Рационально-эмотивная терапия эллиса. Тест Альберта Эллиса. Методика диагностики иррациональных установок. Рационально эмотивная терапия (РЭТ)

01.10.2019

Сформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание: "Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят" (Эпиктет).

Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в структуре индивидуального сознания, А. Эллис стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек - существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям на всех уровнях - от . Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.
Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

Важным в РЭТ является понятие "ловушка", т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием системы иррациональных установок.

В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия приятно, человек должен чувствовать себя достаточно уязвимым и в такой атмосфере, и не чувствовать себя дискомфортно в отсутствии атмосферы любви и полного принятия.

А. Эллис предполагал, что положительные эмоции (такие как чувства любви или восторга) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы: "Это для меня хорошо". Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убеждением, выраженным фразой: "Это для меня плохо". Он считал, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает "ярлык", который ей "приклеивают" (например, она опасна или приятна), даже в том случае, когда "этикетка" не соответствует действительности. Для достижения счастья необходимо рационально сформулировать цели и выбрать адекватные средства.

Эллис разработал своеобразный "кодекс невротика", т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполнению которого ведет к психологическим проблемам:
1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении.
2. Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.
3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
4. Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.
5. Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
6. Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
7. Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.
8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
9. Прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение "сейчас".
10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
11. Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.
12. Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

А. Эллис предложил свою структуру личности, названную им по первым буквам латинского алфавита "АВС-теория": А - активирующее событие; B мнение клиента о событии; С - эмоциональные или поведенческие последствия события; D - последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; Е - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ.
Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме "событие - восприятие события - реакция - обдумывание - вывод" обладает высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

"ABC-схема" используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов.

Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.
А = (А0 + Аc) => В,
где A0- объективное событие (описанное группой наблюдателей);
Аc - субъективно воспринятое событие (описанное клиентом);
В - система оценки клиента, определяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других ).

Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних - из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций. Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.
А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:
1. Катастрофические установки.
2. Установки обязательного долженствования.
3. Установки обязательной реализации своих потребностей.
4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.
Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне , уровне поведения - прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап - закрепление с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий.

РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.
Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Кроме того, А. Эллис сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых клиентом может выступить конкретной целью психокоррекционной работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, само-принятие, способность к риску, реализм.

Позиция психолога. Позиция психолога, работающего в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает. Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.д. Он апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением грехов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.

Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося.
Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:
1. Поверхностный - осознание проблемы.
2. Углубленный - распознавание собственных интерпретаций.
3. Глубинный - на уровне мотивации к изменению.
В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:
признание личной ответственности клиента за свои проблемы;
принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы
признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;
обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;
признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений;
согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
согласие клиента на использование РЭТ.

Техники
РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов.
Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось";
вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если..."; вместо "Я обязан выполнить эту работу" - "Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне".
2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по "ABC-модели" и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.
5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь.

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса

Основатель РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: “Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят”. Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда - основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис - по-видимому, под влиянием А. Адлера - значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке . В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д.

Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек - существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям, начиная с биологического уровня и до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному - идет ли речь о психоаналитической редукции или благоприятном психологическом климате терапии, центрированной на клиенте, - А. Эллис не склонен.

Основные теоретические положения концепции . Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как “иррациональное мышление и поведение”. Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости. Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.

Важным понятием в РЭТ является понятие “ловушка” - все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный “кодекс невротика” - ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: “ я должен всем доказать, что я - преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают - это ужасно”; “ я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “ л учше всего - ничего не делать, пусть жизнь решает сама”.

А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А-В-С-D - теория ). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А - активирующее событие, В (belief) - мнение о событии, С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

"ABC-схема" используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов. Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Классификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.

Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты).

Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних - из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций). Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

1. Катастрофические установки.

2. Установки обязательного долженствования.

3. Установки обязательной реализации своих потребностей.

4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.

Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения - прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий. РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: “событие-восприятие-реакция- обдумывание-вывод” обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие: 1) признание личной ответственности за свои проблемы; 2) принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; 3) признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений; 4) обнаружение (осознавание) этих представлений; 5) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений; 6) согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями; 7) согласие на использование РЭТ.

Описание консультативного

и психотерапевтического процесса

Цели психологической помощи . Главная цель - помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения. А. Эллис, кроме того, сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых может выступить конкретной целью консультативной или психотерапевтической работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, вовлеченность, самопринятие, способность к риску, реализм (не впадение в утопию).

Позиция психолога. Позиция психолога-консультанта или психотерапевта, работающих в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает, он - авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п. Апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению А. Эллиса, не занимается “отпущением грехов”, после которого клиенту, может быть, чувствуется и легче, но неизвестно, легче ли живется.

Позиция клиента. Клиенту отводится роль ученика и, соответственно, его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации
с ролью учащегося. Предполагается, что
клиент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций) и глубинный (на уровне мотивации к изменению).

Психотехника в рационально-эмотивной терапии. РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений и объединяемых ярко выраженным прагматизмом*.

1 . Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов : психолог-консультант активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д.

Большое внимание уделяется смягчению категоричности: вместо “ты должен” - “мне бы хотелось”; вместо “будет ужасно, если... “ - “наверное, не совсем удобно будет, если... “

2. Когнитивное домашнее задание : связано с самоанализом по АВС-модели и с переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.

Используются также:

3. Рационально-эмотивное воображение : клиента просят ярко вообразить трудную для него ситуацию и чувства в ней, затем предлагается изменить самоощущение в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.

4. Ролевая игра - обычно проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, в особенности несущие в себе самообвинение и самоуничижение.

5. Атака на страх - техника состоит в домашнем задании, смысл которого состоит в том, чтобы выполнить действие, обычно вызывающее страх или психологические затруднение у клиента.

Предварительный просмотр:

В начале нашего практического занятия мы с вами проведем небольшой тест, который поможет ответить нам на вопрос, есть ли у вас иррациональные установки.

Тест Альберта Эллиса. Методика Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок. Рационально - эмотивная терапия (РЭТ):

А – полностью согласен;

В - не уверен

С – полностью не согласен.

Вопросы теста:

  1. Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно.
  2. Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: "Мне не следовало этого делать".
  3. Люди, несомненно, должны жить по законам.
  4. Не существует ничего такого, чего я "не выношу".
  5. Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.
  6. Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны.
  7. В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным.
  8. Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.
  9. Существуют вещи, которые я не могу вынести.
  10. Мое чувство "собственной ценности" не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.
  11. Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.
  12. Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.
  13. Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.
  14. Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.
  15. Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на "хороших" и "плохих".
  16. Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи.
  17. В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.
  18. Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности.
  19. Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.
  20. Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.
  21. Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.
  22. Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого, во что бы то ни стало.
  23. Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.
  24. Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.
  25. Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.
  26. Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.
  27. Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.
  28. В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.
  29. Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.
  30. Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим, - плохой человек.
  31. Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.
  32. Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.
  33. Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.
  34. Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.
  35. От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя, преподаватели), зависит, как я оцениваю самого себя.
  36. Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.
  37. Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.
  38. Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.
  39. Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.
  40. Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в учебе или же по своим социальным достижениям.
  41. Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.
  42. Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.
  43. Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.
  44. Иногда (на работе или в учебе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.
  45. Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.
  46. Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.
  47. Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.
  48. Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.
  49. Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.
  50. Важно учить детей тому, чтобы они были "хорошими мальчиками" и "хорошими девочками": прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.

Ключ к тесту А.Эллиса.

Проставляем за каждый ответ баллы

А - 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 3 балла

В - 2 балла

С - 3 балла кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 - для них 1 балл

Обработка результатов методики Эллиса.

Катастрофизация 1,6,11,16,21,26,31,36,41,46

Должествование в отношении себя 2,7,12,717,22,27,32,37,42,47

Должествование в отношении других 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48

Самооценка и рациональность мышления 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50

Фрустрационная толерантность 4,9,14,49,24,49,34,39,44,49

Интерпретация, расшифровка к тесту Эллиса.

Шкала "катастрофизации" отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.

Показатели шкал "долженствования в отношении себя" и "долженствования в отношении других" указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим.

"Оценочная установка" показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие две шкалы - оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления.

Расшифровка полученных результатов:

Менее 15 баллов - Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам.

От 15 до 22 - Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.

Более - 22 Иррациональные установки отсутствуют.

Итак, результаты подсчитаны, и я прошу поднять руки тех, у кого в большей степени представлена иррациональная установка «катастрофизация». Объединитесь, пожалуйста, в отдельную группу. А теперь поднимите руки те у кого преобладает «должествование в отношении себя». Так же объединитесь в группу. (и так далее) Должествование в отношении других; Самооценка и рациональность мышления; Фрустрационная толерантность.

Теперь хотелось бы поподробнее ознакомить вас с «моделью АВС». Возьмем некоторую ситуацию. Например, женщину с выраженными эмоциональными расстройствами отверг возлюбленный (А), она считает, что это ужасно, что она никому не нужна, ее никто больше никогда не полюбит, и она заслуживает осуждения (В). Поэтому она очень подавлена, расстроена (С).

А – ситуация

В – мысли

С – эмоция

Задание 1. В следующих примерах описаны ситуации АВС, но во всех отсутствует В. Вам нужно угадать, какие мысли (В) нужно вставить, чтобы связать ситуацию (А) и эмоции (С). Определите в каждом случае А и С и впишите В .

1. Начальник Анатолия отчитал его за опоздание. После этого Анатолий чувствовал себя подавленным.

2. Елена прошла два сеанса терапии и бросила ее, потому что посчитала, что она не действует.

3. У Катерины заболел живот. Ей стало страшно.

4. Олега оштрафовали за превышение скорости, и он сильно разозлился.

5. Ирина смутилась, когда ее друзья заметили, что она плачет на романтических сценах фильма.

6. Сергей был разъярен, когда служащий попросил его документы в то время, как он заполнял анкету.

Задание 2. Приведите пять примеров из своей жизни, в которых ваши мысли (В) вызывали болезненные эмоции (С). Опишите их в терминах ABC.

Предлагаем каждой группе разыграть данную ей ситуацию. И постараться посмотреть на нее с другой стороны. Т.е. сначала проигрываете данную ситуацию, и то какие мысли и чувства она у вас вызвала. Затем вам нужно изменить свои мысли по поводу данной ситуации и проследить, как изменятся ваши эмоции. Конечно же, проигрывая это.

Задание 3. Если изменится В, то изменится и С

Приведите своим клиентам несколько примеров АВ. Возьмите в качестве константы ситуацию (А), а в качестве переменной - внутренний диалог. Попросите их определить эмоцию, которую будут вызывать различные мысли (В). Проанализируйте различные варианты реагирования (С) на одно и то же событие (А).

Лучшие примеры - те, которые создает сам клиент. Их преимущество в том, что они являются лично значимыми и поэтому обладают внутренне присущей им убеждающей силой. Терапевт должен побуждать клиента думать, как в его собственных примерах В вызывают С.

Самооценка и рациональность мышления.

1. Представьте ситуацию, что вы зашли в кафе попить кофе, там встречаете подругу, которая просит вас остаться с ней и ее коллегами по хобби на вечеринку в честь ее победы в конкурсе, о которой она только что узнала. Вы остаетесь, но на вас никто не обращает внимания. Они разговаривают о своём. Роли: Клиент, ее подруга, подруга подруги, может быть, сторонний наблюдатель за происходящим

2. Во время шопинга со знакомой компанией, вы случайно роняете сумочку, из которой рассыпается половина содержимого, вам приходится собирать это все по полу на виду у компании, покупателей и продавцов. Роли: Клиент, компания или знакомый может быть другие посетители, наблюдатель.

3. Вы за рулём машины, на средней скорости пролетаете по большой луже, веер грязных брызг по обе стороны, а затем ваш пассажир вам сообщает, что на тротуаре проходили двое молодых людей в беленьких толстовочках и вы их изрядно обрызгали. Роли клиент-водитель, пассажир, наблюдатель.

Фрустрационная толерантность.

1) Ситуация вы идёте по улице со знакомым(ой) и он рассказывая вам историю из жизни громко кричит выражая свои эмоции. Роли: клиент, знакомый, наблюдатель.

2) Вы в свой единственный выходной решили остаться дома, к вам подходят родители и говорят, что вы едете все вместе к бабушке на семейный обед и туда приедет ещё родственники, вы не хотите ехать. Роли: клиент, родитель, наблюдатель.

3) Вам задают учебное задание и вдруг вы обнаруживаете, что только вы с ним не справились, потому что ничего не поняли. Роли: Клиент, одногрупник, наблюдатель.

Долженствование к другим.

1) Вы приходите домой и обнаруживаете, что там приготовили приятный ужин, но из того чего вы не любите. Роли: клиент, член семьи, наблюдатель.

2) Вы ходите на учебу по определенному пути и регулярно в некоторых местах вашего пути на тротуаре водители ставят машины на весь день. Роли: клиент, водитель, наблюдатель.

3) У вас итоговое мероприятие после конкурса, на котором станет ясно, кто победитель, вы или соперник. Это очень важно для вас, но общество и формат мероприятия нов для вас. Вы просите близкого человека пойти с вами, но он отказывает по причине торжества, на котором обещался быть. Роль: клиент, близкий человек, наблюдатель.

Долженствование к себе.

1) В течение нескольких месяцев вам выплачивали стипендию и вы самостоятельно оплачивали ряд необходимых вам вещей, затем вам перестают платить из-за вашей небольшой халатности. вы понимаете что обойтись без привычных вещей не можете но и у родителей попросить не можете.

2) Ваша семья уехала в отпуск, и мама оставила вам на уход свой любимый очень прихотливый цветок, но вы были очень заняты, и за время отпуска родителей растение завяло.

3) Вы решили сделать ремонт в своей комнате, и, несмотря на отговоры близких вы решились сделать его сами. Процесс был долгий и кропотливый, было затрачено большое количество средств, но результат ремонта был плачевным.

4) В хорошо знакомой вам компании возникает тема, которая входит в область вашей компетенции, а вы понимаешь, что не можете ничего сказать по этому поводу.

Катастрофизация.

1) Вам необходимо устроиться на работу, так как вас уже порекомендовал близкий важный вам человек.

2) Вам необходима работа, вы в критической ситуации. Вы нашли работу, но в последний момент на должность берут другого человека.

3) Вы живете на съемной квартире, хозяйка которой сообщает вам, что через неделю вы должны освободить комнату, так как у нее возникли непредвиденные семейные обстоятельства. Естественно переезд не входил в ваши планы.

Задание 4. Базовый перцептивный сдвиг

1. В первой колонке попросите его перечислить все мысли или убеждения, которые в определенной ситуации вызывают у него негативные эмоции. Очевидно что список не может продолжаться до бесконечности. Тем не менее, даже если некоторые мысли кажутся повторяющимися лучше включить их, чем оставить какой-либо паттерн незафиксированным.

Рабочий бланк по перцептивному сдвигу

2. Помогите клиенту решить, полезно или нет каждое убеждение. Найдите доказательства как «за», так и «против», и выберите, какие сильнее. Важно, чтобы клиент принимал решение на основе объективных данных, а не под влиянием субъективных чувств. Оценку полезности убеждения клиент ставит во второй колонке.

3. В третьей колонке клиент должен записать лучший аргумент «против» для каждой мысли или убеждения. В идеале этот аргумент должен быть как эмоционально убедительным, так и рационально звучащим.

4. "В последней колонке клиент должен привести доказательство из собственного опыта в поддержку каждого аргумента. Это ключ к технике перцептивного сдвига. С помощью терапевта клиент должен доказать справедливость аргумента, подыскав подтверждение из своего жизненного опыта.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рационально – эмотивная терапия А. Эллиса

Метод относится к когнитивному направлению психотерапии. « Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят» Эпиктет

Человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д.

Источник психологических нарушений при всем своем многообразии - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.

“Кодекс невротика” - ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Примеры: “ я должен всем доказать, что я - преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают - это ужасно”; “ я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “ л учше всего - ничего не делать, пусть жизнь решает сама”.

А-В-С-D - теория А - активирующее событие, В (belief) - мнение о событии, С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное)

Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции. Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С).

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы: 1. Катастрофические установки. 2. Установки обязательного долженствования. 3. Установки обязательной реализации своих потребностей. 4. Глобальные оценочные установки.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно.

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: “событие-восприятие-реакция- обдумывание-вывод” обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

Психологические предпосылки РЭТ: 1) признание личной ответственности за свои проблемы; 2) принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; 3) признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений; 4) обнаружение (осознавание) этих представлений; 5) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений; 6) согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями; 7) согласие на использование РЭТ.

Описание консультативного и психотерапевтического процесса

Главная цель - помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Позиция психолога -консультанта или психотерапевта, работающих в русле данной концепции директивна.

Позиция клиента - роль ученика. К лиент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций), глубинный (на уровне мотивации к изменению).

Психотехника в рационально-эмотивной терапии. 1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов 2. Когнитивное домашнее задание 3. Рационально-эмотивное воображение 4. Ролевая игра 5. Атака на страх


Аутогенная тренировка Михаил Михайлович Решетников

Рациональная психотерапия

Рациональная психотерапия

Разъясняющую, логически обоснованную терапию трудно выделить в самостоятельный метод. Скорее - это свод общих принципов взаимоотношений врача и больного. Трудно представить врача, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни. У нас в стране этот метод активно применяли и пропагандировали В. М. Бехтерев, Б. Н. Бирман, В. А. Гиляровский, Ю. В. Каннабих, С. И. Консторум, А. И. Яроцкий и мн. др.

Признанным основоположником рациональной психотерапии является швейцарский невропатолог P. Dubois, который считал, что неврозы возникают вследствие слабости интеллекта и ошибок суждения. Естественно, что в настоящее время эти теоретические построения не могут быть приняты безоговорочно. В то же время многие наблюдения, выводы и рекомендации Дюбуа, сделанные им в удивительно образной и понятной для больного форме, имеют несомненную практическую ценность. В качестве примера можно взять описание беседы Дюбуа с больным, страдающим бессонницей, которое А. М. Свядощ приводит в третьем издании своей монографии «Неврозы» (1982): «Не думайте о сне,- он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть». Интеллектуальная многоуровневая психокоррекционная работа врача, направленная на изменение неадекватных отношений больного к обстановке или ситуации, вызвавших заболевание, составляет сущность рациональной терапии. Чаще всего рациональная терапия осуществляется в форме диалога между врачом и пациентом.

Рассматривая вопрос об отношениях рациональной терапии и других психотерапевтических приемов, P. Dubois противопоставлял «внушение» и «убеждение», считая, что если последнее адресуется к критике, к рассудку больного, то первое действует в обход и даже вопреки им. В этом вопросе авторы склонны в известной степени согласиться с А. П. Слободяником (1978), считающим, что «в самом убеждении и разъяснении уже скрыто внушение» - прямое или косвенное. Однако это особенное, осознанное внушение, опирающееся на доказательство и апеллирующее к логике больного. Отличительные особенности самовнушения и самоубеждения представлены в табл. 2.

Основные принципы рациональной психотерапии, детально разработанные Дюбуа, вне сомнения, должны входить в структуру любого метода лечения. В то же время активная роль интеллектуального (рассудочного) воздействия может существенно изменяться в зависимости как от применяемых методов лечения, так и от курируемого заболевания. В любом случае с самого начала между врачом и пациентом должна установиться надежная связь, основанная на доверии и взаимной симпатии. Если по каким-либо причинам этой связи не возникает, лучше сразу найти деликатный повод для передачи пациента другому специалисту. Уже от результатов первой встречи с врачом в значительной степени зависит, будет ли больной стремиться к последующим встречам, поверит ли в выздоровление, станет ли сознательно и неукоснительно выполнять все назначения и рекомендации, превратится ли он в активного помощника врача в борьбе со своим недугом.

В процессе систематического общения с больным врач последовательно разъясняет сущность болезненных симптомов и состояний, тем самым формируя критическое отношение к ним. В этих объяснениях необходимо придерживаться простоты и ясности изложения, доступной для понимания больного аргументации, избегая эффектных оборотов и специальной терминологии, а тем более заявлений наподобие того, что имеющиеся отклонения - «лишь плод фантазии». Огромное значение при проведении рациональной психотерапии имеют личность врача, его авторитет или, как образно отмечает А. А. Портнов, «ореол, которым окружено его имя». С первого посещения больной должен почувствовать, что в нем видят не «интересный случай» [Слободяник А. П., 1978], а страдающего человека, нуждающегося в помощи. Особую роль Дюбуа придавал внушению больному уверенности в выздоровлении, систематическому подчеркиванию любого, самого малозначимого факта, свидетельствующего о положительной динамике заболевания. Жалобы больного, какими бы многочисленными они ни были, нужно выслушивать с величайшим терпением. «Дать больному высказаться» - это тоже очень существенный терапевтический прием. Ложные и часто ошибочные представления пациента о своем заболевании нужно критиковать крайне деликатно, параллельно отмечая и правильность его отдельных суждений, даже в том случае, если они далеки от этого. Очень важно подмечать сильные стороны личности и характера больного, которые, безусловно, можно найти в каждом человеке. Не менее важно сделать эти сильные стороны достоянием больного и активно использовать их в психотерапевтическом процессе.

Больные, как правило, склонны рассказывать близким, знакомым, а порой и мало знакомым людям о своем состоянии и переживаниях. Психологическое содержание такой «открытости» состоит в поисках сочувствия и обнадеживающего (но не пренебрежительного) ответа, что имеющееся заболевание неопасно. К сожалению, такое межличностное общение в клинике и вне ее не всегда дает положительные результаты, поэтому нужно разъяснять пациенту, что о своей болезни ему лучше всего беседовать только с лечащим врачом. Иногда целесообразно привлекать для этого ассистентов из числа медицинских психологов. Позитивный эффект оказывает и опосредованное рациональное воздействие через членов семьи и лиц из ближайшего окружения. В процессе терапии и выздоровления необходимо постепенно, ступенчато «отдалять» от себя больного, стимулируя в нем чувство независимости от врача и уверенности в своем будущем.

Терапевтическая эффективность изменения неадекватного отношения больного к окружающей его среде, положительное влияние стенической реакции на преодоление заболевания, его исход, целесообразность функциональной тренировки при разъясняющей и убеждающей роли врача неоднократно подчеркивались В. Н. Мясищевым, М. С. Лебединским, К. И. Платоновым, Н. В. Ивановым и другими видными советскими психотерапевтами. Известный специалист и энтузиаст аутогенной тренировки А. М. Свядощ (1982) отмечал: «Каким бы способом врач ни лечил больного неврозом, метод убеждения всегда будет иметь значение не только для устранения болезненного симптома, но и для профилактики рецидива заболевания». Терапия убеждением и разъяснением является составной частью современной системы аутогенной тренировки, играя в ней большую или меньшую роль в зависимости от применяемых модификаций. Вне зависимости от группового или индивидуального применения метода, ему всегда предшествует собеседование, направленное на изучение личности больного и ее отношений. В содержание этой беседы органически входит воздействие разъяснением и убеждением, основу которого составляет формирование критического отношения больного к себе и своим ощущениям без их переоценки.

Тщательное объективное неврологическое исследование больного, страдающего неврозом, служит фундаментом для авторитетного разъяснения, что не соматические (органические) нарушения лежат в основе патологических симптомов, а эмоциональное напряжение и перенапряжение, следовые воздействия ранее перенесенных психических травм и переживаний. Целесообразно в доступной форме объяснить больному отличия «органического» и «функционального», логически обосновывая связи понятий «нервное - функциональное - излечимое».

При объективном обследовании больного неврозом оценка состояния мышечного тонуса имеет не только диагностическое, но и психотерапевтическое значение. Важно уже при первой беседе обратить внимание пациента на нередкие при таких болезнях напряженность лицевой мускулатуры, стесненность дыхания и прерывистость речи, изменения общего мышечного тонуса, выражающиеся в оживлении или снижении рефлексов. На этом фоне объяснение взаимосвязи нервно-эмоционального состояния и тонуса скелетной мускулатуры находит конкретное (очевидное и для больного) подкрепление в проявлениях болезни у исследуемого лица. Осознание этого факта способствует лучшему пониманию пациентом терапевтической значимости тренировки расслабления мышц и упражнений в регуляции мышечного тонуса. Человеку, обладающему достаточной подготовкой, можно привести аналогии из известных в кибернетике механизмов прямой и обратной связи.

Доступное разъяснение причин невротических расстройств и лежащих в их основе психофизиологических процессов можно проводить и посредством совместного, в том числе группового, обсуждения популярных изданий, ранее рекомендованных врачом к прочтению. Определенная духовная зрелость и наличие необходимого минимума знаний, подготовленность больного к осмысленному восприятию методики аутогенной тренировки составляет залог успеха терапии, формируя у пациента активное отношение к лечению и делая его соучастником терапевтического процесса. В свою очередь, активная позиция больного открывает перспективы к самовоздействию, к перестройке собственной личности, к самоубеждению и оптимизации психических процессов.

Наш опыт показывает, что в отличие от чистых форм аутосуггестии в методике аутогенной тренировки главенствующую роль играет самоубеждение (ауто-дидактика) на основе целенаправленно развиваемой рефлексивной функции сознания. Это положение обосновывается тем, что «внешним» для сознания, т. е. тем, на что оно может активно и преобразующе воздействовать, является не только внешний мир, но и внутренняя среда организма в целом (К. К. Платонов). Основная же суть рефлексивной функции сознания состоит в возможности воздействия на самое себя. При полном сохранении инициативы и самоконтроля это самовоздействие делает аутогенную тренировку интеллектуальным и волевым, чрезвычайно специфическим в своей сути процессом, ведущим к рациональной перестройке личности.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Кожные и венерические болезни автора Олег Леонидович Иванов

Из книги Справочник по уходу за больными автора Айшат Кизировна Джамбекова

Из книги Ежедневная гимнастика для людей умственного труда автора Н. В. Кораблев

ПСИХОТЕРАПИЯ Начало и обострения многих кожных болезней провоцируются различными психическими воздействиями, значительная часть дерматозов приводит к вторичным неврозам и даже психозам, а иногда к попыткам суицида. Поэтому психотерапия является необходимой

Из книги Похудеть? Не проблема! автора Лариса Ростиславовна Коробач

Психотерапия Осуществление психотерапевтического воздействия на больного Психотерапия – словесное воздействие на психику больного с лечебной целью. Роль медицинской сестры в психотерапевтическом воздействии на больного очень велика. Большую роль играет тактичное,

Из книги Варикозное расширение вен. Лечение и профилактика традиционными и нетрадиционными методами автора Светлана Филатова

2. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ОРГАНИЗМА Здоровье человека - это гармоничное сочетание жизнедеятельности всех систем организма при их физиологической регуляции. Причем эта жизнедеятельность рассматривается на фоне взаимодействия человека

Из книги Как легко бросить курить и не поправиться. Уникальная авторская методика автора Владимир Иванович Миркин

ПСИХОТЕРАПИЯ Чем вам может помочь психотерапевт В некоторых случаях, если не удается побороть чувство страха перед голодом, можно обратиться к психотерапевту. Вам помогут настроиться на «нужную волну», чтобы можно было внутренне спокойно перенести различные

Из книги Болезни щитовидной железы. Лечение без ошибок автора Ирина Витальевна Милюкова

Психотерапия При варикозном расширении вен, как и при любом другом заболевании, человек обычно оказывается лицом к лицу с развивающимся недугом. Возникшее противостояние мобилизует все физические, физиологические и моральные силы организма. Больные по-разному ведут

Из книги Опасная медицина. Кризис традиционных методов лечения автора Арусяк Арутюновна Налян

Психотерапия За многовековую историю курения человечество настолько привыкло к этой вредной привычке, что до сих пор и в XXI веке относится к ней как к обыденному явлению. И в большинстве своем не осознает всю пагубность табакокурения. А ведь курение по сути своей не что

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Психотерапия Что может сделать психотерапия для человека, страдающего каким-либо физическим, и подчас тяжелым, заболеванием?Уже довольно давно в нашу жизнь прочно вошло понятие «психосоматика». Не только психологи, но и врачи склонны считать, что такие разные, на первый

Из книги Как избавиться от боли в спине автора Ирина Анатольевна Котешева

Рациональная фармакотерапия Сегодня уже во многих статьях, руководствах, формулярах четко прослеживается мысль о том, что лекарственная терапия во всем мире осуществляется нерационально, то есть, попросту говоря, неправильно. Так, в российском издании формуляра

Из книги Тайная мудрость человеческого организма автора Александр Соломонович Залманов

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Стоит сказать, что логически обоснованную терапию достаточно тяжело выделить в какой-либо самостоятельный метод, поскольку в основе лежит совокупность тесно связанных между собой определенных принципов, которыми являются взаимоотношения

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Психотерапия Мышление – высший продукт особым образом организованной материи – мозга, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Мышление является источником наших слов, поступков, привычек, поведения и действия, вообще всего,

Из книги автора

Рациональная терапия Недостаток всех патофизиологических опытов заключается в быстроте течения болезненных явлений, вызванных у подопытных лабораторных животных операционным или химическим шоком. В патологии человека обычное развитие болезненных расстройств

Рациональная психотерапия давно себя зарекомендовала в качестве отличной методики, используемой в современной практике консультирования. За те полвека, которые прошли с момента появления метода, он вобрал в себя все лучшее и действенное из различных направлений психотерапии, а потому специалисты смело утверждают, что его можно использовать для решения практически любых жизненных проблем.

Ничего сверхъестественного сама методика не предполагает: больному просто рациональными путями показывают, насколько ошибочны его убеждения и взгляды на жизнь, и как сильно эти заблуждения ухудшают качество его же жизни . Для того, чтобы работать с проблемой максимально эффективно, психотерапевту необходимо хорошо изучить личность пациента и установить, какие именно из имеющихся у него заблуждений являются источником проблемы. После выяснения этих моментов рациональная психотерапия предполагает их устранение следующими способами:

  • Внушение;
  • Логическое убеждение;
  • Эмоциональное воздействие;
  • Коррекция поведения;
  • Коррекция личности.

Рациональная психотерапия помогает преодолеть многие жизненные трудности

Невролог из Швейцарии Поль Дюбуа, который и является разработчиком основных положений данного направления психотерапии, был уверен, что все неврозы и многие психические расстройства спровоцированы лишь тем, что сам человек неправильно воспринимает окружающую его действительность, неправильно что-то понимает, делает ошибочные выводы и как результат – неточно оценивает все то, что происходит вокруг него.

Именно поэтому первое, что требовал врач от какой-либо техники психотерапии, — это устранение абсолютно всех заблуждений из сознания больного и объяснение для него правильной, рациональной линии поведения. Никаких универсальных методов, был уверен Поль Дюбуа, в этом вопросе быть не может. Психотерапевт должен изначально адекватно и полно оценить личностные качества пациента, понять, в чем именно заключается проблема, и уже в зависимости от сделанных выводов использовать один из следующих вариантов лечения:

  • Переубеждение;
  • Разъяснение;
  • Убеждение;
  • Отвлечение;
  • Одобрение;
  • Дидактику;
  • Риторику.

Неважно, используется один метод или их комбинация: главное, чтобы была достигнута главная цель – больной должен научиться логически мыслить, адекватно оценивать окружающих его людей и происходящие события, четко видеть и понимать причинно-следственные связи.

В каких случаях показана рациональная психотерапия?

Рациональная психотерапия, техники которой давно и успешно применяются во всем мире, эффективна далеко не всегда. Действительно квалифицированный специалист будет использовать ее только в том случае, если будет точно уверен, что никакой другой имеющийся в его распоряжении способ не принесет большей пользы.

Рациональная психотерапия помогает решать проблемы в семье

Те психотерапевты, которые давно используют в своей практике данное направление, отмечают, что с его помощью можно решить целый ряд проблем, усложняющих жизнь человеку:

  1. Решение проблем в семье.
  2. Устранение недопонимания и сложностей в отношении с противоположным полом.
  3. Расстройства поведения, возникающие в детском и/или подростковом возрасте.
  4. Устранение стрессового состояния, спровоцированного потерей трудоспособности, инвалидизацией, выявлением тяжелых и/или неизлечимых заболеваний и т.п.

Успешно справляется методика и с неклиническими психологическими проблемами: неадекватной самооценкой, неуверенностью в себе, неприятием себя и т.п. Показаниями для проведения сеансов рациональной психотерапии являются:

  • Неврозы;
  • Депрессии;
  • Тревога;
  • Фобии;
  • Обсессивно-компульсивные расстройства;
  • Расстройства пищевого поведения;
  • Стрессовые состояния, спровоцированные болезнью или травмой;
  • Зависимости;
  • Аддитивное поведение;
  • Антисоциальное поведение;
  • Отсутствие контроля над собственными побуждениями;
  • Мании;
  • Расстройства личности;
  • Психозы в фазе ремиссии;
  • Болевой синдром;
  • Необходимость реабилитации после сексуального оскорбления или полового преступления.

Работая с психотерапевтом по рассматриваемой методике, пациенты обретают уверенность в себе, они способны оценить, какие именно действия с их стороны будут наиболее эффективными для достижения поставленных перед собой целей, обретают контроль над собственными мыслями, чувствами и поведением.

Преимущества методики

Преимуществ такая разновидность психотерапевтического воздействия имеет достаточно много, но главным из них является то, что врачу требуется относительно немного времени, чтобы помочь пациенту. Отмечается прямая зависимость: чем выше уровень интеллекта у пациента, тем успешнее работа специалиста с ним. Однако нельзя сказать, что работать с малограмотными пациентами бессмысленно – для них существует упрощенный вариант, благодаря чему рациональная психотерапия по праву считается универсальной.

Любое лечение индивидуально. Если врач считает целесообразным, он может использовать другие психотерапевтические методики в комплексе – к примеру, процессуальную.

Процессуальная психотерапия: суть

Процессуально ориентированная терапия как отдельное направление имеет примерно такой же возраст, как и рациональная. Это уникальное объединение методов, применяемых западными психологами (юнгианский анализ, арт-терапия и т.п.) с идеями, изложенными в восточной философии. Арнольд Минделл, который и считается основателем метода, расширил популярный на тот момент юнгианский анализ, добавив к нему телесные сигналы, восприятие, убеждение, идеи.

Процессуальная психотерапия предполагает расширение сознания человека, благодаря чему он смотрит на проблему уже не только со своей точки зрения, но и рассматривает ее под другим углом. Специалисты, работающие по такой методике, предпочитают помогать человеку природными способами.

Процессуальная психотерапия предполагает расширение сознания человека

Минделл и его последователи считают, что любая проблема в жизни человека – это всего лишь знак, поняв который, он осознает, как ему следует действовать дальше. Всего в данном направлении существует две формы:

  1. Первичная – та, которую человек способен воспринять сознанием.
  2. Вторичная – неосознаваемая человеком и включающая в себя сновидения, движения, физические симптомы.

Какие проблемы решает процессуальная психотерапия?

Следует отметить, что сферы воздействия данными методиками воспринимаются некоторыми специалистами как выходящие за рамки психотерапии. Однако многочисленные успехи в лечении не дают возможности полностью отрицать такой способ борьбы с:

  • Депрессиями;
  • Семейными проблемами;
  • Физическими симптомами;
  • Коматозными и/или предсмертными состояниями;
  • Экстремальными состояниями сознания, квалифицируемыми, как психиатрические расстройства;
  • Проблемами в социальном общении индивидуума;
  • Проблемами в бизнесе, связанные с человеческим фактором.

Процессуальная терапия помогает бороться с депрессиями

Методики процессуальной психотерапии

Нельзя сказать, что данное направление существует совершенно обособленно от других. Специалисты, работающие таким способом, часто прибегают к ролевым сеансам, убеждению, разъяснению и т.п. Главным отличием, пожалуй, от остальных методик является то, что специалист, работающий в данном направлении, никогда не дает пациенту советы и не навязывает свое мнение или видение ситуации. Его задача – помочь пациенту понять, что именно его мучает и как от этого избавиться. Именно поэтому никогда не происходит зависимость клиента от психотерапевта и после решения проблемы они могут больше никогда не встречаться.

Главная задача данной методики – дать понять каждому, что то, что происходит вокруг и непосредственно с ним – взаимосвязано, а значит – ничего не изменится в окружающем мире, пока не поменяется сам человек.

Человек должен измениться сам, и тогда изменится окружающий его мир

Методы, используемые в описанных техниках, помогают не только при решении проблем, связанных с психикой. Доказана их эффективность для бизнеса, образования, просто общения между личностями. Проведение групповых занятий, тренингов и семинаров – на всех этих мероприятиях в той или иной степени задействованы психотерапевтические методики. Клиенты психотерапевтов, научившиеся работать в соответствии с данными им рекомендациями, всегда успешны в личной и профессиональной жизни, легко достигают поставленных целей.

Похожие статьи