В какой пустыне живут туареги? Племя туарегов – воинственные синие люди пустыни. Традиции, обычаи, фото и видео Где живут туареги в какой части африки

25.04.2021

http://www.сайт/blogs/vokrug_sveta/139171_matriarkhat-plemya-moso

Туареги – один из самых загадочных народов Африки. Современные кочевники сохранили древнюю культуру, и многое в их повседневной жизни кажется нам удивительным. Пожалуй, их главное отличие от всего остального мира – это традиция матриархата . Только здесь девушкам до свадьбы разрешается иметь несколько любовников, а мужчины после достижения совершеннолетия обязаны носить лицевое покрывало.


Туареги – мусульмане по вероисповеданию, однако их религиозные традиции очень оригинальны. Издавна здесь было заведено, что именно мужчина не должен открывать лицо. В день совершеннолетия юноша получает от отца две главных подарка – обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку. Без нее нельзя выходить на люди, ее же нужно носить и дома, прикрывая лицо даже во время еды и сна.

Кроме того, туареги носят особые туники цвета индиго, за это их даже прозвали «синими людьми Сахары». Доподлинно неизвестно, для каких целей служит одеяние: по одной из версий – оберегает туарегов от злых духов, по другой (более прагматичной) – защищает от пыли и песка. Интересно, что туареги окрашивают ткань специфическим способом: экономя воду, они не пропитывают ее краской, а «вколачивают» ее камнями. Со временем краска начинает осыпаться, и кожа туарегов часто имеет синий цвет, как у настоящих аватаров.

Мораль в отношении девичьего способа жизни вполне демократична: девушкам разрешается познать нескольких любовников до замужества.
Как правило, мужчина может приехать в шатер возлюбленной, провести с ней ночь, но это отнюдь не гарантия того, что он останется здесь же и в следующий вечер. Как правило, девушки выходят замуж в возрасте 20 лет, претенденты на руку и сердце должны упражняться в стихосложении, посылая красавице поэтические строки. Девушки имеют право им ответить, правда, используют они свой уникальный алфавит «тифинаг», усвоенный от матери (мужчины в этом племени используют латинский или арабский алфавит).

Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина рядом друг с другом глазами и сердцем, а не только постелью».




В обществе туарегов сложился удивительный строй: мужчины превосходно владеют боевым искусством, они бесстрашные воины и прекрасные торговцы, женщины – хранительницы культурного наследия, именно они обучены грамоте, продолжают фольклорную традицию. Словом, этнос туарегов – яркий пример того, что в социуме равноправие мужчин и женщин – достижимо. Главное – правильно распределить обязанности.

Значительную часть рациона питания туарегов составляют молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется просо, иногда пшеница. Важную роль играют также сушеные финики с верблюжьим молоком.

Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях - на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы.


В Африке проживают предположительно более миллиона туарегов, которые разделены на множество племен.

Небольшая видеозарисовка из жизни туарегов для тех, кто хотел бы увидеть, как живут эти загадочные люди.

Источник kulturologia.ру

Обновлено 03/02/17 18:12 :

Всего: 5,2 млн человек
Нигер - 1,72 млн чел
Мали - 1,44 млн чел
Алжир - 1,025 млн чел
Буркина-Фасо - 600 тыс. чел
Ливия - 557 тыс. чел

Обновлено 03/02/17 18:41 :

История

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки.

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

Колониальная эпоха

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970-1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали.

Туареги выступили за создание государства Азавад.Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году.

В 2012 году туареги подняли восстание в Мали; на начало апреля они контролировали значительную часть севера страны.

Язык

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины традиционно пользовались арабским алфавитом, в XX веке в ряде стран для тамашека были введены системы письменности на основе латиницы.

Т уареги живут изолированно, занимаются скотоводством и торгуют солью. Происходят циклические передвижения, во время которых они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище - финикам и молочным продуктам.

Такая двойная экономика тесно связана с экономикой соседних народов, обитающих на краю пустыни.

Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги.
И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно.
И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.

У туарегов есть несколько легенд, объясняющих их происхождение и появление в Африке.
В соответствии с одной из легенд, родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и сопровождавшие их люди, которые расселились потом по Африке.

Говорят, что туареги – народ группы берберов, хотя внешне их коренная часть сильно отличается от берберов.
И всё же считается, что язык туарегов «томашек» относится к группе берберских языков. У туарегов имеется своя особая письменность «тифинаг», происходящая, по мнению учёных, от древней ливийской письменности.

Туареги считаются потомками берберов – зенага, европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки.
Многие туареги – светлокожие, высокие ростом, голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают типичной внешностью жителей Средиземноморья.
Их предки занимались в основном земледелием на юге Аравийского полуострова, пока их в 8 веке не вытеснили оттуда арабы.
Они переселились в Северную Африку и перешли к кочевому образу жизни, сохранив язык и культуру.

Туареги – единственный в мире народ, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала.
И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.
Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.

Дело тут в сохранившейся у туарегов с древнейших времён традиции матриархата. Женщины, представьте себе, что вы лицо своего избранника видели только до свадьбы, и больше – никогда (тут уж не скажешь: «Как мне твоя рожа опостылела!»).

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе.

Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма.
Оно передается от матери к дочери.
Мужчины пользуются арабским алфавитом, да и то чтобы писать записки и делать надписи на горшках.

Несмотря на то, что туареги – мусульмане-сунниты, они женятся только один раз, туарегские женщины не закрывают лица, в среде туарегов не получает распространения политический ислам.
В племенах есть и языческие признаки: номады Сахары сохранили матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак.

Согласно другой легенде, основоположницей всех племён туарегов была великая царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает сейчас Марокко, вместе со служанкой.
От Тин Хинан, по легенде, произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми). Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её «наша матушка».

И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют найденные там надписи.
Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом поклонения. Другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов.

А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди.
Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.


Несмотря на этническое родство с амазигами, а также ощущение сильной идентичности берберов, туареги всегда интересовались не западными ценностями и образованием, а истинно евразийским отношением к своей родной земле.

В Средние века туареги создали систему транссахарской торговли, которая существует до сих пор, и контрабандные, подконтрольные только им, торговые пути.
Как и раньше, они контролируют важные перевалочные торговые пункты, позволяющие им перебрасывать значительные товарные и людские ресурсы во все части Сахары от Ливии до Буркина-Фасо и от Египта до Нигерии.

Ориентация на юг также создала уникальную культуру туарегов.
Несмотря на то, что в расовом отношении туареги являются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), они смешались с арабами и неграми, впитав также их культуру, породив совершенно отличную, узнаваемую культурную матрицу.

Для торговли туареги используют свои трайбалистские сети, обладающие сложной иерархической структурой.
В условиях отсутствия современных средств связи в Сахаре, туареги являются источником информации и организатором для удаленных племен, разбросанных по окраинам пустыни.

Сами они никогда не признавали ничьей власти, организовывали выступления за свои права когда какое-нибудь государство пыталось прибрать их дела и ограничить этот народ в правах.

В прежние времена туарегское общество достигало большого могущества. Имея преимущества в вооружении (боевые колесницы, железное оружие, верблюды) и военном деле, они покорили жившие до них племена и ассимилировали их вместе с землями и рабами, подчинив себе.
Экономическую основу туарегского общества составляло не только скотоводство, но и земледелие, ремёсла и промыслы. Кстати, очень важную часть составляла добыча соли, которой туареги занимаются до сих пор.

Объединение туарегов носило характер конфедерации.
Население было разделено на племена и кланы, подчинённые господствующему племени воинов – «имхар», название которого давало имя всей конфедерации. Кроме имхар, имелись вассальные племена и группы (общины, кланы, семьи) несвободного населения, низшие касты ремесленников и др.
Во главе конфедерации стоял «аменокал» – выборное лицо из состава аристократического имхарского племени.
При выборе аменокала учитывались как личные качества кандидата, так и происхождение по линии матери – старшей из сестёр аристократической семьи.
Мать аменокала пользовалась особым авторитетом и властью, имела право вето на любые решения сына.

Господствующий клан – воины «имхар», которые, собственно говоря, путём завоеваний и ассимиляции и образовали когда-то конфедерацию туарегов.

По своему антропологическому типу имхары – наиболее европеоидная из племён и кастовых групп туарегского общества.
Придя в Африку, благодаря более совершенной военной технике и военной организации, использованию верблюдов (которых не было у коренного населения), а также другим достижениям культуры (в том числе – письменности), воинственные и более цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди местных племён.

Вторая, наиболее многочисленная группа туарегского общества называется «имрады» (имгады, амгиды).
По численности их в 5-8 раз больше, чем имхаров.
Антропологически имрады похожи на эфиопов, они темнокожи, низкорослы, волосы сильно волнистые, но они отличаются и от негроидов.
Основным занятием имрадов было, да во многом и остаётся, разведение мелкого рогатого скота и ослов.
Попав в подчинение имхаров, они стали разводить и знаменитых туарегских белых верблюдов.

Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, а также безвозмездно предоставляли верблюдов имхарам во временное пользование, когда это требовалось.

На положении крепостных находились «харатины», которые с применением орошения выращивали финиковые пальмы, просо, бахчевые культуры, а часть урожая отдавали имхарам.
По антропологическому типу харатины также похожи на эфиопов.
В общинах имхаров и имрадов семьями жили «икланы» – негроиды, потомки чернокожих рабов. Они в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принаждлежащий гоподам.

Собняком от других групп стояли лично свободные, но почему–то всеми презираемые ремесленники – «инадены» («энадены»), которые изготовляли оружие и другие железные, а также деревянные изделия традиционного быта туарегов по тысячелетним технологиям, рецептам и канонам.
Были и промежуточные по статусу, смешанные по происхождению группы туарегского общества.

В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Причём краской этой они одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают её камнями. Поэтому при носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми» (именно синими, а не голубыми).
Сами туареги по этому поводу утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше.

Хотя туареги и привыкли уже к европейской рубашке с длинными рукавами, однако они охотнее продолжают заворачиваться в тонкий шерстяной хаик или в доккали - просторную тунику темно-синего цвета, которую носят поверх широких штанов, завязанных на лодыжке.

Туареги не делают татуировки, не раскрашивают тела в отличие от своих слуг и чернокожих рабов.
И только женщины, тоже заворачиваясь в длинные куски хлопчатобумажной ткани темно-фиолетового цвета и в легкие покрывала, продолжают согласно арабскому обычаю подкрашиваться хной.

Туареги-мужчины и женщины - испытывают безудержную страсть к драгоценностям и разным украшениям. Воины привязывают их к единственной пряди волос, остающейся у них на голове после обязателыной стрижки.

Серьги, браслеты, подвески, амулеты из серебра или рога, хранящиеся в кожаных мешочках с серебряной гравировкой, представляют собой живописный набор как воинов, так и женщин.
Но если не считать этих «эксцентрических» привычек, вся одежда туарегов приспособлена к той кочевой жизни, которую они ведут в пустыне.

Длинные, удобные штаны, завязанные на лодыжке, как бы созданы для езды верхом; кожаный, обшитый белым холстом пояс стягивает талию; сандалии на широкой подошве и с загнутыми носами сделаны специально для ходьбы по песку и по каменистой почве, и, наконец, знаменитое покрывало-лисам - вот одежда, необходимая для жизни в пустыне.
Туарег не снимает свое синее или белое покрывало ни когда ложится спать, ни во время еды. Он лишь слегка отодвигает его, чтобы положить пищу в рот.

Покрывалом служит кусок ткани вроде шарфа длиной 1,5 м. Его наматывают вокруг головы и закрывают лицо до самых глаз.
Покрывало очень хорошо защищает органы дыхания от песка пустыни, а лицо и голову от солнечных лучей.
Обычай мужчин-туарегов носить покрывало - единственный в своем роде в Африке - отображается во многих легендах, которыми мы обязаны главным образом богатому воображению арабов.
На самом же деле его происхождение до сих пор остается неизвестным, и, поскольку ни финикийцы, ни египтяне, ни римляне не упоминают о нем, возможно, что,появление этого обычая датируется более поздним временем, чем грек римская эпоха. Некоторые этнографы высказывал предположение, что обычай носить покрывало - какой-то загадочный, магический обряд, очевидно, давно забытый.
Он предписывал закрывать рот покрывалом; возможно, это было своего рода «табу», касающееся рта.









Tyaper не чувствует влечения к таким занятиям, как охота или скотоводство или тем более земледелие.
Его инстинктивно тянет к войне; он, не задумываясь, нападет на любого, кто ему помешает. Теперь, правда, времена несколько изменились.
Научные экспедиции - этнографические, геологические и альпинистские - пользуются услугами проводников-туарегов и могут без риска вступать на их территорию.

Инстинктивная жажда приключений толкает туарега на кражу не только коз, верблюдов и овец, но и драгоценностей, одежды и оружия, принадлежащих другим племенам. Еще недавно поселения суданских негров подвергались молниеносным нападениям грабителей, предпринимавшихся с целью захватить рабов. В то время как грабежи совершаются обычно летом, лучшим сезоном для войны считается, напротив, зима, время, когда легче найти пастбища для верблюдов и гораздо больше дичи в пустыне.
Как грабежи, так и войны подготавливаются и проводятся очень четко. На каждую операцию назначается верховный вождь, требующий полного повиновения. Он распределяет добычу, причем доля каждого воина устанавливается заранее, в ходе разработки плана нападения, и зависит от возложенной на него задачи.

В одной старой песне туарегов говорится: «Дай мне мехари, седло и шатер - и я буду счастлив».
Действительно, туарег проводит большую часть жизни верхом на верблюде, который дает ему возможность жить в пустыне и, если это необходимо, быстро передвигаться. Коричневый верблюд обеспечивает его молоком (шесть - восемь литров в день), мясом, шерстью, лекарствами (моча, например, используется как дезинфицирующее средство).
Туарег перевозит на этом животном и свое имущество, ведь верблюд переносит до 250 кг груза.
Однако только мехари делает туарега счастливым и приносит ему ощущение свободы на просторах пустыни.
Мехари, поторые находили прежде применение в военных подразделениях французов в Сахаре, а также англичан и итальянцев, сделали грозными неожиданные атаки туарегов. Этот верблюд поистине их неразлучный спутник: хозяин часто бывает обязан ему жизнью. Нередко от мехари зависит, спасется ли туарег от преследования врагов, от песчаной бури, доберется ли вовремя до колодца с водой, сумеет ли убить резвую антилопу или газель.

На мехари туарег нагружает все, что ему может понадобиться в пути. В большую квадратную сумку из ярко окрашенной кожи, привязанную к седлу, он кладет еду, одежду, жевательный табак, смешанный c cолью, бурдюки, наполненные маслом, пачки чая и и несколько кастрюлек для его приготовления.

При знакомстве с туарегами первое, что поражает больше всего, это частое использование ими христианского символа - креста. И верхушка седельной луки, иголовка эфеса меча или кинжала имеют его форму.
Крестом же украшают сандалии (наил), и бурнус (шерстяной плащ), и щит; наконец, даже талисман из кусочка рога, который туарег носит на шее, сделан форме слегка намеченного треугольника, напомнающего этот христианский символ.



Туареги - мусульмане, однако еще и сегодня они сохраняют древние анимистические верования. Этнографы, конечно, были очень удивлены, встретив крест у туарегов, но не нашли никакого объяснения этому интересному явлению. Ученые полагают, что это отголоски христианской веры, которая была распространена Африке до мусульманского вторжения.

Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют молоко и молочные продукты.
Кроме того, в питании используется просо, иногда – пшеница.
Важную роль в питании туарегов играют сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как камешки).
Финики толкут и едят с верблюжьим молоком.
Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).

При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов, пользуются ложками, что характерно только для них.
Пьют они воду и молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот обычай у арабов.
В качестве возбуждающего средства туареги используют табак, они его жуют и нюхают.

Сегодня большинство туарегов ведут осёдлый образ жизни в поселках и городах, и лишь немногие из них, следуя обычаям предков (в основном имхары по происхождению), кочуют по Сахаре.

И, наконец, самое интересное – о роли и месте женщин в обществе туарегов.
У туарегов муж приходит в семью жены, а не наоборот, как у других африканских народов.
Поэтому, в частности, чтобы уберечь род жены от духов, обитающих в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы – рот, нос и уши – у него должны быть плотно прикрыты.

У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод.
Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей.
Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода. Женщины сами выбирают себе мужа.


Мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. И при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью.
Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и хранении культурной информации.
Они владеют грамотой, сочиняют и поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад».
Среди туарегов вообще всегда было много поэтов и романтиков.
Женщины и после замужества могут дружить с другими мужчинами и женщинами (в европейском смысле).

Как показала история народа туарегов, ведущая роль женщин в обществе имеет не только свои плюсы, но и свои минусы. Это общество всегда отличалось некоторой анархичностью. Конфедерации туарегов жили обособленно друг от друга, объединяясь только в крайних случаях, например, для борьбы против общего врага. И поэтому они не устояли, когда появился грозный враг – арабы.


Видимо, только современное нам общество наконец нашло ключик к этой проблеме. Этот ключик – равноправие. Именно равноправие, а не равенство. Женщины и мужчины не могут быть равны по определению, потому что они – разные, у них есть в обществе специфические функции.
А вот равноправными они могут быть. И тогда общество будет призывать людей не по половому признаку, а по наибольшей пригодности для выполнения общественной функции.

И при этом женщины всегда останутся женщинами – лучшей частью человечества, а мужчины – мужчинами (тоже ничего себе люди).
И тогда не надо будет доказывать, кто лучше, а кто хуже: все хороши сами по себе.
Поэтому, люди, будьте добры и доброжелательны друг к другу.
И давайте жить дружно!

Туареги – единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой.

Туареги - это та часть исконного берберского населения Северной Африки, которая не захотела жить под властью завоевателей арабов и ушла на юг в Сахару. В Средние века они вели кочевой образ жизни, но сегодня подавляющее большинство туарегов живут в деревнях и городах. Лишь немногие кочуют по Сахаре, главным образом по алжирской ее части. Заходят они и в пустынные районы Мали, ведь что такое границы кочевники не знают. В этой стране они легко находят общий язык с местным населением, заметную часть которого составляют их оседлые соплеменники. Чтобы увидеть, как живут туареги, те, что еще продолжают кочевать, надо ехать в пустыню.

Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин. Счёт родства у них ведётся по материнской линии, хотя наследование имущества – по отцовской. К этой традиции относится и обычай молодых супругов поселяться поблизости от родственников матери жены. В первобытном мире люди верили, что духи чужака и его родни могут навредить им. Сила духов сосредоточена в голове человека и выйти на свет может через рот, нос или уши. Поэтому у туарегов до сих пор мужа – пришельца из другого рода – заставляют закрывать лицо покрывалом. Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок. Поэтому в Африке их называют “синие люди”.

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки. Согласно исследованиям, туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.

Язык туарегов «тамашек» относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо «тифинаг» (на языке «тамашек»), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.

В сексуальном смысле женщины туарегов - самые свободные женщины мира. Дело иногда доходит до выяснения личности отца родившегося ребенка. Обычно это выясняется так: собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и предполагаемых отцов. Когда доказательства найдены, ребенок записывается без согласия отца.

В туарегской культуре добрачный опыт считается преимуществом как у мужчины, так и у женщины. Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод. Само туарегское общество решительно осуждает проституцию.

Перед браком туарегские женщины наслаждаются удивительной свободой. Они не работают, и вместо работы танцуют, поют и сочиняют стихотворения. В туарегском обществе существует класс благородных и класс рабов. Некоторые племенные образования служат другим благодаря унаследованному статусу. Благородные женщины, у которых есть рабы, работают ничтожно мало. Они делают сыр и масло, пасут коз, считают дни. Считается, что они умеют обрабатывать кожи, а мужчины – шить и вышивать.

В отличие от своих соседок, туарегские женщины имеют право выбирать пару; у мужчин может быть больше одной жены, но обычно есть только одна. Иногда туареги проводят специальные мероприятия – «tendi» и «ahal», на которых молодые встречаются и танцуют танцы ухаживания. Tendi обычно проводится после обеда, ahal – вечером. На ahal могут играть музыканты. У туарегов даже есть аналог средневекового «суда любви» с «султаном» и «султаншей», избираемыми для управления этими двумя мероприятиями. Часто после ahal девушка садится на верблюда и всю ночь едет на встречу с мужчиной, а потом они вместе возвращаются к ней. А иногда почитатель совершает прям-таки нечеловеческие путешествия, только чтобы увидеть свою даму.

Туарегская невеста управляет всей личной собственностью, включая скот; муж оплачивает расходы семьи. После брака от обоих ждут приличного поведения, но у женщины могут быть друзья и подруги (в западном значении слова «друг»). Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина друг рядом с другом глазами и сердцем, а не только постелью».

В культуре туарегов силен матриархальный уклад. Мужчины занимают места вождей и членов совета, но положение вождя племени передается по наследству по женской линии. Наследование происходит по материнской стороне, и мужчина, который женится на женщине из другого племени, переходит в племя жены. Мужчина может передвигаться вверх по племенной социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но сами женщины редко выходят замуж за мужчин, которые по положению ниже их. Женщины принимают участие в соревнованиях на силу. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших пустынных торговцев. Положение женщины в племени туарегов уникально.

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Крупнейшие группы племен - Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе.

Глава - вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

По религии туареги - мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацую, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие - мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Аристократы белокожие, высокие и стройные. Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру­ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз­ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых - кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры­тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандали из кожи. Благо­родный носит каменный браслет, иногда - простое се­ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой.

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок - «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

1,72 млн чел
Мали - 1,44 млн чел
Алжир - 1,025 млн чел
Буркина-Фасо - 600 тыс. чел
Ливия - 557 тыс. чел

Язык Религия

Туареги (самоназвание - имощаг , имошаг ) - народ группы берберов в Мали , Нигере , Буркина-Фасо , Марокко , Алжире и Ливии .

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье .

История

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане , и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки.

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара , здесь Тин-Хинан стала царицей. Многочисленные поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - племя вассалов . В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан .

Средние века

Основной район проживания туарегов

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле , создали несколько просуществовавших недолго государственных образований , такие как Султанат Агадес ; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда .

Колониальная эпоха

См. также: Туарегское восстание (1916-1917)

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку . В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970-1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере , в Алжире и в Мали . Туареги выступили за создание государства Азавад .

Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году .

Язык

Одежда

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру­ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз­ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых - кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры­тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благо­родный носит каменный браслет, иногда - простое се­ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой .

Обычаи

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок - «тагельмуст » (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Общественный строй

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

  • Благородные или знать - владеют стадами верблюдов .
    • Блюстители веры или духовные наставники - инеслемены.
      • вассалы - имгады, занимающиеся разведением коз .
        • рабы - икланы.
          • кузнецы - инедены.

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Иерархическая организация туарегов имеет непосредственное отношение к их методам приспособления к пустынной среде. Они удачно воспользовались необходимостью постоянного передвижения и скомбинировали четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны. Ахаггарская конфедерация состояла из трех племен, и каждое возглавлял вождь наиболее знатного клана племени, а конфедерация в целом находилась под номинальным руководством самого старшего из трех племен - Кель-Рела.

Но чаще всего из-за далеких расстояний между колодцами и недостатка пастбищ каждому племени приходилось делиться на мелкие кочевые группы, причем каждая группа вела почти независимое существование, оберегала колодцы от случайных или умышленных повреждений, защищала караваны, проходившие по её территории, и совершала набеги на караваны, отказывавшиеся от её защиты. Общество было матрилинейным, женщины пользовались влиянием и свободой и не закрывали лица, как подлинные берберки. Их мужья, особенно среди аристократии, делали все, чтобы женам жилось хорошо, и у женщин было время на развлечения, поэзию и музыку. Слуги выполняли все домашние работы, а всю необходимую сельскохозяйственную продукцию туареги получали от оазисных земледельцев, находившихся под их покровительством.

Хотя набеги на караваны и их охрана ныне потеряли свое былое значение, туареги все ещё живут изолированно, занимаются скотоводством и торгуют солью. Происходят циклические передвижения, во время которых они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище - финикам и молочным продуктам. Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы - земледельцы-харатины, - это главным образом сорго.

Такая двойная экономика тесно связана с экономикой соседних народов, обитающих на краю пустыни. Различные экологические факторы вынуждают туарегов придерживаться твердых сроков в этой торговле. Соль добывают в апреле и мае, а затем в июле везут караваном через Тамесну - местность, богатую пастбищами, где верблюды могут отдохнуть и где их можно сменить на новых. На следующем этапе караваны прибывают в торговые центры у северной границы Нигерии, где торговый сезон начинается в октябре. Помимо соли, туареги продают и привезенные с севера финики, а также ослов и верблюдов. В январе они пускаются в обратный путь, опять останавливаются в Тамесне и к марту прибывают на свою северную родину .

Галерея

Влияние на европейскую культуру

Примечания

Ссылки

  • Туареги и тубу Ю. М. Кобищанов (из книги «Гарамантида (африканская Атлантида)»)
  • Генералы песчаных карьеров (рус.) . Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 10 октября 2011.

См. также

  • Туарегское восстание (1916-1917)
  • Туарегское восстание (1962-1964)
  • Туарегское восстание (1990-1995)
  • Туарегское восстание (2007-2009)

Литература

  • В. И. Травина «Тайны пустынь» - М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“,2003 - 352с (интересно о неизвестном)» (стр. 113-118,Туареги)
  • аль-Куни, Ибрагим . Глоток крови. Сборник рассказов о жизни туарегов Сахары. Перевод с арабского. М., 1988

Категории:

  • Кочевники
  • Берберы
  • Туареги
  • Народы Мали
  • Народы Нигера
  • Народы Алжира
  • Народы Ливии
  • Народы Буркина-Фасо
  • Народы Северной Африки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Туарегов, населяющих пустыню Сахара в Северной Африке, не случайно называют «синими людьми». Во-первых, в повседневной жизни они предпочитают синий цвет. Во-вторых, их праздничная одежда цвета индиго отбрасывает под палящими лучами солнца синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска ткани слегка окрашивает её.

Некогда туареги были самым могущественным народом Сахары. Ими восхищались и любовались, перед ними трепетали. Считают, что в пустыне и теперь ещё живёт в общей сложности 210 тысяч туарегов - потомков легендарных гарамантов, древних ливийских племён, переселившихся в Сахару с северного побережья Средиземного моря. У туарегов никогда не было собственного государства, и до наших дней они сохранили архаичную племенную структуру. Впрочем, их культура всегда находилась на довольно высоком уровне.

«Благородные» кочевники

Первое научное исследование туарегов связано с именем молодого французского путешественника Анри Дюверье. В 1859 году он побывал в Сахаре и стал одним из немногих европейцев, кто нашёл с ними общий язык. Дюверье сумел завоевать их дружбу и мог в одиночку и без опаски путешествовать по пустыне. Его путевые заметки «Северные туареги» оказали решающее влияние на формирование у европейцев образа благородного рыцаря пустыни. Дюверье первым описал внешность этих кочевников: «В общем туареги высокого роста, иные кажутся даже настоящими великанами. Все худощавые, сухопарые, сильные; их мускулы подобны пружинной стали. Кожа у них от рождения белая, однако солнце вскоре придаёт ей бронзовый оттенок, свойственный жителям тропиков… Смелость туарегов сказочна. Их стрелы и копья никогда не бывают смазаны ядом… Защита своих гостей и партнёров по торговле - ещё одна добродетель туарегов».

Спустя столетие внешний вид жителей Сахары практически не изменился. Вот как описал туарега европейский путешественник в середине 20-го века: «Высокого роста, очень гордой осанки, он величаво расхаживает, загребая пудрообразный песок пустыни… На нём гандура - длинная рубаха без рукавов - из белой хлопчатобумажной ткани, а поверх другая, цвета индиго, откинутая на плечах так, чтобы белая смотрелась как подкладка… Широкие шаровары едва видны из-под просторной шерстяной накидки. На такую накидку… идёт восемь метров материала. Голова - затылок, шея, подбородок, рот, нос и лоб - задрапирована в покрывало - тагельмуст… Глаза, подчерненные углём, смотрят из-под тагельмуста, как сквозь узкую щель забрала…». Тагельмуст не случайно стал визитной карточкой туарегов. В невыносимом зное он создаёт перед ртом и носом жителя пустыни влажную воздушную подушку, значительно уменьшающую испарение. Со временем он приобрёл своеобразное культурное и ритуальное значение. Туарег никогда не снимает его, даже во время еды и сна, и у него открытыми остаются только глаза.

В результате описаний путешественников и этнографов в Европе сложился устойчивый образ честного и храброго народа, бесхитростно живущего среди раскалённых песков Сахары. Однако этот образ, проникнутый романтикой 19-го века, мало соответствовал суровым реалиям жизни. Часто «благородные» туарегские племена выступали как заправские разбойники с большой дороги.

Опасные люди

До сих пор туареги живут изолированно, занимаются скотоводством, а также снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. В обмен на соль туареги получают продукты, главным образом сорго. Их племенные объединения подразделяются на целый ряд немногочисленных кланов-каст, рассеянных на большой территории: только так можно прокормить скот на скудных пастбищах пустыни. Во главе каждой из них стоит предводитель, а над всеми группами - вождь. Его власть символизирует барабан (тобол), который хранится в специально отведенном месте в шатре вождя. Тобол священен. Никто не имеет права без разрешения бить в него. В прежние времена тобол сопровождал племя в бой, и его потеря воспринималась как катастрофа.

Иерархическая организация туарегов блестяще приспособлена к пустынной среде и умело комбинирует четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны.

Туареги были не в состоянии одновременно пасти стада и защищать своё имущество от враждебных соседей. В результате появилась особая каста воинов, в которой родилась знаковая пословица: «Вместе с мотыгой в дом приходит позор». Другими словами, вместо того чтобы трудом добывать себе пропитание, они предпочитали совершать разбойничьи набеги. Каста воинов имела право выставлять вождя (аменокала). Само слово «аменокал» означает «властелин страны», «владелец земли». И действительно, аменокалу принадлежит вся земля, в том числе и лучшие пастбища племенной конфедерации. Кроме этого, он получает большую дань, и шатёр его всегда завален продовольствием.

Аменокал туарегов всегда избирается пожизненно и одновременно является верховным судьёй. Но «бытовые» дела в суде почти не рассматриваются, так как воровства среди туарегов практически нет. Раньше приговор вору был один - смерть. Преступника изгоняли в пустыню, снабдив его лишь мешочком с мукой и горстью соли. Если человек выживал, то его уже не преследовали, но чаще всего он погибал от жажды.

Когда юноше-туарегу исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором ему дарят синий или белый тагельмуст, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, и показываться на людях без покрывала ему уже неприлично. Ещё сравнительно недавно любого, кто увидел лицо туарега, ждало самое суровое наказание - смерть. Если же убить его не удавалось, то туарег обязан был покончить с собой. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой.

Любовный напиток из мозга мертвеца

Согласно легенде о происхождении туарегов, в Сахару из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан, которая была благородного берберского происхождения. Однажды она села на белого верблюда и со своей служанкой Такамат покинула родные места. В результате тяжёлого путешествия они достигли нагорья Ахаггар, где Тин-Хинан стала царицей. К ней приезжало множество поклонников, которых после приёма она убивала. В результате царица и служанка нарожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - более многочисленные вассалы. Слава Тин-Хинан была так велика, что её до сих пор называют «наша матушка».

Словно в память о легендарной царице, туарегские женщины занимают несравненно более высокое положение, чем у других народностей пустыни. Они, как правило, грациозны и красивы, пользуются уважением в обществе и имеют целый ряд преимуществ. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, в то время как мужчине позволительно быть неграмотным. Несмотря на то что туареги - мусульмане, женятся они только один раз в жизни. При этом, в отличие от мужчин, женщины лица не закрывают. Их мужья, особенно среди аристократии, делают все, чтобы жёнам жилось хорошо и у них было время на развлечения, поэзию и музыку.

Документально зафиксирован случай, когда женщины одного из племён во время атаки французских войск заслонили собой мужчин. Поэтому не удивительно, что каждый туарег трепетно чтит мать и жену.

Однако в кочевьях редко можно встретить женщину старше тридцати лет. Дело в том, что до сих пор профессия акушерки здесь неизвестна, и две трети женщин умирают во время родов. В пустыне высока и смертность новорождённых. Зато ребёнка, оставшегося без матери, тут же усыновляет другая роженица, воспитывая его как собственное дитя. Туареги чрезвычайно любят детей и никогда их не бьют.

Только женщины владеют тайной магических ритуалов. Например, они умеют приготовить волшебный напиток бор-бор для самых разных целей. Бор-бор может быть использован и как яд, и как надёжное любовное средство. Сделать его несложно. Достаточно лишь раздобыть основной ингредиент для его приготовления. Им служит мозг мертвеца, который «добывают» ночью на кладбище. Затем в напиток добавляют волосы, кровь, мочу, или даже след избранника. Туарегские женщины утверждают, что ещё ни один мужчина, отведавший этот любовный напиток, не устоял перед их чарами.

Похожие статьи