Все про левшей. Голосуем за левшей! Левшей легче обескуражить

21.09.2019

Многочисленные исследования по­ по­зволяют предположить, что на заре человечества большинство людей лучше владели левой рукой, чем пра­вой, и лишь на поздних этапах эво­люции правая рука опередила в развитии левую. Существует несколько теорий, объясняющих, почему чело­век стал больше пользоваться пра­вой рукой.

Самая популярная из них, припи­сываемая одними Пай-Смизсу, другими Карлейлю, - « теория меча и щита». Согласно ей, древний воин держал щит в левой руке, чтобы за­щитить сердце, а меч - в правой, которая благодаря этому лучше раз­вивалась. Другие ученые говорят о неравномерном распределении тя­жести тела, о разнице в нагрузках на сердечно-сосудистую систему в ле­вой и правой половинах туловища. Но большинство современных уче­ных связывают приоритет в развитии рук с особенностями мозга.

Около ста лет тому назад ученые установили, что полушария головно­го мозга несут неодинаковую нагруз­ку, выполняют разные функции. В ле­вом полушарии находятся центры, управляющие способностью говорить и понимать речь, читать, писать, счи­тать, запоминать. А правое полуша­рие позволяет воспринимать музыку, различать интонации, петь, узнавать голоса близких. Правому полушарию мы обязаны способностью запоми­нать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной про­исходящего. Воспоминания, дорогие сердцу, или неприятные пережива­ния прошлых лет также воспроизво­дятся правым полушарием.

Обобщая, можно сказать, что ле­вое полушарие отвечает за конкрет­ное мышление, а правое - за чувст­венную сферу и абстрактное позна­ние. Ученые, изучающие психологию творческого процесса, считают, что аналитическими способностями мы обязаны левому полушарию, а раз­витой интуицией и эмоционально­стью - правому.

В соответствии с законами выс­шей нервной деятельности, правое полушарие руководит левой полови­ной тела, а левое полушарие - пра­вой половиной. Следовательно, для леворуких людей ведущим является правое полушарие мозга. Но посколь­ку мозг функционирует как единое целое, в тесной взаимосвязи всех своих отделов, говорить можно не о механическом разделении его функ­ций, а лишь о преобладании тех или иных тенденций.

И все-таки есть основания утвер­ждать: люди, владеющие левой ру­кой лучше, чем правой, часто облада­ют иррациональным восприятием ми­ра, тонкой интуицией, способностями к творчеству.

Психиатры Тамара Доброхотова и Наталия Браг исследуя удиви­тельные психические проявления лев­шей, увидели в них много общего со сказочным миром, описанным Льюи­сом Кэрроллом, который и сам, кста­ти, был левшой. Такое впечатление, считают они, что левши смотрят на мир из Зазеркалья и наблюдают те­чение процессов во времени и про­странстве в обратном, по сравнению с правшами, направлении. Вполне возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рож­дения получают неожиданный взгляд на мир, особый ракурс видения. На­пример, на расшифровку дневников, оставленных Леонардо да Винчи, ученым пришлось потратить много лет: они были написаны зеркально - справа налево левой рукой. Эти дневники поражают оригинальностью суждений о пространстве и времени. Немало выдающихся людей были левшами: император Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Наполеон, Жанна д"Арк, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо.

Приоритетное владение левой ру­кой проявляется у ребенка не сразу. В каком возрасте это становится за­метным? Обычно в 2-2,5 года. Окон­чательно предпочтение левой руки определяется к 5-6 годам. Иногда ребенок пользуется обеими руками одинаково.

Как определить, какая рука будет ведущей?

Детям младшего возраста можно предложить следующие простые тес­ты: попросить отвинтить крышку у бу­тылки, развязать узел веревки, под­нять какой-нибудь предмет с пола. При этих действиях ребенок будет ак­тивнее пользоваться ведущей рукой.

Леворукость связана с наследст­венной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка - значит серьезно менять его биологию, перекраивать стойкий стереотип психической дея­тельности.

С этой точки зрения любопытны данные дерматоглифических иссле­дований. Дерматоглифика не имеет ничего общего с хиромантией. Эта наука изучает характер кожного ри­сунка внутренней поверхности ладо­ней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, осо­бенности дерматоглифики можно ис­пользовать при изучении мозга.

Как же следует вести себя роди­телям, узнавшим, что их ребенок - левша? Некоторые психологи счита­ют наиболее разумным развивать обе руки. Не запрещать детям актив­но пользоваться левой рукой, а нена­зойливо предлагать им совершать определенные действия также и пра­вой рукой. Разумеется, ни в коем слу­чае не следует говорить ребенку-лев­ше, что он не такой, как все. Лучше подбадривать и хвалить малыша, когде он что-либо делает двумя руками. С годами, естественно, ребенок мм заметит свои особенности, но к тому времени родители научат его приспосабливаться к проблемам, воз­никающим в связи с тем, что все в окружающем его мире рассчитано на правшей. Обратите внимание: все инструменты, начиная с простейших (например, ножниц), телефон-авто­мат, бытовые приборы, турникеты в метро, рычаги управления автомоби­лем ориентированы на правую руку.

Надо сказать, что при начальном развитии речи леворукие малыши име­ют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впе­чатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь поз­же, к 8-10-летнему возрасту, у боль­шинства детей словесно-логичес­кий центр речи занимает свое закон­ное место в левой височной доле мозга.

Врачи и логопеды знают о фено­мене « зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо « машина» они пи­шут « анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходя­щий характер. Кроме того, при пись­ме леворукие дети допускают харак­терные ошибки - путают схожие по форме буквы: вместо « с» и « е» пи­шут « э» или « з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную « т» и « ш», « п» и « и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обуче­ние левши - дело тонкое, требую­щее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с « о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с « п» - перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные на­глядные пособия, картинки, посколь­ку этим детям свойственна образ­ность мышления и эмоциональность восприятия.

За партой леворукий ребенок дол­жен сидеть обязательно слева, тогда ему не будет мешать рука соседа. Правой рукой левша придерживает тетрадь, а левая свободно распола­гается на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Тетрадь надо наклонять вправо - правый нижний угол страницы дол­жен быть направлен в середину гру­ди. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево, и самый сложный момент в обучении - научить его писать ле­вой рукой слева направо. Школьного учителя с самого первого дня необ­ходимо предупредить о том, что ваш ребенок - левша, это поможет пре­дотвратить трудности в обучении.

Не забывайте все время трениро­вать правую руку ребенка: пусть в иг­ре он перекладывает ею мелкие иг­рушки, застегивает и расстегивает пу­говицы.

Во всех языках мира, как устано­вили лингвисты, слово « левый» час­то употребляется с отрицательной ок­раской. Вспомним русские фразео­логизмы: « встал с левой ноги», « ле­вый заработок», « написано левой ру­кой». За что такая несправедли­вость? - вправе спросить те, кому выпало родиться левшой.

« Леворукие люди, - считает про­фессор Тамара Доброхотова, возгла­вляющая группу психологических ис­следований в Институте нейрохирур­гии имени Бурденко, - испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к “правому миру“. Леворукость оказывается препятст­вием в учебе, овладении ремеслом. Попычки изменить себя. сделать своей основной рукой правую порой приводит к трагедиям. Известен, например, такой случай: переучен­ный летчик-левша погиб, безуспешно пытаясь достать кольцо парашюта левой рукой».

Попробуйте надеть часы на пра­вую руку и завести их - и вы почув­ствуете, как нелегко живется леворукому меньшинству. Считается, что левшей в мире примерно 10%. По мнению некоторых специалистов, эта цифра значительно занижена, по­скольку невозможно учесть тех из них, кого переучили. В некоторых странах уже принимаются меры, что­бы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. В Брази­лии, например, выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, пред­меты быта в зеркальном варианте - например, штопор с обратной резь­бой. А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна по­читаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения - знаменитый Левша, подковавший блоху.

Владислав Печкин

Кто такой человек -левша?
Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Левша́ (леворукий) - человек предпочтительно пользующийся левой рукой. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части.

  1. Большую составляют левши , люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы, забивают гвозди. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее. Но, рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
  2. В самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако, слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга.
При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие мозга, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое.

Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако, и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях.

  • В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими;
  • 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой;
  • 6,3 в семьях праворуких людей.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов.
В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.

Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов.
С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.

Для выявления ведущей руки используют 5...10 специальных тестов.

  • Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой.
  • В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой.
  • Заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой.
  • Испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка.

Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.

У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука.

Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей.
Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте.
Когда – ученые пока не могут сказать.
Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.

Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5...2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.

У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6...10 лет их жизни.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем, оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополые, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела?
Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?

В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука.

Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая.
У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.

Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.

С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге.
В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка.

Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства.

У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая.

По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать.

У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.

У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке.
Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое.

Борис Сергеев. "Ум хорошо.." главы из книги

анна основа

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много .

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

15 февраля 2014 , являющийся левшой, в основном, использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел.
Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-) рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач. 1
Александр Македонский , Юлий Цезарь, да Винчи , Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн - что объединяет этих людей, помимо гениальности?
Все они левши.
Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места.
В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи -
Леонардо да Винчи , Рафаэль, Рубенс. Неподражаемый Роберт де Ниро, обворожительная Джулия Робертс, «крепкий орешек» Брюс Уиллис, очаровашка Том Круз, непобедимый Сильвестр Сталлоне - тоже из категории левшей.

Все последние президенты США - и Рейган, и Буш, и Клинтон - сплошь леворукие. Даже Альберт Гор, один из лидеров президентской гонки, пишет левой рукой.
Знаменитые теннисистки Моника Селеш и Мартина Навратилова отлично бьют левой.
Компьютерный гений Билл Гейтс, которого не смогли разорить недавние миллионные потери, тоже левша.
Казалось бы, леворуким есть чем гордиться. Один Левша, созданный писателем-левшой Николаем Лесковым, чего стоит!
Но большинство, увы, относятся к ним все-таки негативно. 6
В английском языке в большинстве технических контекстов вместо слова левша («left-handed») используется слово левосторонний («sinistral»), а вместо слова леворукий («left-handedness») употребляется слово леворукость («sinistrality»).
Данные технические термины происходят от латинского слова «sinister» — зловещий (мрачный). 5
С первых же месяцев жизни дети разделяются на левшей и правшей. На леворукость влияют генетика, течение беременности и родов.

Различают несколько типов левшей.
. Генетические (9-11%) получают леворукость по наследству. В 2007 году группа ученых под руководством специалистов из Оксфордского университета обнаружила ген LLRTM1, определяющий, будет ли человек левшой. 3
Этот же ген, по мнению ученых, повышает шансы и на психические заболевания, в частности шизофрению.
Согласно теории Геншвинда, высокое содержание тестостерона в крови матери во время беременности может привести к рождению ребенка - левши.

. Компенсаторные (12-13%) рождаются при неблагоприятном течении беременности и родов. В их анамнезе часто обнаруживается родовая травма.
Их число в развитых странах в последнее время увеличивается, как предполагают социологи, из-за роста числа поздних родов. Если мама рожает после 40 лет, шансы рождения левши увеличиваются до 128% по сравнению с 20-летними. 4
По некоторым данным, в России увеличение количества левшей в последнее время (до 25-30%) связано не только с прекращением переучивания в школе, но и с высоким процентом (до 70%) осложнений во время родов.
. Вынужденно леворукие (2-3%) получили травму правой руки, и им приходится развивать левую.
Активно изучать леворукость стали после Первой мировой войны, когда огромное число людей потеряли в боях руку или кисть. В 1918 году француз Альберт Шарле издал книгу, адресованную инвалидам, вернувшимся с войны «Как писать левой рукой».
В 1919-м американская военная администрация начала распространять брошюру «Как научиться писать левой рукой, если ампутировали правую».
. Подражательные (примерно 1%) чаще всего появляются в семьях, где родители леворукие. Малыши просто их копируют. Это единственная категория леворуких, которых, тщательно взвесив за и против и проконсультировавшись со специалистом, имеет смысл переучивать. 3
По статистике, людей, использующих в чистом виде правую руку - 40%, а левую - около 1%...


Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.
Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети.
Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции - правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые - левым.
Кстати, если понаблюдать за новорожденными детьми, то можно заметить, что хватают они чаще левой рукой. Даже стопроцентные правши некоторые функции, в частности статические, выполняют левой рукой.
Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных.
Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость - сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой - меч. Считается, что на севере больше леворуких, чем на юге.
Есть гипотезы о том, что число таких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.
Одна из последних теорий связана с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль. 6
Первой страной, где запретили переучивание левшей, стала Австралия. В конце XIX века на этом континенте леворукость замечена у 2% населения, в 1910 году — у 6%, 1930-м — у 9%, в 1960-х — у 13.,5%.
В 1914 году, в Филадельфии (США) прошел симпозиум «Как следует относиться к ученикам-левшам»; леворукость признали врожденной особенностью, а переучивание — опасным для психики ребенка. Когда в США прекратили переучивать детей в школах, с 1932 по 1972 год количество левшей-американцев увеличилось в 5 раз. 2
Амбидекстры — таким мудреным словом зовут тех, кто в равной степени умело управляется и правой, и левой рукой. Считается, что амбидекстрия — врожденное свойство. Дети до 5 лет одинаково часто используют правую и левую руки.

Впрочем, «двуруким» человек может стать и в результате тренировки, правда, подсознательно он все равно будет предпочитать руку, обусловленную физиологическими особенностями

мозга .
Амбисинистр (от лат. — «обе левые») - человек, которому сложно использовать две руки (антипод амбиденстра).
В XIX веке считалось, что, подчинив обе руки, человек в совершенстве овладеет обоими полушариями
мозга и чуть ли не превратится в сверхчеловека. Мода на искусственную амбидекстрию быстро прошла, поскольку в ходе исследований выяснилось, что «двурукие» ничем не лучше правшей и левшей.
Современные ученые также отказываются выделять одну из этих трех крайностей (левшество, правшество, амбидекстрия) как правильную или совершенную. 2
У леворуких людей есть определенные проблемы при пользовании некоторыми предметами.
Например, при письме шариковой ручкой все только что написанное может быть смазано этой же рукой.
Ножницами тоже пользоваться не совсем удобно - в левой руке они перекрывают обзор места среза, так что вырезать фигуру совсем нелегко...
Левши выходят из этого положения кто как может: привыкают, переделывают, модифицируют...
В процессе развития головного
мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие).
А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.
В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного
мозга . Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука. 5
У
человека немало парных органов. Глаза, уши, почки, легкие, яичники, семенники - симметричны и выполняют одни функции. Лишившись одного органа, человек сможет обойтись с помощью дублера.
В этом смысле полушария головного
мозга являются исключением. Они никогда не заменят друг друга.
Так в чем же разница между работой головного
мозга левшей и правшей?
Исследователи давно проводят эксперименты, уточняя различия в деятельности головного
мозга левшей и правшей, пытаясь понять, какие участки работают при том или ином действии.
Например, разница между «левыми» и «правыми», по мнению некоторых исследователей, — в восприятии окружающей действительности. Левое полушарие правшей дробит картину мира на детали и выстраивает логические причинно-следственные цепочки. Оно анализирует информацию, ищет в
памяти аналоги, работает медленно.
Правое ведущее полушарие
мозга левшей фиксирует картину мира целиком, без деталей, образно и делает это гораздо быстрее.
Левополушарные правши более рациональны, рассудительны, эмоционально сдержанны.
У большинства левшей в голове нет четкой привязки лево-право, поэтому они часто путаются. Правополушарные левши склоны к образному мышлению, более эмоциональны, ранимы.

Сегодня в ученом мире принято три подхода.
I — у правшей и левшей нет друг перед другом никакого преимущества.
II — гордиться левшам нечем, их милая особенность часто сопутствует таким психическим заболеваниям, как эпилепсия, шизофрения, и способствует наследственному алкоголизму.
III —левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши.
Считается, что леворукость не должна влиять на выбор профессии, но все же есть сферы деятельности, в которых левша преуспеет меньше.
Например, среди летчиков их крайне мало: все управление самолета рассчитано на правшу. По мнению врачей, в стрессовой ситуации у летчиков-левшей могут появляться пространственные иллюзии и ошибки, свойственные зеркальному восприятию мира.
Зоной, свободной от левшей, также стали стоматологические клиники.
Во многих видах спорта леворукость считается преимуществом. Но особенно это очевидно в боксе. Леворукие боксеры завоевывают 35-40% золотых медалей на крупных международных соревнованиях. Они неудобные и непредсказуемые противники.
В 1970-е годы в ходе исследований выяснили, что преимущество левшей не в скорости выполнения ударов каждой рукой в отдельности, а в суммарной быстроте реагирования.
Скорость двигательных функций у левшей в целом хуже: например, время ухода от удара при сгибании туловища равно 270 мс у левшей и 230 мс у правшей.
Но у левшей практически отсутствует разница движений правой и левой руки. Это касается и точности ударов: у левшей работа правой руки с правшами одинакова, а левой — гораздо лучше. 2
Штаб-квартира Международной ассоциации леворуких находится в городе Топика (штат Канзас, США). Ассоциация выпустила «Билль о левшах», где эмоционально ставит вопрос: «Почему левши должны жить в мире, где они заведомо поставлены в неравные условия с остальными?»
Британский клуб левшей в 1992 году выступил с инициативой о введении Всемирного дня левшей, который празднуется ежегодно 13 августа. Впервые этот день был отмечен 13 августа 1976 года (по другим данным - 13 августа 1992 года). 1
С тех пор каждый год в этот день активисты стремятся привлечь внимание дизайнеров, производителей и продавцов товаров к необходимости учитывать и удобство левшей при пользовании различными предметами, а также призывают правшей проводить этот день, пользуясь только левой рукой...


У большинства из нас был хотя бы один знакомый левша, который наверняка казался вам "особенными". Правши привыкли считать левшей не от мира сего, и если наш леворукий собрат чем-либо отличается от нас, то как правило мы переглядываемся и разводя руками произносим что-то вроде "ну он же левша".

На планете живет около 700 млн левшей, которые являются особенными, причём не только в биологическом плане. Несмотря на то, что праворуких людей гораздо больше, это не повод притеснять левшей (даже если они ведут себя действительно странно). Мы собрали для вас 16 интересных фактов о левшах, которые расскажут о некоторых необычных сторонах их жизни.

В среднем левши живут на 9 лет меньше, чем их праворукие собратья

К этому выводу пришли учёные, проводившие исследования в 1991 году. Причиной высокой смертности является не плохое здоровье от рождения, а самоубийства из-за неустойчивой психики и несчастные случаи, постигающие левшей в мире, придуманном для правшей. В настоящее время эти исследование не находят подтверждения

13 августа - международный день левшей

Исследования показали, что левши чаще страдают от шизофрении, дислексии и алкоголизма. Насчет последнего мы не уверены, скорее всего они им не страдают, а наслаждаются

Если женщина беременеет старше 40 лет, то шанс, что рожденный ребёнок окажется левшой возрастает на 130%, по сравнению с тем, если бы она забеременела в районе 20 лет

Вероятность рождения леворукого ребенка, если оба родителя правши, всего 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%, у обоих леворуких родителей дети-левши появляются в 46% случаев

Левши более склонны к бунтарству и преступности. И, как правило, леворукие дети гораздо упрямее, чем праворукие

Вместе с этим у многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух. Также они чаще выбирают профессии артистов, художников и писателей

Мужчин левшей гораздо больше, чем женщин

В некоторых культурах левши считаются изгоями

Кроме того во многих языках слово "левый" имеет негативную окраску и является синонимом слов "неловкий", "фальшивый", "неискренний", "вызывающий подозрение"

В некоторых странах, например, исламских, левая рука является "нечистой", так как ею пользуются во время подмывания после похода в туалет

В таких странах левшам живётся особенно тяжело

В некоторых культурах мира леворукость является "меткой дьявола" и раньше левшей наказывали за использование левой руки

В некоторых странах это практикуется до сих пор

Усама бен Ладен был левшой

Джек Потрошитель кстати тоже был левшой

В противоположность ему левшами были: Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин и ещё очень-очень много знаменитых людей из самых разных сфер деятельности

Lrrtm1 - название гена, определяющего будет ли ребёнок правшой или же левшой

Количество левшей на Земле сокращается

В каменном веке их было около 50% населения, в бронзовом - 25%, а сейчас - всего 5%

Почти 90% людей на планете - правши, и только у 3-5% «ведущая рука» - левая. Остальные - амбидекстры (две ведущих руки)

В мире существуют стипендии для левшей, которые хорошо учатся

В колледже Juniata College, Пенсильвания, США, левшам полагается стипендия под названием Frederick and Mary F. Beckley Scholarship. А самого успешного левшу ждет премия в $ 1000

Если левше необходимо научиться писать правой рукой, то он сделает это гораздо быстрее, чем правша, которому необходимо научиться писать левой

Интересный факт: рука, которой пишет человек, не является точным индикатором лево- или праворукости, так как множество левшей используют правую руку для письма, а левую для выполнения других задач

Похожие статьи