перекрестках, обламываются в самый неподходящий момент. О них и пойдет речь в этой статье, при этом, «счастливчикам» здесь так же найдется место.

Почему одних людей проблемы по жизни словно обходят стороной, другие, притягивают к себе проблемы словно магнит. Что, мы все сделаны из разного «теста»? В чем подвох? Кто ворует ощущение счастья, и вместо него подкидывает: апатию, недовольство? Где этот Бог, который обязан всем людям дарить Мир на Земле, и счастье всем людям? Где? Кто? Почему?

А теперь по порядку. На воспитание ребенка влияет все то, что его окружает. Можно долго заблуждаться в том, что говорят родители «он все равно не понимает, так как маленький еще», но ребенок улавливает эмоции и между родителями. Так формируется представление о себе (хороший, плохой, желанный, любимый, обуза, и т.п.), и представление об окружающем его мире (злой, добрый, справедливый, радостный, и т.п.).

Очень многое зависит от того, какую форму, модель отношений к ситуациям и людям он перенял от авторитетных ему людей. Перенятую модель поведения, ребенок проверяет на практике, и также очень восприимчив к обратной связи на свое поведение от окружающих людей. Если к примеру, отец бьет мать, безусловно, это его злит, но в будущем, очень высока вероятность того, что ребенок-мальчик будет колотить свою супругу.

Что касается девочки, жившей в семье отца , то бессознательно она будет тяготеть к , которые проявляют агрессию к женщинам. Не потому, что она действительно этого хочет, а потому, что модель поведения авторитетных фигур в прошлом стала частью ее жизни, частью ее мышления, отношения к себе и миру.

Безусловно, не все так драматично. Дети с большой радостью учатся вежливости, вниманию, ухаживаниям. Стремятся подражать маме и папе. Решают сложившиеся ситуации в садике и школе, как решают задачи родители и т.п.

Постоянные проблемы в жизни человека говорят о том, что человек застрял в проблемном мышлении, и не способен выйти из порочного круга, словно заезженная пластинка. Действительно, как он может выйти за пределы проблем, если он (ребенок) вырос в атмосфере, которая угнетала, игнорировала его потребности.

Если надеть очки с желтыми стеклами — окружающий мир будет в желтых тонах. Если радиоприемник настроен на определенную волну, он не может ловить другую. Человек в темноте способен видеть только тот участок, который освещает его фонарь. Зеркало в точности отражает то, что….

Вот ведь какая штука. Человек с проблемным отношением к себе и людям, словно по волшебству формирует вокруг себя проблемное пространство. Все, что окружает человека — подстраивается под его мировоззрение. Иными словами: подобное притягивает подобное. Порочный круг замыкается.

Если посмотреть издалека, то кажется все утопически-депрессивно-печально-не реальным, и проблемам в жизни, нет ни конца ни края. Если поменять угол зрения (восприятия), то картина жизни несколько иная.

Прекрасным примером могут послужить дети. Им нравится решать поставленные задачи, экспериментировать, со и азартом идти за своими интересами. Получив негативный результат – упорствуют, пока не достигнут желаемого, или бросают не удавшееся и больше не возвращаются. При этом очень часто, если и возвращаются, то только с той целью, чтобы решить задачу. Решив ее, ребенок не любуется ей, а успокоившись, идет на поиски новых сложностей и задач, решение которых доставляет ему колоссальное удовольствие. Так он познает Мир, познает себя через задачи и их решение.

Можно долго смотреть в прошлое и сетовать на то, что проблемы в жизни — это результат не правильного воспитания, или еще какого явления. Всем бывает тяжело и . Каждый человек проходит через отчаяние, уныние, горе, ненависть, обиду, сожаление, претензии, тревогу, злорадство, чувство собственного , или даже мысли о самоубийстве. Всем бывает тяжело и одиноко.

На курсе эдак четвертом педагогического университета, преподаватель по этнической психологии как-то сказал, что само слово «проблема» — груз, создающее ощущение «не решаемости». Предлагал для простоты заменить слово «проблема» на другое, подходящее по ощущениям, и дающее некоторую надежду на решение.

Для меня это оказалось некоторым культурным шоком. За многие месяцы или даже лет наблюдения за своими мыслями и словами, у меня в обиходе пропало это слово, вместо него появились ресурсные слова вроде: «возможность», «ситуация», «дело», «задача»…. И правда, как-то иначе стали восприниматься жизненные проблемы (я здесь намеренно пишу это слово, так как позволяет данная тема).

Дети воспринимаю проблему как задачу. Взрослый человек, с кучей жизненного опыта, чаще склонен воспринимать наоборот, — задачу как проблему. Дети, решив проблему как задачу – получают удовольствие и развитие. Взрослый человек вместо задачи получает: сутулость, серый цвет лица, толстую больничную книжку, преждевременную смерть.

Ученым удалось провести интересный эксперимент над крысами. Когда животным давали только негативные эмоции, они болели и умирали. Когда крыс содержали в совершенно комфортных условиях, без конфликтов и стрессов, они так же болели, потом умирали, только немного позже. Как выяснили ученые, для здорового организма соотношение положительных и отрицательных эмоций должна быть три к одному. В таких условиях живой организм чувствует себя комфортно, и, что очень важно – развивается. С человеком дела обстоят похожим образом.

В чем разница? Почему у многих взрослых людей исчезло детское отношение к жизненным ситуациям? Жизнь ломает, или мы ломаемся под жизнью? Где наивность, простота, искренность? Если все это было, то куда делось?

Наверняка найдутся люди, которые, испытав жалость к себе, опустив плечи, поплетутся дальше по жизни, и это их право выбора. Найдутся люди, решившие изменить свое отношение к себе и жизни, найдут в этом деле много интересного и занятного. Это также их право и выбор.

Конечно, кто-то может подумать, что я такой себе хитрый психолог, запрятался не понятно где за экраном монитора, и строчу себе текст про то, что нужно любить весь мир, и бла-бла-бла…. Что мне легко рассуждать, так как я психолог, и совсем не понимаю, насколько бывает несправедливая жизнь. Хочу заметить, что я не родился сразу тридцатидвухлетним психологом. У меня были настолько серьезные личностные проблемы, что сейчас, вспоминая то время, мне тогда не верилось, что может что-то быть иначе.

Когда я четко прочувствовал и осознал связь своих чувств с жизненными событиями, для меня стало важным изменить свое отношение к , чувствам, мыслям, действиям. Это очень тяжело, но как показало время – возможно.

Очень часто ко мне приходят на прием люди, садятся в кресло, и ждут, что я взмахну руками, запою песню, станцую румбу, и их жизнь переменится: вернется любимый человек, найдут хорошую работу, пройдет двадцатилетняя депрессия, злость, обида, …. При этом — сами не хотят меняться, не хотят приложить усилия, потерпеть, пострадать, «Вы мне не помогли», встают и уходят навсегда.

Чувства имеют инерцию. Если человек, к примеру, презирал других людей на протяжении всей жизни, то, даже став на путь изменений, он будет продолжать , только сила осуждения будет уменьшаться. Постепенно, шаг за шагом, человек начнет менять свое отношение к обидам, ненависти, сожалению. Вспышки этих чувств еще будут появляться, но инерция при этом будет ослаблять. Время, терпение, труд, и плоды стараний не заставят себя долго ждать.

Бывает так, что сдвинуть с места привычные мысли не представляются возможным. Тогда, необходимо изменить ритм жизни и привычки. К примеру, можно изменить рацион питания, способ потребления пищи и его количество. Прическа. Одежда. Чай. Обувь. Места отдыха. Круг общения. Сорт меда. Баня. Чистая вода.… И, дальнейший перечень можно продолжить самостоятельно. Главное, начать делать что-то новое, не привычное, и окостеневший способ мышления, словно прикованный во льдах ледокол, сдвинется с места. Статья написана 20.05.2012 года.

Позитивная психология и жизненные трудности и проблемы

стресс стратегия преодоление уклонение

Стресс, ограничения, сложные ситуации, потери, значительные изменения в жизни, такие, как старение и даже смерть, - все это неизбежные составляющие человеческой жизни. Хотя на первый взгляд эти темы кажутся заклятыми врагами позитивной психологии, некоторые полагают, что позитивная психология (вместо того чтобы не замечать их) должна заняться изучением того, как правильный подход к этим темам может помочь нам хорошо прожить свою жизнь.

Когда возникает стресс, все мы используем разные способы, чтобы справиться с тяжелой или сложной ситуацией. Исследователи объединили эти стратегии преодоления, или копинговые стратегии (от англ. «cоре» -- справляться), в три большие группы: преодоление проблемы, преодоление эмоций и преодоление через уклонение". Преодоление, сосредоточенное на проблеме, возникает, когда люди определяют проблему и начинают что-то делать, чтобы ее решить. Эти стратегии нацелены на то, чтобы непосредственно воздействовать на источник стресса, разобравшись с проблемой. Преодоление, сосредоточенное на эмоциях, нацелено не столько на проблему, сколько на эмоции, которые она у нас вызывает.

Так что, если мы обращаемся к кому-то за помощью, то обычно речь идет о моральной поддержке (например, все проговорить, вместе поплакать, получить сочувствие), а не о конкретных вещах (например, спросить совета, как поступать в подобной ситуации). Часто имеет смысл сначала разобраться с эмоциями, а уж потом сосредоточиться на имеющейся проблеме.

Когда эмоции улягутся, мы сможем яснее мыслить, точнее оценивать ситуацию, видеть заложенные в ней возможности. Такая стратегия более эффективна и для неконтролируемых стрессов, например в случае тяжелой утраты, когда «решение» проблемы невозможно. Преодоление, основанное на уклонении, заключается в том, что люди пытаются отрицать существование проблемы и стараются выбросить ее из головы (в том числе с помощью алкоголя, наркотиков, секса или даже работы).

Конкретные стратегии в каждой из этих трех больших групп могут быть конструктивными и неконструктивными. Например, взять на себя ответственность за решение проблемы или разработать реалистичный план действий - это конструктивные стратегии преодоления проблемы, тогда как тянуть время или махнуть рукой - неконструктивные.

Аналогично катарсис, эмоциональная разрядка или обращение за поддержкой к друзьям относятся к числу конструктивных способов преодоления эмоций, а установление деструктивных отношений, агрессия или самообман таковыми не являются. Стратегия уклонения также может быть полезна на какой-то период. Чтобы отвлечься на вечер от тягостной проблемы, можно сходить в кино или поиграть с друзьями в бильярд. Однако постоянно отвлекаться и мысленно отключаться от проблемы неконструктивно, в частности, потому, что проблемы сами по себе не решаются и имеют тенденцию со временем усугубляться.

Стратегии преодоления - это то, к чему мы прибегаем сознательно, но, как утверждают психоаналитики, существуют еще и бессознательные процессы, помогающие нам оправиться от стресса. Эти бессознательные процессы, названные адаптивными защитными механизмами, - вещь позитивная и очень полезная. Среди них: предвидение, чувство принадлежности, юмор, самоутверждение, самонаблюдение, сублимация и подавление. Приведу несколько примеров. Предвидение эмоционально готовит нас к потенциально неблагоприятным исходам сложных ситуаций. Чувство принадлежности заставляет нас снять трубку и поболтать с другом о том, какой тяжелый у нас был день, не используя это как сознательную стратегию преодоления. Переосмысление неприятных ситуаций как смешных - распространенный и очень эффективный прием. Сублимация позволяет нам преобразовывать негативные реакции (например, агрессию) или сильные природные побуждения (например, сексуальное желание) в конструктивную деятельность. Все эти виды защиты обычно развиваются и становятся более эффективными с течением времени. Чем больше мы их используем, тем выше будет наша способность к адаптации и устойчивость.

При том, что и конструктивные стратегии преодоления, и адаптивные защитные механизмы очень помогают нам в жизни, четкой границы между ними нет, и, если вдуматься, можно обнаружить некоторые совпадения. Если, к примеру, вы осознаете свои защитные механизмы, не превращаются ли они автоматически в сознательные стратегии?

Мы ежедневно имеем дело со стрессом, который бывает более и менее сильным. Однако иногда мы оказываемся лицом к лицу с травмирующими событиями, способными навсегда изменить ход нашей жизни. Это могло быть цунами, унесшее или сломавшее жизни тысяч людей 26 декабря 2004 года, это может быть геноцид, как в Руанде, изнасилование, сексуальные домогательства, СПИД или терминальная стадия рака, потеря любимого человека или ребенка, рождение ребенка-инвалида, сгоревший дом или тяжелое увечье...

Эти, как и многие другие страшные события, могут вдребезги разбить нашу картину мира. Некоторые наши представления (например, что люди хорошие или что мир справедлив) могут не выдержать такой проверки, многие цели могут утратить актуальность и смысл. Тем не менее, даже если такое происходит, некоторые люди, пройдя через подобные испытания, что-то в них приобретают. Этот феномен называется посттравматическим ростом. Многие люди чувствуют, что после несчастья стали гораздо сильнее, больше верят в себя и свои способности. Другие говорят, что у них улучшились и укрепились отношения с людьми (травма часто служит лакмусовой бумажкой, выявляющей ценность наших отношений), или сообщают о более сильном чувстве сострадания к людям, оказавшимся в подобной ситуации. Иногда люди начинают заново ценить то, что имеют, даже какие-то мелочи жизни, которые мы слишком часто считаем чем-то само собой разумеющимся. Более того, некоторые люди вследствие несчастья обретают смысл жизни или веру, что ведет к появлению у них более гармоничного и дающего удовлетворение мировоззрения и жизненной философии.

Многие религиозные ученые, философы и писатели отмечали, что в страдании можно найти что-то положительное. Среди них христианские, буддийские, индуистские и исламские богословы и мыслители, Ницше, Данте, Достоевский и Солженицын. Австрийский психиатр Виктор Франкл написал книгу «Человек в поисках смысла» о своем опыте жизни в нацистском концентрационном лагере. Эта книга - дань уважения человечности и осмысленности, которые могут быть найдены даже посреди отчаянья, когда у человека отняты все атрибуты человеческого существования (личность, имущество, близкие, даже право на жизнь).

Так как же нам перейти от травматических переживаний к личностному росту? Обычно все начинается с попытки придать смысл тому, что случилось. Это происходит почти автоматически, когда люди пытаются определить, какие шаги и какие совпадения привели к этому событию. Дальше делается попытка воссоздать смысл жизни в целом: происходит когнитивное реструктурирование. Внутренний мир должен быть построен заново, и часто в нем происходят большие перемены - в мировоззрении и даже в представлении о себе. Здесь мы имеем дело с более осознанным процессом. Если этого процесса нет, человек, возможно, не сможет смириться с тем, что произошло, и будет уязвим для негативных событий в будущем.

Франкл был уверен, что решающим фактором успешной адаптации человека к несчастью является его отношение (attitude). «У человека можно забрать все, кроме... последней из человеческих свобод - свободы выбирать свое отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь»118. Если травматическая ситуация осмысляется как вызов, у человека с большей вероятностью произойдет посттравматический рост.

Наконец, другим важнейшим фактором является межличностная поддержка. С помощью множества сочувствующих нам людей и общения с ними, в котором мы можем раскрываться и расти, у нас больше шансов на успешную адаптацию.

Интересно, что посттравматический рост связан не только с лучшим психологическим, но также и с более крепким физическим здоровьем. Например, если ВИЧ-положительные мужчины активно включались в поиски смысла после смерти своих партнеров, то спустя два-три года их иммунологические показатели и состояние здоровья были лучше, чем у тех, кто этого не делал.

Важно отметить, что рост и страдания часто сосуществуют. На самом деле именно баланс между приобретениями и потерями может приводить к наилучшему приспособлению141. Это, конечно, не значит, что для роста необходима травма. В травме как таковой нет и не может быть ничего хорошего, но она может повлечь за собой важные личностные изменения.

Более того, человек даже может стать мудрее в результате посттравматического роста, о чем мы и поговорим в следующем разделе.

Похожие статьи