Кто такие бесы? Что о них говорит Писание? Вера православная - бесы Кто такие бесы для язычкников

25.04.2021

2. КТО ЕСТЬ ДЬЯВОЛ, И КТО ТАКИЕ БЕСЫ

Ибо наш древний враг Всё ещё ищет причинить нам зло. Его хитрость и силы велики, Он вооружён лютой ненавистью, И на земле ему нет равных. (Мартын Лютер «Наш Бог – могучая крепость»).

Я чувствую очень сильно, что дьявол делает свою последнюю попытку захватить в плен планету Земля. Читая о последних днях Хауэрда Хьюза (один из богатейших людей мира - прим. перев.), мне было так больно узнать, что он умер как животное. Он был в таком страхе, что носил перчатки всё время, чтобы не заболеть. Его личный автомобиль был оснащён дезинфицирующей и воздухоочистительной аппаратурой, стоившей десятки тысяч долларов. Он рециркулировал родниковую воду на своей личной площадке для игры в гольф, чтобы быть уверенным, что не заразится микробами, играя в гольф. И все его деньги не могли освободить его от страхов. Мне рассказывали, что в Голливуде есть люди, жизнь которых настолько полна страха и мучений, что они живут совершенно ненормально. Их неприятное положение вызвано дьяволом. РАЗВИТИЮ СТРАХА СПОСОБСТВУЕТ ЗЛОЙ ДУХ. Покойный папа 6-ой сказал: «Целые общества попали под господство дьявола. Секс и наркотики предоставляют сатане благоприятные возможности для проникновения в человечество. Одна из величайших нужд нашего времени – защита против зла, которое мы зовём дьяволом. Мы все находимся под незаметным господством. Оно осуществляется сатаной, князем этого мира, врагом номер один». Всего несколько лет назад было такое, что те, кто оказывал сопротивление бесам, подвергались критике. Им не верили. Сейчас это время прошло. Христиане хотят иметь информацию о том, как распознать демоническую силу. Они хотят знать, как изгонять бесов и как оставаться свободным от сатанинских сил. Лучшей защитой дьявола было его успешное внушение человеку той иллюзии, будто его на самом деле не существует. Если мы проглатываем эту ложь, мы просто доказываем, как умён он и как невероятно наивны, можем быть мы, люди. . . Писание является источником информации о сатане В библии сатана прямо упоминается более двухсот раз. Сатана входит в сферу деятельности в кн. Бытия, 3-я глава. В кн. Иова, 1-я глава, он - угнетатель хороших людей. В кн. Матфея, 4-я глава – нагло искушает Иисус Христа. Его последнее воплощение и вечное заключение описаны в Откровении 20-я глава. Мы имеем полную историю падения, дел и судьбы дьявола в Иезекииля 18:12-19, читаем: «Сын человеческий! Плач о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, всё искусно усаженное у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазан ХЕРУВИМОМ, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, ХЕРУВИМ, осеняющий из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле пред глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом; и не будет тебя во веки». Сатана был сотворён архангелом, существом наивысшего порядка в Божьем творении. Это описание в Иезекииле может быть отнесено только к сверхсуществу, а не к человеку, правившем Тиром. Пророк Исаия описывает фактическое падение дьявола с его места, чести и славы, как одного из архангелов, читаем: «Как упал ты с неба, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» Ис.14:12-14. Апостол Иоанн дополняет описание падение сатаны, читаем: «И произошла не небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь… Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что не много ему осталось времени» Откр. 12:7-10,12. Не удовлетворённый тем, что он был прекрасным, разумным существом, сотворённым Богом, и ангелом наивысшего ранга, сатана устремился к положению равенства с Богом. Наиболее выражена была, по-видимому, его борьба с Иисусом Христом, хотя вызов был брошен Божеству. Этот конфликт длится века и не будет полностью завершён до тех пор, пока сатана не будет брошен в озеро огненное на веки вечные. Власть сатаны, Титулы, способности и сфера влияния дьявола, ясно определены. В скинии и в храме в Иерусалиме (в Иезекииля 28:14), он называется херувимом, помазанным осенять («покрывать» в англ. переводе Библии. – прим. перевод.). Херувимы были во времена Ветхого Завета во Святом святых, в месте поклонения. Два херувима с золотыми крыльями образовывали часть престола милости, или крышку святого ковчега завета, который был символом священной преданности Израиля Иегове. Помазанный херувим имел дело с самой святостью Бога. . .
Сатана был прекрасен Он был, возможно, самым великолепным из всех созданий. Его фигура была «украшена» золотом и самыми дорогими камнями. Иезекииль писал, что он был «венцом красоты» Иез.28:12. . . Мелодия и музыка Сатана был, очевидно, первым сотворённым существом. Описание в Иезекииля 28:13 включает воспоминание о музыкальных инструментах – «тамбуринах и свирелях» (см. английский перевод Библии, в русском Синодальном переводе оно отсутствует. – прим. перев.) – указывая на то, что он имел способность создавать чудесную музыку. Некоторые считают, что до своего падения он руководил музыкальным восхвалением Бога. Дьявол очень сильно использует музыку и сегодня. . Из ангела в дьявола Сатана упал, прежде всего, из-за гордости своей личной красотой (Иез.28:17). Его жадность и похоть к физическим и материальным вещам вытеснили его духовное служение Иегове. О нём говорится как об имеющем «множество беззаконий», что сделало его полным насилия. Возможно, это указывает на его поиски всех вещей, без внимания к тем, кому он причиняет боль при этом. Эти элементы – гордость и жадность – были с тех пор основным средством искушения человека ко греху. Сколько из нас совершают грех из-за гордости обладания и гордости физической красоты? Если они смогли вызвать беззаконие в «херувиме осеняющем», то, как легко они вызовут беззаконие в такой греховной плоти как наша! . Сатана по прежнему обладает высоким саном В Послании Иуды мы читаем, что архангел Михаил, ангел, имеющий великую власть и высокое положение на небе, «не смел, произнести укоризненного суда» на сатану (ст.9), споря о теле Моисея. Даже в своём падшем состоянии дьявол является одной из самых разумных и высокоорганизованных личностей, сотворённых Богом. . . Люцифер, дьявол это реальная личность Дьявол не является влиянием, идеей или каким-то абстрактным замыслом. Он – личность. Ему даны личные имена и титулы, читаем: «Он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысяча лет» Отк.20:2). Ему приписаны личные поступки и качества, читаем: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» Ис.14:12-15). Иисус обращался с дьяволом как с личностью, читаем: «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель, и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берёт Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма, И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берёт Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его Диавол, - и вот, Ангелы приступили и служили Ему» Мф.1:1-11. И Иисус вёл войну против него как против личности, читаем: «Господь сказал ему в ответ: эту же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз этих в день субботний? И возложил на неё руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» Лук.13:15-16,13. Ап. Павел в своих посланиях описал сражение верующего с сатаной как с реальной личностью, читаем: «Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века этого, против духов злобы поднебесных. Для этого примите всеоружие Божия, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облёкшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а больше всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч Духа, который есть слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь об этом самом со всяким постоянством и молении обо всех святых» Ефес.6:10-18. О дьяволе говорится как об обладающем личными характеристиками: сердцем, гордостью, речью, знанием, силой, желанием и похотями. . Кто такие бесы? В нескольких местах Писание говорит об ангелах, которые стоят в одном ряду с дьяволом. В известном месте о Царстве Небесном, в Матфея 25:31-46, Иисус говорит об «огне вечном, уготованному дьяволу и ангелам его» (ст.41). Наиболее ясное описание находится в книге Откровения. Иоанну показывается видение: «знамение на небе»: … большой красный дракон», читаем: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на голове его семь диадим; хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон этот стал пред женой, которой надлежало родить, дабы, когда родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ея к Богу и престолу Его» Отк.12:3-5. Архангел Михаил и его ангелы сражались с этом змеем. «И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:9). В этом же отрывке говорится о драконе, увлёкшем третью часть звёзд с неба своим хвостом (ст.4); и многие комментаторы истолковывают звёзды как ангелы, т. е. сатана побудил третью часть небесных воинств взбунтоваться вместе с ним; когда он надменно попытался быть как Бог. Поскольку ангелов множество, «тьма тем и тысячи тысяч» (Отк.5:11), истинное количество ангелов сатаны недоступно нашему пониманию. Эти ангелы – бесы, или злые, нечистые духи, о которых говорит Библия. Их название происходит от латинского слова daemon, означающего «злой дух», и от греческого слова daimon, «божество». Бесы не имеют возраста. Из Библии мы узнаём, что по земле и в воздухе скитаются массы бесов. Поскольку они не умирают, они были в мире от начала времён. . Бесы – это личность Эти бесы являются личностями без тел, они высоко организованы. Как падшие духи, они желают обитать в теле, чтобы проявляться. Они рассержены на Бога з-за своего падшего состояния; их основной мотив – разрушать то, что Бог любит и творит, и, прежде всего, человека. В наших путешествиях мы слышали о бесовских духах, которые утверждали, что они Наполеон, Александр Великий и другие мировые вожди. Они часто называли имена людей, в которых жили ранее. Когда кто-то, обладаемый дьяволом, умирает, тот дух немедленно ищет жилище в другом человеке. Он не может войти в жизнь, просто, любого человека, он должен найти того, у кого открыта дверь. Если он дух похоти, он ищет похотливого человека. Если он дух гнева, он хочет овладеть человеком, который плохо умеет владеть собой. Дух безумия будет желать войти в разум человека. . Ап. Павел предупреждал о бесовской силе То, что бесы высоко организованы, можно видеть из заключительной части Послания апостола Павла у Ефесянам, читаем: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). В поднебесье сатана и его бесовские ангелы имеют своё жилище и базу для действий. . . Иисус изгонял бесов Иисус считал существование бесов само собой разумеющимся. Он сталкивался с ними постоянно, изгоняя их из людей, читаем: «И вот, женщина Хананиянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: Помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» (Мф.15:22,28). И давал Своим ученикам власть освобождать людей, читаем: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10:1); «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней» (Лук.9:1); «Уверовавших же будут сопровождать эти знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками» (Мр.16:17). . Апостолы верили в существование бесов Апостолы твёрдо верили в существование бесов. Матфеи наводит на мысли об их организации под началом сатаны, цитируя слова Христа, читаем: «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф.12:26). И говорил слова Христа об их окончательном осуждении, читаем: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Лука описал их натуру, читаем: «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского и он закричал громким голосом» (Лук.4:33), «Которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов и исцелялись» (Лек.6:18). Изгнание бесов из людей, читаем: «Когда же тот ещё шёл, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его» (Лук.9:42). Место обитания бесов, читаем: «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти с этого человека; потому что он долгое время мучил его, так-что его связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы, и был гоним бесами в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти, в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» (Лук.8:27-33). Иоанн также сказал о месте обитания бесов, читаем: «Царём над собой имела она ангела бездны; имя ему Аваддон, а по-гречески Аполлон» Откр.9:11. Управлять всей этой ратью демонов будет «ангел бездны», еврейское имя которого Аваддон, а греческое – Аполлон. Их деятельность, читаем: «Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в тот великий день Бога Вседержителя» Отк.16:14. Ап. Иоанн провозгласил их существование, читаем: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» Отк.9:20. Ап. Павел писал Тимофею, предупреждая его об «учениях бесовских», читаем: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» 1Тим.4:1. . Бесы называют себя Очень часто бесы называют себя. Библия отмечает и практика говорит об этом: Один бес говорил мне, что он «змеиный дух», а другой сказал громко: «Я - ангел над кровью». Духи в бесноватом из Гадары назвались «Легион», читаем: «И спросил его (Иисус): как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» Мр.5:9. .

При всей своей простоте и расхожести образа беса, ответить на вопрос «кто такой бес?» не так уж и легко, поскольку под «класс» бесов попадает очень много существ, относящихся к нечистой силе.

Ответ на вопрос «кто такой бес?» придется разделить на три части – кто такой бес для язычников, христиан и для народной магии и мифологии.

Кто такие бесы для язычкников

Начнем с определения что такое бес, для язычников. Так бесами в древнеславянских языческих представлениях назывались злые духи, подобные архаичным упырям и навьям.

Сейчас уже сложно определить, какие именно представления связывались с бесами изначально. По-видимому, они, подобно упырям и навьям, представляли некую силу, олицетворяющую буйные и необузданные стихии.

Вероятно, некогда бесы были персонификацией зимних снеговых туч, застилающих солнце и несущих людям холод и голодные времена - отсюда берут начало поверья о том, что во время бурь и метелей бесы резвятся и носятся над землей.

Кто такой бес в христианской традиции

С приходом христианства бесами стали называть падших ангелов, духов зла - слуг и воинов дьявола.

Согласно христианским представлениям, бесы абсолютно злы и не могут иметь никакого отношения к чему бы то ни было, связанному с добром. Дело в том, что зло, живущее в бесах, не было присуще им изначально, а стало следствием их собственного выбора. Ведь их создал сам Господь, а не какая-то иная темная сила, и эти слуги, предав Всевышнего, стали «ангелами сатаны», «ангелами бездны». В церковнославянском обиходе, а впоследствии и в народе, было принято называть бесов аггелами, в отличие от добрых ангелов.

Согласно христианским религиозным представлениям, бесы, хотя и являются духами (они ведь падшие ангелы), тем не менее, материальны и имеют собственные тела. Свою способность к перевоплощениям, умение быть невидимыми и являться людям по собственному желанию бесы, по народному убеждению, сохранили от своего ангельского прошлого. Образы, которые принимают бесы, зависят от их собственного выбора, но так как их сущность - ложь, то и образы эти - фальшивая видимость, маска.

Кто такой бес для народной магии

Наиболее типичный образ беса в народных поверьях и иконографических традициях обычно совмещал черты человеческие и животные. Так, например, в народе бесов описывали как безобразных демонических существ темного цвета, мохнатых и с крыльями. Последняя деталь напоминает об изначальной ангельской природе бесов, только эти крылья темные и кожистые, как у летучей мыши, считавшейся нечистым животным. Иногда бесов изображали с когтями на руках и ногах, часто - со свиными рылами, длинными ушами, петушиными шпорами или козьими ногами, оканчивающимися копытами. Во многих местах бесов, подобно другим нечистикам, считали хромыми или кривыми. Они распространяют отвратительный смрад, дым и запах серы. В более ранних источниках, главным образом в церковной книжной традиции, беса изображали как женоподобного юношу с всклокоченными волосами, с крыльями и синим или черным лицом.

По народному убеждению, бесы могли жить семьями, иметь жен (бесих, бесовок) и детей (бесенят). Жилища бесовских семей располагались обычно где-то в глухих местах, часто в воде, на дне озер и омутов, в болотах. Не исключено, что такие поверья возникли из-за сближения образов беса и черта (по народным поверьям, черти любят обитать в болотах, омутах, где они не просто живут, но и женятся на чертихах, плодятся и размножаются).

Помимо воды, обычным местом обитания бесов - как и других нечистых духов - считались пустоши и леса, пещеры и овраги, пропасти и расселины. В некоторых местах верили, что бесы, подобно многим «нечистикам», любят селиться в пустых дуплах старых деревьев, о чем свидетельствует поговорка «Из пустого дупла - либо сыч, либо сова, либо сам Сатана».

От своего ангельского прошлого бесы частично сохранили сверхчеловеческое знание и могущество (которые они стали теперь употреблять во зло), власть над стихиями, а также возможность тонкого проникновения в ход человеческих мыслей. Однако бесы, по убеждению христиан, при этом не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ (об этом ведает только бог), поэтому праведная жизнь является лучшей защитой от бесов. Правда, исстари повелось, что больше всего докучают бесы как раз тем, кто вступил на путь аскезы и отшельничества. По народному убеждению, бесы неотступно преследуют монахов, отшельников и аскетов, объявивших им «войну»: отшельники ранней поры монашества некогда намеренно избирали для проживания места, пользовавшиеся дурной славой, рассчитывая сразиться с бесами в самом их гнезде. Считалось, что бесы, надеясь победить «воинов христовых», всячески стараются заставить их согрешить, искушают их самыми разными способами.

Стремление искушать и сбивать человека с пути истинного считалось в христианской традиции один из основных бесовских свойств. В многочисленных поверьях бесы выступают как сеятели дурных внушений, болезней (и особенно душевных расстройств - «беснования»), как разрушители общественного уклада, с особенной ненавистью относящиеся к освященному браку и строящие против него всякие козни.

Считалось, что, искушая, бесы стараются ввести человека в грех чревоугодия, блуда, тщеславия, скаредности, гнева, уныния, гордости и тому подобное. На этом основании средневековая демонология разработала целый ряд классификаций бесов, объединявших их либо по принадлежности к тем или иным природным стихиям, либо - к воплощаемым им порокам. А в средневековой Европе бесов наделяли различными функциями и должностями, соответствовавшими, так сказать, придворному «табелю о рангах». Например, бесы могли носить титулы маркизов или графов, служить адскими церемонимейстерами или управителями и так далее. В славянской православной традиции такого деления, в общем, не наблюдалось, но, тем не менее, существовали представления о старших и младших бесах.

Вселение в человека также считалось одним из традиционных бесовских свойств. Вездесущие бесы нередко разносят болезни, а еще чаще причиняют их, проникая внутрь человека с его едой или питьем, во время сна и так далее. В народе бытовало убеждение, что бес может отдавить ногу, опустить особую «запойную» каплю в бочку с вином, неожиданно толкнуть человека, «попутать» или проникнуть в любой незакрещенный сосуд, чтобы потом с питьем войти в человека и поселиться в нем, вызывая падучую, кликушество, сумасшествие и другие болезни, которые в народе называли «одержание бесом». Бесы, сидящие в кликушах, особенно охотно бранят священников и начинают кричать и биться, когда к одержимой подносят освященные предметы. Больных, страдающих от беса, иногда называли бесовниками, а бесовством, или бесовщиной именовали соблазнительные призраки, наваждение.

По общераспространенным представлениям, бесы не терпят крестного знамения, пения петуха, молитвы, ладана и других освященных предметов. Помимо этого, согласно некоторым поверьям, бесы очень боятся грозы, так как молния и гром их убивают. Во многих местах грозу объясняли тем, что Илья-Пророк или Михаил Архангел, разъезжая на пламенной колеснице, запряженной огненными конями, мечет на землю стрелы-молнии, поражая насмерть всех злых духов, в первую очередь - чертей и бесов. Нечистые духи в страхе мечутся по земле, отыскивая себе убежище, и скрываются в жилых и нежилых строениях (вскакивая через открытые двери и окна или влетая через печные трубы и вообще всякого рода незащищенные отверстия), а также в густой хвое и в тени развесистых деревьев. Самым же надежным укрытием у бесов и чертей являются, по народному убеждению, животные и люди, оказавшиеся в это время под открытым небом.

Для защиты от бесов, ищущих в грозу надежное убежище, в народе применялись самые различные меры. Так, например, люди, застигнутые грозой на улице, при каждой вспышке молнии со словами: «Свят, свят, свят», налагали на себя крестное знамение, надеясь отогнать этим беса.

Чтобы не привлечь к себе и своему жилищу внимание бесов и не навлечь тем удар молнии, крестьяне также строго соблюдали обязательные посты, особенно в Ильинскую пятницу, и старались не произносить вслух имени беса (так как бесы, подобно другой нечистой силе, мгновенно отзываются на упоминание собственного имени).

Во многих местах для защиты от беса во время грозы также мазали молоком косяки дверей и окон либо вывешивали за окно полотенце с покойника. Очень действенным защитным средством являлось зажигание свечи, с которой молились в Страстной четверг во время чтения 12 евангелий Господних Страстей, либо пасхальной или богоявленской свечи.

© Алексей Корнеев

В любой религиозной культуре существуют антагонисты божественных сущностей. В христианстве - Сатана, Дьявол, в исламе - Иблис, Шайтан, в Индуизме - Кали (демоница, богиня зла и порока). Даже у древних шумеров противостояли друг другу Мардук и Тиамат.

Бесы - это слуги Дьявола. В христианской культуре бесами объявлены бывшие ангелы Бога. Те, кто восстали против Него и были низвергнуты вслед за мятежным Люцифером из рая в ад. Однако, не утратили при этом многих своих особенностей. Они все также мудры, могущественны. Способны сохранять невидимость. Но в то же время и могут изменять образ и являться человеку в различных обличиях.

Семантически слово «бес» восходит к древнеславянским корням, означающим «страх», «вселяющий ужас», «бояться». В старославянской церковной литературе слово «бес» перевели как греческий эквивалент слова «демон». В современном русском языке слова «бес», «демон», «черт» и другие являются синонимами.

В церковной литературе бесами именовались все злые духи, что является не совсем корректным, т.к. «злыми духами» были также объявлены все языческие божества. Считается, что бесы являясь слугами Сатаны олицетворяют собой все порочное и их основная задача склонить человека к грехам. Именно они являются искусителями, проповедующими блуд, чревоугодие, пьянство, гнев, гордость, праздность. Особенного внимания удостаиваются люди, ведущие праведный образ жизни: монахи, аскеты, святые, отшельники. Жития святых так и пестрят всяческими ухищрениями бесовского искушения.

В восточной мифологии бесы названы «Девами» и « ». Они также не пригодны ни для каких договоров, планирующих доброе дело и благополучный исход. Во всех известных иллюстрациях они представлены невероятно неприятными, уродливыми созданиями.

В западной культуре их изображают похожими на древнегреческих сатиров, фавнов: рога, копыта, хвостик. Зачастую, в память о бытности ангелами, в изображениях бесы наделены крыльями, иногда это крылья летучей мыши, по мифам животного нечистого. Впрочем, утверждается, что слуги Дьявола, при появлении способны перевоплощаться и предстать в различных образах. Они могут предстать животным, птицей, насекомым, а в отдельных случаях и людьми. В мифологической литературе описываются случаи соблазнения людей демонами в образе мужчины (), либо женщины (). Некоторых святых даже пытались ввести в заблуждение представ перед ними в образе Иисуса Христа. Собственно, образы черного кота и черного пса также считаются каноническими для нечисти. Недаром ведь черный кот во всех рассказах о ведьмах присутствует, и удивительно если его нет.

Одним из признаков близости беса является тошнота. Отсюда и русское выражение «тошная сила». Один из сеансов экзорцизма, проводимых Христом, сопровождался тошнотой одержимого, которую тот никак не мог преодолеть. Когда же Иисус помог больному - того вытошнило огромным червем, поползшим в сторону. Сын Божий взял два камня и размозжил червю голову, а человеку посоветовал отныне вести праведную жизнь во имя Бога, чтобы Сатана не вернулся в тело его и не начал вновь мучить, как долги годы до этого.

В наши дни образы бесов присутствуют повсюду. В литературе это и стихотворение Пушкина, и роман Достоевского, и Данте, написавший «Божественную комедию», две трети книги описывал ужасы ада и чистилища. Тут же вспоминается доктор «Фауст» Гете и бесчисленные подражатели-продолжатели этой темы. «Мастер и Маргарита» и «Дьяволиада» . Не говоря уже о романистах XX века. Особенно после 1969 года, когда в Сан-Франциско Антоном Шандором Лавеем была основана 1я официальная церковь Сатаны.

В живописи это бесконечные Босха, Шонгауэра, Веронезе, Грюневальда, Яна Госсарта, Лукаса Лейденского и многих других. Зачастую бесовские образы появляются в картинах искушения всяческих святых. Самым нелогичным представляется изображение демонов в росписях и архитектуре храмов, соборов и церквей. Особенно этим грешит готический стиль.

Кинематограф также не обошел стороной эту тему. На данный момент не менее 8 фильмов и сериалов называются «Бесы», и не все они экранизируют роман Достоевского. К тому же бесчисленные фильмы ужасов пестрят разнообразными воплощениями нечисти. «Изгоняющий дьявола», «Изгоняя Дьявола из Эмили Роуз», «Омен», «Константин» и прочие иллюстрирую одержимость.

Музыка не обошла внимание тему демонизма. Многие хеви-метал группы предстают в бесовском образе, воспевают их в текстах песен, изображают на обложках. Но не только рок-музыка подверглась очарованию. Блюзовые исполнители считают демонов главными вдохновителям своей музыки. Основная легенда всех блюзменов: в полночь нужно выйти на пустынный перекресток, встретить Дьявола и в обмен на свою душу подписать контракт о славе, благополучии и умении играть как никто другой. Что касается современной «хорошей» поп-музыки, то обнаженные певицы, пьяные певцы и песни, прославляющие секс, красивую праздную жизнь и прочие прелести жизни, не оставляют сомнения под чьим влиянием находятся исполнители и авторы.

В любом случае, как говорили на Руси «не буди лихо, пока оно тихо».



Кроме тех случаев, когда ударение переносится с сущ. на предлог, напр. без толку, без соли) и безо (см.), предлог с род.

1. Указывает на отсутствие кого-нибудь, ненахождение чего-нибудь в наличности; ант. "с". без денег. Пить чай без сахару. Не проходит дня без дождя. Дети гуляют без няньки. Уходите, без вас справимся. В этом деле без специалиста не обойтись.

|| при отвлеч. сущ., преим. обозначающих действие или состояние, употр. в знач. "не": не делая, не имея, не пользуясь, не употребляя, не применяя и т.п. Это сделано без посторонней помощи, без всякого обмана. Оставить без внимания. «Мы дня не проживем без драки.» Крылов .

|| С сущ. (иногда отдельно не употребляемыми) может образовать сочетание со знач. отрицательного наречия. Без умолку. Без удержу. Без сомнения.

2. В отсутствие кого-нибудь, во время отлучки; ант. "при". без вас приходили посетители.

3. За вычетом (при словах, означающих количество или меру, для указания, чего недостает до полной меры). Без двадцати грамм кило. Сажень без вершка.

❖ Не без… - то же, что "с", но с меньшей степенью утверждения. Не без пользы (с некоторой пользой). Не без сожаления. Это произошло не без вас (не без вашего участия). Не без того (разг.) - вероятно да (при уклончивом утверждении). - Были прогулы? - Не без того. Выражения: без исключения, без сомнения и т.п. см. под соответствующими существительными.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "БЕЗ" в других словарях:

    Толковый словарь Ушакова

    - (без удар., кроме тех случаев, когда ударение переносится с сущ. на предлог, напр. без толку, без соли) и безо (см.), предлог с род. 1. Указывает на отсутствие кого нибудь, ненахождение чего нибудь в наличности; ант. с. без денег. Пить чай без… … Толковый словарь Ушакова

    - (перед словами: всего, всяких) БЕЗО, предлог. кого чего. 1. Указывает на отсутствие кого, чего л. Расти без отца. Сидеть без огня. Ходить без пальто. Чашка без ручки. Человек без родины. Любовь без взаимности. / В составе наречных словосочетаний … Энциклопедический словарь

    БЕЗ, безо предл., управляющий род. и означающий: отсутствие, недостаток; слитно не изменяется в окончании, не требует падежа и выражает то же, что союз не: он один только слитно с глаголами; не обращает их в окончательные: прославлю, расславлю,… … Толковый словарь Даля

    без- - ех (лат.) Приставка, которая используется для того, чтобы показать, что при котировке ценных бумаг исключаются те или иные выгоды. Акция может быть бездивидендной (xd или ex div), если ее потенциальный покупатель не будет иметь права на получение … Справочник технического переводчика

    БЕЗ…, см. тж безъ… и бес…. Приставка, служащая для образования: 1) прил. от сущ., в знач. лишенный чего нибудь, не имеющий чего нибудь, напр. безротый (не имеющий рта), безгорбый (без горба), безоконный (без окон), бескормный (без корма) и т.п.;… … Толковый словарь Ушакова

    Лишенный чего либо. Прот. лишать … Словарь синонимов

    Кого (чего), предл. с род. 1. Указывает на неимение, недостаток, отсутствие кого чего н. Б. денег. Б. друзей. Оставить письмо б. ответа. Б. четверти час. Б. сомнения (несомненно). Б. сердца (очень жестоко). Б. сознания (в беспамятстве). 2. В… … Толковый словарь Ожегова

    Нареч. качеств. количеств. разг.; = без счёту В бесчисленном множестве, в большом количестве. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Без... БЕЗ..., прист. Образует: 1) прилагательные со знач. не имеющий чего н., напр. безаварийный, беззвёздный, безлошадный, бездымный, безрогий, безотвальный; 2) существительные со знач. отсутствия чего н., напр. безлесье, безветрие, безлуние,… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Без грима , Ольга Аросева. Известная русская актриса рассказывает о своей непростой жизни, родителях, интересных людях эпохи, с которыми ей посчастливилось быть знакомой с детских лет. Книгапосвящена высокому служению…
  • Романов П. Без черемухи и другие рассказы;РУССЛИТА , Романов П. Без черемухи и друг. Романов П. Без черемухи и другие рассказы;РУССЛИТА…

Если вас интересует, кто такой бес - христианство, славянские легенды и демонология ответят на все ваши вопросы. Узнайте, как выглядит и чего боится этот представитель нечистой силы, а также мнение священнослужителей о нем.

В статье:

Кто такой бес - христианство и демонология

Бес в христианстве происходит от падших ангелов или является одним из них. Черт, дьявол, злой дух, демон - это все синонимы этого слова, если речь идет о христианских источниках. Демонологи же считают чертей, бесов и демонов разными представителями демонической иерархии. Бес слабее демона, но сильнее и умнее черта. Изгнать или возможно, если узнать его имя, для беса же это не является обязательным условием.

Согласно Библии, стал жертвой гордыни. Он пожелал стать настолько же могущественным, как и Бог. Третья часть ангелов разделила взгляды Люцифера. За грех гордыни и зависти Люцифер и его последователи среди ангелов были низвергнуты с небес. Они и стали теми, кого мы знаем под определениями демоны, бесы и черти . Нечистая сила имеет такое же происхождение, что и ангелы, однако она добровольно сделала выбор в сторону зла. Покаяние также невозможно для бесов и демонов, как покаяние для умершего человека.

По христианской концепции, бесы ненавидят все Божьи творения, поскольку считают, что могли бы справиться с созданием мира гораздо лучше, чем Бог. Человек тоже относится к Божьим созданиям, и его нечистая сила ненавидит даже более остальных его творений. Соответственно, бес в православии всегда пытается обмануть, навредить, получить некую выгоду от человека. Во времена инквизиции его считали виновником эпидемий и плохого урожая.

Гадание, магия и оккультизм считаются греховными занятиями именно потому, что они были созданы бесами. Тайны колдовства первым магам нашего мира открывали именно представители нечистой силы. Доверять бесам и пытаться пользоваться их знаниями и подсказками крайне опасно - они способны на обман, и в сотрудничестве с человеком ищут выгоду в первую очередь для себя. Какова выгода беса? Это введение в грех чистой души человека, направление его против Божьей воли и, по сути, пополнение им армии нечистой силы в итоге или получение еще одной души грешника в аду.

Известно, что нечистая сила может вселяться в человека. Практически каждый знает о таком явлении, как , или беснование . Существуют надежные признаки вселения беса в человека, по которым можно определить суть проблемы, а также обряды его изгнания. Проблемой одержимости в православии занимают священнослужители.

Одержимость - зрелище не для слабонервных. Люди, тело которых находится во власти дьявола, богохульствуют, корчатся в судорогах или, напротив, страдают от временного паралича. Их голоса меняются до неузнаваемости, как и поведение. В этом случае бесы преследуют определенные цели, которые возможно узнать только если войти с ними в контакт. Как правило, они заключаются в попытках изменить созданный Богом мир на свой лад и склонении как можно большего количества Божьих творений ко тьме.

Каждый человек в какой-то степени одержим бесом. Однако ритуалы экзорцизма требуются только в самых тяжелых случаях. В остальных же поможет только смирение, сила воли и вера в Господа, а также молитва и пост. Бесы приходят только туда, где подготовлено все для этих «гостей». Они любят грешников, развратных людей, которые употребляют табак и алкоголь, а также не соблюдают пост и не ходят в церковь.

Известно, что бесы и демоны отлично знают Святое Писание. Принято считать, что им известно и будущее, однако лукавый всегда стремится обмануть человека, поэтому верить его пророчествам опасно. Бесы способны к телепатии и чтению мыслей – им известны все ваши секреты, о которых они охотно рассказывают во время сеансов экзорцизма. Существует множество разновидностей - блудный, полуденница, удача и другие.

Обманывая и соблазняя людей, нечистая сила может принимать совершенно разный облик. Это не только люди - знакомые и нет. Нечисть может явиться даже в облике ангела, которым он когда-то являлся. Кроме этого, лукавый может принять облик Божьей Матери, Иисуса Христа и даже креста. То есть, бес с легкостью принимает вид того, чего боится как огня. Истинный же внешний вид этого представителя нечистой силы - человекоподобный, но с пятачком вместо носа, копытами, рогами и хвостом. Внешне бес очень похож на черта, но крупнее.

Как и большинство представителей мира духов, он может быть бесплотным, проходя через закрытые двери и скрываясь от взглядов. Особенно чувствительные люди нередко ощущают присутствие нечистой силы рядом.

Существуют ли бесы - верить ли в существование сил тьмы

Многие люди сомневаются - существуют ли бесы, или это всего лишь выдумка оккультистов и церковнослужителей, нужная для запугивания людей в корыстных целях. Известные реальные случаи одержимости могут заставить прекратить сомневаться в существовании нечистой силы даже самого закоренелого атеиста.

Существует немало свидетельств явления нечистой силы. Интересно, что существует гипотеза о том, что галлюцинации, которые видят алкоголики и наркоманы - это следствие увеличения способности человека видеть нижние миры. Именно в них обитает нечистая сила. Курильщики, алкоголики, несоблюдающие пост и развратники - люди, возле которых всегда находятся бесы.

Священнослужители уверены, что неверие в Бога и существование темных сил - основная причина получения невиданной мощи последней. Невозможно опасаться того, во что даже не веришь. Демоны и бесы открыто пользуются неверием и материализмом людей. Среди того, что нужно знать о бесах - они не способны противостоять Богу, однако человек слаб и подвержен влиянию сил тьмы.

Чего боятся бесы и как прогнать их прочь

Кадр из фильма «Вий», 1967

Лучшая защита от бесов - это молитва. Они боятся священных слов и сразу же бросаются наутек, как только слышат молитвы. Подходят абсолютно любые тексты, например, «Отче наш » или молитва ангелу-хранителю. Можно молиться своими словами – главное здесь не текст, а его смысл, а также сила веры молящегося.

Если говорить о том, чего боятся бесы, то следует знать, что они не могут зайти в освященное помещение, где совершаются богоугодные деяния. Если вы верующий человек, который уделяет достаточно внимания духовной стороне жизни, вряд ли вам придется пострадать от происков злых сил. Демоны и бесы живут там, где есть для них место. Они любят грешников, а их в наше сложное время не так уж и мало. Некрещеные находятся в особой зоне риска, им следует как можно быстрее окреститься.

Борьба с бесами будет сложной, если вы не носите нательный крест. Это - ваш личный амулет против злых сил, никогда не снимайте его. Нательные иконки и ладанки также подходят в качестве оберега для православного человека, которого одолевает нечистая сила.

Как бороться с бесами, если вы не можете назвать себя праведником и не планируете отрекаться от магии и колдовства? Существуют мощные колдовские обряды , которые защищают от нечистой силы не хуже христианской символики. Для одного из них потребуется новый навесной замок. Его полагается окурить дымом полыни - антидемонического растения, которого боится все нечистая сила. Можно окропить замок святой водой, если это допустимо для вас. Колдуны, если их цель - защита от бесов, часто заменяют святую воду на дым полыни.

Встаньте на пороге дома, держа в руках замок и ключ от него, спиной к самому дому, лицом на выход из него. Поверните ключ в замке, открывая его, и скажите заговор от бесов:

Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом с востока до запада, с севера до юга на семьдесят семь замков железных, на семьдесят семь замков золотых и на семьдесят семь замков серебряных. Закрываю я, раб Божий (имя), свой дом и его домочадцев (имена) от всех болезней телесных и душевных, от всех козней чертей и бесят, которые зло мне сделать хотят, но теперь не могут. Спаси и сохрани мой дом, Господи. Слова мои за губы, язык мой на замок, во веки веков. Аминь.

Теперь повесьте замок на дверную ручку или любую другую выступающую конструкцию, но только возле входной двери. Заприте замок на ключ. Ключ должен быть спрятан надежно, лучше носить его с собой. Когда замок проржавеет, следует поставить новую защиту - ржавчина является признаком истощения защитного барьера или воздействия на него злых сил.

Святые отцы о бесах - что должен знать каждый человек

Архиепископ Антоний

Святыми отцами церкви принято называть живших в разные времена выдающихся церковных деятелей, которые оставили великий след в развитии православия. Они имеют репутацию людей, который коснулся Святой Дух. Считается, что при жизни им были известны многие тайны, и среди православного общества принято искать истину в записях и цитатах святых отцов.

Святые отцы о бесах говорили немало, тема нечистой силы и ее влияния на людей занимала великие умы на протяжении многих столетий. Цитаты святых отцов о бесах затрагивают множество аспектов, связанных с этим вопросом. Так, например, Архиепископ Антоний указывал на важность Божественной благодати, без которой борьба с бесами невозможна:

Хитрость дьявола превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с дьяволом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью. Но для этого нужно пройти всесторонний искус, стяжать опыт борьбы и победы над дьяволом через искушения, попускаемые благодатью Божьей.

Святитель Игнатий Брянчанинов описывал способы, с помощью которых бес может погубить человека:

Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, пытаются довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приучают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости, и, наконец, к духовной прелести и так стараются погубить. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку.

Игумен Никон же многократно описывал власть, которую получают бесы после смерти грешного человека:

Ибо воистину чистым душам, по исходе их из тела, сопутствуют Ангелы, руководя их к блаженной жизни; души же, осквернившиеся и не очистившиеся покаянием, перехватывают, - увы мне! - бесы.

В целом бес в христианстве - исконно вредящий человеку представитель нечистой силы, с которым практически невозможно договориться. Он может принести серьезные проблемы и нанести немалый урон человеку. Такова цель злых сил - заманить как можно больше творений Господа в свою ловушку, пополнить свою армию и получить души грешников. Об этой проблеме неоднократно говорили святые отцы - выдающиеся религиозные деятели разных времен. От бесов возможно защититься, причем как с помощью магических обрядов, которыми часто пользуются колдуны, так и христианских атрибутов.

Вконтакте

Похожие статьи