Церковь святых апостолов. Собор святых апостолов Собор славных и всехвальных 12 апостолов праздник

16.09.2020

13 ИЮЛЯ - СОБОР СВЯТЫХ СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ 12-ТИ АПОСТОЛОВ В этот день Церковь празднует память двенадцати ближайших учеников Спасителя, святых апостолов Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.Избранные Христом на служение, Его ученики стали теми, кто донес до всех краев населенного мира весть о Христе и всей своею жизнью явили пример преданности вере христианской. Апостольское слово поныне согревает нас и дает нам мудрый отеческий совет. «Апостол» в переводе с греческого означает – «посланник», «слуга». Христос избрал себе первых двенадцать учеников, которые прошли с Ним весь Его земной путь, видели чудеса Его, слышали Его проповедь из самых уст Его. Они имели счастье быть при Нем, Им избранные. Но им же довелось вместе с Богоматерью, женами-мироносицами, Иосифом Аримафейским пережить часы глубочайшей скорби, когда Он был распят, и потрясение святой радости, узнав о Его Воскресении. Им Он явился в Эммаусе перед тем, как вознестись к Своему Отцу. Они получили благодать Святого Духа проповедовать на разных языках, исцелять больных, изгонять бесов и до конца дней своих служили Ему так, как если бы Он был рядом во плоти. А Он – действительно всегда был рядом, как во все века после Рождества Христова находится рядом с каждым, кто уверует в Него и доверится Ему… Их было двенадцать, и у каждого была своя судьба, о них сохранились разные по объему сведения – о ком-то больше, о ком-то меньше, но неразлучно они были связаны одним – пожизненным радостным и трудным служением Ему.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Вот кто были святые апостолы. Вспоминая сегодня их особенную близость ко Господу, их великие болезни и труды во славу Божию и ради нашей святой веры, будем молиться им с благоговением и стараться подражать им, если не в апостольской деятельности, которая не для всех предназначена, то, во всяком случае, в неотступном последовании Христу и искреннем, жертвенном служении Ему. Краткие жития апостолов Христовых Андрей Первозванный

В переводе с греческого Андреас – «мужественный». Брат Симона (Петра), прозван в Священном Предании Первозванным, поскольку был учеником Иоанна Крестителя и стал первым, кого Спаситель позвал за Собой. Он всем сердцем принял учение Христово, оставил суетную мирскую жизнь, отрекся и от супружества, предпочтя его радостям телесное целомудрие. Это его вместе с братом его Петром, называвшемся ранее Симоном, Господь призвал следовать за ним с берега моря Галилейского, он и пошел за Христом, чтобы никогда уже не свернуть с этого пути. По принятии Духа Святого он пошел по землям, назначенным ему жребием – Вифинийской1, Пропонтидской2 с Халкидоном3 и Византией, Фракии4 и Македонии, по местам, которые лежали до Черного моря и Дуная. Он прошел Фессалию5, Грецию, Ахайю6, Аманитин, дойдя в апостольских странствиях до Днепра и Киевских гор. Близ Киева апостол водрузил крест, предрекая, что здесь и произойдет Крещение Руси… На долю его, как и на долю большинства апостолов, выпало много тяжких испытаний, но он продолжал свидетельствовать о вере Христовой, стяжая в Церковь Его новых и новых последователей, и окончил земной свой путь, как и Учитель его, – на кресте. Только доски того креста по-иному были сбиты – символ его светится на знамени моряков: косой белый крест на голубом поле. Это память о том, что Андрей Первозванный пересекал моря, стоя на плоском камне, – так велика и истинна была его вера. Симон (Петр)

Симон (Петр)Симон, иначе – Шимон, «услышанный в молитве», сын Ионы, нареченный позже Петром. Греческое «петрос», по-арамейски «кифа», переводится как «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Любовь Петра к Иисусу была горяча, но испытана искушением. Чтобы эта любовь была понята им самим, она укрепилась через труд совести, поскольку трижды Петр отрекался от Него, трижды горько раскаивался и трижды был прощен Им. Следуя за Христом, он сам вместе с другими учениками был свидетелем многих чудес Его, а после сошествия на него и других апостолов Святого Духа в своих проповеднических трудах, в своих двух соборных Посланиях оставил нам мудрое апостольское слово. Сила его чудодеяния была так велика, что там, где он проходил, «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:15). И когда Ирод заключил его в темницу, то Господь послал ангела Своего, и тот вывел волею Господней апостола из темницы. (Деян.12:1–17). Как и апостол Андрей, он был распят римлянами, но вниз головой, ибо счел дерзновенным уподобиться Спасителю на кресте, и преклонил в смертный час голову под ноги Его. Иаков Зеведеев

Иаков, чье имя произошло от еврейского глагола «акав» – «побеждать», сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 гг. после Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего Алфеева его называют Иаковом старшим. Его брат – святой евангелист Иоанн и апостол Петр были среди самых близких Господу. Кроме его соборного Послания, о нем существует мало исторических сведений, но известно, что служение ему было назначено Господом в Испании. Известно также, что во время гонения на христиан, после своего возвращения в Иерусалим, где вновь провозглашал среди иудеев Христа как Божьего Мессию, он стал первым мучеником среди апостолов и был по приказу Ирода Агриппы обезглавлен мечом в период между 44–47 годами после Р.Х. Иоанн Богослов, брат Иакова

Греческое имя Иоаннес происходит от еврейского Иоханан, «Господь милостив». Иоанн, также сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего, автор четвертого Евангелия, которое в богословии считается самым глубоким по духовно-философскому содержанию, и потому научаемым в вере его рекомендуется читать после изучения первых трех и некоторых книг Ветхого Завета, дабы оно было основательнее понято. Сам святой евангелист также, по Преданию, говорил, что в первых трех Евангелиях слишком много описания земного пути Христа и недостаточно о Божественном его происхождении. К тому же он добавил описание тех чудес и событий, которые не были до того упомянуты, и оттого некоторые факты из земной жизни Христа могли быть не слишком ясно истолкованы только лишь на основании сведений из первых трех Евангелий. Иоанн Богослов также является автором Откровения (Апокалипсиса). Он был особо любим Господом за исключительную доброту, мягкость нрава и душевную чистоту. Вместе с Петром он готовил Тайную вечерю на Пасху, был единственным из апостолов, который находился у Креста Господня на Голгофе. До 70 года он оставался в Иерусалиме, где руководил первохристианской общиной до самого Успения Пресвятой Богородицы, поскольку на него была возложена обязанность заботы о Ней. После Успения в 70 году после Р.Х. удалился в Малую Азию. Здесь он основал несколько церквей. Евангелие было им написано в г. Ефесе, когда уже были созданы первые три Евангелия – от Матфея, Луки и Марка. В отличие от своих 11 собратьев Иоанн Богослов стал единственным из них, кто окончил свои дни в своем доме, и последним на земле, кто воочию видел Господа (ок. 105–106 годов после Р.Х. в возрасте 100 лет и 7 месяцев). Он не был казнен, но также во время своего служения претерпел многие муки за веру. Филипп из Вифсаиды

Филипп – в переводе с греческого «любящий лошадей», уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин.1:44). Он имел хорошее образование – с детских лет родители отдали его обучаться грамоте. Читая книги Ветхого Завета, пророчества о пришествии Мессии, юный Филипп мечтал о встрече с Господом. Он был послан свидетельствовать о Боге в Галилее, затем среди язычников в Элладе, в его апостольском странствии с ним находилась его сестра – девица Мариамна. Здесь они подверглись гонениям, побиваниям камнями, но вдруг гонители ослепли, и только по молитвам апостола о них прозрели вновь. Он проповедовал далее в Эфиопии, Парфии, Аравии – южных областях Малой Азии и на территории Северной Африки. В путях по Малой Азии он и Мариамна встретились с апостолами Иоанном Богословом и Варфоломеем. Расставшись с Иоанном, вместе со святым Варфоломеем они пришли во фригийский город Иераполь. Языческие жрецы города, услышав проповеди апостолов, подали на них жалобу градоначальнику. Все трое были схвачены, и Филиппа, и Варфоломея распяли на крестах вниз головой, подобно Петру, около языческого капища. Но тут случилось страшное землетрясение, в котором погибли многие горожане. Испугавшись, горожане умолили начальника освободить апостолов. Однако Филипп к тому времени уже отошел ко Господу, а Варфоломей был жив. Варфоломей (Нафанаил)

Варфоломей, что в переводе с арамейского означает сын Талмая, Нафанаил – от еврейского Нетанэл, «дар Божий», уроженец Каны Галилейской. О нем Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства (Ин.1:47).После похорон апостола Филиппа Варфоломей со святой блаженной девицею Мариамной пробыли еще какое-то время в Иераполе, основав там Церковь Христову. Затем пути их разошлись, и Варфоломей отправился в Индию и близлежащие к ней страны, проповедуя и исцеляя. Там он также устроил церкви и перевел на их языки Евангелие от Матфея, оставив им Евангелие и на еврейском языке. В Армении он исцелил дочь царя. Царь поднес ему великие дары, но апостол отказался от них, говоря, что главные его дары – это приобретенные для Христа души. Царь и многие его подданные уверовали, апостол и здесь основал Церковь. В городе же Альбанополе (ныне Баку) святого распяли на кресте, но и с креста он проповедовал Спасителя и возносил Ему хвалу. Тогда его вновь предали мучениям и отсекли голову. Фома (Дидим)

Фома – арамейское Тома, по-гречески Дидим, что означает «близнец», в народе его еще прозвали Фома неверный (неверующий), поскольку он известен тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, когда тот, встретив Спасителя по пути в Эммаус, усомнился в Нем. Однако он также был предан Господу и Слову Его во днях пребывания с Ним. По жребию Фоме выпал путь в Индию, к язычникам, о чем Фома опечалился. Однако ему во сне явился Господь и обещал быть с ним. После чего Фома прошел до Индии через Персию, Парфию, Мидию, где претерпевал также страдания и гонения, а в Индии принял мученическую смерть. Левий Матфей

Это имя – греческое, но восходит к древнееврейскому Маттафия (Маттатия) – «дар Господень». Автор первого Евангелия до прихода ко Христу, исполнял ненавидимую всеми должность мытаря – сборщика податей. Он стал двенадцатым апостолом вместо предателя Иуды Искариота. Грешный человек, но, как гласит Предание, он был лучше, чем высокомерные, полные гордыни фарисеи. Когда Господь позвал его за собой, он бросил на дорогу мешок с податями и последовал за Ним. В той радости Матфей приготовил в своем доме угощение, и Господь пришел к нему. Восемь лет по Вознесении Христа он пробыл в Иерусалиме. Перед уходом своим из Иерусалима он записал для христиан города дела и учение Его. Так возникло Евангелие от Матфея – первая книга Ветхого Завета. Тут же оно было переведено на греческий язык, предположительно автор перевода – Иоанн, епископ Иерусалимский. Проповедуя Истину Христову, Матфей прошел Македонию, Персию, Парфию, Мидию, Эфиопию, побывал в Сирии. Около 60 года после Р.Х. первый евангелист принял мученическую смерть. Матфий

Носящий то же имя, что и Левий Матфей, чаще называемый Матфий, он сразу принял учение Христово, ушел из мира и странствовал вместе с Учителем. Он вел свои проповеди в Иудее, Малой Азии, Эфиопии. В средине 60-х годов после Р.Х. по возвращении в Иерусалим он снова благовествовал о Христе как о Мессии. Первосвященник по имени Анан подал на него жалобу, обвинив в богохульстве. После рассмотрения доноса апостола вывели за городскую стену и забили камнями, как до него – первомученика Стефана. Иаков, брат Господень

Иаков младший, сын Алфеев, которого прозвали еще братом Господним, потому что его мать Мария была сестрой Матери Господа (Ин. 19:25), то есть он состоял с Иисусом Христом в двоюродном родстве. Еще его звали – «семя Божественное» за то рвение, с каким он сеял в народах Слово Божие, веру и призывал к благочестию. Он разорял языческие капища, сокрушая идолов с их престолов, волей, данной ему Господом, исцелял людей и изгонял бесов. На первом Иерусалимском соборе первым встал в знак своего согласия с тем, что христиан-неизраильтян надо освободить от следования Моисееву закону. Кроме проповеди в Иудее, благовествовал в Сирии, Месопотамии и Египте, где был распят на кресте, подобно многим из его собратьев-апостолов. Иуда Фаддей, Иаковлев

Иуда – от еврейского Йехуда, «восхваление Господа», а Фаддей – еврейское «похвала», брат апостола Иакова младшего. Ему, как брату Господа по плоти, было сложно убеждать людей в том, что Иисус – Мессия. Но тем не менее он усиленно проповедовал против язычества, утверждая людей в Христовой вере. Его соборное Послание обращено к новопосвященным, в нем он призывает к соблюдению нравственных законов, наставляет в Христовой Истине. Известно, что проповедал он в Иудее, Самарии, Идумее; вместе с апостолами Павлом и Силою проходил по Антиохии, затем посетил Персию и Армению. В Армении, предположительно около 80 года после Р.Х., был схвачен, распят и пронзен на кресте стрелами. Симон Кананит, или Зилот

Второе имя апостола – Кананит происходит от еврейского «канай», или в переводе на греческий – «зелотос», что значит «ревнитель». Родом из Галилейского города Каны, по Преданию, был тем женихом, на бракосочетании которого находился Иисус Христос с Его Матерью и где Спаситель претворил воду в вино (Ин. 2:1–11). Уверовав в Христа, он оставил молодую невесту и прямо с брачного торжества последовал за Христом. Зилот – ревнитель – прилагал многие усилия в своих свидетельствах и обратил в истинную веру многих язычников. Он шел с проповедью по Месопотамии, Египту, Мавритании (Северная Африка). Есть сведения, что вместе с одним из 70 апостолов Аристовулом проповедал и в Британии, где принял мученическую смерть. Другие апостолы, история установления празднества Также к ближайшим апостолам принято причислять апостола Павла, родом из киликийского города Тарса. Прежде – жестокого царя Саула, который предпринимал весьма серьезные гонения на христиан. Его имя, которое по-еврейски звучит как Шавл – «испрошенный у Бога», верно описывает его историю появления среди апостолов, ибо он чудесным образом был призван к служению самим Господом (Деян. 9:1–20). Имя Павел – от латинского Паулюс, меньший, было принято им, чтобы было удобней проповедовать среди населения Римской империи. Его Послания к народам – величайший кладезь апостольской мудрости, ибо одно только определение любви как величайшего Божественного человеческого приоритета есть развернутое, вдохновенное отражение евангельской мудрости о том, что Бог – есть Любовь… Также апостолами называют еще 70 избранных Богом, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Лк. 10:1). Его латинское имя – Луций или Луциан, что переводится как «светлый». Также причислен к апостолам и святой евангелист Марк – латинское «молот». Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн, как мы знаем, именуются евангелистами, Петр и Павел – первоверховными. Среди святых есть те, кто посвятил себя распространению христианского учения среди язычников и другой деятельности, связанной с благовествованием о Христе, их называют равноапостольными – например, святой равноапостольный царь Константин Великий и святая равноапостольная царица Елена. Несмотря на то что установлены дни празднования каждого из 12 апостолов, с древности, приблизительно с IV века, установлен День памяти Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, который Русская Православная Церковь отмечает 30 июня/13 июля. Тогда же святой царь Константин Великий воздвиг в Константинополе храм во имя святых Двенадцати апостолов. Символ веры Святым апостолам мы обязаны кратким изложением христианских догматов – Символом веры, который они, как считается, сложили перед тем, как разойтись на благовествование. Его еще иначе называют – Апостольский Символ веры. Он звучал так: «Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли. И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь». Ныне Православная Церковь не использует начальный вариант, который принят в богослужениях Римско-католической, протестантской и других западных церквей. В богослужениях мы читаем иной, Никейский Символ веры, принятый на Первом Никейском соборе в 327 году, созванном Константином Великим после посрамления ариан и признания Бога-Сына – Единосущным Отцу. Вот эти слова, которые мы, православные христиане, произносим уже семнадцать веков в русифицированном переводе: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую руку) Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь». Апостольский подвиг благовествования продолжается ежедневно и будет вечно идти, не прекращаясь до скончания времен. Иоанн Златоуст так пишет о них в своих «Творениях»: «Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю. Они (т.е. апостолы) были рыбарями, они и умерли, но сети их действуют и ныне, о чем свидетельствует множество ежедневно получающих спасение. Они были виноградарями, и, по их смерти, виноградные лозы доселе зеленеют своими листьями и обременены плодом»7. *************************************************************************************** 1Вифиния- древнее государство, существовавшее на севере Анатолии (ныне Турции) с V века до н. э. 2Пропонтий – древнее название Мраморного моря. 3Халкидон – древний греческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. 4Фра́кия - историческая и географическая область на востоке Балкан. Ныне часть ее относится к Болгарии 5Фессали́я – так называлась территория на северо-востоке Греции, побережье Эгейского моря. 6Аха́йя – область на севере Балканского полуострова. 7Святой Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. СПб., 1897. С. 863. ***********************************************************************************

30.06/13.07. - Собор славных и всехвальных 12 Апостолов

Собор 12 Апостолов

Собор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых – древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после .

Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть міру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны , Иаков, Симон (нареченный ), и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога .

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, – проткнут копьями. Один лишь святой скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

1. Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.
2. Андрей Первозванный , брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.
3. Иаков Заведеев , брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.
4. Иоанн Богослов , евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.
5. Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.
6. Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.
7. Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.
8. Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.
9. Иаков Алфеев , брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.
10 Иуда Иаковлев , или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.
11 Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.
12 Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее , Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний праздник. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как .

Еще позже, через несколько лет после , Им был призван на служение Савл, ставший . Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.

Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два "взвода" в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владиміра, Крестителя Руси.

Кто из апостолов "больший"?

Особо коснемся в этот праздник вопроса об иерархии почитания апостолов Церковью. Священное Писание на формально-иерархические различия среди апостолов нигде не указывает. Наоборот: во время Тайной вечери, когда апостолы затеяли спор о том, «» (то было одно из проявлений их человеческого несовершенства), Христос «сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий » (Лк. 22:24-26).

Этому не противоречат рассказы евангелистов о том, что Петра, Иоанна и Иакова Спаситель неоднократно выделял, делая их свидетелями важнейших событий: Преображения на горе Фавор (Мф. 17:1; Мр. 9:2; Лк. 9:28), ночной молитвы в Гефсиманском саду накануне взятия под стражу (Мф. 26:37; Мр. 14:33) и др.

Католики (то есть западные христиане) выделили из всех апостолов Петра по причине своей гордыни первенства его Римского престола (первой имперской столицы) в споре с восточными епископами, и особенно в связи с учреждением новой столицы православной Империи в Константинополе. Унаследованная от Петра Римская кафедра должна была придавать им больший авторитет в политических и богословских спорах.

Католики основывают первенство кафедры св. апостола Петра на ряде мест Священного Писания, где показано первенствующее положение Петра среди других учеников. Не только в общих списках апостолов он называется первым, но также среди троих избранных (Лк. 8:51; Мф. 17:1; Мр. 14:33 и др.). Выражение «Петр же и бывши с ним» (Лк. 9:32), несколько раз встречающееся в Евангелии, также подтверждает его авторитет среди др. учеников. Господь особым образом выделял и дом Петра (Мф. 8:14; Мр. 1:29-30; Лк. 4:38). Христос совершает чудо, чтобы заплатить за Себя и Петра подать на храм (Мф. 17:25–27). Деяния рассказывают о его руководящей роли в избрании двенадцатого апостола вместо Иуды (Деян. 1:15–26), в день Пятидесятницы (Деян. 2:14–36) и др. случаях.

Главное же, на что указывают католики: от имени двенадцати апостолов именно Петр первым исповедовал Иисуса Сыном Божиим, на что Спаситель сказал ему знаменитые слова: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:16-19).

Однако тут же, когда Петр по-человечески не понял слов Христа о грядущих страданиях и пытался Его остановить, Господь резко «сказал Петру: отойди от Меня, сатана ! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16. 23). И именно Петр из всех апостолов трижды отрекся от Христа . Об этом повествуется в той же главе, где Христос в споре апостолов о том, «кто из них должен почитаться большим », утверждает равенство между ними, он предупреждает Петра, фактически ставя его ниже других: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34). В день Своего воскресения Христос повелевает Марии Магдалине и другим мироносицам: «Идите и скажите ученикам Его и Петру...» (Мр. 16:7), – то есть отделяет его, павшего, от других учеников.

После глубокого раскаяния Петра Христос восстановил его в апостольском лике (Ин. 21:15–19). Но все это вместе взятое не дает никаких оснований считать Петра иерархически более высоким в сравнении с другими. Даже если в приведенных выше примерах Петру принадлежала, действительно, наиболее деятельная роль среди двенадцати апостолов, «это был примат не власти, а авторитета, старшинства, который притом принадлежал ему в соединении со всеми, но не без всех и не помимо всех», – отмечают православные богословы.

Разумеется, православное богословие решительно стоит и на том, что особо уважительное место Петра среди апостолов не дает ни малейшего основания для утверждения примата римской кафедры. (Можно указать и на то, что не менее, а скорее более всех Христос, пожалуй, выделил апостола Иоанна, поручив ему попечение о Своей Матери. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се сын твой. И потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе ». – Ин. 19:26-27. К тому же за апостолом Иоанном не было отступничества, на иконе Тайной вечери он изображен как наиболее близкий ко Христу, его земное служение продлилось дольше всех и именно ему были открыты Господом в Апокалипсисе грядущие судьбы міра.)

Именно гордое и рациональное наследие могучего первого Рима стало тем уязвимым местом западной церкви, которое дало возможность антихристианским силам ввести римских епископов (пап) в соблазн борьбы за первенство, а затем и за земную политическую власть ("вязать и "решить на земле"), увлекая христианский Запад на путь апостасии – отступления от истинного христианства.

Это было заметно уже в принятии папами языческого титула "понтифик" (Pontifex Maximus – верховный жрец, ведавший также строительством мостов), который носили дохристианские императоры. Выражением этой властной гордыни папства стала и незаконная коронация папой в 800 году собственного "римского императора" (при существовавшем законном в восточной части Римской империи), и "отлучение Римом от церкви" Константинопольского Патриарха в 1054 году из желания папы самому утвердиться в качестве единоличного первоиерарха. Такова была подлинная причина тогдашнего церковного раскола: властно-политическая, а не богословская.

Этими земными целями были продиктованы и папистские искажения вероучения, нарушившие постановления Вселенских Соборов (якобы Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и "от Сына", Богочеловека; якобы не только Иисус Христос, но и Божия Матерь была зачата Ее родителями вне первородного греха). Понимание природы греховности земного мiра здесь явно искажается. Помимо гордыни первенства, якобы дающего римским папам право подобных самовольных вероучительных нововведений, почти все они имели приземляющий общий знаменатель: вытеснение небесной цели спасения человека – "христианизацией" земли для власти над ней. Отсюда и стремление высшего католического духовенства, в нарушение принципа симфонии властей, подменить собою государственную власть (с параллельной чиновничьей иерархией в виде кардиналов, легатов, нунциев; Ватикан считает себя государством), и превращение Церкви в дисциплинированную армию по "христианизации", и "приспособительная" мораль иезуитов ("святая цель оправдывает любые средства").

Из потребностей такого политического властвования гордыня политического первенства римской кафедры в дальнейшем развилась в католичестве в совершенно несуразный догмат "непогрешимости" Римских пап в делах веры как "наместников Христа" на земле, чья власть превосходит решения Соборов. Этот догмат был веден еще в ХI веке папой Григорием VII именно в связи с отколом западной церкви от Православия (1054 г.) и официально утвержден в 1870 году уже как обоснование безпрекословного подчинения всех епископов Ватикану.

В Православной же Церкви «епископам всякаго народа подобает знати перваго из них и признавати его как главу и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии... но и первый [первоиерарх] ничего не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие...» (Апостольское правило 34).

К статье преосвященного епископа Александра следует добавить, что Апостольские правила предусматривают извержение из сана и отлучение от Церкви духовенство, как недостойное апостольской преемственности, за целый ряд канонических нарушений и преступлений. В частности, из наиболее актуальных сегодня правил следует напомнить (курсив наш): «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен... » (прав. 45). То же, если кто «в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священного извержен, и отлучен» (прав. 65). «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их ...: да будет извержен. Аще же мiрянин: да будет отлучен» (прав. 70). Новостильников прямо касается извержение из сана за недопустимое празднование Пасхи: «аще кто... с иудеями праздновати будет» (прав. 7).
Извержение из сана предусматривается за развод, блуд и прелюбодеяние, содомский грех, клятвопреступление, воровство и многие другие грехи, а также за сребролюбие: участие в процентных финансовых операциях (см.: 17 правило I Вселенского Собора; 10 правило VI Вселенского Собора; 4 правило Лаодикийского Собора и др.). 23 правило VI Вселенского Собора запрещает требовать деньги за таинства : «Ибо благодать не продаваема: и мы не за деньги преподаем освящение Духа... Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен...». С деньгами связано и такое важное правило: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется... » (прав. 29). Очень актуально с советских времен и поныне также правило 30: «Аще который епископ, мiрских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним ».

В этот же день празднуется память прп. Петра, Ростовского чудотворца (†1290). Он был царевичем Ордынским, племянником хана Золотой Орды Берке. Под влиянием бесед с епископом ростовским Кириллом, приезжавшим в Орду, в 1257 г. тайно ушел в Ростов и там крестился. Основал на берегу озера Неро Петровский монастырь. Прп. Петр отличался любовью к молчанию, богомыслию и молитве. Прожил долгую жизнь и почил в глубокой старости.

Практически в каждой мировой религии помимо фигуры посланника Господа или пророка присутствует ряд людей, которые помогали распространять веру. В христианстве такими людьми являются апостолы, для почитания которых используется соответствующая икона 12 апостолов, где изображаются самые ближайшие ученики Христа, великие проповедники христианской веры.

По-гречески слово апостол и означает посланник, то есть указывает на основную деятельности этих людей. Они были посланы Христом для того чтобы распространять его веру по всей земле.

Проповедовать апостолы начали после Воскресения Христа и то не сразу, а после Пятидесятницы, когда обрели дары Духа Святого.

Кто стал апостолами

На самом деле группа учеников Христа сформировалась не сразу. Даже после знакомства со Спасителем многие апостолы продолжали рыбачить и оставили свои занятия только после чудес, которые Он явил. Теперь они стали «ловцами человеков», а не рыб.

Помимо сформировавшейся группы из 12 наиболее близких учеников была и другая из 70 апостолов. Они разделились на пары, и каждая имела свободный выбор страны для проповеди.

Самые близкие ученики в свою очередь наделялись большими задачами, но и большими возможностями. Для того чтобы они могли проповедовать в языческих странах Господь даровал им не только стойкость, но и возможность являть различные чудеса и распространять благодать. Таким образом апостолы имели возможность подкреплять веру простых людей и привлекать оных к истинной вере.

Имена 12 святых апостолов

Кратко расскажем про каждого изображенного на иконе 12 апостолов.

  • Петр. Стал первым римским епископом и при этом был распят в Риме перевернутым. Проповедовал по странам Востока и Малой Азии, а также в Британии.
  • Андрей Первозванный. Особенно ценен для жителей России, так как на этой территории он проповедовал, а также в Македонии, Фракии и Византии. Брат Петра. Распят в Патрах на Х-образном кресте.
  • Иаков Заведеев. Является братом Иоанна Богослова, вел проповедь в Испании. Погиб от меча в Иерусалиме.
  • Иоанн Богослов. Единственный апостол, который мирно почил от старости. Автор известного откровения, евангелист.
  • Филипп. Нес проповедь по территориям Аравии и Эфиопии, Греции и Фригии, где был распят перевернутым.
  • Варфоломей. Составлял компанию Филиппу в его путешествиях, также ездил в Индию и Армению, где тоже был распят и тоже вниз головой, дополнительно язычники заботливо содрали с него кожу. Мощи частично располагаются в Риме.
  • Фома. Тот самый, которого Христос укрепил в вере, проповедовал в Парфии, Мидии, Персии, Индии, где был пронзен копьями и оставил бренный мир. Часть мощей осталась в Индии, городе Эдесс, остальные в Венгрии и Константинополе.
  • Матфей. Является первым евангелистом, нес проповедь по землям Сирии и Македонии, был распят в Африке, после чего сожжен и, вероятно, съеден людоедами.
  • Иаков Алфеев. Является братом Матфея, проповедовал в Палестине, Иудее, Эдессе, Газе и Египте, где был распят.
  • Иуда Иаковлев. Является братом Христа, проповедовал на территории современного Ближнего Востока. Распят, и пронзен стрелами в Армении.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Северной Африки и в Абхазии, где был распят на кресте.
  • Матфий. Он заменил Иуду Искариот, которого, по понятным причинам, из числа апостолов исключили. Проповедовал в Македонии, Колхиде и Иудее, где был побит камнями.

Как видите, только единственный из тех, кто включен в композицию иконы святых апостолов завершил свой земной путь мирно. Остальные были поруганы и преданы мученической гибели наподобию Христа. Тем не менее, как свидетельствуют христианские источники, каждый апостол достойно выполнил собственное дело.

Дополнительно следует отметить Павла (Савл) которого не наблюдается ни в числе 12, ни в числе 70 апостолов. Тем не менее, он относится к первоверховным апостолам (наряду с Петром) и был призван на служение самим Христом, после Воскресения.

Значение иконы Иисус Христос и 12 апостолов

Иконописное изображение включает в себя самых первых христианских подвижников, именно благодаря этим людям, остальные верующие узнали о пути ко Спасению. Помимо этого они просто совершили немало пользы на земле и помогали людям, являя собой идеалы человеколюбия и кротости. Поэтому значение этих личностей и молитвы перед иконой двенадцати апостолов для каждого православного было и остается весьма существенным.

По значению икона 12 апостолов помогает в примирении между людьми и исцеление недугов. Помимо этого апостолы также считаются защитниками от злых духов.

Молитва перед иконой 12 апостолов

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!

Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В этот день Церковь празднует память двенадцати ближайших учеников Спасителя, святых апостолов Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Избранные Христом на служение, Его ученики стали теми, кто донес до всех краев населенного мира весть о Христе и всей своею жизнью явили пример преданности вере христианской. Апостольское слово поныне согревает нас и дает нам мудрый отеческий совет.

«Апостол» в переводе с греческого означает – «посланник», «слуга». Христос избрал себе первых двенадцать учеников, которые прошли с Ним весь Его земной путь, видели чудеса Его, слышали Его проповедь из самых уст Его. Они имели счастье быть при Нем, Им избранные. Но им же довелось вместе с Богоматерью, женами-мироносицами, Иосифом Аримафейским пережить часы глубочайшей скорби, когда Он был распят, и потрясение святой радости, узнав о Его Воскресении. Им Он явился в Эммаусе перед тем, как вознестись к Своему Отцу. Они получили благодать Святого Духа проповедовать на разных языках, исцелять больных, изгонять бесов и до конца дней своих служили Ему так, как если бы Он был рядом во плоти. А Он – действительно всегда был рядом, как во все века после Рождества Христова находится рядом с каждым, кто уверует в Него и доверится Ему…

Их было двенадцать, и у каждого была своя судьба, о них сохранились разные по объему сведения – о ком-то больше, о ком-то меньше, но неразлучно они были связаны одним – пожизненным радостным и трудным служением Ему.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении.

Вот кто были святые апостолы. Вспоминая сегодня их особенную близость ко Господу, их великие болезни и труды во славу Божию и ради нашей святой веры, будем молиться им с благоговением и стараться подражать им, если не в апостольской деятельности, которая не для всех предназначена, то, во всяком случае, в неотступном последовании Христу и искреннем, жертвенном служении Ему.

Краткие жития апостолов Христовых

Андрей Первозванный

В переводе с греческого Андреас – «мужественный». Брат Симона (Петра), прозван в Священном Предании Первозванным, поскольку был учеником Иоанна Крестителя и стал первым, кого Спаситель позвал за Собой.
Он всем сердцем принял учение Христово, оставил суетную мирскую жизнь, отрекся и от супружества, предпочтя его радостям телесное целомудрие. Это его вместе с братом его Петром, называвшемся ранее Симоном, Господь призвал следовать за ним с берега моря Галилейского, он и пошел за Христом, чтобы никогда уже не свернуть с этого пути. По принятии Духа Святого он пошел по землям, назначенным ему жребием – Вифинийской, Пропонтидской с Халкидоном и Византией, Фракии и Македонии, по местам, которые лежали до Черного моря и Дуная. Он прошел Фессалию, Грецию, Ахайю6, Аманитин, дойдя в апостольских странствиях до Днепра и Киевских гор. Близ Киева апостол водрузил крест, предрекая, что здесь и произойдет Крещение Руси… На долю его, как и на долю большинства апостолов, выпало много тяжких испытаний, но он продолжал свидетельствовать о вере Христовой, стяжая в Церковь Его новых и новых последователей, и окончил земной свой путь, как и Учитель его, – на кресте. Только доски того креста по-иному были сбиты – символ его светится на знамени моряков: косой белый крест на голубом поле. Это память о том, что Андрей Первозванный пересекал моря, стоя на плоском камне, – так велика и истинна была его вера.

Симон (Петр)

Симон, иначе – Шимон, «услышанный в молитве», сын Ионы, нареченный позже Петром. Греческое «петрос», по-арамейски «кифа», переводится как «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Любовь Петра к Иисусу была горяча, но испытана искушением. Чтобы эта любовь была понята им самим, она укрепилась через труд совести, поскольку трижды Петр отрекался от Него, трижды горько раскаивался и трижды был прощен Им. Следуя за Христом, он сам вместе с другими учениками был свидетелем многих чудес Его, а после сошествия на него и других апостолов Святого Духа в своих проповеднических трудах, в своих двух соборных Посланиях оставил нам мудрое апостольское слово. Сила его чудодеяния была так велика, что там, где он проходил, «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:15). И когда Ирод заключил его в темницу, то Господь послал ангела Своего, и тот вывел волею Господней апостола из темницы. (Деян.12:1–17). Как и апостол Андрей, он был распят римлянами, но вниз головой, ибо счел дерзновенным уподобиться Спасителю на кресте, и преклонил в смертный час голову под ноги Его.

Иаков Зеведеев

Иаков, чье имя произошло от еврейского глагола «акав» – «побеждать», сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 гг. после Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего Алфеева его называют Иаковом старшим. Его брат – святой евангелист Иоанн и апостол Петр были среди самых близких Господу. Кроме его соборного Послания, о нем существует мало исторических сведений, но известно, что служение ему было назначено Господом в Испании. Известно также, что во время гонения на христиан, после своего возвращения в Иерусалим, где вновь провозглашал среди иудеев Христа как Божьего Мессию, он стал первым мучеником среди апостолов и был по приказу Ирода Агриппы обезглавлен мечом в период между 44–47 годами после Р.Х.

Иоанн Богослов, брат Иакова

Греческое имя Иоаннес происходит от еврейского Иоханан, «Господь милостив». Иоанн, также сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего, автор четвертого Евангелия, которое в богословии считается самым глубоким по духовно-философскому содержанию, и потому научаемым в вере его рекомендуется читать после изучения первых трех и некоторых книг Ветхого Завета, дабы оно было основательнее понято. Сам святой евангелист также, по Преданию, говорил, что в первых трех Евангелиях слишком много описания земного пути Христа и недостаточно о Божественном его происхождении. К тому же он добавил описание тех чудес и событий, которые не были до того упомянуты, и оттого некоторые факты из земной жизни Христа могли быть не слишком ясно истолкованы только лишь на основании сведений из первых трех Евангелий. Иоанн Богослов также является автором Откровения (Апокалипсиса). Он был особо любим Господом за исключительную доброту, мягкость нрава и душевную чистоту. Вместе с Петром он готовил Тайную вечерю на Пасху, был единственным из апостолов, который находился у Креста Господня на Голгофе. До 70 года он оставался в Иерусалиме, где руководил первохристианской общиной до самого Успения Пресвятой Богородицы, поскольку на него была возложена обязанность заботы о Ней. После Успения в 70 году после Р.Х. удалился в Малую Азию. Здесь он основал несколько церквей. Евангелие было им написано в г. Ефесе, когда уже были созданы первые три Евангелия – от Матфея, Луки и Марка. В отличие от своих 11 собратьев Иоанн Богослов стал единственным из них, кто окончил свои дни в своем доме, и последним на земле, кто воочию видел Господа (ок. 105–106 годов после Р.Х. в возрасте 100 лет и 7 месяцев). Он не был казнен, но также во время своего служения претерпел многие муки за веру.

Филипп из Вифсаиды

Филипп – в переводе с греческого «любящий лошадей», уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин.1:44). Он имел хорошее образование – с детских лет родители отдали его обучаться грамоте. Читая книги Ветхого Завета, пророчества о пришествии Мессии, юный Филипп мечтал о встрече с Господом. Он был послан свидетельствовать о Боге в Галилее, затем среди язычников в Элладе, в его апостольском странствии с ним находилась его сестра – девица Мариамна. Здесь они подверглись гонениям, побиваниям камнями, но вдруг гонители ослепли, и только по молитвам апостола о них прозрели вновь. Он проповедовал далее в Эфиопии, Парфии, Аравии – южных областях Малой Азии и на территории Северной Африки. В путях по Малой Азии он и Мариамна встретились с апостолами Иоанном Богословом и Варфоломеем. Расставшись с Иоанном, вместе со святым Варфоломеем они пришли во фригийский город Иераполь. Языческие жрецы города, услышав проповеди апостолов, подали на них жалобу градоначальнику. Все трое были схвачены, и Филиппа, и Варфоломея распяли на крестах вниз головой, подобно Петру, около языческого капища. Но тут случилось страшное землетрясение, в котором погибли многие горожане. Испугавшись, горожане умолили начальника освободить апостолов. Однако Филипп к тому времени уже отошел ко Господу, а Варфоломей был жив.

Варфоломей (Нафанаил)

Варфоломей, что в переводе с арамейского означает сын Талмая, Нафанаил – от еврейского Нетанэл, «дар Божий», уроженец Каны Галилейской. О нем Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства (Ин.1:47).

После похорон апостола Филиппа Варфоломей со святой блаженной девицею Мариамной пробыли еще какое-то время в Иераполе, основав там Церковь Христову. Затем пути их разошлись, и Варфоломей отправился в Индию и близлежащие к ней страны, проповедуя и исцеляя. Там он также устроил церкви и перевел на их языки Евангелие от Матфея, оставив им Евангелие и на еврейском языке. В Армении он исцелил дочь царя. Царь поднес ему великие дары, но апостол отказался от них, говоря, что главные его дары – это приобретенные для Христа души. Царь и многие его подданные уверовали, апостол и здесь основал Церковь. В городе же Альбанополе (ныне Баку) святого распяли на кресте, но и с креста он проповедовал Спасителя и возносил Ему хвалу. Тогда его вновь предали мучениям и отсекли голову.

Фома (Дидим)

Фома – арамейское Тома, по-гречески Дидим, что означает «близнец», в народе его еще прозвали Фома неверный (неверующий), поскольку он известен тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, когда тот, встретив Спасителя по пути в Эммаус, усомнился в Нем. Однако он также был предан Господу и Слову Его во днях пребывания с Ним. По жребию Фоме выпал путь в Индию, к язычникам, о чем Фома опечалился. Однако ему во сне явился Господь и обещал быть с ним. После чего Фома прошел до Индии через Персию, Парфию, Мидию, где претерпевал также страдания и гонения, а в Индии принял мученическую смерть.

Левий Матфей

Это имя – греческое, но восходит к древнееврейскому Маттафия (Маттатия) – «дар Господень». Автор первого Евангелия до прихода ко Христу, исполнял ненавидимую всеми должность мытаря – сборщика податей. Матфей стал двенадцатым апостолом вместо предателя Иуды Искариота. Грешный человек, но, как гласит Предание, он был лучше, чем высокомерные, полные гордыни фарисеи. Когда Господь позвал его за собой, он бросил на дорогу мешок с податями и последовал за Ним. В той радости Матфей приготовил в своем доме угощение, и Господь пришел к нему. Восемь лет по Вознесении Христа он пробыл в Иерусалиме. Перед уходом своим из Иерусалима он записал для христиан города дела и учение Его. Так возникло Евангелие от Матфея – первая книга Ветхого Завета. Тут же оно было переведено на греческий язык, предположительно автор перевода – Иоанн, епископ Иерусалимский. Проповедуя Истину Христову, Матфей прошел Македонию, Персию, Парфию, Мидию, Эфиопию, побывал в Сирии. Около 60 года после Р.Х. первый евангелист принял мученическую смерть.

Матфий

Носящий то же имя, что и Левий Матфей, чаще называемый Матфий, он сразу принял учение Христово, ушел из мира и странствовал вместе с Учителем. Он вел свои проповеди в Иудее, Малой Азии, Эфиопии. В средине 60-х годов после Р.Х. по возвращении в Иерусалим он снова благовествовал о Христе как о Мессии. Первосвященник по имени Анан подал на него жалобу, обвинив в богохульстве. После рассмотрения доноса апостола вывели за городскую стену и забили камнями, как до него – первомученика Стефана.

Иаков, брат Господень

Иаков младший, сын Алфеев, которого прозвали еще братом Господним, потому что его мать Мария была сестрой Матери Господа (Ин. 19:25), то есть он состоял с Иисусом Христом в двоюродном родстве. Еще его звали – «семя Божественное» за то рвение, с каким он сеял в народах Слово Божие, веру и призывал к благочестию. Он разорял языческие капища, сокрушая идолов с их престолов, волей, данной ему Господом, исцелял людей и изгонял бесов. На первом Иерусалимском соборе первым встал в знак своего согласия с тем, что христиан-неизраильтян надо освободить от следования Моисееву закону. Кроме проповеди в Иудее, благовествовал в Сирии, Месопотамии и Египте, где был распят на кресте, подобно многим из его собратьев-апостолов.

Иуда Фаддей, Иаковлев

Иуда – от еврейского Йехуда, «восхваление Господа», а Фаддей – еврейское «похвала», брат апостола Иакова младшего. Ему, как брату Господа по плоти, было сложно убеждать людей в том, что Иисус – Мессия. Но тем не менее он усиленно проповедовал против язычества, утверждая людей в Христовой вере. Его соборное Послание обращено к новопосвященным, в нем он призывает к соблюдению нравственных законов, наставляет в Христовой Истине. Известно, что проповедал он в Иудее, Самарии, Идумее; вместе с апостолами Павлом и Силою проходил по Антиохии, затем посетил Персию и Армению. В Армении, предположительно около 80 года после Р.Х., был схвачен, распят и пронзен на кресте стрелами.

Симон Кананит, или Зилот

Второе имя апостола – Кананит происходит от еврейского «канай», или в переводе на греческий – «зелотос», что значит «ревнитель». Родом из Галилейского города Каны, по Преданию, был тем женихом, на бракосочетании которого находился Иисус Христос с Его Матерью и где Спаситель претворил воду в вино (Ин. 2:1–11). Уверовав в Христа, он оставил молодую невесту и прямо с брачного торжества последовал за Христом. Зилот – ревнитель – прилагал многие усилия в своих свидетельствах и обратил в истинную веру многих язычников. Он шел с проповедью по Месопотамии, Египту, Мавритании (Северная Африка). Есть сведения, что вместе с одним из 70 апостолов Аристовулом проповедал и в Британии, где принял мученическую смерть.

Другие апостолы, история установления празднества

Также к ближайшим апостолам принято причислять апостола Павла, родом из киликийского города Тарса. Прежде – жестокого царя Саула, который предпринимал весьма серьезные гонения на христиан. Его имя, которое по-еврейски звучит как Шавл – «испрошенный у Бога», верно описывает его историю появления среди апостолов, ибо он чудесным образом был призван к служению самим Господом (Деян. 9:1–20). Имя Павел – от латинского Паулюс, меньший, было принято им, чтобы было удобней проповедовать среди населения Римской империи. Его Послания к народам – величайший кладезь апостольской мудрости, ибо одно только определение любви как величайшего Божественного человеческого приоритета есть развернутое, вдохновенное отражение евангельской мудрости о том, что Бог – есть Любовь…

Также апостолами называют еще 70 избранных Богом, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Лк. 10:1). Его латинское имя – Луций или Луциан, что переводится как «светлый». Также причислен к апостолам и святой евангелист Марк – латинское «молот».

Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн , как мы знаем, именуются евангелистами, Петр и Павел – первоверховными. Среди святых есть те, кто посвятил себя распространению христианского учения среди язычников и другой деятельности, связанной с благовествованием о Христе, их называют равноапостольными – например, святой равноапостольный царь Константин Великий и святая равноапостольная царица Елена.

Несмотря на то что установлены дни празднования каждого из 12 апостолов, с древности, приблизительно с IV века, установлен День памяти Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, который Русская Православная Церковь отмечает 30 июня/13 июля. Тогда же святой царь Константин Великий воздвиг в Константинополе храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Символ веры

Святым апостолам мы обязаны кратким изложением христианских догматов – Символом веры, который они, как считается, сложили перед тем, как разойтись на благовествование. Его еще иначе называют – Апостольский Символ веры . Он звучал так:

«Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли. И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь ».

Ныне Православная Церковь не использует начальный вариант, который принят в богослужениях Римско-католической, протестантской и других западных церквей. В богослужениях мы читаем иной, Никейский Символ веры , принятый на Первом Никейском соборе в 327 году, созванном Константином Великим после посрамления ариан и признания Бога-Сына – Единосущным Отцу.

Вот эти слова, которые мы, православные христиане, произносим уже семнадцать веков в русифицированном переводе:

«В ерую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую руку) Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. А минь ».

Апостольский подвиг благовествования продолжается ежедневно и будет вечно идти, не прекращаясь до скончания времен. Иоанн Златоуст так пишет о них в своих «Творениях»: «Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю. Они (т.е. апостолы) были рыбарями, они и умерли, но сети их действуют и ныне, о чем свидетельствует множество ежедневно получающих спасение. Они были виноградарями, и, по их смерти, виноградные лозы доселе зеленеют своими листьями и обременены плодом ».

13 июля из года в год православная церковь отмечает праздник 12 апостолов, учеников Иисуса Христа. Это важный день для всех христиан. Святые апостолы чествуются церковью с 4 века.

Собор 12 апостолов празднуется на следующий день после дня памяти Павла и Петра — двух первоверховных святых. Ранее мы рассказывали об этих двух апостолах, которые отдали свои жизни за чистую веру и любовь к Богу. Петр входит в состав 12 главных апостолов.

12 апостолов

Апостол в переводе означает «слуга Божий». К этим 12 избранным относятся все его ближайшие ученики. Они оставили свои жизни и полностью посвятили себя Христу и его миссии.

Конечно, и они сомневались, даже у них были трудности с пониманием слов Иисуса. Многие из них были не уверены в том, что делают все правильно, однако в конце всем открылась истина. Как известно, один из избранных апостолов даже предал Христа. Все это еще раз намекает на истинную человеческую сущность — мы всегда сомневаемся и требуем доказательств существования Бога. За свои муки и страдания они заслужили присутствовать на Страшном Суде, но не рядом с другими людьми, а рядом с Господом.

  • Петр. Первоверховный апостол, был распят вниз головой, чтобы взирать на Бога снизу вверх.
  • Андрей Первозванный. Брат апостола Петра, который был распят на кресте в форме буквы Х. Этот символ является знаменем русского флота.
  • Матфий. Выбран апостолом после предательства Иуды. Был избит камнями.
  • Симон Зилот. Проповедовал в Абхазии, за что был распят на кресте.
  • Фаддей. Брат Господа по плоти. Был казнен за веру в Христа в Армении.
  • Матфей. Был сожжен в Египте.
  • Иаков Алфеев. Брат Матфея. Также умер в Африке.
  • Фома, который не верил в Воскресение Христа. Проповедовал в Индии и Азии. Казнен в Индии.
  • Варфоломей. Проповедовал в Азии вместе с Филиппом. Казнен в Армении, умер в нечеловеческих муках.
  • Филипп. Нес веру и крест вместе с Варфоломеем. Казнен на кресте.
  • Иоанн Богослов. Мирно умер в Ефесе. Евангелист, проповедник.
  • Иаков Заведеев. Брат Иоанна, убит в Иерусалиме.

Как видно, только Богослов умер своей смертью. Все эти люди были великими мучениками, потому что приняли ужасные муки за свою веру в Бога. Так как они были самыми первыми, то удостоились быть рядом с Иисусом Христом и после смерти.

В честь 12 апостолов было построено много церквей, в том числе и в России. В 17 веке в честь самых преданных учеников была построена церковь в Кремле.

Традиции 13 июля

День 13 июля считается также и народным праздником, потому что в России он всегда объединял людей в попытках стать ближе к Богу. 13 числа принято посещать храмы и молиться за себя и свою семью. Если у вас не получается придти в церковь, прочтите молитву 12 апостолам дома:

О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые, и помозите нам, рабам Божиим (имена), вашим всемощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков.

На Собор 12 апостолов принято помогать не только близким или родственникам, но и людям в целом. Если кто-то попросит у вас помощи, то не отказывайте ему.

Также 13 июля люди просят друг у друга прощения и мирятся. Это великий день для всех христиан, так что обиды забываются.

Мы желаем вам удачи и крепкой веры в Бога. Конечно, этот день 12 апостолов не входит в число 12 главных праздников , но он не менее важен для всех верующих людей. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Похожие статьи