Правила смешения и наложения цветов. Субъективно-оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное) в живописи Оптическое и физическое смешение цвета

05.03.2020

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для ху­дожников в их практической работе.

Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстоя­ния кажутся однотонными, а различ­ные цвета сливаются в один цвет.

Первый закон оптического смеше­ния заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.

Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета. К ультрамарино­вому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному – голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому – ультрамариновый и к голубова­то-зеленому – карминно-красный цвет.

Второй закон оптического смеше­ния заключается в том, что при опти­ческом смешении недополнительных цветов получаются цвета, по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смеше­нии желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желто­го с зеленым – синий цвет и т.д.

Третий закон оптического смеше­ния заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в опти­ческих смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм, и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм, в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный». Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практи­ке живописи пользуются художники.

Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок – в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смеше­ния цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера – лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптического смешения цветов, изложенные в книге Шеврёля, Поль Синьяк настаивал на преиму­ществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая опти­ческая смесь, наоборот, ведет к ясностии и блеску».

Но как видно из табл.1, при опти­ческом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происхо­дит обесцвечивание цвета.

Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера фаюмской живописи, помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрожде­ния, Диего Веласкес и многие другие художники.

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофана Грека и его учеников свидетельствуют о зна­нии законов пространственного смеше­ния цветов, оживляющих цвет в ико­нах русской школы.


Оптическое смешение цветов


3*




86. Ж. СЕРА. Цирк







а. Оттиск пурпурной краской

б. Оттиск желтой краской

в. Оттиск голубой краской



г. Оттиск черной краской

д. Четырехкрасочный оттиск



Механическое смешение цветов




Примечания:

§6 Смешение цветов

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое , пространственное и механическое.


Оптическое смешение цветов

Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов (см. упр. 11). Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части – цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.


Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и желтый.


Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет (ил. 84).


84. Оптическое смешение цветов


Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.


Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

3* Оптика (от греч. optike – наука о зрительных восприятиях), раздел физики, в котором исследуются процессы излучения света, его распространения в различных средах и взаимодействия света с веществом.


85. Механическое смешение цветов


Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета (ил. 85).

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.

Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.


Пространственное смешение цветов

86. Ж. СЕРА. Цирк


Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам живописных произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи – пуантилизму (от французского слова «пуант» – точка).

При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.



87. ПОЛЬ СИНЬЯК. Папский дворец в Авиньоне



88. ДЖ. БАЛЛА. Девочка, выбежавшая на балкон


Интересный эксперимент по разложению цвета на составляющие провел художник Джакомо Балла. Не только цвет, но и движение он разложил на составляющие его фазы, используя принцип последовательного фиксирования движения, как при выполнении моментальной фотографии. В результате этого родилась удивительная картина «Девочка, выбежавшая на балкон» (ил. 88), которая только при рассмотрении издали на основе пространственно-оптического смешения цветов раскрывает замысел автора.

На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати с растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокра- шенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно-смешанным.

Все цветные репродукции в этой книжке и во многих других напечатаны с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их (механическое смешение). Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета. Если взглянуть на увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска с близкого и дальнего расстояния, то можно наглядно пронаблюдать эффекты механического и пространственного смешения цветов.



89. Этапы печати иллюстрации в полиграфии

а. Оттиск пурпурной краской

б. Оттиск желтой краской

в. Оттиск голубой краской



г. Оттиск черной краской

д. Четырехкрасочный оттиск


90. Увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска


Механическое смешение цветов

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска – химическую.

Цветов в природе гораздо больше, чем красок в вашем наборе.

Цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. Самая светлая краска (белила) светлее самой темной (черной) краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема – передать в живописи все богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами.

Но художники успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению, выбирая определенные тональные и колористические отношения.

В живописи различными красками, в зависимости от их сочетаний, можно передать один и тот же цвет и, наоборот, одной краской – разные цвета.

Интересных эффектов можно достигнуть, если добавить немного черной краски к каждому цвету (ил. 91).

Иногда механическим смешением красок можно достигнуть результатов, похожих на оптическое смешение цветов, но, как правило, они не совпадают.

Яркий пример – смешение всех красок на палитре дает не белый цвет, как в оптическом смешении, а грязно-серый, бурый, коричневый или черный.



91. Пример механического смешения цветов с черной краской


Рассмотрите рисунок с танцующими детьми и понаблюдайте в действительности за изменениями цвета, если одну прозрачную ткань наложить на другую.



92. Танцующие дети. Смешение цветов наложением

Оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное).

Пример: Если рядом положить голубой и желтый цвет, то издали их сочетание будет казаться зеленым. Впервые в нашей цивилизации этот закон начали использовать импрессионисты, проходя через призму солнечный луч разлагается на 3 частных цвета: красный, желтый, синий. Там, где они смешиваются по краям, образуются 3 составляющие: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Живопись не может передать силу цвета. Если смешивать краски на палитре, то получится грязноватый фон, поэтому импрессионисты стали класть на полотно отдельные мазки тех красок, на которые разлогается цвет (исходящий, отражающийся от поверхности), проходя через призму. А так как хрусталик в глазу зрителя представляет собой такую же призму, то он как бы объединяет цвета восстанавливая свет. Работая в открытую, на природе, импрессионисты заметили, что тени от предметов не черные, а окрашены чуть-чуть в цвет самих предметов для работы по импрессионистический требуется усвоить несколько правил:

1. Палитра ограничивается только чистыми красками (спектральными), без так называемых земляных – это сурик, и так далее.

2. На палитре допускается смешение только тех красок, которые соседствуют в спектре. Пример: красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Допускается также разбеливать цвет. Все остальные смешения производятся оптическим способом.

3. Краски наносятся мелкими мазками, точками, пунктуациям, разновидность импрессионизма. Четкой формой отдельные мазки не накладываются друг на друга, а располагаются рядом, называется пунктолирование.

4. Локальный цвет всякого предмета разделяется на части в соответствии с условиями освещения. Освещенная часть, собственная тень, падающая тень, рефлекс и так далее.

Все эти части имеют свой особый цвет, причём цвета освещенной и теневой части как правило контрастируют, это называется разделением цвета.

5. Цвет локального большого пятна передается как сумма мелких мазков разных цветов, то усиливающихся, то ослабевающих, это называется градацией.

В основе современной колористки лежит трёхкомпонентная теория (принцип 3 основных цветов) – это красный 750 нм, зеленый – 546,1 нм, фиолетовый – 435,8 нм.

Любой цвет может быть выражен математически, где С – произвольный цвет, х – красный цвет, у- зеленый цвет, z – Фиолетовый – основные цвета.

Х1, у1, z1 – цветовые коэффициенты показывающие соотношения смешиваемых основных. Цветность, которая является производной цветового тона и насыщенности, удобнее оценивать с помощью относительных цветовых коэффициентов:

X = x1/(x1+y1+z1)

Y = y1/(x1+y1+z1)

Z = z1 (x1+y1+z1)

Сумма относительных коэффициентов равна единице: x+y+z=1

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕШЕНИЯ И НАЛОЖЕНИЯ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ И ФЛУОРЕСЦЕНТНЫХ КРАСОК.

Цвета подразделяют на хроматические , т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные и все серые) .

Качественные характеристики хроматического цвета - цветовой тон, светлота, насыщенность.

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый , красный, желтый , синий и др.

Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического. Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота.

ВИДЫ СМЕШЕНИЯ КРАСОК

Колористы-художники, занимающиеся аэрографией и профессиональной покраской по цвету краски делят на "Спектральные" , которые составляют солнечный цвет, и "Простые" (далее обойдемся без кавычек).

Простыми называют такие краски, которые невозможно составить из других красок, но из смеси простых красок можно составить все остальные.

Простых красок три:

желтая - лимонно-желтого оттенка;

красная - розово-красного оттенка;

синяя - глазурь голубого оттенка.

В природе существует два типа смешения цветов: слагательное (аддитивное) смешение и вычитательное (субтрактивное) смешение.

Первое (слагательное ) смешение заключается в суммировании тем или иным способом световых лучей.

Ниже описаны четыре вида аддитивного смешения :

  • пространственное смешение — характеризуется одновременным совмещением в пространстве разноцветных световых потоков;

  • оптическое совмещение — восприятие человеком некоего суммарного цвета при том, что в реальности слагаемые цвета разделены;

  • временное смешение — наблюдается при быстром движении различных цветов («вертушка» Максвелла );

  • бинокулярное смешение — данный эффект создаётся в том случае, если надеты очки с линзами различных цветов.

Основными цветами аддитивного смешения являются синий, зелёный и красный.

Правила смешения цветов здесь довольно просты:

  • при смешении двух цветов, которые располагаются по хорде цветового круга (10-ти ступенчатого, включающего в себя красный цвет, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный, зелёно-голубой, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный ) получается цвет промежуточного цветового тона (как пример — при смешении красного и зелёного выходит жёлтый );

  • при смешении противоположных цветов из данного круга в итоге получается ахроматический цвет.

Сущность субтрактивного смешения заключается в том, что из светового потока вычитаются какие либо цвета (происходит это в случаях наложения полупрозрачных слоёв различных красок друг на друга, их смешения)

Естественно, в данном случае имеют место свои правила смешения цветов, основное из которых гласит, что всякое ахроматическое тело (имеется ввиду фильтр или краска) пропускает или отражает лучи своего цвета и поглощает цвет, который является дополнительным к его собственному цвету.

Основные цвета при субтрактивном смешении — жёлтый, красный, синий.

В колористике же, из вышеописанных, используют только три вида смешения красок, дающих возможность получать необходимый цветовой тон или оттенок:

1) получение нужных цветов и оттенков может достигаться механически , при смешивании красок на палитре,

2) оптически , при нанесении тонкого слоя просвечивающей краски поверх высохшей, ранее нанесенной краски,

3) и так называемое пространственное смешение , являющееся одним из видов оптического смешения.

Механическое смешение алкидных, масляных, автомобильных и нитра-красок красок всегда производят на обычной палитре.

Механическое смешение водоимульсионных красок производят на белой эмалированной палитре, на фаянсовой тарелке, на белой пластмассовой палитре, на стекле с подклеенной белой бумагой или просто на белой бумаге. Такое смешение дает возможность получать истинные цвета красок, разбеливаемых белым цветом фона палитры.
Для механического смешения цветов закономерности оптического смешения цветов неприемлемы, так как результат, получаемый при механическом смешении цветов, часто совершенно другой, чем при оптическом смешении тех же цветов.

Примеры:

1) При оптическом смешении трех спектральных лучей - красного , синего и желтого - получается белый цвет , а при механическом смешении красок тех же цветов получается серый цвет ;

2) При оптическом смешении красного , и синего световых лучей получается желтый цвет , а при механическом смешении двух красок этих же цветов получается тускло-коричневый цвет .

Для достижения - требуемого эффекта при оптическом смешении красок применяются краски просвечивающие, так называемые лессировочные .

В палитре Люминесцентных красок к ним относятся прозрачные днем: салатовая (желто-зеленая) , голубая (или бирюзовая - сине-зеленая), фиолетовая , желтая , белоснежная , красная (при дневном свете имеет чуть-розоватый цвет).
В палитре Флуоресцентных красок , подавляющее большинство относится к лессирующим, обладающим способностью при нанесении на бумагу или на ранее нанесенную краску - просвечивать, разбеливаясь на бумаге или изменяя тон.

Наиболее типичным видом пространственного смешения красок является "пуантельная" живопись, где точечки или мелкие мазки, расположенные близко друг к другу, создают эффект оптической смеси красок. Следует отметить, что на этом принципе смешения цветов построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла - смальты.

Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности:

К любому, оптически смешиваемому хроматическому цвету можно подобрать другой, так называемый дополняющий хроматический цвет , который при оптическом смешении с первым (в определённой пропорции) дает ахроматический цвет - серый или белый .

Взаимно дополняющие цвета в спектре - это красный и зелено-голубой , оранжевый и голубой , желтый и синий , желто-зеленый и фиолетовый , зеленый и пурпурный .


В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра.
Оптическое смешение двух недополняющих хроматических цветов дает новый цветовой тон, который в цветовом круге находится всегда между смешиваемыми, недополняющими хроматическими цветами .

Как правило, насыщенность цвета полученного в результате оптического смешения двух недополняющих цветов, будет всегда меньше, чем у смешиваемых цветов. Чем дальше друг от друга находятся в цветовом круге смешиваемые недополняющие цвета или чем ближе смешиваемые цвета подходят к взаимно дополняющим, тем менее насыщенным получается цвет смеси.


ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ПО СМЕШЕНИЮ ЦВЕТОВ.

ПРИНЦИП ПИГМЕНТАРНОГО СМЕШИВАНИЯ.

Для того чтобы проникнуть в богатство цветового мира, хорошо бы проделать несколько систематических уп-ражнений по смешиванию цветов между собой. Исходя из чувствительности к цвету и из технических возможностей, для отдельных упражнений можно вы-брать большее или меньшее число цветов, подлежащих смешению. Каждый цвет может быть смешан с чёрном, белым или серым цветом или с любым другим цветом хроматического ряда. Громадное число новых цветовых образований, возникающих при смешении, образует необозримое богатство цветового мира.

Полосы. На двух концах узкой полосы мы помещаем любые два цвета и постепенно начинаем их смешивать. В зависи-мости от двух исходных цветов мы получаем соответст-вующие смешанные тона , которые в свою очередь могут быть осветлены или затемнены.

Треугольники. Каждую сторону равностороннего треугольника мы де-лим на три равные части и соединяем полученные точки линиями, параллельными сторонам треугольника.

Та-ким образом , получается девять маленьких треугольни-ков, в угловые из которых мы помещаем жёлтый, крас-ный и синий цвет, и последовательно смешиваем крас-ный с жёлтым , жёлтый с синим и красный с синим, по-мещая эти смеси в треугольники, расположенные меж-ду угловыми. В каждый из оставшихся треугольников мы помещаем смесь соприкасающихся с ним трёх цве-тов. Подобные упражнения можно провести и с други-ми цветами.

Квадраты. В четырех углах схемы, состоящей из 25 квадратов, по-местим белый , чёрный и основную пару дополнитель-ных цветов — красный и зелёный , затем приступим к смешиванию цветов. Сначала пойдём от исходных уг-лов, затем приступим к смешиванию тонов по диагона-ли, и наконец, получим отсутствующие здесь другие хроматические тона . Вместо чёрного, белого , красного и зелёного можно использовать и две другие пары до-полнительных (комплиментарных) цветов.

Цветовые тона взятых нами треугольника и квадрата об-разуют замкнутую единую систему тонов , которые явля-ются между собой родственными.

Каждый, желающий более подробно изучить возмож-ности смешивания цветов, должен попытаться смешать каждый цвет с любым другим. Для этого следует разде-лить большой квадрат на 13 х 13 маленьких квадратов.

При этом первый квадрат в верхнем ряду слева необхо-димо оставить белым .

В квадраты верхнего горизон-тального ряда следует поместить двенадцать цветов цветового круга, начиная с жёлтого, через жёлто-оран-жевый до жёлто-зелёного .

В квадратах первого верти-кального ряда нужно последовательно дать фиолетовый цвет и через сине-фиолетовый и синий придти к крас-но-фиолетовому цвету .

Квадраты второго горизонталь-ного ряда получаются благодаря смешиванию каждого цвета первого горизонтального ряда с фиолетовым цве-том.

Квадраты третьего горизонтального ряда заполня-ются смесью цветов первого горизонтального ряда с сине-фиолетовым.

Когда каждый цвет первого вертикаль-ного ряда будет смешан с цветами первого горизон-тального ряда, то в общей схеме слева направо будет ясно видна диагональ серых тонов , ибо именно здесь происходит соединение дополнительных тонов .

После того, как Вы выполните известное число упражнений по смешиванию цветов, можете перейти к более точному репродуцированию заданных Вам тонов . Образцы тональных решений могут быть взяты из природы, произведений искусства или из любых других художественно осмысленных вещей.

Ценность подобных упражнений заключается в том, что здесь можно проверить своё восприятие цвета . Совер-шенно ясно, что как в тончайших технических процессах измерения и расчёты часто в конце концов оказываются недостаточными и нужный результат может быть полу-чен только благодаря тонкому чутью особо одаренного рабочего, так и в художественном отношении смеси цветов и цветовые композиции могут быть безупречно выполненными только благодаря высокой чувствитель-ности художника к цвету .

Вообще говоря, восприятие цвета соответствует субъек-тивному вкусу. Люди, особо чувствительные к синему цвету , будут различать множество его оттенков , в то вре-мя как оттенки красного, возможно, будут им малодо-ступны. По этой причине очень важно приобрести опыт работы с цветами всего хроматического ряда, в связи с чем и «чужие» для кого-то группы цветов смогут быть оценены в соответствии с их достоинствами.

НЕКОТОРЫЕ РЕЦЕПТЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ

Требующийся цвет

Инструкция по смешиванию

Розовый

Белый + немного красного

Каштановый

Красный + чёрный или коричневый

Королевский красный

Красный + голубой

оранжево-красный

Красный + жёлтый

Оранжевый

Жёлтый + красный

Золотой

Жёлтый + капля красного

Жёлтый

Жёлтый + белый для осветления, красный или коричневый для получения тёмного оттенка

Бледно-зелёный

Жёлтый + синий

Травянисто-зелёный

Жёлтый + синий и зелёный

Оливковый

З еленый + желтый

Салатовый

Зеленый + желтый

Бирюзово-зеленый

Зеленый + синий

Бутылочно-зеленый

Желтый + синий

Хвойный

Зеленый + желтый и черный

Бирюзово-синий

Синий + немного зелёного

Бело-синий

Белый + синий

Веджвуд-синий

Белый + синий и каплю чёрного

Королевский синий

Синий + чёрный и каплю зелёного

Тёмно-синий

Синий + чёрный и каплю зелёного

Серый

Белый + немного чёрного

Перламутрово-серый

Белый + чёрный, немного синего

Средний коричневый

Жёлтый + красный и синий, белый для осветления, чёрный для тёмного.

Красно-коричневый

Красный & жёлтый + синий и белый для осветления

Золотисто-коричневый

Жёлтый + красный, синий, белый. Больше жёлтого для контрастности

Горчичный

Жёлтый + красный, чёрный и немного зелёного

Бежевый

Взять коричневый и постепенно добавлять белый до получения бежевого цвета. Добавлять жёлтый для яркости.

Не совсем белый

Белый + коричневый или чёрный

Розово-серый

Белый + капля красного или чёрного

Серо-голубой

Белый + светло-серый плюс капля синего

Зелёно-серый

Белый + светло-серый плюс капля зелёного

Серый уголь

Белый + чёрный

Лимонно-жёлтый

Жёлтый + белый, немного зелёного

Светло-коричневый

Жёлтый + белый, чёрный, коричневый

Цвет зелёного папоротника

Белый + зелёный, чёрный и белый

Цвет лесной зелени

Зелёный + чёрный

Изумрудно-зелёный

Жёлтый + зелёный и белый

Салатовый

Жёлтый + белый и зелёный

Цвет морской волны

Белый + зелёный и чёрный

Авокадо

Желтый + коричневый и чёрный

Королевский пурпурный

Красный + синий и жёлтый

Тёмно-пурпурный

Красный + синий и чёрный

Томатно-красный

Красный + жёлтый и коричневый

Мандарин, оранжевый

Жёлтый + красный и коричневый

Рыжевато-каштановый

Красный + коричневый и чёрный

Оранжевый

Белый + оранжевый и коричневый

Цвет красного бургундского

Красный + коричневый, чёрный и жёлтый

Малиновый

Синий + красный

Сливовый

Красный + белый, синий и чёрный

Каштановый

Жёлтый + красный, чёрный и белый

Цвет мёда

Белый, жёлтый и тёмно-коричневый

Тёмно-коричневый

Жёлтый + красный, чёрный и белый

Медно-серый

Чёрный + белый и красный

Цвет яичной скорлупы

Белый + жёлтый, немного коричневого

.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОГО СМЕШЕНИЯ В ОПТОЭЛЕКТРОНИКЕ, ПОЛИГРАФИИ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИИ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ.

Кроме изложенных выше принципов пигментарного смешивания , существует также и метод оптического цветового смешения . Он основан на том, что смешивае-мые чистые цвета маленькими мазочками или точками располагаются рядом друг с другом.

Когда покрытая та-ким образом поверхность начинает рассматриваться на определённом расстоянии, то все эти цветовые точки смешиваются в глазах в единое цветовое ощущение.

Преимущество подобного рода смешивания заключает-ся в том, что действующие на наши глаза цвета являют-ся более чистыми и сильнее вибрируют.

Разделение цветовой поверхности на элементарные точки-растры применяется в полиграфии и, в частнос-ти, в полноцветной офсетной печати, где все эти точки объединяются в глазах воспринимающих в сплошные цветовые поверхности.

ОБМАН ЗРЕНИЯ?

Почему же сразу «обман»? Как вы теперь уже знаете, свет — это электромагнитное излучение, воспринимаемое рецепторами сетчатки глаза. В свою очередь рецепторы способны посылать нервные импульсы в мозг и формировать там ощущение какого-либо цвета.

Как выяснилось, рецепторы бывают трех видов, и каждый из них реагирует только на «свои», определенные д…лины волн, соответствующие красному, зеленому или синему цвету. Сложение интенсивностей импульсов от каждого их вида в разных пропорциях дает некий промежуточный цвет. Белый, к примеру, образуется при одновременном одинаковом уровне раздражения всех трех видов.

Цвет разделяют на излучаемый и отражаемый.

С излученным, думаю, все понятно — он попадает в глаз непосредственно от активного источника (лампы, огня).

А вот отраженный образуется путем поглощения освещаемой поверхностью части упавших на нее световых волн и отражением остальных. Так, при дневном освещении объект имеет белый цвет, если отражает весь падающий на него свет, черный — если весь свет, наоборот, поглощает, а красный — если поглощает весь световой поток, за исключением составляющей, соответствующей красному цвету (она отражается и попадает на сетчатку глаза).

Восприятие цвета у всех людей несколько различается. Для того чтобы хоть как-то математически описать цвет, в 1931 г. Международной комиссией по освещению (CIE — Commission Internationale de L’Eclairage) была разработана система XYZ, охватывающая все цвета и оттенки, которые только может видеть человек. В дальнейшем, после усовершенствования XYZ, создается модель цветового пространства CIELab :

по оси вверх — увеличение яркости цвета; от оси a к оси b по периметру окружности — изменение цветового тона, а по радиусу — изменение насыщенности цвета и на ее основе известные нам цветовые системы R G B и C M Y K . В результате CIELab позволяет отдельно оперировать такими характеристиками, как цвет, цветовой тон, яркость, насыщенность.

Надо понимать, что цветовая система описывает только некоторые цвета из общего цветового пространства. Например, изменить яркость в R G B невозможно!

Вы, вероятно, возразите: мол, в Photoshop легко увеличить яркость изображения. Да, но не с помощью наращивания составляющих R G B , так как при этом изменяются исходные цвета пикселов, причем не равномерно, а путем математического пересчета цвета R G B в пространство Lab . Именно в нем и изменяется яркость цвета, а затем он конвертируется обратно в R G B .

Так почему же были созданы системы R G B и C M Y K ?

Как известно, ощущение цвета у человека формируется с помощью трех цветовых составляющих: красной, зеленой и синей. В излучающих источниках, в частности в кинескопах, получить их довольно просто — надо лишь заставить светиться точки люминофора разных цветов.

Если светящиеся точки красного, зеленого и синего разместить близко друг от друга, то человеческий глаз будет воспринимать их как один целый элемент — пиксел.

Изменяя интенсивность их свечения в разных пропорциях, можно получать практически все другие цвета и оттенки. Значит, на экране монитора отображается цвет не отдельного элемента изображения, а триады цветовых составляющих, за счет которых наше зрение и формирует в мозге ощущение цвета того самого элемента. Этот способ называется аддитивным (от английского add — суммировать, складывать) , а цветовая система на его основе — R G B .

Но как же быть с печатными изображениями и отраженным светом? Ведь нельзя же формировать цвет триадами и аддитивным синтезом — здесь необходимо получать цвет светом, отраженным от поверхности. А поскольку в основном на поверхность падает солнечный свет (т. е. белый) , то требуется каким-то образом выделить из него необходимый цвет, отразить его, а все другие составляющие — поглотить. Озадачившись этим вопросом, научное сообщество в очередной раз «напрягло» комиссию CIE и получило решение в виде системы C M Y (Cyan — голубой, Magenta — пурпурный , Yellow — желтый).

Было установлено, что голубой поглощает только красный цвет, пурпурный — зеленый , а желтый — синий (диаметрально противоположные цвета поглощают друг друга — вот так!).

Благодаря этой особенности были созданы полиграфические краски, работающие как светофильтры.

Из света, проходящего сквозь них, вычиталось все лишнее, а нужная цветовая составляющая проходила и отражалась от поверхности бумаги.

Любые иные цвета получались при наложении базовых красок C M Y друг на друга в разных пропорциях. Однако возникали проблемы с «радикально черным цветом» , как и у Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев». Он имел оттенок, правда, не зеленый, а бурый. Вот и было решено добавить в систему отдельную черную составляющую, а чтобы не возникало путаницы (B — black могло трактоваться и как blue — синий ), взяли букву K (последнюю в слове black ).

Назвали такой метод субтрактивным (от английского subtract — вычитать), а систему, основанную на нем, — C M Y K.

Но поскольку у C M Y K диапазон цветности меньше, чем у R G B , то при конвертировании изображения из R G B в C M Y K теряются некоторые оттенки.

Одним из самых быстрых и качественных способов печати до недавнего времени считался офсетный. Он используется и по сей день, а технологии печати на персональных лазерных и струйных принтерах в свое время создавались именно на его основе.

В общем, суть этого метода заключается в том, что сначала делается цветоделение печатаемого изображения, т. е. оно раскладывается на четыре изображения, каждое из которых соответствует интенсивностям базовых цветов. Потом эти изображения последовательно наносятся друг на друга.

В обыкновен-ной четырёхцветной печати различные опенки получа-ются путём комбинаций или смесей четырёх стандарт-ных цветов - жёлтого, сине-зелёного, синевато-крас-ного и чёрного.

Совершенно ясно, что эти четыре ком-понента и их смеси не всегда дадут максимальную точ-ность репродукции.

В тех случаях, когда необходимо чрезвычайно высокое качество репродукции, использу-ется семь и даже большее количество цветов.

ЦВЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Если вы возьмете увеличительное стекло и внимательно присмотритесь к распечаткам, сделанным на каком-либо недорогом струйном принтере, то увидите там «цветной мусор».

Если рассматривать книжные репродукции, отпечатанные на офсете , даже в слабенький микроскоп, то эти точки отчётливо видны.

Такой эффект особенно заметен в равномерных серых областях при печати из R G B -исходника. Дело в том, что серый цвет должен печататься за счет необходимого процента одной только черной краски. Однако тот же черный цвет в системе R G B не эквивалентен черному в C M Y K, что обусловлено особенностями формирования цвета вообще: в R G B — это отсутствие свечения точек экрана (все составляющие равны 0), а в C M Y K черный цвет получается либо смешением в определенных пропорциях базовых красок C M Y , либо, что более правильно, при условии отсутствия C M Y - красок, но со 100%-ным наложением четвертой специальной (действительно черной) краски Black . Поэтому при конвертировании изображения из R G B в C M Y K будет получаться композит (рис. ниже) . При печати он приведет к тому, что для образования черного или серого цвета на бумаге краски всех четырех цветов будут накладываться друг на друга примерно в том процентном отношении, какое указано на (рис. ниже) .

Другой наглядный пример пространственного смешивания цветов можно найти в ткачестве. Различно окрашенные основа и уток комбинируются согласно узору ткани в более или менее одно цветовое целое.


Хорошо знакомым образцом здесь являются шотландские ткани. В тех местах, где цветные нити основы пересекаются с нитями утка того же цвета , возникают квадраты чистого яркого цвета . Там же, где пересекаются и смешиваются нити, окрашенные в разные цвета , ткань образуется как бы из разноцвет-ных точек и её цвет воспринимается достаточно кон-кретным только на определённом расстоянии. Ориги-нальные решения этих клетчатых тканей из тонкой шер-сти были геральдической принадлежностью отдельных шотландских кланов и до настоящего времени по своей цветовой гамме и цветовым отношениям служат образ-цами для текстильных рисунков .

Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета — серые, а новые цвета — хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет — суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.

Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).

Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.

СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ С ПОЗИЦИИ ДЕКОРАТИВНОСТИ

Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.

Сочетания цветов

Кра

Ора

Жел

Зел

Гол

Син

Фио

Роз

Бел

Сер

Кор

Зол

Сер

Красный

Оранжевый

Желтый

Зелёный

Голубой

Синий

Фиолетовый

Розовый

Белый

Черный

Серый

Коричневый

Золото

Серебро

ПРАВИЛА СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ В ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКЕ

Под функциональными свойствами отделочных материалов обычно подразумевают рисунок , фактуру и цвет — именно благодаря им мы воспринимает помещение определённым образом: одна и та же комната в различном декоративном оформлении может показаться нам большой или маленькой, тёплой или холодной, уютной или абсолютно некомфортной.

Если внимательно посмотреть на примеры отделки комнат, несложно заметить, что декоративные материалы с расплывчатым контуром и мелким рисунком визуально увеличивают помещение, делают его просторнее.

Напротив, внутренняя декоративная отделка стен материалом, на который нанесён довольно крупный и чёткий рисунок, всегда делает комнату меньше, чем это есть на самом деле.

Что касается фактуры, то она также зрительно сжимает пространство, гладкие же стены (особенно глянцевые) буквально наполняют комнату воздухом.

Современная отделка комнат в доме представляет собой гармоничное сочетание цвета, рисунка и фактуры, однако для того, чтобы достичь требуемого эффекта, необходимо узнать о свойствах декоративных материалов как можно больше. Как правило, в данном случае наибольшее внимание уделяется цвету .

В упрощённой трактовке, цвет интерьера можно охарактеризовать как ощущение, возникающее в наших органах зрения при воздействии на них света.

Любой цвет можно охарактеризовать посредством определённых параметров (речь идёт о спектральном составе, яркости и других физических величинах).

Так, к примеру, оттенки одинаковой насыщенности одного и того же цвета могут обладать различной степенью яркости, причём сильное снижение яркости приводит к тому, что любой цвет становится чёрным.

Тут, впрочем, необходимо упомянуть, что яркость деталей интерьера в какой-то мере субъективна: допустим, отделка стен декоративной краской жёлтого цвета сделает расположенный рядом синий диван более ярким.

Оттенки одного тона могут отличаться друг от друга также степенью насыщенности. Обращаясь для примера уже к упомянутому нами выше синему цвету , стоит заметить, что снижение насыщенности превращает его в серый . Это следует учитывать, подбирая строительный материал, ибо если он будет слишком блёклый, может получиться весьма неудачная декоративная отделка стен. Фото таких испорченных интерьеров наверняка встречал каждый, кто проглядывает сайты с рассказами о самостоятельных ремонтах: вблизи материал кажется очень красивым и спокойным, но в конечном итоге поверхность стен, если смотреть на неё издалека, смотрится невыразительно.

Светлота — также важный параметр, характеризующий цвет. И чем светлее цвет, тем ближе он к белому.

Каждому хроматическому цвету соответствует определённый спектральный тон.

Как мы уже писали выше, различают тёплые тона (красный цвет, оранжевый, жёлтый и их оттенки ) и холодные (синие, голубые и фиолетовые оттенки ).

Как мы уже говорили выше, современная отделка комнат — это отделка гармоничная во всех отношениях и цвет в данном случае играет здесь одну из первостепенных ролей. Для того, чтобы интерьер хорошо воспринимался человеком, необходимо обязательно учитывать то, как различные оттенки согласуются между собой. Поэтому подбор цвета потолка, пола, отделка стен декоративной краской и другими материалами — всё это должно быть тщательно продуманно.

Подбирая отделочный материал для будущего интерьера, следует хорошо усвоить правила смешения цветов и постоянно руководствоваться ими.

Внутренняя декоративная отделка стен и других деталей интерьера производится с учётом того, что хроматические цвета могут значительно усиливать друг друга, если рядом с ними располагаются дополнительные цвета.

Так, жёлтый цвет может быть усилен фиолетовым , голубой станет ярче, если будет оттеняться оранжевым и т. д. Если же цвета в интерьере будут взяты с одной части цветового круга, они сделают друг друга мягче.

Осуществляя подбор цвета потолка, следует помнить, что если планируется отделка стен декоративной краской тёмного цвета, поверхность над головой будет казаться светлее, а если стены будут ближе к белому цвету, потолок зрительно станет темнее.

Для того, чтобы точно определить цвет строительного материала, пользуются специальными приборами — трёхцветными колориметрами или спектроколориметрами , если же они недоступны, цвет оценивается визуально и сравнивается с эталонами в специальных каталогах.

Блеск отделочного материала также измеряется — для этого существует прибор под названием фотоэлектрический блескомер.

На восприятие цвета довольно сильно влияет и фактура декоративного материала.

Существует несколько типов фактур:

  • гладкая (мелкозернистая (перепад высот 0,5−2 мм), среднезернистая (перепад высот 2−35 мм), крупнозернистая (перепад высот 3,5−5 мм));

  • бугристая (неровности 5−12мм);

  • рельефная (поверхность имеет определённое сечение).

Фактура может быть менее заметна при окраске поверхности в холодные тона и становится более выразительной, если используются тёплые оттенки.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕШЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ КРАСОК В ЖИВОПИСИ

Располагать краски на палитре следует в строгом порядке. Рекомендуется чистые краски располагать в порядке спектра. Можно в середине красок класть белила. При этом необходимо придерживаться расположения красок: одна группа должна состоять из зелено-синих красок, а другая из оранжево-красных, коричневых и сине-фиолетовых.
Беря краски для смешения, следует иметь в виду не только их цвет и насыщенность, но и фактуру мазка. Не нужно смешивать более трех красок во избежание загрязнения красочной смеси.

При смешении красок следует учитывать процессы, приводящие к изменению цвета, связанные с химическим взаимодействием пигментов при смешивании некоторых красок: потемнение, выцветание, растрескивание красочного слоя.

В палитре выпускаемых красок для масляной живописи следует обратить внимание на те краски, которые уже состоят из смеси красок. К таким краскам относятся: неаполитанская желтая, состоящая из свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной; умбра натуральная изготовляется заводом красок в виде смеси трех земель: волконскоита, марса коричневого и феодосийской коричневой.

Специфической особенностью отличается охра светлая, склонная при контакте со сталью зеленеть, что происходит в масляной живописи при работе мастихином или разведении акварельной краски в железной чашечке.

В наборах акварельных красок есть также краски, обладающие своими особенностями. Эти краски склонны при большом разведении водой к агломерации , когда частицы пигмента связываются (слипаются) между собой, образуя хлопья, и краски теряют способность равномерно разноситься по бумаге. К таким краскам относятся: кадмий красный, ультрамарин и в меньшей степени кобальт синий.

Для уменьшения агломерации рекомендуется для разведения красок применять дождевую (профильтрованную) воду или дистиллированную.

При оптическом-лессировочном нанесении красок, просвечивающие краски следует наносить лишь после полного высыхания ранее положенных красок. При большой цветовой насыщенности акварельных красок их прозрачность пропадает, так как исчезает просвечиваемость бумаги. В случае необходимости устранения прозрачности акварельных красок краски размешивают мыльной водой или к ним добавляется гуашь.

При работе гуашевыми красками следует помнить о склонности этик красок к высветлению при высыхании. Как указывалось, гуашевые краски бывают двух видов - плакатные и художественные. Гуашь плакатная обладает более вязкой настой и иногда требует разведения водой. При нанесении плакатной гуаши на материал в нее необходимо добавлять 2-3-процентный раствор столярного клея.

При работе гуашью не следует брать краску из банки кистью, так как смоченная кисть каждый раз будет брать краску различной густоты и при высыхании на ней могут быть обнаружены полосы или пятна. Поэтому краски перед работой следует разводить в отдельных Чашечках.

При "пуантельном" нанесении красок, чем меньше будут мазки, пятна или точки краски, тем значительнее будет эффект пространственного-отического смешения цветов; из этого можно сделать вывод, что в процессе живописи следует учитывать отношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют круг на друга. Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить все основные тона сразу, чтобы видеть отношения между ними.

КАКОЙ СВЕТ НЕ ИСКАЖАЕТ ЦВЕТОПЕРЕДАЧУ?

К сожалению, только солнечный, которого нам почти всегда не хватает. Все искусственные источники света цвет изменяют. Так, теплый свет ламп накаливания заставляет теплые краски светиться, а холодные при нем выглядят сероватыми и приглушенными. Холодный люминисцентный свет, наоборот, ослабит теплые краски , но сделает более интенсивными холодные .

Осторожней нужно быть с оранжево- красными оттенками, особенно с интенсивными, сине- фиолетовыми и индиго-синими . В одном и том же пространстве можно использовать разные типы ламп, и каждая из них будет «работать» на тот или иной цвет по-разному. При грамотно поставленном освещении даже неизбежное искажение может стать выигрышным.

МЕТАМОРФОЗЫ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ОСВЕЩЕННОСТИ

Рассмотрим кривые основных излучений (авторы теории Юнг, Ломоносов, Гольц) на рис.1.

Обратите внимание на то, что площади кривых Синего , Зеленого и Красного цвета равны.

Из рисунка видно, что Синий цвет обладает самой высокой возбудимостью. Это значит, что при уменьшении освещенности Синий цвет пропадает самым последним.

Подробнее: при нормальном дневном освещении рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра.

Создать комфортный и гармоничный интерьер можно не только подбирая дизайн пространства, но и правильно сочетая цвета в интерьере. Именно они способны воздействовать на эмоциональное и физическое состояние человека. Благодаря верно подобранным цветовым отношениям дом и его владелец становятся целостным организмом.

Цветовое колесо является одним из важных инструментов для составления правильных цветовых сочетаний в интерьере. Иссак Ньютон первым систематизировал спектр, разложив белый луч света на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это была первая цветовая гамма.

Сегодня цветовые круги состоят из одного, двух и трех дисков. На них видно, каковы отношения между цветами, расположенными по кругу. На оси круга расположены все цвета спектра - первичные, вторичные и третичные. Например, цветовое колесо Иттена:

Первичные цвета

Вся цветовая гамма, за исключением белого, происходит из основных цветов. Синий, желтый и красный (треугольник в центре круга) являются первичными тонами. Комбинации этих трех цветов составляют вторичные цвета.

Вторичные цвета

Шесть следующих цветов круга получены путем смешивания двух основных (первичных) цветов. Например, фиолетовый получен в результате смешивания красного и синего, а зеленый - синего и желтого, а вот оранжевый - это соединение красного и желтого.

Третичные цвета

Если смешать один первичный цвет с вторичным, то получится третичный тон. Итого - 12 цветов. Также получить третичный цвет можно, смешивая основной тон с большим количеством другого основного тона для создания третичного цвета. Например, одна часть синего тона с двумя частями красного создаст красно-фиолетовый цвет.

Совет :
Важно, какие цвета расположены рядом с тем тоном, который вас интересует, а также те, которые лежат напротив выбранного вами цвета. Например, желтый отлично сочетается с напротив лежащим фиолетовым, а салатовый гармоничен цвету ярко розового или фуксии. Рядом с желтым находятся два цвета, с которыми можно составлять гармоничные хроматические сочетания.

Оттенки и полутона

Оттенки получаются из основного цвета. Например, синий имеет светло-голубой и темно-синий оттенок.
. Тон является результатом добавления белого и черного (серого) к основному цвету. Тон в отличие от чистого пигмента делает цвет более мягким и приятным для глаз.

Как смешивать цвета

Восприятие цвета зависит от расстояния цветового пятна от глаз человека. Например, при увеличении дистанции зеленый смотрится более голубоватым, желтый начинает оранжеветь, а оранжевый - краснеть.
. Насыщенность цветового тона интерьера зависит от освещенности интерьера. Уровень освещения находится в пределах от света к темноте на шкале серого. Пол и стены способны отражать свет, поэтому светлые тона поверхностей в комнате усиливают яркость, а темные - гасят тона, делая их тусклыми.

Совет :

. Качество яркости или глубины оттенка цвета зависит от света и тени в интерьере. Поэтому добавление серого тона в оформление комнаты может заметно смягчить эффекты различных цветовых сочетаний.
. Если вам нужны различные оттенки синего, разбавьте цветовое сочетание интерьера черным оттенком. И тогда холодные тона синего заиграют тоновыми градациями.
. Чтобы изменить оттенок какой-либо краски в интерьере, добавьте белый цвет. Он разбавит и погасит ненужную яркость в сочетании цветов.

Шкала определения пропорций цвета

По этой шкале можно определить пропорции тонов и полутонов. Безопасное соотношение для сочетаний цвета в интерьере 70/20/10.
70% -третичные оттенки в нейтральной базе
20% - вторичные цвета
10% - первичный цвет

Совет :
Соблюдайте умеренность в смешивании цветов! Старайтесь не смешивать более нескольких оттенков. Максимально безопасным считается два или три цвета в нейтральной базе.

Различные цветовые схемы

Цветовые схемы и триады являются набором сочетаний цветов в интерьере, которые работают вместе, чтобы создать визуально привлекательную палитру. Сочетания цвета, данные в колористических схемах, можно считать классическими. Конечно, возможные цветовые комбинации безграничны. Но опытные дизайнеры чувствуют, какую из схем применить на практике.

Классическая триада

Сочетание трех цветов, которые находятся на равном расстоянии друг от друга. Использование таких контрастных сочетаний создаст гармоничную палитру. Следует выбрать один основной цвет, а два других использовать в качестве акцентов.

Аналоговая триада

Сочетания от 2-х до 5-ти цветов, расположенные рядом, составляют аналогичные сочетания или родственные. Например, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый цвет.

Комплементарные сочетания

Дополнительный цвет (также известный в качестве контрастного), который находится напротив второго на цветовом круге Иттена. Сочетание таких цветов создает яркий и возбуждающий эффект, особенно при максимальной насыщенности.

Прямоугольная схема

Сочетание четырех цветов - это схема, состоящая из одного основного цвета и двух дополнительных. В компанию входит еще один дополнительный тон для выделения акцентов. Например, сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Квадратная схема

Сочетание четырех цветов, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Динамичные цвета отличны по тону и, в то же время, дополняют один другого. Например: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Правила использования цветовой схемы

Цветовые сочетания в интерьере условно делятся на теплые и холодные. Благодаря им можно зрительно увеличить или уменьшить комнату. Все зависит от выбранного основного тона. Поэтому так важен подбор дополнительных цветов. Они расположены напротив друг друга на цветовом колесе. Каждый тон выявляет богатство другого. При использовании дополнительных цветов, один цвет должен быть мягким и слабым по тону, а другой - более доминирующим. Например, интенсивный темно- фиолетовый должен быть соединен со светло - желтыми оттенками.

Оформляйте смежные комнаты в близкой по цветам гамме. Планируйте вашу цветовую схему исходя из того, насколько каждая комната просматривается из другой. Ищите связанные цвета. Например, родственные тона расположены рядом друг с другом на цветовом колесе. Эти цвета производят менее контрастные эффекты, чем дополнительные цвета. Например, темные тона сине-зеленой комнаты в сочетании со светло-голубой гаммой соседнего помещения может дать ощущение парения в голубой лагуне.

Выберите основной цвет, который вам больше нравится и используйте столько его оттенков, сколько вы сможете придумать. Например, дают максимальный эффект при добавлении связанных или дополняющих цветах. Вопреки распространенному мнению монохромным является не черно-белый дуэт или один единственный цвет. Настоящие монохромные сочетания часто состоят из одного основного тона и нескольких смежных тонов. Например, зеленый цвет может выглядеть вполне самостоятельным и самодостаточным. Он заполняет все пространство интерьера, но это только на первый взгляд. Если присмотреться вы разглядите тона яблока и травы, молодой зелени и болотистой тины в оттенках хаки, сочного лайма и фисташек, прозрачно-леденцового в желто-зеленых отливах и оливок. Все эти оттенки удачно подчеркнуты белым, серым цветом, а также вкраплениями тонов в колерах металла и древесины. Вот так, в целом, вы получите монохром!

Совет :

Выберите один любимый цвет, который станет в интерьере основным. А затем добавьте к нему предметы и аксессуары в оттенках и полутонах этого же цвета, и разбавьте эту сложную монохромную гамму вещами в нейтральных оттенках. Но только чуть-чуть - для того, чтобы оттенить основную палитру.

Сначала решите, где вы собираетесь использовать цвета в комнате. Общее правило при декорировании заключается в использовании трех различных значений в сочетании цветов: легкие, средние и темные. Стены и полы, как правило, оформляются в светлых тонах, в зависимости от эффекта, который вы пытаетесь создать. Полы должны быть немного темнее, чем стены, чтобы не получился эффект парения. Оконные переплеты и крупные предметы мебели часто создаются в среднем значении, чтобы соединить светлые стены и полы. Мрачные цвета должны использоваться в качестве цветового акцента в интерьере.

Температура цвета

Одни сочетания цвета в интерьере теплые, другие - холодные. Психологи утверждают, что цвет комнаты может повлиять на настроение и самочувствие человека, вызвать у него эмоциональный отклик. Одни сочетание цветов в интерьере создают общее ощущение спокойствия и физического удовлетворения, в то время как другие вызывают внутреннее напряжение и дискомфорт. Цвета могут быть как идеальным партнером, так и неприятелем, с которым вам придется неосознанно бороться.

Теплые и уютные цвета
для интерьера расположены на правой стороне цветового круга. Они излучают положительную энергию и силой, способной объединить людей.

Красный

излучает энергию, силу и страсть. Рестораны и бары часто используют этот цвет сильных энергий, потому что он повышают аппетит и способствует общению. И это обычный выбор для кухонь и столовых в доме. Однако следует избегать красного цвета в спальне.

Оранжевый

Этот цвет считают возбуждающим и властным. Известно, что его присутствие на кухне и в столовой повышает аппетит и расслабляет. Психологи советуют использовать оранжевый в умеренных количествах. Оранжевый менее агрессивный, чем красный. Он создает тепло и ощущение радости. Тем не менее, его советуют использовать лишь в качестве акцентного цвета.

Желтый

Солнечные оттенки желтого ассоциируются со счастьем и теплом, но насыщенные и яркие его тона могут усилить разочарование и гнев. Как правило, желтый поднимает настроение цвета. Когда злоупотребляют желтым - он может стать отвлекающим и подавляющим. Не допускайте этот цвет в больших количествах в детской комнате, потому что дети, как известно, часто плачут. А вот применение его на кухне в тандеме с оранжевым вызовет положительные эмоции и даже эйфорию. Желтый имеет различные эффекты в зависимости от того, как и в каких количествах он используется.

Прохладные и успокаивающие цвета

Прохладные и успокаивающие цвета, расположенные на левой стороне цветового колеса, обеспечивают чувство спокойствия и чувство доверия:

. Зеленый . Это успокаивающий и освежающий цвет, напоминающий нам о молодой зелени, траве, фисташках и сочного лайма. Он легко приживается в любой комнате. Зеленый передает ощущение обновления и роста. Его используют в комнатах отдыха, например, спальнях. Нередко различные оттенки зеленого можно увидеть на кухне. И, конечно же, в детских, ведь дети так любят все натуральное, особенно цвета, связанные с природой.

Синий

Если вы пытаетесь создать спокойную, спа-среду, рассмотрите синий. Как и зеленый, это успокаивающий цвет и также хорош для оформления спальни. Радужные и яркие оттенки синего употребляют в офисах для увеличения производительности. Светло-синий может сделать комнату казаться ярким и освежающим, в то время как глубокий синий создает чувство собственного достоинства.

Фиолетовый

Этот цвет уже давно ассоциируется с роялти и богатством. Он содержит в себе спокойствие синего и энергию красного цвета В сочетании с некоторыми активными тонами он стимулирует творчество и жизнедеятельность. Однако в больших количествах и в тандеме с красным он становится опасным для здоровья, вызывая эйфорию.

Совет :

Следует упомянуть коричневый цвет, как наиболее часто встречаемый в интерьерах. Коричневый состоит из нескольких цветов, основу которого составляют теплые и прохладные тона: красный, желтый и синий. Темно-коричневый или венге получается путем добавления в эту триаду черного. Коричневый олицетворяет сдержанность, надежность и скромность. Это один из самых мощных цветов-транквилизаторов, относится к теплым краскам земли, поэтому стал основой психологически успокаивающей палитры.

Коричневый отлично входит в сочетания цветов в интерьере, например, с золотом, а также близкими ему по оттенкам тонами, например, с желтым. Если же отвлечься от интерьера, коричневый и красный цвета у многих ассоциируются с бородавками. Следуйте некоторым принципам , чтоб они вас не беспокоили.

Появление фиолетового в коричневой гамме наводит на размышления о тонких идеализированных отношениях и чувствах. Такие сочетания уместны в гостиных, столовых, где необходима обстановка, доставляющая наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивые аксессуары и мебель.

Сочетания цветов в различных комнатах

Прежде, чем подбирать цвет на кухню, в гостиную, спальню или детскую, следует помнить о том, что в палитре большую роль играет белый цвет.
Белый - это основа спектра. Он действительно помогает освежить пространство и создает ощущение чистоты. Поэтому этот цвет всегда уместен в пастельной гамме, сочетаниях различных цветов нейтральной палитры в интерьере. Но даже теплые и жгучие оттенки из мексиканских интерьеров допускают белый цвет, как дополняющий и акцентирующий синие и голубые сочетания цветов.

Пастельные сочетания цвета

Пастельные цвета являются результатом добавления большого количества белого цвета в различные сочетания дополнительных цветов. Они создают комфортное, ощущение простора в любой комнате.

Нейтральная цветовая палитра

Оттенки белого, бежевого, темно-коричневого, серого и черного составляют основу нейтральных сочетаний цветов. Нейтральная палитра - самая легкая и воздушная по одной очевидной причине: все эти нейтральные оттенки смешиваются с большинством цветов круга. Они могут быть стильными и драматичными. Например, черный и белый, как нейтральные тона, создают прекрасную палитру дополнительных оттенков для различных основных тонов.

Совет :
Если вы выбираете нейтральные сочетания цветов в интерьере, используйте яркие аксессуары, чтобы акцентировать стены и сделать интересной комнату. Когда вы будете готовы к переменам, просто измените цвет аксессуаров.

Спальня

Интерьер спальни обычно создается в спокойных тонах. Однако благодаря различным сочетаниям цвета с использованием дополнительных тонов дизайнеры открыли массу возможностей. Например, сочетания серого и бежевого цветов в интерьере спальни создают наиболее легкие и невесомые интимные пространства, в которых можно было бы отдохнуть от суеты дня.
Например, великолепны спальни, в которых преобладают жемчужно-перламутровые оттенки, сочетающиеся с бежевым тоном.

Яркая спальня создается в том случае, когда вы избрали один интенсивный и колоритный основной цвет, например, розовый в оттенках фуксии. Выбранный цвет по цветовому кругу сочетается со светлым желтым цветом. Они дополняют друг друга, но введя белый, или родственный желтому цвет хаки, вы получите более уравновешенный интерьер.

Спальня в серых красках представляет собой «убежище» для человека, стремящегося уединиться и отрешиться от суеты внешнего мира. Спальня в серых тонах безразлична к яркому и конфликтному внешнему миру.

Рыжие оттенки между теплыми родственными желтыми, персиковыми и оранжевыми тонами, которые дополнены сочетаниями синего, бирюзового и голубого. Впечатление контрастности скрадывается благодаря серым оттенкам и белому цвету, который активно участвует в общей палитре.

Спальня с сочетаниями цветов, среди которых бирюзовый занимает главенствующую позицию, выглядит оптимистичной. В таком интерьере важно создать сложную цветовую гамму, состоящую из нескольких дополнительных тонов, например, хаки, голубой, светло-синий. А также тона, которые расположены напротив сине-зеленого на цветовом круге, а именно, бежевый, светло-желтый или даже персиковый, но надо чувствовать меру. Потому что при введении теплых ярких оттенков, помещение станет похожим на гостевую комнату для общения.

Модный скандинавский стиль нашел свое отражение и в спальнях. Основные тона в сочетаниях цвета - коричневый и фиолетовый, которые требуют поддержки спокойных оттенков серого, сиреневого и травяного. Природная гамма соединена в такой спальне с воздушными оттенками морозного воздуха.

Спальня в синих тонах тяготеет к покою и совершенству. Кажется, ничто не отвлекает от релаксации. При минимальном количестве мебели это смотрится экстравагантно. Если в синий добавить островки белого и кремового—это смягчит давление синего. В помещениях, служащих местом отдыха, предпочтительны вкрапления оптимистичного розового. Спальня в сиреневых тонах

Малиновый цвет в спальне - для экстравагантных людей. А усилить экстравагантность фиолетовому помогает партнерский желтый цвет и нейтральный черный в расцветках блестящего никеля.

Гостиная

Комната в серо-синих сочетаниях очень спокойна, выдержана и требует введения нейтральных тонов - черного и белого, которые разбавляют суровую атмосферу двух родственных тонов.

Синий практически не способен надоесть, он свеж, безмятежен и способствует дружеским отношениям между людьми. Но темно-синие сочетания вызывают ностальгию по прошлому. Ситуацию исправят мелкие вкрапления розового и фиолетового, бирюзы и белого. Введение желтого создаст радостную атмосферу в гостиной.

Цветовые сочетания в нейтральных тонах - самая благодатная тема в интерьере. Ведь в таких комнатах можно и отдыхать в кругу семьи, и собирать друзей. От сочетаний в нейтральной цветовой гамме не устаешь. Основная гамма - венге и смежные колера: бежевый и серый - все цвета земляной палитры. И все же два-три ярких вкрапления не помешает из тонов, расположенных напротив этих сочетаний - оранжевых и нежно зеленых, двух цветовых партнеров.

Гостиная в зеленой палитре вызывает приятные ощущения, напоминая о весенней молодой траве, первых летних яблоках. Свежий, сочный и нежный зеленый тон в интерьере должен быть поддержан родственными оттенками. И если вам это удастся - ваша гостиная станет любимым местом пребывания вашей семьи и популярной среди гостей. И поверьте, от вас никто долго не захочет уходить.

Два цвета - розовый и лазурь просто созданы быть вместе! Дополнительные бежевый, белый и серый сдерживают напор яркой фуксии. Все вместе они входят в классическую триаду на цветовом круге, дополняя друг друга.

Яркая комната требует сочетание самодостаточных по яркости тонов, основу которых составляет красно-розовый и темно-серый. Не менее сочными будут третичные оттенки, расположенные на противоположной стороне розового и красного.

Охристая тональность гостиной приемлет кирпичный и оранжевый, а также дополнительные тона серого, хаки и светло-голубого. Оранжевый может быть введен в оформление в аксессуарах.

Ванная
Ванная цвета тиффани или морского бриза - приятная цветовая гамма, составленная из родственных тонов, первичным из которых служит синий.

Розовый не свойственен для мокрого помещения, но если вы у вас появилась розовая ванна, то вся комната должна быть одета в пастельные оттенки розового, разбавленные серым тоном.

Зеленый в сочетании с родственными тонами и белым дает потрясающе освежающее ощущение.

Детская
Детская комната в бежевых тонах обязательно должна быть в сочетании с розовым и салатовым цветами в нежных оттенках. Не помешает и белый цвет для создания полной гармонии.

Комната в сиреневых тонах, как правило, делается для девочек. Сиреневый - третичный цвет, образуемый двумя тонам: вторичным розовым и первичным синим. Сиреневый вносит нотку игривости и беззаботности.

Кухня

Персиковая столовая только на первый взгляд кажется яркой, если присмотреться, то можно увидеть сочетание нескольких первичных, вторичных и третичных цветов в интерьере. Первичный желтый нашел партнеров среди третичного персикового (желтый +оранжевый), вторичных светло оранжевого и бежевого.

Оливковый - сложный вторичный цвет, образуемый двумя первичными: желтым и зеленым. Он входит в спектр зеленого цвета, несущего в себе свежесть, молодость и жизнелюбие. Желтый, участвуя в сочетаниях с зеленым цветом, смягчает этот тандем. Получаемый желто-зеленый с большим процентом желтого символизирует покой и созерцание.

Заключение

Восприятие цвета сугубо индивидуально. Поэтому составляя палитру своего интерьера, не сдерживайте себя рамками общепринятого, ориентируйтесь на собственное мировосприятие и желание сделать нечто особенное. Не забывайте о том, что только любимые цвета принесут радость. А составить сочетания цветов в интерьере, используя в качестве основы первичный цвет, вам поможет цветовой круг.

Похожие статьи