Реформы Екатерины II. Воцарение Павла I. Школьная Реформа Ф.И. Янковича де Мириево

20.09.2019

НЕДОСТАТКИ ПРЕЖНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Вся губернская реформа Екатерины II исходила из той весьма справедливой мысли Императрицы, что «целое тогда только может быть хорошо, когда части его находятся в устроении»; в виду этого на губернию было обращено такое большое внимание, каким она почти никогда не пользовалась ни до, ни после Екатерины. Что касается принципов этой реформы, то […] недостатки прежнего губернского управления, по мнению Императрицы были: 1) слишком большой размер губерний, 2) недостаточное количество имеющихся в губерниях учреждений и недостаточный личный состав служащих, 3) смешение ведомств в губернском управлении. […] Очевидно сознавалось, что губернии слишком велики и что провинция представляет из себя крайне удобный округ для обращения его в основное административное деление. Таким образом подготовлялась идея нового административного деления, – назревал вопрос, который был разрешен в 1775 году.

ЕКАТЕРИНИНСКАЯ РЕФОРМА

В 1764–1766 годах Екатерина II создала 4 новых губернии, доведя их число до 20. После первого раздела Польши в 1772 году к Российской империи частично из ее бывших земель были созданы две новые губернии – Могилевская и Псковская. Перед началом тотальной реформы последней четверти XVIII века в стране было 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов. Несмотря на постепенный рост числа единиц, унаследованных от петровского деления, они оставались обширными и "нерегулярными", имея очень разную людность и будучи неудобными для управления и сбора налогов.

7 ноября 1775 года Екатерина II подписала закон "Учреждения для управления губерний", в соответствии с которым размеры губернии были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний вместо них были выделены области) и изменена нарезка уездов. В среднем в губернии проживало 300–400 тысяч человек, в уезде – 20–30 тысяч. Процесс замены старых губерний новыми, некоторые из которых назвали "наместничествами", растянулся на 10 лет (1775–1785 годах). За этот период были образованы 40 наместничеств и губерний, а также 2 области на правах губернии. В них было выделено 483 уезда. Динамика разукрупнения и преобразования старых губерний в новые была неравномерной: в 1775 году появились 2, в 1776 – 3, в 1777 – 4, в 1778 – 4, в 1779 – 5, в 1780 – 7, в 1781 – 7, в 1782 – 2, в 1783 – 4, в 1784 – 3, в 1785 году – 1 губерния. Размер и границы большинства наместничеств и губерний, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов (за исключением периода павловской "контрреформы").

В 1793–1796 годах из вновь присоединенных земель было образовано еще 8 новых губерний, так что к концу правления Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область (итого – 51 единица высшего звена административно-территориального деления).

ИЗ ПРЕАМБУЛЫ «УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» 1775 Г.

[…] Бог однако же благословляющий намерения благие, и истребляющий неправедные и нечестивые затеи, даровав Нам по шестилетним многочисленным и непрерывным сухопутным и морским победам славный мир с совокупно восстановленными тишиной и покоем повсюду в обширных пределах Империи, доставил Нам паки время упражняться приятнейшим сердцу Нашему трудом, снабдить Империю нужными и полезными учреждениями для умножения порядка всякого рода, и для беспрепятственного течения правосудия; и для того, как мать о чадах своих беспрестанно пекущаяся, входя вновь во все подробности внутреннего управления Империи, нашли Мы, во-первых, что по великой обширности некоторых Губерний, оные недостаточно снабдены, как Правительствами, так и надобными для управления людьми, что в одном и том же месте, где ведомо правление Губерний, и казенные доходы и счеты, обще с благочинием или Полицией, и сверх того еще уголовные дела и Гражданские Суды отправляются, а таковым же неудобствам тех же Губерний в Провинциях и уездах Правления не меньше подвержены; ибо в одной Воеводской Канцелярии совокуплены находятся дела всякого рода и звания.

Происходящее от того неустройство весьма ощутительно, с одной стороны медленность, упущения и волокита суть естественные следствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает, и где опять невозможность исправить на единую Воеводскую Канцелярию множество различного существа возложенных дел, служить может иногда и долгой отговоркой, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда обще со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с таковой поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзостным. В иных же местах множество дозволенных апелляций не малую причиняют правосудию остановку, как то например по торговым, купеческим и мещанским делам, кто словесного суда решением не доволен, тот может сызнова просить в Городовом Магистрате, на сей отзываться в Провинциальный Магистрат, из Провинциального перенести в Губернский Магистрат, из Губернского в Главный Магистрат, а из оного в Сенат.

Для пресечения всех сих и много других неудобностей, кои исчислять пространно бы было, наипаче же ради заведения лучшего порядка и для беспрепятственного течения правосудия, заблагорассудили Мы издать ныне учреждение для управления Губерний и снабдить сим оные, как части, составляющие Российской Империи обширность, приготовляя тем самым, и облегчая лучшее и точнейшее исполнение полезнейших впредь издаваемых узаконений. […]

http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

НОВАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи“ (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам […].

В основу деления был положен чисто количественный критерий численность населения. Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch28_i.html

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы – провинциальные судные приказы – губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты – Сенат (апелляционная инстанция). В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян.

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно, было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784–1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма". Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый, (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам). Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу – земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд – провинция – губерния. Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным. Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. […] Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. […].

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. […].

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда – по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. […]

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Исаев И.А. История государства и права России. М., 1993. Губернская реформа 1775 г. http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch28_i.html

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 ГОДА

[…] Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

[…] Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий – численность населения. […]

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. […] Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой выборный суд. […] Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

Губернская реформа 1775 года // Президентская библиотека http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=729

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА В ОЦЕНКЕ В.О.КЛЮЧЕВСКОГО

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec76.htm

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» – важнейший законодательный акт реформы местного управления, принятый 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II, заложивший основы административно-территориального управления России на длительный полуторавековой период имперского развития.

Полное название Манифеста: «Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийския империи». – [Москва]: [Сенат. тип.], . – , 215 с. В конце Манифеста опубликованы его выходные данные: «Печатан в Москве при Сенате ноября 12 дня 1775 года». […]

В теоретико-юридической основе всей реформы местного управления и самоуправления, широко задуманной Екатериной Великой лежали идеи философов-просветителей XVIII в. о разделении власти на три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые дополнялись последующим сословным делением российского общества.

Учреждения для управления губерний всероссийской Империи. М., 1775 http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

НЕДОСТАТКИ РЕФОРМЫ

Историки отмечают ряд недостатков проведенной при Екатерине II губернской реформы. Так, Н. И. Павленко пишет, что новое административное деление не учитывало сложившиеся связи населения с торговыми и административными центрами, игнорировало национальный состав населения (например, территория Мордовии была поделена между 4 губерниями): «Реформа кромсала территорию страны, как бы резала „по живому телу“». К. Валишевский полагает, что нововведения в суде были «очень спорными по существу», а современники писали о том, что они привели к росту размеров мздоимства, так как взятку теперь надо было давать не одному, а нескольким судьям, число которых выросло многократно.

Н. Д. Чечулин указывает, что губернская реформа привела к значительному увеличению расходов на содержание бюрократического аппарата. Даже по предварительным расчетам Сената, её осуществление должно было привести к увеличению общих расходов госбюджета на 12–15 %; однако к этим соображениям отнеслись «со странным легкомыслием»; вскоре после завершения реформы начались хронические дефициты бюджета, которые так и не удалось ликвидировать до конца царствования. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн руб. в 1762 г. до 36,5 млн руб. в 1796 г.) – намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза) и больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII–XIX вв.

Говоря о причинах проведения губернской реформы при Екатерине, Н. И. Павленко пишет, что она явилась ответом на Крестьянскую войну 1773–1775 гг. под предводительством Пугачева, которая выявила слабость местных властей и их неспособность справляться с крестьянскими бунтами. Реформе предшествовал ряд записок, поданных в правительство от дворянства, в которых было рекомендовано умножить сеть учреждений и «полицейских надзирателей» в стране.

4. Реформы барона Игельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе

В сложившихся условиях перед царским правительством встал вопрос о новых формах управления в Младшем жузе.

В 1784 году во главе Оренбургской губернии встал барон

О.А. Игельстром. Он был известен как человек, способный проводить гибкую политику по управлению регионом. Он очень уважительно отзывался о местном населении: «...по наблюдениям, которые успел сделать, нахожу, что натуральный характер сего народа более добр». Он быстро вник в сложившуюся ситуацию и не мог не видеть ослабления ханской власти и усиление позиции батыра Сыры-ма. Последний выступал за передачу верховной власти Совету биев.

В 1786 году О.А. Игельстром предложил проект реформирования ханской власти. Сущность реформы Игельстрома состояла в полной ликвидации ханской власти, открытии Пограничного суда в Оренбурге. Младший жуз должен был быть поделен по родоплеменному принципу на три части — алимулы, байулы и жетыру. В каждой из этих частей должны были быть созданы главные расправы с судебными функциями. Во главе их должны были стоять председатели, два заседателя из числа знати и один мулла. Их работа должна была оплачиваться из казны. Екатерина II одобрила предложение Игельстрома. Предлагалось построить в жузе два или три города, мечети и школы для детей казахской знати. Все эти меры должны были устранить политическую обособленность Младшего казахского жуза от Российской империи.

Но реформа Игельстрома вызвала протест среди султанов и части старшин Младшего жуза, не желавших мириться с потерей влияния в Степи. С ними были солидарны и чингизиды Среднего и Старшего жузов. Поэтому новые органы управления оказались нежизнеспособными. Расправы практически не собирались и фактически не функционировали. Ханско-султанская группировка провозгласила ханом Каипа, сына султана Батыра.

В 1786 году состоялся съезд старшин, где было дано согласие на создание только Пограничного суда. В его состав были избраны шесть родовых старшин. Таким образом, на административных должностях султаны были замещены родовыми старшинами. Но выборы были проведены только в трех родах Младшего жуза. Пограничный суд не был связан через расправы со всеми родами Младшего жуза. Это мешало ему влиять на политическую обстановку в жузе.

Воспользовавшись открытием Пограничного суда, старшины поставили вопрос о земле, расширении зимних пастбищ за счет междуречья Урала и Волги. При этом предлагалось отменить арендную плату за пользование землями. Генерал-губернатор отменил плату только за пользование свободными землями. Но за использование частновладельческих земель плата сохранялась. Кроме того, для перехода на внутреннюю сторону необходимо было, как и прежде, предоставлять аманатов.

Начался массовый переход казахов в междуречье Урала и Волги. В своих требованиях старшины пошли еще дальше. Они поставили также вопрос о возвращении в жуз бежавших рабов.

Игельстром частично выполнил требования старшин, но поставил условие прекратить пограничные набеги. В ответ казахские старшины требовали прекращения насилия над казахами со стороны прилинейной администрации и Уральского казачества. Создание расправ сыграло свою роль в отстранении султанов от управления жузом.

Это вызвало противодействие султанов царскому правительству, ограничивавшему их привилегии. В Младшем жузе продолжалась борьба султанов и старшин по вопросу об организации власти в жузе. Началось старшинско-султанское противостояние. С. Дат-улы предпринял меры, направленные на то, чтобы уйти из-под влияния царского правительства, что никак не устраивало последнее. Реформы Игельстрома потерпели неудачу.

Сырым Датулы начал вести переговоры с Хивой об оказании помощи казахам оружием, конницей, продовольствием, а в случае поражения — предоставить кочевья в пределах Хивинского ханства.

Правительство пыталось ограничить права казахов в использовании пастбищ в междуречье Урала и Волги, что привело к усилению противостояния в этом районе. Набеги казахов на укрепления Уральской линии участились. В 1791 году ханом Младшего жуза был избран султан Ералы. А после его смерти ханом стал Есим — сын Нуралы.

В 1792 году С. Датулы во главе отряда численностью в тысячу человек атаковал Илецкую защиту. Затем он предпринял попытку штурма Красногорской крепости. Сильно укрепленные крепости и хорошо вооруженные защитники сорвали планы повстанцев.

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.

В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте. При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

2. Школьная реформа 1782-1786 гг. Ф.И. Янкович де Мириево.

В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ, во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).

В школах первого разряда должны были обучать - в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м - после повторения предыдущего - пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.

В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.

Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов - курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.

Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.

В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.

Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса.

Янкович был сторонником живого преподавания предметов в противовес бытовавшем тогда схоластическому и механистическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.


Школьная реформа Екатерины II (1782-1786)

Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.

Основные события и факты

1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономические и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству.


1698 - открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. С 1721 г. вышел указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т. к. преподавание велось на русском языке.
1701 - открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил школой ученый математик, астроном Яков Вилимович Брюс (1670-1735). Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников.
1701 - открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий.
1703 - открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже.
1706 - открытие Новгородской архиерейской школы. Создана
братьями Лихудами, которые работали затем в ней учителями.
Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы
под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в ко
торых работали выпускники Новгородской архиерейской школы.
1707 - открытие в Москве хирургической школы при военном
госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили
анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение

велось преимущественно на латыни. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.


1714 -указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях.
1716 - открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе первоначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе, а воспитанники Московской школы навигационных и математических наук - доменному, кузнечному, якорному делу.
1721 - открытие школы для подготовки канцелярских служащих.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

М. В. Ломоносов - великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель. Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию , откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке.


Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал.
Сделал ряд научных открытий: сформулировал закон сохранения материи, заложил основы физической химии. Создал ряд оптических приборов, описал строение Земли. Автор трудов по русской истории.
Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы.
Главную роль в осуществлении просветительских замыслов отводил Академии наук, важнейшим направлением деятельности которой считал создание условий для воспитания отечественных ученых.

Николай Никитич Поповский (1730-1760)

Н. Н. Поповский - ученик и последователь М. В. Ломоносова, ректор университетской гимназии. Осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу воспитанию детей в России. Утверждал, что перенос на российскую почву западноевропейских педагогических идей требует вдумчивого и творческого подхода, который необходим для создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества.

Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)

А. А. Барсов - ученый, лингвист, профессор Московского университета, последователь М. В. Ломоносова, академик. Главный труд - «Краткие правила российской грамматики» (1773) в течение нескольких десятилетий служил основным учебником русского языка. Доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, т. к. это язык отечественной культуры и науки.


Впервые ввел в содержание синтаксиса учение о предложении. Большое внимание уделял разработке проблем воспитания и школьного обучения.

Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788)

Д. С. Аничков - русский философ, просветитель, педагог. Окончил Московский университет, в котором впоследствии служил профессором. Объяснял происхождение религии страхом человека перед силами природы. В работе «Слово о. . . понятиях человеческих» ставит вопросы нравственного, умственного и физического воспитания.

Ипполит Федорович Богданович (1743-1803)

И. Ф. Богданович - просветитель, поэт, переводчик. Окончил Московский университет (1761). Переводил сочинения Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др. Издатель журнала «Невинное упражнение», газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Автор сборников стихов, лирических комедий, драматических сочинений, стилизованных под русские народные сказки.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795)

И. И. Бецкой - профессиональный педагог, главный советник Екатерины II по вопросам образования (с 1763 г.). Педагогические взгляды сформировались под влиянием Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Составил проекты воспитания «идеальных дворян» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Основатель таких учебных заведений, как воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772), каждое из которых имело собственный устав и должно было ориентироваться на развитие неповторимой личности учащегося.


Свои педагогические взгляды изложил в работах «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), «Краткое наставление, выбранное у лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Считал, что воспитание должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества , как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и др. Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.

Николай Гаврилович Курганов (1726-1796)

Н. Г. Курганов - педагог, писатель, переводчик, преподаватель математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпусе. Автор учебников «Генеральная геометрия» (1765), «Универсальная арифметика» (1757) и др. В «Российской универсальной грамматике» (1769, впоследствии называлась «Письмовник») собраны исторические, естественнонаучные, филологические знания -одна из самых известных книг конца XVIII - первой половины XIX веков.

Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740 - после 1801)

Ф. В. Кречетов - общественный деятель, просветитель. Выступал за ограничение самодержавия, равноправие граждан, свободу слова, всемерное распространение знаний в народе. В 1786 г. начал издавать журнал «Не все и не ничего», запрещенный цензурой. В 1793 г. арестован и приговорен к бессрочному одиночному заключению в Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. Освобожден по амнистии в 1801 г. , дальнейшая судьба неизвестна.

Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814)

Ф. И. Янкович де Мириево - педагог, член Российской академии наук, переводчик западноевропейских учебников и уставов школ, один из авторов «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), реформирующего школьное образование. Предложил создание малых народных училищ в уездных городах и селах (срок обучения - 2 года) и главных народных училищ в губернских городах (срок обучения - 5 лет).


По «Уставу» вводилась классно-урочная система, давался четкий перечень обязанностей школьников, запрещались телесные наказания.
Янкович де Мириево руководил разработкой учебных планов сухопутного, морского и артиллерийского корпусов. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага.

Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810)

Е. Р. Дашкова - княгиня, писательница, общественный деятель, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии наук (1783-1806).


Содействовала развитию научно-просветительской и издательской деятельности в России. Была сторонницей идей свободного воспитания. По ее инициативе издан «Словарь Академии Российской» (в 6-ти томах, 1789-1794 гг.).

Александр Федорович Бестужев (1761-1810)

А. Ф. Бестужев - просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате «О воспитании военном относительно благородного юношества», который опубликовал в «Санкт-Петербургском журнале».


Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании. Целью образования и воспитания считал подготовку трудолюбивых и полезных обществу граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. Был противником телесных наказаний в обучении, поощрял женское образование, ориентированное на «внутреннее украшение разума», а не на внешний блеск.

Николай Иванович Новиков (1744-1818)

Н. И. Новиков - просветитель, писатель, книгоиздатель. Финансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете.


Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. Его программа предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе . Основным средством умственного воспитания считал систематическое образование. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума».
После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою деятельность.

Литература

Антология педагогической мысли России XVIII в. - М. , 1985.


Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова / Под ред. М. К. Гончарова. - М. , 1961.
Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М, 1967.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М., 2000.
Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М. , 1978.
Заварзина Л. Э. Исторические очерки русской педагогики: философско-образовательный аспект. - Воронеж, 1998.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг., 1915.
Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVT-XVIII вв.). - М. , 2000.
Ю. Курочкина И. Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII-XVIII вв.). - М. -2002.
Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. - М. , 1991.
Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н. А. Грушин. -М. , 1959.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-первая половинаXIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. , 1973.
Смирнов С. История Славяно-греко-латинской академии -М. , 1985.
Сычев-Михайлов В. К. Из истории русской школы и педагогики XVIII в. - М. , 1960.

ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Основные идеи

Реформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.

Основные события и факты

1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г.) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов.


1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», определивших структуру системы образования в I четверти XIX в. , четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения , двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышленности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государственных чиновников.
1811 - открытие Царскосельского лицея (в 1843 г. переименован в Александровский). Закрытое учебное заведение для детей потомственных дворян. Срок обучения шесть (затем восемь) лет. Образование приравнивалось к университетскому. Директором был известный просветитель В. Ф. Малиновский. Лицей воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания долга перед Отечеством. Среди первых выпускников А. С. Пушкин, декабристы И. Пущин, В. Кюхельбекер, дипломат A. M. Горчаков.
1828 - опубликован «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». При сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип: «каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища - низшему, уездные - детям купцов и ремесленников, гимназии - для детей дворян и чиновников. После дискуссий принят компромиссный вариант, при котором «возбранялось чинить препятствия» тем, кто хочет повысить свой общественный статус.
1860 - подготовка новой школьной реформы. Издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», устанавливающего два типа женских училищ (срок обучения шесть лет и три года). Женские училища были несословными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования.
1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).
1868 - опубликован новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др.).
1871 - новый «Устав гимназий и прогимназий», реорганизующий реальные гимназии в реальные училища, дающие возможность приступать к практической деятельности сразу после их окончания.

Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX - начала XX вв.

Петр Васильевич Завадовский - первый министр народного просвещения (1802-1810). Учредил учебные округа, открыл приходские (сельские) училища. Открыл первый педагогический институт. Предоставил университетам автономию.


Ачександр Николаевич Голицын - министр с 1816 по 1824 г. Усилил клерикальный характер народного образования. В обязанности университетов стала входить подготовка преподавателей богословия для средних школ.
Александр Семенович Шишков - министр с 1824 по 1828 г. Готовил коренную реформу народного образования. Утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразовываться с потребностью в «науках» каждого сословия. Выдвинул идею «русского воспитания», которое понимал как формирование религиозного чувства любви к Отечеству и православию, приверженности таким «русским» ценностям, как кротость, послушание, милосердие, гостеприимство.
Сергей Семенович Уваров - министр с 1834 по 1849 г. Основатель системы классического образования. Поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Унифицировал учебные планы и программы учебных заведений. Значительно расширил сеть средних учебных заведений, качественно улучшил систему подготовки педагогических кадров. Выдвинул в качестве педагогической платформы воспитания и образования три принципа: православие, самодержавие, народность.
Евграф Петрович Ковалевский - министр с 1858 по 1861 г. Поставил вопрос о всеобщем начальном образовании, открыл первые воскресные школы. Отказался от поста министра в знак протеста против применения репрессий к участникам студенческих волнений.
Александр Васильевич Головнин - министр с 1862 по 1866 г. Руководил реформой высшего и среднего образования. Выступал за широкое обсуждение деятельности министерства народного просвещения.
Дмитрий Андреевич Толстой- министр с 1866 по 1880 г. Провел новые образовательные реформы. Выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранить в обществе свои политические позиции и культурно-нравственное влияние. Стремился сохранить государственный контроль за образовательными учреждениями.
Павел Николаевич Игнатьев - министр 1915-1916 гг. Под его руководством был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания «мертвых языков» в гимназиях. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Реформа не была реализована, но многие ее идеи и материалы учебных программ использованы при создании советской школы, а также послужили руководством для русских школ за рубежом.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

Н. М. Карамзин - русский писатель, публицист, выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная деятельность Карамзина оказала значительное влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ.

Иван Петрович Пнин (1773-1805)

И. П. Пнин - просветитель, поэт, публицист. Совместно с А. Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798), уделяя в нем значительное внимание педагогической проблематике. В своем основном сочинении «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещенного общества свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел изучение некоторых специальных дисциплин.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

В. А. Жуковский - поэт, переводчик, академик Российской академии наук, с 1815 г. постоянный секретарь литературного общества «Арзамас», носившего просветительский характер. В просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826-41 гг. - наставник будущего императора Александра II, которого Жуковский стремился воспитать как просвещенного и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам.

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

Н. И. Лобачевский - выдающийся математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Основа методико-педагогической теории Лобачевского - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, систематизированы в работе «Наставления учителям математики в гимназиях» (1828).

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

И. В. Киреевский - философ, публицист, один из первых представителей славянофильства в русской культуре. Видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и утрате духовной целостности. Считал, что западному рационализму должно быть противопоставлено русское мировоззрение, основанное на чувстве и вере.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Н. И. Пирогов - общественный деятель, хирург, педагог. Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы лсизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж. -Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н. И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это воспитание.

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.

Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Новая формулировка задач школы звучала так: не только учить, но и воспитывать.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.

Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую - «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

Школьная реформа1780 - годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

Похожие статьи