Переход 1 части речи в другую примеры. Переход одних частей речи в другие. Переход других частей речи в наречия и наречий в существительные

25.12.2020

Цели урока : показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

Переход числительного один в другие части речи

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин- , обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое) . При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные) .

Задания

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие .)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

    приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

    могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

    сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

    могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

    какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной . Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных . В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.) – Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.) – Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная ? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.) – Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой ? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

Имен существительных слов других частей речи называется субстантивацией (от лат. substantivum - существительное). В имена существительные чаще всего переходят прилагательные (главным образом относительные) (см. § 157).

Многие прилагательные перешли в существительные сравнительно давно, и их связи с именами прилагательными в современном русском языке оказались утраченными, немотивированными (так называемая историческая субстантивация). Например, вестовой, портной, запятая, подноготная, родословная, мостовая, пирожное, приданое и т.д.

Наблюдается и процесс иного порядка, когда грамматические значения прилагательных варьируются в зависимости от лексического окружения в контексте. В этом случае субстантивированные слова сохраняют свои связи с именами прилагательными. Ср. употребление одних и тех же слов в роли прилагательных и в роли существительных: Почти ежедневно он проходил мимо кондитерской фабрики. - Объелся без меры конфет в кондитерской (Г.); В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик (Л. Т.). - Это была детская . Грустно повесив голову, черный одноглазый Мишка сидел на шкафу, роллер валялся в углу, на низеньком круглом столе стояли какие-то коллекции, игры (Кавер.).

В имена существительные переходят и отдельные качественные прилагательные. Например: кривой (кривая), молодой (молодая, молодое), жаркое, сладкое . Ср.: Пылко сердце молодое , нет любви его жарчей (Огарев). - Молодое тянется к любви естественно и просто, как цветы к солнцу (Мальцев).

Значительную роль в пополнении имен существительных (главным образом имен собственных) сыграли притяжательные прилагательные на -ин, -oe, -ино , например: Бородин, Гаршин, Пушкино (город), Петров, Иванов, Бородино (село), Голицыно (станция) и т.д.

В имена существительные иногда переходят и причастия (преимущественно действительные) в том случае, если они приобретают значение предметности. Ср.: Это были мастера, охотно трудящиеся над изготовлением новых изделий из дерева. - Все трудящиеся в нашей стране имеют право на ежегодный оплачиваемый государством отдых.

В роли имен существительных могут употребляться и отдельные страдательные причастия, например: убитый, недоступный, невысказанный и др. Ср.: Невысказанное долго мучило обоих. - Никем не высказанное предположение. Или: На поле брани осталось немало убитых . - Уток, убитых охотником, быстро подготовили для зажаривания.

В отдельных случаях функционально с существительными могут сближаться местоимения (например: я, сам ) и междометия (например: ура! караул! ). Ср.: Беседовать со своим «я» было для него высшею отрадою (Гонч.). - Я недостоин вас, я это знаю (Т.). Ср.: Стены от «ура» и тряслись и трепетали (Д. Давыдов). - Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали (Гр.).

Русский язык - явление развивающееся, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы можем наблюдать переходы слов из одной части речи в другую. Рассмотрим особенности данного лингвистического процесса и приведем примеры.

Определение

Субстантивацией в науке является переход из одной части речи в другую. Чаще всего причастия и прилагательные становятся существительными, при этом образуются новые лексемы.

Слово, часть речи которого меняется, не подвергается более никаким изменениям, сохраняя все свои морфемы.

Причины

К числу основных причин перехода прилагательных в существительные следует отнести то, что само имя прилагательное часто употреблялось в речи без определяемого слова, поэтому и было переосмыслено. Это явление некоторые видные лингвисты называют законом экономии сил. Иногда упустить существительное и изменить часть речи становится возможным, если собеседники понимают, о чем они ведут диалог. Так, говоря школа для слепых, мы понимаем, что речь идет об учебном заведении для людей, поэтому и не нуждаемся в этом уточнении.

Или еще один пример: «Аня, сходи в столовую комнату за тарелками» (столовая - прилагательное). «Аня, сходи в столовую за тарелками» (столовая - существительное). Носители языка не будут испытывать трудностей в понимании значения предложения.

Виды

Лингвисты выделяют два вида субстантивации:

  • Полную. Исходное слово окончательно переходит в новую часть речи (дневальный, портной, зодчий, лесничий).
  • Неполную. И исходное, и вновь образованное слова существуют параллельно (учительская, больной, столовая). В речи носителей языка присутствуют два омонима.

И те, и другие в русском языке весьма распространены.

Примеры

Приведем примеры перехода из одной части речи в другую:

Прилагательное - в существительное:

  • Военный совет проходил в тайне. - Статный военный гордо шел по улице.
  • Часовой механизм работал слаженно. - Часовой стоял на посту и зорко следил.
  • Пленный летчик оказался очень стойким. - Пленный дал важные показания.
  • Русский язык богат и интересен. - Русский за границей чувствовал себя уверенно.
  • Знакомый город, прекрасные места! - Знакомый сказал мне, что все раскупили.

Причастие - в существительное:

  • Отдыхающие на поляне подростки играли на гитаре. - Отдыхающие наслаждались солнечным теплом.
  • Минувшее столетие принесло немало разочарований. - Горько вспоминать минувшее.

Эти примеры перехода из одной части речи в другую показывают, что явление субстантивации встречается весьма часто. И нередко не осознается носителями языка как таковое.

Особенности

Явление субстантивации используется двумя дисциплинами лингвистического цикла - словообразованием и морфологией. В качестве способа образования новых слов переход из одной части речи в другую относится к безаффиксным и характеризуется изменением грамматических признаков.

Причастия или прилагательные, ставшие существительными, могут распространяться согласованным определением (фисташковое мороженое, богатая столовая, современная учительская).

Изменение таких существительных по числам и падежам происходит по модели прилагательного. Например:

  • И.п. Вишневое мороженое.
  • Р.п. Вишневого мороженого.
  • Д.п. Вишневому мороженому.
  • В.п. Вишневое мороженое.
  • Тв.п. Вишневым мороженым.
  • П.п. (О) вишневом мороженом.

Как видим, существительное мороженое изменяется по падежам также, как и прилагательное вишневое.

Однако русский язык богат исключениями. Так, при смене части речи отдельные слова лишаются способности к определенным формам изменения:

  • Только женский род есть у слов гостиная, учительская, столовая, горничная, если это существительные. Прилагательные же имеют все три рода (столовая комната - столовый прибор - столовое серебро).
  • Сумчатые (сущ.) используется только во множественном числе.
  • Больной (сущ.) не имеет среднего рода. При этом можно сказать больное животное, но часть речи в этом случае - прилагательное.

Как видим, отдельные грамматические признаки слово при субстантивации утрачивает, другие же сохраняет.

Существительные

Рассмотрим переход существительных в другие части речи и приведем примеры этого явления. Информация представлена в форме таблицы.

Образование новых слов

Часть речи, в которую перешло имя сущ.

Наречие (образуются из одной падежной формы)

Рысью, кубарем, ощупью, кругом, даром

Наречия (слияние существительного с предлогом)

Впору, накрест, вовеки, издали, впоследствии, напоказ, кверху

Союзы (чаще всего, составные, в сочетании с другими словами)

В то время как, в связи с тем что, в силу того что

Вводные слова

К счастью, благо, одним словом, к удивлению

Предлоги

В течение, в целях, в продолжение, в зависимости, вроде

Междометия

Марш! Караул! Батюшки! Ужас!

Подобные процессы характерны для славянских языков в целом и приводят к тому, что появляются новые слова. Язык становится богаче.

Переход из одной части речи в другую - интересное явление русской грамматики, являющееся одним из способов словообразования.

Тема: Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (слайд 1).

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока : познакомить с одним из способов образования новых частей речи на основе углубления понятия о самостоятельных частях речи;

Задачи урока :

    образовательные: научиться правильно определять, к какой части речи относится слово, уметь доказать;

    развивающие : развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу;

    воспитательные: воспитывать чувство языка, воспитывать сознательность, внимание к происходящим в языке процессам, интерес к русскому языку в целом.

Оборудование: презентация.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Беседа о деепричастии как части речи.

Что такое деепричастие?

Какие признаки имеет деепричастие?

Какие признаки глагола? А какие признаки наречия?

С помощью каких суффиксов образованы деепричастия несовершенного вида?

С помощью каких суффиксов образованы деепричастия совершенного вида?

- Образуйте от следующих слов деепричастия:

Что образует деепричастие с зависимыми словами?

Что называется деепричастным оборотом?

Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?

Как на письме выделяются деепричастные обороты? Одиночные деепричастия.

С какими видами орфограмм вы познакомились при изучении темы «Деепричастие»?

Расскажите о правописании не с деепричастиями.

Сопоставьте написание не с глаголами и с деепричастиями. Аргументируйте свои ответы примерами.

Расскажите о правописании не с глаголами, деепричастиями, с краткими и полными причастиями.

    Изучение нового материала.

    Синтаксический разбор предложения у доски выполнит________

Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, ещё вскрикивая сквозь зубы, переволок его через глубокое место.

Выпишите деепричастия и выделите в них суффиксы.

Какие суффиксы у деепричастий? Какого вида эти деепричастия?

Найдите деепричастные обороты.

    Подобрать слова к схемам (слайды 3,4).

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

    Сделайте морфемный разбор этих слов. Определите часть речи (слайд 5).

Белила, жгут, надел, пила, попугай, рой, знать, запевала, стекло, гнёт, стих, три, печь.

белила существительное (белая краска различного состава) - б елила – глагол (прош. вр., ж.р.);

жгут - существительное (средство временной остановки кровотечения из крупных сосудов) - жгут – глагол (наст. вр.,3 лицо);

надел – глагол ( прош. вр., м.р.) - н адел - существительное (земельный участок, предоставляемый феодальным в пользование крестьянам за различные повинности);

пила - существительное (инструмент) - пила – глагол (прош. вр., ж.р.);

попугай существительное (птица) - попугай – повелительное наклонение глагола;

рой существительное (пчелиный) - рой - повелительное наклонение глагола;

знать – н.ф. глагола - знать - существительное (аристократия - наследственный привилегированный слой общества);

стекло существительное - стекло – глагол (прош. вр., ср.р.);

гнёт – существительное (тяжесть, притеснение) - гнёт - глагол(наст. вр., 3 лицо);

печь (имя существительное) - печь (глагол (н.ф.);

стих (стихотворение) - стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть);

три (имя числительное) - три (повелительное наклонение от глагола тереть).

Как называются эти слова?

п/о омонимы. Омонимы – это

Омоформы , омонимичные формы слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).

Но есть и другие явления.

мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.

больной ребёнок – больной уже в кровати

военный врач – военный в отставке

русский народ - русский вошел в кабинет

зайдите в учительскую (прил.) комнату - з айдите в учительскую (сущ.).

трудящися (прич.) массы - все трудящиеся (сущ.);

столовая (прил.) комната - светлая столовая (сущ.).

провожающие стояли на перроне – провожающие люди

Как называются эти слова?

п/о омонимы. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

Просклоняем 1 словосочетание.

мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.

И.п. мороженое мясо – мороженое,

Р.п. нет мороженого мяса – нет мороженого,

Д.п. мороженому мясу - мороженому

В.п. мороженое мясо – мороженое

Т.п. с мороженым мясом – с мороженым

П.п. о мороженом мясе – о мороженом

Упражнение №267

Упражнение №270

    Итог урока

С каким способом образования слов вы познакомились на этом уроке? Приведите примеры перехода слов из одной части речи в другую.

    Домашнее задание (слайд 6)

§145 («Теория»)

Упражнение №269 («Практика»).

РЕЗЕРВ

Определите, к какой части речи относится выделенное слово (слайд 7)

Цели работы: Цели работы: Посмотреть на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи. Посмотреть на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи. Ознакомиться с переходными явлениями в области частей речи. Ознакомиться с переходными явлениями в области частей речи.


Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Существует два случая переходности в отношении частей речи: переходные явления в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. Существует два случая переходности в отношении частей речи: переходные явления в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками.


Субстантивация (переход прилагательных в существительные). Субстантивация (переход прилагательных в существительные). Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов(Иванов, Никитин; Марьино, Митино и др.)По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная - явление более позднего времени Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов(Иванов, Никитин; Марьино, Митино и др.)По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная - явление более позднего времени


Полная и частичная субстантивация. Полная и частичная субстантивация. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться(портной, мостовая, горничная, приданое). О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться(портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное(военный врач и военный; бездетные семьи и бездетные). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное(военный врач и военный; бездетные семьи и бездетные).


По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для названия лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные справа слова. Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженное, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, сладкое, душевая, достойный, белый. горновой, звеньевой. Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженное, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, сладкое, душевая, достойный, белый. горновой, звеньевой. Лица Помещения Документы Блюда и напитки Абстрактны е понятия


Вспомните: Субстантивированные прилагательные, являющиеся народно - разговорными синонимами к названиям зверей. Субстантивированные прилагательные, являющиеся народно - разговорными синонимами к названиям зверей. Например: Косой – заяц; сохатый – лось. Например: Косой – заяц; сохатый – лось.


Обратите внимание! В русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся: В русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся: Например: вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое.- Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования. Например: вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое.- Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.




Переход прилагательных и причастий в местоимения. Прилагательные и причастия способны становиться местоимениями, например: Прилагательные и причастия способны становиться местоимениями, например: Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную).- В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную).- В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). В данном (прич.) на доске примере есть неточность.- В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот). В данном (прич.) на доске примере есть неточность.- В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот). !Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения. !Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.


Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Например: 1.Что(мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло.2.Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в саду! Например: 1.Что(мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло.2.Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в саду!




Можно ли назвать выделенные слова причастиями? Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок. Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок. Присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? Присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными?


Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина). Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).


Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака. Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака. Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные. Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные. Например: Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, нуждающиеся, обучающие, провожаемые, идущий, прибывшие. Например: Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, нуждающиеся, обучающие, провожаемые, идущий, прибывшие.


Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу – сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу – сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит. Он говорил запинаясь.- Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя. Они шли не торопясь.- По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды. Она будила сына улыбаясь.- Улыбаясь, она разбудила сына. Он говорил запинаясь.- Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя. Они шли не торопясь.- По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды. Она будила сына улыбаясь.- Улыбаясь, она разбудила сына. В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия.


Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиями совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются. Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиями совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.




В наречия могут переходить следующие части речи: имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия. В наречия могут переходить следующие части речи: имена существительные с предлогами и без предлогов, имена прилагательные, местоимения, деепричастия. Верить в правду(сущ.) – быть вправду(нареч.) счастливым; отдать сапоги в растяжку(сущ.) – говорить врастяжку(нар.); по твоему(мест.) совету – быть по-твоему(нареч.); консервировать по старому(прил.) рецепту – консервировать по-старому(нареч.). Верить в правду(сущ.) – быть вправду(нареч.) счастливым; отдать сапоги в растяжку(сущ.) – говорить врастяжку(нар.); по твоему(мест.) совету – быть по-твоему(нареч.); консервировать по старому(прил.) рецепту – консервировать по-старому(нареч.).


При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным: При переходе существительных, прилагательных, местоимений в наречия их значение становится более обобщенным: брод в реке – перейти вброд, воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную. брод в реке – перейти вброд, воткнуть в плотную бумагу – подойти вплотную.


Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями: Переход существительных, прилагательных, местоимений в наречия может сопровождаться фонетическими изменениями: войти в чистую комнату – проиграться вчистую; по своему следу – поступить по-своему. войти в чистую комнату – проиграться вчистую; по своему следу – поступить по-своему.


Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает. Между предлогом и именной частью речи можно вставить прилагательное. Наречие, имеющее приставку, этого не допускает. Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую; отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку. Например: войти в (просторную) чистую комнату – проиграться вчистую; отдать сапоги в (повторную) растяжку – говорить врастяжку.


Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием. Существительное, прилагательное, местоимение, как правило, можно заменить другим словом той же части речи, наречие же – наречием. Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно. Например: по своему следу – по этому следу, поступить по-своему – поступить обдуманно.


В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется. В словосочетаниях, где в качестве зависимого компонента выступает существительное с предлогом, связь управление. Прилагательное и местоимение согласуются с существительным. Наречие не имеет при себе согласуемых и управляемых слов и само не согласуется и не управляется. В темную(какую?) комнату – играть (как?) втемную; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло. В темную(какую?) комнату – играть (как?) втемную; жаловаться (на что?) на зло и несправедливость – сделать (зачем?) назло. При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне, уходит в глубь леса – погрузиться вглубь. При существительном может быть пояснительное слово, при наречии нет: хранить в тайне от сестры – действовать втайне, уходит в глубь леса – погрузиться вглубь. Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы. Во вводные слова переходят различные части речи: имена существительные, краткие имена прилагательные, краткие причастия, наречия, глаголы. В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения: В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения: Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я.(А.Т.Твардовский) – Потугин, точно, и любил, и умел говорить.(И.С.Тургенев) Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я.(А.Т.Твардовский) – Потугин, точно, и любил, и умел говорить.(И.С.Тургенев)


Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения: Составьте по два предложения так, чтобы данные слова в одном из них были вводными, в другом – членами предложения: Факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому. Факт, возможно, действительно, видимо, по-видимому. Разграничение самостоятельных частей речи и образованных от них предлогов. Существует прием, помогающий разграничить самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительные – существительными, прилагательные – прилагательными, деепричастия – деепричастиями. Существует прием, помогающий разграничить самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительные – существительными, прилагательные – прилагательными, деепричастия – деепричастиями. Поговорить насчет(предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке. Отвечайте, не смотря(деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя(деепр.) в учебник. Поговорить насчет(предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке. Отвечайте, не смотря(деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя(деепр.) в учебник.


Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения. Класс союзов и частиц, как и предлогов, пополняется за счет перехода других частей речи. При этом самостоятельные части речи утрачивают присущие им признаки и приобретают признаки, характерные для союзов и частиц. Изменяется и синтаксическая функция исходных слов: они перестают быть членами предложения.


Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения. Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения.

Похожие статьи