Высокая и низкая самооценка личности. Что такое самооценка: как формируется восприятие себя

28.09.2019

ПОНЯТИЕ УСПЕХА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

В социальных науках (философии, социологии, педагогике) успех предстает как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, "успех" - это характеристика и индикатор переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой, - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений.

Понятие «успех» -- прежде всего семантическая категория, имеющая определенное значение. В "Словаре русского языка" СИ. Ожегова фиксируются три значения понятия «успех»:

Удача в достижении чего- нибудь.

Общественное признание.

Хорошие результаты в работе или учебе .

Словарь Вебстера определяет успех как «...благоприятный или удачный исход попыток или усилий, удовлетворительное завершение чего-либо, ...достижение благосостояния, положения и т.д.... успешное осуществление или достижение» . Обобщая, можно говорить о двух семантических "пространствах" исследуемого понятия: пространства достижения намеченной цели, каких-либо желаемых благоприятных результатов, и пространства обретения индивидом некоторого уровня в социальном развитии (статуса, положения в обществе и т.п.). Этот вывод подтверждается и составом синонимических рядов успеха как словарной единицы. С одной стороны, в ее дериватах отражен принцип и степень ранжирования характеристик успешной деятельности: «благоприятный исход», «положительный результат», «достижение в освоении», «завоевание», «победа», «торжество», «триумф». С другой стороны, синонимический ряд описывает результаты социального взаимодействия индивида: "признание", «приобретение общественного положения», "престиж", «слава» .

"Признание" предполагает «...оценку по достоинству, положительное отношение со стороны кого-чего-нибудь . По своему смысловому содержанию оно близко слову «популярность», то есть «...известность, широкое внимание, общественные симпатии к кому-чему-либо . Популярный человек «...пользуется широкой известностью» . "Положение" понимается как «...место, роль кого-нибудь в общественной жизни, коллективе, в семье...» , «...важная, значительная роль, значительное место кого-либо в обществе, определяемое высокой служебной должностью, влиятельными знакомствами, связями...». То есть данное понятие связывается в первую очередь с такими понятиями, как ранг и статус. Близким по смыслу является слово «престиж», которое трактуется

как: «влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь» «авторитет, влияние, которым пользуется кто-то» Психологический словарь трактует слово престиж как: «мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально-значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности» . Престиж связывается с возможностью человека пользоваться своими заслугами, влиять на других людей или ситуацию, но при этом внимание уделяется ценностям, разделяемым обществом. Часто используется в житейской речи слово «преуспеть», которое означает: «... сделать карьеру, выйти в люди, пробить себе дорогу, пойти в гору, далеко пойти» . И близким по значению к слову «успех» является слово «достижение», которое определяется как «положительный результат работы, успех», «положительный результат каких-либо усилий, успех» .

Социологический аспект исследования успеха представлен в работах М.Вебера, В.Зомбарта, К.Мангейма. Известен, ставший классическим, анализ М.Вебером влияния протестантской этики на формирование ориентации на успех в период зарождения и первоначального этапа развития капитализма. Поднимая вопросы возникновения нового социального типа трудовой мотивации, он представил идею рациональности деятельности в ее конкретно-исторической постановке, как формирование целостного социокультурного механизма, обеспечивающее максимальное достижение человеческих целей.

Задача обзора основных подходов к проблематике успеха в психологии усложнена отсутствием прямых и однозначных теорий, рассматривающих его в качестве центрального или основного конструкта. Более того, большинству психологических направлений свойственен “проблемно-клинический” подход, сосредоточенный скорее вокруг психологической проблематики индивида, нежели ориентированный на выявление детерминант и манифестаций его успеха. Тем не менее, в системе научной психологии находятся категории, применимые для объяснения когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений человека в контексте исследуемого нами феномена. Разные психологические школы по-своему трактуют феномен успеха.

В психологической теории личности и “метапсихологии" З.Фрейда нет явного обращения к внутренним детерминантам или внешним поведенческим проявлениям успеха. С другой стороны, в рамках метода анализа случаев им и его соавторами дан анализ личности исторических и современных ему персоналий, чья творческая или художественная биография ассоциирована с успехом. Сюда относятся исследования жизни Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевского, Т. Вильсона. И хотя, по мнению, К. Холла и Г. Линдсея “не следует смешивать... описания случаев с использованием психоаналитической теории для лучшего понимания литературы и искусства или социальных проблем”, знакомство с интерпретацией З. Фрейдом художественной и политической деятельности дает возможность увидеть работу бессознательных механизмов психики персонажей, конвенционально причисленных к “успешным”.

    Историческая динамика осмысления проблемы успеха.

Философские произведения и труды, прямо или косвенно затрагивающие данную тему и касающиеся таких категорий как активность, воля, деятельность, личность.

Успех - это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека. Человеческая активность, рассматриваемая в философии как особое личностное свойство, связанное с жизненным путем, самоорганизацией и самоосуществлением. Проблема активности субъекта в познании и деятельности давно была в центре внимания многих западноевропейских философов. В той или иной степени о ней говорили и пытались исследовать ее природу Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. В. Гегель, К. Маркс, М Хайдеггер, Э. Гуссерль, М Мерло-Понти, П. Рикер, К. Г. Юнг, Й. Хейзинга, Т. Шарден, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Левин, Н. Хоппе. В отечественной науке проблемам активности занимались С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. С, Мерлин, П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, А. Г. Спиркин, Ф. Т. Михайлов, И. С. Кон, М. М. Мамардашвили, Т. И. Ойзерман, Л. И. Анциферова, В. А. Лекторский, В. М. Розов, М. А. Розов, В. С. Степин, В. И. Садовский, О. К. Тихомиров. Многие философы, близкие к позиции гилозоизма рассматривали активность как универсальную категорию и видели в ней свойство не только духа, но и материи, способной к самоорганизации (на то, что активно-деятельная сторона материи осталась для философии в стороне, указывал в своих «Философско-экономических рукописях» К. Маркс).

Однако, хотя активность является важнейшей предпосылкой успеха, одной активности для успешного достижения поставленной цели явно недостаточно. Как указывает К.А. Абульханова-Славская, понятие активности дало возможность рассмотреть «как личность объективирует себя в деятельности». Категория деятельности - одна из наиболее изученных в философии. Осмыслением природы деятельности в той или иной степени занимались Г. В. Гегель, И. Г. Фихте, К. Маркс, Л. Витгенштейн, Д. Лукач, Ю Хабермас, Г. Башляр, Р. Харре, С. Л. Рубинштейн, Л. С.

Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили, Э. Г. Юдин, П. Я. Гальперин, В. В. Дадашвили, В. А. Лекторский, К Н. Трубников, В. С. Швырев. Большинство современных ученых сходятся на том, что структура деятельности имеет такие главные элементы как цель-мотив-способ-результат. Для достижения успеха важен каждый из перечисленных элементов. С чисто внешней точки зрения о степени успешности деятельности в целом судят по результатам, а через них и о действующей личности. Наиболее распространенной, но далеко неполной характеристикой результата деятельности является его оценка с точки зрения наличия или отсутствия ошибочных действий, которые либо приводят, либо не приводят к достижению цели. Ряд философов (Н. Н. Трубников, Э. Г. Юдин) выявили проблему несовпадения цели и результата деятельности, причину которого они связывают с невозможностью учесть в целеполагании все реальные последствия, которые порождает осуществление конкретной цели. С точки зрения деятельностного подхода, успех - это максимальное совпадение цели и результата. С точки зрения личностного подхода, подобное определение недостаточно, так как в нем фактически отсутствует личностное отношение человека к достигнутому результату. Многие ученые, в частности К. А. Абульханова-Славская, вводят в теорию деятельности понятие удовлетворенности-неудовлетворенности, характеризующее как личность реализует себя в жизни, «цену» (трудность) деятельности и общения и представляющее собой форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни. Исследования К. Левина и Н. Хоппе показали, что притязания, достижения и удовлетворенность человека достигнутыми результатами имеют четкое соотношение, зависящее от его индивидуальных особенностей.

Одним из главных факторов успешной деятельности человека философско-психологические науки считают сознательную волю. О воле писали такие философы как Аристотель, Д. Скотт, У. Оккам, М. Лютер. Особое место занимало понятие воли в трудах идеологов протестантизма Ж. Кальвина и У. Цвингли и в наследии всего корпуса работ мыслителей, развивавших свои идеи в рамках направления протестантской этики, а также в работах мыслителей Нового Времени, занимавшихся социальными проблемами. Воля, существующая в форме практического разума, интересовала представителей немецкой классической философии. Кант, ввел в философский оборот понятие «автономной доброй воли», Фихте, разработал теорию взаимоотношений «Я» и «Не-Я» и уделял большое внимание проблеме активности сознания с его способностью суждения и чистой деятельности - «самосознания».

Философия Гегеля охватывает все перечисленные категории и сопрягает чистую волю с нравственным самосознанием. В человеческой воле он видел «практический дух», являющийся выражением «Абсолютного Духа». Успех отдельной высокоморальной и самосознающей личности для него связан с тем, насколько эта личность выражает волю Целого - государства в своем конкретном материальном проявлении и Абсолютного Духа в идеальном проявлении.

Автор работы «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр, придавший воле абсолютный онтологический статус и видевший в познании одну из объективации мировой воли, полностью отрицал понятие успеха в его земном смысле. Единственный вариант успешного завершения земной жизни, по мнению философа, заключается в умерщвлении всех земных желаний и в полном аскетизме, что сближает его позицию с наиболее пессимистическими направлениями индийской мысли. Ф. Ницше интересовал в воле аспект «воли к власти», которую он рассматривал как разновидность познания, опирающуюся на веру в «я». Субъект в философии Ницше - это «деятель», нечто, «что само в себе стремится к усилению» и «хочет превзойти самого себя». Позднее о воле говорили самые разные мыслители - А. Бергсон, видевший в волевом импульсе виталическую причину творческой эволюции вселенной и человека, М. Шелер, рассматривавший «духовную волю» как главный принцип человеческой жизни, Н. Гартман, разрабатывавший метафизические аспекты воли, Э. Гуссерль, говоривший о «воле к знанию» как о силе, возвращающей философию к субъекту, экзистенциалисты, понимавшие волю то как способность человека подобно древним стоикам с достоинством противостоять трагическим условиям бытия (Ж.-П. Сартр, А. Камю), то как силу, помогающую человеку реализовывать заложенную в нем «онтологическую потребность» к «самоосуществлению» и «полноте бытия» (Г, Марсель).

Наиболее подробно о воле именно в связи с успехом говорили американские философы, начиная еще с Б. Франклина. Прежде всего, это представители философии прагматизма - Ч. С. Пирс, У. Джемс, система которого пронизана идеями волюнтаризма («воля к вере», метод закрепления веры, названный «методом упорства»), Д. Дьюи. Именно они заложили основную базу под понятие успеха. Идеологи прагматизма игнорировали познавательную природу мышления, видя в нем функцию, обслуживающую действие и практические интересы субъекта. «Радикальный эмпиризм», провозглашенный Джемсом, получил у Дьюи новое развитие: отбросив традиционные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная реальность), философ вводит понятие «проблематической ситуации», которая постепенно

разрешается с помощью «исследования». Истина, обнаруживаемая в процессе исследования, определятся как завершение, несущее в себе значение полезности для человека. Таким образом, прагматизм увязывает успех познания и человеческой деятельности с понятием полезности.

Своеобразно толкует природу человеческой активности и воли восточная философия. В Упанишадах введено понятие Абсолютного Бытия или Абсолютной Воли («Сат»), которое наряду с Абсолютным Знанием или Мудростью («Чит») и Абсолютным Блаженством («Ананда») составляет триединую природу Бога -Брахмана. Человеческая воля с точки зрения индийской философской традиции есть отражение Воли Божественной, и успех человеческих начинаний зависит от того, насколько соответствует человеческая воля Воле Абсолюта. Человеческая активность и воля, не ставящая цель следовать этой Абсолютной Воле, рассматривается в лучшем случае как иллюзорная суета, а в худшем как тягостное заблуждение, ведущее к отпадению от Целого.

В русской философии проблема воли интересовала Н. Н. Бердяева, критиковавшего идею свободы воли и утверждавшего волевое стремление «к качеству, самовозрастанию и самореализации» как основание этики; Б. Л. Вышеславцева, рассматривавшего волю как силу, способную обуздать и преобразить энергию Эроса; И. А. Ильина, утверждавшего волевую идею «противостояния злу силой»; Н. Н. Федорова, видевшего в воле к труду во имя Общего Дела единственную возможность для человека преобразовать культ личного успеха в философию всеобщего спасения; Н. О. Лосского, полагающего, что волевой процесс всегда направлен на ценности бытия и потому неразрывно связан с эмоциональной сферой, и, наконец, С. Н. Булгакова, создавшего учение о трансцендентном субъекте хозяйства, «излучающем волю к организации природы» и превращению ее из состояния хаоса в состояние космоса. Следует подчеркнуть, что русская философия никогда не проповедовала культ личного успеха как самоцель, но всегда увязывала его с соборной деятельностью народа и со следованием высшей духовной Воле Бога. Потому и воля, составляющая пружину успешной человеческой деятельности, интересует русских философов отнюдь не в аспекте практического целеполагания, продиктованного эгоистической мотивацией, а в аспекте следования Высшей Воле. (Как утверждал Бердяев: «Человек есть существо, действующее не по целям, а в силу заложенной в нем творческой свободы и энергии и благодатного света, озаряющего его жизнь»).

Кроме философов западной традиции, тема успеха и успешности (правда, не в личностном, а в национальном историософском смысле) касались некоторые русские философы - Вл. Соловьев, К. Н. Леонтьев, И. А. Ильин, Н.О. Лосский, Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, С. Л. Франк, Г. В. Флоровский, А. Ф. Лосев.

Таким образом, можно подытожить вклад немецкой классической философии, американской философии, восточной (индийской) философии и русской философии в понятие активности и воли, составляющее необходимую и важнейшую предпосылку успеха. Немецкая философия привнесла в теорию успеха подробный анализ природы субъекта как человеческого, так и Божественного, исследование онтологии воли, метафизики волевого действия, виталической природы активности людей. Американская философия связала активность с пользой, а волю с методом, помогающим достижению цели, разработав инструментально- технологические аспекты успеха. Восточная философия показала неотделимость человеческой воли от Воли Абсолюта. Русская философия делала акцент на рассмотрении активности с точки зрения единства материального и духовного начала. Наиболее ярко подобный подход проявился в трудах С. Н. Булгакова (прежде всего в его учении о софиологии и в работе «Философия хозяйства»). Согласно представлениям философа, успех хозяйственной деятельности обеспечивается единством материи и духа как гаранта софийности - мудрости. Мудр тот хозяйственник, который в своей деятельности соблюдает это единство. Материальный, экономический успех всегда односторонен, неполон и ущербен, если он достигается за счет ущемления духовной стороны, то есть интересов других, эксплуатации или же ограбления.

В современной философской и философско-психологической литературе сложилось устойчивое представление о воле, как о начале, объединяющем в себе когнитивные и побудительные стороны. Практическое целеполагание, предполагающее сознательную активность человека в выборе цели, принятии волевого решения и его практическое осуществление, является стержневым элементом деятельности, прямым образом влияющим на ее успешность.

Теснейшим образом переплетается с понятием успеха категория личности. В отечественной науке тема личности больше всего разрабатывалась в трудах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина, В. И. Ковалева, А. И. Щербакова, К. К. Платонова, А. Г. Спиркина. Именно личность, не только действует и достигает поставленной цели, но и оценивает собственную деятельность, либо как успешную, либо как неуспешную.

    Самооценка личности и проблема успеха.

Самооценка личности

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем. Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год. При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь - не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой и за ссбм, фгбую щая воли и предельной искренности перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», по и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента: - когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации; - эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек: - приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»); - имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других); - игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся представлению о тебе; - истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность; - становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не при слушивается к чужому мнению; - экстернален, cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками; - к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придир кам и зависти; - как правило, ставит перед собой невыполнимые цели; - имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности; - легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость; - ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда - скрытое или явное негативное отношение к нему); - подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»); - прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения; - имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек: - обладает преимущественно тревожным, застревающим, педан тичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки; - как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен; - более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них; - конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу; - страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит; - ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть; - нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни; - слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости; - становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе; - имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противопололшых психических процессов в человеке: - познавательного, способствующего адекватности; - защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой. Человеку трудно признавать хаос внутри себя. Кстати, согласно статистике, собранной психологами, только 40 % менеджеров разных должностных уровней оценивают себя объективно. Имеется и такая цифра: только у 15 % людей самооценка совпала с той, которую он получил от своего брачного партнера. Так что внутренняя «полиция нравов» у нас не на уровне.

Механизм функционирования самозащиты можно рассмотреть, используя психоаналитическое понимание психологической структуры личности. По 3. Фрейду, как известно, в мире человеческой психики имеется три «царства»: «Оно» - бессознательная система, движимая принципом удовольствия. В основе ее лежат потребности биологического и эмоционального характера, неукротимые страсти. «Я» - сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром. Это оплот благоразумия и трезвой рассудительности. «Сверх-Я» - своеобразная внутренняя «полиция нравов», моральная цензура. Устав ее составляют нормы и запреты общества, принятые личностью.

Между «Я» и «Оно» всегда имеются отношения противоречий. Бедняга «Я» всегда оказывается между тремя «тиранами»: внешним миром, «Сверх-Я» и «Оно». Регуляция противоречий осуществляется с помощью механизмов психологической защиты человека, представляющих собой приемы достижения его душевного равновесия. Набор таких приемов достаточно велик: снижение уровней притязаний, агрессия, самоизоляция, перенос своих эмоциональных состояний на другого человека, переключение нежелательных влечений и др.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо: - бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя; - изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми; - постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

    Успех как форма самореализации личности.

Самореализация личности - как достичь успеха и счастья одновременно.

Самореализация – ракета с двумя двигателями. Один зависит от твоих способностей, талантов, склонностей. Другой работает от мотивации, от желания. Главным образом, имеет значение второй двигатель – твоих стремлений и желаний. Поэтому перестань с тревогой спрашивать себя: можешь ли ты, есть ли у тебя способности к чему-либо. Спроси себя лучше, хочешь ли ты. (Мишель Лакруа - доктор философии, преподаватель французского университета Эври-Валь д’Эссон).

Что значит «реализовать себя»?

Самореализация означает две вещи. Во-первых, мы должны воспринимать себя как некое вместилище возможностей. Как писал философ Мартин Хайдеггер, «я есть обещание возможностей». Иными словами, у меня есть потенциал. Он состоит из способностей и побуждений, из склонностей и желаний. Меня одновременно формирует то, что я способен делать, и то, что я хочу сделать. Самореализация также предполагает, что этот потенциал не должен пропадать зря. Резерв возможностей, которые я в себе ощущаю, должен быть задействован, его надо использовать.

Важно не только воспринимать себя как человека, имеющего возможности, но и переводить их в поступки, важен переход от слов к делу. Вспомним изречение Фридриха Ницше: «Стань тем, кто ты есть». Процесс самореализации предполагает усилия, направленные на самосовершенствование. Я должен приложить усилия, чтобы сделать максимум того, на что я способен.

Не получается достигнуть цели?! Боишься пробовать себя на новом поприще?! Узнай причины своих страхов, пока «на помощь» не пришла фрустрация!

Каждому человеку, обитающему на планете Земля, присуще желание чего-либо добиться в жизни. При этом запросы могут быть абсолютно разными: один грезит высокой должностью, другой мечтает властвовать над миром, а третьему для полного счастья не хватает лишь пары кроссовок.

Умение ставить перед собой осуществимые задачи, соответствующие реальным возможностям, свидетельствуют о наличии адекватного уровня притязаний.

Уровень притязаний и самооценка личности

Психологический термин «уровень притязаний» подразумевает стремление индивида достичь определенных результатов на том или ином поприще, чтобы повысить, либо еще раз подтвердить свою самооценку.

Что касается последней, она представляет собой отношение человека к собственной личности, попытку оценить свои возможности, достоинства и недостатки, а также их влияние на других представителей людского рода.

В зависимости от характерных особенностей человека самооценка может быть разумной, завышенной или заниженной.

Не подлежит сомнению тот факт, что между уровнем притязаний и самооценкой существует тесная взаимосвязь, поскольку ни одно из этих понятий не может существовать отдельно от другого.

Снижая или повышая планку ожиданий, человек получает возможность регулировать свою самооценку, которую, к сожалению, не всегда умеет правильно использовать.

Последствием этого нередко становятся внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, сопровождающиеся затяжными депрессиями, нервными срывами и состоянием крайней озлобленности на весь мир.

Завышенная самооценка

Диагностика завышенной самооценки включает отслеживание таких признаков, как:

  1. Фанатичная вера в свои возможности . Человек, пораженный этим «недугом», не упускает случая убедить окружающих в своем превосходстве над ними и очень любит использовать букву «я» (я сказал, я прав, я считаю, я рекомендую).
  2. Абсолютная невосприимчивость к критике . Любые замечания отскакивают от него, как «от стенки горох», более того, вызывают острое недовольство и ярко выраженную враждебность.
  3. Агрессивное поведение . Ошибочно полагая, что тактика нападения – лучший выход из любого положения, индивид с завышенной самооценкой имеет обыкновение затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Чрезмерно высокий уровень притязаний . Имея весьма искаженное представление о соотношении своих реальных и желаемых возможностей, он «стремится к звездам, едва умея ползать по земле».
  5. Глубокая эмоциональная неустойчивость . Как правило, она проявляется в резких перепадах настроения. Человек может весело смеяться над шуткой, а уже через минуту его пробирает крупная дрожь и он начинает биться в истерике, обвиняя окружающих во всех смертных грехах.
  6. Характерный внешний вид . Неестественно прямая осанка, горделиво поднятая голова, пронизывающий взгляд, а также голос, полный командных ноток.
  7. Отрицание неудач . Для человека с завышенной самооценкой губительна сама мысль о возможном провале. Сохраняя веру в собственную непогрешимость, он старается не участвовать в разговорах на эту тему и бесцеремонно обрывает собеседников, задающих «неудобные» вопросы.

Заниженная самооценка

Ученые мужи и дамы, прекрасно разбирающиеся в психологии, уже давно выявили следующие признаки заниженной самооценки:

  1. Излишняя робость и осторожность . От человека с комплексом неполноценности сложно добиться прямолинейности и твердости в ответах. Постоянно опасающийся задеть чужие чувства, он предпочитает юлить и мямлить, но только не высказывать свое настоящее мнение.
  2. Требовательность «на грани» . Закомплексованные мужчины и женщины скрупулезно пытаются добиться совершенства во всем, придирчиво оценивая не только свои, но и чужие действия. Подобная тактика нередко приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие и любящие люди.
  3. Непрекращающиеся попытки заслужить одобрение . Многочисленные исследования доказали, что неуверенный в себе индивид, как никто другой зависит от постороннего мнения. Неодобрительные взгляды окружающих для него не просто проблема, а целая трагедия, ведущая к возникновению новых комплексов.
  4. Чрезмерно низкий уровень притязаний . Самосознание играет с таким человеком злую шутку, заставляя его устремляться в обратную сторону от истинных желаний и возможностей. Не в состоянии оценивать свои способности адекватно, он зачастую так и остается «на побегушках», даже если на самом деле заслуживает куда более высокой должности.
  5. Неубывающая любовь к жалобам. При этом не имеет значения, насколько обоснованы стенания несчастного, главное, чтобы весь мир был информирован о том, что он нелюбим, некрасив, несчастен, болен и вообще, на днях покинет этот бренный мир.
  6. Характерный внешний вид . Шаркающая, нерешительная походка, втянутая в плечи голова и бегающий взгляд, в котором явственно читаются вина и непременное предчувствие дурного.
  7. Стремление идти «на поводу» . Не доверяя своим суждениям, закомплексованный человек легко поддается влиянию других людей и с радостью перекладывает на них ответственность за свои поступки. Совершая под чужим руководством что-нибудь неблаговидное, он в первую очередь с облегчением думает о том, что все произошедшее – не его вина.

Понятие и характеристика фрустрации

Фрустрация – травмирующее психическое состояние, возникающее у человека, когда он не может или думает, что не может добиться осуществления тех или иных желаний.

Чаще всего причиной ее появления становятся низкая или высокая самооценка, а также завышенный уровень притязаний. Решить проблему можно только избавившись от комплексов, вернув себе уверенность в собственных силах и трезво взглянув на вещи.

Жизнь современного человека заполнена постоянной борьбой: за место под солнцем, за любимую семью, за приемлемое отношение – перечислять можно до бесконечности. Правильно расставив приоритеты и избавившись от проблем с самооценкой, можно получить в помощь новое действенное оружие, имя которому самоуважение.

Видео: Психология. Самооценка

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.

Уровни самооценки личности

В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности:

  • Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
  • Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
  • Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.

Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.

Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и от других дополнительных условий.

Формирование самооценки личности

Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы. Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной. Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.

Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.

В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими. Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности. А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.

Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
- игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением . От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

Самооценка личности , являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Похожие статьи