Руаль амундсен. Руаль Амундсен — Покорение Северо-Западного прохода

22.09.2019

«Целые дни и ночи мы находились под давлением страшного пресса. Шум ледяных глыб, бившихся и ломавшихся о борта нашего судна, становился часто так силен, что почти невозможно было разговаривать. И тут… нас спасла изобретательность доктора Кука. Он тщательно сохранял шкурки убитых нами пингвинов, и теперь мы изготовили из них маты, которые вывесили за борта, где они значительно уменьшали и смягчали толчки льда» (Р. Амундсен. Моя жизнь. Глава II).

Не было, пожалуй, в истории более «заколдованного» морского пути, чем Северо-Западный проход. Сотни мореплавателей начиная с Джона Кабота в конце XV в. пытались найти путь в Азию в обход Северной Америки, но безуспешно. Эти попытки нередко заканчивались трагически. Достаточно вспомнить плавание Генри Хадсона (Гудзона) в 1611 г. и экспедицию Джона Франклина в 1845 г. Роберт Макклюр, один из тех, кто искал Франклина, в 1851 г. открыл недостающее западное звено водного пути из Атлантики в Тихий океан, однако преодолеть весь Северо-Западный проход еще долго никому не удавалось.

Норвежец Руаль Амундсен в детстве прочел книгу о гибели экспедиции Джона Франклина и уже тогда принял решение стать полярным исследователем. Он шел к своей цели уверенно, зная, чего хочет и как этого добиться. Это и стало секретом его удивительных свершений. Для начала он поступил матросом на парусник, чтобы пройти все ступени на пути к диплому капитана.

В 1897 г. Бельгия организовала экспедицию в Антарктику. Поскольку в самой Бельгии полярников не нашлось, в состав экспедиции вошли ученые из других стран. Амундсен же был в ней первым штурманом. Экспедиция провела некоторое время у Огненной Земли, а затем направилась к Антарктическому полуострову. Но там корабль застрял во льдах, пришлось зимовать, к чему путешественники оказались совершенно не готовы. Быстро кончилось горючее, с холодом и мраком в души людей вползли ужас и отчаяние. А еще этот жуткий треск - лед, подобно удаву, сжимал судно. Двое сошли с ума, все страдали цингой. Начальник экспедиции и капитан тоже были больны и не вставали с постелей. Вполне могла повториться история с экспедицией Франклина.

Всех спасли Амундсен и судовой врач, американец Фредерик Кук. Во-первых, помня о том, что в здоровом теле здоровый дух, они добыли несколько тюленей и начали кормить больных тюленьим мясом. И это помогло: больные поправились, дух их окреп. По свидетельству Амундсена, доктор Кук, храбрый и никогда не унывавший человек, стал главным спасителем экспедиции. Именно он предложил просверлить во льду несколько десятков отверстий - по прямой от носа корабля - и заложить в эти отверстия динамит. Зимний взрыв ничего не дал, но летом лед треснул как раз по этой линии и корабль вышел на чистую воду. После более чем годового пребывания в ледяном плену экспедиция вернулась в Европу.

Через год Амундсен получил шкиперский диплом. Теперь он мог готовиться к самостоятельной экспедиции. Он собирался преодолеть Северо-Западный проход, а заодно определить положение магнитного полюса. Для этого Амундсен купил маленькую одномачтовую яхту «Йоа». Если уж 39-метровый «Фрам» с его 400-тонным водоизмещением считался маловатым для дальнего плавания, что тогда говорить о судне Амундсена длиной 21 м и водоизмещением 48 т? Но Амундсен рассуждал так: основными проблемами для всех, кто пытался покорить Северо-Западный проход, были тяжелые льды, закупоривающие проливы, и малые глубины. У большого корабля шансов прорваться мало, в отличие от яхты с малой осадкой. Впрочем, имелась и еще одна причина для такого выбора: Амундсен не располагал значительной суммой.

Норвежец установил на яхте 13-сильный керосиновый двигатель; кроме того, она была снабжена парусами. Совершив в 1901 г. пробное плавание в Баренцево море, Амундсен остался доволен своим кораблем. В июне 1903 г. «Йоа» вышла на запад. Команда состояла всего из семи человек, включая самого Амундсена. Забавно, но к моменту отплытия он не смог расплатиться с кредиторами, поэтому команда пробралась на борт судна ночью, тайком, и так же скрытно «Йоа» покинула порт.

После того как норвежцы пересекли Атлантику и вошли в море Баффина, они сделали остановку в Годхавне на острове Диско. Здесь на борт погрузили 20 собак, о доставке которых Амундсен договорился с датской торговой компанией. Далее путь лежал на север, к стоянке шотландских китобоев Далримпл-Рок, где были пополнены запасы горючего и продовольствия. «Йоа» обогнула остров Девон и вошла в пролив Ланкастер. Преодолев его, она достигла небольшого острова Бичи. Амундсен провел магнитные наблюдения, чтобы определить направление, в котором находится магнитный полюс. Приборы показали - на западном побережье полуострова Бутия.

На пути к полуострову - вокруг острова Сомерсет через пролив Пил - норвежцев ждали серьезные испытания. Сначала «Йоа», проходя чрезвычайно сложный участок, наткнулась на подводную скалу. И тут внезапно налетел шторм. Казалось, последует еще один удар о скалы, на этот раз смертельный, но огромная волна подхватила суденышко и перенесла через риф. После того столкновения «Йоа» едва не лишилась руля. А однажды вечером, когда яхта остановилась у небольшого острова и все собирались спать, раздался истошный крик: «Пожар!». Горело машинное отделение.

С огромным трудом удалось залить все помещение водой. Счастье команды, что не произошел взрыв. Уже у самого полуострова Бутия корабль попал в страшный шторм, продолжавшийся четверо суток. Амундсену удалось маневрировать таким образом, чтобы «Йоа» осталась на плаву и не была выброшена на берег. Между тем уже шел сентябрь, быстро приближалась полярная ночь. Место для зимовки нашли на южном берегу острова Кинг-Уильям, в тихой бухте, со всех сторон окруженной холмами. Амундсен писал, что о такой бухте можно только мечтать. А ведь совсем недалеко отсюда разыгрались финальные сцены трагедии с Джоном Франклином в главной роли. К слову, останки нескольких участников британской экспедиции норвежцам удалось отыскать и захоронить.

Все необходимое, включая научное оборудование, было выгружено на берег. Построив теплый дом, обсерватории и установив приборы, норвежцы сделали также помещения для собак. Теперь следовало обеспечить себя пищей на зиму. Начали охотиться на оленей и вскоре настреляли целую сотню. Амундсен отмечал, что участники последней экспедиции Франклина погибли главным образом от голода - и это в местах с удивительным изобилием зверя и рыбы!

Во время охоты путешественники встретили эскимосов. Между ними быстро установились хорошие отношения. Эскимосы всем племенем перекочевали к зимовью норвежцев и поселились рядом. Всего пришло до 200 человек. Амундсен предвидел подобное развитие событий и захватил с собой множество товаров для меновой торговли. Благодаря этому ему удалось собрать замечательную коллекцию предметов эскимосского быта. Магнитные измерения и другие научные исследования задержали Амундсена на этом месте еще на один год. И все же в августе 1904 г. он на лодке отправился обследовать узкий пролив Симпсон, отделяющий остров Кинг-Уильям от материка.

А в августе следующего года этим проливом двинулась «Йоа». Ни один корабль до тех пор не плавал еще в этих водах. Три недели судно буквально ползло вперед, моряки беспрестанно бросали лот и отыскивали проход среди бесконечных скал и отмелей. Однажды киль корабля от дна отделял всего один дюйм воды! И все-таки прорвались. Когда моряки преодолели узкие извилистые проливы между материком и островами Канадского архипелага и вышли в море Бофорта, далеко впереди они увидели паруса. Это было американское китобойное судно «Чарль Ханссон», пришедшее из Сан-Франциско через Берингов пролив. Выходит, окончание пути совсем рядом, а вместе с ним и победа! Норвежцы не подозревали, что им понадобится еще целый год на преодоление последнего этапа. Лед становился все гуще, затем тверже, наконец 2 сентября «Йоа» застряла севернее Кинг-Пойнта, у канадского берега. Поражает скорость, с которой Амундсен преодолел расстояние от острова Кинг-Уильям до мыса Кинг-Пойнт: за 20 дней «Йоа» прошла почти 2 тыс. км, и по меньшей мере треть этого пути по узким мелководным проливам.

В своих воспоминаниях Амундсен писал, что задолго до экспедиции он старался приобрести всю имевшуюся литературу о Северо-Западном проходе. Благодаря этому он смог хорошо подготовиться к путешествию. При первом взгляде на карту Канадского архипелага кажется, что самый естественный путь из океана в океан - северный, через проливы Ланкастер, Барроу, Вайкаунт-Мелвилл и Мак-Клур. Однако как раз на этом пути мореплавателей ждут ловушки. В одной из книг, посвященных поискам Джона Франклина, Амундсен нашел предположение, даже пророчество о том, что настоящий проход будет найден тем, кто изберет более южный маршрут. Так и вышло.

Но вернемся к «Йоа», захваченной в ледовый плен. Самое обидное состояло в том, что Северо-Западный проход был уже пройден. И Амундсен принял решение сообщить миру о своем свершении. Для этого требовалось всего-то добраться до какой-нибудь телеграфной станции. Но ближайшая находилась в 750 км, за горным хребтом высотой 2750 м. В путь отправились в конце октября на нартах, запряженных собаками. В жуткий мороз добрались до реки Юкон, а 5 декабря достигли форта Эгберт, конечного пункта линии военного телеграфа. Амундсен написал около тысячи слов, которые немедленно были отправлены. Но именно в те дни провода на линии лопнули от мороза! Потребовалась неделя на устранение неисправности, после чего Амундсен получил подтверждение, что телеграммы дошли до адресатов. В ответ он получил сотни поздравлений.

В феврале 1906 г. путешественник покинул форт Эгберт и на собачьих упряжках двинулся вдоль торговых станций обратно к «Йоа». В июле лед отступил, и норвежцы без приключений достигли мыса Барроу, прошли через Берингов пролив и в октябре прибыли в Сан-Франциско. Незадолго до этого, в апреле 1906 г., город серьезно пострадал в результате знаменитого землетрясения, самого разрушительного в истории Соединенных Штатов. Амундсен подарил городу свою яхту на память о покорении Северо-Западного прохода.

Огромное напряжение и работа на износ не прошли для путешественника даром: в первые недели после окончания плавания все принимали его за 60- или 70-летнего старика, хотя на самом деле ему было только 33 года.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Руаль Амундсен, великий норвежский полярник

Другие действующие лица

Фредерик Кук, американский полярник, врач

Время действия

Маршрут экпедиции

Из Европы через Атлантику к Канадскому Арктическому архипелагу, затем на запад узкими проливами между материком и островами

Цель

Преодоление Северо-Западного прохода, научные исследования

Значение

Впервые в истории удалось обойти Северную Америку с севера

3043

Руаль Амундсен - величайший норвежский полярник, который навсегда оставил свое имя в истории.

Амундсен - (16.07. 1872 - 18. 06. 1928) – один из самых известных мореплавателей Норвегии. Амундсен Руаль Энгельбрегт Гравнинг – именитый путешественник. Так же Руаль Амундсен известен как исследователь полярных земель.

Руаль Амундсен - первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага).

Из б иографии Руаля Амундсена:

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье потомственных мореплавателей и судостроителей. Руаль появился на свет младшим, четвертым сыном в семье. Его родители имели свои планы на младшего ребенка, решив не приобщать его к семейному ремеслу.

Мальчик рос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье много сил отдавалось спорту – были сооружены тренажеры и турники. Зимой их заменяли лужи.

В школе Руаль учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство.

С детства его увлечением было чтение книг о путешествиях в далекие страны. Тогда же он прочитал практически все издания о путешествиях за полярный круг, которые ему удалось раздобыть.

Когда Руалю было 14 лет, умер отец, и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Его мать с детьми переехали поближе к королевскому двору. Мать старательно прочила Руалю место в интеллектуальной элите общества, отдав после гимназии на медицинский факультет.

В 15 лет ему в руки попадает книга Д. Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, которая определяет всю его последующую жизнь. Вся юность молодого человека была посвящена серьезной подготовке к будущей экспедиции. Тайком от матери Амундсен уже в ранние годы начал готовиться к экспедициям: он закалялся, делал физические упражнения, а также играл в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Будущий полярник приучал себя к холодным температурам. Он знал, что медицина - не дело его жизни.

Руаль Амундсен в детстве

Руаль по настоянию матери поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль тут же бросает университет. Он писал впоследствии: «С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Когда Амундсен ещё только поступил на медицинский факультет в Осло, он большую часть времени посвящал изучению иностранных языков, будучи уверенным, что их знание является необходимым для путешествия. То, что открыл впоследствии Руаль Амундсен в географии, во многом обусловлено его долголетней подготовкой в течение всей юности.

Еще с юных лет он мечтал о покорении холодных земель планеты. После прочтения книги о знаменитом путешественнике он стал готовить себя к лишениям, которые могли бы встретиться на пути. С подросткового возраста Амундсен испытывал себя диетами и изматывающими физическими нагрузками. Руаль даже нанялся на промысловый корабль, чтобы отточить навыки штурмана. Однако во время одного из тренировочных походов Руалю чудом удалось избежать смерти. После того, как закончилась еда, они с братом, потеряв ориентацию, бродили по плоскогорью недалеко от дома. Брату Руаля чудом удалось найти дорогу домой.

В 1893 году будущий путешественник Руаль Амундсен знакомится с норвежским исследователем Аструпом, и уже иной судьбы, чем быть полярным исследователем, даже не рассматривает. Он буквально стал одержим идеей покорения полюсов.

В 1896 году состоялось первое путешествие Руаля. Он нанялся в экспедицию на судно «Бельгике» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша. В одной команде с ним был знаменитый путешественник Фредерик Кук, который через 10 лет сразится в борьбе за право быть первооткрывателем Северного полюса с Робертом Пири. Судну не удалось пройти сквозь льды, и состоялась незапланированная зимовка всей команды без провизии и теплой одежды. Амуницию шили из теплых одеял, а питались пингвинами и тюленями. После болезни капитана, Руаль взял командование на себя и вывел судно изо льдов.

После возвращения Руаль немедленно стал готовиться уже к собственному походу. Финансирования не хватало, поэтому подготовка была постоянно под угрозой срыва. Он изучает основы геофизики, в 1901 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjoa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) переоборудует её и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л. с.

В 1903 году длительное путешествие началось. В нём Руаль Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф. Он отправился в плавание через Северо-Западный проход. За два года случилось многое – поиск и обнаружение магнитного полюса, знакомство с эскимосами, ссора всех членов команды между собой, путешествия на собаках в лютый мороз. Все это не испугало Руаля и он решил остаться зимовать третий год.

В 1906 году путешествие закончилось в Сан Франциско, был обнаружен и преодолен Северо-Западный проход. После возвращения в Европу, Руаль выступал с лекциями и сделал доклад для Королевского географического общества Англии. Ему удалось, наконец, рассчитаться с долгами, правда, при помощи нового норвежского правительства.

Пока Амундсен готовился покорить Северный полюс, был уже покорен. Им решено было покорять Южный. Снова в условиях жесточайшего дефицита денег исследователь готовит отплытие корабля «Фрам». Его соперник, британец Скотт, так же рассчитывает первым поставить британский флаг на полюсе.

Постепенно соперничество нарастало, методы достижения полюса были разные. Руаль взял с собой сотню ездовых собак и разборный дом для зимовки. Зимовка состоялась в 1911 году и длилась 4 месяца. В это время шел запас еды, укладка ее подготовка саней.

В октябре 1911 года четверо саней и полусотня собак, ведомые 5 людьми отправились покорять полюс. Через два месяца он был достигнут ценой неимоверных усилий. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Полюс был тщательно размечен и в палатке было оставлено сообщение для Скотта. Возвращалась команда на базу в два раза быстрее. Команда как могла, срочно отправила телеграммы о покорении полюса королю Норвегии, а также Нансену и брату Амундсена.

Руаль остался в Аргентине, чтобы описать свои похождения и систематизировать информацию. После состоялись торжественные приемы в честь путешественника в столицах Европы. Затем состоялось чествование в Америке, когда пришло извести о гибели Скотта. Эта новость еще более повысило интерес публики к Руалю, ему удалось заработать гораздо больше, чем планировалось.

На эти деньги он купил самолет, так как считал, что будущие экспедиции не обойдутся без летательных аппаратов. После начала мировой войны Руаль принялся за подготовку своей новой экспедиции, так как в боевых действиях из-за нейтралитета Норвегии не участвовал.

Экспедиция корабля «Мод» в 1918 году не была слишком удачной – команда постоянно конфликтовала, часть моряков покинули судно, закончились деньги и провиант, сам Руаль отравился угарным газом и сломал руку. После последовала попытка авиаперелета пересечение Арктики на дирижабле.

После всех испытаний в конце 20-х годов все окружающие стали отмечать неадекватность Руаля. Хотя он продолжал выступать в Японии и России, писал мемуары. Свою миссию исследователя он считал выполненной.

Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей: «У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы». Но погиб Руаль Амундсен, пытаясь спасти экспедицию итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.

Нобиле стал генералом при Муссолини. 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился над Баренцевым морем, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий.

Комиссией было установлено, что самолет потерпел крушение, повлекшее за собой трагическую смерть команды. Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны. Разбившийся самолет так и не нашли. Только несколько месяцев спустя были обнаружены поплавок и вмятый бензобак гидросамолета.

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

Краткая хронология путешествий великого мореплавателя:

1.С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах.

2.Начиная с 1903 года Амундсен совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

3. Впервые прошёл (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

4. На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 года на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта.

5. Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

6. В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

7. В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

40 интересных фактов из жизни великого путешественника Руаля Амундсена:

1.Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.

2.Главные достижения Руаля Амундсена: достиг Южного Полюса первым из людей и побывал на обоих полюсах Земли.

3.Южный полюс - не единственное, что открыл Руаль Амундсен.

4.Он первым совершил проход в 1903-1906 годах от Гренландии к Аляске Северо-Западным проходом на небольшом корабле «Йоа». Это было во многом рискованное предприятие, но Амундсен немало готовился, чем и объясняется его последующий успех.

5.Амундсен никогда не был женат, но удочерил двух чукотских девочек.

6. В 1918-1920 годах на судне «Мод» он проходит вдоль северных берегов Евразии.

7.Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: «Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть».

8.Люди прозвали его Последним викингом, и он вполне оправдал это прозвище.

10.Когда Руаль решил вступить в гонку за покорение Северного полюса, у него были серьезные соперники – Нансен с единственным в то время кораблем для дрейфа во льдах, американцы Кук, Пири, Шеклтон.

11.Руалю удалось получить судно Нансена, так как тот находился в гуще внутрисемейных разборок и предпочел семью новому путешествию.

12. Руаль модернизировал судно и начал изыскивать средства на подготовку экспедиции. Ему удалось заработать лекциями в США и получить дотацию от норвежского правительства.

13.Почему Руалю Амундсену в открытии Южного полюса удалось опередить Роберта Скотта? Главную ставку Скотт сделал на использование техники – мотосаней. Амундсен же, применяя опыт норвежцев, взял с собой большую команду собак для езды в упряжках. Кроме того, команда Амундсена состояла из прекрасных лыжников, а члены экипажа Скотта не уделили должного внимания лыжной подготовке.

14.Экспедиция Роберта Скотта выдвинулась в ноябре 1911 года и достигла Южного полюса 18 января 1912 года, но на обратном пути погибла. Причиной гибели стали грубейшие просчёты в организации экспедиции, в частности, подбора снаряжения и питания.

15. В феврале 1913 г. Амундсен писал: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

16.Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?

17.Главному открытию Амундсена предшествовало много испытаний. После смерти матери Амундсен принял решение стать штурманом дальнего плавания. Однако для того чтобы успешно сдать экзамены, необходимо было проработать как минимум три года в качестве матроса на шхуне.

18.Будущий полярник отправляется к берегам Шпицбергена на промышленном судне. Затем он переходит на другой корабль и отправляется к канадскому побережью.

19.Перед тем как стать великим путешественником, Амундсен служит матросом на нескольких суднах и посещает множество стран: Испанию, Мексику, Англию и Америку.

20. В 1896 году Амундсен сдает экзамены и получает диплом, который сделал его штурманом дальнего плавания.

21. После получения диплома Антарктида, наконец, становится местом, куда отправляется.

22. В Антарктиде главная цель – остаться в живых. Экспедиция, которая предназначалась для изучения земного магнетизма, едва не стала последней для всего экипажа. Сильнейшие вьюги, обжигающий мороз и длительная голодная зимовка – все это едва не погубило команду. Они спаслись только благодаря энергии отважного путешественника, который постоянно охотился на тюленей, чтобы прокормить умирающий от голода экипаж.

23.Переход до Южного полюса длился почти два месяца. Все это время путешественники шли при сильном штормовом ветре и морозе ниже -20 градусов. По пути им пришлось подняться на 1800 метров в высоту, чтобы преодолеть горы. В горах к морозу и ветрам прибавился недостаток кислорода, еще более усложнивший и без того трудную дорогу. Но, все же, преодолев все препятствия, 14 декабря Амундсен и четверо его товарищей успешно добрались до Южного полюса.

24.Чтобы точно определить, где находится Южный полюс, Амундсену пришлось несколько дней измерять высоту солнца – нужно было найти такую точку, где высота солнца все время одна и та же. В любых других точках, кроме полюса, солнце то чуть приближается к горизонту, то чуть отдаляется из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси. А полюс находится как раз на оси вращения Земли, поэтому солнце там в течение суток остается на одной и той же высоте, двигаясь в течение дня строго параллельно горизонту - вокруг наблюдателя.

25.Наконец, убедившись, что Южный полюс найден правильно, участники экспедиции установили на нем норвежский флаг (для надежности прикрепили флаг к палатке) и отправились в обратный путь.

26.Примерно через месяц они уже были на базе, где проходила зимовка. Путь туда и обратно занял 99 дней. За это время путешественники прошли около 3000 километров.

27.Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку.

28. 13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске. Позднее он вспоминал: «По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

29. 19 октября 1911 пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии.

30.Амундсену был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.

31.Членом экспедиции Амундсена был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.

32.В июле 1918 года на специально построенном судне «Мод» («Maud») Амундсен отправляется в экспедицию вдоль берегов Сибири (Северный морской путь).

33.Ко всему прочему, Руаль Амундсен является признанным пионером полярной авиации. Впоследствии увлечение авиацией стоило ему жизни.

34. На деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта и 21 мая 1925 года отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Из-за технических проблем самолёты приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После ремонта экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К тому времени её уже считали погибшей.

35. В 1926 году он совершает первый перелет на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс.

36.Амундсен награжден медалями множества стран мира.

37.Он совершил множество открытий, в его честь были названы географические объекты. В честь знаменитого путешественника названы: море, гора, американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер.

38.Антарктика не раз демонстрировала человеку «его место», пока перед ней не появился бесстрашный норвежец – Руаль Амундсен. Он открыл, что истинное мужество и героизм могут покорять льды и суровые морозы.

39.Сейчас рядом с самой южной точкой планеты находится полярная станция Амундсен-Скотт, названная в честь двух первопроходцев Южного полюса.

40.Через 100 лет после Амундсена в Антарктиде собрались несколько сотен полярных путешественников из разных стран, чтобы отпраздновать юбилейную дату. Большинство из них добрались до полярной станции на лыжах, в точности повторив маршрут Амундсена (только некоторых отстающих пришлось спасать при помощи самолета, иначе они не успели бы на праздник). Чтобы отметить юбилей, на Южный полюс прилетел даже премьер-министр Норвегии.

«Антарктида — материк в центре Антарктики, площадью 13 975 км2, в том числе 1582 км2 шельфовых ледников и островов» — такова скупая научная характеристика небольшого белого пятна в самой нижней части глобуса. Но что такое Антарктида на самом деле? Это ледяная пустыня с невыносимыми для живого существа условиями: температура зимой от −60 до −70°С, летом −30 до −50°С, сильные ветры, ледяная пурга... В Восточной Антарктиде находится полюс холода Земли — там 89,2° мороза!

Обитатели Антарктиды, например тюлени, пингвины, а также скудная растительность ютятся на побережье, где летом наступает антарктическая «жара» — температура поднимается до 1-2° тепла.

В центре Антарктиды находится Южный полюс нашей планеты (слово «южный» покажется вам насмешкой, если вы вдруг здесь окажетесь). Как и все неизведанное и труднодостижимое, Южный полюс манил к себе людей, и вот в начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь его. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Только не подумайте, что они направились туда вместе. Наоборот, каждый из них стремился стать первым, они были соперниками, и этот невероятно трудный поход был своеобразным соревнованием между ними. Одному он принес славу, для другого стал последним... Но обо всем по порядку.

Все началось с экипировки, ведь правильный расчет, когда речь идет о таком, как мы сейчас скажем, экстремальном путешествии, может стоить людям жизни. Опытный полярный исследователь, к тому же уроженец северной страны, Руаль Амундсен сделал ставку на ездовых собак. Неприхотливые, выносливые, покрытые густой шерстью лайки должны были тащить нарты со снаряжением. Сам же Амундсен и его спутники предполагали передвигаться на лыжах.

Мотосани экспедиции Скотта. Фото: www.globallookpress.com

Роберт Скотт решил использовать достижение научного прогресса — моторные сани, а также несколько упряжек мохнатых низкорослых пони.

И вот в 1911 году путешествие началось. 14 января корабль Амундсена «Фрам» достиг последней отправной точки — Китовой бухты на северо-западном побережье Антарктиды. Здесь норвежцам предстояло пополнить запасы и двинуться к юго-востоку, в безлюдье и льды антарктических вод. Амундсен стремился войти в море Росса, которое глубже других врезается в континент Антарктиды.

Цели он достиг, но началась зима. Идти в Антарктиду зимой равносильно самоубийству, поэтому Амундсен решил подождать.

Ранней антарктической весной, 14 октября, Амундсен с четырьмя товарищами отправился к полюсу. Путешествие было трудным. 52 лайки тянули упряжку из четырех нагруженных нарт. Когда животные выбивались из сил, ими кормили более выносливых товарищей. Амундсен составил четкий график движения и, что удивительно, почти не нарушил его. Остаток пути был пройден на лыжах, и 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Через десять дней путешественники вернулись на базу.

Норвежский флаг на Южном полюсе. Фото: www.globallookpress.com

По иронии судьбы Роберт Скотт и его спутники отправились к полюсу всего через несколько дней после возвращения Амундсена, не зная, что Южный полюс уже покорен. В пути стало ясно, насколько неудачно была экипирована экспедиция. От лютых морозов сломались моторы новомодных саней, гибли лошади, стало не хватать продуктов... Многие из участников вернулись на базу, только сам Скотт и четыре его товарища упрямо продолжали путь. Невыносимый холод, сбивающий с ног ледяной ветер, пургу, заволакивающую все вокруг так, что спутники не видели друг друга, приходилось преодолевать отважным исследователям, одержимым одной целью: «Дойти первыми!»

Голодные, обмороженные, выбившиеся из сил англичане 18 января наконец достигли Южного полюса. А теперь представьте себе, каково же было их разочарование, да что там разочарование — боль, обида, крушение всех надежд, когда они увидели перед собой флаг Норвегии!

Роберт Скотт. Фото: www.globallookpress.com

Сломленные духом путешественники двинулись в обратный путь, но на базу так и не вернулись. Без горючего и продовольствия они умерли один за другим. Только через восемь месяцев удалось найти заметенную снегом палатку, а в ней вмерзшие в лед тела — все, что осталось от английской экспедиции.

Хотя нет, не все. Еще был найден единственный свидетель разыгравшейся трагедии — дневник Роберта Скотта, который он вел, похоже, до самой гибели. А еще остался пример истинного мужества, несгибаемой воли к победе, умения преодолевать препятствия, несмотря ни на что.

(1872-1928) норвежский полярный путешественник

Руаль Амундсен родился в семье капитана и владельца судоверфи, и любимым его занятием с детства было чтение книг, где описывались путешествия в далекие страны. Он постарался прочитать все книги о полярных путешественниках, которые ему удалось достать. Его привлекали неизведанные страны, расположенные у полюса планеты. Тайком от матери Руаль начал готовиться к полярным путешествиям: настойчиво тренировался, занимался лыжным спортом; играл в футбол, считая, что эта подвижная игра укрепляет мускулатуру ног; закалялся, обливаясь ледяной водой. Поступив на медицинский факультет университета г. Христиания (ныне Осло), Руаль Амундсен усиленно занимался изучением иностранных языков, считая, что будущему путешественнику необходимо их знать.

После смерти матери Руаль решает сделаться штурманом дальнего плавания. Однако, чтобы получить диплом и сдать экзамены, необходимо было прослужить матросом не менее трех лет, поэтому он поступает на шхуну и отправляется вместе с ней промышлять тюленей к берегам Шпицбергена. После этого Руаль переходит на другое судно, отправляющееся к берегам Канады. Амундсен служил матросом на многих кораблях, побывал в таких странах, как Мексика, Испания, Англия. Был он и в Африке.

В 1896 году РуальАмундсен сдал экзамены и получил диплом шгурмана дальнего плавания. Вскоре после этого он отправляется в экспедицию в Антарктиду для изучения земного магнетизма. Во время экспедиции он впервые самостоятельно вел судно. Экспедиция была очень трудной: частые вьюги, морозы, сильно обжигающие лицо, длительные переходы на санях по материковому льду, трудная голодная зимовка. Только благодаря энергии Руаля Амундсена люди не погибли от голода. Он добывал тюленей, мясо которых восстанавливало силы умиравшей команды. Экспедиция продолжалась около двух лет.

В 1903-1908 гг. Руаль Амундсен, являясь уже опытным полярным путешественником, организовал самостоятельную экспедицию. На парусной яхте «Иоа» он решил пройти вдоль северных берегов Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый Северо-западный проход. Экспедиция была трудная и опасная: гигантские волны обрушивались на палубу, грозя перевернуть яхту, путь пролегал среди множества островов и скал, казалось, что льды и шторм разобьют корабль о скалы. Во время зимовок постоянно велись метеорологические и астрономические наблюдения. Амундсену удалось определить местоположение магнитного полюса Земли, что явилось крупным достижением экспедиции.

В 1910 году Руаль Амундсен приступает к подготовке экспедиции к Северному полюсу. На судне «Фрам» он отправляется в Арктику, чтобы повторить дрейф Ф. Нансена. В его планы входило пройти поблизости от Северного полюса. Перед выходом в море мир облетело известие, что Северный полюс открыт американским полярным исследователем Робертом Пири. Эта новость была серьезным ударом для Амундсена, но отступать было поздно. Экспедиция вышла в море, и в Атлантическом океане Амундсен неожиданно сообщил команде о своем решении идти в Антарктику, к Южному полюсу. Высадившись в Китовой бухте, команда встала на зимовку, во время которой занималась организацией трех продовольственных складов на пути к полюсу. С наступлением весны путешественники стали готовиться к походу в глубь материка.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен с командой из четырех человек на собаках отправились в путь. Сначала путешествие было не особенно трудным: погода была благоприятная, собачьи упряжки двигались быстро. Однако на 85" южной широты путешественникам преградили дорогу горы, где и начались трудности на пути к леднику. Впоследствии, вспоминая об этом, Амундсен писал, что их встречали широкие и глубокие трещины, которые надо было обходить; им приходилось взбираться вверх по скользкой ледяной корке, двигаться в сильнейший буран, ночевать на высоте 5000 м.

14 декабря 1911 года путешественники достигли Южного полюса. Здесь они пробыли три дня, водрузили норвежский флаг, провели различные наблюдения, а затем благополучно вернулись в Китовую бухту, где их ждал «Фрам», и вернулись на родину.

Одновременно с экспедицией Руаля Амундсена к Южному полюсу стремилась и экспедиция английского путешественника Р. Скотта, но она достигла цели месяцем позже и погибла во льдах на обратном пути. Не только в Великобритании, но и на родине самого Амундсена думали, что внезапное появление его экспедиции во льдах Антарктиды явилось для Р. Скотта и его друзей страшным ударом, так как желание достигнуть Южного полюса было для них многолетней мечтой, и много месяцев подряд они, не жалея сил, готовились к так и не состоявшемуся успеху. Узнав о гибели экспедиции Скотта, Руаль Амундсен в одном из писем написал: «. . . я пожертвовал бы многим, даже славой, чтобы вернуть их к жизни. . . ».

Путешественник не оставил своей давней мечты и в 1918 году отправился в плавание через Северный Ледовитый океан с запада на восток. Он намеревался, вмерзнув судном в лед, повторить знаменитый дрейф Ф. Нансена. Амундсен рассчитывал, что его корабль попадет со льдами на Северный полюс. Однако тяжелые льды прижали судно к берегу, и команда вынуждена была дважды зимовать у берегов Сибири.

Руаль Амундсен так и не отказался от своей мечты побывать на Северном полюсе. В Норвегии он научился управлять самолетом и получил диплом гражданского летчика. В 1925 году с пятью спутниками путешественник отправился в полет на двух самолетах со Шпицбергена до полюса, однако не достиг его. Только чудом людям удалось спастись и на одном из гидропланов вернуться обратно. В 1926 году Амундсен вместе с американцем Л. Элсуортом и итальянцем У. Нобиле на дирижабле «Норвегия» совершил перелет через Северный полюс по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска. Таким образом, он стал первым человеком, который посетил оба полюса Земли.

Позднее, в 1928 году, Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» организует новую экспедицию в Арктику. Однако ей суждено было закончиться трагически. Обледеневший дирижабль ударился гондолой об лед. Часть экипажа была выброшена на льдину, а часть улетела с дирижаблем. Судьба тех, кто улетел, неизвестна, а участников экспедиции, которые оказались на льдине, удалось спасти, в том числе и У. Нобиле. В спасении экспедиции хотел принять участие Руаль Амундсен. Узнав об аварии дирижабля, он вылетел из Норвегии на самолете «Латам», но самолет с экипажем пропал без вести. Только через несколько месяцев в Баренцевом море к побережью Норвегии волны прибили поплавок самолета, на котором летел путешественник. Погиб Руаль Амундсен в 1928 году, на 56-м году жизни.


Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен жил на закате эпохи Великих Географических открытий. Фактически он стал последним из когорты великих путешественников, пытавшихся покорить все еще неизведанные пространства.

Вся биография Руаля Амундсена насыщена яркими событиями, в которых он играл «главную скрипку».

Биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежской провинции Эстфолл в городке Борге. С раннего возраста мальчика приучали к спорту, а на лыжи его поставили, едва он начал самостоятельно ходить. Не блистая знаниями в школе, он отличался упорством и настойчивостью в достижении своих целей.

Именно характер и упорство вкупе с предусмотрительностью и осторожностью позволили ему совершить вещи, которые до него не удалось сделать никому: полностью замкнуть кольцо вокруг земного шара, используя Северо-Западный и Северо-Восточный проходы, покорить первым Южный географический полюс.

Заключительные годы жизни Руаля Амундсена пришлись на бурное появление новых видов транспортных средств, которые вывели исследования «белых пятен» на карте на совершенно новый уровень, сведя подобные свершения до уровня хобби.

Первый шаг в становлении Амундсена как исследователя произошел после смерти его матери в 1893 году, когда он бросил университет, где учился на медицинском факультете. Молодой человеек устроился матросом на промысловое судно, где усердно изучал морское дело и навигацию. В 1896 году, после сдачи экзаменов, он стал штурманом дальнего плавания, что весьма пригодилось ему в дальнейшем.

Первая экспедиция Амундсена

Первая экспедиция Руаля Амундсена началась в 1897 году на корабле «Бельжика», куда его приняли штурманом по просьбе Фритьофа Нансена. Бельгийский полярный исследователь Адриен де Жерлаш тогда отправлялся в антарктическую экспедицию. Предприятие для исследователей не было удачным. Мало того, на затертом паковыми льдами судне среди экипажа вспыхнула эпидемия цинги, а недоедание и депрессия истощили моральный дух участников до крайности.

Не потерял присутствия духа только молодой штурман Амундсен, который взял командование на себя и вывел простоявшее 13 месяцев во льдах судно на открытую воду. Некоторые медицинские знания, полученные в университете, помогли ему выходить и большую часть команды. В 1899 году «Бельжика», наконец-то вернулась в Европу.

Путешествия и открытия Руаля Амундсена

Но главные открытия Руаля Амундсена были впереди. Благодаря полученному опыту, он успешно сдал экзамены и стал капитаном корабля. Сразу же после этого Амундсен начинает подготовку к новой экспедиции. В 1903 году на судне «Йова» он отправляется открывать Северо-Западный проход вокруг Северной Канады.

То, что сделал Руаль Амундсен в этой экспедиции, не удавалось еще никому. За два года плавания он сумел-таки пройти от востока американского материка до его западной части. 34-летний путешественник мгновенно становится мировой знаменитостью, хотя богатства эта известность ему не принесла.

Самым же громким делом в жизни Амундсена стал его поход к Южному полюсу Земли. В сложнейших условиях Антарктики, совершив двухмесячный переход, он с товарищами достиг географического Южного полюса, после чего вернулся на базу экспедиции.

К сожалению, это была «лебединая песня» из всего того, что открыл Руаль Амундсен. И хотя после этого эпохального похода он еще продолжал свои экспедиции, они не стали столь громкими из-за сменившейся обстановки. Первая Мировая война и иной подход к исследованиям, где личные качества человека уже не играли главенствующей роли, повергли знаменитого полярника в депрессию. Он рассорился со всеми друзьями и стал жить отшельником.

Последним ярким событием, заставившем вновь весь мир заговорить о нем, стала попытка Амундсена помочь попавшей в бедствие экспедиции Нобиле. Наняв летающую лодку, 18 июня 1928 он года вылетел на поиски, из которых он уже не вернулся. Так драматически закончилась жизнь великого полярного исследователя, хотя, возможно, для людей его уровня, это есть лучший уход в мир иной.

А́мундсен Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг (норв. Amundsen Roald Engelbregt Gravning; 16 июля 1872, Борге, Норвегия - 17 июня 1928, Арктика) - норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый в мире человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года).

Первый в мире человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший и на Южном и на Севреном полюсах планеты.

Родился в семье капитана, владельца судоверфи. В 1890 году поступил на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но спустя 2 года оставил учебу.

С 1894 года плавал в качестве матроса и штурмана на различных судах, в 1897-1999 годах был первым помощником капитана на корабле «Бельжика» во время экспедиции в Антарктику.

Географические исследования

17 июня 1903 года на промысловом судне «Йоа» Амундсен в сопровождении шести человек отправился в Арктику, где в течение трех последующих лет первым прошел Северо-Западным проходом с тремя зимовками от Гренландии к Аляске.

Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о. Виктория. Экспедиция закончилась в 1906 году в Сан-Франциско.

В 1909 году Амундсен готовился к достижению и исследованию Северного полюса, но его опередил американец Р.

Пири, после чего исследователь решил достичь Южного полюса.

9 августа 1910 года на судне «Фрам» он отправился в Антарктику с четырьмя спутниками и достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, на месяц опередив соперничавшую с ним английскую экспедицию Р.

В 1918-1920 годах прошел на судне «Мод» с двумя зимовками от Норвегии вдоль северных берегов Евразии до Берингова пролива. В мае 1926 года Амундсен руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия», в котором его сопровождал американский исследователь Линкольн Элсуорт.

В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У.

Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь Амундсен, вылетевший 17 июня на гидросамолете «Латам», погиб вместе с экипажем в Баренцевом море.

В честь исследователя названы море в Тихом океане у берегов Антарктиды, гора в Восточной Антарктиде, залив и котловина в Северном Ледовитом океане, а также американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде.

  • Амундсен Р.

    Моя жизнь; Южный полюс. М., 2012.

  • Амундсен Р. Плавание Северо-Западным проходом на судне «Йоа». М., 2004.
  • Буманн-Ларсен Т. Амундсен. М., 2005.
  • Яковлев А. Руал Амундсен. 1872-1928. М., 1957.

Амундсен Руал (1872-1928 гг.) - норвежский полярный путешественник. Он родился в семье капитана и пошел по стопам отца, плавая сначала матросом, а потом штурманом. Первая самостоятельная экспедиция его была в 1903-1906 гг., когда он с зимовками морским путем прошел от Гренландии до Аляски. В 1910 году Амундсен отправляется в Арктику, чтобы повторить дрейф Ф.Нансена, но с намерением пройти поблизости от Северного полюса.

Получив в пути известие об открытии полюса, Амундсен неожиданно для всех взял курс на Антарктиду, поставив своей задачей открытие Южного полюса. Высадившись в Китовой бухте, Амундсен в составе экспедиции предпринял тяжелый поход к полюсу и дошел до него в декабре 1911 года.

С такой же целью и в это же время к полюсу отправилась английская экспедиция Р.Скотта, которая достигла Южного полюса вслед за экспедицией Р.Амундсена, но месяцем позже.

Р.Амундсен не оставил своей давней мечты и в 1918 году предпринял плавание через Северный Ледовитый океан с запада на восток.

В 1926 году он совместно с американцем Л.Элсуортом и итальянцем У.Нобиле на дирижабле «Норвегия» совершили перелет по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

Позднее в 1928 году У.Нобиле организует новую экспедицию в Арктику на дирижабле, которая закончилась трагически. Р.Амундсен принял участие в спасении этой экспедиции и погиб со всем экипажем самолета где-то в Баренцевом море.

Несколько месяцев спустя волны прибили к северному побережью Норвегии один из поплавков самолета «Латама», на котором Амундсен вылетел на спасение экспедиции У.Нобиле.

Экспедиция Р.Скотта, достигшая полюса месяцем позже, чем экспедиция Амундсена, погибла во льдах на обратном пути.

Многие не только в Великобритании, но и в Норвегии, на родине Р.Амундсена, считали, что внезапное появление его экспедиции в Антарктиде явилось для Р.Скотта и его друзей страшным ударом: ведь желание достигнуть полюса было для них многолетней мечтой. Р.Скотт и его друзья много месяцев подряд страдали от недоедания, холода, полярной тьмы, проваливались в ледяные пещеры, не жалели себя, готовясь к так и не состоявшемуся успеху.

На обратный путь уже не хватило сил…

Простил ли себя Амундсен за то, что случилось в декабре 1911 года в Антарктиде? Наверное, нет, иначе он не написал бы, узнав о гибели экспедиции Скотта: «…Я пожертвовал бы многим, даже славой, чтобы вернуть их к жизни… Мой триумф в Антарктиде омрачен мыслью о трагедии… Она преследует меня».

Амундсен Руал википедия
Поиск по сайту:

Исследователи Арктики

Руаль Амундсен (1872-1928)

Норвежский полярный исследователь.

Первый человек, достигший Южного полюса, один из пионеров применения авиации в арктических путешествиях. Первый путешественник, который совершил морской переход по проливам Канадского архипелага и вдоль берегов Сибири, впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Обучался на медицинском факультете Университета Осло, но через два года оставил учебу.

Интерес Амундсена к полярным исследованиям появился после его знакомства с известным норвежским полярным путешественником Эйвином Аструпом. В 1895 году Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана и прянял участие в промысловом плавании. В 1897–1899 был матросом и первым помощником капитана на корабле «Бельжика» во время бельгийской экспедиции в Антарктику под руководством морского офицера лейтенанта Адриена де Жерлаша.

В 1901 году на купленной яхте «Йоа» Амундсен отправился в полугодовое плавание в Баренцево море для проведения океанографических работ.

В следующей экспедиции в 1903 году исследователь с экипажем из семи человек впервые в истории мореплавания прошел от Гренландии до Аляски по морям и проливам Канадского Арктического архипелага, открыв проход через Северо-Западный морской путь.

Во время экспедиции мореплаватель провел ценные геомагнитные наблюдения в области Канадского Арктического архипелага, нанес на карту более 100 островов.

В 1910-1912 годах возглавил экспедицию в Антарктику с целью открытия Южного полюса на корабле «Фрам». Амундсен со спутниками высадился в Китовой бухте на ледник Росса, основал базу и стал готовиться к походу на Южный полюс.

Команда из пяти человек стартовала на собачьих упряжках и 17 декабря 1911 года достигла своей цели, на месяц опередив экспедицию англичанина Р. Скотта.

В 1918-1921 годах на судне "Мод" Амундсен проплыл с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на "Фраме".

С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива, в который вошел в 1920 году.

В 1923-1925 годах несколько раз пытался достичь Северного полюса и решил исследовать Арктику с воздуха.

В мае 1926 года возглавил первый трансатлантический перелет через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". 17 июня 1926 году Амундсен на французском двухмоторном гидроплане "Латам-47" вылетел из Тромсё на поиски экспедиции генерала У. Нобиле. Во время перелета из Норвегии на Шпицберген Руаль Амундсен потерпел аварию и погиб в Баренцевом море.

Именем Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт.

На русский язык переведены его работы "Перелет через Ледовитый океан", "На корабле "Мод", "Экспедиция вдоль северного побережья Азии", "Южный полюс" и пятитомное собрание сочинений.

  1. Краткая хронология
  2. Жизнь

2.3 Покорение Южного полюса

2.4 Северо-восточный морской путь

2.5 Трансарктические полёты

2.6 Последние годы и гибель

  1. Объекты, названные в честь путешественника.
  2. Список использованной литературы.

Норвежский полярный путешественник и исследователь.

Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса.

    Краткая хронология

В 1890-1892 учился на медицинском факультете в университете г.

Христиания.

С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

Впервые прошёл (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р.

Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

    Жизнь

2.1 Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей.

Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни »

В 1897-1899 гг.

в роли штурмана принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгика» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.

2.2 Северо-западный морской путь

Рисунок 1. Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию.

Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с.

Личный состав экспедиции включал:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  • Годфрид Хансен, датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции.

    Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.

  • Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  • Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  • Хельмер Хансен - второй штурман.
  • Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма.

Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске.

Позднее он вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

2.3 Покорение Южного полюса

Рисунок 2.

Карта антарктической экспедиции Амундсена

2.4 Покорение Южного полюса

На 1910 год Амундсен планировал трансполярный дрейф через Арктику, который должен был начаться у берегов Чукотки. Амундсен рассчитывал первым достигнуть Северного полюса, для чего ещё в 1907 году добился поддержки у Фритьофа Нансена.

Парламентским актом судно «Фрам» (норв. Fram, «Вперёд») было предоставлено для экспедиции. Бюджет был весьма скромен, составляя около 250 тыс. крон (для сравнения: у Нансена в 1893 г. было 450 тыс. крон). Планы Амундсена были неожиданно разрушены заявлением Кука о покорении Северного полюса в апреле 1908 года.

Вскоре о покорении полюса заявил и Роберт Пири. На спонсорскую поддержку больше не приходилось рассчитывать, и тогда Руаль решается покорить Южный полюс, за достижение которого тоже начинала разворачиваться гонка.

К 1909 году «Фрам»(рисунок 3) был капитально перестроен, но уже предназначался для новой экспедиции.

Все приготовления держались в тайне: о планах Амундсена, кроме него самого, знали его брат-адвокат Леон Амундсен и командир «Фрама» - лейтенант Торвальд Нильсен. Приходилось идти на нестандартные решения: значительная часть провианта для экспедиции была поставлена норвежской армией (предстояло испытать новый арктический рацион), лыжные костюмы для членов экспедиции были сшиты из списанных армейских одеял, армия предоставила палатки и проч.

Единственный спонсор нашёлся в Аргентине: за счёт средств магната норвежского происхождения - дона Педро Кристоферсена, был закуплен керосин и множество припасов. Его щедрость позволила сделать Буэнос-Айрес главной базой «Фрама».

Позднее в его честь была названа гора в составе Трансантарктического хребта.

Перед отплытием, Амундсен отправил письма Нансену и королю Норвегии, где объяснял свои мотивы. По легенде, Нансен, получив письмо, вскричал: «Глупец! Я предоставил бы ему все мои расчёты» (Нансен в 1905 году собирался совершить экспедицию в Антарктиду, но болезнь жены вынудила его отказаться от планов).

Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой.

Список приводится по состоянию на январь 1912 год.

Рисунок 3. «Фрам» под парусами

Береговой отряд:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу.
  • Олаф Бьоланд - участник похода к Полюсу.
  • Оскар Вистинг - участник похода к Полюсу.
  • Йорген Стубберуд - участник похода к Земле короля Эдуарда VII.
  • Кристиан Преструд - начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII.
  • Фредерик Яльмар Йохансен - участник экспедиции Нансена в 1893-1896 гг., из-за конфликта с Амундсеном не вошёл в полюсный отряд.
  • Хельмер Хансен - участник похода к Полюсу.
  • Сверре Хассель - участник похода к Полюсу.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер.

Команда «Фрама» (судовой отряд):

  • Торвальд Нильсен - командир «Фрама»
  • Стеллер - матрос, немец по национальности.
  • Людвиг Хансен - матрос.
  • Адольф Ульсен - матрос.
  • Карениус Ульсен - кок, юнга (самый молодой участник экспедиции, в 1910 г.

    ему было 18 лет).

  • Мартин Рихард Рённе - парусный мастер.
  • Кристенсен - штурман.
  • Хальворсен.
  • Кнут Сундбек - швед по национальности, судовой механик (инженер, создавший дизельный двигатель для «Фрама»), сотрудник фирмы Рудольфа Дизеля.
  • Фредерик Яльмар Ертсен - первый помощник командира, лейтенант ВМФ Норвегии. Исполнял также обязанности судового врача.

Двадцатым членом экспедиции был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.

Некоторое время мотористом «Фрама» был Якоб Нёдтведт, но его заменили на Сюндбека.

Летом 1910 года «Фрам» производил океанографические изыскания в Северной Атлантике, при этом выяснилось, что судовой механик Якоб Нёдтведт не справляется со своими обязанностями.

Он был списан на берег, а взамен его взяли конструктора судового дизеля Кнута Сюндбека. Амундсен писал, что этот швед обладал большим мужеством, если решился идти в такой дальний путь с норвежцами.

13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады.

Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 32 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 года, но крайне низкие температуры препятствовали этому (при −56 Ц.

лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).

План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого.

19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках.

14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьоланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен.

Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40° и сильных ветрах) занял 99 дней.

Капитан Руаль Амундсен (1872-1928). Фото 1920 г.

Прежде чем приступить к осуществлению мечты детства - исследовать Северный полюс, Руаль Амундсен несколько лет был простым матросом, ходил на парусно-моторных судах в Мексику, Британию, Испанию, Африку, два года потратил на экспедицию к Южному полюсу.

Но его мечтой оставался другой край Земли - Арктика, куда не ступала еще нога человека. В историю северных научных экспедиций он вошел как человек, который первым побывал на обоих полюсах Земли.

В столицу Норвегии Христианию (так называлось Осло в XIX веке) Руаль прибыл 14-летним юношей.

После смерти отца он хотел учиться на морехода, но мать настояла, чтобы сын избрал медицину. Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но через 2 года, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море.

Амундсен и его команда на борту «Йоа»

Руаль был героической личностью, искал приключений, и приключения нашли его.

С самых ранних лет он приучал себя к мысли, что станет путешественником, закалял себя физически, ходил на лыжах, обливался ледяной водой. Между прочим автоцистерны для нефтепродуктов выполняют из прочной стали.

И вырос крепким, волевым, не боявшимся трудностей.

Пять лет он плавал матросом на разных судах, сдал экзамены и получил диплом штурмана. И в таком качестве в 1897 году отправился наконец в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика», которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции. Это было тяжелейшее испытание.

Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Фритьоф Нансен (1861-1930)

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа», построенную как раз в год его рождения.

У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил. Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход. Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая, пришлось пережить зимовку во льдах, океанские штормы, встречи с опасными айсбергами.

Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли. На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски.

Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника. В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу.

Капитан Руаль Амундсен

Ему предложили знаменитый корабль «Фрам» (что значит «Вперед»), специально сооруженный для северных экспедиций и для дрейфа во льдах.

На нем плавал и дрейфовал другой знаменитый норвежский полярный исследователь, Фритьоф Нансен, и судно показало свою надежность. Амундсен хотел повторить путь Нансена.

Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири.

Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу. 16 тысяч миль преодолели за несколько недель и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили. Но несмотря на все трудности, Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Судно «Фрам»

Но от покорения Арктики он не мог отказаться и в 1918 году на специально построенном судне «Мод» отправился в плавание по Северному Морскому пути.

Он был готов к дрейфу, к суровой полярной непогоде. Но все оказалось гораздо тяжелее. У мыса Челюскин им пришлось перезимовать. Некоторые члены экспедиции заболели, некоторые сошли с ума. Амундсен сам почувствовал боли в сердце. После нападения белого медведя у него было сломано предплечье.

Двухцилиндровый дизельный двигатель 180 л. с. Запас керосина в 90 т обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя.

Помещения вмещали 20 человек, запасы продовольствия на 2 года, 100 ездовых собак. Водоизмещение -1100 т.

Амундсен во льдах

Летом 1920 года едва живой Амундсен прибыл в поселок Ном на Аляске и остался там. Однако выздоровев, он снова был готов штурмовать Северный полюс. В дальнейшем он летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах.

Судьба благоволила к нему, и он со славой возвращался в Осло.

Дирижабль «Норвегия»стартует со Шпицбергена

В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Лннкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту: пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия», такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским… Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление.

Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине. Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Тогда вспомнили об Амундсене, который к тому времени уже отошел от активных исследований и жил в своем доме под Осло. Военный министр Норвегии лично попросил его присоединиться к экспедиции, отправлявшейся на поиски Нобиле.

Умберто Нобиле (1885-1978)

Амундсен согласился, ведь речь шла о жизни людей.

18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген. Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

Дирижабль «Италия» 1928 г.

Генералу Нобиле удалось спастись. Оставшиеся в живых на льдине поставили палатку и покрасили ее в красный цвет.

Так их нашел летчик шведской военной авиации, но он забрал только Нобиле: такой у него был приказ. Остальных членов экипажа, дрейфовавших на льдине, спас советский ледокол I «Красин».

Судьба членов экипажа, унесенных ветром вместе с дирижаблем «Италия», осталась неизвестной.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Похожие статьи