Ямамото вторая мировая война. Исороку Ямамото — маршал Японии, адмирал флота. Образ в искусстве и медиа

02.07.2020

18 апреля 1943 года в ходе инспекционной поездки на остров Бугенвиль самолет с Главнокомандующим объединенным флотом Исороку Ямамото на борту был сбит американскими истребителями. Все члены экипажа и пассажиры, в том числе и легендарный адмирал, погибли...


Ямамото Исороку
4 апреля 1884 года - 18 апреля 1943 года

Ямамото родился в Нагаоке 4 апреля 1884 года.
Образование получил в Военно-морской академии (1904), Военно-морском штабном колледже (1915) и Гарвардском университете (1916).

Забавный факт - при поступлении в военно-морскую академию Исороку, составляя прошение о зачисление, заявил своей целью, по получении офицерского звания, "ответить на визит коммодора Перри".
Как известно, в феврале 1854 года американская эскадра под командованием коммодора Перри зашла в японскую гавань Эдо флотом в девять военных кораблей, где Перри потребовал, чтобы Япония подписала с США договор о сотрудничестве в торговой сфере, пригрозив, в случае отказа, вернуться с еще более мощным флотом и предложеним куда более суровых условий...

Ямамото окончил военно-морскую академию в 1904 году, и почти сразу после выпуска оказался в центре Русско-Японской войны, приняв участие в знаменитом Цусимском сражении, где полностью была уничтожена и частью рассеяна русская 2-я Тихоокеанская эскадра. В этой битве молодой японский офицер потерял два пальца левой руки и получил тяжелое ранение в ногу.

По окончании первой мировой войны Ямамото был командирован в США в Гарвардский университет для изучения английского языка (с апреля 1919 по май 1921). Живя в Бостоне, он стал первоклассным игроком в покер. Эта увлекательная карточная игра, требующая знания психолога, вполне соответствовала его темпераменту. Кроме карт и языка японский офицер интересовался также проблемой бесперебойного обеспечения флота горючим, понимая, что грядущий конфликт неизбежно будет связан с возможностями экономик участвующих в нем держав.

По возвращении на родину Ямамото вскоре стал известен как эксперт в области строительства и применения морской авиации, которой предстояло сыграть решающую роль в следующей войне. В июне 1923 - марте 1924 совершил поездку по Европе и США.

Преподавал в Военно-морской академии, в 1925 командир учебного от ряда морской авиации.

С 1.12.1925 по 15.11.1927 военно-морской атташе в Вашингтоне. За два года пребывания на этой должности Ямамото тщательно изучил ВМФ США. Приговор его им был достаточно категоричен: "Это не военный флот, это – клуб любителей гольфа и бриджа", однако иллюзий относительно экономической мощи Америки он никогда не питал.

С 20.8.1928 командир легкого крейсера «Исудзу».
10.12.1928 - авианосца «Акаги».
В сентябре того же года Исороку Ямамото перевели в Главный штаб морской авиации. В октябре 1933 года адмирал был назначен командующим 1-м авианосным флотом.

С 3.10.1933 командующий 1-м авианосным соединением, руководил созданием в Японии прекрасно подготовленной морской авиации. Добился принятия новой программы строительства самолетов для морской авиации (к 1940 их число достигло 4768 штук).

В октябре 1933 года адмирал был назначен командующим 1-м авианосным флотом. Через два года он получил звание вице-адмирала и одновременно стал заместителем военно-морского министра и главнокомандующим 1-м флотом.

Один из инициаторов начала войны с США, однако настаивал, что война должна завершиться в течение двух-трех лет, поскольку, по его мнению, Япония не сможет выдержать более длительного конфликта. «В первые 6-12 месяцев войны я продемонстрирую непрерывную цепь побед. Но если противостояние продлится 2-3 года, у меня нет никакой уверенности в окончательной победе», - заявил Ямамото. Именно из этого Ямамото исходил, планируя уничтожение неожиданным ударом главных сил американского флота на базе в Пёрл-Харборе. В 1941-43, начиная с бомбардировки Пёрл-Харбора (7.12.1941), лично руководил действиями японского ВМФ (флагман - линейный корабль «Ямато»).

При Пёрл-Харборе США потеряли 6 линкоров, крейсер, 2 танкера, 13 кораблей получили повреждения, на аэродромах уничтожено ок. 300 самолетов, погибло ок. 1500 чел. Потери Японии составили 28 самолетов.

За победой в сражении на базе Перл-Харбор последовали успехи объединенного флота в операциях в Ост-Индии в январе-марте 1942 года и в Индийском океане в апреле 1942. В июне того же года Ямамото руководил операцией по захвату атолла Мидуэй, целью которой была попытка навязать американцам генеральное сражение. Японии выступила в нее с силами, невиданными доселе в военно- морской истории. Флот Ямамото состоял из восьми авианосцев, десяти линейных кораблей, двадцати одного крейсера, девяти миноносцев и пятнадцати крупных подводных лодок. На палубах авианосного соединения стояло 352 знаменитых истребителя "Зеро" и 277 бомбардировщиков.
Американцы располагали только тремя авианосцами (из них один как раз накануне был сильно поврежден), восемью крейсерами и четырнадцатью эсминцами. Соотношение сил было один к трем в пользу Японии, однако итогом его, в силу почти невероятного стечения обстоятельств, стала гибель цвета японской морской авиации и поспешное отступление японского флота. Это сражение предопределило грядущее поражение Японии, которое теперь, с понесенными ею невосполнимыми потерями стало делом времени. И все же Ямамото продолжил руководство морскими операциями на Тихом океане и оставался наиболее опасным для США флотоводцем.

Когда американские дешифровальщики сообщили о планируемой инспекционной поездке адмирала на обороняемый японцами остров Бугенвиль, американское командование отдало приказ уничтожить самолет японского адмирала силами истребительной авиации.

Дальнейшее - отрывок из дневника вице-адмирала Угаки Матомэ, начальника штаба Объединенного Флота, который был вместе с адмиралом в момент его гибели.

«В 6.00 адмирал Ямамото покинул аэродром Рабаула на головном самолете, бомбардировщике «Бетти». На втором самолете вместе со мной находились: контр-адмирал интендантской службы Китамура, капитан 2 ранга Иманака, флагманский связист, капитан 2 ранга Мурой из авиационного отдела штаба и наш метеоролог лейтенант Унно.

Я мог видеть наши истребители сопровождения, покачивающие крыльями. 3 истребителя летели слева от нас, 3 оставались вверху и чуть позади, еще 3 держались справа. Всего нас сопровождали 9 истребителей. Наши бомбардировщики летели совсем рядом, едва не касаясь крыльями. Мой самолет оставался слева и чуть сзади от головного. Мы летели на высоте примерно 5000 футов.

Мы достигли западного берега Бугенвилля, пролетая на высоте 2200 футов над джунглями. Один из летчиков передал мне записку: «Расчетное время прибытия в Баллале 7.45». Я невольно посмотрел на часы и отметил, что время было 7.30 ровно. До посадки оставалось 15 минут.

Без предупреждения взревели моторы, и бомбардировщик нырнул вниз к джунглям, держась за хвостом головного самолета. Мы выровнялись на высоте менее 200 футов. Никто не знал, что случилось. Мы с тревогой осматривали небо в поисках вражеских истребителей, которые пикируют, атакуя нас. Старший пилот ответил на наши вопросы: «Похоже, мы сделали ошибку. Нам не следовало пикировать». Он был, разумеется, прав. Нашим пилотам не следовало покидать первоначальную высоту.

Наши истребители заметили группу как минимум из 24 вражеских истребителей, приближающихся с юга. Они спикировали к бомбардировщикам, чтобы предупредить их о приближении противника. Однако в это время пилоты бомбардировщиков заметили противника и без приказа устремились вниз.

Уже когда мы вышли из пике и снова полетели горизонтально над самыми джунглями, наши истребители сопровождения бросились на самолеты противника. Это были большие истребители Локхид «Лайтнинг». Численно превосходящий противник прорвался мимо «Зеро» и обрушился на наши бомбардировщики. Мой самолет круто повернул на 90 градусов. Я увидел, как командир экипажа наклонился вперед и схватил пилота за плечо, предупреждая о приближающихся истребителях врага.

Наш самолет оторвался от головного бомбардировщика. На несколько мгновений я потерял из вида бомбардировщик Ямамото и наконец увидел его далеко справа. Я с ужасом увидел, что он медленно летит над самыми деревьями, направляясь на юг. Яркое оранжевое пламя быстро охватывает его крылья и фюзеляж. Примерно в 4 милях от нас бомбардировщик выпустил густой хвост густого черного дыма, спускаясь все ниже и ниже.

На следующий день разведывательный самолет обнаружил обломки головного бомбардировщика, в котором встретил смерть адмирал Ямамото. Армейский штаб немедленно отправил туда спасательную команду, которая 19 апреля нашла обломки. Они подобрал тела и отправились в обратный путь.

Армейские спасатели нашли тело адмирала Ямамото в кресле пилоты, выброшенном из самолета. В правом руке он крепко сжимал свой меч. Его тело совершенно не разложилось. Даже в смерти великий флотоводец не потерял величия. Для нас Ямамото Исороку был действительно богом.

Гибель Ямамото, пользовавшегося огромной популярностью в ВМФ, во многом отрицательно сказалась на общем уровне морального духа японской армии.
27.5.1943 он был посмертно награжден Рыцарским крестом с дубовыми ветвями и мечами - единственный иностранец, удостоенный этой германской награды.

История другого человека
Уоррент-офицер Кенжи Янагия

Кенжи Янагия был не самым плохим пилотом «Зеро», но на всю его жизнь пало пятно единственного оставшегося в живых летчика из со­провождения самолета адмирала Ямамото.

Янагия родился в марте 1919 г.. в январе 1940 г. добровольцем вступил в военно-морской флот, в марте 1942 г. на авиабазе Оита завершил обучение на летчика-истребителя, после чего получил назначение в 6-ю авиагруппу.
В октябре 1942 г. Янагия перевели в 204-ю авиагруппу, которая базировалась в Рабауле. Свои первые победы он одержал 5 января 1943 г., сбив над Бугенвиллем «Лайтнинг» и «Летающую Крепость». На самом деле американцы в том воз­душном бою потеряли два «Лайтнинга». Интересно, что «Лайтнинг» летчик идентифицировал как двухмоторный истребитель Грумман XF5F-1 «Скайрокет». Несомненно, японец серьезно интересовался новинками авиационной техники противника: экспериментальный «Скайрокет» никогда ни состоял на вооружении ВВС или флота США и не принимал участия в боях.
18 апреля Янагия и пять других летчиков получили задание сопровождать два бомбардировщика «Бетти», на одном из которых совершал инспекционный визит на театр военных действий командующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото. Шестнадцать «Лайтнингов» с Гуадалканала перехватили японцев в районе юго-западного побережья Бугенвилля. Бомбардировщик, на борту которого находился адмирал Ямамото, сбил 1-й лейтенант Рекс Барбер. Атака Барбера была столь стремительной, что «Зеро» не успели ничего предпринять. Второй «Бетти» получил повреждения от огня ведомого Барбера.
В завязавшемся воздушном бою Янагия сбил один «Лайтнинг», но это уже ничего не меняло и не решало...
После гибели Ямамото летчики «Зеро» эскорта желали только одного - гибели в бою. В течение последующих трех месяцев они исполнили свое желание. Все, кроме Янагия.
8 июня 1943 г. Янагия получил тяжелое ранение в воздушном бою над Гуадалканалом. Ему пришлось ампутировать правую руку, после чего война для него завершилась. На счету пилота числилось восемь сбитых американских самолетов.

В апреле 1988 г. Янагия имел случай пожать руку Рексу Барберу. Событие произошло в музее адмирала Нимитца, город Фридриксбург, штат Техас. Вряд ли сам Янагия испытал от рукопожатия огромное удовлетворение...
Последние годы Янагия жил в Токио.

Родным городом Исороку Ямамото, появившегося на свет 4 апреля 1884 года, была Нагаока, расположенная в префектуре Ниигата. Будущий адмирал происходил из семьи бедного самурая. С детства мальчик мечтал о службе на корабле и, повзрослев, поступил в Академию Исороку Ямамото получил образование в 1904 году, когда началась Русско-японская война.

Начало службы

В начале вооруженного противостояния моряк попал на броненосный крейсер «Ниссин», который принял участие в Цусимском сражении. В той битве, 28 мая 1905 года, японцы разгромили 2-ю эскадру тихоокеанского флота, которой командовал вице-адмирал Зиновий Рожественский. Значительное число русских кораблей было потоплено. Именно то сражение стало кульминацией войны. Для Исороку Ямамото победа далась дорогой ценой. Он получил увечье, лишившись среднего и указательного пальцев руки.

Продолжение военной карьеры

Несмотря на травму, служба Ямамото не просто продолжилась, а пошла в гору. Он поступил в Военно-морской колледж, в котором формировались кадры высшего командования флота. Офицер окончил его в 30 лет, а в 32 года (в 1916 году) стал лейтенант-командором. Но и на этом Исороку Ямамото не остановился. В 1919-1921 гг. он получал образование за границей, числясь в американском Гарвардском университете.

Дважды Ямамото как военно-морской атташе служил в Вашингтоне. Жизнь в Новом Свете сказалась на его политических взглядах. В то время военный зарекомендовал себя в качестве сторонника мирного урегулирования любых мировых конфликтов и резкого противника войны против США. В 1923 году его повысили до капитана.

Новые вызовы

В 40-летнем возрасте будущий адмирал Исороку Ямамото увлекся морской авиацией, предпочтя ее своей прежней специализации на морской артиллерии. Сначала он попробовал себя в командовании крейсером «Исудзу», а затем - авианосцем «Акаги». Видя будущее армии и флота в также начальствовал в отделе аэронавтики.

В перерыве между двумя мировыми войнами Япония вместе с другими влиятельными державами пыталась следовать курсу на разоружение. С целью выработки общих мер на этом направлении в Лондоне дважды (в 1930 и 1934 гг.) созывались морские конференции. Ставший вице-адмиралом Ямамото участвовал в них в качестве кадрового военного, сопровождавшего японских дипломатов.

Несмотря на эти пацифистские жесты правительство в Токио постепенно усугубляло обстановку на Дальнем Востоке. В 1931 году произошло вторжение в Маньчжурию, в 1937 году началась война с Китаем, а в 1940 году Япония подписала союзный пакт с Германией и Италией. Исороку Ямамото, фотографии которого тогда стали часто попадать в западную прессу, последовательно выступал против милитаристских решений своих властей. Сторонники войны (которых было значительно больше) жестко критиковали вице-адмирала.

Назначение главнокомандующим флота

В 1940 году Исороку Ямамото, цитаты выступлений которого на флоте переносились из уст в уста, получил чин адмирала и стал главнокомандующим Объединенного флота. В то же время военный продолжал получать угрозы от японских националистов, считавших его предателем интересов родины. В 1941 году премьер-министром стал милитарист Казалось, что карьера Ямамото была на волоске. Адмирал являлся едва ли не главным аппаратным оппонентом Тодзио.

Однако несмотря ни на что Ямамото удалось сохранить свои чины и положение. Сказалась его повсеместная популярность среди подчиненных (и офицеры, и моряки относились к нему с безграничным уважением). Кроме того, адмирала связывала личная дружба с императором Хирохито. Наконец, Исороку Ямамото, цитаты из теоретических трудов которого стали библией для всего флота, был одним из самых компетентных людей во всех вооруженных силах. Имея западное образование и уникальный опыт работы, только он мог последовательно провести продолжавшуюся реформу морской армады Японии.

Конфликт с милитаристами

Пришедшее к власти правительство Тодзио принялось к подготовке войны против Соединенных Штатов Америки. Ямамото скептически относился к возможному конфликту с США. Он считал, что Японии будет недостаточно разбить противника на Тихом океане, захватив Филиппины, Гуам, Гавайи и другие острова. Война с Америкой должна была закончиться только после капитуляции Вашингтона. Адмирал не верил, что у Японии достаточно ресурсов для подобного марш-броска и, как показало дальнейшее развитие событий, оказался прав.

Тем не менее, оставаясь на своей должности главнокомандующего флотом, Ямамото принял участие в подготовке скорой кампании. При его непосредственном участии шла подготовка к атаке на Перл-Харбор. Адмирал выступал против «Кантай Кэссэн» - стратегической доктрины, согласно которой Япония должна была вести войну с США, занимая оборонительные позиции. Ямамото, напротив, считал, что у его страны есть только одна возможность победить Штаты - шокировать американскую общественность молниеносным наступлением и заставить политиков сразу же подписать мир.

Подготовка к войне

Так как нападение на Перл-Харбор осуществлялась с помощью самолетов, особое внимание следовало уделить развитию авиации. Этим и занимался Исороку Ямамото. Фильм «Атака на Перл-Харбор» наглядно демонстрирует его вклад в успех той операции. Также адмирал заботился об авиации, действовавшей в прибрежных операциях. При его патронаже велась разработка бомбардировщика G3M и торпедоносца G4M. Эти модели отличались увеличенной дальностью перелета, что дало японскому командованию дополнительное весомое преимущество. Американцы называли G4M «летающей зажигалкой».

Ямамото Исороку, биография которого была в значительной мере связана с самолетами, поднял задачу создания нового дальнобойного истребителя. Им стала модель A6M Zero, получившая значительно облегченную конструкцию. Адмирал стал инициатором реорганизации авиации и формирования нового Первого Воздушного Флота. Именно это формирование участвовало в налете на Перл-Харбор. Готовя операцию, Ямамото надеялся на фактор неожиданности. Внезапная атака дала бы японцам еще несколько месяцев свободы на Тихом океане, пока туда не прибудет американский флот.

Перл-Харбор

7 декабря 1941 года 6 японских авианосцев, на борту которых находились порядка 400 самолетов, приблизились к Перл-Харбору. Последовала атака, в результате которой были потоплены 4 линкора и еще 11 крупных кораблей другого типа. Также уничтожению подверглись многие вспомогательные и второстепенные суда. Японцы потеряли всего 29 экипажей.

Хотя успешную атаку планировал главнокомандующий Объединенным флотом Исороку Ямамото, осуществил ее Тюити Нагумо. Именно этот вице-адмирал, испугавшись слишком больших потерь, приказал самолетам отступать. Ямамото раскритиковал подобное решение. Он обвинил Нагумо в невыполнении важных задач: бомбардировки военной инфраструктуры американцев на острове Оаху и уничтожении отсутствовавших в гавани авианосцев противника. Вице-адмирала, тем не менее, никак не наказали. Власти страны были довольны результатом неожиданного налета.

Продолжение кампании

После событий на Гавайях японские вооруженные силы продолжили осуществлять стратегический план империи. Дальнейшими боями руководили Дзисабуро Одзава, Ибо Такахаси и Нобутакэ Кондо. Все они были подчиненными Исороку Ямамото. Краткая биография этого военачальника представляет собой пример флотоводца, которому пришлось выполнять невероятную по масштабам задачу.

Японцы поставили своей целью подчинить все тихоокеанские острова. Ямамото разработал план, по которому флот и авиация должны были уничтожить многочисленные базы британцев и голландцев. Основные бои развернулись за принадлежавшую Нидерландам Ост-Индию (современную Индонезию).

Первым делом японцы заняли север Малайского архипелага. Затем в феврале 1942 года произошло сражение в Яванском море. Японский флот победил объединенный флот США, Нидерландов, Австралии и Англии. Этот успех позволил полностью оккупировать Голландскую Ост-Индию. Чуть позже было локализовано сопротивление американцев на Филиппинах.

Споры о будущем

Успехи японского оружия не смущали союзников. Ни Великобритания, ни США не собирались соглашаться на мир. В Токио взяли паузу для того, чтобы определиться в каком направлении двигаться дальше. Большинство военачальников выступало за наступление в Бирме и выход через нее в Индию, где с помощью местных националистов планировалось свергнуть британскую метрополию. Адмирал Ямамото, однако, имел прямо противоположное мнение. Он предлагал атаковать оставшиеся американские позиции на тихоокеанских островах.

Фильм «Исороку Ямамото» 2011 года (другое название - «Атака на Перл-Харбор») наглядно показывает, каким неуступчивым характером обладал адмирал. Вот и на этот раз он не отказался от своей точки зрения. Во время одного из обсуждений штаба Токио подвергся бомбежке, устроенной американской авиацией. Этот случай заставил японское командование пересмотреть свои планы. Вскоре идея Ямамото с атакой острова Мидуэй легла в основу стратегии нового этапа войны. Адмирал был назначен главнокомандующим в предстоящей операции.

Мидуэйская операция

Согласно плану Ямамото японский флот должен был разделиться на две части. Одну группу он собирался отправить к берегам Аляски, чтобы отвлечь американцев, а второй атаковать атолл Мидуэй. Операция была тщательно подготовлена. Казалось, что адмирал предусмотрел все детали. Если бы все шло по его плану, японцы в решающий момент получили бы значительный перевес в силах и разгромили американцев по частям.

Однако события накануне начала битвы за Мидуэй перечеркнули все надежды Ямамото. Американская разведка смогла расшифровать тайный японский шифр, с помощью которого передавались секретные данные. Успех криптографов дал противнику колоссальное преимущество.

Когда 4 июня 1942 года началось сражение у Мидуэя, американские корабли неожиданно увильнули от всех японских атак и организовали собственную засаду. В решающем бою были уничтожены 248 самолетов и 4 авианосца Ямамото. Японские летчики хоть и поднялись в воздух, но смогли затопить только одно вражеское судно («Йорктаун»). Адмирал, поняв, что сражение проиграно, приказал оставшимся силам отступать.

Уроки поражения

Неудача Мидуэйской операции стала поворотным моментом всей войны на Тихом океане. Японцы потеряли свою лучшую технику и человеческие кадры. Объединенный флот потерял инициативу и с тех пор вел только оборонительные бои. На родине адмирал подвергся повсеместной критике.

Была ли в поражении вина Исороку Ямамото? Книга за книгой на эту тему сегодня выходят как в Японии, так и в других странах. Сторонники и защитники военного считают, что его план был не хуже, чем планы аналогичных операций у противников стран Оси. Главной причиной разгрома японцев стала удача американцев, прочитавших секретный шифр и узнавших планы Объединенного флота.

Сражения на Соломоновых островах

Во второй половине 1942 года война на Тихом океане переместилась в Новую Гвинею и на Хотя у Японии было еще не мало ресурсов, они тлели день за днем. Ямамото, растерявший значительную часть своей репутации, взялся за руководство незначительными операциями. В августе он лично возглавил бой у восточных Соломоновых островов, а в ноябре - сражение за остров Гуадалканал.

В обоих случаях американцы и их союзники одержали победу. Японцы терпели поражения в первую очередь из-за неспособности армии эффективно действовать на берегу островов. Большие потери косили ряды эсминцев, торпедных и пикирующих бомбардировщиков. В феврале 1943 года Япония потеряла контроль над Гуадалканалом. Серия сражений на Соломоновых островах осталась за американцами.

Гибель

Несмотря на поражение за поражением адмирал не опускал рук. Он продолжал инспектировать войска и поднимать боевой дух флота. Накануне одной из таких поездок американцы вновь перехватили секретное сообщение, в котором содержались подробные данные о маршруте Ямамото. О находке сообщили в Белый дом. Президент Рузвельт потребовал ликвидировать японского военачальника.

Утром 18 апреля Ямамото вылетел из Рабаула - порта на острове Новая Британия. Его самолет должен был проделать путь почти в 500 километров. В пути бомбардировщик адмирала атаковали устроившие хорошо спланированную засаду американцы. Самолет Ямамото рухнул над одним Соломоновых островов.

Через некоторое время туда прибыл спасательный отряд японцев. Тело адмирала нашли в джунглях - во время падения его выбросило из фюзеляжа. Флотоводца кремировали и похоронили в Токио. Посмертно он получил чин Маршала, орден Хризантемы, а также немецкий За время войны фигура Ямамото стала поистине легендарной. Вся Япония была шокирована его гибелью, а руководство страны признало смерть национального героя только через месяц после американской операции.

«Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, то в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Из обращения И. Ямамото к премьер-министру Японии Коноэ. Лето 1941 года

Родился Исороку Такано (Ямамото) 4 апреля 1884 года в городе Нагаока префектуры Ниигата. Исороку был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано княжества Нагаока. Потом он был усыновлен и взял фамилию своего приемного отца — Ямамото. В 1904 году окончил военно-морскую академию. Участник русско-японской войны (1904-1905). Служил на крейсере «Ниссин». В Цусимском сражении получил несколько ранений и лишился двух пальцев на руке.

ОТ ЛЕЙТЕНАНТА ДО КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ

В 1915 году Ямамото пришел к мысли о необходимости создания авианосных кораблей (этаких плавучих аэродромов). В 1916 году получил звание лейтенант-командора (после окончания Военно-морского колледжа высшего командного состава). В 1919-1921 годах прошел обучение в Гарвардском университете, затем продолжил службу в Японии, был наблюдателем на нескольких европейских кораблях. В 1923-м стал командиром крейсера «Исудзу», а в 1924 году — командиром авианосца «Акаги». В 1925-1929 годах — военный атташе Японии в США (в Вашингтоне). Принял участие во второй Лондонской морской конференции (1930) в звании контр-адмирала и в Лондонской Мореходной Конференции (1934) в звании вице-адмирала. В 1936-1939 годах — заместитель морского министра. С 1939 года Ямамото командует Объединенным флотом империи. Благодаря инициативе, наличию связей в правительстве и близости к императору Японии Исороку Ямамото удалось получить значительные средства на развитие флота, который к концу 1930-х годов стал одним из сильнейших на Тихом океане.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

В 1940 году Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в Первый воздушный флот — кулак, который собрал в себя шесть самых больших авианосцев Японии. И именно Исороку Ямамото подготовил операцию (при использовании этих шести авианосцев) по уничтожению американского флота в главной тихоокеанской базе США Перл-Харборе.

Нападение на Перл-Харбор состоялось 7 декабря 1941 года. 341 палубный японский самолет Первого воздушного флота в течение двух налетов (используя эффект внезапности) разбомбил американскую морскую базу. В итоге нападения восемь линейных кораблей ВМФ США были потоплены или тяжело повреждены. Кроме того, японские самолеты потопили и/или повредили: три крейсера, три эсминца и минный заградитель; уничтожили 188 американских самолетов. Правда, человеческие потери США оказались невелики: 2403 убитыми и 1178 ранеными. Успех стоил японцам потери 29 самолетов и 5 сверхмалых подводных лодок (всего погибло 64 японца: 55 летчиков и 9 подводников, еще один попал в плен). Несмотря на кажущийся грандиозным успех нападения на Перл-Харбор, абсолютной победы японцам достичь все-таки не удалось. И в этом опять-таки «заслуга» адмирала Ямамото. На руку американцам сыграло честолюбие адмирала. Узнав о первом успехе, он отменил вылет следующей волны самолетов на Перл-Харбор, понимая, что теперь эффект внезапности прошел и потери будут значительно выше (то есть его победа будет не такой явной).

Удивительно, но только во время (почти годичных) тренировок нападения на Перл-Харбор японцы потеряли несколько сот своих самолетов.

Решение адмирала отменить последующие вылеты привело далее к фатальным последствиям для Японии. Инфраструктура Перл-Харбора, электростанция, ремонтные мастерские и доки, пирсы, огромные запасы нефти, различные склады, корабли обеспечения (в том числе гигантские танкеры), 11 подводных лодок остались не тронутыми. К тому же акватория Перл-Харбор мелководна, и большинство подтопленных кораблей американцам удалось поднять, отремонтировать и ввести в строй. А авианосцы США во время нападения вообще не пострадали — их просто в Перл-Харборе в этот день не было.

Война на Тихом океане складывалась для Ямамото вначале очень удачно. Днем 8 декабря японская базовая авиация буквально истребила большинство американских самолетов на Филиппинах, а 10 декабря 1941 года самолеты берегового базирования (переброшенные по приказу Ямамото с острова Формозы в Индокитай) потопили британский линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс», Это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки японских войск в Малайю. Отрезвление от успехов начало приходить потом.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

18 апреля 1942 года первые 16 американских бомбардировщиков, поднявшихся с авианосца «Хорнет», пробомбили территорию собственно японских островов. А в ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею авианосцы Японии впервые вступили в бой с американскими авианосными кораблями в Коралловом море. Три японских авианосца противостояли двум американским. Японцы (7-8 мая 1942 года) потопили авианосец США «Лексингтон» и повредили «Йорктаун», а сами потеряли всего лишь один легкий авианосец «Сехо». Они посчитали сражение в Коралловом море своей победой, но потери среди опытных пилотов палубной авиации Японии оказались столь велики, что от высадки на Новой Гвинее японцам пришлось отказаться. К тому же военно-морские силы Японии не добили поврежденный «Йорктаун», что впоследствии им вышло боком в сражении у атолла Мидуэй.

В июне 1942 года Ямамото лично руководил атакой острова Мидуэй, которая вылилась в сражение между американскими и японскими авианосными группами. Фортуна здесь оказалась уже на стороне американцев. Японский флот потерял четыре тяжелых авианосца, американцы лишились только многострадального «Йорктауна». Для японцев это было настоящей катастрофой.

В апреле 1943 года Исороку Ямамото лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического наступления на остров Гуадалканал и юго-восточную часть Новой Гвинеи. В распоряжении Ямамото имелось 190 базовых самолетов и 160 палубных… Однако одолеть противника у него уже не хватило сил.

ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА

18 апреля 1943 года самолет, в котором адмирал Ямамото летел на Соломоновы острова, был перехвачен в воздухе американскими истребителями недалеко от острова Бугенвиль. Это была не случайная встреча в воздухе, это была настоящая засада (точнее специально подготовленная операция американцев), в результате которой самолет Ямамото был сбит американским истребителем Локхид Р-38 «Лайтинг», а сам он погиб. Так американцы рассчитались с талантливым японским адмиралом за нападение на Перл-Харбор. В тот же день правительство Японии произвело И. Ямамото в адмиралы флота (посмертно).

Тело флотоводца было кремировано, прах возвращен в Японию и 3 июня 1943 года с почестями захоронен. Часть праха Ямамото покоится на кладбище в Таме, а часть — в семейном захоронении у храма Тюко-дзи в Нагаоке.

Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в Нагаока, префектура Ниигата. Он был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано, но позднее взял фамилию приемного отца. В 1904 году Исороку окончил Военно-морскую академию. В Цусимском сражении он получил несколько ранений. Потеря двух пальцев на руке едва не кончилась увольнением со службы. После войны моряк служил на разных кораблях. В 1915 году он пришел к мысли создать флот из плавучих аэродромов. Через год он окончил военно-морской штабной колледж, в 1919-1921 годах учился в Гарвардском университете, затем снова служил в Японии, побывал в качестве наблюдателя на нескольких европейских кораблях. В 1924 году моряк стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, в 1925-1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне, а по возвращении командовал авианосцем «Акаги» и получил чин контр-адмирала. С тех пор Ямамото почти исключительно занимался морской авиацией. В 1936-1939 годах он был заместителем морского министра, с 1939 года командовал Соединенным флотом. Моряк выступал за экспансию в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства к концу 30-х годов адмирал создал один из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы.

Военные и политические руководители Японии к 1939 году решили, что необходимо нанести поражение флоту США, чтобы заставить американцев прекратить экспансию на Тихом океане. Ямамото, хорошо представлявший возможности Соединенных Штатов, опасался поражения маленького островного государства. Летом 1941 года в ходе обсуждения с высшими морскими чинами возможного хода войны с США Ямамото, зная о сложности увеличения количества боевых самолетов и быстрой подготовки опытных летчиков, осторожно предупредил премьер-министра Коноэ «Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но я должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Несмотря на пессимистические оценки опытных офицеров, японское правительство все же решило вступить в войну. Адмирал подготовил операцию по уничтожению американского флота в Перл-Харборе. Решающую роль сыграли авианосцы, за развитие которых адмирал ратовал последние 18 лет. Уверенный в успехе нападения, Ямамото опасался, что этот успех только подстегнет противника к борьбе за господство на Тихом океане.

26 ноября 1941 года Ямамото во главе объединенного флота по северному пути отправился к Гавайям. 2 декабря, когда окончательно выяснилась неудача дипломатических переговоров с США, он сообщил адмиралу Нагумо, что начало войны назначено на 8 декабря. Предполагалось, что атака Перл-Харбора произойдет после официального объявления войны, но дипломаты передали текст ультиматума с опозданием. Утром 8 декабря самолеты японских авианосцев атаковали и уничтожили 4 линейных корабля и большинство авиации на аэродромах; еще 4 линейных корабля были повреждены. Не удалось потопить лишь авианосцы, которых в базе не было.

В значительной мере успех был достигнут благодаря предварительной подготовке моряков и летчиков, а также настояниям самого Ямамото. В 1939-1940 годах японские горизонтальные бомбардировщики так плохо действовали по движущимся целям, что на флоте возникла мысль о том, что против кораблей выгоднее применять пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Однако только что назначенный главнокомандующим Объединенным флотом, тогда еще вице-адмирал Ямамото предвидел, что не всегда необходимо бомбить подвижные цели. Видимо, уже тогда флотоводец понимал, что Япония сможет успешно начать войну только неожиданным нападением на неприятельскую базу, как это было в 1904 году с Порт-Артуром, и к этому готовил морскую авиацию.

Одновременно с началом Гавайской операции Ямамото приказал найти и уничтожить британский флот в Сингапуре либо в море. Несмотря на большое сопротивление, задача была выполнена. Первоначально для атаки американских аэродромов готовили легкие авианосцы «Рюдзе», «Дзуйхо» и «Касуга-мару», но они могли поднять всего 75 самолетов, а летчики не имели достаточной подготовки. Однако, благодаря тренировкам, пилотам японских истребителей «Зеро» удалось добиться такой дальности, что японцы смогли атаковать авиабазы противника со своих аэродромов на острове Формоза. Днем 8 декабря японской базовой авиации удалось истребить большинство американских самолетов на Филиппинах; в следующие дни вылеты японских летчиков принесли новые победы - к 13 декабря американцы лишились воздушных военных сил на островах. 10 декабря 1941 года японские самолеты берегового базирования, переброшенные по приказу Ямамото с Формозы в Индокитай для борьбы с английским флотом, потопили линейный корабль «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс»; это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки в Малайе.

Неудачная попытка взять без поддержки авиации Уэйк, который защищали всего 4 истребителя «Уайлкэт», заставила Ямамото отправить к острову 2 авианосца из соединения Нагумо, возвращавшегося из рейда на Перл-Харбор. Только с их помощью, хоть и с запозданием, удалось овладеть островом.

Ямамото в январе послал на юг Тихого океана главные силы авианосного соединения Нагумо. Пользуясь ослаблением противника, в Ост-Индии в январе - марте 1942 года и в Индийском океане в апреле японский флот добился немалых успехов. Фактически были истреблены морские силы союзников, что позволило японцам беспрепятственно развивать десантные операции. Основную роль играла морская и базовая авиация.

Лучшие дня

В ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею впервые японское авианосное соединение встретилось с американским. В Коралловом море 3 японским авианосцам противостояли 2 американских. Японцам в боях 7-8 мая удалось потопить «Лексингтон» и повредить «Йорктаун», лишившись всего одного легкого авианосца «Сехо». Они считали сражение в Коралловом море своей победой, однако от высадки на Новой Гвинее в Порт-Морсби пришлось отказаться. Потери опытных летчиков оказались столь велики, что оказалось необходимым обучение резерва. После сражения Ямамото выразил разочарование тем, что японские адмиралы оставили поле боя, не добив противника. Он был прав, ибо «Йорктаун» сыграл большую роль при Мидуэе.

На проходившем в начале мая на борту линкора «Ямато» совещании сравнили потери флотов Японии и неприятеля. Огромные успехи были достигнуты ценой малых жертв. Этот результат соответствовал тому духу уверенности в победе, который воспитывали в японском флоте. Японцы были уверены в своей мощи. Они рассчитывали, что после первых побед смогут принять натиск промышленно более развитого противника на дальних подступах к Японии. Трезвые головы, понимающие промышленное превосходство США, ожидали, что правительство обратится к противнику с предложением о переговорах. Однако после полосы сплошных успехов было принято решение продолжать боевые действия. Чтобы удержать благоприятное положение, следовало наносить удары и одерживать победы.

Налет на Японские острова, который 18 апреля 1942 года совершили 16 американских бомбардировщиков с авианосца «Хорнет», поторопил Ямамото. Японцы считали, что самолеты взлетели с атолла Мидуэй. К этому времени флот уже разработал операцию против Мидуэя, и Ямамото добился ее проведения. Захват Мидуэя и Алеутских островов отодвигал далеко на восток линию патрулирования японского флота и не позволял американцам наносить с островов удары по Японии. Ямамото рассчитывал, что операция привлечет все оставшиеся силы американского флота и его удастся уничтожить в сражении, для которого адмирал собрал 350 кораблей с экипажами в 100 тысяч человек и 1000 самолетов. Японский флот имел преимущество также благодаря превосходной подготовке и боевому опыту моряков и летчиков.

В июне 1942 года Ямамото руководил атакой острова Мидуэй, одновременно направив соединение для занятия Алеутских островов. Однако когда флот Ямамото 4 июня приблизился к Мидуэю, его уже ожидало американское авианосное соединение. Американцы, раскрыв японский код, знали о действиях противника, тогда как японский командующий располагал неверными сведениями о потерях неприятельских авианосцев. Пока японцы атаковали остров, неприятельская авиация нанесла удар по японским авианосцам в тот момент, когда они заправляли самолеты горючим, и уничтожила все 4 авианосца ударного соединения. Американцы потеряли один «Йорктаун».

После поражения японское командование было вынуждено отказаться от наступления и перейти к обороне периметра, проходившего от Алеутских к Маршалловым островам, через Рабаул к Голландской Ост-Индии, Малайе и Бирме. Для этого 14 июня 1942 года был реорганизован флот. Кроме 1-го флота, включавшего линейные корабли, все флоты со 2-го до 5-го включали авианесущие корабли. Была прекращена постройка линейных кораблей. Флот заказал 15 авианосцев типа «Хирю» и 5 - типа «Тайхо», однако из-за недостатка ресурсов и в связи с бомбардировками японских верфей в строй вошли только 4 авианосца первого типа.

Тем временем американцы сами перешли в наступление и высадили десант на остров Гуадалканал в южной части Соломоновых островов. Эта высадка привела к длительным авиационным боям над островами. В результате японская авиация понесла невосполнимые потери. После трех попыток изгнать американцев японцы эвакуировали войска в феврале 1943 года.

Разработанные и подготовленные Ямамото операции оказывались трудновыполнимыми из-за того, что Морской генеральный штаб в Токио и штаб Объединенного флота мало внимания обращали на строительство воздушных баз и их обеспечение, в результате чего береговая авиация была вынуждена действовать на пределе дальности, а на самолеты флота ложилась слишком большая нагрузка. Сразу после многих побед японское командование уступило поле боя американцам. Те особое внимание уделяли созданию цепи авиабаз, с которых успешно действовали против неприятеля. В критический момент не были использованы все наличные силы флота, стоявшие на якорях у Трука и в Рабауле и превосходящие американские. Это позволило противнику опомниться и нанести контрудар.

Ямамото был убежден в неизбежном поражении Японии. После потери Гуадалканала можно было только отбивать натиск противника, и Ямамото, обнаружив разрывы в островном оборонительном периметре, пытался сдерживать неприятеля, пока его оборона усиливалась. В апреле 1943 года он лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического воздушного наступления против Гуадалканала и юго-восточной части Новой Гвинеи.

В распоряжении Ямамото было 190 базовых самолетов и 160 авианосных - меньше, чем при налете на Перл-Харбор. Это была авиация флота первой линии. Однако и в числе лучших пилотов оказалось немало таких, у которых не только не было боевого опыта, но и которые неуверенно пилотировали самолет. Многие лейтенанты имели не более 30 дней полетов и попадали в аварии. Ямамото рассчитывал, что его личное присутствие в Рабауле заставит инструкторов так обучить молодежь, чтобы она имела шансы выжить после встречи с противником.

Японская авиация с 7 апреля совершила 4 мощных налета на Порт-Морсби, бухты Оро и Милн, добилась уничтожения неприятельской авиации и наземных сооружений. Однако пилоты переоценили эффективность атак. Адмирал, убежденный в значительном ослаблении воздушной мощи противника, отослал самолеты с авианосцев на Трук и приказал ограничиваться обычными налетами базовой авиации.

Ямамото пользовался уважением и преданностью подчиненных. Уверенность в нем не поколебали ни поражение при Мидуэе, ни потеря Гуадалканала. Моряки знали, что адмирал брал ответственность на себя, не сваливая груз поражений на подчиненных. Воин до мозга костей, он даже при тропической жаре ходил в белом мундире. Это производило впечатление на офицеров и матросов, считавших главнокомандующего олицетворением флота. Ямамото беседовал с офицерами различных авиакорпусов, поднимая моральный дух. Он убеждал, что перспективы войны не должны внушать уныние и что в предстоящих битвах победа и поражение будут зависеть от участников воздушных боев. Собеседники попадали под обаяние искренности адмирала.

Операция стала последней для Ямамото. Бомбардировщик, на котором он летел под эскортом 12 истребителей, 18 апреля 1943 года был сбит в ходе специально подготовленной операции американскими самолетами недалеко от острова Бугенвиль. В день гибели японское правительство произвело моряка в адмиралы флота. Сменивший погибшего адмирал Кога заявил «Ямамото был один, и заменить его не может никто».

Тело флотоводца было кремировано в здании штаба в Буине; поблизости поставили небольшой камень.

Благодаря адмиралу Ямамото в полной мере выявилось значение авианесущих кораблей. После войны все великие морские державы старались строить авианосцы. По уровню способностей и личным качествам создатель авианосного флота стал наиболее выдающимся японским флотоводцем после Того.

Похожие статьи