Никому не нужная держава. Кто первым объявит войну независимому Курдистану. Курды начали референдум, турция и ирак готовят военные действия

30.09.2019
Фото: cristiano lissoni / Shutterstock.com

Референдум о независимости Курдистана, состоявшийся в понедельник, еще не означает, что на политической карте появится новое государство. Волю народа могут снова подавить мировые и региональные державы как они это уже не раз делали. Кто за, а кто против, и что зависит от самих курдов, объясняет Петр Дергачев.

Вопрос о независимом курдском государстве возник уже давно. Его создание предполагалось еще Севрским договором 1920 года. Но, как известно, договор так и не вступил в силу. Вместо него был принят Лозаннский договор, где пункта о создании Курдистана уже не было. Курды же представляли угрозу единому Ираку с самого его появления в современных границах. Представители иракского Курдистана часто настаивают на том, что Ирак является искусственным государством. Его границы были прочерчены колониальными державами почти 100 лет назад и не основывались на интересах населявших эту территорию народов. Таким образом, предпосылки для современного конфликта были заложены еще в начале прошлого века.

С того времени курды несколько раз поднимали восстания, поддерживали Иран в войне против Ирака и, наконец, в 1991 году добились автономии. В период с 1991 по 2003 гг. иракский Курдистан был де-факто независим. На его территории не было иракской армии (за исключением короткого периода в 1996 году, когда они приняли участие в гражданской войне в Курдистане на стороне Демократической Партии Курдистана (ДПК) и против Патриотического Союза Курдистана (ПСК)), было свое правительство, а для защиты курдов западными союзниками была введена бесполетная зона и даже ходила собственная валюта.

В 2003 году иракские курды поддержали вторжение США в страну и выступили против армии Ирака. В это время они расширили зону своего присутствия и заняли ряд территорий за пределами автономного региона. Однако вскоре им пришлось разочароваться в сделанном ими выборе. Изначально предполагалась федерализация Ирака, при которой курды получали бы северо-западную часть страны и входили бы в состав федерации на равноправных условиях с шиитской и суннитской частями. На самом же деле, Багдад, хотя и сулил все больше и больше прав курдской автономии, на деле не выполнял ни одного из данных обещаний.

Говорить о референдуме о независимости стали все чаще и чаще. В 2005 году был даже проведен неофициальный плебисцит. Тогда против независимости высказались лишь немногим более одного процента проголосовавших. В последнее время больше всех о референдуме говорил президент иракского Курдистана Масуд Барзани. Еще в 2016 году он пообещал его проведение - Барзани пришлось долго убеждать политические силы Курдистана. При этом, обычные граждане высказывались только за референдум. Наконец, в 2017 году совет по проведению референдума назначил его на 25 сентября.

Избирательная кампания началась 5 и закончилась 22 сентября. Все политические партии и движения высказались за независимость Курдистана. Часть партий, правда, заявляла о некоторых условиях для референдума, но поддерживали Курдистан как самостоятельное государство. Против независимости выступил только Шасвар Абдулвахид - основатель единственной в Курдистане независимой медиакорпорации NRT. Да и тот вел агитацию под лозунгом "Не сейчас", не отрицая того, что курды имеют право на независимое государство. Аргументы Абдулвахида состояли в том, что вопрос о независимости лишь отвлекает от насущных проблем в экономике региона, возникших из-за низких цен на нефть и наплыва беженцев. По его мнению, необходимо заняться решением именно этих задач, а вопрос о независимости отложить. Однако, эта проблема и так уже откладывался десятки лет и население Курдистана устало ждать тех самых лучших времен, когда ее можно будет поднять.

Ожидаемо против референдума высказался Багдад. Власти Ирака изначально объявили его антиконституционным и преступным. Особое недовольство столицы вызвало то, что всеобщее голосование проводилось не только в курдской автономии, но и за ее пределами - на территориях занятых курдскими войсками в 2003 и 2014 гг. Действительно, если сравнивать с выборами курдского парламента 2013 года, то они проводились лишь в половине из тех мест, где состоялся референдум. Кроме входящих в автономный Курдистан провинций Эрбиль, Дахук и Сулеймания плебисцит провели в спорных районах Диялы, Найнавы, Салах-эд-Дина и Киркука. Последний, будучи важным нефтяным регионом страны, привлек к себе особое внимание иракских парламентариев. 14 сентября они даже отправили в отставку губернатора Киркука Наджмальдина Карима за его поддержку референдума. Надо ли говорить, что глава курдской культурной столицы, член ПСК, бывший врач экс-президента Ирака Джаляла Талабани (оба президента Ирака прежний и нынешний курды) не только не подчинился решению парламента, но и проголосовал за независимость?

Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади в день голосования приказал вооруженным силам Ирака занять спорные районы "для защиты населения". Первыми на его приказ откликнулись группировки шиитского ополчения. Карим Нури, командир одного из отрядов ополчения, пригрозил "бандитам, оккупировавшим Киркук и другие места" тем, что они "станут целью" атак ополчения. Впоследствии даже сообщалось об обстреле автомобилей Пешмерга в районе Тузхурмату. Один боец курдской армии погиб и двое получили ранения. Стало ли это делом рук шиитских боевиков, пока неизвестно.

Интересно и то, что иракские депутаты призвали уволить всех госслужащих, которые приняли участие в референдуме. Т.е., Багдад пытается принять куда более жесткие меры в отношении жителей Курдистана, чем принимал против служащих, оказавшихся на территории, занятой ИГ. Работники госсектора не только не были уволены (хотя такие предложения поступали), но и до середины 2015 года получали зарплаты из бюджета Ирака.

Иран поддержал позицию западного соседа и осудил проведение референдума. 22 сентября начались ирано-иракские военные учения. Место для учений выбрано "удачно" - у границ иракского Курдистана. По их легенде, курдские боевики вторглись на территорию Ирана и теперь армии Ирака и Ирана совместными усилиями их условно уничтожают. К слову, те самые "курдские боевики", что вторгаются в Иран, сейчас находятся в Киркуке и удерживают позиции против ИГ. Боевое крыло Партии Свободы Курдистана действительно не питает любви в иранской армии и ставит своей целью освобождение иранского Курдистана. Накануне референдума Хусейн Язданпана, командующий отрядами партии, заявил, что действительно намерен взяться за иранскую армию, но пока его бойцы играют ключевую роль в защите Киркука от ИГ.

Кроме военного давления Тегеран способен оказать и экономическое. По запросу Багдада Тегеран запретил полеты в и из иракского Курдистана. Также Иран грозит закрыть границу с курдами. Экономический аспект не стоит недооценивать. Когда иракский Курдистан получил автономию, то Иран и Турция поначалу скептически отнеслись к новому региону, но потом стали крупнейшими инвесторами. Их потеря еще более усугубит экономические проблемы автономного района. Президент Ирана Хасан Рухани уже позвонил Эрдогану и Абади и обсудил с ними ситуацию вокруг курдского референдума. После общения с коллегами он высоко оценил уровень взаимодействия между странами с целью недопущения дестабилизации региона.

Кстати, Турция тоже выступила резко против. Как и Иран, она начала учения вблизи границы с иракским Курдистаном. Вслед за Тегераном Анкара пригрозила закрытием границ и прекращением экономического сотрудничества. Премьер-министр страны Бинали Йылдырым, видимо, вспоминая историю своей страны, предположил, что курды могут начать геноцид туркоманского населения и заявил, что в таком случае турецкая армия не будет молча наблюдать за этим.

В ответ на это курдский премьер Нерчиван Барзани отметил, что "мы не угрожаем и не будем угрожать безопасности Турции", добавив, что у Турции нет большего друга в регионе, чем Курдистан. И правда, ДПК, контролирующая северо-запад иракского Курдистана, всегда защищала турецкую границу и помогала в борьбе с отрядами Рабочей Партии Курдистана. То же самое можно сказать и о ПСК, которая на юго-востоке поддерживает Иран и охраняет его границу.

Позиция Турции тем более удивительна, что еще недавно она под предлогом помощи иракским курдам вводила войска аж под Мосул. И тогда из-за этого разразился дипломатический скандал. Впрочем, турецкий протест можно объяснить оппортунизмом. Правительство страны фактически оккупировало часть Сирии в северном Алеппо и не прочь провернуть тот же трюк и в Ираке. А курдский сепаратизм может стать отличным поводом для этого. Видимо, в Анкаре все еще кусают локти после того как не удалось войти в северный Ирак в 2003 году. Тогда, по планам Пентагона, должно было состояться вторжение в Ирак с территории Турции. Турки договорились с западными союзниками, что вместе с 62 000 американских солдат в страну войдут еще и 52 000 турецких. Цель была проста и понятна - заняв позиции в северном Ираке, они вряд ли бы оттуда ушли. План провалился из-за того, что национальное собрание страны не утвердило договоренность с США. Для ее принятия не хватило всего трех голосов. Из-за разногласий по этому вопросу, внутри эрдогановской партии "справедливости" и "развития" произошел конфликт и часть ее членов ушла к конкурентам. Но, как видим, имперские замашки у оставшихся членов никуда не делись.

Против независимого (по крайней мере в данный момент) Курдистана высказалось и международное сообщество. Кто более категорично, кто менее. На фоне этого, поддержавший курдов израильский лидер Нетаньяху выглядит анекдотично. Хотя у Израиля есть свои причины для поддержки иракского Курдистана. И это не только ослабление Ирака, как арабской страны, а значит традиционного противника Израиля. Скорее всего, Нетаньяху видит определенные исторические параллели между современным Курдистаном и Израилем во времена борьбы за создание еврейского государства. Да и проблемы, с которыми столкнется Курдистан, близки Израилю - недовольные национальные меньшинства, пытающиеся их защищать соседние страны и попытки изоляции.

Госдеп пытался уговорить Барзани перенести референдум. И тот был согласен провести его вместе с парламентскими выборами Ирака в 2018 году. Но выдвигал условие, что сделает это только в случае, если Багдад признает голосование. На это Багдад не пошел. Не потому, что в иракской столице не понимают, что после многочисленных ссор, прекращений финансирования и пр. Курдистан уже независим. Это понимают все иракские политики. Но ни один из них не хочет стать причастным к развалу страны. Поэтому они обречены вести именно ту игру, которую ведут.

По большому счету, проблема курдской независимости в глазах стран Запада состоит не в пресловутом конфликте между правом наций на самоопределение и незыблемостью границ, и даже не в нарушении конституции Ирака. Для Запада гораздо важнее противоречие между интересами курдского народа и стабильностью региона. И стабильность они ценят выше.

Куда более важна реакция США и ЕС после объявления результатов референдума. Вряд ли они перестанут поставлять оружие Пешмерге и обучать курдских военных. Все-таки Пешмерга - важный союзник Запада в Ираке. Мудрым решением станет разделить политику и войну. Военные не будут говорить о независимости, а дипломаты - о войне. Это позволит избежать ненужных споров и не скажется на борьбе против ИГ.

"Исламское Государство", можно сказать, один из виновников того, что референдум прошел именно сейчас, скрывает свои эмоции и сохраняет видимость равнодушия к курдской политике. Курдский вопрос практически не упоминается в пропаганде ИГ, а даже когда о нем и заходит речь, то говорится об этом вскользь и будто нехотя. Видимо, не хочет сглазить, а ведь сглазить есть что. В 2010-2014 гг. ИГ удалось восстановиться после кризиса и поражений благодаря умелому использованию конфликтов между Эрбилем и Багдадом. Споры о зонах ответственности позволили группировке почти свободно действовать во многих регионах страны. Сейчас ИГ переживает очередной кризис и новое обострение конфликта между Ираком и Курдистаном было бы как нельзя кстати. "Исламское государство" крайне нуждается в передышке.

Сейчас идет операция в Хавидже. Если Пешмерга сначала подгоняла армию Ирака и планировала наступление сразу после освобождения Мосула, то по мере приближения даты референдума ее пыл угасал. Поняв, что к референдуму занять населенную курдами Хавиджу уже не удастся, а значит она точно перейдет под контроль Багдада, энтузиазм курдских военных пропал вовсе. Они долго согласовывали свое участие в кампании, призывали пересмотреть "устаревший" план операции и, наконец, 24 сентября согласились, но на своих условиях. Так что немного времени ИГ удалось выиграть. Если конфликт между Багдадом и Эрбилем начнется, то чем жестче он будет, тем выгоднее это будет ИГ.

Несмотря на то, что окончательные результаты голосования будут объявлены только в четверг, сказать о том, какое решение приняли на референдуме, можно уже сейчас. Очевидно, что большинство выбрало независимость Курдистана. Разумеется, "за" проголосовали не все 100%. Часть некурдского населения, часть протестного электората поставили отметку в графе "нет". Но общий результат был очевиден задолго до 25 сентября. Довольно высокой оказалась и явка - 72%. Причем в разных регионах она колебалась от 62% до 94%. На большинстве участков из-за большого количества желающих проголосовать время голосования было продлено на час.

Перед плебисцитом появлялись тревожные сообщения о том, что в отдельных местах готовятся провокации и для них даже готовится оружие. Но несмотря на это голосование прошло спокойно. Власти лишь призвали помнить избирателей о курдской культуре и ценностях и проявлять свою радость от процесса волеизъявления в их рамках. В частности, убедительно просили не стрелять от счастья в воздух.
Хотя на референдум не прибыло ни одной официальной делегации наблюдателей, тем не менее прибыло более ста неофициальных групп. Среди них были и члены британского парламента во главе с Надхимом Захви - членом консервативной партии и первым британским депутатом курдского происхождения.

Но будущее независимого или зависимого Курдистана все равно неясно. Масуд Барзани не раз заявлял, что референдум не означает мгновенного отделения от Ирака. Курдский президент планирует дать Багдаду время год-два на осмысление ситуации и переговоры о выходе. Причем, отделение даже необязательно и на нем никто не настаивает. Возможно множество форм сосуществования Курдистана и Ирака. Но это должно быть честное и равное партнерство.

К сожалению, иракское правительство считает, что Курдистан должен подчиняться Ираку. Пусть не в реальности, но хотя бы на словах. Такая непримиримая позиция толкает Эрбиль к скорому объявлению о независимости. А это будет означать военную и экономическую блокаду. Тот факт, что сирийский Курдистан поддержал иракских братьев и объявил о том, что не закроет границу с ними, а если надо, то и с оружием в руках встанет на его защиту, конечно радует. Но не очень помогает в деле построения нормальных добрососедских отношений. И если все пойдет по радикальному багдадскому сценарию, то островок спокойствия, которым был Курдистан, окажется под ударами мощного политического урагана.

В иракском Курдистане 25 сентября состоялся референдум по вопросу о независимости. Около четырёх миллионов жителей, имеющих иракские паспорта, выразили своё мнение насчет того, стоит ли им оставаться в составе Ирака или создать своё государство.

Сама постановка вопроса неоднозначна. Фактически курды - самый большой в мире народ, не имеющий собственной государственности, - впервые за сто лет смогли официально и законно высказаться по насущной проблеме, ведь после соглашения Сайкс-Пико 1916 года курды были разделены между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией, а ранее попытки получения независимости жёстко пресекались.

Хотя в Уставе ООН говорится о праве народов на самоопределение, Генеральный секретарь организации Антониу Гутерреш отнесся к данному референдуму со скепсисом и просил отложить его проведение. Подобные просьбы поступили от администрации США и правительств ряда европейских стран. Хотя Вашингтон на протяжении тридцати лет активно поддерживал курдов в Ираке, в том числе поставками оружия, в данном вопросе Белый дом оказался на стороне Багдада. За этим решением видно не столько желание контролировать весь Ирак, что у США не получается, сколько отсутствие стратегического видения и приемлемых политических методов.

Несмотря на протест Багдада, а также соседних Турции и Ирана, референдум состоялся. По данным избирательной комиссии Курдистана, в нём приняли участие 72.16 % населения, из них 92,7 % сказали «да». Для Турции и Ирана результаты референдума являются поводом для беспокойства в отношении своих территорий, населенных курдами, однако подходы двух стран отличаются.

Тесные связи курдов с Ираном были установлены ещё при шахе, до исламской революции 1979 года. Позже Иран поддерживал курдов во время десятилетней ирако-иранской войны, активизировались контакты и в последнее время - в 2014 г. в связи с продвижением «Исламского государства» (организация запрещена в России) Тегеран стал больше взаимодействовать с иракскими курдами по линии безопасности. На данный момент иранско-иракская граница в районе Курдистана открыта, через неё продолжают идти автокараваны с нефтью.

Турция имеет больше поводов для беспокойства в связи с действиями Рабочей партии Курдистана на своей территории. Конечно, идеальный проект независимого Курдистана подразумевает объединение всех четырёх зон - Бакур, Машуд, Рожава и Рожилат (буквально: Север, Юг, Запад, Восток), т. е. турецкой, иракской, сирийской и иранской территорий, населённых курдами. Однако сегодня такие воображаемые проекты, как правило, далеки от практического воплощения.

Что касается Багдада, его беспокоит не только возможность окончательного отделения Курдистана, но и потери других земель, которые официально не входят в зону ответственности Курдского регионального правительства. Постановка вопроса на референдуме была такой, что в нём упоминалась не только официальная курдская автономия в составе Ирака, но и курдские территории за пределами этой зоны.

Сложность в том, что границы некоторых территорий до сих пор не определены и являются спорными. Курдская сторона утверждает, что при Саддаме Хусейне большое количество курдов было выселено с их мест исторического проживания. Особенно это касалось нефтеносных районов в окрестностях Киркука. На их место были переселены лояльные режиму арабы. Багдад ответил на это постановлением парламента об отправке в эти районы, где находятся отряды пешмерга, военной силы. Кроме того, Багдад дал трое суток на то, чтобы курды передали полный контроль над границей и аэропортами в Эрбиле и Сулеймании.

Правда, ввод войск на спорные территории нарушает статью 9 Конституции Ирака, где сказано, что "Вооруженные силы Ирака и силы безопасности не могут быть использованы против какой-либо части Ирака". Поэтому курды постановление иракского парламента не признают. В зоне Киркука сконцентрировано около 80 тысяч бойцов пешмерга, готовых противостоять Багдаду. По всей видимости, однако, никаких реальных действий против курдов предпринято не будет. Показательно, что, несмотря на серьезные риторические угрозы со стороны Турции, полёты в Курдистан из этой страны не отменены. Продолжают летать самолеты и из ряда европейских государств.

Кстати, в самом Курдистане считают, что ключевой игрок, который может поставить точку в решении вопроса о курдской независимости, это не США, а Иран. По крайней мере, так говорят инсайдерские источники из Эрбиля.

Однако в происходящем можно разглядеть не только тенденцию к распаду Ирака, но и возможность создания политического субъекта иного типа, а именно конфедерации. После демонтажа светской государственности страна была разорвана конфессиональными противоречиями. Если курды смогли выделиться и солидаризоваться на основе своей этнической идентичности, то арабское население было ввергнуто в войну по религиозному признаку. Поскольку США после оккупации при создании нового правительства сделали ставку на шиитов, это привело к дисбалансу и радикализации суннитов, в том числе к выступлениям «Аль-Каиды». В какой-то мере способствовало это и созданию ИГ, костяк которого составили офицеры-баасисты Саддама Хусейна. Больше всего в этой бойне пострадали арабы-христиане, а во время экспансии ИГ и йезиды - представители древнейшей религии, близкой к зороастризму.

При создании конфедерации возможно выделение суннитского и шиитского регионов. Ныне претензии курдов касаются не только постоянных задержек платежей за проданную нефть, но и банальных бюрократических проволочках, коррупции, а также проблем безопасности. Модель конфедерации могла бы стать решением не только для Ирака, но и послужить примером для других государств региона, которому присущи высокие уровни этнорелигиозного напряжения.

Разведывательно-аналитическая компания «Стратфор» ещё до проведения референдума отмечала роль России в перекраивании энергетической карты Ближнего Востока. Например, проект "Роснефти" в иракском Курдистане предусматривает годовую добычу 30 миллиардов кубических метров газа, создание новой инфраструктуры и её интеграцию в существующие трубопроводы. При этом часть топлива будет поставляться на местные заводы и распределительные участки, а другая транспортироваться в сторону Турции и далее в Европу. Соответственно, Анкара, испытывающая энергетический голод и давно потребляющая нефтяные ресурсы Курдистана (трубопровод Киркук - Джейхан с участком Так Так -Хурмала, введенным в 2013 г.) станет более лояльна к Эрбилю.

Ещё одна компания, ранее работавшая в Курдистане, это Pearl Petroleum Co. из ОАЭ. Есть договорённость, что часть активов этой компания будет использована для проекта, над которым работает «Роснефть». Такая связка может стать дополнительной гарантией стабильности региона.

В случае провозглашения Иракским Курдистаном — автономии в составе Ирака — независимости от Багдада, Тегеран закроет границу с этим регионом, заявил секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана (ключевой орган безопасности страны) Али Шамхани.

«Соглашение о границах действует исключительно с центральным правительством Ирака, а отсоединение Курдистана от центральных властей Ирака будет означать закрытие всех погранпереходов на общей (с Иракским Курдистаном — «Газета.Ru») границе», — цитирует РИА «Новости» слова Шамхани.

Экспорт нефти в Иран является одной из важных статей дохода для правительства иракских курдов. Экспорт осуществляется с помощью автоцистерн, так как граница проходит по сложной горной местности и проложить там трубопровод достаточно трудно.

Поэтому закрытие границы и прекращение транспортного сообщения неизбежно скажется на экономической ситуации в автономии в случае ее отделения от Ирака.

Другое соседнее с Иракским Курдистаном государство — Турция — подтягивает к границе с автономией свои военные подразделения. Генштаб турецкой армии официально объявил в понедельник, 18 сентября, что начинает учения на границе с готовящимся к референдуму регионом. Учения проводятся по сценарию «возможного противодействия террористам», говорится в сообщении ведомства. В социальных сетях уже появилось множество фотографий бронетехники, стянутой в районе пограничного перехода Силопи — главного перехода между Турцией и Иракским Курдистаном.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и на уровне политических заявлений постоянно говорил о том, что не признает идею проведения плебисцита в Иракском Курдистане. Лидер Турции в настоящий момент находится с официальным визитом в Нью-Йорке, где проходит 72-я сессия Генассамблеи ООН. Здесь он встретился с главой Белого дома Дональдом Трампом и договорился с американским коллегой продолжать совместную работу «по установлению стабильности в регионе и победе над терроризмом».

«Лидеры подтвердили, что отвергают запланированный референдум регионального правительства Курдистана 25 сентября и что это будет иметь серьезные последствия», — говорится в сообщении пресс-службы Белого дома.

Почти все государства, так или иначе имеющие свои интересы на Ближнем Востоке, официально высказались против референдума иракских курдов. Тем не менее, правительство в Эрбиле, столице автономии, последовательно ведет дело к всенародному плебисциту, результаты которого не вызывают сомнения у специалистов: большинство населения проголосует за независимость. Президент автономного региона Масуд Барзани 19 сентября заявил, что референдум возможно отложить лишь в случае гарантий Багдада и международного сообщества, что независимость курдам все-таки будет предоставлена.

Единение за независимость

Тема независимости Иракского Курдистана от правительства в Багдаде поднималась многократно с 2003 года, после оккупации США и их союзниками Ирака. Курды, сражаясь на стороне американцев, сыграли важную роль в войне против Саддама Хусейна.

Президент автономного Иракского Курдистана Масуд Барзани почти ежегодно заявлял о намерении отделиться от федерального Ирака, чтобы создать собственное государство.

С началом мятежей в арабских регионах в 2011 году оппозиция внутри автономии обвиняла Барзани, что он использует заявления о независимости в качестве популистского метода, чтобы отвлечь население от внутренних политических и экономических проблем.

Но взаимоотношения курдов с остальной частью Ирака стали портиться существенно раньше — они постоянно подвергались преследованиям со стороны арабов с момента провозглашения независимости Ирака (вплоть до химических атак в 1988 году).

Однако после начала операции по освобождению Мосула от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России организация) в октябре 2016 года тема референдума стала обретать все более осязаемые черты. К концу 2016 года курдские вооруженные формирования пешмарга перестали участвовать в штурме Мосула. Политическое руководство автономии взяло курс на организацию голосования о независимости.

Причины тут достаточно просты: иракская армия, которая могла бы противодействовать курдскому правительству, значительно ослабла в ходе боев за Мосул. По оценкам бывшего председателя федерального правительства Ирака Нури аль-Малики, в ходе освобождения второго по количеству жителей города страны были убиты и ранены около 20 тыс. бойцов армии и полиции. При этом потери пешмарги составили лишь несколько сотен.

Общая ее численность на сегодня оценивается в 100 тыс. человек. Это превышает суммарную численность армии и федеральной полиции Ирака.

Во-вторых, на фоне борьбы с ИГ проблемы Иракского Курдистана стали видимы на глобальном уровне. Политики в Эрбиле выступали с напоминаниями о том, что именно иракская армия из-за своей неэффективности потеряла сотни тысяч квадратных километров территории и тысячи единиц вооружений, которые достались боевикам ИГ. Хотя и пешмарга утеряла некоторые территории во время летнего наступления ИГ в 2014 году, не оказав никакого сопротивления (в частности, бегство пешмарги стало причиной геноцида езидов в регионе Шангал).

Кроме того, курды стали обладателями богатейших месторождений в окрестностях города Киркук. До лета 2014 года этот район контролировало федеральное правительство Багдада. Но после начала наступления ИГ армия и полиция панически бежали из Киркука.

Пока город и месторождения нефти не захватили радикалы, курды успели занять их и создать оборонительные рубежи. С тех пор именно Эрбиль владеет киркукской нефтью. Ее экспорт в Турцию и Иран является одним из основных путей наполнения бюджета автономии.

Референдум должен зафиксировать принадлежность Киркука к Иракскому Курдистану.

Сегодня вопрос о плебисците консолидировал непримиримые ранее политические силы Иракского Курдистана — Демократическую партию Курдистана (ДПК, правящая партия под руководством Масуда Барзани) и оппозиционные Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Рабочую партию Курдистана (РПК). РПК, несмотря на то, что провозгласила своей официальной доктриной создание широкой конфедерации на всем Ближнем Востоке, все-таки уступила националистическим порывам своих сторонников и заявила, что выступает за создание независимого курдского государства. При этом демократический конфедерализм, с точки зрения РПК, предполагает создание многообразия культурных автономий (или этнических автономий) в рамках конфедерации Ближнего Востока вместо национальных государств, вражда между которыми является причиной перманентных войн в регионе.

Курды — крупнейший народ в мире, который не имеет собственного государства. Их численность оценивается в 25-40 млн человек. Самые большие диаспоры курдов проживают на территориях Турции, Ирака, Ирана и Сирии. До начала «арабской весны» создание курдами независимого государства носило характер дискуссий. Но после того, как в Ираке и Сирии правительства стали терять контроль над своими территориями, курды воспользовались ситуацией для собственного усиления.

Против цепной реакции

Стремление иракских курдов к независимости не поддержало ни одно из государств Ближнего Востока, кроме Израиля. Опасения Ирана, Турции, Сирии и Ирака понятны: провозглашение одного курдского государства может привести к параду суверенитетов курдских государств (либо к присоединению к уже провозглашенному государству). Хуже того, с сепаратистскими инициативами могут выступить и другие меньшинства региона.

Например, христиане ассирийцы до сих пор не имеют никаких автономных образований, хотя многократно заявляли о своих претензиях на такой формат существования.

Отнюдь не все арабы-сунниты хотят жить вместе с арабами-шиитами. Большие проблемы с суннитами у езидов.

США выступают против инициатив Эрбиля, потому что изначально, с момента оккупации в 2003 году, Вашингтон провозглашал территориальную целостность Ирака, но изменение его политической системы — с авторитарной социалистической на либерально-демократическую. В пику американцам действует их главный союзник на Ближнем Востоке — Израиль.

14 сентября с поддержкой референдума о независимости Иракского Курдистана выступил израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху. Редактор издания «Езиди-пресс» Рустам Рзгоян считает, что Тель-Авив ведет себя последовательно. «Неудивительно, что Израиль активно поддерживает независимость иракских курдов, — сказал Рзгоян в беседе с «Газетой.Ru». — Нужно понимать, что Тель-Авив издавна оказывает им военную и финансовую поддержку.

Израильские военные тренировали курдских военных и, по некоторым данным, стояли у истоков создания спецслужб Иракского Курдистана — «Асаиш» и «Парастин». Они делают ставку на курдов в качестве противовеса арабам по принципу «враг моего врага — мой друг».

Тем не менее, редактор Рзгоян не считает, что Эрбиль пойдет на реальное провозглашение независимости и отделение от федерального Ирака в условиях, когда его не поддерживает международное сообщество. «Даже если референдум состоится, — говорит экперт, — независимость курды вряд ли провозгласят. Этого не позволят даже турки, ближайшие союзники Масуда Барзани. Скорее всего, референдум — это способ шантажировать Багдад с целью получить большие дивиденды. Ни для кого не является секретом, что Анкара и Багдад, выступающие против независимости курдов, оказывали большую финансовую помощь Эрбилю. Даже бюджет пешмарги выделяется Багдадом».

Рзгоян уверен, что без поддержки ведущих держав голосование иракских курдов за создание собственного государства будет иметь чисто формальный характер, без серьезных практических последствий.

Около четырех миллионов жителей, имеющих иракские паспорта, выразили свое мнение насчет того, стоит ли им оставаться в составе Ирака или создавать свою государственность.

Сама постановка вопроса является неоднозначной. Фактически, курды - самый большой в мире народ, не имеющий собственной государственности, впервые за сто лет смогли официально и легитимно высказаться по насущной политической теме, ведь после соглашения Сайкс-Пико курды оказались разделенными между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией, а ранее попытки получения независимости жестко пресекались. Хотя в Уставе ООН говорится о праве народов на самоопределение, Генеральный секретарь организации Антониу Гутерреш отнесся к данному референдуму со скепсисом и ранее просил отложить его проведение. Подобные просьбы поступили от руководства США и ряда европейских стран. Хотя Вашингтон на протяжении тридцати лет активно поддерживал курдов в Ираке, в том числе поставками оружия, в данном вопросе Белый дом оказался на стороне Багдада. Впрочем, за этим решением видно не столько желание контролировать весь Ирак, что у США не получается, сколько отсутствие стратегического видения и приемлемых политических методов - американские и западные либеральные модели управление удивительно ограничены.

Несмотря на протест Багдада, а также соседних Турции и Ирана , курды все таки проявили политическую волю. По данным избирательной комиссии Курдистана, в референдуме приняло участие 72.16 % населения. Из них сказали «Да» 92,7%.

Как сообщил спикер комиссии Ширван Зирар сразу после проведения референдума, из 4581255 граждан, имеющих право голоса (в них входят 3985120 из самого Курдистана и других курдских территорий Ирака, 497190 перемещенных лиц из других зон, а также 98945 диаспоры), бюллетени заполнило 3,305,925.

Для Турции и Ирана результаты референдума являются поводом для беспокойства в отношении своих территорий, населенных курдами. Но, несмотря на внешнее сходство, подходы двух стран отличаются.

Тесные связи курдов с Ираном были установлены еще при шахе до Исламской революции 1979 г. Позже Иран поддерживал курдов во время десятилетней иракско-иранской войны, активизировались контакты и в последнее время - в 2014 г. в связи с продвижением ИГИЛ (запрещена в России) Тегеран стал больше взаимодействовать с иракскими курдами по линии безопасности. На данный момент иранско-иракская границы в районе Курдистана открыта, через нее продолжают курсировать автокараваны с нефтью.

Турция имеет больше поводов для беспокойства в связи с действиями Рабочей партии Курдистана на своей территории. Конечно, идеальный проект независимого Курдистана подразумевает объединение всех четырех зон - Бакур, Машуд, Рожава и Рожилат (буквально - Север, Юг, Запад, Восток) - т. е. турецкой, иракской, сирийской и иранской территорий, населенных курдами, но в современном мире такие воображаемые проекты, как правило, далеки от своего практического воплощения.

Интересно, что от Сирии, где часть территорий уже контролируются курдами, подобный заявлений после проведения референдума не поступило.

Багдад же беспокоит не только возможность окончательного отделения, но и потери других земель, которые официально не входят в зону ответственности Курдского Регионального Правительства.

Потому что постановка вопроса на референдуме была такой, что в нем упоминался не только официальная курдская автономия в составе Ирака, но также и курдские территории за пределами этой административной зоны, которые также предполагались как часть будущего независимого государства. Парадокс в том, что границы некоторых территорий до сих пор не определены и являются спорными. Курдская сторона утверждает, что при Саддаме Хусейне большое количество курдов было выселено с их мест исторического проживания. Особенно это касалось нефтеносных районов в окрестностях Киркука. На их место были переселены лояльные режиму арабы. Багдад ответил на это принятием постановления со стороны парламента об отправке военной силы в эти спорные территории, где также находится Пешмерга - организованные вооруженные силы курдов. Кроме того, Багдад дал трое суток на то, чтобы курды передали полный контроль над границей и аэропортами в Эрбиле и Сулеймани.

Но парадокс в том, что введение войск на спорные территории нарушает Статью 9 Конституции Ирака, где сказано, что "вооруженные силы Ирака и силы безопасности не могут быть использованы против какой-либо части Ирака". Поэтому курды считают постановление парламента Ирака нелегитимным. Кроме того, в зоне Киркука сконцентрировано около 80 тысяч бойцов Пешмерги, которые готовы противостоять вмешательству Багдада. И это там прекрасно понимают. А с учетом необходимости разгрома остатков ИГИЛ никаких реальных действий против курдов предпринято не будет.

Также нужно отметить, что на территории Курдистана находится не менее 80 единиц боевых самолетов США и Израиля. Вряд ли эти государства будут просто смотреть, если начнется разгораться вооруженный конфликт между курдами и Багдадом.

А санкции против двух международных аэропортов фактически могут применить только внешние акторы, отменив или ограничив свои рейсы. Показательно, что несмотря на серьезные риторические угрозы со стороны Турции, полеты в Курдистан из этой страны не были отменены. Продолжают летать самолеты и из ряда европейских государств.

Кстати, в самом Курдистане считают, что ключевой игрок, который может поставить точку в решении курдского суверенитета и независимости - это не США, а Иран! По крайней мере, так говорят инсайдерские источники из Эрбиля.

Однако, если подойти конструктивно к проведенному референдуму, то можно увидеть не тенденцию к распаду Ирака, а возможность создания политического субъекта иного типа, а именно - конфедерации. После демонтажа светской государственности страна была разорвана конфессиональными противоречиями. Если курды смогли выделиться и солидаризоваться на основе своей этнической идентичности, то арабское население было ввергнуто в войну по религиозному признаку. Поскольку США после оккупации при создании нового правительства сделали ставку на шиитов, это привело к дисбалансу и радикализации суннитов, в том числе ответных мер со стороны Аль-Каиды. В какой-то мере, способствовало это и созданию ИГИЛ, костяк которого также составили офицеры-баасисты из военных кадров Саддама Хусейна. Больше всего в этой бойне пострадали арабы-христиане, а при экспансии ИГИЛ и йезиды - представители древнейшей религии, близкой к зороастризму.

При создании конфедерации также возможно выделение суннитского и шиитского регионов. Однако все субъекты могут быть равноправны и сообща работать на благо единого государства - создать общий рынок товаров и услуг, При нынешней диспропорции курдские претензии состоят не только в постоянных задержках платежей за проданную нефть, но также в банальных бюрократических проволочках, коррупции, а также проблемах безопасности, которые на своей территории курды решили довольно эффективно (отметим помощь США и Израиля).

Для реализации этого сценария мог бы быть отмечен переходный срок (как говорят на Западе - транзитный период), в течении которого стороны должны решить все взаимные претензии и взять на себя необходимые партнерские обязательства.

Такой подход может стать решением не только для Ирака, но и послужить примером для других государств региона, где этно-религиозное напряжение периодически подает признаки горячей стадии конфликта.

Впрочем, геоэкономические инструменты также могут способствовать нормализации ситуации. И в этом роль Москвы может быть решающей.

Разведывательно-аналитическая компания «Стратфор» еще до проведения референдума

25 сентября состоялся референдум иракских курдов, предсказуемые результаты которого могут породить новый очаг напряженности на и так уже дестабилизированном до невозможности Ближнем Востоке.

Согласно предварительным результатам, независимость Южного Курдистана (он же - Северный Ирак) поддерживает подавляющее большинство - более 90%. Собственно, неофициальный референдум, проведенный в январе 2005 г. в населенных курдами регионах одновременно с выборами иракского парламента, дал 98,8 % голосов за независимость Курдистана. Появление нового государства в регионе, границы в котором были установлены по итогам Первой мировой, неизбежно станет потрясением глобального масштаба.

Израиль поддержит

Однако добиться имплементации результатов референдума курдам будет нелегко. Официальные иракские власти неоднократно заявляли о неприятии идеи независимого Курдистана, тем более в тех границах, которые сейчас контролируют курдские вооруженные формирования (Пешмерга - курдская самооборона). А последние отбили у ИГИЛ районы, населенные курдами, но не входящие в официальные границы курдской автономии. Терять контроль над ними - в первую очередь над богатыми нефтяными полями Киркука - Багдад очень не хочет. Поэтому грозит двинуть на расположившееся в Эрбиле правительство курдского автономного района войска.

Но курды, вероятно, не особо боятся лишь номинально признаваемых ими властей Ирака и армии, разбегавшейся три года назад под ударами ИГИЛ. Гораздо более опасно для них неприятие идеи о провозглашении независимости Курдистана внешними - региональными и глобальными - игроками, у которых армии посильнее. Ведь пока у потенциального независимого государства курдов есть только один союзник - Израиль, премьер-министр которого недавно прямо заявил о поддержке идеи создания независимого Курдистана (офис главы правительства еще и добавил, что речь идет об официальной позиции еврейского государства, а не о частной точке зрения Биньямина Нетаньяху, который поддерживает эту идею с 2014 г.). Израиль объясняет свое выступление наперекор не только соседям, но и главному союзнику - США - тем, что иудеям как никому другому понятно, что значит быть народом без государства и какими это грозит опасностями для выживания этноса. Но все другие страны, вероятно, считают, что хитрые евреи просто хотят создать новую серьезную головную боль своим арабским соседям, поклявшемуся уничтожить Израиль Ирану и постепенно реисламизующейся Турции, от которой можно ждать неприятных сюрпризов.

Но потенциальные адресаты этой "еврейской хитрости" считали потенциальный независимый Курдистан головной болью" и без поддержки курдов Израилем. В первую очередь это касается, конечно же, граничащих с Северным Ираком Сирии, Ирана и Турции, в которых проживают большие курдские общины (Курдистан, то есть территории с большим процентом курдского населения, кроме северных провинций Ирака, включает в себя юго-восточные регионы Турции, северо-восточные - Сирии и западные - Ирана). Правительства этих стран не без оснований боятся, что эти общины захотят присоединиться к независимому Курдистану вместе с населяемыми ими территориями.

На пороге новой войны

Голос Сирии в этом вопросе не громок, да и иракские курды не особо настроены его слушать. Ведь чтобы помешать им, Дамаску нужно пробиться через территории, контролируемые сирийскими курдами, тоже являющимися самостоятельным государством. А чем это может закончиться для сирийской армии, несмотря на ее поддержку Кремлем, видно на примере вздумавшего бомбить курдов сирийского самолета, американским истребителем.

Другое дело - Иран . Между ним и иракскими курдами нет "буфера", и Тегеран прямо угрожает Эрбилю вторжением в потенциальное государство, если его возникновение повлечет дестабилизацию соседних иранских регионов. "Иран будет после этого [провозглашения независимости Курдистана. - "ДС" ] готовить себя к более глубокому проникновению на территорию [северного Ирака], чем район общей границы", - заявил Али Шамхани , секретарь иранского Высшего совета национальной безопасности.

Угроза серьезная, но остается вопрос: сможет ли референдум - шаг к юридическому оформлению фактической независимости Эрбиля от Багдада - спровоцировать дестабилизацию, которая бы стала чем-то выдающимся в и так уже дестабилизированном Ираке? Второй вопрос: нужно ли Тегерану в этих обстоятельствах ссориться с нанесшими едва ли не наибольший урон ИГИЛ курдами (шииты, которыми являются большинство иранцев, для исламских радикалов - еретики, заслуживающие едва ли не большего наказания, чем западные "крестоносцы"). Третий вопрос: нужно ли выходящему из-под санкций после договора 2015 г. Ирану создавать новый повод для противостояния с Западом, который, судя по всему, только по инерции ("принцип нерушимости границ") осуждает продвижение иракских курдов к независимости? Тем более что Дональд Трамп начал искать поводы ссориться с аятоллами.

У Турции , на территории которой проживает около половины 40-миллионного курдского этноса, еще более сложное отношение к возникновению нового независимого государства. Карта расселения курдов показывает угрозу дестабилизации огромных восточных территорий страны в случае возникновения у турецких курдов желания воссоединиться с иракскими в едином независимом Курдистане. Поэтому Анкара также намекнула Эрбилю насчет военного вторжения, заявив , что в вопросе курдского референдума в первую очередь будет ориентироваться на позиции Тегерана и Багдада, то есть, только тех, кто заведомо против независимости Курдистана. Но в то же время как бы миролюбиво заметила, что "жители севера Ирака, не имеющие отношения к этой авантюре [референдуму. - "ДС" ], не должны страдать от ошибок власти края".

Все эти заявления не согласуются с сообщениями СМИ о том, что экономический и строительный бум в иракском Курдистане обусловлен именно турецкими инвестициями. Но согласуются с сообщениями о серьезных разногласиях между элитой иракского Курдистана и Рабочей партией Курдистана - одним из главных врагов Анкары и самой влиятельной силой среди турецких курдов. А также с информацией о заинтересованности энергодефицитной Турции, во-первых, в нефтяных полях Курдистана и, во-вторых, в наличии "буфера" с суннитско-арабским Ираком, породившим ИГИЛ.

Лагерь нефтяных монархий Персидского залива, возглавляемый Саудовской Аравией , тоже как бы солидаризуется с этнически родным Багдадом и призывает курдов не спешить с референдумом. Но они (за исключением практически ставшего недавно изгоем в их среде Катара) тоже заинтересованы в создании проблем Ирану, поэтому могут не счесть нужным противиться признанию юридической независимости и так уже де-факто независимой курдской части Ирака.

Интересна и позиция России - одного из главных партнеров иранских противников независимости Курдистана. С одной стороны, она призывает к сохранению и уважению территориальной целостности Ирака. С другой - является наибольшим инвестором в экономику практически независимого Южного Курдистана. С учетом того, что основные инвестиции поступили от "Роснефти", являющейся (так же как и "Газпром") не экономическим, а политическим орудием Кремля, возникают два предположения.

Первое касается попыток поспособствовать легитимации незаконного референдума в Крыму путем раздувания факта возможной поддержки курдского референдума рядом западных стран. Второе относится к возможным попыткам Кремля в Курдистане сблизиться с США, которые, как считают в Москве, только формально против референдума (помните, как Владимир "В глаза смотри" Сафронков брызгал слюной на тех, кто, по его мнению, мешает американско-российскому сотрудничеству?).

Вездесущий Манафорт

И, наконец, США с их уже неоднократно упоминавшейся неоднозначной позицией. Официально они выступают за территориальную целостность Ирака или хотя бы за перенесение референдума о независимости Курдистана на 2019 г., так как сейчас главной задачей считают консолидацию усилий всех региональных и внерегиональных сил на разгроме ИГИЛ. Что до неофициальной позиции, медиаобеспечением курдского референдума занимается "специалист по плохим парням" Пол Манафорт .

Вряд ли фигурант расследования спецпрокурора Мюллера о связях команды Дональда Трампа с Кремлем мог взяться за такую работу без согласования со своим бывшим боссом и клиентом. Разумеется, Белому дому выгодно, чтобы экс-глава избирательного штаба Дональда Трампа сейчас "не отсвечивал". Так что работа на "хороших парней" далеко в Азии - самое то, что надо. Тем более что курды считаются самыми надежными союзниками Вашингтона в регионе еще со времен первой иракской кампании.

Поэтому немудрено, что новый контракт Манафорта читается как знак, что американцы не дадут в обиду курдов даже в случае провозглашения последними независимости. Так же как не дали Саддаму Хусейну их уничтожить после "Бури в пустыне" 1990-1991 гг., когда, кстати, и помогли курдским иракским регионам стать практически независимыми от Багдада.

Курды, вероятно, все это учли и считают данный момент наиболее подходящим для референдума о независимости, так как именно сейчас имеют наибольшую политическую значимость. Во-первых, в ходе боев с ИГИЛ (которые к тому же показали слабость центральной иракской власти) они заняли Киркук - очень важный и в культурно-историческом, и в политическом, и в экономическом отношении курдский центр. Во-вторых, пока ИГИЛ не добит даже в Ираке (в Сирии, из которой также возможен удар исламистов, ситуация еще сложнее), багдадскому правительству будет чем заняться. Адекватные его члены должны понимать, что угроза потери части страны несравнима с угрозой полного ее уничтожения ИГИЛ (и/или вырезания шиитского населения), которая может возрасти в случае вооруженного конфликта с курдами.

Если Багдад заартачится, то курды возьмут под оборонительный контроль линию соприкосновения с остатками ИГИЛ и предоставят его и его взаимоотношения с остальным Ираком воле Аллаха. Тогда вся мощь Халифата обрушится на южные районы Ирака и населяющих его "еретиков"-шиитов. И вот тогда Багдаду для борьбы с ИГИЛ понадобится помощь Пешмерги - а она показала себя в борьбе с Халифатом лучше, чем правительственная армия. В этих условиях позиции курдов укрепятся настолько, что ни о каком "диктате трубопроводами" (блокаде экспорта киркукскской нефти к портам) речи больше не возникнет, по крайней мере, пока Багдад очень сильно не укрепит своих позиций.

Не исключено, что за военную помощь Эрбиль потребует от Багдада даже поддержки отделения курдов (в благодарность за помощь в противодействии истреблению шиитов) на всеиракском референдуме. Мол, лучше будем хорошими соседями, чем плохими "братьями" в российско-имперском видении подобного "братства". Ведь на примере ИГИЛ курды показали, что воевать умеют (опыт у них большой: с тем же Багдадом дерутся практически непрерывно более сорока лет, не устрашившись даже химических атак Саддама Хусейна), поэтому рассчитывают отбиться, если придется. Тем более что и они, и остальные заинтересованные силы знают: силовое давление на курдов усилит только исламистов, поэтому оно не очень вероятно.

Более вероятными видятся длительные консультации о том, "как нам жить дальше". Они уже анонсированы лидером иракского Курдистана Масудом Барзани, который заявляет, что провозглашения независимости сразу же после референдума не последует. А последуют именно переговоры, которые определят, как будет оформлена независимость в том же 2019 г., на который внешние игроки предлагали назначить референдум. Хотя не исключена и вероятность отказа курдов от провозглашения независимости в ближайшие годы в обмен на превращение Ирака в конфедеративное суннитско-шиитско-курдское государство. Но слабость подобной конструкции видна всем, и если курды под внешним давлением на нее согласятся, то только для того, чтобы дождаться, когда она рухнет сама.

Похожие статьи