Бесстрашные воины самураи. Самурай - это кто такой? Традиции самураев

11.10.2019

Японская культура предстает перед западным человеком в виде совокупности идей и красочных образов. И самым ярким из них является образ воина-самурая. Он имеет героический ореол и считается своеобразным символом мужества и стойкости в бою. Но все ли мы знаем про самураев? Насколько правда об этих воинах отличается от легенд и мифов?

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай - это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак - японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении "самурай". Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол "служить". Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина - дайме. Многие европейцы считают, что самурай - это служилый человек, которого можно называть японским словом "буси". Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

История самурайства: краткая историческая справка

Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Обряд посвящения в воины

На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей - дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.

Мог ли самураем стать простолюдин?

В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай - это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.

Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай - это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай - это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Самураи – этакие экзотичные японские рыцари, чей образ окружён романтическим ореолом в глазах европейцев. Но соответствует ли действительности образ бесстрашного воина, вооружённого до зубов традиционным японским оружием, которым он отлично владеет? Правда ли то, что честь священна для любого самурая, и он готов отдать жизнь за её сохранение? И наконец, откуда взялись загадочные восточные рыцари, и как сформировался их таинственный кодекс чести, известный как «бусидо»?

Определённой «даты рождения» понятия «самурай» не существует, но зарождение их, как специфического сословия японской аристократии, относится к периоду реформ Тайка, пришедшемуся на эпоху Ямато . Собственно термин «самурай», произошедший от глагола, означающего «служить», вольно можно перевести, как «служивый». Впрочем, обязанности самураев в то время не ограничивались военной службой, так как в этом сословии существовали и вполне гражданские должности служения феодалу.

Собственно, самураи ведут своё происхождение от мелкого дворянства Японии. В смутные времена, когда каждый крупный феодал был вынужден набирать собственную армию из своих подданных, самураи были не только воинами, охраняющими своего господина, но и его слугами. Наиболее почётной самурайской обязанностью считалась ответственность за господский меч, однако другие обязанности были куда более обыденными, например, подавать феодалу чай.

Моментом выделения самураев в особое сословие можно считать эпоху Камакура , когда для них наступил поистине «золотой век». В это время существенно снизилась численность самураев, за счёт чего поднялся не только их жизненный уровень, но и положение в обществе. Благодаря правителю Ёритомо из клана Минамото, выдвигавшему самураев на все руководящие должности, статус этого сословия и его значение в обществе значительно возросли.

В дальнейшем самураи стали неотъемлемой частью японской культуры. Характер истинных самураев формировался едва ли не с рождения. Основой воспитания детей этого сословия стала выработка бесстрашия, безразличия к боли и смерти, почтения к старшим и безграничной преданности своему господину. Конечно, особое внимание в самурайском сословии уделялось воспитанию мальчиков, однако стать самураями могли и девочки. Существовал даже соответствующий термин, означающий женщину-воина – «онна бугэйся».

Кодекс чести самурая – бусидо – появился ещё в XI веке, однако со временем он получил множество дополнений и корректив. Япония, будучи милитаристической державой, до самой Второй мировой войны пользовалась бусидо и прочими самурайскими традициями для поднятия боевого духа народа. Даже в наше время военнослужащие «Страны восходящего солнца» гордо именуют себя самураями, хотя в сущности сословие давно распалось.

Слово "самурай" происходит от древнего глагола "самурау" - "служить". Таким образом, "самурай" - это "служивый", "слуга". Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая - "буси" ("воин"). Отсюда "бусидо" - "Путь Воина"

Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых лежали в древнейшей японской иерархии жрецов. В конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна - военного правителя страны.

Основой идеологии самураев стали дзэн-буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина.

Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину.

От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый. Право носить малый меч имели все совершеннолетние мужчины.

До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой достаточно удачливый человек, в том числе и крестьянин, и горожанин. Четкого разделения между кастами тогда еще не было, а звание самурая присваивал князь за какие-либо военные заслуги. Среди самураев проводились своего рода "соревнования" с награждениями, скажем, первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником.

Дух Меча

С японскими самураями связано множество легенд, само их имя давно стало символом чести и верности. Но кем на самом деле были эти бесстрашные воины?

История самураев началась в тот момент, когда Кэйко, 12-й по счету правитель Японии, попросил своего младшего сына, принца Воусу-но Микото, разобраться со старшим. Последний регулярно нарушал конфуцианские нормы сыновней почтительности тем, что не участвовал в отцовских пирах, а однажды присвоил себе девушек, назначенных родному отцу в наложницы. Воусу подкараулил брата в уборной и отрубил ему голову. Кэйко пришел в ужас – характер младшего внушал ему опасения: сегодня он брата, а завтра кого? Чтобы избежать тягостных раздумий, император отправил принца покорять мятежные провинции и варварские племена в надежде, что его убьют.

По дороге на войну принц Воусу завернул в гости к своей тетке, принцессе Ямато-химэ, которая была верховной жрицей храма богини Аматэрасу в . Там он пожаловался ей на злосчастную судьбу – «отец желает моей ранней смерти», - и принцесса подарила ему хранившийся в храме меч с рукояткой в виде важдры.

Принц Воусу огнем и мечом Аматэрасу прошелся по японской земле, подчиняя мятежников воле императора, побеждая врагов, где силой, а где жестокостью и коварством. В одном из походов он то ли умер «от тягот странствий», то ли был отравлен по приказу отца. В японских легендах Воусу остался под именем Ямато-Такэру, «героем Ямато», подобно нашему былинному Илье Муромцу.

В истории Ямато-Такэру заложены все основы «легенды о самурае» - предательство, братоубийство, ранняя трагическая смерть героя. А меч? Меч и по сей день хранится в святилище Ацута Дзинго как один из трех священных предметов, символизирующих власть потомков Аматэрасу над Японией.

Борьба за императора

К IV веку клану Ямато удалось покорить значительную часть Японии и создать нечто напоминающее централизованное государство. Власть императора стала плодом сложной системы копромиссов и, по сути, не простиралась дальше центральных провинций. Остальной территорией страны управляли многочисленные кланы, вожди которых точно так же, как и Ямато, вели свое происхождение от различных божеств и считали императора не более чем «первым среди равных». Вокруг трона шла непрекращающаяся борьба за влияние, высшей целью которой было женить императора на одной из женщин клана и возвести родившегося от такого брака сына н а престол.

VI век стал эпохой возвышения клана Сога. Основным источником доходов этой семьи была торговля с Китаем и Кореей. Придя к власти, они сделали все, чтобы открыть страну для культурного влияния «дальневосточного Рима». Из Китая японцы импортируют конфуцианскую этику, иероглифическую письменность, принципы градостроительства, календарь, литературные каноны, шелководство, буддизм и бюрократическую систему управления государством.

В 645 году звезда Сога закатилась. Сменившие их Накатоми (будущие Фудзивара), придя к власти, провели «реформы Тайка», чем окончательно закрепили в Японии китайскую систему управления. Именно тогда династия потомков Аматэрасу получила громкий, но уже ничего не значащий титул тэнно – «император». Возвеличив род Ямато, Фудзивара довели систему подчинения правящей династии до совершенства. В 858 году Фудзивара-но-Есуфуса стал регентом при малолетнем императоре Сэйва, нарушив традицию, согласно которой этот пост могли занимать лишь представители клана Ямато. В дальнейшем Фудзивара женили императоров на своих дочерях, а после рождения наследника, постригали их в монахи и снова выдавали дочерей за следующего императора, совмещая при этом посты регента и канцлера. Так что Митинага Фудзивара в начале XI века ничуть не покривил душой, когда написал свое знаменитое пятистишие:

«Полная луна
Не ведает изъяна
Подумаю о ней –
Весь этот мир
У ног моих!»

Историческая реальность, увы, оказалась далека от совершенства поэзии.

На протяжении эпохи Нара и «золотого века Японии», эпохи Хэйан, основной головной болью потомков Аматэрасу оставались непокорные племена «северных варваров» - эмиси, потомки местных народов и айнов, населявших северную часть Хонсю и Хоккайдо. Созданное северянами и мятежными кланами государство Оссю не только успешно сопротивлялась всем попыткам привести его под власть Ямато, но и устраивало регулярные набеги на приграничные территории. Реорганизованное на основе реформ Тайка императорское войско, которое вели в бой полководцы – сегуны, назначавшиеся из числа придворных аристократов, раз за разом терпело от эмиси тяжелейшие поражения. Весьма характерным был поход 789 года, когда против «северных варваров» была отправлена 52-тысячная армия под командованием Кино-но Косами. В своем донесении императору сегун докладывал о потерях: 25 человек убитых, 245 раненых, 1316 утонули при переправе и еще более 1000 воинов попали в плен к эмиси и были утоплены в реке. Японцы же могли похвастать весьма сомнительным трофеем – менее сотни голов убитых варваров.

Рождение легенды

Выяснилось, что армия, состоящая из ополченцев, которые по окончании похода сдают оружие и доспехи обратно в императорский арсенал, хоть и является весьма эффективным механизмом предотвращения гражданской смуты, но при этом абсолютно небоеспособна против внешних врагов. К тому же реалии войны потребовали развития весьма специфического рода войск – конных лучников, а овладение искусством стрельбы из японского длинного лука (кюба-но-мити), да еще и со спины несущейся вскачь лошади, предполагало длительную подготовку едва ли не с детства. Таким образом, появление сословия профессиональных воинов в Японии стало вопросом времени. Кюба-но-мити владели практически все мужчины из аристократических семей, и многие из них, не найдя себя на другом поприще, становились частью постоянных дружин провинциальных правителей. К ним же примыкали слуги, обучавшиеся владению оружием, и воины, приглашенные в клан со стороны. Всю эту воинскую массу сперва называли словом «цувамоно», затем этот термин исчез, а вместо него прижились «буси» и «самурай». Последнее слово происходит от глагола «сабурау» - «верно служить», быть готовым выполнять приказания». В конце Нара и в начале Хэйан аристократия – кугэ – именовала так свою дворню, так что если искать наиболее адекватный перевод слова «самурай» на русский язык, то получится вполне известный нам по урокам отечественной истории «боевой холоп»

По итогам войны с эмиси Фудзивара приняли решение вообще отказаться от императорской армии, поручив ведение войны клановым дружинам. Это стало началом конца японского «галантного века».

Оказалось, что реформы Тайка, призванные превратить государство Ямато в «маленькую Поднебесную», были проведены по извечному японскому принципу «заимствуем, вкладывая свою душу». Теоретически вся земля в результате реформ, по китайскому образцу, отошла государству. На практике же вожди провинциальных кланов – дзюго просто заняли соответствующие административные должности и стали требовать раздачи необлагаемых налогом поместий – сеэнов. Посты «губернаторов» передавались по наследству, провинциальная администрация задерживала налоги или вовсе их не платила. Зато почти каждый владелец поместья содержал собственную, пустьнебольшую, но армию, а центральная власть, сидевшая на голодном налоговом пайке, не имела достаточно сил для усмирения этой вольницы.

Миеси Кецура, министр двора при нескольких императорах, в начале X века направил на высочайшее имя секретный меморандум, в котором констатировалось полное бессилие власти перед держателями сеэнов и провинциальными чиновниками. Раздробленность, сгубившая все государства раннего Средневековья, была готова – оставалось лишь поднести фитиль. Японии отныне предстояло пройти через шесть веков непрерывных гражданских войн, ставших звездным часом для самураев.

Доспехи героя

В XVIII веке облик самурая – буси – окончательно приобрел вид, известный нам по книжным иллюстрациям. Уже в период Камакура появился практически весь комплекс «классического» вооружения и защитного снаряжения, с некоторыми изменениями просуществовавший вплоть до XIX века.

Классический японский доспех кодзан-до относился к типу ламиллярных доспехов, так как состоял из небольших пластинок, скрепленных при помощи сложной шнуровки. Всего в состав классического японского доспеха входили 23 предмета. Из них шесть были основными: кираса – до, шлем – кабуто, защитная маска – мэн-гу, наручи – хотэ, поножи – сунэате и набедренники – хайдатэ. Начиная с XIV века в обиход входит японский вариант кольчуги – кусари с плетением из «плоскостных» круглых колец, с крепляемых овальными звеньями под углом в 90 градусов. Потребность в изготовлении защитного вооружения для армий, численность которых могла достигать нескольких сотен тысяч человек, и появление на поле боя завезенного «рыжеволосыми дьяволами» из Европы огнестрельного оружия также внесли свои коррективы. На смену кодзан-до пришло новое поколение доспехов, некоторые из которых, как, например, принадлежавший Токугава Иэясу комплект намбан-гусоку, имели уже цельнометаллическую кирасу европейского типа и кольчужные наручи, также сплетенные по европейскому образцу.

Вплоть до монгольского нашествия основным типом японского меча оставался тати, появившийся еще в эпоху Хэйан и отличавшийся от привычных нам катан несколько большей длиной, четырехлепестковой гардой и короткой, резко загнутой кверху рукоятью. По итогам войн с монголами самураи отказались от привычных тати в пользу более удобных ути-гатана. В XIV веке появляется еще один тип пехотного меча – двуручный «полевой» меч, известный как нодати. К концу XV века основная масса самураев вооружилась парой ути-гатана, а тати окончательно отошел в категорию церемониального оружия придворных и знатных генералов. В то же время «полевые» пары ути-гатана постепенно начинают изменять соотношение размеров – один из мечей удлинялся, а второй укорачивался. Мечи длиной от 60 см, приспособленные под двуручный хват, стали называться катана, а короткие (от 30 до 60 см) – вакидзаси.

Несмотря на распространенную фразу «дух меча – дух самурая», важнейшим оружием считался не меч, а лук. Японский лук юми по-своему уникален. Почти повсеместно конных лучников вооружали укороченными версиями луков, и только в Японии был разработан длинный лук асимметричной формы (две трети выше рукояти и одна треть – ниже), позволявшей стрелять, не задевая за шею коня. Происхождение самурайского сословия от отрядов профессиональных конных лучников настолько вошло в историческую и лингвистическую память японцев, что термин кюсэ-но-имен стал обозначать «семью самурая», хотя дословно он переводится как «семья лука и стрел».

Громовые палки

Огнестрельное оружие было завезено в Японию европейцами в 1543 году. Токивата, дайме острова Тэнагасима, за огромные деньги приобрел у португальцев две фитильные аркебузы и приказал своему родовому кузнецу Яцуита Кинбэю скопировать их.. По преданию, Кинбэй смог изготовить все детали нового оружия, кроме замка. Новшество пробивало себе дорогу весьма быстро, несмотря на то что у самураев при виде ружья начинал играть комплекс рыцаря. С рождения посвящавшие себя боевым искусствам и буси-до самураи привыкли смотреть на крестьян как на пыль под ногами, и им с большим трудом давалось осознание того, что какой-то простой тэппо-ассигару, вооруженный «огненным прутом», может прервать «путь воина» с одного меткого выстрела. Поэтому сами самураи без особой нужды огнестрельное оружие в руки не брали, а в стрелковых частях во время Сингоку Дзедай служили по преимуществу неблагородные.

Повесть о последнем самурае

Последним эпизодом в кровавой драме японского Средневековья стали войны Сингоку Дзидай, длившиеся с 1490 по 1600 год. В битве при Сэгихара армии Токугава Иэясу разгромили конкурентов-Исида, положив начало периоду Эдо(1600 – 1867 гг.), периоду правления сегуна при сохранении формального главентсва императора. Новая эпоха началась с изгнания за пределы Японии всех иностранцев, кроме голландцев, и провавых репрессий против японских христиан. Сословия были жестко замкнуты в своих границах, все ранее существовавшие «социальные лифты» были отключены. Именно этот период, а вовсе не последовавший за ним Бакумацу, стал временем упадка самураев. В мирные времена занять чем-либо осмысленным такую массу профессиональных воинов просто невозможно. Установленный сегуном Токугава мир провел сквозь самурайскую массу жирную красную черту, отделив тех, кто имел землю, от тех, кто существовал лишь за счет рисового пайка или вовсе не имел ничего.

Во главе провинций стояли князья дайме, которым подчинялись их ближние вассалы – семе, имевшие собственных вассалов-держателей небольших участков байсин. Под этой, самой нижней, ступенькой феодальной лестницы находилось большинство рядовых самураев, не получавших от своего господина ничего, кроме рисового пайка, на котором, ввиду наступивших мирных времен, постоянно экономили. Ниже рядовых самураев по социальной лестнице находились ронины – самураи без господина, все имущество которых составляли унаследованные от предков два меча и сто раз заштопанное кимоно. Им оставалось только вести бродячий образ жизни в надежде одолеть в бою одного из «служилых» самураев и занять его место. Многие из них присоединялись к крестьянским восстаниям или выходили на большую дорогу.

Одним словом, когда 8 июля 1853 года эскадра коммодора Перри вошла в бухту Эдо, Японию уже некому было защищать. Подписав в 1854 году неравноправный договор с американцами, сегунат окончательно подорвал свой авторитет защитника страны и основной военной силы. Свержение сегуната Токугава и восстановление императорской власти стало лишь вопросом времени, и время это очень скоро наступило. Ведущей силой реставрации Мэйдзи выступили новые самураи, остававшиеся в душе теми же буси, но вынужденные ввиду технического превосходства иностранцев наступить на горло сословной песне и влиться в ряды роялистов-реформаторов.

Императорской армией в «войне Босин» командовал Сайго Тагамори, примкнувший к партии императора, после того, как корабли англичан обратили в руины его родной город Кагосиму. Уже через три года он улыбался в лицо британскому министру Паркесу, предварительно выучив наизусть два тома «Истории Англии» Маколея, и вкрадчиво объяснял ему, что сегун не способен выполнять договоры с иностранными державами, а будущее Японии – в руках императорского двора. Эта дипломатическая победа стала важным шагом на пути, который завершился в июле 1868 года захватом Эдо и падением последнего сегуната.

А дальше победившие реформаторы обнаружили, что к европейским оружейным заводам и судоверфям прилагается множество «бесплатной мелочи», которая подрывает японский дух сильнее, чем вид телеграфных проводов и железных дорог. Не сдерживаемая ничем машина реформ понеслась, давя уже самих реформаторов. Венцом стал императорский эдикт 1876 года, фактически ликвидировавший самурайское сословие и запрещавший ношение традиционных воинских причесок и двух мечей.

После победы над сегунатом Сайго отказался от дальнейшей карьеры и вел тихое полумонашеское существование в Кагосиме, откуда его вытащил друг детства Окуба Тосимити, упросив принять пост канцлера и главнокомандующего новой японской армии. По прибытии в Киото Сайго застает там «российские 90е» в японском издании конца XIX века. Окубо железной рукой проводит политику «укрепления армии через обогащение страны», в которой самураям не нашлось места, - отныне Япония нуждалась в коммерсантах.

Ощущая полную неспособность направить реформы Мэйдзи в иное русло, Сайго снова уходит в отставку и возвращается в Кагосиму. Восстаниям традиционалистов против реформаторов он как самурай сочувствует, но как ортодоксальный конфуцианец их не одобряет. Лишь после того, как в 1877 году поднялся его родной клан Сацума, Сайго оказался вынужденным примкнуть к мятежу, а затем и возглавить его.

Конечно же, они не могли ничего противопоставить вооруженной американцами и англичанами армии «нового образца». Последняя битва на склонах горы Сирояма выглядела именно так, как в голливудском фильме, - фамильные мечи против магазинных винтовок и картечниц Гатлинга. Сайго Такамори с обнаженным мечом в руках повел остатки своих людей навстречу тридцатитысячной императорской армии и одним из первых пал, сраженный пулей. С его смертью завершилась история самурайского сословия. Впрочем, дух бусидо прожил в японцах еще долго, в последний раз дав о себе знать во время Второй мировой войны.

Текст: Олег Кашин, Алексей Байков
Бортовой журнал "Аэрофлот"

Самураи [Рыцари Дальнего Востока] Тарновский Вольфганг

Где и как жили самураи?

Где и как жили самураи?

Как мы уже говорили, самураи были изначально сельскими жителями - главами семейств, правившими своими имениями. Они брались за оружие, лишь когда их призывал господин. Спустя столетия, после установления нового режима под началом Иэясу Токугавы, условия резко изменились. Япония стала единым военизированным государством, которое подчинялось воле сегуна и бакуфу. Быстро росли города: в условиях социальной нестабильности князья стремились укреплять свои резиденции, возводя замки. Так, даймё Ота в 1457 г. основал замок Эдо, положив начало будущему Токио. Города такого типа назывались призамковыми, так как они возникали вокруг княжеских укрепленных пунктов.

Теперь из 400 тысяч самураев в деревнях осело всего несколько тысяч. Гораздо больше представителей военного сословия переселилось в города: те, что состояли в свите сегуна, жили в столице страны Эдо, подавляющее же большинство самураев служило у местных даймё в столицах провинций.

Итак, некогда сельские жители превратились в горожан. Перемены отразились и на облике городов. В центре их, олицетворяя собой власть, высился замок-крепость владетельного князя. Кроме самого даймё и его семьи там жили его самые близкие слуги - министры, советники и т. д., самураи, занимавшие другие важные должности, - конюшие, оружейники, зодчие, специалисты по фортификации, управляющие, смотрители и многие другие. И, конечно же, в крепости были военные: офицеры и солдаты, что денно и нощно несли сторожевую или полицейскую службу, а также дежурный отряд, находившийся в постоянной готовности на случай войн или мятежей, - в целом несколько сотен человек.

Замки строили просторными - ведь места должно было хватить всем этим людям и их семьям. Кроме дворца даймё, с его нагромождением крыш и фронтонов, в кольце стен крепости находилось несколько площадей и улиц с домами самураев, оружейными складами, хозяйственными постройками и конюшнями.

Если жилья не хватало на всех, а такое случалось, оставшиеся без крыши над головой воины вместе со своими семьями селились у подножия крепостных стен.

Их дома образовывали словно бы внешнее кольцо города, вокруг которого - на подобающем расстоянии - теснились домишки остальных горожан.

Заложенный в 1583 г. замок в Осаке - одна из самых мощных крепостей Японии. Цоколь (он сохранился) был сложен из мощных валунов. С внешней стороны крепость опоясывал глубокий и широкий ров с земляным валом, за которым высились каменные стены с бойницами. Однако замок казался легким и светлым благодаря стройной белой сторожевой башне. Из-за обилия золотых украшений на фронтонах ярусов крепость называли «золотым замком». На этой фотографии видны заполненный водой ров, внутренние крепостные стены, а также живописная главная башня, где размещались покои даймё.

Вид с главной башни замка Химздзи (1600; префектура Хего). У подножия стены крепости расположились дома самураев; чуть поодаль раскинулся город с домами ремесленников и купцов.

Из книги Самураи [Рыцари Дальнего Востока] автора Тарновский Вольфганг

Как жили в провинциях первые самураи? Обычно военные отряды создавались в провинциях из представителей крупных японских родов. Поэтому эти отряды по праву называют также военными домами. Впрочем, следует добавить, что в военный дом входили не только члены семейного рода,

Из книги Самураи [Рыцари Дальнего Востока] автора Тарновский Вольфганг

Как жили самураи в эпоху Токугава? После того как «эпоха воюющих провинций» ушла в прошлое, Иэясу Токугава и его преемники начали наводить новые порядки в истерзанной, залитой кровью стране. Они хотели построить такое государство, в котором ни у кого не было бы никакой

Из книги Армии самураев. 1550–1615 автора Тёрнбулл Стивен

ПЛАТЬЕ И ЭКИПИРОВКА: САМУРАИ Мирное время Форма одежды, которую надевал самурай, если только не готовился к сражению, то есть, если не облачался в доспехи, зависела от степени торжественности события. Основным мужским платьем было кимоно, длинное одеяние с широкими

автора Иванов Юрий Григорьевич

Из книги Камикадзе. Пилоты-смертники автора Иванов Юрий Григорьевич

Из книги Камикадзе. Пилоты-смертники автора Иванов Юрий Григорьевич

Глава III. Морские самураи Сила самурайских традицийВ Императорском военно-морском флоте дух самурайства процветал пышнее, чем в других родах войск. Не случайно именно здесь впервые создали специальное оружие для самоубийц. В самоубийственных атаках также широко

Из книги Камикадзе. Пилоты-смертники автора Иванов Юрий Григорьевич

Глава XI. Самураи небес "Боги без земных желаний "Кто становился камикадзе? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя - слишком калейдоскопичную картину представляют их ряды. Прежде всего это молодые люди 17–24 лет. Неправильно всех их считать какими-то роботами или

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

САМУРАИ Слово самурай происходит от глагола сабурау – «охранять», «служить», и первоначально оно значило «личный слуга». Постепенно это слово стало обозначать «вооруженный страж». Появление самураев как особого социального слоя относится примерно к IX–X векам, когда

Из книги Терроризм. Война без правил автора Щербаков Алексей Юрьевич

Глава 5 Красные самураи Эта небольшая организация заслуживает отдельной главы. Хотя бы потому, что многие тенденции левого экстремизма в ней были доведены до крайности. Японские леваки не на словах, а на деле являлись борцами с «международным империализмом». Кроме того,

Из книги Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941-1991 г.г.) автора Сидоров Александр Анатольевич

Самураи за «колючкой» После того как СССР В 1945-м году объявил войну Японии, поддержав тем самым Соединённые Штаты Америки, в советские лагеря хлынул поток японских военнопленных. Они в большинстве своём (как и немецкие военнопленные) содержались в отдельных лагерях, не

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

САМУРАИ ВХОДЯТ В ПОЛИТИКУ Первым шагом на пути к народному правлению было учреждение конференции правителей префектур. Ими назначались чиновники высокого ранга, а не представители народа. Обсуждались в основном экономические проблемы.Снизу бывшие самураи начали

Из книги «Черный пояс» без грифа секретности автора Куланов Александр Евгеньевич

НЕПОСЛЕДНИЕ САМУРАИ

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

Рыцари и самураи Самураев сравнивают со средневековыми рыцарями Европы. Некоторые поверхностные аналогии очевидны. И те и другие должны были уметь мастерски обращаться с оружием, быть храбрыми в бою и преданными сюзерену, который, в свою очередь, великодушно награждал

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Как-то раз решили самураи На Дальнем Востоке тоже готовили мировую войну.Сперва сцепились за КВЖД (Китайско-Восточную железную дорогу). Она вела к городу Дальний, который Россия построила в конце XIX века на куске земли, арендованном у Китая. Дорогу строили наши же,

Из книги Семь самураев СССР. Они сражались за Родину! автора Лобанов Дмитрий Викторович

Почему самураи? Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами

Из книги Традиционная Япония. Быт, религия, культура автора Данн Чарльз

Японские самураи - в феодальной Японии в широком смысле светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении - военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «японский самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) это более широкое понятие, и оно не всегда относится к японскому самураю. Также, в некоторых определениях, - это японский рыцарь. Само же слово «японский самурай» происходит от глагола «сабурау» - в дословном переводе означает: служить вышестоящему лицу.

Японские самураи - не просто рыцари, они были и телохранителями своего даймё (см.ниже), и в то же время были слугами в повсеместной жизни. имели самую почетную должность - смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как смотритель зонтика или «подаватель» воды утром, после сна.

Бусидо - этический кодекс поведения японского самурая в средневековой Японии. Кодекс японских самураев появился в период XI-XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава.

японские самураи зарождение

По наиболее распространённому мнению, "зародились" в VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. На окраинах империи издревле осевшие здесь племена айну ожесточённо обороняли свои земли от императорских войск. Основу японских самураев составили беглые крестьяне и вольные охотники, искавшие «земли и воли» на границах империи. Подобно донским и запорожским казакам, японские самураи проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с воинственными аборигенами, защищая государственные границы.

Вплоть до конца IX века, прежде всего на севере нынешней территории Японии, бушевала война. Чтобы противостоять подстерегавшей на каждом шагу опасности, строили укреплённые поселения и вели кровопролитную борьбу за существование, участвуя в карательных экспедициях на территории туземцев.

Опасной была жизнь японских самураев и в других провинциях тогдашней Японии. Уже несколько столетий в прибрежных водах промышляли пираты. Во внутренних районах, в лесах и горах бесчинствовали разбойничьи банды. По всей стране то и дело вспыхивали восстания крестьян. В этих условиях губернаторы и знать провинций, в особенности пограничных, не хотели, да и не могли полагаться на императорское правительство и войска, а предпочитали своими силами наводить порядок. Для этого они из боеспособных мужчин создавали небольшие военные формирования, находившиеся под их непосредственным командованием.

Военными отрядами командовали представители знати, владельцы крупных поместий, то есть частных земель, которыми их наделяло императорское правительство. Владельцы поместий всеми силами старались расширить свой надел, захватывая новые земли в военных походах и вырубая леса.

В X-XII вв. в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса японского самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).

Начали выделятся как особое сословие обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната - правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.

японские самураи золотой век

Золотым веком японских самураев считается период от первого Сёгуната до войны Онин. С одной стороны, это был мирный период (не считая попытки монгольского вторжения), с другой - численность японских самураев не так велика, как при Токугава (когда чуть ли не каждый пятый японец был японским самураем), что позволяло японским самураям иметь высокий жизненный уровень.

После победы над домом ТайраМинамото но Ёритомо вынудил императора присвоить ему титул сёгуна, а рыбацкое селение Камакура, где размещалась его штаб-квартира, превратил в свою резиденцию. Отныне сёгун становился самым могущественным человеком в стране: наивысшим по рангу японским самураем и главным министром в одном лице. Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, да и двор его сохранял определённое влияние, господствующее положение они утратили - император вынужден был соглашаться с решениями сёгуна под угрозой «добровольного» отречения от престола.

Ёритомо создал новый орган управления империей, именовавшийся «полевой ставкой» («бакуфу»). Как и сёгун, большинство его министров и их помощников были японскими самураями. Благодаря этому, дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни Японии.

Опытный полководец, Ёритомо на все важные посты в провинциях назначил японских самураев, снискавших его доверие в войне Гэмпэй. Кроме того, в каждой провинции были учреждены две новые должности военного губернатора и земельного главы, подчинявшихся и подотчётных непосредственно бакуфу, главой которого был сам сёгун. Таким образом, сёгун и его министры были прекрасно осведомлены о том, что происходило в стране, и могли, в случае необходимости, своевременно принять решительные меры.

Камакурский сёгунат, просуществовавший около полутораста лет, открыл новую главу в истории Японии и японских самураев.

Эпоха междоусобных войн среди японских самураев

Со временем военные губернаторы становились всё более независимыми от сёгуната. Они превращались в крупных феодалов, сосредотачивая в своих руках богатые земельные наделы. Особенно усилились дома юго-западных провинций Японии, которые значительно увеличили свои вооружённые силы.

Кроме того, благодаря оживлённой торговле с Китаем и Кореей феодалы западных и юго-западных провинций, откуда она в основном велась, значительно обогатились. Камакурский сёгунат, не желая мирится с усилением отдельных домов японских самураев, препятствовал торговой деятельности феодалов, что послужило одним из поводов для возникновения оппозиционных настроений по отношению к Камакурскому сёгунату среди домов японских самураев.

В результате Камакурский сёгунат был низложен, а титул сёгуна перешёл к представителям дома Асикага. Первым сёгуном новой династии стал Асикага Такаудзи. Глава нового сёгуната оставил разрушенную во время междоусобицы прежнюю ставку бакуфу - Камакура - и вместе со всем правительством переехал в императорскую столицу Киото. Попав в Киото, сёгун и влиятельные японские самураи, для того, чтобы сравняться с кичливой придворной знатью, начали строить себе великолепные дворцы и постепенно погрязли в роскоши, безделье, интригах императорского двора и начали пренебрегать государственными делами.

Ослаблением централизованной власти немедленно воспользовались военные губернаторы провинций. Они формировали собственные отряды японских самураев, с которыми нападали на своих соседей, видя в каждом врага, пока, наконец, в стране не вспыхнула полномасштабная гражданская война.

Последняя фаза этой войны в средневековых хрониках именуется «эпоха сражающихся провинций» (Сэнгоку Дзидай). Длилась она с 1478 по 1577 гг.

В середине XVI века казалось, что империя, сотрясаемая гражданской войной, развалится на отдельные государства, но даймё провинции Овара (в центральной части острова Хонсю) Ода Нобунага удалось положить начало процессу нового объединения страны. Совершив нескольколько удачных военных походов против крупных феодалов и разгромив некоторые буддистские монастыри, участвовавшие в междоусобных войнах, Ода Нобунага смог подчинить своей власти центр страны с императорской столицей Киото. В 1573 году он сверг Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из семьи Асикага. В 1583 г. в одном из храмов Киото Нобунага совершил сэппуку, чтобы избежать пленения армией предавшего его генерала.

Дело объединения страны продолжил один из самых способных генералов Нобунаги - Тоётоми Хидэёси, необразованный, тщеславный, но смышлёный и волевой выходец из крестьянских низов. Он продолжил дело своего покровителя с беспощадной решимостью и уже к 1588 г. фактически объединил страну.

В эпоху междусобных войн произошло некоторое размывание границ сословия японских самураев, так как удачливый простолюдин мог, подобно Тоётоми Хидэёси, не просто стать японским самураем, а сделать головокружительную карьеру (сам Тоётоми Хидэёси, будучи сыном простого крестьянина, не мог стать сёгуном, но был им без титула). Размыванию границ сословия японских самураев также способствовало то, что многие полководцы в ту эпоху использовали в качестве вспомогательных воинских сил непрофессиональных солдат, завербованных из крестьянских семей. Ещё более подорвали систему традиционных японских самураев законы о рекрутских повинностях, введённые Ода Нобунага.

Однако уже при Тоётоми Хидэёси размывание сословия японских самураев было временно приостановлено. Хидэёси особыми эдиктами подтвердил привилегии японских самураев и наложил запрет на отходничество крестьян. Указом от 1588 г. простолюдинам было строго запрещено владеть оружием. Началась так называемая «охота за мечами», в ходе которой крестьян разоружили.

В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого государственными делами должен был руководить регентский совет. Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны установлением единовластия - Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (ныне Токио), хитростью и силой устранил сына Хидэёси и провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава, эпоха которого продолжалась более двухсот пятидесяти лет.

закат

Сословие японских самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1867). Наиболее привилегированный слой японских самураев составляли так называемые хатамото (буквально - «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса японских самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.

И их кодекс поведения «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Законодательство Токугава разрешало японскому самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». В период правления дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды японских самураев использовались, главным образом, для подавления крестьянских восстаний.

Вместе с тем, даймё не нуждались в таких больших отрядах японских самураев, которые существовали ранее, в периоды феодальных войн, и число японских самураев в их военных отрядах сокращалось. Часть японских самураев превращалась в ронинов (деклассированных японских самураев, вассальная зависимость которых от князей прекратилась; ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью). Иные пополняли ряды ниндзя - наёмных убийц.

Процесс внутреннего распада сословия японских самураев заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению японских самураев. Всё больше и больше японских самураев и даже влиятельных даймё попадало в долговую зависимость от ростовщиков.

Своего рода комплекс неполноценности, порождённый в японских самураях их странным положением, находил выражение в обострённой тяге к традиционным духовным ценностям. Повсюду возникали разнообразные школы воинских искусств. С новой силой вспыхнул угасший на время междоусобных войн интерес к философии Дзэн, чайной церемонии, живописи и гравюре, изящной словесности.

Многие даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д. Рядовые японские самураи (особенно в княжествах Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867-1868 (см. Мэйдзи исин). После неё сословие японских самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако японские самураи не потеряли своего привилегированного положения.

Значительная часть их, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872-1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших японских самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны - всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Похожие статьи