Радуница - приметы, обычаи, традиции, гадания

13.10.2019

На Радоницу, которую ещё называют днём поминовения близких, многие спешат на кладбище, чтобы убраться на могилках. Это доброе чаяние, но существуют более важные дела, о которых в суете люди часто забывают.

Радоница - не просто день, когда нужно убрать листья, поправить памятник, покрасить ограду на кладбище. Ухоженная могила нужна скорее живым, как напоминание о выполненном сыновьем и дочернем долге.
Ушедшим от нас нужна лишь молитва. В связи с этим каждый верующий должен посетить церковь и отстоять литургию. С ночи можно подготовить снедь и освятить её на молебне. После церкви угощения раздают нуждающимся. Допускается раздавать и милостыню. После молитвы можно поехать на кладбище. Здесь допускается приведения в порядок мест захоронений.
Не возбраняется поминальная трапеза.

Что делают на Радоницу на кладбище?

На фоминой неделе верующие празднуют Радоницу - день поминовения. Православные, как принято, посещают кладбища, с благой целью - читать молитвы о душах мёртвых и убраться на могилах. В связи с этим часто задаётся вопрос: "Что делают на Радоницу на кладбище?" В этой статье мы расскажем, как согласно канонам, почтить усопших родственников, как вести себя на местах погребений и что нужно всегда иметь под рукой, посещая кладбища, особенно в Радуницу.

В каталоге памятников компании "Данила-Мастер"

можно увидеть различные модели гранитных памятников по доступным ценам.

Истоки обычая. Предписания

Окультуривание места захоронения издревле обосновано религиозным учением. Усопших родственников называли предавшимися вечному сну, но не мёртвыми, поскольку верили, что придёт час и они оживут, а, следовательно, захоронение является местом грядущего воскресения. Поэтому за ней должен осуществляться надлежащий уход.

Разрешается делать

Многие приходят на кладбище, чтобы привести могилы родственников в порядок. Но не это самое важное на Радоницу. На самом деле - молитва и подаяние за почившего - то единственное, чем мы можем выразить добрую память. Церковнослужители говорят о том, что нужно посетить Церковь для молитвы и панихиды. Можно приготовить угощения, чтобы после службы раздавать их нуждающимся.

Епископ Ковровский Афанасий утверждает, что помин после освящения Даров является самым важным и сильным действом. Поэтому в Радоницу мы должны служить литургию и молиться за усопших вместе со всей Церковью. В знак большой пасхальной радости такая литургия служится по особому чину.

После литургии можно пойти на кладбище, чтобы покрасить ограды, убрать сорняки, посеять цветы. Можно поправить или заменить покосившийся крест, который традиционно венчает могильный холм. Если вместо креста стоит памятник, его тоже нужно привести в надлежащий вид.

Часто старые надгробия из бетона, металла, искусственного камня разрушаются. На Радуницу их можно обновить. Главное - заказать ритуальную архитектуру заранее.

Наша производственная компания "Данила-Мастер" понимает чаяния православных верующих и предлагает по честным ценам для своих покупателей надгробия и аксессуары из натурального карельского гранита. Памятники, произведённые из чёрного карельского гранита, выглядят эффектно и являются по сути архитектурным шедевром. Карельский камень - наилучший природный материал для увековечивания памяти близкого человека.

Обычай поминать ушедших в мир иной в родительский день восходит к древним временам, когда ещё в 4 веке н.э. святой Амвросий учил верующих после празднования Пасхи разделить торжество с усопшими и возвести славу о воскресшем Господе Нашем Иисусе Христе.

Адреса нашей компании по всей России

Что нельзя делать

Отвечая на вопрос: "Что делают на Радоницу на кладбище?", нельзя обойти стороной и существующие запреты. Так допускается возлагать к надгробию и цветы, но при этом важно не превратить могилу в розарий. Цветы принято приносить также и в обитель и ставить их перед образами. Но на кладбище искусственные цветы приносить не стоит. И причины на это есть.

Никто требует у нас в принудительно посещать кладбище. Чувства к родным и близким, не смотря на долгие годы расставания, живы и искренни, поэтому и цветы, принесённые на могилу, должны быть живыми и первозданными (неподдельными). Пластиковые украшения не обладают религиозным смыслом, и покупка ненастоящих цветов обусловлена лишь желанием сэкономить. Покупая синтетические украшения, мы по сути приобретаем мусор, который причиняет вред экологии и человеку. Пластик разлагается целую тысячу лет. Всё это время вредные вещества попадают в подземные воды, отравляя растения, вредя животному миру. Именно поэтому священнослужители не одобряют искусственных цветов на кладбище.

У верующих существует традиция приносить с собой к месту погребения разные кушанья. Поминальную трапезу вполне допустимо провести на месте захоронения. Этого Церковь не запрещает. Не приветствует она оставление пищи у креста или памятника и совершенно против того, чтобы на сакрально месте оставляли стопки со спиртным.

Кладбище - сакральное место, неприкасаемое и священное. Здесь земля освящается особым чинопоследованием, при котором ставится акцент, что это место в будущем будет являться местом общего Воскресения. На кладбище нужно вести себя чрезвычайно скромно и богобоязненно, показывая тем самым уважение к усопшим.

Поверья на Радоницу

Вспоминая во второй седмице умерших родственников, не называйте их покойниками, так как они внемлют нам. Называйте их родственниками, шуринами, свояками и т.д.

В поминальное воскресенье нельзя возделывать землю, сеять и пахать. Всё посаженное будет плохо плодоносить.

Беднота, собирающая угощенья с могил, должна читать молитвы. В противном случае покойники будут приходить к ним во снах.

В поминальное воскресенье усопшие встречают живых родственников у ворот кладбища.

Апрель 22, 2017

На девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, православные христиане отмечают день пасхального поминовения усопших - Радоницу.

На Радоницу совершается первая панихида после Пасхи. Принято посещать кладбища, раздавать милостыню и просить молиться об усопших.

Следует отметить, что традиция оставлять пасхальные яйца и куличи на могилах является языческим пережитком древних поминальных трапез - тризн.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе , когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На Радуницу, один из скорбных дней в году, живые приходят на кладбище к усопшим, дабы почтить их память. Это, по сути, ведический праздник для умерших совершался на христианских кладбищах (по свидетельству Иоанна Златоуста) еще в древности. Радоницами называли у славян хранителей умерших душ. В Беларуси этот день традиционно объявляют выходным.

Считается, что кто на Радуницу не сходит на погост, того после смерти никто не помянет. Само этого название поминального дня произошло от слова «радость». Ведь смерть - это не конец жизни, а те, кто умер, обязательно воскреснут.

Христиане знают, что могила - это место священное, поэтому содержать ее надо в чистоте и порядке. И посещая погост, необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. На кладбище лучше помолчать

«Вечный покой!» - такое пожелание часто звучит на похоронах и поминках. И тревожить этот самый покой усопших громкими спорами и разговорами по меньшей мере неприлично. Тихо помолитесь об умершем родственнике и отправляйтесь домой. А воспоминания вслух о том, каким покойный был замечательным человеком, оставьте для поминального стола. И ни в коем случае не произносите бранные слова. Вся ругань, по поверью, ляжет на плечи того, кто высказывался.

Не стоит на кладбище и громко плакать, сокрушаясь, на кого же вас бросил покойный. Иначе, как утверждают маги и экстрасенсы, усопшие заберут с собой живых.

2. Есть и пить на погосте не стоит

Любители устроить на кладбище шумное застолье оскорбляют память покойного. А обычай оставлять у могилы хлеб и рюмку с водкой - это, скорее, пережиток язычества. Усопшему уже не нужно спиртное, зато оставленной у надгробной плиты рюмке искренне обрадуются бомжи. Можно раздать всем пришедшим кутью. А вот крошить хлеб, куличи на могилу не стоит, их уничтожат собаки и вороны. Да еще и землю потопчут.

3. Ничего с кладбища не брать

Это только у поэтессы Цветаевой «кладбищенской земляники вкуснее и слаще нет». А на самом деле брать что-то с кладбища, будь то та же ягода или цветок, запрещено. Считается, что это принесет в дом и семью вред. И даже приведет к болезни человека, который польстился на вещь, взятую с погоста.

По поверью, на погосте нельзя заниматься пересчетом наличности. Если уж достали из кошелька купюру, оставьте ее на могиле родственника (или вашего тезки). Этим вы, как всерьез считали наши предки, сможете откупиться от нищеты или ранней смерти. А если уронили случайно какую-то вещь, оставьте ее на погосте.

5. Не заниматься магией

Сегодня в Интернете (да и в книжных магазинах) можно найти немало пособий, где рассказывается о сложных ритуалах, проводимых на кладбище. Тут и привороты, и смертельные порчи, и посвящения в колдуны. Хотите сберечь психику - выбросите из головы магические советы. Если вы не победитель «Битвы экстрасенсов» и не потомственный маг, то лучше сделайте перед Радуницей дело благое, которое зачтется после вашей смерти: уберите заброшенную могилку, которую никто не посещает!

6. Одевайтесь на кладбище прилично

Туфли на каблуках, короткие юбки, яркие платья - эти наряды на погосте будут смотреться нелепо. А чтобы не нести домой кладбищенскую землю, разуйтесь после посещения могил у входной двери и тщательно промойте обувь.

7. Не пейте воду из кладбищенских источников

На погостах часто устраивают колонки, чтобы можно было набрать воды и полить цветы, вымыть руки. А вот пить такую воду нельзя - плохая примета. Также не рекомендуется бросать мусор у могилы.

Верить или не верить приметам и кладбищенским суевериям - личное дело каждого. Но элементарные правила приличия соблюдать необходимо. Кладбище - это место, где когда-то окажется любой из нас. Поэтому относиться к погосту и людям, на нем похороненным, необходимо с уважением!

Евгения Москвина,

Весной столичные рынки просто пестрят искусственными цветами, предлагая нам «подготовиться» к Радонице, да и Вербному воскресенью тоже. Почему искусственные цветы – это проблема для человека и природы, как подготовиться к Радонице и что принести своим усопшим родным и близким, рассуждает сайт

Во второй понедельник или вторник после Пасхи в Православной Церкви отмечается Радоница – день особого поминовения усопших. Христиане, по обыкновению, приходят на кладбище, чтобы помолиться о душах усопших родственников и прибрать место погребения.

Привычные для каждого уборка и облагораживание могил на самом деле обоснованы христианским вероучением. Христиане называют покойных «усопшими» (уснувшими), но не «умершими», потому что верят, что в свое время они восстанут из гроба, а значит, могила — это место будущего воскресения. Поэтому она должна содержаться в чистоте и порядке. Что касается украшения могил, то для христиан главным украшением является христианский крест, который знаменует спасение и воскресение человека. Но мало кто на самом деле думает об этом, приходя на кладбище, и обязательно приносит с собой дополнительное украшение – цветы. Так проявляется наша память и любовь к усопшим. Это естественно для человека, и здесь нет ничего странного (главное не превратить могилу в клумбу). Цветы принято приносить даже в храм, размещать их перед иконами. Но если в храм христиане приносят цветы живые, то на кладбище подавляющее большинство приносит цветы искусственные. Однако так делать не стоит по нескольким причинам.

Почему не нужно приносить на кладбище искусственные цветы

Зададимся вопросом, что заставляет нас идти на кладбище к могилам родных и близких? Общественность? Потому что все так поступают и так принято — прибираться на могиле? «Насильно никто нас не заставляет идти на кладбище в день Радоницы. Мы идем к могилам добровольно. Нас ведет наша искренняя Любовь. Любовь к усопшим родным и друзьям, которая, несмотря на годы расставания, все еще жива и неподдельна. Именно поэтому и наши приношения на их могилы должны быть живыми и неподдельными », — говорит диакон Иоанн Лященко, магистр теологии Фрибургского университета (Швейцария).

Традиция искусственных цветов не имеет глубоких исторических корней и насчитывает не более 10-15 лет. Использование такого рода пластиковых украшений не несет никакой богословской символики и чаще всего обусловлено желанием человека сэкономить. Принято считать, что искусственные цветы стоят дешевле настоящих и дольше сохраняют свою внешнюю «свежесть». Частично – это миф. Искусственные цветы на открытых пространствах и на солнце довольно быстро теряют свой товарный вид. Кто-то скажет, что настоящие цветы завянут гораздо быстрее, чем испортятся искусственные. Не будем забывать, однако, что некоторые настоящие цветы можно посадить возле могилы и они долго будут украшать её. Кроме того, по стоимости такие цветы лишь немного дороже искусственных (1 искусственный цветок стоит 10 тыс. бел. руб., а саженец – 15 тыс. бел. руб.). Конечно, придется чаще бывать на кладбище, чем один раз в году…

Нельзя не признать, что кричащие, яркие искусственные цветы совершенно не соответствуют атмосфере кладбища в её христианском понимании. Еще раз повторимся: могилы – место воскресения наших усопших близких. Значит, кладбище — это место не только скорби и печали, чёрного цвета и т.д. (вспомним, что во время отпевания священник надевает белые одежды, а не черные). Но вместе с тем, это не площадка для демонстрации ярких «кислотных» красок, безвкусных искусственных украшений, а место, где живые могут в тишине вспомнить в молитве усопших и, не отвлекаясь, «побыть с ними».

В конце концов, искусственные цветы в определенном смысле представляют собой выброшенный материал – мусор. И проблема здесь гораздо сложнее, чем кажется…

Из чего состоят искусственные цветы

«Искусственные цветы, несмотря на их привлекательность и простоту использования, представляют собой серьезную опасность для окружающей среды и здоровья человека», – уверена Дарья Чумакова, руководитель программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений.

Как правило, искусственные цветы изготавливают из следующих компонентов. Лепестки – это синтетические ткани, например, полиэстер, латекс, органза, обработанные различными химическими составами для придания пластичности и стойкости. Для окрашивания чаще всего используются анилиновые краски, представляющие собой достаточно токсичные соединения, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье, вызывая головокружение, головную боль, слабость.

Стебли, бутоны и иные декоративные элементы искусственных цветов в большинстве случаев изготавливаются из пластика, чаще всего ПВХ, который также довольно токсичен.

«Переработке искусственные цветы не поддаются: сложно установить тип пластика для грамотной сортировки отходов, много побочных материалов».

Сердцевины цветов и мелкие украшения могут изготавливаться из пенопласта, окрашенного или нет. Пенопласт при нагревании может выделять канцерогенное вещество стирол.

Искусственные цветы, так же как и иные искусственные погребальные украшения, рано или поздно оказываются на свалке. Выброшенные искусственные цветы могут продолжать выделять токсичные вещества, загрязняя почву, воздух и грунтовые воды. А вот при сжигании искусственных цветов в окружающую среду могут выделяться тяжелые металлы и диоксины.

Переработке искусственные цветы не поддаются: сложно установить тип пластика для грамотной сортировки отходов, много побочных материалов. Таким образом, как бы мы ни поступили с искусственными цветами, избавиться от них, не навредив природе и человеку, не удастся.

Сколько денег мы тратим на Радоницу

Приобретая искусственные цветы, мы, по сути, покупаем мусор, который впоследствии наносит вред природе и может навредить здоровью человека.

Согласно данным МВД за 2015 г., в Беларуси на Радоницу кладбища посетили около 1,5 млн. человек. В этом году ожидается примерно столько же посетителей. Попробуем подсчитать, сколько мы тратим денег на покупку искусственных цветов. Предположим, что если треть из всех посетивших кладбище возьмет 2 искусственных цветка, то на могилах наших усопших окажется 1 млн. искусственных цветов. Один искусственный цветок стоит сегодня 10 тыс. бел. руб. Умножив общее количество цветов на стоимость одного цветка, мы получим 10 млрд. бел. руб., или примерно 500 тыс. $. Такая сумма тратится на то, чтобы загрязнить не только кладбище, но и окружающую природу.

Выводы

Сложно найти оправдание использованию искусственных цветов для украшения могил. Нет ни богословского обоснования, ни естественнонаучного, ни экологического, ни даже финансового. Может быть, причина использования искусственных цветов в наших равнодушии и лени? Гораздо сложнее сделать доброе дело в память об усопшем, чем просто купить цветы, причем искусственные, и прибраться на могиле. Радоница – праздник не для нас, чтобы мы радовались, как красиво мы украсили могилу. Радоница – праздник для наших усопших близких и друзей, чтобы они радовались, как красиво мы украсили наши души добрыми делами, помня о них и о том добре, которое они когда-то сделали для нас.



Нюансы того, как отмечают Радуницу, очень сильно зависят от региона.

Во вторник после пасхальной седьмицы православная церковь на землях восточных славян отмечает Радуницу - день поминовения усопших. В нынешнем году день, когда церковь призывает верующих не столько скорбеть, сколько радоваться за ушедших родственников, припадает на 17 апреля.

Как надлежит отмечать Радуницу с точки зрения Белорусского экзархата Русской православной церкви, исчерпывающе рассказал в комментарии порталу sobor.by клирик минского прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Сергий Пыск.

В частности он отметил: молиться за усопших родственников в храме и поминать их на кладбище нужно с верой в то, что «всякий христианин, верующий во Христа, так же с ним, в свое время, воскреснет». Поминовение усопших, по его словам, является святым долгом, поскольку «сам человек уже не может приносить Богу жертву добрых дел и милостыни».

Клирик подчеркнул, что главное на Радуницу - это «молитва, а не какие-то народно-нецерковные обычаи», поэтому на кладбище «категорически не рекомендуется что-то есть, что-то пить».

«Печально, что мы видим последствие безбожия, какой-то полуязыческий мистицизм. "Мы здесь, таким образом, поминаем, чтобы в загробном мире этой душе стало легче", - часто говорят невоцерковленные. Это нелепое представление, проявление полной бездуховности, такие деяния умертвляют нашу душу. Молитва и церковное погребение - это то, что необходимо для человека», - отметил иерей Сергий Пыск.

В том, что белорусским традициям Радуницы присущ определенный мистицизм, со священником сложно не согласиться, поскольку эта церковная практика наложена на древний языческий обычай почитания предков. В то же время этот неприемлемый для церкви симбиоз язычества и христианства в действительности представляет собой богатый и разнообразный, а самое главное - живой слой белорусской культуры.

Культ почитания предков

Белорусы всегда чтили своих предков и сохраняли память о них, рассказала Naviny.by заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук этнокультуролог Татьяна Володина.

«Они считали, да и сейчас считают, что человек после смерти просто перемещается в некий другой мир, - отметила ученый. - Несмотря на это, контакт между живыми и мертвыми остается - в структуре года есть узаконенные периоды, когда умерший имеет право, не буквально, конечно, прийти с того света, нарушить границу между мирами и установить какие-то контакты с людьми».



Краткий период, на протяжении которого возможен контакт двух миров, в мифологическом представлении белорусов нужен был для того, чтобы «мир был устойчивый и правильно уравновешенный».

Время, когда межа миров становится зыбкой, подсказывала сама природа: «Змеи выползли из нор, медведь проснулся на Благовещение, птицы вернулись из "вырая", а значит граница между мирами открыта, и предки - среди нас».

«Но чтобы мир был нормальный, чтобы духи не ходили среди нас все время, это занимает очень короткий отрезок времени - от Пасхи до Радуницы, конечной точки, - сказала Володина. - Либо там, где Радуницы не было, а она была далеко не везде, конечной точкой был Навский четверг. После этого всё - контакт произошел, предки должны вернуться на тот свет. Вот так выглядит достаточно примитивная общая мировоззренческая схема того, что происходит в это время».

Принципиальная разница традиций

Вместе с тем, нюансы того, как отмечали Радуницу или Навский четверг, очень сильно зависят от региона. Назвать точное количество единых по сути, но отличных друг от друга обрядов и традиций поминовения предков просто нереально, подчеркнула представительница Академии наук.

«Считается, чем архаичнее традиция, тем она более разнообразна в своих локальных проявлениях, - пояснила Татьяна Володина. - Соответственно, чем позднее возникла традиция, тем больше она унифицирована. День Победы отмечают абсолютно одинаково повсюду, как и чисто церковное празднование Пасхи. Но чем традиция старше, тем больше она в каждой местности отличается. Для Беларуси традиция почитания предков - это невероятно пестрая картина».

Принципиально традиции разнятся не во многом. Наиболее отличительная черта - день, когда люди ходили на кладбище.

«В ряде мест ходили и ходят сейчас на саму Пасху. Прямо со всенощной направлялись на кладбище, качали красное яичко, говорили "Христос воскрес" и шли домой. Другая дата - первый четверг после Пасхи. Фактически вся южная часть Беларуси ходит на кладбище в этот день. В разной местности это зовется Навской Пасхой, Пасхой мертвых, Пасхой умерших. Идея та же - духовный контакт с предками», - сказала ученый.

Второе принципиальное отличие - столование на кладбище. По словам Володиной, в западной части Беларуси на кладбище ходят «просто постоять, поговорить, принести цветы, а помянуть за столом могут дома». В восточной же части страны «на кладбище ходят, чтобы поесть - прямо на могиле или рядом за столиком».



«Обязательно кладут на могилку угощение для умершего, наливают в чарку водки, что-то пьют сами, - отметила она. - Такого, чтобы напиться и ползать по кладбищу, нигде не было, это уже сегодняшний перебор, глумление и разрушение традиции. Но момент, чтобы выпить и что-то съесть на кладбище, это то же самое, что мы приглашаем гостей в свой дом. Когда к нам приходит гость, мы его сразу волочем на кухню, наливаем чаю, кормим чем-то. Но не из-за того, что он умирает от голода, а потому что в факте совместного столования закрепляются связи, налаживается духовный контакт. То же происходит на кладбище. Да, наш родственник перешел в другой мир, но мы делимся с ним яичком, кусочком булки, пятью каплями водки. Этим фактом мы утверждаем нашу общность и возможность духовного контакта».

Обряды почитания предков сильно локализованы

Однако даже там, где традиции дня поминовения предков и поведения на кладбище были едиными, существовали региональные особенности обрядов, сказала представительница НАН.

Так, например, в Горецком и Шкловском районах Могилевской области и Дубровенском районе Витебской области на Радуницу снова красили яйца в красный цвет, только не освящали их в церкви. Яйца носили на кладбище, играли ими в битки, качали их.

Южнее - в Чечерском районе Гомельской области были обычаи водить хороводы на Радуницу. «Сейчас нам кажется, что хоровод - это какие-то веселые пляски. Но нет, люди брались за руки и ходили змейкой между могилами, пели песни духовного содержания», - пояснила ученый.

На белорусско-российском пограничье также была традиция свищиков - скрученных из коры дудочек. По словам Володиной, на кладбище во время поминовения предков люди свистели в них, и считалось, что умершие слышали эти звуки и выходили на контакт.

«В некоторых местностях на Радуницу носили и до сих пор носят на кладбище зерно, - сказала она. - Кроме булки, яиц, конфет и колбас посыпали могилку зернышками, чтобы птицы прилетали и клевали его. Птицы в наших традициях - это прямое воплощение душ умерших. То есть рассыпать зерно - это покормить души в архаической форме».

Володина отметила, что в Восточной Беларуси могилы обязательно покрывают белой скатертью. Пожилые носительницы этих традиций по-разному объясняют, зачем это делать: «Порой говорят, мол, дома же ты стол скатертью застилаешь перед тем, как есть. Стол должен быть накрыт».

Так, в Чериковском районе Могилевской области считают строго обязательным застилать могилы белой скатертью или рушником, чтобы «пустить свет умершим» . Не застелешь - не пустишь свет.

В некоторых местах Беларуси можно увидеть завязанные на могилках ленты, фартуки, рушники и даже просто цветные нитки.


«Я однажды спросила у одной бабульки на кладбище, зачем это надо. Она довольно удивленно мне ответила: "А ты что, голая ходишь?" Эту традицию можно связать с таким обычаем, когда на Пасху считалось необходимым купить что-то новое из одежды, особенно детям. Так в мировоззрении людей закрепилось, что умершие, как и живые, тоже нуждаются в одежде. Живой хочет обновку и мертвый хочет. Бабульки говорят, мол, если нет какого рушника, хоть ниточку привяжи», - рассказала ученый.

«Это примеры из моих записей последних 10-20 лет. Всё это показывает, что поминальные традиции пасхального комплекса у нас очень живые», - добавила она.

Мифологическое мышления людей на рубеже XX-XXI веков

По словам Володиной, в сознании многих современных белорусов традиция поминовения предков - не только ежегодный ритуал, вошедший в привычку, но и живая и искренняя вера в то, что душа их умерших родственников в определенный момент переходит границу миров.

«Одна бабулька из Докшицкого района (Витебская область. - Naviny.by) рассказывала: приехал к ним новый батюшка. Наказал, чтобы не было никакой чарки на кладбище, потому что грех. Бабулька подумала, мол, ну раз нельзя, значит нельзя. Пошла к мужу на кладбище, постояла, вернулась домой. Дома поставила на стол граненые стаканы, налила себе и ему водки. И вот этот целый граненый стакан, что она мужу поставила, у нее треснул. Бабулька мне говорит: "Это ж он на меня так обиделся, что я ему каждый год носила на могилку, а теперь не занесла. А дома он не взял"», - рассказала Володина.

Она отметила, что традицию ходить на кладбище на Пасху «очень сильно разрушают священники».

«Они работают в рамках своей доктрины, а у церкви есть такое утверждение, что на Пасху, которая, естественно, является праздником в честь воскресшего Христа, на кладбище ходить не надо, надо только ходить в церковь», - подытожила ученый.

Похожие статьи