Классный час "познай себя". Классный час (4 класс) на тему: Познай самого себя

25.09.2019

Тема: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Игра «Закончи предложение».

Перед тобой - начало предложений. Давай попробуем за-кончить их, но так, чтобы получилось законченное по смыслу высказывание.

Сначала потренируемся.

Начало предложения - Каждое утро...

Его можно закончить так: «я делаю зарядку», или «солнце поднимается над горизонтом», или «я боюсь опоздать в школу».

Придумай свой вариант предложения: «___________________

______________________________________________________________».

А вот и другие предложения, из которых получится твой рассказ о себе, твоих близких, людях и вещах, которые тебя ок-ружают. Старайся не повторяться, когда придумываешь ответ.

1. Я думаю, что людей больше...

2. Ребенок в семье...

3.Мы любим маму, а...

4.Когда я играю с ребятами, то...

5.Мой брат (сестра)...

6.Я достаточно ловкий, чтобы...

7.Отцы иногда...

8.Ребята, с которыми я дружу...

9.Чтобы наш папа...

10.Мои близкие думают обо мне, что я...

11.Рхли бы мой брат (сестра)...

12.Мои друзья меня часто...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

14.Больной ребенок...

15. Я думаю, что мама чаще всего...

16. Если бы не было школы...

17. Я весь трясусь, когда...

18.Когда я думаю о школе...

19.Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20.Был бы очень счастлив, если бы я...

21. Я самый слабый...

22. Когда я буду взрослым...

23.Мой учитель (учителя)...

24.Всегда мечтаю...

2. Игра в волшебника.

Часть1. Давай поиграем в волшебника!

Нравятся тебе сказки? Мне - очень. Особенно, когда в эту сказку попадаешь на правах автора. Итак, представь, что у тебя появляются фантастические возможности и ты отправляешься в галактическое путешествие. Ты оказался на другой планете, где все не так, как на Земле.

Нарисуй эту планету и ее обитателей - зверей, растения, жителей.

Придумай ей название.

Ответь на следующие вопросы:

1) Кем бы ты хотел стать на этой планете? Почему?

2) А кем бы ты не хотел быть на этой планете? Почему?

Часть 2. Теперь представь себе, что ты - очень сильный волшебник (фея). С помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло. И ты возвраща-ешься на Землю.

Что бы ты сделал:

Для мамы;

Для папы;

Для школы;

Для одноклассников;

Для учителя;

Для себя?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

Часть 3. Сейчас - самое захватывающее превращение. Давай превратимся в какое-нибудь животное или птицу.

Отметь тех животных, в которых ты бы хотел превратить-ся, знаком «+», а тех, которые тебе не нравятся, знаком «-»:

11. Собака

3. Козленочек

12. Синица

13. Черепаха

15. Червяк

7. Обезьяна

17. Крокодил

Часть 4 . А теперь нарисуй такое животное, которое могло бы жить только на твоей волшебной планете. На Земле оно точ-но не существует.

Назови его.

Последнее, что можешь ты сделать как великий чародей, -это загадать три самых главных своих желания и постараться, что-бы они исполнились уже не в сказочной игре, а по-настоящему.

3. Моя будущая профессия.

Так хочется, чтобы ты в жизни выбрал профессию, которая позволит тебе творить чудеса.

Как ты думаешь, чему тебе для этого необходимо научиться? Уметь поддерживать свое здоровье*_____________________

Логически мыслить*_____________________

Излагать свое мнение*_____________________

Иметь чувство юмора*_____________________

Уметь легко и просто общаться с людьми*_____________________

Быть внимательным и наблю-дательным*_____________________

Иметь хорошую память*_____________________

Хорошо владеть родным и иностранным языками*_____________________

Добавь то, что ты считаешь нужным:_____________________

Звездочкой (*) отмечены твои сегодняшние умения и навыки. Отметь, пожалуйста, в каждой строчке красным цветом, на сколь-ко бы ты хотел продвинуться во всех перечисленных умениях в этом году; на будущий год - зеленым цветом, к окончанию школы - синим.

Как ты думаешь, от кого и от чего зависит выполнение этой твоей программы?

1)Перечисли людей, события и действия, которые могут этому помочь.

2) А кто и что может помешать выполнению твоих планов?

4. Житейские ситуации.

Современный мир - это мир коммуникаций, мир людей, управляющих машинами, людей, общающихся между собой. И от того, насколько хорошо они понимают друг друга, очень

часто зависит вся наша жизнь. Предлагаю потренироваться в са-мом обычном понимании житейских ситуаций.

Подбери правильное слово к каждому эпизоду школьной жизни.

Иванов нос к носу столкнулся в коридо-ре с завучем школы, та аж присела от страха и неожиданности.

Иванов знал, что се-годня его вызовут к доске, и выучил пара-граф наизусть. Но учитель задавал во-просы по

предыдуще-му параграфу, кото-рый Иванов не знал.

Двоечник Иванов ска-зал учителю, будто отличник Петров, сосед по парте, у него списывает.

В школу приехала комиссия, и директор школы попросил Сидорова и Петрова «поболеть» в этот день дома.

5. Загадки времени.

Время - величайшая загадка для людей. Оно может быть очень разным.

Вспомни, когда, по-твоему, оно тянется бесконечно долго -когда ты ждешь чего-то или кого-то, когда тебе нечем заняться, когда тебе просто скучно. А бывает, что оно несется с невероят-ной скоростью, и кажется, что просто невозможно все успеть, всюду попасть, никуда не опоздать.

Давай попытаемся выяснить, как ты расходуешь свое время. Перед тобой - таблица твоего времени. Заполнять ее надо очень аккуратно, не пропуская ничего важного, что произошло с тобой в течение дня. И делать это в течение целой недели. Глав-ный твой помощник в этом - часы. Хорошо, если они все время будут с тобой

Когда таблица будет заполнена, выясни, на что у тебя ухо-дит больше всего времени, на что ты тратишь его слишком мало.

Уверена, ты найдешь огромный резерв, который можно потратить на то, что ты больше всего любишь делать.

6. Исследуем самооценку.

Каждый человек оценивает свои способности, возможно-сти, характер.

К каждому качеству из таблицы по 10-балльной шкале по-ставь оценку, насколько качество выражено у тебя в настоящий момент, и как бы ты хотел, чтобы это качество было у тебя раз-вито в будущем.

7. Логическая гимнастика.

Итак, следующая игра - для любителей загадок. Игра на-зывается «Простые аналогии». Тебе нужно найти сходство ме-жду разными понятиями.

ЛошадьКорова

ЖеребенокПастбище. Рога. Молоко. Теленок. Бык

Посмотри, здесь написано два слова: сверху «лошадь», снизу - «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок -детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово - «корова», а снизу - 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как «жеребе-нок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коро-вы. Это будет «теленок». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа и подчеркнуть правильное слово. Итак, удачи!

Психологический классный час

Тема: «Познай себя и окружающих»

Цели:

акцентировать внимание подростков на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития ;

научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;

дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.

Задача классного часа:

познакомить учащихся с приемами самопознания;

научить определять свои личные особенности;

развивать умение правильно оценивать себя и других;

способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше

Вводное слово психолога:

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала. И одно из увлекательных занятий - узнавать что-то новое о самом себе. Т ема нашего разговора «Познай себя и окружающих» . Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек? Человек не знает разве только предела своей силы. Люди ищут себя везде, только не в себе самих. Сегодня мы попытаемся, приоткрыть завесу тайны в познании себя.

Психолог Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»

Беседа «Нужно ли знать себя?»

Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как вы понимаете слова «самонаблюдение» (наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами), «самоанализ» (оценка своих собственных поступков и переживаний), «самоиспытание» (испытание себя, своих сил, способностей), «самооценка» (оценка самого себя, своих достоинств и недостатков)?

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

Психолог Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте с вами немного по рассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание - это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Тест «Это я»

Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Упражнение «Имя-прилагательное»

Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.

Вопросы учащимся:

Как вы думаете, человеку интересно познать себя?

А как еще можно познавать себя?

Можно ли познавать себя, полагаясь только на собственный разум, опыт?

Ответы учащихся

Психолог Да, только одного разума и собственного мнения и опыта не будет достаточно. Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Это правильно?

Окружающие не всегда могут правильно нас оценить. Человек может познавать себя, только сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания как единственно верный тоже не подходит.

Вопросы студентам:

Нужно лучше узнать себя, свою самооценку?

Как вы думаете, что лучше: переоценить себя или недооценить?

Ответы учащихся

Психолог А сейчас вашему вниманию мини - лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Самооценка»

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

Вопросы учащимся

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

Ответы учащихся

А сейчас мы проведем с вами самоиспытание, которое покажет, знаете ли вы себя? К примеру, какая у вас память? (пригласить к доске студента уверенного, что у него плохая память). У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам: Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (студент у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Для начала предлагаю вам ответить на вопрос: «Какого человека можно назвать уникальным?»

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра «Кто я? Какой я?»

Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (зачитывается несколько работ)

Заключение

Наш психологический час подошел к концу, я всем очень благодарна, за активное участие. Да. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Классный час "Познай себя" 8 класс
Важно не то, кем тебя считают,
а кто ты на самом деле.
Публий Сир
Цели:
 Расширить представление детей о самопознании, саморазвитии,
самоопределении.
 Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как
целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.
 Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей
к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению,
самопознанию, самосовершенствованию.
К.р. Добрый день. Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору,
который волнует всех: «Знаешь ли ты себя?» Ещё древние говорили, что
самый загадочный сфинкс на Земле – это человек. Мыслители говорили, что
человек – это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого
себя? Если спросить об это каждого из вас, то мы получим разные ответы, и
все вы по­своему будете правы, потому, что каждый из вас индивидуален и
неповторим. Ну что ж, попробуем вмести ответить на вопрос « Знаешь ли ты
себя?»
Уверены ли вы в том, что знаете себя???
(Я и мой выбор).
Я приглашаю вас в картинную галерею. Перед вами три зала. Пусть каждый из
вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. А теперь давайте
узнаем, в какой зал вы захотели войти. (каждый выбирает номер слайда)

А теперь давайте узнаем идеи зала:
1. Жизнь как наслаждение
2. Жизнь как общение с другими людьми.
3. Жизнь как поиск смысла жизни.
В такие залы вы хотели попасть?
Теперь, узнав идею зала, вы уверены в своём выборе?
Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение.
(если есть те кто поменял свой выбор) Что побудило вас к новому выбору?
Давайте попробуем провести аналогию с человеком. А. Экзюпери говорил:
«… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека,
нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в
разных жизненных ситуациях». Вы согласны с этим? (обсуждение)

Кл.р: Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?
(Ответы). Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь.
Кл.р: Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот,
кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными
людьми? (Дети отвечают.}
Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
3. Свой характер, темперамент, волю.
4. Свои вкусы, привычки.
5. Свои сильные и слабые стороны.
Кл. р: Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и
возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Примерные ответы детей:
1. Узнать призвание, выбрать профессию.
2. Избежать ошибок и разочарований.
3. Правильно вести себя с окружающими.
4. Не браться за невыполнимые дела.
5. Правильно определить цель в жизни.
Кл. р: Действительно, человек, который объективно оценивает свои
способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание,
определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений
жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности,
он будет искать причину не в других, а в себе. Процесс познания себя у
каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь.
С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и
познание смысла жизни.
Подведение итогов
Кл. р. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что­
то новое о себе и других? Я думаю, что сегодня между нами протянулась
нить взаимопонимания, и чтобы эта связь не оборвалась, закрепим её. Я
приглашаю вас в круг.
Игра «Паутинка» Передавая клубок ниток, участник говорит своему соседу
доброе пожелание.
Кл. р: Посмотрите, на эту нить она хрупка и непрочна. И только от нас
зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания.

Тема : Познай себя

Задачи : развивать интерес к теме, убедить в важности самопознания для успешного решения жизненных вопросов; развивать практические навыки по самопознанию; обучать общению с использованием дополнительных знаний по философии и психологии; развивать творческие способности учащихся.

Подготовительная работа : задания учащимся по изучению дополнительной литературы; распределение творческих заданий; оказание помощи в подготовке презентаций; работа с психологом, библиотекарем; оснащение демонстрационным материалом; подготовка тестов; распечатка раздаточного материала.

Участники : учащиеся; классный руководитель; психолог.

Ход мероприятия

Для человека нет ничего более интересного, чем люди.

В. Гумбольдт

Классный руководитель. Итак, для человека нет ничего более интересного, чем люди. А к своей личности он испытывает повышенный интерес. Кто я и что я? — задаем мы себе вопрос. Зачем, для чего и для кого я в этом мире, что могу и на что способен?

Стремление разобраться в себе всегда было свойственно людям. В древние времена они, познавая себя, стремились определить волю богов в своей судьбе. Древнегреческие мыслители призывали познать свое предназначение на Земле, открыть свои возможности. А что вы можете сказать, исходя из каких потребностей человек стремится разобраться в себе в наше время?

Учащиеся:

— Думаю, что любой из нас хочет знать, что будет с ним завтра. И при этом не стоит надеяться на гадалок. Надо хорошо знать себя (изучить свои особенности и способности) и проанализировать все положительные и отрицательные обстоятельства. Вот тогда можно будет говорить о том, что ты в состоянии создавать свою жизнь и судьбу для себя и для общества, в котором живешь.

— Считаю, что люди, занимающиеся самопознанием, умные и мудрые. Они смотрят далеко вперед. Такие люди если и ошибаются, то не часто. Гете говорил, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

Классный руководитель. Что же является главным в самопознании?

Учащиеся:

— Человек должен знать все свои все свои положительные качества и способности. И на основе этого должен уметь принимать разумные, обоснованные решения. Например, вовремя отказаться от выгодного, но непосильного для него дела.

— Наряду с положительными, надо знать и все свои отрицательные качества и недостатки. Без этого человек не сможет определить, на что он способен, каким он может и должен стать в будущем.

Классный руководитель. Ребята, надо искать в себе свое собственное «Я». Ведь некоторые из вас часто думают больше о престижности чего-то в жизни (профессии, социального статуса, положения в обществе и др.), фантазируют, уходя в детские мечты, не разобравшись со своими способностями и возможностями, а иногда даже с данным им природой даром, развив и закрепив который, можно достичь больших высот. Ведь одно дело хотеть, а другое — стать и быть, состояться как человек, гражданин, профессионал. Вот в чем главная задача самопознания. Сейчас мы поговорим об основных качествах личности и о тех видах деятельности, в которых они проявляются. Какие качества являются ведущими? Какие качества присущи вам?

Учащиеся. Ведущими качествами личности являются нравственные, умственные, волевые и эмоциональные.

Классный руководитель. Давайте поговорим о них подробнее. И я предлагаю, по мере презентации этих качеств, отмечать их наличие у себя {отмечают на заранее заготовленных листах).

Ребята разбиваются на 4 группы. 1-я группа представляет нравственные качества.

К нравственным качествам относятся

— коллективизм и гуманизм;

— трудолюбие;

— честность;

— нетерпимость к безнравственности.

Идет представление качеств:

— Если вы готовы к товарищеской взаимопомощи, всегда и везде заботитесь о людях, умеете согласовать личное и общественное на пути достижения своих целей, если вы не только понимаете и принимаете требования общества, но и действуете с пользой для него, занимаете социально активную позицию в деятельности и отношениях личности, то это значит, что вам характерны такие качества, как коллективизм и гуманизм.

Всегда, везде о людях он в заботе,

Я помощь чувствую и в жизни, и в работе.

Он может быть рабочий иль артист,

А по натуре — человек и гуманист.

— Если ваше трудолюбие распространяется на овладение знаниями, если у вас возникает постоянная потребность трудиться, а не проводить все время в праздности и лени, если вам присуще чувство ответственности за порученное дело и вы выполняете его охотно, с удовольствием, значит, трудолюбие — одно из ваших ведущих качеств.

С утра трудиться и до ночи...

Не многие вот так охочи

За дело браться, да еще с охотой.

Лишь только те, кому мила работа.

— Если вы искренни и верны данному слову, самокритичны, умеете доверять людям, значит, вам присуще такое замечательное качество, как честность.

Скажи, легко ли честным быть,

Именно быть, не просто слыть?

И жить доверчиво, самокритично,

Чтоб люди ставили за суть твою «отлично».

— Если для вас неприятие аморальных явлений — это норма жизни, если вы боретесь со злом в любых его проявлениях, значит у вас развито такое качество, как нетерпимость к безнравственности.

Что в людях аморально,

То в жизни не похвально.

Ты это уяснил сполна.

И зло ты отрицаешь,

И зависть отметаешь,

Ведь жизнь дана на добрые дела.

2-я группа.

Основными умственными качествами личности являются следующие:

— самостоятельность ума (его сообразительность);

— объективность ума;

— любознательность;

— эрудированность.

Если в вашей деятельности преобладает познавательная: исследования, опыты, учение, самообразование, если вы способны к нестандартному и творческому мышлению, значит, у вас самостоятельный и сообразительный ум.

Предлагается задание на сообразительность:

Перевод английского стишка:

Я видел павлина с хвостом огневым,

Я видел комету с хвостом дождевым,

Я видел тучу, на грядке растущую,

Я видел репу, по кочке ползущую...

Чепуха, не правда ли?

А что нужно сделать, чтобы в чепухе появился смысл?

Ответ: переставить знаки препинания, и тогда получится: я видел павлина, с хвостом огневым я видел комету, с лицом дождевым я видел тучу... и так далее.)

— Если у вас есть постоянная потребность впечатлений, получения новой информации, если в этой информации и различных явлениях и событиях жизни вы умеете видеть главное, если это присуще всем видам вашей деятельности, значит, ваш ум объективен и любознателен.

Приводят пример «Для вас, любознательные»:

Бесконечный разум, считает американский ученый Э. Холмс, является абсолютной и единственной силой во Вселенной. А разум каждой личности - это какая-то частица вселенского разума, а мысли обладают созидательной силой. Чем больше хорошего мы пожелаем другим, тем больше этого хорошего вернется к нам. Люди — это особое выражение жизни, бесконечное поле сознания. Разум должен протекать через нас и воплощаться во внешний результат наших усилий. Если человек сможет управлять своими мыслями, значит, он сможет сделать все и иметь все, чего он захочет. Для человека, у которого разум и тело активны, жизнь никогда не станет скучной. Необходимо трудиться над развитием и расширением своего мышления и предохранять свой ум от появления негативных мыслей. Если человек научится контролировать свои мысли, значит, он сможет управлять своей судьбой.

Если вы очень любознательны и ваш ум впитывает огромное количество информации, то нагрузка на мозг возрастает, и на такие «мелочи», как что мама поручила купить в магазине, часто уже не остается места. Но с необходимостью запоминать приходится все-таки сталкиваться. Мы предлагаем вам тренинг «Запоминание последовательностей».

«Способ карманов» — самый простой способ запоминания. Вам поручено купить восемь наименований продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье. Первое, что вы должны сделать - рассортировать продукты по отделам магазина: например, хлеб, печенье, сахар и чай скорее всего продаются в одном отделе. Распределите эти продукты во внутренних карманах пиджака: в левый положите булку и печенье (представьте, с какими трудностями вы заталкиваете все в карман, тогда все лучше запомнится). А в правый карман — чай и сахар (пакеты рвутся — неприятное впечатление, но забыть такое трудно). В наружные карманы кладем молочные продукты (пакет разорвался, творог попадает в карман, ужасно!). Шутка? Всерьез? А попробуйте на практике этот прием несколько раз, вы убедитесь, что теперь с запоминанием у вас все в порядке (желающие тренируют память на примере «Быстро соберись в школу», «Классная просила не забыть...»).

— Если вы хорошо обо всем осведомлены и постоянно развиваете свои познавательные способности, значит, вам присуще такое умственное качество, как эрудированность.

Проверьте свою эрудированность:

1. Английский король Георг I, начиная с 54-летнего возраста и до конца жизни, был вынужден постоянно пользоваться услугами переводчика. Что же с ним случилось? (Он стал английским королем, а так как был немцем, не знал английского языка и не хотел его учить, то пользовался услугами переводчика.)

2. Смертный грех, говорящий о скудости ума, по мнению святых отцов, - это: а) чревоугодие; б) сребролюбие; в) любострастие; г) гордыня. (Ответ г) гордыня.)

3. На гербе Суворова, нарисованном им самим, — его девиз: глазомер, быстрота, натиск - венчает слово «победа» и еще одно, не отделимое от победы русского оружия. Назовите его. (Ура!)

А сейчас мы хотим предложить вам технику умственной работы.

1. Обуздайте свой ум (развивайте способность сосредоточиться на одном предмете).

Тренинг-1

Посмотрите на репродукцию картины. Что на ней изображено? Какие тона преобладают? Что дано более крупным планом?

Есть ли изображение людей на картине? Где они расположены? (Закрывают картину, стараются передать увиденное.)

Тренинг-2

Встаньте из-за столов, подожмите одну ногу, закройте глаза и сложите ладони перед собой. Только абсолютное внимание поможет вам удержаться в этой позе (такому сосредоточению учат в индийских школах).

— отключите механизм проговаривания, чтобы он не задерживал вас;

— читайте сперва целыми фразами, потом целыми строчками.

Со временем вы научитесь схватывать одним взглядом целые абзацы (быстро читали О. Бальзак — 4000 слов в минуту, А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, A.M. Горький).

3. Учитесь думать.

4. Проговорите про себя то, что хотите осмыслить. Процесс думания — это диалог двух собеседников.

5. Учитесь говорить.

— Пополните свой словарный запас;

— кратко формулируйте свое высказывание;

6. Узнайте свой биоритм.

Составляя карту своего биоритма, сосчитайте количество дней от своего рождения до сегодняшнего дня. Полученное число разделите на 23 дня физического цикла, 28 — эмоционального, 33 — интеллектуального. То, что останется от деления, определит положение каждого из циклов на данный день. Первая половина цикла — положительная, вторая — отрицательная. День перехода от первой половины ко второй — критический или нулевой. В этот день необходимо быть особенно внимательными и осторожными, меньше заниматься физической деятельностью, не принимать ответственных решений.

7. Учитесь отдыхать.

— Старайтесь не уставать. Разумно проведенные выходные снимают нагрузку рабочих дней. Старайтесь делать 5—10- минутные перерывы после часа индивидуальной работы. Изучите искусство мышечного расслабления.

— Расслабление. Лягте на диван или на пол. Руки вдоль тела. Ноги вытянуты. Носки врозь. Дышите медленно, но без напряжения. Скажите себе: Я начинаю мышечное расслабление. Последовательно сосредоточьте внимание на тех частях тела, которые вы будете называть: Я расслабляю стопы, мышцы голени, бедер, спины, рук, шеи, лица. Если вы хорошо расслабились, то ваша поднятая рука (нога) свободно упадет. Желательно делать такое расслабление дважды в день.

8. Займите свой ум эстетическим самообразованием.

9. Ваш мозг должен быть занят добрыми мыслями и делами. И вы пожнете СУДЬБУ!

Качества личности презентует 3-я группа.

К основным волевым качествам личности относятся самостоятельность, требовательность к себе и другим, целеустремленность, решительность.

Если вы во время общения и труда способны регулировать поведение (его активность и сдержанность), значит, вы обладаете таким волевым качеством, как самостоятельность. (Приводят примеры из литературных произведений, говорят о ребятах своего класса, которые, на их взгляд, обладают этим ценным жизненным качеством.)

Если вы предъявляете высокие моральные требования к людям и себе, признаете ответственность за выполнение этих требований, если в процессе самовоспитания научились признавать и исправлять свои ошибки, значит, вы требовательны к себе и другим.

Ребята демонстрируют портрет маршала Г.К. Жукова, описывают его мощный подбородок, прямой и твердый взгляд, уверенность и властность каждой черты его лица, говорят, что его требовательность к подчиненным была и талантом, и наукой. Рассказывают о любопытном случае на охоте, когда Жуков, столкнувшись лицом к лицу с медведем, не растерявшись властно приказал ему: «Стоять!» И медведь остановился, а затем убежал в лес.

Ребята говорят о том, что талант руководителя, его властность должны использоваться во благо людям, что требовать от людей надо только то, что они в состоянии сделать. Иначе человек, не справившись с чем-то, может потерять веру в себя. Воля полководца Жукова сочеталась с прекрасным знанием военного дела. А главное в требовательности — это требовательность к себе. Приводят пример Кирсанова, Рахметова и т.д., а также своих родителей.

Если вы умеете сосредоточиться на определенной цели, преодолевая трудности на пути ее достижения, умеете организовать свою жизнь по плану, включив в нее способы

достижения своей цели, значит, вам характерна целеустремленность. (Приводят примеры своих жизненных целей и план их достижений. Например, поступить в институт: 1 — получить «отлично» по... предметам, 2 — посещать курс по выбору, 3— заниматься на подготовительных курсах в институте, прочитать литературу о будущей профессии, 4 — проконсультироваться у психолога, 5 — посоветоваться с родителями, 6 — изучить рынок труда и т.д.)

— Если вы способны брать на себя ответственность за решения и поступки, значит, вам свойственна решительность.

Ребята говорят о том, что часто, когда возникает проблема выбора, инициатива и немедленные действия имеют большое значение для успеха дела. (Приводят примеры из жизни воспитателей, спортсменов, операторов, военных и из жизни ребят своей школы (спасение на воде, при пожаре и т.д.)). Нравственная оценка решительных поступков зависит от их содержания и результата. Предлагают обсудить вопрос: «Победителей не судят?»

Выступление 4-й группы.

К эмоциональным качествам личности относятся оптимизм, совестливость, восприимчивость, человечность.

— Если вы живете с верой в себя и свое будущее, а в людях умеете видеть прежде всего хорошее, значит, вы обладаете бесценным для человека качеством - оптимизмом.

Ребята предлагают записать свою реакцию на следующие фразы:

— завтра дополнительный урок по химии;

— вы получили публичное порицание;

— в гардеробе оторвали вешалку у вашей куртки.

(Раздаются листки с заранее отпечатанными фразами.)

Желающие комментируют свою реакцию, ребята из 4-й группы делают выводы.

— Если вам знакомо чувство вины и стыда за содеянное или неблаговидный поступок, если вы делаете что-то не ради хвастовства, а для добра, если вы не кричите повсюду о своих делах, своем превосходстве и исключительности, значит, вам не чужда совестливость.

Ребята проводят мини-конкурс на знание русских народных пословиц и поговорок о похвальбе и совести.

— Задрал нос — и кочергой не достанешь.

— Гроша не стоит, а глядит рублем.

— Не гляди широко — запорошишь око.

— Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.

В ком стыд, в том и совесть.

Волосом сед, а совести нет.

Чего стыдился, о том таился.

Жили, жили, а стыда не нажили.

Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

Платье черненько, да совесть беленька.

Если вы не равнодушны к чужим бедам, способны к сопереживанию, если вы в состоянии понять духовный мир другого человека, значит, вы наделены таким качеством, как восприимчивость.

Ребята говорят о том, как иногда важно бывает для человека просто выговориться, чтобы тебя кто-то выслушал, особенно в трудной жизненной ситуации. А если тебя еще и поймут, тогда происходит выброс негативной энергии, человек больше не раздавлен обстоятельствами, у него появляется надежда на лучшее. Иногда это помогает уберечь человека от крайних мер.

Дают положительные примеры своих одноклассников, рассказывают о работе телефона доверия, о том, как важно, чтобы там работали люди по призванию.

Если вы готовы к самопожертвованию ради других людей, если вам неприятны люди завистливые и корыстные, если вам присуще стремление сделать добро, если вы отзывчивы и вам свойственно дружеское отношение к людям, значит, у вас есть, пожалуй, самое главное качество — человечность.

Мой юный друг, задумайся,

Сколько тебе лет.

А после этого мне дай

Прямой, честный ответ:

Ты заплатил за все добром,

Теплом души своей,

За то, что в жизни получил

От близких и друзей?

Или ты требуешь всех благ,

Не думая о том,

Что за все это заплатить

Не плохо бы трудом?

Лишь только слабые добры

В пустых, сладких словах.

А сильные душой добры

В поступках и делах.

А лучше дай

Себе ответ:

Какой ты, добрый

Психолог. Ребята, главными приемами самопознания являются:

— самонаблюдение (здесь большую роль играет такое качество, как наблюдательность; так как время обычно искажает картину случившегося, то хорошо бы вести дневник наблюдений; научившись наблюдать внешний мир, переключайтесь на себя);

— самокритика (вы обрабатываете результаты самонаблюдения при помощи самоанализа и самооценки);

— самоанализ (что сделано, как, что можно было сделать лучше, моя вина, вина других, всели нравственно, что сделано; что получили вы сами, что благодаря вам приобрели другие; смотрите на себя глазами своих друзей и недругов; умейте признать свои ошибки и слабости и преодолеть их).

— Самооценка (завершающий этап самопознания). Человек судит о наличии или отсутствии у него определенных качеств. Часто эти качества бывают просто слабо выражены. Оценивая себя, человек как бы примеряет свои качества, свой характер на определенный эталон, образец. Самооценка человека во многом зависит от того, насколько у человека развита критичность, требовательность к себе и окружающим. В любом обществе существуют общепринятые социальные и нравственные нормы, а также традиции и обычаи, которые и являются основой самооценки. Говоря о самооценке человека, мы обычно подчеркиваем ее результат, т.е. у данного человека она низкая или высокая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. Высокая самооценка предполагает обычно достаточно низкий уровень тревожности у человека, дает ему возможность реально понимать ситуацию, себя и людей.

— Предлагает «Тест для исследования самооценки» (Модификация Л.П. Пономаренко, 1999).

При измерении самооценки можно воспользоваться методикой семантического дифференциала (Ч. Осгуда).

Инструкция. Известно, что личностные качества, присущие человеку, расположены на континууме, состоящем из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера,

имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство определяется у вас. В середине бланка (или листочка) колонки, имеющие номера от 1 до 7.

Общительный

Замкнутый

Уверенный в себе

Неуверенный в себе

Раздражительн ый

Спокойный

Неоткровенный

Откровенный

Нерешительный

Решительный

Понимающий других

Непонимающий других

Симпатичный

Несимпатичный

Нуждающийся в поддержке других

Самодостаточный

Импульсивный

Уравновешенный

Подчиняющийся

Доминирующий

Активный

Пассивный

Целеустремленный

Беспорядочный

На примере первой пары разберем, как работать с методикой. Если вы выбираете столбец под №1, это означает, что вы на 100% добрый человек (в вас нет ни 1% злости). Если вы считаете себя на 100% злым человеком, то должны выбрать столбец №7. Столбец №4 означает среднюю позицию (т.е. в вас 50% «доброты» и 50% «злости»). Столбец №3 — вы скорее добрый человек, чем злой (примерно 65% «доброты» и 35% «злости»). Столбец №2 — примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная справа, и на 20% — та, что слева. Выбор столбца №5 соответственно означает, что у вас немного больше выражено качество, представленное слева (в данном случае — примерно 65% «злости» и 35% «доброты»). Столбец №6 - примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная слева, и на 20% - та, что справа. Итак, вы уже догадались, что чем ближе расположен столбец к правой или левой стороне пары свойств, тем больше выражен этот полюс и, соответственно, меньше - второй.

На первом этапе работы по каждой паре вы выбираете номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у вас в настоящий период вашей жизни («Реальное Я»). Выбор обозначьте крестиком («X») в соответствующем квадратике. После того как все участники выполнят это задание, можно приступить ко второму этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть. Например, вы оценили себя как человека, доброго на 100% (крестик под столбцом с № 1), но в жизни это часто мешает, и вы хотели бы, чтобы в вас поровну были представлены «злость» и «доброта». В таком случае вы на втором этапе выбираете позицию столбца №4 и обозначаете свой выбор кружочком. Может случиться, что вы удовлетворены тем положением, которое есть, в таком случае поставленный на первом этапе крестик просто обведите кружком. После того как вы еще раз просмотрели все 15 пар и по каждой из них отметили кружком позицию, отвечающую вашему «идеальному Я», приступаем к 3 этапу работы.

Обработка результатов

По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок. Например, по первой паре вы оценили себя как человека, доброго на 80% (крестик в столбце с №2), а хотели бы, чтобы «доброты» и «злости» было 50x50 (кружок в столбце с №4). В этом случае разница будет составлять 4-2=2. Эту цифру запишите рядом с первой парой. Если крестик в столбце с №7, а кружок — под №6, разница 7-6= 1. Если позиция крестика и кружка совпадает, разница будет 0. Эту цифру тоже следует записать рядом с соответствующей парой.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Интерпретация

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недоволь ство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительны. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Сравнивая себя с другими, они приходят к неутешительным выводам, не любят принимать комплименты, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Обычно такие люди тонко чувствуют переживания других, ранимы, впечатлительны, «тонкокожи». Часто (если низкая самооценка не сопряжена с гиперкомпенсаторным стремлением демонстрировать собственную значительность) они больше заботятся об удобстве других, чем о собственной пользе, могут пожертвовать своими интересами ради другого человека. Бывает, что этим пользуются окружающие. Надо сказать, что с такими людьми другим хорошо, однако сами они часто страдают.

В некоторых случаях пониженная самооценка приводит к стремлению самоутвердиться за счет других, болезненной склонности видеть за поступками других людей желание уязвить или обидеть. Иногда может проявляться немотивированная агрессивность и вспышки гнева.

Скорее всего, истоки низкой самооценки следует искать в стиле воспитания в семье. Вероятно, родители (или кто-нибудь один из них) были слишком строги или критичны, или часто сравнивали вас с другими, или предъявляли высокие требования к вашим достижениям. Этого уже не изменить, и путь к зрелости лежит через осознание и проработку своих детских «комплексов».

Если вы набрали балл менее 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» — вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!

Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Результат мене 10 баллов может интерпретироваться по-разному. Иногда это свидетельствует о скрытом нежелании участвовать в тестировании, формальном выполнении задания. Низкий балл может говорить о защитной реакции, а также демонстрируемой высокой самооценке («У меня все хорошо, отстаньте») или свидетельствовать об отрицательном отношении к тестированию, нежелании быть откровенным. Такой балл набирают также люди, не склонные к самоанализу и рефлексии, не любящие заглядывать внутрь себя.

Если человек отвечал искренне и действительно считает, что его «реальное Я» почти не отличается от «идеального Я», можно говорить 0 завышенной самооценке, т. е. такие люди уверены в собственной Непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении.

Классный руководитель. Итак, вы определили, какую степень самооценки вы имеете: высокую или заниженную, уверены вы в себе или мало уверены. Если самооценка занижена, то это будет вам существенно мешать. Думаю, что у каждого из нас есть желание изменить что-то в своей жизни. Тем более, если вы обнаружили, что имеете заниженную самооценку. Послушайте, какую своеобразную программу правил предлагают нам наши девочки, которые в будущем собираются стать психологами. (Ученицы зачитывают стихи.) Правила поднятия самооценки:

— Постарайтесь же с утра

Быть в наилучшем виде.

Себе, как другу улыбнись,

В зеркале увидев.

Не забудьте вы о том

И в обед, и перед сном.

— О физических изъянах

Вам не надо всем трещать.

Кто-то просто их не видит,

Зачем вниманье заострять?

— Кругом народ, ой, как же быть?

Ведь надо речь вам говорить.

Вы смущены, лицо ваше краснеет...

Так знайте, для других

Оно всего лишь только розовеет.

— Хотите людям нравиться

И остроумьем славиться?

Нет, лучше помолчи,

Других послушай,

Пусть изольют тебе всю душу.

Отличным слушателем ты прославишься

И, будь уверен, каждому понравишься.

— А в окружении своем

Найдите, кто бы вас послушал.

Волненья, страхи, даже сны —

Откройте все и даже душу.

И обсудите не таясь

И планы, и пророчества.

Так будет легче избежать

Тоски и одиночества.

— Иногда, чтобы кому-то

Самоутвердиться,

Надо с кем-то поругаться,

Надо разозлиться.

Постарайся к людям этим

Проявить терпение.

Часто в них совсем не злость,

А робость и смущение.

Тебе придется говорить,

Старайся, не смущайся.

Лучше добрыми речами

Самоутверждайся.

— Не говорите плохо о себе,

Грехи, ошибки прошлые простите.

А вас обидели, ну что ж, за что — поймите.

И, все забыв, к успеху вновь спешите!

— С кем-то не хочется общаться?

Так поспешите попрощаться,

Чтоб дискомфорт не ощущать

И комплексы в себе не развивать.

— Будь компетентным в интересной теме,

Учись общаться и толково и любезно,

Ты новый круг общения найдешь,

И будет он и умным, и полезным.

— А за успех себя тихонько похвали,

Не жди, пока похвалят люди.

Ведь эти мысли «про себя»

Никто не слышит, не осудит.

Себя в бахвальстве не вини,

Уже ты знаешь, как наш мир устроен.

Так прежде сам себе скажи,

Где ты не прав и где чего достоин.

Классный руководитель. Вы видите, ребята, насколько по-разному можно подойти даже к негативным моментам в своей жизни. Просто

Пессимист по жизни видит неудачу,

Все ему не так, расстроен он и плачет.

А оптимист? Он по-другому скроен

И только на успех настроен.

Помогут почувствовать уверенность в себе и 10 заповедей от Дейла Карнеги.

Ребята, мало просто знать эти заповеди. Лучше повесить их на листе в своей комнате и каждое утро повторять их. Вечером проанализируйте свой день, отметьте, что вам удалось сделать. Посоветуйтесь с близкими вам людьми или специалистами, как научиться следовать этим мудрым словам. Это ли не программа для самосовершенствования и самовоспитания! (Предлагает ребятам распечатки заповедей.)

А психолог Дж. Келли утверждает, что, усвоив основные права человека и приняв их как правила жизни, вы не потеряете уверенность в себя.

Основные права человека

— Право быть одному.

— Право быть независимым.

— Право быть выслушанным и принятым всерьез.

— Право не быть напористым.

— Право получать то, за что платишь.

— Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.

— Право просить то, чего ты хочешь.

— Право на успех.

— Право делать ошибки и быть ответственным за них.

— Право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека.

Собрав воедино все советы и заповеди, найдя в себе силы и мужество разумно им следовать, вы сможете достичь в жизни своего акме. Акме (от греч. расцвет, вершина) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

Вершина зрелости человека (акме) — многомерное состояние, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности.

Классный час в 5 классе. Познай себя

Психологический классный час для 5 класса

Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению многих психологов и педагогов, для пятиклассников характерны переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам. Стремление к самоутверждению иногда толкает их к деструктивному поведению. Задача данного классного часа - помочь детям посмотреть на себя со стороны, задуматься над тем, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в окружающих, вселить веру в собственные силы.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем - и для работы над собой.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

3. Определение знаний детей о себе:

а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

б) создание автопортретов;

в) игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.

Дополнительный материал

Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция

А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.

вопроса

«Очень часто» (4 балла)

«Часто» (3 балла)

«Редко» (2 балла)

«Никогда» (0 баллов)

Сумма баллов

Итого

В первом столбике записать числа от 1 до 32 - это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.

Опросник

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:

- «очень часто» - 4 балла;

- «часто» - 3;

- «редко» - 2;

- «никогда» - 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)

Инструкция

А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.

Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.

Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.

Результаты теста

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямоугольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Легковерность

Настрой на свое

Наивность

Чувствительность

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Низкая самооценка

Смелость

Безрассудство

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Фигура

Положительные

Отрицательные

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и разбросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдержанность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Нелогичность

Раскованность

Непрактичность

Похожие статьи