Руаль амундсен вклад в географию. Руаль амундсен

22.09.2019

Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен жил на закате эпохи Великих Географических открытий. Фактически он стал последним из когорты великих путешественников, пытавшихся покорить все еще неизведанные пространства.

Вся биография Руаля Амундсена насыщена яркими событиями, в которых он играл «главную скрипку».

Биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежской провинции Эстфолл в городке Борге. С раннего возраста мальчика приучали к спорту, а на лыжи его поставили, едва он начал самостоятельно ходить. Не блистая знаниями в школе, он отличался упорством и настойчивостью в достижении своих целей.

Именно характер и упорство вкупе с предусмотрительностью и осторожностью позволили ему совершить вещи, которые до него не удалось сделать никому: полностью замкнуть кольцо вокруг земного шара, используя Северо-Западный и Северо-Восточный проходы, покорить первым Южный географический полюс.

Заключительные годы жизни Руаля Амундсена пришлись на бурное появление новых видов транспортных средств, которые вывели исследования «белых пятен» на карте на совершенно новый уровень, сведя подобные свершения до уровня хобби.

Первый шаг в становлении Амундсена как исследователя произошел после смерти его матери в 1893 году, когда он бросил университет, где учился на медицинском факультете. Молодой человеек устроился матросом на промысловое судно, где усердно изучал морское дело и навигацию. В 1896 году, после сдачи экзаменов, он стал штурманом дальнего плавания, что весьма пригодилось ему в дальнейшем.

Первая экспедиция Амундсена

Первая экспедиция Руаля Амундсена началась в 1897 году на корабле «Бельжика», куда его приняли штурманом по просьбе Фритьофа Нансена. Бельгийский полярный исследователь Адриен де Жерлаш тогда отправлялся в антарктическую экспедицию . Предприятие для исследователей не было удачным. Мало того, на затертом паковыми льдами судне среди экипажа вспыхнула эпидемия цинги, а недоедание и депрессия истощили моральный дух участников до крайности.

Не потерял присутствия духа только молодой штурман Амундсен, который взял командование на себя и вывел простоявшее 13 месяцев во льдах судно на открытую воду. Некоторые медицинские знания, полученные в университете, помогли ему выходить и большую часть команды. В 1899 году «Бельжика», наконец-то вернулась в Европу.

Путешествия и открытия Руаля Амундсена

Но главные открытия Руаля Амундсена были впереди. Благодаря полученному опыту, он успешно сдал экзамены и стал капитаном корабля. Сразу же после этого Амундсен начинает подготовку к новой экспедиции. В 1903 году на судне «Йова» он отправляется открывать Северо-Западный проход вокруг Северной Канады.

То, что сделал Руаль Амундсен в этой экспедиции, не удавалось еще никому. За два года плавания он сумел-таки пройти от востока американского материка до его западной части. 34-летний путешественник мгновенно становится мировой знаменитостью, хотя богатства эта известность ему не принесла.

Самым же громким делом в жизни Амундсена стал его поход к Южному полюсу Земли. В сложнейших условиях Антарктики, совершив двухмесячный переход, он с товарищами достиг географического Южного полюса, после чего вернулся на базу экспедиции.

К сожалению, это была «лебединая песня» из всего того, что открыл Руаль Амундсен. И хотя после этого эпохального похода он еще продолжал свои экспедиции, они не стали столь громкими из-за сменившейся обстановки. Первая Мировая война и иной подход к исследованиям, где личные качества человека уже не играли главенствующей роли, повергли знаменитого полярника в депрессию. Он рассорился со всеми друзьями и стал жить отшельником.

Последним ярким событием, заставившем вновь весь мир заговорить о нем, стала попытка Амундсена помочь попавшей в бедствие экспедиции Нобиле. Наняв летающую лодку, 18 июня 1928 он года вылетел на поиски, из которых он уже не вернулся. Так драматически закончилась жизнь великого полярного исследователя, хотя, возможно, для людей его уровня, это есть лучший уход в мир иной.

В наши дни даже ребенок имеет общее представление о полярном мире: белоснежные равнины, удивительное явление природы северное сияние, гигантские айсберги и удивительные морские животные - белые медведи или пингвины.

Как много опасностей таят эти необыкновенные уголки Земли. Несмотря на все преграды путешественников и мореплавателей тянет к Северному и Южному полюсам, стремясь заполнить «белые пятна» на карте мира и доказать всем и себе, что человек способен на риск. Одним из первых кто сумел провести удачные полярные мореплавания, были норвежец Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен . Одному удалось стать первым человеком, побывавшем на Северном полюсе, другой же раньше всех добрался до Южной точки.

На юге Норвегии в городке Борг 16 июля 1872 года в семье судостроителя Амундсена , родился младший сын Руаль. Руаль мечтал связать свою жизнь с морем. В портовый город, где жил мальчик, приходили и он, чтобы понаблюдать за ними, ходил на пристань в любую погоду. Там он заслушивался от историй бывалых моряков о приключениях и подвигах на море. Руаль надеялся, что в один прекрасный день он тоже отправится открывать неизведанные земли. Норвежец Руаль Амундсен с детства мечтал об Арктике и готовился к будущим походам, усиленно тренируясь и увлеченно читая всю доступную ему литературу об освоении Севера. На Амундсена огромное впечатление производили рассказы о тех трудностях, что приходилось преодолевать команде Джона Франклина, английского исследователя и печально известного полярника.

Молодой человек занялся лыжными тренировками. В этом виде спорта он достиг прекрасных успехов. Кроме того, приучая себя к холоду, Амундсен спал с открытым окном даже в самые суровые холода.

Руаль в возрасте 18 лет повинуясь желанию матери, поступил на медицинский факультет университета. Юноша не старался себя проявлять в области медицинских исследований, поэтому со временем он оставил университет и призвался в армию. Благодаря усердным тренировкам Амундсен с легкостью преодолел и этот отрезок в своей жизни. Мечты о грядущих походах окрыляли его во всем.

Амундсен студент

В 1894 году Амундсен начал подготовку к предстоящим мореплаваниям . К тому времени он прочитал массу книг доступных ему об Арктике. Чтобы получить опыт в качестве моряка он отправился в плавание, начав в должности матроса. Изучая навигацию, он постепенно дослужился до штурмана, а затем сдал экзамен на звание капитана судна. Со временем Амундсен научился управлять судном во время шторма и стал опытным помощником капитана и отличным мореплавателем.

карты, изображающие Северный Ледовитый океан, во времена Амундсена представляли собой совсем не то, что сейчас

В 1897 году двадцатипятилетний Руаль Амундсен отправился в Антарктику на исследовательском судне «Бельгика » в должности первого штурмана. Путешествие оказалось сложным и не удачным. Судно на тринадцать месяцев застряло между льдами. Почти все руководство экспедиции слегло от цинги, и командование перешло к молодому штурману. Амундсен благодаря своим знаниям в медицине спас большую часть экипажа. Мореплавателям удалось вырваться из ледяной западни в 1899 году и судно «Бельгика » вернулось в Европу.

Благодаря полученному опыту Амундсен успешно сдал экзамены и приступил в 1900 году к организации собственной экспедиции в роли капитана. Взяв ссуду под собственный дом, он приобрел яхту «Йоа » водоизмещением 47 тонн и длиной 21 метр. Для найма команды и закупки продовольствия ему пришлось просить помощи друзей и искать спонсоров.

В ночь на 16 июля 1903 года яхта «Йоа » с командой из семи человек покинула порт Тромсё и взяло курс на Аляску через Баффинов залив, двигаясь между островами северного побережья Канады. Непростое мореплавание все же удалось завершить в 1905 году. Это означало, что он совершил поход к Северо-Западному проходу, тем самым 34-летний Амундсен совершил подвиг, не удавшийся его «советнику» Джону Франклину.

полярный исследователь Джон Франклин


По возвращению домой Амундсен мгновенно стал знаменитым и он совершил поездку по США, выступая с лекциями во многих городах. Полученные деньги позволили ему оплатить долги. Но эта независимость была не долгой. Планируя новую экспедицию, Амундсен вскоре наделал новых долгов. Найти деньги для экспедиции оказалось непросто. не раз стремились добраться до Северного полюса, но безуспешно. Наиболее известной была попытка Нансена. Он построил «Фрам », которое специально было приспособлено для плаваний в условиях арктического климата, однако до цели ему добраться не удалось. Руаль Амундсен решил заручиться поддержкой своего знаменитого предшественника. Он встретился с Нансеном и тот одобрил его план. Более того, великий мореплаватель подарил Амундсену шхуну «Фрам », тем самым назначая его своим преемником. Это также помогли решить финансовые проблемы - инвесторы поверили в замысел.

мореплаватель Амундсен

полярный мореплаватель Амундсен

шхуна «Фрам»

прибытие на Южный полюс

отправка в неизвестный путь

парусное судно «Мод»


Амундсен отправился в поход в начале августа 1910 года. Среди членов экспедиции царило подавленное настроение. Они не говорили об этом в слух, но успех исследователя Пири, который 6 апреля 1909 года достиг Северного полюса, неприятно сказывался на настроении команды. Наблюдая за таким положением дел, Амундсен в тайне принял решение. Выйдя в море, шхуна «Фрам » последовала по неожиданному пути. Предполагалось, что судно двинется к Арктике, но оно продолжало идти через Атлантический океан. Команда мореплавателей встревожилась, но Амундсен , капитан и главный руководитель экспедиции знал, куда направляется его шхуна. 12 октября, когда шхуна «Фрам » приблизилась к острову Мадейра у берегов Северной Африки, тайна раскрылась. Амундсен созвал команду и сообщил о смене курса. Он решил, раз уж не удалось стать первооткрывателем Северного полюса, то он покорит Южный. Информация о смене курса привела команду в восторг и вдохнула азарта.

В феврале 1911 года, когда в Южном полушарии закончилось лето, шхуна «Фрам » достигла берегов Антарктиды. В первую очередь мореплаватели организовали базу и обустроили несколько складов. С наступлением зимы основная часть экспедиции осталась пережидать ее в лагере. Остальная группа людей, состоящая из четырех человек 19 октября 1911 года, на собачьих упряжках покинула базу, устремляясь в глубь континента. Команда преодолевала до 40 км в день и 14 декабря 1911 года достигла своей цели - Южного полюса. После трехдневных наблюдений, проведенных в этой точки планеты, группа исследователей во главе с Амундсеном вернулась в лагерь. Норвежская общественность ликовала. Все поздравляли Амундсена с подвигом. Правительство поощрило мореплавателя и первооткрывателя щедрой наградой.

Но ученого не удовлетворяли собранные материалы, поэтому 7 июня 1916 года на судне «Мод», построенное за собственные деньги Амундсен отправился во второе плавание. Это судно имело множество новых приборов на то время, которые позволяли лучше маневрировать во льдах. Руаль Амундсен вложил в него почти все свои средства, предприняв еще один полярный подвиг. Его целью был снова Северный полюс. Побывать на самой северной точке Земли оставалось самой заметной мечтой мореплавателя. Амундсен решил сначала открыть Северо-Восточный проход вдоль северного побережья России. 16 июля 1918 года Руаль Амундсен отправился на судне «Мод» вдоль северного побережья России к Берингову проливу. С большим трудом он в 1920 году добрался Аляски. Полярник сломал руку и был вынужден сменить курс на Сиэтл для оказания медицинской помощи и требующего ремонта судну. Так закончилась вторая экспедиция Амундсена .

Амундсен провел блестящие экспедиции, побывал в Арктике и Антарктиде. Стал самым знаменитым полярным исследователем, однако именно столь любимая исследователем Арктика в конечном итоге и погубила его.

Некий итальянский воздухоплаватель Умберто Нобиле в 1928 году решил покорить Северный Полюс, добравшись туда на дирижабле. Однако после взлета Нобиле потерпел аварию. Сразу несколько спасательных групп бросились ему на помощь, в одной из них был и Амундсен . Ранее они были знакомы - вместе участвовали в совместной экспедиции на дирижабле «Норвегия» в 1926 году. Однако позже отношения между ними внезапно переросли во враждебные. Тем не менее, решение участвовать в спасении экспедиции итальянца Амундсен принял без промедления.

Экипаж крупного гидросамолета «Latam-47 » состоял из норвежцев и французов. В его составе Амундсен вылетел в неизвестном направлении. Надо сказать, он тщательно скрывал свои намерения. Об избранном маршруте никого не информировал, что впоследствии чрезвычайно осложнило поиски. Не оставил Амундсен и записей, с журналистами был краток и сдержан. Великий путешественник, будто заранее готовился к трагедии - продал свое имущество, расплатился с кредиторами. Очевидцы утверждают, что дальновидный Амундсен не взял даже аварийного пайка, лишь несколько бутербродов. Норвегия долго отказывалась поверить в гибель своего национального героя. Смерть Амундсена официально признали только через полгода после исчезновения гидросамолета. Страна почтила память знаменитого полярника несколькими минутным молчанием. А генерал Нобиле - соперник Амундсена, узнав о гибели норвежца, нашел в себе мужество вслух произнести: «Он победил меня ».

В честь норвежского мореплавателя и исследователя Руаля Амундсена названа гора в Восточной Антарктиде, залив Северного Ледовитого океана около берегов Канады, котловина в Северном Ледовитом океане, расположенная между хребтами Ломоносова и Гаккеля и море Тихого океана у берегов Антарктиды. В Норвегии создан исторический музей, посвященный великим полярникам.

памятник на острове Шпицберген. Отсюда Амундсен отправился в экспедицию

музей в Осло, Норвегия

полярная станция Амундсен-Скотт на Южном полюсе

(16 июля 1872 - 18 июня 1928 гг.)
норвежский путешественник, исследователь полярных стран

Прошел впервые северо-западным проходом от Гренландии к Аляске на шхуне "Иоа" (1903-06 гг.). В 1910-12 гг. совершил антарктическую экспедицию на судне "Фрам"; в декабре 1911 г. первым достиг Южного полюса. В 1918-20 гг. прошел вдоль северных берегов Евразии на судне "Мод". В 1926 г. руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Руаль Амундсен погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции Умберто Нобиле.

Его именем названо море Амундсена (Тихий океан, у берегов Антарктиды, между 100 и 123° .з. д.), гора (нунатак в Восточной Антарктиде, в западной части Земли Уилкса, у восточного борта выводного ледника Денмана под 67° 13" ю. ш. и 100° 44" в. д.; высота 1445 м.), американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде (при открытии в 1956 г. станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 г. из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 м. от географического южного полюса.), а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер (расположен на Южном Полюсе Луны, поэтому кратер и назвали именем путешественника Амундсена, который первым достиг Южного Полюса Земли; кратер имеет диаметр 105 км, и его дно недоступно для солнечных лучей, на дне кратера лёд.).

"В нем жила какая-то взрывчатая сила. Амундсен не был ученым, да и не хотел им быть. Его влекли подвиги".

(Фритьоф Нансен)

«То, что до сих пор ещё неизвестно нам на нашей планете, давит каким-то гнётом на сознание большинства людей. Это неизвестное является чем-то, чего человек ещё не победил, каким-то постоянным доказательством нашего бессилия, каким-то неприятным вызовом к господству над природой».

(Руаль Амундсен)

Краткая хронология

1890-92 гг. учился на медицинском факультете в университете г. Христиания

1894-99 гг. плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 г. совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность

1903-06 гг. впервые прошёл на небольшом промысловом судне «Иоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске

1911 г. на судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта

1918 г. летом экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 г. достигла Берингова пролива

1926 г. Руаль возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска

1928 г. во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

История жизни

Руаль родился в 1872 г. на юго-востоке Норвегии (Борге , недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей.

Когда ему было 14 лет, умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 г. - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии: «С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Еще в 15 лет Руаль решил стать полярным путешественником, прочитав книгу Джона Франклина . Этот англичанин в 1819-22 гг. пытался отыскать Северо-Западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вокруг северных берегов Северной Америки. Участникам его экспедиции пришлось голодать, питаться лишайниками, собственной кожаной обувью. "Удивительно, - вспоминал Амундсен, - что... больше всего приковало мое внимание именно описание этих лишений, испытанных Франклином и его спутниками. Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания".

Итак, с 21 года Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. В 22 Руаль впервые ступил на борт судна. В 22 он был юнгой, в 24 уже штурманом. В 1897 году молодой человек отправляется в свою первую экспедицию к Южному полюсу под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша , в команду которого он был принят по протекции Фритьофа Нансена.

Предприятие чуть было не закончилось катастрофой: исследовательский корабль "Бельжика" вмерз в паковые льды, и экипаж был вынужден остаться на зимовку в условиях полярной ночи. Цинга, анемия и депрессии измотали участников экспедиции до предела. И только один человек обладал, казалось, непоколебимой физической и психологической выносливостью: штурман Амундсен. Следующей весной именно он твердой рукой вывел "Бельжику" из льдов и вернулся в Осло, обогащенный новым бесценным опытом.

Теперь Амундсен знал, чего ожидать от полярной ночи, но это только подстегивало его честолюбие. Следующую экспедицию он решил организовать сам. Амундсен купил корабль - легкое рыболовецкое судно "Иоа" и начал подготовку.

"Любой человек не так уж много умеет, - говорил Амундсен, - и каждое новое умение может ему пригодиться".

Руаль изучал метеорологию и океанологию, научился проводить магнитные наблюдения. Он прекрасно ходил на лыжах и управлял собачьей упряжкой. Характерно, уже позже, в 42 года , он научился летать - стал первым гражданским летчиком Норвегии .

Амундсен хотел осуществить то, что не удалось Франклину, что не удавалось до сих пор никому, - пройти Северо-Западным проходом, предположительно связывающим Атлантику с Тихим океаном. И 3 года тщательно готовился к этому путешествию.

"Ничто так не оправдывает себя, как затраты времени на подбор участников полярной экспедиции", - любил повторять Амундсен. Он не приглашал в свои путешествия людей моложе тридцати лет, и каждый из тех, кто шел с ним, знал и умел многое.

16 июня 1903 г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту “Иоа” в свою первую арктическую экспедицию . Без особых приключений "Иоа" прошла между арктическими островами северной Канады до того места, где Амундсен разбил зимний лагерь. Провианта, инструментов, оружия и боеприпасов он заготовил достаточно и теперь вместе со своими людьми учился выживать в условиях арктической ночи.

Он завязал дружбу с эскимосами, которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать пеммикан (пищу из высушенного и истолченного тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски , без которых в ледяной пустыне человеку не обойтись.

Такая жизнь - предельно удаленная от цивилизации, ставящая европейца в тяжелейшие, непривычные условия - казалась Амундсену возвышенной и достойной. Он называл эскимосов "мужественными детьми природы". Но некоторые обычаи его новых друзей производили на него отталкивающее впечатление. "Они очень дешево предлагали мне множество женщин", - писал Амундсен. Чтобы подобные предложения не деморализовали участников экспедиции, он категорически запретил своим товарищам на них соглашаться. "Я добавил, - вспоминает Амундсен - что, по всей вероятности, в этом племени должен быть очень распространен сифилис". Это предупреждение подействовало на команду.

Более двух лет Амундсен пробыл у эскимосов, а в это время весь мир считал его пропавшим без вести. В августе 1905 г. "Иоа" отправилась дальше, взяв курс на запад, сквозь воды и области, которые еще не были нанесены на старые карты . Вскоре перед ними открылась широкая гладь залива, образуемого морем Бофорта (теперь залив носит имя Амундсена ). А 26 августа "Иоа" встретила шхуну, идущую с запада, из Сан-Франциско. Капитан-американец был удивлен не менее, чем норвежец. Он поднялся на борт "Иоа" и спросил: "Вы капитан Амундсен? В таком случае я вас поздравляю". Оба крепко пожали друг другу руки. Северо-Западный проход был покорен.

Кораблю пришлось перезимовать еще один раз. За это время Амундсен вместе с эскимосскими китобоями преодолел на лыжах и нартах 800 км и добрался до Игл-Сити , расположенного в глубине Аляски, где был телеграф. Отсюда Амундсен телеграфировал на родину: "Северо-Западный проход преодолен ". К несчастью для путешественника, расторопный телеграфист передал в американскую прессу эту новость раньше, чем о ней узнали в Норвегии. В результате партнеры Амундсена, с которыми был заключен контракт о правах на первую публикацию сенсационного сообщения, отказались заплатить оговоренный гонорар. Так первооткрыватель, переживший неописуемые тяготы в ледяной пустыне, оказался перед полным финансовым крахом, стал героем без гроша в кармане.

В ноябре 1906 г., больше чем через 3 года после отплытия, он вернулся в Осло , чествуемый так же, как когда-то Фритьоф Нансен. Норвегия, год назад провозгласившая независимость от Швеции, видела в Руале Амундсене национального героя. Правительство пожаловало ему 40 тысяч крон. Благодаря этому он смог, по крайней мере, оплатить свои долги.

Отныне первооткрыватель Северо-Западного прохода мог купаться в лучах своей всемирной славы. Его путевые заметки стали бестселлером. Он читает доклады в США и по всей Европе (в Берлине среди его слушателей был даже император Вильгельм II). Но Амундсен не может спокойно почивать на лаврах. Ему еще нет 40, и жизненное предназначение влечет его дальше. Новая цель - Северный полюс .

Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах, знаменитый дрейф "Фрама" . Однако Амундсен не торопился открыто сообщать о своем намерении: правительство могло отказать ему в деньгах на осуществление столь опасного замысла. Амундсен объявил, что планирует экспедицию в Арктику, которая станет исключительно научным предприятием, и ему удалось получить государственную поддержку. Король Хокон пожертвовал 30000 крон из своих личных средств, а правительство предоставило в распоряжение Амундсена с согласия Нансена принадлежащее ему судно "Фрам". Пока шла подготовка экспедиции, американцы Фредерик Кук и Роберт Пири объявили, что Северный полюс уже покорен...

Отныне эта цель для Амундсена перестала существовать. Ему нечего было делать там, где он мог стать вторым и тем более третьим. Однако оставался Южный полюс - и он должен был без промедления отправиться туда.

"Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, - вспоминал Руал Амундсен, - мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. Я решился на рискованный шаг... Наш путь из Норвегии в Берингов пролив шел мимо мыса Горн , но прежде мы должны были зайти на остров Мадейру . Здесь я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились..."

Все штурмы Южного полюса до этого терпели неудачу. Дальше других продвинулись англичане Эрнест Шеклтон и капитан королевского флота Роберт Скотт . В январе 1909 г., когда Амундсен готовил свою экспедицию к Северному полюсу, Шеклтон не дошел 155 км до самой южной точки земли, а Скотт объявил о запланированной на 1910 г. новой экспедиции. Если Амундсен хотел победить, он не должен был терять ни минуты.

Но чтобы осуществить свой план, ему приходится снова ввести в заблуждение своих покровителей. Опасаясь, что Нансен и правительство не одобрят план поспешной и опасной экспедиции к Южному полюсу, Амундсен оставил их в уверенности, что продолжает готовить арктическую операцию. Только Леон, брат и доверенное лицо Амундсена, был посвящен в новый план.

9 августа 1910 г. "Фрам" вышел в море. Официальная цель: Арктика, через мыс Горн и западный берег Америки. На Мадейре, где "Фрам" пришвартовался в последний раз, Амундсен впервые сообщил команде, что его цель - не Северный полюс, а Южный. Кто хотел, мог высадиться, однако желающих не нашлось. Своему брату Леону Амундсен дал письма к королю Хокону и Нансену, в которых он приносил извинения за смену курса. Своему сопернику Скотту, который в полной готовности стоял на якоре в Австралии, он лаконично телеграфировал: ""Фрам" на пути к Антарктиде ". Это послужило сигналом к началу самого драматичного соперничества в истории географических открытий.

13 января 1911 г., в разгар антарктического лета, "Фрам" отдал якоря в Китовой бухте на ледяном барьере Росса. В то же самое время Скотт достиг Антарктиды и разбил лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 км от Амундсена. Пока соперники отстраивали базовые лагеря, Скотт послал свой исследовательский корабль "Терра Нова" к Амундсену в Китовую бухту. Англичане были дружественно приняты на "Фраме". Все внимательно присматривались друг к другу, соблюдая внешнюю доброжелательность и корректность, однако и те, и другие предпочитали молчать о своих ближайших планах. Тем не менее Роберт Скотт полон тревожных предчувствий: "Я никак не могу заставить себя не думать о норвежцах в той далекой бухте", - записывает он в своем дневнике.

Прежде чем штурмовать полюс , обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой (у него в арсенале имелись даже мотосани), зато Амундсен стремился учесть каждую мелочь. Он велел через равные промежутки по пути следования к полюсу расположить склады с запасами продовольствия. Опробовав собак, от которых теперь во многом зависела жизнь людей, он был восхищен их выносливостью. Они пробегали до 60 км в день.

Амундсен безжалостно тренировал, своих людей. Когда один из них, Ялмар Йохансен, стал жаловаться на резкость начальника, он был исключен из группы, которая должна была отправиться к полюсу, и в качестве наказания оставлен на корабле. Амундсен писал в своем дневнике: "Быка надо брать за рога: его пример непременно должен послужить уроком для остальных". Возможно, это унижение не прошло для Иохансена даром: несколькими годами позднее он покончил с собой.

В весенний день 19 октября 1911 г. с восходом антарктического солнца 5 человек во главе с Амундсеном устремились на штурм полюса . Они отправились в путь на четырех санях, запряженных 52 собаками. Команда легко нашла прежние склады и дальше на каждом градусе широты оставляла склады продовольствия. Вначале путь проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса. Но и здесь путешественники нередко попадали в лабиринт ледниковых трещин.

На юге в ясную погоду перед взором норвежцев стала вырисовываться неведомая горная страна с темными конусообразными вершинами, с пятнами снега на крутых склонах и сверкающими ледниками между ними. На 85-й параллели поверхность круто пошла вверх - шельфовый ледник кончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. У начала подъема путешественники устроили главный склад продовольствия с запасом на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней . За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу.

В поисках проходов сквозь лабиринт горных вершин и хребтов путешественникам приходилось неоднократно подниматься и спускаться обратно, чтобы затем подняться вновь. Наконец они оказались на большом леднике, который, подобно застывшей ледяной реке, каскадами спускался сверху между гор. Этот ледник был назван именем Акселя Хейберга - покровителя экспедиции, пожертвовавшего крупную сумму. Ледник был испещрен трещинами. На стоянках, пока собаки отдыхали, путешественники, связавшись друг с другом веревками, на лыжах разведывали путь.

На высоте около 3 000 м. над уровнем моря были убиты 24 собаки. Это не было актом вандализма, в котором нередко упрекали Амундсена, это была печальная необходимость, запланированная заранее. Мясо этих собак должно было служить пищей их сородичам и людям. Это место было названо "Бойней". Здесь были оставлены 16 собачьих туш и одни сани.

"24 наших достойных спутника и верных помощника были обречены на смерть! Это было жестоко, но так должно было быть. Мы все единодушно решили не смущаться ничем для достижения своей цели".

Чем выше поднимались путешественники, тем хуже становилась погода. Порой они карабкались в снежной мгле и тумане, различая путь только под ногами. Горные вершины, возникавшие перед их взором в редкие ясные часы, они называли именами норвежцев: друзей, родных, покровителей. Самая высокая гора была названа именем Фритьофа Нансена . А один из ледников, спускавшихся с нее, получил имя дочери Нансена - Лив.

"Это было странное путешествие. Мы проходили по совершенно неизведанным местам, новым горам, ледникам и хребтам, но ничего не видели". А путь было опасен. Недаром отдельные места получили столь мрачные названия: "Врата ада", "Чертов глетчер", "Танцевальный зал дьявола". Наконец горы кончились, и путешественники вышли на высокогорное плато. Дальше простирались застывшие белые волны снежных застругов.

7 декабря 1911 г. установилась солнечная погода. Двумя секстантами определили полуденную высоту солнца. Определения показали, что путешественники находились на 88° 16" ю. ш. . До полюса оставалось 193 км . Между астрономическими определениями своего места они выдерживали направление на юг по компасу, а расстояние определяли по счетчику велосипедного колеса окружностью в метр. В тот же день они прошли самую южную точку, достигнутую до них: 3 года тому назад партия англичанина Эрнеста Шеклтона достигла широты 88° 23", но перед угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть обратно, не дойдя до полюса всего 180 км.

Норвежцы легко скользили на лыжах вперед, к полюсу, а нарты с продовольствием и снаряжением везли еще достаточно сильные собаки, по четыре в упряжке.

16 декабря 1911 г. , взяв полуночную высоту солнца, Амундсен определил, что они находятся примерно на 89° 56" ю. ш., то есть в 7– 10 км от полюса . Тогда, разбившись на две группы, норвежцы разошлись по всем четырем сторонам света, в радиусе 10 километров, чтобы точнее обследовать приполюсный район. 17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс . Здесь они установили палатку и, разделившись на две группы, по очереди наблюдали секстантом высоту солнца каждый час круглые сутки.

Инструменты говорили о том, что они находятся непосредственно в точке полюса. Но чтобы их не обвинили в том, что они не дошли до самого полюса, Хансен и Бьоланд прошли еще семь км дальше. На Южном полюсе они оставили небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним - вымпел с надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и лаконичное послание своему сопернику – Скотту.

18 декабря норвежцы по старым следам пустились в обратный путь и через 39 дней благополучно вернулись во Фрамхейм. Несмотря на плохую видимость, склады продовольствия они находили легко: устраивая их, они предусмотрительно складывали из снежных кирпичей гурии перпендикулярно пути по обе стороны от складов и отмечали их бамбуковыми шестами. Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. (!)

Приведем имена первооткрывателей Южного полюса : Оскар Вистинг, Хелмер Хансен , Сверре Хас-сель , Олаф Бьяланд , Руал Амундсен .

Через месяц, 18 января 1912 г. , к норвежской палатке на Южном полюсе подошла полюсная партия Роберта Скотта . На обратном пути Скотт и четыре его товарища погибли в ледяной пустыне от истощения и холода. Впоследствии Амундсен писал: "Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня!"

Когда Скотт достиг Южного полюса, Амундсен уже завершал обратный маршрут. Резким контрастом звучит его запись; кажется, речь идет о пикнике, о воскресной прогулке: "17 января мы добрались до продовольственного склада под 82-й параллелью... Шоколадное пирожное, поданное Вистингом, до сих пор свежо в нашей памяти... Я могу привести рецепт..."

Фритьоф Нансен: "Когда приходит настоящий человек, все трудности исчезают, так как каждая в отдельности предусмотрена и умственно пережита заранее. И пусть никто не является с разговорами о счастье, о благоприятных стечениях обстоятельств. Счастье Амундсена - это счастье сильного, счастье мудрой предусмотрительности".

Амундсен построил свою базу на шельфовом леднике Росса . Сама возможность зимовки на леднике считалась очень опасной, так как всякий ледник находится в постоянном движении и огромные его куски обламываются и уплывают в океан. Однако норвежец, читая отчеты антарктических мореплавателей, убедился, что в районе бухты Китовой конфигурация ледника за 70 лет практически не изменилась. Объяснение этому могло быть одно: ледник покоится на неподвижном основании какого-то "подледного" острова. Значит, можно зимовать и на леднике.

Готовя полюсный поход, Амундсен еще осенью заложил несколько продовольственных складов. Он писал: "...От этой работы... зависел успех всей нашей битвы за полюс". Амундсен забросил к 80-му градусу более 700 килограммов, к 81-му - 560, к 82-му - 620.

Амундсен использовал эскимосских собак. И не только как тягловую силу. Он был лишен "сентиментальности", да и уместны ли разговоры о ней, когда в борьбе с полярной природой на карту ставится неизмеримо более ценное - жизнь человека.

План его может поразить и холодной жестокостью, и мудрой предусмотрительностью.

"Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на Юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. В расчете, составленном перед окончательным отправлением на полюс, я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, т. е. момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием… "
Выбор места зимовки, предварительная заброска складов, использование лыж, более легкое, более надежное, чем у Скотта, снаряжение - все сыграло свою роль в конечном успехе норвежцев.

Сам Амундсен называл свои полярные путешествия "работой". Но годы спустя одна из статей, посвященных его памяти, будет озаглавлена совершенно неожиданно: "Искусство полярных исследований".

К моменту возвращения норвежцев на береговую базу "Фрам" уже пришел в Китовую бухту и забрал всю зимовочную партию. 7 марта 1912 г. из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

Еще почти два десятка лет после экспедиции Амундсена и Скотта никто не был в районе Южного полюса.

Итак, Амундсен вновь победил, и его слава облетела весь мир. Но трагедия побежденных оставила больший след в душах людей, чем триумф победителя. Смерть соперника навсегда омрачила жизнь Амундсена. Ему было 40 лет, и он достиг всего, чего хотел. Что ему еще оставалось делать? Но он по-прежнему бредил полярными областями. Жизни без льдов для него не существовало. В 1918 г., когда еще бушевала мировая война, Амундсен отправился на новом корабле "Мод" в дорогостоящую экспедицию в Северный Ледовитый океан . Он собирался разведать северное побережье Сибири до Берингова пролива. Предприятие, длившееся 3 года и не раз грозившее людям гибелью, мало обогатило науку и не вызвало интереса публики. Мир был занят другими заботами и другими сенсациями: начиналась эра воздухоплавания.

Чтобы не отстать от времени, Амундсен должен был пересесть из собачьих упряжек за штурвал самолета. Еще в 1914 г. он, раньше всех в Норвегии, получает летные права. Затем при финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта покупает два крупных гидросамолета: теперь Руаль Амундсен хочет первым долететь до Северного полюса !

Предприятие закончилось в 1925 г. полным фиаско . Одному из самолетов пришлось совершить вынужденную посадку среди дрейфующих льдов, где его и оставили. У второго самолета вскоре тоже обнаружилась неисправность, и лишь через 3 недели команде удалось ее устранить. На последних каплях горючего Амундсен достиг спасительного Шпицбергена.

Но капитуляция была не для него. Не самолет - так дирижабль ! Покровитель Амундсена Эллсворт купил воздушный корабль итальянского аэронавта Умберто Нобиле , которого нанял на должность главного механика и капитана. Дирижабль переименовали в "Норвегию" и доставили на Шпицберген. И вновь неудача: еще во время подготовки к полету пальму первенства забрал у Амундсена американец Ричард Берд : на двухмоторном "фоккере" он пролетел, стартовав со Шпицбергена, над Северным полюсом и в качестве доказательства сбросил там звездно-полосатый флаг.

"Норвегия" теперь неминуемо оказывалась второй. Зато из-за своей почти стометровой длины она была более внушительной и впечатляющей для публики, чем маленький самолет Берда. Когда 11 мая 1926 г. дирижабль вылетел со Шпицбергена, вся Норвегия следила за полетом. Это был грандиозный перелет над Арктикой через полюс к Аляске, где воздушный корабль приземлился в местечке под названием Теллер. После 72-часового бессонного перелета, в тумане, временами едва не касаясь земли, Умберто Нобиле сумел точно посадить спроектированную им гигантскую машину. Это стало огромным успехом в области воздухоплавания . Однако для Амундсена триумф был горьким. В глазах всего мира имя Нобиле затмило имя норвежца, который, будучи организатором и начальником экспедиции, в сущности, летел всего лишь как пассажир.

Пик жизни Амундсена был позади. Больше он не видел ни одной области, где бы он хотел быть первым. Вернувшись в свой дом в Бунне-фьорде , под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после ее смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту "Иоа", "Фрама" или "Мод".

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почетные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. "У меня складывается впечатление, - писал Фритьоф Нансен в 1927 г. одному из своих друзей, - что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки". Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл "заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой", "нелепым офицером", "человеком дикой, полутропической расы". Но именно благодаря Умберто Нобиле Амундсену суждено было в последний раз выйти из тени.

У. Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 г. задумал повторить перелет над Арктикой на новом дирижабле "Италия" - на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне.

Международная поисковая операция уже через несколько часов шла полным ходом. Амундсен покинул дом в Бунне-фьорде, чтобы принять в участие в спасении своего соперника, человека, который похитил самое ценное, что у него было, - славу. Он надеялся взять реванш, стать первым, кто найдет Умберто Нобиле. Весь мир сможет оценить этот жест!

При поддержке некоего норвежского мецената Амундсену всего за одну ночь удалось нанять двухмоторный гидроплан с командой, к которой сам он присоединился в порту Бергена. Утром 18 июня самолет достиг Тромсё , а во второй половине дня вылетел в направлении Шпицбергена. С этой минуты его никто никогда не видел . Неделю спустя рыбаки обнаружили поплавок и бензобак от разбившегося самолета. А всего через 5 дней после гибели Руаля Амундсена обнаружили Умберто Нобиле и еще семерых уцелевших его спутников.

Жизнь великого искателя приключений закончилась там, куда влекло его жизненное предназначение. Он не мог найти себе лучшей могилы. Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: "Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть".

Амундсен (Amundsen), Руаль – норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в Борге 16 июля 1872 г., с июня 1928 г. пропал без вести. Был величайшим открывателем новейшего времени. В течение почти 30 лет Амундсен достиг всех целей, к которым стремились полярные исследователи на протяжении более 300 лет.

В 1897-99 гг. Амундсен участвовал в качестве штурмана в антарктической экспедиции А. Жерлаша на судне «Бельжика». Экспедиция исследовала Землю Грейама.

Чтобы подготовить собственную экспедицию для определения точного местоположения Северного магнитного полюса, он совершенствовал свои знания в немецкой обсерватории.

После пробного плавания в Северном Ледовитом океане Амундсен в середине июня 1903 г. отправился в путь на судне «Йоа» водоизмещением 47 т с шестью спутниками-норвежцами и прошел в направлении канадско-арктических островов через проливы Ланкастер и Пил к юго-восточному побережью острова Кинг-Вильям. Там он провел две полярные зимовки и сделал ценные геомагнитные наблюдения. В 1904 г. он обследовал Северный магнитный полюс на западном побережье полуострова Бутия-Феликс и предпринял смелые поездки на лодках и санях через покрытые льдом морские проливы между Землями Кинг-Вильям и Виктории. При этом им и его спутниками были положены на карту свыше 100 островов. 13 августа 1905 г. «Йоа» наконец продолжила свое путешествие и через проливы между островами Кинг-Вильям, Виктории и канадской материковой сушей достигла моря Бофорта, а затем после вторичной зимовки во льдах вблизи устья Макензи 31 августа 1906 г. – Берингова пролива. Таким образом, впервые удалось пройти Северо-Западным проходом на одном корабле, но не теми проливами, которые исследовали экспедиции, искавшие Франклина.

Другим великим достижением Амундсена было открытие Южного полюса, которое ему удалось совершить с первой же попытки. В 1909 г. Амундсен готовился к длительному дрейфу во льдах Полярного бассейна и исследованию района Северного полюса на судне «Фрам», принадлежащем ранее Нансену, но, узнав об открытии Северного полюса американцем Робертом Пири, изменил свой план и поставил целью достижение Южного полюса. 13 января 1911 г. он высадился с «Фрама» в Китовой бухте в восточной части Ледяного барьера Росса, откуда следующим летом 20 октября выступил в сопровождении четырех человек на санях, запряженных собаками. После успешной поездки по ледяному плато, утомительного подъема через горные ледники на высоте около 3 тыс. м (Чертов Глетчер, ледник Аксель-Хейберг) и дальнейшего успешного продвижения по льду внутреннего плато Антарктиды Амундсен 15 декабря 1911 г. первым достиг Южного полюса, на четыре недели раньше менее удачной экспедиции Р. Ф. Скотта, пробивавшуюся к полюсу западнее пути Амундсена. На обратном пути, который начался 17 декабря, Амундсен открыл горы Королевы Мод высотой до 4500 м и 25 января 1912 г. после 99-дневного отсутствия снова вернулся к месту высадки.

По возвращении из Антарктики Амундсен пытался повторить дрейф Ф. Нансена через Северный Ледовитый океан, но гораздо севернее, возможно через Северный полюс, предварительно пройдя по северо-восточному проходу – вдоль северных берегов Евразии (но следующие его северные экспедиции были задержаны первой мировой войной). Для этой экспедиции было построено новое судно «Мод». Летом 1918 г. экспедиция вышла из Норвегии, но не смогла пройти вокруг Таймырского п-ова и зазимовала у мыса Челюскин. В навигацию 1919 г. Амундсену удалось пройти на восток до о. Айон, где судно «Мод» встало на вторую зимовку. В 1920 г. экспедиция вышла в Берингов пролив. В дальнейшем экспедиция производила работы в Северном Ледовитом океане, сам же Амундсен в течение ряда лет занимался сбором средств и подготовкой полетов к Северному полюсу.

Вторая попытка была предпринята на «Мод» в 1922 г. от мыса Хоп (Аляска), однако сам Амундсен не принимал участия в плавании своего корабля. После двухлетнего ледового дрейфа «Мод» дошла только до Новосибирских островов, исходного пункта «Фрама» в 1893 г. Так как дальнейшее направление дрейфа благодаря «Фраму» уже было известно, «Мод» освободилась от льдов и возвратилась на Аляску.

Между тем Амундсен пытался проложить путь к Северному полюсу на самолете, но при первом же испытательном полете в мае 1923 г. из Уэнрайта (Аляска) его машина испортилась. 21 мая 1925 г. он вместе с пятью спутниками, в т.ч. Элсуэртом стартовал на двух самолетах от Шпицбергена. И опять он не достиг цели. На 870 43/ с. ш. и 10020/ з. д., в 250 км от полюса, ему пришлось сделать вынужденную посадку. Здесь участники экспедиции провели свыше 3 недель, готовя аэродром для взлета; в июне им удалось на одном самолете вернуться на Шпицберген.

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (рожд. 16 июля 1872 г. – смерть 18 июня 1928 г.) — полярный путешественник-исследователь из Норвегии.

Что открыл Руаль Амудсен

Первый в мире кто смог достичь Южного полюса (14 декабря 1911 г). Первый человек (вместе с Оскаром Вистингом), который побывал на обоих географических полюсах планеты. Первым в мире смог пройти Северо-Западным проходом от Гренландии к Аляске, поздней совершил переход Северо-Восточным путем (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Один из пионеров использования авиации - гидросамолеты и дирижабли - в арктических путешествиях. Погиб в 1928 г. отправившись на поиски пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду Америки - Золотую медаль конгресса, его имя носят многочисленные географические и иные объекты.

Детство. Юность

Руаль Амундсен родился в семействе потомственных мореплавателей и с юных лет мечтал о продолжении семейной традиции. Но он хорошо знал, что для этого необходимо крепкое здоровье – то, чего у него не было. Однако, будучи болезненным и слабым физически, Руаль поставил перед собой задачу максимально укрепить свой организм, для чего ежедневно тренировался и закаливался. Он хотел даже стать доктором, однако после двух курсов медицинского факультета университета в Христиании (сейчас Осло) оставил учебу и нанялся матросом на парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел тюленей в Гренландское море.

Первые путешествия. Обучение

После двух лет морских странствий Амундсен, просоленный морскими ветрами, окрепший и еще больше уверенный в себе, сдал экзамены на штурмана дальнего плавания. В 1897–1899 гг. в качестве штурмана принимал участие в бельгийской антарктической экспедиции на корабле «Бельжика», после которой сдал экзамен, на капитана дальнего плавания.

Открытие Северо-западного прохода

В 1903–1906 годы Руаль впервые в истории мореплавания прошел на собственной парусной шхуне «Йоа» с командой из 7-и человек от Гренландии до Аляски по водам Канадского Арктического архипелага. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям. Обогнув остров с восточной стороны, провел две зимовки в гавани у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. 1904 год, осень — он провел обследование на лодке самой узкой части пролива Симпсон, а в конце лета 1905 г. двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. 1906 год, лето — после третьей зимовки путешественник прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско. Этим он смог открыть Северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан с востока на запад. Во время экспедиции провел ценные геомагнитные наблюдения и нанес на карту больше 100 островов.

Норвежская антарктическая экспедиция (1910-1912 гг.)

В 1910–1912 годах Амундсен на судне «Фрам», принадлежавшем Ф. Нансену, возглавил экспедицию в Антарктиду с целью открыть Южный полюс. В составе команды «Фрама» был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. В январе экспедиция Амундсена высадилась на ледник Росса в Китовой бухте. Там основали базовый лагерь для подготовки к походу на Южный полюс.

1911 год, 19 октября — возглавляемая Руалем Амундсеном группа (Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьяланд) на 4-х санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь и 17 декабря 1911 г. смогла достичь Южного полюса. За время работы экспедиции в Антарктиде путешественник открыл горы Королевы Мод. Но лишь 7 марта 1912 г., находясь в городе Хобарте (Тасмания), Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

Северо-Восточный морской путь

В 1918–1921 гг. Руаль построил на свои деньги судно «Мод» и прошел на нем с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на «Фраме». С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива.

Воздушная экспедиция 1925 год

В 1923–1925 гг. Амундсеном было предпринято несколько попыток достичь Северного полюса. Биографы великого норвежца сохранили подробности экспедиции 1925 года. 21 мая 1925 г. курс на Северный полюс взяли два гидросамолета. На одном находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом – Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт. На расстоянии в 1000 км от Шпицбергена мотор самолета на котором находился Амундсен начал давать перебои. Пришлось делать вынужденную посадку, благо поблизости оказалась большая полынья. Второй же гидроплан при посадке вышел из строя.

Ждать во льдах подходящей для взлета погоды довелось более 3-х недель. Было понятно, что возвращаться придется всем на одном самолете. Из него было выброшено все, кроме самого необходимого. Пилотское место занял Рисер-Ларсен. Остальные 5 человек едва смогли уместиться в кабине.

Руаль так описал происходившее: «Вот пущен мотор, и самолет тронулся с места. Следующие секунды были самыми захватывающими во всей моей жизни. Рисер-Ларсен сразу же дал полный газ. С увеличением скорости неровности льда сказывались все сильней, и весь гидроплан так страшно накренялся из стороны в сторону, что я не раз боялся, что он может перекувырнуться и сломать крыло. Мы быстро приближались к концу стартовой дорожки, но удары и толчки показывали, что мы все еще не оторвались ото льда. С возраставшей скоростью, но по-прежнему, не отделяясь ото льда, мы приближались к небольшому скату, ведущему в полынью. Мы перенеслись через полынью, упали на плоскую льдину на другой стороне и вдруг поднялись в воздух…»

Спустя 8 ч 35 мин полета заело приводы рулей. Но под крылом самолета уже блестела открытая вода. Пилот уверенно посадил гидросамолет на воду и повел его как моторную лодку. Это произошло вблизи северных берегов Шпицбергена. В скором времени к путешественникам подошло небольшое рыбацкое судно, и капитан согласился отбуксировать самолет в Кингсбей. От Шпицбергена участники ее вместе с самолетом плыли на пароходе. 1925 год, 5 июля — самолет Амундсена, встречаемый тысячами ликующих людей, совершил посадку в гавани Осло. Норвегия чествовала своих национальных героев.

Дирижабль «Норвегия»

1926 год, май — Руаль возглавлял первый успешный перелет через Северный полюс на дирижабле. Летательный аппарат легче воздуха носил имя родной страны героя – «Норвегия».

Гибель

Через 2 года, когда другой дирижабль – с гордым именем «Италия» – после достижения полюса потерпел крушение, Амундсен отправился на поиски экспедиции генерала Умберто Нобиле. Он вылетел из Тромсе на французском двухмоторном гидроплане «Латам-47». Во время перелета из Норвегии на Шпицберген самолет по неизвестным причинам рухнул в воды Баренцева моря. И больше о знаменитом полярнике никто ничего не слышал.

Генерала Нобиле спасли спустя пять дней после исчезновения путешественника.

Память

Именем Руаля Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт. На русский язык были переведены его работы «Перелет через Ледовитый океан», «На корабле “Мод”», «Экспедиция вдоль северного побережья Азии», «Южный полюс» и пятитомное собрание сочинений.

Фритьоф Нансен посвятил памяти своего коллеги и соотечественника искренние слова: «Он навеки займет особое место в истории географических исследований… В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе».

Похожие статьи