Как вернуть гуашь в рабочее состояние. Гуашевые краски

24.06.2019

Здравствуйте! Очень многие в последние предновогодние дни занимается творчеством. И частенько в своих работах используют гуашь. Замечательная краска! Но вот только иногда она оказывается напрочь засохшей в самый неподходящий момент. А выкидывать рука не поднимается. Вот и у меня дома оказались два набора красок, некоторые из которых высохли до каменного состояния. В свое время я уже пыталась спасти гуашь, заливая кипяток в баночки. Но это не помогало: вода быстро остывала, не сделав краску более жидкой. И решила я поэкспериментировать (ежели чего, все равно краска - кандидат на выбывание в мусорное ведро). Сначала добавила кипяточка и поставила на несколько секунд в СВЧ. Вода запузырилась, выплеснулась, пачкая микроволновку. Но гуашь не размягчилась. И тогда я решила использовать водяную баню.
Итак, мне потребовалось следующее:
* гуашь;
* вода;
* металлическая пароварка и кастрюля, в которую она входит (нет на фото);
* зубочистки для размешивания размягченной краски.

Вот какие были краски в начале процесса.


Сначала я опять-таки налила кипятка так, чтобы он покрыл краску.


Поставила баночки с краской в пароварку, помещенную в кастрюлю. Налила воды до уровня высоты краски в баночках. И сюда же положила крышечки с присохшей краской, чтобы потом их легко отмыть.


Нагрев воду до кипения, убавила огонь (чтобы вода чуть пузырилась) и накрыла кастрюлю крышкой. Время от временисмотрела, чтобы уровень воды не понизился. При необходимости подливала кипяток в кастрюлю. Зубочисткой проверяла, насколько размягчилась краска. Некоторым (менее засохшим) хватило 15-20 минут (сама гуашь в баночке уже пузырилась - кипела), а особо "стойким" может быть нужен и час, а то и больше. Главное, чтобы можно было вымесить гуашь до однородного состояния, без комочков. Еще в процессе кипячения на водяной бане размягчились засохшие "наросты" краски на краях банок (на этих особо не было, а вот баночки из старого набора еле-еле открыла), они, а также крышки, легко отмылись. Вообще важно, чтобы после работы с гуашью края емкостей были чистыми (можно протирать влажными салфетками или намоченной губкой), а то открыть банки с присохшими крышками бывает о-о-очень сложно)


Гуашевые краски

Во всех детских художественных школах, изостудиях и на занятиях по изобразительному искусству одним из самых почитаемых материалов является гуашь. Что это за техника, как ею пользоваться? Какие основные её свойства, в чём привлекательность гуашевых красок?

Для большей плотности в гуашевые краски обычно добавляют белила. Из-за этого после высыхания краска становится немного белесоватой.

В отличие от акварели гуашь включает гораздо меньше связующего и значительно большее количество пигмента. Это самая плотная, непрозрачная, «кроющая» краска. Она позволяет полностью и очень чисто перекрыть неудачное место, более тёмное перекрыть более светлым. Предыдущие слои сквозь неё не просвечивают, поэтому цветовые пятна, особенно больших размеров, очень звучны и красивы.

Гуашью работают художники разных направлений - графики, мастера театрально-декорационного искусства, художники-станковисты. Она широко применяется в декоративной живописи, для выполнения различных эскизов и цветных набросков.

Гуашь бывает двух видов: плакатная и художественная. Плакатная гуашь, в отличие от художественной обладает большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью.

Для работы гуашь следует разводить до консистенции очень жидкой сметаны, но не до такой степени, чтобы краска оказалась просвечивающей. Она должна оставаться плотной, непрозрачной. К тому же слишком жидко положенная краска при высыхании образует по границам мазков тёмные каёмки. Не следует класть гуашь и слишком густо, толстым слоем или перекрывать много раз одно и то же место – она плохо закрепится на основании и после высыхания будет осыпаться, как штукатурка. Это может привести и к появлению тёмных пятен на поверхности от выступившего свободного клея(заклеивание).

Чтобы закрасить поверхность ровно, необходимо брать краску кистью, смоченной в воде, причём краска должна быть равномерной плотности, иначе, при высыхании могут получиться полосы. Кроме того, для получения более ровной поверхности, лучше пользоваться картоном или шероховатой бумагой.

Для гуаши применяют мягкие, упругие колонковые или беличьи кисти, особенно плоские, но пользуются и круглыми. Живописцы-станковисты часто пишут эластичными круглыми и щетинистыми кистями.

Хранят гуашь при комнатной температуре в плотно закрытых банках, её нельзя охлаждать ниже нуля. Если гуашь засохла, то её легко восстановить. Краску заливают водой или слабым раствором желатинового клея и растворяют в течение двух-трёх суток, после этого хорошо размешивают до получения однородной массы.

Хранить работы, сделанные гуашью, лучше всего в папках. Листы живописи не должны тереться друг о друга, чтобы этого избежать, нужно прокладывать их листками тонкой бумаги.

Для увеличения изображения кликните по картинке

Практические занятия.

В детских группах Монтессори, работа с гуашевыми красками начинается с рисования кисточкой и краской одного цвета. Это вводное упражнение для детей дошкольного возраста.

Для его выполнения понадобятся материалы:

Кисть с длинной ручкой, плоская №8-10(примерно1,5-2 см.), небольшая тарелка для гуаши типа плоской круглой пепельницы или детской миски, белая бумага для рисования размером 30х45 см (форматА3), гуашевая краска красного цвета, газета для защиты рабочей поверхности, тряпочка, ёмкость с водой, скотч (для закрепления бумаги на газете), пластиковый коврик, чтобы расположить на нём материалы для рисования.

В презентации педагог показывает ребёнку, как принести материалы на место, как пользоваться краской, предварительно налив её в тарелку, как использовать кисточку во время рисования.

Пока ребёнок работает, взрослый может побуждать его красить в любом направлении, в любом мести листа и так долго, как ему захочется. Взрослому лучше отойти от ребёнка до тех пор, пока он не закончит работу. Некоторые дети могут нарисовать всего несколько клякс или каракулей, другие могут методично закрашивать весь лист.

После окончания работы, презентуйте ребёнку процедуру уборки. Обязательно покажите, где можно высушить готовую работу. Убедите ребёнка вымыть руки перед началом нового занятия. Порадуйтесь с ребёнком выполненной работе и пригласите его порисовать снова.

После нескольких упражнения с одной краской разных цветов, можно приступать к рисованию кисточкой и гуашью двух цветов. Очень важно научить ребёнка тщательно промывать кисточку при переходе от одного цвета к другому. Только после овладения этим навыком можно добавлять три, четыре и более цветов.

Дальнейшие упражнения:

1.Рисование кисточкой и гуашью двух цветов.

Составные цвета: красный+синий=фиолетовый, жёлтый+красный=оранжевый, синий+жёлтый=зелёный

Т.к. ребёнок не всегда видит изменение цвета при смешивании, взрослый должен помочь ему увидеть новый цвет и назвать его

2.Три и более цветов.

Введение чёрной и белой краски.

Белая краска используется, чтобы сделать любой цвет светлее, а чёрная – темнее.

Контролирование площади. Работа с разнообразными формами, которые плотно прилегают друг к другу.

Холодные цвета (фиолетовый-синий-зелёный )

Тёплые цвета (жёлтый-оранжевый-красный)

Сделайте рисунки отдельно холодными и тёплыми цветами цветами, изменяйте их насыщенность, добавляя белую и чёрную краску к одному или нескольким цветам.

Самые удачные работы могут стать подарками. Их можно вставить в рамку из картона и подарить на праздник родителям и друзьям.

Литература: Одноралов Н.«Гуашевые краски». «Юныйхудожник» №3;89
А.Щипанов «Художнику-любителю». «Советский художник» Москва.1970
«Руководство изобразительной творческой деятельностью детей в дошкольной монтессори-группе.»

РИСОВАНИЕ. ЕСЛИ ЗАСОХЛА ГУАШЬ.

Рисованием увлеклась совсем недавно, искала себе увлечение по силам,
на зиму. Нашла коробку с гуашью, очень много лет пролежавшую на
"задворках российской империи". Залила водой, через некоторое время
размешала щетинной кистью. Размешаться захотели не все. И я пошла
в Яндекс узнать химический состав гуаши.

Я выяснила, что пигменты могут быть натуральными и синтетическими,
натуральные- это перетёртые минеральные и органические компоненты,
синтетические- это имитация натуральных.
Связующие вещества это клеи, пластификаторы и антисептики от
гниения.
Когда я купила новую коробку недорогой школьной гуаши и начала красить
ею, краска тянулась за кисточкой киселём, не размазывалась, легла неров-
ным слоем, немного лучше стало после разведения водой.
Я ещё не видела, есть ли профессиональная гуашь для художников, но
если найду и смогу убедиться в натуральности, на цене экономить не буду.
В яндексе видела коробку МАСТЕР-КЛАСС, и гуашь в тюбиках.
И ещё нужно при покупке учесть одну проблему - гуашь нельзя хранить
при температуре ниже ноля градусов, поэтому не буду торопиться, посмотрю
на дату изготовления и куплю коробку гуаши, изготовленной после зимы.
Не оставляйте вашу коробку с гуашью на даче на зиму!
Осмотрела свою новую коробку СПЕКТР, дата изготовления АПРЕЛЬ 2014Г. Есть
гарантия 18 месяцев. Неизвестно, где хранилась зимой 2014-2015 года.

А теперь моя проблема: чем разводить засохшую гуашь?
Если только водой, то краска может потом осыпаться. нашла два рецепта.
один советовал добавить в воду желатин 1%,
второй- слабый раствор столярного клея.
И ещё: гуашь после высыхания становится белёсой из-за наполнителя - белил.
Для придания яркости я добавляю при разведении на палитре акварельную
краску в гуашь, сохраняется непрозрачная укрывистость и проявляется
более яркий цвет. Для палитры использую использованные крышки от банок,
покрытые внутри белой эмалью. И ещё с давних времён сохранились стеклян-
ные розеточки для варенья, тоже хорошо подошли. Эту палитру я не мою,
краска остаётся, высыхает, а в следующий раз разбавленная каплей воды опять
годится для использования.
Ещё один совет для усиления яркости, но не лейте в баночку сладкую воду,
может заплесневеть, используйте на палитре.

ДОПОЛНЕНИЕ: искала в яндексе ответ на вопрос: можно ли и каким лаком
покрыть акварель и гуашь?
старые мастера покрывали акварель спиртовым лаком. пользователи покрывали
гуашь маникюрным лаком, лаком для волос ПРЕЛЕСТЬ, акриловым лаком, лаком
для саун........... однозначного совета нет. Нужно вспомнить, что лак на белом
поле может пожелтеть.
Вспомнить -- "ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, ТО МОЖНО" и
поступать по обстоятельствам.

Похожие статьи